Что нужно чтобы попасть на афон. Мирскими делами афониты стараются не заниматься. Потому что на Страстной

Диамонитирион (ударение: диамонити́рион, по гречески: διαμονητήριον) — разрешение, виза на посещение паломниками Святой Горы Афон. Диамонитирион могут получить мужчины (и мальчики) любого вероисповедания. На Святой Горе Афон действует «аватон», запрещающий вход на полуостров женщинам.

Дается почти всегда — лишь на 4 дня. Стоит сейчас 25 € .Конечно, диамонитирион можно заказать через православную турфирму, но тогда придется дополнительно платить до 100 €.

Диамонитирион священников бесплатны и отличаются от диамонитирион мирян. Но православные клирики обязательно должны получать письменное разрешение от Константинопольской Патриархии.
Вариант 1 : Когдачеловек едет один, или группа мала (2-3 человека) , то можно поступить так:
— приезжаете в Салоники;

Такая реплика была:«В Салониках уже давно нет представительства Афона, информация устарела «.Это не так!!! В 2010 году бюро было и будет «всегда»(в силу непреодолимых причин). Другое дело, что оно иногда переезжает с места на место. Сначала вместо бюро была «страшная мадам Плиса» в Министерстве Македонии и Фракии. Потом образовалось«Бюро Афон» недалеко от старого КТЕЛ на ул.Каракасси, потом «Бюро Афон» переехало чуть дальше на ул.Караманлис,14. А сейчас«Бюро Афон» в 2-х этажном особняке (одос (ул.) Игнати́а, 109 ), и думаю надолго…

— сразу идете в «бюро Афон» (Паломнический офис Святой Горы в Салониках), расположенный по адресу: улица (одос) Игнатия, 109 (он работает: 8:30-14:00 по будням, по субботам: 10-12, так что следует поторопиться). Это в центре. Доходите (или доезжаете) до «Камары» (это древняя арка, рядом современный храм, кажется Рождества Пресвятой Богородицы) и через вход справа проникаете в двухэтажное красивое здание (вокруг все дома многоэтажные). Выходите (насквозь!) во двор, и налево. Там есть дверь в Pilgrims’ Bureau (паломническое бюро);
— Говорят там по-гречески и по-английски, но много слов не требуется:
«Харитэ » (приветствие, значит «радуйтесь»), или, хуже, «Яссас » («здоровья вам»), или «Кали мэра » («добрый день»).Констамонит
«Фэло сто Агион Орос аврио » (хочу на Святую Гору Афон завтра) или «Фэлуме сто Агион Орос аврио » (хотим на Святую Гору Афон завтра).
— На завтра — это самое быстрое, (в тот же день вы никак не попадете). Но можете заказать на послезавтра («мета-аврио») или на другой более поздний день;
— Если это не Пасха или иной день большого наплыва паломников (лимит 110-120 паломников в день), то все в порядке, и можно будет получить диамонитирион на следующий день в Урануполи (Уранополисе);
— Видимо «бюро Афон» имеет небольшой дополнительный «горячий» лимит на день (м.б. это 10 паломников). И если вы православный, не вызываете каких-либо подозрений или неприязни, то вам дадут разрешение и при исчерпании основного лимита (110 паломников);
— Вы заказываете таким образом «общий» («дженерал», «генико») диамонитирион. Конкретный монастырь не указывается. Дает право на ночлег (при наличии свободных мест) везде на Святой Горе — в любом монастыре, (а скиты и келии не обязаны принимать паломников). Это самый лучший вид диамонитирион;
— НоНЕТ ГАРАНТИИ получения диамонитирион таким образом. (Я всегда брал диамонитирион именно так, и лишь однажды получил отказ, (тогда шла уже Страстная седмица), — пришлось пробираться в тот раз на Афон пешком).
Вариант 2 :Звонить заранее в паломническое бюро Святой Горы , непосредственно в Салоники (общаясь по-английски или по-гречески). Почтовый адрес:

Agion Oros Pilgrims’ Bureau, 109 EGNATIA STR., 54622, Thessaloniki, Greece
Телефон: +30.2310.25-2578 , факс: +30.2310.22-2424, e-mail:[email protected]

Для паломников всех других религий (инославных) адрес иной:

Directorate of Political Affairs, Plateia Diikitiriou, Thessaloniki, Greece
Телефон: +30.2310.27-0092

— Ранее «бюро Афон» находилось в другом месте Салоник, (а теперь тут можно узнать (для православных или инославных) — на какие даты еще есть места):

Pilgrims’ Bureau, Leoforos Karamanli 14, 54638 Thessaloniki, Greece
Телефон: +30.2310.86-1611, Факс:+30.2310.86-1811

— Максимальный срок для заказа диамонитирион – 6 месяцев до поездки;
— Для заказа диамонитирион надо будет выслать факсом, (но лучше почтой), ксероксы паспортов (копии основных страниц);
— Или можно послать отсканированные странички загранпаспорта на e-mail:[email protected] , (вложения не должны быть более 200 Кб);
— и нужно будет сообщить (по-английски или по-гречески):

1) ФИО
2) Номер и серию паспорта
3) Дату рождения
4) Запланированную дату въезда на Афон
5) Номер мобильного телефона

— Если бронирование принято, то бюро паломников вышлет в течении 2-3 недель письмо с дальнейшими инструкциями (послать копию загранпаспорта; потом подтвердить за пару недель свой визит; оповестить бюро, если ваше паломничество не состоится). В конце концов вы получите разрешение на паломничество (еще не виза, диамонитирион получите в Урануполи);
— приезжаете прямо в Урануполи (в Салониках никуда заходить не нужно);
— заказывается таким образом «общий» («дженерал», «генико») диамонитирион (самый лучший вид диамонитирион). Конкретный монастырь не указывается. Дает право на ночлег (при наличии свободных мест) везде на Святой Горе — в любом монастыре, (а скиты и келии не обязаны принимать паломников);
— Недостаток этого способа в том, что количество общих диамонитирион весьма ограничено (лимит 120 православных и 14 инославных паломников в день), а если паломников больше 4-х человек в одной заявке, то могут вообще не дать бронь. И звонить надо заранее, планировать поездку задолго (готовить «телегу зимой»), а если едет большая группа (более 4-х паломников), то разбивать заявку на части и звонить несколько раз в разное время.
Вариант 3 — «идикон диамонитирион» : Если разговариваете по-английски, (а с точки зрения успеха цели звонка, — несравненно много лучше, если по-гречески, — ведь у греков «в крови» считать все другие народы —«варварами» , и только достигшие Святости, умаляют в себе эту национальную черту ), то звоните в какой-либо афонский монастырь и просите у них Вас принять. Телефоны монастырей Афона обильно представлены в интернете. Также можно договориться с каким-либо русскоязычным насельником афонского монастыря, (если он, конечно, сам знает греческий и там не на «последнем счету», арусские есть почти в каждом монастыре), чтобы он обратился к соответсвующим людям своей обители, и оттуда послали бы по факсу в Салоники (в «бюро Афон») ваши паспортные данные;
— От монастырей делают другой, индивидуальный вид диамонитирион (греч. ειδικον διαμονητήριον — «идикон», а HE — «общий», «дженерал», «генико»), —на любой срок (пока действует ваша шенгенская виза, разумеется), и количество заявок не ограничено, ибо размещение и питание паломников берет на себя конкретный монастырь.
— Но в другом монастыре могут не принять на ночлег с таким «конкретным» разрешением (диамонитирион), скажут (и часто это случается), —«идите в тот монастырь, который вас пригласил!» . Могут, конечно, если захотят, сделать и исключение, — особенно, если вы пришли под вечер.
Далее для всех вариантов:

В любом случае данные вашей заявки передаются в Урануполи (Уранополис) без вашего участия (когда-то давно было не так). Получать же диамонитирион (и платить за это) нужно в Урануполи — в день заезда. Паломнический офис-бюро («Графио Проскинитон») находится около бензозаправки («вензинарико»). Открыт только утром с 8:00. Телефон: +30.23770.71423. Там по паспорту и получаете диамонитирион.

Попасть на Афон можно только морем. По будням первый корабль (паром, «караваки») «Агиа Анна» идет на Афон в 6:30 (прямо в Дафни без остановок, и быстро, в 8:00 уже прибывает в Дафни, после чего идет дальше до Карули и Кавсокаливии), поэтому диамонитирион выдают из микроавтобуса прямо на пристани у корабля, — если заказывали на первый корабль! Второй корабль в Дафни (паром, «караваки») «Аксион Эстин» («Достойно есть») или «Агиу Пантелеимон» — отправляется в 9:45, уже со всеми остановками.

Будет дешевле примерно на 4 € (а в 1 конец уже 14 € — и каждый год дорожает), если из Салоник в Урануполи (Уранополис) возьмете билеты на автобус «туда-обратно». Обратный билет без даты, действителен в течение месяца. Рейсы из Салоник с 5:30 до 18.30 (от КТЭЛ ХАЛКИДИКИ). Если не приехать в Урануполи накануне, то годятся только первые 2 автобуса, которые отходят в 5:30 и 6:15. КТЭЛов в Салониках несколько (типа автовокзала, но эта аббревиатура буквально скрывает за собой что-то типа АО, ООО). КТЕЛ «Халкидики» когда-то давно был в самом городе, потом его перенесли на окраину, а не так давно — за окраину, в сторону аэропорта и Афона.
До «ΚΤΕΛ ΧΑΛΚΙΔΙΚΗΣ» ходит из центра Салоник прямойгородской автобус № 45 . Цена билета на городские автобусы:0.7 € (или 0.6 €, если купить заранее — в любом газетном киоске). Также можно купить суточный билет — и ездить на городских автобусах, — сколько влезет.

Также у этого КТЕЛ-а («Халкидики») остановка и36 городского автобуса , имеющего 3 варианта следования. Если выбрать тот, который до «ИКЕА», то мы попадем на микро-автобусную станцию, откуда городскойавтобус № 87 довезет вас прямо доисихиастерия Иоанна Феологоса (Богослова) вСуроти — место, окормляемоеСтарцем Паисием Святогорцем . Здесь и могилка его, преставился он 12.07.1994 (по ст.стилю). Исихастерий Фэологоса с храмомАрсения Кападокийского (Фарасского) открыт с 10 до 13 и с 16 до 17, (кроме пятниц! ), а по воскресениям: с 4 до 12 (а не с 10 до 13), но во время Литургии (с 7:30 до 9) — не войдете!. Правда, меня, милостию Божией, пустили и в неурочное время (в пятницу), но пришлось подождать у закрытых ворот, (а еще греки там ждали — их не пустили). Расписаниеагрипний — по старому стилю, не перепутайте! Например, бдение святомуПаисию Великому — 19 июня, прибавляем 13 дней и получаем — 2 июля по современному календарю.

Автобусы на Урануполи также проходят невдалеке от Суроти (но надо 1-2 км пешком пройти). Невдалеке от Суроти (в 15 км) — мужскоймонастырь Анастасии Узорешительницы (ставропигиальный патриарха Варфоломея). Он на полугоре, хороший вид. Если едете в Урануполи, то видите его слева.

Проезд внутри Афона стоит от 3 до 10-15 евро за маршрутку-такси, в зависимости от её наполняемости (но я предпочитаю ходить пешком). Можно даже по телефону заказывать «радиотакси».
Афонские монастыри делятся на несколько групп по строгости требованиям к диамонитирион :

— в русском монастыре святого Пантелеимона по «общей» диамонтирион оставляют лишь на один день, (точнее сутки);
— в Ксиропотам пускают только по диамонитирион, выданному самим монастырем. Русским туда в большинстве случаев вовсе не попасть;
— в Ставро-Никите (Ставроникита) русских обычно не оставляют, ссылаясь на «малость» монастыря;
— в Симоно-Петре (Симонопетра) русских обычно не оставляют, отсылая в близлежащую русскую келию, (но меня иногда брали, если приходил под вечер);
— Каракал, Филофей — вряд-ли примут, если «общая» диамонтирион просрочена (такими «строгими» они стали недавно);
— Ватопед, Агиу Павлу (святого Павла), Агиу Андреу (скит Андрея Первозванного) — (как, впрочем, и другие обители) просят предварительно звонить и предупреждать о дне вашего визита. Но при этом в Ватопеде часто дают отказ по телефону, а если заявиться (не утром) прямо в обитель — то легко принимают, (но у них еще есть «отсеющевый» сторожевой пункт (КПП) на пол-дороге к монастырю из Кариеса (Кареи));
— Дионисиу (Дионисиат), Григориат, Ивирон (Иверский), Ксенофонт, Пантократор, Дохиар, Кутлумуш, а теперь и Хиландар — лучше не рисковать и приходить сюда, пока «общая» диамонтирион не просрочена;
— остальные монастыри мало внимания обращают на просроченность диамонтирион, и даже могут взять и вовсе без диамонитирион («нестрогие» обители: Есфигмен, Великая Лавра, румынский скит Продрому (Иоанна Крестителя-Предтечи), Костамониту (Кастамонит, Констамонит), Зограф);
— Надо всегда быть готовым, что под истинным или надуманным предлогом вам откажут в ночлеге. Но, с другой стороны, если будет Богу угодно, то сделают исключение, и примут в самом «тяжелом» случае (например, вообще без диамонтирион) — не смотря ни на что!


Если хотите задержаться где-либо на Афоне сверх положенного для паломника:

Срок действия диамонитирион можно продлить на несколько дней (редко разрешат дополнительный срок более недели), зайдя утром в Кинот (Священный Кино́тис или по-гречески: ῾Ιερὰ Κοινώτης, центр управления монашеской республикой в Кариесе (Карее) — с колоннами и широкой «римской» лестницей). Рядом с Кинотом (его также иногда называют Протатом) — расположен соборный храмПротат — главный собор афонской столицы Кариеса, очень древний, где находится чудотворнаяикона Божией Матери «Достойно есть» («Аксион Эстин» ).

Срок действия шенгенской визы также может быть продлен — попечениями монастыря, в котором вы «осели», если Вас, как гостя, захотят принять на 3 — 6 месяцев. Но начинать подобные разговоры надо не позднее, чем за 2-3 недели до конца срока действия той шенгенской визы, по которой Вы въехали в Грецию. Часто так принимают иеромонахов (священников-монахов, и даже на год и более), если в данном монастыре ощущается нехватка литургисующих священников. Напомним, что на Святой Горе Афон рукополагают в священники только благочестивых девственников, аправо принимать исповедь вообще дается очень немногим из них, (кроме игумена-духовника, еще, (изредка!) может быть один-два помощников — духовников, и вряд ли где-либо можно встретить больше).

Обычнопазломники остаются в афонских обителях по одному дню (это по «общей» диамонитирион). Обратившись за благословением к архондаричному (гостиннику), а лучше прямо к игумену (наместнику) монастыря, часто можно еще задержаться на 1-2 дня (или, иногда, на неделю-две). С этого также начинают,когда хотят остаться в монастыре (типа: «на всю жизнь», «до самой смерти») , и тогда просят (не в открытую!!!) «испытательного срока» (2 — 4 недели). Ирония — из практики, ибо подавляющее число русских людей, остающихся насельниками в неславянских«киновиях» — общежительных обителях Афона (или вне Святой Горы), не могут прожить в греческих монастырях (да и в болгарском Зографе) — более 4-х лет —«менталитет не тот» ,«ностальгия заела» , и прочие «обоснования»). Это вызвано тем, что в следствии мировой апостасии и угасания духовной жизни, резко «поднимает голову» национализм многих нерусских народов. Пока действует«первая, призывающая благодать» , русский насельник иноземного монастыря всех видит святыми. Но потом благодать отступает, и русский человек с удивлением замечает, что окружающие — мелковаты, приземлены, и при этом превозносятся, презирают и мелко укалывают его при всяком удобном случае, не видя в этом никакого греха. Амонахов-подвижников Святой жизни — очень мало , «погоды» они обычно не делают… Но есть и редкие исключения, так что пробовать остаться можно, а польза будет, скорее-всего, — при любом исходе…

Греческий«вид на жительство» не так трудно оформить (и не легко), но его по греческому закону могут иметь на Святой Горе Афон — только рабочие (ну и трудники, то есть не ставшие еще послушниками). Насельники — святогорцы (монахи, послушники, священники) — не имеют право его иметь, а должны стать гражданами Греции (что, как правило, никто не допустит для русских). К тому-же дается вид на жительство всего на год, а при его последующем продлении уже требуется получение (присвоение вам)личного кода , индивидуального номера, без которого«не купить, не продать» . Так что или махнуть на бумаги рукой (если живете в монастыре, то никто вас пальцем не тронет,монастырская «аура» — надежно защищает, живите сколько угодно без документов), или без конца продлевайте визу.
Иначе — тоже нетронут,- если хорошо молитесь, ведь Афон — это не простое место, а Удел Всесвятой Богородицы, и живут там верующие люди (и «астиномы», полицейские!), покровительствующие христианам.

Если выпросрочили шенгенскую визу , то вас легко выпустят из Греции, но при следующем заезде в одну из стран Шенгена, надо будет заплатитьштраф 1290 € . Если сразу заплатите штраф при выезде, то в ваш паспорт не поставят черную отметку, то есть как будто все было ОК, и вы ничего не нарушали! Иначе въезд в Шенген закрыт, кажется на 5 лет. Но тут еще другое: по заграничному паспорту с черной меткой вам скорее всего не дадут новую шенгенскую визу, даже если вы и собираетесь заплатить на границе штраф. Так что придется получать новый загранпаспорт и утаивать факты…
Да еще, — если вы покажетесь подозрительным полицейскому (илипопадете под антитеррористическую спец-акцию ), и он попросит на проверку ваши документы (что бывает очень редко), то вас посадят на 2-3 месяца втюрьму , а потомдепортируют на родину. Желательно при этом самому оплатить обратный билет, тогда срок заключения будет меньше.В греческой тюрьме платят 5 € в день — на питание (все надо покупать, безплатно ничего из еды не дают). Публика (сокамерники) приличная —нелегалы

Но это все верно лишь для «континентальной» Греции.Со Святой же Горы Афон (за просрочку шенгенской визы), —никого не сажают в тюрьму и не депортируют , (а, максимум,«увещевают» и«нагоняют страху» )! А вот если появитесьпьяным в «общественном месте», или что иное, серьезное, совершите (например, движение на пароме в сторону Урануполи с книгами или облачениями древнее 1924 года) — то тюрьма и департация вполне возможны и прогнозируемы.

При вывозе древностей с Афона — срок заключения может быть несколько лет!
Был такой случай: благочестивый иеромонах взял временно в афонском монастырестаринную епитрахиль и поехал на «караваки» из Дафни в Хиландар, — и получил большой срок тюремного заключения, ведь послеЯваницы («арсаны», пристани— Хиландара ), — следующая остановка —Уранополис !

Или вот другая трагедия : один русский монах вывез на груди, поройдя все кордоны, (на Афон из России ехал он поездом), старую икону, благословение своей матери. И вот он так же поехал в Хиландар на корабле-пароме, аналогично ни о чем не думая,ведь он НЕ уезжает со Святой Горы! Икону обнаружили на его груди (под подрясником) и отобрали (конфисковали). Благо, что не посадили (пожалели, по милости Божией). Да и икона была, кажется, XIX века и русская (русское греки не ценят )…

В РПЦ призвали российский бизнес не финансировать Афон после разрыва общения с Константинопольским патриархатом. Но миряне и даже священникам РПЦ разрешил приезжать на Святую гору. Однако только в качестве туристов. Исповедоваться, причащаться и совершать богослужения после разрыва евхаристического общения с Константинополем на Афоне нельзя, заявили в РПЦ. В том, как устроена Святая гора и что там делают святые люди, разбирался «Город 812».

Про Афон известно, что это автономная монашеская республика в Греции, на полуострове Халкидики, которой уже более тысячи лет. Там нет никаких городов – только 20 монастырей, представители которых и управляют автономией. Туда вообще не пускают женщин, а мужчин пускают с трудом – по специальной визе, диамонитириону. На Афоне благодать, это земной удел Богородицы, и праведные старцы несут там свой монашеский подвиг. Высшие московские чиновники из числа воцерковленных ездят к ним за советами – греки в вытертых подрясниках кажутся благодатнее, чем отечественные деятели РПЦ. Президент Путин бывал на Афоне дважды.

Афон, хотя и автономен настолько, что у него даже есть своя полиция, относится к юрисдикции Вселенского патриарха. Власть патриарха признают 19 монастырей, а один – Эсфигмен – нет, так как патриархи, по версии монахов этого монастыря, спутались с римскими папами и погрязли в экуменизме. Патриарх, в свою очередь, объявил братию раскольниками.

Была, прямо как по учебнику рейдерских захватов, создана другая братия, правильная, которая безуспешно пыталась завладеть монастырем. В общем, война с участием полиции продолжается до сих пор.

Именно в Эсфигмене родился признанный в России экстремистским слоган «Ортодоксия и танатос», что на русский переводится как «Православие или смерть». Он был написан белыми буквами на черном флаге, вывешенном из окна монастыря.

На полуострове есть также представители светской греческой власти. За исключением обитателей Эсфигмена, все остальные уживаются друг с другом довольно мирно. Хотя власти не дремлют: в 2012 году за махинации с землей чуть не сел настоятель одного из самых знаменитых монастырей Афона, Ватопедского.

Несмотря на то что Афон – место святое и туда ездят великие люди, простым россиянам попасть на Святую гору тоже можно, причем не так дорого. Главное – не быть женщиной. За 500–600 евро турфирмы предлагают перелет до Греции и оформление диамонитириона, за который, правда, придется заплатить еще 25 евро. В этот же пакет входит «бронирование» мест в паломнических гостиницах при монастырях: сами они, как и питание, бесплатные, но если не договориться о ночлеге заранее, свободного места может не оказаться. Полный пакет – с экскурсиями, транспортом и пр. – стоит у турфирм под 1000 евро. Общественного транспорта на Афоне нет, только монастыри, скиты и поселения монахов, время в пути пешком между которыми может занимать несколько часов.

Священнику на Афон попасть сложнее: нужно испросить благословение (разрешение) Константинопольского патриарха, написав ему письмо – по-английски или по-гречески – и приложив рекомендацию от епархиального начальства. Впрочем, для клириков РПЦ это не актуально – им надо обращаться в Отдел внешних церковных связей, который ше сам рассматривал их заявку и сам договаривался со Вселенским патриархом.

Из 20 афонских монастырей один – Пантелеимоновский – считается русским. Хотя сейчас руководят им выходцы из Украины. Но вообще к русским на Афоне относятся настороженно, опасаясь их доминирования. Считается, что попасть в братию монастыря русскому сложнее, чем кому-нибудь другому.

В начале ХХ века русское влияние было особенно велико, значительная часть всех монахов Афона были русскими. Среди них даже родилось своеобразное мистическое учение – имяславие, которое официальные церковные власти Константинополя и России признали ересью. С Афона было выслано более 1000 русских монахов, обвиненных в ереси. В 1913-м к полуострову подошли русские корабли, которые высадили на Святую гору десант, штурмом взявший Пантелеимонов монастырь. По некоторым данным, были жертвы. Остатки имяславцев вывезли в Россию. Лидером имяславского бунта был иеросхимонах Антоний, в прошлом – гусарский ротмистр Александр Булатович.

Когда в 2000-х в России начала расти духовность и скрепляться скрепы, Афон вошел в моду, и угроза русского доминирования вновь стала тревожить греков. С другой стороны, конечно, в этом есть и большой для них плюс: русские и украинцы – едва ли не главные инвесторы в монашеской республике. Это не только пожертвования на ремонт храмов и монастырей – монахи активно строят новые паломнические дома и другие элементы туристической инфраструктуры.

Из России и Украины на Афон едут не только паломники, но и те, кто мечтает о лаврах «афонского старца». Стать монахом там нелегко, но возможно. В конечном итоге все зависит от того, понравишься ли ты братии монастыря и захочет ли она принять тебя. «В монастыре смотрят на человека. Меня, например, взяли, так как я – певчий», – рассказал «Городу 812» писатель Станислав Сенькин, проживший несколько лет в одном из монастырей в качестве трудника (добровольный помощник при монастыре, не собирающийся становиться монахом).

«Нормальный смиренный монах, принявший постриг в своей обители, разве будет помышлять об Афоне? Может быть, конечно, он и не раз вздохнет в своей келье, читая Силуана афонского, но не посмеет пойти против воли своего игумена, – пишет Сенькин. – Часто на Афон, вместе с настоящими рабами Божьими, прибывают беглые иеромонахи и дьяконы в запрете, нерадивые послушники, бродяги, искатели приключений, которые хотят использовать Святую гору как некий трамплин для собственного возвышения».

Из живущих на Афоне старцев самый известный в России – Афанасий (Усенко). Он родом из СССР, но попал на Святую гору очень давно. Когда в России начался православный ренессанс, старец Афанасий оказался главным проводником для потянувшихся за благодатью высокопоставленных россиян. Его можно увидеть на фотографиях рядом с Путиным во время первого президентского визита на Святую гору в 2005 году. Правда, потом отношения власти и старца разладились: он отличается несдержанностью на язык и в соцсетях употребляет в адрес своих оппонентов слова вроде «питух». В итоге Афанасий превратился в заправского оппозиционера, который публикует у себя в ЖЖ такого рода тексты:

«»Зная? какое влияние на общественное мнение оказывает Агион Орос (Святая гора — АМ), сюда стали регулярно приезжать самые высокопоставленные чиновники, политики, олигархи. Ими даже было создано Афонское общество, своеобразный клуб по типу масонского с православной атрибутикой, членство в котором делает человека причастным к особому очень влиятельному кругу. Обладая неограниченными финансовыми возможностями, – ярыми «афонитами», к примеру, являются братья Ротенберги, – русские стали просто-напросто подкупать игуменов некоторых монастырей. И теперь Ватопед, к примеру, стал главным духовным покровителем и «благословителем» путинского режима. Привоз Пояса Богородицы в Москву был для Путина мощным PR-ходом. Однако самое опасное для Православия явление сейчас на Афоне – это то, что российские спецслужбы начали заниматься культивированием и селекцией «старцев». Делается это просто. Берется у монастыря старая келлия с обещанием ее восстановить, поселяется там подобранный кандидат, и через несколько лет грамотного пиара «старец» готов к служению …на ФСБ, в смысле, на российский отдел Моссада» Во время этого визита Путина старца Афанасия, если верить его собственным словам, фактически заперли в местном отделении полиции.

Это, впрочем, не мешает ему (и не ему одному на Афоне) иметь скит, представляющий из себя, как говорят, настоящую гостиницу, в которой он принимает паломников из России.

«Что такое Афон – святое место, просто монастырь, или туристический аттракцион? Смотря для кого что стоит на первом месте», – говорит Станислав Сенькин.

Антон Мухин