Что такое доктрина трумэна определение. Начало Холодной войны. Доктрина Трумэна. План Маршалла

В рамках разворачивающейся «холодной войны» между СССР и США важной вехой стало провозглашение новой внешнеполитической доктрины Америки – доктрины Трумэна.

По окончании войны противоречия между союзниками касались многих регионов. Так, только перед угрозой новой войны СССР отвели войска из Ирана. Особое беспокойство в верхах США вызывал растущий нажим Москвы на Турцию (по поводу пересмотра статуса проливов) и Грецию, где продолжалась гражданская война между консерваторами и леворадикальными силами.

В феврале 1947 г. английское правительство уведомило Вашингтон, что в связи с тяжелым финансовым положением Великобритания не сможет более оказывать помощь Греции и Турции. Это была фактическая передача полномочий Соединенным Штатам. Грецию и Турцию американские власти рассматривали как поле принципиального столкновения демократии и коммунизма. К тому же обе эти страны занимали важное геополитическое положение в Восточном Средиземноморье, на подступах к запасам нефти и стратегическим коммуникациям, на стыке Европы и Азии. Это было, по определению разработчиков новой доктрины, «подбрюшьем России».

12 марта 1947 г. президент Трумэн обратился к конгрессу с просьбой выделить 400 миллионов долларов для оказания помощи Греции и Турции, а также санкционировать отправку в эти страны американского гражданского и военного персонала. Это обращение, названное «доктриной Трумэна», содержало общую оценку международной ситуации, определяющим моментом которой являлся конфликт между двумя образами жизни. Один из них, по словам президента, базировался на свободе личности, свободных выборах, свободных институтах и гарантиях от агрессии. Другой – на контроле над СМИ, терроре и угнетении. Доктрина Трумэна объявляла новую глобальную роль США в противодействии Советскому Союзу и коммунизму. «Для Соединенных Штатов принятие мер по усилению стран, которым угрожает советская агрессия, равносильно защите свободы как таковой». Эта борьба приобретала тотальный характер. Заявлялось, что «подобно тому, как яблоки в бочке испортятся при наличии хотя бы одного гнилого, ситуация в Греции и Турции повлияет на Иран и изменит весь ход событий на Ближнем Востоке, в Африке, Италии, Франции и т. д.». Некоторые сторонники доктрины вполне определенно высказывались и о военном значении Восточного Средиземноморья: «Мы сможем бомбить Россию с близкого расстояния».

Конгресс принял программу оказания экономической помощи Греции и Турции. Провозглашение доктрины стало объявлением всемирной борьбы «добра» против «зла», создало теперь уже и в новейшей истории прецедент вмешательства во внутренние дела независимых государств, поставило перед выбором всю Европу: с кем быть – с СССР или с США? Трумэн намеревался осуществлять поддержку демократии без одобрения и помощи только что созданной ООН. Выступление президента вызвало в Америке массу негативных откликов, однако уже во второй половине 1947 г., согласно опросам, 54 % американцев поддержали действия США в отношении Турции и Греции.

Советское руководство, естественно, дало резко отрицательную оценку доктрине Трумэна. В докладе Жданова на совещании коммунистических партий в сентябре 1947 г. было заявлено, что доктрина «рассчитана на предоставление американской помощи всем реакционным режимам… носит откровенно агрессивный характер».

В тесной связи с новой внешнеполитической концепцией США находился и знаменитый план Маршалла, который позволил Америке осуществлять экономическую экспансию. 5 июня 1947 г. в Гарвардском университете государственный секретарь Дж. Маршалл сделал доклад об оказании экономической помощи странам Европы, переживавшим кризис после Второй мировой войны. Первоначально предполагалось распространить действие плана на все страны Европы, но СССР и его сателлиты отказались в нем участвовать, поскольку полагали, что его реализация приведет к нарушению политического суверенитета получавших помощь стран.

Первоначально участниками плана Маршалла были 16 государств – Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Норвегия, Дания, Ирландия, Исландия, Португалия, Австрия, Швейцария, Греция, Турция. Затем действие плана было распространено на ФРГ. Была создана Организация европейского экономического сотрудничества, имевшая задачей составление «программы восстановления Европы». План Маршалла действовал с апреля 1948 по октябрь 1951 г.

США приступили к планомерной помощи европейским странам. В соответствии с планом Маршалла его европейские участники должны были: 1) предпринять меры по облегчению торговли между собой; 2) обеспечить активизацию наиболее эффективных производственных мощностей для достижения роста выпуска продукции; 3) предпринять меры по укреплению своих валют; 4) придать европейской кооперации организационное обеспечение. Очень важна была координация странами‑участницами инвестиций.

Были и довольно конкретные условия приема помощи от американцев: отказ от национализации промышленности, сохранение свободы частного предпринимательства, поощрение частных американских инвестиций, свободный доступ американских товаров при одностороннем снижении таможенных тарифов и т. д. Помощь предоставлялась главным образом в форме займов и безвозмездных субсидий. Основную долю (около 60 %) общей суммы, выделенной США, получили Англия, Франция, Италия и ФРГ.

Поставки первого вида охватывали предметы важнейшей жизненной необходимости. Каждую весну выделялись ассигнования на продукты питания, топливо, одежду. Год от года по мере роста собственных ресурсов европейских стран эти ассигнования сокращались. Поскольку помощь такого рода не самоокупается, а большинство стран Западной Европы было не в состоянии оплатить в долларах эти поставки, основная часть последних шла в виде дотаций, а не займов. Местная валюта, вырученная от продажи этих продуктов, должна была быть использована правительствами для уменьшения дефицита государственного бюджета (а следовательно, и темпов инфляции) и для наращивания дефицитных ресурсов: стали, угля, нефтепродуктов, энергетического оборудования, транспортных средств.

Второй вид поставок – промышленное оборудование. Здесь в финансировании преобладали займы Международного банка. Третий вид поставок – сырье, сельскохозяйственные машины, промышленные товары, запасные части и пр. Эти поставки финансировались под гарантии американского правительства через Экспортно‑импортный банк США. В октябре 1951 г. план Маршалла прекратил свое действие. В 1953 г. Дж. Маршалл получил Нобелевскую премию мира.

Ежегодная помощь в 4–5 млрд долларов позволила странам‑получателям за три года увеличить выпуск продукции на 20 млрд долларов. Предпринятые в конце 1940 – начале 1950‑х годов инвестиции повысили конкурентоспособность европейского экспорта на внешних рынках. При этом план, естественно, способствовал усилению экономического, а вместе с ним и политического влияния США. Международные банки, спонсировавшие нуждающиеся страны, оказались под контролем американцев, доллар стал главным орудием их экспансии. Одновременно с экономическим развивалось сотрудничество в военно‑политической сфере, и оно было направлено в первую очередь против СССР.

План
Введение
1 Основные события
2 Исторический контекст
3 Речь Трумэна на заседании Конгресса 12 марта 1947г.
Список литературы

Введение

Доктрина Трумэна (англ. Truman Doctrine ) - внешнеполитическая программа, выдвинутая президентом США Гарри Трумэном после Второй мировой войны. Публично была озвучена 12 марта 1947 г. Основой доктрины являлась политика «сдерживания» в отношении СССР во всём мире. Доктрина Трумэна явилась выражением борьбы США и их симпантов за необходимую им политико-экономическую однородность мира .

В разработке доктрины участвовали Джордж Кеннан, Аллен Даллес, Лой Хендерсон, Дин Ачесон и другие.

Предусматривала выделение в 1947-1948 финансовом году 400 млн. долларов для оказания помощи Греции и Турции под предлогом коммунистической угрозы со стороны СССР. Греции выделялось 300 млн. дол., Турции - 100 млн. дол. Соглашения с Грецией и Турцией были подписаны соответственно 20 июня и 12 июля 1947. "Доктрина Трумэна" была направлена на ограничение усилившегося после 2-й мировой войны 1939-1945 роста сил социализма, оказание непрерывного давления на СССР и другие страны социалистического блока, поддержание реакционных сил и режимов. Использована для оправдания вмешательства США во внутренние дела других стран, для развязывания «холодной войны» и нагнетания международной напряжённости. Положила начало оказанию широкой военной помощи другим странам, сопровождавшееся созданием сети военных баз на чужих территориях и осуществлявшееся США в рамках других программ.

1. Основные события

· В феврале Трумэн в послании к Конгрессу развернул обширную программу по «спасению Европы от советской экспансии».

· 5 марта Черчилль в присутствии президента США Г. Трумэна выступил в г. Фултон (штат Миссури, США) с речью, в которой содержался призыв к созданию военно-политического союза Великобритании и США, направленного против СССР и стран народной демократии. Это явилось политической провокацией, уничтожившей возможность равноправного политического взаимодействия СССР со странами Запада.

· 1947 г. - обострение Палестинского вопроса.

· 1948 г. - Резолюция Ванденберга.

· 1949 г. - выход США из послевоенной экономической рецессии, создание блока НАТО и разгар массового строительства американских авиационных баз в союзных США странах.

· 1950 г. - начало тотальной послевоенной милитаризации экономики США .

· 25 июня - начало конфликта между Северной Кореей и Южной Кореей, Корейская война 1950-1953. Использовалось внутриполитически как средство для снижения накала забастовочного движения - в США было объявлено военное положение и призван миллион резервистов.

2. Исторический контекст

Широко известно высказывание Гарри Трумэна: «Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и, таким образом, пусть они убивают как можно больше, хотя мне не хочется ни при каких обстоятельствах видеть Гитлера в победителях» («New York Times», 24.06.1941). Америка не опасалась военной угрозы со стороны СССР . Угрозой была потеря потенциальных рынков для нагнавшей темпы за войну американской промышленности: прежде всего - рынка европейского, а за ним - и рынков в периферийных странах, освобождающихся от колониальной зависимости.

Серьезность ситуации, сложившейся сегодня в мире, требует моего выступления перед объединенной сессией Конгресса. Внешняя политика и национальная безопасность нашей страны находятся под угрозой. Один аспект существующей ситуации, которую я представляю Вам сейчас для вашего рассмотрения и вынесения решения, касается Греции и Турции. Соединенные Штаты получили от греческого Правительства просьбу о финансовой и экономической помощи. Предварительные сообщения от американской экономической миссии в Греции и сообщения от американского посла в этой стране, подтверждают утверждение греческого Правительства, что помощь крайне необходима, чтобы Греция могла остаться свободной страной…

Нет идеальных правительств. Одно из главных достоинств демократии, однако, состоит в том, что ее изъяны всегда находятся на виду, и при демократических процессах они могут быть исправлены. Правительство Греции не идеально. Однако оно представляет восемьдесят пять процентов членов греческого Парламента, которые были выбраны на выборах в прошлом году. Иностранные наблюдатели, включая 692 американских, сошлись во мнении, что эти выборы были справедливым выражением волеизъявления народа Греции.

Греческое Правительство работало в атмосфере хаоса и экстремизма. Оно делало ошибки. Оказание помощи этой стране не означает, что Соединенные Штаты потворствуют всему, что греческое Правительство сделало или сделает. Мы осудили в прошлом, и мы осуждаем теперь, любые экстремистские меры в отношении инакомыслящих и призываем к большей терпимости.

Сосед Греции, Турция, также заслуживает нашего внимания. Будущее Турции, как независимой и экономически значимой страны, не менее важно для демократического мира, чем будущее Греции. Ситуация, в которой Турция оказалась сегодня, значительно отличаются от ситуации в Греции. Турцию обошли стороной те бедствия, которые были в соседней стране. И в течение войны, Соединенные Штаты и Великобритания оказывали Турции материальную помощью. Однако сейчас Турция нуждается в нашей поддержке, чтобы осуществить необходимую модернизацию для сохранения ее территориальной целостности.

Британское правительство сообщило нам, что, вследствие его собственных трудностей, оно больше не может оказывать финансовую и экономическую помощь Турции. Как и в случае с Грецией, мы являемся единственной страной, способной оказать эту помощь. Одна из главных целей внешней политики Соединенных Штатов - создание необходимых условий, в которых мы и другие народы мира будем в состоянии защитить образ жизни людей, свободный от любого принуждения. Это было решающей причиной войны с Германией и Японией. Наша победа была одержана над странами, которые стремились навязать свою волю и свой образ жизни на другие нации.

Чтобы гарантировать мирное развитие народов, свободных от принуждения, Соединенные Штаты приняли участие в создании Организации Объединенных Наций. Организация Объединенных Наций была создана с целью обеспечения свободы и независимости всех ее членов. Мы должны поддерживать свободные нации, их демократические учреждения и их национальную целостность против агрессивных поползновений со стороны тоталитарных режимов, подрывающих мир во всем мире путем прямой или косвенной агрессии, и, следовательно, и безопасность Соединенных Штатов.

Народам многих стран мира недавно навязали тоталитарные режимы против их желания. Правительство Соединенных Штатов делало частые протесты против политики принуждения и запугивания, в нарушении Ялтинского соглашения, в Польше, Румынии, и Болгарии. Я должен также заявить, что во многих других странах были подобные события.

В настоящий момент почти каждая нация в мире должна выбрать между альтернативными образами жизни. Выбор слишком часто далеко не свободный. Один образ жизни основан на воле большинства и отличается свободными демократическими учреждениями, свободными выборами, гарантиями свободы личности, свободы слова и религии и свободы от политического притеснения. Второй образ жизни основан на желании меньшинства, насильственно наложенного на большинство. Он отличается террором и притеснением, управляемой прессой и подавлением личных свобод.

Я полагаю, что Соединенные Штаты должны поддерживать свободные народы, которые сопротивляются агрессии вооруженного меньшинства или внешнему давлению. Я полагаю, что мы должны помочь в освобождении народов, чтобы они сами могли решать свою собственную судьбу. Я полагаю, что наша помощь должна быть прежде всего экономической и финансовой, которая приведет к экономической стабильности и таким образом окажет свое влияние на политические процессы. Мир не стоит на месте и статус-кво не нерушим. Но мы не можем позволить изменения в равновесии сил в нарушении Устава Организации Объединенных Наций такими методами, как принуждение или агрессия.

Необходимо посмотреть на карту, чтобы понять, что выживание и целостность греческой нации имеют серьезное значение в намного более широкой перспективе. Если бы Греция подпала под контроль вооруженного меньшинства, этот эффект мог бы распространиться на ее соседа, Турцию. Беспорядок и анархия могли бы распространиться по всему Ближнему Востоку. Кроме того, исчезновение Греции как независимого государства оказало бы большое влияние на свободные страны Европы, восстанавливающиеся после войны. Это будет подлинной трагедией, если эти страны, которые так долго боролись за свою свободу, потеряли бы ее. Крах свободных учреждений и потери независимости был бы катастрофичен не только для них, но и для всего мира. Если мы окажемся не в состоянии помочь Греции и Турции в этот роковой час, то это будет иметь далеко идущие последствия как для Запада, так же как и для Востока.

Мы должны предпринять непосредственные и решительные действия. Поэтому я прошу, чтобы Конгресс предоставил для помощи Греции и Турции 400 миллионов долларов в течение периода, заканчивающегося 30 июня 1948. В дополнение к деньгам, я прошу, чтобы Конгресс разрешил отправку американского гражданского и военного персонала в Грецию и Турцию по просьбе этих стран, чтобы помочь в задачах государственной модернизации и ради наблюдения за использованием финансовой и материальной помощи.

Соединенные Штаты вложили 341 миллиард долларов в победу во Второй мировой войны. Это - инвестиции в мировую свободу и мир во всем мире. Помощь, которую я прошу для Греции и Турции, составляет немногим больше чем одну десятую часть процента этих инвестиций. Это - только здравый смысл, что мы должны сохранить свои инвестиции и удостовериться, что все это не было напрасным. Семена тоталитарных режимов распространяются и растут в злой почве бедности и борьбы. Они достигают своего полного роста, когда надежда людей на лучшую жизнь умерла.

"Железный занавес"

После окончания Второй Мировой войны руководство СССР делало всё возможное, чтобы в странах Центральной и Юго-Восточной Европы к власти пришли просоветские силы, прежде всего коммунистические партии. СССР предъявил территориальные претензии Турции и потребовал изменения статуса черноморских проливов, включая права СССР на создание военно-морской базы в Дарданеллах. В Греции набирало мощь партизанское движение, руководимое коммунистами и подпитываемое поставками из пограничных Албании, Югославии и Болгарии, где уже находились у власти коммунисты. На Лондонском совещании министров иностранных дел стран постоянных членов Совета Безопастности, СССР потребовал предоставления ему права на протекторат над Триполитанией (Ливией), чтобы обеспечить присутствие в Средиземноморье.

СССР стремился использовать систему коллективной безопасности для расширения своего могущества. Это было замечено странами Запада и вызвало тревогу. Во Франции и Италии компартии стали самыми крупными политическими партиями в своих странах. Здесь и ещё в ряде стран Западной Европы коммунисты были в составе правительств. Кроме того, после вывода из Европы основной части американских войск, СССР превратился в доминирующую военную силу в континентальной Европе. Всё благоприятствовало планам советского руководства.

Поиск ответа на советский вызов шёл и в государственном департаменте США. Важную роль в этом сыграл американский дипломат, специалист по России Джордж Кеннан. В феврале 1946 года, работая в посольстве США в Москве, он в телеграмме в Вашингтон изложил основные принципы политики "сдерживания". По его мнению, правительству США надлежало жестко и последовательно реагировать на каждую попытку СССР расширить сферу своего влияния. Далее, для того чтобы успешно противостоять проникновению коммунизма, странами Запада следует стремиться к созданию здорового, благополучного, уверенного в себе общества. Политика "сдерживания" рассматривалась им как способ предотвращения войны и не была нацелена на нанесение СССР военного поражения.

Таким образом, американская политика в отношении СССР приняла новое направление: был взят курс на ограничение распространения коммунистической идеологии в странах западной Европы и поддержки Советским союзом коммунистических движений.

Новая политика выражалась в экономической, финансовой и военной помощи некоммуннистическим, в том числе антидемократическим, режимам. Новую внешнеполитическую доктрину США изложил в выступлении 12 марта 1947 г. в американском конгрессе. Она получила название доктрины Трумэна. Начинался длительный период холодной войны. Противники доктрины Трумэна опасались, что её осуществление может привести к вооружённому столкновению с СССР.

Отметив вначале, что серьезность положения заставила его явиться перед общим собранием конгрессменов, он обрисовал мрачными красками положение в Греции. . Признавая, что он предлагает вмешиваться во внутренние дела других, далеких от Америки государств и что курс, который он рекомендует взять, очень серьезный, Трумэн пытался оправдать свою политику тем, что США должны вмешиваться в жизнь других народов якобы для того, чтобы помогать большинству против меньшинства. В действительности, как отметил Д.Горовиц в книге "Колосс Свободного мира", США неуклонно поддерживают за границей имущих против неимущих, образующих явное большинство. Заявив, что , Трумэн дал понять, что США согласятся лишь с такими изменениями в мире, какие они считают правильными. Если, говорил он дальше, США откажутся . И Трумэн просил конгресс ассигновать на "помощь" этим двум государствам в течение ближайших 15 месяцев 400 млн. долл. В заключение Трумэн сказал, что США потратили на вторую мировую войну 341 млрд. долл., что ассигнования, которые он сейчас предлагает, это пустяки: всего лишь 0,1% расходов США на эту войну. Обращение президента США 12 марта 1947 г. к конгрессу получило название "доктрины Трумэна". Несмотря на проведенную подготовительную работу, "доктрина Трумэна" встретила сильную оппозицию в конгрессе. Прения затянулись на два месяца. В конгрессе многие отдавали себе отчет в том, что означает затея президента США. Один конгрессмен в своем выступлении заявил: "Мистер Трумэн требует вмешательства Америки в крупном масштабе в политические, военные и экономические дела Балкан. Он говорит о таком вмешательстве также в другие страны...Если бы это даже было желательным, США не так сильны, чтобы управлять миром с помощью военных сил." Трумэн сравнивал свою доктрину с "доктриной Монро". Но "доктрина Монро" предусматривала не вмешательство Америка в дела других континентов. Трумэн не только распространил свою доктрину на государства, расположенные в Европе и в Азии, но пошел гораздо дальше. Монро выступил против вмешательства иностранных государств во внутренние дела латиноамериканских стран. Трумэн взял на себя защиту существующего строя Турции и Греции не только против внешней, но и против внутренней угрозы. Он поступил так же, как за столетия до него "Священный союз" европейских монархов, который защищал старые реакционные режимы и против которого как раз выступил Монро. Таким образом, между этими двумя доктринами имеется существенное различие. 22 мая 1947 г. "доктрина Трумэна" вступила в силу. Конгресс, санкционируя вмешательство США во внутренние дела стран Ближнего Востока, одобрил поддержку Вашингтоном реакционных сил и режимов во всем мире, курс, поистине чреватый далеко идущими последствиям. Своей доктриной Трумэн добился того, что конгресс возложил на США односторонние обязательства, не обеспечив себя ни союзниками, ни поддержкой ООН. В соответствии с этой доктриной правительство Трумэна, в частности, решило оказать военную помощь Франции в ее колониальной войне в Индокитае, что в конечном итоге привело к скандальной и позорной для Америки войне во Вьетнаме. В Греции и Турции Вашингтон преследовал военно-стратегические цели, и в их числе - укрепление позиций нефтяных монополий США на Ближнем Востоке. Но в общем большом плане "холодной войны" "доктрина Трумэна" представляла лишь предварительную, подготовительную операцию. Основным полем действий в этой войне Вашингтон в то время считал Западную Европу.

После всестороннего обсуждения Маршалл изложил публично основные моменты этого плана в своей речи 5 июня 1947 г. в Гарвардском университете . Так зародился "план Маршалла". Этот план преследовал далеко идущие экономические, политические и военно-стратегические цели. Западная Европа служит не только прямо, но и косвенно важнейшим рынком для американского капитализма. Экспорт продовольствия и сырья в Европу из Латинской Америки, Канады и других стран увеличивает покупательную способность, а следовательно, и значение этих стран как рынка для товаров США. В 1947 г. экспорт США превысил импорт примерно в 2,5 раза, а экспорт США в Европу превысил импорт из Европы в 7 раз. Такой ненормальный баланс в американской торговле с Европой неизбежно должен был в дальнейшем оказывать пагубное воздействие на все состояние внешней торговли США. Принимая во внимание обострившуюся борьбу двух систем в результате развернутой Соединенными Штатами политики "холодной войны", в Вашингтоне считали, что стабилизация и усиление позиций капитализма в Западной Европе выгодны для США экономически и необходимы политически. Между тем в первые послевоенные годы частный капитал США неохотно шел за границу. Со временем окончания ленд-лиза в 1945 г. до весны 1949 г. правительство США предоставило иностранным государствам в виде займов и субсидий около 20 млрд. долл., а экспорт частного капитала из США составил за это время лишь около 1,5 млрд. долл. А главное, в Вашингтоне в это время готовились планы объединения капиталистической Европы против СССР.

План Маршалла

Для этого необходимо было прежде всего подкрепить экономически и политически позиции капитализма в Европе. И "план Маршалла" действительно послужил экономической и политической основой для агрессивного военного союза. Спустя почти 20 лет в сенате США открыто признали: "План Маршалла положил основу Североатлантическому союзу". Таким образом "план Маршалла" наряду с некоторыми экономическими задачами имел, как и "доктрина Трумэна", военнополитическое назначение. Но официально решили, как рекомендовал Совет по планированию политики, преподнести этот план как чисто экономическое, даже филантропическое, мероприятие. Маршалл в своей речи в Гарвардском университете заявил: "Наша политика направлена не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса." В общем "план Маршалла", как и "доктрина Трумэна", преследовал военно-стратегические и политические задачи, но только несравненно более крупные. Он также, хотя более осторожно, завуалированно предусматривал вмешательство США во внутренние дела стран Западной Европы. Но формально Маршалл старался придать своему плану демократическую окраску. Он говорил, что европейские государства, желающие пользоваться его планом, должны сами проявить инициативу и выработать детали этого плана, подсчитывая необходимые средства и т.д. В конгрессе США "план Маршалл" встретил более сильную оппозицию, чем "доктрина Трумэна". Ведь речь сейчас шла о несравненно более крупных ассигнованиях. Первая сессия конгресса закончила свою работу, ничего не предприняв в этом отношении.

Одновременно с подготовкой и проведением "плана Маршалла" США вместе с Англией проводили в оккупированной Германии сепаратные действия, срывающие выполнение решений Потсдамской конференции и работу Контрольного совета четырех держав, восстанавливая западногерманские промышленные монополии-застрельщиков двух мировых войн, подготавливая почву для ремилитаризации Западной Германии и превращения ее в военного союзника США. 2 декабря 1946 г в Вашингтоне было заключено соглашение о слиянии американской и английской зон оккупации в Германии, образовавших так называемую Бизонию. Летом 1948 г. к ним присоединилась и французская оккупационная зона, таким образом, создалась Тризония. 18 июня 1948 г. США, Англия и Франция объявили о проведении в западных зонах Германии сепаратной денежной реформы.

Через пять дней, 23 июня, самовольно, без санкций советских властей, они распространили эту реформу на Западный Берлин, находившейся в советской зоне и имевшей свободное общение с Восточным Берлином и всей Восточной Германией, что спровоцировало . В Вашингтоне принимали меры к тому, чтобы втянуть в свою политику государства Латинской Америки, обеспечить полную поддержку Соединенным Штатам со стороны этих государств в Организации Объединенных Наций. Эти цели США преследовали на конференции министров иностранных дел американских республик в 1947 г. в Рио-де-Жанейро и на девятой панамериканской конференции состоявшейся в 1948 г. в Боготе. Конференция в Рио-де-Жанейро открылась 15 августа и продолжалась до 2 сентября 1947 г. Делегацию США возглавлял Маршалл. Перед закрытием конференции в столицу Бразилии прибыл Трумэн и выступил перед делегациями американских стран. В Рио-де-Жанейро было повторено более обстоятельное решение Чапультепекской конференции о том, что нападение на одну американскую страну будет рассматриваться как нападение на все американские государства. Участники конференции подписали договор о защите Западного полушария, который в Вашингтоне комментировали как прообраз будущего североатлантического пакта 1949 г. На Ближнем Востоке в 1947-1948 гг. после принятия "доктрины Трумэна" и "плана Маршалла" усилилась активность нефтяных монополий США. На следующий день после опубликования "доктрины Трумэна", 13 марта 1947 г., было сообщено, что американские компании решили инвестировать 227 млн. долл. в нефтеносные земли Саудовской Аравии и строить нефтепровод из района этих земель до Средиземного моря длиной в 1050 миль. 6 июля 1948 г. появилось сообщение о получении американцами большой концессии на добычу нефти в Кувейте. К арабской нефти начали проявлять большой интерес крупнейшии нефтяные монополии США. Вашингтон втягивал в "холодную войну" Западную Европу и Южную Америку, Ближний и Дальний Восток, придавал этой политике глобальный характер, углублял и обострял ее в дальнейшем созданием военных союзов. Правительство США развернуло и проводило "холодную войну" с одобрения и благословения лидеров обеих больших партий в конгрессе, несмотря на то что в отдельных вопросах между этими партиями обнаруживались известные тактические разногласия.

Итак, составной частью нового внешнеполитического курса США была программа экономического возрождения разрушенной войной Европы. Её разработал новый государственный секретарь США Маршалл. Названный его именем план был одобрен на международной конференции в Париже (12.7-22.9.1947). СССР в конференции не участвовал, так как расценил этот план как нацеленный на экономическое закабаление Европы Америкой и оказал давление на восточноевропейские страны с тем, чтобы они отказались от участия в реализации плана Маршалла. Всего же план Маршалла подписали 16 западных стран.

План Маршалла начал осуществляться с апреля 1948 г., когда конгресс США принял "закон об экономическом сотрудничестве", предусматривавший 4-летнюю программу экономической помощи Европе. Общая сумма ассигнований по плану Маршалла (с апр. 1948 по дек. 1951) составила около 12,4 млрд. долл., причём основная доля пришлась на Англию (2,8 млрд.), Францию (2,5 млрд.), Испанию (1,3 млрд.), Западную Германию (1,3 млрд.), Голландию (1 млрд.). При этом американцы, в качестве предварительного условия предоставления помощи, потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор. К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было.

С 20 марта 1947 года в стране шла проверка взглядов американских государственных чиновников. Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности приступила к допросам первых подозреваемых.

Двенадцатого марта 1947 года президент Америки Гарри Трумэн выступил с речью, которая осталась в истории под названием доктрина Трумэна. Этому внешнеполитическому курсу Соединенные Штаты следовали следующие два десятилетия. Документ позволил американскому правительству установить собственные правила игры в Европе. Интересно, что отдельным положениям этого плана Белый дом следует до сих пор.

Исторический контекст

В 1947 году, когда Гарри Трумэном была предложена внешнеполитическая программа, определившая отношения США с европейскими странами на два десятилетия вперед, холодная война продолжалась уже как минимум два года. К определению даты начала этой идеологической конфронтации историки подходят по-разному. Одни полагают, что мировой порядок, то есть условные границы влияния Советского Союза и стран Запада, определила Ялтинская конференция 1945 года. Другие считают отправной точкой противостояния «Фултонскую речь» Черчилля.

«Фултонская речь»

Пятого марта 1946 года Уинстон Черчилль в присутствии президента США заявил, что Запад не может и дальше не обращать внимания на то, что свободы и права, которые имеют граждане Соединенных Штатов и Британской империи, не существуют в большом количестве государств, отдельные из которых очень сильны. Все, кто присутствовал на выступлении в Вестминстерском колледже города Фултон, что находится в штате Миссури, поняли, что под этими словами бывший премьер имел в виду Советский Союз.

Контроль СССР в Восточной Европе

Политиков беспокоил тот факт, что столицы восточноевропейских государств фактически оказались под контролем Москвы. Кроме того, в Соединенных Штатах и Западной Европе росла обеспокоенность ростом популярности социалистических и коммунистических партий.

В Греции, например, коммунисты чуть не сосредоточили в своих руках всю полноту власти. При этом страну от захватчиков освобождал не Советский Союз, а Британская империя. С 1944 по 1949 год коммунистическое крыло Демократической партии Греции даже занимало большую часть Афин и вело военные действия против официального (прозападного) руководства. Конечно, это совершалось при поддержке Советского Союза и Югославии. В 1947 году Великобритания вывела свои вооруженные силы из Греции, так что проблема легла «на плечи» Соединенных Штатов.

Греческий вопрос

Официально Британская империя отказалась поддерживать прозападную Грецию из-за внутренних финансовых трудностей. В Вашингтоне тогда были уверены в усилении позиций СССР в регионе, чего допустить, конечно, никак не могли.


Гарри Трумэн, выступая в американском Конгрессе, попросил политиков оказать Греции экономическую и военную помощь, чтобы предотвратить захват власти коммунистами. Победа коммунистов поставила бы под вопрос политическую стабильность Турции, что ожидаемо приведет к проблемам на Ближнем Востоке. Кроме того, Трумэн отметил, что Соединенные Штаты обязаны помогать свободным народам в борьбе против тоталитарных режимов. Распространение коммунизма, как он считал, подрывает основы международного мира, угрожая внутренней безопасности Соединенных Штатов.

Помощь взамен на лояльность

Законопроект приняли пятнадцатого мая 1947 года. После подписания президентом проект стал законом, отражающим все положения внешней политики Трумэна. Понятие доктрины Трумэна официально было закреплено двадцать второго мая 1947 года.

Предварительным условием выделения финансов и направления в Грецию военных и гражданских лиц «для государственной модернизации и наблюдения за использованием помощи» являлось согласие турецкого и греческого правительств передать под контроль американской миссии выполнение плана. Доктрина Трумэна, таким образом, создала возможность вмешательства США во внутренние дела независимых государств в Европе.

Примерно через месяц было подписано сначала американо-греческое, а затем американо-турецкое соглашение. Из выделенной на помощь суммы 300 млн долларов были предоставлены Греции, 100 млн - Турции. Через пять лет оба государства разместили на своей территории военные базы США, а турецкая сторона даже согласилась на базирование ядерного оружия.

Доктрина Трумэна: общее понятие

Внешнеполитический курс США был основан на резкой критике в адрес режимов, установленных в государствах Восточной Европы. Положения доктрины Трумэна декларировали лидирующую роль США, ответственность Штатов за состояние и дальнейшее развитие международного сообщества.

Общественная поддержка внешнеполитического курса на первых порах была обеспечена давлением на первобытное чувство человека - страх. Заместитель госсекретаря США, например, представлял коммунизм как инфекцию, которая способна поразить все близлежащие цели. Артур Ванденберг, сенатор-республиканец, являвшийся противником политики изоляции, предложил президенту просто «запугать американский народ».

Целью доктрины Трумэна было сдерживание Советского Союза. Положения носили крайне антисоветский характер. В дальнейшем США продолжали оказывать другим государствам различного рода помощь, используя это как средство для вмешательства в их внутреннюю политику. Территория ранее независимых стран превращалась в плацдарм для нажима на СССР и его союзников.


Защита экономических интересов

После окончания войны страны Западной Европы оказались в сложной экономической ситуации: огромные внешние долги и до основания разрушенная экономика. В этих условиях набирали популярность коммунистические партии. Приход к власти коммунистов привел бы к тому, что кредиты не были бы отданы, а США потеряли бы рынок сбыта товаров. Советская промышленность могла бы полностью удовлетворить нужды стран своей сферы влияния, а США не могли этого допустить.

Создание нового мирового порядка

Согласно доктрине Трумэна, США должны помочь «свободным народам» самостоятельно решать собственную судьбу. Средством подобной помощи могло стать ядерное окружение, которым по состоянию на тот момент обладали только Соединенные Штаты. Доктрина Трумэна стала логичным продолжением доктрины Монро. Правда, последняя декларировала сферой интересов Америки исключительно Новый Свет, а внешняя политика Трумэна сделала таковой весь мир.

Навязывание «американской мечты»

Способом защиты распространения влияния СССР в мире стало навязывание населению «американской мечты». Заменить идеалы коммунизма, воодушевлявшие рабочих не только во многих европейских странах, но и в США, на идеалы западного образа жизни. Трумэн так и сказал в свое речи: «Мы способны обеспечить другим странам образ жизни, свободный от принуждения».


Публичная пропаганда

Гарри Трумэн испытывал сильнейшую личную неприязнь к коммунизму, сравнивая левые силы с псами, которых он терпеть не мог. В своей речи он говорил об осуждении инакомыслящих. Под этим словом Трумэн имел в виду нацистов в прошлом, коммунистов - в настоящем. Сдерживание СССР, таким образом, становилось делом личной чести.

«Программа восстановления Европы»

Логичным продолжением доктрины Трумэна стали план Маршалла, или «Программа восстановления Европы», и создание военных блоков, в том числе НАТО. Заявленной целью плана было восстановление экономики, разрушенной войной, модернизация промышленности, устранение барьеров для осуществления свободной торговли и максимально возможное вытеснение коммунистов.

Дело в том, что уже через несколько лет после окончания военных действия США увидели в Европе совсем не ту картину, которую они ожидали. Наибольшее беспокойство было вызвано ростом популярности левых идей. Согласно плану Маршалла, американское правительство выделяло государствам материальную помощь, но взамен требовало от потенциальных партнеров отстранить коммунистов от руководящих должностей.


Эффект «Плана восстановления Европы» оценивается историками неоднозначно. Промышленность в Западной Европе возродилась, а правительства европейских государств рассчитались по внешним долгам. Но даже без помощи американцев, как считают эксперты, европейские государства начали бы выходить из послевоенного кризиса в 1947-1948 гг. Вклад плана Маршалла на самом деле был не настолько существенным, как это представляли американские СМИ. США обеспечили всего 10 % общих объемов.

В стремлении превратить Западную Европу в образец западного образа жизни для идеологического противодействия Советскому Союзу власти США осуществили не только экономическую (план Маршалла), но и военно-политическую привязку. Последнее было достигнуто созданием НАТО. В результате западноевропейские правительства отстранили коммунистов и признали лидерство США в мире. К этому привела доктрина Трумэна.

Холодная война

Термин «холодная война» в официальной обстановке впервые употребил советник Гарри Трумэна в 1947 году. Решение президента США о предоставлении Турции и Греции экономической помощи стало началом противостояния. Кроме того, именно Трумэн определил содержание зарождающегося конфликта как противостояние демократии и тоталитаризма. В СССР же любили говорить о противодействии социализма (коммунизма) капитализму.

Внутреннее противостояние коммунизму

В самих Соединенных Штатах левые движения тоже набирали силу. Необходимо было отражение доктрины Трумэна (год 1947) во внутренней политике. Таким отображением стал маккартизм - движение, сопровождавшее обострением антикоммунистических настроений и репрессиями против граждан, настроенных «антиамерикански».


Жертвами репрессий стали многие деятели культуры и искусства (Чарли Чаплин, Пит Сигер, Эдвард Г. Робинсон и другие), не говоря уже об ученых (Дэвид Джозеф Бом, Роберт Оппенгеймер, Альберт Эйнштейн), политиках (Поль Робсон, Бартли Крум), общественных деятелях (Уильям Эдуард Брекхардт Дюбуа). Преследовали и представителей сексуальных меньшинств.

доктрина трумэна
(англ. Truman Doctrine) - внешнеполитическая программа, выдвинутая президентом США Гарри Трумэном после Второй мировой войны. Публично была озвучена 12 марта 1947 г. Основой доктрины являлась политика «сдерживания» в отношении СССР во всём мире. Она была направлена на пересмотр сформировавшейся ранее, при Рузвельте, системы международных отношений. Доктрина Трумэна явилась выражением борьбы США и их симпантов за необходимую им политико-экономическую однополярность мира. разработке доктрины участвовали Джордж Кеннан, Аллен Даллес, Лой Хендерсон, Дин Ачесон и другие.

Предусматривала выделение в 1947-1948 финансовом году 400 млн долларов для оказания помощи Греции и Турции под предлогом коммунистической угрозы со стороны СССР. Греции выделялось 300 млн дол., Турции - 100 млн дол. Соглашения с Грецией и Турцией были подписаны соответственно 20 июня и 12 июля 1947. Положила основание долговременному альянсу США c Турцией.

«Доктрина Трумэна» была направлена на ограничение усилившегося после 2-й мировой войны 1939-1945 годов роста сил социализма, оказание непрерывного давления на СССР и другие страны социалистического блока, поддержание реакционных сил и режимов. Использована для оправдания вмешательства США во внутренние дела других стран. Положила начало оказанию широкой военной помощи другим странам, сопровождавшееся созданием сети военных баз на чужих территориях и осуществлявшееся США в рамках других программ.

Бывший вице-президент США Генри Уоллес охарактеризовал доктрину как «безумный шаг к войне, вызвавший кризис в международных отношениях».

Серьёзность ситуации, сложившейся сегодня в мире, требует моего выступления перед объединенной сессией Конгресса. Внешняя политика и национальная безопасность нашей страны находятся под угрозой. Один аспект существующей ситуации, которую я представляю Вам сейчас для вашего рассмотрения и вынесения решения, касается Греции и Турции. Соединенные Штаты получили от греческого Правительства просьбу о финансовой и экономической помощи. Предварительные сообщения от американской экономической миссии в Греции и сообщения от американского посла в этой стране, подтверждают утверждение греческого Правительства, что помощь крайне необходима, чтобы Греция могла остаться свободной страной…

…Нет идеальных правительств. Одно из главных достоинств демократии, однако, состоит в том, что ее изъяны всегда находятся на виду, и при демократических процессах они могут быть исправлены. Правительство Греции не идеально. Однако оно представляет восемьдесят пять процентов членов греческого Парламента, которые были выбраны на выборах в прошлом году. Иностранные наблюдатели, включая 692 американских, сошлись во мнении, что эти выборы были справедливым выражением волеизъявления народа Греции.

Греческое Правительство работало в атмосфере хаоса и экстремизма. Оно делало ошибки. Оказание помощи этой стране не означает, что Соединенные Штаты потворствуют всему, что греческое Правительство сделало или сделает. Мы осудили в прошлом, и мы осуждаем теперь, любые экстремистские меры в отношении инакомыслящих и призываем к большей терпимости.

Сосед Греции, Турция, также заслуживает нашего внимания. Будущее Турции, как независимой и экономически значимой страны, не менее важно для демократического мира, чем будущее Греции. Ситуация, в которой Турция оказалась сегодня, значительно отличаются от ситуации в Греции. Турцию обошли стороной те бедствия, которые были в соседней стране. И в течение войны, Соединенные Штаты и Великобритания оказывали Турции материальную помощью. Однако сейчас Турция нуждается в нашей поддержке, чтобы осуществить необходимую модернизацию для сохранения ее территориальной целостности.

Британское правительство сообщило нам, что, вследствие его собственных трудностей, оно больше не может оказывать финансовую и экономическую помощь Турции. Как и в случае с Грецией, мы являемся единственной страной, способной оказать эту помощь. Одна из главных целей внешней политики Соединенных Штатов - создание необходимых условий, в которых мы и другие народы мира будем в состоянии защитить образ жизни людей, свободный от любого принуждения. Это было решающей причиной войны с Германией и Японией. Наша победа была одержана над странами, которые стремились навязать свою волю и свой образ жизни на другие нации.

Чтобы гарантировать мирное развитие народов, свободных от принуждения, Соединенные Штаты приняли участие в создании Организации Объединенных Наций. Организация Объединенных Наций была создана с целью обеспечения свободы и независимости всех ее членов. Мы должны поддерживать свободные нации, их демократические учреждения и их национальную целостность против агрессивных поползновений со стороны тоталитарных режимов, подрывающих мир во всем мире путем прямой или косвенной агрессии, и, следовательно, и безопасность Соединенных Штатов.

Народам многих стран мира недавно навязали тоталитарные режимы против их желания. Правительство Соединенных Штатов делало частые протесты против политики принуждения и запугивания, в нарушении Ялтинского соглашения, в Польше, Румынии, и Болгарии. Я должен также заявить, что во многих других странах были подобные события.

В настоящий момент почти каждая нация в мире должна выбрать между альтернативными образами жизни. Выбор слишком часто далеко не свободный. Один образ жизни основан на воле большинства и отличается свободными демократическими учреждениями, свободными выборами, гарантиями свободы личности, свободы слова и религии и свободы от политического притеснения. Второй образ жизни основан на желании меньшинства, насильственно наложенного на большинство. Он отличается террором и притеснением, управляемой прессой и подавлением личных свобод.

Я полагаю, что Соединенные Штаты должны поддерживать свободные народы, которые сопротивляются агрессии вооруженного меньшинства или внешнему давлению. Я полагаю, что мы должны помочь в освобождении народов, чтобы они сами могли решать свою собственную судьбу. Я полагаю, что наша помощь должна быть прежде всего экономической и финансовой, которая приведет к экономической стабильности и таким образом окажет свое влияние на политические процессы. Мир не стоит на месте и статус-кво не нерушим. Но мы не можем позволить изменения в равновесии сил в нарушении Устава Организации Объединенных Наций такими методами, как принуждение или агрессия.

Необходимо посмотреть на карту, чтобы понять, что выживание и целостность греческой нации имеют серьёзное значение в намного более широкой перспективе. Если бы Греция подпала под контроль вооруженного меньшинства, этот эффект мог бы распространиться на ее соседа, Турцию. Беспорядок и анархия могли бы распространиться по всему Ближнему Востоку. Кроме того, исчезновение Греции как независимого государства оказало бы большое влияние на свободные страны Европы, восстанавливающиеся после войны. Это будет подлинной трагедией, если эти страны, которые так долго боролись за свою свободу, потеряли бы ее. Крах свободных учреждений и потери независимости был бы катастрофичен не только для них, но и для всего мира. Если мы окажемся не в состоянии помочь Греции и Турции в этот роковой час, то это будет иметь далеко идущие последствия как для Запада, так же как и для Востока.

Мы должны предпринять непосредственные и решительные действия. Поэтому я прошу, чтобы Конгресс предоставил для помощи Греции и Турции 400 миллионов долларов в течение периода, заканчивающегося 30 июня 1948. дополнение к деньгам, я прошу, чтобы Конгресс разрешил отправку американского гражданского и военного персонала в Грецию и Турцию по просьбе этих стран, чтобы помочь в задачах государственной модернизации и ради наблюдения за использованием финансовой и материальной помощи.

Соединенные Штаты вложили 341 миллиард долларов в победу во Второй мировой войне. Это - инвестиции в мировую свободу и мир во всем мире. Помощь, которую я прошу для Греции и Турции, составляет немногим больше чем одну десятую часть процента этих инвестиций. Это - только здравый смысл, что мы должны сохранить свои инвестиции и удостовериться, что все это не было напрасным. Семена тоталитарных режимов распространяются и растут в злой почве бедности и борьбы. Они достигают своего полного роста, когда надежда людей на лучшую жизнь умерла.

Мы должны поддержать эту надежду.

Свободные народы мира обращаются к нам с просьбой в поддержании их свободы. Если мы колеблемся в нашем лидерстве, мы можем подвергнуть опасности мир во всем мире. И, конечно, мы подвергнем опасности благосостояние нашей нации. Большая ответственность возложена на нас последними событиями.

И я уверен, что Конгресс не откажется от этой ответственности.

  • 1 Основные события
  • 2 Исторический контекст
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

Основные события

Гарри Трумэн
  • 1946 г.
    • В феврале Трумэн в послании к Конгрессу развернул обширную программу по «спасению Европы от советской экспансии».
    • 5 марта Черчилль в присутствии президента США Г. Трумэна выступил в г. Фултон (штат Миссури, США) с речью, в которой содержался призыв к созданию военно-политического союза Великобритании и США, направленного против СССР и социалистических стран.
  • 1947 г. - обострение Палестинского вопроса.
  • 1948 г. - Резолюция Ванденберга.
  • 1949 г. - выход США из послевоенной экономической рецессии, создание блока НАТО и разгар массового строительства американских авиационных баз в союзных США странах.
    • 4 апреля - подписание Североатлантического договора.
  • 1950 г. - первое увеличение военных расходов с конца Второй Мировой Войны.
    • 25 июня - начало конфликта между Северной Кореей и Южной Кореей, Корейская война 1950-1953. Использовалось внутриполитически как средство для снижения накала забастовочного движения - в США было объявлено военное положение и призван миллион резервистов.
  • 1951 г., октябрь - конгрессом США принят закон, согласно которому выделялось до 100 млн долларов на поддержку тех выходцев (перебежчиков) из коммунистических стран, которые пожелают участвовать в действиях вооруженных сил НАТО или в обеспечении безопасности США.

Исторический контекст

Широко известно высказывание Гарри Трумэна: «Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и, таким образом, пусть они убивают как можно больше, хотя мне не хочется ни при каких обстоятельствах видеть Гитлера в победителях» («New York Times», 24.06.1941). Америка не опасалась военной угрозы со стороны СССР. Угрозой была потеря потенциальных рынков для нагнавшей темпы за войну американской промышленности: прежде всего - рынка европейского, а за ним - и рынков в периферийных странах, освобождающихся от колониальной зависимости.

Примечания

  1. «Стратегия Америки к этому моменту исходила из необходимости усиливать экономическое и военное давление на коммунистические страны. Трумэн не видел смысла во встрече со Сталиным, так как тот ставил задачей добиться признания сложившихся сфер влияния - как в Восточной Европе, так и в других частях света. Это противоречило интересам США», - указывает д-р ист. наук Борис Клейн.
  2. «В 1950-х годах госсекретарь США Джон Фостер Даллес объявил, что нейтралитет безнравственен и непозволителен. Правительствам предстояло выбрать: либо встать на сторону свободного мира (конечно же, под руководством Соединенных Штатов), либо присоединиться к коммунистам» (профессор Бостонского университета Эндрю Басевич (Andrew Bacevich)) .
  3. «Когда же „холодная война“ разгорелась всерьез, госсекретарь США Джон Фостер Даллес начал предъявлять руководству молодых государств, освободившихся от колониального ига, ультиматумы по принципу „кто не с нами, тот против нас“. Томас Манн тогда записал в своем дневнике: „Даллес колесит по свету, вербуя сторонников в поддержку безответственной американской политики“. Однако, отказавшись пожать руку Чжоу Эньлаю и назвав „аморальной“ политику неприсоединения, за которую выступал Джавахарлал Неру, Даллес лишь настраивал против США лидеров стран Азии и Африки» (Панкадж Мишра (Pankaj Mishra), «The Guardian», 04.03.2010) .
  4. назад оглавление &nb …
  5. Речь Трумэна на заседании Конгресса 12 марта 1947 г. - «Доктрина Трумэна»
  6. апреле 1950 г. Трумэн объявил Джонсону, что «с экономией в оборонной политике покончено». Тогда же был принят закон о восстановлении военной промышленности, а федеральные военные расходы подскочили с 80 млрд долларов в 1950 г. до 241 млрд долларов в 1952 г. (в постоянных долларах 1992 г.). Впоследствии они уже не опускались ниже 190-200 млрд долларов в год. См. Kaplan F. The Wizards of Armageddon. Stanford: Stanford University Press, 1991, 438 pp. Также.
  7. конце 1940-х - 1950-х гг. в США ежегодно проходило от 3 до 5 тыс. забастовок с участием от 1,4 до 3,5 млн чел. См. Всемирная история. Даты и события. Москва: Изд. «Международные отношения», 1968, 319 с.
  8. «ДЕЛО ВРАЧЕЙ»: ВЗГЛЯД С ЗАПАДА
  9. См. статью «Создание советской атомной бомбы».

Ссылки

  • Речь Трумэна на заседании Конгресса 12 марта 1947 г., PRESIDENT HARRY S. TRUMAN’S ADDRESS BEFORE A JOINT SESSION OF CONGRESS, MARCH 12, 1947. (англ.)

доктрина трумэна

Доктрина Трумэна Информацию О