Что такое миф в литературе. Миф - это что такое? Происхождение и примеры древних и современных мифов. Метаморфозы мифа. Новейшие предания

Миф это древнейшее сказание, являющееся неосознанно-художественным повествованием о важных, часто загадочных для древнего человека природных, физиологических и социальных явлениях, происхождении мира, загадке рождения человека и происхождении человечества, подвигах богов, царей и героев, об их сражениях и трагедиях. Миф был порождением определенной фазы в развитии человеческого сознания, пытавшегося художественно, в виде персонификации, отразить действительность и объяснить ее посредством конкретно-чувственных образов и ассоциаций, перцепций, носящих своеобразно логический характер.

Особенность мифа

Принципиальной особенностью мифа является его синкретизм - слитность, нерасчлененность различных элементов - художественного и аналитического, повествовательного и ритуального. Мифологическое авторство характеризуется неосознанностью творческого процесса, поэтому мифы предстают в качестве созданий коллективного и бессознательного народного творчества. Осознание индивидуального авторства, творческого процесса, развитие критического отношения к содержанию повествования - признаки новой ступени в развитии сознания, для которой характерно вырождение мифов, распад их синкретизма. Наиболее устойчивым проявил себя повествовательно-художественный аспект, сохранивший свое непосредственное влияние до настоящего времени и послуживший основой для развития сначала аллегории, а затем и других форм сознательного творчества. Утратив сакральность, лишившись «объясняющих» функций, миф не утратил художественной силы, сохранился в качестве простого, но необычайно живого, свежего, детскинаивного повествования.

Существует несколько десятков различных определений мифа , поэтому литературоведческое использование термина «миф» многообразно и противоречиво. Ряд литературоведов определяет миф как один из литературных жанров или модусов (Р.Чейс, Н.Фрай). Другие специалисты отвергают определение мифа как жанра словесности, понимая его как цельную систему первобытной «духовной культуры» или «науки», в терминах которой воспринимается весь мир (С.Аверинцев), а также в качестве первобытной «идеологии» (А.Лосев), незрелой древней философии (Б.Фонтенель). К.Юнг видит в мифе хранилище человеческого опыта, ценного для всех времен, тогда как З.Фрейд понимает миф как одну из форм суррогативного исполнения желаний. К оценке мифов со стороны его психопрагматической функции склонны и сторонники антропологической школы (Э.Тейлор, Дж.Фрезер и их последователи), тогда как представители «мифологической школы». (Я.Гримм, М.Мюллер) акцентировали внимание на творческой художественной стороне мифов. Специфика мифа часто связывается исключительно с характером его общественной функции - одно и то же повествование может функционировать или как развлекательное (сказка), или как серьезное, сакральное, т.е. миф. Многозначность термина «миф» усиливается введением в литературоведческий обиход понятия «современный миф», размывающего представление о границах древней мифологии. К мифотворческим временам причисляются эпоха Возрождения (Л.Баткин) и период романтизма (У.Трой), в качестве «современных мифов» рассматриваются произведения модернистов (Р.Барт, Фрай, Д.Затонский). Первые попытки создать «новую мифологию» были предприняты Ф.Шеллингом и йенскими романтиками. Вырастающая якобы из «глубин духа», эта мифология с натурфилософией Шеллинга, исходящей из идеи тождества материального и духовного в основе, должна была стать объединяющим центром духовных, культурных, научных, художественных проявлений человека. Хотя искусственный синкретизм и синтез различных элементов в новую мифологию не состоялся, ее поиски и попытки создания энергично продолжаются.

«Современное мифотворчество» связывается обычно с научными теориями, философско-идеологическими доктринами и художественным творчеством - т.е. стремя основными областями, получившими самостоятельное развитие после распада мифологического синкретизма. В резко отрицательном значении термин «миф» употребляется для обозначения некоторых идеологических, политических, философских учений . Р.Барт называет миф все проявления буржуазной идеологии, а А.Гулыга в качестве «современного мифа» называет фашистскую доктрину. Томас Манн, наоборот, следуя немецкой традиции с ее высокой положительной оценкой миф, относил к последним не только выдающиеся философские системы (Ф.Ницше), но и творчество наиболее глубоких писателей (И.В.Гёте), хотя и отмечал возможность дегуманизации мифа.

В литературе 19-20 веков не только широко используются древние мифы (Т.Манн, А.Камю, Ж.П.Сартр), но и предпринимаются попытки создания произведений, структурно и по содержанию сознательно на них ориентированных (Г.Мелвилл, Т.С.Элиот, Дж.Джойс). Подобные произведения часто определяются литературоведами и критиками как миф . Однако даже «Моби Дик» (1851) Мелвилла, не говоря уже об откровенно «сконструированных» высокоинтеллектуальных - «Улиссе» (1922) Джойса или «Бесплодной земле» (1922) Элиота, не является мифом ни по характеру восприятия читателями, ни по своей функции. Они представляют собой не более чем мифо-центрические или мифо-поэтические произведения. Трансисторическое понимание мифа ведет к отрицанию его исторических границ и к терминологической путанице. Проблема связи мифа и современной литературы наиболее последовательно может быть решена, если учитывать, что, развиваясь из мифа как из своего естественного источника и сохраняя видовую связь с ним, литература вместе с тем преодолевала миф, прямо отрекаясь от него (Вольтер) или используя его иронически (А.П.Чехов).

Слово миф произошло от греческого mythos, что в переводе означает - предание.

-а, м. 1.

Древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы. М. о Прометее. 2. перен. Недо-стоверный рассказ, выдумка. М. о пришельцах. 3. То же, что вымысел (в 1 знач.). Вечная любовь - миф. || прил. мифический, -ая, -ое.




МИФ | Большой Энциклопедический словарь (БЭС)

-(от греч. mythos - предание - сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы); о происхождении солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы); мифы о животных; календарные мифы и др. Особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия), а также об установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов. Для мифов характерно наивное очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация). В первобытном обществе мифы - основной способ познания мира, опирающийся на своеобразную логику (нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени); особенность мифологического сознания - установление мнимых связей между различными явлениями. Элементы мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании (напр., расовые и классовые мифы, культ вождей, ритуалы массовых сборищ и т. п.). Мифы в переносном смысле - ложные, некритические, оторванные от действительности состояния сознания, концепций, представления.



МИФ | Толковый словарь Даля

-м. греч. происшествие или человек баснословный, небывалый, сказочный; иносказанье в лицах, вошедшее в поверье. Шутники и Наполеона обратили в миф. Иные принимают дьявола за лицо, другие за миф, как олицетворенье зла. Мифический, к мифу относящийся. Мифология ж. баснословие; басни веры, по преданию, боговщина. -логичный, -ческий, баснословный, боговщинный. -лог, баснослов.


Миф (др.-греч. μῦθος ) в литературе - сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего , о Богах и героях.

Проблема мифа намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд, и многогранна. Следует отметить хотя бы тот факт, что среди исследователей до сих пор нет общепринятого определения мифа. Миф - не сказка: на интуитивном уровне некоторые мифы (например, древневосточные) не воспринимаются как выдумки, но мыслятся содержащими в себе какую-то интересную, но непонятную информацию. Иногда миф противопоставляется легендам и преданиям, которые, как считается, в отличие от абсолютно фантастического повествования мифа, содержат в себе рациональное зерно реальных событий.


Прежде чем рассматривать различные теории мифа, необходимо уяснить его этимологическое значение. Слово «миф» (μ~υθоς) - греческого происхождения и означает «слово, речь, сказание». В греческом языке было ещё несколько лексем с подобным значением, однако иная их форма говорит о том, что по смысловому содержанию они не совпадали. Между ними была очень тонкая разница, из которой можно уловить специфику мифа. Дело в том, что древние греки были очень чуткими к тончайшим оттенкам языка и представление о слове выражалось в их лексике особенным образом. Греки различали «слово» как «миф» (μύθος - mythos), «слово» как «эпос» (έπος - epos) и «слово» как «логос» (λόγος - logos). Миф, эпос и логос имели свои сферы употребления, хотя границы эти, некогда довольно чёткие, с течением времени стали не столь очевидными и доступны объяснению только при специальном анализе. Кроме того, надо иметь в виду, что каждое из этих трёх слов имело множество оттенков (в слове «эпос» их около шестидесяти), среди которых намечался ведущий, основной, тот, который отграничивал данное слово от другого и создавал его неповторимость.

Изучение первичного, устойчивого смысла этих слов с учётом их этимологии приводит к следующим выводам. «Миф», оказывается, выражает обобщённо - смысловую наполненность слова в его целостности. «Эпос» указывает на звуковую оформленность слова, на сам процесс произнесения (например, в дальнейшем «эпос» - жанр героической песни, «слово» о подвигах, как гомеровские поэмы или древнерусское «Слово о полку Игореве»).

Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре , г де мифы представляют собой эквивалент науки , цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания , как искусство , литература , наука , религия , политическая идеология и тому подобное, они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; миф переживает свою вторую жизнь. Особый интерес представляет их трансформация в литературном творчестве.

Поскольку мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка по своему смыслу художественной литературе ; исторически она предвосхитила многие возможности литературы и оказала на её раннее развитие всестороннее влияние. Естественно, что литература не расстаётся с мифологическими основами и позднее, что относится не только к произведениям с мифологическими основами сюжета, но и к реалистическому и натуралистическому бытописательству XIX и XX веков (достаточно назвать «Приключения Оливера Твиста » Чарльза Диккенса , «Нана» Эмиля Золя , «Волшебную гору» Томаса Манна ).

Мифология (от греч. mifos - предание, сказание и logos слово, понятие,
учение) - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.


Целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.

Миф соединяет в себе рациональное (современный человек пытается достичь ясной картины окружающего мира, и в мифе он находит успокоение) и иррациональное (мифологическое не проверяется, ему нет соответствия в действительности). Однако эффективное воздействие мифологического проявляется как раз в том, что это, как правило, повторение уже случавшегося ранее.

Миф - это яркая и подлинная действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий мысли и жизни, обладающая своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и в то же время содержащая в себе возможность отрешенности от нормального хода событий, возможность существования иерархии бытия.

Мифы содержат религиозно окрашенные изображения явлений и процессов природы и мира, воплощенных в человеческих образах. Духовные и природные силы выступают в них как боги и герои, совершающие поступки и переживающие страдания, схожие с человеческими.

Мифы разделяются на:

  • теогонические, изображающие рождение и возникновение богов;
  • космогонические, где описывается возникновение мира благодаря действиям богов;
  • космологические, описывающие построение и развитие мира;
  • антропологические, повествующие о сотворении человека, ею сущности и предназначенной им богами судьбе;
  • сатериологические, имеющие своей темой спасение человека;
  • эсхатологические, где говорится о конце света, человека и богов.
  • Миф - явление многозначное, совмещающее в себе два аспекта – взгляд из прошлого или в прошлое (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего (синхронический аспект).

Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф – это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Это:

  • космогонические мифы – мифы о происхождении мира и вселенной;
  • антропогонические мифы – мифы о происхождении человека и человеческого общества;
  • мифы о культурных героях – мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;
  • эсхатологические мифы – мифы о «конце света», конце времен;
  • космогонические мифы, как правило, делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.

Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек создается и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя). Мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпел страшные мучения - орел выклевывал ему печень, ежедневно вырастающую вновь. Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии «конца света» и наступлении «конца времен». Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском «Апокалипсисе»: «Грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит «конец времен», и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям».



Мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения природы, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии. Природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое. В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено. Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.

Ссылки

В греческом языке существует три слова для обозначения понятия «слово» - «эпос», «логос» и «мютос\миф». Эпос – слово произнесенное, речь, повествование. Логос – слово в научной, деловой речи, риторике. Мютос – слово-обобщение. То есть миф – это обобщение в слове чувственного восприятия жизни.

Не существует единого определения мифа, так как это очень емкое образование. Лосев и Тахо-Годи дают философское определение. Но есть и неверные определения. Миф – это не жанр, а форма мысли. На эту сторону мифа впервые обратил внимание Фридрих Вильгельм Шеллинг. Он говорит о том, что мифология является предпосылкой как греческого, так и мирового искусства.

У всех свой язык и своя мифология, значит, мифология связана со словом – такую мысль развивает Потебня. Мифологию нельзя придумать специально – ее создает народ на определенной стадии своего развития. Поэтому мифологические сюжеты и похожи, ведь они связаны с определенными этапами мировоззрения. Мифологию нельзя отменить декретом. Именно Шеллинг заговорил о новой мифологии – она постоянно меняется. Новое время мифологизирует на почве истории, политики, социальных событий.

В родовом обществе мифология является универсальной, единой и единственной нерасчлененной формой общественного сознания, которая отражает действительность чувственно-конкретных и персонифицированных образов.

Очень долго мифология остается единственной формой общественного сознания. Потом появляется религия, искусство, политика, наука. Сущность греческой мифологии понятна только при учете особенностей первобытно-общинного строя греков. Греки воспринимали мир как одну большую родовую общину, сначала матриархальную, потом патриархальную. Поэтому у них и не возникает никаких моральных сомнений, когда они слышат миф о Гефесте – когда слабого ребенка скидывают со скалы.

Аллегория отличается от мифа тем, что в аллегории означаемое не равно означающему, а в мифе равно.

Миф не религия, потому что он появился до разделения веры и знания. Каждая религия устанавливает культ (дистанция между богом и человеком). Это не сказка, потому что сказка – это всегда сознательный вымысел, ее сочиняют, но не верят. Миф гораздо древнее. Сказка часто использует мифологическое мировосприятие. В сказке много волшебного, условное место действия, а в мифе все конкретно. Это не философия, так как философия всегда стремится объяснить, вывести определенную закономерность, а в мифе все воспринимается как непосредственная данность – запечатлеть, а не объяснить.

Периодизация:

А) ранняя классика

Б) поздний героизм

3. Специфические особенности архаической мифологии.

Периодизация:

1. Доклассическая (архаическая). (3 тысячелетие до нашей эры).

2. Классическая (олимпийская).

А) ранняя классика

Б) поздний героизм

(конец 3 тысячелетия – 2 тысячелетие).

3. послеклассический (самоотрицание) (конец 2 тысячелетия – начало 1 тысячелетия – 8 век до нашей эры).

Доклассическая эпоха. (Архаическая эпоха).

От слова «архес» - начало. Доолимпийская, дофессалийская эпоха (Фессалия – область в Древней Греции, где располагается Олимп). Хтоническая эпоха, от слова «хтонос» - земля, так как обожествлялась прежде всего земля – Гея. Так как во главе всего стояла мать-земля, то это матриархальная мифология. Поклонялись фитаморфным существам (растительным) и зооморфным (животным), а не антропоморфным (человекоподобным). Зевс – это дуб, Аполлон – лавр, Дионис – виноградная лоза, плющ. В Риме – фиговое дерево, смоковница. Или Зевс – бык, Афина («совоокая») – сова и змея, Гера («волоокая») – корова, Аполлон – лебедь, волк, мышь. Чудовища это тератоморфные существа (химера) и миксантропические существа (сирены, сфинкс, ехидна, кентавр).

Выделяются две эпохи: фетишистская и анимистическая.

Фетиш – это предмет, существо, наделенное магической силой, чудо вечного существования. Все может быть фетишами – камни, деревья и т п. Гера – это необработанное бревно. Фетишами являются лук Геракла и Одиссея – они подвластны только им. Копье Ахилла подвластно только ему и Пелею.

Гамадриады – души деревьев. Сформировалось представление о душе, духе. В архаический период боги еще не стали антропоморфными до конца.

Эстетический идеал в ту эпоху: стихия, бьющая через край, а не простота и гармония.

Космогонические мифы – мифы о происхождении мира и первых богов. Первый тип таких мифов: все произошло из Хаоса – огромной разверстой зевающей пасти. Второй миф: пеласги, сначала океан, затем на поверхности океана танцует богиня Эвринома, и рождается все живое.

Согласно одному из космогонических мифов, из Хаоса появилась Гея-земля, Тартар – прародитель всех чудовищ, Уран – небо и Эрос. От Геи и Урана появились циклопы и гекатонхейры (необузданная сила) – первое поколение богов. Второе поколение: титаны и титаниды (старший титан – Океан, младший – Крон, Хронос (всепоглощающее время)). Крон хитростью низвергнул Урана в Тартар – усыпил его зельем. Уран проклял Крона, его должна была ожидать та же участь. Крон, чтобы этого избежать, проглотил пять младенцев своей жены Реи. Рее стало жаль детей, она пошла за советом к Гее и Урану. Рея вместо ребенка дала Крону камень в пеленках. Зевса отправили на остов Крит, там его охраняли куреты, нимфы и коза Амалфея. Когда он вырос, он усыпил Крона и заставил его выплюнуть сначала булыжник, потом Посейдона, Аида, Деметру, Гестию и Геру.

Титаномахия – битва богов и титанов за власть над миром. В классической мифологии действует второе поколение олимпийцев.

Древнегреческие, скандинавские, восточные мифы большинству из нас знакомы с детства. Фантастические существа, своеобразие сюжетов, могучие герои, являющиеся их элементами, запоминаются на всю жизнь как часть исторического прошлого современных мифа и мифологии у детей не вызывает особого труда. Это что-то вроде сказки, выдумки древних людей, которые ничего не знали, но все пытались объяснить. Однако определение слова «миф» не так уж просто. За знакомыми сюжетами скрывается целый мир.

Объяснение реальных событий

Определение «миф — это оттиск мировоззрения его создателей» может показаться странным. Тем не менее анализ многими учеными наследия самых разных народов позволяет говорить о его верности. Для молодого человечества мифология служила тем, чем является для нас сегодня наука. Она объясняла различные явления, устоявшиеся нормы, значимые события. Особенности мифологического понимания мира основаны на нюансах мышления, присущего людям конкретного исторического периода.

Рождающиеся в сознании какого-либо народа образы, имена и повествования призваны были объяснять реальные явления и события, а также социальные нормы.

Основа

Особенности мышления, делающие мифологию символической системой описания и понимания мира, можно свести к следующим чертам:

  • отсутствие способности отличить реальное от сверхъестественного;
  • низкая критичность, выражающаяся в игнорировании очевидных противоречий;
  • лишь начальная степень развития абстрактных понятий;
  • чувственно-конкретное познание;
  • образность;
  • эмоциональность.

Эти и некоторые другие особенности первобытного мышления приравнивают мифологию к мировоззрению.

Главное сокровище и непреложный закон

Возможно и такое определение слова «миф»: это особая концепция, утверждающая определенную систему ценностей и объясняющая ее появление. У наших далеких предков не было учебников по этике и многотомных справочников, предписывающих тот или иной тип поведения в конкретный момент. Все это до определенной степени заменяла мифология. Именно она являлась могучим источником, воды которого подготовили почву для развития философии, науки, литературы.

Каждый из исследователей, бравшихся за тему мифа, рассматривает ее под несколько иным углом. Так, одна из самых значительных научных концепций была создана А.Ф. Лосевым. Автор отказывает предмету своего исследования в объяснительной и познавательной функции. Определение мифа по Лосеву звучит следующим образом: миф есть развернутое магическое имя. Это сплав идеи и чувственного образа, выраженный и обозначаемый одним словом — именем.

Миф и религия

Мифология и религия - не одно и то же. Они появляются отдельно друг от друга, но тесно взаимодействуют на всем протяжении истории человечества. Мифология как мировосприятие включает в себя религию, а также первобытную философию и познание. В этом смысле она первична. Миф как имя выражается в конкретном образе или же в религиозном ритуале. Так он становится не привычным рассказом, а танцем, песней или иным обрядовым действием. Однако на этом взаимоотношения двух структур не заканчиваются. Так называемые культовые мифы служат для объяснения ритуалов. Появляются они часто, когда первоначальный смысл действий утрачен. Такие мифы-повествования вторичны по отношению к ритуалу.

Миф и литература

Для того чтобы определение слова «миф» стало более понятным, имеет смысл разграничить это понятие и родственные ему. Среди них - сказка, легенда. Первые два вырастают из мифа. Сказка в меньшей степени обладает этиологической функцией (не рассказывает о происхождении чего-либо), часто снабжается сознательным вымыслом. Рассказчик и слушатели осведомлены о нереальности описываемых событий. Миф же возникает в процессе неосознанного творения. Его содержание воспринимается «как есть» и никогда не подвергается сомнению.

Главный вклад, который сделала мифология в эпос, — это образ культурного героя. На его основе выросли многие известные нам персонажи. По мере «взросления» эпоса от архаических до «прогрессивных» форм в нем уменьшается доля мифологических элементов.

В основе же легенд чаще всего лежат исторические события. Однако грань между мифом и подобным повествованием весьма условна. Рассказы о различных эпизодах истории слишком тесно переплетаются с повествованием о жизни и деятельности богов и с другими фантастическими элементами.

Определение мифологии как родоначальницы литературы, таким образом, совершенно справедливо. На ее основе вырастают многие известные повествовательные жанры.

Определение слова «миф» несколько отличается у разных авторов. Однако все исследователи сходятся в том, что мифология представляет собой внушительный пласт культуры, способный многое поведать о прошлом человечества.

Значение слова МИФ в Словаре литературоведческих терминов

- (от греч. mythos слово, речь) -

1) Древнее народное сказание о богах и легендарных героях, о происхождении мира и жизни на земле, передающее представления людей о мире и месте человека в нем; создание коллективной общенародной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде конкретных персонификаций (см.) и одушевлённых существ, которые мыслятся первобытным сознанием как вполне реальные. В дальнейшем мифы, их мотивы и образы часто служили источником для произведений изобразительного искусства и художественной литературы (вплоть до настоящего времени).

2) Определенное представление о мире, воплощенное в отвлеченных сюжетах и образах (Прекрасная Дама в поэзии А. Блока).

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МИФ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МИФ в Словаре Аналитической психологии:
    (Myth; Mythos) — непроизвольное коллективное утверждение, основанное па бессознательном психическом переживании (опыте).Современная психология, считал Юнг, должна иметь дело с продуктами …
  • МИФ в Новейшем философском словаре:
    форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности. Мифологическое сознание отличается синкретизмом, восприятием …
  • МИФ в Основных терминах, используемыех в книге А.С.Ахиезера Критика исторического опыта:
    - этап и форма развития культуры, характеризуется движением от осмысления мира через восприятия, фонемы и даже семантемы к осмыслению через …
  • МИФ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от греч. mythos - предание сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах …
  • МИФ в Современном энциклопедическом словаре:
    (от греческого mythos - предание, сказание), 1) повествования о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшие в первобытном обществе. В …
  • МИФ
    [от греческого слово; сказание, предание] сказание, передающее верования древних народов о происхождении мира и явлений природы, о богах и легендарных …
  • МИФ в Энциклопедическом словарике:
    а, м. 1. Древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о происхождении явлений природы. Ми-фы Древней Греции.||Ср. ЛЕГЕНДА. 2. …
  • МИФ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. Древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы. М. о Прометее. 2. перен. Недо-стоверный …
  • МИФ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (от греч. mythos - предание, сказание), повествования о богах, духах, обожествлённых героях и первопредках, возникшие в первобытном обществе. В М. …
  • МИФ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ми"ф, ми"фы, ми"фа, ми"фов, ми"фу, ми"фам, ми"ф, ми"фы, ми"фом, ми"фами, ми"фе, …
  • МИФ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) Древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о происхождении жизни на Земле, явлениях природы. Мифы народов мира. …
  • МИФ
    Любой подвиг …
  • МИФ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Седая …
  • МИФ в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. mythos слово; сказание, предание) 1) сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах …
  • МИФ в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях; мифы возникали …
  • МИФ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. анекдот, басня, выдумка, …
  • МИФ в словаре Синонимов русского языка:
    выдумка, вымысел, домысел, легенда, предание, сказание, сказка, …
  • МИФ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Древнее народное сказание о богах, легендарных героях, о происхождении мира и явлений природы. 2) перен. Недостоверный рассказ; …
  • МИФ в Словаре русского языка Лопатина:
    миф, …
  • МИФ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    миф, …
  • МИФ в Орфографическом словаре:
    миф, …
  • МИФ в Словаре русского языка Ожегова:
    недостоверный рассказ, выдумка М. о пришельцах. миф древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы М. о …
  • МИФ в Словаре Даля:
    муж. , греч. происшествие или человек баснословный, небывалый, сказочный; иносказанье в лицах, вошедшее в поверье. Шутники и Наполеона обратили в …