Что должен делать верующий. Обязанности по отношению к ближним и себе. Как должно поддерживать в себе духовную радость

Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии и семинарии, предостерегает христиан от возможных опасностей.

– Андрей, в редакцию «Православной Жизни» регулярно приходят различные вопросы от читателей. Мы отобрали наиболее часто повторяющиеся и хотели бы их обсудить с Вами. Начнем с такого вопроса: можно ли православным заходить в католические храмы, мечети? Как там себя вести?

– В одном из своих Посланий святой апостол Павел говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6:12). Следовательно, для того чтобы более корректно ответить на данный вопрос, сначала стоит определить саму цель посещения иноверческого или же инославного культового сооружения. Если мы заходим в костел или мечеть посмотреть, так сказать, расширить свой культурный кругозор, то в этом, в принципе, ничего предосудительного нет. Если же мы посещаем неправославные храмы для того, чтобы помолиться, нам следует помнить 65-е Апостольское правило: «Если кто из клира или мирянин в собрание иудейское или еретическое войдет помолиться: да будет и от чина священного извергнут, и отлучен от общения церковного». Но бывают исключения: во многих римско-католических храмах, а также в храмах, принадлежащих юрисдикции так называемого Киевского Патриархата, имеются святыни, почитаемые и православными. В приведенном выше Апостольском правиле речь идет о запрете участвовать в ОБЩЕСТВЕННОМ богослужении вместе с неправославными. Поэтому нет ничего предосудительного в том, если православный христианин с молитвой почтит ту или иную святыню, находящуюся в иноконфессиональном храме.

Относительно же того, как стоит себя вести в неправославных храмах, правилом к руководству может быть только один фактор: воспитанность. Православный христианин, где бы он ни находился, должен вести себя культурно и сдержанно. Несмотря на наши личные убеждения, мы никоим образом не вправе чем-либо обижать религиозные чувства других людей, потому что главный критерий, который отличает христианина – прежде всего любовь. И критерий этот определил Сам Господь наш Иисус Христос: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

– Можно ли обращаться к нетрадиционной медицине, например китайской?

– Православная Церковь никогда не считала духовным препятствием достижения в области медицины. Но прежде чем прибегнуть к помощи того или иного «нетрадиционного врача», человек должен для себя понять: какими источниками он пользуется, иначе можно принести как своему телу, так и своей душе немалый вред.

Один из исследователей нетрадиционных методов лечения однажды заметил: китайцы, например, относятся к своей медицине как к религии. Подобное отношение к медицине должно насторожить православного человека, ведь выше и сакральнее религии ничего быть не может. Кроме того, немецкие ученые, исследуя практику акупунктуры, провели следующий эксперимент: одним пациентам иглы ставили, так сказать, по всем «канонам» китайской медицины, другим же, грубо говоря, наугад, лишь бы только не задеть важные органы и не навредить. В результате эффективность первого иглоукалывания составила 52 %, а второго – 49 %! То есть разницы между «умным» и «свободным» иглоукалыванием практически обнаружено не было.

Однако более остро стоит вопрос о применении в медицине некой духовной практики. Так, например, некоторые «целители» для того, чтобы излечить тот или иной недуг, предлагают своим пациентам попытаться выйти из мира физического в мир сверхчувственный, экстрасенсорный. Но мы должны помнить, что наше физическое тело – это некая преграда, которая отделяет нас от прямого непосредственного общения с миром духовным и, в частности, миром падших духов. Некоторые же восточные культы используют целый комплекс упражнений, способствующих подобному выходу в «духовный мир», и эта практика ослабляет нашу защиту от демонов. Святитель Игнатий Кавказский предостерегает: «Если бы мы находились в чувственном общении с демонами, то они в кратчайшее время окончательно развратили бы человеков, непрестанно внушая им зло, явно и непрестанно содействуя злу, заражая примерами своей постоянной преступной и враждебной Богу деятельности».

Именно поэтому любая «нетрадиционная медицина», практикуя некое общение с духовным миром, даже если и сулит своим пациентам физическое выздоровление, в итоге становится опасной для их духовного здоровья.

– Что значит не ходить на совет нечестивых?

– Значение данного стиха, который является первым стихом первого псалма Книги Псалтирь, весьма глубоко и многозначно. Так, святитель Афанасий Великий говорит: «совет нечестивых» – это собрание лукавых людей, которые стремятся уклонить праведника от следования путем Божиим. А святитель Василий Великий уточняет: «совет нечестивых» – это всякие нечестивые помыслы, которые, подобно невидимым врагам, одолевают человека.

Кроме того, весьма интересно, что в приведенном псалме о противостоянии праведника «совету нечестивых» говорится «в трех измерениях» – хождения, стояния и седения: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе». По словам святителя Феофана Затворника, целью такого троекратного указания является предостережение от трех главных степеней уклонения во зло: в виде внутреннего влечения ко злу (шествие ко греху), в виде утверждения во зле (стояние во грехе) и в виде борьбы с добром и пропаганды зла (совосседание с губителем, то есть диаволом).

Таким образом, хождение на совет нечестивых – это всевозможное участие во зле, будь то мыслью, словом либо же поступком. По словам преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, для того чтобы спастись, человек должен непрестанно контролировать самого себя, упражняясь в духовном делании: без последнего не будет духовной жизни.

– Можно ли ездить отдыхать, например, на лыжный курорт в Рождественский пост?

– По мысли преподобного Ефрема Сирина, цель поста заключается в том, чтобы человек смог победить в себе похоти, пороки и грехи. Если же пост не помогает нам преодолеть грех, мы должны задуматься: как мы постимся, что делаем неправильно?

К сожалению, исторически сложилось так, что в жизни современного человека большая часть отпусков приходится на время Рождественского поста – в период новогодних праздников. Цель же Рождественского поста заключается в том, чтобы подготовить человека к принятию Богомладенца Христа, Который приходит в этот мир и становится человеком с целью спасти каждого из нас от власти греха и смерти. И потому главное, о чем должен думать православный христианин в преддверии Рождества, так это о том, как лучше всего, правильнее всего подготовить себя для встречи Спасителя.

Активный отдых, например лыжный спорт, очень полезен для здоровья, если он при этом совмещается с духовным возрастанием человека. В ином случае пользы от такого «оздоровления» не будет. Поэтому, если наш отдых не позволяет нам соделать наше сердце достойным вместилищем Живого Бога – лучше от такого отдыха отказаться.

– Можно ли делать тату женщине, например в косметических целях?

– Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует решить: зачем вообще нужна подобная татуировка, каковы причины, подвигающие человека делать на своем теле те или иные изображения?

Еще в Ветхом Завете было сказано: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен» (Лев. 19:28). Этот запрет в Пятикнижии Моисея повторяется далее еще дважды: в той же Книге Левит (21:5), а также в Книге Второзаконие (14:1). Моисей запрещает уродовать человеческое тело, так как подобное действие является оскорблением Творца, давшего человеку прекрасную плоть. Исторически татуировка – это признак принадлежности к какому-либо языческому культу: люди с помощью тату надеялись снискать себе особое благоволение у того или иного божества. Именно поэтому с древних времен татуировки – «мерзость пред Господом».

По слову митрополита Сурожского Антония, тело – это видимая часть души, поэтому любое внешнее изменение – это прежде всего признак внутренних, духовных перемен, происходящих в человеке. Главные признаки христианина – это скромность, кротость и смирение. Татуировка же – это, по мысли одного современного автора, побег от скромности, попытка преподнести себя более изысканно и, возможно, с целью некоего прельщения окружающих. Исходя из этого, можно сделать уверенный вывод: даже самые, как кажется, безобидные татуировки могут нанести человеку непоправимый духовный вред.

– Можно ли слушать молитвенное правило в наушниках по пути на работу или используя диск в машине?

– Молитва – это прежде всего беседа с Богом. И поэтому весьма сомнительным кажется утверждение, что молиться можно и под аудиозапись.

К сожалению, современный человек, настолько упростивший свою жизнь с помощью тех или иных технологий, все меньше и меньше времени готов уделять Богу и общению с Ним. Поэтому мы и стараемся молиться под аудиозаписи, слушать вечерние и утренние молитвы в машине или по дороге домой. Но, если задуматься: насколько внимательно мы можем слушать такие записи? Насколько сосредоточенно мы можем молиться под них?

Святые отцы всегда говорили: лучше искренне сказать Богу пару слов, чем, не думая о Нем, произносить длинные молитвы. Господу нужны не слова наши, а наше сердце. И Он видит его содержимое: стремление к своему Творцу и Спасителю либо же попытка отмахнуться от Него, спрятавшись за получасовую аудиозапись.

– Чего никогда не должен делать православный?

– Православный должен прежде всего бояться грешить, но не из-за страха наказания Божия. Преподобный авва Дорофей говорит: страх Божий – это вовсе не боязнь Бога как некоего отмстителя за грехи; страх Божий – это боязнь оскорбить явленную во Христе любовь Божию. Поэтому каждому православному христианину следует стараться контролировать самого себя, пресекая даже сами помыслы о совершении греха, ведь своими грехами, по слову святого апостола Павла, мы вновь распинаем Господа нашего Иисуса Христа. Грехами мы разрушаем все то, что соделано Богом для нашего же спасения. И именно этого мы должны бояться и избегать в своей жизни.

Беседовала Наталья Горошкова

Когда я говорю «нормальный», я не имею в виду – «среднестатистический», я имею в виду – такой, который живет по православным канонам.

И это, конечно, не полный список, и пункты в нем стоят не в порядке приоритетности.

Итак, нормальный христианин:

1. Ходит на службы так часто, как только возможно

Необходимый минимум – каждое воскресенье ходить к утренней службе. Но часто бывает, что этого недостаточно. И «ходить на службу» – это не значит просто присутствовать на ней, но значит быть душевно вовлеченным – молча ли внимая, крестясь ли, подпевая и так далее.

2. Каждый день молится дома

В идеале нужно читать утреннее и вечернее правило и молитву перед и после вкушения пищи. Особенно важно, чтобы мужья и жены молились вместе, и чтобы родители молились вместе с детьми. Включите сюда же ежедневное чтение Библии, особенно Псалтыри.

3. Участвует в таинствах

Это значит не только исповедоваться и причащаться, но и собороваться, если заболели. Это значит принять крещение, состоять в венчанном браке. Стоит даже подумать о том, не принять ли вам или другому мужчине из вашей семьи посвящение в духовный сан.

4. Избегает безнравственности в мыслях, словах и поступках

Всё, что мы делаем со своим телом, душой и словами, имеет значение для нашего спасения. Пусть ваше тело, душа и слова служат во благо вам и вашим близким. Ищите, кому бы помочь, а не чтобы помогли вам.

5. Соблюдает посты согласно церковному календарю

Священник, у которого вы исповедуетесь, посоветует вам, как соотнести посты и обычную жизнь вашей семьи. Православные соблюдают пост по средам и пятницам и, естественно, во время Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов.

6. Ходит к исповеди

Таинство исповеди крайне важно для души. К исповеди нужно ходить как минимум один раз во время каждого поста. Но и еще – просто, когда это необходимо вашей душе, когда есть грех, мучающий вас.

И часто находит их во время исповеди. Но священник (или духовник, если он у вас есть) в любое время выслушает вас. Это тот источник, которым нужно пользоваться постоянно.

8. Отдает десятую часть дохода Церкви

Отдавать десятую часть дохода Господу (ведь ваш доход – это Его дар вам) – это библейская норма, которой православные христиане должны придерживаться. Если вы не можете отдавать все 10 процентов, выберите другую сумму, но отдавайте регулярно, постепенно двигаясь к тому, чтобы отдавать 10 процентов. А если вы можете отдать больше 10 процентов – отдайте. И делайте это не только когда вам тяжело, когда что-то плохое происходит в жизни – жертвуйте, когда всё хорошо. На то, что отдавать десятую часть дохода – именно православная традиция, много раз указывали отцы Церкви.

9. Подает милостыню и занимается благотворительностью

То есть помогает тем, кто нуждается. Эта помощь может быть и денежной, но помочь можно и собственным трудом, и морально поддерживая, и даже просто находясь рядом с тем, кому тяжело, с тем, кто болен и т.д.

10. Постоянно повышает уровень своего образования

Нужно всё время искать всё более глубокого постижения веры – и не только в том смысле, чтобы понимать, что, собственно, значит быть верующим, благочестивым, набожным. Это значит еще и то, что наш ум должен постоянно находиться во власти Господа, чтобы Он исцелял его и изменял. Все наши мысли должны быть связаны с Богом – читаем ли мы духовную литературу, посещаем ли курсы по религиозному образованию и т.д. Цель всей нашей деятельности в сфере образования – как можно глубже узнать и понять Священное Писание.

11. Разделяет веру с другими

Если вы благодарны Господу за дарованное нам Спасение – вам захочется разделить свою веру с другими людьми.

12. Ходит в крестные ходы, совершает паломнические поездки

То есть путешествует с целью посещения святынь. Обычно это монастыри, храмы и другие святые места.

Перевод Анны Барабаш

Пугающе: УПЦ просит верующих на Покрову молиться в Киево-Печерской Лавре целый день...

Трехсотлетние договоренности отброшены. Цель действий, предпринятых Константинополем, - сломать хребет православию и сделать Украину навсегда враждебной России. Но решать это будут не церковные чиновники, а с Божьей помощью люди на земле - православные христиане украинских приходов.

Вкратце напомним, о чем говорят решения завершившегося в четверг, 11 октября, Синода Константинопольского патриархата.

1. Подтвердить уже принятое решение о том, что Вселенский патриархат приступает к предоставлению автокефалии Церкви Украины.

2. Восстановить ставропигию Вселенского патриарха в Киеве.

3. Принять и рассмотреть ходатайства об апелляции Филарета Денисенко и Макария Малетича об отмене анафемы, возложенной на них Русской православной церковью. Вышеупомянутые лица "канонически восстановлены до их иерархического или священнического звания, и их последователи восстановлены в общении с Церковью".

4. Отменить юридическое обязательство Синодального письма 1686 года, которое предоставило право Московскому патриарху назначить митрополита Киевского.

5. Обратиться ко всем участвующим сторонам с призывом избегать присвоения церквей, монастырей и других объектов, а также любого другого акта насилия и возмездия, "с тем чтобы мир и любовь Христа могли преобладать".

Таким образом, автокефалию не дали, поскольку пока некому. Именно для определения ее субъекта и снята вроде бы анафема с раскольников, чтобы они там на Украине, включая Онуфрия, патриарха УПЦ Московского патриархата, между собой договорились. Но не факт, что томос в этом случае будет, потому что для этого и восстановлена ставропигия, то есть прямое подчинение Варфоломею конкретных храмов (а не территорий). Очевидно, что если украинские церковнослужители не договорятся, то все их активы, в том числе финансовые, де-факто отойдут к Варфоломею (де-юре уже как бы отошли).

Отменены "юридические обязательства" аж от 1686 года, полученные после воссоединения России и Украины, о которых Русский патриархат 32 года договаривался с Константинополем. Договор в одночасье оказался плохим, церковные чиновники Константинополя не потрудились даже опросить (хотя бы тайно) прихожан, то есть не провели "референдум". А это большое упущение, потому что в конечном счете выполнение принятых ими решений будет зависеть от людей на земле - православных христиан украинских приходов.

Попробуем порассуждать по-христиански. Что делать православным и их пастырям в такой непростой ситуации? Главное в учении Христа - это любовь. К нравственным законам иудаизма (договора с Богом о том, как надо себя вести, чтобы пользоваться Его поддержкой) Христос "добавил" любовь Бога к нам и ответное чувство. Как это применять вообще и в данном случае?

1. Любовь предполагает единство. "Возлюбите врагов ваших", - сказал Христос. Задача неимоверно тяжелая. Нужно попытаться ощутить единство с теми, кто затеял пересмотр канонического общения 300-летней давности с совершенно понятными шкурными интересами. Перед глазами - растерзанные националистами тела в Донбассе и Одессе, их ненависть ко всему русскому и любовь к Бандере и Шухевечу, нацистским преступникам. Это можно попытаться сделать на ощущении того, что все мы "твари Божьи", которые хотят жить на планете Земля, а не умирать на ней. А также на принятии Божьей воли, что в каждом человеке и всяком его действии есть Божественное провидение, которого мы можем не понимать.

2. Любовь предполагает сострадание, принесение жертвы, понимание того, что не бывает правды только на одной стороне. У славян, слово "люблю" звучало раньше как "жалею". Здесь проблем не должно быть, это в крови у православных - сострадать и каяться. Неслучайно мы молимся сейчас за Украину, за украинцев, просим Бога вразумить раскольников и Варфоломея. Собственно, и попытка договориться с ним (жертва) присутствовала, патриарх Кирилл лично нанес визит в Фанар, уговаривая от совершения опрометчивых поступков.

3. Любовь предполагает чувство собственного достоинства. С этим у православных всегда было туго. Греховность - вот главный позыв православия. Мы все грешны, хотя бы первородным грехом, и не отмыться нам никогда. А вот Христос говорил: "Царствие Небесное внутри нас есть". Христова молитва начитается с призыва "Отче наш", то есть мы - часть Бога, мы идем к Нему, и в нашей душе у всех есть часть Божественного огня. Христос говорил также, что он пришел не отменить закон, а исполнить его. Значит, иудейские нравственные законы "око за око" и "зуб за зуб" не перестают действовать. Милосердие часто бывает с дубиной. Только надо понимать, что наказывать надо если не с сохранением чувства единства, то хотя бы с отсутствием ненависти.

В данной ситуации чувство собственного достоинства (если оно, конечно, обнаружится у пастырей Русской церкви и Украинской церкви, состоящих в каноническом общении) должно выражаться в разъяснении пастве того, что нарушает Варфоломей, зачем он это делает, и в применении к нему мер вразумления. Уже было предложение предать его анафеме. Это один из вариантов. Это может быть призыв к православным стойко защищать храмы от рейдерских захватов. Это могут быть иски украинских приходов в светские суды о признании неправомерными вмешательства украинского государства в дела Церкви, которая, по Конституции, отделена от него.

И если уже Варфоломей влез в большую политику и выполняет указания США, то надо попытаться привлечь к проблеме политиков в России.

Прошлогодний Крестный ход Украинской церкви Московского патриархата показал Порошенко и его хозяевам, что без устранения православной силы, перевода ее в свое подчинение не удастся построить националистическое государство, которое, по их идее, навсегда должно стать враждебным России. План начал осуществляться. Будем надеется, что с Божьей помощью у нас получится дать ему отпор.

Ибо Запад жаждет сакральной крови православных.

10 октября Всемирная организация здравоохранения отметила Всемирный день психического здоровья. В этот день во всем мире традиционно старались привлечь внимание к проблемам лиц, страдающих психическими заболеваниями. Но на Украине эти лица решили привлечь внимание к себе сами.

Несколько политиков выступили с провокационными заявлениями о том, что Синод Константинопольского патриархата якобы "наделил" Украину "томосом", т. е. постановлением о создании в стране автокефальной церкви. На самом деле никакого решения в этом вопросе не было принято. Тем не менее не без участия этих же субъектов в Сети стали появляться списки храмов канонической Украинской православной церкви, которые готовят к захвату национал-радикалами в связи с "предоставлением автокефалии". Чаще всего в перечне фигурировало 24 объекта, а на первом месте была Киево-Печерская лавра.

Открыто называлась и дата предстоящей провокации – 14 октября 2018 года. В православном календаре – Покров Божьей Матери и Приснодевы Марии. Великий праздник Русской православной церкви, история которого тянется из эпохи раннего Средневековья.

Наместник Киево-Печерской Лавры митрополит Павел уже попросил верующих прийти в Лавру 14 октября и молитвой поддержать обитель в праздник Покровы Божией Матери.

"Прийти в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру и молитвенно поддержать обитель в праздник Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября) пригласил верующих ее наместник митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел", - сообщается на сайте информационно-просветительского отдела УПЦ.

Согласно сообщению, речь идет об участии в праздничной литургии в одном из храмов Лавры.

Митрополит Павел также просит верующих по возможности быть в Лавре в течение всего дня 14 октября.

"По желанию и по возможности вы можете прийти помолиться", - обратился владыка Павел к верующим.

14 октября, в День Покровы Божией Матери в стране празднуется День защитника Украины. В это день запланирован ряд праздничных мероприятий с участием президента Украины.

Кроме того, ряд националистических партий и организаций подали заявки на проведение своих акций в центре Киева.

18 сентября на YouTube канале Лавры митрополит Павел сообщил, что в адрес Киево-Печерской лавры поступают угрозы. "Сейчас звучат угрозы, что 14 октября, на Покров, будут вновь захваты святынь - т. н. "московских центров". Почему "московских", а не "Христовых"?", - сказал митрополит.

Никого при этом не смутило то, что захватчики храмов будут ассоциироваться с сарацинами. В этот день в 910 году явление Девы Марии стало предвестником снятия арабской осады с города Константинополя, что и послужило основанием для появления праздника.

Никого не испугало то, что на Покров в церквях всегда очень много людей. По обычаю именно с этого дня начинаются свадьбы. Помимо этого, в храмах традиционно очень много женщин, поскольку 14 октября принято молиться о защите, замужестве, семье и детях.

Напротив, наличие огромной массы людей является привлекающим моментом для захватчиков. Ведь они не скрывают, что хотят пролития сакральной крови. Чтобы потом обвинить Московский патриархат и начать "зачистку русского православия".

Впрочем, понять мотивы столь преступного поведения несложно. Достаточно просто вспомнить, что Киев подконтролен США, а логика нынешней американской администрации – коммерческая. Главная стратегия Белого дома заключается в так называемой игре на повышение ставок. Вот ее суть применительно к Украине.

Чтобы втянуть Россию в решение украинского вопроса, поощряется формирование "пророссийской" политической силы. Ее основу должен составить союз "Оппозиционного блока" и партии Вадима Рабиновича "За жизнь". Один из главных лозунгов – отстаивание интересов русскоязычных граждан. На самом деле новая политическая сила не имеет никакого отношения к России. Эта структура полностью подконтрольна олигархам, которые ориентируются на Запад, а не на Восток.

Тем не менее именно ее предполагается вывести во второй тур президентских выборов и, по возможности, на первое место на парламентских выборах 2019 года. Тем самым псевдопророссийской силе будет открыт путь для инициирования новой коалиции. И хотя эта коалиция (в случае ее создания) будет разношерстной и неустойчивой, а главой государства останется американский ставленник, сам факт новой политической конфигурации позволит заявить о "стремлении восстановить прагматические отношения с Россией".

В переводе с политического языка – мы готовы принять российские инвестиции при условии отказа от преследования русских. Чтобы подвести Москву к этому сценарию, всячески сузили функционирование русского языка, подвели к его полному запрету. Теперь включили религиозный фактор. Максимально нагнетают ситуацию – вплоть до пролития крови верующих.

Это и называется "игра на повышение ставок". Ведь в итоге, по замыслу авторов этого сценария, Москва должна будет как-то реагировать, чтобы защитить своих соотечественников. А поскольку единственной политической силой, пусть и на словах, но позиционирующей себя защитницей русских Украины, являются "Оппозиционный блок" и "За жизнь", Кремль якобы вынужден будет их поддерживать. То есть предоставит экономические преференции стоящим за этими партиями олигархам. При этом американцы прекрасно понимают, что проектируемые финансовые вливания в украинских магнатов немедленно окажутся на их счетах в Лондоне и Нью-Йорке, т. е. вольются в экономику не Незалежной, а США.

Такая вот циничная манипуляция, в основе которой жажда денег, а разменной монетой является человеческая жизнь.

Во всей этой игре на повышение ставок есть только одно слабое место. Она рассчитана на отзывчивость русского народа, на его эмоциональность, на его искреннюю готовность прийти на помощь своим соотечественникам. Но все дело в том, что, стремясь создать на Украине покорную массу, Запад вывел здесь такой человеческий психотип потребителя, который индифферентен к любым вызовам. Запретишь российские СМИ – уйдут в интернет или вообще перестанут чем-либо интересоваться. Запретишь язык – перейдут на "суржик". Закроешь все церкви – будут молиться дома или забудут про веру.

На помощь такому абсолютно инертному и индифферентному психотипу русский народ явно не придет. Другой же психотип Запад сам своими руками вытравил.

В РПЦ сегодня назвали решение Константинополя канонически ничтожным.

Глава синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в беседе с RT прокомментировал решения Константинопольского патриархата относительно Украинской православной церкви Киевского патриархата.

"Принятые вчера в Стамбуле Константинопольским патриархатом решения являются канонически ничтожными, поскольку у Константинополя нет канонического права принимать решения по церковной ситуации на Украине", - сказал он.

Оценка действиям Константинополя будет дана на заседании священного синода РПЦ, которое пройдёт в понедельник, 15 октября, в Минске.

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала сообщения о том, что решение о предоставлении Украине автокефалии уже принято.

"Это ещё один нож в истекающее тело Украины. Ещё один повод для разделения людей по принципу "свой - чужой". Эта разделительная линия будет проходить не по внешнему периметру Украины, а по внутреннему его существу", - заявила Захарова в ходе визита на Крымский полуостров.

По словам Захаровой, такие действия противоречат курсу развития ценностей, утверждённых в Европе.

Ранее в Кремле допустили принятие мер в случае гонений на УПЦ на Украине.

Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что Россия предпримет меры в случае гонений против УПЦ МП со стороны украинских радикалов.

"В случае если развивающиеся события войдут в русло противоправных действий, то, конечно, как Россия защищает интересы русскоговорящих, так же - и об этом неоднократно говорил Путин - Россия будет защищать интересы православных", - сказал Песков.

Он уточнил, что Россия будет использовать "исключительно политико-дипломатические способы".

И самое главное. Владимир Путин обсудил с постоянными членами Совета безопасности ситуацию вокруг Русской православной церкви на Украине.

"Состоялся также обмен мнениями о положении Русской православной церкви на Украине после известного решения Константинопольского патриархата", - сообщил пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков.

Совещание прошло в Москве по завершении рабочего визита Путина в Могилёв.

От редакции Novo24 и Клима Подеовы. Что за бред: подвергать ревизии решения, которым несколько сот лет?

Информационное агентство Brehlo-News сообщает:

"Группа энтузиастов инициировала судебное разбирательство о признании незаконным решения Бога об изгнании Адама и Евы из рая и требуют пересмотра данного решения. Господь вызван в суд, где ему предстоит дать показания по существу дела".

Подпишись на NOVO24

1. Говорить людям “я буду молиться о тебе” и не делать этого.

Обвинение вполне обосновано. Не думаю, что кто-то не грешил этим время от времени. И поскольку большинство из нас не “умышленно” забывает об этом, лучшее, что мы можем сделать – сразу же (когда пообещали) выделить время в своем расписании для молитвы о тех или иных людях. Неужели мы действительно настолько заняты, что не в состоянии остановиться на минуту и помолиться о чьей-то нужде? Мы должны позаботиться о том, чтобы действительно выполнять свои обязанности как христиан и постоянно следить за этим. Наша молитва может стать поворотным моментом в жизни другого человека, привести его к познанию Божьей любви. Не позволяйте своей “занятости” лишать вас возможности нести другим своими молитвами жизнь Христову.

2. Посещать каждое воскресенье церковь и при этом игнорировать Божий голос в другие дни недели.

Ой! Зацепило немножко, не правда ли? Многие из нас сделали Бога лишь одним из пунктиков своего недельного расписания, и это уже вошло в привычку. Истина же в том, что вся наша жизнь должна вращаться вокруг Бога. Бог заслуживает быть номером один в списке наших приоритетов. Любое другое отношение к Нему разрушает сам фундамент христианской веры. Проанализируйте, как и на что вы тратите свое время, деньги, силы. Если вы хотите увидеть изменения в своей жизни, тогда вам следует дать Богу в своем сердце самое почетное место. Перестаньте относиться к Богу как к “последнему запасному игроку” на поле.

3. Постоянно просить у Бога “свое” и отвергать то, что Он нам уже дал.

Слишком многие из нас относятся к Богу как к “личному джину”. Молитва нам дана как открытый доступ к Богу для общения с Ним, но горькая реальность такова, что слишком многие из нас используют ее как банк или фаст-фудовские рестораны. Не нам решать и указывать Богу, что нам давать. Мы должны доверять Его планам, верить Его обетованиям. Я не буду рассказывать о том, как часто Бог посылал мне ответы, а я не принимал их только потому, что они “не выглядели” так, как я их представлял. Каждый раз, осознанно игнорируя Божьи ответы (те, что нам не нравятся), мы словно говорим Ему: “Я не доверяю Твоим планам” .

4. Чрезмерные попытки вписаться в культуру, из-за чего искажается послание Иисуса.

Нет ничего плохого в желании быть современным, но мы должны понимать, что очень легко из-за стремления стать “культурно уместным” полностью исказить Христово послание. Мы напрасно надеемся изменить этот мир, если ничем не отличаемся от него. Я твердо верю, что Иисус пришел не отменить, но просветить культуру, но это не значит, что мы должны разбавлять Его послание, чтоб людям было проще его проглотить.

Подписывайтесь:

5. Говорить людям, что “Бог никогда не пошлет того, с чем они не смогут справиться”.

Почему мы не должны учить этому людей? Просто потому… что это ложь. Такое мнение является полным искажением того, что написано в 1 Кор. 10:13, потому что в этом стихе речь идет об искушениях – но даже в нем сказано, что в моменты тяжелых испытаний мы нуждаемся в Боге. Реальность такова, что Бог может послать как раз такие трудности, с которыми ми сами не справимся и будем вынуждены искать помощи у Него. Вас это шокирует? Поймите же, что не всегда в вашей жизни все будет происходить в соответствии с вашими планами, мнениями и надеждами. Иногда жизнь выдает нам такие неприятные сюрпризы, что нам, чтобы пройти через эту черную полосу, просто необходимо полагаться на Бога, на Его утешение, мир, присутствие. Бог не сотворил нас для “не зависимой от Него” жизни.

Трехсотлетние договоренности отброшены. Цель действий, предпринятых Константинополем, — сломать хребет православию и сделать Украину навсегда враждебной России. Но решать это будут не церковные чиновники, а с Божьей помощью люди на земле — православные христиане украинских приходов.

Вкратце напомним, о чем говорят решения завершившегося в четверг, 11 октября, Синода Константинопольского патриархата.

1. Подтвердить уже принятое решение о том, что Вселенский патриархат приступает к предоставлению автокефалии Церкви Украины.

2. Восстановить ставропигию Вселенского патриарха в Киеве.

3. Принять и рассмотреть ходатайства об апелляции Филарета Денисенко и Макария Малетича об отмене анафемы, возложенной на них Русской православной церковью. Вышеупомянутые лица "канонически восстановлены до их иерархического или священнического звания, и их последователи восстановлены в общении с Церковью".

4. Отменить юридическое обязательство Синодального письма 1686 года, которое предоставило право Московскому патриарху назначить митрополита Киевского.

5. Обратиться ко всем участвующим сторонам с призывом избегать присвоения церквей, монастырей и других объектов, а также любого другого акта насилия и возмездия, "с тем чтобы мир и любовь Христа могли преобладать".

Таким образом, автокефалию не дали, . Именно для определения ее субъекта и снята анафема с раскольников, чтобы они там на Украине, включая Онуфрия, патриарха УПЦ Московского патриархата, . Но не факт, что томос в этом случае будет, потому что для этого и восстановлена ставропигия, то есть прямое подчинение Варфоломею конкретных храмов (а не территорий). Очевидно, что если украинские церковнослужители не договорятся, то все их активы, в том числе финансовые, де-факто отойдут к Варфоломею (де-юре уже как бы отошли).

Прошлогодний Крестный ход Украинской церкви Московского патриархата показал Порошенко и его хозяевам, что без устранения православной силы, перевода ее в свое подчинение не удастся построить националистическое государство, которое, по их идее, навсегда должно стать враждебным России. План начал осуществляться. Будем надеется, что с Божьей помощью у нас получится дать ему отпор.