Чем знамениты мощи николая чудотворца. Мощи Николая Чудотворца: что это такое и чем помогают, молитвы к святому. История перенесения мощей ликийских святых

Городские фонтаны - это места притяжения жителей в жаркие летние деньки. Здесь приятно окунуться в прохладу и послушать шум струй. За последнее время в городах Московской области появились необычные тематические фонтанные композиции, непохожие на стандартные фонтаны в парках и на площадях. Редакция РИАМО выбрала 10 самых оригинальных фонтанов в разных районах Подмосковья.

Музыкальный фонтан в Реутове

Светодинамический фонтан был открыт в Реутове в 2006 году. Диаметр его чаши - 14 метров. В бассейне фонтана расположено 64 распылителя, которые создают водные потоки, высота центральной струи достигает 12 метров. Вечером вода в фонтане подсвечивается разными цветами, a струи двигаются под музыку. Например, в юбилей Петра Ильича Чайковского фонтан «вальсировал» под мелодии из самых известных произведений великого композитора.

«Первый бал Наташи Ростовой» в Подольске

Этот единственный в Подмосковье фонтан с вращающейся скульптурной композицией был открыт в 2015 году, к 223-летию Подольска. Скульптор изобразил танцующих Наташу Ростову и Андрея Болконского - героев романа Льва Толстого «Война и мир». Прообразами для скульптур стали актеры Людмила Савельева и Вячеслав Тихонов, исполнившие главные роли в киноэпопее Сергея Бондарчука. Фигуры плавно кружатся под звуки вальса, а вечером включается подсветка, которая расцвечивает струи воды.

«Парящий камень» в Балашихе

Этот фонтан совершенно не похож на водные конструкции, которые мы привыкли видеть в городских скверах и парках. Благодаря эффектному дизайну создается впечатление, что поток воды удерживает каменную глыбу на высоте более трех метров. Основание фонтана спрятано за мощными пенными струями, которые создаются множеством механических распылителей. A в темное время 30 прожекторов подсвечивают водные потоки.

Танцующий фонтан в Королеве

Этот интерактивный фонтан стал любимым местом отдыха у горожан и туристов наукограда. Любой желающий может зайти внутрь фонтана, пробежаться сквозь потоки воды или постоять среди танцующих струй, что особенно приятно в летний зной. Водная чаша, в отличие от классических фонтанов, находится ниже уровня земли. Работой фонтана управляют специальные программы, которые создают для зрителей красивое вечернее шоу. Струи, словно гейзеры, то поднимаются ввысь, то незаметно опускаются, переливаясь разными цветами.

Фонтан на озере в Дубне

Цветомузыкальный фонтан украшает парк в центре наукограда Дубна. Главная его особенность - расположение на водоеме. Струи воды устремляются вверх и падают к основанию, смешиваясь с озерной водой. Особенно красивое зрелище можно наблюдать вечерами, когда включается подсветка, и струи отражаются в озере, как акварельный рисунок.

Фонтан «Лилия» в Дмитрове

Это первый цветомузыкальный фонтан в Подмосковье, открытый в 2004 году возле городского дворца бракосочетаний. Его создатель - известный скульптор Александр Рукавишников. За игру струй воды отвечает специальная компьютерная программа. На огромных лепестках лилии можно насчитать 140 маленьких лягушек - символов города Дмитров. На закате, когда включается подсветка, фонтан особенно завораживает своей красотой. Водные потоки вокруг лилии напоминают языки пламени, a сама скульптура - сказочное растение.

Фонтан у дворца культуры в Сергиевом Посаде

Фонтан открыли в 2014 году в честь 700-летия Сергия Радонежского. Сооружение находится у ДК имени Ю. А. Гагарина. Старый фонтан, который практически не работал, a включался только по праздникам, полностью отреставрировали. Коммуникации заменили, установили светодинамическую подсветку и музыкальную программу, которая меняется в зависимости от времени суток. За два сезона фонтан успел стать любимым местом отдыха у жителей и гостей Сергиева Посада.

Фонтан «Ожидание» в Дмитрове

Еще один дмитровский фонтан, в котором реализована лягушачья тема. В центре композиции - фигуры четырех лягушек, которые ждут своих Иван-Царевичей. Одна из них изображена с заветной стрелой в лапах, a значит, она уже встретила своего принца. У горожан существует поверье, что если поцеловать одну из лягушек и загадать желание, то оно обязательно исполнится. Лягушка считается символом Дмитрова, так как Юрий Долгорукий основал город в низине среди болот, и земноводные постоянно сопровождали жителей своим кваканьем. Недаром с давних времен горожан звали «дмитровские лягушечники».

Фонтан у театра в Мытищах

Городской фонтан расположен в центре театральной площади Мытищ. Основа сооружения - круглая чаша, которая напоминает хрустальную люстру, a рядом с ней находятся два прямоугольных бассейна. Фонтан оснащен современными механическими распылителями и светодинамической подсветкой. Струи воды в бассейнах постоянно двигаются в разных направлениях, создается впечатление, что режимы работы фонтана никогда не повторяются.

«Девочка-грибница» в Клину

История создания этого фонтана растянулась на целое столетие. Скульптуру девочки-грибницы создал русский скульптор Федор Каменский еще в конце 19 века. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже работу мастера наградили Большой серебряной медалью. В Клинский район скульптуру привез местный помещик Чернядев, который установил ее в своем имении в память о дочке, ушедшей в лес за грибами и пропавшей навсегда. Спустя много лет памятник нашли в пруду бывшего имения и установили в центре города. Однако после того, как бронзовую скульптуру попытались украсть, было решено отправить ее для сохранности в краеведческий музей. Девочка-грибница, которая украшает фонтан сегодня - точная копия знаменитой работы Каменского.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

На следующей неделе в Москве любой желающий сможет прикоснуться к мощам Николая Чудотворца, которые впервые прибыли к нам из итальянского города Бари. Мощи Николая Угодника, как его часто называют за скорую помощь всем нуждающимся, позже будут принесены в Санкт-Петербург, где также можно будет им поклониться. Где будут находиться, адрес, когда и до какого числа? Обо всем этом читайте в нашем небольшом обзоре.

Предание гласит, что святой Николай родился в 245 году в римской провинции Ликия в греческом поселении Патара. Глубокая вера и ревностное служение Богу привели его сначала в сан священника, а позже он стал епископом в городе Мира в Ликии (современное название г. Демре, Турция). Отсюда его церковное имя – Святитель Николай Мирликийский. Преставился божий угодник 6 декабря 334 года в возрасте 89 лет.

История мощей Николая Чудотворца

Мощи Николая Чудотворца в Москву привезут из итальянского города Бари, куда они попали весьма необычным образом. В 1087 году барские и венецианские купцы, отправляясь торговать в Византийскую Антиохию, независимо друг от друга решили на обратном пути заехать в Миры и привезти от туда мощи Николая Чудотворца. Как известно, святой является покровителем моряков, и купцы хотели таким образом заручиться удачей и покровительством Николая Угодника для своего города-государства.

20 апреля 1087 года первыми в Мирах оказались барцы. Разведав, что за святыней присматривают только четыре монаха, вооруженный отряд из 47 человек вошел в монастырь и предложил сторожам продать мощи за 300 золотых монет. Когда же те отказались и захотели предупредить жителей об опасности, их крепко связали. Разбив крышку саргофага, похитители обнаружили, что он полностью наполнен благоуханным миром.

Мироточение – явление связанное с появлением благовонной маслянистой влаги, называемой миро, на поверхности икон и мощах святых. Самые ранние свидетельства этого явления относятся к гробнице Ионна Богослова, мощам апостола Филиппа и Дмитрия Солунского.

Несмотря на страх божьей кары, желание иметь святыню было так велико, что похитители, совершив необходимые церемонии, они извлекли мощи Николая Угодника и унесли их на корабль. Когда жители города узнали о краже, корабль итальянцев был уже очень далеко. 9 мая мощи Николая Угодника были торжественно перенесены в храм святого Стефана в Бари, что сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных.

Где, когда и до какого числа будут находиться мощи Николая Чудотворца в Москве?

В воскресенье, 21 мая колокольный звон всех храмов столицы встретит прибытие мощей Николая Чудотворца в Москву. 52 дня (с 22 мая по 12 июля) мощи Николая Чудотворца будут находится в Храме Христа Спасителя. В первый день, 22 мая доступ к мощам будет открыт с 14:00 до 21:00. В остальные дни храм будет открыт с утра (с 08:00) и до позднего времени (до 21:00). Чтобы попасть в храм до закрытия в очередь лучше встать до 17:00.

Чтобы попасть к святыне, надо добраться до станции метро Парк Культуры и встать в живую очередь. Для удобства паломников по ходу движения будут приготовлены 11 точек питания и отдыха.


Навигация по записям

Нет ни одной жизненной трудности или испытания, в которой не помог бы истинным верующим Святой Николай Чудотворец. Этот Божий угодник помогал людям не только при своей жизни, но и после смерти. Особенно он покровительствовал морякам и детям, которые нашли в лице святого своего заступника.

Ежегодно миллионы паломников стремятся прикоснуться к мощам Святителя и испросить у него помощи и благословения. Для этого надо знать, где находятся мощи Николая Чудотворца.

На сегодняшний день фрагменты его останков хранятся в различных церквях и храмах мира. Около 65 % мироточивых мощей находится в старинном католическом храме на территории священного города Бари, расположенного в южной части Италии.

Архиепископ Мирликийский, более известный как Святой Николай Чудотворец, является самым почитаемым старцем среди православных христиан.

Еще при жизни он проявил удивительную милость и сострадание к людям. Однако и после его смерти к нему продолжают обращаться верующие в надежде на помощь в различных богоугодных делах.

Со дня его смерти прошло несколько столетий, но чудеса с помощью этой удивительной личности продолжают происходить.

О том, кто такой Чудотворец, существует множество легенд и преданий.

Согласно официальной версии святой родился в III ст. на территории Малой Азии (современная Турция). Его родители были состоятельными христианами, которые дали своему сыну хорошее начальное образование.

Еще в детстве Николай проявил невероятную тягу к изучению Божьих писаний и служению. В дневное время он читал Писание, а ночное время проводил в молитве. Его упорный труд и вера помогли ему стать архиепископом Миры и возглавить главный храм города, где он оставался до самой своей смерти.


Святым Николай был признан после того, как его мощи начали мироточить, что случилось сразу после его смерти
.

Это миро является очень чистой и священной жидкостью, обладающей целительными свойствами и способной вернуть здоровье и счастье не только в человеческое тело, но и в душу.

Каждый год священники собирают миро, разбавляют его святой водой и продают паломникам, которые приезжают к мощам святого из различных уголков Земли.

Во многих источниках указаны неверные данные о жизни Угодника. Дело в том, что в христианстве существует два Чудотворца – Мирликийский и Пинарский (Синайский). Они оба родились в Ликии, оба прославились своими чудесными деяниями и верностью Господу.

Однако Святитель Мирликийский никогда не был в храме Воскресения Господня (Иерусалим), его родителями не были Феофан и Нонна. Все это относится к жизни архиепископа Пинарского.

Где хранятся мощи святого

Святой Николай Чудотворец был захоронен в городе Миро (ныне город Демре, расположенный на территории современной Турции). Однако в 1087 году после захвата этой территории турками-сельджуками мощи Святителя были выкрадены из монастыря итальянскими купцами и перевезены в Бари (Италия).

Хотя с точки зрения христианских заповедей и догм это было нехорошим поступком, но впоследствии в этом многие люди увидели волю Божью. После того как мощи Святителя были вывезены из храма Миро в Бари, святое место было подвергнуто нападению и разграблению турками, а затем было затоплено грязными водами речки Мирос.

На сегодняшний день храм, где был захоронен Святитель, находится в частичном разрушении. Здесь не служат мессу, зато проводятся многочисленные экскурсии, которые являются платными. Плата за вход идет на поддержание храма и гробницы, где в 345 году был захоронен святой.

Многих верующих интересует, мощи Николая Чудотворца где находятся сейчас? В настоящее время большая часть мощей все еще находятся в Италии в городе Бари на территории старинной базилики.

Другая частица мощей (около 20 %) находится в Венеции на острове Лидо. Остальные мощи Святителя распределены по храмам Турции и России.

Базилика Св. Н. Чудотворца в Бари была возведена в XI ст. специально для хранения мощей святого, которые были помещены в гробницу.

Крипта с мощами Святителя теперь является местом паломничества. Каждый год сюда съезжается несколько миллионов паломников со всего мира. Особенно много людей приезжает на праздник перенесения мощей из Миро в Бари, отмечаемый 22 мая, а также 19 декабря – в день смерти святого.

Поклониться и прикоснуться к гробнице с мощами паломники могут только во время проведения Божественной Литургии.

Полезная информация! Базилика, где находятся мощи Николая Чудотворца, расположена по адресу: город Бари Largo Abate Elia, 13. Она работает ежедневно с 07:00 до 19:30 с перерывом с 13:00 до 16:00.

Московские церкви, где хранятся мощи святого

Верующие могут посетить мощи Николая Чудотворца в Москве. Небольшие частицы останков Святителя и чудотворные иконы святого хранятся в 25 православных храмах столицы. Фрагменты мощей Николая Чудотворца также находятся в других крупных и значимых городах России.

Самые известные московские храмы, где хранятся мощи Николая:

Название храма Адрес
1 Данилов Свято-Троицкий монастырь Даниловский вал, 22. Возле станции метро Тульская
2 Сретенский мужской монастырь Улица Большая Лубянка, 19
3 Иоанно-Предтеченский женский монастырь М. Ивановский переулок, 2А
4 Новодевичий женский монастырь Новодевичий пр-д, 1
5 Николо-Перервинский монастырь Улица Шоссейная, 82
6 Богоявленский кафедральный собор Улица Спартаковская, 15
7 Церковь Спаса Нерукотворного Образа Улица Рябинова, 18
8 Церковь Архангела Михаила Проспект Вернадского, 90
9 Храм-музей Святителя Николая при Третьяковской галерее Переулок Малый Толмачевский, 9
10 Церковь Всех Святых Славянская площадь, 2
11 Церковь Воскресения Христова Сокольническая площадь, 6
12 Церковь апостолов Петра и Павла Новоясеневский проспект, 42

Сравнительно недавно состоялось великое для всего православного мира событие.

В 2017 году впервые из Бари были перевезены мощи в московский храм Христа Спасителя, а затем они были доставлены для поклонения верующим в Санкт-Петербург на территорию Александро-Невской Лавры.

До этого фрагменты мощей Николая Чудотворца в Бари не покидали город на протяжении практически одного тысячелетия. В Россию было привезено в ковчеге левое ребро Святителя, которое было извлечено из гробницы через отверстие для сбора священного миро.

Несмотря на то, что фрагменты останков святого хранятся в некоторых российских храмах, на поклонение мощам, привезенным их Бари, каждый день выстраивались огромные очереди верующих.

Паломников не смущала ни жара, ни многочасовое пребывание на солнце.

За все время пребывания в столице (мощи были в Москве с 21.05 по 28.06.2017) поклониться останкам святого пришло порядка 2 млн паломников.

Около 500 тысяч верующих поклонилось им в Санкт-Петербурге.

Мощи Николая Чудотворца где находятся сейчас? После поездки по главным российским городам останки святого вернулись в Бари, где и хранятся по сегодняшний день. Возможно, в будущем российские паломники получат еще одну возможность прикоснуться к священной для всех христиан реликвии.

Чудодейственная сила мощей святого

Святитель является источником духовной поддержки, спасителем несправедливо обвиненных, заступником и помощником в любых житейских делах. Его почитают не только в католицизме и православии, но и в англиканской, лютеранской церквях.

В чем помогают мощи святого? Чаще всего к Божьему Угоднику обращаются:

  • при сильных недугах, смертельных болезнях и опасных заболеваниях;
  • при отчаянии выйти замуж или родить ребенка;
  • в поиске своего предназначения и истинной цели в жизни;
  • при желании достичь духовного просветления;
  • в путешествии (Святой Угодник издавна считается покровителем путешествующих, а в особенности тех, кто отправляется в дальнее плавание);
  • при несправедливом осуждении на смерть или на длительный срок к тюрьме;
  • при финансовых трудностях и больших долгах;
  • при раздорах в семье между супругами;
  • при необходимости получить помощь в обучении.

Считается, что даже самая маленькая частица мощей Святого Угодника способна творить чудеса. Чтобы поклониться святой реликвии и испросить у нее благодати, следует осуществить такие действия:

  1. Подходить к реликвии следует с верой, уважением и без спешки. Требуется быть чистым в сердце и в своих помыслах.
  2. В мыслях необходимо прочитать молитву Угоднику, поклониться и перекреститься.
  3. Прикоснуться к святым мощам с сокровенной молитвой, а затем вновь перекреститься и отойти, сохраняя мир в душе и надежду на помощь.

Важно! Николай Угодник никогда не оставляет в беде людей, которые обратились к нему. Чтобы исцелиться или получить желаемое, люди готовы преодолевать тысячи километров.

Полезное видео

Подведем итоги

Фрагменты мощей Николая Чудотворца в Италии и России привлекают колоссальное количество паломников. Для верующего человека прикоснуться к ним – это значит прикоснуться к частичке самого Господа.

Святых Николаев Чудотворцев – два. Святитель Николай Пинарский жил в VI веке и был настоятелем Синайского монастыря. Оба святителя родом из Ликии, архиепископы, почитаемые чудотворцы – эти совпадения привели к заблуждению, существовавшему долгие годы: что в истории Церкви был только один «Святитель Николай Чудотворец».

Поэтому в житии великого Чудотворца возникли исторические несоответствия. Например, получалось, что Николай Мирликийский посещал храм Воскресения Господня на Святой Земле задолго до его основания императрицей Еленой. На самом деле Николай Чудотворец на Святой Земле не был, описанное во многих его житиях паломничество совершал Николай Пинарский.

Подобным образом произошла путаница и с именами родителей и дяди Николая Мирликийского. Феофан (Епифаний) и Нонна, упоминаемые в его житиях, – это имена родителей Николая Пинарского.

2. Бил ли святитель Николай по щеке Ария?

Грек Дамаскин Студит, митрополит Навпактский и Артский (XVI век) в своей книге «Сокровище» излагает сказание, будто во время Вселенского собора Николай «ударил по щеке» своего оппонента Ария.

Это опровергает профессор церковной истории В. В. Болотов: «Ни одно из сказаний о Никейском соборе, хотя бы со слабой претензией на древность, не упоминает в числе его участников имени Николая, епископа Мирликийского».

Сами факты заушения Николаем Ария и суда над Николаем целиком и полностью отсутствуют в житии Николая, написанном Симеоном Метафрастом в X веке и помещенном в Четьи-Минеи, ничего подобного нет и в житии Николая, размещенном в греческом Синаксаре, нет этих событий и в Великих Четьих-Минеях, собранных и изданных святителем Макарием в середине XVI века. Описание пощечины впервые появляется в русской агиографии лишь в конце XVII века в Житиях святых, написанных митрополитом Димитрием Ростовским.

Святой Николай ударяет по щеке Ария. Фреска

3. Перенесение мощей в Бари было торжественным благочестивым событием?

Жизнь в Мирах, на окраине Византийской империи (ныне город Дембре на юге Турции), в XI веке была неспокойной. Ликия постоянно подвергалась нападениям сельджуков. Бари был очень крупным портовым городом, Венеция – полукупеческой-полупиратской морской державой. Оба города хотели завладеть мощами святого Николая как покровителя мореплавателей.

Александр Бугаевский в агиографическом расследовании «Правда о святителе Николае» пишет, что, по латинским хроникам, баряне два раза приезжали за мощами, а не один, как описано в славянских повествованиях о перенесении мощей святителя Николая.

Хлеб в Малую Азию и Антиохию тогда возили из Апулии и Калабрии. В 1087 году баряне везли хлеб в Антиохию – Западную Сирию. Они проплывали мимо Мир, отправили разведку, но она быстро вернулась. Город был заполнен сельджуками.

В Антиохии зерно было продано, а на обратном пути они опять заехали в Миры. На этот раз сельджуков они не встретили, жителей в городе было мало. В храме святителя Николая оставались четыре монаха. Баряне вошли в храм и, угрожая монахам, выведали, где находятся мощи.

Те гробницы, которые демонстрируют сейчас турки (а в храме два саркофага), не имеют отношения к святым мощам. Трудно сказать, где первоначально был захоронен святитель, но к моменту их прибытия мощи святителя покоились под спудом, в одном из приделов, под полом, украшенном мозаикой.

Баряне разбили эту мозаику ломом, один из моряков спустился в гробницу и встал прямо на благоухающие миром святые останки, повредив их. Мощи по частям поднимали и укладывали в священнические одежды. Главу святого и многие другие фрагменты скелета перенесли на корабль. Но полностью забрать мощи не удалось, так как мореплаватели торопились, опасаясь, что ликийцы могут помешать похищению.

Саркофаг, в котором якобы покоились мощи Святителя Николая до перенесения

Перенесение мощей из Мир в Бари трудно считать благочестивым событием с участием людей, радеющих о святыне. Хотя, если бы не набег барян, бесценная христианская святыня, вероятнее всего, была бы утрачена в ходе завоевания Византии Османской империей.

4. Говорят, по миру распространены поддельные мощи, так ли это?

Через несколько дней после барян венецианцы высадились в Мирах, чтобы забрать мощи чудотворца, и все повторилось. В храме опять было четыре монаха. В поисках святынь венецианцы разбили алтари, разорили храм. Под пытками один из монахов показал, где покоятся останки мощей святителя.

Так как мощей Николая Чудотворца было мало, венецианцы добавили к ним другие человеческие останки: посторонний череп, женские и детские кости. Затем венецианцы отправились в Крестовый поход, и вскоре о фальсификации забыли. В течение девяти столетий венецианскую гробницу многократно открывали, и, поскольку в ней был череп и много других останков, венецианцы утверждали, что именно они обладают всеми мощами Чудотворца Николая.

Во время Крестового похода святые мощи многократно раздаривали. По миру до сих пор ходит довольно много частиц из этого венецианского ковчега, достоверность которых вызывает большие сомнения.

5. Правда ли, что иконы практически точно передают облик святителя?

Антропологические исследования подтвердили то, что иконы достаточно точно передают облик святителя Николая.

В 1953 году во время реставрационных работ в церкви, в которой расположен склеп, Луиджи Мартино, анатом из университета Бари (Universita degli Studi di Bari) с разрешения Ватикана исследовал кости, оставив после себя множество рентгенограмм и подробные результаты измерений.

Он сделал заключение и о болезнях святого. Поврежденные суставы, позвоночник и кости грудной клетки свидетельствуют о мучениях, которые перенес святитель Николай в тюрьме – его пытали на дыбе. Радиологическое исследование черепа показало обширное внутреннее костное уплотнение черепной коробки.

Профессор Мартино считает, что эти изменения вызваны долгим многолетним влиянием тюремного холода и сырости (святой провел в темнице около двадцати лет).

По свидетельству очевидцев, его лик был исполнен святости и благодати. Говорят, что от него шло удивительное сияние, как от пророка Божьего Моисея. Т. е. благодать очевидным способом была ему присуща. Луиджи Мартино по черепу реконструировал внешность святителя Николая.

Это позволило современным коллегам Мартино провести реконструкцию. Она была выполнена из «виртуальной» глины, форму которой можно менять прямо на экране. У святого Николая было мужественное лицо с оливковой кожей, квадратным подбородком и сломанным носом. Это удалось выяснить по сильно поврежденным костям между глаз.

6. Откуда взялся известный портрет, который часто выдают за реконструкцию лица святителя Николая по черепу?

Это изображение не является реконструкцией лица святого по черепу. Оно взято из проекта «Предстояние» современного российского художника Константина Худякова, включающего в себя “психологические портреты-реконструкции персонажей сакральной истории”.

По словам авторов проекта, технически портреты создавали «путем многократного наслаивания друг на друга, взаимной конвертации и трансформаций мельчайших физиогномических фрагментов, цифровой мультивыборки и тому подобных приемов компьютерной графики».

7. Правда ли, что некоторые факты биографии святого Николая намеренно исключили из жития?

Александр Бугаевский в агиографическом расследовании «Правда о святителе Николае» пишет, что в древних источниках упоминается замечательное деяние святителя Николая, исключенное из текста его жития в X веке, – деяние о подати.

В IV веке несправедливой податью Ликия была доведена до разорения и голода. Присланный из столицы сборщик налогов, требуя денег, постоянно унижал народ. Жители попросили своего архиепископа о заступничестве. Святитель Николай отправился в Константинополь, и после его разговора с императором подать была уменьшена в 100 раз. Это решение было записано в скрепленную золотой печатью грамоту.

Но архиепископ знал, что под влиянием сановников Константин может отменить свой указ. Святитель обратился к Богу за помощью, и чудесным образом императорская грамота в тот же день оказалась в Мирах и была обнародована. На следующий день император, поддавшись уговорам, попытался изменить указ. Когда святитель сказал, что документ уже зачитан в Мирах и, значит, вступил в силу, ему не поверили: до Ликии от Константинополя было шесть дней пути. Чтобы проверить слова святителя, снарядили самый быстроходный корабль.

Через две недели посланники вернулись и подтвердили, что ликийский сборщик налогов получил грамоту императора в тот день, когда она была подписана.

А через шесть столетий при Василии II создавалась императорская менология, и агиографы не включили этот эпизод в жизнеописание святителя Николая, чтобы влиятельные архиереи не смогли использовать этот невыгодный для царской казны пример для снижения налога в своих епархиях.

Еще одно деяние – о хлебовозах – также не включено в житие. В нем рассказывается о том, как святитель Николай в очередной раз спас Миры от голода. Мимо Ликии на пяти кораблях везли из Египта хлеб в Константинополь. И святитель уговорил капитана отгрузить часть хлеба в бедствующих Мирах. Поскольку хлебовоз был императорский, Константинополь счел это деяние неприемлемым.

8. Правда ли, что святитель Николай остановил руку палача, спасая невинно осужденных?

Самые древние редакции рукописей о святом Николае хранятся в библиотеках Оксфорда и Вены. Они посвящены «Деянию о стратилатах».

На иконах и фресках и на картине И. Е. Репина святитель Николай изображается останавливающим руку палача, хотя на самом деле спасение осужденных выглядело по-другому.

Император направил воинов усмирять мятеж тайфалов (одного из вестготских племен, переселенных во Фригию с Дуная). По пути из-за шторма войско остановилось в Андриакской гавани, и на рынке разгорелась ссора между солдатами и местными жителями. Архиепископ Николай сумел всех умиротворить. А стратилатов, предводителей воинов, пригласил к себе.

В этот момент прибежали жители Мир с известием, что правитель арестовал трех неповинных горожан и приказал отсечь им головы. Святитель вместе со стратилатами и другими воинами торопится в город. Он уже в преклонном возрасте, ему около 70 лет. А дорога – четыре километра в гору. В древней хронике прямо сообщается, что святитель Николай боялся не успеть прийти на помощь и спасти от смерти невинных людей. И тогда стратилаты послали солдат задержать казнь.

На известной картине Репина меч уже занесен над горожанами, когда появляется святой Николай и в последнюю секунду удерживает палача. Но в древнем тексте сказано: меч был обнажен палачом. Трудно представить, что палач стоял полчаса с поднятым над головами тяжелым мечом. Он обнажил меч и ждал. Солдаты задержали казнь, пока не подошел святитель со стратилатами и не освободил невинных людей.

9. Как по «Деянию о стратилатах» удалось определить год смерти святителя?

На прощание святитель благословил воинов, предрек им победу в предстоящем сражении с тайфалами, и они победили. После победы над мятежниками стратилаты возвратились назад в Ликию и пришли к святому Николаю во второй раз – поблагодарить его за молитвы, а святитель предупредил их, что они попадут в беду, но не должны отчаиваться, а должны обратиться к Богу, и Господь убережет их.

Все три военачальника – исторически известные личности. Один из них, Непотиан, стал консулом в 336 году, другой – в 338 году.

Когда стратилаты вернулись в Константинополь, их встретили с почестями, а потом оклеветали завистники и по наговору посадили в темницу. И тут Непотиан вспомнил о том, что говорил стратилатам святитель Николай в Ликии, и воины стали сердечно молиться. Чудесное явление святого Николая Константину даровало им свободу, и император вручил стратилатам пояса полководцев высшего ранга. И они с подарками от императора отправились к свт. Николаю в третий раз.

Древний текст «Деяния о стратилатах» уточняет, что они месяц жили у свт. Николая, стали его духовными чадами. На следующий год они снова – в четвертый раз – отправились к святителю Николаю, но обнаружили его почившим.

Год назад их посылал сам император Константин, и тогда святитель Николай был жив, а Константин умер в мае 337 года. День преставления святого известен точно: 19 декабря, а точный год смерти в текстах его житий не назывался. В наших календарях указывается, что святой Николай умер около 345 года. И, как правило, говорится, что он родился в 280 году.

Это кажется очень странным. Потому что по житиям святой Николай стал епископом до Диоклетианова гонения. То есть около 300 года. Получается, что он был возведен в столь высокий сан в 20 лет, а это крайне маловероятно. Это значит, что свт. Николай не мог умереть в 345 году, кроме того, в древней хронике Непотиан ни разу не назван консулом, а значит, он еще не был в этом звании. Значит, 336 год еще не наступил к моменту их четвертого посещения Мир. Получается, что святой Николай умер в 334 или 335 году.

10. Правда ли, что греки не празднуют перенесение мощей Николая Чудотворца?

Распространенное мнение о непризнании Греческой Церковью праздника перенесения мощей свт. Николая является ошибочным. В современном греческом календаре это событие празднуется 20 мая.

В печатный календарь эта память была внесена благодаря преподобному Никодиму Святогорцу (1809 г.), который обнаружил сведения об этом празднике в ряде афонских рукописей, перевел с церковнославянского языка соответствующее синаксарное сказание и сам написал службу на перенесение мощей свт. Николая.

Согласно преподобному Никодиму, мощи были вывезены из Мир Ликийских 1 апреля, сделали остановку на о. Закинф 10 мая, а именно 20 мая были привезены в Бари.

Одной из ранних рукописей с точной датой, упоминающей 9 мая как дату перенесения мощей свт. Николая, является Типикон Криптоферратского монастыря 1300 г. Дата 20 мая зафиксирована в ряде византийских рукописей, самая ранняя из известных нам – майская служебная Минея 1431 г. библиотеки Ватопедского монастыря № 1145.

Николай Чудотворец, наверное, самый почитаемый из святых после Богородицы. Он совершал при своей земной жизни и до сих пор совершает чудеса, помогает людям, откликается на разные мольбы и просьбы о помощи.

Божий Угодник Николай помогает путешествующим (когда-то святитель с помощью молитв смог на море, чуть не потопившую корабль).

Святителя просят об удачном замужестве дочерей ( — он тайно пожертвовал их отцу деньги для приданого, тем самым оказал ему огромную помощь- спас семью от позора).

Святой был избавителем от напрасной смерти, мирил врагов, защищал невинно осужденных людей ().

Святой Божий Угодник Николай помогает в исцелении от болезней, ему молятся о благополучии и сохранении мира в семье, о заступничестве детей. Он оказывает помощь в избавлении от бедности и во многих трудных жизненных ситуациях.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ— ИССЛЕДОВАНИЕ О ЖИТИИ

В 1953-1957 гг. проводились радиологические исследования останков мощей Николая. Оказалось, что иконографический образ святого соответствует его портретному изображению, которое было реконструировано по черепу из Барской гробницы. Также стало возможным определить рост Николая – 167 см.

В интернете очень много информации о Николае Чудотворце. Но, к сожалению, после проведенных исследований выяснилось, что житие святого архиепископа ошибочно переплетается с житием другого святителя, которого звали Николай Пинарский (VI век). Оба святых жили в Ликии, но в разной время. Например, приписываемое Божиему Угоднику двухчасовое стояние в купели при крещении, осуществил святитель Николай Пинарский, и это у него был дядя-епископ, а не у Чудотворца.

Более подробно о житии самого известного святого можно узнать из книги «Святитель Николай архиепископ Мирликийский Великий Чудотворец», в которой представлены наиболее точные факты после исследований А.В. Бугаевского и архимандрита Владимира Зорина. Издательство СКИНИЯ, Москва 2001г.

ЖИТИЕ СВЯТОГО УГОДНИКА

Точного времени появления Николая на свет, нет. Исследователи считают, что святой родился в 260 году в Ликии в городе Патаре (сейчас это провинции Анталья и Мугла на территории современной Турции).

Сразу же после рождения, со святым стали происходить необычные для младенцев вещи — по средам и пятницам он принимал материнское молоко всего один раз в сутки. И затем, всю жизнь святитель проводил среду и пятницу, по христианским обычаям, в строгом посте.
Когда Николай подрос и начал учиться, то в нем обнаружились способности к наукам, но особенная любовь у него проявилась к познанию Божественного Писания. Предположительно можно сделать выводы, что Николаем Чудотворцем Божии Законы изучались частным образом, у одного из священников. В те времена империя была еще языческой, и маловероятно, что тогда могли существовать христианские школы. Они стали открываться во время правления императора Константина Великого (306-337 гг.), когда возраст святителя Николая уже был около 40 лет.
Святой Николай всегда слушал своих богобоязненных родителей, все привычки, присущие молодым людям его возраста, были чужды для Николая Чудотворца. Он уклонялся от праздных бесед со своими сверстниками, не принимал участие в различных весельях и развлечениях, которые были несовместимы с добродетелью. Навсегда из своей жизни Николай исключил театральные зрелища. Ведь тогда многие театральные представления были непристойного характера, а актрисы, по римскому законодательству, приравнивались к блудницам.
Епископ города Патара знал и уважал благочестивого юношу Николая и способствовал его рукоположению в священники. После принятия сана он стал относиться к своей жизни еще строже.
После того, как умерли родители святителя, он унаследовал от них большое состояние. Но богатство не приносило ему той радости, какой было общение с Богом, поэтому Чудотворец просил Его указать, как лучше распорядиться своими деньгами.

Известно, что при помощи архиепископа Николая, его сосед спас от позора себя и трех своих дочерей. Еще недавно эта семья была обеспеченной, но обстоятельства привели к тому, что этот сосед стал нищим и он даже стал думать о том, чтобы его дети начали заниматься любодеянием и эти заработать на жизнь. Случайно святому удалось узнать об этом, и он решил оказать помощь этой семье.

Но свое благодеяние он решить сделать тайно, как написано в Евангелие:

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас» (Мф.6,1).

Ночью Николай Чудотворец тайно положил в окно соседа мешочек с деньгами, и когда бедняк нашел золото, он сразу же подумал о Божией помощи. Эти деньги пошли на приданое старшей дочери, которая вскоре вышла замуж.
Вскоре святой Николаи решил помочь средней дочери своего соседа и снова подбросил ему узелок с деньгами. Когда несчастный отец опять нашел деньги, он стал молиться Господу, чтобы он открыл ему спасителя. Когда бедняк справил вторую свадьбу, он понял, что Господь подаст ему помощь и для брака третьей дочери. И вот однажды Божий угодник в третий раз решил помочь соседу и снова подкинул тому деньги. Но в этот раз хозяин догнал ночного гостя, узнал о том, что это был святой Николай Чудотворец, и припал к его ногам, долго благодарил святителя, который попросил не говорить никому о том, что это была его помощь, чтобы никто не узнал об этом добром деле.


От этого поступка в христианском мире пошла традиция, по которой детки в рождественское утро находят подарки, тайно привезенные ночью Николаем, которого на западе называют Санта-Клаус.

Прошло время, прихожане полюбили Николая. Правящий архиерей, при людях, рукоположил его в пресвитеры, сказав такие слова:

«Братья! Я вижу новое солнце, восходящее над землей. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь его своим пастырем, ибо он упасет души заблудших, насытит их на пажити благочестия и явится милосердным помощником в бедах и скорбях».

После того, как святитель Николай стал пресвитером, во многих источниках описывается поездка Чудотворца к гробу Господню. Но по , можно сделать вывод об ошибке, на самом деле эта история про Николая Пинарского.

Вскоре умер предстоятель Церкви в Ликии. Почивший владыка вел праведную жизнь, был очень любим своей паствой, его почитали за святейшего, поэтому на его место искали такого же, который не уступал ему в благочестии. Один из архиереев на Соборе предложил попросить у Бога помощи и сказал, что по их молитвам Господь поможет найти нового предстоятеля.
После этого решения одному из участников Собора было ночное видение, в котором Господь подсказал, что архиепископом нужно назначить того, человека, кто первым окажется утром в храме. У этого человека будет имя– Николай. По первым в притворе храма утром увидели человека, который на вопрос епископа о своем имени, ответил:

«Имя мое Николай, я раб твоей святости, владыка».

Такое смирение и кротость очень понравились епископу и он с радостью представил будущего архиепископа духовенству и народу.
Сначала святитель Николай пытался отказаться от такой чести, но узнав об откровении свыше, усмотрел в этом Божью волю и согласился. При этом он, понимая какую ответственность взял на себя перед людьми и Господом, говорил себе, что теперь ему необходимо было жить для спасения других, а не только себя.

Николай Чудотворец был избран архиепископом города Миры приблизительно в 300 году. Невзирая на высокую должность, он все равно оставался для своей паствы образцом смирения, кротости и любви к людям.
Одежда святого была простой и скромной, никаких украшений святитель Николаи не имел, постную еду принимал раз в сутки, при этом нередко прерывая или отменяя свою простую трапезу, чтобы помочь кому-нибудь, кто нуждался в его советах или помощи.
Во время начала служения Николая Чудотворца в архиерейском сане, в 302 году, Римская империя устроила уничтожение христиан. По приказам правителей Диоклетиана и Максимиана христиане должны были отречься от веры и стать идолопоклонниками. Конечно же, святитель Николай не сделал это и поэтому, прожив на земле около 50 лет, оказался в темнице, где он подвергался мучениям на дыбе и другим пыткам.
Жестокость к христианам не привела к желанным результатам и потихоньку, начиная с 308 года, гонения стали ослабевать. В 311 году, незадолго до смерти императора Максимиана, был обнародован указ о запрете преследований христиан.
В результате радиологических исследований мощей святителя Николая, были обнаружены костные нарушения, характерные для людей, которые долго находились под влиянием сырости и холода. Это подтверждает, что святителя Николая долго, скорее всего не один год, содержали под стражей. Но Господь хранил Своего избранника потому, что ему предстояло за его деяния и чудотворения стать светилом и великим столпом Церкви.
Когда Николая Чудотворца освободили из темницы (около 311 года), святитель снова вернулся к своему служению Господу в город Миры, где уже как мученик, снова продолжил исцеление людских страстей и болезней.
Но еще не раз в Ликии возобновлялись гонения на христиан, которые продолжались вплоть до 324 года, когда Великий равноапостольный царь Константин окончательно не победил правителя Ликиния и объединил разделенное прежде государство в могучую империю.

В Мирах, как и во всей Римской империи осталось много языческих святилищ, которым по привычке поклонялась некоторая часть горожан. Святитель Николай, пользуясь благоволением царя Константина к Христовой Церкви, начал вести с язычеством непримиримую борьбу. В те времена это требовало немалых сил и мужества, ведь тогда еще много оставалось поклонников язычества, которое не мог запретить даже император Константин из-за риска государственного мятежа.
Кроме этого, враг рода человеческого попытался испытать христианскую Церковь еще одной напастью – арианской ересью. Пресвитер Арий создал свою теорию, по которой Христос был меньший Бог, чем Бог Отец и имел другую сущность, а Святой Дух был Им подчинен. Кроме этого, возникло еще несколько сект и течений, таивших в себе опасность для христиан и поэтому император Константин решил созвать в 325 году Первый Вселенский Собор в Никее, на котором были приняты главные положения православной веры и появился на свет Символ веры. Также была предана проклятию арианская ересь.