Что нужно носить на вечерю крестным. Православные традиции: правильное подношение вечери и кутьи. Приметы на Колядную неделю

Что нести крестным на вечерю на Святвечер, вечером перед Рождеством 2020: идеи, рецепты, традиции.

Рождественское надвечерье любят не только за и праздничный ужин. По традиции, вечером 6 января 2020 дети носят вечерю своим крестным родителям, а взамен получают подарки и гостинцы от них. В зависимости от региона Украины несколько отличаются, и часто возникает вопрос: что же нести крестным на вечерю.

Строгих правил, какие именно продукты должны быть в корзине, - нет. Все очень сильно зависит от традиций конкретного региона. Но желательно, чтобы крестники принесли кутью и хлеб (выпечка). Все остальное - по усмотрению.

Кутья

Есть много способов ее приготовления, и каждая хозяйка хранит свой секрет. Если в этом году вы решили впервые, воспользуйтесь проверенными рецептами, чтобы самое главное из получилось с первого раза.

Правильно — настоящее лакомство. Но все же, ее трудно представить единственным блюдом на столе. Поэтому на вечерю крестным ее приносят немного, буквально несколько ложек. Для этого выбирают новый керамический горшочек с крышкой. Посуду из-под кутьи забирать не принято, поэтому горшочек останется в качестве полезного сувенира крестным.


Рождественская выпечка

Еще одно важное блюдо в рождественских традициях — хлеб или сдобный калач. В отверстие калача устанавливают горшочек с кутьей. Сам же калач символизирует пожелание сытой и богатой жизни. Традиционный калач можно немного осовременить и вместо него испечь что-то другое, чтобы принести крестным на вечерю:

  • пирожки с начинкой.

Мясо и вино

Празднование Рождества завершает двухнедельный рождественский пост, и в корзинке с вечерей для крестных обязательно должны быть гостинцы, которыми можно разговеться:

  • рулет из индейки,
  • красное вино.

Салаты и соленья

Если вы хотите избавить крестных от хлопот, связанных с приготовлением вечери, можно принести им кроме традиционных блюд еще и салаты:

    Теперь вы знаете, что нести на вечерю крестным, а также традиции, которые сопровождают Святвечер.

Праздник Рождества Христова относится к наибольшим христианским праздникам, которые Церковь отмечает особенно торжественно. Все люди с особым вниманием относятся к празднику Рождества, стараясь в этот день соблюдать обычаи и традиции. Несение вечерь - одна из традиций рождественских праздников. Но правильно ли мы носим вечери? Как к этому относится церковь? И что нам дает эта всеми известная традиция? Об этом и многом другом журналисту «Первой городской газеты» рассказывал Протоиерей Украинской Православной Церкви отец Андрей Бобрик (на фото).

- Обязательно ли носить вечер ю, или это по желанию?

Несение вечерь это традиция нашего народа, её истоки не связаны с православием. В православии 6-го числа обязательно идти на богослужение. Вечеря это больше устоявшаяся традиция нашего народа, взятая из язычества. Причина, по которой христианство приняло эту традицию - духовная ценность, которая многими годами вырабатывалась у людей. Они вкладывают в неё нечто очень важное. Поэтому в христианстве несение вечерь больше относится к проявлению желания человека проведать своих родственников, крестных и особенно важных людей.

Нет, это не грех. Скорее всего, нужно учитывать - не обижаете ли вы этим своих близких. Проведывать своих родственников, близких в нормах христианской морали - это приветствуется и поощряется. Но если у вас действительно не получается, то следует перенести визит или объяснить ситуацию. Важно тут именно не нанести вред другому человеку, чтобы вас поняли ваши близкие и не держали обиды.

- Кому именно принято носить вечер ю и до какого возраста?

По традиции сложилось, что вечери приносят дети своим крестным:сначала крёстному отцу, потом - крёстной матери. Они привозят вечерю в знак благодарности за то, что тевзяли на себя обязанность учить и молиться за ребенка. А крёстные родители,в свою очередь,дарят ребенку подарки. По логике разума можно сказать, что носить вечери принято, когда ты ещё ребенок. Когда человек становиться более самостоятельным, то эта традиция уже менее обязательна. Так же можно сказать, что в каждом регионе по-своему. На западной Украине, например, принято носить вечерю всего до 7-ми лет, пока ребенок не пошел в школу.

- Когда можно начинать носить вечери и до какого времени?

По традиции,вечерю нужно нести 6-гоянваря, накануне рождества. Дети приносят вечерю своим крестным, общаются несколько часов, а потом едут к себе домой, чтобы встретить Рождество за семейным столом. После рождества это уже можно считать рождественскими поздравлениями,и посещение родных зависит от человеческого желания.

- А если крестные находятся в разных семьях или даже в разных городах?

Если это возможно и ваши крестные живут в одном городе, то желательно сделать все 6-го числа, в течениедня, до рождественского ужина. Но когда ваши крестные живут, к примеру, в другом городе и возможности поехать нет. То уже после 6-го числа, можно собраться и поехать их поздравлять. Это называется «принести вечерю», но фактически это есть поздравление с рождеством.

- Есть ли специальные слова, с которыми нужно входить в дом?

Да, есть определенные слова, с которыми следует приходить в дом, и которые следует говорить при встрече. На литургии священник обращается к прихожанам словами: «Христос рождается!». Все люди отвечают: «Славим его!». Именно этими словами следует приветствовать человека на вашем пути. В деньКрещенияГосподнего- 19-го января - люди при встрече приветствуют друг друга другими словами: «Христос крещается!», а отвечают на это: «В реке Иордан!»

- Что с собой нужно обязательно приносить? Из чего состоит вечеря?

Опит-таки это более связанно с традицией, поэтому особых и обязательных вещей не нужно приносить. В каждом регионе по-разному. Но если проанализировать традиции всех регионов, то можно сказать, что самое главное - это кутья и хлеб. Хлеб всегда имел особое значение. А так как есть в семье дети, то принято также приносить и дарить сладости.

- Можно ли сделать такое заключение, что необходимо приносить то, что можешь?

Да, несомненно. Если у человека нет возможности, то никто не обязывает приносить много продуктов. Главное в этой традиции именно внимание и желание проведать близких людей.

А какие особые традиции существуют во время святок? Возможно, есть запреты? Например, многие знают, что нельзя работать в период святок. Еще есть запрет на бракосочетание.

Люди всегда работали, и выполнять свои обязанности человек должен. А вот некоторые домашние заботы, без которых можно обойтись - следует перенести. Период святок называется так, потому что люди прославляют Рождество Христово. А для нас это имеет особое значение, потому что пришло в этот мир спасение - человек получил надежду на то, что он может попасть в рай. Поэтому люди радовались, что пришел тот, кто победит зло и смерть. Разрешается тот труд, который помогает другому человеку. Если вам нужно что-то зашить, то лучше воздержаться и сделать это после праздников. Но если к вам пришел человек и у него больше нечего одеть - то, конечно же, в этом случае вы должны помочь. Нужно думать всегда и понимать - где доброе дело, а где удовлетворение личного интереса.

В период святок, как вы заметили, запрещается совершать таинство брака. Это связанно с тем, что люди в этот период находятся на богослужениях и причащаются. Для причастия существует определенная подготовка. Человек соблюдает своеобразный пост. Но пост не от пищи, а от плотских утех. А поскольку венчание предполагает это - соответственно бракосочетание запрещается в период святок.

- Как относиться к суевериям?

Только негативно. Если перевести дословно, то суеверие - это суетная вера. Мы сами строим свое будущее, и вера в суетные вещи нас заводит в заблуждение. Человек не может быть счастлив, когда он боится. А вера во всевозможные суетные вещи основана на страхе. Некоторые люди боятся, когда рассыпаютсоль на столе, верят что будет ссора или несчастье. Но если вдуматься, то в период подготовки к праздникам мы стараемся сделать все вовремя - успеть приготовиться и ничего не забыть. В этот период человек становится менее внимательным и это ведет к неаккуратности или к меньшей бережности. Также, можно сказать, что когда человек во что-то верит, он ставит это выше себя. То есть получается, что суетные и незначительные стечения обстоятельств человек ставит выше себя, веря в них. Господь сказал, чтозаконы и заповеди существуют для людей, а не наоборот. Мне жалко людей, которые верят в суеверия, потому что они не могут взять от этой жизни всю радость - они несчастливы в страхе перед этой верой.

Как относиться к гаданиям? Люди, особенно молодые девушки - это видно из нашей украинской литературы - относились особенно трепетно к этому периоду года, зная - что они наконец-то смогут узнать будущее, узнать имя суженного и другое.

Однозначно это негативно. Если человек это делает,его нельзя назвать христианином. По своей внутренней сути этот человек язычник. Господь прямо запретил гадать. И за это есть прямое наказание - это смерть. Если богослужение - это прославление Бога, то гадание - это прославление дьявола. Нельзя даже совершать смешение христианских праздников с гаданием. Это тот момент, когда христианство начинают считать магией. Это не магия. Христос не совершал магии - он приносил жизнь. Христианство - это жизнь в истине понимания. Совершение колдовских ритуалов в период больших Христианских праздники является грехом, который не прощается еще многим поколениям в будущем.

Христианские праздники в период Рождественских праздников:

16:00 - богослужение

После богослужения люди идут домой на семейный ужин.

Ирина Коцюбенко

Вам понадобится

  • Для приготовления кутьи:
  • - 1,5 ст. пшеницы, риса или другой крупы;
  • - 3 ст. л меда;
  • - 0,75 ст. мака;
  • - 0,5 ст. грецких орехов;
  • - 0,5 ст. изюма;
  • - узвар из сухофруктов;
  • - сахар.
  • Для транспортировки кутьи:
  • - пищевые контейнеры или другая посуда.

Инструкция

Чтобы приобщиться к этой интересной , сварите кутью, которая относится к постным блюдам. Это блюдо напоминает , когда люди, намеревающиеся креститься в Рождество, постились при подготовке к этому таинству, а после вкушали мед как символ сладости духовных даров.

Разложите порции кутьи в отдельные баночки или другую посуду. Удобно использовать пищевые контейнеры. Хотя, наверное, самой подходящей посудой, соответствующей атмосфере традиционности, послужат глиняные или керамические горшочки.

Предварительно договоритесь со своими (если они у вас есть) о вашем визите 6 января, когда принято носить вечерю. Отнесите им кутью и поздравьте с праздником Рождества Христова. При соблюдении этой традиции принято обмениваться подарками. Не беда, если у вас не получится навестить всех, кого принято. Можно просто поздравить их с праздником или заехать в другой день.

К этой традиции приобщают и детей. Раньше дети в деревнях носили вечерю бабушкам и дедушкам, тетям и дядям, крестным и даже бабке-повитухе. Они пели особые песни, славящие Рождество и Христа, а в знак благодарности получали сладости и монеты. При современном укладе жизни это вряд ли возможно исполнить так, как делалось раньше. Просто постарайтесь уловить идею этого обычая и помогите ребенку отвезти вечерю крестным, например, на следующий день или в течение рождественских каникул. Разучите с ним слова, которые принято говорить крестным родителям при вручении кутьи: «Добрый вечер, Святой Вечер! Отец с мамкой вечерю вам предали».

Очень хорошо и полезно будет, если вы решите в сочельник отнести кутью кому-то из людей, у которых не все благополучно, постараетесь их поддержать и оказать посильную помощь. Ведь именно в этом – самая «соль» обычая: в Рождество должно быть радостно всем! Обычаи христианских праздников как бы напоминают нам о том, что хотя бы в эти дни мы должны позаботиться не только о себе и наших близких, но и о других нуждающихся людях. И от этого станет лучше нам самим. Психологи подтверждают: человек чувствует себя счастливым, помогая более слабым, идя на определенные жертвы ради блага других. Конечно, эти порывы должны исходить из самого сердца.

Строго говоря, любая традиция, связанная с религиозными праздниками, остается лишь мертвым обрядом, если соблюдающий ее человек не понимает ее духовного значения и просто делает «как все». Ношение вечери крестным, родственникам или нуждающимся людям само по себе не приближает вас к Богу и не делает более совершенным нравственно, не приносит каких-то духовных «бонусов». Только в сочетании с искренней верой и любовью к этим людям ваш поступок приобретает особую ценность и делает вас чуточку лучше, добрее, милосерднее. Наверное, это и есть самое главное правило в обычае носить вечерю.

Праздник Рождества Христова относится к наибольшим христианским праздникам, которые Церковь отмечает особенно торжественно. Кульминацией праздничного приготовления является вечер накануне Рождества - день бдения, молитвы и поста. Святвечер имеет не только глубокие по содержанию церковные службы, но, прежде всего, богат в нашем народе исполненными символикой обрядами и обычаями, некоторые из них восходят еще к дохристианским временам, рассказывает Юлия КОЦАН .

«Время нашего спасения уже настало.
Готовься, вертеп, потому что Дева скоро родит»
(Стихира вечерни Навечерия)

История празднования вечера накануне Рождества Христова восходит еще к первым векам христианства. Канун праздника Рождества имеет отдельное богослужение, называемое Большие, или Царские часы, которые составил Иерусалимский Патриарх Софроний, где в псалмах и чтениях пророков из Ветхого Завета собраны основные пророчества относительно обещанного Мессии. Из святого Евангелия читают события, связанные с Христовым Рождеством, а стихиры воспевают воплощение Сына Божьего, место и обстоятельства Рождества. Во время богослужения Царских часов святое Евангелие лежит на тетраподе как символ Христа, который уже пришел и провозглашает нам Божью науку. Происхождение названия Царские часы объясняется тем, что когда-то в Византии на этом богослужении всегда присутствовали императоры со своим двором. В конце службы в их честь пели отдельно многолетие. День Навечерия завершает Филипповский пост перед Рождеством, поэтому в этот день строгий пост.

Когда-то, еще в дохристианские времена, у наших прадедов в это время был праздник «Корочуна» - день приветствия солнца. «Праздник «Корочуна», - говорит проф. С.Килимник, слова которого приводит в своей книге «Познай свой обряд» о. Юлиан Катрий, - сугубо земледельческий, было вдохновение человека надеждой и верой в счастливый год урожая, приплода скота, здоровья, благополучия и радостной жизни». Наши предки верили, что в декабрьские и январские дни рождается чудодейственная сила, которая переливается в души людей, в землю, в воду, в растения и животных, поэтому так ждали и радостно отмечали этот праздник. Христианство наполнило давние традиции новым содержанием, христианскими идеалами, идеями правды, любви, всепрощения Слова, щедрости, совершенствования.

Приготовления к Святвечеру

«К Рождеству в Украине готовились еще с лета. Во время жатвы первый, а в некоторых местах - последний сноп хлеба (ржи или пшеницы) оставляли не обмолоченным. В него добавляли также по несколько стеблей других злаков и перевязывали одним, двумя, а иногда тремя перевяслами. Этот сноп вносили в дом в канун Рождества Христова. Называли его по-разному: «дидух», «дед», «коляда» на Волыни, «криль» (король) на Холмщине, «зажин» на Черниговщине, «баба» в Черткове на Тернопольщине», - рассказывают в книге «Обряды и блюда Святого Вечера» Ольга Вербенец и Вера Манько . В некоторых местах «бабой» называли сено, которое также вносилось в дом.

Приготовление к Рождеству охватывало все стороны жизни украинской семьи. Готовилось вдоволь еды, варился мед, изготавливались различные наливки, вишневки, сливянки и т.д. Хозяйка покупала новые горшки, ложки, миски, беспокоилась о новых нарядах для детей и взрослых.

Традиционные в наше время елки в домах украинцев появились преимущественно только в первой половине ХХ в. Сначала их подвешивали к основной потолочной балке и лишь со временем стали ставить на пол. Украшали елку свечечками, орешками, яблочками, медовыми пряниками или домашними пирожными. Обычай украшать рождественскую елку распространился из Германии. Легенда гласит, что традицию украшать деревья в честь Рождества ввел известный богослов-реформатор Мартин Лютер (1483-1546). В 1500 году, накануне Рождества, он, гуляя по лесу, увидел несколько елок, покрытых снегом. Они ярко сверкали в лунном свете и поразили Лютера своей красотой. Вернувшись домой, он поставил маленькую елку посреди комнаты, украсил ее свечами и зажег их.

На Лемковщине и в некоторых районах Львовщины изготавливали так называемых «пауков», символизирующих паутину, которая, по легенде, спасла Христову семью от воинов Ирода. Изготовляли пауков из соломы или из тонких деревянных прутьев или из проволоки, а в местах соединения цепляли цветы, свечи или стеклянные елочные украшения.

К празднику должен был быть наведен порядок и во дворе, и в доме. Все инструменты должны быть на своем месте. Все, что было одолжено, нужно было вернуть домой, но также и самому вернуть одолженное. К праздникам, по традиции, должны быть починены и телеги, и сани.

Блюда, приготовленные на Вечерю

Для празднования Святвечера и Рождества выпекали много разновидностей хлеба, который имел разные названия (корун, крачун, крайчун, керечун, кныш, калач, струцля и просто хлеб) и формы, в зависимости от местности, и выпекался из разной муки, мог быть пресным или скоромным (его во время ужина не употребляли, а просто клали на стол). Рождественский хлеб был символом новорожденного Иисуса, в некоторых регионах к нему добавляли немного святой воды. Обязательным на праздничном столе должен был быть "кныш" - каравай с крошечным хлебцем сверху - для душ умерших. Иногда перед выпечкой этот хлеб обозначали головкой мака или оттиском стакана с обмакнутыми в масло краями. Кныши символизируют единство поколений рода и покровительство-опеку предков.

На Лемковщине и в Галичине посреди стола клали «струцлю» - плетенку, посыпанную маком, которую еще называли «кукелкой». На Подолье выпекали три обрядовых хлеба, которые в Святвечер клали на столе один поверх другого. Нижний (его называли «Хозяином»), пресный, пекли из ржаной муки, второй (назывался «Василий») - из пшеничной, верхний («Иордан»), меньший, - также из пшеничной. «Хозяина» разрезали и ели в первый день Рождества, «Василия» - на Новый год, а «Иордан» - на Крещение. В Козове на Тернопольщине тоже клали на стол три хлеба - два нижние ржаные и сверху - круглый пшеничный калач, в который вставляли восковую свечу. Этот калач был особым, потому что состоял из многих шишек, которые скручивались из полосок теста и плотно укладывались в круглую форму. Считали, что сено под скатертью символизирует конюшню, первый ржаной хлеб - ясли, второй ржаной - колыбель, калач - Иисусика, потому что очень он был сладкий и вкусный.

Обязательно пекли на праздники калачи - круглые обрядовые хлеба из белой пшеничной муки, замешанные на молоке с добавлением яиц. Из двух шаров теста скручивали жгут, из которого формировали круг с дыркой внутри. На юге Подолья калач выплетали из восьми шаров теста. На Черкащине пекут прямоугольный хлеб, который называется «Хозяин».

Обязательно на столе должны были быть пирожки с разной начинкой - капустой, горохом, сливами, вишнями, маком и т.п. Бабушки раздавали их внукам, и каждый должен был запомнить, с какой начинкой пирожок. Говорили, что когда ребенок заблудится, стоит вспомнить с какой начинкой пирожок на Святвечер, и Господь сразу поможет вспомнить дорогу. Отдельно хозяйки пекли хлеб для угощения скота. На Подолье этот хлеб называли «Рожество» и имел очень интересную форму. Делали его из двух шаров теста, которые скручивали жгутом, придавали ему форму подковы, клали на горшок с кутьей.

Чтобы успеть приготовить блюда на праздничный ужин, хозяйка вставала очень рано, в 1-2 часа ночи. Этот ужин, хотя постный, но богатый, потому что имеет аж 12 традиционных блюд. Отсюда его название - Богатая кутья.

Почему на этот ужин готовят именно 12 блюд? Этнографы говорят, что это может быть связано с 12-тью месяцами. В наше время число 12 трактуют как память о двенадцати апостолах Иисуса Христа.

Хозяйка разжигала печь, добывая живой огонь при помощи кусков дерева, или огнива (этот обычай еще до недавнего времени соблюдался на Гуцульщине). В печь клала семь или двенадцать поленьев. Для приготовления блюд набиралась до рассвета вода, ею заливали пшеницу, сушеные фрукты и ставили в печь варить два главные блюда - кутью и узвар.

Между блюдами Святой Вечери на первом месте стоит кутья, или колыво. Это вареная пшеница с медом. Кутья появилась еще в дохристианские времена. С тех пор она сохранила символизм поминального блюда. Пшеница, как зерно, ежегодно оживает, поэтому является символом вечности, а мед - символ вечного счастья святых в небе. Варили кутью в специальном горшке, в котором ничего другого не варилось, или покупали каждый раз новый. В разных регионах кутью готовили по-разному. На Лемковщине варили кутью из ячменной каши (панцаку), поскольку пшеницу в горах не сеяли. Обычай варить пшеницу туда принесли с собой священники и учителя из Галичины, однако этот обычай прижился не во всех селах. В тех селах на Лемковщине, где кутью варили из пшеницы, ее подавали только с медом. Кутью из ячменной крупы также варили на Черниговщине - там ее заправляли только узваром (компот из сухофруктов). В разных местах кутья имела разную консистенцию - она могла быть густой или же редкой, как уха.

Узвар варился из сушеных яблок, груш, слив, вишен. На Тернопольщине его называли сушеницей.

Кроме этих главных блюд, хозяйки ставили варить голубцы, капустняк с пшеном и фасолью, затертый подсолнечным маслом, который на Винничине и Гуцульщине называли «шупеней», горох, борщ постный с карасями, кашу гречневую, пшенную, вареники с капустой, картофелем. Также жарили рыбу, пекли блины из кислого теста (на Подолье), варили блюда с грибами. Голубцы, как правило, делали из заквашенной головками капусты, и начинка у них была разной.

Традиционно считается, что блюд должно быть 12, но их количество и составляющие несколько отличаются - в зависимости от местности и зажиточности семьи. Так, Лемковщина отличалась рядом особых блюд, которые больше нигде не готовили. Например, «бобальки» - продолговатые, посредине утолщенные, раскатанные в руках куски теста, которые варили или пекли и смазывали растертым маком с медом и подсолнечным маслом. Другое блюдо - «киселица» - сегодня совсем забыто. Накануне Святвечера замачивали молотый овес, потом перецеживали этот заквас через сито. Очищенную густую жидкость варили, постоянно помешивая, чтобы не пригорела. Заправляли ее тмином, чесноком и льняным маслом.

На Тернопольщине делали напиток, который назывался «голопас». Его готовили заранее из отвара сушеных фруктов, в который добавляли ржаную закваску или дрожжи, а также карамель.

Пока хозяйка хлопочет в доме, хозяин приводит в порядок двор, поит и кормит скот.

Интересный обычай зафиксирован на Лемковщине. Когда уже все в доме было готово, вся семья шла к потоку и там тщательно мылась ледяной водой, а вытираться спешили домой. Последней шла мыться хозяйка.

Традиция внесения дидуха и приготовления стола

Следующий шаг - традиция внесения дидуха. Хозяин, подняв шапку, перекрестившись, брал дидуха и вязанку сена, а сын - две. Сено при этом раструшивали, а отец приговаривал: «Пусть трусится сено, пусть кормит скотинку. Пусть мягко будет душечкам, пусть мягко будет Святому Дитяти и скотинке на сене лежать!»

Медленно и торжественно отец с сыном подходили к дому и становились перед порогом, где их уже ждала хозяйка с кнышем в руках. Входили в дом, и отец говорил такие слова: «Святки идут!» «Святки пришли!» - отвечал после отца сын. «Чтим и просим дидуха и вас заглянуть в дом!» - отвечала мать. Так происходило в Восточной Украине, а в Галичине газда (хозяин) говорил такие слова: «Дай Бог, добрый вечер, эти праздники провести, других дождаться в здоровье, счастье до второго года, на многая лета». Потом семья заходила в дом, крестилась, расстилали вязку сена в углу и ставили на него дидуха, вторую вязку сена клали на стол, а третью - под стол. Во время того, как на пол стелили солому, дети под столом кудахтали: «Кво-кво - завтра Рождество».

На Тернопольщине и Львовщине на стол укладывали сено тонким слоем, хозяйка клала на четыре угла зелье и чеснок. Сверху стелили белую скатерть, а поверх нее часто стелилась вторая.

На празднично накрытый стол клали хлеб, и в нем делали дырку, куда вставляли высокую восковую свечу. На Лемковщине и в Галичине свечу ставили в сосуд, наполненный ярым зерном, которое потом подмешивали к посевному зерну. Зажженную свечу никто не имел права погасить весь вечер и старались зажечь так, чтобы она случайно не погасла, так как это не было хорошей приметой, потому что предвещало смерть кого-то из семьи. После этого хозяин клал в сено под столом топор, косу, серп, часть сохи, часть граблей - чтобы хорошо пахалось, жалось, косилось и чтобы было что жать и косить в Новом году. Только потом хозяин брал горшок с кутьей, а хозяйка - с узваром. Они торжественно несли их на красный угол.

Пока мать ставила блюда на стол, хозяин шел в хлев кормить скот куском хлеба с воткнутым в него чесноком, посыпанным солью, начиная с самого старшего и заканчивая самым младшим. Символизм этого обычая в том, что скот своим дыханием согревал новорожденного Иисусика. Затем вся семья становилась к общей молитве. Сначала молятся за умерших, а потом за всех присутствующих.

После хозяин смешивал ложку кутьи и всех других блюд с мукой и снова шел в хлев угощать скот, чтобы и тот мог принимать участие в праздновании. Потом выходил во двор, чтобы пригласить на ужин все праведные и не праведные души, солнце и месяц. Приглашение повторял трижды. Не получив ответа, громко говорил: «Если не идете, то чтобы во веки веков не приходили». Хозяин, вернувшись домой, закрывал двери. После этого уже никто из взрослых в этот вечер не мог выходить. На Прикарпатье сохранилась до сих пор традиция перед ужином идти с кутьей и свечой на кладбище и приглашать умерших родственников на совместную трапезу.

Рождественская звезда

Когда на небе появлялась первая звезда, только тогда семья могла садиться за стол после дня строгого поста, во время которого никто не имел права есть, кроме маленьких детей, которым давали немного вареной картошки. Однако перед тем как сесть, каждый дул на место на скамье, чтобы ненароком не придавить души, которые, считалось, на Святвечер приходили в дом.

Начинали ужин с кутьи. Ели все из общих мисок и пили из одной кружки, что символизировало мир и согласие в семье на протяжении года. Отдельные тарелки и ложки ставили только для усопших родственников или для того из семьи, кого не было в этот вечер дома. Неожиданный гость предвещал счастье на целый год, поэтому ему старались угодить. Также считалось хорошей приметой приглашать на ужин одиноких, бездомных и нищих людей. Ужинали долго, и никто не имел права вставать, кроме хозяйки, которая подносила блюда.

В конце ужина отец, а за ним и вся семья вставали из-за стола и благодарили Господа за прожитый год и просили о хорошей судьбе на следующий.

После ужина на столе оставляли кутью, другие блюда, ложки, потому что верили, что ночью умершие придут еще раз на ужин.

В центральной и восточной части Украины после Святвечера существовал обычай носить вечерю дедушке и бабушке (если они жили отдельно), крестным родителям и добрым знакомым. «Нести вечерю» - значит, уважать старейшину, разделять надежду, судьбу, добро, вспоминать умерших.

После Вечери в некоторых регионах молодежь начинала колядовать. Некоторые шли на Всенощное богослужение, которое завершалось праздничной Рождественской Литургией.

В целом традиции празднования Навечерия Рождества носят одинаковый характер по всей Украине, а разница в южных и северных областях объясняется влиянием других культур. Многие из самобытных обычаев утратились или позабылись вследствие массовых депортаций украинцев с их этнических земель или из-за советской атеизации. Вопреки всему, украинцы сегодня по-новому открывают себя для Бога, родных традиций и обрядов.

Традиционное блюдо Рождественской вечери имеет много разных названий, но большинству людей оно известно как Кутья.

Это постное блюдо, готовящееся из зёрен пшеницы и ячменя в виде каши, с добавлением сахара, орехов, мёда и других ингредиентов.

Помимо приготовления кутьи, существует также традиция носить её крестным и другим кровным родственникам, а также просто близким людям.

Но, к сожалению, сегодня далеко не все знают, когда носят кутью и как правильно это делать. При этом стоит отметить, что традиция является достаточно популярной, а оттого необходимо узнать о ней более подробно.

Почему носят кутью и когда это правильно делать

Несмотря на то, что обряд ношения вечери является православным, пришёл он с юга Украины, ещё со времён язычества.

Главным посылом данной традиции остается пожелание благополучия, так как зерно, из которого готовится кутья, символизирует плодородие, мёд олицетворяет богатство, а грецкие орехи – могущество.

Но при этом сама процедура приготовления блюда не относится к легким, отчего напоминает людям, что благополучие, как и любые плоды, достигается только при помощи усердного труда.

Таким образом подношение вечери проводилось для тех людей, которые своим трудом заслужили определённое уважение.

С приходом христианства традиция была немного изменена, но основной принцип сохранился прежним – желание благополучия, богатства и могущества.

Ношение вечери называют ещё «крестным ходом», потому что кутью принято относить близким и кровным родственникам, как символ единения семьи. Причём в первую очередь это касалось крестных родителей, которых благодарили за то, что те присутствовали на втором рождении ребёнка, каким считается обряд крещения, и приняли на себя ответственность молиться и духовно наставлять ребёнка на путь истинный.

Именно поэтому кутью должны носить непосредственно сами дети.

В дохристианский период подобную благодарность дети оказывали повитухам, которые фактически помогали появиться младенцу на свет, а потому считались второй матерью. Но постепенно эту роль переняли на себя кумовья по отношению к родителям крестника.

Помимо этого нужно помнить, что дети являются символом духовной чистоты и надежды на лучшее будущее. А потому крайне важным является поздравление детьми, помимо вторых родителей, и остальных своих родственников.

Также по этой причине традиционно первыми приготовленную кутью должны попробовать дети, а затем и все остальные члены семьи.

Кутью готовят в Сочельник, перед Рождеством, поэтому вечерю носят после захода солнца 6 января.

В древние времена праздничным блюдом кормили не только родственников, но и домашний скот, но не просто бросая еду, а специальным ритуальным способом, так как животные являлись одним из главных символов благополучия.

Но сегодня подобные ритуалы уже не проводятся, а ещё, помимо 6-го января, допускается ношение кутьи и вечером 7-го числа. Хотя в Рождество пост уже заканчивался, а так как кутья все-таки блюдо постное, то его и готовили именно на Сочельник.

Как готовить настоящую Кутью

Сегодня существует множество рецептов кутьи, но все они разделяются на три вида блюда:

  • богатая – которую готовят в канун Рождества,
  • щедрая – праздничное угощение на Новый Год?
  • голодная – на Крещение.

Соответственно, их этих вариантов только богатая может использоваться для крестного хода.

Для того, чтобы приготовить традиционную кутью, необходимо взять крупу из зерен пшеницы или ячменя. Но сегодня также можно использовать гречку, рис, овес, перловку и любой другой ингредиент по вкусу для приготовления каши.

Традиционный рецепт кутьи на Рождество

Если готовить кутью по традиционному рецепту, то на один стакан пшеницы потребуется по сто грамм изюма, грецкого ореха и мака, а также две столовых ложки меда.

Зерна должны быть хорошо перебранные, без мусора, поэтому, если понадобится, придется перебрать их вручную.

Затем залить холодной водой и оставить как минимум на 2-3 часа, а возможно и на всю ночь, пока зёрна не набухнут. Но при использовании шлифованной пшеницы данное замачивание не требуется.

Для того, чтобы сварить пшеницу, необходимо взять два стакана воды на шлифованную и три на обычную. Процесс варки лучше осуществлять в толстостенной или чугунной кастрюле, до тех пор, пока пшеница полностью не размякнет.

Мак нужно варить примерно 10 минут, затем тщательно процедить, дождавшись, пока стечёт абсолютно вся вода.

Изюм хорошо промыть и залить кипятком, после чего продержать так в течение 20 минут и ополоснуть.

А орехи поджарить на сковороде и порубить ножом на мелкие кусочки. После этого перемешать и добавить к ним мёда.

Популярная кутья из риса

Но более популярной сегодня является кутья на Рождество, сделанная на рисе, тем более, что готовится она проще, нежели пшеничная.

Для этого на стакан риса используется полтора-два стакана воды, которую нужно сначала довести до состояния кипения, затем засыпать рис и варить в кастрюле с закрытой крышкой порядка трёх минут на сильном огне, после ещё шесть минут на среднем и в заключении три минуты на маленьком. После этого ещё 12 минут подержать крупу в кастрюле, не открывая крышки, чтобы рис как следует пропарился.

Узвар - необходимый атрибут кутьи

Также кутья заправляется узваром, который, по сути, является компотом.

Для приготовления необходимо промыть сухофрукты, затем засыпать их в холодную воду и уже вместе с фруктами довести до стояния кипения.

Что касается отваренных сухофруктов, то небольшую часть из них можно, измельчив, добавить в блюдо.

Как украсить кутью

Когда блюдо будет приготовлено, кашу выкладывают в глубокую тарелку.

Важным моментом является то, что если варилась обычная пшеница, то мёд заливается в кашу прямо перед подачей на стол или перед походом к родственникам. Потому что если мёд окажется в каше слишком рано, то оригинальный вкус кутьи будет испорчен.

Украшать данное блюдо особенно не приходится, так как оно само по себе считается красивым. Но современные кулинары для того, чтобы придать кутье ещё более привлекательный вид, сверху укладывают кусочки орехов, цукатов, разноцветных драже, посыпают тертым шоколадом.