Частичку мощей николая чудотворца установили во владычнем монастыре. Новоиерусалимский монастырь. Экскурсия «Патриарх Никон»

В город Дзержинск Московской области приезжают разными путями, но чаще всего с одной целью - посетить древний Николо-Угрешский монастырь. Обитель основана в сентябре 1380 года князем Дмитрием Донским в честь победы в Куликовской битве.

Из истории

В XIV веке русские земли находились под игом Золотой Орды. В 1380 году Дмитрий Донской собрал ополчение в 70 тысяч ратников из нескольких княжеств и отправился за Дон сражаться с ханом Мамаем. На берегу Москвы-реки, где воины остановилось на ночлег, произошло знаменательное событие. Во время молитвы над сосной Дмитрий Донской увидел икону Николая чудотворца, самого чтимого на Руси Святого. Князь был изумлен, для него это был божественный знак - сам Николай чудотворец благословлял его на сражение.

Куликовская битва состоялась 8 сентября 1380 года. Многие воины остались на Куликовом поле навечно. Существует легенда, что Дмитрий Донской хотел вступить в бой с войском Мамая наравне со всеми воинами и поэтому поменялся доспехами с одним из своих приближенных. Противники, не зная об этом, убили воина, которого приняли за князя.

Одержав победу в Куликовской битве, Дмитрий Донской основывает на месте явления чудотворного образа святителя Николая, согревшего его сердце, храм. Церковь в честь Николая угодника и положила начало истории Николо-Угрешского монастыря.

Описание

Николо-Угрешский монастырь - православный мужской ставропигиальный монастырь (ставропигиальный, то есть подчиняется непосредственно патриарху). Архитектурный комплекс, в основном, был создан во второй половине XIX века. Обитель насчитывает более 20-ти строений, в том числе девять храмов, колокольню и две часовни.

Колокольня

Колокольня, нареченная угрешской свечой, - одна из самых древних построек, сохранившихся до наших дней. Она была возведена во времена Елизаветы Петровны, в 1761 году. На втором ее ярусе в 1840 году был устроен храм во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. До наших дней сохранилось только подножие постройки того времени. Во время Великой Отечественной войны колокола с колокольни были сняты, а верхние ярусы снесены, чтобы Угрешскую свечу не могли видеть с воздуха немецкие летчики. Колокольня заново выстроена в XX веке.

Часовня Явления образа Николая Чудотворца

В память о явлении иконы святого Николая Чудотворца в XIX веке была построена часовня, которая ознаменовала место чудесного события. В часовне долгое время хранился сруб того дерева, над которым был явлен образ святителя. К сожалению, в советское время эта реликвия была утрачена. Сегодня все паломники приходят сюда, чтобы набрать святой воды.

Государевы и Патриаршие палаты

Государевы и Патриаршие палаты являются самым древним сооружением Николо-Угрешского монастыря. В XVII веке для приезжавших на праздничную службу царей и патриархов, рядом с колокольней были сооружены Царские и Патриаршие палаты.

Успенская церковь

В XVIII веке, когда столица была перенесена в Петербург и приезды высоких гостей прекратились, на месте упраздненных Царских палат была возведена (вместо совсем ветхой) Успенская церковь. В храме, основанном в 1763 году, находится одна из главных святынь обители. Это икона Божьей матери Тихвинская, написанная в XIX веке и подаренная Святейшим Патриархом всея Руси Алексеем II (это была келейная икона Патриарха, является списком с чудотворного образа, явившегося на Руси в XIV веке).

В храме имеется комната, где находятся мощи святых, привезенных из разных уголков мира. В ковчегах хранятся частицы мощей крестителя Господня Иоана и мученицы Варвары, Киево-Печорских святых и многих других.

Не у всех верующих есть возможность побывать в святых местах. Приехав в Николо-Угрешский монастырь, паломники могут приложиться к святыням, привезенным из различных уголков мира, и как бы молитвенно побывать в святых местах, откуда эти святыни были доставлены.

В XIX веке к храму был пристроен придел в честь Марии Египетской. Изображение на его западной стене представляет сцены из жития Преподобной. Некоторые росписи сохранились до наших дней. Это удивительно, поскольку в советское время в приделе располагалось отделение милиции и стены комнаты были закрашены масляной краской. Во время реставрации храма в постсоветский период художникам удалось обнаружить почти неповрежденные изображения.

Наступившая пора секуляризации XVIII века (секуляризации - изъятие церковного имущества) , привела обитель к оскудению. Также ее положение осложнилось во время эпидемии чумы 1770 года, поскольку сюда свозили больных чумой.

Во время Отечественной войны 1812 года в Николо-Угрешском монастыре разместился конный полк Наполеона. К счастью, ризница была своевременно вывезена в Вологду и многие ценности удалось спасти. После освобождения Москвы ризницу вернули и обитель восстановили так, как могли в то время.

Истинный расцвет монастыря происходит при игумене Мясникове, позже ставшем преподобным Пименом Угрешским. При нем расширяется территория обители, возводятся церкви, перестраивается Никольский собор, строится больница, выполняется ремонт жилых помещений. Николо-Угрешский монастырь становится общежитейским, то есть для братии общими становятся служба, трапеза и правила. При игумене Пимене количество братии возросло от 10 человек до 150, увеличилось и число паломников.

Палестинская стена

С северной стороны обители в 1866 году при игумене Пимене строится Палестинская стена. Ее очертания напоминают храмы и строения града Иерусалимского. Преподобный Пимен хотел, чтобы у паломников, издалека заприметивших стены монастыря, возникало ощущение, что они вот-вот окажутся на святой земле.

Палестинская или Иеруслимская стена является частью монастырской ограды. Это визитная карточка и загадка монастыря, образ небесного царствования и образ гордого Иерусалима.

Монастырский скит

С расширением территории обители в пределах монастыря был основан скит во имя святых апостолов Петра и Павла, устав в котором был очень строгим. Так, женщины могли ступать на эту территорию только несколько раз в году, в дни больших праздников. В наши дни скит действует, а церковь во имя Петра и Павла - единственный деревянный храм обители.

Спасо-Преображенский собор

В 1880 году, в год 500-летия обители, было положено начало грандиозного Спасо-Преображенского собора. Его строительство продолжалось 14 лет и в 1894 году он распахнул свои двери для прихожан. По некоторым данным, это второй по величине храм Москвы и Московской области, по размерам он уступает только храму Христа Спасителя . Собор вмещает 7000 человек, а высота его центрального купола достигает 68 метров.

Здесь хранятся главные святыни обители - частичка мощей Николая Чудотворца и мощи преподобного Пимена Угрешского, а также икона - «Собор всех святых Угреша», написанная в честь всех святых, жизнь которых так или иначе связана с монастырем.

Настоятель обители и главный её вдохновитель игумен Пимен так и не увидел Спасо-Преображенский собор - он умер в год его закладки. Прах его покоился в часовне, а сейчас на этом месте сооружен храм в его честь.

Загадка Николо-Угрешского монастыря

Обратите внимание на алтарную часть двух храмов - Спасо-Преображенского собора, построенного к 500-летию Куликовской битвы, и воссозданного Никольского храма. Мы знаем, что все православные храмы должны быть ориентированы на восток алтарем. Действительно, алтарные выступы этих строений выходят на восток, но восток у них немного разный. По-видимому, это объясняется тем, что в XIX веке направление определялось по компасу, а при строительстве предшественника современного Никольского храма направление определялось «на глазок», по солнышку.

Адрес

Московская область, г. Дзержинский, площадь Святителя Николая, д.1

Как доехать до Николо-Угрешского монастыря

  • Доехать до станции метро «Котельники» Таганско-Краснопресненской (фиолетовой) линии. Там пересесть на автобус 347. Ехать до остановки «Площадь Святителя Николая (монастырь)» около 20 минут
  • Доехать до станции метро «Алма-Атинская» Замоскворецкой (зеленой) линии. Там пересесть на автобус 1063. Ехать до остановки «Площадь Святителя Николая (монастырь)» около 50 минут
  • Доехать до станции метро «Люблино» Люблинско-Дмитровской (салатовой) линии. Там пересесть на автобус 305. Ехать до остановки «Площадь Святителя Николая (монастырь)», около 50 минут
  • Монастырь можно увидеть (только издалека) во время речных круизов по Москве-реке и Оке, отправляющихся с Южного речного вокзала .

Официальный сайт Николо-Угрешского монастыря

В 1925 году Николо-Угрешский монастырь закрыли, кладбище было осквернено, а собор обезглавили. В нем разместился Центр досуга и отдыха, а обитель преобразовали в трудовую коммуну имени Дзержинского.

В настоящее время от запустения советских времен в обители не осталось и следа. Николо-Угрешский монастырь располагает большой и ухоженной территорией, здесь есть пруд, где плавают черные и белые лебеди, имеются плодоносный сад и даже небольшой зоопарк. Открыт музей, посвященный последнему императору России Николаю II. Но главное - это обитель, которую молитвами и духовными подвигами создавали ныне известные святители.

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь был основан в 1656 г. патриархом Никоном (1605-1681 гг.), история создания монастыря неотделима от истории жизни самого Никона - инициатора церковных реформ, призванных изменить существовавшие в русской церкви обряды. Впоследствии реформы вызвали раскол русской церкви и появление старообрядцев.
Но еще до этого он задумал создать обитель, что напоминала бы своим обликом и наполнением христианские сооружения в Святой Земле, а впоследствии стала бы центром всего православного мира. Поначалу же Новоиерусалимский монастырь стал резиденцией самого Никона.
Место было выбрано очень живописное, посреди лесов, в окружении рек, хотя и далековато от Москвы, до которой добираться приходилось в повозках целые сутки. Здесь были отличные пахотные земли, правда, находившиеся в боярской собственности. Но тогда Никон еще пользовался расположением царя Алексея Михайловича и добился от монарха права выкупать земли без согласия на то бояр.
Леса были вырублены, холм для монастыря досыпан, началось строительство. В разные годы в создании проектов Новоиерусалимского монастыря участвовали знаменитые архитекторы П.И. Заборский, Я.Г. Бухвостов, В.В. Растрелли, М.Ф. Казаков, К.И. Бланк.
Непосредственно на стройке работали монастырские крестьяне, которые были собственностью православной церкви - она могла распоряжаться ими по своему усмотрению, привозя из самых дальних вотчин.
При Никоне первые строения монастыря были деревянные, и в 1657 г. была освящена первая деревянная Воскресенская церковь. При освящении присутствовал молодой царь Алексей Михайлович (1629-1676 гг.), он же впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом.
Но к 1658 г. отношения между Никоном и Алексеем Михайловичем резко ухудшились. Царь, хоть и был прозван Тишайшим, не стал терпеть усиления роли патриарха в делах русского государства, поставив церковь фактически в подчинение государству.
Патриарх Никон - человек своенравный и фанатичный - был страшно уязвлен, объявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Новоиерусалимский монастырь. Никон ждал, что царь раскается и попросит его вернуться в Москву, но Алексей Михайлович собрал православных патриархов из других стран, которые постановили лишить его сана патриарха и отправить на вечное заточение в монастырь. Сначала - в Ферапонтов Белозерский, после смерти Алексея Михайловича - в Кирилло-Белозерский.
Строительные работы в монастыре остановились и возобновились в правление царя Федора III Алексеевича (1661-1682 гг.). Новый царь Федор Алексеевич сочувствовал Никону и в 1681 г. позволил ему вернуться в Новоиерусалимский монастырь, но Никон скончался еще по дороге в свою бывшую резиденцию и был погребен в северном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря.
В XIX - начале XX вв. монастырь стал одним из центров православного русского паломничества.
При советской власти упразднен в 1919 г., в его зданиях открыт Краеведческий музей Московской области. В 1941 г. разграблен и взорван нацистами, вновь открыт в 1959 г.
В 1994 г. передан в ведение Русской православной церкви.
Новоиерусалимский монастырь находится в городе Истре, на южном склоне Клинско-Дмитровской гряды. Собор Воскресения Христова в плане почти идентичен храму Гроба Господня.
Начиная с 1950-х гг. в Новоиерусалимском монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин.
Монастырь, который называют городом-храмом, расположен на холме, получившем название Сион.
Некоторые здания повторяют очертания сооружений , как, например, Воскресенский собор, который и возводился по образу романского храма Гроба Господня в Иерусалиме. При строительстве зодчие использовали чертежи иерусалимского храма, данные о его размерах, приведенные в старинных рукописях, и даже деревянную модель, в 1649 г. привезенную в Россию патриархом Александрийским Паисием.
Храм - четырехстолпный однокупольный, с южной стороны к нему примыкает колокольня, с западной - ротонда, увенчанная шатром, прорезанным тремя ярусами больших люкарн - оконных проемов в скате крыши.
Главный вход в Воскресенский собор, так же как и в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, находится с южной стороны. На месте западного входа на Святую Голгофу установлены белокаменные плиты с резной стихотворной «Летописью» архимандрита Никанора, в которой рассказано о строительстве Воскресенского собора от его закладки до освящения, а также названы его святыни.
В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного Воскресения Спасителя.
Главная святыня Нового Иерусалима именуется Живоносный Гроб Господень.
Как и его иерусалимский оригинал, он находится внутри белокаменной часовни, расположенной к западу от Святой Голгофы. Рядом лежит округлый камень - подобие того, что был отвален от Гроба Господня ангелом в ночь Воскресения Христова. Камень небольшой, потому что повторяет тот, что остался в Иерусалиме после того, как от него в течение веков откалывали части, чтобы перенести в другие храмы.
Справа от входа - придел архистратига Божия Михаила, где сохранился изразцовый иконостас XVII в.
В XVIII-XIX вв. в Воскресенском соборе было полтора десятка придельных церквей, устроенных благотворителями Нового Иерусалима, в том числе - из царствовавшей династии Романовых.
Сохранился только один - придел святой равноапостольной Марии Магдалины в северной галерее ротонды, там, где стояла в Иерусалиме Мария Магдалина при погребении Христа. Придел был создан в 1801 г. императрицей Марией Федоровной, супругой императора Павла I, в честь своей небесной покровительницы. Это прекрасное сооружение оформлено по проекту великого архитектора М.Ф. Казакова в стиле классицизма.
С востока к собору примыкает подземная церковь Константина и Елены. В самом Иерусалиме такая церковь вырезана прямо в теле скалы. В северной части церкви погребены Варвара Суворова-Рымникская и Аркадий Суворов - жена и сын великого русского полководца Александра Васильевича Суворова (1730-1800 гг.), при жизни сделавшие немалые пожертвования Новоиерусалимскому монастырю.
Монастырь обнесен по периметру самой настоящей высокой крепостной стеной длиной в целый километр и со стенами трехметровой толщины. Такие толстые стены понадобились ещё и для того, чтобы по их верхней части пустить так называемый «боевой ход» - крытую галерею с двумя рядами бойниц. Верхний ряд предназначался для дальнего боя, нижний представлял собой навесные бойницы-машикули для обороны основания стены. Восемь башен крепостной стены получили каждая особое «палестинское» название: Гефсиманская, Сионская и т.п.


Общая информация

Местонахождение : город Истра, Россия.
Предназначение : мужской православный монастырь.

Дата основания : 1656 г.

Язык : русский.

Религия : православие.

Денежная единица : рубль.

Река : Истра.

Цифры

Крепостные стены : длина - около 1 км, высота - 9 м, толщина - до 3 м, башни - 8.

Удаленность : 40 км к северо-западу от Москвы.

Климат и погода

Умеренно континентальный.

Холодная зима, теплое лето.

Средняя температура января : -8,5ºС.

Средняя температура июля : +19ºС.
Среднегодовое количество осадков : 700 мм.

Относительная влажность воздуха : 70%.

Достопримечательности

Комплекс Воскресенского Новоиерусалимского монастыря (XVII-XIX вв.) : Воскресенский собор (1656-1685 гг.), остатки колокольни (разрушена в 1941 г.), церковь Константина и Елены (подземная церковь, 1658-1685 гг.), Святые ворота с надвратной церковью (1694-1697 гг.), трапезная с церковью Рождества Христова (1686-1692 гг.), палаты царевны Татьяны Михайловны (конец XVII в.), солодовые и кузнечные палаты (1690-1694 гг.), настоятельские покои (конец XVII в.), братский корпус (конец XVII в.), караульные палаты (1690-е гг.), палаты «монастырских детенышей» (1650-е гг.), больничные палаты (1698 г.), квасной погреб (1690-е гг.).
Крепостные стены (1690-1694 гг.), башни (Гефсиманская, Сионская, Надвратная, Елизаветинская, Иноплеменничья, «Варуха», Ефремова, Дамасская, Давидов дом).
Постройки за крепостной стеной : скит Никона (1658 г.), Музей деревянного зодчества (мельница, часовня, крестьянская изба).
Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» (1020 г.).

Любопытные факты

■ О том, что в СССР Новоиерусалимский монастырь был сохранен и тщательно восстановлен после Великой Отечественной войны, несмотря на атеистический характер идеологии социалистического государства, напоминает официальный адрес этого культового учреждения: город Истра, улица Советская, дом 2.
■ Вокруг монастыря многое напоминает о Святой Земле. Окружавшие монастырь холмы именовались Елеонским и Фаворским, села - Преображенское, Назарет и Капернаум, реку Истру прозвали Иорданом, ручей, обтекающий монастырский холм, - Кедронским потоком, а сам город Истра до 1930 г. именовался Воскресенском.
■ И до постройки Новоиерусалимского монастыря были попытки перенести образ храма Гроба Господня на русскую землю. Инициатором самого известного проекта был царь Борис Годунов (1552-1605 гг.), в качестве «первообраза» палестинской святыни задумавшего создать комплекс построек под единым названием «Святая Святых» в Московском кремле. В него должен был войти и храм Василия Блаженного, в Москве именовавшийся «иерусалимским» и символизировавший собой Небесный Иерусалим, Постройкой «Святая Святых» Годунов намеревался поднять свой авторитет среди русских людей. Проект не был осуществлен.
■ В тексте стихотворной «Летописи» архимандрита Никанора, рассказывающей о строительстве Воскресенского собора, использован акростих. Из первых букв в строках основного текста складывается сообщение: «Воскресенского сего монастиря грешной архимандрит Никанорис написал сложную сию таблицу всем прочитающим для ведения, когда бе обител сия и церковь начета и кто сему строител бе».
■ Через тридцать лет после окончания строительства каменный шатер Воскресенского собора рухнул, и до 1761 г. грандиозное здание восстанавливалось и перестраивалось по проекту В.В. Растрелли.
■ При Петре I Великом (1672-1725 гг.) в Новом Иерусалиме сократили число монахов: император посчитал, что на их содержание тратятся слишком большие средства. Отныне монастырь был обязан еще и поставлять государству лошадей, фураж, ремесленников из числа монастырских крестьян.
■ Новоиерусалимский монастырь был крупным российским крепостником: до секуляризационной реформы 1764 г. в его собственности находилось 14-16 тыс. душ монастырских крестьян. После реформы они перешли в ведение государства, были освобождены от церковной барщины и получили личную свободу.
■ В 1762 и 1792 гг. на территории монастыря произошли большие пожары, постройки были восстановлены на средства, выделенные императрицей Екатериной II.
■ Информация о разрушениях в Новом Иерусалиме в ходе боев в Великую Отечественную войну, фигурировали в ходе Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками.
■ В 2013 г. гробница патриарха Никона в северном приделе Воскресенского собора была вскрыта археологами. Саркофаг оказался пуст, гробница ранее подверглась разграблению. Местонахождение останков до настоящего времени неизвестно.

Новоиерусалимский монастырь известен и под другим названием – Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Мужская православная обитель была основана в 1656 г. рядом с городом Истра в Подмосковье. Своим появлением она обязана патриарху Никону, пожелавшему разбить в этом месте резиденцию патриархов. Сам Никон многократно останавливался здесь на ночлег, ведь ему часто приходилось посещать Иверский монастырь (ездил он по старой Волоколамской дороге). Строительством нового монастыря патриарх желал добиться обустройства центра православного мира на московской земле. При этом планировалось, что грандиозное сооружение станет топографически передавать храм Гроба Господня, расположенный в Иерусалиме.
Закладка монастыря производилась на холме с палестинским названием Сион. С восточной стороны к обители прилегал Елеонский холм, ее северным «соседом» был холм Фавор, а местная река Истра получила новое название – Иордан.
В связи с гонениями на Никона и его ссылкой строительные работы прерывались на 14 лет. Таким образом, они проходили в 2 этапа. Первый период строительства приходился на 1656 – 1666 гг. В это время были установлены деревянные стены, сооружены каменные службы и практически доведены до окончания работы по возведению главного храма. На этот же отрезок времени приходится и обустройство скита Никона, который впоследствии был назван Отходной пустынью, и Елеонской часовни.
С 1679 г. прерванные работы возобновляются – царь Федор Алексеевич издал соответствующий указ об их продолжении. Кроме того, новым указом правитель приписал к Новоиерусалимскому монастырю еще два десятка разных обителей с крестьянскими дворами, общее число которых составило 1630 построек. В совокупности они сложились в огромное владение и сделали ставропигиальный монастырь одной из богатейших святынь России.

Замысел Никона был воплощен полностью, и в конечном итоге он поразил своим размахом. Комплекс под названием «Новый Иерусалим» максимально отразил Святые Земли, по частям которой вся местность при Истре получила новые названия – Галилея, Вифлеем, Елеон. При изучении старых карт видно, что новая постройка с прилегающими окрестностями является уменьшенной копией своего истинного прообраза. К сожалению, основатель монастыря не дождался окончания строительства – он умер в 1681 г. В дальнейшем ансамбль достраивался под руководством архимандрита Никанора и при участии мастера-литейщика иеромонаха Сергия Турчанинова.

Зимой 1941 г. Воскресенский собор при Новоиерусалимском монастыре был разрушен немецкими войсками. В результате взрыва пострадали колокольня, центральная глава, шатер ротонды. Спустя много лет, уже в 1985 году, собор наконец-то обрел утраченную главу. Что касается рухнувшего шатра, он был восстановлен в начале 90-х годов XX столетия. Но его основой теперь служила металлическая конструкция.

С 1995 г. весь архитектурный ансамбль Воскресенской обители становится частью Русской Православной церкви. С той поры здесь мирно соседствуют два заведения – сам ставропигиальный монастырь и музей «Новый Иерусалим», признанный историко-архитектурным и художественным памятником.
Священная достопримечательность Российской Палестины – Воскресенский собор
По плану строительства Воскресенский собор должен был точно копировать храм Гроба Господня, функционирующий в Иерусалиме. Максимально отражающая свой прототип, грандиозная трехчастная постройка своим внешним видом передает все основные христианские святыни, а именно: Голгофу как место распятия Христа и еще 2 места – погребения и Живоносного Воскресения.
Перечень работ по возведению Воскресенского собора также выполнялся поэтапно. До 1666 г. удалось не только довести здание до кровель, но и пристроить к нему колокольню, а также подготовить место для обустройства подземной церкви. Названная в память о святых Константине и Елене, она исполняла роль хранилища места обретения Креста Господня. Но вернемся к любованию собором. Снаружи и внутри он отделан керамическими поясами, декорирован порталами и наличниками, увешан строгими и величественными иконостасами. Специально для его колокольни было отлито 15 звонких колоколов. Из самых больших отлитых изделий к нынешнему времени осталось только одно – это стопудовый колокол, изготовленный в далеком 1666 г.
Второй этап строительства главного собора Новоиерусалимского комплекса приходится на 1679 – 1685 гг. Тогда над центральной частью постройки появилась глава, а ротонду мастера перекрыли внушительным кирпичным шатром, диаметральное значение которого достигло 22 м. В 1690 г. состоялся церемониал по освящению подземной церкви.
Несмотря на то, что Воскресенский собор служит лишь миниатюрой своего прообраза, через свой облик и декор он весьма точно передает все богословское содержание и не отступает от старорусских традиций архитектуры и искусства. Очень четко данная тенденция прослеживается в облике восточного фасада храма. Его многоглавая композиция, напоминающая по форме пирамиду, отстраивалась методом объединения независящих друг от друга частей в целое неделимое сооружение.

Палаты «Нового Иерусалима»
Западная часть ансамбля представлена палатами – Трапезными, Архимандричьими и Больничными. Первоначально они строились как отдельные здания (с 1685 по 1698 годы), но в конце XVIII столетия было претворено в жизнь решение об их объединении в единую целостную постройку. Фундаментом Трапезных палат служили старые каменные службы, заложенные до 1666 г. Три палаты расположились на фоне западного прясла стены и стояли перпендикулярно зданию церкви Рождества Христова, находящейся неподалеку от них на востоке. В качестве украшения палат выступают белокаменные наличники, освежающие огромные окна полуциркульной формы.
Палаты с названием «Больничные», стоящие неподалеку от церкви Трёх Святителей, смотрятся довольно скромно и по размеру, и по декору. С севера к ним примыкают Настоятельские покои. Несмотря на кажущуюся простоту, эти палаты не теряются на фоне остальных построек Новоиерусалимской обители – они лишь выгодно подчеркивают Трапезные палаты, намекая на их главенствующее положение.
Церковь при Больничных палатах освящалась в 1698 г. В результате пожара, охватившего монастырское подворье в XVIII веке, она сгорела, но восстановительным работам не подвергалась. Помещение этой святыни просто перенесли на второй этаж Царских покоев – результат труда архитектора Казакова, возведшего их над больничными покоями в конце того же века. Лестница, ведущая в Царские покои, отделана изящной аркадой. Как декорирующая деталь она органично дополнила композицию восточного фасада.

Скит патриарха Никона – ценный памятник российской Палестины
Скит для уединенных молитв патриарха Никона строился в 1657 – 1662 гг. (постройка находится на берегу Истры). Из всех архитектурных памятников, находящихся за стеновой оградой Русской Палестины, сохранился лишь этот скит. Его два нижних этажа использовались в качестве служебно-хозяйственных помещений. На третьем этаже располагалась приемная комната священнослужителя и церковь Богоявления Господня. Плоская крыша скита стала подходящим местом расположения для таких значимых сооружений, как восьмигранная церковь апостолов Петра и Павла, миниатюрная звонница и небольшая келья с местом для сидения из камня.

Крепостная стена и Святые врата – «защитники» территории Новоиерусалимского монастыря
На строительство прочной каменной стены, заменившей первоначальную деревянную ограду, ушло 4 года. Она возводилась с 1690 по 1694 годы согласно правилам крепостного зодчества. Результатом работ, руководимых архитектором Бухвостовым, стало масштабное ограждение со следующими характеристиками:
высота – около 9 м;
толщина – 3 м;
общая протяженность – 920 м.

Примечательно, что углы и изломы ограды не пустовали – их неприглядность скрасили семь однотипных башен. На подворье башни имелась и восьмая башня – Елизаветинская. Высокая конструкция просто украшала западные ворота. Интересно, что все ярусные башни, принадлежащие Новоиерусалимскому комплексу, не играют никакой защитной роли. Они хоть и являются обычным элементом русских оград, но выполняют не оборонительную, а скорее художественную функцию. Их конструкции с круглыми пристройками для винтовых лестниц подобны ротонде и шатру на верхушке Воскресенского собора.
3-пролетная арка Святых ворот увенчана церковью Входа Господня в Иерусалим. Ритуал ее освящения проводился в 1697 г. На фоне восточной панорамы монастыря ее вертикальная конструкция смотрится как нельзя кстати. При осмотре подворья изнутри нетрудно заметить Наместничьи и Караульные палаты – они примыкают к ограде и вратам.

Зеленые участки монастыря – Гефсиманский сад и парк
В свое время за Елизаветинскими вратами располагался Гефсиманский сад. Сегодня его нет – это место в излучине реки Истры занято парком. В древности участок, впоследствии ставший садом, был перенасыщен протоками. Когда-то они сформировали остров, а сегодня их остатки едва заметны. На этом острове и проживал святой Никон во время службы в монастыре.

На территории бывшего Гефсиманского сада размещается архитектурно-этнографический музей, экспозициями которого служат деревянные постройки местных деревень. Среди них особое место занимают крестьянские усадьбы, часовня и мельница. До начала XXI века здесь находилась церковь Богоявления – деревянная святыня неописуемой красоты. К сожалению, короткое замыкание послужило причиной для возгорания и здание сгорело. Непосредственно в крестьянских усадьбах расположились познавательные музейные экспозиции, отражающие искусство и быт русского народа.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Небольшое помещение, очень необычный иконостас – медный, чеканный, вызолоченный. Немцы, отступая взорвали все, а этот храм остался цел, иконостас уцелел, полностью восстановлен.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

На фреске изображен император Константин, перед боем за взятие Рима – Вечного города. Силы были неравные, накануне Константину и всему его войску было знамение, причем, днем – знамение Креста Господня, с надписью – «сим побеждай». А ночью знамение было разъяснено: во сне явился Иисус Христос и велел сделать в форме креста знамя и с ним идти в бой. Победа была одержана. С Константина прекратились гонения на христиан.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

На этой фреске мать императора Константина – Елена. Константин дает ей задание, найти Крест, на котором был распят Христос. Елена очень долго искала, это целая отдельная история, которую экскурсовод подробно и красочно рассказывает. Когда Кресты были найдены (три), надо было определить, какой же служил распятием Христу. Вот на фреске и изображено, что к умершему прикладывают кресты, от прикосновения одно из них умерший оживает. Так и был найден Животворящий Крест, на котором был распят Иисус Христос. На месте, где Елена нашла Крест Господень, у нас здесь, в Новой Иерусалиме, забил святой источник. Сейчас проход закрыт, вода подается на верх в отдельную палатку, там можно набрать воду.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Свод этого подземного храма.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Один из Приделов Страстей Господних с высоким керамическим изразцовым иконостасом. Это Северный придел, называется придел Написания титла. В Иерусалиме здесь хранилась дощечка, надпись на которой говорила о вине Иисуса Христа.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Здесь специально оставили, чтобы была видна кладка: каменные глыбы, а сверху красный кирпич – как строили и достраивали.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Это очень красивый придел, весь золотой, но я прослушала, что это… :(

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Икона Тихвинской Богоматери.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Церковь Успения Пресвятой Богородицы или Успенский придел. Здесь есть прообраз темницы, где содержались узники под стражей перед казней.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

С этого же места Матерь Божия оплакивала своего сына, когда его повели на казнь.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Вид на алтарь Успенского придела. Самый большой изразцовый иконостас в монастыре. Здесь находится главная святыня – ковчег с частицей мощей (десницей – рукой) мученицы Татьяны. Новоиерусалимскому монастырю сей дар преподнесла царевна Татьяна, сестра царя Алексея Михайловича. Ковчег украшали драгоценные камни, поэтому сложно монастырю было получить назад этот дар, который хранился в фондах музея.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Икона, Иисус Христос перед казнью, в колодках.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

А вот то, куда заглядывает женщина – в стене помещение Темницы Господня. Там находятся каменные колодки, как на иконе; паникадило с шипами тернового венца.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Основной, главный иконостас Воскресенского собора.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

12 ярусов иконостаса

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

рядом с иконостасом

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Так как здесь должны были проходить главные богослужения, то были сооружены две сени, красная, с орлом – для царя

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

зеленая, с крестом – для патриарха

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Часовня Гроба Господня (кувуклия) с разных ракурсов, сложно остановиться, не снимать, слишком красиво и даже, я бы сказало, благоговейно… Подробно о часовне было в , сейчас – просто фото

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Ура, почти получилось

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Вид с обратной стороны от входа в часовню

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Шатер ротонды, он ведь рухнул от тяжести, поэтому такой ажурный в стиле барокко возводится по проекту В.В.Растрелли

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Чудотворная икона Божьей Матери «Троеручицы». Еще одна. Про первую – в первой части. Этот образ прислан был Никону в 1663 году из монастыря на Афоне, но он пропал, а это список – XIX века. А придание такое: Иоанн Дамаскин занимал должность в VIII веке советника халифа в Дамаске. Писал письма своим знакомым в Византию, где обличал правящего императора Льва Исаврянина в ереси иконоборчества. Император в ярости и приказывает оклеветать Иоанна Дамаскина. Было подложное письмо, разгневанный халиф приказывает отрубить Иоанну кисть правой руки и вывешивает ее на площади в знак устрашения.

Через друзей Иоанну вернули отрубленную руку, он в келья стал молиться перед иконой Божией Матери об исцелении. Молился долго, усердно, много часов, уснул перед иконой. Проснувшись, увидел, что рука цела, только небольшой рубец есть на месте отсечения.

В благодарность Иоанн сделал изображение кисти из серебра и приделал в углу иконы. Отсюда имя — «Троеручица».

История монастыря.

Идея создания на Подмосковной земле подобия святынь Палестины принадлежит Патриарху Никону (1605-1681), он же попытался воплотить ее в жизнь. По его указанию в Святую землю отправился ученый иеромонах Троице-Сергиева монастыря Арсений Суханов, который по возвращении из поездки доставил Патриарху чертежи, планы и точную модель храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а также чертежи Вифлеемского храма. Под личным наблюдением Патриарха Никона (он жил в скиту, здание которого сохранилось до наших дней) начались работы по воплощению в жизнь его грандиозного замысла. В 60 км от Москвы на глазах у изумленных современников возникал «Новый Иерусалим» - архитектурно-ландшафтная икона, совместившая в себе образы многих палестинских святынь.

В центре ансамбля - храм Воскресения Христова, представляющий довольно точное подобие знаменитого храма в Иерусалиме. Рядом церковь Рождества Христова - напоминание о Вифлееме, месте рождения Спасителя. К северу от обители - село Скудельничье (Микулино), к северо-западу - горы Фавор и Ермон. У стен монастыря - березовая роща, названная Гефсиманским садом. Реку Истру Патриарх Никон переименовал в Иордан, а небольшой ручеек, протекающий у подножия монастырского холма, - в поток Кедронский. Увидеть свой замысел завершенным Никон не успел. Он был осужден Московским Собором в 1666 г. и сослан на Север, в далекий Ферапонтов монастырь. Строительство Нового Иерусалима надолго приостановилось. Возобновил работы в 1679 г. Царь Феодор Алексеевич. Он же возвратил Никона из ссылки, но по пути в Москву Патриарх скончался. Тело его было доставлено в Новый Иерусалим и погребено в Иоанно-Предтеченском приделе Воскресенского обора. Строительство монастыря завершилось лишь при императрице Елисавете Петровне. При этом здания монастыря получили обработку в стиле барокко. XVIII-ХIХ вв. над созданием ансамбля трудились выдающиеся зодчие: Растрелли, Бланк, Казаков, Воронихин, Вит6ерг.

В 1919 г. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь закрыли, монашескую общину упразднили. В 1920 г. на базе монастыря создан Художественно¬-исторический музей, коллекцию которого ставили экспроприированные и национализированные ценности ризницы монастыря. Большой ущерб архитектурному ансамблю был нанесен в годы Великой Отечественной войны. Отступавшие германские войска 10 декабря 1941 г. взорвали Воскресенский собор и его колокольню, Дамасскую и Елизаветинскую башни, святые врата обители, сожгли другие постройки. В послевоенные годы трудом отечественных реставраторов комплекс зданий в целом удалось восстановить.

В 1994 г. вновь был возобновлен Воскресенский Ново- Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. В 1995 г. возвращены Церкви Воскресенский собор с земляной церковью святых Константина и Елены, храм Рождества Христова, скит Патриарха Никона, восточный братский корпус. В монастыре поновлена церковь святых Константина и Елены, отреставрированы придел Архистратига Божия Михаила и Всех Сил бесплотных, Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна Предтечи, которые освящены малым чином.

Чином великого освящения Святейшим Патриархом Московскими всея Руси Алексием освящены отреставрированные соборный храм Рождества Христова в 1997 г. и придел Успения Пресвятой Богородицы в 1999 г. Открыта Кувуклия с приделом Ангела, как в Иерусалиме. В ней находятся точные копии Камня помазания и Гроба Господня.

Святыни монастыря

Гробница Патриарха Никона находится в действующем приделе Иоанна Крестителя. И в наше время есть случаи исцелений от гробницы святителя по вере его почитателей.

Патриарх всей своей жизнью являл пример благочестия. Достаточно побывать в ските патриарха Никона, посмотреть на каменное ложе, служившее ему постелью, подержать в руках его вериги (весом около б кг), чтобы понять, как строг он был к самому себе.

В этом же приделе - чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери. Когда-то до революции в Воскресенском монастыре хранилась чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». В действующем Успенском приделе находятся мощи святой мученицы Татианы.

Святые источники Кладезь «Живоносный источник»

К югу от придела священномученика Кириака находится место Обретения Животворящего Креста с кладезем, именуемым Живоносный источник.

Первоначально свод придела был глухим. Овальное отверстие над кладезем относится к XVIII в., когда наверху: построили «палатку» в виде высокого четырехгранного светового фонаря-лантернина. Ныне здесь восстановлен деревянный Крест в меру Креста Господня.

Живоносный источник был освящен после возобно¬вления Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря 5/18 января 1994 r., в Навечерие Богоявления.

Кладезь Самарянки

На северном склоне монастырского холма находится еще один источник. Он именуется кладезем Самарянки, напоминая о Евангельском событии - беседе Иисуса Христа у колодца с женщиной из Самарии, которой Господь казал: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а то будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4,13-14).

Над этим источником тоже существовала монастырская часовня, снесенная в годы воинствующего безбожия.

Набирая воду из кладезя Самарянки, паломники поют песнопения из Великого канона святого Андрея Критского.

Силоамский источник

От Иордана пройдем к Силоамскому источнику, расположенному у подножия монастырского холма с северо-западной стороны. Название источника вызывает в памяти
события Священной истории, связанные со знаменитой Силоамской купелью близ Иерусалима. По преданию, в V В. до н. Э. царь Манасия велел подвергнуть святого пророка Исайю страшным мучениям в царских садах Силоама. Тело пророка распиливали пилою, он страдал от боли и жажды. И тогда, чтобы напоить мученика, из-под скалы брызнул источник.

Свое название источник получил потому, что многие больные, искупавшись в нем, исцелялись от своих недугов, так же как и те, кто окунался в Силоамский водоем, при котором была купальня Силоамская. Над Силоамским источником в Новом Иерусалиме находилась деревянная часовня, именуемая “Силоамская купель”. Она была построена в 1845 г. Ежегодно в праздник Преполовения Пятидесятницы из Воскресенского монастыря к Силоамской купели совершался крестный ход для освящения воды. Внутри часовни был каменный колодец, по стенам - иконы, перед которыми стояли подсвечники. По краю колодца висели металлические ковши с длинными, загнутыми на конце ручками. Воду для паломников черпал и разливал монах, несший послушание в часовне.

Силоамская часовня снесена в 1930-х гг. Однако источник уничтожить не удалось, хотя вплоть до 1990-х гг. по приказу местных властей к роднику время от времени подъезжал груженный доверху самосвал и высыпал в воду землю или песок.

Первое после возобновления Воскресенского монастыря освящение Силоамского источника было совершено в Крещенский сочельник 5/18 января 1994 г. С тех пор освящение воды в источнике совершается ежегодно в праздник Богоявления Господня.

В нашей мастерской Вы можете купить икону Божией Матери , Спасителя и других святых в серебряных окладах . А так же заказать эксклюзивный подарок себе и своим близким.