Что такое инверсия кратко. Порядок слов в предложении. Инверсия

  • Авдеева Маргарита Викторовна , руководитель Городского Методического Объединения классных руководителей, учитель русского языка и литературы

Цель урока.

Углубить знания учащихся о смысловой и грамматической сочетаемости слов; познакомить с новыми выразительными средствами языка; обобщить и систематизировать знания учащихся о том, что языковые средства выбираются в зависимости от стиля, от конкретной речевой ситуации.

Язык неистощим в соединеньи слов…
А. С. Пушкин

Порядок слов – главная сокровищница русского языка.
А. М. Пешковский

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас на уроке присутствует много гостей. Они пришли посмотреть на то, как мы умеем работать.

Сегодня мы продолжаем разговор о средствах художественной изобразительности русского языка.

Тема нашего урока - Порядок слов в предложении. Инверсия. Мы должны познакомиться с новыми выразительными средствами языка, углубить знания о сочетаемости слов в предложении, обобщить знания о том, что слова в языке выбираются в зависимости от ситуации.

2. Проверка домашнего задания.

Но сначала проверим домашнее задание – ваши письменные работы, в которых вы учились использовать в тексте гиперболы и синекдоху.

Что такое гипербола?

Гипербола – это художественное преувеличение.

Что такое синекдоха?

Синекдоха – это употребление слова в переносном значении на основе количественной связи между явлениями.

Прочитайте свои миниатюры, написанные дома, в которых вы употребили синекдоху и гиперболу.

3. Погружение в тему.

  • Беседа.

Мы с вами знаем теперь, какие выразительные средства может использовать автор в своем произведении, но мы не обращали внимание на синтаксис, на то, как построено предложение.

Как вы думаете, что значат слова А. С. Пушкина, взятые эпиграфом к нашему уроку: “Язык неистощим в соединеньи слов…”.

Учитель делает вывод.

Для выражения своей мысли человек использует различные слова.

В зависимости от цели высказывания выбираются форма речи и средства связи слов.

Разные речевые ситуации требуют своих правил.

4. Объяснение нового материала.

Давайте посмотрим, какие же существуют правила построения предложений в тексте.

Обратимся за информацией к учебнику.

§16, стр.75.

Прочитаем эти правила.

  • не повторять одни и те же слова, не строить одинаково стоящие рядом предложения;
  • использовать синтаксис в соответствии с требованиями стиля;
  • использовать порядок слов для передачи смысла высказывания.

Но в русском языке, несмотря на все правила, есть и другие разнообразные возможности, которые позволяют сделать речь более выразительной. Это, прежде всего, порядок слов в предложении. Александр Матвеевич Пешковский (известный ученый-руссист) отметил, что “порядок слов – главная сокровищница русского языка”.

Обратимся к отрывку из рассказа Л. Н. Толстого “Кавказский пленник”.

Упр.78, стр.76.

Обратите внимание на то, как проявляются здесь три названных нами правила.

Прочитаем текст.

Была раз гроза сильная, и дождь час целый как из ведра лил. И помутились все речки; где брод был, там на три аршина вода пошла, камни ворочает. Повсюду ручьи текут, гул стоит по горам.
Вот как прошла гроза, везде по деревне ручьи бегут. Жилин выпросил у хозяина ножик, вырезал валик, дощечки, колесо оперил, а к колесу на двух концах кукол приделал.

Найдите языковые средства, которые вы уже знаете.

Лил как из ведра – синекдоха.

- Что такое синекдоха?

Синекдоха – это… .

Вода пошла, ворочает, гул стоит, гроза прошла, ручьи бегут – олицетворения.

- Что такое олицетворение?

Олицетворение – это изображение неодушевленных предметов и животных в виде живых существ, способных мыслить, действовать, чувствовать.

- Как проявляются в данном отрывке названные правила?

- Как построены предложения?

Все предложения начинаются с разных членов предложения (1 - глагол-сказуемое, 2 – союз, 3 – наречие-обстоятельство, 4 – указательное местоимение-обстоятельство, 5 – существительное-подлежащее).

Все предложения построены по-разному (1 – сложносочиненное, 2- сложное с разными видами связи, 3- сложное бессоюзное, 4 – сложноподчиненное, 5 – простое с однородными сказуемыми).

- Что еще необычного в построении предложений вы заметили?

Слова стоят в необычном порядке.

Обратите внимание, что сказуемое стоит перед подлежащим, определение после определяемого слова. Это нехарактерно для русского языка.

- Найдите такие примеры в тексте примеры.

- Была гроза, помутились речки, прошла гроза, гроза сильная.

- Как же называется это явление?

Посмотрим определение в учебнике и откроем ещё одну неизвестную строчку в нашей таблице.

§17, стр.77.

Инверсия – необычный порядок слов. Это одно из изобразительных средств языка.
Инверсия помогает выделить самое важное слово, а также стилистическую и эмоциональную окраску речи.

5. Закрепление нового материала.

Очень часто поэты и писатели в своих произведениях используют инверсии.

Мы видели, как владел этим мастерством Л. Н. Толстой в прозаическом тексте.

Обратимся к лирике.

Упр.81, стр78.

Прочитаем отрывки из стихотворения М. Ю. Лермонтова “Три пальмы”.

Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной…
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Ещё не склонялся под кущей зеленой…
И только замолкли – в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки
Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселой раскинулся стан…
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный,
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

- Мы с вами научились находить инверсии в тексте.

Усложним работу.

  • Задание 1.

У вас на столах лежат карточки с текстом.

Прочитаем его.

Лес роняет багряный свой убор,
Мороз сребрит увянувшее поле,
День проглянет , как будто поневоле,
И за край скроется окружных гор.

Поменяйте местами подлежащее и сказуемое, чтобы получился авторский текст.

На эту работу вам отводится 2 минуты. Время определяют песочные часы.

Работа проводится в парах.

Прочитаем то, что у вас получилось.

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день, как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор.

- У кого получился такой же вариант стихотворения, встаньте.

(Если есть неправильные ответы, то их нужно проработать).

Чтобы читатель обратил внимание на главные слова.

Инверсия помогает выделить самое важное в тексте.

- Теперь вы знаете, что такое инверсия, для чего она нужна автору. Выполняя следующую работу, мы увидим, кто из вас уже может правильно находить и использовать порядок слов в предложении.

  • Задание 2.

Используя инверсию, переделайте предложение так, чтобы получился отрывок из стихотворения А. С. Пушкина. На эту работу отводится 2 минуты. Время определяют песочные часы. Те, кто из вас сделают раньше времени, могут встать. Выполняем это задание в группах по 4 человека.

По зимней, скучной дороге
Борзая тройка бежит,
Однозвучный колокольчик
Гремит утомительно.

Прочитаем, что у вас получилось. Поднимите руки те, у кого получился иной вариант ответа.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

6. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке вы познакомились с новым выразительным средством.

Инверсией.

Что это такое?

Это необычный порядок слов в предложении.

Вы научились находить инверсию в тексте, выяснили, для чего она нужна.

Для чего же используется инверсия в художественных произведениях?

Помогает выделить значимые слова.

Помогает создать стилистическую и эмоциональную окраску текста.

7. Домашнее задание.

§§ 16,17, упр.80, 83.

Творческая мастерская.

А теперь примените свои знания на практике. Используя инверсию, напишите несколько предложений или связный текст (по выбору).

На столах лежат разноцветные карточки, в которых указаны темы мини-сочинений, а также опорные слова и словосочетания. Они помогут вам в работе. Ребята, которые чувствуют себе силы написать сочинение-миниатюру, выбирают зеленые, которые сомневаются – желтые.

На это задание вам дается 7 минут.

Время будут отсчитывать настенные часы и музыка.

Задание 3.

Зеленая карточка

Темы сочинений:

1. “Люблю я пышное природы увяданье”.
А. Пушкин

2. “В багрец и золото одетые леса”.
А. Пушкин

3. “Здравствуйте, дни голубые, осенние”
В. Брюсов

4. “Шумит золотой дождь”.
Н. Сладков

Желтая карточка

Опорные слова и словосочетания.

Осенний, сонные березки, блеск холодный солнца, воздух желтоват, лес золотой, пожухла листва; листья, когда-то зеленевшие; лучи последние, слетают листы, лес поредевший, аромат опавшей листвы; листва огненная, сухая.

Список литературы:

  1. Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. для 6кл. общеобразоват. учреждений.
  2. Горшков А. И. Русская словесность: Учеб. для 10-11кл. общеобразоват. учреждений.
  3. Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику “Русская словесность. От слова к словесности. 6 класс”.

Словарь Ушакова

Инверсия

инве рсия , инверсии, жен. (лат. inversio - переворачивание) (линг. , лит. ). Перестановка слов, нарушающая обычный порядок их в предложении; конструкция с обратным порядком слов, напр. «Унылая пора! очей очарованье (вместо очарованье очей)!» Пушкин .

Инверсия

(лат. inversio - перестановка, переворачивание). Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи. Инверсия относится к числу стилистических фигур. Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства (Коптяева) (инверсия главных членов предложения). Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние (Неверов) (инверсия согласованных определений). Мы щуку с яиц согнали, мы Волгу толокном замесили (Салтыков-Щедрин) (инверсия дополнений). Сначала очень была огорчена (Пушкин) (инверсия обстоятельства меры и степени).

Инверсия связана не только с изменением положения соотносительных членов предложения между ними, но и с местом слова в предложении. В наиболее выигрышном положении оказывается тот член предложения, который выносится в его начало (если только это место не является для него обычным) или, наоборот, отодвигается в конец предложения, особенно если в абсолютном конце предложения сообщается нечто новое (см. ). Помогла им чистейшая случайность (инверсировано подлежащее). Не надеюсь я на его аккуратность (инверсировано сказуемое). За Родину сражались герои-партизаны (инверсировано дополнение). Рассказ он написал замечательный (инверсировано определение). С радостью было воспринято это сообщение, (инверсировано обстоятельство образа действия).

Инверсия широко используется в языке художественной литературы как выразительное стилистическое средство. ср. инверсию подлежащего, сказуемого, дополнения, определения и обстоятельств в приводимых ниже предложениях. Гораздо интереснее оказались морские коньки (Катаев). Сметливость его и тонкость чутья меня поразили (Пушкин). Досадно было, боя ждали (Лермонтов). Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя (Гладков). Все уговорились держать себя с нею при Степане Михайловиче ласково (Аксаков). Да, мы дружны были очень (Л. Толстой). Тут сгорел мой приятель со стыда (Тургенев).

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Инверсия

(от лат. inversio - переворачивание, перестановка, превращение)

1) (в биологии) тип хромосомной перестройки (мутации) - разрыва и полного разворота одного из внутренних участков хромосомы;

2) (в математике) в геометрии преобразование относительно данной окружности, сферы; в комбинаторике - всякое нарушение нормального (обычного, алфавитного) порядка двух элементов независимо от того, СТОЯТ ли они рядом или нет.

Словарь лингвистических терминов

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Инверсия

(от лат. inversio - перестановка) - изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, для усиления выразительности речи.

Рб: язык. Изобразительно-выразительные средства

Род: фигуры речи

Пример:

"Сметливость его и тонкость чутья меня поразили".(А. Пушкин).

"Досадно было, боя ждали" (М. Лермонтов).

"Тут сгорел мой приятель со стыда" (И. Тургенев).

* "Инверсия - тонкое средство художественной речи. Инверсии употребляются и в художественной прозе - где они едва ли бывают "вынужденными", поскольку ритм прозы гораздо более свободен, чем в поэзии, в стихе" (В.В. Кожинов).

"Инверсия и другие риторические фигуры, построенные на "игре" порядком и расположением слов, позволяют создать ощущение речевого пространства" (Ю.Б. Борев). *

Гаспаров. Записи и выписки

Инверсия

♦ (гистеросис): "И звуков и смятенья полн" - это не замечалось, пока Цветаева во французском переводе не переставила "… Смятения и звуков", и все выровнялось и побледнело, смятение сперва, звуки потом.

♦ (с В. Ляпуновым). "Видение" Тютчева начинается парадоксом; живая колесница мирозданья (целое!) катится в святилище небес (часть!). А кончается двусмысленностью: лишь Музы (подлежащее?) девственную душу (объект?) в пророческих тревожат боги снах: правильное осмысление - лишь в предпоследнем слове. Есть ли этот синтаксис - иконическое изображение непостижимости мира?

Инверсия

переворачивание. Перестановка слов в предложении для усиления смысловой значимости "выносимого вперед" слова.

Словарь экологических терминов и определений

Инверсия

(атмосферная)

смещение охлажденных слоев воздуха вниз и скопление их под слоями теплого воздуха, что ведет к снижению рассеивания загрязняющих веществ и увеличению их концентрации в приземной части атмосферы.

Толковый переводоведческий словарь

Инверсия

1. Постановка какого-либо компонента предложения в необычную для него позицию с целью усилить выразительность речи.

2. Обратный порядок слов, регрессивная последовательность любых элементов.

3. Обратный порядок слов, позволяющий выделять элемент предложения, требующий внимания

Энциклопедический словарь

Инверсия

  1. в математике - 1) в геометрии инверсия относительно данной окружности (или сферы) радиуса R с центром О - преобразование, при котором точка Р переходит в точку Р", лежащую на луче ОР на расстоянии ОР" = R2/ОР от центра О... 2) В комбинаторике инверсия - нарушение нормального порядка двух элементов в перестановке.
  2. (от лат. inversio - перестановка), в лингвистике - изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение; используется обычно для выделения того или иного элемента предложения или для придания предложению особого смысла.
  3. в биологии - тип хромосомной перестройки (мутации), заключающийся в разрыве и повороте на 180о одного из внутренних участков хромосомы.

Словарь Ожегова

ИНВЕ РСИЯ, и, ж. (спец.).

1. Изменение нормального положения компонентов, расположение их в обратном порядке. И. геомагнитного поля Земли. И. температуры (повышение температуры в одном из слоёв атмосферы вместо нормального понижения).

2. В синтаксисе: изменение нормального (стилистически нормального) порядка слов в предложении, сопровождаемое перемещением его интонационного центра.

| прил. инверсионный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Инверсия

  1. ж.
    1. Изменение обычного порядка слов в предложении со смысловой или стилистической целью.
    2. Повышение температуры воздуха в верхних слоях атмосферы вместо обычно наблюдаемого понижения.
    3. Преобразование сложных видов сахара в менее сложные в водной среде под воздействием кислот или ферментов.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Инверсия

(хим.) - под этим названием разумеется превращение тростникового сахара под влиянием кислот в смесь глюкозы (декстрозы, виноградного сахара) и фруктозы (левулезы). Это превращение происходит в силу присоединения к одной частице сахара одной частицы воды согласно уравнению:

С 12 Н 22 O 11 + Н 2 О = С 6 Н 12 O 6 + С 6 Н 12 О 6 .

Продукт И. (указанная смесь глюкозы и фруктозы) носит название превращенного сахара; она представляет сиропообразную жидкость, из которой со временем выделяются кристаллы глюкозы. Даже самые слабые по энергии кислоты, какова, напр., угольная кислота в водном растворе, производят И. сахара; обыкновенно же для И. употребляются кислоты серная, соляная, винная и др. в разведенных растворах. Скорость И., т. е. количество превращенного сахара в единицу времени, зависит от концентрации кислоты и от температуры: чем крепче раствор кислоты и чем выше температура, тем скорее идет превращение. При постоянной температуре и под влиянием кислоты данной концентрации скорость И., как показал Вильгельми (1850), пропорциональна количеству сахара, оставшегося неизмененным. Отсюда, обозначая через k -коэффициент пропорциональности и через х - количество превращенного сахара, принимая за 1 первоначальное его количество, имеем для изменения количества превращенного сахара в элемент времени dt : (dx /dt ) = k (1-x ), откуда lg nat = kt, или 1/(1-х ) = е kt . Последнее равенство показывает, что при И., когда время превращения, протекшее от начала процесса, возрастает в арифметической прогрессии, количество неизмененного сахара убывает в прогрессии геометрической. Величина k в уравнении lg nat = kt носит название коэффициента скорости И .; согласно предыдущему, при постоянной температуре он должен оставаться постоянным. Справедливость сказанного в первый раз была проверена Вильгельми [Для вычисления в каждый промежуток времени количества неизменившегося сахара Вильгельми пользовался методом, основанным на наблюдении угла вращения плоскости поляризации (см. Вращение плоскости поляризации). Пусть, напр., первоначальный сахарный раствор вращал плоскость поляризации вправо на +46°,75, а после того, как он целиком перешел в декстрозу и левулезу, отклонение достигло влево - 18°,70. Разность отклонений, представляющая меру количества всего находившегося в растворе сахара, равняется 46°,75 + 18°,70 = 65,45. Если теперь по истечении 15 мин. наблюдения И. отклонение +43°,75, то изменение отклонения 46°,75 - 43°,75 = 3°,00, и количество х превращенного сахара, принимая первоначальное количество его за 1, равно 3,00/65,45 и (1 - х) = 62,45/65,45, откуда k = (1/t )lg nat = 0,00133. Колебания последней величины в опытах Вильгельми лежат в пределах третьей значной цифры.]. Оствальд (1884) сравнил величины коэффициентов скорости И. под влиянием различных кислот (в нормальных растворах) с величинами коэффициентов скоростей других реакций, вызываемых теми же кислотами, и нашел, что скорости различных реакций имеют для данной кислоты одну и ту же величину и, таким образом, коэффициенты скоростей характеризуют природу кислоты (значение коэффициента скорости И. как меры способности кислоты к реагированию - см. Скорость реакций, также Химическое сродство). В заключение укажем на применение И. для количественного определения сахара в растворе. Сахар не восстанавливает Фелинговой жидкости [Фелингова жидкость представляет смесь 3 4,6 гр. медного купороса, 73 гр. виннокислого кали-натра (Сейгнетова соль), 125 гр. едкого кали в литре раствора. Перед реакцией на глюкозу, таким образом приготовленный реактив еще разбавляется наполовину.]; его инвертируют слабым раствором соляной кислоты при нагревании до 80°; после нейтрализования кислоты углекалиевой солью разбавляют раствор до 1% содержания; затем он обрабатывается Фелинговой жидкостью при кипячении в течение получаса. Количество осаждающейся закиси меди тождественно с тем, которое дают две частицы глюкозы (Аллин); расчет таков, что 360 вес. ч. глюкозы = 342 вес. ч. тростникового сахара. Но обыкновенно количество сахара в растворе определяется по углу вращения плоскости поляризации.

Слово "инверсия" произошло от латинского "inversio", что означает - "переворачивание", "перестановка". Этот термин используется почти во всех основных науках: в логике, математике, литературе, геометрии, драматургии, биологии, физике и химии, в риторике и психологии. Искать точный ответ на вопрос, что такое инверсия, лучше в контексте определенной науки. А общий смысл этого понятия везде един: "другой порядок", "наоборот", "перестановка", "иная версия", "изменение обычного порядка, состояния, структуры".

Что такое инверсия в литературе

В литературе инверсия - стилистический прием, при котором используется нестандартный порядок слов, придающий предложению красивое звучание и особый смысл. С его помощью писатель может сделать акцент на каком-либо действии или слове. В английском языке, где порядок слов в предложении довольно строгий, инверсия используется редко, ну а в русском языке она весьма распространена.

Если умело переставить порядок слов в предложении, ему можно придать наибольшую выразительность. Традиционное предложение имеет следующую структуру: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство. Инверсия же позволяет этот порядок нарушить, выделив наиболее важный элемент предложения.

Часто инверсия используется в поэзии для благозвучности строк и удачной рифмы. Также ее можно встретить в русских переводах английских стихотворений. Основная функция инверсии в поэзии: сохранение общего ритма, плавная связь между строчками и абзацами.

В творчестве Лермонтова можно встретить классические примеры инверсии, особенно в произведениях "Мцыри" и "Бородино", а великий Пушкин вообще считал инверсию одним из самых необходимых стилистических приемов. Да и в стихотворениях Цветаевой, Маяковского и Бродского инверсию легко можно отыскать.

Понять, что такое инверсия, примеры помогут лучше всего.

Примеры инверсии

  • "Были все готовы завтра бой затеять новый" (М. Лермонтов)
  • "Из сырости и шпал Россию восстанавливаю" (М. Цветаева)
  • "За два года, прожитых здесь, вчера превратилось в завтра" (И. Бродский)
  • "Сначала очень была огорчена" (А. Пушкин)
  • "Швейцара мимо он стрелой" (А. Пушкин)
  • "Покорный Перуну старик одному" (А. Пушкин)
  • "И к мудрому старцу подъехал Олег" (А. Пушкин)
  • "Несметными ты кладами богат" (Гете, перевод Н. Холодковского)

Зачем нужна инверсия

Подведем итог, перечислив достоинства инверсии:

  • инверсия позволяет сделать акцент на определенном слове или словосочетании;
  • расставляет в предложении смысловые нагрузки;
  • в поэтическом тексте инверсия задает ритм;
  • в прозе с помощью инверсии можно расставить логические ударения;
  • инверсия передает отношение автора к героям и эмоциональное состояние автора;
  • инверсия оживляет текст и делает его более читабельным и интересным.

Чтобы до конца понять, что такое инверсия, нужно больше читать классическую литературу. Кроме инверсии, в текстах великих писателей можно найти множество других интересных стилистических приемов, которые делают речь ярче и которыми так богат наш русский язык.

Инверсия - это изменение привычного порядка отдельных частей целого. Сам термин произошел от латинского inversio, в переводе - «переворачивание», «перестановка». Он широко используется в различных областях знаний.

Многозначность термина «инверсия»

С точки зрения психологии инверсия - это нарушение нормального, т. е. общепринятого, порядка протекания психических процессов. Она может затрагивать сферу поведения, мотивов, реакций и т. д. Термин был введен в научный оборот в конце XIX века, чуть позже З. Фрейд применил его к области сексологии, назвав инверсией нетрадиционную ориентацию.

Свой смысл в понятие «инверсия» вкладывают и математики. Для них это особая разновидность отображения пространства или отдельной плоскости с помощью обратных радиусов.

В биологии этим термином обозначают мутации, при которых участок хромосомы отделяется от хромосомной цепи, разворачивается на 180 градусов и возвращается на исходное место.

Список значений можно было бы продолжать и дальше. Свой смысл в этот термин вкладывают социологи, медики, философы, физики, музыканты. Но, пожалуй, наибольшей популярностью он пользуется у лингвистов и литературоведов.

Инверсия в филологии

В лингвистике инверсия - это сознательное изменение привычного для повседневной речи порядка слов. Русский относится к группе языков, в которых порядок слов является условно свободным. Это значит, что члены предложения могут стоять в разных позициях, но от занимаемого ими места зависит общий смысл высказывания или его эмоциональная окраска.

Было замечено, что внимание читателя концентрируется преимущественно на первом и последнем слове в предложении. Этим начали пользоваться поэты и писатели, добиваясь посредством изменения порядка слов повышения выразительности и художественной образности своих произведений.

Виды инверсий

В зависимости от того, какой член предложения меняет свое место, различают разные типы такого приема, как инверсия. Примеры можно увидеть в таблице:

Вид инверсии Пример Нейтральный, привычный порядок слов
Инверсия подлежащего Могла им теперь помочь одна только удача. Одна только удача могла им теперь помочь.
Инверсия сказуемого Не надеялась она больше на своего друга. Она больше не надеялась на своего друга.
Инверсия определения Он писал стихи поистине замечательные. Он писал поистине замечательные стихи.
Инверсия дополнения За Родину сражались русские солдаты. Русские солдаты сражались за Родину.
Инверсия обстоятельства образа действия С нескрываемой досадой она посмотрела на него. Она посмотрела на него с нескрываемой досадой.

Функции инверсии

Попробуем разобраться, для чего нужна инверсия. Первый, самый логичный, ответ - чтобы привлечь внимание читателя к важному с точки зрения автора слову или группе слов. Так, по мнению одного исследователя, инверсия в первой фразе «Пиковой дамы» А.С. Пушкина имеет смыслообразующее значение, она сразу дает понять, о чем пойдет речь в произведении. Фраза звучит так: «Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова». Перестановка слова «карты» в центр предложения придает ему оттенок значительности, одновременно привлекает внимание и фамилия конногвардейца, в доме которого начинается действие.

Второе назначение приема инверсия - это повышение эмоциональности, экспрессии высказывания. Сравним, например, два предложения: «Стояла прекрасная погода» и «Погода стояла прекрасная». Первое высказывание имеет спокойный повествовательный характер, второе - выражает взволнованность говорящего. Такой эффект достигается с помощью инверсии определения.

Есть еще одна, более практическая, «звучальная» цель. Инверсия в стихотворении может использоваться исключительно для того, чтобы соблюсти ритм и рифму. В последнее время инверсий такого рода стало много в произведениях поэтов-дилетантов, у классиков они чаще имеют смысловую нагрузку.

Инверсия. Примеры из русской классики

Попытаемся на практике убедиться в высказанных выше заключениях. Не будет преувеличением сказать, что рассматриваемый прием используется в литературе все время. Инверсий в произведениях русских поэтов действительно много. Разберем некоторые примеры.

Инверсия дополнения содержится в стихах А.С. Пушкина: «Любви, надежды, тихой славы/ Недолго нежил нас обман». Автор намеренно отодвигает подлежащее «обман» (имеющее отрицательную окраску) и выводит на первый план слова, рождающие положительные эмоции (любовь, надежда, слава). Это заставляет читателя испытать те чувства, которые тревожат его самого - разочарование, неоправданные ожидания.

Прекрасным примером инверсии сказуемого могут служить строки Сергея Есенина: «Грезит ночь. Уснули люди,/ Только я тоской томим». Здесь фраза, описывающая состояние лирического героя, содержит привычный порядок слов, а в тех, которые описывают внешний мир (ночь, другие люди), используется инверсия. Этот прием подчеркивает отчужденность героя.

Инверсия обстоятельства образа действия присутствует в первой строке стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума»: «Печально я гляжу на наше поколенье». Слово «печально», выведенное на первый план, задает тон произведения, которому автор остается верен до конца.

Как используется инверсия в литературе? Не все знают ответ, на такой вопрос. в своем богатстве и многообразии использует различные приемы выразительности, которые наука о языке преобразовала в различные термины. Вы могли встречать такие термины литературы, как анафора (повторение слова в начале фразы), антитеза (резкое противопоставление образов, резкий контраст), гипербола (преувеличение). Поговорим об инверсии.

Термины литературы, такие как «инверсия», имеют латинские корни (от лат. Inversia - перестановка или перевертывание). Но на вопрос о том, что же такое инверсия, легче и охотнее вам ответят англичане, так как в английском языке при помощи инверсии создаются вопросительные предложения.

Инверсия в языке

Инверсия в языке обозначает, что прямой порядок слов в предложении был заменен обратным. В русском языке в предложении, когда сначала стоит подлежащее, затем сказуемое и далее использован прямой порядок слов. Такой порядок слов используется для научной литературы, так как сохраняет нейтральную окраску всего повествования. Чтобы придать эмоциональную окраску содержанию речи или произведения, применяется инверсия. В языке, особенно устном, инверсия создается путем перестановки местами подлежащего и сказуемого или переноса в начало предложения второстепенных членов предложения.

Инверсия в литературе

В часто используется инверсия. В литературе, например,второстепенный член предложения ставится в центр предложения, где на него падает что помогает читателю обратить внимание на мелкие детали, которые могут сыграть в произведении решающее значение. В предложении Д.Гранина: «Не верю я в добрые помыслы нынешних новых русских», сказуемое поставлено впереди подлежащего, логическое ударение, тем самым, перенесено на сказуемое. Автор подчеркнул свое недоверие к замыслам нового класса. Для того чтобы запоминалась вся информация, связанная с объектом, его нужно перенести в конец предложения. У М. Булгакова читаем: "В большую уборную из коридора, где уже трещали сигнальные звонки, под разными предлогами заглядывали любопытные". Все дополнения вынесены в начало предложения, чтобы акцентировать наше внимание на окружающей обстановке.

Особенный вес имеет инверсия в литературе, когда мы говорим о поэзии. Можно сказать, что инверсия в литературе специально придумана для поэзии. Даже в самом обычном при перестановке местами подлежащего и сказуемого можно добиться эффекта, при котором каждый сможет сказать, что читает стихи. В предложениях: «волны бегут» (прямой порядок), и «бегут волны» (инверсия) - «поэтичнее» - второе предложение. Ярким в поэзии могут служить строки И.С. Никитина:

Ясно утро. Тихо веет

Теплый ветерок.

Скоро легкой травою покроются склоны

И декабрьские бури, как волки, прилягут.

В.А. Луговской

В стихах необходимость использования инверсии определяется размером и ритмом стихотворной строки. Использование инверсии создает особенный неповторимый рисунок поэтического замысла.

У Пушкина читаем:

Сияньем тощим фонаря,

Глухие своды озаря,

Инверсия придает отрывку настроение напряженности и тайны.

Использование инверсии в жизни

Использование инверсии в обычной жизни не всегда оправдано и может служить затруднением при понимании. Если текст, использующийся для бытовых нужд, изобилует предложениями, в которых применена будет препятствовать его пониманию.