Церковь богородицы на нерли. Храм Покрова на Нерли: описание. Красоты природы вокруг церкви

Небольшой белокаменный храм, расположенный в российской глубинке, является одним из самых узнаваемых символов России. Этот храм – Покрова на Нерли. Церковь отличается изысканными пропорциями и является одним из самых известных и значимых памятников православного зодчества на Руси. Кроме того, Покрова на Нерли имеет необычную историю. И ежегодно к церкви пешком от села Боголюбово идут тысячи паломников, чтобы увидеть прекрасную церковь на берегу реки (которую часто сравнивают с плывущим по волнам лебедем), чтобы прикоснуться к русской истории.

История храма от строительства до наших дней

Покрова на Нерли – необычный храм. Необычно и место возведения – в затопляемой пойме реки, и сроки постройки, согласно летописным свидетельствам, церковь была возведена за один год (единым летом), и архитектура.

История возникновения церкви и чудо перед постройкой

В 1158 году была построена резиденция князя Андрея – Боголюбово. Место было выбрано не случайно: Андрей Боголюбский вез икону Матери Божией из Киева, и на месте, где была выстроен поселок, лошадь неожиданно встала, а князю явилась Богородица, которая и указала место для строительства города.

Что касается церкви Покрова на Нерли, то ее построили рядом с главной резиденцией князя. Одни историки считают, что строительство также производилось в 1158 году, другие придерживаются точки зрения, что церковь являлась напоминанием о воинах, погибших в битве с булгарами, в том числе, об Изяславе (сыне Андрея), умершем от ран вскоре после возвращения из похода, и была возведена в 1165 году.

Начало строительства церкви

Как уже упоминалось, храм, который стал одним из символов России, возвели всего лишь за год. Причем, строителям пришлось немало потрудиться: Андрей Боголюбский выбрал место, где Нерль сливается с Клязьмой, на заливном лугу, на перекрестке водных торговых путей. И чтобы избежать подтопления, зодчие возвели небольшой холм и заложили мощный фундамент. Весной, когда река разливается, храм стоит на небольшом островке и добраться до него возможно лишь на лодке.

Саму церковь строили из белого камня. К сожалению, имя зодчего, который создал столь необычный проект, не известно. Но сохранились летописные свидетельства о том, что Боголюбский приглашал для строительства своего города иноземных мастеров. Скорее всего, один из этих иностранцев и стал автором проекта церкви Покрова на Нерли.

Наречение храма

Освящение церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы – нетипично для того времени. Праздник Покрова впервые стали отмечать в России, такого праздника не было в византийских традициях и, считается, что ввел его именно Андрей Боголюбский.

Праздник Покрова – это воспоминания о чудесных событиях, которые произошли в Константинополе в десятом столетии. Город осаждали сарацины, жители собрались в храме и молились о спасении. Вместе со всеми в храме молился святой юродивый Андрей, который увидел, что среди толпы находится сама Богородица. Она, как и все жители, молится о даровании спасения, приклонив колена, затем подходит к престолу, снимает с головы покров и простирает его над всеми молящимися. Матерь Божию видел и ученик Андрея – блаженный Епифаний. Благодаря заступничеству Матери Божией, город устоял.

Именно в честь чудесного спасения Константинополя и освятил Андрей Боголюбский храм у реки. Событие перекликалось с личным опытом князя: во время похода на булгар Андрей взял с собой образы Богородицы, Спаса, а также Крест. И во время битвы от них начало исходить огненное сияние, которое предвещало победу русскому войску. Этот крест долгое время находился возле церкви Покрова на Нерли, он сохранился и до наших дней: эта важная реликвия хранится в залах музея в Боголюбово.

Археологические раскопки и находки

Археологические раскопки помогли ученым узнать много подробностей о строительстве храма и об его первоначальном облике. Так выяснилось, что храм окружала галерея, холм, на котором строилась церковь, был полностью обложен белыми плитами, а к набережной спускалась белокаменная лестница.

Немало интересного узнали ученые и о строении холма, на котором стоит храм. До раскопок 1954 года считали, что церковь построили на естественной возвышенности. Однако раскопки позволили обнаружить, что изящное строение имеет мощную подземную часть. От цокольного профиля на 3.7 метров вниз идет стенная кладка из белокаменных блоков, а еще ниже- фундамент из булыжников, скрепленных известняковым раствором. Общая глубина фундамента почти пять с половиной метров.

Особенности архитектуры храма

Материалом для строительства служил светлый песчаник. По архитектурному решению Покрова на Нерли – классический крестово-купольный одноглавый храм. Свою известность церковь получила за счет удивительно гармоничных пропорций, которые создают иллюзию воздушности постройки и словно устремляют храм вверх. Такой эффект достигается за счет того, что средняя аспида немного приподнята в отношении соседних, также приподнято над боковыми и среднее окно. Изящность постройки также подчеркивает храмовый барабан, установленный на постамент.


Внутреннее пространство также отражает идею стремления вверх. Стены церкви абсолютно вертикальны, но благодаря правильно подобранным пропорциям, создается впечатление, что они слегка наклонены вовнутрь. Такое решение позволяет визуально увеличить высоту потолка небольшого храма. Иллюзию высоких сводов также подчеркивают сужающиеся к верху крестчатые столпы.

Белокаменная резьба

Фасад здания украшен изысканной резьбой. Сюжет посвящен библейскому царю Давиду, восседающему на троне с Псалтырью в руках (его изображение повторяется три раза), который окружен фантастическими животными: орлами, голубями, грифонами и львами. Три фасада также опоясывают строгие девичьи лики.


Символика резьбы пока не расшифрована. Ученые предполагают, что львы– это символы власти и силы, а вставший на дыбы хищный зверь – скорее всего, пардус – его изображение до сих пор сохранилось на гербе города Владимира. Что касается женских ликов. То предположительно, это образ Софии – символа мудрости и самоотречения.

Подобная каменная резьба – трудозатратная и сложная работа. Ученые подсчитали, что, учитывая технологии того времени, то если бы над созданием каменных украшений для храма трудился один человек, ему должно было бы потребоваться три тысячи дней.

Внутреннее убранство и декор

До наших дней не сохранились элементы внутреннего убранства церкви Покрова на Нерли. Когда-то полы украшали майоликовые плитки, а стены – фрески и росписи. Все это было утрачено в 1877 году, когда здание подвергли непрофессиональной реставрации.

Храм сегодня

Сейчас церковь Покрова на Нерли принадлежит двум владельцам: Владимирско-Суздальскому заповеднику и Православной Церкви. Храм действующий и является подворьем Богородице-Рождественного монастыря. Но службы здесь проводятся только по двунадесятым праздникам. В остальное время все желающие могут зайти в церковь Покрова на Нерли (в дневное время), осмотреть храм, помолиться или поставить свечку.

Церковь Покрова на Нерли с 1992 года является объектом, входящим в список наследия ЮНЕСКО.

Церковь Покрова на Нерли белым маяком возвышается на рукотворном холме над заливным лугом, будто указывает путь странникам. Благодаря своей уникальной ландшафтно-архитектурной композиции, творение русских зодчих известно далеко за пределами Владимирской области. С 1992 г. церковь Покрова на Нерли внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а луг, где находится боголюбский храм, входит в состав историко-ландшафтного комплекса, который имеет региональное значение.

Загадки возникновения церкви Покрова на Нерли

История создания церкви Покрова на Нерли полна неточностей и домыслов. Достоверно известно лишь одно – при каком князе был возведен храм. Этот белокаменный шедевр был возведен во времена князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого.

Точный год постройки назвать сложно. Большинство историков связывают постройку храма с кончиной княжича Изяслава, как стремление князя Андрея увековечить память о своем сыне. Тогда датой основания церкви можно считать 1165 г. Однако в исторических сводках говорится, что церковь была возведена «летом единым», а княжич умер осенью. Так, справедливее говорить о 1166 г. как о дате строительства храма и «лете едином», упоминаемом в жизнеописании князя Андрея.

Альтернативным является мнение, что церковь Покрова на Нерли была возведена одновременно с постройкой монастырского ансамбля в Боголюбово на рубеже 1150-1160 гг. и не имеет никакого отношения к смерти княжича. Согласно данной версии, возведение храма – благодарность Пресвятой Богородице за покровительство владимирцам в битвах с булгарами.

С булгарами связывают и легенду о том, что впечатляющий своей белизной камень доставлен из Булгарского царства, покоренного Андреем Боголюбским. Однако последующие исследования полностью опровергают подобное предположение: камень в завоеванной части Булгарии имеет коричнево-серый оттенок и значительно отличается от известняка, который применяли при строительстве.

Андрей Боголюбский очень трепетно относился к празднику Покрова Пресвятой Богородицы. По его настоянию новую церковь освятили в честь Богородичного праздника. С того момента и пошло широкое почитание этого праздника и сейчас практически в каждом городе можно встретить покровский храм.

Секрет зодчих

Церковь Покрова на Нерли по праву считают памятником архитектуры не только национального, но и мирового масштаба. При всей лаконичности форм она является ярчайшим образцом русского стиля архитектуры и послужила каноническим образцом при проектировании других храмов.

Место для постройки выбрано не случайное – в старину здесь было пересечение оживленных речных и сухопутных торговых путей, но довольно необычное, ведь храм построен на заливном лугу в месте, где Нерль впадает в Клязьму.

Уникальное место потребовало и нестандартного подхода к строительству. Чтобы постройка простояла века, зодчие использовали при ее возведении нестандартный прием: сперва был сделан ленточный фундамент (1,5–1,6 м), продолжением которого стали стены высотой почти 4 м. Затем это сооружение было засыпано грунтом, получившийся холм и стал фундаментом для возведения церкви. Благодаря этим хитростям, церковь уже какой век успешно противостоит ежегодному наступлению воды.

Интересен тот факт, что, если верить некоторым картинкам из летописей монастыря, первоначальный образ сооружения значительно отличался от современного. Это подтверждают и раскопки, проведенные в 1858 г. епархиальным зодчим Артлебеном Н. А. и в 1950-х годах Ворониным Н. Н., крупным специалистом в области традиционной древнерусской архитектуры. Согласно их находкам, церковь была окружена сводчатыми галереями, придававших ее убранству сходство с торжественностью и пышностью русских теремов.

К сожалению, имена тех, кто построил шедевр русского зодчества, не дошли до наших времен. Историками установлено только то, что наряду с русскими мастерами и архитекторами, трудились и специалисты из Венгрии и Малопольши – на это указывают характерные романские черты декора, искусно наложенные на традиционную византийскую основу.

Внутреннее убранство поражает своей изысканностью. Первоначальная роспись не сохранилась, большая часть их была утрачена во время «варварского» ремонта в 1877 г., который, не согласовав с епархиальным зодчим, затеяли монастырские власти. Отреставрированные и новые элементы дизайна настолько органично сочетаются между собой, что создают впечатление единого целого.

Есть у храма и свои архитектурные особенности: несмотря на то, что стены возведены строго вертикально, создается впечатление, что они немного наклонены внутрь. Особенно это заметно на фото, сделанных внутри церкви. Подобная иллюзия создается благодаря особым пропорциям и столпам, которые сужаются к верху.

Еще одна нетипичная особенность декора церкви – резные рельефы, изображающие царя Давида. Его фигура является центральной на всех трех фасадах. Помимо Давида, изображенного с псалтирью, на рельефах представлены парные фигуры львов и голубей.

Вехи истории

Судьба церкви Покрова на Нерли полна печальных событий. После того, как в 1174 г. погиб покровитель храма, князь Андрей Боголюбский, церковь полностью перешла на попечение братии монастыря. Финансирование прекратилось, в связи с этим так и не была воздвигнута колокольня, которая изначально была запланирована как часть архитектурного ансамбля.

Следующим бедствием стало монголо-татарское разорение. Когда в XII веке татары взяли Владимир, они не обошли вниманием и церковь. Видимо, их прельстила утварь и другие драгоценные элементы убранства, на которые не скупился князь.

Но наиболее губительным для храма чуть не стал 1784 г., когда он относился к Боголюбской обители. Настоятель монастыря вознамерился разрушить белокаменный храм и использовать его в качестве стройматериалов для монастырских построек, на что даже получил разрешение во Владимирской епархии. К счастью, он так и не смог договориться с подрядчиком, иначе уникальный памятник архитектуры был бы утрачен навсегда.

Относительно «безоблачная» жизнь началась у храма только в 1919 г., когда он поступил в попечительство к Владимирской губернской коллегии по делам музеев, уже в статусе памятника древнерусского зодчества.

В 1923 г. богослужения в храме закончились и от разрушений и осквернения в годы советской власти его спасло только географическое положение (никому не был интересен участок среди луга, постоянно затапливаемый водой) и статус музея.

Начиная с 1960 г. популярность церкви возрастала из года в год, привлекая все больше туристов и паломников. В 1980 г. реставраторы возвратили церкви облик, максимально приближенный к исходному, однако богослужения возобновились лишь в 1990-х.

Как доехать

Церковь Покрова на Нерли находится в поселке Боголюбово под Владимиром. Добраться до храма можно несколькими способами:

  • выбрать одну из многочисленных экскурсий, которые в изобилии предлагают туристические агентства Владимира, Москвы и других крупных городов;
  • воспользоваться общественным транспортом. Из Владимира до Боголюбова идут автобусы №18 или №152.
  • самостоятельно на авто, GPS-координаты церкви: 56.19625.40.56135. Из Владимира следует ехать в направлении Нижнего Новгорода (трасса М7). Миновав Боголюбский монастырь, свернуть налево, до ж/д станции, где можно оставить машину.


Какой бы вариант не выбрали, будьте готовы, что нужно еще порядка 1,5 км пройти пешком. Подъезда к святыне нет. Во время весеннего разлива вода поднимается на несколько метров и добраться можно только на лодке, за небольшую плату подобную услугу предлагают местные предприимчивые лодочники.

Однако, сколько бы усилий вы не потратили на поездку, один лишь взгляд на нарядный белоснежный храм, буквально парящий над речной гладью, наполнит душу умиротворением и восполнит силы. Более детальное описание маршрута и расписание богослужений можно найти на сайте Владимиро-Суздальской епархии, к которой храм относится в настоящее время.

Сейчас это не только место паломничества верующих, живописный край очень полюбился художникам и фотографам. Во время паводков церковь окружена водой со всех сторон, отчего она выглядит буквально возведенной посреди реки. Особенно эффектно выглядят снимки, сделанные на рассвете, когда туман над рекой создает дополнительный ореол таинственности.

Церковь Покрова на Нерли является одним из самых известных символов России. Простая красота этого сооружения завоевала сердца не только посещающих ее, также она осталась запечатленной на полотнах знаменитых художников. Все это показывает величие и самобытность храма.

Предыстория возникновения церкви

Церковь Покрова на Нерли имеет свою историю возникновения, которая довольно туманна, так как это было давно. По некоторым данным, идея постройки церкви появилась у Андрея Боголюбского после того, как были побеждены булгары. К слову сказать, праздник Покрова в то время был довольно молодым на Руси, а победа была приписана покровительству Богородицы. С тех пор воины, когда шли на битву, просили заступничества у Божьей Матери.

Этот храм, по некоторым данным, является первым из посвященных празднику Покрова. Также это память о сыне князя Андрея Изяславе, который погиб от ран в сражении против булгар.

Начало постройки храма

Церковь Покрова на Нерли построена была в 1165 году. Однако некоторые историки расходятся в дате. По некоторым источникам постройка шла в 1165-1667 годах, а другие источники утверждают, что это случилось в 1158 году.

Первая дата взята из жизнеописания самого Андрея Боголюбского, а вторая - из Владимирского летописца, который был написан в 16 веке. Так или иначе, но постройка началась. Некоторые историки утверждают, что белый камень, из которого возведен храм, привезли сюда сами побежденные булгары.

Размещение церкви таково, что князь Андрей мог видеть ее из окон своего терема, а постройка началась с возведения фундамента, так как по весне тут река выходила из берегов. С внешней стороны все это было обложено плитами из белого камня.

Архитектура церкви

В сочетании с окружающими красотами храм кажется островком чистоты и изящества русского зодчества. Возможно, именно за эту красоту и нарисовал С. В. Герасимов “Церковь Покрова на Нерли”. Хотя если рассмотреть внимательно, то в храме нет ничего особенного или вычурного. Сама постройка проста, такая, какой были многие постройки такого типа в то время. Представляет собой крестовокупольный храм на четырех столпах.

Однако на этом и заканчивается сходство с другими подобными сооружениями. Храм покрова очень изысканный, легкий и светлый. Всего этого нет больше нигде. Зодчие старались передать устремление ввысь, к Богу. Это удалось сделать, использовав некоторые хитрости при строении (к примеру, множество вертикальных линий, едва заметный наклон стен вовнутрь).

Изначально храм украшал шлемовидный купол, но при реконструкции в 1803 году его заменили луковичным, который стоит и поныне. Стены церкви украшены белокаменной резьбой, которая была традиционной в то время.

Храм имеет три фасада, каждый из которых украшен изображением царя Давида, восседающего на троне. По обе его стороны находятся по голубю, а внизу - львы. Ниже животных находятся маски женщин, волосы которых заплетены в косы. Эти маски являются символом Божьей Матери. Их очень часто изображали на храмах той эпохи.

Внутреннее оформление храма

Тем, кто посещает церковь Покрова на Нерли, фото делать не разрешается. Однако из описаний тех, кто там побывал, можно отметить, что внутренняя структура храма поддерживает ту же идею, а именно стремление ввысь. Немного суживающиеся к верху сводчатые столбы визуально увеличивают высоту храма. Кажется, что купол просто парит в небесах, особенно когда он освещен светом. Изначально он был украшен изображением Христа Пантократора в окружении архангелов и серафимов. На стенах были яркие фрески, а пол покрыт цветными майоликовыми плитками.

Все это убранство, конечно, пообветшало за столетия, однако полностью его уничтожили в 1877 году, когда храм решили реставрировать. Хочется отметить, что, несмотря на разрушения, церковь сохранила главное, что пытались ему дать строители-зодчие. Это было стремление ввысь, которое видно и сегодня, превосходство духовных ценностей над материальными. Очевидно, именно это и позволило храму не угаснуть среди множества подобных, а наоборот, возвыситься. В 1992 году он был записан в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Наречение церкви

По некоторым источникам, изначально храм должен был быть посвящен не Покрову, а Богородице. Это связано с чудом, которое произошло с князем во время похода на булгар (покровительство Пресвятой Богородицы, что впоследствии привело к появлению этого церковного праздника).

Однако есть еще одна версия, чему мог быть посвящен храм Покрова на Нерли. Церковь имела своеобразные фигурки в росписях барабана, которые указывали на еще один праздник, а именно, Изнесение древа Креста Господня. Эта версия подтверждается тем, что в окрестностях храма был обнаружен крест, который датируется 12 веком. Непосредственная близость с водой дополнительно указывает на это.

Таким образом, изначально церковь могла сочетать в себе посвящение нескольким важным датам, однако все же она стала Покровской.

Чудо, произошедшее перед постройкой храма

Теперь следует рассказать о чуде, которое заставило князя Андрея несколько сменить название храма и вообще начать постройку. Это случилось во время похода, когда князь велел везти за собой икону Богородицы с младенцем на руках. Весь путь их преследовали чудеса, которые были расценены, как заступничество Божьей Матери.

Первое чудо случилось на месте, где после Андрей Боголюбский построил свой замок. Тут кони не смогли продолжить свой путь дальше в Ростов, как планировалось. Они просто не могли сдвинуть с места повозку, где была икона. Затем она же предрешила поход на булгар в пользу русичей. Сильные лучи стали исходить от иконы, защищая войско Андрея Боголюбского.

Так и был переименован храм Покрова на Нерли. Церковь была первой, которую посвятили этому празднику.

Археологические раскопки

Следует отметить, что некоторые конструкции храма не сохранились до сегодняшних дней. Раскопки показали, что с трех сторон сооружение когда-то было опоясано открытой галереей из белого камня. Ее вымостили майоликовой плиткой (очень яркой). Также была лестница, которая находилась в юго-западном углу галереи. Она поднималась на хоры. Поддерживали галерею столбы из белого камня, на парапете были установлены фигуры различных животных (среди них был барс в прыжке - это символ владимирской династии). Все, что осталось от галереи, это основания, которые находятся на расстоянии двух с половиной метров от стен храма.

Боголюбский монастырь

Следует сказать несколько слов про Боголюбский монастырь, который был также построен князем Андреем приблизительно в то же время, что и храм. К тому же церковь хоть и была удалена от него, но относилась к монастырю.

Это женская обитель, которая находится в поселке Боголюбово. Изначально это была княжеская резиденция, на территории которой был построен храм, посвященный Рождеству Богородицы. Также Андрей Боголюбский приказал возвести каменный дворец в два этажа.

После того как здесь был убит князь, по мнению историков, было решено тут основать монастырь. Он пережил большое количество потрясений (разграбление, опустошение, разрушение). Однако на сегодняшний день это одно из самых старых сооружений, кроме этого монастыря не сохранилось других построек тех времен.

В советское время монастырь перешел в статус музея. Это продолжалось до 1991 года, когда монастырь открылся, и тут поселилось шестьдесят сестер из Задонского монастыря. В 1997 году в монастыре появились монахи. Это привело к более активному возрождению монастыря.

Паломничество к церкви

По словам многочисленных посетителей церкви, она обладает невысказанным очарованием. Очевидно, именно поэтому церковь Покрова на Нерли (фото это подтверждают) так популярна для паломников и сейчас. Храм действующий, в нем регулярно совершаются богослужения, в остальное время он является музеем. В нем нельзя фотографировать, поэтому, если вы хотите запечатлеть внутреннее устройство храма, то скорей всего это не получится.

Приехав к церкви, вы сможет прослушать историю строительства храма, историю князя Боголюбского. Также там продаются фото и книги, которые вы сможете приобрести, чтобы сохранить на память о храме его изображения и описание. Церковь Покрова на Нерли на всех производит неизгладимое впечатление.

К слову сказать, само посещение храма проходит довольно быстро, поэтому на обратном пути вы сможете посетить Боголюбский монастырь, также можно съездить в Суздаль и Владимир. Это будет довольно увлекательное путешествие, из которого вы привезете массу впечатлений. Также в Боголюбово вы можете приобрести сувениры по своему вкусу, которые изготавливаются местными умельцами.

Месторасположение и адрес церкви

Если вы решили посетить церковь Покрова на Нерли, то следует знать, что добраться до нее несложно, но немного неудобно. Храм находится на территории заповедника, который называется “Боголюбовский луг - церковь Покрова”. Если вы едете из города Владимир на автомобиле, то вам следует выехать на трассу до Нижнего Новгорода. По пути вы увидите большой поселок - это и есть Боголюбово. В его центре можно заметить еще одно величественное сооружение - это Свято-Боголюбский монастырь, который также интересно посетить.

Также вы можете доехать до поселка на автобусе или пригородной электричке. Затем следует идти пешком около полутора километров. Однако вы можете оплатить проезд на повозке, которая будет запряжена лошадьми.

Красоты природы вокруг церкви

Храм был построен близ реки Нерли, а именно на пойменном лугу там, где река впадает в Клязьму. Он стоит на искусственно сооруженном холме, так как каждую весну тут река выходит из берегов. И теперь, когда это происходит, церковь оказывается на небольшом острове, а воды, как кажется, подходят к самым стенам. Это очень красивое зрелище, что подтверждают очень многие люди. Церковь Покрова на Нерли построена таким образом, что очень гармонично вписывается в окружающий пейзаж, она как бы естественно вырастает из земли.

Когда-то давно близ храма располагалась пристань, и речные суда, которые шли по Клязьме, могли причалить и сделать остановку. Конечно, сейчас этого нет, однако даже издали это замечательный ансамбль, который воплотила в себе не одна картина. Церковь Покрова на Нерли была запечатлена несколькими художниками. Эти холсты считаются поистине шедеврами в искусстве.

Церковь Покрова на Нерли в искусстве

Красота этого храма не раз привлекала людей искусства. Многих она вдохновляла на возвышенные поэтические сочинения, стихи. Некоторые запечатлевали эти красоты на холсте. К примеру, полотно С. В. Герасимова “Церковь Покрова на Нерли” по праву считается одним из шедевральных произведений. Он сумел точно передать почти неземную красоту храма, окруженного нетронутой природой.

Очень многие писали на эту тему сочинение. Церковь Покрова на Нерли была описана многими школьниками, а также просто любителями пейзажа. Как бы там ни было, но со времен ее постройки (а прошло уже более 800 лет) она не потеряла своей чистоты, изящества и изысканности. До сих пор в эту местность съезжаются паломники, чтобы полюбоваться интересным древним творением рук человека в сочетании с истинно русским пейзажем.

Церковь Покрова на Нерли́ (Покров на Нерли́ ) - белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от , выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы.

Традиционной является датировка храма по Н. Н. Воронину - 1165 год, основанная на сообщении Жития Андрея Боголюбского, что церковь Покрова была построена в память о погибшем сыне великого князя Изяславе Андреевиче. Современные исследователи С. В. Заграевский и Т. П. Тимофеева на основании летописной информации обосновывают более раннюю дату храма - 1158 год.

Согласно Лаврентьевской летописи, строительство при князе Андрее вели «из всех земель мастеры». Татищев уточняет в «Истории Российской», что «мастеры же присланы были от императора Фридерика Первого, с которым Андрей в дружбе был…» (имеется в виду Фридрих Барбаросса).

Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского. Вероятно, это первая церковь Покрова на Руси [источник не указан 1093 дня ] .

По легенде, содержавшейся в Житии Андрея Боголюбского, белый камень для постройки церкви был вывезен из покорённого Андреем Боголюбским Булгарского царства. Однако эта легенда опровергается как историческими фактами, так и результатами палеографических анализов белого камня, использовавшегося для строительства церкви.

В 1784 году из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбова монастыря (к которому она была приписана) пытался разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы.

Архитектура

Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на небольшом холме, расположенном на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекрёсток важнейших водных торговых путей.

Покрова на Нерли

Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более 5 м. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 5 м).

От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объём - небольшой, почти квадратный в плане четверик (около 10×10 м без учета апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м) и глава. Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, c аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклонёнными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение «высотности» интерьера.

Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Однако сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны. Многообломные пилястры с полуколоннами на внешней стороне стен храма Покрова на Нерли соответствуют внутренним лопаткам. Их суммарная толщина шире стен примерно в полтора раза, и это создает очень ясный конструктивный «рисунок» храма.

Давид-псалмопевец, львы и грифоны

Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма - восседающий на троне царь Давид-псалмопевец с псалтерием в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. В оформлении используются львы, птицы и женские маски.

Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году).

Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом.

…Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства… И. Э. Грабарь

Современное положение

Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения. Сама церковь Покрова на Нерли входит с 1992 года в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

В настоящее время храм находится в совместном ведении Русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция. Осуществляется экскурсионное обслуживание.

Князь Изяслав Андреевич

Благоверный князь Изяслав Андреевич родился в 1148 г. к княжеской семье. Отец - святой преподобный князь Андрей Боголюбский, Великий князь Владимирский (1157 – 1174 гг.).
Постоянно находился при отце.
В 1159 г., по приказанию отца, ходил на помощь нареченному зятю своему, князю вщижскому Святославу Владимировичу, осажденному во Вщиже князьями - черниговским Святославом Ольговичем и полоцким Всеславом Васильковичем.
1160 г. - возглавлял поход ростовских, суздальских, рязанских, пронских и муромских полков на половцев. Русское войско зашло далеко за Дон, встретило половцев и в кровопролитной битве победило их. Половцы бежали с поля боя, но и потери русских были огромны.
В 1164 г. с отцом ходил на камских болгар, и участвовал во взятии их города Бряхимова.
Умер 28 октября 1165 г., после тяжёлого ранения, полученного в битве с болгарами.

Мощи пребывают в Успенском кафедральном соборе во Владимире.
Отец поставил в память о сыне храм Покрова Богородицы на Нерли.

«29 сентября 1882 г. открыли на северной стороне собора комары, в которых погребены благоверные князья: сын Великого князя Андрея Боголюбского Изяслав и сын Великого князя Даниила Александровича Борис. Обе эти комары заложены были в 1869 году в полкирпича. Плита на гробнице князя Изяслава Андреевича оказалась поврежденной на середине и замазанной известью. Когда отняты были поврежденные части, то виден был полный остов человека, кости желтые и на ногах несколько остатков темно-зеленого цвета одежды, сквозь ткань которой просвечивалось золото. Были видны в гробе еще: железный крючок, железные полоски со слюдой, изломанный деревянный, позолоченный крест, мелкие металлические вещи и несколько коротеньких пучков красной вербы, с сохранившимися на ней белыми росточками. В этом гробу мусора не было, как в гробницах Митрофана и Симона, а было только несколько кусков сухой известки, вероятно нападавшей туда, когда наскоро заделывали поврежденную плиту. Покрыт был князь Изяслав парчовой пеленой, с совершением литии, и затем плита исправлена была с теми же предосторожностями, как и плиты на гробницах двух Святителей.
На гробнице князя Бориса Данииловича средняя часть покрывающей ее плиты была цела, а повреждены были оба ее конца, после опять положенные и грубо замазанные известкой. Когда сняты были с концов поврежденные камни, то открылось, что весь этот гроб, до самого верха, наполнен костями и все они сложены были в беспорядке. Между гостями было несколько черепов, из которых один небольшой, желтый, как воск, имел какое то приятное выражение, как будто улыбающееся. Грустно и горько было видеть такое пренебрежение к Державным Русской Земли, но надобно было, воздавши земное поклонение почившим и помянув Великих князей Владимира, Иоанна и Святослава Всеволодовичей и князя Изяслава Глебовича, гробницы которых некогда, по описаниям, находились вблизи этого места, совершить литию, покрыть Великокняжеские кости пеленой и утвердить плиту под гробом, что и было исполнено. После трудов, каждый раз давал я от своих средств рабочим на поминок, на утешение и подкрепление» «Воспоминания»).

ХРАМ ПОКРОВА НА НЕРЛИ

Уже более восьмисот лет стоит в суздальской земле, на берегу Нерли (Старица Нерли), церковь Покрова Богородицы. В ясные летние дни, при безоблачном небе, среди зелени обширного заливного луга ее стройная белизна, отраженная гладью небольшого озерка (старицы Клязьмы), дышит поэзией и сказкой. В суровые зимы, когда все вокруг бело, она словно растворяется в бескрайнем снежном море. Храм настолько созвучен настроению окружающего пейзажа, что кажется, будто он родился вместе с ним, а не создан руками человека.

Речка Нерль чистая да быстрая. И храм тут с большим смыслом поставлен: путь по Нерли в Клязьму - это ворота земли Владимирской, а над воротами так церкви и подобает быть. Не зря для нее и посвящение выбрано Покрову. Покров есть защита и покровительство, русским людям надежда и милость, от врагов укрытие и оберег. Греки Покров не праздновали, это праздник чисто русский, который князь Андрей Боголюбский самолично установил.

Вот и встал храм в устье Нерли, у впадения ее в Клязьму, замыкая важную водную магистраль Владимиро-Суздальской земли. Рядом, всего в полутора километрах, высились башни и главы дворцового замка . Видимо, место для постройки выбрано зодчим не случайно, а продиктовано княжеской волей.

Здесь корабли, шедшие по Клязьме, поворачивали к княжеской резиденции, и церковь служила как бы выдвинутым вперед элементом роскошного ансамбля, его торжественным монументом. Задача, поставленная перед зодчими, была очень сложной, поскольку намеченное для постройки место лежало в заливаемой пойме.

Раскопки раскрыли и интереснейшую строительную историю церкви Покрова на Нерли. Место для постройки было, видимо, точно указано князем Андреем. Но здесь в 1165 г. была низменная пойма, над которой на три с лишним метра поднималось море весеннего разлива. Мастера не отказались от рискованного княжеского заказа. Они заложили обычный фундамент из булыжного камня глубиной 1,60 м, оперев его подошву на слой тугопластичной юрской глины, обнаружив хорошее понимание строительной геологии. Для большей прочности они ввели внутри ленточные фундаменты, связывавшие фундамент стен и столбов. Далее они возвели в два приема основание стен храма из чисто тесанного камня высотой 3,70 м. и дважды обсыпали его снаружи и внутри глинистым супесчаным грунтом, плотно утрамбовывая его. Так вырос искусственный холм, надежно прикрывавший от весеннего разлива лежащие в его массиве основания храма общей глубиной 5,30 м. На этом фундаменте, поднятом над отметкой разлива, и был поставлен храм с его галереями.


Археологические раскопки. Белокаменная вымостка холма и водосточный желоб. Фото: из архива Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Зодчие не ограничились этим - они облицевали поверхность холма белокаменными плитами и проложили такие же, как в Боголюбовском дворце, каменные желоба для отвода осадков. Так холм был одет белокаменным панцирем. Можно себе представить, каким сверхъестественным чудом казался людям XII в. этот храм, неподвижно стоящий над бурными водами разлива на своем каменном острове. Да и сейчас мы отдаем дань любви и уважения художественному дару и смелой инженерной мысли владимирских зодчих. Их труд оправдал себя и их постройка гордо прошла невредимой через восемь столетий, когда каждую из восьмисот весен ее подножие штурмовали пенистые воды двух рек - Нерли и Клязьмы.


Вид храма Покрова на Нерли с гипотетическими открытыми галереями. Западный фасад. Реконструкция Н.Н. Воронина.




Церковь Покрова на Нерли. Реконструкция по Н.Н. Воронину. Восточный фасад. Рис. О.В. Гришинчук.

Разрез и план церкви Покрова на Нерли с фундаментами храма и гипотетических открытых галерей. Реконструкция Н.Н. Воронина.

Раскопки середины XIX века и 1954 -1955 гг. показали, что, как в Димитриевском и Боголюбовском соборах, полностью законченное и отделанное до деталей здание включалось в систему окружавших его одновременных обстроек. Раскопки вскрыли фундаменты опоясывавшей храм с трех сторон белокаменной галереи. В ее юго-западном углу и помещалась идущая внутри утолщенной стены лестница на хоры. Найденные при раскопках детали и резные камни позволили гипотетически восстановить облик храма и галереи в целом. Здесь особенно важно подчеркнуть условность этой реконструкции, дающей, конечно, лишь схему здания, лишенную той гениальной силы подлинника, которой покоряет наши чувства сохранившийся храм. В отличие от Димитриевского собора, в Покрове на Нерли галерея была открытой. Украшенные тонкой резьбой столбы с фасадными полуколоннами завершались арками. Аркада погружала низ храма с его резными порталами в воздушную полутень, он казался как бы висящим на легких опорах. Меж аркадой и храмом был балкон-гульбище, выстланный майоликовыми плитками. На его парапете, закрывшем колончатый пояс храма, зодчие повторили этот характерный мотив, Мы не знаем, как и где были размещены здесь резные камни, изображающие грифонов и других чудищ. Но наиболее крупные из них - поднявшиеся в прыжке барсы - эмблема владимирской княжеской династии, - видимо, украшали обращенный к речному устью главный южный фасад галереи, ее «лестничной стены».

Церковь Покрова на Нерли рождалась в беспокойное, но и светлое утро для земли Владимирской, когда в глазах современников небесный покров как будто действительно осенял державу великого князя Андрея. Поддерживаемая «мизинными людьми», крепла власть владимирского правителя над корыстным боярством, и высока была рука его на недругов. Вздыбленных барсов на щитах Андреевых ратников видели под своими стенами Киев и Новгород, и золотое солнце южных степей текло по копьям суздальских дружин.

Из далекого Вышгорода вывез князь в Залесский край знаменитую византийскую икону Богородицы с младенцем, которой суждено было стать под именем «Владимирской» настоящим палладиумом Древней Руси. Прибытие иконы ознаменовалось чудесами, в которых владимирцы могли усмотреть особое расположение к ним царицы небесной. Кони, везшие икону в Ростов, не смогли сдвинуть ее с «возлюбленного богом места», на котором позднее и вырос княжеский Боголюбовский замок. Полагали, что только милостью остались живы-здоровы неосторожные зеваки, пришедшие полюбоваться на построенные Андреем в столице Золотые ворота и погребенные под их рухнувшими полотницами. Пребывание иконы во владимирских войсках во время похода на Волжскую Болгарию (1164 г.) предрешило в глазах современников его победоносный исход. В атмосфере этих чудес и возникла церковь, посвященная новому празднику в честь Богородицы - Покрову.
День памяти: 1/14 ОКТЯБРЯ

Инициативу создания праздника приписывают самому Андрею Боголюбскому и владимирскому духовенству, обошедшимся без санкции киевского митрополита. Появление нового богородичного праздника во Владимиро-Суздальском княжестве представляется явлением закономерным, вытекающим из политических устремлений князя Андрея. В «Слове на Покров» есть моление о том, чтобы Богородица защитила божественным покровом своих людей «от стрел, летящих во тьме разделения нашего», моление о необходимости единения русских земель.

В 1165 г. возникла церковь в устье Нерли, посвященная новому празднику в честь Богородицы – Покрову.

Храм в устье Нерли был посвящен победоносному походу владимирских полков в Волжскую Болгарию в 1164 г. , и болгары в качестве своего рода контрибуции должны были поставлять белый камень для строительных работ во Владимире и Боголюбове. По легенде, каждый десятый камень из всего количества оставляли около устья реки Нерль при впадении её в Клязьму, именно в том месте, где через год после победы князя Андрея суждено было появиться архитектурному чуду Русской земли - церкви Покрова на Нерли. Косвенным указанием на связь праздника и церкви Покрова с военными мероприятиями князя Андрея могут служить зарисованные в прошлом веке Ф.А. Солнцевым фрагменты ныне уже утраченной фресковой росписи барабана нерльского храма. В простенках между окнами здесь помещались не апостолы и не пророки, а мученики, похода «за веру христианскую». Павшие владимирские воины и среди них княжич Изяслав (сын Андрея Боголюбского который умер вскоре после завершения похода) и должны были быть сопричислены при этом лику мучеников.

Храм Покрова на Нерли так легок и светел, словно сложен не из тяжелых каменных квадр. Все конструктивные и декоративные средства выражения подчинены здесь одной цели - передаче изящной стройности здания, его устремленности ввысь.

Ритм архитектурных линий Покровской церкви можно уподобить ритму уносящихся под своды песнопений молящихся в честь Девы Марии. Это как бы материализовавшаяся в камне лирическая песнь. Недаром древние воспринимали художественный образ архитектурного сооружения как «гласы чудные от вещей» подобные гласу труб, славящих Бога и святых.



Восточный фасад храма





Южный фасад храма


Южный вход в храм





Западный фасад храма


Западный вход в храм






Северный фасад храма


Северный вход в храм

Скульптурная фигура библейского певца венчает средние закомары фасадов храма по излюбленному в средневековье принципу троичности. Своим появлением на стенах нерльской церкви она обязана, видимо, житию Андрея Юродивого. В одном из видений Андрея говорится о Давиде, который во главе сонма праведников пением славил Богородоицу в храме Софии. «Слышу Давида, по-ющатебе: Приведутся девы вослед тебе, приведутся в храм царев...» Давид считался одним из пророков, предвозвестивших божественную миссию Марии. Богоматерь называли «Давидовым проречением». Тема прославления Марии звучит и в девичьих масках, вытянувшихся в ряд над верхними окнами фасадов. Эти девичьи лики с косами есть и на фасадах других владимирских богородичных храмов, и только богородичных.

Труднее поддаются расшифровке зооморфные образы (птицы, львы, «когтящие» грифоны), окружающие Давида. Символика их, вследствие сложностей путей развития средневекового искусства, многозначна. По мнению Н.Н. Воронина, эти образы восходят к тем текстам Псалтири, «где душа псалмопевца уподобляется голубю, а враги – льву».
Но возможно и иное толкование. На уровне верхних окон центральных прясел имеются парные изображения львов, подобные тем, которые располагаются у ног пророка в тех же пряслах. Эти львы - символы княжеской власти и стражи храма. Они лежат, скрестив передние лапы, и кажутся дремлющими. Но глаза их открыты. По мнению Г.К. Вагнера, они «могут означать и тех львов, которых побеждал пастух Давид, и львов-охранителей, и львов-спутников, или символов царя».

Во всяком случае, поскольку момент борьбы здесь совершенно не выявлен, эти укрощенные хищники выглядят беззлобными созданиями, подчиненными Творцом человеку. «Когтящие» грифоны, возможно, были победными символами, напоминавшими о болгарском походе, а вздыбленные барсы (которые вместе с грифонами в свое время украшали лестничную башню Покровского храма) признаны эмблемой владимирских князей.

В скульптуре храма Покрова на Нерли и других храмов этого периода владимиро-суздальская пластика делала свои самые первые шаги. Мастера-резчики только нащупывали пути к соединению отдельных скульптурных групп в зрительно единый ряд. Задачу создания декоративных ансамблей будут решать уже их преемники. Здесь же в причудливом хороводе, опоясывая церковное здание, перемешались, переплелись образы, в строгом порядке застывшие на плоскостях стен: то спокойные девичьи лица, то характерные физиономии львов, то фигурки грифонов или птиц, то тупоносые морды драконов (скорее смешные, чем страшные). Вытянутые в одну цепочку, они символизируют единство мира в его многообразии. Это мир сказочный, полный чудес и красот, мир, в котором чудовища внушают не страх, а любопытство.

Храм символизировал собой мироздание, и фантазия художников стремилась отыскать в нем место для реальных красот. Таким образом, уже в самом декоративном начале владимиро-суздальской пластики заложено определенное видение мира, понимание его чувственной прелести и восхищение ею, наивное и искреннее восхищение богатством и внутренней стройностью Вселенной, которое стоит в преддверии ее познания и без которого последнее невозможно. Такое мироощущение лаконично сформулировано в поэтических вопросах и толкованиях «Беседы трех святителей»: «Что есть дивнея всего человеку?» - «Небо и земля дивно и все дело Вышнего».

Рельефы - не самостоятельная иллюстрация, не отдельная икона, они словно вырастают из тела храма, составляя с ним нераздельное целое. Ясная симметричность пластики нерльского храма отражает разлитую в мире гармонию. Звери и птицы кротко внимают юному пророку. Лик псалмопевца, лики дев, морды львов обращены к зрителю, и внутри композиции нет движения, нет сюжета. Это песнопение ритмичное и стройное, как то, что воспевается.

«Восклицайте Господу вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте... Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и рыбы крылатые... Все дышущее да хвалит Господа!» Такие или подобные строки Псалтири можно положить на мелодию «каменных нот». И этот главный смысл напева был понятен всем и каждому. Псалтирь пользовалась в те времена исключительной популярностью среди всех слоев населения. По ней гадали о судьбах, ею утешались в печали, ею же объясняли сокровенный смысл исторических событий.

Псалмопевец Давид в народных представлениях стал Давидом Евсеичем, героем «Голубиной книги» и других произведений (он также ассоциировался с излюбленными образами гусляров). Подобно вещему Бояну и удалому Садко, он возлагал персты свои на живые струны и славил Того, кому «есть небо престол, а земля подножие ног его, того бо мати девица повивши в пелены, повивающа небо облакы, а землю мглою приникши к нему».

Храм Покрова на Нерли - величайший шедевр русского искусства, не найти ей подобной в других странах, ибо только на русской земле могла возникнуть она, олицетворяя тот идеал, который и сложиться-то мог только в русской земле. Именно в таких памятниках и раскрывается душа нашего народа.


Крест XII в. с крестопохвальной надписью. Находился в Боголюбове, вблизи церкви Покрова на Нерли.
Крест - церковное украшение,
Крест - царям держава,
Крест - верным утверждение,
Крест - ангелам слава,
Крест - демонам прогонитель.

Невзгоды протекших восьми столетий не миновали и этого одинокого памятника, который, как увидим ниже, утерял свои важнейшие части и сохранил лишь свое основное ядро. Более того, в 1784 г. игумен Боголюбова монастыря просил разрешения... на разборку Покрова на Нерли на материал для строительства монастырской колокольни. Он получил это разрешение от духовного начальства, но не успел разрушить храм лишь потому, что не сошлись в цене за разборку с подрядчиками! Здание уцелело.
В 1803 г. оно получило взамен шлемовидной древней существующую луковичную главу.

В середине XIX века к северу от храма были выстроены кирпичные ворота с колокольней над ними. Тогда же, в связи с вопросами «реставрации» собора Рождественского монастыря во Владимире, были проведены около Покрова на Нерли первые раскопки.

В 1877 г. духовные власти предприняли ремонт храма. Были уничтожены и заменены штуковыми доделками поврежденные резные детали, храм был обвязан уродливыми железными связями и сделано существующее позакомарное покрытие со сферической кровлей, скрывшей прямоугольный постамент и низ барабана...




Покровский на Нерли скит


Остатки кладки цоколя святых врат с колокольней


Вид Покровского монастыря с севера. Фотография. Кукушкин В.Г. Около 1881 г.

Ансамбль каменных зданий. Справа белокаменная церковь Покрова на Нерли (1165 г.), северный фасад: луковичная глава, выпуклая кровля (1877 г.), водосточные трубы вдоль пилястр, темный цоколь, застекленная дверь в портале; справа от портала легкая деревянная оградка; стены покрыты побелкой, скрывающей металлические стяжки в закомарах (1877 г.).
Слева колокольня с центральной башней и двумя боковыми шатрами (после 1858 г., архит. Н.А. Артлебен, снес.: верх 1930-е гг., низ ок.1970 г.), за ней видна церковь Трех святителей (окончена 1884 г.). Перед ансамблем деревья, кустарники и капустный огород в очень простой деревянной ограде; немощеная дорога к северному порталу церкви Покрова.
Надписи. На паспарту наклейка: “Древняя Покровская церковь близ Боголюбова. Покровская церковь построена св. Великим Князем Андреем Боголюбским в 1162 г. из камней привозимых по Волге из Болгарии для сооружения златоверхого Успенского собора во Владимире; впоследствии тут был женский, а потом мужской монастырь, упраздненный в 1764 г., при учреждении штатов. Сохранившийся всецело снаружи в течении семи столетий, - этот священный памятник церковного зодчества XII в., в наружном своем виде сохранил всецело характер древности”.

Колокольня и святые врата церкви Покрова на Нерли были разобраны в советское время.


Вид церкви Покрова с востока. Фотография. Мелехов Я.Я. 1884-1891 гг.

Покровская церковь близ Боголюбова Монастыря. 1891 г.

В центре церковь Покрова (1165 г.), восточный и южный фасады: луковичная глава темного цвета, выпуклая кровля, водосточные трубы вдоль пилястр, цоколь темного цвета, стены покрыты побелкой, скрывающей металлические стяжки в закомарах (1877 г.). Слева виден угол одноэтажного деревянного дома (в 1891 г. перестроен в двухэтажный с каменным низом), справа - угол церкви Трех Святителей (1884 г.). Около юго-восточного угла церкви Покрова надгробный памятник. В глубине, с западной стороны, каменная ограда со столбами, отчасти глухая, отчасти с крестчатыми просветами в шахматном порядке (1884-1891 гг.). Слева у ограды простой деревянный стол со скамейкой. Несколько деревьев. На переднем плане снег.

В советское время храм долгое время был в запустении. Акт осмотра Покровской церкви от 9 июля 1931 г. констатирует разрушение белого камня, рельефов, портала, ступеней, пола, дверей. «Вид стен и сводов крайне безобразный… Охрана памятника совершенно отсутствует» (см.: Т.П. Тимофеева. «Лежит в развалинах Твой храм…» Владимир, 1999. С.52).
В 1928 г. музейные работники предоставили для летнего лагеря юных пионеров жилое помещение рядом с храмом Покрова на Нерли. Прожив около 3-х недель в указанном месте, отряд выбыл предусмотрительно на несколько дней раньше назначенного срока, чтобы не встречаться с представителями губмузея. Последние. Прибыв на «место стоянки» детского лагеря, обнаружили, что для устройства нар отрядом был отчасти разобран дощатый сарай по соседству и взяты некоторые иконы из иконостаса, а варка пищи производилась на костре в притворе церкви. Значительное количество стекол оказалось выбитыми и в самом памятнике, а также сломаны входные ворота, ведущие в ограду.

11 января 1931 года Владимирский музей отчитывался перед Ивановским областным музеем: «Владимирский музей сообщает, что церковь Покрова на Нерли в настоящее время в удовлетворительном состоянии: в 1929 г. она была побелена, крыша вновь загрунтована и покрашена, вокруг церкви поставлена деревянная ограда. Вместо украденной железной двери навешена новая деревянная дверь. В отношении прочих зданий - колокольни XIX в. и теплой церкви XVIII в., то они предназначены к разборке, о чем было сообщено Вам, деревянный двухэтажный жилой дом Вами разрешено продать на слом…».

В 1954-1955 гг. церковь подверглась археологическому исследованию Н.Н. Ворониным. Благодаря возрастающей известности храма как вершины древнерусского зодчества, церковь стала центром экскурсионного и туристического «бума».
Службы в храме велись только по великим праздникам; в остальное время днём обычно храм бывал открыт, но стоял «без пения». Можно было зайти, поставить свечу, принимались требы. В этот период Покровский храм – «русское чудо» - в год посещали более миллиона туристов со всего мира.
Не случайно именно этот храм выбрал великий режиссер Андрей Тарковский для «Андрея Рублева» (многие, наверно, помнят, что именно с кровли храма Покрова на Нерли совершается прекрасный по своей символике и трагический в реальности полет на самодельных крыльях).

В 1980-1985 гг. храм был полностью отреставрирован за счет бюджетного финансирования, как уникальный памятник древнего зодчества. Белый камень был почищен; восстановлены утраты; поверхности обработаны защитным составом; устроены медные кровли, глава и крест; интерьер отмыт от пыли и наслоений. В кон. 1980-х гг. владимирские реставраторы сняли выпуклую кровлю нач. XIX в. и восстановили постамент под барабаном, оставив, однако, луковичную главу. Cтроения вокруг церкви - святые ворота с колокольней, несколько жилых изб и сараев - были к этому времени уже разобраны; лишь частично разрушенная Трехсвятительская церковь была оставлена в качестве сторожки.

В кон. 1992 г. памятник включен ЮНЕСКО в Список Всемирного культурного наследия . В любое время года перед Вами пейзаж дивной красоты и поэтичности: легкость и изящество, стройность пропорций, невесомость памятника и его устремленность ввысь в интерьере природы среднерусской полосы.
В нач. 1990-х гг. храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а вскоре - местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею.


Церковь Иоакима и Анны в Боголюбове

На октябрь 2012 г. числился приписным к Владимирскому .

2007-2009 гг. произведен плановый ремонт, устроена туристическая тропа по программе федерального и местного финансирования.
В рамках программы пуска скоростного поезда «Сапсан» над ж/д путями ст. Боголюбово на средства Российских Железных Дорог устроен безопасный пешеходный переход с дополнительным электролифтом.

Боголюбовский Луг является государственным заповедником, движение самоходных транспортных средств по нему запрещено.

Службы в храме ведутся только по большим двунадесятым праздникам. В остальное время днём обычно храм открыт, можно зайти, поставить свечу.

В 2000-е гг. С. В. Заграевским было вновь проведено археологическое исследование храма. Был образован попечительский совет по планировке историко-ландшафтного комплекса «Боголюбовский луг - церковь Покрова на Нерли», усилиями которого к концу 2006 г. удалось остановить деградацию почвы, заблокировать доступ к храму нелегальных туристов.

В 2007-2009 гг. был произведен повторный плановый ремонт, в ходе которого были обновлены наружные белокаменные стены; устроена пешеходная тропа по программе федерального и местного финансирования. В рамках программы пуска скоростного поезда «Сапсан» над ж/д путями ст. Боголюбово на средства Российских железных дорог был устроен безопасный пешеходный переход с дополнительным электролифтом. Боголюбовский луг стал государственным заповедником, движение самоходных транспортных средств по нему было запрещено.



Усть-Нерлинский Покровский монастырь

Покровский женский монастырь основан в 1165 г. кн. Андреем Боголюбским в память сына его Изяслава, скончавшегося в 1165 г.
Сразу после построения храма Покрова, князь Андрей… «обитель монашествующим при ней содела». Монастырь при Покровской церкви сначала был женским, впоследствии, а когда неизвестно, Покровский женский монастырь превращен был в мужской.
См. .

Покровский скит

В 1799 году Покровский храм упраздненного монастыря еще числился приходским. А в начале (вероятно) XIX века передан был в ведение Боголюбова монастыря. После причисления Покровской церкви к Боголюбову монастырю ее положение со стороны внешнего благоустройства значительно улучшилось.
В 1803 г. храм получил железное луковичное покрытие главы, скрывшее ее древнюю шлемовидную форму. Тогда же разобрали кирпичную паперть, а в 1816 г. устроили кирпичные крыльца.

В нач. XIX в. древний храм перешёл в распоряжение Боголюбова монастыря. Там был открыт Покровский скит Боголюбова мужского монастыря.

В храм Покрова на Нерли Покровского монастыря ежегодно на престольный праздник 1/14 октября совершался крестный ход из Боголюбской обители.

Отдельно от храмов в 1855 году была построена каменная колокольня , состоящая из двух ярусов, в первом ярусе по ту и другую сторону имелось по комнате, во втором ярусе находились колокола.

В 1859-1860 гг. памятник осматривал академик Ф.Г. Солнцев в связи с планом «возобновления старинных церквей». В то время он, в частности, обнаружил впоследствии утраченные восемь фигур мучеников в барабане церкви. Состоялись также раскопки и ремонт, которыми руководил епархиальный архитектор Н.А. Артлебен. При разборке кирпичных закладок между закомарами он обнаружил обломок надгробной плиты XVII в., что позволило датировать устройство четырехскатной кровли. Тогда же был проведен частичный ремонт.

В 1877 г. монастырские власти самовольно, без ведома архитектора предприняли ремонт: обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы - причём рабочие «в усердии своем помещали их там, где их не было» никогда ранее. Тогда же восстановили позакомарное покрытие, закрыв при этом постамент барабана шарообразной кровлей.
Известный археолог граф А.С. Уваров дал самый неодобрительный отзыв этого ремонта в протоколах Московского Археологического Общества: «По прибытии на место, что приступлено к полной переделке церкви, которая ни в каком случае не соответствует той простой выбелке, о которой говорит Преосвященный Антоний. Работники без всякого надзора, даже в отсутствие того крестьянина подрядчика, который принял на себя эту работу, окрашивали внутри масляною краскою по новой штукатурке, отбив прежнюю штукатурку с фресками. Сверх того они безобразными подделками изваяний заменяли утраченныя и даже в усердии своем помещали их там, где их не было; а также обвязали всю церковь снаружи железными связями, чего по состоянию церкви совсем не требовалось».

После экспедиции Ф.Г. Солнцева и раскопок Н.А. Артлебена, с северной стороны церкви Покрова были построены каменные святые ворота с надвратной колокольней , очевидно, по проекту . В ее кирпичные стены были вложены обнаруженные при земляных работах плиты с резными грифонами и барсами.

В 1884 году был перестроен храм Трех Святителей и освящен. В нем была достопримечательна местная икона Трех Святителей, как икона древняя.
Из древностей, составляющих внутреннее украшение монастырского Покровского храма, к 1891 году сохранились:
«1) Современный основанию церкви престол, устроенный из белых известковых камней. Он стоит против окна среднего алтарного притвора, или горняго места, имеющего в ширину в самом начале перед выступом, или нишей, 3 арш. 13 вершков, тогда как боковые притворы простираются каждый только на 1 аршин 13 ½ верш. Престол составлен из 9 тесаных, но негладких камней, залитых известковым раствором; в боковых частях его, с северной, западной и южной сторон находятся пролеты, образовавшиеся как будто от вынутия камней уже после первоначального его устройства. Верхняя доска состоит из одного известкового камня, длиной и шириной в 1 арш. 3 ½ верш.
2) Храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы. по преданию, икона эта современна Боголюбской иконе Божией Матери, вместе с которой приносится каждогодно 21 мая во Владимир и там совокупно с прочими иконами переносится из дома в дом до 16 июня. Икона Покрова пресвятой Богородицы, длиной в 1 аршин и 7 вершков, а шириной в 1 аршин и 1 вершков, украшена серебряной вызолоченной ризой, устроенной в 1819 году усердием Владимирских граждан и других благочестивых жертвователей.
Прочие внутренние украшения Покровского храма с течением времени изменялись. В нем давно уже нет ни древнего иконостаса, ни древней утвари церковной, ни древнего украшения стен. Настоящий иконостас и утварь церковная устроены, а стены храма окрашены белой масляной краской в 1889 году усердием крестьянина села Боголюбова Тимофея Васильева Ерофеева. Иконостас без резьбы, без позолоты, окрашен белой масяной краской и состоит из трех ярусов. Иконы в иконостасе древнего писания. Тем же Ерофеевым пожертвована следующая утварь церковная: напрестольный серебряный и вызолоченный крест, Евангелие, сосуды, запрестольный крест и икона Божией Матери, плащаница, две хоругви, паникадило, три подсвечника, семисвечник и облачение на престол.

Здания бывшего монастыря в 1891 г.:
а) Деревянное здание, находящееся на северо-восточном углу монастыря, состоящее из трех комнат с кухней и служащее помещением лицам из братии Боголюбова монастыря, назначенным туда для отправления богослужения.
б) Деревянное здание, находящееся на юго-восточном углу монастыря и назначенное для временного пребывания богомольцев, но в 1891 году за ветхостью разобрано и заменено новым двухъэтажным зданием, в котором нижний этаж – каменный, а верхний – деревянный.
в) Деревянный сарай для дров.
г) Деревянный амбар для хранения разных хозяйственных вещей.
д) Деревянная баня, в 1891 году исправленная».


Покровский скит Боголюбского монастыря. Фото конца XIX в.


Первый ярус колокольни. 1964 г.

Если посмотреть альбом «Владимир в старой открытке» и найти там, как выглядел храм Покрова в то время: рядом с ним не одно, а много строений. Это тяжелая колокольня 1860-х гг. в «русском» стиле, деревянные дома, кладовые, амбар…
В 1903 г. железную луковичную главу храма позолотили.

Одинокость храма среди лугов, рек и озер, отдаленность от селений, древность его и даже ропотный перелив речных и озерных волн в бурные ночи,- все это конечно по временам возбуждало, свойственную суеверным и запоздалым путникам боязнь, что и было причиной порождения чудесных рассказов о здешних местах, носящихся между окрестными поселянами. Например, здесь иногда в церкви видали будто-бы огонь зажигаемый тайной, невидимой рукой, погасавший при приближении к храму; а один раз когда-то, на день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, по окончании здесь всенощной, видимы были будто бы в лучезарном сиянии, в блестящем вооружении воины, на белых конях, несшиеся от церкви по береговым низменностям Клязьмы к городу Владимиру; крестьяне-рыболовы на день св. пророка Илии, проходя мимо Покровской церкви в самую полночь, будто-бы были поражены явлением какого-то таинственного человека, с бледным лицом, пожилых лет, в белой одежде: он шел к церкви и спросил их: «эта-ли церковь Покрова Пресвятыя Богородицы?» И когда получил удовлетворительный ответ, к общему их ужасу, тотчас вошел в нее, хотя церковь была заперта.

«По осмотре палат Андрея Боголюбского, учащиеся направились к Покровской церкви, отстоящей от Боголюбова монастыря в расстоянии одной версты. Дорога шла по живописной пойме, покрывающейся молодой травой. По пути к Покровскому храму ученикам сообщены сведения о многострадальном прошлом этого драгоценнейшего нашего церковно-исторического памятника, в конце ХѴIII века только чудом спасшегося от окончательного уничтожения. По осмотре храма снаружи и внутри, экскурсанты выслушали от престарелого сторожа Покровской церкви рассказ о подземном ходе, открытом в 60-х годах XIX столетия и затем засыпанном по распоряжению настоятеля Боголюбова монастыря. Сторож точно указывал место входа в это подземелье и передавал так много подробностей, что его рассказу нельзя было не верить» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 20-21. 21-го мая 1916 года).

Закрытие

С 1919 г. древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, приняты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев.
«ПОД СПУДОМ «СВЯТИЛИЩА» .
В Покровском монастыре, что близ села Боголюбова, был произведен обыск у г-на Дорина. При обыске была найдена закваска в 7 ведер, в двух кадках, при чем одна кадка с закваской была найдена под церковью «собором».
Святая закваска была, конечно, уничтожена, а этот утолитель всех жаждущих отцов и братий был предан Народному суду 4 участка.
Утолитель был приговорен к заключению в тюрьму на 3 года, с высылкой из пределов губернии на 2 года (по отбытии наказания, конфискацией имущества на 25 руб. золотом и лишен избирательного права на 3 года).
Самогонщик Дорин сидит в Губисправдоме» (газета «Призыв», 5 апреля 1923).
Боголюбов монастырь вместе с Покровским скитом были закрыты в 1923 г.
Крупной реставрационной работой, выполненной в 1962-63 годах, явилась реставрация палат Андрея Боголюбского. Было проведено берего-укрепление реки Нерль близ церкви Покрова, в сохранившемся нижнем ярусе колокольни у церкви Покрова была размещена комната отдыха для туристов, принадлежавшая сначала реставраторам, потом музею. В середине 70-х годов остатки колокольни были снесены.


Храм Покровска на Нерли. 1958 г. Фото Германа Гроссмана.

Фото Николая Атабекова. 1950-60 гг.





Архиерейское подворье епархиального Богородице-Рождественского мужского монастыря



Алтарь Трехсвятительской церкви






Трехсвятительская церковь

В 2015 году по благословению митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия было открыто и архиерейское подворье при церкви Покрова на Нерли, в котором теперь живут три человека.
На средства меценатов зимний Трехсвятительский храм (постройка 1884 г.) был восстановлен и освящен 4 октября 2015 года. Службы в этом храме будут проводиться зимой.
4 октября 2015 года была освящена и церковь Покрова на Нерли. Впервые после 1917 года снова начались регулярные богослужения в храме. Их будут проводить в летнее время каждое воскресенье священники Владимирской епархии.
В обоих церквах установлены белокаменные престолы, дополнительные иконы, приобретена необходимая церковная утварь.

За Трехсвятительским храмом, за его алтарем построен одноэтажный домик.

Крестный ход в честь 850-летия храма Покрова на Нерли

14 октября верующие отмечают праздник . В этот день в 2015 г. по случаю праздника в храме прошла праздничная служба. Народу было так много, что церковь не смогла вместить всех желающих.
Прихожане крестным ходом обошли храм, еще одна процессия во главе с митрополитом Владимирским и Суздальским Евлогием проследовала к святыне от Боголюбского монастыря.


Вынос иконы Покрова Пресвятой Богородицы из Боголюбского собора

Крестный ход из храма Боголюбской иконы Богоматери проследовал к храму Рождества Богородицы




Митрополит Евлогий




Торжественные мероприятия, посвященные юбилею храма Покрова, продлятся до конца года. Это и фотовыставки, и детские творческие конкурсы и выпуск юбилейных почтовых конвертов со специальным штемпелем. Директор Владимиро-Суздальского музея Светлана Мельникова в разговоре о Храме представляла книгу о святыне, написанную сотрудником музея, и выразила искреннее восхищение зодчими того времени.

Лаврентьевская летопись, ПСРЛ, т. I, М., 1962, стлб. 351.
- РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 411, л. 2-8.
- Татищев В. Н., История Российская, т. III, М.-Л., 1964, 295.
- Доброхотов В., Древний Боголюбов город и монастырь с его окрестностями, М., 1852, 77.
- Древности. Труды Московского археологического общества, т. VII, М., 1877, «Протоколы,» 17.
- Карнеев А., Материалы и заметки по литературной истории «Физиолога», СПб., 1890, 162.
- Боголюбов монастырь и приписные к нему Покровский и Николаевский Волосов, Вязники, 1891, 53.
- Косаткин В. В., Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия, ч. I «Монастыри», Владимир, 1903, 35.
- Малицкий Н. В., «Покровский упраздненный монастырь на реке Нерли», ВЕВ, 1910, № 23, 24.
- Столетов А. В., «Конструкции владимиро-суздальских белокаменных памятников и их укрепление», М., 1959, 192.
- Афанасьев К. Н., Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими, М., 1961, 140-141, рис. 85.
- Воронин Н. Н., Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков, т. I, М., 1961, 262-301, 325-327, 330-332, 335-336.
- Комеч А. И., «Рабочий метод зодчих Владимиро-Суздальского княжества XII в.». 1966, № 1, 86, 89.
- Вагнер Г. К., Скульптура Древней Руси. Владимир. Боголюбово. XII век, М., 1969, 80-82, 102, 138, 146, 150-152, 162, 182-183.
- Плугин В. А., Храм Покрова на Нерли, Л., 1970.
- Воронин Н. Н., Путеводитель. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Кидекша, Юрьев-Польской, М., 1974, 122-135.
- Новаковская С. М., «К вопросу о галереях белокаменных соборов Владимирской земли», КСИА, М., 1981, № 164, 42-46.
- Раппопорт П. А., Русская архитектура X-XIII вв. Каталог памятников. Археология СССР. Свод археологических источников, Л., 1982, 58.
- Иоаннисян О. М., «Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XIII вв.», Дубов И. В., Города, величеством сияющие, Л., 1985, 153-154.
- Лидов А. М., «О символическом замысле скульптурной декорации владимиро-суздальских храмов XII - XIII вв.», ДРИ. Русь. Византия. Балканы. XIII век, СПб., 1997, 174, 178, сн. 54.
- Тимофеева Т. П., Лежит в развалинах Твой храм..., Владимир, 1999, 95.
- Иоаннисян О. М., «Владимиро-суздальское зодчество и ломбардская романика (к проблеме происхождения мастеров Андрея Боголюбского)», Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. Тезисы докладов Международной конференции, Москва, 17-19 октября 2000 г., СПб., 2000, 19-23.

Copyright © 2016 Любовь безусловная