Что следует делать на Радоницу. Что нужно делать в Антипасху

Православный мир продолжает праздновать главный праздник – Светлую пасху Христову . Самая радостная – первая неделя после Пасхи, которая называется Сплошная светлая пасхальная седмица .

Когда наступает весенний мясоед

Весенний мясоед – это период в весенне-летнее время между и Великим и Петровом постом. С наступлением Пасхи, как известно, пост прекращается, и верующим не только разрешено, но даже предписано питаться полноценно и разнообразно, чтобы восстановить силы. В этот период разрешается употребление мяса, а по средам и пятницам (которые остаются постными днями) – разрешена рыба.

Церковь рекомендует в это время включать в рацион больше пищи, содержащей полноценный белок: молочные продукты, яйца, белое куриное мясо, по возможности уменьшив количество жирного, сдобного и сладкого и не забывая про витамины. Также церковь решительно выступает против обжорства и чревоугодия в это время.

Антипасха и Красная горка

Эти два праздника справляются практически одновременно – на исходе Сплошной светлой пасхальной седмицы. Православная Антипасха – это последний день Светлой седмицы, а Красная горка – это народно-православный праздник, с которого начинается время свадеб. По православному обычаю венчание под запретом, начиная с Масленицы, и до окончания Сплошной светлой пасхальной седмицы.

В 2017 году Антипасха и Красная горка приходятся на воскресенье, 23 апреля. А во вторник, 25 апреля – Родительский день, или Радоница, которая является «узаконенным» Днем поминовения усопших. Радоницу всегда отмечают во вторник второй недели после Пасхи.

Что такое Антипасха

Антипасха, или неделя обновления, это праздник, который приходит на место Пасхи. Название «Антипасха» не означает противопоставление Пасхе – это как бы новое обращение к светлому празднику, во время которого обновляется память о воскресении Христа. Антипасха всегда отмечается на восьмой день после Светлого Христова воскресения.

В честь какого события празднуется Антипасха

Этот праздник еще называется Фомино воскресенье (а следом наступает Радоницкая, или Фомина неделя), поскольку в это время вспоминают об апостоле Фоме, которого называют Фома-неверующий, или Фома-неверный. Согласно Евангелию, Фома, который опоздал к первому появлению воскресшего Христа перед апостолами, отказывался поверить в чудо Воскресения. «Неверующий» апостол хотел до всего докопаться сам и лично прикоснуться к ранам Христа. «Если не увижу на руках его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра его, не поверю», – говорил Фома.

И Спаситель исполнил желание своего ученика. «Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки мои; подай руку твою и вложи в ребра мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел меня; блаженны не видевшие и уверовавшие», – говорится об этом в Евангелии.

После этого Фома не только уверовал, но и стал нести христову проповедь на всей земле – он проповедовал в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, там он и принял мученическую смерть по разным источникам либо в 68 году, либо в 72 году нашей эры. Его мощи находились в Индии до IV века.

Фомина неделя и Радоница – 2017

Вся неделя, следующая за Антипасхой, называется Фомина неделя, или Радоницкая неделя. На Фоминой неделе во вторник, то есть на девятый день после Пасхи, православная церковь отмечает Радоницу - первый после Пасхи день особого поминовения усопших. В 2017 году Радоница приходится на 25 апреля.

Откуда взялось название «Радоница»

Название содержит слова «род» и «радость»: то есть, христианам, грустя об умерших близких, следует радоваться их рождению для вечной жизни. В праздник Радоницы верующие разделяют с усопшими близкими радость Светлой пасхи – Воскресения Христова.

Что следует делать на Радоницу

В некоторых российских регионах, а также на Украине этот день принято делать нерабочим, чтобы люди могли посетить могилы близких. Власти стараются обеспечить дополнительные автобусы и поезда для доставки людей на кладбища.

В этот день в храмах вновь начинают служить панихиды по усопшим, поэтому с утра многие идут в церковь, чтобы подать поминальные записки. Потом верующие идут на кладбища, где также молятся об усопших, зажигая свечи и иногда приглашая священников. Затем принято убрать и обустроить могилу, украсить ее живыми или искусственными цветами и немного помолчать, вспомнив близкого человека.

Чего не следует делать на кладбище

Церковь не одобряет народную традицию выпивать и закусывать на кладбище, это лучше делать дома во время поминальной трапезы. Особенно отрицательно священники относятся к неистребимому языческому обычаю оставлять на могиле усопшего рюмку с водкой, накрытую хлебом, яйца, конфеты и другие продукты.

Гораздо лучше в этот день накормить голодных, а для усопших «хлеб» – это молитва и память близких.

За-ча-ло 14 (140)

[Про-по-ведь апо-сто-лов и чу-де-са; но-вое го-не-ние]

[В те дни] ру-ка-ми апо-сто-лов со-вер-ша-лись в на-ро-де мно-гие зна-ме-ния и чу-де-са. Все они еди-но-душ-но пре-бы-ва-ли в [хра мо-вом] при-тво-ре (пор-ти-ке, га-ле-рее) Со-ло-мо-на. Из по-сто-рон-них же ни-кто не осме-ли-вал-ся при-мы-кать к ним, а на-род их про-слав-лял. Ве-ру-ю-щих в Гос-по-да ста-но-ви-лось всё боль-ше, мно-же-ство муж-чин и жен-щин; так что вы-но-си-ли боль-ных на ули-цы и по-ла-га-ли на ло-жах и кро-ва-тях, чтобы хоть тень про-хо-дя-ще-го Пет-ра осе-ни-ла ко-го-ни-будь из них.

Схо-ди-лось и мно-же-ство на-ро-да из го-ро-дов во-круг Иеру-са-ли-ма, неся боль-ных и одер-жи-мых нечи-сты-ми ду-ха-ми; и все они ис-це-ля-лись.

То-гда пер-во-свя-щен-ник и все его сто-рон-ни-ки из пар-тии сад-ду-ке-ев ис-пол-ни-лись рев-но-сти, на-ло-жи-ли ру-ки на апо-сто-лов и за-клю-чи-ли их в об-ще-ствен-ную тюрь-му. Но ан-гел Гос-по-день но-чью от-во-рил две-ри тюрь-мы и, вы-ве-дя их, ска-зал: «Иди-те, стань-те в Хра-ме и го-во-ри-те на-ро-ду все сло-ва этой жиз-ни!»

Еван-гель-ское чте-ние на Ли-тур-гии

«Гос-подь мой и Бог мой!» - вос-клик-нул Фо-ма. «Ты по-ве-рил по-то-му, что Ме-ня уви-дел? - го-во-рит ему Иисус. - Бла-жен-ны не уви-дев-шие и по-ве-рив-шие!»

Мно-го и дру-гих зна-ме-ний со-тво-рил Иисус пе-ред Сво-и-ми уче-ни-ка-ми, о ко-то-рых не на-пи-са-но в этой кни-ге. А об этом же на-пи-са-но для то-го, чтобы вы уве-ро-ва-ли, что Иисус - это Хри-стос (Мес-сия), Сын Бо-жий, и, ве-руя, име-ли жизнь во имя Его.

«Бла-жен-ны не ви-дев-шие…»

Лу-ка Си-ньо-рел-ли (1445-1523).
Неве-рие Фо-мы

Вче-ра за-вер-ши-лась Свет-лая сед-ми-ца, за-кры-лись вра-та ико-но-ста-са и нам раз-да-ва-ли арт-ос. Но празд-но-ва-ние Вос-кре-се-ния Хри-сто-ва не за-кон-чи-лось: че-ство-ва-ние это-го ве-ли-чай-ше-го в ми-ро-вой ис-то-рии со-бы-тия про-дол-жа-ет-ся, хо-тя и с мень-шей тор-же-ствен-но-стью, еще 32 дня, т. е. до празд-ни-ка Воз-не-се-ния Гос-под-ня. Каж-дая неде-ля от Пас-хи до Пя-ти-де-сят-ни-цы (Дня Свя-той Тро-и-цы) по-свя-ще-на вос-по-ми-на-нию опре-де-лен-но-го со-бы-тия еван-гель-ской и древ-не-хри-сти-ан-ской ис-то-рии, - со-бы-тия, ко-то-рое и со-об-ща-ет этой неде-ле осо-бое на-име-но-ва-ние в цер-ков-ном ка-лен-да-ре. Раз-мыш-ляя над их со-дер-жа-ни-ем, мы глуб-же осо-зна-ем весь про-ти-во-ре-чи-вый и тра-ги-че-ский смысл тех да-ле-ких лет, дней и ча-сов, - вер-ность и со-мне-ние, лю-бовь и нена-висть, умуд-рен-ность и про-сто-ду-шие. Эти те-мы веч-ны, как ве-чен тра-гизм че-ло-ве-че-ско-го бы-тия, пре-одоле-ва-е-мый, - по сло-ву апо-сто-ла Пав-ла, - «толь-ко ве-рой».

Две бли-жай-шие от Пас-хи неде-ли по-свя-ще-ны вос-по-ми-на-нию со-бы-тий, непо-сред-ствен-но с ней свя-зан-ных; те-мы же трех по-сле-ду-ю-щих воз-вра-ща-ют нас к трём важ-ным эпи-зо-дам еван-гель-ской ис-то-рии, от-но-ся-щим-ся еще ко вре-ме-ни об-ще-ствен-но-го слу-же-ния Иису-са Хри-ста. В этих спа-си-тель-ных де-я-ни-ях - под-го-то-ви-тель-ных сту-пе-нях к бу-ду-ще-му Вос-кре-се-нию! - Он яв-ствен-но от-крыл Своё Бо-же-ствен-ное до-сто-ин-ство и си-лу, но лишь со-ше-ствие Свя-то-го Ду-ха в День Пя-ти-де-сят-ни-цы поз-во-ли-ло Его «невер-ным» уче-ни-кам уяс-нить их ис-тин-ный смысл. Этим и опре-де-ля-ет-ся их ме-сто в ка-лен-да-ре - меж-ду Пас-хой и Тро-и-цей.

Се-го-дняш-няя, вто-рая, «неде-ля» (вос-кре-се-нье) по Па-схе име-ну-ет-ся Неде-лей Фо-ми-ной (пер-вой «неде-лей» счи-та-ет-ся сам День Пас-халь-но-го Вос-кре-се-ния). На Ли-тур-гии чи-та-ет-ся Еван-ге-лие от Иоан-на (20 гла-ва). Первую часть это-го чте-ния мы уже слы-ша-ли во вре-мя Пас-халь-ной ве-чер-ни , и в нём про-зву-ча-ли сло-ва недо-ве-рия и со-мне-ния. Се-го-дня они ещё раз по-вто-ря-ют-ся, за-тем сле-ду-ет на них «от-вет» и уко-риз-нен-ные сло-ва Иису-са Хри-ста апо-сто-лу Фо-ме: «Ты по-ве-рил по-то-му, что Ме-ня уви-дел? Бла-жен-ны (счаст-ли-вы) не ви-дев-шие и по-ве-рив-шие!»

Ра-зу-ме-ет-ся, эти сло-ва об-ра-ще-ны не толь-ко к апо-сто-лу, но и ко всем нам. Они на-по-ми-на-ют, что на-сто-я-щая ве-ра об-ла-да-ет ду-хов-ным зре-ни-ем, про-ни-ка-ю-щим через за-ве-су ви-ди-мо-го и ося-за-е-мо-го. Ка-жет-ся неве-ро-ят-ным, чтобы Фо-ма и его то-ва-ри-щи мог-ли про-яв-лять та-кую невер-ность Сво-е-му Учи-те-лю: ведь Он не толь-ко опре-де-лен-но го-во-рил им (и не раз!) о том, что долж-но про-изой-ти, но да-же при-звал к Се-бе в «сви-де-те-ли» двух са-мых ав-то-ри-тет-ных пра-вед-ни-ков - Мо-и-сея и Илию - во вре-мя зна-ме-на-тель-но-го пре-об-ра-же-ния на го-ре Фа-вор. (Не бу-дем за-бы-вать, что это со-бы-тие, в ко-то-ром Сын Бо-жий явил Се-бя Вла-ды-кой жиз-ни и смер-ти, за-ра-нее уве-ряя апо-сто-лов в том, что близ-кие стра-да-ния - не по-ра-же-ние и по-зор, но по-бе-да и сла-ва, увен-чан-ная Вос-кре-се-ни-ем, - про-изо-шло вес-ной, неза-дол-го до стра-да-ний, а со-всем не в ав-гу-сте!) Но это так: апо-сто-лы в стра-хе бе-жа-ли из Геф-си-ман-ско-го са-да, Петр ма-ло-душ-но от-рек-ся от Учи-те-ля, а разо-ча-ро-ван-ные Лу-ка и Клео-па ухо-ди-ли из Иеру-са-ли-ма, хо-тя уже слы-ша-ли (!) об опу-стев-шем гро-бе ()… Они бы-ли обык-но-вен-ны-ми людь-ми, вос-пи-тан-ны-ми в тра-ди-ции, счи-тав-шей Мес-сию преж-де все-го зем-ным ца-рем-во-и-те-лем, и под-лин-ный смысл Его при-ше-ствия дал-ся им не сра-зу.

С Фо-ми-ным вос-кре-се-ньем свя-за-на ещё од-на тра-ди-ция. В Древ-ней Церк-ви бы-ло при-ня-то, чтобы лю-ди , кре-стив-ши-е-ся в Ве-ли-кую Суб-бо-ту, в Фо-ми-но вос-кре-се-нье сни-ма-ли с се-бя все-на-род-но ту бе-лую одеж-ду (сим-вол ду-хов-но-го рож-де-ния и чи-сто-ты), ко-то-рую они но-си-ли всю Свет-лую сед-ми-цу, и от-да-ва-ли на хра-не-ние в цер-ков-ную риз-ни-цу. По-это-му и сам этот день на-зы-вал-ся на За-па-де «Вос-кре-се-ньем в бе-лых (одеж-дах)», Dominica in albis; а на Во-сто-ке «Но-вым Вос-кре-се-ньем», - в знак то-го, что празд-ник но-во-кре-щён-ных за-вер-ша-ет-ся, и на-чи-на-ет-ся их но-вая и мно-го-труд-ная жизнь в хри-сти-ан-ском зва-нии.

Во втор-ник Фо-ми-ной сед-ми-цы (де-вя-тый день по Па-схе) со-вер-ша-ет-ся пас-халь-ное по-ми-но-ве-ние усоп-ших, ко-то-рым Пра-во-слав-ная Цер-ковь воз-гла-ша-ет ра-дост-ную весть о Вос-кре-се-нии Гос-по-да, по-бе-див-ше-го смерть и тле-ние. Ис-тин-ный Бог - «Бог не мёрт-вых, а жи-вых. Для Него все жи-вы», - на-по-ми-на-ет Хри-стос не толь-ко Сво-им совре-мен-ни-кам, но и всем нам (). По-то-му и день этот име-ну-ет-ся в цер-ков-ном ка-лен-да-ре .

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

При-ме-ча-ния

Рус-ский Си-но-даль-ный пе-ре-вод это-го ме-ста неуда-чен: «И не будь неве-ру-ю-щим, но ве-ру-ю-щим», а цер-ков-но-сла-вян-ский го-раз-до точ-нее: «И не бу ди неве-рен, но ве-рен» (). Биб-лей-ско-му по-ня-тию «ве-ра» со-от-вет-ству-ют в первую оче-редь на-ши по-ня-тия «твер-дость», «до-ве-рие», «вер-ность». Это не от-вле-чен-ная «фило-соф-ская» ве-ра в Бо-га (при-зна-ние Его су-ще-ство-ва-ния) , а вер-ность Бо-гу . Ве-рить и быть в со-ю-зе мож-но толь-ко с лич-ным, Жи-вым Бо-гом, но не с аб-страк-ци-ей «Аб-со-лю-та» или «Кос-ми-че-ско-го ра-зу-ма». Ис-тин-ный Бог - это «Бог Ав-ра-ама, Иса-а-ка и Иа-ко-ва, а не Бог фило-со-фов и учё-ных» (Блез Пас-каль). См.: Сло-варь биб-лей-ско-го бо-го-сло-вия / Под ред. Кса-вье Леон-Дю-фу-ра и др. Брюс-сель, 1974, кол. 115-128 (ста-тьи «Ве-ра» и «Вер-ность»).От-ри-цать су-ще-ство-ва-ние Бо-га (или бо-гов) древ-ний че-ло-век мог лишь в од-ном слу-чае (см.: ), а так-же (но та-кая ве-ра не спа-са-ет!).

Гре-че-ское на-зва-ние это-го вос-кре-се-нья в цер-ков-ном ка-лен-да-ре - Ан-ти-пас-ха - бук-валь-но озна-ча-ет «вме-сто Пас-хи»), «по-то-му что этот день - пер-вый из вос-крес-ных дней все-го го-да, в ко-то-рый со-бы-тие Вос-кре-се-ния по-вто-ря-ет-ся » (Ни-коль-ский К., прот. По-со-бие к изу-че-нию Уста-ва бо-го-слу-же-ния Пра-во-слав-ной Церк-ви. М., 1995. С. 639-640). Дей-стви-тель-но, мы по-чти-тель-но на-зы-ва-ем каж-дый вос-крес-ный день «ма-лой Пас-хой». При-хо-дит-ся стал-ки-вать-ся с невер-ным по-ни-ма-ни-ем тер-ми-на Ан-ти-пас-ха да-же в свя-щен-ни-че-ской сре-де (греч. анти име-ет несколь-ко зна-че-ний, глав-ное - "вме-сто", "за").

По-дроб-нее см.: Ру-бан Ю. / На-уч. ред. проф. ар-хим. Иан-ну-а-рий (Ив-ли-ев). Изд. 3-е, испр. и доп. СПб., 2014.

В древ-но-сти кре-сти-ли пре-иму-ще-ствен-но взрос-лых и под-рос-ших де-тей, спо-соб-ных со-зна-тель-но участ-во-вать в та-ин-стве кре-ще-ния. Так бы-ло сна-ча-ла и в Древ-ней Ру-си.



Антипасха в 2019 году, какого числа она будет, даже подсчитывать не нужно. Это день Красная горка или начало Фоминой недели, второй недели после наступления большого праздника Пасха. То есть, в текущем году, когда православная Пасха наступила 28 апреля, Антипасха или Красная горка будет отмечаться уже 5 мая.

Интересоваться вопросом, когда же будет Красная горка и что нельзя делать, люди часто начинают еще в период Великого поста. Это важный праздничный день и в народе верят, что брак в этот день принесет молодым счастье, и он никогда не приводит к разводу. Например, члены царской семьи венчались только в Антипасху. На этой же неделе, во вторник, проходит

Важно! Название этого дня «антипасха» многих вводит в заблуждение. Люди думают, что это какое-то противопоставление Пасхе. На самом деле, тут нет никакого противопоставления, а, наоборот, идет повторение праздника. Уже с 380 году в апостольских постановлениях можно было прочитать описание этого дня.

  • О Фоминой неделе
  • Что нужно делать в Антипасху
  • Что нельзя делать

О Фоминой неделе

В воскресенье, которое идет сразу после Пасхи, христиане отмечают Антипасху или Красную горку или, следуя церковному календарю, просто начало второй праздничной недели. У этой недели имеется свое название «Фомина». Найти информацию о том, как появилось разделение воскресений и почему, можно найти в разных священных писаниях. Самым распространенным является библейское сказание о том, как Фома не поверил, что Иисус Христос уже явился, воскреснув, 11 своим ученикам в пасхальный вечер.




Фома сказал что-то типа того, что он не может поверить в это, пока своими глазами не увидит раны от гвоздей на запястья Христа и пока сам не прикоснется к ребрам. Именно так Фома сказал апостолам, которые уверяли его в том, что Христос Воскрес. И тут Фома увидел Иисуса, который явился ему. Причем, он понял, что Иисус не просто воскрес, он смог понять, это есть и Отец, и Сын, и Святой дух.

Народные особенности празднования

Антипасха в 2019 году, какого числа будет, рассмотрели. В этом году она выпадает на воскресенье 5 мая, потому что, это второе праздничное воскресенья после самой Пасхи, которую православная церковь в текущем году отметила уже 28 апреля. Какие народные традиции и обычаи связаны с этим днем. Напомним, что более популярное в народе название – это Красная горка.




Можно смело говорить о том, что истоки этого праздника имеют языческие корни. Тогда люди поклонялись Богу солнца и отмечали праздник Красная горка как встречу весны и звали лето. Легенда говорит о том, что в этот период на вершинах возвышенностей еще лежал снег, но солнышко его окончательно растопило, и люди могли со спокойной душой встречать весну. Все выходили на улицу, играли в прятки, водили хороводы, пели и веселились у костра.

Затем уже традиции стали постепенно развиваться и перешли вместе с народом в христианское понимание праздника. Некоторые обрядовые блюда на этот день, допустим, яичница круглой формы, выпечка, сохранились. С тех пор в деревнях в Красную горку было принято встречаться вместе на пригорках и веселиться, особенно, молодежи. В современное время традиция эта не столь популярна, но ее всячески стараются воссоздавать и возрождать. В честь праздника можно приготовить .

Что нужно делать в Антипасху

Стоит обязательно выйти на улицу в этот день и повеселиться. Считалось, что если парень не выйдет на веселье, то его ждет некрасивая жена. Если же девушка откажется участвовать в забавах, то она никогда не выйдет замуж.
В этот день женихи обливали невест водой, а потом шли свататься. Потому что, облитая девушка считалась опозоренной.
Чтобы сохранить молодость и красоту, девушки в этот день умывались дождем.

Что нельзя делать

Нельзя грустить и скучать. Стоит пойти где-то погулять и провести время с друзьями. Не стоит также в этот день быть только вдвоем со второй половинкой. Это день веселья и забав.
Какого числа Красная горка рассчитать достаточно просто. Всего лишь нужно заглянуть в календарь и увидеть, на какое число приходится второе воскресенье после Пасхи. В этом году, если рассматривать православный календарь, это будет 8 мая. Обратите внимание, что Антипасха, Красная горка или Фомина неделя – все это разные названия одного и того же периода.

Фомина неделя, названная так по имени ученика Спасителя, который не поверил в его воскрешение и потому остался в памяти веков как Фома неверующий, также именуется Антипасхой. Но при этом следует понимать, что речь идет не об отрицании Пасхи как таковой, а о продолжении ее празднования.

Обусловлен подобный казус тем, что в переводе с греческого языка «анти» — это не отрицание, а дополнение. Отсюда получается, что Антипасха является продолжением ее празднования, которое в народе также именовали отданьем.

Самое интересное, что Фома в своем неверии остался гораздо более знаменит, нежели чем в том, что спустя неделю от момента воскрешения Христос сам явился к нему и продемонстрировал раны. Фома же до этого момента говорил, что утрата его невосполнима и не поверит он в воскрешение до тех пор, пока сам не увидит и не коснется. Впоследствии Фома был казнен за веру, а так как его принятие ее произошло именно на восьмой день Пасхи, то и назвали начинавшуюся следом неделю.

Каждый день после Пасхи имел свой отсчет, так как именно от ее даты вычисляли будущую Троицу.

Фомина неделя и Светлая седмица

Много путаницы вызывает сама хронология христианских праздников. Фомина неделя и Светлая седмица — это не одно и тоже. Светлая седмица начинается сразу после Пасхи, в 2018 году она выпадает на 15 апреля. У каждого дня Светлой седмицы свое значение, но объединяет их все одно: радость от воскрешения Спасителя, сопровождаемая гуляниями и посещениями храмов.

Заканчивает Пасху Красная горка, воскресенье, с которого начинается Фомина неделя. Этим днем заканчивается запрет на работу, в храмах прекращается колокольный звон, разрешаются венчания. Не зря с неделей Красной горки всегда ассоциируется пора свадеб, так как во время поста в церкви браки не регистрируются, равно как и во время празднования Пасхи. Считается, что подобная конкуренция в период светлой радости торжеству веры неуместна.

Обряды и традиции

В первую очередь Фомина неделя ассоциировалась со сватовством и свадьбами. Их как нельзя удобнее было проводить в ходе пасхальных гуляний. На Красную горку устраивались игрища и хороводы, а само название было вызвано отнюдь не цветом окрашенных яиц, которые катали с горок. «Красный» означало «красивый», а так как пригорки были украшены столами с угощениями, то и сам день отданья Пасхи стали звать Красной горкой.

Продолжал Фомину неделю понедельник. Его называли проводами, потому предполагалось накрытие стола для уже умерших. Также в этот день в старину было принято топить баню для покойников, равно как и накрывать столы. Сами члены семьи в такой бане не мылись, а за стол садились позже.

Вторник на Фомину неделю — это Радоница. В этот день было принято посещать могилы, носить угощения покойным, и по церковным традициям делать это надо именно на Фомину неделю, а не на Пасху. Хотя к церковным каноном подобное врядли имеет отношение, так как Фомина неделя для религиозного человека — это повод отстоять службу и помянуть умерших в церкви. Посещение могил имеет меньшее значение, ну а уж так называемое угощение вообще в большей степени ориентировано на людей бедных, а никак не на покойников, праху которых яйца или конфеты в принципе ни к чему. Более того, сама традиция посещения могил с угощением пошла именно с тех времен, когда кладбище было неотъемлемо связано с храмом. Люди шли в церковь, освящали продукты, у на обратном пути заходили на могилы к родственникам.

Среда. В этот день Фомина неделя известна проходящими панихидами в церкви. Радоница продолжалась, так как в разных регионах она могла приходиться и на понедельник, и на вторник. Равно как и не возбранялось посещение могил в среду.

Четверг в чем-то повторял понедельник, и в очередной раз пересекался с язычеством. Теперь угощение ставили на стол на всю ночь и оставляли приоткрытым окно или дверь. Якобы это все организовывалось для своих покойников, а от чужих оберегались, сжигая свечи, принесенные из церкви на Страстную неделю.

Несколько отличалась от предыдущих дней Фомина неделя по празднованию пятницы. В этот день на поле жгли чучело, создаваемое из сухих веток, тем самым привлекая богатый урожай.

Фомина суббота проводилась не менее оригинально. На нее проклинали смерть. Женщины ругались на нее в домах, а мужчины бегали за ней с ножами вокруг кладбища. И все это завершалось чтением молитв.

Ритуалы приведены согласно народным традициям, ухитрившимся сочетать в себе и православие, и язычество, так как с точки зрения церковных канонов Фомина неделя — это продолжение радости за то, что Спаситель подарил всем веру в воскрешение, но никак не в то, что духи покойников могут ходить по деревне и угощаться крашенными яйцами.

Неделя, следующая за пасхальной, получила название «Фомина » (по имени апостола Фомы, уверовавшего в Воскресение Христово после того, как он ощупал раны Спасителя). В народном календаре славян она именуется Проводной (Радоницкой / Радуницкой неделей). По традиции именно в это время поминают умерших. « На этой неделе люд крещёный с покойничками христосуется ». Проводятся «радостные весенние поминки». Дни Фоминой недели считаются свадебными, происходят смотрины будущих невест.
Воскресенье на Фоминой неделе зовётся Красной горкой (Фомино воскресенье , Антипасха , Радушное воскресенье ). В этот день старались освободиться от всех грустных раздумий и переживаний. На возвышенных местах устраивали массовые гулянья, весёлые игры и водили хороводы. Накануне по деревням ходили окликальщики, которые исполняли под окнами молодожёнов величальную песню и приглашали всех жителей на гулянья.

Люди идут на кладбище к могилам своих близких и символически христосуются с ними. Принося поминальные кушанья (конфеты, сладости, выпечку, блины, поминальную кутью, крашеные яйца, пиво, вино и т.д.). Отведав кутью, пьют водку или вино, не чокаясь. Вспоминают тёплыми словами умершего. Считается, что усопшие разделяют трапезу с живыми. Остатки угощений крошатся, а поминальную стопку водки выливают на могилу. Часть поминальных кушаний и детишкам «за упокой души ».

Молодые спрашивали благословения на любовь и замужество. На погосте жгли поминальные костры. В этот день было принято петь песни и водить хороводы. Печаль нередко переходила в веселье. Недаром известна поговорка: на Радоницу утром пашут, днём плачут, а вечером скачут. А всё потому, что после Пасхи начинались весенние полевые работы, на Радоницу люди посещали кладбища, а к вечеру устраивались веселья