Что взять с собой в космос? Российские космонавты отказываются брать пистолеты на орбиту Что космонавты берут с собой в космос

Далеко не всем известен тот факт, что космонавты еще со времен первого полета в космос стали брать с собой боевое оружие. Вначале космонавтам давали обычный пистолет Макарова, а потом заменили его мощным трехзарядным охотничьим пистолетом ТП-82. Именно оружию в космосе посвящен этот пост.

Пистолет являлся частью спасательного комплекта и находился в посадочной капсуле. Он нужен был для того, чтобы в случае приземления где-нибудь в тайге, а такие случаи были, космонавт мог спастись от нападения диких зверей.

ТП-82 является невероятно мощным оружием. Сами по себе 30-сантиметровые стволы без патронов и приклада-мачете весят 1,6 кг.

Верхние гладкие стволы предназначались для стрельбы дробью из патронов 32 калибра. Нижний нарезной ствол использовался для стрельбы патронами калибра 5,45 мм и специальным сигнальным патроном.

Случаи встречи с медведями происходили. В книге «Ракеты и люди» учёный-конструктор Борис Евсеевич Черток рассказал, как в 1965 году Алексей Леонов и Павел Беляев, приземлились на своем посадочном модуле «Восход-2» в тайге Северного Урала, а спасательный отряд из-за плохих погодных условий добирался к ним несколько дней. Медведи выходили на свет костра, но ПМ только удивлял хищников и от выстрелов те бежали. Именно Леонов сказал, что необходимо иное оружие.

На фото экипаж Международной космической станции во время тренировочной зимовки в Сибири.

ТП-82 перестали использовать в 2006 году, но что пришло ему на смену не известно. Роскосмос по этому поводу хранит молчание.

Обычно в рубрике «Как всё устроено» представители разных профессий анонимно рассказывают о тонкостях своей работы. Космонавт - слишком почётная профессия, чтобы оставаться анонимом. О своей работе нам рассказал лётчик-космонавт Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина, полковник ВВС Валерий Токарев.

О страхе


Я не сказал бы, что там страшно. Ты профессионал и адаптируешься к работе, поэтому тебе некогда думать о страхе. Я не боялся ни на старте, ни на спуске - у нас же постоянно фиксируются и пульс, и давление. На станции вообще через какое-то время чувствуешь себя как дома. Но есть щекотливый момент, когда надо выходить в открытый космос. Прямо-таки не хочется туда выходить.

Это как первый прыжок с парашютом. Вот перед тобой открытая дверь и высота 800 метров. Пока сидишь в самолёте и под тобой вроде какая-то твердь - не страшно. А потом надо шагнуть в пустоту. Победить в себе естество человеческое, инстинкт самосохранения. Такое же чувство, только гораздо более сильное, когда ты выходишь в открытый космос.

Перед выходом ты надеваешь скафандр, в шлюзовой камере сбрасываешь давление, но находишься ещё внутри станции, которая летит со скоростью 28 тысяч километров в час по орбите, но это твой дом. И вот ты открываешь люк - открываешь вручную, - а там темнота, бездна.

Когда ты на теневой стороне, ты не видишь ничего под собой. И понимаешь, что внизу сотни километров бездны, мрака, темноты и тебе из освещённой обжитой станции надо идти туда, где ничего нет.

При этом ты в скафандре, а это не деловой костюм, в нём неудобно. Он жёсткий, и эту жёсткость надо преодолевать физически. Двигаешься только на руках, ноги висят балластом. К тому же ухудшается обзор. А тебе надо перемещаться вдоль станции. И ты понимаешь, что если отцепился, то смерть неминуема. Достаточно на два сантиметра промахнуться, тебе может одного миллиметра не хватить - и будешь вечно дрейфовать рядом со станцией, а оттолкнуться-то не от чего, и тебе уже никто не поможет.

Но даже к этому привыкаешь. Когда выплываешь на солнечную сторону, становится видно планеты, родную голубую Землю, становится спокойнее, пусть она от тебя в тысячах километров.

О том, каких берут в космонавты

Космонавтом может стать любой гражданин России, подходящий под определённые требования. Это только первый, гагаринский, набор был из военных лётчиков, потом стали брать ещё и инженеров, и представителей других специальностей. Сейчас заявку в космонавты можно подать, имея любое высшее образование, хоть филологическое. А потом уже людей отбирают по стандарту: проверяют здоровье, проводят психологические тесты... В последнем наборе, например, только один лётчик.

Но в космос в итоге летят далеко не все, по статистике около 40−50 % из тех, кто прошёл обучение. Кандидат постоянно готовится, но не факт, что в конце концов полёт состоится.

Минимальное время подготовки - пять лет: полтора года общая космическая подготовка, потом полтора года подготовка в группе - это ещё не экипаж, ещё полтора года подготовка в экипаже, с которым предстоит лететь. Но в среднем до первого полёта проходит гораздо больше времени - у кого-то десять лет, а у кого-то и дольше. Поэтому юных и неженатых космонавтов практически не бывает. В центр подготовки люди приходят обычно уже в возрасте около 30, как правило, женатые.

Космонавт должен изучить Международную космическую станцию, корабль, динамику полёта, теорию полёта, баллистику... В наши задачи на орбите также входит вести съёмки, монтировать и отправлять на Землю сюжеты с борта станции. Поэтому космонавты осваивают и операторскую работу. И, безусловно, требования к поддержанию физической формы постоянные, как у спортсменов.

О здоровье

У нас шутят: космонавтов отбирают по здоровью, а спрашивают потом как с умных. Проблема здоровья даже не в том, чтобы пережить перегрузки, это не так сложно, как принято считать, сейчас даже неподготовленные люди летают в космос как туристы.

Но туристы всё-таки летают на неделю, а профессиональный космонавт проводит на орбите много месяцев. И мы там работаем. Это туриста на взлёте к креслу пристегнул - и всё, его задача - выжить. А космонавт должен работать, невзирая на перегрузки: и связь поддерживать с Землёй, и быть готовым взять на себя управление в случае отказов, - в общем, должен контролировать всё.

Медицинский отбор в космонавты сейчас, как и раньше, очень сложный. Мы проходили его в Седьмом научном испытательном госпитале ВВС в Сокольниках и называли это место «гестапо». Потому что там тебя насквозь сканируют, что-то заставят пить, что-то уколют, что-то вырвут.

Тогда модно было удалять гланды, скажем. Они у меня и не болели совсем, но мне сказали, что надо вырезать. И когда ты проходишь отбор, противоречить врачам себе дороже.

Хотя у некоторых было гораздо хуже. Многие лётчики просто боялись идти в космонавты, потому что многих из них после медосмотра списывали с лётной работы. То есть ты и в космос не летишь, и на самолёте тебе летать запрещают.

О первом полёте

Ты к нему долго готовишься, ты профессионал, всё умеешь, но ты же никогда по-настоящему не испытывал ощущение невесомости.

Всё происходит очень быстро: предполётное волнение, потом сильная вибрация, ускорение, перегрузки и тут - раз! Ты в космосе. Двигатели выключаются - и полная тишина. И одновременно весь экипаж всплывает, то есть вы пристёгнуты ремнями, но тело уже обезвешено. Вот тогда наступает чувство эйфории. За окном - ярчайшие краски. В космосе нет полутонов, там всё насыщенное, очень контрастное.

Сразу хочется всё ощутить, покрутиться в воздухе, поддаться чувству радости, но когда ты член экипажа, в первую очередь надо работать. Очень много всего происходит одновременно: надо следить за тем, как раскрываются антенны, проверять герметичность и так далее. И только после того, как ты убедился, что всё в порядке, можно снять скафандр и по-настоящему насладиться невесомостью - покувыркаться.

Опять же, кувыркаться опасно. Помню, опытные космонавты начинали двигаться очень плавно, а мы, новички, крутились-вертелись. А потом вестибулярный аппарат сходит с ума. И ты понимаешь, что с ним надо аккуратнее, потому что могут начаться приступы тошноты.

О запахах

Это ты на Земле добежал до туалета, а даже если не добежал - ничего страшного. А там, если промахнулся, всё это будет летать внутри в атмосфере. И надо будет собирать специальным пылесосом. Но запахи пылесосом не соберёшь. А атмосфера одна, и она портится.

Запахи на станции постоянно накапливаются, так что, когда первый раз туда прибываешь, чувствуешь себя не очень комфортно. Мы же там и спортом занимаемся, а форточку не откроешь, не проветришь.

Но человек к запахам привыкает очень быстро. Так что нельзя сказать, что всё время на орбите ты чувствуешь дискомфорт. Только первое время, когда открываешь люк корабля и вплываешь на станцию. Хотя ещё несколько месяцев назад время со старта до стыковки составляло 34 часа, так что атмосфера и на самом корабле успевала наполняться разными запахами и особой разницы не чувствовалось. Это сейчас летишь всего шесть часов, так что в корабле остаётся более-менее свежий воздух.

О невесомости

Первые дни сложно спать: голова не чувствует никакой опоры, это очень непривычно. Некоторые привязывают голову к спальнику. Никакие вещи нельзя оставить незакреплёнными: улетят. Но уже через неделю ты полностью привыкаешь к невесомости и живёшь в штатном режиме, вырабатывается распорядок дня: сколько спать, когда есть.

Ногами в невесомости ты не пользуешься вообще, некоторые мышцы атрофируются, несмотря на то, что каждый день ты тренируешься на специальных тренажерах. Поэтому и возвращаться на Землю гораздо труднее, чем улетать, перегрузка переносится сложнее.

А потом первое время на Земле ты всё не можешь привыкнуть, что надо нести вес своего тела. Там же пальчиком оттолкнулся - полетел. Передавать предметы товарищу не надо, кинул предмет - он полетел. Чем грешили некоторые после того, как полгода провели в космосе? Застолье, кто-то просит передать что-нибудь, рюмку, например. Ну космонавт и кидает рюмку через стол.

О международной космической станции

Станция, как и космический корабль, состоит из модулей. Это отсеки метра четыре в диаметре и не больше 15 метров в длину. У каждого космонавта есть свой уголок: ночью приходишь, привязываешь спальник, сам туда заплываешь. Рядом обычно плавает ноутбук, радио, чтобы можно было тебя, если что, быстро поднять.


Это похоже на общежитие. Ничего нет изолированного, даже каюты без ширмы, только в туалете можно немного уединиться. Хотя в американских кораблях полностью изолированные каюты.

Нахождение на станции не похоже ни на тюрьму, ни на больницу. Это просто твоя работа с конкретными задачами. Надо проводить эксперименты, уводить станцию от столкновения с мусором, поддерживать её работу, менять какое-то оборудование, если понадобится.

Считается, что космонавтов в экипажи тщательно подбирают по психологическим характеристикам, но это не совсем так. Если экипаж многонациональный, то каждая страна просто предоставляет своего человека. Во время подготовки врачи, конечно, наблюдают, как вы друг другу подходите.

Но мне с экипажами всегда везло. Некоторые космонавты после совместного полёта на Земле друг с другом не общаются, а я вот со всеми своими коллегами поддерживаю отношения.

Хотя в космосе эмоции, как и цвета, очень насыщенные. Они протекают сильнее, достаточно малейшего толчка - и сразу скандал. То есть главное искусство - искусство управлять собой. Как и на земле, в общем-то.

О смысле

Мой путь в космонавты был довольно последовательным. Я отучился в лётном училище, лётная работа мне нравилась, но хотелось постоянно испытывать новую технику. Тогда я отучился на лётчика-испытателя, испытывал новейшие самолёты палубного базирования - это когда тебе надо посадить свою машину на палубу корабля. При таких упражнениях пульс у лётчиков зашкаливает сильнее, чем когда влетаешь в зону боевых действий. Потом, когда я стал лётчиком-испытателем первого класса, я понял, что всё, выше в атмосфере не прыгнешь. И очень логично было пойти и полетать на космической птичке. То есть для меня это был последовательный путь. Это свойственно мужчине и космонавту. Хотя космонавты тоже бывают разные.


Ну а бога в космосе не увидать, это мы ещё от Гагарина знаем. Но могу вам сказать, что космос - живой. Когда ты там, через тебя проходит какая-то информация, надо только к ней прислушаться. Инопланетян мы не видели, но, когда побываешь там, есть твёрдое убеждение, что мы во Вселенной не одни, есть те, кто умнее и сильнее нас.

Иллюстрации: Саша Похвалин

Замятина Алёна, ученица 2 класса

Реферат был представлен на научно - практической конференции в школе, работа заняла 1-е место

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Луговская средняя

общеобразовательная школа

Реферат

Что берут с собой

в полёт космонавты?

Выполнила: ученица 2 А класса

Замятина Алёна

Научный руководитель:

М.В. Яскевич

п.г.т. Луговой, 2011

Введение……………………………………………………………………………..….........3

1.1.Дорогие для сердца предметы …………………………………….…………..

1.2. Талисманы……………..…………………………..……….…………………..6

Глава II. Игрушки

2.1. Конкурс игрушек………………………………………………….……………..8

2.2..Необычный член экипажа………………………………………………………10

2.3.Праздники на орбите………………………………………………………………1

Заключение………………………………………………..……………………………….…..11

Библиография…………………………………………………………….……………….......12

Приложение……………………………………………………………… …………………..13

ВВЕДЕНИЕ

Что значит для человека ветка полыни? «Это просто трава, сорняк» -скажете вы. И окажетесь правы. Но если эта же ветка полыни окажется в руках космонавта, когда он находится далеко от родной планеты, она будет уже не просто травинкой, которая дольше остальных растений сохраняет запах, а той бесценной вещью, которая напоминает о родной Земле.

У каждого космонавта есть личные вещи, которые позволено взять с собой на борт космического корабля. Их общий вес составляет не более 250 граммов. Перед полётом все личные вещи уже упакованы и ждут отправки в космос. Их нельзя посмотреть, но поговорить о них можно.

Тема моего реферата: « Что берут с собой космонавты в полёт?»

Цель: - выяснить, какие личные вещи и с какой целью берут с собой в космическую экспедицию космонавты;

Задачи:

Изучить и проанализировать литературные источники, информацию из сети Интернет по данной теме;

Узнать, какие вещи берут с собой в личный багаж космонавты;

Выяснить, с какой целью они берут с собой именно эти предметы.

Глава I. Личный багаж космонавтов

1.1.Дорогие для сердца предметы

Космонавты живут на космической станции от 6 до 14 месяцев без родных и друзей. Они скучают по Земле.
Дольше всех в космосе пробыл русский космонавт Валерий Поляков. Он оставался на борту космической станции "Мир" 438 дней, это 14 месяцев.

Поэтому вдали от дома, космонавтам особо дороги фотографии семьи, друзей, пейзажи природы нашей планеты, письма от родных, которые написаны заранее.

Кроме этих многие другие предметы побывали в космосе.

27 мая 2009 года Бельгиец Франк Де Винне, кроме фотографий родных брал футболку, эмблемы и символику организации UNICEF.

Другой член экипажа МКС-20/21, канадец Роберт Тирск брал с собой кольца на руку. Эти кольца от родных - их подарок перед полётом.

Также он взял с собой в космический полет фотографию любимого хоккеиста с его автографом, так как, по мнению астронавта, этот спортсмен является для него примером мужества, отваги и умением работать в команде, что необходимо экипажу орбитальной станции. Фотография с автографом будет вдохновлять.

В ноябре 2001 года российские космонавты привезли на МКС мохнатые игрушки домовых. Добрые домовые по русскому поверью, охраняют спокойствие. «Домовята будут охранять новый для нас космический дом", - так сказал космонавт Афанасьев.

1.2.Талисманы

Не только обереги – домовята совершали путешествие в космос.

Все космонавты, отправляясь в полёт, обязательно берут с собой какой-нибудь небольшой талисман, причём они не убирают его далеко, а держат под рукой уже на старте корабля .

Для многих это мягкая игрушка.

Для американской астронавтки Кэтрин Колман талисман - маленький тигренок, который сопровождает ее во всех тренировках и поездках.
Для итальянского астронавта Паоло Несполи - игрушка его маленькой дочери, которая одета, как Красная Шапочка.

В 2009 году с Романом Романенко в космосе побывала мягкая игрушка – талисман "смешарик в космическом скафандре". Это подарок младшей дочери.

З0 марта 2011 года в космос был запущен космический корабль с названием «Гагарин». Сейчас на орбите трудится космонавт Александр Самокутяев. Его талисман - плюшевая собачка с длинными лапами. Эту игрушку ему вручила дочь, объяснив выбор тем, что собака - друг человека.

15 декабря 2010 года Для командира космического корабля "Союз ТМА-20" Дмитрия Кондратьева талисманом стало удостоверение космонавта, которое выдаётся каждому перед первым полётом в космос.


Но у каждого экипажа есть ещё и общий талисман. Честь выбрать талисман принадлежит командиру, но имя выбирать не нужно, оно всегда одно и то же - Борис. Эта небольшая игрушка на тонкой нитке подвешена между камерой и космонавтами. Мягкая игрушка, талисман по имени Борис, имеет и ещё одно серьезное назначение: помогает космонавтам уловить момент, когда наступает состояние невесомости.

Таким образом, космонавты часто берут с собой мягкие игрушки, которые служат для них талисманами.

Глава II. Игрушки

2.1. Конкурс игрушек

В апреле 2001 года в Москве был организован интересный конкурс “Игр для космического экипажа”. Цель конкурса – разнообразить досуг космонавтов.
Требования к играм были только по весу, размерам и безопасности к условиям невесомости.
Самые оригинальные игры были представлены на выставке в день 40-летия полёта Юрия Гагарина, а потом отправлены на международную космическую станцию.

2.2..Необычный член экипажа

Особой игрушкой, которая побывала в космосе, является медвежонок Миша, ещё до того, как стал официальным символом ХХII Олимпиады в Москве в 1980 году. Этот добродушный зверёк не случайно был выбран официальным талисманом Игр-80. Медвежонок Миша - удачное воплощение силы и удали - качеств, просто необходимых спортсменам. Он - исконный герой русских народных сказок, исторический символ суровой, но прекрасной русской природы.

Для отбора кандидата на космический полет были представлены три медвежонка. Самый большой - ростом с годовалого ребенка, самый маленький - чуть больше мышонка. Выбор пал на среднего Мишу, в связи с тем, что на кораблях "Союз" существует проблема размещения в спускаемых аппаратах возвращаемых грузов. В редакции журнала "Олимпийская панорама" Миша проходил все первые обследования и конкурсные комиссии. После этого началась предполетная подготовка. Как на каждого космонавта, на Мишу завели паспорт и выдали официальное командировочное удостоверение сроком на один месяц. В саквояж "космонавта" были упакованы вымпел Олимпиады-80 и другие сувениры. Затем Мишу вместе с олимпийской символикой доставили на космодром Байконур, где он прошел санитарный контроль, в результате которого ему была выдана справка №1 от 31 мая 1978 года о допуске его к космическому полету.

15 июня 1978 года был осуществлен запуск корабля "Союз-29", пилотируемого экипажем в составе В. В. Коваленка и А. С. Иванченкова.

До самого старта космонавты не знали, что будут втроем. Только на старте им сообщили: "С вами полетит Миша". Какой еще Миша? Почему не предупредили раньше? Потом, увидев хитроватые улыбки, они поняли, что их разыгрывают. Симпатичного, с доброй мордашкой, лохматого Мишутку космонавты приняли в свой экипаж. И хотя было решение упаковать его в контейнер, космонавты сказали: "Раз он равноправный член экипажа, так пусть будет с нами. Именно с нами, а не среди инструментов и прочих предметов».

Во время запуска было видно, как над головами космонавтов подрагивает от нагрузок медвежонок - первый экземпляр олимпийского сувенира. Неоднократно с борта станции проводились телерепортажи по тематике Олимпиады-80 с использованием олимпийской символики и с участием Миши.
Коваленко привык к Мише. А когда настало время с другим экипажем отправлять его на землю, Коваленко попросил оставить его на орбите, продлить Мишке командировку. В удостоверении записали, что командировка продляется до 2 ноября 1978 года, члены экипажа подписались и поставили печать орбитальной станции.

После 140 суток полета на борту орбитальной станции "Салют-6" талисман был возвращен на Землю.

Побывал в космосе и еще один уникальный предмет – световой меч Люка Скайвокера, отправленный на станцию в честь 30-летия киноэпопеи « Звездные войны ».

Американский Баз Лайтер , игрушка - «Барби» для юных космонавтов, герой комиксов и учебников, тоже побывал на космической станции (МКС).

Таким образом, игрушки попадают в космический полёт не случайно, а в качестве символов значимых предстоящих событий, или в случае юбилейных дат.

2.3.Праздники на орбите

На орбитальной станции «Мир», которую спроектировали и построили русские учёные, за 15 лет её работы накопилось очень много игрушек. Их оставляли там космонавты. Хотели даже открыть музей, но, к сожалению, доставить все игрушки на Землю стало невозможно по той причине, что они много весят, а спускаемый аппарат рассчитан на определённую вмещаемость. На «Мире» находился и его последний "обитатель" - кукла-космонавт "Вакоша". Он был сделан руками ребят из ставропольского молодежного аэрокосмического общества и привезен на станцию в 94-ом году, став настоящим рекордсменом по длительности пребывания в космосе – более 6 с половиной лет.

16 июня 2000 года с последним экипажем "Мира" Сергеем Залетиным и Александром Калери "космонавт Вакоша" вернулся на Землю.

Орбитальную станцию «Мир» пришлось уничтожить 10 лет назад. В атмосфере сгорела и ее"начинка" - научная аппаратура и оставленные личные вещи космонавтов: спальные мешки, одежда и даже три искусственные новогодние елки, вместе с костюмом деда Мороза, которые передавались от экипажа к экипажу. 25 декабря 2002года В распоряжении экипажа несколько искусственных елочек разного размера и набор игрушек. Есть на МКС и настоящая "космическая елка" - изображение лесной красавицы наклеено на одной из внешних конструкций орбитального комплекса.

В космосе тоже встречают Новый год.

В декабре 1987 года на целый год полетел в космос Владимир Титов. Тогда впервые, отправляясь в полет, космонавт взял иконки Владимирской Божьей Матери и Даниила Московского. Его благословил сам Патриарх и попросил Титова о том, что в день празднования Тысячелетия Крещения Руси космонавт поздравит с орбиты нашу страну с этим праздником.

С тех пор и получают все космонавты за день до старта благословение от православного священника перед полётом. Причём, многие космонавты берут в полёт иконы.

В 2011 году экипаж корабля «Союз ТМА-21», названного «Гагарин», доставил на Международную космическую станцию Казанскую икону Божией Матери. Икона, привезенная кораблем «Гагарин» на МКС, будет храниться на российской части станции. Вместе с ними полетела и книга, первая энциклопедия космонавтики, «7 побед в космосе», в которую вошли все значимые космические достижения России.

Астронавт НАСА Майкл Барратт летал с камнем. Редкий минерал попросил взять в космос сын его недавно погибшего друга, инженера НАСА.
Майкл брал и семейный талисман – две плюшевые игрушки. Космонавт пообещал своим пятерым детям, что во время сеанса связи игрушки будут рядом с ним. Перед полётом игрушки проходят специальную санитарную обработку.

Вместе с французской астронавткой Клоди Эньере в ноябре 2001 года в космос летала первая выпущенная монета «евро».

Таким образом, предметы – символы попадают в космос, чтобы подчеркнуть их важную значимость или в честь юбилейной даты события.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Человек и в космосе остаётся человеком, который чувствует и ценит то, что ему так дорого на Земле. Какой бы национальности не был космонавт, он берёт в полёт талисман в виде игрушки, который не только оберегает, но и выполняет практическую роль. Также с космонавтами летают игры и игрушки в качестве подарков. Часто сопровождают людей этой профессии иконы. Предметы – символы попадают в космос, чтобы подчеркнуть их важную значимость или в честь юбилейной даты события.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волосенцева А. Семнадцать космических зорь: / А. Волосенцева // Пульсар. – 2005. – № 9/10. – С. 10.

2 . Горьков В. Л. Космическая азбука / В. Л. Горьков; Ю. Ф. Авдеев. – М.: Дет. лит., 1990. – 176 с. : ил.

3.Леонов А. А. Выхожу в космос / А. А. Леонов. – М.: Малыш, 1980. – 79 с. : ил.

4. Побединская М. Шаг в бездну: / М. Побединская // Вокруг света. – 2005. – № 3. – С. 28-39: ил.

5. Энциклопедия для детей: Космонавтика: доп. том / гл. ред. М. Д. Ананьева; гл. худож. Е. Дукельская. ─ М.: Аванта+, 2004. ─ 446 с. : ил.

6. Энциклопедия для детей: Космонавтика: Т. 25 / пред. ред. совета М. Аксенова, гл. ред. Е. Ананьева. ─ 2-е изд., испр. ─ М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. ─ 446 с. : ил.

Итак, мы прошли тренировку, взяли необходимые вещи. Чего же еще у нас не хватает? (Ракеты.)

Ракету будем строить вот по этому плану. Строить будем из стульчи­ков. (Дети строят ракету, садятся на места.)

Дети, усаживайтесь поудобнее, скоро вы взлетите, а я останусь на Земле и буду следить за вашим полетом.

Дети считают от десяти до единицы и с командой «Пуск!» взлета­ют...

Взвилась ракета в небеса

И в тот же миг умчалась.

Лишь в синем небе полоса,

Как снег, белеть осталась.

До свидания, ребята, счастливого пути!

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты»

(Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 с.-162)


Конспект занятия: «Земля и космос»

Цель: обобщить и дополнить знаний детей о кос­мических телах, транспортных средствах.

Формирование умений: работать по графической инструкции, вы­полнять действия, требующие ориентировки тела в пространстве, со­вместно планировать действия в речевом общении и выполнять пос­ледовательности действий в соответствии с намеченным планом.

Подготовка к занятию: персонаж - Незнайка, Волшебный эк­ран (например, фланелеграф), цветные карандаши, материалы для создания космического корабля, ребус.

Ход занятия

На связь с детьми выходит Незнайка. (Его изображение или кукла появляется на Волшебном экране вниз головой).

Незнайка. Здравствуйте, ребята! Узнали меня? Я попал в беду не послушался Знайку, сел в ракету и вот лечу на Луну! А ведь я совсем ничего не знаю ни о Луне, ни о космических путешестви­ях! Да и с собой я ничего не успел взять - я ведь просто поиграть хотел в ракете и все!!! Поможете мне?

Вместе с Незнайкой дети решают, что ему нужно узнать, как отправить ему все необходимое для высадки на Луну.

Составим план работы, придумаем, как отобразить его графи­чески.

1. Вспомнить все, что дети знают о Луне, космических путеше­ственниках и космическом транспорте, дополнить свои знания.

2. Обсудить, что необходимо отправить Незнайке.

3. Завершить работу над ракетой, на которой можно отправить «космическую посылку», разгадать шифр-инструкцию по управле­нию ракетой Незнайки.

Незнайка. Я вижу Луну. Она так ярко светит! Наверное, она такая горячая, что моя ракета на ней просто расплавится, растает как свеча.

Луна - спут­ник Земли. Солнечные лучи отражаются от Луны и нам кажется, что она светится. На самом деле, светиться может лишь раскален­ная звезда, а Луна - холодная и ты можешь не опасаться, что ракета расплавится.

Незнайка. Это хорошо! Я слышал, что Луна весит меньше, чем Земля и поэтому на ней не так сильно притяжение. Можно прыгать вперед безо всякого труда на три метра! Буду скакать по лужайкам, загорать!

На Луне нет расте­ний, нет воздуха, а значит нечем дышать, нет защиты от влияния космоса. Поэтому необходим скафандр.

Незнайка. А еще мне нужна какая-нибудь «правильная» еда - суп, каша. Все мои булочки взлетают под потолок, а газировка скатывается в шарики. Пришлите, пожалуйста, мне правильных космических пончиков в космических тарелках, правильного ва­ренья и космического чая в космических чашечках.

Внутри космиче­ского корабля все предметы теряют вес. Поэтому еда для космо­навтов находится в специальных тюбиках.

Незнайка. Я вижу из окна ракеты множество крохотных огонь­ков и что-то, похожее на глобус - голубое с белыми, желтыми и зелеными пятнами. Не знаете, что это?

Детям предстоит догадаться, что Незнайка говорит о звездах и Земле.

Незнайка. А еще у меня есть рисунок, который сделал Знайка. Здесь нарисованы разные фигуры, а подпись одна - Луна. Стран­но, правда?

Воспитатель обсудит с детьми, что изображено на рисунке, научит детей отличать полную, растущую и стареющую (убываю­щую) луну.

Незнайка. Спасибо, ребята. Я узнал много интересного! Вы мне очень помогли! До свидания, до связи!

Ребята, что вы можете сказать о поступке Не­знайки? Плохо ли то, что Незнайка захотел стать космонавтом?

Кто такие космонавты? Какими чертами характера они должны обладать?

Рассмотрим происхождение слов: астронавт (греч.): острое - звезда, навт - путешественник, астроном (номос - называть, счи­тать); планета - «планетос» (греч.) блуждающий.

Каково сейчас Незнайке в состоянии невесомо­сти? Давайте попробуем поиграть с невесомым, т. е. очень легким предметом. Что это может быть? (Ответы детей.)

ИГРА «НЕВЕСОМОСТЬ». Дети делятся на две команды. Нужно как можно быстрее переправить воздушный шарик в нужную точку. Ребятам нуж­но самим решить, как выстроиться в цепочку от старта до задан­ной точки и направлять шарик легкими ударами. Ловить и переда­вать шар из рук в руки нельзя.

Кто из вас, ребята, хочет стать космонавтом? Как вы думаете, что бы произошло, если бы все стали космонавтами? (Ответы детей).

Вот как написал об этом Евгений Новичихин:

Космонавты

К загадочным звездам летяг корабли.

Представим: чуть-чуть помечтали –

И все космонавтами стали!

На улицах, в парках - повсюду они

На пляже - и то космонавты одни.

Садятся в автобус - а он не идет:

Водителя нету - собрался в полет.

Спешат космонавты пешком на обед,

Но нет ни обеда, ни повара нет:

И он в космонавты собрался, ...

И он без обеда остался.

Спасибо корове - дала молока.

(Она космонавтом не стала пока).

А кто космонавту, пока он растет,

И сказку расскажет, и книжку прочтет?

А кто космонавта научит мечтать?

А кто рассчитает ракеты полет?

А кто ее сделать придет на завод?

Кто ярко напишет на ней, например,

Простое и гордое: «СССР»?

Коль все космонавтами станут у нас,

Взлетит ли ракета в положенный час?

В расчетное время, стартуя с Земли,

К загадочным звездам летят корабли,

Полетом своим подтверждая:

Почетна работа любая!

Как вы думаете, в какой фразе заключена главная мысль стихотворения? Согласны ли вы с его автором?

Последующая работа: Воспитатель предлагает ребятам выбрать предметы, которые необходимо отправить Незнайке, до­рисовать их, раскрасить. Детям необходимо завершить работу над ракетой, которая быстро домчит горе-космонавту необходимые вещи.

Также нужно разгадать шифр - подсказку, как управлять раке­той. Используя подсказку, определить, какая сегодня Луна: полная, стареющая или растущая.

(Тимофеева Л.Л., Уман А.И. Комплексные развивающие занятия в подготовительной группе ДОУ. – М.: Педагогическое общество России, 2006- с.80)

Не все знают, что советские космонавты ещё со времён Гагарина брали с собой в полёт оружие. Сначала это был ПМ, а затем мощный охотничий ТП-82 с тремя стволами.

На первый взгляд кажется странным, зачем нужен пистолет: если лететь на станцию, то там любой выстрел приведёт к катастрофическим последствиям. Однако, смысл в этом был. Пистолет входил в спасательный комплект и хранился в посадочной капсуле. В случае аварийной посадки в тайге, что уже случалось, он мог спасти космонавтам жизнь, защитив от диких зверей.

ТП-82 - очень мощное оружие. Его даже пистолетом назвать сложно. Со стволами по 30 см он даже без приклада-мачете и патронов весил 1,6 кг.

Из двух гладких стволов пистолет стрелял патронами 32-го охотничьего калибра с дробью, а из расположенного под ними нарезного ствола - калибром 5,45 мм. Был и отдельный сигнальный патрон, который доказал свою высокую эффективность ещё на этапе испытаний.

А случаи столкновения с медведями бывали. Советский учёный-конструктор Борис Евсеевич Черток в книге «Ракеты и люди» описывал случай, который произошёл в 1965 году с посадочным модулем «Восход-2» с Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым. Космонавты высадились в тайге Северного Урала, а спасатели не могли несколько дней добраться до них по непроходимому лесу и снегу. Случались ситуации, когда они прямо из вертолёта видели медведей, выходивших на свет костра, чтобы посмотреть на космонавтов. Из ПМ те не могли защититься, а только удивляли медведей.

Чудом выживший Леонов потом выступил инициатором разработки нового оружия.


Экипаж Международной космической станции во время тренировочной зимовки в Сибири

Что самое интересное, ТП-82 вывели из обращения в 2006 году. И до сих пор неизвестно, какой пистолет пришёл ему на смену. Аналитики предполагают , что это может быть ПЯ «Грач» или тот же ПМ.

Роскосмос хранит молчание и не сообщает, вооружены ли вообще космонавты.


Космический турист Марк Шаттлворт тренируется с ТП-82 в 2002 году. Поскольку сейчас космонавты всех национальностей пользуются «Союзами», то все проходят тренировочные курсы на Чёрном море и в Сибири

С другой стороны, в последнее время от пистолетов могли отказаться. Осведомлённый источник, аналитик космической отрасли Джеймс Оберг (James Oberg), который участвовал в переговорах по этому вопросу, знает , что российские экипажи периодически голосуют, включать ли огнестрельное оружие в спасательный комплект, и регулярно отказываются от него.

А инциденты происходят. Так, в 2008 году капсула «Союз» приземлилась в 400 км от планируемой точки. Центр управления 30 минут не имел понятия, где находятся российский космонавт Юрий Маленченко, американка Пегги Уитсон и кореянка Ли Со Ён, Экипажу пришлось дозваниваться по спутниковому телефону.

Тем не менее, с GPS и современными технологиями космонавты оценивают риск заблудиться в тайге, видимо, меньше, чем риск несчастного случая с пистолетом. Да и, как верно в комментариях, каждый килограмм груза имеет значение. Вместо пистолета, который вряд ли пригодится, можно взять что-нибудь более полезное.