Цигун с точки зрения православия священник. Церковь, Будда и цигун (некошерные личные размышления)


Как-то в ЖЖ у горячо любимой мною Ольги Арефьевой (http://olga-arefieva.livejournal.com) нашел пост, где она задавалась вопросом: "Есть ли в христианстве и в частности в православии какие-либо оздоровительные практики?". Ведь действительно: в индуизме есть йога, в китайском даосизме цигун и внутренние алхимические упражнения, у тибетских лам есть своя гимнастика. А что есть у христианства? А точнее у иудео-христианской культуры как таковой в плане оздоровления. Пост Арефьевой года, по-моему, 2007. Так что найти его сейчас не смогу. Помню, правда, что отвечало довольно много народу. Даже вроде вели дискуссии. Сам я в принципе даже и не размышлял над этим, ибо и так было все ясно. В христианстве (не в учении Христа, а в религиозном течении, созданном людьми, имевщими к Христу самое опосредованное отношение) ни о каких оздоровительных практиках речь не может идти в принципе. Почему? Да все просто - понятие первородного греха, греховности нашего существования здесь и стремления "на небо", прочь из бренного мира. Первородный грех, собственно, накладывается в христианской традиции на все проявления физической жизни и влечет за собой усмирение и умерщвление плоти. И верно - зачем оздоравливать тело, когда конечной целью все равно являются небеса? Плоть в христианской традиции - "бренная". Йога и цигун (индуизм и даосизм в более широком смысле), как и христианство, видят в неправильной работе тела препятствие для ума и души человека на пути к высшим состояниям. Но после констатации этого факта их пути расходятся: йога и цигун предлагают обуздать тело с помощью упражнений и превратить в инструмент постижения высшего, христианство же просто предлагает подавить его. Оно не пошло дальше и виной всему как раз-таки концепция первородного греха. Здесь христиане пошли самым прагматичным и простым путем. По мысли церковников все логично - плоть отвлекает тебя от стремления к Царству Божьему. Если ты будешь ее укреплять, то физиологические сигналы здорового тела (голод, стремление к движению, сексуальное влечение) будут отвлекать тебя от сосредоточения и молитв. Значит надо их подавить, ведь физическая жизнь наша все равно грешна, так зачем заботиться о здоровье! Традиции самобичевания, строгих постов, ограничений в половой и эмоциональной жизни направлены как раз-таки на подавление и уничтожением плоти. Православие тоже ничем особо не радует. Купание в проруби на Крещение? Помилуйте, всего лишь раз в год. Это не практика. Вообще купание в проруби и баня - традиционные русские оздоровительно-расслабляющие практики - относятся скорее к отголоскам язычества. Слияние с силами природы. К православию они отношения не имеют никакого. Зато истощенные нервические монашки с лицами цвета мороженой картошки - явление с ним непосредственно связанное. Методики цигуна и йоги исходят из мировоззренческих картин, описывающих строение вселенной и человека. В случае с христианством ничего подобного не наблюдается. Да и картины к тому же совершенно разные. P.S. Не будучи специалистом по истории Средневековья и медицины, тем не менее рискну предположить, что столь отрицательное отношение к здоровью физического тела в христианской традиции парадоксальным образом могло способствовать развитию одной оздоровительной практики. С развитием научного подхода и механики ученые и врачи задумывались над устройством человеческого тела. Мертвецы, на которых проводилось исследование анатомии человека, представляли ценность для церкви только в качестве соблюдения ритуала для "отправки" души на тот свет. Проще говоря, их надо было закопать, а не потрошить. На статусе же тела как греховного объекта сего бренного мира это никак не отражалось. Таким образом зарождавшаяся механистическая картина природы очень удачно наложилась на концепцию первородного греха и тела как мусора. Исследования анатомии развивались и развивались. В итоге мы все-таки имеем одну оздоровительную практику, очень условно вышедшую из христианства - западную медицину. P.S.S. Мысли мои и не факт, что правильные.

К сожалению, не нашел интересующую меня информацию от первоисточника в Католической Церкви. Поэтому анализирую ответ на этот вопрос, данным православным священником. На сайте "правмир.ру" он дан.

Итак, изначально вопрос дан так:
"Здравствуйте, у меня появилось несколько вопросов. Как относится РПЦ к Будде? И как РПЦ относится к практике энергии ЦИ (одна из основных категорий китайской философии, фундаментальная для китайской культуры, в том числе и для традиционной китайской медицины. Чаще всего определяется как «пневма», «эфир», «воздух» «дыхание», «энергия» «жизненная сила»). Ну и вообще православие как ко всему этому относится? И если негативно, зачем тогда Бог дал эту энергию (чаще всего этой энергией лечат)? Анатолий "

"У Русской Православной Церкви нет специально выраженного мнения по отношению к Будде. Можно лишь сказать, что Церковь не считает Будду Богом, пророком или великим учителем"

Мой коммент : я тоже не считаю Будду Богом. Наверное, и буддисты его Богом не считают. А вот на статус "великого учителя" он, полагаю, вполне может претендовать. Уж очень он много мудрых вещей сказал.

разного рода энергиям, описанным вами, Церковь относится с большой настороженностью. В Священном Писании вполне подробно и конкретно сказано, что необходимо для спасения души, и ничего не сказано о каких-либо энергиях ."

Мой коммент : но в Священном Писании и об электричестве тоже ничего не сказано, верно? Но оно есть, оно - энергия , и мы им пользуемся. Может, пора выкинуть компьютеры (о них тоже, кстати, ничего не сказано в Писании), выключить свет и пересесть с метро на лошадей? Я не понимаю, при чем тут энергия и спасение души? Это тоже самое, что сказать: "я люблю Бога больше чем метро", разве нет? Как вы можете сопоставить несопоставимое: яблоко и автомобиль?

"Поэтому совершенно несовместимо верить в Будду, энергии, заниматься медитацией и быть христианином"

Мой коммент : Скажите, а если я верю, что был такой ЧЕЛОВЕК - Будда - то я перестаю быть христианином от этого?
Если я верю в энергию электричества, то я еретик?
И еще вопрос: предполагает ли батюшка, сказавший "нельзя заниматься медитацией", что существуют абсолютно разные способы это делать? Можно петь мантры и открывать чакры, и это, бесспорно, для христианина непотребно. А можно с помощью медитации сбрасывать нервное напряжение, избавляться от нежелательных моделей поведения, вырабатывать уверенность. Можно даже менять себя на нейронном уровне! Но проще, конечно, повесить на всё, что не понимаешь, ярлык "это дьявольщина!". Каждому своё...

"Либо мы христиане, либо нет."

Мой коммент : Мы христиане. Мы верим в Символ Веры. Но это не мешает нам включать электрический свет по вечерам, пользоваться услугами метро и ветряными мельницами, энергией воды в ГЭС, атомной энергией, своей нервно-психической энергией, хотя ни об одной из них не сказано в Священном Писании! И не надо смешивать Бога (высшую духовную цель) и энергию (приземленную материальную вещь)!

Почему я заинтересовался энергией Ци: услышал, что какой-то умный дядька (всемирно известный инструктор) дает уроки, как применять цигун в повседневной жизни. Поскольку я еще мало чего знаю об этом, решил навести справки: а как Церковь относится к данной теме? РПЦ, естественно, негативно, я даже не удивлен. Хотя, если говорить языком этого православного священника ("в Священном Писании нет упоминания об энергиях"), то я бы мог его спросить: "Батюшка, а где в Символе Веры сказано, что нельзя заниматься оздоровлением организма с помощью медитации и цигуна?"
Для справки (об энергии Ци): китайцы утверждают, что это жизненная энергия, которая циркулирует в теле человека, и нарушение ее циркуляции вызывает болезни. Вот я хотел бы проверить достоверность этой древней инфы.

Привожу выдержки:

Неоднократно в Сети мне доводилось читать ответы священнослужителей Русской Православной Церкви на вопросы интересующихся в части совместимости занятий цигуном и православной веры. На подобные вопросы абсолютное большинство священников отвечали однозначно отрицательно — православным заниматься этой гимнастикой категорически нельзя. Мотивировалось обычно так — вначале безобидная гимнастика с ростом мастерства и работой с биоэнергией становится ловушкой для человека, затягивая его душу в мир тьмы. Сверхспособности, которые появляются в ходе тренинга, якобы исключительно бесовской, демонической природы. А здоровье, долголетие, радость жизни — не более чем прельщения, для заманивания человека в сатанинские сети. Безобидными считаются лишь телодвижения, а вот работу с энергией и медитацию церковь считает первым шагом к тьме. Да, чуть не забыл, подобное относится не только к цигуну, но и ко всем другим схожим системам — тай-чи, йога, дзен и т.п.
Трудно, до невозможного трудно давать оценку подобным высказываниям. Как человек верующий, я не могу не прислушаться к авторитетному мнению святых отцов. Как человек здравомыслящий — не могу согласиться из-за целого букета нестыковок и непоняток.
Во-первых, цигун появился-таки раньше христианства, и поэтому некорректно обвинять китайцев в неправильности пути. Путь этот просто другой, не больше не меньше, плюс и истоки его намного длиннее. Цигун появился не как религия. Сказать по правде, ничего общего с верой и религией в нем, собственно нет. Ни объекта поклонения, ни обрядов, ни служителей культа — ничего. И если представители церкви считают, что древние восточные практики это умело замаскированное служение тьме и скрытое заманивание во тьму, то против этого есть аргументы, в виде особых сформированных правил поведения для последователей древних учений. Правила эти исключительно положительных свойств, направленных на добро и созидание, эти нормы являются основой всех занятий, без которых невозможен путь и гармония. Какими же будут адепты цигуна, если базируется он на добром фундаменте, дает счастье и здоровье и ведет только к позитивному? Такими же и будут, примеров — масса, почитайте в Сети. А как гласит христианская мудрость — вы его узнаете по плодам, от доброго дерева и плоды добрые.
Выскажу свое мнение, что подобное негативное отношение РПЦ к восточным практикам есть ее малообоснованное собственное толкование понятий о допустимости занятий чем-либо еще для православного. По логике порицание распространяется на все восточные практики — от чайной церемонии до карате, потому как подготовка внутреннего мира человека, медитативные техники применяются там практически везде. Включая любимое Президентом дзюдо. И на удивление странно в наше злое время выискивать демонов в старом и мудром восточном учении. Наверное, неплохо бы со своими нынешними разобраться для начала.

Какая сила стоит за способностями целителей и ясновидящих?

Христианство считает, что природа подобных явлений демоническая.

Однако для современного человека это звучит шокирующе. Кругом маячат объявления о снятии порчи, гадании итп. И нередко единственное, чего боятся люди – это стать жертвами шарлатанов. Духовный аспект остается в стороне.

Оскудевшая в XX веке вера, сохраняя в душах людей некоторое место для Бога, сатану стерло полностью. Как следствие этого оккультизм, который до XIX в большинстве государств карался смертной казнью, теперь повсеместно преподается за умеренную плату и имеет миллионы адептов по всему миру. Дьявол, который, как известно, является отцом лжи, постоянно меняет свою форму, подстраиваясь под веяние времени. «Пусть в меня не верят, только бы исполняли мою волю» – вот его девиз.

Посмотрим, что думают о природе целительства и оккультизма Церковь, ученые и сами целители?

Многочисленные христианские авторы утверждают, что необыкновенные способности человека – телепатия, ясновидение, способность “лечить биополем” являются не естественными проявлениями еще не открытых законов природы, а результатом действия нечистых духов. При этом форма проявления духов может быть как открытая (медиумы, шаманы), так и закамуфлированная (безличная энергия, разлитая в космосе или скрытая в самом человеке – прана/ци).

Купить 40 свечей

Излюбленным приемом демонических сил являются небезуспешные попытки выдать свои действия за действие благодати Божией. В связи с этим существует немалая категория целителей, которая использует церковные обряды, иконы, молитвы, свечи в своей практике. Но христианские святыни в данном случае используются ими не с той целью, с которой обращаются к ним верующие. Не любовь, не почитание Бога движет людьми, которые, используя молитвы и святыни в оккультных целях, фактически совершают надругательство над святынями. Бывает так же, что целители сначала обращаются к Господу, к Матери Божией, призывают всех угодников Божиих, но после этого они осознанно или неосознанно обращаются к иной силе, которая действует в них совершенно сепаратно от Бога.

Вот что пишут практикующие ныне целители о природе своих необычных способностей и источнике целительной энергии.

* «Скажу сразу, что проверить, откуда точно на планету Земля поступает энергия невозможно на данный момент времени. Мы можем лишь пользоваться и предполагать. Об энергетической структуре опять же мы можем только догадываться. Я могу воспользоваться и энергией космоса, и энергией земли (околоземного пространства). Только сам оператор никогда на все сто процентов не скажет, откуда он точно взял энергию. Её как бы и нет для многих, и она в то же время везде есть. Происхождение энергии неизвестно большинству смертных».

* «Природа целительных сил, в основном, одна – использование энергии жизни, говоря по-восточному, праны. Можно применять собственную, запасенную, можно работать проводником рассеянной праны, принимая ее извне (от Святого Духа, от Неба, от Земли, от своих союзников) и направленно отдавая пациенту. Весьма эффективны и духовно практически безопасны близкие к цигун, тайцзыцюань, йога. Традиционные русские и африканские техники более опасны, чаще используют энергию внешних природных сил. Иногда действительно бывает, что у человека есть внешний союзник, о котором он не знает».

* «Я сделала выбор в пользу йоги и не жалею об этом ни секунды. Кроме того, я так и не поняла, с чем мы имеем дело в Рэйки. Все мне пытаются объяснить, что это чистая божественная энергия, но ведь и йога, и цигун работают с праной/ци и направляет при лечении, подсказывает правильные действия также твоя божественная сущность, во всяком случае, так можно сказать, а ощущения и результаты сильно отличаются. Есть повод задуматься. Еще меня насторожило – то, что происходит с физическим телом и твоей энергетикой при посвящении не всегда позитивно. Во время инициации в Рэйки мастер открывает в тебе энергетические каналы, убирает блоки настраивает на … (а на что он реально настраивает?)»

* «Все время совершенствуясь, Вы приходите к пониманию , с понимания этого надо начинать. Иначе будешь думать, что энергий столько, сколько способов её применения».
Позиции целителей мы попросили прокомментировать священника Даниила Сысоева , кандидата богословия, сотрудника Душепопечительского центра реабилитации жертв тоталитарных культов и псевдорелигиозных движений имени св. прав. Иоанна Кронштадтского, автора нескольких книг и статей.

Почему православная церковь считает, что силы целителей, экстрасенсов и прочих магов, не являются проявлением скрытых человеческих способностей, почему христиане их отвергают?

Есть такое понятие как природа, то есть то, что свойственно представителям одного и того же вида. У обычного человека есть воля, чувства, тело. Что касается так называемого «энергетического поля», то получается, что оно, во-первых, свойственно не всем представителям вида, во-вторых, виды материальной энергии физике известны, но в данном случае не идет речь о каком-либо из известных видов энергии.

Предполагается, что речь идет о каком то «духовном» виде энергии. Что это за дух? Человеческий дух не способен менять окружающую действительность без воздействия соответствующей материей. То есть что бы я донес до вас какую-то мысль, то мне необходимо перевести ее в форму слова устного или письменного. Самую по себе мысль я передать Вам не могу. И это не случайно, а потому что человек есть союз души и тела. Вот когда мы станем обломками этой души, то тогда мы сможем обмениваться мыслями, потому что тогда мы не будем связаны материей и будем вне этого мира находиться. Сейчас же это в принципе невозможно.

Если же речь идет о том, что человек не от себя имеет силы, а получает от некоторого другого существа во время контакта, то здесь уже идет не о человеческих способностях, а о некоторой силе. Теперь возникает вопрос – какая это сила? Давайте рассуждать логически. Если это духовный мир, то мы не можем сказать, что эти силы нейтральны. Если человек содержит и добро и зло, то ангелы полярны – они либо чистое добро, либо чистое зло. Это нравственный закон. Бог так же не выше добра и зла, как это думают чародеи и колдуны, а он является чистым добром. Как сказал Христос: “никто не благ, только один Бог”. Может ли Бог и ангелы света быть источником этой энергии? Нет, не могут. Бог, открывая себя людям в Ветхом Завете, сказал:

* Не должен находиться у тебя прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это. (Втор. 18:10-13)

* И если какая душа обратилась к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лицо мое на ту душу и истреблю ее из народа ее. (Лев.20:6)

* Ворожеи не оставляй в живых. (Исх. 22:18)

Господь в Новом Завете говорит: «по плодам их узнаете их». А ворожеи, заклинатели, колдуны они и есть проявление зла. Во-первых, они страшные гордецы. Они все любят употреблять выражения: «Я тебя спасу», «Я посланник Божий», «у Меня миссия», они акцентируют на себя. А плоды какие – плоды известные: злоба и ненависть и страшный разврат, который царит, это всем известно, среди мира экстрасенсов. Что еще характерно, для них непереносимо любое упоминание о церкви. Это прямой результат воздействия темных сил в их нечистых душах. А окончательный результат изложен в народной легенде про доктора Фауста – что происходит с теми людьми, которые решили поиграть с дьяволом. И незнание здесь не освобождает ответственности. Господь сказал «Всякий кто знал волю господина своего и поступал вопреки ее, бит будет больше, а кто не знал, бит будет меньше». Поэтому единственный выход примириться с Богом – разорвать связь с сатаной.

В Новом Завете описан случай, когда апостолы рассказывают Христу о человеке, который Его Именем изгонял бесов, но отказался пойти с ними, на что Христос ответил не трогать его? Не был ли тот человек целителем?

Из Ветхого Завета мы видим, что Израильский народ был богоизбранным народом, и Бог одарил их духовными силами. Благодать господа Бога – Духа Святого пребывала с Израилем. Это выражалось и в чудесах, которые регулярно происходили в Израиле, и действительно именем Бога и изгонялись и демоны и происходили исцеления. Поэтому, упомянутый в Евангелии человек был праведник, который, обращаясь к Творцу, изгонял демонов силой Божию. Он признавал Иисуса мессией, поэтому изгонял Его именем. Почему он не присоединился к общине Иисуса Христа мы не знаем, но знаем, что толкование святых отцов этого следующее: он знал, что Иисус – сын Божий, а значит, он со временем придет в Его церковь, которая возникнет после Его Смерти и Воскресения.

Не являются ли способности целителей неким проявлением творческой сущности человека, которой люди одарены очень неравномерно?

Творческие люди творят, исходя из своих собственных внутренних творческих сил. У целителей и магов я не вижу никаких творческих проявлений. Наоборот, те признаки творчества, которые были им даны, распадаются при контактах с темными силами. Произведения, которые они творят – это графомания.

Что вы скажете по поводу мнения что есть «белые» и «черные» колдуны и о безвредности «белых»?

Хорошо для людей то, что соответствует Божественным заповедям, а плохо то, что не соответствует. Человек сам не всегда может разобраться, где ему хорошо, а где плохо. Например, воткнули бы вы своему ребенку железный штырь? Никогда? Ни при каких условиях? А укол?.. Вот и взрослые, не всегда могут оценить, что им хорошо, а что плохо. Поэтому Бог дает нам через пророков прямые указания на некоторые явления, в том числе на колдовство.

Считается, что проникновение в тонкий мир, то есть как раз то что делают целители, экстрасенсы и прочие «чародеи», плохо потому, что они подпадают под влияние демонических сил. Но поскольку ангелы света тоже живут в тонком мире, то почему не предположить, что некоторым «белым шаманам» сотворят силы света?

Ангелам это запрещено Богом, и они не нарушают его волю. Нарушают Божью волю только падшие ангелы, то есть демоны.

Известные ныне энергии открыли не сразу, а с развитием науки, может быть откроют и биоэнергию?

Во-первых, целители существуют тысячи лет, поэтому говорить о том, что это какой-то новый вид энергии, нельзя. На те силы, которыми они пользовались, всегда была четкая точка зрения. Духовная энергии в отличие от традиционных материальных энергий связана с нравственными понятиями. В большинстве человеческих религий, и христианских и языческих, общение с этим духовным миром воспринималось как нечто крайне отрицательное, и никогда как безразличное. Даже в древнем языческом Риме целители рисковали нарваться на закон о колдовстве и подвергнуться смертной казни. Это касается всех цивилизаций, кроме уже самых сатанинских, где поклонники праны добивались своего, и государства становились кровавыми тиранствами.

Приведем так же мнение отца Алексия Мороза, православного автора ряда книг по здоровому и нравственному образу жизни, исследовавшего природу некоторых из восточных техник, и в частности цигун.

«Медитации бывают разных видов, один из них – это проговаривание мантр, которые являются паролем вибраций, которые открывают человека для бесовского мира. Другой вид медитации – глубокое погружение в размышление о каком-то предмете, человек отказывается от контроля и полностью открывает свою психику для мира демонического. Если в православии постулируется контроль над помыслами (трезвение), то в медитации постулируется расслабление и течение своего сознания в том направлении, в котором оно течет. Цигун – это один из видов восточной йоги, гимнастики, при помощи которой человек входит в определенное состояние вибраций и при помощи которых человек так же открывает себя воздействию демонической силы. Если в хатха-йога мы имеем статические упражнения, то в цигун мы имеем динамические упражнения своеобразного ритмического характера, которые так же открываю человека для так называемых космических вибраций, а на самом деле для воздействий сатанинских. Поэтому цигун имеет чисто оккультную направленность».

Целители или молитвенники?

Обратите внимание на изложенные выше слова одного из целителей: «Все время совершенствуясь, Вы приходите к пониманию единства энергии во вселенной , с понимания этого надо начинать. Иначе будешь думать, что энергий столько, сколько способов её применения». То есть и у «невинного» цигун и у «злостного» шамана источник энергии один.

Иногда высказывается ошибочное мнение, что среди православных святых так же были целители, например Иоанн Кронштадский. Отличие целителя от святого, чьими молитвами даровалось здоровье, заключается в следующем. Святые никогда не исцеляли собственными силами либо силами, природа которых им неизвестна. Результат лечения был связан с тем, что великая сила их молитвы была угодна Господу, Который и удовлетворял их просьбы.

Под эту практику не получается подвести научную базу

Что же говорит наука, каковы исследования ученых о происхождении мистических сил? Анализ ряда работ в этой области приводит к выводам, что, несмотря на тысячи лет существования оккультизма и наличие в современном мире миллионов его адептов, научные исследования существуют только на уровне гипотез, не носят фундаментального характера и не сходятся между собой в объяснении имеющихся феноменов.

Вот что утверждает сторонник популяризации целительства Исаков В.Т. в работе «Некоторые рекомендации по исследованию проблемы традиционного целительства». «Несмотря на богатую историческую традицию и простую очевидность факта наличия целительских эффектов, все еще не удается подвести под целительскую практику какую-либо научную базу. До сих пор нет ни одного вразумительного научного толкования наблюдаемых целительских эффектов. Нет ни одного серьезного научного исследования с привлечением видных ученых специалистов. Нет ни одной академической программы или темы по изучению теории и практики народного целительства».

– Самая серьезная опасность в том, что целители, выдавленные в тень, вынуждаются к выживанию в ограниченных, скрытых от посторонних глаз сообществах. Именно там и зарождаются те самые тоталитарные секты и сообщества изгоев, доставляющие огромные хлопоты государству и людям. Здравоохранение вновь наступает на грабли – вместо того чтобы поднять целительство, происходит его “причесывание” под микромедицину, – говорит президент Института биосенсорной психологии Владимир Тонков.

Но современный человек не удовлетворяется догматическими положениями ветхого завета, он ищет доказательств, а доказательств нет. Как будто предвидел эту ситуацию Господь, произнося слова, изложенные в Новом завете: «По плодам их узнаете их … Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые”. Каковы же плоды чародейства для самих чародеев и для их клиентов? Что говорят по данному поводу церковь, целители и медики?

Иеромонах, доктор медицинских наук Анатолий (Берестов) пишет: «Практически все они /экстрасенсы/ погибают трагически. Часто кончают жизнь самоубийством. Нередко у «прорицателей», якобы обладающих «особым зрением», появляется катаракта, причем не обычная, а стремительно развивающаяся. В течение года она лишает зрения на один или оба глаза. Так великий лжец смеется над принявшими дар ясновидения».

Множество европейских исследований показывают, что жизни людей, обращающихся с духами, оканчивались гибелью. В Россию оккультизм во всем его многообразии выплеснулся не так давно, поэтому говорить о научной статистике у нас пока не приходится. Но приведем выдержку из открытой переписки двух современных целителей:

– В конечном итоге я всё-таки забросил это дело. Учитель умер из-за последствий автоаварии и “колдунята” перестали собираться.

– Недавно обратила внимание на такую странную статистику – очень многие из тех, кто чего-то серьезно достиг в плане работы с влиянием на окружающих посредством экстрасенсорных способностей, погибли в результате несчастного случая: Сахаров, очень талантливая женщина, занимавшаяся у В. Бойко, еще две моих знакомых, еще читала про такие случаи. Когда я начала экспериментировать с влиянием, то очень хорошо получила по мозгам – типа не лезь!

Охота за душами и погубление душ – вот цель нечистых духов, вот объяснение этой «странной», по словам целительницы, статистики.

Святой преподобный Нил Синайский , живший в V веке писал: “И не знают демоны никакой сытости в этом гнусном и непотребном обращении с душою, но как пьяницы, чем сильнее напиваются, тем более разгорячаются … так и они тогда особенно неистовствуют и сильнее и свирепее нападают на душу, когда наиболее повредит ей, поражая и уязвляя ее со всех сторон и вливая в нее свой яд. И не отстанут они от нее прежде, чем приведут ее в одинаковое с собою состояние или увидят, что она уже отрешилась от тела”.

А что же происходит с пациентами целителей и экстрасенсов?

В литературе отмечалось, что после обращения к целителям что в большинстве своем болезни на какой-то период ослабляются, или бывает, что человек даже выздоравливает. Но проходит три-пять лет, и больной возвращается опять к тому же “целителю”. Больной либо умирает, либо приходит в тяжелое состояние.

Мы попросили целителей прокомментировать данное утверждение:

* «В результате целительства неизбежны рецидивы, вызываемые тем же, что изначально вызвало заболевание – дефектами сознания. Поэтому для полного излечения нужно изменить сознание больного таким образом, чтоб он в дальнейшем не повреждал свои энергетические структуры своим страхом, чувством вины, безволием, подавляемыми страстями и прочим».

* «А качество лечения и отдаленные результаты на 80% зависят от пациента. Я не берусь лечить, если человек не готов изменить свое мировоззрение, которое довело его до болезни… хотя бы попытаться. Жаль своего времени и сил».

* «К целительству у меня сейчас двоякое отношение, как и у многих других, думаю. Я занималась энергетическим целительством с самого детства, а потом поняла, что человеку, если хотите действительно помочь, просто необходимо объяснять причину и дать пациенту возможность найти самому выход из его проблемы» .

* «Почему целители направляют людей в церкви? Что бы он покаялся в грехах. Человеку нужно менять свое отношение к жизни. Не знаю почему, но жизнь на планете подчиняется определенным нравственным законам, за нарушение которых человек платит, как платит – это уже другой вопрос. У человека есть масса путей, которыми он может воспользоваться, чтобы воспитать в себе эти нравственный качества».

Какое трогательное высказывание с точки зрения христианина: «Не знаю почему, но жизнь на планете подчиняется определенным нравственным законам, за нарушение которых человек платит». Что же это за законы и кто их автор? Того и гляди, пятое евангелие грядет «от экстрасенсов», потерявших первые четыре. А ведь есть и прецеденты. Вот, например, выдержка из обращения к научной конференции НТОРЭС по биоэнергосенсорике:

«Тезис – «Все дозволено!» – нужно пересмотреть. Не все способны знать: кому нужен какой муж или жена и от кого надо отворожить и к кому надо приворожить. Необходимость выбора добра, как главной целевой позиции каждого, занимающегося экстрасенсорикой-эниопрактикой, должна быть основой, запрещающей делать неверные шаги. Нами разработан Кодекс эниолога-эниопрактика, запрещающий творить зло даже из благих побуждений…».

Поневоле задумаешься, что душа у человека – христианка. Так не будем же изобретать велосипед, создавая моральные кодексы строителей коммунизма или экстрасенсов-эниопрактиков, а внемлем Богу, который через ветхозаветных пророков говорит нам: «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь Бог ваш ».

Фэн-шуй - наука, религия или суеверие?

Последнее время у многих наших сограждан появилось новое увлечение, которое называется фэн-шуй. Литература по фэн-шуй обильно представлена в книжных магазинах. В интернете ему посвящено множество сайтов. В общем, можно сказать, что фэн-шуй нынче в моде.

Но насколько глубоко увлекающиеся им понимают природу фэн-шуй?

Где находятся корни фэн-шуй?

Статья рассчитана на того, кто серьезно относится к своей духовной жизни и считает себя христианином. И, в первую очередь, для христиан, которые размышляют, впустить или нет фэн-шуй в свою жизнь.Итак, что же такое фэн-шуй? Фэн-шуй переводится с китайского как «ветер-вода». Появилось это учение в Китае в IX веке. Интересно отметить, что Лиллиан Ту, популярный гуру современного фэн-шуй, датирующий его IX веком, в другой своей работе пишет: «Китайцы практикуют фэн-шуй тысячелетия». Правда, откуда взялись эти «тысячелетия», она не разъясняет. Впрочем, как заметил автор, в трудах Лиллиан Ту нередко встречаются достаточно противоречивые утверждения, со многими, из которых мы познакомимся ниже поподробнее.

Итак, современные последователи фэн-шуй утверждают, что существует множество его школ, при этом «настоящий Фэн-шуй опирается на одни и те же концепции». Различия в разных школах фэн-шуй лишь в практике. Пытаясь определить фэн-шуй, Лиллиан Ту пишет: «Фэн-шуй – это древнекитайский набор практических методов жизни в гармонии с собственным окружением, то есть со структурой и колебаниями окружающей нас энергии»; «Фэн-шуй – это искусство правильного использования космического дыхания, или ци – силы, циркулирующей во всей окружающей нас среде»; «Фэн-шуй – это не только наука об энергии «ветра и воды» (так собственно переводится термин Фэн-шуй), но и искусство использования, привлечения и генерирования этой энергии».

Из всего вышесказанного можно вывести примерно следующее определение фэн-шуй: фэн-шуй– это теория и практика, с помощью которых человек привлекает и генерирует некую энергию ци, и с помощью этой энергии гармонизирует свое окружение.Для чего все это нужно? На это дается следующий ответ: «…цикл удачи и неудачи может быть существенно изменен, если вы познаете секреты земных энергий и способы манипулирования ими». Под удачей Лиллиан Ту понимает: деньги, здоровье, власть, в общем, процветание.

Лиллиан Ту пишет: «…увеличение доходов – это одно из человеческих стремлений, которое проще всего удовлетворяется с помощью Фэн-шуй»; «Если вам не суждено стать великим воротилой бизнеса, Фэн-шуй поможет вам разбогатеть, но не сделает вас сказочно богатым человеком. Все зависит от вашей небесной удачи».Учитывая, что в основе фэн-шуй лежит учение об энергии ци, познакомимся с этим учением подробнее.

Итак, ци – это некая «вибрирующая» энергия, которая распространена повсюду, она дает человеку «силу и душу». Лиллиан Ту пишет: «Ци человека – это дух, управляющий его деятельностью. Избыток (или недостаток) ци в теле определяет здоровье и жизнедеятельность человека… у разных людей ци отличается качеством и количеством… ци человеческого тела должна находиться в гармонии с ци его окружения». В другой книге Лиллиан Ту добавляет: «Именно ци привлекает изобилие, богатство, процветание, здоровье, признание, популярность и счастье».

Откуда взято учение о ци? Из даосизма. А раз так, то будет полезно узнать даоскую концепцию ци.Необходимо заметить, что даосизм является национальной религией Китая. Его истоки лежат в практике созерцания и медитации, которые использовались для обретения состояния бесстрастия и покоя, а так же для обретения бессмертия. Нет смысла подробно знакомить с даоским учением, так как по данной теме есть очень хорошие работы, к которым автор адресует всех интересующихся даосизмом.

Для наших целей будет достаточно познакомиться только с классическим даоским учением о ци.Даосизм пантеистичен. Ци есть энергия пронизывающая всю Вселенную. Классический пример, объясняющий природу ци, дает древнекитайский-скептик Ван Чун (I век от Р.Х.); он утверждал что материя и дух – это разные состояния ци, как пар и лед – разные состояния воды. Вещество есть «замороженный» дух, дух есть «оттаявшее вещество», т. е. в даосизме материя и дух единосущны, они существовали всегда и не знали Творца. Человек живет в ци. Ци его окружает со всех сторон. Даосы стремились слиться с ци и через это обрести бессмертие. При этом нужно заметить, что даосизм учит не управлению природой, а скорее отдаванию себя ей. Цель не изменить мир, а слиться с ним. Откуда даосы узнали о ци? Через медитации в результате мистических озарений.Что такое фэн-шуй для его последователей: религия или наука? Лиллиан Ту так отвечает на этот вопрос: «Мы рассматриваем Фэн-шуй как прикладную науку, поскольку законы Фэн-шуй формировались на основе эмпирических данных, собранных в течение веков». Итак, последователи фэн-шуй относят к науке.

Что касается религиозности фэн-шуй, то ответ дается такой: «Фэн-шуй не является религией»; «…в самой практике нет ничего духовного или мистического. От вас не потребуется компромиссов с религиозными верованиями или идеологическими принципами, поскольку для практики не требуется никаких молитв, жертвоприношений или веры».

Не относит Лиллиан Ту свое увлечение и к магии: «…Фэн-шуй – это не магия. А также не духовная практика, требующая огромной веры в могущество Фэн-шуй или убежденности в его эффективности».

К сожалению, автор должен заметить, что утверждение Лиллиан Ту касательно того, что в фэн-шуй не требуется вера, является ложным. Лиллиан Ту пишет: «Пока у вас нет потребности верить в фэн-шуй, пока в вас гнездятся сомнения, вы наполняете пространство вокруг себя негативными энергиями»; «Если вы хотите использовать фэн-шуй для улучшения своей жизни, старайтесь не давать много воли недоверию. После того, как необходимые знания «встанут на свое место», вам даже покажется странным, как вы могли не обращать внимания на все эти вещи, о которых говорилось в теории фэн-шуй»; «Методика фэн-шуй сработает лучше, если вы будете поддерживать в себе безмятежное отношение к ней».

Приведенные цитаты скорее опровергают, нежели подтверждают заявление Лиллиан Ту, что вера в фэн-шуй не требуется.Посмотрим теперь, насколько научен фэн-шуй. Лиллиан Ту пишет: «Я должна сознаться, что я не в состоянии точно объяснить, как работает фэн-шуй». Раскрывая вопрос отношения современной науки к фэн-шуй, она продолжает: «Теория, стоящая за рекомендациями фэн-шуй, может казаться странной представителям западной научной школы. Например, многочисленные упоминания об иньских и яньских аспектах энергии. Предполагается также принятие фундаментальной предпосылки о том, что вся вселенная и все в ней сотворено из Пяти Элементов – Земли, Воды, Дерева, Металла и Огня,– состоящих в отношениях взаимного разрушения и порождения».

Если фэн-шуй соответствует стандартам академической науки, почему же ученые его отвергают, как признает это сама Лиллиан Ту? А если они отвергают его, то зачем же Лиллиан Ту вводить в заблуждение своих читателей, заявляя о научности фэн-шуй? Что же это за наука, которую отрицают ученые?

Нужно заметить, что наука построена на парадигме, из которой выводится научная картина мира. Фэн-шуй основан на религиозном учении даосизма, который, насколько известно автору, пока не стал основой научной картины мира. Интересно отметить, что в предисловии к одной из книг Лиллиан Ту, ее почитатель пишет: «Фэн-шуй – сложный предмет, требующий глубокого знания китайских метафизических наук».

Но китайские метафизические науки к академической науке не имеют никакого отношения. В завершении предисловия говорится: «Фэн-шуй тоже занимается проявлением динамических сил и энергий, которые науке еще только предстоит открыть – в масштабе от земного до вселенского».

Если науке еще только «предстоит» эти силы открыть, может тогда не стоит объявлять это свершимся фактом и классифицировать фэн-шуй как научную дисциплину? Может, будет честнее сказать, что теоретическая база фэн-шуй построена на китайском мистицизме, каковым является даосизм?Автор уже приводил выше заверение Лиллиан Ту своих читателей в том, что в фэн-шуй нет никакой религиозности, и что любой человек может его практиковать без всяких компромиссов для своей веры. Нужно заметить, что и это заявление не соответствует действительности. Как выше уже было указано, теоретическая база фэн-шуй основана на религиозной доктрине даосизма.

А разве можно одновременно верить в даосизм и при этом быть, например, христианином? Нет.

Для этого достаточно сравнить их вероучения. Христианство монотеистично, даосизм пантеистичен. Христианство учит о Личном Боге – Творце, в даосизме Бога вообще нет. Для даоса Космос есть Бог и Бог есть Космос. Идея творения мира из ничего, присущая христианству, также отвергается в даосизме. В даосизме нет идеи бессмертной души, которая присутствует в христианстве. Даос воспринимает мир как непрерывный процесс перетекания одних форм и модусов энергии ци в другие. Этот процесс вечен и безличен.

В общем, даосизм и христианство настолько отличны, что лишь человек, не знающий их, может говорить о совместимости этих двух мировоззрений.

К тому же, как пишет Лиллиан Ту: «…наилучшим подходом к использованию фэн-шуй является развитие истинного благоговения перед энергиями Земли и перед самой Матерью-Землей».

А разве христианин не должен благоговеть лишь перед Богом, а землю хранить?

Вызывают сомнения и главные цели фэн-шуй, которые, согласно христианского вероучения, можно классифицировать просто – стяжательство!

Христианство не против материального благополучия, но не ставит его своей целью. Христианин ищет прежде всего Небесного Царствия (Мф.6:33), и уже потом земного благополучия и то, только при условии, если оно не мешает главной цели. Об этом четко сказано в Священном Писании: «…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16:26). А уж идея всепоглощающей концентрации на достижении богатства, к которому призывает Лиллиан Ту, христианству полностью чуждо.

Например, представить себе, что совет, какой дает Лиллиан Ту своим ученикам, сможет дать кому-либо христианин, сложно: «Для успешного создания изобилия вы должны страстно этого хотеть. Вы должны пропитаться этим желанием, полностью сфокусировавшись на нем. … Чем яснее вы представите тип удачи, к которому стремитесь, тем острее и эффективнее будут энергии, которые вы создадите».

А как христианин должен отнестись к следующей рекомендации Лиллиан Ту: «Привыкайте видеть мир вокруг себя глазами Фэн-шуй. Развивайте чувствительность к могущественным, хотя и невидимым энергиям вокруг вас»; «…вы должны попытаться почувствовать свою персональную ци, принадлежащую только вам.Только после этого вы сможете настроиться на свое силовое поле и космическое дыхание внутри вас».

Это хорошая рекомендация для школы экстрасенсов, но полностью неприемлемая для христианства.Используются в фэн-шуй и медитативные практики, которые также полностью несовместимы с христианством, и хотя Лиллиан Ту их критикует, она признает, что используют их мастера фэн-шуй: «Опытные практики фэн-шуй знают секретные методы, позволяющие им овладеть большим количеством персональной ци, которую они используют для вхождения в медитативное состояние для особых консультаций по фэн-шуй. Эти методы разные у разных мастеров, и, судя по тому, что я лично видела, они ближе к шаманству, чем к техникам фэн-шуй». Лиллиан Ту вероятно не в курсе того, что шаманство является отцом даосизма, на теоретической базе которого основан сам фэн-шуй, а потому мастера фэн-шуй, практикующие шаманизм,– это не аномалия, а норма.Фэн-шуй магичен, как впрочем, магичен и даосизм, и, несмотря на то, что Лиллиан Ту отказывается его классифицировать как магию, она все же пишет: «Фэн-шуй действительно сродни магии: зачастую кажется, что в действие вступает некая мистическая сила».

А если учесть, что Лиллиан Ту признает, что она не знает, как работает фэн-шуй, то какие у нее есть основания не допускать возможности реального присутствия «мистической силы»?

Признает фэн-шуй и учение кармы, полностью несовместимое с христианством. А как читателям понравится идея о «трансцендентном фэн-шуй»?

Как пишет о нем Лиллиан Ту: «… трансцендентный фэн-шуй… основан на специальных техниках визуализации и распевании мантр». Сама Лиллиан Ту использует в своей практике мантры из буддизма, но не возражает, чтобы ее читатели для «очищения» использовали, в том числе, и христианские молитвы. А в чем помогает «трансцендентный фэн-шуй»? Как пишет Лиллиан Ту: «Люди, страдающие от неизлечимых болезней вроде СПИДа, рака и других угрожающих жизни заболеваний, могут представить эти проявления нездоровья как мощные блокировки в своей системе. Нарисуйте их в своем воображении как препятствия, которые нужно удалить… представьте мысленно, что блокировки внутри вас рассасываются». Итак, вы больны СПИДом, раком? Нет проблем, мысленно представьте, что ваша болезнь лишь «препятствие» внутри вашего тела и спокойно отправляйтесь на кладбище. Куда у вас есть все шансы попасть, если вы доверитесь фэн-шуй и будете игнорировать медицину.

В самом начале статьи приводилось утверждение Лиллиан Ту, что одна из главных целей, стоящей перед практикующими, есть достижение материального благополучия; правда, там добавляется: «Все зависит от вашей небесной удачи». А если «небесная удача» будет против? Получается интересная логика: если вы достигаете богатства, то вы правильно практикуете фэн-шуй, а если нет?

Как пишет Лиллиан Ту: «Мне кажется, наилучшим способом распознания настоящих специалистов в области фэн-шуй является изучение биографии. Когда кто-то предлагает вам свои услуги в качестве мастера фэн-шуй, посмотрите, помог ли фэн-шуй самому этому человеку достичь тех вещей, которые он обещает сделать для вас. Если данный человек сам явно ничего не выиграл от хорошего фэн-шуй, следует поискать другого. При правильном использовании фэн-шуй всегда срабатывает (выделено нами. – В.П.)».

Логика, которую использует Лиллиан Ту – чисто сектантская. Система всегда права. Если система не работает, виноват человек.

Значит, если последователь фэн-шуй потратил много денег и времени на приобретение литературы, скрупулезно следовал советам фэн-шуй и не получил никаких результатов, то виноват он сам. Система всегда права! С таким подходом можно доказать истинность любой системы.

Приведем несколько советов, которые можно вычитать в книгах по фэн-шуй. Например, читатели могут узнать что «…могила дедушки Мао Цзэдуна находилась «в ладони небесной лунной богини», то есть расположение могилы было настолько благоприятным, что это принесло огромную удачу внуку, в данном случае– великому кормчему Мао». Как просто: удачно расположенная могила привела человека на вершину власти.

Или вот, другой случай: Лиллиан Ту пишет, что она поступала в школу бизнеса, и ей нужны были деньги на оплату учебы в ней. Чтобы их получить: «Я передвинула свою кровать, чтобы выровнять положение во время сна для получения благоприятной ци и удачи с наилучшего направления. Метод не подвел меня, и я смогла получить стипендию ООН для посещения школы бизнеса».

Интересно, а заявление на получение этой стипендии не было подано?Автор, например, долго сидел без денег, попробовал поработать, при этом переставил кровать и– о «чудо»– деньги появились.

Вопрос читателям: в этом «чуде» виновата работа или кровать?

Что можно сказать, завершая статью?

Подытожим то, что мы узнали о фэн-шуй. Многие заявления гуру фэн-шуй Лиллиан Ту противоречат сами себе. К науке фэн-шуй не имеет никакого отношения. Основы его лежат в религиозной доктрине даосизма. При этом, если даосы стремятся слиться с ци, современные фэншуевцы явно пытаются им манипулировать. Современный фэн-шуй по сути является пародией на даоское учение. С христианством фэн-шуй не совместимо. А если учитывать, что в фэн-шуй даются советы для лечения СПИДА и рака, то он может быть и смертельно опасным, если поверивший советам мастеров фэн-шуй человек отвратит свое внимание от медицины и будет «лечиться» только методами фэн-шуй. На взгляд автора статьи, современный фэн-шуй– это типичное суеверие. Занимающимся им можно адресовать слова из Священного Писания: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии…» (1Тим.4:7).

Ну а допускать фэн-шуй в свою жизнь или нет, это уж пусть читатели решают сами.

"Хотелось бы разобраться в вопросе: боевые искусства Китая и гимнастика "цигун".
"Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" (1 Кор. 3.16)
Разве не должно христианину, истинно верующему, живущему не по плоти, а по духу, заботиться о красоте, целостности и гармонии этого храма? Я имею ввиду человеческое тело, каким его создал Бог.
"Душа дана Богом, как оживотворяющее начало для того, чтобы управлять телом. Иначе сказать, душа есть жизненная сила человека и каждого существа" (Беседа о человеке. "Закон Божий").
То есть речь идет о той внутренней энергии, которая двигает нашим телом. Китайская гимнастика "цигун", по-моему, и направлена на то, чтобы с помощью определенных физических упражнений, движений, иглоукалывания, прижиганий и траволечения стимулировать движение "жизненной силы" или "ци" (по-китайски). Неужели в этом есть что-то от врага? Не заложил ли в нас Бог способность совершенствоваться не только духовно, но и физически? А, может быть, даже и необходимость?
Возможно, вопрос заключается в состоянии смирения человека, не превозносящего себя даже внутри, а благодарящего Бога за то, что Он дарует возможность раскрыть как можно больше возможностей, скрытых в человеке Творцом.
Хочу подчеркнуть, что к нашей истинной Православной Вере я пришел очень трудным и тернистым путем. И немалую роль в этом как раз и сыграли занятия спортом и, в частности, гун-фу и цигун. Может быть, выражение "в здоровом теле здоровый дух" не совсем устарело? И в нем есть доля истины? Кто больше задумывается о смысле жизни: спортсмен-аскет или человек пьющий, курящий и едящий?
Правильные ответы на эти вопросы очень важны и, наверняка, волнуют не только меня.
Не могли бы вы опубликовать мнение Православной церкви по этому вопросу жизни верующих?

С уважением
Р.Б. Вячеслав, г. Днепропетровск


НЕ ВСЯКОМУ ДУХУ ВЕРЬТЕ

"Возлюбленные! не всякому духу
верьте, но испытывайте духов, от
Бога ли они, потому что много
лжепророков появилось в мире"

(1 Ин. 4,1)

Дорогой о Господе Вячеслав!
Прежде чем ответить на эти вопросы, хотелось бы внести некоторые пояснения тому, что написано в твоем письме.

Когда ты просишь "опубликовать мнение Православной Церкви" по какому-либо вопросу, то должен знать, что мнение или суждение от лица Церкви может выносить только Собор, будь то Вселенский или Поместный. Это нашло свое отражение в 9-м члене Символа Веры. И ни один священник или монах, какими бы они ни были подвижниками благочестия, не могут выступать от имени всей Церкви. Глава Церкви - Христос, а человек не выше Христа. И если возникает вопрос, не раскрытый соборными решениями, догматами или канонами, то мнение священника является всего лишь его частным мнением.

Однако, это вовсе не означает, что мнение священника не базируется научении Церкви. Поэтому вопросы, которые мы освящаем, являясь нашим частным мнением, исходят все же из того, что есть разделение на Православие, с его учением и историческими корнями и неправославие (инославие), с его учением и историческими корнями. Так, например, высказывая мнение об иглоукалывании, я попытался раскрыть исторические корни и теоретическое обоснование этого метода лечения, которые с Православием не имеют ничего общего.

Может возникнуть вопрос: Разве лечение может быть православным или не православным? Лечение есть лечение. Но лечение или иное другое воздействие нейтрально лишь до того рубежа, пока оно не касается души человека.

И если оно небезразлично для души, это уже вопрос духовный, вопрос веры и исповедания веры, даже если человек и не отдает себе отчета в том, что, занимаясь чем-то он, пусть даже и неосознанно, исповедует какую-то веру или идеологию. А в исповедании веры не может быть мелочей или неважностей. Ведь одна допущенная ошибка, неправильное понимание или вывод, могут исказить все наше религиозное мировоззрение. Поэтому православный христианин свое мнение обязательно согласует и со Священным Писанием, и с теми, кому Духом Божиим открыто правильное понимание Слова, со Святыми Отцами Церкви. И учение Церкви такой верующий не станет приспосабливать к тому, что ему кажется полезным, или к тому, что ему хочется делать, а станет делать то, что необходимо для спасения души.
Теперь, отвечая по существу вопроса, попробуем определить духовную сущность гун-фу и цигун. Это, в той или иной мере, будет касаться и иных восточных систем и боевых искусств.

Чтобы ответ был полнее и понятнее, будем исходить из текста Вашего письма.
Вы привели цитату из послания к Коринфянам Святого Апостола Павла о том, что "вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас (Жор 3,16). Здесь по неопытности или незнанию чего-то, может возникнуть соблазн истолковать тексты в желаемом для себя направлении. Что и произошло в данном случае, когда под словами "вы храм Божий" вы увидели только "человеческое тело" (из письма). Если уж взялись за толкование, то нужно читать весь контекст, ну хотя бы, в данном примере, со следующим стихом. Нужно знать историю написания послания, историческую обстановку, исследовать, что говорят другие книги Писания по данному вопросу и много другой необходимой информации. А еще лучше и правильнее будет, как писалось выше, обязательно испросить мнение Святых Отцов. Так, обращаясь к Коринфянам, со словами "вы" и "вас" Апостол Павел, во-первых, обращается ко всей "Церкви Божией, находящейся в: Коринфе" (1 Кор 1, 2), во-вторых, к каждому конкретно и подразумевает не только тело, но и весь состав человека, и, в первую очередь, его душу. "Ересь растлевает Церковь; грех смертный - душу, - пишет в толковании на этот текст Святитель Феофан Затворник. - За растление Церкви отвечает ересеначальник... за грех смертный, неочищенный покаянием, отвечает грешник... Эту последнюю мысль о растлении (разорении) храма души грешником и раскрывает Святой Павел ниже, когда предостерегает от блудодеяния". (1 Кор 15-20)".
Толкование Святителя Феофана - хороший пример того, как нужно читать и видеть не только конкретный контекст, но и весь текст в целом.

Если следовать Вашей логике и понимать под словами "вы храм Божий" только "человеческое тело", "заботиться о его красоте, Целостности и гармонии", то старец пиргийской лавры преподобный Мироген, подвергшийся водяной болезни, не сберег этот храм.
Ведь все тело его было оплывшим и деформированным. Однако, когда другие старцы приходили с желанием лечить его, то он всегда говорил им: "Отцы, молитесь за меня, дабы мой внутренний человек не подвергся подобной болезни, а что касается настоящей болезни, то я прошу Бога о том, чтобы он не вдруг освободил меня от нее".

Читая послания Апостола Павла, начинаешь понимать, что есть духовная "красота, целостность и гармония" телесного храма: "Тело же не для блуда, но для Господа" (1 Кор 6,13), "... усмиряю и порабощаю тело мое" (1 Кор, 27)...потому что "дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство" (Гал 5,19). И забота о духовной красоте - это победа над "страстями греховными... действующими в членах наших, чтобы приносить плод смерти" (Рим 7,5).

Наши тела создал Бог. И святые учат нас бережному отношению к нему, однако "очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их" (Мф 23, 26). "Весьма опасен необузданный конь для ездока, так и душе твоей опасна плоть, когда она необузданна разумом, покаянием и воздержанием", в этих словах Святителя Дмитрия Ростовского предостережение душе, которая, того не ведая, может запутаться в своих собственных желаниях, принимая их за нечто необходимое для спасения.
И указанием, что не " с помощью определенных физических упражнений, движений, иглоукалывания, прижиганий и траволечения стимулируется движение жизненной силы" (из письма) проявляется забота о храме тела, но покаянием и воздержанием.

Теперь стоит немного коснуться вопроса о "жизненной силе". Вы дословно привели цитату из Закона Божия о. Серафима Слободского, что "душа есть жизненная сила человека". Однако, это вовсе не означает, что "жизненная сила" является и движущей силой, и, тем более, не означает, что душа, как Вы пишете, есть "внутренняя энергия, которая двигает нашим телом". Душа не есть энергия. Так, в одной из своих "Бесед" Святой Григорий Богослов указывает, что возможность двигаться и творить сообщает человеку "именно присущая душе причастность Божественных энергий Духа".

А преподобный Макарий Египетский в "Духовных беседах" пишет, что ошибается человек, думающий, что душа "сама собою без действия Духа может привести тело в совершенство". Наш современник, Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий, в своей книге "Дух, душа, тело" пишет, что "в живых организмах движение... производится и определяется духом жизни, энергией духа...". И это верно. Ведь если, по Вашему мнению, душа является движущей силой, то как же и почему двигаются "бомби", и куда девается эта сила в теле больного или старого человека, в котором есть душа? "Ибо как всемогущий Бог Своим дыханием и проникновением движет и оживотворяет видимые тела". (Святой Григорий Двоеслов).

Из написанного видно, что движущей силой как души, так и тела, является "энергия духа". И все, что пишут Святые Отцы, пишут не от себя, но в соответствии Слову Божию, и каждый, при желании, читая Священное Писание, сможет в этом убедиться. Только один пример: "Когда он говорил мне, вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои" (Иезек 2,2). Таких примеров множество, как в Ветхом, так и в Новом Заветах.

Но не только Духом Божиим может быть водим человек. "Разве неясно, - пишет Архиепископ Лука, - что поток злой энергии, злого духа изливается в наше сердце и мозг, когда видим искаженное ненавистью лицо врага нашего, мечущие искры глаза его и сжимается в страхе сердце наше?" И войти может в человека злой дух, чтобы своей злой энергией управлять душой его: "Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, и он пошел..." (Лк. 22,3,4) И силу может подать такую, что человека одержимого "никто не мог связать даже цепями, но разбивал цепи и разрывал оковы..." (Мк 5,3,4). Или вспомним семерых сыновей первосвященника Скевы, когда "бросился на них человек, в котором был злой дух и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома" (Деян. 19,16). Ну чем не ниндзя?

Много разных наименований присваивает Священное Писание этому духу: дух нечистый, дух злобы, дух противления, дух антихриста, дух лукавства, дух заблуждения... И часто дух этот выступает не открыто, своим звериным оскалом, но "принимает вид ангела света" (2 Кор 11,11), пытаясь подменить собой спасительный Дух Православия. Все эти пояснения необходимы были для того, чтобы лучше разобраться в существе вопроса о цигун и гун-фу, заданного Вами, Вячеслав, и определить, о какой "внутренней энергии", а проще, о каком духе идет речь.

Как было написано выше, если система лечения или упражнения воздействует на душу человека, то это уже вопрос духовный, а то, что система цигун и гун-фу воздействует на душу, видно уже из Вашего письма. И то, что, появившись в Китае, они не являются христианскими, а, следовательно, не могут нести в себе Дух Христа, тоже, полагаю, не требует доказательств. Но желая быть объективным в определении духа, которого принимает человек, занимаясь цигун и гун-фу, предоставим слово тем, кто является признанными мировыми авторитетами и учителями цигун, а также беспристрастным и независимым ученым-исследователям этих систем!

Сначала о терминологии.

"Слово "цигун" состоит из двух слов-иероглифов: "ци" и "гун". "Гун" в данном сочетании означает "воздействие", "управление", "мастерство". Именно этот иероглиф входит в сочетание "гун-фу" (известное в искаженном произношении "кун-фу"), которое относится не только к "боевым искусствам", но практически ко всем сторонам физической и духовной деятельности... Но еще более многозначной и загадочной оказывается первая часть бинома "ци", обозначающая то, на что оказывается воздействие. Можно насчитать несколько десятков различных переводов: "воздух", "дыхание", "лимфы", "эфир", "атомы", "нервная регуляция", "жизненная энергия" и т.д....В то же время "ци" человеческого тела неразрывно связано с "ци" Вселенной" (В. Малявин. "Гунфу: действительность мифа". НиР-1988г.). "Рассмотрев различные варианты применения слова "ци", нужно отметить, что "ци" с одной стороны заполняет небо в качестве воздуха (вспомним Еф 2,2: "...по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления" - Авт.), а с другой - душу человека в качестве его настроения характера (нрава, темперамента и т.д.)" (Кобзев А.И. "О понимании личности в китайской и европейской культурах" и он же "Об основах даосской биоэнергетики", НАД. 1979 г.).

"Причем, набор только практических предписаний цигун малоэффективен в отрыве от теоретических знаний" (т.е. от вероисповедания - Авт.) (Общебиологические взгляды врачей древнего Китая. Сб. статей, М. 1955г.).

"Ци" - общая для всей натурфилософии древнего Китая, и понятие "ци", лежащее в основе китайской медицины, являют собой одно и то же энергетическое представление, "теоретически" разрабатываемое в философии (прежде всего даосской) и "практически" апробируемое в медицине.

Даосская философия утверждает, что "истинное ци" является матерью всех вещей. Истинное ци делится на две формы (иньское ци и яньское ци), которые, в свою очередь, дают начало триаде Небо - Земля - Человек, охватывая три сферы бытия... Противопоставление двух главных сил инь и ян имеет смысл лишь в пределах этой целостности... Преобладание одной из сил невозможно...

Применительно к человеческому организму это означает состояние гомеостаза. Все болезни приходят от временного нарушения равновесия инь и ян, и, соответственно, терапия сводится к восстановлению их гармонии... На этом основываются диагностика и многие лечебные предписания, среди которых, например, рекомендации по выбору времени для занятий цигуном, многие методы цигунотерапии, в первую очередь, "метод шестисловного заклинания". (Мо Вэньдань. Выбор времени и направления для занятий цигун. ЦиС. 1983г.)

"Так как корень любой болезни в нарушении баланса противоположностей, то главная задача практикующего "цигун" - восстановить этот баланс за счет компенсации либо, наоборот, истечения соответствующего вида "ци". У мастера цигуна задача несколько иная: установить полный контроль над "ци", его проявлениями и трансмутациями, и за счет этого приобрести сверхобычные способности...

В последние годы некоторые известные мастера цигуна активно выступают с докладами и статьями, где делается попытка теоретического анализа таких явлений, как передача информации на расстояние, ясновидение, бесконтактное лечение сложнейших заболеваний..." (Янь Синь. Я стремлюсь утвердить истинное понимание цигун. ЦиС. 1993г.).

"Приемы "цигун" обычно представляют собой лишь составную часть сложных систем мировосприятия и мироустройства (религиозные системы - Авт.), овладение которыми сообщает телесной и духовной жизни новое качество, одно из эффективных проявлений которого, например, состоит в развитии экстрасенсорных способностей". "Последние Этнологические изыскания показали, что "восточные подходы к здоровью человека имели глобальное распространение: от древних индейцев майя, до современных африканских колдунов".

Это из книги "300 вопросов о цигуне", в предисловии которой читаем: "Книга, которая выделяется своей всеобъемлющей полнотой и популярностью изложения. Один из ее авторов Линь Хоушен, относится к числу наиболее известных мастеров цигуна в Китае (а значит и во всем мире). Он родился в сентябре 1939 г. в провинций Фуцзянь, учился цигуну у наставника-монаха в одном из буддийских монастырей. В совершенстве овладел методами цигунотерапии и цигуноанестезии, а также развил в себе экстрасенсорные способности (телекинез, видение через преграду). Он разработал оригинальную систему "18 форм цигуна Великого предела", которая получила всемирное распространение...".

Думаю, этого достаточно. В предыдущей статье довольно полно освещены и вопросы экстрасенсорики, и принципы лечения иглоукалыванием, положенные в основу цигун и гун-фу, и христиански отношение к болезням и их лечению. Ознакомившись с этими статьями, несложно будет установить, какой дух дает "внутреннюю" энергию в цигуне.

В своем письме, Вы, Вячеслав, пишете, что пришли к Православной вере через гун-фу и цигун. Это невольно наводит на размышления, что слова одного из теоретиков цигуна "через развитие цигун произойдет слияние культур Востока и Запада" (Чэнь Лэтень. Грядет Новая Эра. ЦиС. 1992 г.) имеют под собой основание.

Очень многие нынче говорят, что пришли к Православию через оккультизм, экстрасенсорику, восточные культуры... Хорошо, что пришли. Плохо, что нередко человек, влекомый в Православие духом заблуждения, приносит этим духом и весь хлам инославия, пытаясь совместить или слить Православие и привнесенный дух. И если в душе человека такое слияние состоялось, то исповедует он уже не Православие в его чистоте, а какой-то гибрид, прикрытый православной атрибутикой.

"Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверными? Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого (а не духа восточного - Авт.), как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому" (2 Кор, 14-17).

Дорогой Вячеслав! Коль пришел к Православию, избери духовника, посоветуйся с ним, положи на сердце послушание, "отвергнись себя (того, занимавшегося цигун и гун-фу -Авт.), и возьми Крест свой" и следуй за Христом...