Царица Савская. Существовала ли она? Царица Савская: головоломка для археологов и ученых Балкис царица савская

«Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» (Мф. 12, 42).

Обращаясь к Священному Писанию, нередко можно встретить имена и личности, окутанные тайной и являющиеся загадкой для значительного количества читателей. Одной из таких личностей является Царица Савская, или, как говорит о ней Иисус Христос, Царица южная (Мф. 12, 42).

Имя этой правительницы в Библии не упоминается. В более поздних арабских текстах она зовётся Балкис или Билкис, а в эфиопских легендах - Македа.

Савской царица названа по имени страны, где она правила. Саба́ или Сава́ (иногда встречается и вариант Шеба́) - древнее государство, существовавшее с конца 2-го тысячелетия до Рождества Христова по конец III века по Рождестве Христовом в южной части Аравийского полуострова, в районе современного Йемена (но имевшее в самом начале своей истории колонию в Эфиопии). Сабейская цивилизация - одна из древнейших на Ближнем Востоке - сложилась на территории Южной Аравии, в плодородном, богатом водой и солнцем регионе, который находится на границе с пустыней Рамлат ас-Сабатейн, по-видимому, в связи с переселением сабеев из северо-западной Аравии, связанным со становлением трансаравийского «Пути Благовоний». Вблизи столицы Сабы, города Мариба, была сооружена огромная плотина, благодаря чему оказалась орошенной огромная, прежде бесплодная и мертвая территория - страна превратилась в богатый оазис. В начальный период своей истории Саба служила перевалочным пунктом в торговле: сюда поступали товары из Хадрамаута, и отсюда отправлялись караваны в Месопотамию, Сирию и Египет (Ис. 60, 6; Иов. 6, 19). Наряду с транзитной торговлей Саба получала доходы от продажи благовоний местного производства (Иер. 6, 20; Пс. 71, 10). Страна Сава упоминается в Библии в книгах пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, а также в книге Иова и Псалмах. Впрочем, очень часто некоторые исследователи Библии указывают на расположение Саба не в южной Аравии, но и в северной, а также на территории Эфиопии, Египта, Нубии, и даже в южной Африке ― Трансваале.

История царицы Савской в Библии тесно связана с израильским царём Соломоном. Согласно библейскому повествованию царица Савская, узнав о мудрости и славе Соломона, «пришла испытать его загадками». Её визит описан в 10-й главе Третьей книги Царств, а также в 9-й главе Второй книги Паралипоменон:

«И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота, и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всём, что было у неё на сердце. И объяснил ей Соломон все слова её, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей.

И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил, и пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. И не могла она более удержаться и сказала царю: верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей; но я не верила словам, доколе не пришла, и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала. Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою! Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царём, творить суд и правду.

И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний, и драгоценные камни; никогда ещё не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону» (3Цар. 10, 2-10).

В ответ Соломон также одарил царицу, дав «всё, чего она желала и чего просила». После этого визита, согласно Библии, в Израиле началось небывалое процветание. В год к царю Соломону приходило 666 талантов, а это около 30 тонн, золота (2Пар. 9, 13). В этой же главе описывается роскошь, которую смог позволить себе Соломон. Он сделал себе престол из слоновой кости, обложенный золотом, великолепие которого превосходило любой другой престол того времени. Кроме того, Соломон сделал себе 200 щитов из кованного золота и все сосуды для питья во дворце и в Храме были золотыми. «Серебро во дни Соломона вменялось ни во что» (2Пар. 9, 20) и «превзошел царь Соломон всех царей земли богатством и мудростью» (2Пар. 9, 22). Таким величием, несомненно, Соломон обязан визиту царицы Савской. Примечательно, что после этого визита многие цари также желали визита к царю Соломону (2Пар. 9, 23).

Среди иудейских комментаторов Танаха существует мнение, что библейский рассказ следует толковать в том смысле, что Соломон вступил в греховную связь с царицей Савской, в результате чего сотни лет спустя был рождён Навуходоносор, разрушивший Храм, построенный Соломоном. (а в арабских легендах она уже его непосредственная мать). Согласно же Талмуду, историю о царице Савской следует считать аллегорией, а слова «מלכת שבא» («царица Савская») трактуются как «מלכות שבא» («царство Савское»), покорившееся Соломону.

В Новом Завете царица Савская именуется «царицей южной» и противопоставляется тем, кто не желает внимать мудрости Иисуса: «Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» (Лк. 11, 31), аналогичный текст приводится и у Матфея (Мф. 12, 42).

Блаженный Феофилакт Болгарский в своём толковании на Евангелие от Луки пишет: «под «царицей южной» разумей, пожалуй, и всякую душу, сильную и постоянную в добре». Указывают, что значение этой фразы таково - в Судный день царица (вместе с упомянутыми ниже у Луки язычниками-ниневитянами, уверовавшими благодаря Ионе) восстанет и осудит иудеев эпохи Иисуса, потому что они имели такие возможности и привилегии, которых не имели эти уверовавшие язычники, но отказались принять их. Как отмечал балженный Иероним Стридонский, осудят не по власти произносить приговор, но по превосходству в сравнении с ними. Превосходство ниневитян и царицы Савской над неуверовавшими современниками Христа подчёркивает и Иоанн Златоуст в своих «Беседах на книгу Матфея»: «потому что они поверили меньшему, а иудеи не поверили и большему».

Также ей была предана роль «приносящей души» далёких языческих народов. Исидор Севильский писал: «Соломон воплощает образ Христа, который воздвиг дом Господень для небесного Иерусалима не из камня и дерева, а из всех святых. Царица с Юга, которая пришла услышать мудрость Соломона, должна пониматься, как церковь, пришедшая из самых дальних границ мира, чтобы услышать голос Бога».

Ряд христианских авторов считает, что приезд царицы Савской с дарами к Соломону является прообразом поклонения волхвов Иисусу Христу. Блаженный Иероним в своём толковании на «Книгу пророка Исайи» даёт следующее объяснение: как царица Савская пришла в Иерусалим послушать мудрости Соломона, так и волхвы пришли к Христу, который есть Божия премудрость. Эта трактовка во многом основывается на ветхозаветном пророчестве Исайи о поднесении даров Мессии, где он также упоминает страну Сава, и сообщает о дарах, аналогичных преподнесённым царицей Соломону: «Множество верблюдов покроет тебя - дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа» (Ис. 60, 6). Новозаветные волхвы также преподнесли младенцу Иисусу ладан, золото и мирру. Родство этих двух сюжетов даже подчёркивалось в западноевропейском искусстве, например, их могли помещать на одном развороте манускрипта, напротив друг друга.

В толкованиях на библейскую «Песню песней» типологическая христианская экзегеза традиционно рассматривает Соломона и его прославленную возлюбленную Суламиту как образы жениха-Христа и невесты-Церкви. Наложение этого толкования на евангельский сюжет, в котором Иисус и его последователи сопоставляются с Соломоном и царицей южной, привело к сближению образов царицы Савской и Суламиты-Церкви Христовой. Уже в «Беседах на Песнь Песней» Оригена они тесно переплетены, а чернота Суламиты (Песн. 1, 4-5) названа «эфиопской красотой». Это сближение получает развитие в средневековых комментариях к «Песни Песней», в частности, у Бернара Клервосского и Гонория Августодунского. Последний прямо называет царицу Савскую возлюбленной Христовой. В средневековых латинских Библиях инициал C на первой странице «Песни Песней» (лат. Canticum Canticorum) часто включал изображение Соломона и царицы Савской. В то же время, образ царицы как олицетворения Церкви связывался с образом Девы Марии, что, по всей видимости, стало одним из источников возникновения иконографического типа Чёрных Мадонн ― так в католическом религиозном искусстве и почитании обозначаются картины или статуи, изображающей Деву Марию с ликом крайне тёмного оттенка, например, Ченстоховская икона Пресвятой Богородицы.

Крайне скудные исторические сведения о Царице Савской привели к тому, что ее личность обросла огромным количеством легенд и домыслов. Ей приписывалось и якобы обладание волосатыми ногами, и наличие гусиных ступней с перепонками. Её общение с Соломоном также мифологизировалось. Так, до нас дошло несколько вариантов загадок, которые она будто загадывала царю Соломону.

Впрочем, одно является самым главным и неоспоримым фактов в истории о Царице южной ― именно она стала прообразом тех язычников-неиудеев, которые, придя послушать проповедь апостолов о Христе, поверили и наполнили Церковь новыми святыми и праведниками, и распространили христианство по всему земному шару.

Егор ПАНФИЛОВ

Великие истории любви. 100 рассказов о большом чувстве Мудрова Ирина Анатольевна

Соломон и царица Савская

Соломон и царица Савская

Соломон (?-928 год до н. э.) был десятым сыном царя Давида, рожденным Вирсавией.

Вирсавия была женщиной редкой красоты. Царь Давид, прогуливаясь на крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся Вирсавию. Ее муж находился в то время вдали от дома, на службе в армии Давида. Потом он погиб. Вирсавия не пыталась соблазнить царя, о чем свидетельствует библейский текст. Но Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы ее доставили во дворец. В результате их отношений она забеременела. Давид впоследствии женился на Вирсавии. При всем своем высоком положении самой возлюбленной из жен Давида Вирсавия заняла место в тени и вела себя достойным образом. Давид короновал Соломона, сына Вирсавии, на царство. Вирсавия была мудрой женщиной и всегда надеялась на Бога. По отношению к Давиду она стала верной и любящей женой и хорошей матерью своим детям.

Сыну Давида и Вирсавии дали имя Шломо (Соломон), оно на иврите происходит от корня шалом - «мир», в значении «не война». На него возлагали надежды по возвращению мира и спокойствия в Земле обетованной. В 965 году до н. э. Соломон еще при жизни Давида стал царем объединенного израильско-иудейского царства. По Библии, Бог дал Соломону царствование при условии, что тот не будет отклоняться от служения Богу. В обмен на это обещание Бог наделил Соломона невиданной мудростью и терпением. В первые годы царствования Соломон действительно проявил себя мудрым и справедливым правителем. Мать свою Вирсавию он усадил на троне по правую руку.

Позднее царь впал в идолопоклонство под влиянием своего гарема: у него было 700 жен и 300 наложниц из разных стран Востока - и поклонялся языческим идолам Молоху, Астарте, Ашере. За это Бог прогневался на него и пообещал множество лишений народу Израиля, но после окончания царствования Соломона. Таким образом, все царствование Соломона прошло достаточно спокойно.

Соломон был тщеславен, любил женщин, роскошь, но вошел в историю строителем Иерусалимского храма и писателем-философом.

Главный храм иудеев был возведен царем Соломоном на горе Мориа. Храм, чтобы поместить в нем иудейские святыни, намеревался возвести его отец Давид и даже начал заготавливать материалы. Однако за грех прелюбодеяния с Вирсавией и кровь, пролитую во многих войнах, Давиду было отказано Богом в праве на возведение храма. Это должен был сделать его сын Соломон - «мирный».

Сохранилась легендарная версия чудесного возникновения здания. Соломон, сын Давида, обладал магическим даром: он понимал язык птиц и ему подчинялись ветры. Соломон имел волшебный перстень, на котором была изображена звезда из двух треугольников, светлого и темного, имевших силу формирования Вселенной. Это «Звезда Давида». Однажды злой шайтан похитил этот перстень и на сорок дней стал царем, но потерял перстень в море, и его съела рыба. Соломон поймал рыбу и нашел в ней свой перстень. Так была восстановлена справедливость. С помощью своего перстня Соломон одним движением руки мог передвигать и рассекать камни, которые, послушные его воле, складывались в стены. Стены святилища площадью ок. 40?13 м были сделаны из кедра, пол - из кипариса. Двери «из масличного дерева и кипариса» украшены резными изображениями херувимов, пальм и распускающихся цветов. Соломон «обложил» эти изображения «золотом по резьбе». Пол был также покрыт золотыми листами. Золотом облицевали изнутри стены, потолок и жертвенник. В Святое святых поставили скульптурные изображения двух херувимов, также «обложенных золотом», с распростертыми крыльями. Между крыльями херувимов находилась основная святыня иудеев. Ограда внутреннего двора площадью 52?27 м, над которой возвышался храм, была сложена из «трех рядов обтесанного камня и из ряда кедровых брусьев».

В 586 году до н. э. храм Соломона разрушил вавилонский царь Навуходоносор II, который увел в плен жителей Иерусалима. Царь Ирод I Великий (37-4 годы до н. э.), разобрав старый храм, построил новый. Этот второй храм разрушили и сожгли римские легионеры Тита при взятии Иерусалима в 70 году н. э. Современные очертания Храмовой горы в Иерусалиме соответствуют плану второго храма, который был обнесен высокой каменной стеной. Простым иудеям входить внутрь храма запрещалось. Именно в этом храме Иисус беседовал с книжниками, а из его двора, где продавали жертвенных животных и меняли деньги, изгонял торгующих. В день разрушения храма, 10 августа, иудеи молятся у «стены плача».

Сава (Шеба) - местность в северной Аравии, жители которой (савеи) занимались торговлей золотом и благовониями. Балкида правила страной савеев, названной древними «Счастливой Аравией». На ее землях возвышались величественные храмы, процветали богатейшие города, зеленели роскошные сады и строились дороги, а народ не переставал прославлять свою премудрую царицу. Балкида утверждала, что ее страна - самая богатая в мире, и она - самая мудрая правительница.

Наслышавшись о мудрости Соломона, царица Савская решила навестить его, чтобы «испытать загадками». Она собралась в путь в сопровождении нескольких тысяч слуг, которые вели верблюдов, нагруженных подарками израильскому царю: золотом, драгоценными камнями, экзотическими растениями, редчайшим красным деревом, благовонными маслами и слоновой костью.

По легендам, царица привезла Соломону также серебро. Его часть - 30 серебряных монет - пропали при разрушении Иерусалимского храма (спустя 4 века), а те (спустя еще 5 веков) вошли в число даров волхвов Иисусу, и, наконец, были отданы Иуде Искариоту за предательство. Ее сопровождали множество отроков и девушек, родившихся в одном и том же году и месяце, в один и тот же день и час, все одинакового роста, одинакового телосложения и одинаково одетые, в одежды пурпурные - для участия в испытании мудрости царя. Привезен также был породистый жеребец по имени Сафанад («Чистый»), один из родоначальников арабских лошадей.

В числе ответных подарков Соломона царице была так называемая библиотека царицы Савской, сохранявшаяся в Абиссинии.

Царица Савская была красивой, блистательной и умной женщиной. Соломон встретил иноземную гостью, восседая на золотом троне и одетый в золотые одежды. Когда царица увидела израильского правителя, ей показалось, что перед ней предстала золотая статуя. Великий Соломон поднялся, подошел к прекрасной Балкиде и, взяв ее под руку, повел к своему трону. Так царь не принимал еще ни одного гостя. Соломон «оказал великие почести ей и возрадовался, и дал обиталище ей в своем царском дворце с собой рядом. И посылал он ей пищу для трапезы утренней и вечерней». Казалось, что он сразу же влюбился в чужестранку и, восхищенный ее красотой, все дни проводил с ней в беседах. Он водил Балкиду по Иерусалиму, показывал выстроенные им сооружения и храмы, а царица не переставала удивляться размаху и щедрости знаменитого израильтянина.

Однако царица Савская, несмотря на очень учтивый прием Соломона, стремилась выполнить свою задумку. Она предлагает царю загадки: «Отгадаешь - я признаю мудрецом тебя, не отгадаешь - я буду знать, что человек ты самый обыкновенный». Список загадок, частично пересекающихся друг с другом, содержится в нескольких источниках: «Таргум Шени» к «Книге Эстер» - содержит 3 загадки; «Мидраш Мишлей», а также «Ялкут Шимони» к «Паралипоменон» - содержат 4 загадки; «Мидраш Хахефец» - содержит 19 загадок.

В каббалистической «Книге Зогар» (ок. XIV века) царица в качестве испытания просит Соломона изготовить ей сандалии. По этой версии предполагается, что ноги царицы были звериными, и обувь ей была не нужна, а задание было ловушкой. Соломон отказался делать сандалии.

В результате всех испытаний царица Савская была вынуждена признать превосходство Соломона над ней в мудрости.

Однажды «возлегли они вместе». В народных сказаниях личность царицы Савской обросла фантастическими подробностями, рассказывали о единственном изъяне ее женской красоты - волосатых ногах. Влюбленный царь пожелал сам убедиться, так это или иначе. Для этого мудрейший повелитель израильский приказал сделать в одной из своих комнат прозрачный пол из хрусталя. Под ним соорудили бассейн, куда налили чистейшую воду и запустили рыб. Все это напоминало настоящее озеро, а отличить его можно было, лишь подойдя ближе. Поэтому, когда Соломон провел царицу в приготовленную комнату, она, увидев удивительный бассейн, в испуге подняла юбки, чтобы не намочить их. На несколько секунд ее ноги показались из-под нижних одежд, а израильский царь увидел, что они слишком кривые и некрасивые, но не волосатые.

Оскорбленная царица за одну ночь собрала всех слуг и покинула Иерусалим, не простившись с Соломоном, нанесшим повелительнице савеев жестокую обиду.

«Спустя девять месяцев и пять дней, как разлучилась она с царем Соломоном, детородные муки объяли ее, и породила дитя она мужеска пола». Она дала сыну имя Байна-Лехкем и, когда тот достиг двенадцати лет, рассказала ему о его отце. В 22 года Байна-Лехкем «стал искусен во всем искусстве военном и конном, а также в охоте и устроении западней для диких животных, и во всем, чему юношей учат по обыкновению. И сказал он царице: «Пойду я взглянуть на лицо отца моего, и вернусь я сюда, коли будет на то воля Бога, Господина Израилева». Перед отъездом мать дала юноше перстень Соломона, чтобы тот смог узнать своего сына. По приезде Байна-Лехкема в Иерусалим, Соломон признал того своим сыном, и ему были оказаны царские почести.

Байна-Лекхем вернулся на родину к своей матери вместе с первенцами иудейской знати и вывез из Иерусалимского храма святыню иудеев. После возвращения сына царица Балкида отказалась от престола в его пользу, и тот устроил в Эфиопии царство по подобию израильского, введя в стране иудаизм в качестве государственной религии и отказавшись от наследования по женской линии, а установив патриархат.

Царская династия эфиопских царей Соломонидов, основанная Байна-Лекхемом, правила страной до конца X века. После этого династия продолжалась тайно. Последний император Эфиопии Хайле Селассие I относил себя к династии Соломонидов и считал себя 225-м потомком царицы Савской. В сентябре 1974 года он был свергнут революционными военными и умер в августе 1975 года.

После визита царицы Савской, согласно Библии, в Израиле началось небывалое процветание. В год к царю Соломону приходило 666 талантов золота. Описывается роскошь, которую смог позволить себе Соломон. Он сделал себе престол из слоновой кости, обложенный золотом, великолепие которого превосходило любой другой престол того времени. Соломон сделал себе 200 щитов из кованого золота и все сосуды для питья во дворце и в храме были золотыми. «Превзошел царь Соломон всех царей земли богатством и мудростью». Таким величием, несомненно, Соломон обязан визиту царицы Савской. После этого визита многие цари также желали визита к царю Соломону.

Из книги Тринадцать мужчин, которые изменили мир автора Ландрам Джин

СОЛОМОН ПРАЙС – НЕТЕРПЕЛИВЫЙ Терпение бывает необходимо в некоторых жизненных ситуациях, но в процессе претворения инноваций оно является препятствием. Одно из исследований личности, добившейся успеха, подтверждает, что у предпринимателей -“терпеливость равна нулю”.

Из книги Н. И. Пирогов автора Штрайх Соломон Яковлевич

Соломон Яковлевич Штрайх Н. И. Пирогов Либералы так же, как и крепостники, стояли на почве признания собственности и власти помещиков, осуждая с негодованием всякие революционные мысли об уничтожении этой собственности, о полном свержении этой власти. В. И. Ленин -

Из книги Сколько стоит человек. Тетрадь первая: В Бессарабии автора

Из книги Сколько стоит человек. Повесть о пережитом в 12 тетрадях и 6 томах. автора Керсновская Евфросиния Антоновна

Царь Соломон - мудрейший судья Еще один раз побывала я в горсовете - в тот же день, еще под свежим впечатлением.Зачем я туда пошла? Ведь получила все, что могла. Признаться, я хотела помочь моим «наследникам». Во мне были еще живы утопические идеи, и я не хотела верить, что

Из книги Вот какой Хармс! Взгляд современников автора Глоцер Владимир Иосифович

СОЛОМОН ГЕРШОВ «БЫТ У НАС БЫЛ ЖАЛКИЙ...» Соломон Моисеевич Гершов (1906-1989), живописец, график, иллюстратор детских книг.Запись воспоминаний С. М. Гершова сделана мной 27 и 28 декабря 1980 года в Ленинграде, у него дома на улице Космонавтов, 29.Я с ним знаком был в те годы, когда я

Из книги Воспоминания "Встречи на грешной земле" автора Алешин Самуил Иосифович

Соломон Михоэлс Секрет величия Как известно, Михоэлс - театральный псевдоним великого еврейского артиста. Вернее, великого артиста еврейского театра в Москве. Настоящая его фамилия была - Вовси. Соломон Михайлович Вовси.У меня было с ним несколько встреч в конце войны и

Из книги Не только Бродский автора Довлатов Сергей

Джордж БАЛАНЧИН и Соломон ВОЛКОВ Баланчин жил и умер в Америке. Брат его, Андрей, оставался на родине, в Грузии. И вот Баланчин состарился. Надо было подумать о завещании. Однако Баланчину не хотелось писать завещание. Он твердил:- Я грузин. Буду жить до ста лет!..Знакомый

Из книги Путь на Волшебную гору автора Манн Томас

Соломон Апт. Достоинство духа Томас Манн называл себя духовным сыном девятнадцатого века. И с этим легко согласиться, вспомнив хотя бы имена, постоянно занимавшие его ум и чаще других мелькавшие на страницах его романов, статей и писем. Гёте, Шиллер, Клейст, Шопенгауэр,

Из книги 100 великих поэтов автора Еремин Виктор Николаевич

СОЛОМОН (ок. 965 – ок. 928 года до н.э.) Традиция называет Соломона (Шеломо) автором величайшего поэтического произведения древности – поэмы «Песнь песней», включенной в Ветхий Завет Библии.Соломон был вторым сыном царя Давида от Вирсавии. Еще мальчиком Соломон был назначен

Из книги Рожденная в гетто автора Сеф Ариела

Соломон Абрамович Моя сестра – Ариела Мне было восемь лет, когда моя старшая сестра Ариела принесла домой две рапиры из школы, где она записалась в фехтовальный спортивный кружок. На следующую тренировку она не пошла, потому что чувствовала себя неважно. Но тем не менее

Из книги 100 знаменитых евреев автора Рудычева Ирина Анатольевна

МИХОЭЛС СОЛОМОН МИХАЙЛОВИЧ Настоящее имя – Соломон Михайлович (Шлиома Михелев) Вовси(род. в 1890 г. – ум. в 1948 г.) Еврейский актер, режиссер, общественный деятель, педагог, профессор школы московского театра (с 1941 г.), художественный руководитель государственного

Из книги Начальник внешней разведки. Спецоперации генерала Сахаровского автора Прокофьев Валерий Иванович

СОЛОМОН (род. ок. 990 г. до н. э. – ум. в 933 г. до н. э.) Согласно Ветхому Завету, сын царя Давида и последний царь единого Израильского царства, правивший с 965 по 928 г. до н. э. и создавший знаменитый Первый Храм в Иерусалиме. Годы правления этого человека были периодом высшего

Из книги 100 историй великой любви автора Костина-Кассанелли Наталия Николаевна

МОГИЛЕВСКИЙ Соломон Григорьевич Родился в 1885 году в семье коммерсанта. Учился на юридическом факультете Петербургского университета.В 1904 году за революционную деятельность был арестован полицией. Выпущенный под залог, в конце того же года выехал в Женеву, где

Из книги 23 главных разведчика России автора Млечин Леонид Михайлович

Царь Соломон и Суламифь История любви великого царя Соломона и простой девушки по имени Суламифь пережила века и даже тысячелетия. Она настолько прекрасна и трогательна, что достойна стоять первой в этой книге. Суламита. Гюстав МороЦарь Соломон – тот самый мудрейший из

Из книги Начальники советской внешней разведки автора Антонов Владимир Сергеевич

Соломон Могилевский. Загадочная авиакатастрофа Некоторое время иностранный отдел ВЧК (а с 6 февраля 1922 года ИНО ГПУ) возглавлял Соломон Григорьевич Могилевский.Он родился в 1885 году в Екатеринославской губернии. Совсем молодым присоединился к социал-демократам,

Царица Савская. О ее красоте ходят легенды. Одна из них рассказывает о том, как царь Соломон был настолько потрясен ее красотой, что не мог глаз отвесть. Но наряду с этим все тот же царь Соломон, полагая, что столь изысканная красота есть признак дьявольщины, решил проверить, какие у царицы ноги.
Юг Аравийского полуострова и побережье Персидского залива наряду с Двуречьем и долиной Нила считаются древнейшими очагами цивилизации. Уже в IV тысячелетии до н.э. здесь жили аравийцы, которые в основном были семитами и говорили на языках, близких и понятных народам Палестины и Сирии.
Среди аравийцев долго сохранялись первобытные верования: обожествления небесных светил, камней, источников, деревьев. Сама природа Аравии - необъятные безжизненные пустыни и долины, палящий зной днем и нестерпимый холод ночью, внезапно налетающие бури, миражи и коварные песчаные бездны, способные поглотить целые караваны, - порождали фантастические поверья о злых и добрых джинах, духах и прочих чудесах. Со временем эти представления прочно вошли в мир арабских сказок и преданий.
Три тысячелетия назад на территории современных Омана и Йемена существовали древнейшие государства, в их числе Сабейское царство, где правила легендарная царица Савская. В легендах агады государство царицы Савской описывается как волшебная страна, где песок дороже золота, растут деревья из Эдемского сада, а люди не знают войны. Имя легендарной царицы упоминается и в Ветхом Завете, и в Коране, но тем не менее подлинных сведений о ней крайне мало. В мусульманских легендах имя царицы Савской - Билкис. Известно, что ее отец служил, по-нынешнему говоря, премьер-министром в загадочном царстве Офир. Скорее всего, Билкис получила полномочия царицы только на время своего путешествия в Израиль. Согласно ветхозаветному преданию, царица Савская, услышав о славе царя Соломона, пришла в Иерусалим испытать его загадками и изумилась его мудрости. Конечно, Билкис приехала не только "загадки загадывать": через вассальные Израилю территории проходила Дорога благовоний - путь из Сабы в Египет, Финикию и Сирию. Для того чтобы договориться о свободном проходе караванов, она и привезла столь щедрые подарки.

В Библии красочно рассказывается о впечатлениях царицы Савской от общения с Соломоном: "Верно то, что я слышала в земле своей о делах и мудрости твоей. Но я не верила словам, доколе не пришла и не увидели глаза мои. И вот, мне и вполовину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала".

Сама Билкис была столь красива и царственна, что Соломон тоже был очарован молодой царицей. Но во время одной из ее первых встреч с израильским царем приключилась нехорошая история, которая описана в одной из книг Талмуда - "Мидраше". По убеждениям древних семитов, одна из характерных черт дьявола - козлиные копыта. Соломон опасался, что под обличьем прекрасной женщины в его гостье скрывается дьявол. Чтобы проверить, так ли это, он построил павильон со стеклянным полом, запустил туда рыбок и предложил Билкис пройти через этот зал. Иллюзия настоящего бассейна была столь сильна, что царица Савская, переступив порог павильона, сделала то, что инстинктивно делает любая женщина, входя в воду, - приподняла платье. Всего лишь на мгновение. Но Соломон успел увидеть тщательно скрываемое: ноги царицы были человеческими, но в""есьма не привлекательными - они были покрыты густыми волосами. Вместо того чтобы промолчать, Соломон громко воскликнул: он не ожидал, что у столь красивой женщины может быть такой недостаток. Эта история встречается и в мусульманских источниках. И все же, когда Билкис впервые появилась перед Соломоном в сопровождении всей своей свиты, десятков полуобнаженных девушек в подарок царю и двух охранявших ее пантер, он был поражен и не смог устоять перед ее красотой и величием.
Говорят, что и тысяча женщин спустя много лет не помогла Соломону забыть ее. Полгода продолжался их короткий роман. Все это время Соломон не расставался с ней и непрестанно дарил дорогие подарки. Когда же выяснилось, что Билкис беременна, она покинула царя и вернулась в Сабейское царство, где и родила мальчика. Ему, как потом оказалось, была уготована славная судьба. Они, а вернее Соломон и царица Савская, считаются в эфиопских преданиях родоначальниками трехтысячелетней династии императоров Абиссинии.





2 970

Легенды старины далёкой донесли до нашего времени сведения о выдающихся женщинах-царицах. В их ряду были загадочные и легендарные царицы Савская с юга Африки и Билкис из царства Саба (Йемен). Например, о мудрой царице Савской, встречавшейся с царем Соломоном, имеются упоминания в Библии. О царице Билкис имеются сведения в мусульманских источниках (в связи с принятием ею ислама в VII в. н.э. и т.д.). Они правили в разные исторические эпохи, но их роднит слава мудрости, личной красоты, расцвет и богатство подвластных им стран, а также расположение их усыпальниц на территории Йемена у Красного моря (на Аравийском полуострове).

В Библии сообщается, что Двор мудрого царя Соломона (сына Давида) купался в неописуемой роскоши. Умер он в 37-летнем возрасте, и царство его распалось как карточный домик, вызвав страдания народа. Это след его мудрости? В Священном писании говорится: «В золоте, которое приходило Соломону каждый год, весу было 666 талантов» (20 тонн). Далее сообщается: «Царь Соломон также сделал корабль в Ецион-Гавере, на берегу Черного (Красного) моря в земле Идумейской. И послал Хирам (царь Финикийский) на корабле своих подданных корабельщиков, знающих море, с подданными Соломоновыми. И отправились они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Соломону» (III Цар., 9,14,26-28). Библия неоднократно упоминает страну Офир. Неизвестны лишь время плавания за золотом в Офир (до или после визита Савской к Соломону), а также координаты страны. В Библии говорится: «Дорогу туда не ищи!» Корабли, ходившие в страну Офир, базировались на берегу Чёрного моря. Практическое руководство доставкой богатств осуществлял Хирам, современник и друг Соломона. В Новом Завете владычица богатой страны именуется «царицей южной». О ней упоминается и в ветхозаветных преданиях. Сохранились мифы, в которых говорится, что рай был где-то рядом, поэтому в её столице росли деревья, как и в Эдемском саду.

Царица Савская знала астрологию, могла укрощать диких зверей, составлять целительные мази, владела тайнами целительных и иных заговоров. На мизинце она носила волшебный перстень с камнем, называвшимся «астерикс». Современные учёные не знают, что это такое, а в те времена было хорошо известно, что самоцвет предназначался философам и волшебникам.

Греческие и римские мифы приписывали царице Савской неземную красоту и мудрость. Она владела многими разговорными языками, силой удержания власти и являлась Верховной жрицей планетарной Соборности. В её страну на Собор приезжали верховные жрецы со всех континентов для принятия важных решений, касавшихся судеб народов планеты.

Её царский дворцовый комплекс вместе со сказочным садом был обнесён орнаментированной стеной из цветных камней. Предания называют различные районы местоположения столицы загадочной страны, например, у стыка границ Намибии, Ботсваны и Анголы, у заповедника с озером Упемба (юго-восток Заира) и т.д.
Древнеписьменные источники сообщают, что она была из династии египетских царей, отцом был Бог, которого она страстно желала видеть. Ей были знакомы языческие идолы и предшественники Гермеса, Посейдона, Афродиты. Она была склонна к признанию чужих богов. Легенды и мифы повествуют нам о реальном и романтическом образе царицы Савской из большого и процветающего государства, границы которого указаны на карте-схеме.


В её царстве, помимо основного светлокожего населения обычного роста, проживали также светлокожие гиганты, из которых была сформирована её личная гвардия. Гиганты жили вдоль бассейна рек Лимпопо и Окаванго, между Индийским океаном и столицей страны. Основным населением царства были далёкие предки современных буров. Буры (африканёры) насчитывают сейчас около 3-х миллионов человек и живут на юге Африки в ЮАР, Намибии, Ботсване, Зимбабве, Замбии, то есть там, где жили их предки многие тысячи лет тому назад. В более поздние времена к ним периодически переселялись из Европы немцы, голландцы, французы, славяне. Говорят они на бурском языке, относящемся к индоевропейской (германской) группе. В этом царстве не было негроидного населения, которое в то время проживало в Африке компактно узкой полосой восточнее и севернее р. Конго. Первые группы негроидного населения появились, в Африке около 10 тысяч лет назад при постепенном уходе под воду Черного (негритянского) континента в районе Индийского океана.

Основное его погружение под воду произошло около 2 тысяч лет тому назад, но ещё оставались многочисленные острова.

Легендарное государство царицы Савской включало также прилегающие к континенту острова. Природные богатства недр осваивались вширь и вглубь, прокладывая многокилометровые штольни, в том числе и под дном шельфовой части океана. Эти подземные пустотности обустраивались и использовались по назначению (хранилища, культовые сооружения). Не исключено, что в наши дни в них могут находиться материальные и культовые ценности того периода. Открытия последних десятилетий подтверждают эти мысли. В этих местах много загадочного, в том числе и на местах древних столиц и городов, где в холмах, поросших растительностью, находятся памятники древней культуры, подобно тем, что были обнаружены в Центральной и Южной части Американского континента.

Восточная часть Африки со времён существования Египта входила в его состав. Столица Египта, периода существования Атлантиды, находилась где-то в районе между Намибией и истоком реки Конго. Позднее она переносилась в северном направлении: к озеру Виктория, на среднее течение Нила и далее. Были периоды выделения из страны новых объединений. Государства Офир и царицы Савской около 3-х тысяч лет назад были самостоятельными странами на базе земель древнейшего Египта, но в новых границах. Все меняется во времени и пространстве, но остаются следы древних городов и столиц с их усыпальницами, фантомами их строений, остатками подземных сооружений. Любопытно, что многие древние города, рассматриваемых стран, находятся в плане на прямых линиях. В период царствования Соломона страна Офир располагалась вдоль восточного берега Африки от реки Замбези (река золота) до середины Аравийского полуострова, а государство царицы Савской занимало значительную часть территории южной Африки.

О царице Савской и богатстве южной части Африки упоминают известные древние путешественники и мореплаватели. Так, например, в 1498 году мореплаватель Васко да Гама и арабский лоцман Ахмад ибн Маджид сообщили о стране «Золотая Сафала», располагавшейся в междуречье Замбези и Лимпопо, которая тогда управлялась султаном Мване Мутапа (владыка рудников). Большое количество чистого золота из этих мест (говорилось в лоции к восточным берегам Африки) вывозят через порт Мамбане, что в устье реки Сави. В названии этой реки португальцам слышалось имя царицы Савской, правившей в этих землях. После Васко да Гама началась колонизация Мозамбика и экспансия на материк. Обнаружены были очаги древней африканской цивилизации — Софала. Она географически соответствует примерно современному Зимбабве. Португальцам удалось найти и золотые прииски, но проникнуть вглубь страны они не смогли. Легенды о сказочной стране почти забылись, но в 1872 году в междуречье Замбези и Лимпопо немецкий геолог Карл Маух обнаружил месторождения золота и развалины какого-то сооружения, окружённого 300-метровой каменной стеной. На основе публикации его дневниковых записей английский писатель Райдер Хаггард написал и издал роман «Копи царя Соломона». На юге африканского континента началась «золотая лихорадка». Плутониевые потоки выносят золото к поверхности в различных местах земли, в том числе и в Эфиопии.

Исследования последних десятилетий показывают, что золото Соломону привозилось с территории современной Эфиопии из района озёра Тана (исток Голубого Нила), где велась подземная добыча металла. Там сейчас находятся лабиринты многокилометровых спланированных штолен и пещер. От этого озера и сейчас идут дороги к эфиопским портам на Красном море — Массауа, Асэб, к Аддис-Абебе и водные пути по рекам. Золото здесь добывалось в большом количестве. Не исключено, что в этих местах могут сохраниться тайники с древним добытым, но не вывезенным драгоценным металлом. Там же могут сохраниться и письменные материалы учёта и отпуска металла. Так что не было смысла отправлять корабли за тысячи километров на край света.
Привоз царицей Савской дорогих даров (а не слитков золота) Соломону из глубин южной Африки не является основанием для реального поиска «золотых рудников Соломона» в этих местах. В каждом уголке земли существуют удивительные легенды и загадки истории, которые не рождаются на пустом месте.

Другая легендарная царица Билкис жила в VII в. н.э. Она была из древнего рода египетских царей и правила в государстве Саба, образовавшемся на развалинах бывшего государства Офир. Это был период многократного передела стран, земель и народов. Царство Саба в период правления царицы Билкис называлось в легендах сказочно богатым. Арабские источники сообщают, что Билкис была красива и умна. Она являлась мастерицей в приготовлении лакомых блюд, хотя и могла утолять голод простым хлебом и сырой водой. Путешествовала она на слонах и верблюдах. Столица государства Саба (город Мариб) находилась на перекрёстке караванных дорог на юге Аравийского полуострова, недалеко от Красного моря. После периода царствования Билкис прошли годы, но каждой весной так же открывались ворота города, и купеческие караваны шли во всех направлениях с пряностями и изделиями талантливых ремесленников, дарами недр, природы.

Роскошный дворец и храмы царицы Билкис находились на горе Мориа в окружении высокой колоннады. Дворец внутри украшали панели из дорогих пород дерева, кубки из сердоликов, бронзовые скульптуры. Пол был из кипарисовых досок. В каждом углу курились благовония в чашках из золота. Золотой трон был отделан драгоценными камнями. Близ стен лежали священные книги в переплётах из сандалового дерева с инкрустацией. Сейчас город лежит в развалинах, среди которых находят камни с древними письменами, многочисленные остатки древних домов и дворцов, скульптуры из мрамора, алебастра, бронзы. Развалины постепенно разбираются на хозяйственные нужды. У основания горы имеются лабиринты необследованных пещер с многоярусными ходами сообщения, где могут быть свитки с письменами. Здесь, в Йемене, в древности были многочисленные оазисы, пышно зеленела растительность, а в недрах добывалось золото, медь, драгоценные камни.

Поблизости от Мариба где-то находится усыпальница царицы Билкис. Недалёко от неё находятся усыпальницы других исторических лиц внутри скальных культовых сооружений, в том числе и царицы Савской. В легендах агады говорится, что Соломон пожелал видеть царицу Савскую у себя, в противном случае её царство, не знавшее войн, будет подвергнуто нашествию «царей с пехотой и колесницами», имея в виду подвластных ему тёмных демонов (Мидраж к Притч. 1,4). По дороге домой царица Савская умерла на юге Аравийского полуострова от отравления. Её смерть вызвала скорый развал царства Соломона. Разлетелось по свету золото, но остались в легендах царица Савская, рудники с золотом и драгоценными камнями. Предания говорят, что недалёко от побережья Средиземного моря в хранилищах находятся подарки Савской Соломону и сведения о ней. Открытия ждут археологов.
P.S. Столица легендарного царства Офир была в Эфиопии в излучине реки Омо, между городами Уака и Бако.
«Необъявленный Визит», № 7(21), 1996

С весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у неё на сердце. И объяснил ей Соломон все слова её, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей.

И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил, и пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем . И не могла она более удержаться и сказала царю: верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей; но я не верила словам, доколе не пришла, и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала. Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою! Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царём, творить суд и правду.
И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни; никогда ещё не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону.

В ответ Соломон также одарил царицу, дав «всё, чего она желала и чего просила ». После этого визита, согласно Библии, в Израиле началось небывалое процветание. В год к царю Соломону приходило 666 талантов золота 2Пар. . В этой же главе описывается роскошь, которую смог позволить себе Соломон. Он сделал себе престол из слоновой кости, обложенный золотом, великолепие которого превосходило любой другой престол того времени. Кроме того, Соломон сделал себе 200 щитов из кованного золота и все сосуды для питья во дворце и в Храме были золотыми. «серебро во дни Соломона вменялось ни во что» (2Пар. ) и «превзошел царь Соломон всех царей земли богатством и мудростью» (2Пар. ). Такому величию, несомненно, Соломон обязан визиту царицы Савской. Примечательно, что после этого визита многие цари также желали визита к царю Соломону (2Пар. ).

Комментарии

Среди еврейских комментаторов Танаха существует мнение, что библейский рассказ следует толковать в том смысле, что Соломон вступил в греховную связь с царицей Савской, в результате чего сотни лет спустя был рождён Навуходоносор , разрушивший Храм , построенный Соломоном. (В арабских легендах она уже его непосредственная мать ).

В Новом Завете

Также ей была предана роль «приносящей души» далёких языческих народов. Исидор Севильский писал: «Соломон воплощает образ Христа, который воздвиг дом Господень для небесного Иерусалима не из камня и дерева, а из всех святых. Царица с Юга, которая пришла услышать мудрость Соломона, должна пониматься, как церковь, пришедшая из самых дальних границ мира, чтобы услышать голос Бога » .

Ряд христианских авторов считает, что приезд царицы Савской с дарами к Соломону является прообразом поклонения волхвов Иисусу Христу . Иероним Блаженный в своём толковании на «Книгу пророка Исайи » даёт следующее объяснение: как царица Савская пришла в Иерусалим послушать мудрости Соломона, так и волхвы пришли к Христу, который есть Божия премудрость .

Это трактовка во многом основывается на ветхозаветном пророчестве Исайи о поднесении даров Мессии , где он также упоминает страну Сава, и сообщает о дарах, аналогичных преподнесённых царицей Соломону: «Множество верблюдов покроет тебя - дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа » (Ис. ). Новозаветные волхвы также преподнесли младенцу Иисусу ладан , золото и мирру . Родство этих двух сюжетов даже подчёркивалось в западноевропейском искусстве, например, их могли помещать на одном развороте манускрипта, напротив друг друга (см. раздел В изобразительном искусстве ).

«Соломон на троне среди зверей».
Персидская миниатюра XVI в.

В Коране

Согласно мусульманской традиции Соломон узнаёт от птицы чибиса (удода , птицы ухдуд , Худ Худ ) о существовании царицы Балкис - правительницы сказочно богатой страны Саба, восседающей на троне из золота , украшенном драгоценными камнями , и поклоняющейся солнцу . Он пишет ей письмо со словами: «От слуги Бога, Соломона, сына Давида, (к) Балкис, Царице Шебы. Во Имя Бога всемилостивого. Мир да пребудет с тем, кто следует по пути истины. Не восставайте на меня, но придите и предайтесь мне ». Письмо передаёт царице та же птица, что рассказала Соломону о её царстве.

Получив письмо, Балкис испугалась возможной войны с Соломоном и послала ему богатые дары, которые он отверг, сказав что пошлёт войска, захватит её города и выгонит их жителей с позором. После этого Балкис решила сама приехать к Соломону, выразив этим свою покорность.

Перед отъездом она заперла свой драгоценный трон в крепости, но Соломон, повелитель джиннов, желая произвести на неё впечатление, с их помощью перенёс его в Иерусалим и, изменив его внешний вид, показал царице с вопросом: «Так ли выглядит трон твой? ». Балкис смогла узнать его, и была приглашена во дворец , построенный Соломоном специально для неё. Пол в нём был сделан из стекла , под которым в воде плавали рыбы (в другом русском переводе воды нет, а пол, как и сам, дворец был хрустальными ). Балкис, войдя во дворец, испугалась и, решив что ей надо будет идти по воде, подняла подол своего платья, оголив голени. После этого она произнесла:

«Царица Билкис и удод».
Персидская миниатюра, ок. 1590-1600

Таким образом она признала всемогущество Сулеймана и его Бога, и приняла истинную веру.

Комментаторы Корана трактуют эпизод с прозрачным полом во дворце Соломона, как уловку царя, желавшего проверить слух о том, что ноги Балкис покрыты шерстью как у осла . Та"алаби и Джалал ад-Дин аль-Махалли приводят версию, что всё тело Балкис было покрыто шерстью, а ноги имели ослиные копыта - что свидетельствовало о её демонической природе , таким образом, разоблачённой царём (см. раздел Ноги царицы Савской ).

Комментатор Корана Джалал ад-Дин утверждает, что Соломон хотел жениться на Балкис, но его смущала шерсть на её ногах. Другой комментатор - Аль-Бейзави пишет, что неизвестно, кто стал мужем Балкис, и предполагает что им мог быть один из вождей племени Хамдан, которому отдал её руку царь.

В легендах

Соломон и царица Савская

В библейском тексте нет ни слова о предполагаемой любовной связи Соломона и царицы Савской. Но подобная связь описывается в легендах. Из Библии известно, что у Соломона было 700 жён и 300 наложниц (3Цар. ), в число которых некоторые легенды включают и царицу Савскую.

Еврейские предания

В иудейской традиции существует немалое количество легенд на эту тему. Встреча Соломона и царицы Савской описывается в аггадическом мидраше «Таргум Шени » к «Книге Эсфирь » (к.VII - нач.VIII веков), экзегетическом «Мидраше Мишлей» к «Книге Притчей Соломоновых » (ок.IX века) , содержание которого повторяется в сборнике мидрашей «Ялкут Шимони » к «Паралипоменон » (Хроникам) (XIII век) , а также йеменском манускрипте «Мидраш Ха-хефец» (XV век). Историю царицы можно разделить на три части - первые две: «о послании к царице и удоде» и «о стеклянном поле и голенях царицы» в большинстве деталей совпадают с рассказом Корана (VII век); третья развивает тему встречи Соломона с царицей Савской и её загадок из лаконичного упоминания Библии в обширный и детализированный рассказ.

Как гласит еврейское предание , будучи повелителем зверей и птиц, Соломон однажды собрал их всех. Отсутствовал лишь удод (или «петух Бар»). Когда наконец его разыскали, он рассказал им о неком чудесном городе Киторе, где на троне восседает царица Савская:

Заинтересовавшийся Соломон послал птицу в сопровождении огромной птичьей свиты в Савскую землю с посланием к царице. Когда правительница вышла совершать религиозный обряд поклонения солнцу, как это светило затмила прилетевшая стая, и страну покрыли сумерки. Поражённая невиданным зрелищем царица разорвала свои одежды. В это время к ней подлетел удод, к крыльям которого было привязано письмо от Соломона. Оно гласило:

«От меня, царя Соломона. Мир тебе и мир вельможам твоим!
Ведомо тебе, что Господь царём-властелином поставил меня над зверями полевыми, над птицами небесными, над бесами, оборотнями, дьяволицами, и все цари Востока и Запада, Полудня и Полуночи приходят на поклон ко мне. Так вот, придёте вы по доброй воле с приветом ко мне и приму я тебя, царица, с почётом превыше всех царей пребывающих пред лицом моим; буде же не пожелаете и не придёте Соломона? Было бы ведомо вам: цари эти - звери полевые, колесницы - птицы небесные; духи, бесы и дьяволицы - легионы те, что задушат вас на ложах в жилищах ваших, а звери полевые на полях растерзают вас и птицы небесные склюют мясо с костей ваших».

«Прибытие царицы Савской» , картина Самуэля Коулмена

Прочитав письмо, царица разорвала оставшуюся одежду. Её советники рекомендовали ей не ездить в Иерусалим, однако она захотела увидеть такого могущественного повелителя. Загрузив корабли дорогостоящей древесиной кипариса , жемчугом и драгоценными камнями, она отправляется в путь, и достигает Израиля за 3 года (вместо обычных для этого расстояния 7 лет).

Царица Савская скачет в Иерусалим.
Эфиопская фреска

Царица Савская была красивой, блистательной и умной женщиной, (при этом, однако, ничего не сообщается о её происхождении и семье). Она, как и в библейском повествовании, прибыла в Иерусалим, чтобы побеседовать с Соломоном, о славе и мудрости которого она была наслышана от купца Тармина.

По её прибытии Соломон «оказал великие почести ей и возрадовался, и дал обиталище ей в своём царском дворце с собой рядом. И посылал он ей пищу для трапезы утренный и вечерней », а однажды «возлегли они вместе » и «спустя девять месяцев и пять дней как разлучилась она с Царём Соломоном… детородные муки объяли её, и породила дитя она мужеска пола ». Причём в рассказе присутствует мотив соблазнения - царь получает возможность разделить ложе с царицей, так как она нарушила обещание не трогать ничего из его имущества, выпив воды. В аксумитской легенде, другом варианте этого рассказа, царица прибывает в Иерусалим со служанкой, обе переодетые в мужчин, и царь догадывается об их поле по тому, как они мало едят за обедом, а ночью видит их лакомящихся мёдом, и овладевает обеими .

Македа дала сыну имя Байна-Лехкем (варианты - Уольдэ-Таббиб («сын мудреца»), Менелик , Меньелик ) и, когда тот достиг двенадцати лет, рассказала ему о его отце. В 22 года Байна-Лехкем «стал … искусен во всем искусстве военном и конном, а также в охоте и устроении западней для диких животных, и во всем, чему юношей учат по обыкновению. И сказал он Царице: „Пойду я взглянуть на лицо отца моего, и вернусь я сюда, коли будет на то Воля Бога, Господина Израилева“ ». перед отъездом Македа дала юноше перстень Соломона, чтобы тот смог узнать своего сына и «вспомнить слово её и завет её, что она заключила ».

По приезде Байна-Лехкема в Иерусалим, Соломон признал того своим сыном и ему были оказаны царские почести:

И обратился Царь Соломон к тем, которые возвестили о прибытии юноши, и сказал им: «Вы говорили, „похож на тебя он“, но это стать не моя, но стать Давида , отца моего, во дни его раннего мужества, меня же он много красивей ». И Царь Соломон восстал в полный рост, и прошёл в покои свои, и облачил он юношу в одеянье из ткани золотом вышитой, и в пояс из золота, и укрепил корону на голове его, и кольцо на персте его. И нарядив его в великолепное одеянье, взоры чарующее, он усадил его на престоле/троне своем, так что бы он пребывал в положении равном ему (самому).

Согласно «Кебра Негаст », Байна-Лекхем вернулся на родину к своей матери вместе с первенцами иудейской знати и вывез из Иерусалимского храма Ковчег Завета , который по утверждениям эфиопов, до сих пор находится в Аксуме в соборе Святейшей Девы Марии Сиона. После возвращения сына царица Макеба отказалась от престола в его пользу, и тот устроил в Эфиопии царство по подобию израильского, введя в стране иудаизм в качестве государственной религии и отказавшись от наследования по женской линии, а уставив патриархат. До настоящего времени в Эфиопии сохранилась община «фалашей » - эфиопских евреев, которые считают себя потомками иудейской знати, переселившейся в Эфиопию вместе с Байна-Лекхемом. «Кебра Негаст» утверждает, что Менелик был первенцем Соломона, его старшим сыном, и поэтому Ковчег (и благодать, прежде пребывавшую над народом Израильским) увёз по праву первородства.

Царская династия эфиопских царей Соломонидов, основанная Байна-Лекхемом, правила страной до конца X века , когда была свергнута легендарной эфиопской воительницей Эстер. Как гласит официальная история, древняя линия, тем не менее, тайно продолжалась, и была восстановлена на троне в царём Йеконо Амлаком. Последний император Эфиопии Хайле Селассие I относил себя к династии Соломонидов и считал себя 225-м потомком царицы Савской.

Существует народная легенда, рассказывающая о том, что от служанки царицы, с которой Соломон также возлёг, у него родился сын Заго, который вырос вместе с Менеликом и был глуповатым, ограниченным, а также выполнял постоянную функцию «мальчика для битья», антагониста героя-эфиопского царя.

В арабской литературе

В XII веке арабский летописец Нашван ибн-Саид создал произведение под названием «Химьяритская книга царей», которая являлась романизированной генеалогией савейских царей. Там правительница зовётся Билкис и имеет своё собственное место в родословном древе - её мужем является савейский князь Ду Таба (другое имя Манхен-эль ), а отец носит имя Хадхад и является потомком дома царей Тобба, воплощавших героическую эпоху савейской истории (его предшественники дошли до Индии и Китая с отрядами солдат-савейцев, от которых, по преданию, произошли тибетцы). Потомком Билкис является царь Асад . В данном тексте прослеживается ностальгия по величию прошлого, а также интонация тщеты всего сущего. Также там фигурирует рассказ о волшебном происхождении царицы: её отец, отправившись на охоту, заблудился, преследуя газель , и попал в волшебный город, населённый духами, во владении царя Талаб-ибн-Сина. Газель превратилась в дочь царя, Харуру, и вышла замуж за Хадхада. Исследователи отмечают связь персонажей этого сюжета с доисламскими звериными культами Аравии: отец царицы Хадхад близок к птице удоду (Худхуду), дед Талаб - с III в. до н. э. известен как связанное с луной божество, чьё имя переводится как «горный козел», а мать прямо является газелью-оборотнем .

«Соломон и царица Савская» , деталь. Османский мастер, XVI в.

В народном романе «Семь тронов» персидского писателя Джами в главе «Salaman va Absal» присутствует небольшое эссе на тему неверности женщин, и царица Савская признается в свободном взгляде на половые отношения: «Никогда, ни ночью, ни днём, не пройдёт мимо меня юноша, кому бы я вслед страстно не посмотрела» . А Низами осуждает дурные привычки Сулеймана и Билкис, рассказывая об их женитьбе и рождении парализованного ребёнка, который мог быть исцелён лишь при условии, что царственная чета откроет Аллаху свои тайные желания. Царица признаётся, что хочет обмануть своего супруга, а царь - в том, что несмотря на огромные богатства, вожделеет чужие богатства. Мораль сочинения - получение спасения после исповеди .

Персидский писатель и мистик Джелаледдин Руми (XIII век) в 4-й книге «Месневи» (поэтического комментария к Корану) повествует о визите царицы с огромным богатством, которое кажется ничтожным по сравнению с владениями Сулеймана. Основная мысль - настоящий подарок состоит в почитании Аллаха, а не в золоте, поэтому Сулейман ждёт от царицы в качестве подарка «её чистое сердце». А персидский поэт Хафиз , наоборот, создаёт эротически-мирской образ Билкис.

В некоторых арабских текстах имя царицы - не Билкис, а Балмака, Ялмака, Ялааммака, Иллумку, Алмака и т. д.

Загадки царицы Савской

В еврейской традиции

Царица Савская, несмотря на не очень учтивый приём Соломона, стремится выполнить свою миссию. Она предлагает царю загадки: «Отгадаешь - я признаю мудрецом тебя, не отгадаешь - я буду знать, что человек ты самый обыкновенный» .

Список загадок, частично пересекающихся друг с другом, содержится в нескольких еврейских источниках:

В христианской традиции

Суламита и Невеста Христова

Волшебница и сивилла

В средневековой европейской литературе, возможно благодаря созвучию, возникло отождествление царицы Савской с легендарной пророчицей античности - сивиллой . Так, монах Георгий, византийский летописец IX века , пишет, что греки называют царицу Савскую Сивиллой . При этом имеется в виду Сивилла Сабская , которую Павсаний упоминает как пророчицу, жившую с евреями за пределами Палестины , в Сирийских горах; а римский софист III века Элиан называл Еврейской Сивиллой . Николай Спафарий в своём труде «Книга о сивиллах » (1672 год) посвятил отдельную главу Сивилле Сабе . В ней он приводит известную средневековую легенду о Крестном Древе и, ссылаясь на Исидора Пелусиота , пишет: «эта царица пришла как премудрая сивилла увидеть премудрого царя и как пророчица предвидела через Соломона Христа ». Древнейшее изображение царицы Савской в качестве сивиллы имеется на мозаике западного фасада базилики Рождества Христова в Вифлееме (320-е годы).

В западных легендах о царице Савской, вошедших в предание о Животворящем Кресте в составе «Золотой легенды » , она превратилась в волшебницу и пророчицу , и получила название Regina Sibylla .

Царица и Животворящий Крест

Согласно «Золотой легенде» , когда волшебница и сивилла царица Савская нанесла визит Соломону, по пути она преклонила колени перед брусом, служившим мостом через ручей. По легенде, тот был сделан из дерева, проросшего из ветви Древа познания Добра и Зла , вложенной в рот Адама при его погребении, а впоследствии выброшенной при строительстве Иерусалимского храма .

Поклонившись ему, она предрекла, что Спаситель мира будет повешен на этом древе, и оттого царству иудеев придёт разорение и конец.

Затем вместо того, чтобы ступать по дереву, она босая перешла ручей вброд. Как рассказывает средневековый теолог Гонорий Августодунский в своём произведении «De imagine mundi» (Об образе мира ), в тот момент, когда она ступила в воду, её перепончатая нога превратилась в человеческую (заимствовано из арабских легенд).

Испугавшийся Соломон, по легенде, приказал закопать брус, однако тот, спустя тысячу лет, был найден и пошёл на изготовление орудия казни Иисуса Христа .

В русском апокрифе «Слово о Крестном Древе » ( -XVI века) сивилла, придя посмотреть на выброшенное Соломоном древо, села на него и была опалена огнём. После этого она изрекла: «О тръклятое дрѣво », а народ, стоявший рядом, воскликнул: «О тръблаженое дрѣво, на немже распятся Господь! ».

В русских апокрифах

Рассказ о рождении царицы, её воцарении, визите в Иерусалим и зачатии сына (эфиопский «комикс»)

Как сивилла, она проникла и в древнерусскую православную литературу об этом событии: «Егда же царица Савска, именем Никавля, едина от древних пророчиц, сивилл глаголемых, прииде во Иерусалим слышати Соломонову премудрость ». Вариант имени царицы взят из версии Иосифа Флавия , пересказавшего историю визита в «Иудейских древностях », где он называет её правительницей Египта и Эфиопии и именует Никавлою (греч. Nikaulên, англ. Nicaule) .

Наиболее подробно история встречи царя Соломона и царицы Савской содержится в апокрифическом сочинении «Суды Соломоновы », которое получило широкое распространение с конца XIV века в составе «Толковой Палеи », содержащей множество ветхозаветных апокрифов. Подобные рассказы о Соломоне находились под запретом, хотя сама «Палея» при этом считалась книгой истинной. Сходство русских сказаний о Соломоне со средневековой европейской и талмудической литературой и языковые особенности текста свидетельствуют о том, что они были переведены с еврейского оригинала. Перевод еврейских мидрашей на русский язык относят к первой половине XIII века .

«Суды Соломоновы » сообщают, что «Была Южская царица иноплеменница по имени Малкатошка. Пришла она испытать Соломона загадками ». Русская форма имени царицы Малкатошка (в некоторых рукописях Малкатошва ) созвучна еврейскому Малкат Шва и, по всей видимости, является заимствованной. Царица привезла Соломону в дар 20 кадок золота, и очень много зелий, и дерево негниющее . Встреча Соломона и царицы Савской описывается следующим образом:

Были там мостки из олова. Ей же показалось, будто в воде сидит царь. (Она), приподняв одеяния свои, навстречу ему пошла. Он же (Соломон) увидел, что прекрасна она лицом, тело же её (покрыто) волосами. Волосы эти околдовывают мужчину, пребывающего с ней. И повелел царь мудрецам своим, чтобы они приготовили баночку с зельем - помазать тело её, чтобы выпали волосы.

В упоминании о волосах на теле царицы прослеживается аналогия с арабскими легендами.

Как и в еврейских преданиях, царица испытывает Соломона загадками, перечень которых также приводится в «Судах Соломоновых »:

  • Соломону необходимо было дважды разделить прекрасных отроков и отроковниц, одетых в одинаковую одежду, на юношей и девушек. Первый раз Соломон приказал им умываться, и юноши делали это быстро, а девушки медленно. Во второй раз он приказал принести овощи и насыпать перед ними - «отроки начали класть (их) в полы (одежды), а девицы в рукава »;
  • Савская попросила Соломона отделить обрезанных мужчин от необрезанных. Решение Соломона было следующим: «Царь же приказал принести венец святой, на котором написано имя Господне. С его помощью у Валаама была отнята способность колдовать. Отроки обрезанные стояли, а необрезанные пали ниц пред венцом ».

Кроме загадок царицы Малкатошки «Суды Соломоновы » приводят диспут мудрецов, привезённых ею с мудрецами царя Соломона:

  • Загадали мудрецы её хитрецам Соломона: «Есть у нас колодец вдали от города. Мудростью своей угадайте, чем можно перетащить его в город? » Хитрецы же Соломоновы, поняв, что этого не может быть, сказали им: «Сплетите из отрубей верёвку, а мы перетащим колодец ваш в город ».
  • И снова загадали её мудрецы: «Если нива порастёт ножами, чем пожать её сможете? » Им ответили: «Ослиным рогом ». И сказали мудрецы её: «Где у осла рога? » Они же ответили: «А где нива родит ножи? »
  • Загадали и ещё: «Если загниёт соль, чем сможете её посолить? » Они же сказали: «Утробу мула взяв, ею надо посолить ». И сказали: «Да где мул рожает? » Они же ответили: «Где соль гниёт? »

Тождественность содержащихся в русских апокрифах легенд еврейским и эфиопским рассказам довершает упоминание о любовной связи царицы и Соломона: «Хитреци же и книжници молвяхуть, яко съвъкуплятся есть с нею. Заченши же от него и иде в землю свою, и роди сынъ, и се бысть Навходоносоръ» .

Демонизация образа

В еврейских преданиях послебиблейской эпохи и тесно связанной с ними мусульманской литературе можно проследить постепенную демонизацию образа царицы Савской, испытывающей царя Соломона. Этот демонизированный образ опосредованно проникает и в христианскую традицию. Целью библейского повествования является прежде всего прославление мудрости Соломона и процветания управляемого им Израильского царства . Мотив противостояния царя-мужчины и царицы-женщины практически отсутствует. В то же время, в позднейших пересказах этот мотив постепенно становится ведущим, а вскользь упомянутое в Библии испытание загадками превращается, по мнению ряда современных интерпретаторов , в попытку поставить под сомнение богоданный патриархальный строй мира и общества. Образ царицы приобретает при этом отрицательные, а иногда и откровенно демонические черты - к примеру, волосатые ноги (см. ниже). Возникает мотив соблазнения и греховной связи, от которой рождается разрушитель Храма Навуходоносор (см. раздел Отношения с царём Соломоном ). А серебро, которое привезла царица в подарок Соломону, в итоге идёт на тридцать сребреников Иуде Искариоту .

Образ царицы имеет отношение и к легендарной демонице Лилит . Впервые их образы связываются в «Таргуме к книге Иова » (Иов. ), где сказано, что Лилит мучила Иова, приняв обличье царицы Савской. В этом же таргуме «на них напали савеи» переведено как «на них напала Лилит, царица Змаргада» (Изумруда). В одной из арабских легенд Соломон также подозревает, что в образе царицы ему явилась Лилит. Один из поздних каббалистических трактатов утверждает, что царица Савская испытывала Соломона теми же загадками, которыми Лилит соблазнила Адама . Известен и рассказ о том, как приняв облик этой царицы, Лилит соблазнила бедняка из Вормса .

Средневековые каббалисты верили, что царицу Савскую можно вызвать в качестве злого духа. В заклинании XIV века для этой цели даются следующие рекомендации: "…Если хочешь увидеть царицу Савскую, то достань один лот золота в аптеке; затем возьми немного винного уксуса , немного красного вина и смешай все вместе. Намажься тем, что получилось, и произнеси: «Ты, Царица Савская, явись… в полчаса и не причини вреда или какого ущерба. Заклинаю вас, тебя и Малкиеля, именем Тафтефила. Аминь. Села» . Кроме того, она считалась автором алхимического трактата, который якобы начинался словами «После того, как я взошла на гору…» .

Ноги царицы Савской

Изображение человека с копытами. Гравюра из Нюрнбергской хроники

Некоторые из упомянутых ниже легенд предлагают свои, явно позднейшие, объяснения копыт у царицы:

  • История о нечеловеческой внешности царицы Савской имеется в арабской версии «Кебра Негаст », которая сообщает, что в глубокой древности Абиссинией (Эфиопией) правили принцессы царской крови (то есть царица Савская имела знатное происхождение от рождения):
  • В северной Эфиопии существует своя раннехристианская легенда, объясняющая демоническое происхождение ослиного копыта царицы Савской. Легенда приписывает ей происхождение из племени тигре и имя Этъе Азеб (то есть «Царица Юга», которой царица Савская называется только в Новом Завете). Её народ поклонялся дракону или змею, которому в качестве жертв мужчины приносили своих старших дочерей:

Царица Савская с копытом. Норманнская мозаика XII в., Собор Отранто, Южная Апулия

Когда подошла очередь её родителей, они привязали её к дереву, к которому дракон приходил за пищей. Вскоре туда пришли семеро святых и сели в тени этого дерева. На них упала слеза девушки, и когда они посмотрели вверх и увидели её привязанной к дереву, то спросили её, человек ли она, и отвечая на их дальнейшие расспросы, девушка им рассказала, что её привязали к дереву, чтобы она стала жертвой дракона. Когда семеро святых увидели дракона… они ударили его крестом и убили. Но его кровь попала на пятку Этье Азеб, и её ступня превратилась в ослиное копыто. Святые развязали её и велели возвращаться в деревню, но люди прогнали её оттуда, решив, что она сбежала от дракона, потому она забралась на дерево и провела там ночь. На следующий день она привела людей из деревни и показала им мёртвого дракона, и тогда они сразу сделали её своей правительницей, а своей помощницей она сделала девушку, подобную себе.

E.A.Wallis Budge, The Queen of Sheba and Her Only Son, Menyelek

В европейской христианской иконографии ноги превратились в перепончатые гусиные - как предполагают, возможно благодаря заимствованию атрибутов у языческой богини германцев Перхты, Берхты (Perchta) , обладавшей гусиными ногами. (Этот божество в века христианства интегрировалось в образ святой Берты , а также вероятно, послужило одним из истоков появления в европейском фольклоре Матушки Гусыни). Согласно другой версии, на образ рассказчицы сказок Матушки Гусыни повлияла непосредственно царица Савская-сивилла . Образ Королевы Гусиная Лапа был широко распространён в Южной Франции (Reine Pédauque , от итал. piede d’auca , «воронья лапа»), причём то, что речь шла именно о царице Савской, уже было предано забвению.

Мнения исследователей

Складывание библейского текста

Датировка повествования о царице Савской точно не выяснена. Значительная часть филологов-библеистов полагает, что ранний вариант истории о царице Савской возник до предполагаемой даты написания Второзакония анонимным автором, традиционно обозначаемым как Девтерономист (Deuteronomist , Dtr1 ) ( - гг. до н. э.), которым этот источник был переработан и помещён в Писание в составе книг, образующих так называемую девтерономическую историю. Многие исследователи считают, однако, что рассказ из Третьей книги Царств в его современном виде был составлен во время так называемой второй девтерономической редакции (Dtr2 ), произведённой в эпоху Вавилонского плена (около 550 года до н. э.). Целью рассказа представляется возвеличивание фигуры царя Соломона, который изображён правителем, пользующимся авторитетом и поражающим воображение других властителей. Следует отметить, что такое восхваление диссонирует с общим критическим тоном девтерономической истории по отношению к царю Соломону. Позже, этот рассказ был также помещён во Вторую книгу Паралипоменон (II Хроник), написанную уже в послепленную эпоху.

Гипотезы и археологические свидетельства

Исследователи отмечают, что визит царицы Савской в Иерусалим, по всей видимости, мог быть торговой миссией, связанной с усилиями израильского царя обосноваться на побережье Красного моря и этим подорвать монополию Сабы и других южноаравийских царств на караванную торговлю с Сирией и Месопотамией . Ассирийские источники подтверждают, что южная Аравия вела международную торговлю уже в 890 году до н. э., так что прибытие в Иерусалим времён Соломона торговой миссии некоего южноаравийского царства представляется вполне возможным.

Существует, однако, проблема с хронологией: Соломон жил приблизительно с по гг. до н. э., а первые следы монархии савеев появляются спустя примерно 150 лет.

В XIX веке исследователи И. Галеви и Глазер нашли в Аравийской пустыне развалины огромного города Мариб . Среди найденных надписей учёные прочитали название четырёх южно-аравийских государств: Минеа, Гадрамаут,