Что такое прогресс определение. Размышления о будущем. Представления о прогрессе до Нового времени

Прогресс (от лат. progressus – «движение вперед, успех») – поступательное движение вперед, стремление к совершенству. Это изменения к лучшему в ходе процессов развития в различных областях: социальной, материальной, научно-технической. Можно говорить как о прогрессе системы в целом (человечества, и техники), так и о прогрессе отдельной личности, группы людей, технической, культурной и других областях деятельности.Впервые последовательную теорию развития предложил аббат Сен-Пьер, известный французский публицист, в 1737 году в своей книге «Замечания о непрерывном прогрессе всеобщего ».В России широко распространено мнение, что понятие «прогресса» связано с марксизма и было придумано с целью отождествить понятия «социализм» и « », для того чтобы дезориентировать людей («Философия», П.В. Алексеев, А.В. Панин). Однако это не так. Прогресс – значимое понятие, изучение которого необходимо для анализа произошедших изменений и степени их пользы и скорости внедрения. Это изучение может иметь как позитивные, так и негативные результаты, которые не менее важны для определения будущего курса.Социальный прогресс - развитие , движение к свободе и справедливости, основанное на правовых, политических и нравственных достижениях.Материальный прогресс – процесс наибольшего удовлетворения материальных потребностей людей, снижения или уничтожения факторов, препятствующих или ограничивающих это удовлетворение.Научно-технический прогресс – единое поступательное развитие науки и техники, изобретение и освоение новых технических средств, открытия в разных областях науки.Все направления прогресса тесно взаимосвязаны: социальное развитие ведет к появлению новых продвинутых умов для работы в различных производственных направлениях, что, в свою очередь, способствует появлению новых возможностей для удовлетворения материальных потребностей.Огромное влияние на научно-технический прогресс оказывает : опасаются, что некоторые области науки и даже медицины не получают должного развития, поскольку экономически невыгодны, например, не проводятся должные эксперименты и испытания для производства лекарств от редких болезней из-за больших затрат и малой выгоды.Последние 200 лет прогресс шел огромными темпами со все увеличивающейся скоростью, что привело к масштабному развитию , однако истощило природные запасы . К сожалению, пока мало внимания уделяется такой области науки, как , однако человечество уже предпринимает определенные усилия для поиска новых, искусственных, заменителей исчезающих веществ, изобретению экологичного топлива, разработке методов по экономии воды и тепла.

от лат. progressus - движение вперед, успех) - 1. Тип, направление развития, для к-рого характерен переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному. 2. Успех, достигнутый по сравнению с прошлым.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРОГРЕСС

тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, к более совершенным формам, что выражается в их более высокой организации, адаптации к среде, росте эволюционных возможностей. О П. можно говорить применительно как к системе в целом, так и к отдельным ее элементам и параметрам. Понятие П. соотносительно понятию регресса - такому направлению развития, для которого характерны явления деградации, снижения уровня организации, сужение поля возможностей. Применительно к истории человечества П. традиционалистски трактовался как социальный П. Представления об определенной направленности социальных изменений идут из глубокой древности.

Античные авторы приходят к выводу о наличии только умственного П.; в нравственном отношении человечество регрессирует (Сенека), в социально-политическом - имеет место постоянный циклический круговорот (Платон, Аристотель). Идею П. как движения к некоему будущему совершенству привносит христианство, что, в частности, свидетельствует о религиозной составляющей теорий П., всегда (в основном неявно) в них присутствующей. Христианство формулирует идею нравственного П., опирающегося на свободный выбор личности. При этом достижение совершенства (спасения) выносится за пределы истории, когда в результате эсхатологической катастрофы наступит Царство Божие. Выдвигалась, правда, и другая концепция (хилиазм), утверждавшая возможность светлого конца истории (Тысячелетнего Царства Христова) уже здесь, на земле. Именно эта идея оказала ключевое влияние на множество последующих концепций П. В 18 в. формулируется светская версия идеи П. На основе успехов естествознания в его механистической форме, утверждавших единство эволюционируюшего мира, а также единство исторического процесса (Вико, Гердер), мыслители этого столетия (Тюрго, Кондорсе, Кант и др.) приходят (в духе фаталистического оптимизма) к выводу о неизбежности бесконечного, исключающего какой-либо регресс, совершенствования общества на основе торжества научного метода, разума, просвещения, которые приведут к идеальному обществу и идеальному человеку. Мыслители 19 в. обращают внимание на подчеркнутую еще Руссо противоречивость П. и стремятся дать научное обоснование путей и этапов прогрессивной эволюции, включающей в качестве необходимого элемента и регрессивные изменения. Т.обр., было снято отождествление П. и эволюции. При этом неизменной осталась идея о грядущем торжестве разумно устроенного общества: либо это самопознание абсолютного духа, воплотившегося в своей истине в идеальном государстве (Гегель); либо это торжество науки и положительной философии в конечной гармонической индустриальной стадии эволюции (Сен-Симон, Конт); либо это закономерное движение от одной общественно-экономической формации к другой, когда в результате неизбежной пролетарской революции завершается предыстория человечества ("царство необходимости") и начинается его история ("царство свободы") в форме планомерно организованного коммунистического общества (Маркс -). Иными словами все теории П. 18-19 вв. исходят (в духе хилиазма) из веры в возможность "земного рая", высказывая убеждение (особенно теории 19 в.), что человечество уже приближается к заключительной стадии своего существования и что известна та истина, которая приведет людей к этому высшему и последнему пределу истории. А поскольку научно доказать это было невозможно, то теории П. приняли форму светской религии спасения через имеющее абсолютный характер общественное начало. Совершенное состояние мыслилось как прерывание истории чудесным образом, причем чудо это трактовалось как всецелое и всеобщее.

Социальные процессы 19 и особенно 20 в. обнаружили явное несоответствие реальности разнообразным оптимистическим версиям П., в том числе и их новейшей технократической интерпретации. Оказалось, что прогрессивные изменения в одних измерениях сопровождаются регрессом в других, что сведение П. к любому одному аспекту деструктивно для системы в целом, ведет к деградации общества и человека. Обсуждение проблемы цены П. привело к широкому распространению идущего от Ф. Ницше и др. умонастроения "разочарования" в П., рассматривающего историю как упадок и регресс, а саму идею П. как суеверие.

Современная социальная мысль отказывается от идеи совершенного общества, которое якобы преодолеет трагизм и страдания человека, подчеркивает необходимость выявления личностного смысла П., который не может быть сведен только к изменению социальных форм, вера в однозначную спасительность которых безответственна. Причины кризиса идеи П. - в сути самой индустриальной эпохи, ее неуемного стремления к обладанию, абсолютной свободе и безбрежному счастью, что ведет к росту агрессивности и насилия по отношению к природе и человеку. Одновременно это и кризис классического рационализма. Иными словами, необходим отказ от мысли, что возможна такая идея, которая откроет абсолютную форму жизни, и от надежды, что когда-нибудь такой счастливый эпилог исторической драмы будет достигнут. П. в истории должен быть понят не как достижение земного рая, а как постоянное стремление к вечному идеалу, как неустанные попытки его осуществления в повседневности: Бердяев, Ортега-и-Гассет, Фромм, Новгородцев и др.

Особую сложность представляет проблема критериев общественного П. В истории социальной мысли при всех частных нюансах можно выявить два пути решения проблемы в зависимости от того, какое начало считается исходным - общество или личность. В первом случае критерием П. признается становление социальных форм, обеспечивающих организованность общества как целого, что и определяет положение человека. В качестве ключевого, а иногда и единственного условия этого рассматривают развитие производительных сил на основе научно-технического П.: Г. Гегель, Конт, Маркс, Спенсер, Ростоу и др. При втором подходе критерий П. усматривается в положении человека в обществе, в уровне его свободы, счастья и благоденствия, в социальном самочувствии и цельности личности, степени ее индивидуализации: Михайловский, Сорокин, Фромм и др.

Исторический опыт показывает, что вторая позиция более реалистична и одновременно универсальна и гуманистична, ибо, признавая несомненную проблематичность человеческого существования, она обосновывает идею, что мир личности шире и глубже любой общественности, он бесконечен, а потому не "обетованная земля", а непреклонная личность - последняя опора социума, чем утверждается подлинное бытие индивида в форме его внутренней созидательной активности. Личность в таком случае выступает не как средство, а как цель и критерий П. Однако при этом возникает вопрос о "единице" измерения счастья и свободы личности, о способах ее связи с интересами целого, особенно в свете широко распространенных идеологем, что одни поколения должны страдать, чтобы обеспечить счастье других. За этой проблемой скрыт спор абсолютного индивидуализма (Ницше) и абсолютного коллективизма (марксизм). Решение проблемы может быть следующим: "Свободная личность - вот основание для построения общественного идеала, но личность, не отрешенная от связи с другими, а носящая в себе сознание общего закона и подчиняющая себя высшему идеалу" (Новгородцев). Основой этого является абсолютный идеал добра (утверждение безусловного нравственного достоинства личности), воплощенный в системе абсолютных ценностей. Этот идеал имеет внеопытное происхождение и удостоверяется только верой, но исторический опыт (особенно 20 в.) показывает, что отказ от него и абсолютизация каких-либо относительных ценностей неминуемо ведут к социальному регрессу. Поэтому для спасения цивилизации, для ее подлинного П. необходим новый гуманизм, человеческая революция в форме изменения отношения человека к себе и другим, становление культурного универсализма (Бердяев, Фромм, А. Печчеи, Ясперс и др.).

Современное понимание П. отвергает идею неумолимости П. в силу объективных социальных законов и строит свои рассуждения на принципе "есть надежда на переход к миру лучшему, чем наш", не считая этот мир окончательным. Социальный процесс включает различные тенденции, выбор которых в качестве прогрессивных (желательных) зависит от людей, а не изначально задан. Для понимания тенденций важны не столько описания будущего, сколько широкая социальная информация об опасностях настоящего, что позволяет людям делать правильный выбор. Иначе говоря, П. может быть понят как единство относительного и абсолютного: эволюция относительных явлений бесконечна и разнонаправленна, но на каждой ступени этого процесса осуществляется абсолютное, что и может быть признано за закон социального П. (Новгородцев, С. Булгаков). История не выстраивается в прямую линию, это совокупность множества ситуаций и форм, обязывающая признать единственной подлинной социальной реальностью живую человеческую личность, через которую должны быть осуществлены идеальные требования.

Отличное определение

Неполное определение ↓

общественный (лат. progressus - движение вперед) - восходящее, поступательное развитие человеческого общества от низших ступеней и форм к высшим. Идея П., тесно связанная с признанием закономерного характера развития общества (см. Закономерность историческая), была впервые отчетливо сформулирована в 18 в. просветителями (теории прогресса Тюрго, Кондорсе) и нашла наиболее глубокую (в домарксистской филос. мысли) трактовку у Гегеля (хотя и на идеалистич. основе). Идеологи победившей буржуазии выхолостили из нее революц. содержание (имевшееся в теориях П. просветителей); идея П., истолкованная в духе "автоматич. эволюции" (Г. Спенсер) и односторонне обращенная к прошлому, постепенно стала инструментом апологетики капиталистич. строя, оставаясь при этом одной из самых популярных идей бурж. социологии 19 в. Но уже с последней трети 19 в. и особенно в эпоху империализма критика действит. пороков старых теорий П. (антиисторизм, эволюционизм, идеалистич. характер и произвольность критериев П., европоцентристская ограниченность, недооценка сложности, многоплановости и противоречивости ист. процесса и др.) стала использоваться реакц. учеными для отрицания П. вообще. Понятие П. зачастую подменяется идеей ист. круговорота, по существу отрицающей идею П. (см. Цикличности теории). Наконец, создаются новые теории П., к-рые, не отрицая П., в то же время фальсифицируют саму проблему, давая ей приемлемую для современного бурж. общества интерпретацию. Напр., П. признается в области науки и техники, но отрицается в обществ. отношениях и культуре или утверждается, будто бы технический П. сам собой разрешит все социальные противоречия (У. Ростоу, Ж. Фурастье и др.). Проблема П. является предметом острой идеологич. борьбы, вокруг нее концентрируются наиболее острые и насущные вопросы совр. эпохи, связанные с перспективами обществ. развития человечества. Ист. пессимизму, свойственному многим совр. бурж. теориям обществ. развития (и объективно отражающему ист. обреченность капитализма), противостоит марксистско-ленинская концепция П., проникнутая глубоким ист. оптимизмом. Она базируется на общей теории марксизма-ленинизма, на материалистич. понимании истории и ее движущих сил. Открыв объективные закономерности обществ. развития и рассматривая П. как объективную закономерность, марксизм дал науч. определение П. как последовательной исторически необходимой смены обществ.-экономич. формаций. Марксизм сумел выявить объективный, научный критерий П.: считая определяющей, ведущей стороной в жизни общества произ-во материальных благ, марксизм в качестве осн. объективного критерия П. - при сравнении между собой больших ист. эпох - принимает уровень развития производит. сил, а мерой П. считает возрастание производительности человеческого труда. При этом марксисты не вырывают технику из социального контекста, ибо человек, обладающий определенными знаниями и опытом, большей или меньшей заинтересованностью в результатах своего труда, воплощает в себе данный уровень производит. сил не в меньшей мере, чем приводимая им в действие техника. Рост производительности труда, прогрессирующее раскрепощение трудящихся масс, добываемое в борьбе против эксплуатации, вовлечение все более широких народных масс в активную, творческую ист. деятельность, демократизация обществ. жизни, ограничивающая возможности реакции сдерживать социальный П., распространение образования, культуры среди все более широких слоев населения - таковы важнейшие элементы прогрессивного развития человечества. Характерной чертой поступательного развития человечества является ускорение П. по мере перехода от ранних к более поздним ист. периодам. Но марксизму чуждо упрощенное, недиалектич. понимание П.: "... Представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 30, с. 6 (т. 22, с. 296)). В истории отд. народов имели место более или менее продолжительные периоды застоя или даже регресса, а нек-рые народы вообще исчезли с лица земли; П. различных сторон социальной жизни совершается не одновременно и не параллельно (см., напр., высказывание Маркса о развитии искусства, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 736). Неразрывной частью марксистского понимания П. является представление об антагонистическом характере П. в эксплуататорском обществе. Так, П. техники и развитие обществ. разделения труда, колоссально повышая его производительность, одновременно превращают человека в "частичного" работника; сравнительно высокий уровень жизни немногих развитых капиталистич. стран достигнут во многом за счет беспощадной эксплуатации колоний и т. д. Неравномерный характер П., а также временный упадок и даже регресс в отдельных сферах деятельности являются проявлениями в первую очередь именно противоречивого, антагонистич. характера П. Обществ. П. прокладывает себе дорогу в ходе ожесточенной борьбы между передовыми и реакц. силами общества, он воплощается в жизнь в процессе освободит. движения народов против всех форм социального и нац. гнета, в созидательном труде и ист. творчестве трудящихся масс. Марксизм указал и ист. перспективу обществ. развития: переход от капитализма к социализму и коммунизму в мировом масштабе, к-рый будет иметь своим последствием гигантское ускорение П. и сделает результаты П. достоянием всего человечества - такова генеральная линия обществ. П. в совр. эпоху. С переходом человечества в коммунистич. формацию кончается, по выражению Маркса и Энгельса, предыстория человечества и начинается его подлинная история, когда обществ. П. протекает уже не в форме социальных конфликтов, а в форме планомерного поступательного развития, опирающегося на науч. познание объективных закономерностей общества и сознательное ист. творчество народов. Лит.: Кон И. С., О понятии ист. П., в сб.: Проблемы развития в природе и обществе, М.-Л., 1958; его же, Прогресс, в кн.: Филос. энциклопедия, т. 4, М., 1967, с. 381-83; Жуков Е. М., Понятие П. в мировой истории, "ВАН СССР", 1961, No 4; Какое будущее ожидает человечество?, Прага, 1964; Семенов Ю. Н., Обществ. П. и социальная философия совр. буржуазии, М., 1965; Асланян Г., Идея П. в бурж. философии истории, Ер., 1965 (библ.); Рутенбург В. И., Прогресс и его противники, в сб.: Критика новейшей буржуазной историографии, Л., 1967; Чайлд Г., П. и археология, пер. с англ., М., (1949); Niceforo A., Les indices num?riques de la civilisation et du progr?s, P., (1921); Bury J. В., The idea of progress..., 3 ed., N. Y., 1955. См. также ст. История, Исторический материализм и лит. при этих статьях.

совершенствование в процессе развития (книжн.). Прогресс в технике или техники. Нравственный прогресс. Теория прогресса. || Улучшение, развитие чего-н. в благоприятную сторону (разг.). За последние дни в его здоровье замечается бесспорный прогресс.

Значение слова Прогресс по словарю Даля:

Прогресс
м. лат. умственное и нравственное движенье вперед. сила образованья, просвещенья. более в знач. политическом, свобода. взгляд и понятия или притязанья на полную свободу. Прогрессист, -тка, кто держится этого убежденья, идет со временем, веком, враг застоя, косности.

Значение слова Прогресс по словарю Брокгауза и Ефрона:

Прогресс - так обозначается в исторической науке постепенное совершенствование культурной и социальной жизни человечества. В древнейших представлениях разных народов мы встречаемся с верованием в то, что человечество не улучшается, а ухудшается: таков смысл известного классического сказания о смене веков золотого, серебряного, медного и железного. Ранее всего пришли к мысли, что человечество идет вперед в умственном отношении, приобретая новые знания и вместе с ними власть над природой . Такой взгляд высказывали уже многие греческие и римские писатели, иногда при этом выражавшие убеждение, что главные успехи человеческого ума еще впереди . Вообще умственный прогресс наименее подвергался сомнению . В классическом мире господствовало убеждение, что в нравственном отношении человечество, наоборот, только портится. Наконец, в области политической, по представлению античных писателей, совершается постоянный круговорот . У евреев вера в пришествие Мессии была связана с ожиданием лучшего будущего, но впервые о нравственном прогрессе человечества определенно заговорили христианские писатели первых веков нашей эры. новая религия появилась как нравственное обновление человечества. С особенной силой новый взгляд на нравственное совершенствование человечества проявился в некоторых сектах, которые ожидали наступления тысячелетнего царства Иисуса Христа (см. Хилиазм). например, монтанисты, как можно сказать, с Лактанцием, перенесли золотой век язычников из прошедшего в будущее . Классическую идею П. умственного с христианской идеей П. нравственного соединил впервые в своей историко-философской теории блаженный Августин . В средние века идея умственного и нравственного П. встречается время от времени у разных писателей, но, в сущности, они повторяют только то, что было сказано раньше их. Между прочим, в проповеди Вечного Евангелия (секта XIII в.) видную роль играет идея о смене царств трех лиц Св. Троицы, которым соответствуют три постепенно совершенствующиеся откровения: Ветхий Завет, Новый Завет и Вечное Евангелие. Идея прогресса зародилась, таким образом, на почве объективных наблюдений над успехами человеческого ума и на почве субъективных чаяний сердца. Эпоха Возрождения и Реформация не прибавили ничего нового к прежней постановке вопроса. в иных случаях замечается даже поворот к античному представлению. В Италии с XVI по XVIII в., от Макиавелли до Вико, с особой силой возродилась идея исторического круговорота. Во Франции Попелиньер и Боден в XVI в. полемизировали с теми, которые верили в существование золотого века. Еще в XVIII в. Руссо возобновил в своем учении античное представление о том, что человек в умственном отношении прогрессирует, в нравственном же регрессирует. С оживлением умственной деятельности, особенно в XVII в., когда на Западе зародилась самостоятельная философия и наука, мысль об умственном прогрессе сделалась весьма популярной: она встречается у обоих основателей новой философии, Бэкона и Декарта. Во Франции в XVII в. велась литературная полемика, известная под названием "спора древних с новыми", в которой преклонению перед древностью была противопоставлена мысль о совершившемся с тех пор прогрессе. Впервые, однако, лишь в середине XVIII в. появилась мысль о всеобъемлющем прогрессе. Ее не было еще ни у Вольтера ("le monde ira toujours comme il va"), ни в "Энциклопедии". Первый, кто провозгласил, что человечество прогрессирует в умственном, нравственном и общественном отношениях, был Тюрго, который в 1750 г. посвятил идее П. две речи (о выгодах, доставленных человеческому роду введением христианства, и об успехах человеческого ума). После него на точку зрения П. становится целый ряд писателей. Из них во второй половине XVIII в. особенно выдаются Кондорсе, Гиббон, Пристлей, Изелин, Лессинг, Гердер, Кант, Пёлитц и др. Вообще, во второй половине XVIII в. впервые рядом с прогрессом умственным и нравственным был признан и прогресс общественный. О нем весьма определенно говорит уже Тюрго, но только Кант впервые дает ему совершенно самостоятельное значение, заявляя, что на всемирную историю можно как на постепенное выполнение сокровенного плана природы создать совершенное государственное устройство . После французской революции писатели реакционного лагеря объявили, что идея П. ложна в самой своей основе. зато она была весьма популярна у писателей прогрессивных направлений . Ею тотчас же овладела историческая наука, которая стала рассматривать жизнь общества, как прогрессивное движение . Наиболее видным представителем этой идеи в истории был Гизо. Философия истории, преимущественно в школе Гегеля, превратилась в своего рода теорию прогресса. Эта идея вдохновляла и многих поэтов (Беранже, В. Гюго, Гейне и др.). она была тесно связана с утопическим социализмом С.-Симона и Фурье . Мало того: появилось несколько различных пониманий П., которые уже в 20-40-х годах вызывали полемику . В новый фазис вопрос о П. перешел с возникновением социологии (см.), или положительной науки об обществе, которая должна была дать вопросу о П. чисто научную постановку, без всяких теологических и метафизических предположений . Впервые за это дело взялся Конт, который, однако, стал советовать заменить понятие П. (или совершенствования) понятием эволюции (или развития), т. е. понятия субъективного - чисто объективным (см. Субъективизм в общественных науках и Эволюция) . На ту же точку зрения несколько позднее стал и Спенсер . Эволюционная точка зрения лишила идею П. мистического и романтического характера, с каким она выступала в литературе второй половины XVIII и первой половины XIX века. в то же время она дала учению о прогрессе научную опору. В последнем отношении большое значение получил дарвинизм как учение о своего рода "прогрессе в мире животных и растений". До Дарвина П. человечества понимался исключительно в смысле совершенствования идей и учреждений, а с появлением теории великого английского натуралиста была признана и чисто органическая эволюция человечества, сопровождающаяся совершенствованием самой природы человека. Вторая половина XIX в. - эпоха разнообразных попыток построения теории П. (или, что то же, культурной и социальной эволюции). Наиболее научные из них примыкают более или менее к идеям Конта, Дарвина, Спенсера и Маркса, причем авторы этих теорий или держатся больше взглядов одного из этих писателей, или стараются их комбинировать между собой . Конт, подобно своим предшественникам, выдвигает на первый план умственный П. (его теория о трех фазисах естественной эволюции миросозерцаний). на этой же точке зрения стоит Бокль, отрицающий всякий нравственный П. Дарвинисты объясняют исторический П. исключительно по аналогии с эволюцией органических форм, а Спенсер - по аналогии с развитием отдельного индивидуума. С точки зрения Спенсера П. (т. е. социальная эволюция) есть только частный случай эволюции вообще, совершающейся по известному общему закону (см. Спенсер и Эволюция). От Маркса ведет свое начало так называемый экономический материализм (см.), объясняющий исторический П. из эволюции отношений производства материальных благ. В настоящее время нет ни одной теории П., которая могла бы считаться общепризнанной . Относящаяся сюда литература весьма обширна. По истории развития идеи П. см. Н. Кареев, "Идея прогресса в ее историческом развитии" ("Историко-философские и социологические этюды", 1 895), где указаны и другие сочинения, посвященные истории идеи П. Новейшие труды: Blackmar, "The story of human progress" (1897). Crozier, "Civilisation and progress" (1885). Doherty, "Philosophie of history and social evolution" (1874). Federici, "Le leg ge di progresso" (1882). Ferron, "Thé.orie du progrè. s" (1867). De Greef, "Le transformisme social" (1895, перев. по-русски). Kidd, "Social evolution" (1895, перев. по-русски). Spencer - "Progress, its law and causes", "First principles", "The principles of sociology". Арнольди, "Задачи понимания истории". Н. Кареев - "Основные вопросы философии", "Историко-философские социологические этюды", "Введение в изучение социологии". Миртов (Лавров), "Опыт истории мысли", "Цивилизация и дикие племена", "Формула прогресса г. Михайловского", "До человека", "Научные основы истории цивилизации" и др.. Н. Михайловский, "Что такое прогресс?", "Борьба за индивидуальность", "Орган, неделимое, общество", "Что такое счастье?" и др. Более указатель - в книге Н. Кареева "Введение в изучение социологии". Ср. Социология, Философия истории, Субъективизм в общественных науках, Эволюция. Н. К.

Определение слова «Прогресс» по БСЭ:

Прогресс — Прогресс (от лат. progressus — движение вперёд, успех)
тип, направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О П. можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным её элементам, к структуре и др. параметрам развивающегося объекта. Понятие П. соотносительно с понятием Регресса.
Представление о том, что изменения в мире происходят в определённом направлении, возникло в глубокой древности и первоначально носило чисто оценочный характер, разрабатываясь главным образом применительно к истории общества. В развитии докапиталистических формаций многообразие и острота политических событий сочетались с крайне медленным изменением социально-экономических основ общественной жизни. Для большинства античных авторов история — простая последовательность событий, за которыми стоит нечто неизменное. в целом же она рисуется либо как регрессивный процесс, идущий по нисходящей от древнего
«золотого века» (Гесиод, Сенека), либо как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии (Платон, Аристотель, Полибий) . Не видит П. в обществе и христианство . Хотя христианская историософия рассматривает историю как процесс, имеющий определённое направление, имеется в виду не имманентный процесс, а движение к некоей провиденциальной цели (см. Провиденциализм), лежащей за рамками действительной истории. Идея исторического П. родилась не из христианской эсхатологии, а из её отрицания . Социальная философия подымающейся буржуазии, отражавшая реальное ускорение общественного развития, была овеяна оптимизмом, уверенностью в том, что
«царство разума» лежит не в прошлом, а в будущем. Прежде всего был замечен П. в сфере научного познания. уже Ф. Бэкон и Р. Декарт учили, что не нужно оглядываться на древних, что научное познание мира идёт вперёд. Затем идея П. распространяется и на сферу социальных отношений (А. Тюрго, Ж. Кондорсе).
Просветительские теории П. обосновали смелую ломку феодальных отношений, на их основе складывались многочисленные системы утопического социализма. Но рационалистические теории П. были чужды Историзму . В них подчёркивалась поступательность исторического развития, однако игнорировались его противоречивость и многообразие форм, а необходимость предшествовавших стадий развития. П. общества просветители выводили из П. человеческого разума. Их теории имели телеологический характер, возводя в ранг конечной цели истории преходящие идеалы и иллюзии подымающейся буржуазии. Вместе с тем уже Дж. Вико и особенно Ж. Ж. Руссо указывали на противоречивый характер исторического развития. Романтическая историография начала 19 в. в противовес рационализму просветителей выдвинула идею медленной органической эволюции, не допускающей вмешательства извне, и тезис об индивидуальности и несравнимости исторических эпох. Но этот историзм был односторонне обращен в прошлое и часто выступал в роли апологии архаических отношений, Наиболее глубокую в домарксовской мысли трактовку П. дал Г. Гегель, выступив как против просветительского пренебрежения к прошлому, так и против ложного историзма романтической «исторической школы».
История — не простое изменение, а П. в сознании свободы, в котором старое служит необходимым фундаментом для нового. Каждый народ, выполнив свою историческую миссию в качестве временного носителя абсолютной идеи, уступает место другому. Однако, понимая исторический П. как саморазвитие мирового духа, Гегель не мог объяснить переход от одной ступени общественного развития к другой . Общественный П. заканчивается, по Гегелю, прусской монархией, а его философия истории превращается в теодицею, оправдание бога в истории.
Марксистско-ленинская концепция П. исходит из материалистического понимания истории и характеризуется диалектико-материалистическим подходом к проблеме П., выдвижением его объективного критерия. К. Маркс подчёркивал, что «вообще понятие прогресса не следует брать в обычной абстракции»
(Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 736). «… Представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 30, с. 6). П. не есть какая-то самостоятельная сущность или трансцендентная цель исторического развития. Понятие П. имеет смысл лишь в применении к определённому историческому процессу или явлению, это всегда П. по отношению к чему-то. Цели, стремления и идеалы людей, в свете которых они оценивают историческое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки неизбежно страдают субъективностью, неисторичностью . Как пишет Маркс,
«так называемое историческое развитие покоится вообще на том, что новейшая форма рассматривает предыдущие как ступени к самой себе и всегда понимает их односторонне, ибо лишь весьма редко и только при совершенно определенных условиях она бывает способна к самокритике»
(Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 732).
Объективный критерий общественного П. надо искать в материальной основе общества. Производственные отношения выражают прерывность, дискретность исторического процесса и специфичность его конкретных форм. Напротив, производительные силы развиваются более или менее непрерывно и кумулятивно (хотя и конечно, бывает понятное движение). К тому же это главная, определяющая сторона общественного развития. Поэтому В. И. Ленин считал интересы развития производительных сил
«… высшим критерием общественного прогресса…» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 16, с. 220).
Совершенствование средств и организации труда обеспечивает рост его производительности, что, в свою влечёт за собой совершенствование человеческого элемента производительных сил, рабочей силы, вызывает к жизни новые производственные навыки и знания и меняет существующее общественное разделение труда. Одновременно с П. техники идёт развитие науки. Наконец, рост производительности труда означает увеличение количества прибавочного продукта. При этом расширяются состав и объём необходимых потребностей человека и изменяются способы их удовлетворения, образ жизни, культура и быт. Более высокому уровню развития производительных сил соответствует и более сложная форма производственных отношений и общественной организации в целом. Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и степень освобождения общества из-под гнёта стихийных общественных сил, социально-политического неравенства и духовной неразвитости людей — вот наиболее общие критерии исторического П. В свете указанного критерия первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая формации представляют собой закономерные стадии поступательного развития человечества.
Однако процесс этот противоречив, а типы и темпы его различны. Для первобытнообщинного, а также рабовладельческого и феодального обществ характерны вообще крайне медленные темпы развития. Капитализм означает громадное ускорение темпов, но при этом усиливается и обостряется антагонистичность, свойственная развитию эксплуататорского общества. В любом процессе развития существует определённая взаимосвязь между группой ведущих, развивающихся элементов системы и её структурой как целым. Отдельные элементы опережают другие, за ними подтягиваются остальные, и лишь затем меняется структура целого.
В досоциалистических формациях первоначально из-за низкого уровня развития производства, а в дальнейшем также из-за частной собственности на средства производства одни элементы социального целого систематически прогрессируют за счёт других. Это делает П. общества в целом антагонистическим, неравномерным, зигзагообразным (см. Ф. Энгельс, в кн. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 177). П. техники и развитие общественного разделения труда колоссально повышают его производительность . Но оборотной стороной этого является превращение человека в частичного работника, рост отчуждения и эксплуатации. Сравнительно высокий жизненный уровень немногих развитых капиталистических стран достигнут отчасти за счёт беспощадной эксплуатации колоний. Диспропорции наблюдаются не только в развитии разных стран и народов, но и в развитии различных сфер и элементов общественной жизни. Так, К. Маркс отмечал, что
«… капиталистическое производство враждебно известным отраслям духовного производства, например искусству и поэзии» (там же, т. 26, ч. 1, с. 280).
Диспропорция между материальным богатством капиталистического общества и уровнем его духовной культуры особенно заметна в эпоху общего кризиса капитализма. Она находит своё отражение в росте социального пессимизма и многочисленных философских и социологических теориях 20 в., прямо или косвенно отрицающих П. и предлагающих заменить это понятие либо идеей циклического круговорота (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин), либо
«нейтральным» понятием «социального изменения» (американский социолог У. Ф. Огборн). Широкое распространение получают также различные эсхатологические концепции относительно «конца истории» и пессимистические антиутопии вроде
«Славного нового мира» О. Хаксли или «1984» Дж. Оруэлла. Наряду с ними существуют и казённооптимистические теории П., вроде «стадий экономического роста» У. Ростоу.
Переход от капитализма к социализму в мировом масштабе — генеральная линия общественного П. в современную эпоху. Колоссально ускоряя темпы общественного развития, коммунистическая формация постепенно преодолевает унаследованные от прошлого диспропорции в развитии города и деревни, передовых и экономически отставших стран, людей умственного и физического труда, производительных сил и духовной культуры общества. Т. о., происходит становление нового, коммунистического типа П., свободного от антагонистических противоречий прежних формаций. Однако это процесс отнюдь не автоматический . Обилие задач и недостаточное знание механизма действия законов социалистического общества (которое само отчасти объясняется

ПРОГРЕСС

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ПРОГРЕ́СС

(от лат. progressus – движение вперед, успех) – тип, направление развития, для к-рого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О П. можно говорить применительно к системе в целом, к отд. ее элементам, к структуре и др. параметрам развивающегося объекта. Понятие П. соотносительно с понятием регресса.

Представление о том, что изменения в мире происходят в определ. направлении, возникло еще в глубокой древности и первоначально носило чисто оценочный характер. В философии идея П. разрабатывалась гл. обр. применительно к истории общества (см. раздел П. общественный). В естеств. науки идея П. проникла сравнительно недавно в связи с накоплением эмпирич. материала, позволившего сделать о развитии живой природы. Особенно большое значение в этой связи имели идеи Ламарка о постепенном усложнении организации живых существ и Дарвина.