Что означали узоры в древности. Славянские орнаменты и их значение. Рисуем в народном стиле

Древнерусский орнамент - это одно из наиболее интересных явлений в мировой художественной культуре. На протяжении всего времени он видоизменялся и дополнялся. Несмотря на это, русский орнамент любого века считается одним из самых интересных. В нашей статье вы можете найти более подробную информацию не только о древнерусских клипартах, но и об орнаментах других народов.

Общая информация об орнаментах

Орнамент - это набор узоров и символов на том или ином предмете. При его нанесении, художники безусловно согласуют назначение предмета и сам рисунок, чтобы добиться положительного впечатления от зрителя. Вид древнерусского орнамента или любого другого узора может быть геометрическим, растительным, зооморфным и антропоморфным.

В древние времена люди считали, что определенные узоры и рисунки в орнаменте могут привлечь в их дом достаток, крепкое здоровье, помогут улучшить личную жизнь и принесут взаимопонимание в семью. Многие и сегодня верят в это. Также считается, что орнамент может показать душевное состояние художника на момент создания узора. Удивительно, но древнерусский орнамент наносился не только на бытовые предметы и одежду, но и на тело. Такой рисунок являлся оберегом. Орнамент перестали наносить на тело, после принятия христианства на Руси.

Считается, что история орнамента начинается с эпохи палеолита. позволяют нам выяснить, В наше время также есть люди, которые верят в магические свойства рисунков.

Древнерусские магические рисунки

Древнерусский орнамент считается одним из лучших. Это не случайно, ведь он поражает современников своей красотой, уникальностью и некой магической силой, которую вложили в него наши предки. Стоит отметить, что древнерусские узоры были заимствованы у Византии и Кавказа. Со временем они видоизменились и уникализировались. Сегодня, древнерусский орнамент - это неповторимые узоры, которые вошли в достояние мирового искусства. Наиболее часто он использовался как оберег от злых духов, порчи и сглаза. Магические рисунки наносили на посуду, книги, бытовые предметы, одежду и стены дома. Стоит отметить, что значение некоторых символов в орнаменте до сих пор неизвестно.

Общая информация

Византийские, грузинские и древнерусские орнаменты считаются наиболее утонченными и интересными. Они являются важной составляющей в развитии мирового искусства. Византийские орнаменты включают в себя эллинистические и восточные традиции. Они состоят из самых разнообразных мотивов. Характерным для византийского орнамента является большое количество узоров причудливой формы. Они имеют яркий и насыщенный окрас, который сохранился до наших дней.

Благодаря арабскому и персидскому искусству в византийских орнаментах появились мифологические герои, такие как грифоны, драконы и другие. Стоит также отметить, что нередко в рисунках использовались не только фантастические, но и реальные животные и птицы. Как правило, в орнаментах они расположены внутри круга или любой другой геометрической фигуры.

Растительные мотивы в византийском орнаменте использовались редко и не отличались сложностью. Некоторые элементы не несли определенного подсмысла. Удивительно, но в краску для росписи византийцы добавляли медь, золото, ртуть. Благодаря этому они могли получить самые разнообразные и насыщенные оттенки, которые сохраняются на протяжении многих лет.

Грузинские орнаменты. Популярность в наши дни

Грузинские орнаменты мало чем отличаются от византийских или древнерусских. Как правило, в них преобладают геометрические мотивы. Все узоры и рисунки имеют необычайно насыщенный цвет. Наиболее часто грузинские орнаменты состоят из крестов и изогнутых линий.

Сегодня в Грузии снова становятся необычайно популярными национальные костюмы с орнаментами. Их нередко создают дизайнеры. В наши дни особую популярность имеет девушка с Грузии, которая создает невероятные по красоте национальные головные уборы - кабалахи. Если раньше их носили только мужчины, то сейчас они часто используются и среди женского населения.

Вышитый орнамент

Наверняка каждый из нас видел древнерусский орнамент. Значение купола, который встречается на одежде прошлых веков, символизирует долгую или бесконечную жизнь. Под ним также могут быть расположены русалки. Согласно поверьям, такой вышитый рисунок благоприятно влияет на будущий урожай.

Считается, что почти во всех вышитых орнаментах преобладает тема плодородия земли. Например, ромб является символом женского начала. Он считается своеобразным оберегом плодородия и чадородия. Ромб с крючками, вышитый на краях детской пеленки, символизирует зарождение жизни. Важно знать, что только в комплексе всех символов, расположенных на предмете, можно выяснить значение того или иного знака.

Самый распространенный древнерусский вышитый орнамент - Орепей. Это гребенчатый ромб, который является символом засеянной земли. В зависимости от расположения на одежде может иметь и другие значения. Например, если такой знак вышит на подоле, то он символизирует вход в потусторонний мир.

Спираль в древнерусских орнаментах

Почти каждого поражает своей красотой и загадочностью древнерусский орнамент. Фото, которые расположены в нашей статье, позволят оценить его уникальность самостоятельно.

Нередко в древнерусских орнаментах можно встретить спираль. Этот знак является не только распространенным, но и достаточно древним. Он символизирует развитие мира и его эволюцию. Это не случайно, ведь в нашей жизни достаточно часто встречаются спиральные формы. К ним можно отнести водоворот, смерч, ДНК и многое другое. Стоит отметить, что данный знак используется с эпохи палеолита. Наиболее часто, такой древнерусский орнамент наносили на украшения.

Спиральные знаки нередко использовали и в вышивке. В Новгороде женщины таким образом украшали свои головные уборы.

Крест

Крест - это один из наиболее Он символизирует две противоположности - женское и мужское начало. Именно этот знак встречается почти во всех культурах. В зависимости от изображения, символ может толковаться абсолютно по-разному.

Крест в круге - это символ жизни. Он также демонстрирует движение солнца по небесному пространству. Его начали изображать во времена верхнего палеолита. Особую популярность он получил в эпоху неолита и бронзового века.

Стоит отметить, что крест появился задолго до христианства. Он имитировал орудие для добычи огня. Со временем он стал символом небесного светила - солнца. Он также рассматривается, как знак бессмертия. У язычников крест был своеобразным оберегом, который защищал его владельца со всех четырех сторон. Его наносили на украшения, одежду и рисовали над входом в дом.

Свастика

Свастика использовалась абсолютно во всех уголках нашей земли. Ее рисовали на оружии, бытовых предметах и одежде. В древнерусских орнаментах свастика встречается необычайно часто. Она включает в себя почти все мотивы. Она символизирует движение жизни, счастье, достаток, благополучие и удачу. Помимо этого, она рассматривается как знак всей галактики.

Стоит отметить, что свастика делится на два подвида - левостороннюю и правостороннюю. В разных странах это играет немаловажную роль при трактовании ее значения. Например, в Китае вращение по часовой стрелке символизирует мужскую энергию, а против нее - женскую. В древнерусском орнаменте свастика использовалась как оберег. Ее вышивали на одежде и рисовали на стенах дома.

К сожалению, с прошлого века и до сегодня свастика наиболее часто ассоциируется с Адольфом Гитлером и идеологией нацизма. Стоит отметить, что из-за этого в некоторых странах этот знак является запрещенным.

Меандр

Древнерусские орнаменты и узоры нередко могут включать в себя меандр. Такой символ известен с эпохи неолита. Как правило, его используют как окантовку на предмете или ткани. Его достаточно просто отличить от других символов и узоров. Меандр состоит из прямых углов, которые создают непрерывную линию. Стоит отметить, что нередко в него включена и свастика.

Меандр вышивали на подоле одежды и использовали его в мозаиках и фресках. Он является важным символом в развитии В Древней Греции он символизировал бесконечность. Наиболее часто такой символ встречается в Индии. Такой узор нередко был включен в древнерусский орнамент вектор.

Грифоны в византийском орнаменте

В Византии на предметах нередко изображали грифонов. Это мифологическое существо, которое имеет крылья, туловище льва и голову орла. В Византийской культуре они появились вследствие влияния восточной культуры. Как правило, его изображали на блюдцах, серебряных чашках, фресках, мозаиках и шелковых тканях. Он символизирует покровительство человеку и является своеобразным оберегом. Стоит отметить, что в христианской иконописи запада грифон - это воплощение сатаны.

Население Византии считало, что грифон - это неусыпный страж. Именно по этой причине его часто изображали на доспехах, на стенах домов и кухонной утвари.

Подводим итоги

Орнаменты присутствовали в культуре всех народов. Наши предки считали, что такие рисунки имели магические свойства. По их мнению, различные узоры могли принести в дом достаток, взаимопонимание или плодородие земли. Некоторые так считают и сегодня. Абсолютно каждого завораживают своей красотой грузинские, византийские, а также древнерусские орнаменты и узоры. Значения символов, которые расположены в нашей статье, позволят вам выяснить, какие рисунки наши предки считали магическими.

Разнообразие и значение традиционного русского орнамента


Традиционный русский орнамент хранит в себе душу народа


Современное искусство кардинально отличается от вековых традиций древнего славянского народа. Сегодня в рисунках на стенах, одежде или предметах обихода изображения редко несут какую-либо смысловую нагрузку: круги — это просто круги, звезды — это просто звезды, а цветочные узоры — это обыкновенный декор. В древние времена узоры имели глубокое сакральное значение. Для тех, кто почитает традиции предков и многовековую культуру славянских народов, орнамент представляет собой богатое наследие неисчерпаемой народной мудрости.

Содержание [ Скрыть ]

  • 1 Что такое орнамент
  • 2 Особенности русского орнамента
  • 3 Древняя символика
  • 4 Золотая хохлома


Что такое орнамент
Как утверждают ученые, народный орнамент — это особая знаковая система, каждый элемент которой имеет свое значение. Традиционный русский орнамент — это язык тысячелетий, который использовался нашими предками задолго до возникновения письменности. Не случайно узоры появлялись на предметах одежды, текстильных изделиях, предметах обихода и даже в виде филигранной резьбы в архитектуре.


Русский орнамент чрезвычайно разнообразен и наполнен глубоким смыслом




В старину, украшение каждого элемента дома имело свой посыл


В русском орнаменте невероятной красоты детали использовались не только для красоты, но неизменно несли глубокую смысловую нагрузку.


Каждый элемент композиции наши предки наделяли особой силой


Обладая знаниями тайнописи, понимая концепцию композиции и цветовых сочетаний, понимая смысл того или иного элемента узоров, можно и сегодня «прочитать» немало интереснейших фактов о древнем русском мире наших предков. Источником для нанесения узоров всегда была природа. Именно тесная связь славян с природой в свое время дала жизнь такому яркому явлению, как декоративно-прикладное искусство.


Чаще всего встречается геометрический и растительный орнамент


Первое, что люди стали изображать на одеянии, рисовать на стенах своих жилищ и кухонной утвари, были именно дары природы. Постепенно простое проявление талантов народных умельцев переросло в настоящее искусство, которое является наибольшей культурной ценностью в современном мире.


На посуде и других предметах быта изображались сцены из природы и повседневной жизни народа


Наши предки верили, что орнамент служит не только для украшения повседневности, но также для защиты от всяческого зла. Через искусство нанесения знаков они стремились к истине. Сегодня многие тайны узоров канули в Лету, но большинство их раскрыты и знаниями может овладеть каждый, кто желает прикоснуться к истории.

Особенности русского орнамента
Всем известный факт, что каждый народ имеет свою собственную культуру, гордится ею и бережно передает ее традиции из поколения в поколение. Орнамент — это величайшая ценность, ведь в нем сохраняется тайный посыл предков своим последователям.


Наши предки верили, что орнамент наделяет обычные вещи силами оберегов


Как и любой другой, орнамент в русском стиле имеет свои правила и особенности:


Узорчатые мотивы в русском народном стиле — это всегда красиво, ярко и самобытно. Кроме выразительной эстетики, орнамент может не только украсить, но и защитить или исполнить заветные желания.


К примеру, нанесенные на одежду орнаменты и символы должны были уберечь ее обладателя от невзгод


Древняя символика
Одни из наиболее древних узоров относятся к тем временам, когда только зарождалась славянская цивилизация. По преданию наших предков, познавая тайны того или иного символа, мы дарим ему вечную жизнь! Этнокультурное происхождение каждого знака в орнаменте имеет свой магический и тайный смысл:

  • Крест Сварога, или звезда Алатырь — графическое изображение семи лепестков, символизирующее Вселенную, ее цикличное разворачивание и сворачивание.
    Изображение звезды Алатырь

  • Линии. Они использовались для изображения Воды. Если изображался дождь — линии наносились вертикально, если реки — горизонтально. К слову, геометрические символы использовались в русском орнаменте для передачи природных явлений. Вода, земля, солнце — это залог богатого урожая.
  • Знак Перуна. Изображение представляет собой шестиконечный крест, заключенный в круг. Сакральное значение такого символа — мощный оберег жилища от гнева древнего бога Перуна.
    Символ Перуна

  • Символ солнца. На протяжении многих веков знак видоизменялся и сегодня известно множество его изображений. К солярным (солнечным) знакам можно отнести привычное всем колесо, и даже любимый всеми сказочный персонаж Колобок тоже в каком-то смысле солярный знак.
    Солнце у славян изображалось по-разному

  • Орепей — ромбовидный знак, приносящий счастье, душевное равновесие и спокойствие.
    Вышитый символ Орепей



    Использовали его в оберегах, поясах и других аксессуарах

  • Треугольник. В зависимости от изображения, треугольник может иметь разное значение. Если вершина его стремится вверх, он символизирует жизнь, огонь и даже мужское начало. Если острый верх фигуры «смотрит» вниз — это женский символ, который олицетворяет материнскую любовь и защиту.
  • Берегиня. Символичный женский образ имеет глубокое значение и олицетворяет Природу-мать, которая дала жизнь всему живому на земле.
    Берегиня обычно изображается с парой птиц в руках



    Берегиней также называлась особа кукла-оберег

  • Дерево. Для славян орнамент с изображением дерева имеет особо ценное значение. Именно дерево, по мнению предков, могло накормить и обогреть в холодную зиму. Кроме этого, дерево — это символ рода, корни истории и памяти своих предков.
    В славянской мифологии символ дерева очень глубокий и сложный



    Наши предки изображали его следующим образом

  • Ладинец — исключительно женский символ. Согласно древним поверьям, изображение такого знака на одежде незамужней девушки помогало найти истинную любовь, обрести счастье с любимым, родить ребенка. Зрелой женщине он придавал сил для поддержания лада и гармонии в доме.
    Женский символ Ладинец



    Ладинец наносился на женские обереги

  • Свадебник. Славянский обережный символ олицетворял слияние двух родов, рождение новой семьи и изображался традиционно на одежде жениха и невесты.
    Славянский символ свадебник



    В наши дни свадебник часто наносят на обручальные кольца

Древний русский орнамент всегда иллюстрировал тесную взаимосвязь между Человеком, Природой и Богами. В хитросплетениях графических символов изображалось представление предков о мире, вере и истинах. Орнамент может состоять из самых разных знаков и символов, главное правило при составлении русского орнамента — единый смысл и гармоничность узоров.

Золотая хохлома
Русская народная культура является одной из наиболее ярких и богатейших на события. Русь всегда славилась умельцами, мастерами и художниками. Именно поэтому, в первую очередь, это отражается в декоративно-прикладном народном искусстве. Яркой иллюстрацией художественного промысла на Руси является множество различных приемов и техник. Наиболее известной и не менее популярной в современном искусстве по праву считаются хохлома.


Хохлома — это не только самое известное, но и одно из красивейших проявлений русского народного творчества


Такая техника отличается не только яркими красками и самобытным колоритом, но также глубокой народной философией, ведь в хохломском орнаменте каждый элемент имеет свое значение. История такого художественного промысла уходит корнями в средние века. Легенда гласит, что в древние времена на Руси, на берегу реки, жил умелец, который изготавливал из дерева посуду, раскрашивая ее так, что казалось, будто она сделана из чистого золота. Весть дошла до царя, он велел отыскать умельца и доставить во дворец. Художник волшебным образом узнал об этом загодя и исчез, но успел научить жителей своей деревни секретам своего мастерства. Именно поэтому хохломские узоры — это поистине народное искусство.


Расписанная под хохлому посуда является одним из символов русского народа


Хохлома в русской стилистике - это, как правило, растительные мотивы. Основные цвета, которые используются в росписи, — золотой, красный, черный и иногда зеленый.

Вышивальщицы образно в организованных по определенным правилам знаках и символах отображали древнюю мифологию и законы мироздания. Мы же, нисколько не отрицая эти утверждения, считаем, что русский геометрический орнамент имеет не только сюжетный, мифологический аспект, но и включает в себя фоноидеографическое письмо.

Многие ученые: историки, этнографы – указывали на то, что русский геометрический орнамент – это текст. Определим для себя это понятие. Само слово «текст» происходит от латинского textus – сплетение, структура, ткань, связь, связное изложение. Определение текста звучит следующим образом: «последовательность предложений, слов (в семиотике - знаков), построенная согласно правилам данного языка, данной знаковой системы и образующая сообщение». Другими словами, текст - это связная и полная последовательность знаков.

Еще в XIX веке русский музыкальный и художественный критик В.В. Стасов писал: «Имеют ли какое-нибудь значение изображения наших вышивок? Не просто ли это продукт фантазии и произвольная игра в линии? Никогда. Орнаменты всех вообще новых народов идут из глубокой древности, а у народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. Ряды орнаментистики – это связная речь, последовательная мелодия, имеющая свою основную причину и не назначенная для одних только глаз, а также и для ума и чувства». В начале XIX века вышивальщицы еще помнили смысловое значение узоров, был также и обряд их прочтения. Понятие «писать» в древности имело значение «украшать» и «изображать», а «строчить письмо» значило вышивать строкой. На санскрите, языке древнеарийской культуры, северорусское диалектное слово «прастава» (означающее орнаментальную полосу, украшающую одежду, полотенца, скатерти, свадебные простыни), значит «священный гимн, мудрая речь». О близости санскрита и русского языка на сегодняшний день написано немало научных трудов. Эта близость обусловлена лучшей сохранностью архаизмов в русском языке, а в особенности в диалектах Русского Севера.

Отдельные символы на вышивке имели в разных областях часто отличающиеся названия. В большинстве случаев наименование узора у вышивальщиц происходило от визуального сходства с чем-либо. Например, «гребень», «грабли», «ошейник», «кошачья лапа», «ползвезды», «зрачок», «узор крючками» (Прилузский р-н, респ. Коми); «лягушки», «гребенки», «круги», «утья лапа», «солнца», «лежачие лягушки» (Калужская обл.). Узоры, вышитые на одежде, вместе с мифологическими образами и охранной функцией несли в себе и социальную информацию. Так, в ряде районов Калужской области рисунок «лягушки», который является семейным оберегом, пожеланием приплода и благополучия, на подолах рубах молодых женщин располагался вертикально, а у женщин в возрасте – горизонтально. Девочка-подросток надевала рубаху с рисунком «петушки», а невеста – с «солнцами». В Ветковском районе Гомельской области к свадьбе ткали рушники с изображением ромбов, раскрещенных косым крестом и знаками семян внутри, что, как предполагают, символизировало вспаханное поле и сев-зачатие. Одни ромбы изображались с короткими отростками, что символизировало всходы, а на других отростки продлевались и загибались внутрь, означая зрелые колосья. Вся символика рушника была призвана обеспечить будущее «плодородие» семьи.

Про мифологические образы и социальное значение узоров в русском орнаменте было написано немало книг и статей, приводились варианты трактовок символов и целых сюжетов, анализировался сюжетно-символический язык орнамента. Считается, что символы, составляющие орнаментальные комплексы являются идеограммами, то есть знаками, отображающими некую идею, какой-то образ. Что орнамент является своего рода идеографическим письмом, посредством которого вышивальщицы образно в организованных по определенным правилам знаках и символах отображали древнюю мифологию и законы мироздания. Мы же, нисколько не отрицая эти утверждения, считаем, что русский геометрический орнамент имеет не только сюжетный, мифологический аспект, но и включает в себя фоноидеографическое письмо. В таком письме отдельный знак привязан не только к образу, но и к звучанию. Как правило, такие знаки составные. Например, китайские иероглифы фоноидеографической категории состоят из двух частей. Одна часть называется «фонетик» и отвечает за звуковое воспроизведение, а другая – «детерминатив» определяет область, к которой относится конкретное значение данного иероглифа.

Геометризированная арабская вязь XIVв. Стиль «квадратный куфи»

Русский геометрический орнамент является своего рода иконографией. Когда-то бывшие священными образы божеств и космогонические картины, изображенные на орнаментальных комплексах, по нашему мнению, могут включать в себя или полностью состоять из более простых знаков, которые, возможно, являются фонетической частью. Таким образом, исследуемые геометрические узоры представляют собой вязь, то есть тип письма, в котором знаки сближаются или соединяются друг с другом и связываются в непрерывный равномерный орнамент. В таких видах письма знаки, соединяясь друг с другом достаточно разнообразными способами, могут образовывать более сложные отдельные знаки – лигатуры. Практика объединения нескольких знаков в один всегда была достаточно распространенной. Она могла применяться как для экономии места, тайнописи, колдовских практик, так и в декоративном плане.

Многократно повторенное слово «аллах» в виде орнамента. Стиль «квадратный куфи»

В Средние века арабы украшали свои мечети геометрическим орнаментом из надписей, выполненных вариацией куфического письма «квадратным куфи». Куфическое письмо – один из старейших видов арабского письма, созданный в конце VIII века и получивший свое название от иракского города Эль-Куфа. Стиль этого вида письма – «квадратный куфи» – отличался сильной, порой до неузнаваемости, стилизацией букв. Надписи подобным стилем выполняли, как правило, скручивая их по спирали. Можно отметить, что куфический стиль напоминает знаки русской вышивки. Некоторые исследователи даже утверждали, что русский геометрический орнамент – это подражание куфическому письму. Однако при наличии современных исторических и этнографических данных это утверждение, конечно же, не выдерживает никакой критики.

Элемент русской вышивки

Использование лигатур различных видов было широко распространено в древних видах письма, таких как сирийское письмо, деванагари и др. Традиции орнаментальной вязи с XI века существовали в Византии, с XIII века фиксируются у южных славян, а в русской книге кириллическая вязь появилась в конце XIV века. Сохранились памятники поморской вязи. В ее стиле отсутствуют окружности, это позволяет образовывать более сложные лигатуры, напоминающие паутину. Широко была распространена глаголическая вязь. Кроме того, еще в XVIII веке полагали, что глаголица содержит в себе первобытные славянские «рунические» письмена, которые служили для обозначения не отдельных звуков, а целых понятий, таких, как божества, времена года, месяцы, явления природы и т.д. Такие факты действительно встречаются в культурах многих народов.

Поморская вязь

Подобная традиция объединения рун в связки существовала и у древних исландцев. В исландской рукописи XVII века упоминается: «Они притом, таким образом, устраивали сии лечебные искусства, что все руны одного слова были собраны и нарисованы как один рисунок. Так целое слово было превращено в один рисунок и было столько подобных ставо-рисунков, сколько требовалось для их ведовства. Например, одному такому связанному ставу дано имя «Гапальдюр», а другому – «Могучая грива». И думают некоторые, что эти картинки содержат сжатые и собранные вместе имена асов».

Глаголические лигатуры

«Ставы» – знаки, состоящие из группы рун, могли заключать в себе не только имена скандинавских верховных богов – асов, но и разного рода заговоры и личные монограммы. Такие связки рун должны были быть настолько ясны, чтоб их нельзя было прочесть по иному, чем с самого начала предполагалось. Таким ставам часто приписывались магические свойства. Считалось, чем больше рун в себя включает став и чем симметричнее он получился, тем сильнее магия. В одной из рукописей упоминается: «По словам некоторых людей, один став, составленный из множества ставов из этих рунических книг, весьма часто видели написанным на пергаменте, и был сей став настолько сильным, что не горел в огне».

Став, заключающий в себе имена пяти скандинавских богов: Локи, Фрей, Ньёрд, Хёнир, Тор

В разное время у разных народов для усиления графических заклинательных формул часто использовался прием многократного повторения одного знака или их последовательности. Нередко повторенный определенное количество раз знак связывался в одну общую лигатуру. Из повторений одного знака составляли замкнутые и незамкнутые цепочки с различными приемами соединений. Это было достаточно распространенной практикой с древних времен. Учитывая заклинательный аспект русского геометрического орнамента, отметим, что и при его составлении данная практика, безусловно, применялась.

Повторяющиеся связки знаков на орнаментальной полосе

Полосы узоров в геометрическом орнаменте в подавляющем большинстве цикличны. Знак или связки знаков, как правило, повторяются на протяжении всей изображенной полосы орнамента, а в некоторых случаях, в пределах одной ограниченной зоны.

Пример перехода одного цикличного ряда знаков в другой

Встречаются случаи, когда один цикличный ряд знаков переходит в другой или несколько изменяется на законцовках орнаментальной полосы. Это чаще всего происходит в орнаменте традиционных поясов, что связано с их охранной функцией. В архаичном геометрическом орнаменте кроме «позитивного» изображения на переднем плане существует и бытующее неразрывно с ним «негативное» в фоне, то есть изнанка. Эти два изображения, по сути, являются одним. Очертания знаков в «позитиве» полностью зависят от знаков в «негативе» и наоборот.

Повторяющиеся знаки в ограниченных зонах

Достаточно большой процент фигур и непрерывных бордюров в русском геометрическом орнаменте имеет четырехстороннюю симметрию, что связано с заклинательной и обрядовой практикой. В народном искусстве мы видим стремление обезопасить себя магическим рисунком со всех четырех сторон, в заговорах предписывается обращаться «на все четыре стороны», в сказках враги могут грозить герою «со всех четырех сторон» и т. п. Принцип четырехсторонности соблюдался в организации внутреннего пространства жилища, а также при строительстве святилищ. Иногда может показаться что на вышивках фигурируют только узоры построенные четырехсторонним зеркальным отображением какого-то определенного мотива. Но это не так. Геометрический орнамент строился не только исключительно на принципах симметрии, он включает в себя достаточно разнообразный арсенал способов построения сложных конструкций.

Итак, нами рассмотрены минимальные знаки русской орнаментальной системы, а также способы их соединения. Итоговый общий их ряд изображен на рисунке в более привычном «прямом» ракурсе.

Эти знаки являются своего рода алфавитом системы, из которого могут строиться целые повествования, заключенные в сложные орнаментальные конструкции. Хотим обратить внимание что ряд, представленный на рисунке 60, вероятнее всего не полный, и со временем, конечно же, будут обнаружены дополнительные знаки. Тем не менее имеющийся арсенал простых и основных сегментов позволяет нам реконструировать русскую орнаментальную систему в значительном объеме.

Пётр Макагонов, фрагменты книги "Русский традиционный орнамент как знаковая система"

В современном мире орнамент – узор, который украшает предметы быта, не неся смысловой нагрузки. Для нас ромбы на ковре – просто ромбы, а круги – просто круги.Но были времена, когда люди умели читать орнаменты, зашифровывали в них свои представления о жизни, о потустороннем мире, о вечных истинах.

Можно сказать, что декоративный рисунок есть результат найденной взаимосвязи между восприятием природы и декоративным отображением действительности.За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды узоров: геометрические, растительные, комплексные и т. д., от простых сочленений до сложных хитросплетений.

Орнамент может состоять из предметных и беспредметных мотивов, в него могут входить формы человека, животного мира и мифологические существа, в орнаменте переплетаются и сочленяются натуралистические элементы со стилизованными и геометризированными узорами. На определенных этапах художественной эволюции происходит «стирание» грани между орнаментальной и сюжетной росписью. Это можно наблюдать в искусстве Египта (амаранский период), искусстве Крита, в древнеримском искусстве, в поздней готике, модерне.

Сначала возник геометрический орнамент,это было на заре человеческой культуры. Что могло быть проще прямых или волнистых линий, кругов, клеток, крестов? Именно эти мотивы украшают стенки глиняных сосудов первобытных людей, древнейшие изделия из камня, металла, дерева и кости. Для древнего человека они были условными знаками, с помощью которых он мог выражать свое понятие о мире. Прямая горизонтальная линия означала землю, волнистая – воду, крест – огонь, ромб, круг или квадрат – солнце.

По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой. Например, в филимоновской игрушке(Россия) мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. Мастера пропустили через свое мироощущение все образы и символы и показали в росписи свое восприятие мира. Древние символы встречаются и в дымковской и каргопольской, игрушке. Но они везде разные в орнаменте. В каждом промысле мы замечаем символы солнца, воды и д.р. Тонкой нитью проходит в них древняя символика крестьянской религии.

А орнамент в русском народном костюме. Основными мотивами которого являлись солярные знаки – круги, кресты; изображения женской фигуры – символа плодородия, матери – сырой земли; волнообразные ритмические линии – знаки воды; горизонтальные прямые линии, обозначающие землю; изображения дерева – олицетворение вечно живой природы. Вышивка на крестьянской одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека. Вышила женщина ёлочки – значит, пожелала она человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель – это древо жизни и добра. Родился у крестьянки ребёнок. И его первую простую рубашечку она украсит вышивкой в виде прямой линии яркого, радостного цвета. Это прямая и светлая дорога, по которой должен идти ребёнок. Пусть эта дорога будет для него счастливой и радостной.

Образ солнца занимает одно из главных мест в декоративно-прикладном искусстве. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, можно найти в разных видах народного творчества.

Прямой равноконечный крест так же был в народной символике образом солнца. Ромб же почитался символом плодородия и часто совмещался со вписанным в него солнечным знаком.

Дерево жизни

Кроме геометрического, в орнаменте Древней Руси, очень часто можно встретить различные древние языческие сюжеты. Например, женская фигура олицетворяла богиню земли, плодородия. В языческом искусстве древо жизни воплощало силу живой природы, оно изображало божественное древо, от которого зависело произрастание трав, хлебных злаков, деревьев и «рост» самого человека. Очень часто можно встретить сюжеты магических календарных обрядов, которые связанны с основными этапами сельскохозяйственных работ.

Наиболее разнообразная символика характерна для образов растительного мира, включавшего цветы, деревья, травы.
В орнаменте Египта в декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами. Мотив лотоса получил широкое распространение в орнаментальных формах Древнего Востока (Китая, Японии, Индии и др.).

В орнаменте египтяне так же использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, персея (дерево Осириса), тутовое дерево- они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни..

Лавр в Древней Греции был посвящен богу Аполлону и служил символом очищения от грехов, так как священной лавровой ветвью обмахивали подлежащего очищению. Венками из лавра награждали победителей в музыкальных и гимнастических состязаниях в Дельфах — главном центре культа Аполлона. Лавр служил символом славы.

Хмель — культурное растение, живописный вид которого способствовал широкому применению форм растения в орнаментике. Изображение хмеля в соединении с колосьями использовалось в качестве украшения на предметах домашней утвари.
Виноградная лоза — гроздья и ветви пользовались особым почитанием в античности и в средние века. В древнегреческой мифологии это атрибут бога Вакха, у христиан — в соединении с колосьями (хлеб и вино, означающие таинство причастия) — символ страданий Христа.

Плющ — вечнозеленый вьющийся кустарник, иногда дерево; подобно виноградной лозе был посвящен Вакху. Листья его имеют разнообразную форму, чаще всего сердцевидную или с заостренными лопастями. Они часто использовались в античном искусстве для украшения ваз и сосудов для вина.
Дуб — царь лесов, символ силы и могущества. Листья дуба были широко распространены в римской орнаментике. Их изображения часто встречаются на фризах и капителях, церковной утвари и в других видах прикладного искусства готики, а также в работах мастеров итальянского Возрождения. В настоящее время изображение листьев дуба вместе с лавром можно встретить на медалях и монетах.

Дуб – символ мощи, выносливости, долголетия и благородства, а также славы.

В древнем Китае сосна символизирует бессмертие, долголетие. истинно благородную личность.С образом сосны перекликается образ кипариса,который наделялся в китайских верованиях особыми охранительно-целительными свойствами,включая защиту от мертвых.Среди цветущих деревье важное место занимает дикая слива -мейхуа-это дерево символ Нового года, весны и рождения всего нового.Среди цветов центральное место отведено пиону.Пион ассоциируется с женской красотой и семейным счастьем.Орхидея и хризантема связаны с божественным миром и ритуальной обрядностью.Самым распространенным символом среди овощей является тыква горлянка, ставшая символом бессмертия и долголетия.

Расписная тыква-горлянка, сосуд и талисман (Китай, XIX век)

«Счастливые плоды»: гранат,мандарин,апельсин-символы долголетия и успешной карьеры.

Мотивы сакуры часто встречаются в в японском декоративно-прикладном искусстве.Это символ красоты,юности,нежности, неизбежной изменчивости преходящего мира.

Цветы широко используются в орнаментальных мотивах всех времен и стилей. Они служат украшением тканей, обоев, посуды и других видов декоративного искусства.
Роза имеет полярную символику: это небесное совершенство и земная страсть, время и вечность, жизнь и смерть, плодородие и девственность. Это также символ сердца, центра мироздания, космического колеса, божественной, романтической и чувственной любви. Роза – завершенность, таинство жизни, ее средоточие, неведомое, красота, благодать, счастье, но также сладострастие, страстность, а в сочетании с вином – чувственность и совращение. Бутон розы – символ девственности; увядшая роза – скоротечность жизни, смерть, скорбь; ее колючки – боль, кровь и мученичество.

Геральдические розы: 1 – Ланкастеров; 2 – Йорков; 3 – Тюдоров; 4 – Англии (бэдж); 5 – немецкая роза Розенов; 6 – русская гербовая.

Геральдическая средневековая роза имеет пять или десять лепестков, что связывает ее с пифагорейскими пентадой и декадой. Роза с красными лепестками и белыми тычинками – эмблема Англии, самый известный нагрудный знак английских королей. После «Войны Алой и Белой Роз», названной так по нагрудным знакам фамилий, боровшихся за английскую корону, алая роза Ланкастеров и белая Йорков были объединены в форме «Розы Тюдоров». Ярко-пунцовая роза – неофициальная эмблема Болгарии. Знаменитая чайная роза – эмблема Пекина. Девять белых роз – в гербе Финляндии.
В древних орнаментах наряду с растениями часто изображаются различные животные: птицы, кони, олени, волки, единороги, львы. Они образуют горизонтальную структуру древа жизни: на вершине - птицы; на уровне ствола - люди, звери, а также пчелы; под корнями - змеи, лягушки, мыши, рыбы, бобры, выдры.

Животных можно увидеть на вышитых полотенцах и передниках, на расписных сундуках , на резных и расписных прялках; на стенах древнерусских соборов и в украшениях изб, в орнаментах буквиц. Древние образы коня и птицы сохранились в народных игрушках и в посуде. В форме звериных или птичьих голов вырезались навершия для конских плеток и боевых луков. Стилизованные звери и птицы украшали гребни для волос, утварь и посуду. В древности многие явления природы олицетворялись в образах животных и каждый смотрел на эти явления с той точки зрения, которая была ему ближе в зависимости от образа жизни и занятий: точка зрения пастуха отличалась от взглядов охотника, а их обоих - от воина. Свои знания о земных животных люди переносили и на атмосферные явления.
Птица в народном декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять ветер, облако, молнию, грозу, бурю и солнечный свет. В виде птиц вырезали ковши и солонки, вышитые птицы украшали женскую одежду . Образ птицы широко вошел в фольклор практически всех народов мира.


Конь также олицетворял все природные явления, связанные с быстрым движением, - ветер, бурю, облака. Его часто изображали огнедышащим, с ясным солнцем или месяцем во лбу, золотогривым. Деревянный конь, мастерившийся для детской забавы, был часто весь украшен солярными знаками или цветами . Считалось, что это оберегает ребенка от злых сил. Изображения коней можно часто увидеть на предметах домашнего обихода (ручках ковшей, прялках , веретенах), на одежде.

В северных районах природные явления, связанные с конями, древние люди относили и к оленям . Олени часто изображались возле древа жизни на вышитом полотенце, иногда их помещали вместо конька на крыше избы. Сакральная роль коня, оленя в скифском искусстве часто связана с надеждой о благополучном вознесении души в мир иной.
Лев в мифологии многих народов был символом солнца и огня, а также в разные времена у разных народов он олицетворял высшие силы, мощь, власть и величие, великодушие, благородство, ум. Образ льва издревле существовал в декоративно-прикладном искусстве.
На протяжении многих веков лев оставался одной из излюбленных фигур в русской символике. В древнерусских изображениях, связанных с великокняжеской властью, образ льва в зависимости от того, что его окружало, имел два значения: власть, даруемую Богом, и побежденную силу зла.

Народные мастера часто вырезали львов на лобовой доске избы или рисовали на сундуках в окружении растительного орнамента, мастерицы вышивали их.

Женское начало. Великая Мать в ужасной ипостаси ткачихи судьбы иногда изображается в виде паука. Все лунные богини – прядильщицы и ткачихи судьбы. Паутина, которую плетет паук, плетется из центра по спирали, – символ созидательных сил Вселенной, символ мироздания. Паук в центре паутины символизирует центр мира; Солнце в окружении лучей; Луну, олицетворяющую циклы жизни и смерти, прядущую паутину времени. Паук часто ассоциируется с удачей, богатством или дождем. Убить паука – плохая примета.

Паук, изображенный на амулете американских индейцев

Благодаря устойчивости религиозных канонов, значение символов в орнаментике Египта,искусства стран Древнего Востока сохранялось без изменения в течение многих тысячелетий.Поэтому для этнографов и археологов древние орнаменты представляют собой знаки, с помощью которых можно «прочитать» своего рода магические тексты.

Этнокультурные контакты, торговля, военные походы, религиозные миссии, посольские дары и приглашенные художники способствовали перемещению произведений искусства из одной страны в другую, что приводило к распространению художественных идей и стилей.
Часто последующие поколения художников используют предыдущее искусство и создают на его основе свои вариации. Таким ярким примером может служить элемент свастика, один из самых ранних символов, который встречается в орнаментах почти всех народов Европы, Азии, Америки и др. Древнейшие изображения свастики встречаются уже в культуре племен Триполья V-IV тыс. до н. э. В древних и средневековых культурах свастика - солярный символ, счастливый знак, с которым связаны представления о плодородии, щедрости, благополучии, движении и силе солнца.

Коловрат или Солнцеворот - один из древнейших древнерусских символов, олицетворяющий Солнце и солнечных богов Сварога, Даждьбога и Ярилы. От слова «коло» - солнце и произошло название символа.

Сам символ выглядит как круг с загнутыми лучами, поэтому у многих он ассоциируется с фашисткой свастикой. Хотя это в корне не так: фашисты действительно использовали этот солярный символ, но не наоборот.

В 1852 г. французский ученый Эжен Бурнуф впервые дал четырехконечному кресту с загнутыми концами санскритское название «свастика», что примерно означает «несущая добро». Своим символом свастику сделал буддизм, придав ей мистический смысл вечного вращения мира.
В орнаментах нового времени фактически отсутствует современная символика, несмотря на то, что она существует в избытке в окружающей действительности. Как исключение, может быть творчество художников-модернистов. В конце XIX — начале XX в. эти художники попытались создать свою собственную символику и воспроизвести ее в своем творчестве.
Орнамент в их произведениях играл уже не вспомогательную роль, а становился неотъемлемой частью изображения, органично вплетаясь в канву сюжета.
Тогда же А. Белый — теоретик русского символизма писал: «Художник-символист, насыщая образ переживанием, претворяет его в своем творчестве; такой претворенный (видоизмененный) образ есть символ». И далее А. Белый фиксирует основные лозунги символизма в искусстве: «1. символ всегда отражает действительность; 2. символ есть образ, видоизмененный переживанием; 3. форма художественного образа неотделима от содержания».
В этих трех пунктах известным поэтом и прозаиком точно сформулированы основные положения создания символического произведения, которые могут быть использованы в любом виде искусства, в том числе и орнаментальном.

Этим летом я публиковал , собранный историком книги Антониной Сергеевной Зерновой. Сегодня начинаю серию публикаций копий с образцов древнерусского книжного орнамента - «История русского орнамента с X по XVI столетие по древним рукописям». Этот сборник был собран и напечатан в 1870 году коллективом педагогов и учеников Строгановского училища технического рисования под руководством директора Училища - Виктора Ивановича Бутовского.
Оригинальное издание состояло из двух томов по 100 листов каждый. Первый том - исторический, содержит изображения орнаментов в натуральную величину, в том виде, как они находятся в рукописи. Второй том - дидактический, состоит из прорисей увеличенных фрагментов орнаментальных мотивов. Я приведу только таблицы из первого тома. Качество копий получилось не очень высокое - пришлось переснимать в довольно темном помещении.

В 1860-м году путем слияния двух рисовальных школ было образовано Строгановское училище технического рисования. Его возглавил директор Виктор Иванович Бутовский, всецело посвятивший себя возрождению национальных традиций в производстве. Бутовский занимал высокое положение в обществе - действительный статский советник, егермейстер двора Его Императорского Величества, член Московского отделения Совета торговли и мануфактур, а в последние годы жизни - председатель Комитета по сооружению зданий предстоящей в Москве в 1882 году Всероссийской художественно-промышленной выставки. Историк по образованию и экономист по профессии, он как нельзя лучше подходил на пост директора Строгановки. Безусловно, свою роль сыграл и факт родства Виктора и Александра Бутовских. Александр Иванович возглавлял Департамент торговли и мануфактур при Министерстве финансов, в ведении которого находилось Строгановское училище.
При Бутовском была организована работа педагогов и учеников Строгановского училища по изучению художественных традиций древнерусского искусства. Они отправлялись в этнографические и археологические экспедиции для зарисовки древнерусского орнамента, разыскивали и копировали орнаменты X–XVI веков по древним рукописям, выполняли слепки белокаменного декора Владимиро-Суздальских храмов XII–XIII веков.
В 1870 г. выходит в свет издание копий с образцов древнерусского книжного орнамента - «История русского орнамента с X по XVI столетие по древним рукописям» - первая публикация научного исследования Строгановки. В.И. Бутовский лично руководил поиском и снятием копий с древних иллюминированных рукописей - определял в какие книгохранилища направить воспитанников Училища и кто будет привлечен к исполнению копий. «История русского орнамента» оказалась первым изданием в череде последовавших исследований, посвященных древнерусскому искусству и его применению в художественной промышленности. Сам Бутовский так охарактеризовал значение этого сборника: «с появлением издания сего в свете, блистательно заявится в Европе впервые артистическое значение России древних времен с десятого по XVII век. Публика ознакомится с русским стилем давно минувших лет и положится краеугольный камень возрождения сего стиля в XIX веке».

1. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОРНАМЕНТ. Из собрания Бесед Иоанна Златоустого, известных под названием Маргарит, Х в. Москва, Синодальная библиотека.

2. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Беседы Иоанна Златоустого, греческой рукописи, принадлежавшей некогда Иеремии, первому патриарху Константинопольскому, Х в. Москва, Синодальная библиотека.

3. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Евангелия Х-XI вв. С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

4. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОРНАМЕНТ. Из греческого Евангелия Х-XI вв. С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

5. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОРНАМЕНТ. Из греческого Евангелия Х-XI вв. С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

6. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОРНАМЕНТ. Из греческого Евангелия Х-XI вв. С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

7. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОРНАМЕНТ. 1. Из Слова св. Григория Назианзина, Х-XI вв. 2. Из Беседы Иоанна Златоустого на Евангелиста Иоанна, Х-XI вв. Москва, Синодальная библиотека.

8. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОРНАМЕНТ. 1. Из Беседы Иоанна Златоустого, XI в. 2. Из Четьи-Минеи за ноябрь месяц, XI в. Москва, Синодальная библиотека.

9. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОРНАМЕНТ. 1. Из Беседы Василии Великого на псалмы, XI в. 2. Из Беседы Иоанна Златоустого на Матвеи, 1006 г. Москва. Синодальная библиотека.

10. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Остромирова Евангелии, 1056-1057 гг. С-Петербург. Императорская публичная библиотека.

11. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Остромирова Евангелия, 1056-1057 гг. С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

12. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Остромирова Евангелия, 1056-1057 гг. С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

13. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Остромирова Евангелия, 1056-1057 гг. С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

14. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Сборника Святослава, 1073 г. Москва. Синодальная библиотека.

15. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. 1. Из Четвероевангелия с толкованием, 1062 г. 2. Из Нового Завета, XII в. С-Петербург. Императорская публичная библиотека.

16. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Нового Завета, XII в. С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

17. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Нового Завета, XII в. С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

18. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОРНАМЕНТ. 1. Из Притчей Соломона, XII в. Москва. Синодальная библиотека. 2. Из Четвероевангелия, XII в. С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

19. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Юрьевского Евангелия, 1120-1128 гг. Москва, Чудов монастырь.

20. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Юрьевского Евангелия, 1120-1128 гг. Москва, Чудов монастырь.

21. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Юрьевского Евангелия, 1120-1128 гг. Москва, Чудов монастырь.

22. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Мстиславова Евангелия, 1125-1132 гг. Москва, Архангельский собор.

23. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. 1. Из Лествицы Иоанна Лествичника, XII в. 2. Из Евангелия, писанного в 1164 г. Москва, Румянцевский музей.

24. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Евангелия, писанного в 1164 г. Москва, Румянцевский музей.

25. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. 1. Из Кормчей, XII в. 2. Из Евангелия, XIII в. 3. Из Евангелия, писанного в 1164 г. Москва, Румянцевский музей.

26. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Псалтыри XII-XIII вв. Московская губерния. Библиотека Нового Иерусалима.

27. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. 1. Из Кормчей, XIII в. 2. Из Евангелия, XII-XIII вв. Москва, Румянцевский музей.

28. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Четвероевангелия, XIII в. С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

29. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОРНАМЕНТ. Из Четвероевангелия, XIII в. С.-Петербург. Императорская публичная библиотека.

30. РУССКИЙ ОРНАМЕНТ. 2. Из Евангелия XIII вв. Москва. Архангельский собор.