Черноморский флот ссср состав. Погибший флот ссср

Андрей ФЕДОРОВЫХ - аспирант Института российской истории РАН

Научный анализ событий, связанных с распадом Российской империи и СССР, особенно остро проявивших себя в регионе Черного моря, имеет важное теоретическое и практическое значение. В частности, проблема статуса Черноморского флота бывшего СССР и его главной военно-морской базы - города Севастополя на сегодняшний день, пожалуй, является наименее изученной, несмотря на активное обсуждение данных вопросов на межгосударственном и общественном уровнях и, как следствие, наличие большого количества различной литературы на эту тему.

В соответствие с Морской Доктриной РФ, утвержденной Президентом России В.В. Путиным, защита территории РФ с морских направлений, ее суверенитета на внутренние морские воды, территориальное море, включая регион Черного моря, «относится к категории высших государственных приоритетов»1. При этом в документе поставлена задача сохранить базирование Черноморского флота в Севастополе на длительную перспективу. По итогам Совещания по военно-дипломатическим вопросам Азово-Черноморского региона 17 сентября 2003 года Президент РФ подчеркнул, что это зона стратегических интересов России, которая «обеспечивает прямой выход России к важнейшим глобальным транспортным маршрутам, в том числе энергетическим». В то же время реальными вызовами безопасности Россий¬ской Федерации в Азово-Черноморском регионе являются активность террористических структур, этническая преступность и нелегальная иммиграция. С целью укрепления позиций Российской Федерации в регионе принято решение о создании дополнительно пункта базирования Черноморского флота в Новороссийске. В то же время подчеркивалось, что решение о развитии системы базирования Черноморского флота на Кавказском побережье России «не значит, что мы будем оставлять нашу основную базу в Севастополе»2. Проблема Черноморского флота и Севастополя стала одним из наиболее сложных последствий распада СССР. Однако возможность ее возникновения около сорока лет таилась в решении высшего руководства СССР в 1954 году о передаче Крымской области из РСФСР в состав УССР. Это решение означало «разрыв исторической преемственности государственно-территориального устройства»3 Российской Федерации, без учета интересов и мнения ее многонационального народа. Представления о незыблемости СССР, недооценка внутренних противоречий советской федерации и роли национального фактора обусловили забвение исторического опыта во многом аналогичных событий периода распада Российской Империи, сопровождавшихся острой борьбой за Черноморский флот, Севастополь и Крым. После распада СССР военно-политическая проблема Черноморского флота оказалась неразрывно связанной с территорией его Главной базы - городом Севастополем - и потенциально конфликтной этнополитической ситуацией в Крыму, где большинство населения вы¬ступало за воссоединение с Россией. Это обстоятельство обусловило особую сложность ситуации и поиска политических путей ее решения. От выбора политического пути решения проблемы Черноморского флота и Севастополя в немалой степени зависели стабильность и межнациональное согласие в целом в регионе Черного моря и на Кавказе. По оценке одного из авторитетных специалистов в данной области В.А. Печенева, Черноморский флот всегда был и остается «важнейшей составной частью единой системы обеспечения стратегических интересов России во всем Черномор¬ско-Каспийском регионе»4. Проблема Черноморского флота и Севастополя оказалась настолько сложной, что на высшем государственном уровне временами представлялась практически неразрешимой. Достижение в конечном итоге компромиссных политико-правовых решений по проблеме Черноморского флота и Севастополя приобретает особую актуальность в контексте заинтересованности Российской Федерации сохранить свое военно-морское присутствие в Севастополе и в Крыму после 2017 года - крайнего срока присутствия ЧФ в Севастополе и Крыму, согласно достигнутым в 1997 г. договоренностям с украинской стороной.

Хронологически проблема статуса ЧФ охватывает период с конца 1991 - начала 1992 года, когда этот вопрос впервые возник на межгосударственном уровне, что сразу же привело к конфронтации и последующему затяжному кризису в российско-украинских отношениях - по 2000 года, когда был в основном завершен процесс раздела наследства бывшего Краснознаменного Черноморского флота СССР и на его базе окончательно сформировались Военно-морские силы Украины и Черноморский флот Российской Федерации. К этому времени была также формально разрешена проблема статуса Севастополя, как основной военно-морской базы двух флотов на Черном море. Промежуточной датой является 28 мая 1997 года, когда в рамках подготовки к подписанию «Большого договора» о дружбе и сотрудничестве между РФ и Украиной были подписаны три межправительственных Соглашения по Черноморскому флоту. Тем самым был формально завершен «процесс определения судьбы» ЧФ бывшего СССР. Таким образом, в истории проблемы ЧФ можно выделить два больших хронологических отрезка - первый - с 1992-го по 1997 год - период трудных переговоров на межгосударственном и межведомственном уровне в условиях постоянно возникавших конфликтных ситуаций и кризисных явлений в отношениях между Россией и Украиной. Следующий период (июнь 1997-го - конец 2000 года) олицетворяет собой не менее сложный процесс наполнения конкретным содержанием основных положений достигнутых на межгосударственном уровне договоренностей.

В судьбе Вооруженных сил бывшего СССР определяющее значение имели события 1991 года, когда наряду с «парадом суверенитетов» бывших советских республик начал неукоснительно проводиться в жизнь принцип «новым независимым государствам - собственные вооруженные формирования». Наиболее болезненно процесс раздела и определения статуса совет¬ского наследства проходил в Украине. Опасность создавшейся ситуации во многом была обусловлена тем, что после распада Союза на ее территории оказалась большая часть вооружения и объектов Краснознаменного Черноморского флота - крупнейшей, более чем 100-тысячной стратегической группировки бывшего единого ВМФ СССР с неопределенным статусом.

С распадом Союза Черноморский флот оказался в крайне сложном положении. Ситуация складывалась следующим образом. 24 августа 1991 г. Украина согласно Акту о провозглашении независимости и результатам проведенного всеукраинского референдума начала строить суверенное независимое государство, гарантом безопасности и территориальной целостности которого должны были стать собственные вооруженные силы5 . В соответствии с постановлением Верховного Совета Украины «О воинских формированиях на Украине» все воинские формирования, дислоцированные на ее территории, были формально подчинены Верховному Совету Украины было создано Министерство обороны Украины. 6 декабря 1991 года Верховный Совет Украины принял закон «О Вооруженных силах» и «Об обороне», официально провозгласив создание своих национальных вооруженных сил на базе объ¬единений, соединений и частей ВС СССР, которые дислоцировались на ее территории. 8 декабря в Беловежской пуще руководители России, Украины и Белоруссии подписали Соглашение о Содружестве Независимых Государств6. СССР окончательно прекратил свое существование. Этому предшествовало совещание в союзном министерстве, на котором министры обороны суверенных государств, еще входивших в состав СССР, договорились о долевом участии в формировании военного бюджета страны. Уже тогда Украина твердо заявила о намерении создать свою собственную армию. Не были разрешены и другие проблемы, в целом не позволившие прийти к единому мнению по вопросам обороны и безопасности. С образованием СНГ любые попытки помешать разделу Вооруженных Сил украинскими лидерами рассматривались как нарушение законов Украины и вмешательство в ее внутренние дела.

Ясность в сложившуюся ситуацию в определенной мере внесла встреча глав государств Содружества, состоявшаяся 30 декабря 1991 г. в Минске, в ходе которой страны - участницы СНГ подписали ряд документов по военным вопросам, в соответствии с которыми Министерство обороны бывшего Союза подлежало ликвидации, а вместо него создавалось Главное командование Вооруженных сил Содружества Независимых Государств. Государства СНГ получили право создавать собственные вооруженные силы на базе частей и подразделений Вооруженных сил СССР, которые дислоцировались на территории этих государств, за исключением тех из них, которые признавались «стратегическими силами» и должны были остаться под объединенным командованием СНГ7. Однако дальнейшие события показали, что у лидеров, подписавших пакет военных документов, не было единого представления ни о том, что входит в понимание «стратегические силы», ни о том, каков должен быть статус и условия размещения этих сил на территории новых государств.

Флот имел статус оперативно-стратегического объединения. Однако именно этот статус, реализация которого возможна только при сохранении единства флота во всей взаимосвязи его структуры как объединения, политическим руководством Украины и ее министерством обороны был подвергнут ревизии. Основа их позиции заключалась в иной трактовке достигнутых в Минске соглашений. По сути, Украина изначально взяла курс на раздел ЧФ. Естественно, с этим не могло согласиться руководство России, фактически правопреемницы Союза, личный состав и командование Черноморского флота и в основном пророссийски настроенное население Крыма и Севастополя. Началось противостояние, продлившееся в общей сложности более пяти лет, во время которого стороны несколько раз оказывались на пороге открытой конфронтации.

События вокруг Черноморского флота после распада СССР развивались следующим образом.

В октябре 1991 года Верховный Совет Украины принял решение о подчинении Украине Черноморского флота. 5 апреля 1992 года президент Украины Леонид Кравчук подписал Указ «О переходе Черноморского флота в административное подчинение Министерству обороны Украины».

7 апреля 1992 года президент Российской Федерации Борис Ельцин издал Указ «О переходе под юрисдикцию Российской Федерации Черноморского флота».

«Война указов» завершилась встречей 23 июня 1992 года в Дагомысе Бориса Ельцина и Леонида Кравчука. Подписано соглашение о дальнейшем развитии межгосударственных отношений, в котором указывается на необходимость продолжения переговорного процесса по созданию ВМФ России и ВМС Украины на базе Черноморского флота.

3 августа 1992 года в Мухалатке близ Ялты состоялись российско-украинские переговоры на высшем уровне. Президенты России и Украины подписали соглашение о принципах формирования ВМФ России и ВМС Украины на базе Черноморского флота бывшего СССР, согласно которому Черноморский флот становится Объединенным флотом России и Украины с объединенным командованием. Стороны договорились, что в течение трех лет вопрос о разделе Черноморского флота будет решен. Таким образом был разрешен первый затяжной кризис в межгосударственных отношениях.

17 июня 1993 года в Подмосковье состоялись переговоры Бориса Ельцина и Леонида Кравчука. Подписано соглашение о формировании флотов двух государств на базе Черноморского флота.

3 сентября 1993 года в Массандре (Крым) на рабочей встрече президентов России и Украины подписан протокол, в соответствии с которым Черноморский флот со всей его инфраструктурой в Крыму будет использоваться Россией.

15 апреля 1994 года в Москве президенты России и Украины подписали соглашение о поэтапном урегулировании проблемы Черноморского флота, по которому ВМС Украины и Черноморский флот РФ базируются раздельно. В соответствии с соглашением Украине должно перейти до 20% судов ЧФ.

7–8 февраля 1995 года в Киеве была достигнута договоренность о базировании Черноморского флота России в Севастополе.

9 июня 1995 года в Сочи состоялась встреча Бориса Ельцина и нового президента Украины Леонида Кучмы. Подписано соглашение, согласно которому Черноморский флот России и Военно-морские силы Украины базируются раздельно; основная база и штаб флота находятся в городе Севастополь; имущественные вопросы должны быть урегулированы с учетом ранее достигнутой договоренности о разделе имущества пополам. России передается 81,7%, Украине - 18,3% судов.

28 мая 1997 года в Киеве были подписаны итоговые межправительственные соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота России на территории Украины, о параметрах деления ЧФ, о взаиморасчетах, связанных с разделом флота и пребыванием Черноморского флота РФ на украинской территории8. Украинский парламент ратифицировал эти документы 24 марта 1999 года. Государственная Дума ратифицировала 18 июня 1999 года.

Графически процесс раздела кораблей и судов Черноморского флота можно изобразить так: (см. Приложение 1 на с. 104).

Сохранявшаяся в течение более пяти лет ситуация неопределенности правового статуса и дальнейшей судьбы ЧФ крайне неблагоприятным образом сказывалась на его боеспособности. Происходившее с Черноморским флотом в период с 1991-го по 1997 год многими воспринималось как процесс его гибели. Действительно, если подходить с формальной точки зрения, ЧФ 1991 г. не сравним с ЧФ 1997 г. К такому выводу можно прийти, сопоставив данные на момент заключения российско-украинских соглашений:

В 1991 г. Черноморский флот насчитывал около 100 тысяч человек личного состава и 60 тысяч рабочих и служащих, включал в себя 835 кораблей и судов практически всех существующих классов. В том числе: 28 подлодок, 2 противолодочных крейсера, 6 ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей I ранга, 20 БПК II ранга, эсминцев и сторожевых кораблей II ранга, около 40 СКР, 30 малых ракетных кораблей и катеров, около 70 тральщиков, 50 десантных кораблей и катеров, более 400 единиц морской авиации. В оргструктуру флота входили 2 дивизии кораблей (противолодочных и десантных), 1 дивизия подводных лодок, 2 дивизии авиации (истребительная и морских ударных ракетоносцев), 1 дивизия береговой обороны, десятки бригад, отдельных дивизионов, полков, частей. В постоянной боевой готовности находились силы Средиземноморской эскадры. Ежегодно через Черноморские проливы выходило в мировой океан до ста боевых кораблей и судов. Флот имел разветвленную сеть базирования от Измаила до Батуми (Измаил, Одесса, Николаев, Очаков, Киев, Черноморское, Донузлав, Севастополь, Феодосия, Керчь, Новороссийск, Поти и др.), его части дислоцировались на территории Украины, Крыма, Молдавии, России, Грузии, северокавказских автономий. По оценкам экспертов Международного института стратегических исследований, к началу 1992г. стоимость всего имущества ЧФ, включая боевые корабли, превышала 80 млрд. долларов США.

Наиболее полные данные по количественному и качественному составу ЧФ в 1992–1993 гг. приводит в своих публикациях Д.Кларк, эксперт по военным вопросам аналитического журнала RFE/RL Re¬search Report. Согласно его оценке «Не смотря на то, что Черноморский флот подобно Балтийскому меньше чем Тихоокеанский и Северный флоты бывшего СССР, он представляет все еще грозную силу, большую, чем большинство других флотов мира, включая членов НАТО, кроме США. Согласно данным Международного Института Стратегических исследований9 (IISS), он обладает более чем 400 кораблями, из которых 45 относятся к ударным надводным силам, из которых наиболее значительны морские военные корабли, включая два ракетных авианосных крейсера “Москва” и “Ленинград”, три ракетоносца с ядерным оружием, десять ракетоносцев поражения и тридцать ракетоносных фрегатов. Слабой частью Флота является его подводный компонент, который состоит из 26 в большинстве своем устаревших дизельных подводных лодок... Сила флотской авиации наземного базирования, однако, более чем компенсирует эту слабость. Согласно оценке IISS, этот компонент включает 151 боевой самолет и 85 вертолетов. Отдельные русские источники утверждают, что их даже больше, приблизительно около 400 единиц, включая 140 способных нести ядерное оружие и решать задачи на больших дистанциях... Флот также включает бригаду морской пехоты, базирующуюся в Севастополе, и части береговой обороны - моторизованную стрелковую дивизию в Симферополе». Вероятную численность личного состава Д. Кларк определил как 75 000 офицеров и матросов.

В ноябре 1996 г. в составе ЧФ было 383 боевых надводных корабля, 56 боевых катеров, 49 кораблей специального назначения, 272 катера и рейдовых судна, 190 судов обеспечения, 5 подводных лодок, всего - 655 единиц. В состав ВМС Украины входило 80 кораблей и судов различных классов.

По результатам Киевских соглашений от 28 мая 1997 г. ЧФ РФ состоит из 338 кораблей и судов. Численность личного состава не может превышать 25 тысяч человек, в том числе 2 тысячи в морской пехоте и ударной авиации. В состав флота входит 106 летательных аппаратов, из которых не может быть больше 22 боевых самолетов. Россия не может иметь больше 24 артиллерийских систем калибром более 100 мм; 132 бронемашин. Из 80 командных пунктов объединений и соединений флота за ЧФ РФ остается 16 (20 %), из 39 объектов связи - 11 (28%), из 40 объектов радио-технической службы - 11 (27 %), из 50 объектов тыла - 9 (18 %), из 16 объектов обеспечения ракетно-артиллерийским и минно-торпедным вооружением - 5 (31 %), из 7 объектов судоремонта- 3 (42 %).

ВМС Украины получили 30 боевых кораблей и катеров, одну подводную лодку, 90 боевых самолетов, 6 кораблей специального назначения, а также 28 судов обеспечения.

Таким образом, после раздела ЧФ соотношение боевых кораблей в бассейне Черного моря стало 1:2,5 в пользу Турции.

У России осталось три пункта базирования корабельного состава - Севастополь, Феодосия и временно - Николаев; одно место дислокации береговых войск (Севастополь). В Севастополе Россия может использовать три из пяти основных бухт: Севастопольскую, Южную, Карантинную, а также Казачью для дислокации бригады морской пехоты ЧФ. Бухта Стрелецкая будет использоваться ЧФ РФ и ВМСУ совместно. Также ЧФ РФ может использовать два основных аэродрома в Гвардейском и в Каче (Севастополь), два запасных аэродрома в Севастополе (м. Херсонес, Южный), военный санаторий в Ялте, пост связи и испытательный центр в Феодосии и некоторые другие объекты за пределами Севастополя. Аренда Россией объектов и баз обходится ей в 97,75 млн долларов в год, которые списываются в счет погашения долга Украины. Россия обязуется не размещать в Украине ядерное оружие в составе ЧФ РФ, кроме того, порядок использования большинства флотских объектов устанавливает Киев. Маршруты передвижения личного состава и боевой техники ЧФ также определяется местными властями. Согласно российской военной доктрине, силы ЧФ должны состоять из двух оперативно-тактических группировок - Восточной с базой в Новороссий¬ске и Западной с базой в Севастополе, за которым оставался статус главной базы Флота10.

Согласно данным, опубликованным в начале 2002 г., в состав Черноморского флота Российской Федерации входит более 50 боевых кораблей, свыше 120 вспомогательных судов, около 430 единиц боевой техники и вооружения. Авиация ЧФ насчитывает около 90 самолетов и вертолетов. В соответствии с соглашениями о размещении ЧФ на территории Украины в Крыму находится воинская группировка не менее 25 000 человек, 24 артсистем калибром более 100 мм, 132 бронемашин, 22 боевых самолетов. Данная численность сохраняется без особых изменений по сей день. ВМС Украины насчитывают около 40 боевых кораблей и катеров и около 80 вспомогательных судов. Следует отметить, что к этому времени командованию обоих флотов в целом удалось после почти десятилетней конфронтации наладить конструктивное сотрудничество. Это стало возможным во многом потому, что, несмотря на все сложности, на межгосударственном уровне было принято политическое решение, поставившее точку в процесс определения судьбы ЧФ бывшего СССР. Начиная с 1999г. ЧФ и ВМСУ проводят ежегодные совместные учения в рамках программы «Фарватер мира» и решают общие задачи в бассейне Черного моря. Тем не менее и по сей день остаются достаточно сложные спорные вопросы, связанные с базированием обоих контингентов, военными доктринами двух стран, статусом главной базы ЧФ - г. Севастополя, отношением к партнерству с НАТО и т.д., а значит, точка в переговорном процессе по проблеме ЧФ все еще не поставлена11.

Подводя итог более чем десятилетней дискуссии по проблеме ЧФ, следует сказать, что в ходе многолетних политических баталий из-за Черноморского флота ни одна из конфликтующих сторон - ни Россия, ни Украина - не достигла изначально поставленных целей. Первоначально (после распада СССР) российское политическое руководство, по всей видимости, стремилось не вмешиваться в ход «объективного процесса» перехода ЧФ под юрисдикцию нового независимого украинского государства. Однако принципиальная позиция, занятая командованием Черноморского флота и его личным составом, несмотря на возрастающее давление со стороны украинских властей и различных политических сил Украины, направленная на то, чтобы вынудить политиков двух государств начать переговорный процесс по проблеме статуса этой части бывшего ВМФ СССР–СНГ с целью принятия окончательного политического решения по этому вопросу, заставила руководство двух стран вступить в диалог на межгосударственном уровне, который продолжался много лет и нередко ставил обе стороны на порог открытой конфронтации. В ходе многолетнего переговорного процесса российская сторона стремилась оставить Черноморский флот за собой как за преемницей СССР, а также серьезно укрепиться на берегу, переведя под свою юрисдикцию бoльшую часть инфраструктуры ЧФ вместе с его главной военно-морской базой - городом Севастополем. При этом в ходе переговоров по проблеме ЧФ действия России были крайне непоследовательными, ввиду сложной внутриполитической и экономической ситуации в стране и явного нежелания высшего политического руководства идти на серьезные шаги, способные ухудшить и без того сложные отношения с Украиной и тем самым подтолкнуть ее в орбиту влияния стран Запада, и прежде всего США и блока НАТО. Это выразилось в готовности российской стороны идти на серьезные уступки в ходе подготовки и подписания основополагающих межгосударственных соглашений, которые вследствие этого несли на себе следы спешки и правовой небрежности, во многом не отвечали реалиям и, следовательно, не способствовали скорейшему разрешению сложившейся вокруг Черномор¬ского флота опасной политической и экономической ситуации. Эта политика была ошибочной и не оправдала себя. В результате более чем десятилетнего переговорного процесса по проблеме статуса ЧФ на территории другого государства и его раздела между двумя странами, сопровождавшегося его резким количественным сокращением, Российская Федерация, формально оставаясь правопреемницей Советского Союза, получила лишь небольшую часть ЧФ бывшего СССР. При этом россий¬ская сторона не смогла отстоять свое видение статуса Севастополя как главной базы своего ЧФ, статуса ЧФ как единого оперативно-стратегического соединения ВМФ СНГ, а также принцип раздельного базирования флотов, и вследствие этого получила в свое распоряжение не весь плавсостав ЧФ и около 5% территории базы и объектов инфраструктуры Флота на крайне невыгодных условиях аренды. В результате Россия фактически потеряла колоссальную часть собственности бывшего СССР, на которую имела полное право претендовать, а также значительно ослабила свое влияние в Черноморском регионе и Средиземноморье.

Украинская сторона, заявляя о своих правах на Черноморский флот, стремилась перевести под свою юрисдикцию это военно-морское соединение если не целиком, то его лучшую часть, а также все объекты инфраструктуры ЧФ, находящиеся на ее территории, действуя при этом зачастую неправовыми, насильственными методами, путем захвата и переподчинения военных объектов ЧФ, и создания явочным порядком структур ВМСУ, нарушая при этом достигнутые на межгосударственном уровне договоренности по разделу Флота, чему в немалой степени способствовала политика уступок Украине, проводимая политическим руководством РФ, а также заинтересованность западных стран в ослаблении влияния России в Черноморском регионе. При этом украинское политическое и военное руководство, получая всестороннюю финансовую и политическую поддержку со стороны блока НАТО, заинтересованного в минимизации российского влияния в стратегически важном Черноморском регионе, взяло курс на фактическое уничтожение ЧФ, официально провозглашая намерение создать небольшие военно-морские силы для охраны границ независимого государства и стремясь при этом подчинить как можно большее количество объектов инфраструктуры и кораблей ЧФ себе, не имея возможности в то же время содержать их в надлежащей боеготовности по экономическим и организационно-техническим причинам. Именно эти действия украинской стороны, в совокупности с преступным безразличием тогдашних властей РФ, вызвали резкое неприятие у командования и личного состава ЧФ, что сделало невозможным реализацию Украиной и ее западными «союзниками» своих намерений относительно Черноморского флота. В течение пятнадцати лет своей независимости Украине так и не удалось создать на Черном море полноценные военно-морские силы, способные влиять на ситуацию в регионе. Тем не менее украинской стороне удалось переподчинить себе бoльшую часть объектов инфраструктуры ЧФ, формально подтвердить свою юрисдикцию над Севастополем, а также заставить российскую сторону подписать крупный межгосударственный договор на крайне выгодных для себя условиях. Однако России, в свою очередь, удалось оставить за собой пусть даже небольшую, но наиболее боеспособную часть ЧФ, его основу, а также отстоять и т.н. «пакетный» подход к достигнутым договоренностям и будущим пе¬реговорам с Украиной по вопросу о пролонгации соглашений по Черноморскому флоту, согласно которому все без исключения переговоры российская сторона намерена вести строго на основе принципов Договора о друж¬бе, сотрудничестве и партнерстве от 31 мая 1997 года и в неразрывной связи с Базовыми Согла¬шениями по флоту от 28 мая 1997 года, не допуская их пересмотра или вольного толкования со стороны Украины, в частности, под угрозой предъявления в противном случае территориальных претензий и т.п.

В целом, говоря об итогах своеобразного противостояния между Украиной и Россией, следует отметить, что российская сторона выиграла сражение за корабли, но за Украиной осталась «суша», то есть Севастополь и бoльшая часть береговой инфраструктуры. Однако это лишь видимые результаты, за которыми несомненно стоит более глубокая проблема: весь десятилетний конфликт между двумя государствами, связанный с проблемой ЧФ, сводился к одному принципиальному вопросу: останется ли самостоятельная Украина в орбите военно-политического влияния России или обретет независимость от него, то есть войдет в какую-либо другую глобальную военно-политическую систему. Спор вокруг ЧФ был лишь одним из аспектов этой проблемы и во многом свидетельством ее обсуждения и решения. Результаты этого спора можно определить следующим образом: России, безусловно, удалось в какой-то мере сохранить свое присутствие в Крыму и мощный рычаг воздействия на ситуацию в Черноморском регионе. Сохранение ЧФ с главной базой в Севастополе свидетельствует о том, что Украина по-прежнему остается в орбите российской военно-политической стратегии, однако при этом Украина, оставив за собой весьма серьезные позиции, превратилась из простого объекта российской политики в серьезный фактор, влияющий на эту политику, без учета которого довольно трудно представить сохранение в будущем «статус кво» в регионе. Превратятся ли существующие на сегодняшний день отношения между Россией и Украиной со временем в подлинное партнерство, или по истечении двадцатилетнего срока аренды споры вокруг будущей судьбы Флота вспыхнут с новой силой (что кажется весьма вероятным в свете последних событий на Украине) - покажет время.

1 Морская Доктрина Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Президентом РФ В.В. Путиным 27 июля 2001 года // Морской сборник., 2001. № 9. С. 5.

3 Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России., М., С. 12.

4 Печенев В.А. Кому выгодно вернуть Россию в допетровские времена. // Российская газета. 1996 г., 24 сентября.

5 Россия-Украина (1990–2000) Документы и материалы. Т. 1. М., 2001. С. 18–24.

6 Там же. С. 33–37.

7 Несокрушимая и легендарная» в огне политических баталий 1985–1993 гг. М., 1994. С. 265–271; Шапошников Е.И. Выбор. М., 1995. С. 143–144.

8 См.: Россия-Украина (1990–2000) Документы и материалы. Т.2. С. 125–142.

10 Горбачев С.П. Пессимистическая трагедия... С. 26–27; Крымская Правда. 1992. №5. 9 января; Мяло К.Г. Указ. соч. С. 144; D.L. Clarck. The Saga of Black Sea Fleet... p. 45; Зеркало Недели. 1997 31 мая; Трагедия Черноморского Флота (1990–1997).//Москва-Крым. Вып. №2. М., 2000; http://legion.wplus.net/guide/navy/flots/cher_l.shtml; http://www.janes.com; http:// www.Sevastopol.org.

11 Остров Крым. 1999. №2; Мальгин А. Указ. соч. С. 48; Коммерсант-Власть. 2002. №17–18.

В первой половине 1990-х годов раздел военного имущества СССР в большинстве случаев проходил безболезненно. Как правило, бывшие республики соглашались на предложения Москвы, которая после 1991 года сохранила контроль над крупнейшими складами военной техники и боеприпасов.

Однако вопросы, связанные с имуществом и инфраструктурой Черноморского флота, сразу вызвали острый спор между Россией и Украиной. Москва не хотела терять пункты базирования в Крыму, которые оказались под юрисдикцией Киева.

В 1954 году Крымская область была выведена из состава РСФСР и передана Украинской ССР. На стратегически важном полуострове остались удобные бухты, аэродромы, склады, части береговой обороны и ПВО.

Раздельное базирование

Украина стремилась переподчинить всю инфраструктуру и собственность ЧФ и изначально вела себя агрессивно. 5 апреля 1992 года президент Украины Леонид Кравчук объявил Черноморский флот СССР собственностью Украины. 7 апреля президент РФ Борис Ельцин был вынужден пойти на аналогичный шаг.

В результате летних переговоров 1992 года Ельцин и Кравчук подписали соглашение о выводе Черноморского флота из состава стратегических сил СНГ. В сентябре 1993 года президенты достигли предварительного соглашения о разделе ЧФ поровну и совместном использовании инфраструктуры.

  • РИА Новости

Однако Кравчука на родине обвинили в госизмене, и под давлением оппозиции он отказался от паритетного принципа раздела. Главы России и Украины вновь переподчинили себе Черноморский флот, вернувшись к ситуации весны 1992 года.

Затянувшийся раздел имущества стал приобретать взрывоопасный характер. В апреле 1994 года украинские десантники штурмом взяли сооружения на военно-морской базе в Одессе. Также было зафиксировано несколько других попыток Украины переподчинить военные объекты, где служили российские офицеры.

В июне 1995 года Москва пошла на уступки Киеву, отказавшись от требования признать Севастополь главной базой ЧФ. Ельцин и Кравчук договорились о раздельном базировании. При этом РФ получала право оставить в Севастополе штаб и поднять Андреевский флаг над 81,7% кораблей.

28 мая 1997 года в Киеве были подписаны межправительственные соглашения, которые закрепляли ранее достигнутые договорённости и детально прописывали статус и условия пребывания Черноморского флота России в Крыму.

Москва получала почти 400 кораблей различного класса и назначения и 161 единицу авиационной техники. Российская Федерация могла использовать три пункта корабельного базирования в Севастополе, Феодосии и Николаеве (временно). Морская авиация ЧФ располагалась на двух крымских аэродромах.

Однако Украина ограничивала численность военнослужащих и количество вооружений на своей территории. Так, численность личного состава ВМФ России не могла превышать 25 тыс. человек.

За аренду военной инфраструктуры полуострова Россия обязывалась платить $98 млн. Срок пребывания в Крыму заканчивался 28 мая 2017 года.

В 2010 году президент Украины Виктор Янукович дал согласие на продление аренды до 2042 года, но оппозиция подвергла это решение резкой критике и вывела тысячи людей к Верховной раде.

Прозападные силы украинского истеблишмента всегда крайне отрицательно относились к пребыванию российского флота в Крыму. В период президентства Виктора Ющенко (2005—2010) из-за агрессивной риторики Киева в России неоднократно поднимался вопрос о переносе базы в Новороссийск и серьёзной модернизации его инфраструктуры.

Болезненный для Москвы вопрос был окончательно закрыт в марте 2014 года. Жители Крыма отказались признавать итоги февральского госпереворота в Киеве и проголосовали на референдуме за вхождение в состав РФ. На верность России присягнула часть офицеров ВСУ и ВМС Украины. Это привело ко второму в истории двух государств разделу Черноморского флота.

  • Reuters

Андреевские флаги подняли восемь украинских боевых кораблей, три катера и пять судов обеспечения. Из крымской группировки в состав ВМС Украины вернулись четыре боевых корабля, 12 судов обеспечения и 15 катеров. Часть кораблей Киев отказался возвращать из-за неудовлетворительного технического состояния.

Сокращение флотов

Шесть лет, в течение которых вопрос о разделе имущества СССР оставался неурегулированным, привели к деградации Черноморского флота России и ВМС Украины. До 1997 года экипажи кораблей не знали, кому служить и чьи приказы выполнять. Помимо неразберихи в управлении усугубилось финансовое положение военно-морских сил обоих государств.

По состоянию на 1991 год Черноморский флот СССР состоял из 800 боевых кораблей и вспомогательных судов и 28 подлодок. Основу мощи ЧФ составляли корабли первого ранга (водоизмещение свыше 4—5 тыс. тонн): шесть ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей, два противолодочных крейсера.

Грозным оружием были десятки кораблей второго ранга (водоизмещение до 4 тыс. тонн): противолодочные корабли, эсминцы и сторожевые корабли. Морская авиация состояла из более 400 самолётов и вертолётов. Общая численность личного состава оценивалась в 100 тыс. человек и 60 тыс. гражданского персонала.

  • Reuters

После урегулирования вопросов с разделом имущества Россия и Украина продолжили курс на сокращение флотов. Во многом это была вынужденная мера из-за нехватки денег и изменения задач в связи с окончанием холодной войны.

В 2002 году у России осталось менее 200 кораблей различного назначения (в 1997 году — 388), включая более 50 боевых, и 90 самолётов и вертолётов (в 1997 году — 161 единица).

Однако за минувшие 15 лет (с учётом бывших кораблей ВМС Украины) количество кораблей ЧФ практически не изменилось. Боевую мощь флота составляют 45 кораблей, семь дизельных подводных лодок и около 140 вспомогательных судов и катеров.

Ситуация в ЧФ с присоединением Крыма заметно улучшилась. Перед Россией стоят задачи превратить полуостров в неприступную крепость, обеспечивать поставки вооружений в Сирию и нести боевое дежурство в акватории Средиземного моря.

С 2014 года ЧФ получил десятки кораблей, современные многофункциональные истребители Су-30СМ и комплекты беспилотников.

Богатое наследство

Эксперты сходятся во мнении, что главным выгодоприобретателем договора о разделе Черноморского флота была именно Украина. Несмотря на то что 20 лет назад Киев получил 18,3% судов, под его юрисдикцию перешли важнейшие объекты инфраструктуры.

Могущество советского флота основывалось не только на использовании бухт и аэродромов Крыма. Огромное стратегическое значение имела расположенная в Николаеве верфь, где строились авианосцы, корабли первого и второго рангов. Всё это богатство досталось Украине, но грамотно использовать наследство СССР она не смогла.

За четверть века в составе ВМС Украины появился лишь один крупный боевой корабль — «Гетман Сагайдачный», построенный по советскому проекту 1135.1 «Нерей», и два катера «Бердянск» и «Аккерман» проекта «Гюрза-М». Остальные суда были построены в социалистические времена на верфях РСФСР, Украины, Польши и ГДР.

В 1997 году Украина получила 30 советских боевых кораблей и катеров, одну подводную лодку, более 30 вспомогательных судов. По данным военно-аналитического портала Global Firepower, сегодня в состав ВМС Украины входят лишь 25 судов, включая один корвет, один фрегат, один минный тральщик и три корабля береговой охраны.

Согласно официальной информации, украинский флот состоит из шести боевых кораблей: фрегата, корвета, ракетного катера, артиллерийского катера, среднего десантного корабля, рейдового тральщика (из них четыре корабля были возвращены РФ после присоединения Крыма). Вспомогательный флот Украины включает 17 судов и 24 катера. Итого — 47 кораблей и ни одной подводной лодки.

Разница в данных Global Firepower и Киева, скорее всего, объясняется тем, что два десятка кораблей, то есть половина украинского флота, не эксплуатируется из-за ненадлежащего состояния. Только в 2012—2013 годах ВМС Украины списало семь судов.

Без помощи НАТО

С 2015 года Киев взял курс на восстановление флота. Главнокомандующий ВМС Украины Сергей Гайдук признал, что «многие корабли уже отслужили установленный срок эксплуатации и устарели».

Вице-адмирал объявил, что Украина будет модернизировать существующие корабли и заложит несколько новых. Однако главный акцент планировалось сделать на реэкспорте судов из Болгарии, Румынии, Польши, Прибалтики и Китая.

Таким образом, Украина решила стать получателем подержанных кораблей из стран НАТО и КНР. Североатлантический альянс действительно пообещал Киеву помощь в восстановлении ВМС. Для оценки нужд Украины летом 2015 года Одессу и Николаев посетила оценочно-совещательная группа альянса.

  • Десантний катер
  • Wikimedia Commons

Однако на практике поддержка Украины ограничилась рекомендациями и поставкой полужёстких моторных лодок американской компании Willard Marine Inc, которые Украина получала ещё во время Виктора Ющенко.

15 апреля 2016 года президент Украины Пётр Порошенко уволил Гайдука из-за «системных недостатков в выполнении служебных обязанностей и низкого авторитета среди служебного состава».

На текущий момент предприятия Киева и Николаева строят восемь боевых кораблей (корветы проекта 58250 типа «Гайдук» и «Володимир Великий», катера проекта «Гюрза-М») и одно вспомогательное судно. Также Украина рассчитывает на получение двух подержанных сторожевых катеров типа «Вирджин Клиппер».

В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев назвал сотрудничество Украины с НАТО имитацией реальной деятельности. Эксперт напомнил, что помощи в виде новых кораблей от альянса не дождались даже восточноевропейские члены.

«Самый лучший вариант для Украины — это масштабные инвестиции в судостроительную отрасль. Речь идёт как минимум о сотнях миллионов долларов. И в таком случае реального эффекта можно будет ожидать через 5—10 лет. Но таких денег, насколько я понимаю, у Киева, нет. А НАТО вкладываться однозначно не будет», — отметил Корнев.

Эксперт даже не решился предположить, в каком состоянии находятся сейчас украинские верфи.

«Четверть века они практически не строили новых кораблей, занимались ремонтом и утилизацией. Поколение опытных кораблестроителей ушло, а кто пришёл им на смену, я не знаю. Флот — это всегда дорогое удовольствие. Не думаю, что Украине сейчас до него», — заключил Корнев.

После распада СССР одним из самых болезненных оказался вопрос о разделе военного имущества второй по мощности армии в мире, в том числе и по количеству ядерного оружия. В целом раздел прошел безболезненно, хотя с одной из бывших союзных республик пришлось «повозиться».

Разделить армию

После распада Советского Союза Российская Федерация унаследовала приблизительно 70% его военного потенциала. Она получила права на обладание ядерным оружием, сохранила контроль над военно-морским и космическим комплексами, основными узлами связи и управления, испытательными и учебными центрами, стратегическими резервами.

По трехстороннему соглашению между Россией, Белоруссией и Украиной все объекты военного имущества, находящиеся на территории каждой из республик на момент распада СССР, были объявлены достоянием народа уже полностью суверенного государства.

Потеря мощных общевойсковых и авиационных соединений, отошедших Украине и Белоруссии, была компенсирована за счет вывода в Россию практически в полном составе частей из стран Восточной Европы. После распада СССР российской армии отошла самая многочисленная группировка войск – почти 3 млн. человек, 387 тысяч достались Украине, 238 тысяч – Белоруссии и 167 тысяч – Казахстану.

В начале своей независимости Украина обладала самой многочисленной в Европе после России армией. Молодая страна ставила пред собой довольно амбициозные планы по превращению в передовую державу «с мощной армией и флотом». Еще осенью 1991 года развернулась активная кампания по возвращению украинских военных, разбросанных по просторам СССР, на «историческую родину».

Однако ничего из этого не вышло: молодые солдаты дослуживали свой срок на прежних местах, а курсанты военных училищ доучивались уже в других государствах. Многие из них приняли присягу на верность новой родине.

Западная армада

Распад советских Воруженных сил начался в 1991 году с передовых военных баз – вывода групп войск, размещенных в странах Восточной Европы и Монголии. Личный состав Западной группировки войск (ЗГВ) СССР составлял 370 тысяч человек, в том числе 100 тысяч офицеров и прапорщиков, а также 1842 тысячи членов их семей. ЗГВ также включала в себя три общевойсковые и две танковые армии (8 мотострелковых, 8 танковых дивизий и одну отдельную мотострелковую бригаду), ВВС группы состояла из 16-й воздушной армии (пять авиадивизий).

На вооружении западной армады стояли более 5000 танков, 4400 орудий полевой артиллерии, 1700 ЗРК, 620 боевых самолетов и 790 вертолетов, 1600 тысяч боеприпасов. Основная часть группировки выводилась в Россию, некоторые соединения отправлялись в другие бывшие союзные республики, в частности, 11-я гвардейская танковая дивизия передислоцировалась в Белоруссию, 17-я танковая – на Украину.

Черноморский флот

Ситуация с разделом Черноморского флота стала одной из самых болезненных в постсоветской истории взаимоотношений России и Украины. Черноморский флот ВМС СССР, без преувеличения, можно было назвать флотом сверхдержавы. К 1991 году он насчитывал около 100 тысяч человек личного состава и 60 тысяч рабочих и служащих, включал в себя 835 кораблей и судов практически всех существующих классов.

В состав Черноморского флота входили в том числе 28 субмарин, 2 противолодочных крейсера, 6 ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей (БПК) I ранга, 20 БПК II ранга, 30 малых ракетных кораблей и катеров, 70 тральщиков, 50 десантных кораблей и катеров, более 400 единиц морской авиации.

Стоимость всего имущества Черноморского флота ВМС СССР к началу 1992 года оценивалась в астрономическую сумму - 80 миллиардов долларов. Президенты государств не торопились решать непростой вопрос раздела флота, хотя российские военные эксперты тогда четко осознавали: сохранение флота как боеспособной единицы возможно только под флагом России.

В октябре 1991 года Верховный Совет Украины принял решение о подчинении Украине Черноморского флота. На основании этого документа украинская сторона начала пытаться завладеть имуществом флота и склонить личный состав к принятию украинской присяги.

Адмирал Игорь Касатонов, на тот момент командующий Черноморским флотом, дал понять, что флот он так просто не отдаст. А тем, кто до решения вопроса на государственном уровне пытался принять украинскую присягу и вместе с ней «утащить» военные объекты, он указывал на дверь.

И вот президенты начали действовать. Правда, порознь. 5 апреля 1992 года президент Украины Леонид Кравчук подписал указ «О переходе Черноморского флота в административное подчинение Министерству обороны Украины». Через два дня Борис Ельцин издал указ «О переходе Черноморского флота под юрисдикцию Российской Федерации».

В августе 1992 года в Мухалатке близ Ялты состоялись российско-украинские переговоры на высшем уровне, на которых лидеры двух стран должны были принять Соломоново решение. Президенты России и Украины подписали соглашение, по которому Черноморский флот становился Объединенным флотом двух стран. Одновременно стороны договорились, что в течение трех лет вопрос о разделе Черноморского флота будет решен окончательно.

Долгожданный момент наступил 9 июня 1995 года на встрече в Сочи. Борис Ельцин и новый президент Украины Леонид Кучма подписали документ, согласно которому Черноморский флот России и Военно-морские силы Украины должны базироваться раздельно. Основная база и штаб российского флота привязывались к Севастополю, который был отнесен к числу городов со специальным статусом. Имущественные вопросы регулировались следующим образом: России передавалось 81,7% судов, Украине - 18,3%.

Судьба ядерного потенциала

По данным американской организации Arms Control Association, на сентябрь 1990 года у СССР были 10 271 ядерный боезаряд, у США - 10 563 боеголовки. После распада СССР число ядерных держав на территории бывшего Союза должно было увеличиться вчетверо – кроме России ядерным оружием обладала Украина, Белоруссия и Казахстан. Причем Украина и Казахстан занимали соответственно третье и четвертое места после США и России по количеству ядерных зарядов. Украина имела 1240 ядерных боеголовок, все – индивидуального наведения, Казахстан – 1040 боеголовок такого же класса.

Совместными усилиями Россия и США достигли принятия решения, по которому Украина, Белоруссия и Казахстан отказывались от статуса ядерных держав и передавали России весь оказавшийся на их территории военный атомный потенциал.

14 января 1992 года между Россией, США и Украиной было подписано трехстороннее соглашение, по которому все атомные заряды демонтируются и вывозятся в Россию, а стратегические бомбардировщики и шахты для запуска ракет уничтожаются на деньги США. Взамен Соединенные Штаты и Россия дают гарантии независимости и территориальной целостности Украины.

Однако очень скоро Леонид Кравчук приостановил начатый процесс. «Из-за политической нестабильности ситуации и путаницы мы не можем быть уверены в том, что ракеты, которые вывозятся нами, уничтожаются, а не попадают в недобрые руки. Украина считает мощность расположенного в России завода по уничтожению ядерных арсеналов недостаточной», – сообщили в администрации президента Украины. Впрочем, Кравчука удалось призвать к выполнению своих обязательств.

На территории Казахстана находилось много крупных стратегических объектов союзного значения, в частности, ядерный полигон в Семипалатинске, испытательный полигон ПВО в Эмбе, системы ПРО в Сары-Шагане и космодром Байконур. С казахстанскими партнерами договориться по вопросам судьбы атомных объектов удалось проще. В частности, космодром Байконур, который получил статус военной базы, был взят Россией в аренду за 150 млн. долларов в год.

Прощай, оружие

Для многих союзных республик и стран Восточной Европы оставшееся советское оружие оказалось тяжким бременем. В таких количествах и объемах оно было попросту не нужно. Большая часть оружия содержалась на плохо охраняемых складах, что спровоцировало отставных и действующих военных на его широкомасштабную распродажу. Предлагали тому, кто даст больше денег, – Африке, Ближнему Востоку, Юго-Восточной Азии. Продавали практически все: от пехотных шлемов до сверхзвуковых самолетов.

Огромные запасы оружия от армии Восточной Германии достались ФРГ, немалые его объемы она переправила в Турцию, оплатив при этом расходы на транспорт. Большой поток вооружения, в частности, бронетехника, на железнодорожных составах шел через Италию, а дальше с итальянских портов расходился по самым экзотическим направлениям.

Внушительное количество военного имущества СССР осталось на Украине. По данным Лондонского института стратегических исследований, – на сумму 89,4 миллиарда долларов. По мнению специалистов, этих денег с лихвой хватило бы не только на реформирование армии, но и на поднятие экономики всего государства.

Однако оставшиеся от СССР военные объекты, техника и оружие были бездарно утрачены. В катастрофической экономической ситуации 90-х из-за огромного недостатка финансирования, нецелевого расходования средств и повальной коррупции все это стало очень быстро приходить в негодность.

Все, что оказалось пригодным к эксплуатации, начали распродавать. По самым скромным оценкам, были проданы до 500 боевых самолетов и вертолетов, до 1000 танков и 1000 боевых машин. В итоге на данный момент в Вооруженных силах Украины из 1100 советских боевых самолетов остались 208, а из 5500 танков – не более 700. Были на вооружении Украины даже стратегические бомбардировщики Ту-160, однако в дальнейшем они были переданы России в счет долга за газ.

Начальный этап войны на Черноморском театре военных действий (ТВД), по сравнению с другими морскими театрами имеет определенные особенности. Главным противником Черноморского флота в это время стал не морской, как предполагалось, а воздушный и сухопутный.

Предвоенными планами на Черноморский флот (ЧФ) возлагались следующие задачи: активными минными постановками и действиями подводных лодок усложнить проход судам противника в Черное море, создание препятствий для перевозок через Черное море войск и военных грузов в порты враждебных государств; недопущения высадки морских десантов противника на советское побережье; содействие приморскому флангу войск Красной армии в ее наступательных операциях; защиту своих морских коммуникаций.

Здесь сказались предвоенные стратегические просчеты. Основными объектами уничтожения считались крупные надводные корабли. Оборона баз с суши не была разработана в теоретическом плане и недостаточно подготовлена практически, поскольку считалось, что противник им грозит главным образом с моря и не сможет продвинуться на значительную глубину советской территории. То есть, все нацелилось на борьбу с противником на морском направлении.

Однако уже в первые дни войны внесла свои коррективы. Так, в оперативных планах Германии, в частности группы армий «Юг», море определялось только пределом зоны ее действия, поэтому в Черном море она не имела своих надводных кораблей и рассчитывала на использование румынских. Но румынский флот, несмотря на оказанную Германией помощь, был слишком слабым по сравнению с Черноморским флотом ВМФ СССР. В целом он насчитывал лишь 4 эскадренные миноносцы, 3 миноносца, подводная лодка, 3 торпедных катера, 3 канонерские лодки, 2 минных заградители, 12 переоборудованных тральщиков, 10 катеров-тральщиков и малые вспомогательные суда, которые базировались в Констанце и Сулине, 7 мониторов, 3 плавучих батареи и 13 сторожевых катеров на Дунае.

Советский Черноморский флот (командующий флотом вице-адмирал Ф.С. Октябрьский, начальник штаба контр-адмирал И. Д. Елисеев, член Военного совета дивизионный комиссар Н.Н. Кулаков) на начало войны был достаточно мощным оперативно-стратегическим объединением, корабельный состав которого насчитывал 1 линейный корабль, 6 крейсеров, 3 лидера и 14 эсминцев, 2 сторожевых корабля, 12 тральщиков, 24 малых охотников за подводными лодками и другие. Основную ударную группу составляли 47 (44 боеготовых) подводных лодок, 78 торпедных катеров и военно-воздушные силы (625 самолетов различных типов) и довольно сильная береговая оборона. В состав сил флота входили Дунайская (до ноября 1941) и Азовская (с июля 1941) военные флотилии. К началу войны Черноморский флот располагал развитой системой базирования (главная база Севастополь, военно-морские базы (ВМБ) Одесса, Николаев, Новороссийск, Батуми). В то же время одним из катастрофических недостатков системы базирования флота, проявившиеся в первые месяцы войны, стало отсутствие подготовленных опорных пунктов на Кавказском побережье. В целом же, к началу войны Черноморский флот обладал значительным преимуществом над флотом противника, что обеспечивало его полное господство на море.

Готовясь к войне, военно-политическое руководство Германии, учло это обстоятельство и решило противодействовать превосходящему противнику силами своей авиации, еще накануне войны сосредоточив на румынских аэродромах (1135 самолетов, в том числе 420 бомбардировщиков).

С началом войны характерным особым и важным заданием немецкой авиации на Черноморском ТВД было ведение блокадных действий с целью «закупоривания» сил советского флота в военно-морськихбазах, пунктах базирования и портах путям минировании донными неконтактными морскими минами стратегических фарватеров, узостей, маневренных плес флота, акваторий портов, гаваней с последующим его уничтожением. Это должно обеспечить беспрепятственное продвижение приморских флангов немецких армий в Одессу, Николаев и Севастополь и прекратить подвоз к ним вооружения, боеприпасов и продовольствия, а в дальнейшем – обеспечить благоприятный оперативный режим для действий немецких сил на черноморских морских коммуникациях, предотвратить возможные операциям советского флота против румынских портов прежде Констанцы, откуда поставляли нефть для немецкой армии и итальянского флота.

Боевые действия на Черном море начались в 03.15 ч 22 июня 1941 внезапным групповым налетом немецкой авиации на главную базу советского Черноморского флота – Севастополь, на Одессу и Измаил, а также артиллерийским обстрелом населенных пунктов и кораблей на Дунае.

Черноморский флот с началом войны не успел полностью рассредоточиться и развернуться. Но заблаговременное и быстрый перевод всех сил флота в боевую готовность № 1 (Директива наркома ВМФ СССР Н.Г. Кузнецова от 21.06.41р. № зн / 87 о переходе на повышенную боевую готовность и директива от 22.06.41р. № зн / 88 о возможность внезапного нападения немцев) обеспечило успешное отражение первого налета немецких самолетов, который продолжался до 03.50 ч. Еще 3:06 ч. начальник штаба флота И.Д. Елисеев приказал открыть огонь по немецким самолетам, вторгшимся в воздушное пространство СССР и шли курсом на Севастополь: фактически это был первый боевой приказ на отпор агрессии. Тогда в результате принятых мер флот не потерял ни одного боевого корабля и самолета.

Но в первые дни войны немецкие минные постановки создали чрезвычайное напряжение для судоходства в районе Главной базы Черноморского флота и вызвали серьезные потери в боевых кораблях и вспомогательных судах: 22 июня на внешнем рейде Севастополя на мине подорвался и затонул морской буксир «СП-12» (это была первая потеря советского Черноморского флота в войне) 24 июня – 20-тонный плавучий кран 30 июня – паровая шаланда «Днепр»; 1 июля – эсминец «Быстрый».

В условиях начального периода войны главными задачами Черноморского флота стало содействие приморскому флангу сухопутных войск в оборонительных и наступательных операциях, нарушение морских коммуникаций противника, защита собственных коммуникаций и обеспечения перевозок, оборона ВМБ, нанесения ударов (силами надводных кораблей и авиации) по объектам противника на его территории и побережье. Это позволило сдержать первый натиск немецко-румынских войск, не допустив форсирование ими пограничных рек.

В первые дни войны командование Черноморского флота допустило ряд недопустимых ошибок с трагическими последствиями. Так, с 23 июня до 21 июля Черноморский флот в соответствии с планами первых операций без учета обстановки в районе Севастополя, Одессы, Новороссийска, Туапсе, Батуми, Керченском проливе и у оз. Устричное, в оборонительных минных заграждениях выставил более 7300 мин и 1378 минных защитников, что составляло соответственно 61% и 50% всего имеющегося на флоте минного запаса. Эти заграждения создали прежде всего угрозу советскому судоходству и вызвали потери собственных кораблей и судов. Ошибки в оценке обстановки обусловили расход неоправданно больших усилий флота на подготовку отражения высадки морских десантов сначала на Крымское, а впоследствии и Кавказское побережье. Значительные силы предназначались для ведения разведки и несения дозорной службы, содержание в течение длительного времени на высоком уровне готовности значительных группировок авиации, надводных кораблей и подводных лодок.

С первых дней войны одной из главных задач Черноморского флота считались действия по нарушению морских коммуникаций противника, для него имели важное значение. Враг осуществлял ними перевозки стратегического сырья (румынской нефти) и военных грузов. Черноморский флот наносил удары по нефтепромыслах в районе Плоешти, нефтяной коммуникации Плоешти – Констанца и нарушал морские перевозки по линии Констанца – Босфор. Эта задача выполнялась надводными кораблями, подводными лодками и авиацией.

Первый удар по Констанце нанесла авиация флота (2-й минно-торпедный авиационный полк и 40-й бомбардировочный авиационный полк) уже в ночь на 23 июня. Всего за первый месяц войны только на Констанцу было совершено 25 налетов с участием 191 самолета.

Показательной и трагической оказалась набеговой операция на Констанцу, что выполнялась с целью обстрела нефтехранилищ 25-26 июня отрядом легких сил в составе лидеров «Харьков» и «Москва» при поддержке крейсера «Ворошилов», эсминцев «Сообразительный» и «Смышленый». Корабли с расстояния 100140 кабельтовых смогли выпустить всего 350 снарядов 130-мм калибра и сами попали под огонь 280-мм береговой батареи противника. Во время операции погиб лидер «Москва», который подорвался на минном заграждении противника. Результаты операции обнаружили множество недостатков – прежде всего в вопросах планирования, разведки и взаимодействия разнородных сил флота.

В 1942 г.. Корабли Черноморского флота срывали поставки и пополнения приморского группировки врага на прибрежных коммуникациях (Севастополь – Феодосия – Керчь – порты Азовского моря).

Одной из основных задач Черноморского флота была оборона военно-морских баз, приморских городов и отдельных плацдармов, как важная составляющая стратегической обороны в целом. Наиболее показательными были оборона Одессы и Севастополя.

Действия в районе Одессы, продолжались в период с 5 августа по 16 октября 1941 против войск 4-й румынской армии, была оборонительной операцией войск Отдельной Приморской армии (генерал-лейтенант П. Софронов, с 5 октября – генерал-майор И.Е. Петров), проводилась силами и средствами Одесской ВМБ (контр-адмирал В. Жуков) и Черноморского флота (вице-адмирал Ф.С. Октябрьский). Несмотря на пятикратное превосходство, противнику не удалось овладеть городом с ходу. 19 августа был создан Одесский оборонительный район (ООР), что подчинялся Черноморскому флоту, организовано взаимодействие сухопутных войск с силами флота. Снабжение города осуществлялось транспортными судами и боевыми кораблями Черноморского флота. Последние, кроме того, поддерживали оборону огнем своих орудий. Однако продвижение немецких войск в Перекопского перешейка и растущая угроза Крыму сказались и на обороне Одессы. К концу сентября 1941 город оставался в глубоком вражеском тылу и дальнейшая его оборона в этих условиях становилась нецелесообразной. Ставка ВГК приняла решение эвакуировать ООР и за счет его войск усилить оборону Крымского полуострова.

Эвакуация ООР началась 1 октября и прошла скрыто для противника, который лишь через некоторое время понял об уходе войск из Одессы. К вечера 16 октября его передовые части вошли в Одессу. За это время было вывезено до 86 тыс. Защитников Одессы и 15 тыс. Человек гражданского населения, 462 орудия, 14 танков, 1400 автомобилей, 25 тыс. Т грузов. Только в ночь на 16 октября из Одессы эвакуировали 35 тыс. Советских воинов.

Не менее героической и одновременно трагической, страницей истории Черноморского флота является оборона Главной базы флота – г.. Севастополя, длившаяся 250 дней (с 30 октября 1941 по 4 июля 1942).

До войны Севастополь был подготовлен для обороны только с моря и воздуха. Система сухопутной обороны начала создаваться в июле 1941

Город был блокирован с воздуха и моря. К блокадного Севастополя из кавказских портов непрерывно доставляли продовольствие, боеприпасы, вооружение и пополнение человеческих потерь. Морские перевозки осуществлялись в условиях господства противника в воздухе, а с весны 1942 при противодействии его торпедных катеров и подводных лодок.

К середине июня 1942 начали испытывать недостаток боеприпасов, силы защитников Севастополя истощались. Командующий обороной города вице-адмирал Ф.С. Октябрьский получил разрешение Ставки ВГК на эвакуацию. Позорным планом эвакуации предполагалось вывоз только командного состава армии и флота, эвакуация же остальной части военнослужащих, в том числе раненых, не предусматривалась … Они были обречены.

С 25 июля 1942 началась «Битва за Кавказ», включающей совокупность оборонительных (25 июля – 31 декабря 1942) и наступательных (1 января – 9 октября 1943) операций советских войск, проведенных с целью обороны Кавказа и разгрома немецких войск, вторгшихся в его пределы.

Силы Черноморского флота совместно с Азовской военной флотилией поддерживали войска трех советских фронтов и действовали на морских коммуникациях противника вдоль западного и северо-восточного черноморского побережья, значительно усложнили противнику организацию перевозок, увеличили напряжение его сил, обеспечивавших движение транспортов.

На Черном море в период конца 1941-1943 гг. Были проведены крупнейшие морские десантные операции Великой Отечественной войны, которые имели не только тактическое, но и оперативное и стратегическое значение. В указанный период Черноморский флот (не считая действия флотилий, входивших в его состав) высадил 13 морских десантов. Яркими страницами в истории Черноморского флота стали десанты в районе Южной Озерейки и станички (район Мысхако) в феврале 1943, оборона «Малой земли», Новороссийска десантная операция 1943, Керченско-Эльтигенского десантная операция 1943

Важное место занимает крупнейшая в истории войны Керченско-Феодосийская стратегическая десантная операция войск Закавказского (с 30 декабря Кавказского) фронта сил Черноморского флота и Азовской военной флотилии, (25 декабря 1941 в 2 января 1942), проводимая с целью овладения Керченским полуостровом, отвлечение сил противника от Севастополя и создания условий для освобождения Крыма. В результате этой операции удалось предотвратить вторжение противника на Северный Кавказ, очистить от врага весь полуостров, а на захваченном плацдарме развернуть войска Крымского фронта и сорвать второй штурм Севастополя.

Овладение плацдармом в районе станички лишило противника возможности использовать Новороссийский порт и создало благоприятные условия для изгнания врага из Новороссийска.

В сентябре 1943 г.. Войска Северо-Кавказского фронта совместно с Черноморским флотом провели Новороссийско-Таманскую наступательную операцию. Во взаимодействии с войсками восемнадцатого армии флот осуществил Новороссийске десантную операцию (9-16 сентября), которая завершилась освобождением города-порта.

В результате Керченско-Эльтигенского десантной операции (31 октября – 11 декабря 1943), силы Северо-Кавказского фронта, Черноморского флота и Азовской военной флотилии захватили важный плацдарм на Керченском полуострове, который удерживали до начала Крымской наступательной операции 1944

К апрелю 1944 для советских войск на южном участке советско-германского фронта сложилась благоприятная ситуация для освобождения Одессы и Крыма.

Одесская наступательная операция проводилась войсками 3-го Украинского фронта в период с 26 марта по 14 апреля 1944 при содействии сил Черноморского флота и взаимодействия с военными 2-го Украинского фронта с целью освобождения Одессы и выходом на государственную границу с Румынией.

Ее следствием стал разгром одесского группировки противника и освобождения всей северо-западной части Черноморского побережья с портами Одесса, Очаков, Херсон, Николаев. Черноморский флот получил возможность перебазировать в северо-западный район Черного моря легкие силы флота и авиации. Это еще больше изолировало с моря крымскую группировку противника.

В период с 8 апреля по 12 мая 1944 войска 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией провели Крымскую стратегическую наступательную операцию с целью. В результате этой операции противника вытеснены из Крыма и созданы благоприятные условия для дальнейшего наступления на Балканы.

9 мая врага выбили из Севастополя, а 12 мая – разгромлены остатки немецких войск, отошли на мыс Херсонес. Черноморский флот вернулся в свою главную базу – Севастополь.

Во время боевых действий на море противник полностью потерял 102, были повреждены более 60 различных судов и боевых кораблей, а во время эвакуации немецких войск из Крыма с более 200 судов, участвовавших в эвакуации, 160 были затоплены, или получили повреждения. По данным противника, с 3 по 13 мая было потеряно на переходе морем до 42 тыс. Солдат и офицеров.

Летом 1944 Черноморскому флоту и Дунайской военной флотилии (создана в апреле 1944) была поставлена задача совместно с войсками 2-го и 3-го Украинских фронтов окружить и уничтожить Ясско-Кишиневская группировки противника (Ясско-Кишиневская стратегическая наступательная операция с 20 до 29 августа) и в дальнейшем, развивая успех, вывести Румынию из войны. Черноморский флот силами авиации, подводных лодок и надводных кораблей прикрывал фланги советских войск от ударов с моря, поддерживал огнем части, действовавшие на приморских участках фронта, нарушал прибрежные морские сообщения противника, высаживал морские десанты в тыл и на фланги противника и оказывал помощь при форсировании Днестровского лимана и Дуная.

К концу дня 23 августа главные силы 3-й румынской армии, действовавшие на приморском направлении, оказались окруженными и прижатыми к морю. В связи с прорывом кораблей к Дунаю и высадкой десанта в село Жебрияны противник лишился последних путей отступления и сложил оружие. 26 августа показалась румынский речная флотилия.

ПОДІЛИТИСЯ:

После событий 2014 года Крым снова привлек внимание не только россиян, но и, пожалуй, всего мира. И дело здесь не только в политическом скандале между двумя государствами - Россией и Украиной. И не в том, с какой стремительностью была проведена Россией Крымская операция. А в том, что после возвращения Крыма Черноморский обрел вторую жизнь.

Не секрет, что за годы владения Украиной крымскими берегами развитие Крыма сильно затормозилось, и денежных ресурсов из казны на содержание полуострова выделялось крайне мало. Это коснулось и военно-морских баз Крымского полуострова. В статье постараемся наиболее полно описать, какими перспективами обладает Россия по развитию Черноморского флота на Крымском полуострове.

Балаклавская бухта. Немного истории

Из истории известно, что поле того как Крым перешел под владение России, именно в Балаклавской бухте были размещены корабли Черноморского флота России. С 1776 года в этом месте был расположен Балаклавский греческий пехотный батальон. Основу этого батальона составляли эмигранты, участники противоосманского восстания на островах Эгейского моря. Надо отметить, что самой царицей Екатериной Великой было отмечено своё благоволение бравых эллинов.

С 1853 по 1856 год, в период Крымской войны, Балаклава и бухта были захвачены британскими войсками. Они превратили Балаклавскую бухту в военную базу и, собственно, уже оттуда производились штурмы, и была военная поддержка при осаде Севастополя.

При разделе флота между Украиной и Россией по данным на август 1994 года Черноморский флот в Крыму имел в своем составе 153-ю и 155-ю бригады 14-й дивизии.

При этом 475-й дивизион обладал 14-ю большими и 9-ю средними субмаринами и плавучей базой ПЛ.

Но надо сказать, что субмарина "Запорожье" (проект 641), переданная Украине при разделе флота, по техническим параметрам оказалась для этой базы неподходящей.

И после раздела флотов ее отправили в доки на ремонт, который до сих пор пытаются провести ВМС Украины.

После того как в 1995 году российские военные моряки окончательно покинули воды Украины, Балаклавская база оказалась заброшенной. И ее фактическими "владельцами" стали охотники за цветными и черными металлами, так как база обладала огромными запасами оборудования и станков.

И уже после недолгого периода времени, когда Черноморский флот России покинул территориальные воды Украины, Балаклавская база представляла собой душераздирающее зрелище.

Также объектом экскурсий по городу и бухте стал подземный завод по восстановлению и ремонту подводных лодок ЧФ. Сверхсекретная база активно использовалась Советским Союзом во времена холодной войны и как склад ядерного вооружения.

Лучшего применения секретной базы, кроме как проводить экскурсии туристов по военной подводной базе, украинские власти не нашли.

Как делили Черноморский флот

Соглашение о порядке и условиях нахождения Черноморского флота России в территориальных водах и портах Украины было подписано в Киеве 28 мая 1997 года, по итогам межправительственного соглашения. Также были оговорены условия разделения ЧФ и взаиморасчеты, связанные с таким разделением. Эти документы были ратифицированы Государственной думой и Украинским парламентом в 1999 г.

Подписанное соглашение давало возможность разделить ЧФ России и ВМС Украины. Основную базу и штаб было решено оставить в Севастополе. А имущественные разногласия должны были быть учтены договоренностью о разделе имущества. России при этом отошло 87,7%, а Украине - 12,3% всех судов.

Весь этот период согласования правового статуса ЧФ и его дальнейшей судьбы, конечно, негативным образом сказался на его боеспособности. Многими с 1991 по 1997 гг. происходящее воспринималось как то, что Черноморский флот ВМФ России медленно, но верно погибает.

Черноморский флот в цифрах

Сравнение численного состава за этот период не могло укрепить боевой дух личного состава.

Итак, сравним цифры.

1. Черноморский флот на 1991 год:

Личный состав - 100 тыс. чел.

Численность кораблей - 835 всех существующих классов:

  • подлодок - 28;
  • ракетных крейсеров - 6;
  • противолодочных крейсеров - 2;
  • БПК II ранга, эсминцев и сторожевых кораблей II ранга - 20;
  • СКР - 40 единиц;
  • малых ракетных катеров и кораблей - 30;
  • тральщиков - 70;
  • десантных кораблей - 50;
  • морской авиации - более четырехсот единиц.

2.Черноморский флот России на 1997 год:

  • Численность личного состава - 25 тыс. чел. (в том числе 2 тыс. человек в ударной авиации и морской пехоте).
  • Численность кораблей и судов - 33.
  • Летательных аппаратов в составе флота - 106 (из которых 22 боевых).
  • Бронемашин - 132.
  • Командных пунктов - 16 (было 80).
  • Объектов связи - 11 (из 39).
  • Объектов радиотехнической службы - 11 (было 40).
  • Объектов тыла - 9 (из 50).
  • Судоремонтных объектов - 3 (из 7).

По разделу 1997 года ВМС Украины составляло:

  • Боевые корабли - 30.
  • Подводные лодки - 1.
  • Боевые самолеты - 90.
  • Корабли специального назначения - 6.
  • Суда обеспечения - 28 единиц.

Современное состояние ЧФ

Черноморский России всегда был и остается одним из главных факторов стабильности и безопасности на южных мореходных направлениях. Боевые суда ЧФ как раз и делают всё возможное, чтобы обеспечить эти задачи на рубежах Черного и Средиземного морей.

Но Черноморский флот в состоянии выполнять боевые задачи также и в разных районах Мирового океана.

Корабли Черноморского флота России успешно выполняют задачи в Японском море, взаимодействуя с Балтийским флотом. Суда из команды этого флота участвовали в операции сопровождения транспорта по транспортировке сирийского химического оружия в акватории Средиземного моря.

На постоянной основе корабли обеспечения ЧФ успешно выполняют задачи по противодействию пиратству.

Повышение боевого уровня

Возврат Крыма в структуру России, несомненно, улучшил боевую эффективность Черноморского флота. РФ на плановой основе получила возможность должным образом развивать ВМФ на Крымском полуострове.

Военно-морские силы будут располагать в Крыму комплексной системой, в которую включены и наземные базы. Черноморский флот России приобрёл главную базу для размещения судов - Севастополь.

Основные принципы размещения систем базирования и инфраструктуры флота - самодостаточность и функциональность. Необходимо будет заново оснащать места базирования надводных и подводных кораблей, береговых войск всем необходимым для обеспечения полноценной службы и жизнедеятельности.

Перечень судов ЧФ

В справочниках представлены подробные данные, по которым можно оценить, каков Черноморский флот России сегодня.

Списочный состав надводных кораблей тридцатой дивизии:

  • Гвардейский
  • "Керчь" - большой противолодочный корабль.
  • Сторожевой
  • Сторожевой корабль "Ладный".
  • Сторожевой корабль "Пытливый".

Состав десантных кораблей 197-й бригады:

Большие десантные корабли:

  • "Николай Фильченков".
  • "Орск".
  • "Саратов".
  • "Азов".
  • "Новочеркасск".
  • "Цезарь Куников".
  • "Ямал".

Состав 68-й бригады кораблей охраны:

Малые противолодочные корабли:

  • "Александровец".
  • "Муромец".
  • "Суздалец".

Морские тральщики:

  • "Ковровец".
  • "Иван Голубец".
  • "Турбинист".
  • "Вице-адмирал Жуков".

Подводные лодки:

  • "Ростов-на-Дону" - Б237.
  • "Новороссийск" - Б261.
  • (экс-"Запорожье") - Б435.
  • "Алроса" - Б871.

Ракетные катера 41-й бригады:

  • "Бора".
  • "Самум".
  • "Штиль".
  • "Мираж".

Состав 295-го Сулинского дивизиона:

Ракетные катера:

  • "Р-60".
  • "Р-71".
  • "Р-109".
  • "Р-239".
  • "Ивановец".

Состав 184-й бригады (Новороссийск):

Противолодочные корабли:

  • "Поворино".
  • "Ейск".
  • "Касимов".

Тральщики:

  • "Железняков".
  • "Валентин Пикуль".
  • "Вице-адмирал Захарьин".
  • "Минеральные Воды".
  • "Лейтенант Ильин".
  • "РТ-46".
  • "РТ-278".
  • "Д-144".
  • "Д-199".
  • "Д-106".

Не пришлось долго подыскивать участок, где будет размещен штаб Черноморского флота России. Севастополь оказался наиболее подходящим для этого (в том же месте, где до 19 марта 2014 г. был размещен и штаб ВМС Украины).

Перспективы развития подводного флота

После раздела судов у черноморцев на вооружении находится одна подлодка - дизельная "Алроса".

На сегодняшний день у России существует программа по поэтапному наращиванию подводных вооруженных сил ЧФ. Отдачу от выполнения этих усилий подводный Черноморский флот России увидит уже в 2016 году.

К этому времени ожидается пополнение шестью новыми Такое пополнение подводного флота в корне изменит расклад сил на Черном море.

ЧФ теперь будет в состоянии решать разнообразные задачи на подводных глубинах и создаст группировки для достижения боевых целей.

Предположительные сроки ввода подводных кораблей разные. Так, например, уже 22 августа 2015 г. в Санкт-Петербурге был поднят Андреевский флаг на дизель-электрической подлодке "Новороссийск". После полномасштабных испытаний на морском полигоне Северного флота она, несомненно, будет направлена к месту долговременного базирования.

Третья подлодка из серии судов для Черноморского флота программы 636 - "Старый Оскол" - была спущена на воду 28 августа 2015 г. После комплекса ходовых и государственных испытаний "Старый Оскол" займет свое место в составе ЧФ.

Но и это еще не всё. Продолжается достройка корпуса подлодки "Краснодар" и достраивается спущенная на воду "Ростов-на-Дону".

Будут заложены еще две подлодки из проекта по усилению подводного Черноморского флота - "Колпино" и "Великий Новгород".

Все 6 подлодок программы "636 дизель" - электрические, и до 2016 года они будут переданы в Черноморский флот России. Состав экипажей для этих подлодок сформирован и проходит обучение в учебных центрах ВМФ.

Палубная авиация

Конечно, Черноморский флот обязан обладать полноценной палубной авиацией. Теперь появилась возможность для наращивания темпов обновления парка морской авиации. Планируется смена самолётов Су-24 на новые Су-30 МС.

Также важно не забывать, что именно в Крыму находится уникальный комплекс НИТКА. Много лет самолеты палубной авиации Северного флота в Крыму оттачивали свои навыки на этом уникальном комплексе.

Также наращиваются темпы по ремонту уже имеющегося у ЧФ авиапарка. Все это позволит достичь заданного уровня и обеспечит авиацией Черноморский флот России. Состав авиатехники, готовой к выполнению боевых задач, будет в пределах 80% от нужного количества.

Воссоздание системы базирования

Предполагается воссоздать на крымском полуострове такую систему базирования, которая будет отвечать всем требованиям для выполнения боевых задач в регионе.

Главная база дислоцируется в городе Севастополе, там же будут размещены пункты для дислокации Черноморского флота.

Главным требованием к размещению систем базирования является их полноценная независимость по принципу обеспечения функциональности и самодостаточности. Этот порт, где будет размещаться Черноморский флот России, состав кораблей, как надводных, так и подводных, будет обеспечен всем необходимым для несения полноценной службы и жизнедеятельности.

Так, на заводах в Крыму в кратчайшие сроки будут созданы такие участки производства, которые отвечали бы современным требованиям и технологиям. Для того чтобы обслуживать новейшие корабли, которые поступают на Черноморский флот России, начинается поэтапная замена станочного оборудования новым.

Теперь федеральное унитарное предприятие в Севастополе буквально ожило. Уже был произведен ремонт двух больших противолодочных кораблей Северного флота (они входят в состав оперативного соединения ВМФ в Средиземном море).

Также на заводе проходят работы по ремонту дизельной подводной лодки "Алроса". К тому же надо заметить, что зарплата рабочих была доведена до общероссийского уровня.

Теперь Черноморский флот России в Севастополе получил современную ремонтную базу.

Такие же работы ведутся в Новороссийске по федеральной целевой программе, которая рассчитана до 2020 года. В рамках этой программы предусматривается строительство в Новороссийске места дислокации сил Черноморского флота. Точно так же, как и Севастополь, этот порт с его редким оградительным молом, несомненно, будет еще одним боевым местом размещения российских кораблей и подводных лодок.

Суда оснащения для Черноморского флота

Для обеспечения безопасности судоходства в регионе Черного моря гидрографам ЧФ предстоит большой комплекс работ. Необходимо будет провести комплексные исследования прибрежных акваторий, что приведет к корректировке навигационных карт. Гидрографические суда ЧФ проверяют работу радионавигационных систем с последующим ремонтом и модернизацией.

Весь этот комплекс работ существенно скажется на безопасности судоходства в этом регионе, что, в свою очередь, обезопасит Черноморский флот России, состав кораблей которого постоянно пополняется.

Так, в целях комплексного оснащения подводных субмарин и надводных судов ЧФ будет пополнен еще шестью судами, что, несомненно, положительно скажется на обороноспособности и позволит выполнять задачи не только в зоне ответственности, которую обеспечивает Черноморский флот, но также и за ее пределами.