Что читается дома на страстной неделе. Молитвы.Богослужения. Страстная неделя Великого поста по дням: что можно есть перед Пасхой

Страстная неделя или Страстная седмица - это шесть дней Великого поста перед Пасхой, которые верующие проводят по-особенному, стараясь максимально сосредоточиться на подготовке к главному христианскому празднику - Светлому Воскресению Христову.

Страстная седмица посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. По величию и важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы именуется святым и великим. Эти священные дни воспринимаются верующими как Божественный праздник, озарённый радостным сознанием полученного спасения чрез страдания и смерть Спасителя. Поэтому в эти святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения. Как во все большие праздники, Церковь и в эти дни призывает верующих принять духовное участие в совершаемых богослужениях и стать причастниками священных воспоминаний.

С апостольских времён дни Страстной седмицы были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия.

Все службы Страстной седмицы, отличающиеся глубиной благочестивых переживаний, созерцаний, особой умилительностью и продолжительностью, расположены так, что в них живо и постепенно воспроизводятся история страданий Спасителя, Его последние Божественные наставления. Каждому дню седмицы усвоено особое воспоминание, выражаемое в песнопениях и евангельских чтениях утрени и литургии.

Соучаствуя в страданиях Спасителя, "сообразуясь смерти Его" (Флп. 3, 10), Святая Церковь в эту седмицу принимает печальный образ: священные предметы в храмах (престол, жертвенник и т.д.) и сами священнослужители облачаются в тёмные одежды и богослужение принимает преимущественно характер печально-трогательного сокрушения, сострастия Страстям Христовым. В современной богослужебной практике обычно совершают великопостные богослужения в чёрных облачениях, сменяя их на светлые в Великую субботу. В некоторых обителях и храмах в Четыредесятницу служба совершается, сообразно более древней практике, в фиолетовых облачениях, а в Страстную седмицу - в багряных - бордовых, цвета крови - в воспоминание о излиянной на Кресте за спасение мира Крови Спасителя.

В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготовляет верующих к достойному созерцанию и сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя. Уже на вечерне в Неделю ваий она приглашает верных стекаться от высочайшего и священного Божественного праздника ваий на Божественный праздник честного, спасительного и таинственного воспоминания Страстей Христовых, видеть Господа, приемлющего за нас добровольные страдания и смерть. В песнопениях Триоди на эти дни Церковь побуждает верующих идти за Господом, сораспяться с Ним и с Ним сподобиться войти в Царство Небесное. В богослужении первых трёх дней Страстной седмицы удерживается ещё общий покаянный характер.

В Великий понедельник Церковь в своих песнопениях приглашает встретить начало Страстей Христовых. В богослужении понедельника воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, из зависти проданный братьями в Египет, прообразовавший страдания Спасителя. Кроме того, в этот день воспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев. у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашёл добрых плодов веры и благочестия, а только лицемерную тень Закона. Подобна бесплодной, засохшей смоковнице всякая душа, не приносящая плодов духовных - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В Великий вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные Им в этот день в храме Иерусалимском: о дани кесарю, о воскресении мёртвых, Страшном суде, о десяти девах и о талантах.

В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокажённого, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил своё сребролюбие, а вечером решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).

В Великую среду на литургии Преждеосвящённых Даров, по заамвонной молитве, в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.

В четверг Страстной седмицы воспоминаются в богослужении четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.

В воспоминание событий этого дня после заамвонной молитвы на литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Обряд совершается среди храма. При чтении протодиаконом соответствующего места из Евангелия архиерей, сам сняв с себя облачение, умывает ноги сидящим по обе стороны уготованного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).

В кафедральном патриаршем соборе в Москве на литургии Великого четверга по преложении Святых Даров Святейшим Патриархом совершается по мере нужды освящение святого мира. Освящению мира предшествует приготовление его (чин мироварения), начинающееся в Великий понедельник и сопровождаемое чтением Святого Евангелия, положенными молитвословиями и песнопениями.

День Великого пятка посвящён воспоминанию осуждения на смерть. Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа. На утрени Великого пятка (обычно она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей.

В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего бывает чтение канона о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, затем следует отпуст вечернего богослужения и совершается прикладывание к Плащанице (лобызание Плащаницы). О выносе Плащаницы в Великую пятницу в нынешнем Типиконе ничего не сказано. Говорится только об изнесении её в Великую субботу после великого славословия. Не говорится о Плащанице в службе пятницы и в древнейших уставах греческих, южнославянских и древнерусских. Предположительно, обычай износить Плащаницу на великой вечерне Великой пятницы получил у нас начало в XVIII веке, позже 1696 года, когда при патриархах Московских Иоакиме и Адриане было завершено редактирование Типикона в нашей Церкви.

В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.

Литургия Великой Субботы – также очень долгая и торжественная служба, насыщенная ветхозаветными чтениями – паремиями. По настроению она уже пасхальная: в паремиях повторяется мотив чудесного спасения (выхода Израиля из Египта, спасения в огне пророка Даниила и его друзей), символизирующего освобождение человечества от ада и смерти Крестной Жертвой и Воскресением Спасителя, читается Евангелие о Воскресении Христовом. Священники переоблачаются из тёмных постных в белые праздничные одеяния.

После литургии начинается освящение пасхальных яств – обычно во дворах храмов. Принято не только освящать их для себя, но и оставлять часть в храме – духовенству, алтарникам, певчим – и жертвовать бедным.

В Великую субботу полагается в храмах весь день или хотя бы последние часы перед пасхальной службой читать Деяния Апостолов.

А пасхальная служба начинается с чтения на полунощнице канона "Плач Пресвятой Богородицы", после которого Плащаница уносится в алтарь. Начинается Пасхальная заутреня – первая служба Светлого Христова Воскресения./

В воскресенье заканчивается Великий пост и начинается Страстная седмица — период воспоминания последних дней Христа и Его Спасительных Страстей. Издавна эти дни, называемые «святыми» или «великими», проходили в особенно строгом посте и глубокой молитве. О том, как правильно провести это время, рассказывает иеродиакон Тихон (Зубакин).

— Отец Тихон, в чем особенности Страстной седмицы?

— Страстная седмица – это последняя неделя Великого поста. Так же, как и первая, она будет наполнена особыми постовыми песнопениями, покаянными молитвами, которые настраивают человека на то, что сейчас Господь идет на Свои Крестные Страдания, будет принесена Крестная Жертва, за Которой последует искупление наших человеческих грехов. Каждый из днейэтой Седмицы мы будем слышать отпуст: «Грядый на вольную страсть нас и нашего ради спасения…». Люди должны понять и прочувствовать, что это Жертва, когда Господь пришел на землю, принял образ человеческий, а в конце Своейземной жизни принял Крестные страдания, очень велика по своей сути.

Каждый день Страстной недели в храмах совершаются особые богослужения. Расскажите о них .

— Да, богослужения Страстной седмицы особенные, а каждый день несет в себе особый смысл. В Понедельник Страстной седмицы вспоминается целомудренный Иосиф, прообразующий Христа, и евангельский рассказ о проклятой смоковнице. Церковное предание говорит, что иссохшая смоковница – это образ ветхого Израиля, не давшего плода. Чтобы подчеркнуть трагичность этого символа Церковь предлагает вспомнить почти всю 21 главу от Матфея (ст.18-44), включая притчу о злых виноградарях. В Великий Вторник вспоминаются притчи Спасителя о Его Втором Пришествии, о десяти девах и о талантах.

В первые три дня Страстной седмицы совершаются последние в этом году Литургии Преждеосвященных Даров. Если кто-то не успел посетить эти великопостные службы в течение Четыредесятницы, нужно постараться восполнить этот пробел.

В Великую Среду, как известно, Иудой Искариотом было совершено предательство Иисуса Христа. Именно в память об этом событии мы постимся в среду в течение всего года. В этот же день Церковь вспоминает женщину, омывшую ноги Христа миром. Утром этого дня в последний раз совершается Литургия Преждеосвященных Даров и читается молитва Ефрема Сирина. Больше земных поклонов, кроме как перед Плащаницей, не будет до самой Пятидесятницы.

В Великий Четверг вспоминается Тайная Вечеря, одно из главных событий из жизни Христа. В этот день все православные причащаются Святых Христовых Таин. После Тайной Вечери Христос, показывая Свое смирение, омыл ноги ученикам, что также нашло отражение в богослужебной практике Церкви. Чин омовения ног совершается архиереем после Литургии. За вечерним богослужением будет совершаться чтение 12-ти Страстных Евангелий, где отражены Крестные страдания Христа.

День Великой Пятницы начинается рано утром со службы Царских часов. Снова читаются Евангелия Страстей Господних. В середине дня совершается вечерня с Выносом Плащаницы. Вечером совершается утреня Великой Субботы с Погребением Плащаницы.

Великая Суббота, предпраздничный день, когда люди готовятся к такому великому торжественному событию – Светлому Христову Воскресению.

Следует отметить такой момент, что до революции на дни Страстной седмицы закрывались все заведения, как театры, питейные заведения, все люди были на богослужениях в храме. Понимая, какое важное событие предстоит – Воскресение Христово, они приносили свое покаяние, чтобы достойно встретить великий христианский праздник.

— Отец Тихон, как правильно провести эти святые дни перед Пасхой?

— Во-первых, с покаянным и благодарным чувством к Богу, что Он принял страдания, страшные мучения, чтобы освободить нас от уз ада. Он дал нам возможность и способность бороться с грехом, преобразив нашучеловеческую природу Своим Воскресением, Он даровал нам возможность также воскреснуть в дальнейшей своей жизни.

В дни Страстной седмицы нужно стараться как можно чаще посещать храм. Присутствуя на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему». Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем.

— Православные верующие во время Страстной седмицы стараются ежедневно посещать богослужения, но у некоторых такой возможности нет. Как быть в этом случае?

— Мы понимаем, что житейские обязанности, проблемы, связанные с работой или еще с чем-то, не позволяют нам посещать храм, какбы мы хотели, новечером мы можем это делать. Как раз будут такие сугубые постовые службы, какв первую Седмицу, когда мы читали канон Андрея Критского. Поэтому у кого нет возможности приходить утром, можно прийти вечером, когда человеческий день наиболее разгружен, чтобы прикоснуться к этой святыне — Страстной службе. Но у кого совсем не получается, не надо отчаиваться, необходимо благодарить Бога и в последующем стараться приходить в храм, причащаться, исповедоваться. Бывает, что нет возможности – у кого-то работа, у кого-то дети, кто-то еще чем-то занят. Однако помнить надо всегда — главнейшее место в жизни надо отдавать Богу, тогда наша жизнь будет правильной.

У нас есть большое количество литературы, во-первых, нужно читать Евангелие, чтобы знать, какою ценою далось наше спасение, читать покаянные молитвы, Псалтирь – это вообще покаянная книга, которую написал пророк Давид.

— Отец Тихон, скажите, пожалуйста, как правильно подготовиться к встрече праздника праздников и торжества из торжеств Пасхи Христовой?

— Покаянием и молитвой. Весь пост нам дан для того, чтобы подготовиться к празднику Светлого Христова Воскресения. По традиции, люди в Великий Четверг причащаются, исповедуются, посещают богослужения, готовятся к этому празднику.

В каждой семье заведено, что к Пасхе мы убираем свои жилища – это хорошо, но не нужно забывать о душе, что мы должны и духовно готовиться к этому празднику, навести порядок в сердце, в мыслях, примириться с ближними, стараться ни на кого не обижаться. Вот с этими чувствами причаститься и вступить в Светлое Христово Воскресение.

— Традиционно на Руси пекут куличи и красят яйца. Расскажите, пожалуйста, об этих традициях.

— Конечно, это русские традиции, которые в нашей жизни укоренились, укрепились. Я, как сельский житель, помню, как бабушки в Великий Четверг начинали печь кулики. Идешь по улице и пахнет куличами, и было уже предпасхальное настроение. Эти традиции нужно обязательно сохранить, потому что может случиться так, что наши дети о них просто не узнают. У нас был еще такой обычай, когда я еще в школе учился, в сам день Пасхи мы ходили и поздравляли односельчан со Светлым праздником Пасхи Христовой. Всем говорили: «Христос Воскресе», и нам давали крашеные яйца — в каждом доме они свои, особенные, кто-то луковой шелухой красит, кто-то какую-нибудь ниточку привяжет, какой-нибудь узорчик нарисует, это было для нас очень торжественно и радостно. Многие люди нас даже специально приглашали, чтобы мы пришли к ним поздравить с праздником. Поэтому эти традиции обязательно надо хранить. Как говорится, кто не знает своей истории, у того нет будущего, то есть нация обречена на духовное вымирание. А все эти пасхальные традиции очень благодатные и приятные, потому что русская душа широкая, ее нужно обязательно как-то укреплять.

— Отец Тихон, спаси Господи, что ответили на наши вопросы.

— Во славу Божию.

Страстная (страшная) неделя – это последние 7 дней перед Светлым Христовым Воскресением, которое состоится 28 апреля 2019 года. В христианстве каждый день Страстной седмицы имеет особое значение, поэтому верующие часто задаются вопросом, что нужно делать на этой неделе перед Пасхой.

И Пасха, и предшествующая ей неделя – это особые дни в году, ведь верующие вспоминают страдания Христа, которые также называют страстями. Очевидно, что Светлое Воскресение – это торжественный праздник, но история, предшествовавшая ему, поистине трагична.

Спаситель въезжает на осле в Иерусалим ровно за неделю до своей смерти (в этот день мы отмечаем ). А затем толпа, которая приветствовала его в воскресенье, уже в пятницу кричит: «Распни!»

Предательство, унижение, физическая, а главное – душевная боль: именно такие ощущения испытывал Христос. Поэтому вполне очевидно, что увеселения, сладострастия, принятие алкоголя, интимная близость нежелательны в Страстную неделю. Вполне понятно, что телесные наслаждения приятны, но их можно и отложить вплоть до следующей недели.

Конечно, в современном ритме жизни присутствовать в церкви каждый день не получается. В пятницу и субботу же уделить внимание собраниям особенно важно.

Что делать в Страстную неделю дома (каждый день)

А вот какие традиции пришли к нам из глубины веков:

  1. В понедельник заканчивают все глобальные работы по дому – ремонт, генеральная уборка и т.п. Далее заниматься ими уже нельзя.
  2. Во вторник прекращают женскую работу, связанную с одеждой: стирка, подшивание, глажка и др.
  3. В среду стараются полностью очистить дом: вынести весь мусор, навести порядок. А еще подготавливают все необходимое для крашения яиц и выпекания куличей.
  4. Чистый четверг – само название говорит за себя. В этот день (а точнее, в ночь, до восхода солнца) необходимо принять ванную или сходить в баню всей семьей. Согласно народным поверьям вода приобретает особую целебную силу именно в Чистый четверг. Также в этот день красят яйца и выпекают куличи (пасочки). Если воспользоваться классическими рецептами, куличи не заплесневеют и вплоть до Светлого Воскресения. А еще в четверг перед Пасхой самое время .
  5. Пятница – очень строгий день, ведь именно сегодня Христос падет жертвой человеческой лжи, предательства и ненависти. Суд над Спасителем приговорил его к смерти на кресте – а ведь в те времена так казнили только особо опасных преступников. Стоит воздержаться от всякого увеселения и телесных удовольствий.
  6. Суббота – не менее строгий день. Спаситель уже мертв, но душа его жива, хотя окружающие и не догадываются об этом. Люди пребывают в великой скорби, ведь до Иисуса еще никто не воскресал из мертвых по своей воле. В этот день также не стоит предаваться буйному веселью, алкоголю и другим мимолетным увлечениям.

Что едят за неделю до Пасхи

Великий пост, который длится 6 недель, вплоть до наступления Пасхи – это наиболее длительный период ограничения в пище. Понятно, что верующие готовятся отметить самый главный праздник – Светлое Христово Воскресение.

Поэтому в последнюю неделю они придерживаются наиболее строгих правил. По сути, в Великую пятницу и субботу прием пищи вообще запрещен.

Особенности режима питания во все дни Страстной недели описаны в таблице.

Молитвы в Страстную неделю

Еще один важный момент, касающийся того, что нужно делать за неделю перед Пасхой – это молитвы, которые можно произносить именно в Страстную неделю. Священнослужители особенно рекомендуют читать их тем верующим, которые по каким-то причинам не могут побывать в храме каждый день.

Считается, что молитва, произнесенная в такие дни, обладает особой силой. Ведь на этой неделе верующие не только вспоминают о страданиях Христа, но еще и готовятся встретить главный праздник – Пасху.

Конечно, молитвы следует произносить искренне, от чистого сердца. Можно использовать готовый текст или же молиться так, как велит сердце. Но желательно делать это каждый день.


Понедельник

На каждый день есть свои молитвы, причем тексты, приведенные ниже, следует рассматривать как рекомендации, а не жесткие правила. Человек может читать и любую другую молитву или же произнести свою, с личными просьбами.

Господи Иисусе! Душой и сердцем всегда с Тобой каждый грешный на этой земле.

Возмолимся тебе, вспоминая жертву Твою для всего рода человеческого.

Милостью твоей да обретем душевный покой, избавимся от демонов, нас с верного пути совращающих.

Житие наше грешное, но Тобой управляемое, избавится от темноты и непросветленности.

Вторник

Источник жизней наших, Господи! Услышь молитвы мои, к тебе обращенные.

Очисть меня от согрешений, спаси меня от помыслов нечистого. Источник жизни своей нашел я в молитвах к тебе, Господи.

Покаянно и смиренно прошу простить меня за свои поступки неблагочестивые, взываю к Святой Троице о защите и покровительстве надо мной.

Среда

Леность свою осознаю, радуюсь каждому дню, прожитому во кресте. Велико мое покаяние.

Даруй, Господи, страдания за нас принявший, спаси нас. Милость Твоя да распространится над челом каждого, войдет в души, смирит смятение и крик диавольский.

Озарит светом небесным путь во тьме, да проведет нас путем безгреховным.

Четверг

Слава тебе, Господи! Помяни меня, грешного, в Царстве твоем.

Не позволь проискам нечистого поведать тайны и секреты Твои, запри на замок уста мои дерзновенные.

Дай насладиться светом, с Небес исходящим, проникнуться мудростью в веках и научить сыновей и дочерей своих жить в праведности и безгреховности.

Пятница

Молитвой праведною да смирением христианским молю Тебя, Господи.

Благослови меня на дела безгрешные, дай сил бороться с проявлениями негативными, не винить обидчиков своих и ставить их наказание на Волю Твою.

Праведными молитвами воскрешаю Тебя ежедневно, молю за весь род людской, даруй нам всепрощение.

Суббота

Слава Господу нашему за Крест, за смерть Христа, за Воскресение Святое. Нет больше преград душе праведной, ибо смерть — лишь сон и упокоение.

Помолимся же за души наши, за мир на Земле грешной, против козней дьявольских. Да не оставит нас Господь в наших метаниях, укажет дланью путь через темноту да к свету Божьему.

Благослови нас, Господи!

Таким образом, каждому человеку лучше знать, что надо сделать и как правильно вести себя в Страстную неделю перед Пасхой. Добрые дела, чтение молитв и Евангелий поможет не только искренне почтить память Спасителя, но и хорошо настроит на атмосферу праздника.

Ведь спустя неделю все будут с большой радостью поздравлять друг друга: «Христос воскрес! Воистину воскрес!»

Страстная неделя - самое важное время в году для любого христианина. С Великого понедельника все православные вспоминают события, произошедшие две тысячи лет назад, и молятся Спасителю, добровольно взошедшему на Крест ради человечества.

Великий понедельник — особо важный день, ведь именно в это время все молитвы, обращенные к Господу, имеют особую силу. Люди молятся об изменении своей судьбы и прощении грехов , а на службе, посвященной справедливости Божьей, вспоминается проклятие бесплодной смоковницы и связанный с ней урок.

По легенде, в день входа Господня в Иерусалим Иисус удалился на окраину города и провел всю ночь в молитве. На обратном пути Его одолел голод, и Спаситель подошел к плодородной смоковнице, но не нашел на ней ни одного плода.

В гневе Господь произнес: «Да не будет на тебе отныне ни одной смоковницы!» — и дерево тут же засохло. Этой притчей объясняется справедливость Божья ко всем людям, имеющим природные таланты, но не приносящие пользы и плодов.

Христиане молятся Господу и святым в начале Страстной недели, чтобы их таланты и предназначение развивались и принесли благодатные плоды.

Молитвы Спасителю

«Господи, Боже мой, Спаситель, от зла укрывший весь народ израильский! Не оставь меня, верного раба Твоего, и укажи мне путь к истинной вере. Аминь».

Эта молитва способна напомнить каждому православному об истинной вере и страданиях Христа, пошедшего на смерть ради спасения человечества:

«Господи, путь Твой страшен, и истинный Ты, не убоявшийся смерти и боли. Господи, Твоими слезами очистится душа моя, и предстану пред Тобой светлым и смиренным. Господи, адских мук не убоюсь, ибо Ты защитник и покровитель страждущих и верящих Тебе. Не оставь меня и укажи мне путь в Царствие Небесное. Аминь».


«Господи, помилуй меня, недостойного раба Твоего, ибо слаб я, слаба душа моя и дух мой. Господи, Тебя ли убоюсь я, нет мне дороги в Царствие Небесное? Господи, озари меня Своим вечным светом, пронзи тьму, окружившую меня. Отец мой, не оставь меня на растерзание дьяволу, освети душу мою и успокой мой разум. Аминь».

Эта короткая молитва предназначена для чтения перед приемом пищи в Великий понедельник:

«Господи, помилуй меня! Проклятия смоковницы бесплодной убоюся, к Твоим ногам припаду и с плачем умолю Тебя: Господи, Боже мой, излечи душу мою и ниспошли благословение Свое на любую пищу, вкушаемую мной. Да укрепит она тело мое, и восславлю я Господа и Бога моего Иисуса Христа. Аминь».

В Великий понедельник можно полностью изменить свою Судьбу с помощью веры и молитв. Мы желаем вам мира в душе и внутреннего смирения перед Господом. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

10.04.2017 05:05

Страстная седмица - это последняя неделя Великого поста перед наступлением Светлой Пасхи. В этот период...

Прощеное воскресенье - последний день перед Великим постом. Все верующие будут просить друг у друга...

Страстная седмица посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. По величию и важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы именуется святым и великим. Эти священные дни воспринимаются верующими как Божественный праздник, озаренный радостным сознанием полученного спасения чрез страдания и смерть Спасителя. Поэтому в эти святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения. Как во все большие праздники, Церковь и в эти дни призывает верующих принять духовное участие в совершаемых богослужениях и стать причастниками священных воспоминаний.

С апостольских времен дни Страстной седмицы были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия.

Все службы Страстной седмицы, отличающиеся глубиной благочестивых переживаний, созерцаний, особой умилительностью и продолжительностью, расположены так, что в них живо и постепенно воспроизводятся история страданий Спасителя, Его последние Божественные наставления. Каждому дню седмицы усвоено особое воспоминание, выражаемое в песнопениях и евангельских чтениях утрени и литургии.

Соучаствуя в страданиях Спасителя, «сообразуясь смерти Его» (Флп. 3, 10), Святая Церковь в эту седмицу принимает печальный образ: священные предметы в храмах (престол, жертвенник и т. д.) и сами священнослужители облачаются в темные одежды и богослужение принимает преимущественно характер печально-трогательного сокрушения, сострастия Страстям Христовым. В современной богослужебной практике обычно совершают великопостные богослужения в черных облачениях, сменяя их на светлые в Великую субботу. В некоторых обителях и храмах в Четыредесятницу служба совершается, сообразно более древней практике, в фиолетовых облачениях, а в Страстную седмицу – в багряных – бордовых, цвета крови – в воспоминание о излиянной на Кресте за спасение мира Крови Спасителя.

В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготовляет верующих к достойному созерцанию и сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя. Уже на вечерне в Неделю ваий она приглашает верных стекаться от высочайшего и священного Божественного праздника ваий на Божественный праздник честнóго, спасительного и таинственного воспоминания Страстей Христовых, видеть Господа, приемлющего за нас добровольные страдания и смерть. В песнопениях Триоди на эти дни Церковь побуждает верующих идти за Господом, сораспяться с Ним и с Ним сподобиться войти в Царство Небесное. В богослужении первых трех дней Страстной седмицы удерживается еще общий покаянный характер.

В Великий понедельник Церковь в своих песнопениях приглашает встретить начало Страстей Христовых. В богослужении понедельника воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, из зависти проданный братьями в Египет, прообразовавший страдания Спасителя. Кроме того, в этот день воспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел добрых плодов веры и благочестия, а только лицемерную тень Закона. Подобна бесплодной, засохшей смоковнице всякая душа, не приносящая плодов духовных – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В Великий вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные Им в этот день в храме Иерусалимском: о дани кесарю, о воскресении мертвых, Страшном суде, о десяти девах и о талантах.

В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).

В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров, по заамвонной молитве, в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.

В четверг Страстной седмицы воспоминаются в богослужении четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.

В воспоминание событий этого дня после заамвонной молитвы на литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Обряд совершается среди храма. При чтении протодиаконом соответствующего места из Евангелия архиерей, сам сняв с себя облачение, умывает ноги сидящим по обе стороны уготованного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).

В кафедральном патриаршем соборе в Москве на литургии Великого четверга по преложении Святых Даров Святейшим Патриархом совершается по мере нужды освящение святого мира. Освящению мира предшествует приготовление его (чин мироварения), начинающееся в Великий понедельник и сопрождаемое чтением Святого Евангелия, положенными молитвословиями и песнопениями.

День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа. На утрене Великого пятка (обычно она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей.

В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего бывает чтение канона о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, затем следует отпуст вечернего богослужения и совершается прикладывание к Плащанице (лобызание Плащаницы). О выносе Плащаницы в Великую пятницу в нынешнем Типиконе ничего не сказано. Говорится только об изнесении ее в Великую субботу после великого славословия. Не говорится о Плащанице в службе пятницы и в древнейших уставах греческих, южнославянских и древнерусских. Предположительно, обычай износить Плащаницу на великой вечерне Великой пятницы получил у нас начало в XVIII веке, позже 1696 года, когда при патриархах Московских Иоакиме и Адриане было завершено редактирование Типикона в нашей Церкви.

В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.

Богослужения в эту беспримерную и незабвенную во все века жизни человечества субботу начинаются с раннего утра и продолжаются до конца дня, так что последние субботние песни так называемой пасхальной полунощницы сливаются с началом торжественных пасхальных песнопений – на пасхальной заутрени.

В Великую субботу совершается литургия Василия Великого, начинающаяся вечерней. После малого входа с Евангелием (около Плащаницы) читаются пред Плащаницей 15 паримий, в которых собраны главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу, как искупившему нас от греха и смерти Своей Крестной смертью и Своим Воскресением. После 6-й паримии (о чудесном переходе евреев чрез Чермное море) поется: «Славно бо прослáвися». Чтение паримий заключается песнью трех отроков: «Гóспода пойте и превозносите во вся веки». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся» и читается Апостол о таинственной силе Крещения. Эти пение и чтение служат воспоминанием обычая древней Церкви крестить в Великую субботу оглашенных. По чтении Апостола поются, вместо «Аллилуиа», семь стихов, избранных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа: «Воскресни΄, Боже, суди΄ земли΄».

Во время пения этих стихов священнослужители переоблачаются в светлые одежды, и затем читается Евангелие от Матфея, зач. 115. Вместо Херувимской песни поется песнь «Да молчит всякая плоть человéча». Великий вход совершается около Плащаницы. Вместо «О тебе радуется» – ирмос 9-й песни канона Великой субботы «Не рыдай Менé, Мати». Причастен – «Востá, яко спя, Господь и воскрéсе, спасáяй нас». Заамвонная молитва читается за Плащаницей. Всё остальное бывает по чину литургии святого Василия Великого. По отпусте литургии непосредственно совершается благословение хлебов и вина. Этот обряд напоминает о древнем благочестивом обычае христиан ожидать наступления Пасхи в храме, слушая чтение Деяний апостольских. Ввиду строгого поста, который соблюдался в продолжение целого дня до наступления праздника Пасхи, и предстоявшего бдения, Церковь подкрепляла силы верных благословенными хлебом и вином.