Что делать и как выписать ребенка из квартиры при её продаже: процедура снятия с учета несовершеннолетнего лица. Как выписать из квартиры несовершеннолетнего? Порядок снятия с регистрации несовершеннолетних детей

Снятие с регистрационного учета несовершеннолетнего ребенка возможно в случаях, к примеру, его не проживания в квартире или, когда он был зарегистрирован в жилом помещении, но никогда фактически не проживал в нем.

Многие считают, что на основании ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, можно выписать несовершеннолетних детей, признав при этом их бывшими членами семьи собственника квартиры.

Отзывы наших клиентов

Все знают, какие возникают проблемы при снятии с регистрационного учета несовершеннолетнего. Это занимает не только много времени, но и нервов. В "ЮК ТРИУМФ" помогли с этим справиться. Так что обращайтесь к ним в таких случаях. Стоимость приемлемая и цель того стоит.

Помогли снять с учета несовершеннолетнего ребенка, который никогда в нашей квартире не проживал и никто его не видел. А прописала его вдова нашего брата, пока он еще был жив. В итоге, по суду отправили его зарегистрироваться по месту жительства матери. Благодарна за отличный результат!

София Максимовна

Выигрываем 90% дел по выселению / вселению!

Продолжение статьи

"Бывшими" членами семьи собственника считаются супруги, которые расторгли брак с собственниками жилых помещений. Если у супругов имеются дети, то при расторжении брака они остаются с одним из родителей, и не всегда с тем, который является собственником жилого помещения. Верховный Суд РФ не признает ребенка бывшим членом семьи. Разъяснения Верховного Суда РФ состоят в следующем, что прекращение брачно-семейных отношений между родителями несовершеннолетнего лица не является основанием для признания несовершеннолетнего лица бывшим членом семьи собственника жилого помещения, где зарегистрирован ребенок.

Позиция Верховного суда основана на обязанностях родителей по воспитанию и содержанию своих несовершеннолетних детей, которые предусмотрены в семейном законодательстве РФ. Расторжение брака родителей не является основанием для прекращения прав ребенка и обязанностей его родителей.

Таким образом, мы приходим к выводу, что снятие с регистрационного учета несовершеннолетних детей возможно, когда никто из родителей не является собственником жилья, где постоянно зарегистрированы дети. Если мы имеем дело, напротив, с жилым помещением, принадлежащим на праве собственности одному из родителей, тогда лишение детей права пользования жилым может повлечь нарушение прав ребенка.

17.11.2017 - Снятие с регистрационного учета через суд несовершеннолетнего лица.

Пару дней назад завершился судебный процесс, связанный со снятием с регистрационного учета... Процесс длился больше года (с сентября 2016 г.).

Определенная сложность данного судебного процесса была в том, что один из Ответчиков, которого надо было снять с регистрационного учета, являлся несовершеннолетним...

Юристы компании "Юридическая служба столицы" смогли добиться полного удовлетворения всех требований своего Доверителя , успешно обжаловав решение суда I-й инстанции в Мособлсуде.

Пару слов о "теории".

Апелляция в Мособлсуд.

После разъяснений юристов компании "Юридическая служба столицы", Истец не согласился с решением суда и справедливо посчитал, что оно должно быть отменено и вынесено новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме по следующим основаниям.

Совершеннолетние Ответчики в соответствии с ч. 3 ст. 83 ЖК РФ расторгли договор социального найма данного спорного жилого помещения со дня их выезда, во второй половине 90-х годов.

Несовершеннолетний Ответчик не вселялся в спорное жилое помещение и не проживал в нём с момента рождения.

При вынесении судебного решения, суд первой инстанции не учел, что факт регистрации в спорном жилом помещении является лишь административным актом , носящим формальный характер и не порождает автоматически возникновения права на жилую площадь.

В обоснование своей позиции в апелляции были положена соответствующая правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации по данной проблематике.

Судом первой инстанции установлено, что несовершеннолетний Ответчик в данное жилое помещение не вселялся и никогда там не жил.

Данные обстоятельства подтверждены показаниями свидетелей, соответствующими письменными материалами дела. Показания вышеуказанных свидетелей последовательны, согласуются между собой и с письменными объяснениями Истца, не противоречат письменным материалам дела, что и отражено было в самом судебном решении суда первой инстанции.

Таким образом, с учетом того, что несовершеннолетний Ответчик не вселялся в данное жилое помещение и не пользовался им, Истец посчитал, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом, судом первой инстанции не было принято во внимание продолжающееся нарушение баланса прав и интересов Истца, вынужденного нести бремя содержания спорного жилого помещения, продолжая нести оплату за него и за коммунальные услуги.

Суд первой инстанции не учел разъяснения вышестоящих судов.

На основании вышеизложенного Истец просил в своей апелляционной жалобе: отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования Истца о признании утратившими совершеннолетними Ответчиками право пользования жилым помещением и не приобретшим несовершеннолетним Ответчиком право пользования жилым помещением.

Мособлсуд

Итог.

Спустя несколько месяцев, после нескольких судебных заседаний в Мособлсуде, в середине ноября 2017 года, судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда, учитывая доводы, изложенные юристами компании "Юридическая служба столицы" в апелляционной жалобе, определила:

(!) Решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании несовершеннолетнего Ответчика не приобретшим право пользования жилым помещением. В отменной части постановить новое решение.

(!) Исковые требования Истца удовлетворить. Признать несовершеннолетнего Ответчика не приобретшим право пользования жилым помещением.

(!) Данное решение является основанием для снятия несовершеннолетнего Ответчика с регистрационного учета.

(!) Апелляционную жалобу Истца удовлетворить.

Таким образом, в очередной раз, судебная практика подтвердила возможность снять с регистрационного учета несовершеннолетнее лицо .


4143

Выписка

Выписка – это снятие гражданина с учета по месту проживания и регистрация по новому адресу. Подобные действия регламентируются . Законодательством РФ предусмотрено несколько способов выписки человека:

  • по личному заявлению гражданина;
  • принудительно (по судебному решению);
  • через представителя ();

В зависимости от способа можно выписаться из квартиры, а потом прописаться по новому адресу, а можно этого не делать. При написании заявления о прописке на новом месте гражданин выписывается со старого адреса автоматически.

Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию по жилищным вопросам по телефонам горячих линий:

Что касается срока, то между и может пройти не более семи дней .

Условия выписки из квартиры несовершеннолетних

Выписка из квартиры несовершеннолетних детей процесс крайне сложный, так как в рамках процедуры, нужно оформить и приложить к заявке на регистрацию бумаги, подтверждающие соблюдение прав ребенка, и выполнить ряд обязательных формальностей.

Выписка подростка или малолетнего ребенка может быть выполнена:

  1. Когда ребенок снимается с учета и проходит регистрирование по новому адресу не один, а вместе с родителями.
  2. Когда имеется согласие на выписку из органа опеки и попечительства .
  3. Если родители состоят в разводе и живут раздельно, то выписка может быть осуществлена, только при согласии обоих.
  4. Если ребенок на жилплощади постоянно не находится, то выписка производится по судебному решению.

Для снятия с учета по месту регистрации обязательно нужен новый адрес с соблюдением всех условий проживания. Согласно закону, новое место проживания должно соответствовать требованиям и быть не хуже предыдущей жилплощади и по метражу, и по уровню комфортности.

Порядок выписки из квартиры несовершеннолетних

Порядок выписки из квартиры несовершеннолетнего ребенка напрямую зависит от того является ли ребенок собственником жилища или нет.

Если ребенок, не достигший совершеннолетнего возраста, владелец недвижимости , то законом предусмотрен определенный :

  1. Законный представитель ребенка (родители или опекуны) обращаются в органы опеки и попечительства для оформления согласия службы на снятия ребенка с регистрации. Для этого необходима справка из паспортного стола, где будет обозначено число лиц, проживающих в помещении, и правоустанавливающий документ на квартиру. Выдается согласие в течение 14 дней . Иногда опека может отказать в выдаче бумаги.
  2. При продаже жилища на следующем этапе осуществляется сделка и в рамках соглашения выполняется госрегистрация прав собственности.
  3. В ФМС обращаются представители ребенка, чьи права подтверждены в законном порядке и заполняют типовое от имени ребенка, если ему менее 14 лет . Если ребенку уже исполнилось 14 лет , то этот документ он заполняет собственноручно. Не позднее трех рабочих дней ФМС осуществляет проверку заявки и всех приложенных бумаг, после чего производится процедура выписки.
  4. На финальном этапе ребенок прописывается по новому адресу.

Если несовершеннолетний не является собственником квартиры , то процедура выписки несколько меняется:

  1. При данном способе не требуется согласие от службы опеки, поэтому родители могут сразу обращаться в ФМС.
  2. В паспортном столе оформляется заявка и листок убытия .
  3. Не позднее трех рабочих дней, ребенка должны выписать со старого места жительства.
  4. На окончательном этапе осуществляется прописка по новому адресу.

Список документов

Информацию о том, какие документы нужны для выписки из квартиры несовершеннолетнего , любой желающий может получить в ФМС России. Если ребенок — собственник квартиры, то потребуются такие :

  • Заявление на снятие с регистрационного учета . Если ребенку менее 14 лет , то бланк заполняет его представитель, чьи полномочия подтверждены соответствующим документом. Посмотреть и скачать образец документа можно здесь: .
  • Удостоверения личности представителей ребенка, чьи права подтверждены законным образом.
  • Личный документ ребенка (паспорт или свидетельство о рождении).
  • Согласие службы опеки и попечительства.
  • Правоустанавливающая (свидетельство о праве собственности) и техническая документации на жилплощадь.
  • Домовая книга, где делают пометку о выписке (для приватизированных квартир).
  • Листок выбытия .

Если ребенок не является владельцем недвижимости, то будет нужна следующая документация:

  • Паспорт заявителя.
  • Свидетельство о рождении или паспорт подростка.
  • Стандартное заявление о снятии с регистрации от обоих родителей (или представителей) и от самого подростка.
  • Акт соцнайма или ордер на жилище. Посмотреть и скачать образец документа можно здесь: .
  • Бумаги на новую квартиру (куда ребенка переселяют). Если квартира муниципальная, то договор найма , а если жилище прошло приватизацию, то правоустанавливающие документы. Посмотреть и скачать образец документа можно здесь: .
  • Документация технического характера на обе квартиры.
  • Информация о прописанных лицах (справка получается в паспортном столе).

Выписка несовершеннолетнего из квартиры в судебном порядке

В некоторых ситуациях, несовершеннолетний ребенок, выписывается из жилища по . Это возможно в том случае, если у него закончилось право пользования жилплощадью, а новое оформлено не было. На судебном заседании по такому вопросы обязательно должны присутствовать служба опеки и законные представители ребенка. Мнение ребенка берется во внимание только тогда, когда он достиг десятилетнего возраста.

В некоторых ситуация выписка несовершеннолетнего из квартиры не допускается даже по решению суда:

  1. Если ребенок отмечен как участник приватизации недвижимости состоящей в муниципальном фонде.
  2. Когда несовершеннолетнее лицо является владельцем той жилплощади, откуда его хотят выселить.
  3. В том случае, если иск подан гражданином, заинтересованным в обладании «спорного» помещения.

Пример по порядку выписки из квартиры несовершеннолетнего

Гражданин Самары решил реализовать свою квартиру и приобрести новую. Вместе с ним были прописаны и проживали жена и пятилетний сын. Жилище находилось в полной собственности главы семьи. О том, что выписка несовершеннолетних при продаже квартиры проводится с согласия службы опеки и попечительства, он не знал. В результате чего, когда мужчина обратился в паспортный стол, им был получен отказ по причине отсутствия такой бумаги.

По этой причине сделку купли-продажи пришлось отложить еще не месяц, потому что согласие в опеке оформлялось две недели .

Заключение

Из изложенного материала можно сделать несколько выводов:

  1. Под выпиской подразумевается снятие человека с регистрации по старому адресу и постановка на учет по новому месту жительства.
  2. Выписка может быть осуществлена как в добровольном порядке, так и принудительно — по решению суда.
  3. Между выпиской и пропиской может пройти не более семи дней .
  4. Чтобы выписать несовершеннолетнего ребенка требуется соблюсти ряд формальностей и предоставить, все требующиеся бумаги.
  5. Различается выписка ребенка, являющегося собственником всего жилья или его доли, и несовершеннолетнего, проживающего в муниципальной квартире.
  6. Для выписки требуется утвержденный законом перечень бумаг, содержание которого зависит от того, является ли подросток владельцем недвижимости или нет.
  7. Если квартира находится в собственности ребенка, то обязательно требуется согласие службы опеки. Оформление документа занимает 14 дней и в некоторых случаях в выдаче бумаги может быть отказано.
  8. Несовершеннолетний ребенок может быть выписан и в судебном порядке, за исключением, некоторых ситуаций, оговоренных в законодательстве РФ.
  9. В судебном заседании обязательно принимают участие представители органа опеки и попечительства, а также законные представители ребенка.
  10. Мнение ребенка учитывается только в том случае, если ему исполнилось 10 лет .

02.11.2017 - Споры о регистрации и снятии с регистрационного учета несовершеннолетних детей.

Споры о регистрации и снятии с регистрационного учета несовершеннолетних детей без учета мнения (разрешения) второго родителя.

Свой краткий Обзор судебной практики по типичным ситуациям подготовил главный научный консультант московской компании "Юридическая служба столицы", к.ю.н. :

Итак, типичные ситуации.

Ребенок зарегистрирован по месту жительства (которое совпадает с местом регистрации отца).

После прекращения брака ребенок проживает с матерью.

После отказа отца снять ребенка с регистрационного учета, мать обратилась в отдел УФМС России по одному из субъектов Российской Федерации, просила снять ребенка с регистрационного учета. В письме начальник отдела сообщил об отказе в снятии ребенка с регистрационного учета по месту жительства, поскольку отсутствует согласие отца ребенка на снятие его с регистрационного учета; заявителю рекомендовано получить такое согласие.

Мать ребенка решила обратиться в суд.

Правовая позиция УФМС: ссылаясь на положения Семейного кодекса Российской Федерации, считает, что для снятия ребенка с регистрационного учета необходимо получить согласие обоих родителей .

Гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, если считает, что нарушены его права и свободы.

При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.

Суд первой инстанции надлежащим образом установил фактические обстоятельства, и применительно к рассматриваемому делу, посчитал, что требование о получении согласия отца ребенка для снятия с регистрационного учета несостоятельно, поскольку для этого нет необходимости. Суд пришел к выводу о том, что обжалуемый ответ (с разъяснением о необходимости для снятия ребенка с регистрационного учета предоставления согласия на это отца ребенка) «фактически является отказом в предоставлении государственной услуги, и является незаконным» (решение Верхнесалдинского городского суда Свердловской области от 23 декабря 2014 года ).

УФМС подало апелляционную жалобу.

Однако, Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда, полагала возможным согласиться с выводами суда первой инстанции.
Вопросы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства относятся к сфере административно-властных отношений, участниками которых, а, следовательно, и обладателями соответствующих прав и обязанностей, являются с одной стороны гражданин, а с другой - орган регистрационного учета или должностное лицо, ответственное за регистрацию.

Вопросы регистрационного учета регламентированы Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 Правилами, которые определяют регистрацию по месту пребывания и жительства как способ учета граждан в пределах Российской Федерации, носящий уведомительный характер и отражающий факт местонахождения гражданина.

Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года № 288 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Административный регламент).

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 февраля 1998 года № 4-П сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей; не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Таким образом, регистрация гражданина по месту жительства или по месту пребывания является административным актом, который лишь удостоверяет факт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места жительства или места пребывания.

Регистрация по месту жительства носит уведомительный характер.

В соответствии с подп. "а" п. 31 Правил снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае изменения места жительства на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в трехдневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета.

При этом, вышеназванные нормативные акты не содержат правил, что для снятия ребенка с регистрационного учета по месту жительства требуется согласие именно обоих его родителей. Пункт 27 Административного регламента, на который ссылается заявитель апелляционной жалобы, устанавливает, что заявления от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители, опекуны). При этом, прямо не указано, что требуется именно одновременное предоставление заявлений обоих родителей.

В рассматриваемой ситуации, отказ в предоставлении государственной услуги действительно не был основан на положениях Административного регламента.
В результате, решение суда I-й инстанции было оставлено без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица УФМС - без удовлетворения (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 01.04.2015 г. по делу № 33-4463/2015 ).

Ещё один пример спора в современной судебной практике – в снятии с регистрационного учета и в регистрации в приобретенной квартире несовершеннолетних ТП УФМС России отказал, указывая на отсутствие согласия второго законного представителя детей – отца .

Правовая позиция УФМС: в соответствии с п. 27 приказа ФМС России от 11 сентября 2012 г. № 288 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" заявления о регистрации по месту пребывания и по месту жительства, снятии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители, опекуны). Исходя из буквального толкования указанной нормы, для осуществления регистрации по месту пребывания и по месту жительства, снятия с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства необходимо согласие обоих родителей. Специальные нормы, регламентирующие процедуру снятия с регистрационного учета, не могут применяться в отрыве от иных норм, и в частности, семейного законодательства Российской Федерации, которое предусматривает равные права и обязанности родителей в решении вопросов в отношении детей, обязывает родителей заботиться и защищать своих детей.

Суд I-й инстанции удовлетворил требования заявителя.

Однако, УФМС была подана апелляционная жалоба .

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда, исходила из принципа равенства прав и обязанностей родителей (п. 2 ст. 31 СК РФ), являющихся законными представителями своих несовершеннолетних детей, и отсутствия в законе установленной формы соответствующего соглашения, предполагается, что при совершении одним из родителей действий по вселению детей по месту своего жительства он действует с согласия другого родителя..
В случае спора по этому вопросу любой из родителей в силу положений п. 3 ст. 65 СК РФ вправе обратиться в суд с заявлением об определении места жительства детей. Если конфликтов и несогласий нет, то и оснований для отказа нет.

При этом следует отметить, что регистрация по местожительству носит уведомительный, а не разрешительный характер (ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
Для проведения регистрации требуется лишь заявление и документ-основание для вселения (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ).

Представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право , а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое является его местом жительства.

Таким образом, для регистрации несовершеннолетнего ребенка по месту жительства одного из родителей письменное согласие другого родителя не требуется (Решение Макарьевского районного суда от 19 декабря 2014 г.).

С учетом изложенного выше, решение суда I-й инстанции было оставлено без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица УФМС - без удовлетворения (Апелляционное определение Костромского областного суда от 02.03.2015 г. ).

Нарушенное право было восстановлено.

Иногда сами родители просят нарушить Правила регистрации, ошибочно полагая, что необходимо согласие обоих родителей для снятия с регистрационного учета.

Например, иск подаётся одним из родителей, действующим в интересах несовершеннолетнего ребенка, к другому родителю и Управлению по делам миграции ГУ МВД России по г. Москве о признании незаконными действий по снятию с регистрационного учета по месту жительства, по присуждении к исполнению обязанности восстановить регистрацию по этому месту жительства.

Однако, .

В данной ситуации, суд I-й инстанции, исследовав все обстоятельства дела, верно пришел к обоснованному выводу о правомерности действий Управления по делам миграции ГУ МВД России по г. Москве (Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 24 октября 2016 года).

В соответствии с п. 27 Приказа ФМС России от 11.09.2012 N 288 (ред. от 19.01.2015) "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2013 № 27963), заявления о регистрации по месту пребывания и по месту жительства, снятии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители, опекуны).

Также п. 114 названного Приказа, установлено, что Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних с письменного согласия их законных представителей (одного из них ).

В соответствии с п. 135 указанного Приказа, в случаях, когда граждане, выбывающие к новому месту жительства, намерены перед выездом сняться с регистрационного учета по месту жительства, они обращаются к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы от каждого лица, достигшего 14-летнего возраста (от имени лица, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель), с указанием адреса, куда они выбывают, а также представляют документы, удостоверяющие их личность.

Утверждение в апелляционной жалобе о необходимости получения согласия обоих родителей для регистрации изменения места жительства ребенка .

При этом устанавливая равенство прав и обязанностей родителей в отношении своих детей (глава 12 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации), законодатель исходил из презумпции добросовестности и разумности родителей при осуществлении ими родительских прав, что, безусловно, не исключает вероятность отклонения родителей (одного из них) от предполагаемой модели поведения. В связи с этим Законом предусмотрен специальный механизм защиты прав и интересов ребенка, субъектом которого Управление по делам миграции ГУ МВД России по г. Москве не является.

Более того, учитывая ограниченные полномочия Управления по делам миграции ГУ МВД России по г. Москве по регистрации/снятию с регистрационного учета по месту жительства несовершеннолетних детей, в том числе, отсутствие у органов миграционного контроля права на розыск второго родителя для получения его согласия на снятие/регистрацию ребенка по месту жительства, а также принимая во внимание установленную Семейным кодексом Российской Федерации обязанность каждого родителя на осуществление родительских прав в соответствии с правами и интересами детей, Приказом ФМС России от 19 января 2015 года № 6114 внесены изменения в п. 114 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года № 288, согласно которым с 08 марта 2015 года (начало действия Приказа ФМС России от 19 января 2015 года) и по настоящее время регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей, свидетельства о рождении этих несовершеннолетних с письменного согласия их законных представителей (одного из них).

На основании приведенных обстоятельств дела и правовых норм, Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда считает правильным решение суда I-й инстанции, решение суда I-й инстанции было оставлено без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (Апелляционное определение Московского городского суда от 26.06.2017 г. по делу № 33-20830 ).

Аналогичный пример, когда один из родителей просит нарушить Правила регистрации, ошибочно полагая, что необходимо согласие обоих родителей для снятия с регистрационного учета.

Так, один из родителей обратился в суд с иском к ОМВД по району Богородское г. Москвы об оспаривании действий должностных лиц, связанных со снятием с регистрационного учета по месту жительства несовершеннолетнего ребенка в отсутствие согласия второго родителя ребенка.

Суд I-й инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Однако, заявитель (родитель), не согласившись с судебным решением, подал апелляционную жалобу .

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда нашла решение суда подлежащим оставлению без изменения, как постановленное в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями законодательства.

Разрешая спор, суд первой инстанции, верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда (решение Преображенского районного суда г. Москвы от 14 апреля 2017 года).

В частности, согласно абз. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае изменения места жительства - на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства.

Пунктом 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечню должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, установлено, что регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов).

На основании приведенных обстоятельств дела и правовых норм, Судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда решение суда I-й инстанции было оставлено без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (Апелляционное определение Московского городского суда от 14.09.2017 по делу № 33-36759/2017 ).


ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:

1. Регистрация по месту жительства носит уведомительный характер.

2. Представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право , а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое является его местом жительства.

3. Утверждение о необходимости получения согласия обоих родителей для регистрации изменения места жительства ребенка не основано на требованиях закона .