Чеченские родовые кланы в чечне. Клан ямадаевых. Главное для тейпа - начала

Казачество в России - это объединения людей, сформированные на основе сложной этнической и социальной культуры на окраинах Российского государства. Казаки проживали (или были возрождены) на Южных окраинах России в силу специфики региона.

Прежде всего, это их представители, которые появились на Дону, на Урале и в Нижнем Поволжье. Сюда же относятся и кубанские казаки. Это понятие появилось на официальном уровне в 1796 году. Так называли запорожских казаков, которые по указу Екатерины II были переселены на Кубань из Запорожской Сечи.

Что представляют собой и как вступить в казачество? Информация об этом будет представлена в нашей статье.

О разновидностях

Впервые казаки упоминаются в российских источниках в XVI веке. Историки до сегодняшнего дня не могут выработать однозначного мнения об их происхождении. Единственное, что они берутся утверждать с большой долей достоверности - то, что возникновение казачества относится к зоне контактов между несколькими различными этносами. А слово «казак», бесспорно, имеет тюркское происхождение.

Известны следующие разновидности казачества в России:

  • Северские казаки. С конца XVI века - служилое сословие, проживавшее на территории современных России и Украины, в бассейнах таких рек, как: Северский Донец, Десна, Сула, Сейма, Оскола и другие.
  • Донские. Самое большое по численности казачье войско в Российской империи. Было размещено на обособленной территории - в Области Войска Донского, названного в связи с рекой Дон. Эта территория соответствует частям таких современных областей, как Ростовская, Волгоградская, Воронежская, а на Украине - Луганская и Донецкая.
  • Яицкие. Появились после переселения на реку Яик донских казаков. Известны участием в Пугачевском восстании. В целях забвения этого эпизода Яицкое войско в 1775 году было переименовано Екатериной II в Уральское, а река Яик - в Урал.
  • Дальневосточные. Были первопроходцами на Дальнем Востоке. Они не только расширили восточные границы Русского Царства, но и создали самобытные культурные традиции. Среди них выделяется несколько групп, среди которых казаки амурские, забайкальские, уссурийские, камчатские, якутские.
  • Кубанские. Их предшественники были выходцами из Украины. Они населяли такие современные области Северного Кавказа, как Краснодарский край, запад Ставропольского кря, юг Ростовской области, Адыгею и Карачаево-Черкессию.

В современной России

После Октябрьской революции произошло расформирование казачьих войск, которые в основном стали на сторону Белого движения. В Гражданскую войну казаков подвергли репрессиям. Лишь в 1992 году прошла реабилитация жертв террора.

С 1980 по 1990 год произошло воссоздание и создание казачьих войск, которых насчитывается около двадцати. Они объединены в Союз казаков России. В общей сложности на сегодняшний день в него входит более чем 1,5 млн человек по всем организациям.

Поэтому он представляет собой самую крупную казачью организацию во всем мире. Участники Союза казаков России принимали участие в вооруженных конфликтах в районе Приднестровья и на Донбассе.

А также казаки объединяются по территориям их проживания для организации самоуправления, хозяйствования, чтобы сохранять и развивать традиционный быт и культуру. Такие объединения называются казачьим общинами или обществами.

Кто может вступать в них и как это сделать? Чтобы ответить на этот вопрос, далее поговорим подробнее о том, как вступить в казачество.

Административное регулирование

Специализированным актом, который регулирует несение государственной службы российским казачеством, является федеральный закон «О государственной службе российского казачества» № 154-ФЗ от 05.12.2005 г. В нем нашли отражение отношения, связанные с поступлением на службу, условия и порядок ее прохождения и прекращения, права и обязанности казачества.

В соответствии с этим законом российские казаки проходят военную, гражданскую, а также связанную с правоохранительной деятельностью службу. Что нужно, чтобы вступить в казачество? Исчерпывающий ответ на этот вопрос дает Примерный порядок, регламентирующий процедуру, по которой граждане принимаются в городские, станичные, хуторские общества. Он одобрен Советом при Президенте РФ, занимающимся делами казачества, 11.02.2010 г. После ознакомления с ним станет понятным, как стать казаком.

Заявление

В Порядке, объясняющем, как вступить в казачество, сказано, что граждане вступают в члены станичных обществ добровольно. Дети тех, кто уже состоит в таких обществах также являются их членами.

Прием кандидатов осуществляется на основании заявления на имя атамана, написанного собственноручно. В нем указывается просьба о приеме в состав казачьего общества станицы.

Прилагаемые документы

К заявлению прилагаются следующие документы:

  1. Ходатайство двух казаков данного общества, срок пребывания которых в нем не меньше, чем 2 года.
  2. Анкета-заявление для выдачи удостоверения казака.
  3. Копии документов, подтверждающих информацию, указанную в анкете-заявлении.
  4. Два фото размером 3 на 4.
  5. Другие документы, которые могут быть предусмотрены уставом данного станичного общества.

Указанная документация комплектуется штабом общества в личное дело. Если казак переходит в другое общество, его личное дело передаются туда в штаб.

Испытательный срок и голосование

Рассматривая вопрос о том, как стать казаком, нужно сказать о том, что кандидату обязательно назначат испытательный срок. Во время его прохождения он обязан:

  1. На общих основаниях участвовать в деятельности станичного общества. Но при этом не иметь права голоса и права избрания или назначения на какую-либо руководящую должность.
  2. Изучать устав общества, а также правовые акты, принятые относительно российского казачества.

Прием в казаки происходит на общем собрании после того, как истечет испытательный срок. Решение принимается большинством голосов, поданных казаками, которые на нем присутствуют. Однако уставом могут быть предусмотрены и другие условия голосования.

Его результаты (о приеме или отказе) оформляются решением, которое утверждает атаман. Копии решения и приказа направляются в штаб районного (юртового) или же окружного (отдельского) общества.

Новый член казачьего общества

После того как штаб получит соответствующие документы, там оформляется удостоверение казака, которое передается станичному атаману. Тот вручает его лицу, вступившему в ряды казаков, в продолжение 30 дней. Уставом общества может быть предусмотрен и другой срок.

Новым членом казачьего общества приобретается форма, соответствующая установленному образцу, и он занимается изучением правил ее ношения. Если казак переходит из одного общества в другое, то при представлении им отзыва испытательный срок может и не назначаться.

Как проводится собрание

Завершая рассмотрение вопроса, как вступить в казачество, стоит вкратце сказать о том, как проходит собрание. Для этого существует Примерный регламент, определяющий порядок его прохождения. Он выглядит следующим образом.

  1. Место проведения торжественного собрания, принимающего новых казаков, выбирается в соответствии с уставом и историческими традициями.
  2. Казаки в назначенное время, одетые в форму, выстраиваются, образуя кольцо. Кандидаты становятся внутри него, по одному в шеренгу. Напротив них находится атаман, священник и знаменная группа.
  3. Священник дает свое благословение на проведение собрания.
  4. Атаман сообщает о результатах прохождения испытательного срока, объявляет о голосовании, проводимом отдельно по каждому кандидату.
  5. Кандидат кратко рассказывает о своем вероисповедании и пройденном жизненном пути, своей полезности для казачьего общества.
  6. По каждому кандидату принимается решение по форме голосования, предусмотренной уставом.
  7. В перерыве атаман оформляет результаты голосования и приказ о принятии в казаки.
  8. После перерыва вызванный атаманом кандидат, принятый в общество, перед строем читает кодекс казачьей чести и обязуется следовать ему.
  9. Вновь принятый принимает поздравления атамана, получает от него выписку из приказа об этом, погоны и занимает среди казаков свое место.
  10. Завершается собрание религиозным обрядом, совершаемым священником.

Запорожцы, как и их предки, уделяли очень значительное внимание физическому развитию, постоянно «держали себя в форме». В условиях постоянных войн, борьбе за сохранение своего этноса, выживание в сложных жизненных ситуациях в стихиях природы закаляла дух и тело казаков. Суровое время требовало суровой дисциплины в процессе подготовки молодёжи, формирования у неё готовности защищать родную землю. Таким образом, формировалась специальная система физического и психофизического воспитания подростков, юношей, которые постепенно набирали рельефных и чётких форм.

Ещё в эпоху Киевской Руси детей с семи лет начинали учить стрельбе из лука, владению копьем и арканом, езде верхом, а с 12 лет - настоящим военным хитростям, то есть искусству ведения боя.

Традиции физического и психофизического воспитания подготовки подрастающего поколения продолжалась и в казаческую эпоху. Закаляя себя и готовя себя к сложным испытаниям судьбы, казаки летом спали на воздухе под звёздами, мыслями достигали неведомых высот, пытались проникнуть в тайны космоса.

Как и доблестное казачество, молодёжь на праздники народного календаря в процессе народных игр состязалась силой, ловкостью, скоростью, изобретательностью, попаданием в цель и тому подобное. Традиционными были разные состязания на лошадях, казаки любили своих быстрых выносливых лошадей, это отношение закреплено в тёплых обращениях к своим четвероногим друзьям («брате мій», «товаришу мій»), в пословицах («Казак без коня - не казак»).

Казацкая молодёжь систематически развивала природные задатки, совершенствувала душу и тело в играх, танцах, хороводах, разных видах состязаний и борьбы. Подростки и юноши охотно брали пример со взрослых, которые чувствовали психологический комфорт, благодаря тому, что они беспокоились о своем интеллектуальном, моральном, духовном и физическом развитии. Это формировало в них настроения внутреннего удовольствия, хорошего самочувствия, помогало единству слова и дела, мысли и поступка, гармонии души и тела.

Большое и воспитательное значения, в том числе и для современной молодёжи имеет овладение ею искусств единоборств, которых было несколько систем, наиболее известная легла в основу танца гопака. В современном виде гопак составлен с многочисленных специфических приемов, например «голубці», «тинки», «пістоль», «розніжка», «шулик» и тому подобное, реализация которых требует от исполнителей гибкости всех частей тела, молниеносной реакции.
Многие поколения овладели и другой казацкой борьбой - «Гайок». Она была предназначена в основном для разведчиков («пластунів»). Очень мало нам известно о казацкой борьбе «Спас». Она была не атакующей, а носила оборонительный характер. Для неё характерное филигранная, скрупулезная отработка блокировки действий противника.

Телесная и психофизическая закалка казаков было составной частью комплексной и целостной системы идейно-морального, эмоционально-эстетического и военно-спортивного воспитания.

К сожалению, много компонентов данной системы на сегодня забыто.

Наверное, у каждого мужчины настает момент, когда он задает себе вопрос: «Кто я, откуда идет мой род, откуда мои предки и кем они были?» Вот пришло и мое время, а время это было ближе к сорока годам. Сначала, я узнавал у родителей, хорошо, если живы еще бабушка с дедушкой или даже прабабушка и прадедушка. Затем узнавал в интернете, изучая свою фамилию. Как я выяснил, фамилия – это ключ к истории своего рода. Она может ничего не означать на слух, как в моем случае, но если ты владеешь кое-какой информацией, то открываются новые, неизведанные горизонты. В общем, то, что я узнал, что ближайшие предки были казаки, причем по материнской линии казаки – пластуны. Вот тут кровь и взыграла.

Узнав, что пластуны были выходцами из характерников, а те, в свою очередь, обладали магическими знаниями, я ринулся записываться в казаки, но не тут то было…

Пришел в местный казачий отдел. Там сидит чуть поддатый старичок. Я ему рассказал, что хочу записаться в казаки. Что для этого нужно? Он: «молодец сынку, для этого нужно быть православным и носить крестик, знать «отче наш» и.. с тебя магарыч». После этих слов пыл у меня поубавился. Я всегда считал себя патриотом, «и не жалея живота своего, за други своя, с криками Ура!», готов нестись на врага, а тут «отче наш», магарыч… (надо сказать, что я с некоторых пор и обстоятельств не отношусь к православным, а врать я не умею). Ну да ладно, думаю, поладим «дедка». Отложим этот вопрос на потом. Всему свое время. И действительно, через некоторое время, работал у бывшего Атамана. Тот оказался мировым мужиком. Много с ним беседовал на тему казачества. Как оказалось, он был одним из первых, кто поднимал казачество на Кубани, при чем являлся боевым офицером.

Ему то я и рассказал, что хоть и знаю «отче наш», но не являюсь христианином, и не ношу крестик. Зато являюсь приверженцем тех самых характерников, которые существовали задолго до христианства. Он сказал, что действительно, в современном казачьем уставе написано, что казаками могут быть только православные. А то что в старые времена казаками были люди исповедующие другие религии, не учитывается. И так снова тупик. А идти на обман не позволяет совесть. Но когда это твой рок и большое желание, все сложиться как надо.

Через время я с семьей переехал из города в станицу. Первым делом узнал у соседа, где находится местное казачество и к кому можно обратиться. Ответ мне «понравился»: «казачество в ж…., атаман алкаш». Ну думаю, значит не все потеряно. К атаману не пошел, встретился с начальником штаба (по-нашему писарчуком). Рассказал ему насколько большое желание имею стать казаком. Он говорит, что проблем нет – заполнишь анкету, напишешь заявление и ты в наших рядах. Ура! Мечта сбылась – я казак. Будем поднимать традиции, приводить казачество в порядок.

На первый взгляд, словосочетание «еврей-казак» по своей абсурдности сродни анекдотичной словоформе «еврей-оленевод» - из истории России ведь общеизвестно об особом отношении казаков к представителям этой нации - исключительно уничижительном. Но из песни слова не выкинешь - евреи-казаки были, и служили они верой и правдой. Случалось даже, становились доверенными лицами самих гетманов. Более того, существует легенда, что и самым первым казаком был еврей Шимон (Семен).

Не только вместе жили, но и служили

Первое упоминание о казачестве в русских летописях относится к 1444 году, а его расцвет приходится на начало XVII века. Сформировалось донское казачество, низовья Днепра и территория Запорожья - также места массового расположения казачьих поселений.

Запорожская Сечь, как утверждал польский историк Яков Собесский, всегда была довольно интернациональной - бок о бок с украинцами, поляками, литовцами, белорусами, болгарами, татарами, турками, калмыками, грузинами, немцами, французами, итальянцами, испанцами и англичанами мирно сосуществовали и евреи. Причем, не только и не столько торговали и ремесленничали - вояк среди евреев хватало. Об отваге еврея Берахи, в частности, упоминается в документе, где описывается роль 11 евреев-казаков в войне 1613 года: «…И многие казаки говорили: «О, Боже! Как жалко, что рыцарь еврей Бераха так плачевно скончался, будучи разрублен и расколот бердышами…».

Особы, приближенные к гетману

Гетманщина для многих еврейских родов стала периодом массового перехода в казачество - он начался в конце XVII века и продолжался до правления гетмана Ивана Мазепы . Роды Боруховичей, Магеровских, Герциков, Крыжановских, Марковичей и Перехристов не просто поменяли свой социальный статус, их представители оставили заметный след на службе в казачестве.

К примеру, представителю рода Боруховичей, Михайле Андриевичу Боруховичу, удалось дослужиться до полковника и даже побывать в должности наказного гетмана! А выкреста, ставшего полтавским полковником, Павло Петровича Герцика, гетман Мазепа и вовсе ввел в свое ближайшее окружение.

Влияние еврейской «ассимиляции» в казачестве стало ощутимо заметно на исходе XVIII века - исследователями отмечается интересная тенденция: довольно большое количество казачьих фамилий имело явно еврейское происхождение. У казаков Юдиных, Юдаевых, Халаевых, Нивроченков, Мацуненков, Шабатных, Жидченковых, Шафаревичей и Маривчуков предки были точно иудеями.

Окреститься, чтобы в дружину влиться

Непременными условиями для зачисления в казаки в золотой век казачества были профессионализм и собственно стремление человека, его национальность при этом решающего значения не имела. Правда, казак должен быть именно христианином - до 1635 года в казачестве допускалось как православие, так и католичество, а потом условия ужесточились - настоящим казаком мог стать только православный. Однако из правил были и исключения - метрические книги указывают, что в Майкопском и Лабинском отделах в нескольких станицах жили казаки-евреи, которые исповедовали иудаизм.

Согласно исследованию историка В. Грибовского, в XVIII веке, за время существования Новой Запорожской Сечи (с 1734 по 1775 годы), превращение этнических евреев в казаков было вполне себе привычным явлением. Причем многие из этих выкрестов сделали при переходе в Сечь неплохую карьеру. Как, к примеру, Семен Чернявский, дослужившийся до казацкого старшины и участвовавший в запорожской посольской делегации, посетившей Екатерину ІІ.

И с большевиками они воевали

Казаки евреев в Гражданскую войну не жаловали, поскольку много вождей Красной Армии были иудеями. Тем не менее, это вовсе не означает, что они повсеместно и свято блюли «расовую чистоту» в своих рядах. Известно, к примеру, о сыновьях новочеркасского доктора Сегаля, которых в разгар Гражданской войны за заслуги в сражениях с большевистской властью приняли в казаки и наградили участком земли. А ростовскому еврею-домовладельцу Г. Л. Халиевскому удалось проявить себя в штабе Донской армии, где обер-офицер был порученцем высшего командного состава.

Первый казак - еврей?!

Эта сенсационная версия была выдвинута «инженер-генерал-майором и кавалером» Александром Ригельманом, в конце XVIII века составившим сборник, куда вошли малороссийские и казацкие летописи. Книгу издали в 1847 году. Особое внимание в данной работе привлекает летопись под названием «Сказание козаков о себе».

Смысл этого сказания состоит в том, что казачий род берет свое начало в 948 году от «вышедшего из Польши » человека по имени Семен «роду казарского» (то есть, хазарского). Этот Семен обосновался на устье Бог-реки, чтобы заниматься рыбной ловлей и промыслом зверя. Бог-река - современный Южный Буг, расположенный на украинском Подолье (историко-географическая область на западе и юго-западе Украины и отчасти в Приднестровье). Примечательно, что «БУГ» в переводе с польского как раз и означает «БОГ».

К Семену, как пишет летописец, «присовокупились» земляки и поставили его над собою атаманом. Численность «шайки» (так она поименована в сказании) с течением времени росла. Этимология слова «казак» («козак») Ригельманом объясняется просто: Семен со товарищи «носили одежду от ловли своей, поделанную из кож диких коз и сайгаков».

Исследователи «Сказания козаков о себе» подмечают интересные детали: 1) раз Семен (Шимон) хазарин, то он по определению должен быть иудеем - в Х веке хазары исповедовали именно эту религию; 2) год обоснования Семена в окрестностях Бог-реки - 948-й - по мнению историков, как раз время, когда Хазария начала войну против Киевской Руси; тогда же германцами-христианами стали завоевываться земли западных и южных славян - вследствие этих обстоятельств хазарин-иудей на самом деле мог сменить место жительства; 3) в иврите есть слово «хазак», означающее силу, мужество - не от него ли в действительности произошло наименование «казак»?

Люди, которые встречают Верных казаков на военных сборах в воинских частях, на общественных мероприятиях, видят нашу работу с детьми и молодёжью в лесопарковых зонах и просто на улицах, всё чаще спрашивают - как стать казаком?

Есть среди нас родовые казаки, кто помнит историю своего рода на много поколений, имеет документы, удостоверяющие казачью принадлежность предков. Есть те, чьё происхождение из казаков известно только по рассказам дедушек и бабушек. Но не закрыт путь в казачество и тем, кто не имеет казачьих предков или ничего не знает о них.

Были в истории периоды, когда путь в казаки был свободен, когда в казаки принимали «тех, кто загнан, неприкаян», а были - когда доступ в казачьи войска был ограничен. Ограничен он был, в основном, тогда, когда жизнь казачьих войск была установившейся, подчинялась строгому распорядку, когда казаки были частью регулярной армии и бесконтрольное расширение казачества была не нужна ни государству, ни самим казакам, имевшим право на свой пай земли и различные льготы.

Бывали и другие времена. О них писал Гоголь: « Казачество - это искра, высеченная из груди русского народа ударами бед». Тогда единственной льготой было отдать всё, включая жизнь, за Веру, Родину и товарищей. В казаки принимали всех, как в повести «Тарас Бульба». «В Бога веруешь, в Пресвятую Троицу веруешь, а ну, перекрестись и ступай в какой сам знаешь курень». Не было, естественно, никаких разговоров про «українську мову» или глупостей про «горилку п"єш?». Потому что на Сечи не было уродов, разделяющих православных людей по языку. Говорили так, как было удобно. Отсуда и появились татарские «кош», «бунчук», «сагайдак», другие польские и немецкие слова. Грамотные казаки писали на том едином для всех старорусском языке, на котором говорили в Новгороде и в Вильно, на котором Иван Фёдоров печатал свой «Апостол» в Москве и во Львове.

Сегодня Русь находится в похожем положении. Всё ли хорошо на Украине? В Российской Федерации? Все знают, что нет. Кто-то - валит за кордон. Кто-то - по частям продаёт Родину Западу. Кто-то - замыкается на проблемах своих и своей семьи. А казаки, подобно капелькам ртути, собираются в ватаги и стараются сделать мир лучше.

Приходящий на Сечь либо погибал в первых же боях, либо становился казаком. Участие в бою мы сегодня гарантировать не можем, но повседневным жертвенным служением - обеспечим. Жатвы много, а делателей мало. Детей воспитывать казаками, воинами - надо. Беречь православную веру от ересей и расколов, общество - от бездуховности - тоже. Крепить братство и единство славян - просто необходимо. И делать это лучше всего могут именно казаки.

Хочешь стать казаком? Присмотрись, кто есть рядом. Есть казачьи организации? Казачьи ли они по духу и по делам? Или только по названию?

Отдают они своё время, силы и средства воспитанию казачат, службе Родине, защите казаков и просто близких людей? Или собираются раз или два в году на «рады», неизменно заканчивающиеся пьянкой?

Стоят ли они за единство славян, за народы Украины, Беларуси и России? Или ходят на нацистские марши, крутя дули в адрес братьев на Дону и Кубани?

Взвесь всё и выбери казачью организацию по сердцу.

Лучше всего - такую, где не увлекаются званиями и медальками. Все современные казачьи звания и награды - условность. А когда каждый второй-третий - «генерал казачества» - это уже диагноз.

Такую, где представлены все возрасты - от самых юных до ветеранов. Это значит, что организация жива.

Такую, в которой казаки постоянно повышают уровень своей воинской выучки, осваивают знания и умения, позволяющие лучше служить Родине и казачеству.

Такую, как Верное Казачество.

Приди в такую организацию и докажи, что ты достойный мужчина и побратим.

Тогда казаки признают тебя своим.

А если вблизи нет казаков или есть только ряженные - собери единомышленников, создай казачью общину и выйди на связь с достойной казачьей организацией. Например, с Верным Казачеством. Участвуйте в казачьей жизни, будьте честными и верными - и тогда казаки примут вас в свой круг.