Что такое заратустра и пуанкаре. Легенда о Заратустре. «авеста» - призыв к добру и миру

Великий пророк Зороастр

«Так говорил Заратустра» - это название знаменитого произведения Фридриха Ницше. Однако подлинные пророчества Заратустры затеряны в глубине веков, и лишь отдельные его слова дошли до нас благодаря «Авесте» - священному преданию зороастрийцев.

Большинство сведений о Заратустре почерпнуто из «Авесты», но они чаще всего носят мифологический характер. И это неудивительно: если дату его рождения невозможно установить с точностью хотя бы до столетия, то о его происхождении, детстве и юности тоже трудно сказать что-либо определенное. Однако о деяниях пророка мы знаем гораздо больше - Заратустра был одним из тех, чье имя стало известным далеко за пределами его родины. Пифагор утверждал, что неоднократно встречался и беседовал с Заратустрой, однако у историков есть серьезные сомнения относительно возможности таких встреч… Иранский поэт Фирдоуси в знаменитой поэме «Шахнаме» описывает, как князь Виштаспа принимал при своем дворе Заратуштру (это одно из возможных наименований имени пророка)… Впрочем, «Шахнаме» - не историческая летопись, а, следовательно, из факта упоминания имени Заратуштры можно сделать лишь один вывод: Фирдоуси было известно имя пророка. К каким бы историческим документам ни обращались исследователи, сколько бы ни старались по крупицам восстановить истину, все, что касается жизни Заратустры, по-прежнему остается тайной за семью печатями. Но гипотез, тем не менее, существует великое множество, и каждая из них имеет право на существование…

Вавилонские, греческие и иранские летописи по-разному называют великого пророка: Заратустра, Заратуштра, Зороастр, Зердушт и Зардушт… В имени «Заратуштра» нет ничего поэтического: это самое обычное иранское имя, состоящее из двух частей. Первая имеет несколько значений - «желтый», «старый» и «погоняющий». Вторая - «уштра» - означает «верблюд». Нетрудно догадаться, что «погонщик верблюда» - имя человека небогатого, незнатного и едва ли занимавшего высокую должность. Вероятно, такое несоответствие имени знаменитого мудреца и его происхождения заставило ученых придумать другую версию. Если первую часть имени интерпретировать как «золотой», а вторую прочесть несколько иначе, как «Тиштрия» - Сириус, имя «Заратуштра» можно будет истолковать как «Золотой Сириус». Именно такой точки зрения придерживается, в частности, французский исследователь Анкетиль Дюперрон. Существует и еще одна гипотеза: Заратустра - это вовсе не имя, а обозначение жреческого сана. Действительно, такой вариант тоже нельзя исключать: в древности было принято принимать прозвище либо по месту своего рождения, либо по роду занятий - отголоски этой традиции сохранились в большинстве языков. Например, нас ничуть не удивляют фамилии Бондарь, Ткач или Коваль… Но имя - это далеко не самое загадочное в истории жизни Заратустры.

Еще большие расхождения во взглядах связаны с местом и датой рождения пророка. Восточные историки говорят, что Заратустра родился через девять тысяч лет после сотворения мира. Западные историки приводят и вовсе несопоставимые даты: одни полагают, что пророк жил за шесть тысяч лет до Рождества Христова, другие - за тысячу, третьи - за шестьсот лет… Даже официально признанная датировка жизни Заратустры охватывает ни много ни мало четыре века! Как могло случиться, что об исторической личности сохранились столь противоречивые сведения? А может, не было никакого пророка по имени Заратустра? Может быть, это художественный образ? Ведь никому из биографов не приходит в голову выяснять подробности жизни Ноя? Все становится на свои места, если допустить, что Заратустра… един в двух лицах! Одна его ипостась - сплетение мифов, которые имеют собственные законы развития сюжета. Другая - реально существовавший человек, автор гат. И каждая из ипостасей имеет собственную биографию.

Заратустра, каким его изображают последователи зороастризма, то есть в высшей степени идеализированный образ пророка - потомок царского рода. В «Зендавесте» говорится, что он родом из Ариана-Вейи, как и его отец. Магометанские же источники приводят более развернутую картину. Когда Дугда, мать Заратустры, носила его под сердцем, ей приснился вещий сон, настолько ужасный, что утром она в испуге побежала к предсказателю. Ей приснилось, что над ее домом появилось облако, из которого посыпались львы, тигры, змеи, драконы и другие чудовища. Одно из них, самое ужасное, бросилось на нее, чтобы вырвать из ее чрева ребенка и растерзать его. Но ребенок внезапно заговорил. Он сказал матери, что чудовища не могут причинить ему вреда и ей не нужно бояться. После этих слов с неба спустилась сияющая гора, а из нее вышел прекрасный юноша с жезлом. Чудовища разбежались, кроме трех самых злых: льва, волка и пантеры. Но и они были вынуждены отступить, когда юноша направил на них свой жезл… Истолковать сон было нетрудно, и прорицатель сообщил Дугде, что ее ребенок станет великим мужем, но вначале ему придется пройти через множество испытаний.

Пророческий сон Дугды стал первым из чудес, которые после рождения Заратустры стали происходить одно за другим. Когда ребенок появился на свет, он не заплакал, а засмеялся. Все очень удивились и сочли это хорошим предзнаменованием. Тем временем демоны зла стремились уничтожить пророка. Первую попытку они сделали вскоре после его рождения. Предводитель злых духов подкрался к его колыбели, но только поднял руку, чтобы убить младенца, как рука его отсохла, и он был вынужден отступить. Затем злые духи выкрали Заратустру у матери и отнесли его в пустыню, развели большой огонь и бросили ребенка в пламя. Но когда Дугда отыскала его, Заратустра сладко спал среди бушующего пламени. На нем не было ни одного ожога. В дальнейшем маленького Заратустру похищали еще несколько раз. Его клали на пути стада быков, но самый большой бык закрыл его своим телом, и ребенок оставался невредим. Без единой царапинки он остался и в другой раз, когда его бросили к лошадям, и в третий - в логове волчицы… Итак, всякий раз он чудесным образом избегал опасности.

Когда Заратустре было семь лет, демоны предприняли новую атаку. При помощи волшебства они вызвали на свет ужасных чудовищ, надеясь напугать мальчика до смерти. Всех присутствовавших при этом охватила паника, и только Заратустра остался спокоен. Затем ему во время болезни поднесли отравленное питье, но пророк оттолкнул его и вскоре стал выздоравливать. О дальнейших годах жизни пророка известно мало. Упоминается лишь, что в пятнадцать лет он приобрел сан священнослужителя и до тридцати лет вел чистую жизнь, а затем стал проповедовать свое учение.

Учение Заратустры стало на тот момент революционным. Он заявил, что существует два первичных духа-близнеца: Ахурамазда и Ангра-Майнью (Ариман), первый из которых выбрал путь добра, а второй - путь зла. Их борьба породила существующий мир и будет продолжаться до конца времен, после чего зло будет окончательно повержено. До того времени на родине пророка поклонялись целому пантеону, каждой сфере жизни покровительствовало свое божество. Новая религия была одновременно проще и сложнее, ее сила была в том, что у людей появилась надежда на спасение и смысл жизни: личное участие в битве добра и зла.

В родном отечестве, как это обычно бывает, Заратустра не встретил понимания. Он вместе с немногочисленными учениками и ученицами покинул Ариану-Вейю и после долгих странствий вышел к берегу моря. Ни лодок, ни кораблей поблизости не было, а переправляться вплавь Заратустра счел неприличным, поскольку с ним были и женщины… Он поднял руки к небу, море расступилось, и Заратустра с учениками спокойно прошел по дну (не правда ли, этот эпизод напоминает Ветхий Завет?).

В конце концов небольшой отряд путешественников достиг Ирана. В день его прибытия был праздник, и Заратустра незаметно смешался с пирующими. А ночью он увидел сон, предвещавший успех его новой проповеди в Иране. Приблизительно в то же время он стал пророком, то есть человеком, который наделен даром восприятия божественных посланий. Свой пророческий дар Заратустра обрел чудесным образом. Ему явился добрый дух, амшаспанд, и отвел его к Ахурамазде (Ормузду) - верховному божеству. Заратустре было позволено задавать вопросы. И первое, о чем он спросил, было: какое из божьих созданий самое лучшее? И Ахурамазда ответил: «Человек, чистый сердцем». Затем Заратустре пришлось пройти через множество испытаний: огненную гору, раскаленную медь, изъятие внутренностей. А в конце Ахурамазда вручил своему избраннику священную книгу «Зенд-Авесту» и повелел идти ко двору царя Гистаспа и там проповедовать новое учение. С этого и началась история зороастризма - одной из самых «человечных» мировых религий.

«Человечность» зороастризма проявляется, прежде всего, в том, что человек в нем выступает не рабом или игрушкой высших сил, а помощником Ахурамазды в постоянной борьбе добра и зла. Своими добрыми делами, словами и мыслями каждый человек помогает добру, а злыми - увеличивает силу зла на Земле. Последователи зороастризма должны стремиться следовать истине - Аша - и идти по пути добра, совершая тридцать три благих деяния. Первое из них - благородство, а тридцать третье - оказание гостеприимства больным, беспомощным и путешественникам. У грехов в зороастризме - свой перечень. Самым тяжким считается содомский грех, а самым легким - но, тем не менее, вошедшим в список, - сожаление о совершенном добром поступке.

Мир в зороастризме разделен на три эры: «Творение», «Смешение» и «Разделение». И каждой их них соответствует свой спаситель. О появлении каждого из них будет возвещать чудо. Когда придет первый пророк, солнце десять дней и десять ночей будет стоять в зените. Когда настанет время второго - «солнцестояние» продлится уже 20 суток, а приход третьего будет отмечен тридцатидневной остановкой солнца в небе. Последний спаситель (его имя - Сошиос, что означает «избавитель») будет призван спасти мир окончательно. Тогда настанет судный день, мертвые восстанут из своих могил и предстанут перед Ахурамаздой. И те из них, кто окажется осужден на смерть, умрут еще раз - уже навсегда, а праведники получат вечную жизнь. И тогда на Земле настанет царство добра, где не будет ни голода, ни болезней, исчезнут все разногласия и люди сольются под властью единой религии. Но задолго до этой окончательной победы, по предсказанию самого Заратустры, его учение вернется туда, откуда оно вышло…

Но вернемся к судьбе Заратустры. Получив повеление Ахурамазды, он немедленно отправился ко двору Гистаспа (существует еще два написания этого имени: Гуштасп и Виштаспа). Это был великий правитель древности, царь Персии Дарий I Гистасп, правивший в конце VI - начале V вв. Придворные мудрецы вступили с пришельцем в полемику, но все они были вынуждены признать свое поражение. Заратустра прочел царю несколько изречений из «Зенд-Авесты», и тот был очарован его красноречием. Впрочем, само учение он не принял и последователем Заратустры не стал. Узнав об этом, мудрецы принялись очернять Заратустру перед царем. Однажды они тайно принесли в его дом различные вещи, которые считались нечистыми, а среди его одежды спрятали головы собак и кошек, внутренности животных и прочие атрибуты чернокнижия. Затем они пришли к царю и заявили, что Заратустра - обманщик, да вдобавок еще и колдун. Царь пришел в неистовство и повелел посадить Заратустру в тюрьму. Но Ахурамазда не оставил своего посланника в беде. Случилось новое чудо: любимый конь царя внезапно лишился ног: они оказались втянуты в тело. Никто из мудрецов не сумел исцелить жеребца. И тогда Заратустра через стражников передал царю, что готов помочь горю. Но взамен поставил четыре условия: принятие нового учения царем, его супругой и сыном, а также новое расследование своего обвинения. Когда согласие царя и его семьи было получено, ноги жеребца отросли одна за другой.

Следствие по делу Заратустры доказало, что он не виновен в колдовстве, а нечистые предметы в его жилище подбросили враги. С тех пор Заратустра стал личным советником царя, и недоброжелатели были вынуждены смириться с этим. Он проповедовал свое учение, совершал обряды, и число его последователей неуклонно возрастало. Заратустра трижды был женат и имел трех сыновей и трех дочерей. Впрочем, возможно, эта цифра не соответствовала действительности. В мифе говорится о том, что от трех сыновей Заратустры произошли три сословия: жрецы, воины и землепашцы. Кроме того, число «три» считается священным у многих народов. Тем не менее, дети у пророка были - об этом сообщают многие независимые источники.

Прожил он, согласно легенде, семьдесят семь лет. Но как окончил он свой земной путь, достоверно неизвестно. Греческие историки говорят, что он был уничтожен небесным огнем и затем взят на небо. Восточные писатели вот что сообщают о его смерти. В некоторых записях говорится, что Заратустра погиб при осаде Балка, царской столицы: один из чужеземных воинов ворвался в храм и убил великого пророка. А «Бундегеш» - средневековый иранский документ - не ограничивается простым сообщением о смерти Заратустры, а описывает, как это произошло. По его версии, Заратустра просил у бога бессмертия, но Ахурамазда сказал ему, что если бессмертие будет дано ему, то его следует дать и злому Турбератору, иначе загробная жизнь будет невозможна и люди лишатся надежды на победу над злом в этом мире. Затем Ахурамазда показал Заратустре блаженство рая и страдания ада, и пророк заявил, что вполне доволен устройством этого мира…

Такова (в основных чертах) легенда о великом пророке Заратустре. Но если сопоставить исторические документы, то мы обнаружим упоминания о жизни человека, который вполне мог быть реальным Заратустрой, исторической личностью. Бесспорно, гипотеза, о которой сейчас пойдет речь, не считается единственной, однако она наиболее полная и логически непротиворечивая из всех.

Итак, целый ряд ученых полагает, что под именем Заратустры в VI в. до н. э. выступал Спитак Спитама. Род Спитама был достаточно хорошо известен древним историкам. Эта фамилия встречается в деловых документах самого крупного банкирского дома того времени - дома Мурашу, сыновей Ниппура, о ней же упоминается в самой «Авесте». Это была богатая и влиятельная мидийская семья, владевшая обширными поместьями в провинции Рагиана.

Благодаря документам становится возможным уточнить и место рождения Заратустры. Греческий историк Ктесий сообщает, что это была Рага. Город впервые упоминается в Бехистунской надписи, кроме того, о нем говорится и в «Авесте»: в одном месте встречается упоминание о «Pare заратустровской», а в другом говорится, что Рага - двенадцатая прекрасная страна, созданная Ахурамаздой. Более того: восточные историки сообщают, что дворец отца Заратустры стоял на берегу реки Дараджа, на горе Збар.

Записи Ктесия проливают свет и на родословную Заратустры. По его словам, Спитама Заратустра был сыном дочери последнего индийского царя Астата и главы одного из мидийских кланов. После завоевания Экбатана Киром мать Заратустры вышла за него замуж, так что дочь Кира Атосса была сестрой Заратустры по матери.

Но если историкам удалось установить имена родителей Заратустры, возможно, и время его жизни также может быть вычислено? Из «Бундехиша», «Шахнаме» и храмовых летописей всплывает знаменательная дата: 258 год до Александра Македонского. Эта дата - год основания религии Заратустры, а не год его рождения. Но мы уже знаем, что первые проповеди Заратустры прозвучали, когда ему исполнилось 30 лет… Кроме того, существует еще одно, пусть и косвенное, свидетельство - история кипариса, посаженного Заратустрой в память обращения царя Гистаспа. Кипарис был посажен у храма огня в Хурасане, и на его стволе сделана надпись: «Гуштасп принял благую религию». Халиф ал-Мутаваккиль срубил кипарис во время гонений на зороастрийцев, в 245 году хиджры (то есть в 860 году по христианскому летосчислению). Трудно поверить, но дереву в это время было более 1450 лет… Разумеется, годовые кольца на стволе кипариса не считали, однако исторический промежуток они указывают довольно точно, и он совпадает с тем, который стал известен из рукописей. Остается произвести подсчет: Спитама Заратустра родился в 569 году до н. э. и основал новую религию в 538 году до н. э. А умер он, прожив семьдесят семь лет, в 492 г. до н. э.

Как и любая гипотеза, эта версия вызывает немалые возражения. Прежде всего вызывает сомнение то, что в гатах Заратустра не раз упоминает о недостатке материальных средств. Но если он был сыном одного из богатейших родов, то не должен был терпеть нужду… Возможно, он дал обет добровольной бедности? Но зороастризм вовсе не требует от своих последователей аскетизма, он лишь указывает на то, что богатство должно быть нажито честным путем. А может быть, семья была разгневана тем, что Заратустра покинул отчий дом и стал проповедовать новую веру и отказала ему в помощи? Таких примеров история знает немало… Многие из первых христиан, скажем, были знатного происхождения и после обращения оставили свой дом. А ведь Заратустра был не последователем, а основателем новой религии или, как минимум, ее реформатором.

Как бы то ни было, в гатах и Авесте упоминается целый ряд членов семьи Спитама: Пурушаспа и его брат Дигдова, Заратустра, его три сына - Исатвастра, Рвагатнара и Хварчитра, а также «самая младшая дочь Пуручиста». Да и сам автор гат называет себя Спитамой. Так что, возможно, историкам удалось установить настоящее имя пророка и определить время его жизни…

То, что Заратустра оказался при дворе царя Дария Гистаспа, также вполне объяснимо. Этот великий правитель стремился объединить разрозненные персидские державы в одно мощное государство. Зороастризм мог стать для персов мощным объединяющим фактором, той основой, на которой новое государство сплотилось бы вокруг центра… Собственно говоря, Дарию удалось достичь поставленной цели. Его правление было блистательным, и лишь греко-персидские войны омрачили конец его царствования. Кстати, если мы обратимся к знаменитой Бехистунской надписи, высеченной по приказу Дария в скале в 516 г. до н. э., то узнаем любопытные вещи… Дарий сел на трон государства Ахеменидов в период смут и неразберихи, которые начались после неожиданной смерти Камбиса, предыдущего царя Персии. Вот как выглядят события тех лет в изложении самого Дария: «…некто, именем Камбис, сын Кира, из нашего рода, был здесь царем. Этот Камбис имел брата, по имени Бардия, от одного отца и одной матери. Камбис убил этого Бардию …народу было неизвестно, что Бардия убит. Затем Камбис пошел в Египет. Когда Камбис пошел в Египет, народ возмутился, ложь распространилась в стране, как в Персии, так и в Мидии, равно как и в прочих странах. Был человек, маг по имени Гаумата, возмутившийся в Пишиявада, у горы Аркадриш; оттуда он начал бунт. В месяце виякне 14 числа (11 марта 522 до н. э.) он возмутился. Народу он лгал, говоря: «я - Бардия, сын Кира, брат Камбиса». Тогда весь народ отпал от Камбиса к нему, и Персия, и Мидия, и прочие страны. Он захватил власть; это было 9 гармапада (2 апреля 522 до н. э.). Тогда Камбис умер, умертвив себя». Трудно более лаконично изложить историю самозванца… Дальнейшие события хорошо известны: Гаумата, захватив власть, долгое время оставался безнаказанным. Самозванца удалось победить Дарию Гистаспу, которому в тот момент (это произошло 29 сентября 522 г. до н. э) исполнилось 28 лет. При этом он не обладал значительной военной мощью - в надписи упоминается о том, что Гаумату он победил «с немногими людьми». После блистательной победы Дарий взял в жены дочь Кира Атоссу: этот брак призван был подчеркнуть единство династии Ахеменидов и законность унаследованного им царского достоинства. Вероятно, именно об этом шла речь в легендах о Заратустре. Однако в Бехистунской надписи Дарий прямо говорит: «Волей Ахурамазды я стал царем; Ахурамазда вручил мне царство». А в другом месте упоминает о том, что помолился Ахурамазде перед битвой… Получается, Дарий стал зороастрийцем еще до своего воцарения? Тогда к какому же «двору» пришел Заратустра? И был ли Гистасп царем, когда встретился с пророком? С момента, когда Заратустра получил откровение и стал проповедовать, до восшествия Дария на престол прошло ни много ни мало - 16 лет. Таким образом, если Заратустра в тридцатилетнем возрасте прибыл ко двору Дария, то будущему царю было… 12 лет! Можно, конечно, предположить, что некоторое время он провел в пути, однако в легенде упоминается жена Дария и его сын-наследник, который появился на свет несколько позже… Расхождения между легендой и историческими документами легко объяснимы: великим государственным деятелям нередко приписываются подвиги, которые совершались задолго до их рождения и через несколько десятилетий после их смерти. Но как быть с надписью, высеченной по приказу самого Дария? Точный ответ на этот вопрос дать трудно. Но можно высказать несколько предположений. Прежде всего, Заратустpa мог действительно встретиться с Дарием задолго до того, как тот стал царем. Тогда его мифическое появление при царском дворе и состязания с мудрецами - не более чем дань литературной традиции. Ведь и в эпических произведениях, и в сказках герой, прежде чем достичь вершины, должен пройти через испытания, в том числе - человеческой неблагодарностью и клеветой. Второе предположение основано на другой, не менее древней традиции - «переписывании» истории. Надпись появилась в 516 г. до н. э., через шесть лет после победы Дария. За это время он вполне мог обратить царя в истинную веру, а затем Дарий «задним числом» сообщил о молитвах Ахурамазде и дарованной им победе. Интересно, что это сообщение могло появиться лишь в том случае, если зороастризм уже получил распространение среди персов и был принят ими как откровение свыше. Иначе Дарий подвергся бы немалому риску как правитель, ломающий вековые традиции…

Что же касается пророчеств Заратустры - большая часть из них носит характер ответов на вечные вопросы: как устроен этот мир? Что его ожидает? Что таится за гранью смерти? Несмотря на то что человечество сумело раскрыть многие загадки мироздания, оно все еще не нашло разгадки тайны жизни и смерти, добра и зла, начала и конца этого мира. Быть может, поэтому наука никогда не сумеет заменить религию.

Зороастризм существует до сих пор. И хотя он не входит в тройку великих мировых религий, у него немало последователей. Иранцы с гордостью показывают туристам священный огонь, который, по преданию, зажег сам Заратустра. За всю историю страны - иногда очень неспокойную - он не угасал ни разу. Как и тысячи лет назад, последователи Заратустры становятся вокруг огня и, глядя в пламя, повторяют священные тексты. И вносят свою лепту в извечную борьбу добра и зла.

Из книги Необъяснимые явления автора Непомнящий Николай Николаевич

«ЗАЯЦ»-ПРОРОК И ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ В ГЛАЗГО В одну из ноябрьских ночей 1974 года Эдвард Пирсон из Уэльса, «безработный пророк», как он сам себя именовал, проснулся с плохим предчувствием. Он знал, что землетрясения на Британских островах так же часты, как снег в июле. И тем не

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗО) автора БСЭ

Из книги Русский рок. Малая энциклопедия автора Бушуева Светлана

ПРОРОК Группа образовалась 27 ноября 1996 года. В состав вошли: Алексей Зайцев (ударные), Алексей Горшков (соло), Михаил Старостин (ритм), Сергей Горшков (бас), Илья Тищенко (вокал). В феврале 1997 года произошли изменения в составе - И. Тищенко занялся еще и басом, появился

Из книги 100 великих людей автора Харт Майкл Х

93. ЗОРОАСТР (628–551 век до н. э.) Иранский пророк Зороастр был основателем зороастризма, религии, которая просуществовала более 2500 лет, да и сейчас еще имеет сторонников. Он также является автором «Гаты», древнейшей части «Авесты», сборника священных рукописей

Из книги 100 великих узников автора Ионина Надежда

Великий Тимур и его великий пленник Великий полководец Тимур много воевал. Уходя в дальние походы на завоевание новых земель, грозный повелитель приводил оттуда искусных мастеров и ремесленников, каменщиков и золотых дел мастеров, ткачей и оружейников, каких только мог

Из книги Русская мифология. Энциклопедия автора Мадлевская Е Л

Илья Пророк Илия - единственный ветхозаветный пророк, которого православная церковь чтит, как и своих святых. Илия, родом из города Фесвы, жил в IX веке до Рождества Христова, двадцать пять лет пророчествовал в Галааде. В его образе соединились черты аскета-подвижника,

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

Зороастр - древнегреческая форма имени пророка

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Прошлое - лучший пророк будущего Слова английского поэта Джорджа Гордона Байрона (1788-1824) из его письма от 28 января 1821 г.Иносказательно: предугадать будущее (например, страны) можно, только изучив, подвергнув анализу ее историю, поскольку будущее - логическое продолжение

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков автора Новиков В И

Фанатизм, или Пророк Магомет (Le Fanatisme, ou Mahomet la Proph?te)Трагедия (1742)В основу сюжета этой трагедии Вольтера легли события из жизни арабских племен Аравии, связанные с распространением ислама и деятельностью религиозного реформатора Магомета. Автор писал: «Я знаю, что Магомет

Из книги 100 великих праздников автора Чекулаева Елена Олеговна

Илья пророк 2 августа - особо почитаемый праздник пророка Ильи.Жил Илья во времена царствования израильского царя Ахава, когда в еврейском народе распространилось язычество. Он боролся против почитания языческих божеств и подвергался за это преследованию. Илья обладал

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Из книги Шедевры русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Илья пророк. В 26 клеймах жития 1678. Художественный музей, ЯрославльБольшая часть жизни царского изографа Семена Спиридонова Холмогорца (художник был родом из Холмогор) прошла в Ярославле, втором по величине города Руси XVII века, из храмов которого происходят все

Заратустра, так же известный под именем Зордиаштр, Золдиаштр и Зороастр (tho:r dhi:ashtr) известен как первый пророк периода Ассиро-Вавилонского царствования, основатель и предтеча первой монотеистической религии мира известной ныне как зороастризм или огнепоклонничество.

Годы его жизни достоверно неизвестны (ориентировочно между VI –V вв. до нашей эры на территории нынешнего Ирана в предместьях Тегерана), однако известно, что он дожил до весьма преклонных лет, был трижды женат и совершенно не отрицал плотскую сторону жизни человека вообще и своей в частности. Считается, что Заратустре открылась истина которую в последствие записали в виде Авесты, еще при жизни Заратустры, но без его на то благословения. Поскольку он считал, что все необходимо подкреплять только хорошими делами. Так общеизвестная триада зороастризма выражалась следующим образом: «благая мысль – благое слово – благое дело». По разным версиям считается, что первым, кто принял его мировоззрение, был царь Виштаспа, после которого учение начало распространяться по всему Ирану и Турану, достигло территорий нынешнего Азербайджана (на всех перечисленных территориях до сих пор сохранились действующие или законсервированные храмы огнепоклонников).

Особенностью религии, которую провозглашал Заратустра, в отличие от культов, существовавших на территории Ассирии и Вавилона, была настолько большая абстрактность образов, что ее можно признать даже некоей философской концепцией, разделения и единства злых и добрых сил, которые функционируют и неизменно присутствуют во всем и всех. Необходимо культивировать в себе добрые силы и противится или даже игнорировать злые силы. Это было достаточно большим скачком в языческом сознание, поскольку жертвы приносились и злым духам и добрым в равном сочетание, не делая разделений между ними, а злым духам даже с большим усердием.

По легенде, при рождении Заратустры он не заплакал, а рассмеялся, и от этого смеха разбежались в разные стороны 2000 злых духов. В другой легенде, когда он проходил по рынку один торговец кричал и поносил самого Заратустру, под конец бросил в него гнилым персиком, крича, что если бы то, что ты говоришь, было бы правдой, то я бы ослеп. И он мгновенно ослеп. На что Заратустра, не оборачиваясь, сказал ему, что если бы ты немедленно не одумаешься, то так и останешься слепым, как и твоя душа. Говорят, что торговец, задумался над его словами и так же мгновенно прозрел. Такие легенды не характерны для языческого сознания, когда за проступком идет кара, не имеющая обратного хода. Злых духов можно задобрить жертвоприношениями или отпугивающими обрядами, но никак не смехом. К тому же пантеон богов был необычайно широк. Практически, ни одно действие в быту не могло пройти незамеченным от того или иного божества, и, соответственно, кары или воздаяния за определенное действие. Этим кстати определяется огромное количество суеверий, которые поджидали человека на каждом шагу. В настоящее время их стало меньше, однако, происхождение их именно такое.

На это Заратустра дал свой ответ, что есть один Бог Ахура Мазда и множество богов, которых, судя по их названиям (Целостность, Бессмертие, Добрая мысль, Лучшее царство и т.д.) идентифицировать и персонифицировать было гораздо сложнее. Злые же Боги, по сути, являются лишь проявлениями злых духов. И только Ахура Мазда (Мудрый господин) является одним и самым важным из них. По своей сути это равноценно переходу от язычества к монотеизму, несмотря на языческие корни и обрядовую сторону огнепоклонников.

Считается, что зороастризм оказал огромное влияние на становление таких мировых религий как Иудаизм, Ислам, раннее христианство в виде его ересей, таких как Манихейство и прочих. Более того, в Исламе большинство религиозных праздников напрямую не связанных с деятельностью пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и да приветствует) имеют те же названия что и в зороастризме. Например, Ураза Байрам – празднование нового года. В христианстве, обряды причащения практически полностью повторяют обряды очищения огнем у зороастрийцев.

Так что, хотя на сегодняшний день встречается не так уж много огнепоклонников, многое из того, что говорил Заратустра, живет и по нынешний день. Хочется нам того или нет.

Культура часто накладывается одна на другую и не все понимают, что было раньше, а что позже. Те, кто увлечены творчеством Фридриха Ницше не особо знают о пророке, чье имя он использовал для написания своей повести о Заратустре.

Реальная личность

Заратустра, не смотря на скудное количество свидетельств своего существования, считается реальной личностью. Заратустра - это основоположник зороастризма. Именно этому человеку приписывают авторство 17 гимнов «Песнопений» («Гаты»).

Значение самого имени пророка до сих пор является предметом многих споров. Так, существует версия, по которой имя переводится как «тот, кто погоняет верблюдов». Однако А.Дюперрон предлагает собственную версию перевода. Для него Заратустра - это «золотой Сириус».

Так же, как и с переводом имени, у ученых много расхождений относительно места и времени жизни пророка. Одни считают его сыном купца, другие связывают его происхождение с небогатым восточноиранским родом. Существует даже смелое предположение, что он родился на территории современной Российской Федерации. Хотя доказательств этой гипотезы нет.

Легенда о Заратустре

По одной из известных легенд пророк родился третьим ребенком в семье с пятью детьми. С 15 лет он стал священнослужителем, а спустя пять лет покинул свой дом, чтобы отыскать истину.

В 30 лет он встретился с главным божеством из триады иранских богов. Ахура-Мазде задал Заратустре несколько вопросов, после чего взял к себе на небо. Там пророк прошел три испытания, после которых ему открылась истина.

Спустившись назад, он не получил поддержки среди близких людей, кроме брата. Ему пришлось покинуть родные места, однако благодаря местному царю, зороастризм распространился по всему Ирану.

Заратустра - это пророк. К 42 годам он стал советником этого царя. Все его изречения были записаны на воловьих шкурах. Его творения, включая стихи, были повреждены при сожжении библиотеке во времена Александра Македонского.

Прожил мудрец 77 лет и 40 дней. Зная, что умрет насильственной смертью, он провел последние 40 дней в молитвах. Будучи женатым за жизнь дважды, он оставил после себя шестерых детей.

О Фридрихе Ницше

«Так говорил Заратустра» является наиболее значимым произведением философа, который вложил в него все свои суждения о жизни и человеке.

Говорить о творчестве Фридриха Ницше достаточно сложно. Это связано с тем, что не у всех хватает сил и времени читать его путаные тексты полностью. Поэтому многие опираются на суждения других о смысле его произведений.

Именно из-за этого появился миф о том, что философские взгляды Ф.Ницше связаны с фашизмом и нацизмом. Этому также способствовала его сестра, яркая приверженка А.Гитлера.

По этому поводу прекрасно высказались браться Стругацкие: «Ницше. Это был большой поэт. Однако ему весьма не повезло с поклонниками».

Родился немецкий философ и поэт в 1844 году в семье лютеранского священника в третьем поколении. Он был назван Фридрихом Вильгельмом в честь прусского короля, который правил в то время.

В университетах он углубился в античную классику. В 1869 году он занял кафедру классической философии в университете Швейцарии. Однако во время франко-прусской войны записался рядовым санитаром в прусскую армию (1870). Подорвав здоровье, Фридрих вернулся в швейцарский университет.

Среди друзей философа было множество известных личностей, среди которых был и Р.Вагнер. Он оказал большое влияние на его творчество. Философ посвятил ему четвертую часть «Незавершенных размышлений».

Умер поэт в 1900 году в семье спустя год после сильного психического припадка. Так ушел Фридрих Ницше. Заратустра в качестве его героя и образа продолжает жить.

«Так говорил Заратустра»

Одно из наиболее известных произведений Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра» написано в 1883-1885 годах. повествование невозможно изложить или пересказать кратко. Парадоксально звучит даже подзаголовок - «Книга для всех и ни для кого».

Книга не относится к трактатам. Это скорее философская поэма, хотя и написанная в прозе. Для того чтобы понять это, необходимо прочесть произведение на немецком языке. В оригинале ему присуща определенная ритмика, которая подтверждает, что Ницше больше поэт, чем философ, а тем более ученый.

Завязка произведения состоит в том, что тридцатилетний Заратустра (Ницше) покидает родину и уходит в горы. Он наслаждается одиночеством. Через десять лет он пресытился своей мудростью и решает спуститься к людям. По пути он встречает старца, который уговаривает мудреца остаться в лесу. Но слышит в ответ слова о том, что Заратустра любит людей. Однако более значимой фразой молодого человека является то, «что Бог умер».

В произведении «Так говорил Заратустра» герой общается с разными людьми. Притчи, которые он рассказывает, по содержанию относятся к разным направлениям:

  • моральные;
  • психологические;
  • философские.

Ницше знал, что его теорию о сверхчеловеке многие не поймут, поэтому вслед за этим произведением, он выпустил еще два: «По ту сторону добра и зла», «К генеалогии морали». Их целью было защитить идею от непонимания, пояснить ее смысл.

О «трех превращениях духа»

Наиболее значимым в произведении является рассказ о превращениях духа.

По словам мудреца, дух человека должен пройти три превращения. Сперва дух становиться верблюдом, поскольку он хочет испытать тяжесть собственной ноши. Затем он стремиться стать львом, чтобы обрести свободу и стать господином. Но поняв, что не сможет наслаждаться свободой, дух стремиться к полному обновлению. Это возможно при превращении в дитя.

О женщинах

Встретившись со старушкой, Заратустра говорит с ней о женщинах. Он относит им важную роль, а именно - принести в мир сверхчеловека. Единственным их счастьем должно быть понимание, чего хочет мужчина. Только тогда мир будет совершенен.

Для того чтобы оставаться желанной, женщина должна быть опасной игрой для мужчины. Поскольку они хотят в жизни только две вещи - опасность и игру. Для героя женщины остаются загадкой, однако «на все это есть одна разгадка: беременностью зовется она».

Идея сверхчеловека (Ubermensch)

Сквозь все произведение проходит мысль о том, что человек является лишь промежуточным звеном от обезьяны к сверхчеловеку. «Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком».

Сверхчеловек отличается от простых людей несокрушимой волей. Однако смысл его жизни не в управлении другими людьми, он - гений и бунтарь, способный разрушить старые правила и ценности при этом создать новые. Так говорил Заратустра.

Ницше прописал этот романтический образ на интуитивном уровне. Концепция о сверхчеловеке не закончена. Автор прописал ее апофатически. Он указал, кем его герой быть не должен, а именно человеком толпы, средним обывателем. Он должен быть выше измельчавшего человечества. Заратустра - это тот, кто над толпой и живет вопреки ней.

Сегодня произведение, которое написал Фридрих Ницше, «Так говорил Заратустра» относиться к мировой классике. Произведение изучается как в философии, так и в литературе.

Согласно легенде, изложенной в "Шахнамэ", монументальном своде эпической истории Ирана, созданном классиком персидско-таджикской литературы Фирдоуси (934-1020 гг. н.э.), вскоре после очередного потопа, накрывшего территорию Средней Азии около 5100 лет тому назад, со стороны Уральских гор явился "пастырь человеков" Хаома, возвеститель нового закона. Он стал Отцом и Учителем древних иранцев, а при его преемнике люди начали строить поселения и возделывать поля. Сын преемника Хаомы - легендарный царь Джемшид - упорядочил жизнь сословий своего царства. В блестящее правление Джемшида "не умирали животные, не увядали растения, в воде и плодах нигде не было недостатка, не было ни мороза, ни жары, ни смерти, ни страстей, повсеместно господствовал мир". Но из-за гордости Джемшида блеск Божий оставил его. Губительный Зохак победил его, прогнал прочь и начал свое жестокое царствование. Затем последовали времена дикого восстания, из которого победителем вышел герой Ферндун, и его род стал господствовать над Ираном.

При шестом царе после Ферндуна - Густаспе - в древнем иранском роду Спитама появился мальчик, названный по традиции рода "Заратустра". Имя Заратустра (Заратушт, Зардушт, Зороастр) означает "обладающий старым верблюдом". Это было простое крестьянское имя, типичное для древнего Ирана. Наиболее вероятным временным периодом Его жизни считают VIII–VII вв. до н.э., а о точных датах жизни нет и речи. Отца Заратустры звали Поурушаспа, а мать Его носила имя Дайдай ("Божественная рыба"). Предсказанное во сне рождение мальчика виделось Его матери как благословение для всего мира, для тех, кто следует законам Бога. Она увидела прекрасного юношу, вышедшего из яркого света с жезлом и книгой в руках. Его рождению радовалась природа, а сам ребенок, по преданию, появился на свет с радостным смехом, приветствуя мир. Он смеялся, оставляя грудь матери, и от Его смеха дворец наполнялся светом. Когда Заратустра был ребенком, совершалось много чудес, что вызывало зависть у темных сил. Много раз они посягали на жизнь Заратустры, но безуспешно. Заратустра был защищен Божественной силой.

С семи лет его начали обучать священству. Обучение было устным, так как иранцы не знали письма, и состояло из изучения обрядов и выучивания великих "мантр" (заклинаний), составленных мудрецами предыдущих поколений. Считалось, что зрелость достигается в пятьнадцать лет, и в этом возрасте Заратустра стал самостоятельным священником. Сам он называл себя "мантран" - сочинитель мантр, вдохновенных экстатических изречений, заклинаний и гимнов. Он обладал поэтическим даром.

Время, когда жил Заратустра, являлось временем упадка нравственности. Это была эпоха жестоких войн, кровавых жертвоприношений, могущества колдунов и магов. По преданию, в двадцатилетнем возрасте будущий Пророк оставил мирские желания и ступил на путь праведности, скитаясь в поисках Истины, а в тридцать лет получил божественное откровение, оставил дом и пустился в странствия. Это событие упомянуто им в одной из "Гат" (Ясна 43) и кратко описывается в пехлевийском сочинении "Задспрам" (20-21). Как-то раз Заратустра участвовал в сборище по случаю весеннего празднества и пошел на рассвете к реке за водой для приготовления ритуального напитка "сома". Этот напиток изготавливался из листьев кустарника "эфедра", и оказывал на человека возбуждающее действие: "возбужденные, мы поднимаемся на ветрах, как на наших конях, а вы, смертные, можете видеть лишь наши тела" ("Риг-Веда"). Заратустра вошел в реку и взял воду из середины потока, где она была свежее и чище. Когда он возвратился на берег в состоянии ритуальной чистоты, перед ним в свежем воздухе весеннего утра возникло видение. Он узрел на берегу сияющее существо, которое позвало его за собой и привело к шести другим излучающим свет персонам, в присутствии которых Заратустра "не увидел собственной тени на земле из-за их яркого свечения". Это были Божества во главе с Ахура-Маздой. Заратустра провозгласил Его единственным несотворенным Богом, вечно существующим, Творцом всего благого, включая всех других добрых и благих Божеств. Позднее Заратустра не раз еще чувствовал присутствие Ахура-Мазды или слышал Его слова, призывавшие Пророка на служение.

Заратустру считают основателем религии древних иранцев, называемой зороастризмом, или парсизмом; человеком, открывшим людям завет Бога: "хумата, хухта, хваршта" - "добрые помыслы, добрые речи, добрые дела". Когда-то зороастризм исповедовали на территории древнего Ирана, Афганистана, Средней Азии, Южного Казахстана; он объединил большие пространства и оказал немалое влияние на мировые религии. Особенностью учения Заратустры в том, что путь к Богу лежит не столько через обряды и жертвоприношения, сколько через добрые мысли и праведное поведение. Заратустру считают первым Пророком в истории человечества, проповедовавшем монотеизм, учение о единобожии.

Проповедническая деятельность, проведенная Заратустрой среди соплеменников, оказалась бесплодной. Мидийцы (западный Иран) отказались принять новую религию и сохранили старую. Община изгнала Его, и лет десять Пророк провел в скитаниях. Будучи в оппозиции духовенству, Он прошел через тяжелые испытания. Разные жрецы и правители отказывали Ему в крове, видимо, не принимая нравственного и монотеистичного учения нового Пророка.

И тогда Заратустра понес Свое учение в Перейду (восточный Иран). Там Он нашел единомышленников, и Ему удалось добиться благосклонности царя Кави Виштаспы, могущественного правителя Арьешаяны (современные Туркменистан и Афганистан), и его жены - царицы Хутаосы. Это рассердило правителей соседних государств, которые потребовали от Виштаспы возврата к прежней религии и объявили ему войну. Но Виштаспа отказался выполнить их требования, выиграл войну и объявил учение Заратустры официальной религией всего Восточного Ирана. Проповеди Заратустры были записаны золотом на двенадцати тысячах бычьих кож. Главную священную книгу, Авесту, поместили в царскую сокровищницу. В горах Бухары Заратустра выбрал круглую пещеру, украсил ее многочисленными символическими и астрономическими изображениями и торжественно посвятил ее Митр-Азу - незримому Божеству, Отцу Вселенной. В центре потолка яркой жемчужиной изображалось Солнце, вокруг него последовательно располагались планеты, блистая золотом на лазурном фоне, Зодиак был выгравирован чеканным золотом. Четыре века мира были представлены глобусами из золота, серебра, меди и железа.

Заратустра прожил при дворе Кави Виштаспы долгую жизнь, был трижды женат и имел нескольких детей. Он погиб от рук бактрийских кочевников, воевавших против Кави Виштаспы. После гибели Заратустры часть Его учеников переселилась в Мидию (западный Иран) и обратила в свою веру племя "магов". Затем цари рода Ахеменидов распространили учение Заратустры и свою власть на все близлежащие области.

ОСОБЕННОСТИ УЧЕНИЯ

Священным символом для последователей учения Заратустры был Огонь. Понятие огня было очень широко, это и всеоживляющая мировая сила, и добро, и путь восхождения к свету, и пламя домашнего очага, и молния. Жертвоприношения состояли исключительно из растений, сожжение животных считалось оскорблением огня. Огню позднее стали поклоняться в специальных храмах-башнях. Внутри такого храма, как правило, находился двухметровый четырехступенчатый каменный алтарь, наверху которого в огромной латунной чаше помещалось Священное Пламя. От других помещений храма зал с огнем отгораживали так, чтобы верующие, молящиеся в храме, не могли видеть само пламя, а видели только его отблески на стенах. Огонь на алтаре придавал людям силы в борьбе со злом, к Священному Пламени могли прикасаться только жрецы, надевавшие специальные белые халаты, белые шапочки и белые маски на лица. Огню не только служили, за ним ухаживали как за живым существом, очищали его и обновляли. Священное Пламя составляли из шестнадцати различных видов огня, в том числе его приносили из домашних очагов представителей различных слоев общества. Самым ценным видом огня считался огонь от удара молнии в дерево, его долго ждали и тщательно берегли.

Древнеперсидская религия задавалась многими вопросами: о времени и пространстве; о происхождении мира и условиях его существования; о судьбе и нравственности человека. Огромное внимание уделялось нравственной и физической чистоте. Нравственные добродетели реализовывались в практических действиях: земледельческом труде, благотворительности, рождении потомства. Учение Заратустры воспитывало уважение к плодородной земле, огню и воде, требовало оберегать их чистоту. Он запретил кровавые жертвоприношения и проповедовал доброе отношение к животным. Учение уравнивало все сословия перед лицом Космоса. Происхождение и состояние не имело значения, свободой воли и нравственным выбором обладали одинаково все.

Заратустра был первым Пророком, который учил о рае и аде, о грядущем воскрешении и о всеобщем Последнем Суде. Спасение каждого человека зависит только от совокупности его мыслей, слов и дел, и вмешиваться в это из сострадания или прихоти не может ни одно Божество. В день Суда человек будет держать ответ не только за судьбу собственной души, но и разделит общую для всех ответственность за судьбу всего мира. Это было учение о мировых силах добра и зла и их борьбе. По содержанию оно пересекается с библейскими текстами, с учением Платона об идеальных первообразах вещей, с неоплатонизмом.

Заратустра пришел в мир, когда в Иране господствовал маздеизм, арийская религия, проповедующая существование множества божественных сил. Это был политеизм, или многобожие, прославляющий Богов в форме элементов природы: Агни - Огонь, Ваю - Ветер, Варуна - Океан и т.д. Принципиально новым в Его учении было то, что образ Ахура Мазды, Мудрого Господа, Бога Света, был возведен в высший ранг за счет умаления остальных богов. В противовес Богу Света действует Ахриман - принцип зла. Так древний политеизм превратился в дуалистический монотеизм - учение о едином Боге, противостоящем мировому злу. Роль человека стала также чрезвычайно высока, роль его личного выбора могла предрешить исход мировой битвы, судьбу мира. Значит, человек стал ответственным за миропорядок. Несомненно, добро восторжествует, в конце концов, но каждый человек должен сам сделать свой выбор и бороться, чтобы ускорить эту победу. Нас судят после смерти по нашим деяниям. Нужно быть хорошими в мыслях и действиях, так как добрые пойдут в рай, а злые будут наказаны.

Итак, добро восходит к верховному творцу Ахура Мазде, Владыке Мудрому, источнику блага и света. Духи добра, или добрые стихии природы, называются асурами (ахурами). Высшие божества, или святые, зороастрийского пантеона скорее являются аспектами Бога Всемогущего, аллегориями Его благих качеств. Это Благая мысль (Воху Мана), Лучшая истина (Аша Вахишта), Власть желанная (Хшатра Вайрья), Святое благочестие (Спента Армайти), Здоровье (Хаурватат), Бессмертие (Амертат). Именно поэтому зороастризм считают монотеистической религией с ярко выраженной нравственной доктриной.

Даже устройство Вселенной непосредственно связано с нравственными основами. Четырехьярусная модель космоса представляет собой аспекты блага. Орбита звезд есть благие мысли, орбита Луны есть благие слова, орбита Солнца соответствует благим делам. Высшей является светоносная сфера, это обитель Ахура Мазды и Его окружения, а царство тьмы соответственно в преисподней.

Дух зла Ангхро Манью - противоположность Ахура Мазде, живет во мраке. Он создал все, что мешает человеку наслаждаться миром и покоем - суровую зиму, удушливую жару, нечистых животных, он положил начало аду, он - виновник зла, отец лжи. Духи зла в зороастризме называются дэвами, и их не надо путать с дэвами индуизма. Здесь дэвы - это злые силы, дурные наклонности человека. Дух зла Ангро Манью был окружен главными злыми духами: ложью (злым словом), духом грабежа (злым делом) и злой мыслью.

Согласно учению Заратустры, сначала Ахура-Мазда сотворил с помощью Святого Духа (Спэнта-Манью) шесть более низких Божеств; их создание Он сравнивает с зажиганием одного светильника от другого. Все эти и другие Божества являются эманациями (излияниями) самого Ахура-Мазды и служат творению добра и уничтожению зла. Вся Вселенная была сперва создана в нематериальном, "духовном" виде, и только потом Ахура-Мазда придал всему материальный облик. Материальное творение оказалось уязвимым для сил зла. Во главе их стоит Ангра-Манью (Архиман). Демоны вызвали все нравственные пороки и духовное зло, от которых страдают люди. Для защиты от них человек должен так сильно почитать Ахура-Мазду и другие Божества и настолько полно принять Их всем своим сердцем, чтобы в нем не осталось места для пороков и слабостей.

Кроме ярко выраженного дуализма учения - двойственности, противоположности мировых сил, - в зороастризме присутствует и троичность. Добро олицетворяет небесная троица: Вездесущий Ахура Мазда, дух огня Арту Вахишта и дух скота Воху Манна, или три нравственных принципа: благое слово, благое дело, благая мысль. Вездесущий был носителем благого слова, дух огня - благого дела, дух скота нес благую мысль. Триада главных нравственных заповедей руководила всей жизнью человека, если он хотел усовершенствоваться. Душа человека имеет свое начало в Ахура Мазде, то есть в бесконечном Божественном свете и мудрости.

Хронология мировой истории также троична, она делится на три эры. Первый мировой период есть царство Ахура Мазды, царство добра и правды, то есть золотой век. В первую эпоху существует исходный духовный мир предсуществования идей и вещей, прообразы добра и зла. Это Менок - мир невидимый, в котором обитают прообразы всего, что будет создано на земле. Во вторую эпоху происходит сотворение мира. Ахура Мазда создает небо, звезды, землю, первобыка и первочеловека. Одновременно начинает действовать и мировое зло, персонифицированное в образе Ангро Манью. Он создает планеты и кометы, не подчиняющиеся движению небесных сфер, загрязняет воду, насылает смерть на первого человека и первого быка. Мир приходит в движение от столкновения добра и зла, рождается человеческий род и все животные. Это эпоха противостояния добра и зла. Все сущее вовлечено в битву лжи против истины. Третий период описан в зороастризме как разрешение конфликта, как грядущая эпоха окончательной победы добра после Судного дня. Вселенная будет очищена огнем, который испепелит злые силы, а праведники пройдут сквозь него невредимыми. Люди-злодеи уйдут в окончательное небытие, праведники войдут в жизнь вечную. Прощенные грешники восстанут и облекутся в новую плоть. Весь мир очистится потоком расплавленного металла, и все, что уцелеет, обретет жизнь вечную.

Борьба между воинством добра и зла составляет содержание мировой истории. Человек, находясь одновременно в присутствии света и тьмы, обладает свободной волей и должен выбирать себя. Во вселенской борьбе двух начал едва ли не ключевая роль отведена человеку. Праведные поступки укрепляют Истину. Истина (Аша) является одним из основных понятий зороастризма. Напротив, дурные поступки человека усиливают стан зла.

Пожалуй, самым удивительным является то, что именно человек творит качество мировой истории. Основным героем является первочеловек, и от его нравственности зависит многое. Во время золотого века первочеловек добродетелен. Он занимается земледелием и скотоводством; выращивает растения, животных и птиц. Природа отвечает ему полным взаимопониманием. Когда человеку не хватает земли, он взмахивает бичом, и она раздвигается, создавая для него новые плодородные угодья. Но вот нарастает гордыня. Человек, имеющий все по своему желанию, перестает прислушиваться к советам и пожеланиям Бога, начинает употреблять в пищу мясо священных быков. В наказание его изгоняют из райской земли и лишают бессмертия. Одновременно нарастают космические силы зла, до сих пор не проявлявшие себя, дремавшие в нижних пластах земли. Человек становится на сторону лжи, активизируя силы зла. Идет второй период мировой истории, противостояние... Однако, согласно пророчествам Заратустры, все благополучно заканчивается. Учение наполнено верой Бога в человека, удивительной актуальностью характеристик добра и зла, и методикой очищения от зла, которую можно применить к самому себе, проверить на практике.

АВЕСТА

История Авесты сложна. Ее содержание восходит к устным сюжетам второго тысячелетия до нашей эры, религиозным гимнам и песнопениям. По существу, они являются ровесниками древнеиндийских Вед. Первые письменные тексты были зафиксированы не ранее III века н.э. Была написана двадцать одна книга, но большая часть текстов не сохранилась. Кроме того, они многократно редактировались в разные времена.

В состав Авесты входят следующие части:
1. Ви даэва датем – Закон, данный против дэвов. Это жреческий кодекс установлений и предписаний, направленных на то, чтобы оградить человека от злых сил.
2. Висперед, что в переводе означает "Все владыки". Это свод литургических молитвенных песнопений.
3. Ясна, или Поклонение, Почитание. Это свод молитв, читавшихся на богослужениях и при отправлении различных ритуалов. Семнадцать глав Ясны называются Гатами, то есть песнями, гимнами. Их авторство приписано Заратустре. Гаты написаны от первого лица и представляют собой назидательные проповеди, прославления Ахура Мазды и бессмертных святых. В языковом отношении диалект Гат очень близок к древнеиндийскому языку "Ригведы", самой ранней из священных книг брахманизма. Судя по языковым особенностям именно Гаты являются древнейшей частью Авесты, они и наиболее почитаемы зороастрийцами. Мало того, именно Гаты дошли до нас в своем первозданном виде, хотя гатский диалект вышел из употребления уже в те времена, когда авестийский язык был разговорным. Соответсвенно Гаты превратились в устойчивые священные формулы, а их буквальное содержание давно утрачено.
4. Яшт – Почитание, Восхваление. Это хвалебные гимны, посвященные отдельным божествам.
5. Малая Авеста представляет собой сборник молитв и гимнов, предназначенных для ежедневного обихода мирян, краткий молитвослов.

Однако сложность древних текстов кажущаяся. Мораль Авесты проста и понятна: это чистота помыслов; взаимопомощь людей в нужде; борьба с завистью, корыстью, тщеславием и гневом; умеренность в желаниях. Это космическая сила человека, способного преодолеть мировое зло.

Согласно "Авесте" высшая цель нашей жизни - достичь совершенного счастья (радости). Средство достижения этой цель - знать волю Бога и поступать сообразно ей. Пусть радость, получаемая от жизни, заполнит сердце до краев. Целомудрие - одно из главных добродетельных качеств. Супружество - одно из самых незыблемых договоров, а дети - дар. Женщины - поддерживающие силы супружества и человечества. Целомудренная женщина - благороднейшее творение Ахуры Мазды.

"Женщина - это чудо творения. Непревзойденная и несравненная по образу и красоте, она пребывает в семи царствах. Она расцветший цветок в саду жизни, распространяющий вокруг аромат".

"Женщина - учительница учтивости для мужчины. Она помогает мужчине духовно расти. Она - поддерживающая сила жизни мужчины".

"Душа, которая убоялась бороться против зла, не смогла выполнить своей духовной миссии и напрасно растратила свою жизнь во время пребывания в этом мире."

"В день Воскресения вы будете нести ответ перед Ахурой Маздой за свои мысли, слова и поступки в этом мире."

[[К:Википедия:Страницы на КПМ (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Страницы на КПМ (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Заратустра Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Заратустра Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Заратустра Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Заратустра
Заратуштра Спитама
Zaraθuštra

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отец:

Порушаспа Спитама (традиционно)

Мать:

Дугдова (традиционно)

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Хвови (традиционно)

Дети:

Френи, Поручиста, Трити;
Исад-вастра, Урватат-нара, Хвара-читра (традиционно)

Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Некоторые средневековые мусульманские историки (Аль-Бируни , Аль-Балазури , Аль-Казвини , Аль-Хамави и др.), цитируя поздние зороастрийские источники, указывали, что Зороастр родился в Атропатене , на территории нынешнего Иранского Азербайджана . Другие, как Мэри Бойс или Бал Гангадхар Тилак , утверждают, что Заратустра родился на территории нынешней России (В качестве примера Бойс упоминает городище Синташта на территории Челябинской области) . В Гатах же сказано, что Заратустра родился на территории туранских племён , откуда бежал, не будучи принятым соотечественниками, на территорию нынешнего Ирана к вождю (кави) Виштаспе , который стал его верным последователем .

Семья

Заратустра родился в семье Спитама - это имя древнего священнического рода часто появляется в Гатах . Имя отца Заратустры - Порушаспа , имя его матери - Дугдова. Согласно зороастрийской традиции он является сыном Оромазда, верховного бога зороастрийцев . Имена братьев его: старших - Ратуштар и Рангуштар, младших - Нотарига и Ниветиш. При рождении младенец Заратустра не заплакал, как все новорожденные, а засмеялся , а смех его убил более 2 000 демонов. По полагавшемуся обычаю, младенца омыли коровьей мочой и завернули в овечью шкуру. Когда Заратустра был ребёнком, совершалось много чудес, что вызывало зависть у тёмных сил. Много раз они посягали на жизнь Заратустры, но безуспешно - Заратустра был защищён Божественной силой.

Отрывок, характеризующий Заратустра

– О!.. Я почувствовал что-то знакомое и решил вернуться к тебе. Но не думал, что ты будешь смотреть такое… Не нужно тебе читать эту печальную историю, Изидора. Она принесёт тебе всего лишь ещё больше боли.
– Ты её знаешь?.. Тогда скажи мне, кто эти люди, Север? И почему так болит за них моё сердце? – Удивлённая его советом, спросила я.
– Это – Катары, Изидора… Твои любимые Катары… в ночь перед сожжением, – грустно произнёс Север. – А место, которое ты видишь – их последняя и самая дорогая для них крепость, которая держалась дольше всех остальных. Это – Монтсегюр, Изидора… Храм Солнца. Дом Магдалины и её потомков… один из которых как раз должен вот-вот родиться на свет.
– ?!..
– Не удивляйся. Отец того ребёнка – потомок Белояра, ну и, конечно же, Радомира. Его звали Светозаром. Или – Светом Зари, если тебе так больше нравится. Это (как было у них всегда) очень горестная и жестокая история… Не советую тебе её смотреть, мой друг.
Север был сосредоточенным и глубоко печальным. И я понимала, что видение, которое я в тот момент смотрела, не доставляло ему удовольствия. Но, несмотря ни на что, он, как всегда, был терпеливым, тёплым и спокойным.
– Когда же это происходило, Север? Не хочешь ли ты сказать, что мы видим настоящий конец Катар?
Север долго смотрел на меня, словно жалея.... Словно не желая ранить ещё сильнее… Но я упорно продолжала ждать ответа, не давая ему возможности смолчать.
– К сожалению, это так, Изидора. Хотя мне очень хотелось бы ответить тебе что-нибудь более радостное… То, что ты сейчас наблюдаешь, произошло в 1244 году, в месяце марте. В ночь, когда пало последнее пристанище Катар… Монтсегюр. Они держались очень долго, десять долгих месяцев, замерзая и голодая, приводя в бешенство армию святейшего Папы и его величества, короля Франции. Их было всего-навсего сто настоящих рыцарей-воинов и четыреста остальных человек, среди которых находились женщины и дети, и более двухсот Совершенных. А нападавших было несколько тысяч профессиональных рыцарей-воинов, настоящих убийц, получивших добро на уничтожение непослушных «еретиков»... на безжалостное убийство всех невинных и безоружных… во имя Христа. И во имя «святой», «всепрощающей» церкви.
И всё же – катары держались. Крепость была почти недоступной, и чтобы её захватить, необходимо было знать секретные подземные ходы, или же проходимые тропинки, известные только жителям крепости или им помогавшим жителям округи.

Но, как это обычно случалось с героями – «на сцену» явилось предательство... Вышедшая из терпения, сходившая с ума от пустого бездействия армия рыцарей-убийц попросила помощи у церкви. Ну и естественно, церковь тут же откликнулась, использовав для этого свой самый проверенный способ – дав одному из местных пастухов большую плату за показ тропинки, ведущей на «платформу» (так называли ближайшую площадку, на которой можно было устроить катапульту). Пастух продался, погубив свою бессмертную душу... и священную крепость последних оставшихся Катар.

У меня от возмущения бешено стучало сердце. Стараясь не поддаваться нахлынувшей безысходности, я продолжала спрашивать Севера, будто всё ещё не сдавалась, будто всё ещё оставались силы смотреть эту боль и дикость произошедшего когда-то зверства...
– Кто была Эсклармонд? Знаешь ли ты что-то о ней, Север?
– Она была третьей, и самой младшей, дочерью последних сеньоров Монтсегюра, Раймонда и Корбы де Перейлей, – печально ответил Север. – Ты видела их у изголовья Эсклармонд в твоём видении. Сама же Эсклармонд была весёлой, ласковой и всеми любимой девочкой. Она была взрывной и подвижной, как фонтан. И очень доброй. Её имя в переводе означало – Свет Мира. Но знакомые ласково называли её «вспышкой», думаю, за её бурлящий и сверкающий характер. Только не путай её с другой Эсклармондой – была ещё у Катар Великая Эсклармонд, Дама де Фуа.
Великой её прозвали сами люди, за стойкость и непоколебимую веру, за любовь и помощь другим, за защиту и Веру Катар. Но это уже другая, хотя очень красивая, но (опять же!) очень печальная история. Эсклармонд же, которую ты «смотрела», в очень юном возрасте стала женой Светозара. И теперь рожала его дитя, которое отец, по договору с ней и со всеми Совершенными, должен был в ту же ночь как-нибудь унести из крепости, чтобы сберечь. Что означало – она увидит своего ребёнка всего на несколько коротких минут, пока его отец будет готовиться к побегу... Но, как ты уже успела увидеть – ребёнок всё не рождался. Эсклармонд теряла силы, и от этого всё больше и больше паниковала. Целых две недели, которых, по общим подсчётам, должно было наверняка хватить для рождения сына, подошли к концу, а ребёнок почему-то никак не желал появляться на свет... Находясь в совершенном исступлении, измождённая попытками, Эсклармонд уже почти не верила, что ей всё же удастся сохранить своё бедное дитя от страшной гибели в пламени костра. За что же ему, нерождённому малютке, было испытывать такое?!. Светозар, как мог, пытался её успокоить, но она уже ничего не слушала, полностью погрузившись в отчаяние и безнадёжность.
Настроившись, я снова увидела ту же комнату. Вокруг кровати Эсклармонд собралось около десяти человек. Они стояли по кругу, все одинаково одеты в тёмное, а от их протянутых рук прямо в роженицу мягко втекало золотое сияние. Поток становился всё гуще, будто окружавшие её люди вливали в неё всю свою оставшуюся Жизненную мощь...
– Это Катары, правда ведь? – тихо спросила я.
– Да, Изидора, это Совершенные. Они помогали ей выстоять, помогали её малышу родиться на свет.
Вдруг Эсклармонд дико закричала... и в тот же миг, в унисон, послышался истошный крик младенца! На окружавших её измождённых лицах появилась светлая радость. Люди смеялись и плакали, словно им вдруг явилось долгожданное чудо! Хотя, наверное, так оно и было?.. Ведь на свет родился потомок Магдалины, их любимой и почитаемой путеводной Звезды!.. Светлый потомок Радомира! Казалось, наполнявшие залу люди начисто забыли, что на восходе солнца все они пойдут на костёр. Их радость была искренней и гордой, как поток свежего воздуха на просторах выжжённой кострами Окситании! По очереди приветствуя новорождённого, они, счастливо улыбаясь, уходили из залы, пока вокруг не остались только родители Эсклармонд и её муж, самый любимый ею на свете человек.
Счастливыми, сверкающими глазами юная мать смотрела на мальчика, не в состоянии произнести ни слова. Она прекрасно понимала, что эти мгновения будут очень короткими, так как, желая уберечь новорождённого сына, его отец должен будет тут же его забрать, чтобы попытаться ещё до утра убежать из крепости. До того, как его несчастная мать взойдёт на костёр вместе с остальными....
– Благодарю тебя!.. Благодарю тебя за сына! – не скрывая катившихся по уставшему лицу слёз, шептал Светозар. – Радость моя ясноглазая... пойдём со мной! Мы все поможем тебе! Я не могу тебя терять! Он ведь не знает ещё тебя!.. Твой сын не знает, как добра и прекрасна его мать! Пойдём со мной, Эсклармонд!..
Он умолял её, заранее зная, каков будет ответ. Он просто не мог оставить её на гибель. Ведь всё было рассчитано так великолепно!.. Монсегюр сдался, но попросил две недели, якобы для подготовки к смерти. По-настоящему же они ждали появления потомка Магдалины и Радомира. И рассчитали, что после его появления у Эсклармонд останется достаточно времени, чтобы окрепнуть. Но, видимо, правильно говорят: «мы предполагаем, а судьба располагает»... Вот она и распорядилась жестоко... разрешив новорождённому лишь в последнюю ночь появиться на свет. У Эсклармонд не оставалось сил, чтобы пойти вместе с ними. И теперь она собиралась закончить свою короткую, совсем ещё не житую жизнь на страшном костре «еретиков»...
Перейлы, обнявшись, рыдали. Им так хотелось спасти их любимую, светлую девочку!.. Так хотелось, чтобы она жила!
У меня перехватило горло – как же эта история была знакома!.. Они должны были увидеть, как в пламени костра будет умирать их дочь. Так же, как мне, видимо, придётся наблюдать смерть моей любимой Анны...
В каменной зале вновь появились Совершенные – пришло время прощаться. Эсклармонд вскрикнула и попыталась встать с кровати. Ноги подкашивались, не желая её держать... Муж подхватил её, не давая упасть, крепко сжав в последнем объятии.
– Видишь, любимый, как же я могу идти с тобой?.. – тихо прошептала Эсклармонд. – Ты иди! Обещай, что спасёшь его. Обещай мне, пожалуйста! Я тебя буду любить и там... И сына.
Эсклармонд разрыдалась... Она так хотела выглядеть мужественной и сильной!.. Но хрупкое и ласковое женское сердце её подвело... Она не хотела, чтобы они уходили!.. Она даже не успела узнать своего маленького Видомира! Это было намного больнее, чем она наивно предполагала. Это была боль, от которой не находилось спасения. Ей было так нечеловечески больно!!!
Наконец, в последний раз поцеловав своего маленького сынишку, она отпустила их в неизвестность... Они уходили, чтобы выжить. А она оставалась, чтобы умереть... Мир был холодным и несправедливым. И не оставалось в нём места даже для Любви...
Закутавшись в тёплые одеяла, четверо суровых мужчин вышли в ночь. Это были её друзья – Совершенные: Хюго (Hugo), Амьель (Amiel), Пуатеван (Poitevin) и Светозар (о котором не упоминается ни в одной оригинальной рукописи, везде просто говорится, что имя четвёртого Совершенного осталось неизвестным). Эсклармонд порывалась выйти за ними... Мать не отпустила её. В этом не было больше смысла – ночь была тёмной, и дочь только помешала бы уходящим.