Чистилище что значит. Неуместное употребление термина «чистилище». Что такое чистилище? Значение этого термина в католицизме

Если сказать в общем как это происходит, то душа человека постепенно поднимается по вышестоящим Мирам до уровня Третьего Неба, которое расположено, как мы помним, в Мире Мысли в его Слое Абстрактных Мыслей. А, когда придет время для следующего рождения души, она начнет постепенно спускаться по этим же Мирам, дойдя в конце концов до Мира Физического, где и произойдет ее новое рождение. Поэтому и нам предстоит проделать это же длинное путешествие с остановкой но каждом этапе и подробным изложением о том,что же происходит там с нами.

Итак, через 3,5 дня после смерти (время может быть разное в каждом конкретном случае: от нескольких часов до 3,5 дней) умерший навсегда оставляет свое физическое тело. Серебряная нить, соединяющая физическое тело с телом жизненным полностью разрывается, и после этого невозможно возвращение к жизни. Но при этом мы помним, что душа забирает с собой Семя-атом физического тела, которое в будущем будет использоваться для построения нового физического тела.

После окончания просмотра панорамы жизни приходит время для души умерших оставить их жизненное тело, которое является частью Физического Мира, чтобы наконец покинуть этот Мир и вознестись в Мир Желаний. Отделение жизненного тела происходит по той же системе, как это происходило с физическим телом. Тело отделяется, забрав с собой лишь силы Семени-атома жизненного тела, которое в будущем будет участвовать в построении нового жизненного тела.

И вот душа входит в Мир Желаний. При этом она включает в себя Семя-атомы физического и жизненного тел в добавок к телу желаний и мыслей.

И по законам гравитации душа, постепенно теряя материал из, которого состоит тело желаний, будет становиться легче и возноситься выше по слоям данного Мира. Мы помним, что низшие слои Мира Желаний состоят из всего плохого, что есть в нас. Здесь находятся все наши низшие желания, привычки, пристрастия. Поэтому эти 3 низших уровня называют еще Чистилищем, 3 высших слоя – Первым Небом, а 2 слоя между ними – Пограничной Зоной.

На данном этапе эволюции человечества среди нас нет только хороших или только плохих людей, мы все состоим из смеси этих двух качеств, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Поэтому каждый из нас должен будет пройти через Чистилище, где происходит постепенное очищение души от всего плохого, что в ней есть. Значение этого слоя необычайно важно! Без него было бы невозможно наше улучшение. И это настолько большая тема, что, я думаю, она займет у нас несколько недель на рассмотрение. Поэтому, пожалуйста, наберитесь терпения, но зато, после окончания этой темы, вы будете вполне себе представлять как на самом дела выглядит Чистилище для каждого из нас и что это такое.

Значение Чистилища и как происходит процесс очищения

Итак, значение Чистилища – побороть и уничтожить вредные привычки и черты характера.

Когда человек пробуждается в Мире Желаний после смерти, он точно такой же человек, каким был здесь при жизни. С точно таким же мышлением, чертами характера и привычками. Каждый, кто увидит его в том Мире, узнает его. Со смертью не происходит никакой волшебной трансформации, которая превратила бы злого и черствого человека в нежного и доброго. Характер человека остается без изменений! Существует только одно отличие и только – это то, что у него больше нет физического тела.

Мы помним, что, когда умерший просматривал панораму своей жизни сразу после смерти, он не испытывал никаких чувств и эмоций. Он был как простой зритель. Но все совершенно меняется, когда он приходит в сознание в Чистилище. В это время картины жизни, т.е. панорама, снова начинают проходить перед ним в той же последовательности, т.е. с конца на перед, начиная со времени, предшествующего смерти и до самого его рождения. Картины прокручиваются со скоростью, примерно в 3 раза быстрее, чем была скорость физической жизни. И отсюда мы можем сказать, что, если человек прожил 60 лет, то в Чистилище он будет проживать заново свою земную жизнь со всеми эмоциями и чувствами в течение примерно 20 лет. То есть время, проведенное в Чистилище в среднем составляет 1/3 прожитой земной жизни. И так как это Чистилище, где есть все только плохое, то, просматривая заново панораму жизни, он будет останавливаться только на всем плохом, что он совершил, а хорошее – пропускать без каких-либо эмоций (время для хорошего будет после Чистилища).

Итак, давайте снова вспомним, что:

Значение Чистилища – побороть и уничтожить вредные привычки и черты характера.

И как же работает эта «система перевоспитания»? А так, что человек испытывает абсолютно идентично всю боль и страдания, которую причинил другому. То есть он как бы входит в тело того человека и чувствует все, как чувствовал тот, когда он его обидел. Но так как скорость в этом слое утроенная, то и все ощущения соответственно усиленны. Поэтому чувства обиды, горя и боли будут испытываться еще сильнее, чем были у обиженного им человека. В Мире Физическом наши чувства притупляются физическим телом, здесь же, в Мире Желаний того тела уже нет и ощущения тут намного острее и сильнее, чем в земной жизни. И именно через собственные страдания человек постепенно научится поступать в будущем по-доброму, честно и с пониманием к окружающим в своей последующей жизни. Давайте подробней разберем этот момент, это очень важно понять как работает «система очищения души».

Вот «умерший» снова начал просматривать свою панораму, но теперь все происходит с чувствами и эмоциями, но чувствами НЕ с ЕГО стороны, а со стороны ЛЮДЕЙ, с которыми он общался. Здесь все будет только о других и ничего о нем. И останавливаться подробно он будет на моментах, где поступил неправильно, нечестно, плохо по отношению к другому (все хорошее проходит незамеченным, его черед придет намного позже). Мы помним, что в панораму жизни вошла каждая его минута, каждая секунда. И вот как только он дойдет до момента, где обругал кого-то, ударил, поступил бесчестно и тому подобное, он остановится на этом моменте и будет испытывать все чувства обиженного им человека, как тот их испытывал тогда в земной жизни, но они будут даже еще сильнее из-за 3х-кратной скорости этого слоя. И будет находиться он в этом состоянии до тех пор, пока не признает, что поступил неправильно, искренно не покается и не поймет, что в будущем он так поступать больше не желает, т.к. не хочет больше испытывать такую боль. Как только он это поймет, то в тот же момент будет считаться, что он отработал данный свой проступок и панорама начинает идти дальше пока не дойдет до следующего момента, где он снова обидел кого-то. И это касается любого его поступка или действия! За каждое свое слово здесь он будет в ответе.

А ведь как порой мы своим одним словом можем обидеть человека?! А еще как часто мы обижаем кого-то, не подозревая как сильно ранили его своим высказыванием?! И ведь обиженный нами человек может страдать очень долго! Иногда годами! Но в Чистилище, хотим мы того или нет, но будем на себе самих испытывать и отвечать за все свои действия и проступки! И будут они такими же долгими как были у обиженного нами.

Еще одно очень важное правило этого мира:

Чем качественнее и чище была отпечатана панорама жизни в теле желаний после первых моментов смерти, тем сильнее и острее будут страдания человека в Чистилище и тем лучше он будет чувствовать в последующих жизнях как поступать нельзя и будет избегать повторения подобных ошибок.

Давайте разберем это правило подробнее. Во-первых, от чего зависит качество воспринимаемой панорамы? Это зависит, как мы помним, от тишины и покоя вокруг мертвого тела и отсутствия каких-либо оперативных вмешательств во время просмотра панорамы.

Дальше, у многих из нас может возникнуть такая реакция как: «А зачем мне испытывать боль еще сильнее и острее? Зачем мне еще больше мучиться? Нет, мне бы что полегче, пожалуйста!». Да, никто из нас не любит боли и страданий. Но смысл их невероятно велик! Ведь только через боль мы поймем как поступили неправильно, прочувствуем на себе как это ужасно то, что мы совершили, покаемся в содеянном и, хотя в будущей нашей жизни память об испытанном закроется для нас, но чувство о содеянном останется в виде ГОЛОСА СОВЕСТИ, который позволит нам избежать повторения подобной ошибки в нашей будущей жизни. И чем сильнее мы страдали в Чистилище, тем сильнее будет в нас тот голос совести, и, тем самым, сильнее будет шанс, что мы уже избежим повторения подобной ошибки в будущем и, следовательно наша жизнь будет лучше прежней как и мы сами.

А еще на восклицание о нежелании чувствовать боль можно ответить так: «Не причиняй тогда боль другому».чистилище, молитва

Видите какая Природа умница? Ничто не остается безнаказанным и за все мы в ответе. Пословица «Что посеешь, то и пожнешь» как нельзя кстати здесь. Как мы проживем жизнь здесь, так будем пожинать ее плоды в тех Мирах.

Но не все так ужасно как это кажется на первый взгляд. Есть выход из положения! И он сейчас в наших руках!

Если мы сейчас, при жизни, сделав кому-то больно, попытаемся понять того человека, прочувствовать что он должен был испытывать в ответ на наши действия и потом ПРИЙТИ к нему и ИСКРЕННО ПОПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ, то можно сказать, что мы уже сейчас, в земной жизни, осознали и исправили свою ошибку и тогда уже в Чистилище, когда панорама дойдет до места, где мы обидели того человека, мы уже не будем испытывать его боль, т.к. мы уже отработали это в прошлом. То есть мы уже сейчас, при жизни выполним работу Чистилища.

Золотое правило:

И, если это взять за правило и каждый прожитый день вечером прокручивать все случившееся за сутки и честно судить себя, останавливаться на самых мелких деталях и потом исправлять себя как описано выше, то, кроме того, что мы будем сокращать свое время в Чистилище (а оно очень неприятное), мы еще и будем становиться лучшими людьми, не правда ли? Это одно из золотых правил розенкрейцеров!

Я честно и строго стараюсь судить себя. Мы с мужем постоянно применяем это правило, если вдруг обидим другого. Конечно, это иногда, ох, как трудно сделать! И особенно я заметила, что в самый момент, когда я скажу что-то обидное, я обычно (как и многие из нас) нахожусь в более возбужденном состоянии и, хоть я и пойму тут же что обидела человека, но в тот момент я еще не могу искренно попросить прощения. Если я это сделаю — это будет неискренно и не будет считаться. Для этого мне нужно успокоиться и после этого я начинаю представлять уже чувства обиженного мною и мне становится стыдно и после этого я уже искренно подхожу и прошу прощения.


Чувство совести

Перед тем как продолжить дальнейшее повествование, я бы хотела остановиться ненадолго на ЧУВСТВЕ СОВЕСТИ, о котором мы говорили в прошлый раз и которое, как мы помним, остается в нас после проработки над своим каким-то плохим поступком или вредной привычкой. Я думаю каждый из нас, если прислушается к своему внутреннему «я», может найти очень много таких голосов, которые останавливают нас сейчас от совершения вновь ошибки прошлого.

девушка с ребенком, чистилищеХотела бы привести вам свой личный пример. Я испытываю большое отвращение к казино, картам и всевозможным играм на деньги. Я не просто отношусь к ним нейтрально, а именно не желаю ничего с ними иметь общего. Само слово казино для меня вызывает внутренний страх и я никогда в своей жизни не переступила порог ни одного из них даже из простого любопытства. К картам – тоже самое, не люблю играть в них даже просто от нечего делать, как бывает происходит в нашей жизни, когда люди едут в поезде, например. Из всего этого я делаю для себя вывод, что в какой-то из моих прошлых жизней (а, может, и не одной!) у меня была проблема с азартными играми. И, я думаю, все мы знаем даже по примеру нашей классической литературы, какая это серьезная человеческая болезнь и как она может сломать всю жизнь человека! И вот я, должно быть, прошла очень хорошее и длительное время в Чистилище по борьбе с этим «недугом» и теперь тот ГОЛОС СОВЕСТИ сидит во мне и, каждый раз, когда я просто вижу вывеску «Казино» оно напоминает мне о моей испытанной боли и предотвращает меня от повторения прошлой ошибки. И это только один пример. А сколько таких мы можем привести! А это все наши знания и опыт из прошлого помогают нам в этой жизни!

Память о содеянном остается нам закрытой, но чувство пережитой боли воплощается в голосе совести.

Сегодня я хочу остановиться еще на одном (из огромного множества!) аспекте Чистилища. А именно на примере как человек проходит очищение себя от вредных привычек. Ведь, когда панорама жизни вновь разворачивается перед ним, она останавливается не только на моментах, где он поступил неправильно, но также и на моментах, связанных с его вредными привычками.

Итак, напомним, что человек попадает в Мир Желаний точно таким же, каким он был здесь, в Мире Физическом, со всеми своим хорошими и плохими чертами характера и со всеми своими пристрастиями. Не происходит никакого мгновенного перевоплощения, по мановению которого, он вдруг бы стал Ангелоподобным!

Допустим, человек при жизни здесь был необычайно жадным, всю жизнь собирал что-то, копил, коллекционировал, ни с кем не делился своим богатством. Был такой своеобразный Скрудж Макдак из мультфильма «Утиные истории» J. И вот он умер. Перестал он любить свое золото?-Нет! Испытывает он ту же тягу к прикосновению к своим сокровищам?-Конечно! И, даже из-за того, что он испытывает такое острое желание все также лицезреть свои богатства, он на долгое время еще может оставаться здесь, в Мире Физическом, и, например, сидеть напротив своего сейфа с деньгами и любоваться на него, получать похожее наслаждение, как он испытывал в земной жизни. Но теперь он не может управлять своими сокровищами! И он будет в страданиях наблюдать как его родные придут к его дорогому сейфу и запустят в него свои руки. Он будет кричать, закрывать собой ящик сейфа, но, конечно, никто его не услышит и родные пропустят свои руки через его невидимое им тело, разделят, разберут все его богатство. А он будет это беспомощно лицезреть и страдать невероятно! И будет он так страдать до тех пор, пока не поймет, что деньги не главное в жизни, что все драгоценности лишь блестящие камни и есть духовные ценности, которые-то и важны для него в первую очередь. И как долго будет длится это состояние? Это зависит только от него самого! И никого больше!

Кстати, очень часто происходит так, что после смерти человек еще долго не может покинуть этот Мир Физический и вознестись выше, в Мир Желаний. Это зависит от его привязанностей к этой жизни. Обычно, когда человек проживает долгую жизнь, к ее концу он уже устает от всего мирского и земного и ждет с нетерпением когда же это все кончится. Такой человек уже почти не имеет никаких физических привязанностей и это очень хорошо для него! Он быстрее пройдет через Чистилище, понимая с высоты прожитых лет, что те или иные наши желания совсем не так важны, как наша духовная красота.

Но, если человек умирает в расцвете сил, молодым, когда у него было столько желаний и так много он хотел сделать в этой жизни, то в таких случаях он еще долго будет притягиваться к оставшимся здесь родным и друзьям! Мать будет притягиваться к своему ребенку и, конечно, будет волноваться и переживать за него. Они ходят вокруг нас, живут вместе со своими домочадцами, а те их и не видят! Вспомните здесь фильм «Привидение» с участием Деми Мур.

Желания умерших

А сейчас мы остановимся на теме желаний умерших. Напоминаю, что вся информация основана на работах М.Генделя и она была ему открыта более высшими существами для того, чтобы он, в свою очередь, передал ее в мир к людям.

Если бы только что умерший человек мог оставить все свои привязанности и желания земной жизни позади, то его тело желаний в таком случае быстро бы распалось и освободило бы его для входа в небесный мир, но такое случается редко. Большинство людей, особенно если они умерли в расцвете сил, сохраняют множество привязанностей и интересов к жизни, которую они только что закончили в Мире Физическом. Они еще не успели воплотить в жизнь все свои мечты только потому, что расстались со своим физическим телом. И даже, наоборот, зачастую у них возникает огромное желание снова вернуться в земную жизнь, чтобы воплотить и прочувствовать то, что они не успели сделать. И такое огромное желание вернуться делает их жизнь в Мире Желаний очень неприятной что, к сожалению сказать, они часто даже не понимают как сами являются причиной этого. С другой стороны тот, кто умирает в престарелом возрасте или кто долго страдал тяжелой болезнью до своей кончины, уже устали от земной жизни и поэтому они быстро расстаются со своими привязанностями и быстро проходят дальше в небесный мир.

Это явление можно рассмотреть на таком биологическом примере, как фруктовая косточка, которая падает в землю. Если это была лишь «голая» чистилищекосточка, то она быстро начинает переходить в следующие стадии своего роста, но, если же в землю попал весь фрукт, т.е. косточка со всей мякотью на поверхности, то, прежде чем приступить к процессам роста, ей нужно дождаться пока вся мякоть не распадется и только тогда она продолжит свое развитие. Также и человек со своим телом желаний.

И особенно это трудно сделать тем, кто погиб в результате аварии или другого несчастного случая,в полном здравии, как мы говорим. Они были не готовы к такому изменению, у них остались в этой жизни жена, семья, родные, друзья, а также любимое дело и удовольствия физических наслаждений.

Также люди, внезапно ушедшие из жизни, зачастую не знают этого! Они не понимают, что «умерли», потому что мир вокруг них почти не изменился. Они понимают что что-то не так, но что именно не могут понять. Ведь смерть для нашей души — это почти то же самое, как состояние, когда мы пробуждаемся ото сна. Также и те люди, они находятся в большой конфузии, если я могу так выразиться. И даже, если кто-то придет к нему на помощь и станет объяснять, что он «умер», зачастую он не будет верить и яростно спорить, что это не так!

Особенно это относится к материалистам, кто не верил в Бога и то, что существует жизнь после смерти. Они будут считать все происходящее какой-то галлюцинацией и ждать когда же это все кончится? И они могут пребывать в этом плачевном состоянии очень долго, иногда сотни лет. Это зависит от того, насколько он упрям.

Я вспоминаю рассказ Чарльза, моего мужа, когда он во время одного из своих снов встретился с только что ушедшим из жизни мужем своей знакомой. Он увидел его в большой библиотеке где-то в Нью-Йорке (а до смерти тот жил в Калифорнии) и этот, назовем его Джон, ходил между рядами книг и в его глазах была такая тоска и непонимание! Чарльз подошел к нему и попытался помочь понять что же с ним произошло, но Джон не захотел его слушать, он даже закрыл руками уши и сел на пол, его глаза налились слезами, он мотал головой из стороны в сторону и ничего не понимал и, кажется, стал просить Чарльза уйти, оставить его. Вот так Джон не хотел признать что он перешел в какое-то другое состояние и ушел из Мира Физического. Но надеемся, что все-таки он понял это в скорости и жизнь стала казаться ему лучше…

Но в основном умершие, которые ушли из этого мира нормальной смертью быстро приходят в сознание в том мире и начинают понимать что с ними произошло.

Чистилище Чистилище (purgatorium, purgatoire, Fegfeuer). - Учение о Ч.представляет собой одно из характерных отличий римско-католическойцеркви от греко-православной и протестантских. По учению католиков, душискончавшихся христиан, если Господь признает их чистыми, направляютсяпрямо в рай . души людей; отягченных смертными грехами, направляются вад, а души тех грешников, которые не отягчены смертными грехами и,однако, не получили прощения грехов в земной жизни, направляются в Ч.,промежуточное место между раем и адом, где они горят в очищающем огне.Когда грехи их будут искуплены, они могут получить доступ в рай . Ч.будет существовать до второго пришествия Христа , но души грешников,попадающие туда. не будут там ждать страшного суда. Каждая душа пробудетв Ч. столько времени, сколько необходимо для искупления ее грехов.Очищающий огонь некоторые католические богословы понимают как символ ивидят в нем угрызения совести и раскаяние, но громадное большинствопризнает реальное существование этого огня. Для доказательствасуществования Ч. и возможности прощения некоторых грехов в загробнойжизни католики приводят главным образом два места из Св. Писания: 1)"Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же ктоскажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем"(Матф. XII, 32). 2) "Каждое дело обнаружится; ибо день покажет, потомучто в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть"(1 Кор. III, 13). В первом месте католики видят различение междугрехами, прощаемыми в земной жизни, и грехами, прощаемыми в загробной.Во втором слова об огне, испытывающем дела каждого. они понимают вбуквальном, а не в переносном смысле. Участь души в Ч. зависит не толькоот ее раскаяния. но и от молитв, возносимых за нее на земле. При помощимесс, молитв, добрых дел, совершаемых в память умерших верующими наземле, участь души в Ч. может быть облегчена и срок пребывания ее тамможет быть сокращен. Учение о сокровищнице добрых дел, находящейся враспоряжении церкви и главы ее, папы, предоставляло папе право решатьвопрос о сроке пребывания в Ч. Вот почему в средние века получила такоераспространение продажа индульгенций. В Св. Писании нет непосредственныхуказаний на существование Ч., если не считать II-й книги Маккавеев,которую обыкновенно не признают канонической. Тем не менее представлениео Ч. возникло уже в первые века христианства. Уже Ориген верил вдействительность того огня, о котором говорит ап. Павел в вышеприведенном месте. Бл. Августин высказал предположение, что души могутподвергнуться очищающему огню не при конце мира, а в промежуток междусмертью и днем страшного суда. Цезарий из Арля принял это предположениекак догмат , а папа Григорий Великий распространил такое учение во всейзападной церкви. Подробно разработано и развито оно было ФомойАквинским, окончательно принято как догмат Флорентийским собором 1439 г.и подтверждено Тридентским собором. Протестантские реформаторы отверглиучение о Ч., находя, что католики неправильно толкуют вышеприведенныйместа из Св. Писания и что в Св. Писании есть места, прямо указывающиена отсутствие какой-либо промежуточной среды между раем и адом (напр.Матф. XXV, 31-46). Православная церковь также отвергает учение о Ч., аучению о заступничестве верующих на земле за души умерших придает болееспиритуалистический характер . Б. Некоторые из богословов смешивают латинское учение об Ч. справославным учением о мытарствах; но последние - только образныепредставления частного суда, неизбежного для каждого человека; путь изЧ. - в рай , путь из мытарств - и в рай ; и в ад. Впрочем, в основнойсвоей идее латинское учение о Ч. имеет некоторое сходство с православнымучением о состоянии душ умерших людей до всеобщего воскресения; сходствоэто заключается в том общем учении, что души некоторых из умерших,подвергшись мучениям за свои грехи, могут, однако, получить прощениегрехов и облегчение своих мучений или даже полное освобождение от них.По учению православной церкви, это облегчение мучений или же совершенноеосвобождение от них получается душой усопшего ради молитв иблаготворений членов церкви Христовой, между тем как, по латинскомуучению, души умерших людей получают прощение грехов в Ч. ради самыхчистилищных мучений, которыми они самолично приносят удовлетворениеправосудию Божию и через это очищают свои грехи. Несообразность этоголатинская учения о значении для душ человеческих чистилищных мучений,как удовлетворении правосудию Божию, вытекает, между прочим, из того,что оно делает совершенно излишним христианское догматическое учение омолитвах церкви за умерших - учение, содержимое и римской церковью. См.Д. Гусев, "Ч. у средневековых римско-католических богословов"("Православный Собеседник", 1872, июнь , стр. 226-264); Н. Беляев,"Римско-католическое учение о так называемой сатисфакции" (Казань ,1876); его же, "Характеристика римского католичества с точки зренияпапского догмата" (Казань , 1878); Е. Успенский , "Обличительноебогословие" (изд. 3, СПб., 1895).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Чистилище" в других словарях:

    В католицизме место, где души умерших подвергаются очищению искупительным огнём для того, чтобы затем попасть в рай. Другие направления христианства (православие, протестантизм) идею чистилища отвергают. Ни в Евангелиях, ни в сочинениях… … Исторический словарь

    См … Словарь синонимов

    чистилище - ЧИСТИЛИЩЕ, а, с. 1. Баня, ванная комната. 2. Выговор от начальства, проработка на собрании и т. п. чистилище устроить. 3. Вытрезвитель. 4. Туалет. Общеупотр. «чистилище» в католическом вероучении: место, где души умерших очищаются от грехов … Словарь русского арго

    ЧИСТИЛИЩЕ, в католицизме место очищения душ умерших грешников от не искупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562 … Современная энциклопедия

    Согласно католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562 … Большой Энциклопедический словарь

    - (лат. purgatorium), в католическо христианских представлениях место, где души умерших очищаются от грехов перед вступлением в рай. Ч. понимается как некое промежуточное место загробного мира между раем и адом, где души умерших, не попавших сразу… … Энциклопедия мифологии

    Согласно католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439 г. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

    - (лат. purgatorium) согласно католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол… … Политология. Словарь.

    Чистилище - ЧИСТИЛИЩЕ, в католицизме место очищения душ умерших грешников от не искупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ЧИСТИЛИЩЕ, чистилища, ср. (рел.). По учению католической церкви место, в котором души умерших, не оставляемые навсегда в аду, посредством разных испытаний очищаются от грехов, раньше чем попасть в рай. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова

Многим знаком термин «чистилище», его можно услышать от католических священников или прочесть в литературе, например, всемирно известном произведении Данте «Божественная комедия», где герой проходит именно чистилище. Признает ли Православная Церковь чистилище и как относится к данному термину?

Что такое чистилище

Данный термин встречается в католическом катехизисе и означает необходимость для человека дополнительного очищения. То есть умирая человек должен пройти это чистилище, чтобы там снять с себя все свои грехи и только потом он может предстать перед Господом. Сформулирована была эта идея не так давно - в XIII–XVI веках н.э. и является одним из догматов католической церкви.

Православная Церковь при этом не поддерживает ее и всячески отрицает существование чистилища, однако при этом довольно четко говорит о необходимости совершать молитвы за уже почивших предков.

Догмат о чистилище окончательно стал частью учения католиков в 1439 году, когда его закрепили на Ферраро-Флорентийском соборе. Позже этот вопрос рассмотрели еще раз на Тридентском соборе и опять утвердили в 1563 году. Это учение вполне соответствует латинскому духу, говоря о том, что для христиан, которые были в церкви, но имели какой-то нераскаянный или тайный грех, необходимо место, где они могли бы окончательно очиститься и стать достойными для встречи с Творцом.

Туда же попадали и люди, которые не успели совершить исповедание перед смертью, погибнув насильственной или случайной смертью. Основание для подобной позиции католические служители находят в апокрифичной книге Маккавеев, в которой автор пишет о совершении умилостивительной жертве за мертвых, чтобы снять с них бремя греха и очистить.

На основании этих слов католические богословы приняли за догму, что души покойных не сразу попадают в рай или ад, но пребывают в некоем месте для умерших, пока решается их судьба. И что живые могут своими действиями повлиять на их дальнейшую судьбу, поскольку умершие не покинут Чистилища, пока окончательно не будут чисты от греха.

Католики верят, что так предрасположил Господь и такая система будет действовать до Страшного Суда. В то время было распространено движение индульгенций, поэтому догма была крайне выгодна для Папства - люди покупали индульгенции для спасения своих близких из Чистилища и тем самым пополняли казну Церкви.

Для сведения! Сегодня, чтобы помочь близкому перейти из этого места в Царство Небесное, люди должны молиться за него и совершать дела милосердия в его имя. Умерший же также претерпевает какие-то изменения там, в процессе очищения.

Стоит особо заметить, что по утверждениям католиков, попасть в чистилище может лишь тот христианин, кто при жизни принадлежал церкви и не имел смертного греха на себе. Они, после определённого времени, встретятся с Господом. Сегодня западная церковь считает, что чистилище - это скорее процесс или состояния, а не место.

Есть ли чистилище в православных догматах

Православная церковь (так же, как и протестантская) не признает учение о чистилище и считает, что души умерших людей, которые при жизни приняли покаяние и крещение ожидают своей участи и встречи с творцом без дополнительных очистительных мук.

Но в то же время православие исповедует учение о мытарствах души - суд и испытание грехами и страстями после смерти и до встречи с Господом. Об этом пишет преподобный Василий Новый в своем житие, где подробно расписывает мытарства некой Феодоры. В его представлении это был некий суд, где бесы пытались сломить ее душу и забрать ее у Бога.

Икона Мытарства блаженной Феодоры

Эта позиция принадлежит аскетической традиции православия, но не является ее догматом.

Православная церковь (и тут протестанты не согласятся) считает, что близкие могут помочь умершим родственникам стать ближе к Господу в том случае, если умерший верил в Творца, но не успел плодами своими (делами) доказать и проявить веру.

Важно! Совершая молитвы и творя милостыню, родственники могут помочь близким. Особенно полезно это делать в первые 40 дней после смерти, когда душа только готовиться предстать перед своим Творцом.

В отличие от католической веры и некоторых других, православные догматы утверждают, что спасения человека возможно лишь благодаря искупительной жертве Иисуса Христа и веры в Него. Никакие дела и поступки не могут спасти человека, лишь только вера (о чем говорит апостол Павел в посланиях). В загробной жизни уже ничего нельзя исправить мертвому, все, что можно делать, надо делать при жизни. И если человек отрицал существования Бога при жизни, после смерти он не попадет в рай, потому что его поступки уже никак не исправить.

Если католики определяют рай и ад как место, то православные более склонны считать это состоянием человеческой души. Поэтому для попадания туда необходимы были некие поступки, а православной церкви это не требуется, ведь принимая покаяние и жертву Иисуса Христа, наши души уже пребывают в раю.

Что говорит православная церковь о чистилище

Ч истилище (пургаторий) , согласно католическому вероучению, - место, где души умерших грешников очищаются от не искупленных при жизни грехов. Догмат о чистилище был введён в католицизме в 1439 г., и подтверждён в 1562.

Согласно учению Римско-католической церкви о чистилище, крещёный человек, совершивший грех и получивший прощение или совершивший «простительный» грех, остающийся неотпущенным, как правило, подвергается «временному» наказанию здесь или в будущей жизни. Человек, умерший добрым христианином, однако отягощённый бременем подобных грехов, попадает в чистилище, то есть туда, где души претерпевают страдания за прегрешения, что даёт им впоследствии возможность попасть на небеса.

Согласно учению Западной церкви, эта истина подтверждается Писанием (Вторая книга Маккавейская 12:43-45) . Поскольку возможно приносить за умерших умилостивительную жертву, это должно означать, что их души не пребывают ни в аду, ни в раю, так как достигшие спасения не нуждаются в молитвах живых, а осуждённым на вечное проклятие такие молитвы не помогут. Таким образом, считается, что души умерших пребывают в таком месте, где молитвы ещё могут им помочь «разрешиться от греха».

Считается, что с началом Страшного суда чистилище вообще будет упразднено, однако до тех пор каждая душа останется в нем на тот срок, который необходим, чтобы она расплатилась за свои прегрешения. Живые могут помочь сократить этот срок себе и другим, принося «умилостивительные жертвы», благих дел (например, заказывая мессы) или получая индульгенции. Эту плату Бог учитывает, определяя сроки временного наказания.

Души в чистилище не могут избежать наказания. Однако, поскольку они умерли в мире с церковью и не находились в состоянии смертного греха, они продолжают любить Бога, а потому знают, что непременно окажутся на небесах после того, как завершатся их страдания.

Веру в чистилище традиция обнаруживает уже у ветхозаветных евреев. Это учение всегда принимала Католическая церковь, однако протестанты (Лютер и Кальвин) решительно отвергали его.

Православие отрицает существование чистилища. Согласно учению Православной церкви состояние душ умерших людей - временное ожидание вечной радости или вечных мук. При этом православные христиане считают, что всемилостивый Бог всё-таки может облегчить вечную участь грешников, и даже сделать их сонаследниками Царства небесного, если за этих грешников будут усердно молиться оставшиеся ещё в живых на Земле (их родственники или благочестивые знакомые) . Именно поэтому в православных храмах молятся за умерших, поминают их и принимают записки с именами усопших – Об упокоении их душ.


Задолго до официального принятия постулата о чистилище Данте подробнейшим образом описал структуру Чистилища в своей «Божественной комедии».

Концепция Чистилища в «Божественной комедии» Данте

Три святые добродетели - так называемые «богословские» - вера, надежда и любовь. Остальные - это четыре «основные» или «естественные».

Данте изображает его в виде огромной горы, возвышающейся в южном полушарии посреди Океана. Она имеет вид усеченного конуса. Береговая полоса и нижняя часть горы образуют Предчистилище, а верхняя опоясана семью уступами (семью кругами собственно Чистилища) . На плоской вершине горы Данте помещает пустынный лес Земного Рая.

Вергилий излагает учение о любви как об источнике всякого добра и зла и поясняет градацию кругов Чистилища: круги I, II, III - любовь к «чужому злу», то есть зложелательство (гордость, зависть, гнев) ; круг IV - недостаточная любовь к истинному благу (уныние) ; круги V, VI, VII - чрезмерная любовь к ложным благам (корыстолюбие, чревоугодие, сладострастие) . Круги соответствуют библейским смертным грехам.

    Предчистилище

      Подножие горы Чистилище. Здесь новоприбывшие души умерших ждут доступа в Чистилище. Умершие под церковным отлучением, но раскаявшихся перед смертью в своих грехах, ждут в течение срока, в тридцать раз превышающего то время, которое они пробыли в «распре с церковью».

      Первый уступ. Нерадивые, до смертного часа медлившие с покаянием.

      Второй уступ. Нерадивые, умершие насильственною смертью.

    Долина земных властителей (не относится к Чистилищу)

  • 1-й круг. Гордецы.
  • 2-й круг. Завистники.
  • 3-й круг. Гневные.
  • 4-й круг. Унылые.
  • 5-й круг. Скупцы и расточители.
  • 6-й круг. Чревоугодники.
  • 7-й круг. Сладострастники.
  • Земной рай.

Как можно во что-то верить или что-то отрицать, пока пребываешь в неведении относительно вопроса? Чистилище и Ад как тема для размышлений: предназначение, отличия, трактовка.

Здравый смысл не позволяет воспринимать религиозные взгляды на эти понятия буквально, так давайте рассмотрим их с разных точек зрения, чтобы иметь наиболее точное и полное представление об их отличиях и предназначении. И, возможно, найдём в этом маленьком расследовании собственное понимание древних потусторонних реалий.

Что такое Чистилище и в чём его предназначение?

Чистилище – это концепция римско-католической доктрины, которая утверждает, что ни один человек не свободен от греха. Это место, где после смерти душа очищается (согласно католическому писанию и катехизису), прежде чем сможет войти в Рай. Место это не обязательно должно быть материальным, это также может быть состояние, в котором происходит очищение.

«Чисти́лище (лат. Purgatorium), согласно католическому вероучению, - состояние, в котором пребывают души людей, которые умерли в мире с Богом, но нуждаются в очищении от последствий, совершённых при жизни грехов».

Википедия

Слово «чистилище» – говорящее само за себя, оно значит очищение, искупление. Даже если не существует материального Ада и Чистилища, существует некий психологический Ад и Чистилище, которые превращаются в незаметных диктаторов и контролёров наших поступков, мыслей и выбора.

Существует предположение, что Чистилищем является земной путь человека. За время пребывания на Земле у него есть выбор, и этот выбор делает он сам. Совершая зло – ввергает себя в адские мучения, творя добро и любовь – прокладывает себе путь в райские кущи.

Вся беспросветность будущего и его неопределённость заключается в неосознанном проживании этой «очистки души», непонимании своей задачи. Человек по большей мере лишь плывёт по течению, не понимая причин и следствий, придумывая объяснение и пытаясь найти виноватых в том, чего он не в состоянии объяснить.

По мнению церкви, даже душа праведника нечиста и способна на совершение небольших грехов в течение жизни. Католики считают, что невозможно предстать перед Богом, если человек нечист. Поэтому те, кто нуждается в оставшемся очищении перед переходом в Рай, должны провести время в Чистилище.

Временные рамки при этом не имеют значения, время как бы растянуто, оно не ощущается. Говоря на «земном языке», душа может пробыть в Чистилище сколько угодно, но всё же это времяпрепровождение конечно. Истекает оно ровно тогда, когда все остальные привязанности, которые мы имеем к греху, нарушаются. Матрица греха сыпется – и душа свободна.

Христиане нарекли Христа «архитектором» Чистилища, они верят, что за свои страдания на кресте он даровал людям освобождение через возможность очистить душу и избежать Ада. Их всех трёх ветвей христианского вероисповедания только протестанты отрицают существование Чистилища.

Римско-католическая вера подразумевает возможность исцеления для души через очищение. Состояние зависания между жизнью и смертью, некое небытие – и есть трактовка Чистилища в данной конфессии. На откуп могут быть отданы грехи несмертные, те, что ещё можно искупить, те, что можно оправдать, и, как ни странно, после всего что было, наладить связь с божественным.

Чистилище у христиан – это состояние очищения, которое происходит после смерти (не физическое место). Обычно это связано с какой-то болью или дискомфортом (но это не всегда только боль). Его цель – подготовить христиан к Небесам. Это не второй шанс (люди, подразумевается, уже получили осуждение), а способ перехода на более высокую ступень развития души и сознания.

Это не буквальный огонь. Чистилище – милосердие Бога, а не суд. Бог помогает через Чистилище. Молитвы святых (у христиан) помогают двигаться через Чистилище быстрее. Время действует по-разному в этом месте, нежели на Земле. Не каждый христианин должен пойти в Чистилище (хотя, скорее всего, так и есть). Люди, которые умирают без всякого греха, могут вообще пропустить Чистилище (например, если они признались). Многие люди также подвергаются очищению на Земле.

Также существует грань между Чистилищем и Лимбо: то, где карают и искупается вина – Чистилище, а Лимбо – своеобразный «зал ожидания» для язычников и некрещёных младенцев.

Определение Ада и его отличительные черты

Ад, Преисподняя, Геенна огненная – всё это названия одного и того же места. Хотя Геенна ещё трактуется как место, откуда не возвращаются, не воскресают. Ад, как вечное проклятие души и мучений, которые не описать и не вынести. Для верующих нет худшего страха, чем попасть в Ад за прегрешения. Нечто до такой степени мучительное для тела и души, что любое описание меркнет в сравнении с истинным положением дел (хотя и этого никто не может утверждать наверняка).

«Ад (от др.-греч. Ἅδης - Гадес или Аид) - в представлении религий (авраамические религии, зороастризм), мифологий и верований - ужасное, чаще посмертное, место наказания грешников, испытывающих в нём муки и страдания».

Википедия

Пугает лишь то, что неизвестно. Именно этот дикий страх человека использовала любая религия для удержания «в узде» верующих. Чтобы попытаться представить степень адских мук, достаточно всего лишь знать, что они не предназначены для человека. Страх этого необъяснимого феномена загнал людей в церкви, присоединяться к различным религиозным течениям, совершать ритуалы и пытаться избежать наказания любыми способами.

Настолько зайдя в тупик собственного сознания, совести и спутанных убеждений, человек сам создаёт свой АД. Он просто вынужден спровоцировать его, ведь мозг ограничен, и, не справляясь с ограничениями в хромоногом полёте своей фантазии и умении справляться с более сложными задачами, нежели простые обывательские трудности, он просто сдаётся! И … становится неуправляем.

Можно только догадываться, какие жуткие адские мучения это воспалённое бедное вещество, способное лишь на простенькие задачи, готовит нашему сознанию в наказание за молодость и неопытность! Отсутствие контроля над собственным мозгом притягивает извне самые жуткие подтверждения правоты человека, заплутавшего в лабиринте собственных страхов.

Христианство

Одно из жесточайших описаний Ада трактует именно христианство. Наказание – неминуемо, и отбывание его жестоко до безумия: адское пламя, пожирающее плоть, ужасные наказания за каждый тип греха, в зависимости от степени его тяжести.

Жуткие полулюди-полузвери, черти, пытками вынуждающие страдать грешника, страшные муки, на которые он обречён из-за грехов – полностью «оправдывают» его страдания и становятся пресловутым методом наказания и очищения одновременно. Причинно-следственная связь – налицо.

В традициях православия всегда присутствовали молитвы о душах родных и близких, для них существует этот значимый переход от грехопадения – к прощению, повышение уровня души благодаря покаянию и признанию греха.

Ислам

Для приверженцев Ислама Адом является реалия, которая уготована неверным, за то, что они отвергают Бога и не исполняют его предписаний. Нет ничего хуже такого оскорбления, нет ничего хуже Ада.

Символом Ада явился огонь, всепожирающее пламя. Ад – глубок до бесконечности, ужасающ из-за палящего огня, он снова и снова уничтожает секунда за секундой, но это длится бесконечно. Ад – это смесь глубокого отчаяния, невыносимой боли и безумного, беспощадного ужаса.

Буддизм

Буддисты, как особые созерцатели разума и его игр, склонны к убеждению виновности именно этого ограниченного «органа»… По сути, это всего лишь самообман, игры разума, сумасшествие и болезненный бред воспалённого ума.

Индуизм

Теория перерождения души сегодня, как нельзя кстати и выгоднее подчёркивает близость видения Ада к истине. Кармическое учение создаёт платформу для причинно-следственного объяснения наказания: «7 кругов ада» индусов очень красочно описывают то, что может сотворить человек, и за что впоследствии – быть наказан невыносимыми

Язычество

Язычники верили в множество богов, и наказание за грешное поведение в языческих верованиях несколько отличается от религиозных суждений нового времени. Верования древних славян не основаны на страхе перед богами, скорее, боги были помощниками и проводниками в каждом из существующих в их картине мира аспектов. Пекло вполне соответствует Аду, а Навь – возможный аналог Чистилища, где обитали души умерших, и состояло оно из нескольких уровней.

Атеизм

Атеисты в отношении религии совершенно отрицают существование Ада и Чистилища вообще. Объяснить веру в эти «явления» они могут только через науку, находя разгадку этой головоломки в попытках мозга «объяснить» страх перед неизведанным. Но до сих пор и наука теряется перед определёнными фактами, которые происходят в бессознательном состоянии людей, находящихся между жизнью и смертью.

Неразгаданными остаются случаи «выхода из тела» оперируемых пациентов, находящихся в летаргическом сне или клинической смерти: никто не может объяснить, каким образом они слышали и видели то, что происходило с их телом в момент «выключения из жизни».

Зороастрийцы

Они описывали Ад похожим образом, а вот Чистилище у них имело несколько иную природу: мучения отменяются, но, возможно, небытие в виде пустоты, когда ни радости, ни печали нет, это и есть Ад? Или в тишине и покое приходит истина бытия и цели души?

Древние греки

Ад они называли Тартар, куда ввергали грешных. Это вонючее отвратительное место, где не чувствуешь себя живым. Кто знает, может, это – худшее из всех мучений?

Чистилище vs Ад

Жизнь диктует свои правила – человек оступается, переходит черту дозволенного, становится преступником морали и совести. Теряет веру, как в себя, так и во что-то слишком значимое, чтобы жить и умереть достойно и спокойно.

В его душе начинает жить отчаяние, сомнение и страх. Именно страх заставляет нас забывать о грани между любовью и ненавистью. Так начинается путь в Ад, небытие. Ведь как ни назови то состояние, которое приносит только боль, бесконечные терзания или бездонную чёрную пустоту, это – АД.

Но есть один маленький шажок, лишь миг между АДОМ и успокоением, момент, когда среди сомнений и безверия вспыхивает искорка истины. Именно этот момент и даёт возможность избрать другой путь.

И как бы ни верилось в страшное возмездие, есть истина, увидев которую, человек может прозреть, признать и увидеть ясно, как, почему и зачем он совершил, казалось бы, неисправимое. Именно в Чистилище душа раскрывается, сгорая и перерождаясь в пламени раскаяния, будто закаляется для будущих светлых свершений.

Идёт ли речь о некой борьбе зла с добром? Скорее всего, такой вопрос вообще не стоит. Есть ли подобные понятия во Вселенной? Скорее, они вовсе не воспринимаются как абсолют или догма, это есть две стороны единого целого, ни больше, ни меньше. Гомеостаз, равновесие, граница нормы – как ещё привести в равенство то, что нельзя уравновесить или чётко противопоставить знаку «плюс» или «минус»?

Психологическая подоплёка Ада и Чистилища – на удивление прозрачна, стабильна, понятна и оправдана. В отличие от конфессиональной. Но это – для простого обывателя, для человека. Для создания более развитого существуют, очевидно, более понятные, с его точки зрения, объяснения и понятия, которые могли бы служить истинной причиной всего и его же объяснением.

Но …, как всегда, мы снова скатываемся к своему убогому человеческому альянсу, сговору с незыблемыми, а потому неживыми, утверждениями относительно чего угодно. И даже таких сложных понятий, как Чистилище и Ад.

По сути, Чистилище – это ИТЛ, где исправляют и заставляют трудиться человеческую душу. Дабы почистить от скверны. Своеобразный приёмник-распределитель. Труд души, который воспринимается телом как боль и страдания. Всё это странно и непривычно, но есть материи в мире, которые в обличье человеческом нашему разуму просто недоступны.

Можно представить, что как Ад, так и Чистилище – это всего лишь голограммы, не более того. Определённый энергетический износ, сбой системы, компрометирующий матричные коды на созидание или разрушение, а, возможно, на режим ожидания, в зависимости от того, чего требует повреждённая программа.

Приход в тупик срывает рычаги управления. Вот почему человек испытывает адские муки. Ему никогда прежде не приходилось испытывать боли такой силы и характера. Возможно, для определённой материи или существа это вообще болью не является. Но человеческое существо – существо ранимое телесно и морально, а его болевой порог оставляет желать лучшего… Вот и мучаемся, бедняги, переливая «несуть» в «несуть».

Сборка матричного кода (того, который не будет «спорить» с «установленными программами») происходит настолько болезненно в сознании человеческого существа, что начисто меняет его составляющие, что и выглядит как Ад или Чистилище. Ведь по большому счёту, мы – лишь песчинки, но песчинки всё же значимые, потому и возятся с нами, «переделывают».

Вся трагедия человечества в том, что для человечества что угодно в обязательном порядке должно быть связанным с материальным носителем, своеобразной «флешкой», которую можно почистить. В отрыве же от него – мысленно «лицезреть» – не представляется возможным. Мука для нас – смертная. Может, мы мазохисты и нам просто нравится боль. А откуда её взять, как не выдумать? Красота! Шутка жёсткая, но вполне себе склонная к существованию.

У множества религий мира есть собственная концепция загробной жизни на Небесах или в Аду. В этом сравнении рассматриваются убеждения различных религиозных конфессий и их идеи о Небе и Аде. Чистилище же – отдельная, не всеми признанная «система» работы божественного с человеческой душой.

«Божественная Комедия» мощно и красочно описала Рай, Ад и Чистилище, и дала удивительно точную, с точки зрения эклектического слияния мировоззрения двух эпох, картину путешествия души, «переписать» которую едва ли когда-то и кто-то сумеет.

Послесловие

Каждая конфессия рассматривает Ад, исходя из духовного опыта поколений и определённых культурных различий, но схожесть описания не оставляет сомнений, что «прекрасное» это место у большинства людей вызывает целую гамму разнообразных оттенков первородной дикой эмоции – страха.

Догматом веры всё же остаётся материальное воплощение Ада, ведь это объясняется доступностью объяснения данных понятий широкому кругу верующих. К тому же, оно не оставляет выбора метущемуся мозгу и душевным сомнениям. Но оно же заставляет остальных (верующих не очень) высказывать сомнения в правдивости такого толкования.

Наиболее адекватное объяснение того, что есть Ад на самом деле, существует в буддизме. Адом считается лишь наваждение, посланное больному, извращённому разуму, полному неразрешённых внутренних проблем, раздирающих душу человека и терзающих его воспалённый мозг.

9 кругов ада по Данте:

Независимо от вероисповедания или атеистического взгляда на существование, каждый человек в определённой степени понимает связь между тем, как он живёт, и тем, что ждёт его впереди. Иначе не было бы разочарований в последствиях своих поступков, не «болела» бы душа, и не охватывал безумный страх в неизбежности наказания за то, что мы творим.

Чистота, очищение и адское пламя – независимо от вероисповедания, между этими понятиями всегда существует нерушимая связь, отражённая в любом проявлении, будь то ритуальное таинство, вера или неверие и отрицание потусторонних материй. И наличие этой связи даёт бесконечную базу, как для споров, так и для исследований.

Многие верующие пытаются ответить на вопросы, которые многие столетия так и остаются без ответа, либо ответы на них порождают новую волну вопросов. Можно ли грешнику попасть в Ад после Чистилища? Может ли настолько оскверниться человек, что даже после очищения он попадёт в Ад?

Никто не ответит на этот вопрос точно и исчерпывающе. И что бы ни говорили священнослужители, каждый решает для себя проблему искупления от своих же грехов наедине с собой. А большей частью человечество задаётся этими вопросами лишь перед ликом смерти, когда она уже холодит сердце и душу своим безучастным взглядом.

Если остаться беспристрастным и попытаться взглянуть на трактовку Ада и Чистилища, учитывая и религию, и опыт, и науку, то все дороги в любом случае приведут к неизбежному выводу об их природе и сути.

Ад – это бесконечное глубинное страдание, преувеличенное до бесконечности и переливаемое в бесконечность. Наистрашнейшая мука, которую не способен выдержать человек. Но тем не менее он – в ней, прямо внутри этой нещадной, всепоглощающей муки.

Чистилище же даёт хоть и слабую, но надежду, на искупление даже смертного греха. Оно как лекарь, жалящий в самое сердце твоей раны, выедающий плоть, но дарующий исцеление. Боль, за которой может следовать успокоение души.

Все эти размышления об Аде и Чистилище влекут за собой множество вопросов. Не является ли одно лишь разновидностью другого? Или Чистилище – это часть Ада? Но это уже тема для следующей дискуссии.