Человек предполагает а бог располагает на латыни. Человек предполагает, а бог располагает

В русском языке очень много устойчивых фраз и выражений, в которых речь идет о Боге, его отношении к человеку. Одни из них несут определенный смысл, который указывает на величие Создателя. Таким выражением принято считать фразу «Человек предполагает, а Бог располагает». В статье пойдет речь о значении этого выражения, истории его появления, употреблении в литературе.

Истоки появления выражения

Многие устойчивые выражения, в которых говорится о Боге, отношении его к людям и людей к нему, взяты из Священного Писания. Например, золотое правило нравственности человечества, в котором говорится, что необходимо поступать с другими людьми так, как хотел бы, чтобы обращались с тобой. Именно давал Иисус Христос, и именно оно упоминается в Евангелиях. В русском языке встречаются фразы, взятые как из Нового Завета, так и из Ветхого, причем многие из них стали крылатыми.

Фраза «Человек предполагает, а Бог располагает» взята из Ветхого Завета из книги Притч (Притчи 19:21): «Много замыслов есть в сердце у человека, но случится только то, что определено Господом». Естественно, современная формулировка сильно отличается от текста Писания, но именно эта притча стала основой для выражения.

Дословно эта фраза встречается в творениях христианских писателей. Ученые предполагают, что впервые эта фраза в дословной форме появилась в произведении «О подражании Христу». Кроме того, они считают, что автором книги является Фома Кемпийский. В этом произведении автор ссылается на христианского будто бы именно он произнес эту фразу и также говорил, что на Бога уповают все праведные люди. Это выражение свидетельствует об особом Промысле Божием по отношению к каждому конкретному человеку.

«Человек предполагает, а Бог располагает»: что означает это выражение

Фраза означает, что человек не властвует над своей судьбой, что он ею не управляет и не может знать ее наперед. Мечты, надежды, казалось бы, безошибочные расчеты, выверенные предположения, планы - все это может рухнуть в один момент, все это может быть разрушено природным катаклизмом, несчастным случаем, в результате чьего-то злого умысла или человеческой глупости. Но это все только видимые причины произошедшего. А скрытые причины заключаются в предопределенности, которую формирует кто-то и где-то…

Человек не может предвидеть, какие будут последствия его поступков. Ему вообще не дано знать, что будет для него полезным, а что принесет вред. Порой негативные события меняют судьбу человека и его самого, делая его более добрым, сердечным, гуманным, а позитивные, например выигрыш в лотерею, могут запросто погубить его.

Эта фраза содержит в себе глубокий смысл. Это наставление всем нам. Человек не должен обижаться на Господа за то, что ему приходится пережить. Необходимо знать простую истину: все, что происходит - необходимо, чтобы произошло, все действия человека и его страдания приведут его туда, где он должен быть, и сделают из него того, кем он должен быть.

Пословицы, близкие по значению

У Даля В. И. в книге «Пословицы русского народа» указано, что это устойчивое выражение, которое переведено с иностранного языка.

Пословицы, близкие по значению:

  • Против судьбы не попрешь.
  • Чему быть, того не миновать.
  • Судьбинушку не обманешь.
  • Кому что на роду написано.
  • Все, что ни случается, случается вовремя.

Использование выражения в художественной литературе

Выражение «Человек предполагает, а Бог располагает» встречается в художественной литературе: у Шульгина В. В. в романе «Последний очевидец», у Козлова П. К. в очерке «Тибетская экспедиция. Географический дневник», у Мещерского В. П. в мемуарах «Мои воспоминания», у Булгарина Ф. В. в романе «Иван Иванович Выжигин», у Джаарбековой С. А. в романе «Необычная судьба»,у Войновича В. Н., Гашека Ярослава, Чехова А. П. в рассказе «Клевета».

Глава 19. Пути Господни неисповедимы. Мы предполагаем, а Бог располагает

Но так мне и не пришлось снова к Мамаю заявиться в гости. Ну и слава Богу, я считаю, потому что заявись я к нему сейчас, думаю, что не пришлось бы мне снова вырваться, часто испытывать судьбу не стоит. Напасть на рязанский отряд мы не могли по двум причинам. Во-первых, рязанцев было больше нас, а во-вторых, Дмитрий Иванович строжайше запретил нападать на рязанцев первыми, потому как не хотел, чтобы московского князя могли обвинить в том, что он первым напал на русского, так сказать, развязал междоусобную войну. Хотя, по моему мнению, Олег первым совершил то, за что просто морду начистить уже будет мало, за такое надо на дыбу сажать. Что-то я сегодня какой-то кровожадный, надо попить успокоительного. Учитывая все обстоятельства, я принял решение, что мы пока будем преследовать отряд рязанского князя на расстоянии не вступая в бой, а там видно будет, может, будет удобный случай и тогда уже можно будет напасть и отбить нужного нам человека. Но и долго ждать нам тоже не особенно можно, потому что Дмитрий Иванович ждёт иноземца, и времени уже почти не осталось. Размышляя так, я увидел как из леса впереди появился один из моих воинов, которые следили за отрядом рязанцев и быстро поскакал к нам.

– Что случилось?

– Командир, там что-то странное происходит, рязанцы остановились у реки и кого-то ждут.

– А почему странное и с чего ты решил, что ждут кого-то?

– Я услышал, как командир их отряда приказал своим расставить посты вокруг, а сам с несколькими воинами и с человеком, которого мы хотели увезти, поехал куда-то в сторону. Если удастся, то Василий сможет проследить, куда это они поехали.

Вот тебе и здрасти, черт побери. Подвздох, Никита, Кочет и Иван быстро за мной, остальным оставаться здесь и так, чтобы с двух шагов не было видно вас. За время моего здесь пребывания я научил ребят выполнять команды быстро и чётко, так что к тому моменту, когда возле меня собрались те, кого я назвал, все остальные уже рассредоточились в стороны и спрятались так, что даже я с трудом различил где мои ребята затаились.

Мы быстро побежали в сторону, куда указывал наш разведчик и после недолгого бега увидели, как на краю поляны показались несколько воинов рязанского отряда, которые вели нужного нам человека и всей группой шли к дальней части поляны.

Вообще то странно, что они так на пол пути остановились и куда-то пошли, оставив отряд в стороне. Логичнее было бы довезти человека в Рязань, а там уже что-то делать, но что-то здесь было не так. В тот момент, когда я уже решил и дальше пытаться подсмотреть куда это собрались рязанцы, на краю поляны показались несколько воинов в татарском снаряжении. Так вот для кого «наш» Олежка старается. От такого открытия я аж улыбнулся. Вот и ответ на вопрос, для чего им вдруг понадобился иноземец, который умеет делать разные машины для осады городов. Знать Мамайка опять собрался на наши города топать, а без всяческих механизмов наши высокие стены на конях не перепрыгнешь. Вот неугомонный товарищ, все ему неймётся, сидел бы себе в своём степном царстве, так нет же все норовит владыкой мира стать. Ну да ладно кривоногая твоя душонка, все одно по сусалам получишь, скоро уж, недолго осталось тебе считать себя великим воином, скоро мы тебе твои ножки то повырываем. Но, как говорится, задача остаётся задачей, нам необходимо доставить человека Дмитрию Ивановичу, а он не становится ближе и доступнее. Что-то надо предпринять и человека все таки отбить. И тут мне в голову пришла идея.

– Подвздох – я шёпотом позвал своего верного помощника – беги к нашим парням, только тихо и давай всех собирай вон на той полянке, но только смотри, чтоб вас не заметили.

Когда Подвздох абсолютно бесшумно уполз выполнять моё распоряжение, я знаком позвал остальных с собой и стал отползать в сторону.

– В общем, парни, дело такое. Сейчас наши ребята подтянутся и мы с вами сделаем небольшой сюрприз нашим рязанским и татарским «друзьям». Мы устроим им небольшое представление. Вот только смотрите, чтобы все, что сейчас скажу, исполняли чётко так, как сейчас расскажу. Парни заулыбались, потому что знали, что я на выдумки был первым парнем на деревне.

– В общем, сейчас ты, Подвздох, – я повернулся к своему заместителю (он уже был рядом, выполнив моё распоряжение и бесшумно вернувшись обратно) – бери пятерых ребят и живо бегите вперёд по дороге в сторону реки. Насколько я знаю в том месте, впереди есть брод, через него татары наверняка и поедут, а вы должны на этом месте оказаться раньше и сделать вид, что работаете, валите лес для стройки. Другого брода здесь нет, лезть на рожон татары не станут, они не знают сколько нас всего, может за поворотом целый наш лагерь расположился и они не захотят вступать с вами в драку пока не будут знать сколько вас. Это их задержит. Вы побольше шумите и делайте вид, что вас там много. Я такую штуку в кино видал.

Смотрю, что-то парни притихли.

– Ой, блин, я совсем забыл, вы не знаете что такое кино, ладно потом как-нибудь расскажу.

– Ну так вот, пока вы там комедию будете разыгрывать, мы немного пошурудим в их тылу и постараемся нужного нам человечка умыкнуть. А чтобы все таки заставить татар затихнуть и не лезть напролом, я ещё одну штуку приготовил.

У меня в отряде был парнишка, который просто бесподобно мог рычать как медведь. Ну просто бесподобно. Даже опытные охотники не могли отличить по звуку, что это человек подражал царю леса. Это умение я и хотел использовать.

– Все всё поняли? Ну если поняли, то с Богом, ребята, быстро по своим местам, да оружие держите наготове.

Через несколько минут ребята уже рассредоточились по местам, которые я им назначил и пора было начинать небольшой спектакль, который помог бы нам немного уравнять шансы для победы.

Отряд татар с нужным нам человеком двигался по лесной дороге не особенно быстро, это давало нам возможность контролировать обстановку. Когда до реки осталось совсем ничего, командир татарского отряда подал знак остановиться, потому что с той стороны уже достаточно явственно стали доноситься звуки, которые усиленно создавали Подвздох и ребята. (Молодцы парни, успели опередить татар и первыми оказаться у реки). От отряда отделились несколько человек и, спрыгнув с коней быстро удалились в сторону реки, разведчики блин. Отряд в это время остался на дороге, только несколько человек развернулись в стороны, чтобы контролировать обстановку по сторонам и исключить внезапное нападение. В этот момент наш подражатель завыл так мощно и правдоподобно, что татарские лошади бросились в сторону от страшного рыка и понеслись не разбирая дороги в сторону реки. Это нам было и надо. У пленника, который в этот момент был не на коне и у него были связаны ноги, не смог побежать, а только скатился в сторону от дороги и попытался отползти подальше, что ему естественно не удалось. Двое татар, которые остались на дороге и вертели головами, чтобы понять откуда слышен страшный медвежий рык, получили по стреле в голову и стали неопасны. Ещё один воин, который в момент начала спектакля отошёл видимо по нужде в кусты (ну я же говорил, что всегда, во все времена кому-нибудь обязательно необходимо в самый неподходящий момент сходить по нужде) так и остался в кустах, видимо не стал испытывать судьбу. Правда стоит признать, данному товарищу сильно повезло, ему рык помог исполнить нужду быстро и качественно. За тех воинов, которые отправились на разведку, я не беспокоился, их встретит Подвздох с ребятами в лучшем виде и скоро, я был уверен, будет с ними у нас. Как я и предполагал, Подвздох и мои ребята, которые выполняли роль лесорубов в спектакле, показались через несколько минут на поляне с довольными физиономиями и с несколькими связанными татарами.

– Ну что, парни, молодцы, сработали чётко и качественно, вот только оставаться нам здесь нельзя, рязанский отряд отъехал недалеко, они наверняка слышали звуки и скоро будут здесь, так что быстро на коней и скачем отсюда на всех ногах, потом будем разбираться с трофеями. Все быстро повскакали в седла и мы во весь опор помчались подальше от места захвата и в этот момент я сначала почувствовал несильный толчок, а потом понял, что мой конь стал постепенно заваливаться на всем скаку на левый бок. Все происходило как в замедленной съёмке. Последнее, что я успел сделать – это вытащить ногу из стремени и в момент падения попытаться сгруппироваться, чтобы не свернуть себе шею. К сожалению падение нельзя было назвать мягким, вокруг были деревья и парочку из них я проверил на прочность своей многострадальной головой, что не сказалось на улучшении моего самочувствия. Теряя сознание, я ещё слышал звон мечей, но потом, такое впечатление, меня кто-то накрыл плотным одеялом и, я провалился в тёмную бездну, так и не успев понять, что мы попали в засаду и с этих пор начинается новая страница моей жизни в этом времени или последняя страница моей жизни вообще. Очнулся я от того, что мне безумно хотелось пить, а во рту, как казалось, рассыпали мешок песка и я не мог даже сделать глоток, до такой степени у меня пересохло все в горле. Я приоткрыл один глаз и попытался понять где я. Я лежал на полу в каком-то сарае (по крайней мере мне так показалось). Рядом никого не было и я, открыв второй глаз, постарался расширить сектор обзора, чтобы все таки понять что меня окружает. Я действительно лежал в каком-то сарае, руки были плотно перетянуты за спиной грубой верёвкой. На мне была только нательная рубаха и штаны, сапоги и воинское облачение, видимо, с меня сняли тогда, когда я был без сознания. Я попытался приподняться. Видимо падение с коня на всем скаку не прошло без потерь не только для моей головушки, я имею ввиду несколько деревьев, которые я проверил на прочность, своим лбом, но и для рёбер, в правом боку при каждом движении покалывало и жутко ныло. Пару рёбер я себе сломал-это факт. Ну это не смертельно, так что я постарался дальше прислушаться к своим ощущениям и понять, что ещё оказалось менее прочным, чем деревья. Как оказалось, не очень прочными оказались только ребра, лоб выдержал встречу, вот только сомневаюсь, что так же выдержало встречу с деревьями то, что находится внутри головы, то бишь мозг. Сотрясение мозга я заработал как пить дать, так что головные боли в ближайшее время будут моими постоянными спутницами. Итак итог: я жив, со сломанными рёбрами, сотрясением мозга, прочно связанными руками, в каком-то вонючем сарае и без какой бы то ни было информации о моём месте нахождения и дальнейшей судьбе. Итог, мягко говоря, не очень приятный, но и не смертельный, поэтому я по принципу философски настроенных граждан, решил поберечь силы и подождать когда в поле зрения появится кто-то, кто сообщит мне ответы на все мои вопросы.

0 В нашем лексиконе имеется огромное количество пословиц и крылатых фраз, в которых говорится о Боге, и его взаимоотношениях с людьми. Одни из них достаточно понятны по смыслу, и не требуют дополнительной расшифровки, тогда как другие следует растолковать более основательно. Особенно те, в которых указывается на величие Творца, и его деяния, подтверждающие его статус. Сегодня мы разберём одну из них, это , что значит вы сможете узнать немного позже. На нашем сайте, вашему вниманию представлены множество статей по самым разным тематикам, начиная с уличного сленга , и заканчивая тюремным арго. Добавьте данный ресурс сайт к себе в закладки, чтобы вовремя захаживать к нам на огонёк.
Впрочем, перед тем, как продолжить, мне бы хотелось посоветовать вам прочесть ещё пару другую наших популярных новостей по тематике поговорок и фразеологизмов . Например, что значит Не говори гоп, пока не перепрыгнешь ; смысл выражения Волк в овечьей шкуре ; как понять Почём фунт лиха ; что означает Зри в корень и т. п.
Итак, продолжим, Человек предполагает, а Бог располагает, что означает? Эта крылатая фраза была заимствована из латинского языка "Homo proponit, sed Deus disponit ", и происходит из одного старого трактата "О подражании Христу ", автором которого является Фома Кемпийский (1379 - 1471).

Человек предполагает, а Бог располагает - смысл в том, что человек не способен управлять своей судьбой, и не способен знать своё будущее, а все свои мечты, надежды и тщательное планирование, в любой момент могут пойти "наперекосяк ", уничтоженные природным бедствием, чьей-то глупостью, несчастным случаем.


Синоним Человек предполагает, а Бог располагает : чему быть, тому не миновать; кому что на роду написано; против судьбы не попрёшь; судьбинушку не обманешь.

Данная фраза настолько многозначна и мудра, что её можно встретить даже в Ветхом Завете ("Много замыслов есть в сердце у человека, но случится только то, что определено Господом"). Хотя она очень сильно отличается от известной нам трактовки, и некоторые даже считают, что это эти фразы не имеют между собой ничего общего. Как уже было упомянуто выше, в том виде, в котором мы её знаем сегодня, её использовал Фома Кемпийский. В своём труде он даёт отсылки на Иеремию, христианского пророка, будто бы именно этот человек употреблял данное выражение в своём лексиконе. Эта поговорка свидетельствует об особом отношении Бога к каждому конкретному человеку.

Человек не способен определить последствия своих действий, он может только догадываться, что может принести вред, а что окажется весьма полезным для него. По сути данное выражение является наставлением человеку, мы не должны таить злобу на Всевышнего за то, что нам приходиться пережить в своей жизни. Вы должны понимать, что всё, что с вами происходит, заранее предопределено, и все ваши страдания и боль должны привести вас к Нему.

Прочтя эту интересную статью, вы теперь будете знать, что означает Человек предполагает, а Бог располагает , и теперь сможете внятно и доходчиво объяснить данную мудрёную поговорку своим родным или близким.

Человек предполагает, а Бог располагает

Homo proponit, sed Deus disponit


Латинско-русский и русско-латинский словарь крылатых слов и выражений. - М.: Русский Язык . Н.Т. Бабичев, Я.М. Боровской . 1982 .

Смотреть что такое "Человек предполагает, а Бог располагает" в других словарях:

    Человек так, а Бог иначе. Ср. Я уведомил тебя, что еду в Москву определяться в статскую службу; но... человек предполагает, а Бог располагает; капризная Фортуна моя повернула колесо иначе: вместо службы, кажется, выходит, что я женюсь...… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    БОГ [бох], бога, мн. боги, ов, зват. боже, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (перевод). См. БОГ ВЕРА …

    Человѣкъ предполагаетъ, а Богъ располагаетъ. Человѣкъ такъ, а Богъ иначе. Ср. Я увѣдомилъ тебя, что ѣду въ Москву опредѣляться въ статскую службу; но... человѣкъ предполагаетъ, а Богъ располагаетъ; капризная фортуна моя повернула колесо иначе:… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    - [бох ], бога, мн. боги, ов, зв. боже, муж. 1. В религии: верховное всемогущее существо, управляющее миром или (при многобожии) одно из таких существ. Вера в бога. Языческие боги. Б. войны (у древних римлян: Марс). Возносить молитвы богу (богам).… … Толковый словарь Ожегова

    Жить Богу служить. Кто велик, яко Бог наш (Владимир Мономах). Не нам, не нам, но имени твоему (т. е. слава). Велико имя господне на земли. В мале Бог, и в велике Бог. Разумейте, языцы, яко с нами Бог. Сильна Божья рука. Божья рука владыка. Бог не … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    БОГ - [греч. θεός; лат. deus; слав. родствен древнеинд. господин, раздаятель, наделяет, делит, древнеперсид. господин, название божества; одно из производных общеслав. богатый]. Понятие о Боге неразрывно связано с понятием Откровения. Предметом… … Православная энциклопедия

    Экспедиция Франклина (1845) … Википедия

    Глаг., нсв., употр. часто Морфология: я предполагаю, ты предполагаешь, он/она/оно предполагает, мы предполагаем, вы предполагаете, они предполагают, предполагай, предполагайте, предполагал, предполагала, предполагало, предполагали, предполагающий … Толковый словарь Дмитриева

    Аю, аешь; нсв. 1. (что), с инф. и с придат. дополнит. к Предположить. П. ухудшение состояния больного. О том, что произошло, можно только п. Предполагаю завтра получить письмо. Предполагаю, что встреча состоится. 2. (что) и с инф. Иметь намерение … Энциклопедический словарь

    предполагать - а/ю, а/ешь; нсв. см. тж. предполагаться 1) (что), с инф. и с придат. дополнит. к предположить Предполага/ть ухудшение состояния больного. О том, что произошло, можно только предполага/ть … Словарь многих выражений

Книги

  • Галки. Пожарный десант. Заложник. Прийти в норму , Кен Фоллетт, Николас Эванс, Роберт Крейз, Энн Д. Леклер. Кен Фоллетт. "Галки" . Канун высадки союзных войск в Европе. Для британского агента Фелисити Кларэ по прозвищу Искра это еще и канун выполнения ее самого ответственного задания - проникнуть…

Человек предполагает, бог располагает

Человек предполагает, бог располагает — человек не управляет своей судьбой и не может её знать. Надежды, мечты, якобы безошибочные расчёты, чётко выверенные планы — «предположения» — в любой момент могут быть разрушены несчастным случаем, природной аномалией, чьей-то злой волей или глупостью. Но они лишь видимые причины. Скрытые — в предопределённости, формируемой где-то, кем-то…

Фразеологизм — перевод латинского выражения Homo proponit, sed Deus disponit из богословского трактата монаха Фомы Кемпийского (1379-1471) «О подражании Христу»

"Каково намерение наше, таково и наше преуспевание, и много прилежания нужно тому, кто хочет преуспеть в благом. Когда и твердый в намерении часто отступает, как быть тому, кто боится решения или нетверд в нем? Разными путями подходим мы к оставлению своего намерения: и легкое опущение упражнений никогда почти не обходится нам без какой-нибудь утраты. Праведные в намерении своем утверждаются более на благодати Божией, чем на собственной мудрости; и в Боге полагают упование свое, что бы ни предприняли, ибо человек предполагает, а Бог располагает, и Его путь не путь наш " (Книга 1, глава 19)

В свою очередь Фома Кемпийский руководствовался ветхозаветной мудростью царя Иудеи Соломона: «» («Притчи», глава 16)

"Несколько лет тому назад, осматривая Собор Парижской Богоматери, автор этой книги обнаружил в темном закоулке
одной из башен начертанное на стене слово:
АМАГКН (РОК)
Он спрашивал себя, он старался постигнуть, чья страждущая душа не пожелала покинуть сей мир без того, чтобы не оставить на челе древней церкви этого стигмата преступлений или несчастья" (В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»)

Синонимы поговорки «человек предполагает, бог располагает»

  • Человек играет на трубе, а судьба играет с человеком
  • Против судьбы не пойдешь
  • Судьба - злодейка, а жизнь - копейка
  • Судьбу не обманешь
  • Кому суждено быть повешенным, тот не утонет
  • Кому что на роду написано
  • Чему быть, того не миновать
  • Человек говорит, судьба смеется
  • То, что случается, случается вовремя

Применение выражения в литературе

    «Я сказал Бернарду Ивановичу: «Человек предполагает, Бог располагает » (В. В. Шульгин «Последний очевидец»)
    «Человек предполагает, бог располагает», ― говорит русская пословица » (П. К. Козлов «Географический дневник Тибетской экспедиции»)
    «Над его судьбой поразительно сбылось давнишнее изречение человека: человек предполагает, Бог располагает » (В. П. Мещерский «Мои воспоминания»)
    «Впрочем, никто не виноват: человек предполагает, Бог располагает (l’homme propose Dieт dispose)! » (Ф. В. Булгарин (Иван Иванович Выжигин»)