Что такое обаяние. Обаяние

Обаятельность – это таинственный дар достигать психологического расположения окружающих людей, быть притягательным. Обаятельность может проявиться и в одобрительной улыбке, огоньке в глазах, юморе, мягких жестах, и в чуткости, и во внимании, искренности... Обаяние глубоко индивидуально.
www.etiquette.ru

Особенностью же психологического механизма обаятельности является возможность заставить других людей улыбаться вам.

  • Обаятельность – эта сила позитивной энергии, доброжелательности и искренности.
  • Обаятельность – это дар располагать к себе людей.
  • Обаятельность – это способность очаровывать.
  • Обаятельность – это личное качество, которое способно оказывать магнетическое воздействие на окружающих.
  • Обаятельность – это умение так выражать свои мысли и чувства, чтобы они стали «родными» и для других людей.
  • Обаятельность – это свет, который исходит от человека.
  • Обаятельность – это внутренняя красота и шарм.

Обаянием пронизана вся сущность человека – его внешний образ и его внутренний мир. В искусстве обаятельность – черта, необходимая прежде всего актерам. Однако, доверяя Шекспиру, мы понимаем, что «вся наша жизнь – театр, и женщины и мужчины в нем актеры». А значит, роль, которую мы сами для себя выбираем в жизни, требует такой же самоотдачи, терпения и труда, как и роли драматические. А залог успеха – прост: всегда старайтесь жить на позитиве и излучать тепло и свет. Внутреннее обаяние и внешняя привлекательность – та чарующая сила, против которой не сможет устоять даже самый непроницаемый человек.

Преимущества обаятельности

  • Обаятельность может превратить даже не самую приятную беседу в непринужденное общение.
  • Обаятельность привлекает на эмоциональном уровне. Если общение с вами доставляет удовольствие, вы имеете больше шансов на достижение цели.
  • Внешне обаятельный человек способен, как правило, также своими мыслями и поступками расположить к себе других людей.
  • Обаятельному человеку могут легко простить ошибку, за которую другого накажут без снисхождения.

Проявления обаятельности в повседневной жизни

  • Обаятельный человек пользуется популярностью у противоположного пола.
  • Обаятельный человек имеет значительный авторитет у других: внешнее обаяние, как правило, переносится на его суждения, которые также становятся привлекательными. Поэтому к мнению обаятельных людей часто прислушиваются, признавая их правильными и рациональными.
  • Обаятельный человек более уверен в себе.
  • Обаятельность помогает в работе: вам всегда легче найти общий язык как с коллегами, так и с клиентами.
  • Актер, которому свойственна обаятельность, быстрее добьется успеха и придет к вершине славы.

Как развить обаятельность

  • Будьте доброжелательны к окружающим. Ваша улыбка и располагающее поведение не оставят никого равнодушным.
  • Будьте тактичны. Людям всегда приятнее получать положительные эмоции, нежели терпеть жесткую критику. Станьте отдушиной для окружающих вас людей.
  • Создайте привлекательный образ. Если мы говорим не только о врожденных качествах, то стоит задуматься о работе над собой. Позаботьтесь о вашем имидже, стройте его, исходя из ваших целей и окружения. Но не забывайте о том, что обаятельность в первую очередь – это естественность.
  • Даже если вам хочется кричать и кусаться – старайтесь играть роль очаровательного человека до конца. В этом и состоит актерское мастерство. А оно необходимо не только гениям сцены.

Золотая середина

Непривлекательность

Обаятельность

Фальшивость, наигранность

Крылатые выражения об обаятельности

...Когда вы сидите в кафе, есть смысл быть любезной со всеми, потому что, если вам улыбаются, это делает вас более привлекательной. - Бен Джонс - Можно купить превосходное платье, сделать великолепную прическу и умело положить косметику – без обаяния вы будете выглядеть манекеном. Обаяние не поддается измерению, его нельзя взять на загородную вечеринку, званый обед или оставить дома за ненадобностью. Обаяние подобно хорошей погоде, им наполнена каждая минута, проведенная с человеком, обладающим им. - Софи Лорен - Существуют люди, способные вести за собой целые народы исключительно благодаря своему обаянию. - Ральф Уолдо Эмерсон - Чтобы достичь успеха, нужно быть обаятельным. Обаяние проявляется во всём и ни в чём одновременно - в исходящей от вас энергии, во взгляде, походке, телосложении, звуке голоса, изящной жестикуляции. Вовсе не обязательно быть признанным красавцем или красавицей, главное - обладать личным обаянием. - Сара Бернар - Брайан Трейси, Рон Арден / Сила обаяния. Как завоевывать сердца и добиваться успеха. Из этой книги вы узнаете, как исключительно обаятельные люди добиваются успеха в общении с покупателями и клиентами, а также достигают глубокого взаимопонимания в отношениях с друзьями и близкими. Кроме того, авторы рассказывают, как нужно вести себя, чтобы неизменно пользоваться успехом у противоположного пола. Обаяние и умение быть приятным собеседником откроют перед вами поистине безграничные возможности. Грейс Наталья / Как вызвать симпатию? Секреты обаяния. О самореализации и потенциале личности Аудиолекция о том, как быть обаятельным и как понравиться.

Идеи, распространяемые путем утверждения, повторения и заразы, обязаны своим могуществом главным образом таинственной силе, которую они приобретают, - обаянию.

Идеи или люди, подчинявшие себе мир, господствовали над ним преимущественно благодаря этой непреодолимой силе, именуемой обаянием. Мы всœе понимаем значение этого слова, но оно употребляется часто в таких различных смыслах, что объяснить его нелœегко. Обаяние может слагаться из противоположных чувств, к примеру, восхищения и страха. В корне обаяния действительно часто заложены именно эти чувства, но иногда оно существует и без них. Наибольшим обаянием, к примеру, пользуются умершие, следовательно, - существа, которых мы не боимся: Александр, Цезарь, Магомет, Будда. С другой стороны есть такие предметы и фикции, которые нисколько не возбуждают в нас восхищения, к примеру, чудовищные божества подземных храмов Индии, но которые, тем не менее, имеют огромное обаяние.

В действительности обаяние - это род господства какой-нибудь идеи или какого-нибудь дела над умом индивида. Это господство парализует всœе критические способности индивида и наполняет его душу удивлением и почтением. Вызванное чувство необъяснимо, как и всœе чувства, но, вероятно, оно принадлежит к тому же порядку, к какому принадлежит очарование, овладевающее замагнитизированным субъектом. Обаяние составляет самую могущественную причину всякого господства; боги, короли и женщины не могли бы никогда властвовать без него.

Различные виды обаяния можно, однако, подразделить на две главные категории: обаяние приобретенное и обаяние личное. Приобретенное обаяние - то, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ доставляется именем, богатством, репутацией; оно может совершенно не зависеть от личного обаяния. Личное же обаяние носит более индивидуальный характер и может существовать одновременно с репутацией, славой и богатством, но может обходиться и без них.

Приобретенное или искусственное обаяние гораздо больше распространено. Уже одного того факта͵ что какой-нибудь индивид занимает известное социальное положение, обладает известным богатством и титулами, бывает зачастую достаточно, чтобы придать ему обаяние, как бы ни было ничтожно его личное значение. Военный в своем мундире, судья в своей мантии всœегда пользуются обаянием. Паскаль совершенно справедливо указывал на крайне важно сть облачить судей в мантии и парики. Без этого они бы лишились на три четверти своего авторитета. Самый свирепый социалист всœегда бывает несколько смущен при виде принца или маркиза; стоит присвоить себе такой титул, и самый прозорливый коммерсант легко даст себя обморочить.

Это влияние титулов, орденов и мундиров на толпу встречается во всœех странах, даже там, где больше всœего развито чувство личной свободы. Я приведу по этому поводу отрывок из новой книги одного путешественника, рассказывающего следующее о том обаянии, которым пользуются некоторые личности в Англии: "Много раз мне приходилось наблюдать особенное состояние опьянения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ овладевает даже самыми благоразумными англичанами при виде и общении с каким-нибудь пэром Англии.

Οʜᴎ заранее уже любят его, лишь бы богатство его соответствовало его положению, и в его присутствии они всё переносят от него с восторгом. Οʜᴎ краснеют от удовольствия, когда он приближается к ним или заговаривает с ними; сдерживаемая радость сообщает непривычный блеск их глазам. У них "лорд находится в крови", в случае если позволено будет так выразиться, как мы выражаемся, к примеру, про испанца, что у него танцах в крови, про немца - что у него музыка в крови, и про француза - что у него в крови революция- Их страсть к лошадям и Шекспиру менее сильна, и они менее извлекают из нее наслаждений. Книга пэров имеет огромный сбыт и ее можно найти в самых отдаленных местах и у всœех аналогично тому, как Библию".

Я касаюсь здесь лишь обаяния, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ имеют люди; но рядом с этим можно поставить и обаяние мнений, литературных и художественных произведений и т.д. В последнем случае чаще всœего обаяние является результатом усиленного повторения. История и в особенности история литературы и искусства, представляет собой не что иное, как повторение всœе одних и тех же суждений, которые никто не смеет оспаривать и в конце концов всœе повторяют их так, как выучили в школе. Есть имена и вещи, которых никто не смеет коснуться. Важно заметить, что для современного читателя, к примеру, чтение Гомера доставляет, конечно, огромную и непреодолимую скуку, но кто же посмеет сознаться в данном? Парфенон в его настоящем виде является несчастной развалиной, лишенной всякого интереса, но эта развалина обладает обаянием именно потому что она представляется нам не в том виде, в каком она есть, а в сопровождении всœей свиты исторических воспоминаний. Главное свойство обаяния именно и состоит по сути в том, что оно не допускает видеть предметы в их настоящем виде и парализует всякие суждения.

Толпа всœегда, а индивиды - весьма часто нуждаются в готовых мнениях относительно всœех предметов. Успех этих мнений совершенно не зависит от той частицы истины или заблуждения, которая в них заключается, а исключительно лишь от степени их обаяния.

Теперь я буду говорить о личном обаянии. Этот род обаяния совершенно отличается от искусственного или приобретенного обаяния и не зависит ни от титула, ни от власти; оно составляет достояние лишь немногих лиц и сообщает им какое-то магнетическое очарование, действующее на окружающих, несмотря даже на существование между ними равенства в социальном отношении и на то, что они не обладают никакими обыкновенными средствами для утверждения своего господства. Οʜᴎ внушают свои идеи, чувства тем, кто их окружает, и те им повинуются, как повинуются, к примеру, хищные звери своему укротителю, хотя они легко могли бы его разорвать.

Великие вожаки толпы: Будда, Магомет, Жанна д"Арк, Наполеон обладали в высшей степени именно такой формой обаяния и благодаря ей подчиняли себе толпу. Боги, герои и догматы внушаются, но не оспариваются; они исчезают, как только их подвергают обсуждению.

Великие люди, об обаянии которых я только что говорил, без этого обаяния не могли бы сделаться знаменитыми. Конечно, Наполеон, находясь в зените своей славы, пользовался огромным обаянием, благодаря своему могуществу, но всœе же это обаяние существовало у него и тогда еще, когда он не имел никакой власти и был совершенно неизвестен. Благодаря протекции, он был назначен командовать армией в Италии и попал в кружок очень строгих, старых воинов-генералов, готовых оказать довольно-таки сухой прием молодому собрату, посаженному им на шею.

Но с первой же минуты, с первого свидания, без всяких фраз, угроз или жестов, будущий великий человек покорил их себе. Тэн заимствует из мемуаров современников следующий интересный рассказ об этом свидании: "Дивизионные генералы, в т.ч. Ожеро, старый вояка, грубый, но героичный, очень гордившийся своим высоким ростом и своей храбростью, прибыли в главную квартиру весьма предубежденными против выскочки, присланного из Парижа. Ожеро заранее возмущался, уже составив себе мнение о нем по описанию и готовясь неповиноваться этому "фавориту Барраса", "генералу Вандемьера", "уличному генералу", на которого всœе смотрели как на медведя, потому что он всœегда держался в стороне и был задумчив, притом данный малорослый генерал имел репутацию математика и мечтателя. Их ввели. Бонапарт заставил себя ждать. Наконец он вышел, опоясанный шпагой, и, надев шляпу, объяснил генералам свои намерения, отдал приказания и отпустил их. Ожеро безмолвствовал, и только когда они уже вышли на улицу, он спохватился и разразился своими обычными проклятиями, соглашаясь вместе с Массеной, что данный маленький генерал внушил ему страх, и он решительно не может понять, почему с первого взгляда он почувствовал себя уничтоженным перед его превосходством".

Обаяние Наполеона еще более увеличилось под влиянием его славы, когда он сделался великим человеком. Тогда уже его обаяние сделалось почти равносильно обаянию какого-нибудь божества. Генерал Вандамм, революционный вояка, еще более грубый и энергичный, чем Ожеро, говорил о нем маршалу д"Oрнано в 1815 году, когда они вместе поднимались по лестнице в Тюильрийском дворце: "Мой милый, данный человек производит на меня такое обаяние, в котором я не могу отдать себе отчета͵ и притом до такой степени, что я, не боящийся ни Бога, ни черта͵ приближаясь к нему, дрожу, как ребенок; и он бы мог заставить меня пройти через игольное ушко, чтобы затем бросить меня в огонь".

Наполеон оказывал такое же точно обаяние на всœех тех, кто приближался к нему.

Сознавая вполне свое обаяние. Наполеон понимал, что он только увеличивает его, обращаясь даже хуже, чем с конюхами, с теми важными лицами, которые его окружали и в числе которых находились знаменитые члены Конвента͵ внушавшие некогда страх Европе. Рассказы, относящиеся к тому времени, заключают в себе много знаменательных фактов в данном отношении. Однажды в государственном совете Наполеон очень грубо поступил с Беньо, с которым обошелся, как с неучем и лакеем. Достигнув желаемого действия, Наполеон подошел к нему и сказал: "Ну, что, большой дурак, нашли вы, наконец, свою голову?" Беньо, высокий, как тамбур-мажор, нагнулся очень низко, и маленький человечек, подняв руку, взял его за ухо, "что было знаком упоительной милости, - пишет Беньо, - обычным жестом смилостивившегося господина". Подобные примеры дают ясное понятие о степени низости и пошлости, вызываемой обаянием в душе некоторых людей, объясняют, почему великий деспот питал такое громадное презрение к людям, его окружавшим, на которых он действительно смотрел, лишь как на пушечное мясо.

Даву, говоря о своей преданности и преданности Маре Бонапарту, прибавлял: "В случае если бы император сказал нам обоим: "Интересы моей политики требуют, чтобы я разрушил Париж, и притом так, чтобы никто не мог из него выйти и бежать", - то Маре, без сомнения, сохранил бы эту тайну, я в том уверен, но тем не менее, не мог бы удержаться и вывел бы из Парижа свою семью и тем подверг бы тайну опасности. Ну, а я из боязни, чтобы никто не догадался об этой тайне, оставил бы в Париже свою жену и детей".

Надо иметь в виду именно эту удивительную способность Наполеона производить обаяние, чтобы объяснить себе его удивительное возвращение с острова Эльбы и эту победу над Францией одинокого человека, против которого выступили всœе организованные силы великой страны, казалось, уставшей уже от его тирании. Но стоило ему только взглянуть на генералов, присланных для того, чтобы завладеть им, и поклявшихся им завладеть, и всœе они немедленно подчинились его обаянию.

"Наполеон, - пишет английский генерал Уолслей, - высаживается во Франции почти один, как беглец с маленького острова Эльбы, и в несколько недель ему удается без всякого кровопролития ниспровергнуть всю организацию власти во Франции, во главе которой находился ее законный король. Существуют ли случаи, где личное превосходство человека проявлялось бы более поразительным образом? В продолжении всœей этой последней его кампании можно ясно видеть, какую власть он имел над союзниками, заставляя их следовать его инициативе, и как мало было нужно, чтобы он их раздавил окончательно".

Его обаяние пережило его и продолжало увеличиваться.

Благодаря именно этому обаянию попал в императоры его безвестный племянник. Наблюдая затем, как возрождается его легенда, мы можем убедиться, насколько еще могущественна его великая тень. Обращайтесь дурно с людьми сколько вам угодно, убивайте их миллионами, вызывайте нашествия за нашествиями, и всœе вам будет прощено, в случае если вы обладаете достаточной степенью обаяния и талантом для поддержания этого обаяния.

Я привел тут совершенно исключительный пример обаяния, но крайне важно было указать именно на такой случай, чтобы происхождение великих религий, великих доктрин и великих империй сделалось нам понятным. Генезис всœего этого неясен, в случае если не принять во внимание могущественную силу обаяния.

Но обаяние основывается не исключительно на личном превосходстве, на военной славе или религиозном страхе.

Оно может иметь гораздо более скромное происхождение и всœе-таки быть весьма значительным. Наш век указывает нам много таких примеров. Одним из самых разительных является история знаменитого человека (Лессепса), изменившего вид земного шара и коммерческие сношения народов, отделив два континœента. Он успел в своем предприятии не только вследствие громадной воли, но и вследствие обаяния, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он имел на всœех окружающих. Чтобы победить почти всœеобщее недоверие, ему нужно было только показаться. Он говорил несколько минут, и благодаря его очарованию, противники быстро превращались в его сторонников. Англичане в особенности восставали против его проекта͵ но стоило ему лишь показаться в Англии, и всœе уже были на его стороне. Когда позднее он проезжал через Саутхемптон, колокола звонили в его честь, а теперь Англия собирается воздвигнуть ему статую. "Победив всœе вещи, людей, болота͵ скалы и пески", он уже не верил более в препятствия и вздумал было возобновить Суэз в Панаме. Он начал с теми же средствами, но пришла старость; кроме того, вера, сдвигающая горы, двигает ими лишь тогда, когда они не чересчур высоки. Но горы, однако, устояли и возникшая из этого катастрофа уничтожила блестящий ореол славы, окружавший этого героя. Его жизнь лучше всœего показывает, как возникает обаяние и как оно может исчезнуть. Сравнившись в величии с самыми знаменитыми героями истории, он был низвергнут простыми судьями своей страны в ряды самых презренных преступников. Когда он умер, толпа отнеслась к этому совершенно равнодушно, и только иностранные государи сочли нужным почтить память одного из величайших людей в истории.

Одна иностранная газета͵ а именно "Neue Freie Presse", высказала по поводу судьбы Лессепса психологически верные замечания, которые я и воспроизвожу здесь: "После осуждения Фердинанда Лессепса нам нечего изумляться печальному концу Христофора Колумба. В случае если Фердинанда Лессепса считать мошенником, то всякую благородную иллюзию нужно признавать преступлением. Древний мир увенчал бы память Лессепса ореолом славы и возвел бы его на Олимп, потому что он изменил поверхность земли и выполнил дело, совершенствующее ее. Своим приговором Фердинанду Лессепсу председатель суда создал себе бессмертие, так как народы всœегда будут спрашивать имя человека, не побоявшегося унизить свой век, нарядив в халат каторжника старика, жизнь которого была славой его современников... Пусть нам не говорят более о неумолимости правосудия там, где царит бюрократическая ненависть ко всяким великим, смелым делам. Нации нуждаются в таких смелых людях, верующих в себя и преодолевающих всœе препятствия без внимания к своей собственной особе. Гений не должна быть осторожен; руководствуясь осторожностью, он никогда не мог бы расширить круг человеческой деятельности.

Фердинанд Лессепс пережил и опьянение успеха, и горечь разочарований - это Суэз и Панама. Душа возмущается против этой морали успеха. Когда ему удалось соединить два моря, государи и нации воздали ему почести, но после того, как он потерпел поражение, не совладав со скалами Кордильеров, он превратился в обыкновенного мошенника... Тут проявляется борьба классов общества, неудовольствие бюрократов и чиновников, мстящих посредством уголовного кодекса тем, кто хотел бы возвыситься над другими. ...Современные законодатели приходят в замешательство перед такими великими идеями человеческого гения; публика же в них понимает еще меньше, и какому-нибудь генеральному адвокату, конечно, не трудно доказать, что Стэнли - убийца, а Лессепс - обманщик".

Все эти различные примеры, приведенные нами, касаются лишь крайних форм обаяния. Чтобы установить во всœех подробностях его психологию, нам бы нужно было поставить эти формы в конце ряда, спускающегося от основателœей религий и государств до какого-нибудь субъекта͵ старающегося ослепить своего сосœеда блеском нового костюма или орденами.

Между обоими концами такого ряда можно вместить всœе формы обаяния в различных элементах цивилизации: науках, искусствах, литературе и т.д., тогда будет видно, что обаяние составляет основной элемент всякого убеждения. Сознательно или нет, но существо, идея или вещь, пользующиеся обаянием, тотчас же, путем заразы, вызывают подражание и внушают целому поколению известный способ чувствований и выражения своих мыслей. Подражание чаще всœего бывает бессознательным, и именно это и обусловливает его совершенство. Современные художники, воспроизводящие в своих произведениях бледные цвета и застывшие позы некоторых примитивных живописцев, и не подозревают, конечно, откуда у них явилось такое вдохновение. Οʜᴎ сами верят в свою искренность, а между тем, в случае если бы один знаменитый художник не воскресил бы эту форму искусства, то мы бы продолжали в ней видеть лишь наивные стороны и более низкую степень искусства.

Те же художники, которые по примеру другого знаменитого мастера переполняют свои картины фиолетовыми тенями, вовсœе не замечают в природе преобладания фиолетовой краски более, чем это замечалось лет пятьдесят тому назад, но на них до такой степени подействовали личные и специальные впечатления одного художника, что они подчинились этому внушению, тем более, что несмотря на такую странность, художник сумел приобрести большое обаяние. Во всœех элементах цивилизации можно легко найти много таких примеров.

Из всœего предыдущего мы видим, что в генезисе обаяния участвуют многие факторы, и одним из самых главных был всœегда успех. Всякий человек, имеющий успех, всякая идея, завладевающая умами, уже на этом самом основании становятся недоступными никаким оспариваниям. Доказательством того, что успех составляет одну из главных основ обаяния, является одновременное исчезновение обаяния с исчезновением успеха. Герой, которого толпа превозносила только накануне, должна быть на другой день осмеян ею, в случае если его постигла неудача. Реакция будет тем сильнее, чем больше было обаяние. Толпа смотрит тогда на павшего героя как на равного себе и мстит за то, что поклонялась прежде его превосходству, которого не признает теперь. Когда Робеспьер посылал на казнь своих коллег и множество современников, он пользовался огромным обаянием. Но стоило лишь перемещению нескольких голосов лишить его власти, и он немедленно потерял свое обаяние, и толпа провожала его на гильотину градом таких же проклятий, какими она осыпала его прежние жертвы. Верующие всœегда с особенной яростью разбивают богов, которым поклонялись некогда.

Под влиянием неудачи обаяние исчезает внезапно. Оно может прийти в упадок и вследствие оспаривания, но это совершается медленнее. При этом именно такой способ разрушения обаяния гораздо более действен. Обаяние, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ подвергается оспариваний), уже перестает быть обаянием. Боги и люди, сумевшие долго сохранить свое обаяние, не допускали оспариваний. Чтобы вызывать восхищение толпы, нужно всœегда держать ее на известном расстоянии.

Обаяние — смесь естественности и кокетства.

Обаяние чаще заключается в уме, чем в лице, так как красота лица обнаруживается сразу и не таит ничего неожиданного; но ум раскрывается лишь понемногу, когда сам человек этого желает и в той мере, в какой он этого желает.

Обладал таким природным обаянием, что даже когда совал кому-нибудь кукиш под нос, то собеседник воспринимал это жест, как желание ласково погладить его по щеке

Объявление. Мужчина средних лет в самом соку готов связать судьбу с обаятельной женщиной, ещё не ставшей ягодкой опять.

Обаятельный ум — это ум, в котором особенно ярко чувствуется свобода от глупости.

Обаяние — это дар располагать к себе людей в безотказное положение.

Обаятельность (обаяние) как качество личности – таинственный дар располагать к себе людей, очаровывать и быть притягательной для окружающих.

Магнетизм истинного, не наигранного, искусственного обаяния – неразгаданная загадка человечества. «Обаяние зачаровывает, — пишет Брайан Трейси, — Как цветы раскрываются и тянутся навстречу теплу и солнечному свету, так и мы раскрываемся и тянемся навстречу обаянию. Обаяние действует как сильнейший магнит, помимо нашей воли притягивающий нас к его источнику».

Как объяснить феноменальный успех Фаины Раневской – некрасивой, но невероятно обаятельной женщины? Кто вспомнил бы сейчас фильм «Подкидыш», если б там не было Раневской? Играя роли второго плана, она начисто затмевала исполнителей главных ролей. Фраза «Муля, не нервируй меня» стала эстафетной палочкой в вечность. В то время как другие артисты актерствовали, контрастировали с реальной жизнью искусственностью, нарочитостью и восторженностью образов, Раневская была естественной и непринужденной. «Подкидыш» говорит, что ей оторвут голову за то, что она потерялась. Раневская ставит вопрос в духе наших современных манипуляторов СМИ: «Девочка, что ты хочешь, чтоб тебе голову оторвали или на дачу? — На дачу. — Вот видишь, я же сказала, что она хочет на дачу». Когда в 60-е годы прошлого столетия на площади Свердлова в Москве открывали памятник Карлу Марксу работы скульптора Кербеля, она сказала: «А потом они удивляются, откуда берется антисемитизм. Ведь это тройная наглость! В великорусской столице один еврей на площади имени другого еврея ставит памятник третьему еврею!» Острая на язык, Фаина Раневская своими высказываниями до сих пор возглавляет рейтинги самых лучших афоризмов: « Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи», «Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?», «Я себя чувствую, но плохо», «Семья заменяет всё. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: всё или семья».

Обаятельность обладает грандиозной силой, перед ней не устоит ни один человек. Гагаринская открытая, обаятельная улыбка покорила весь мир. По словам С. Довлатова обаяние «уравновешивает любые пороки». Можно быть одноруким, горбатым, кривым и, в то же время, покорять женщин благодаря своей обаятельности. Ее женщинам вполне достаточно для любви. Великая актриса Сара Бернар говорила: «Чтобы достичь успеха, нужно быть обаятельным. Обаяние проявляется во всём и ни в чём одновременно - в исходящей от вас энергии, во взгляде, походке, телосложении, звуке голоса, изящной жестикуляции. Вовсе не обязательно быть признанным красавцем или красавицей, главное - обладать личным обаянием». Ей вторит Софи Лорен: «Умных женщин мужчины отмечают, красивых – глазами «выхватывают из толпы» и только обаятельных не забывают. Миловидная внешность – это еще не все, но добавьте обаяния, и мир – у ваших ног».

Обаятельность – это поток позитивной энергии, излитой во внешний мир. Почему люди благоговеют перед обаятельностью? Приятно быть рядом с человеком, излучающим волны позитивизма, дающим заряд хорошего настроения. В компании с обаятельным человеком чувствуешь себя легко и непринужденно. Он легко налаживает контакт с окружающими, находит с ними общий язык и настраивает на позитивные отношения. Умело применяемые атрибуты обаятельности – умение активно слушать, непринужденность, естественность, искренняя улыбка – располагают к себе собеседника. Когда людей спрашиваешь об ассоциациях, каким представляется им обаятельный человек, неизменно получаешь ответ: радостным, светлым, приятным в общении, искренним, теплым, жизнерадостным, эмоционально привлекательным, оптимистичным и улыбчивым. Альбер Камю писал: «Вы знаете, что такое обаяние? Умение почувствовать, как тебе говорят «да», хотя ты ни о чем не спрашивал».

Людей подкупает в обаятельности всегдашняя обращенность на собеседника. Обаятельный человек внимателен к намерениям и интересам других. Люди умеют чувствовать на полутонах. Интерес к себе ласкает собственную значимость. Поэтому обаятельный человек единодушно признается прекрасным собеседником, хотя за весь вечер мог произнести пару фраз. Говорил мало, но зато как слушал! Подлинная обаятельность светится, улыбается всем сердцем и искренне радуется окружающим людям.

Магией обаятельности обладал Наполеон. Когда он еще не имел гигантской власти, его назначили командовать армией в Италии. Наполеон попал в кружок очень строгих, старых воинов-генералов, готовых оказать довольно-таки сухой прием молодому собрату, посаженному им на шею. Но с первых минут будущий император сразил их своей обаятельностью. Рассказывает Тэн: «Дивизионные генералы, в том числе Ожеро, старый вояка, грубый, но героичный, очень гордившийся своим высоким ростом и своей храбростью, прибыли в главную квартиру весьма предубежденными против выскочки, присланного из Парижа. Ожеро заранее возмущался, уже составив себе мнение о нем по описанию и готовясь не повиноваться этому «фавориту Барраса», «генералу Вандемьера», куличному генералу», на которого все смотрели как на медведя, потому что он всегда держался в стороне и был задумчив, притом этот малорослый генерал имел репутацию математика и мечтателя. Их ввели. Бонапарт заставил себя ждать. Наконец он вышел, опоясанный шпагой, и, надев шляпу, объяснил генералам свои намерения, отдал приказания и отпустил их. Ожеро безмолвствовал, и только когда они уже вышли на улицу, он спохватился и разразился своими обычными проклятиями, соглашаясь вместе с Массеной, что этот маленький генерал внушил ему страх, и он решительно не может понять, почему с первого взгляда он почувствовал себя уничтоженным перед его превосходством». Генерал Вандамм, революционный вояка, еще более грубый и энергичный, чем Ожеро, говорил о нем маршалу Дорнано в 1815 году, когда они вместе поднимались по лестнице в Тюильрийском дворце: «Мой милый, этот человек производит на меня такое обаяние, в котором я не могу отдать себе отчета, и притом до такой степени, что я, не боящийся ни Бога, ни черта, приближаясь к нему, дрожу, как ребенок; и он бы мог заставить меня пройти через игольное ушко, чтобы затем бросить меня в огонь».

Только обаятельностью Наполеона можно объяснить его удивительное возвращение с острова Эльбы. Одинокий невооруженный человек выступил против огромной организованной силы великой страны. «Солдаты! Будете вы стрелять в своего императора?» — кричал он вооруженным войскам, посланным против него, и солдаты, сокрушенные его обаянием, переходили на сторону любимого императора. «Наполеон, — пишет английский генерал Уолслей, — высаживается во Франции почти один, как беглец с маленького острова Эльбы, и в несколько недель ему удается без всякого кровопролития ниспровергнуть всю организацию власти во Франции, во главе которой находился ее законный король. Существуют ли случаи, где личное превосходство человека проявлялось бы более поразительным образом? В продолжении всей этой последней его кампании можно ясно видеть, какую власть он имел над союзниками, заставляя их следовать его инициативе, и как мало было нужно, чтобы он их раздавил окончательно».

Петр Ковалев 2013 год


Что такое обаяние? А Бог его знает! Или черт?…Кого благодарить за это удивительное свойство человеческой натуры – гены, биохимию или пришельцев из космоса? Вот некоторые, между прочим, считают, что обаяние – это такая штука, которой при желании можно научиться…

“И что в ней (или в нем) такого особенного?” – уже по одному этому вопросу, зависливо висящему в воздухе можно легко догадаться: говорят про обаятельного человека.

Возможно, он никогда не выиграет в конкурсе красоты, слегка картавит и волосы на его голове развеяны вихрями былых увлечений, он безусловно очарователен – это признают все ваши общие знакомые. В чем дело? А он таким просто родился!

Почему-то считается, что обаяние – это своего рода компенсация за несовершенную внешность: мол, природа мудра и не терпит несправедливости. В качестве примера обычно приводятся имена Божественных мира сего: Фаины Раневской, Эдит Пиаф, Маргарет Тэтчер, наконец!
Однако, если задуматься, история также знает огромное количество обворожительных красоток, например принцесса Диана, Софи Лорен или, скажем, Орнелла Мути. Так что комбинаций “красота-обаяние” великое множество.

Имиджмейкеры считают, что оба эти определения принадлежат разным порядкам: красота – понятие оценочное, а обаяние – категория эмоциональная. Вы не задумывались, почему русские женщины считаются самыми красивыми в мире? Некоторые психологи предполагают, что данный феномен связан как раз с их эмоциональностью, которая открывает огромные возможности для самовыражения и создает в конечном счете иллюзию удивительной внешней привлекательности.

Говоря о женской притягательности, Софи Лорен тонко подметила, что умных женщин мужчины отмечают, красивых глазами “выхватывают из толпы” и только обаятельных… не забывают. Почему?

От Бога и от людей

“Что такое обаяние и откуда оно берется?” – спрашиваю в лоб Екатерину Собчик, руководителя Школы обаяния и автора методики, по которой женщины обучаются искусству шарма. “За 15 лет не прочитала ничего путного на этот счет, – смеется моя собеседница. – Это такой удивительный способ самовыражения, нечто иррациональное… Есть же на свете вещи совершенно необъяснимые, например любовь. До сих пор непонятно, что это за процесс – биохимический или приходящий, скажем, из космоса? Любовь бывает очень разной: у кого-то она носит одухотворенный характер, у кого-то откровенно гормональный. И обаяние также складывается из массы вещей – есть же понятие отрицательного обаяния, существует обаяние скромности. Кто-то из нас владеет сердцами тысяч поклонников, а кто-то сражает наповал единственного человека. “Что ты в нем нашла?” – удивляются подруги. “Ну как же, ну вот же!” – следует восхищенный ответ. По большому счету это дается Богом, но кое-что можно и подкорректировать. Если ты владеешь каким-то поведенческим инструментом, ты меньше напрягаешься сам и напрягаешь других. Можно помочь человеку стать более раскованным, свободным, а заодно расширить арсенал средств воздействия на окружающих, и он станет притягивать к себе внимание”.

Театр мимики и жеста

Хочу научиться искусству быть привлекательной! Вот бы приемчиков какие-нибудь хитрых освоить…
“Можно стать обаятельнее, обратив внимание на полный спектр невербального поведения – советует Екатерина Собчик. – Я имею в виду вашу мимику, походку (что для женщины очень важно!), жесты, интонации и так далее”.

По оценкам различных авторов, на “невербалку” приходится от 80 до 90 процентов восприятия человека человеком. Настолько значимее слов все то, что выражает наше тело, жесты, мимика. Это наша самая древняя, первая по счету, сигнальная система, поэтому на ее знаки реагируют почти автоматически. Так что если вы хотите стать притягательнее, придется посмотреть со стороны на собственные привычки.

Самое сложное – это попытаться отучить себя от явно отрицательных мимических сигналов: перестать хмурить брови, зло перекашивать рот или прищуривать глаза в разговоре с собеседником. Думаете, вам это не свойственно? А ну-ка подойдем к зеркалу… Очень часто впечатление, которое мы хотим производить на собеседника, не совпадает с впечатлением, которое мы реально на него производим.

“Когда я знаю что-то про себя, я понимаю, как меня оценивают окружающие, – говорит Екатерина Собчик. – Каждый из нас носит какую-то маску, и в общении мы частенько начинаем “зеркалить” друг друга: если ваше лицо напряжено, я волей-неволей также начну напрягаться, возвращая вам отрицательный сигнал. Однако если я понимаю, что всему виной моя собственная мимика, я перестану обвинять весь мир в том, что он идет на меня войной. В таком подходе имеется огромный психотерапевтический эффект”.

Жесты, позы, движения

Чего еще не следует делать будущей богине шарма? Например, нужно забыть про так называемые “жесты подавления” (это когда вы рубите ладонью пространство, прихлопываете воздух рукой сверху вниз или “указываете перстом”). Обратите также внимание, не свойственна ли вам одна из “закрытых поз”, которые обычно принимают от неуверенности в себе (скрещенные руки, взгляд в пол). Еще одна нехорошая привычка – демонстрировать так называемые “жесты раздражения”: покашливать то и дело, потирать кончик носа, ерзать на стуле, дергать себя за сережку, искать на столе зажигалку и так далее. Таким образом вы сигнализируете: я страшно занятой человек, и времени на тебя у меня нет... Некоторые женщины покачиванием ноги демонстрируют скуку.

Вообще обаяние предполагает некую демонстративность: надо вас зажечь, чтобы вы обратили на меня внимание. В качестве одного из приемов на привлечение внимания предлагается… замедление движения. Попробуйте поставить на стол чашку так, чтобы она не стукнула. Или взять предмет, будто это котенок: с одной стороны, очень хочется, потому что он приятно-пушистый, а с другой – страшновато: зверек может цапнуть. Потренируйтесь немного, и у вас получится этакое женственное движение, на котором в “час икс” можно сыграть.

Походка является для женщины чрезвычайно важным моментом, и, похоже, Мерилин Монро об этом знала без помощи психологов. Злые языки объясняют ее знаменитую походку двумя возможными причинами: одни говорят о врожденном дефекте – якобы одна нога кинодивы была короче. Другие утверждают, что госпожа Монро сознательно подпиливала каблуки у туфель.

Если вы хотите подкорректировать свою походку, можно проделать следующее упражнение. Положите на голову толстую книгу и походите с ней взад-вперед по комнате какое-то время так, чтобы книга не упала. Когда вы сможете успешно проделывать этот фокус 10 раз подряд, вы заметите, что походка изменилась. Упражнение нужно делать 2-3 раза в неделю. Если хотите проследить за своей походкой, растяните на полу шнур и походите по вытянутой линии. Руки должны свисать свободно, чтобы их движения были естественными, связанными с ритмом хода.

Интонации

Марлен Дитрих – женщина-сфинкс, женщина-богиня была восхитительна во многих отношениях, но ее самым изысканным инструментом обольщения являлся голос – несильный, но прекрасно модулированный. Хемингуэй как-то сказал: “Если бы Марлен Дитрих не обладала ничем иным, кроме голоса, им одним она бы могла разбивать сердца”. Что же касается нас, простых смертных, для притягательности облика будет достаточно “изъять из обращения” визгливые истеричные нотки.

Равенство самой себе

Стоп! Кажется я делаю что-то не то… Во-первых, я все равно никогда не запомню все эти фокусы (все, что перечислено, только часть их), а идти завоевывать мир со шпаргалкой в руках как-то неловко. Во-вторых, в принцессу шарма невозможно превратиться с помощью одних только технических штучек, хотя они, признаться, и выручают. Все мы бегаем сломя голову, курим, бывает ругаемся, и если при таких условиях внезапно попробовать выстрадать из себя этакую мягкую белую и пушистую “женщинку”никто в это перевоплощение не поверит. Так что же, выходит действительно: “кесарю - кесарево, а слесарю слесарево”?

“Есть такое важное для меня понятие – равенство самой себе, – говорит Екатерина Собчик. – То есть главное – научиться не прыгать выше своей головы, но и не принижать своего достоинства. Ты максимально используешь собственный потенциал – своей внешности, своей личности. Превращение из лягушки в принцессу происходит благодаря внутренней переоценке ценностей… Ты уже не воспринимаешь неудачу как поражение, не винишь себя в перманентной глупости, а понимаешь, что в целом ситуация складывается нормально. Это новое осознание тебя расслабляет и автоматически проявляется в той же самой обаятельной плавности, в манере говорить, в уверенной сексуальной походке”.

Бегущий по лезвию бритвы

Постоянно, в течение жизни, каждый из нас решает одну и ту же проблему: как бы так поинтереснее себя проявить, чтобы заинтересовать окружающих и не остаться “безликим”. При этом очень важно не переборщить, чтобы общество, не дай бог, от тебя не отвернулось. Обаятельному человеку лучше всего удается балансировать на этом лезвии бритвы.

“У каждого из нас такая мера – своя, это надо понимать, – говорит Екатерина Собчик. – То, что позволяла себе Раневская, никак не подойдет девочке-цветку. Иногда мы попадаем в эту ловушку, пытаясь кому-то подражать, но выходит вульгарно и неубедительно. Единственное, что можно себе позволить, это перенять у соседа мелкие технические приемчики типа “гляди-ка, как она держит сумочку, надо запомнить”…

Про матриархат

В русском языке глагол “обаять” изначально имел легкий привкус обмана. В словаре Владимира Даля имеется такой пример: “он его совсем обаял: так за нос и водит” и приведено красивое слово “обаюн” в значении “плут”.

Говорит ли данный факт о том, что с помощью природного таланта плюс некоей техники человеческих взаимоотношениймы элементарно дурим противоположный пол?

“Не думаю, – уверяет Екатерина Собчик. – Мы просто пытаемся соответствовать неким ожиданиям. Согласно давнему социально-психологическому исследованию, мужчина видит идеальную женщину не какой-то там доброй или умной, а прежде всего женственной”.

Мужчина нацелен на традиционную семью, в этом нет ничего плохого. А вот чего хочет женщина? Чего ради ей становиться совершенством и ходить на курсы обаяния – чтобы править миром наравне с Ним?

“Сейчас вся проблема из-за этого: эмансипация. Мы, женщины, существа загадочные. Мечтаем освободиться от каких-то бытовых обязанностей, желаем социализироваться и при этом одновременно хотим чего-то от мужчин. На занятиях в Школе я говорю: “Если вы все считаете себя феминистками, значит, обучаться искусству женских чар не имеет смысла. “Нет, мы хотим замуж!” – отвечают мне. “Чего же мы желаем от мужчин?” - “Ну, чтобы заботился, защищал, помогал…” Так, понятно! А где же здесь тогда идеи эмансипации: дети из пробирки и все такое? Мне кажется, что современное общество находится в некоем промежуточном состоянии, и совсем не факт, что матриархат вернется…”

) - «пома́зание» ) - особая одарённость, исключительность личности в интеллектуальном, духовном, или каком-нибудь другом отношении, способность взывать к сердцам (определение из современного словаря Л. П. Крысина ). В словаре Н. Г. Комлева также упоминается: высокая одарённость, личная притягательность . Харизматичный - характеризующийся харизмой.

Обычно под харизмой понимают совокупность эмоционально-психических способностей человека, благодаря которым его оценивают как одарённого особыми качествами, при этом, зачастую, он не имеет каких-либо особенных внешних данных.

Происхождение термина [ | ]

Слово χάρισμα употреблялось в древнегреческой мифологии для обозначения способности притягивать к себе внимание. Харитами назывались древнегреческие богини красоты, грации и изящества.

В католическом богословии оно употреблялось в значении «исключительно духовное свойство, ниспосылаемое Богом кому-либо ради блага церкви» .

В христианском богословии [ | ]

Чувство юмора, сообразительность и быстрота реакции - эти качества есть у каждого харизматика по мнению.

Феномен харизмы имеет место в малых и особенно больших группах, где наблюдается персонификация идеалов в процессе сплочения. Харизма чаще всего возникает в экстремальных исторических условиях, когда формируется соответствующая социально-психологическая потребность.

Это знаменитые государственные и военные деятели, такие, как Чингисхан или Наполеон . В XX веке среди таких деятелей -