Богу поклоняйся и ему служи. Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Матф.4:10)

На всем протяжении своего повествования Библия учит поклоняться Единому Живому Богу – Творцу неба и Земли. Вторая заповедь Декалога однозначно и четко дает запрет верующим на идолопоклонство - божественное почитание идолов, кумиров и изображений. Вот так она изложена в Священном Писании и, соответственно, была выбита на каменных скрижалях:

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:4-6>).

Иисус повторил эту мысль: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10 , Лук. 4:8), цитируя Ветхий Завет (см. Втор. 6:13 , Втор. 10:20 , 1 Пар. 7:3).

Со стороны некоторых представителей православия можно услышать объяснение: «У нас нет идолопоклонства. Мы Единому Богу поклоняемся, а не идолам других богов. А к святыням обращаемся для «приближения» к Творцу».

Однако вторая заповедь дает запрет не просто на идолопоклонство, как на поклонение идолам, символизирующим иных богов, а на почитание всего живого и неживого, что не является Самим Богом. Посмотрите, поклонение иным богам Создатель уже запретил первой заповедью Декалога: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:3). Значит, вторая заповедь, не повторяя первую, возвещает не только о других богах. Посмотрите, она и говорит конкретно об ином: кумирах и изображениях . Так что, во второй заповеди речь идет не только об идолах, являющихся чужеземными богами. Второй заповедью Бог возвещает, что внимание, направленное Ему, должно все принадлежать только Ему , а не кому-либо или чему-либо. Здесь и в иных местах Писания, говоря о Своих взаимоотношениях с человеком, Творец называет Себя ревнителем (см. Исх. 20:5 , Исх. 34:14 , Втор. 4:24 , Втор. 5:9) - мужем, где Его женой является избранный Им народ: «Творец есть супруг твой» (Ис. 54:5 , см. также Иер. 3:1 , Ос. 1:2 , Еф. 5:25 , Откр. 12:1,6 , Откр. 19:7). Из текстов Библии четко видно к чему (кому) ревнует Бог-ревнитель . Какому мужу понравится, если его жена часть любви будет отдавать кому-либо или чему-либо? Каждый супруг будет в гневе, даже если прелюбодеяние не дойдет до интимной близости, а ограничится лишь поцелуями, знаками внимания или ласками. Я думаю, мало кто будет спорить с тем, что обращаясь к Богу через икону, мощи или святого, верующий этому «посреднику» передает часть своей любви. В отношения между двумя супругами вступает третий, четвертый, пятый… лишние . Все «святые посредники» не являются для людей безликими «проводниками» к небесному Супругу, а приобретают черты, присущие живым личностям : каждая из мощей воспринимается частью земного тела ныне живущего на небесах заступника; знаменитые иконы имеют имена собственные, люди выбирают между двумя иконами дома и пятью в храме - одна всегда милее остальных, и именно ей приятнее молиться, а если какая-то икона не помогает, верующий идет к другой; если святой не защищает, проситель обращается к следующему и т.д. Но ведь Бог Один. Верующие, целуя иконы и мощи, предметы внутри которых нет Бога, знают, что Бог Живой, но продолжают прелюбодеяние. Именно это и вызывает ревность Творца.

Как мы увидели в предыдущих главах, только Бог отвечает на молитвы. Молитва втайне (см. Мф. 6:6) иллюстрирует интимность отношений между Творцом и каждым человеком. Только Создатель - вторая сторона взаимоотношений. Поэтому понятна категоричность Бога в вопросе любого из разновидностей идолопоклонства. Господь муж-ревнитель через Библию не раз грозно предупреждает о грядущем наказании за неверность:

«За все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо… Иудея … явным блудодейством …осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом» (Иер. 3:8,9 , см. также Иер. 3 (вся глава) , Иез. 16 (вся глава) , Иез. 23 (вся глава) , Ос. 2 (вся глава) .

Бог через Священное Писание поясняет бессмысленность и опасность идолопоклонства - почитания людьми любых изделий рук человеческих:

«Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литаго лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на свое произведение? Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нем нет. А Господь - во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!» (Авв. 2:18-20).

Как мы уже заметили, Творец в Библии, говоря об идолопоклонстве, запрещает почитать все кумиры и изображения, даже связанные с Ним. Господь знает, что идолом может стать все, что отдаляет от Него Живого, даже то, что Ему посвящено . Ведь любой предмет, служащий сначала лишь символом Бога, со временем начинает обретать в глазах людей творческую силу , присущую только Создателю. Поэтому именно во 2-й заповеди Господь сказал, что Он ревнитель .

Посмотрите, сразу после получения заповедей и заключения завета с Богом народ израильский, не дождавшись Моисея, взошедшего на гору за скрижалями завета, впал в идолопоклонство - сделал себе скульптуру бога Израилева :

«И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! » (Исх. 32:3,4).

Здесь люди не нарушили 1-ю заповедь Декалога, ведь они не нашли себе другого бога. Израильтяне не говорили: «Теперь наш бог телец». Они лишь изобразили Бога, который вывел их из земли Египетской , каким они представляли Его себе - в виде сильного тельца. Однако, Творцу это было не угодно, так как народом была нарушена 2-я заповедь об идолопоклонстве:

«Развратился народ … скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему» (Исх. 32:7,8).

В Писании также есть пример, когда народ израильский начал служить медному змею, через которого Бог спасал их в пустыне (см. Чис. 21:7-9). Яд змей символизировал убивающий грех. А взгляд на змея, вознесенного Моисеем на знамени по указанию Бога, исцелял людей, будучи актом веры (без целования и прикасания) в небесного Спасителя. Однако впоследствии израильтяне сделали из медного змея кумира, что тоже является разновидностью идолопоклонства. Несмотря на то, что этот предмет являлся прообразом Христа (см. Ин. 3:14), такое почитание не было угодно Творцу:

«И делал он (царь Езекия. – Прим. авт.) угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его; он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан » (4 Цар. 18:3,4).

Посмотрите, люди здесь обличаются в том, что они начали служить змею – кадить перед ним и даже дали ему имя собственное Нехуштан. К сожалению, сегодня многие не внимательно читают Слово Божие. А ведь во второй заповеди об идолопоклонстве запрещено не только поклонение, но и служение кумирам и изображениям «не поклоняйся им и не служи им » (Исх. 20:5). Поэтому заявление некоторых представителей исторических церквей: «Мы не поклоняемся, а только почитаем», не является аргументом. Ведь в любом случае, если православные христиане не поклоняются, то уж определенно служат иконам, мощам и святым, что имеет признаки идолопоклонства и также является прямым нарушением второй заповеди Декалога. Служение - это действие для кого-то или чего-то. Очевидно, что иконам и мощам устраиваются именно служения : посвященные им крестные ходы, молитвословия, песнопения, праздники, свечи, каждения, служения в храме и т.д.

Библейская история о Гедеоне также ярко демонстрирует запрет поклонения предметам, посвященным Богу. Чтобы слава победы не была приписана людям, Гедеон по повелению Господа распустил свое войско и всего тремястами человек одолел армию Мадианитян. Спасенные израильтяне из трофеев отдали ему каждый по серьге. В память о великой победе, дарованной Богом, Гедеон из собранных украшений сделал ефод, который затем превратился в предмет поклонения для народа, что было не угодно Творцу:

«Из этого сделал Гедеон ефод и положил его в своем городе, в Офре, и стали все Израильтяне блудно ходить туда за ним, и был он сетью Гедеону и всему дому его» (Суд. 8:27).

А в 17 и 18 главах книги Судей Библии высмеивается некий Миха, живущий на горе Ефрем, который поставил в своем доме посвященные Богу Израилеву истукан, литой кумир, ефод и терафим. Для служения в домашней скинии он нанял левита. Впоследствии израильтянами из колена Дана у него были украдены предметы домашней скинии и перекуплен священник. Идолы, понятно, не сопротивлялись краже. Но Миха, владелец «личного храма», погнался за грабителями. Слово Божие обличает Миху: он жалок, в отчаянии, разрушен весь его мир, он канючит перед обидчиками: «Вы взяли богов моих, которых я сделал, и священника, и ушли». Хотя Живой Бог, как был, так и оставался с ним рядом. Затем сыны Дана неподалеку поставили город, истребив живших на том месте людей. Там они служили украденным у Михи идолам, хотя настоящая Божия скиния была в то время в Силоме (см. Суд. 18:31 , Иис. Нав. 19:51 , 1 Цар. 1:3,24).

Согласно тексту Писания, не поклонялись иудеи ни ковчегу, ни храмовой утвари. В скинию, затем в храм Соломона, а потом и во второй храм, построенный после Вавилонского пленения, вообще никто из простых людей не имел права входить. В соответствии с законом Моисея, в святилище совершали служение (жертвоприношения, возложение хлебов предложения, каждение фимиамом на жертвеннике курений перед завесой, поддержание огня в семисвечнике) только священники из рода Аарона – каждая семья определенное время в году (см. Чис. 4:16 , 2 Пар. 13:10,11). А в святая-святых входил лишь Первосвященник и только один раз в году в День Искупления – Йом Киппур (см. Лев. 16:2,34). Вспомогательные функции ааронидам в служении при храме помогали осуществлять израильтяне из колена Левина:

То есть ни ковчег, ни храмовую утварь простые верующие и даже левиты, не входящие в семью Аарона, никогда не видели. При перемещении святилища все находящиеся в нем предметы предварительно заворачивались представителями рода Аарона, чтобы их никто не видел, в том числе левиты из рода Каафа, которые носили скинию и ее внутреннее наполнение:

«Когда стану надобно подняться в путь, Аарон и сыны его войдут, и снимут завесу закрывающую, и покроют ею ковчег откровения; и положат на нее покров из кож синего цвета, и сверх его накинут покрывало все из голубой шерсти, и вложат шесты его; и стол хлебов предложения накроют одеждою из голубой шерсти, и поставят на нем блюда, тарелки, чаши и кружки для возлияния … и возложат на них одежду багряную … и покроют светильник и лампады его… Когда … Аарон и сыны его покроют все святилище и все вещи святилища, тогда сыны Каафа подойдут, чтобы нести … не погубите колена племен Каафовых из среды левитов … сами они не должны подходить смотреть святыню , когда покрывают ее, чтобы не умереть » (Чис. 4:5-20).

Вышеприведенные библейские тексты доказывают, что в ветхозаветные времена не было, да и не могло быть, поклонения и служения верующих святым вещам святилища (см. 2 Пар. 2:4), ведь никто, кроме священников ааронидов, их никогда даже не видел. Объясняется это просто: Бог запретил верующим лицезреть утварь храма, чтобы исключить возможность идолопоклонства - обожествлять вещи святилища и поклоняться им, ведь важны были не сами эти предметы, а их функции в служении «очищения» людей от грехов, о чем мы уже размышляли в главе «Обряды» .

Сделаем вывод: Библия не только не поощряет почитание посвященных Богу предметов и служение им, но, наоборот, запрещает подобные действия верующим.

"Крайне редко встретишь сейчас православного,который оценивал бы современную жизнь (будь то личную или тем болееполитическую) не с точки зрения государства или нации, а с точки зрения Бога ." о. Даниил Сысоев

Сейчас активно внушается идея о том, что мусульмане и христиане верят в одного бога. Особенно в России в интересах государства предпринимаются попытки антихристианские идеи сделать популярными, прежде всего, среди христиан.

Для того, чтобы понять насколько такое утверждение богохульное? достаточно только сравнить основы христианства и ислама.

Новый Завет отчётливо описывает Христа как Бога. Имена, которыми называется Христос в Новом Завете, уместны лишь применительно к Богу.
Например, Иисус называется Богом в следующей фразе:" Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа" (Тит 2:13, ср. Ин. 1:1, Евр. 1:8, Рим. 9:5, 1 Ин. 5:20, 21). Писание наделяет его качествами, которые могут быть присущи одному лишь Богу. Мы узнаем, что Иисус есть источник жизни (Ин. 1:4, 14:6); он вездесущ (Мф. 28:20, 18:20); всеведущ (Ин. 4:16, 6:64; Мф. 17:22-27); всемогущ (Отк.1:8, Лк. 4:39-55; 7:14, 15; Мф. 8:26,27) и бессмертен (1 Ин. 5:11, 12, 20; Ин. 1:4).
Иисус принимал почести и поклонения, положенные только Богу. Говоря с сатаной, Иисус сказал:" ... написано:" Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи" (Мф. 4:10). И однако Иисус принимал поклонения как Бог (Мф. 14:33; 28:9), а порой даже требовал поклонения, положенного Богу (Ин. 5:23; ср. Евр. 1:6, Отк. 5:8-14).
Таким образом можно смело повторить слова ап. Иоанна: "Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. " (1Иоан.2:22)

Мусульмане утверждают, что Иисус Христос есть не Бог, таким образом, они Господа Христа называют обманщиком и шарлатаном. Следовательно, если мусульмане правы, тогда апостолы Христа проповедовали лож, огромное количество людей отдали жизнь ради Христа, по мнению мусульман, обманщика и шарлатана. И сейчас, согласно учению ислама, в мире миллионы обманутых последователей Христа.

Мусульмане утверждают, что коран это «откровение божье». Но, в Коране говориться о том, что Иисус Христос не Бог. И тогда что же получается? Если мусульмане и христиане верят в одного бога, тогда, что это за бог, который христианам говорит, что Иисус Христос есть Бог, а мусульманам говорит, что Иисус Христос не есть Бог? Тогда такой бог кого-то обманывает. Мусульмане утверждают, что Иисус был пророком, в то время как сам Христос, Апостолы и Евангелия явно говорит нам о том, что Иисус есть Бог.

Таким образом, тут может быть только два варианта:
- Или коран есть истина и тогда Христос величайший обманщик и все христиане, просто жалкие и обманутые люди.

Или Библия есть истина и тогда коран есть откровение дьявола (греч.-клеветник), мусульмане лгут и являются слугами антихриста.

К сожалению, многие люди, которые называют себя христианами, служат не Христу, а государству и в угоду государства готовы даже оклеветать Христа и совместить лож с Истиной. То есть, пытаются совместить несовместимое.
Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? (2Кор.6:14-16)

Я смотрю на народ Богом званный,
Что других словом,секта” клеймят,
Порой взгляд их как будто стеклянный-
Когда им о Христе говорят.
-
Убегают, страшась, иль ругаясь,
Будто здесь их хотят заразить
Духом, секты, который касаясь,
Может их навсегда изменить:
-
Мол, иконам не молятся - черти,
И для мёртвых свечи не кадят,
И на Библии их нет печати,
Что проверено – можно читать.
-
Много лет нас не правдой кормили,
Будто, Истина только у нас,
А иные все в секту попали:
Получается - Бог лишь за нас?!
-
Не искавшие Слова Святого!
Брат на брата пошёл воевать,
И не слышат уж Бога Живого:
Я ж за всех вас пошёл умирать!
-
Правда Божья во всех и на каждом,
Кто крестился в Иисуса Христа,
Ведь различия нет – грешен каждый,
Но омоет вас Кровь со Креста.
-
Вы святые, омытьем Святого,
Не искавших Меня - Я нашёл.
Не хулите же Духа Святого,
Чтоб живыми всех вас Я нашёл.
-
Не творит Мой Апостол плохого -
Он за веру Христа умирал,
Прославлял он лишь Бога Святого,
А иной - ушедших святых ублажал.
-
Диво дивное – плачут иконы!
Лики святых мироточат и днесь,
Нам, крича: почитайте законы!-
Бог в святых Его - это не здесь!
-
Возлюбили вы славу людскую,
Умаляя тем Славу Творца.
Бог сказал: посмотрите, живу Я.
И творю, всё во Славу Отца!
06.06.11г.
" На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы".(2Кор.10:7)


Владимир Анисимов 24.11.2014 15:39:31
Отзыв: положительный
Видно, что Вас интересуют духовные вопросы, но на них уже есть выверенные ответы, и надо лишь с ними ознакомиться. Крайне опасно здесь опираться лишь на свои мнения и рассуждения, ибо очень велика вероятность сказать что-то противное церковному разуму, а, значит, любезное сатане. А это конец. Очень рекомендую посмотреть для начала хотя бы такие доходчивые основания:
http://krotov.info/library/18_s/em/enov_00.htm
http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_smysle_zhizni/1g56-all.shtml
а потом изучить близко к тексту:
http://azbyka.ru/dictionary/08/zakon_bozhiy_001-all.shtml
Пока же Вы откровенно богохульствуете. Извините.

Ирина Назарова (Юрганова) 24.11.2014 19:02:46

Владимир, я удивлена тем что 1 заповедь для вас является богохульством и потом к чему столько ссылок на различные источники, когда Богом дан один стандарт Истины - Его Слово коим является Священное Писание, иных стандартов я не признаю "Все Писание Богодухновенно..." и именно это нужно изучать и на это ссылаться при апологетических дискуссиях. Привожу вам Библейские ссылки на которые я опираюсь и уверяю- можно найти еще не мало в этом же контексте.(Привожу в сокращении при желании по ссылкам можно прочесть подробнее)
Народ Божий, помни, что говорит тебе Господь, и доныне ещё говорит:
ЗАПОВЕДЬ!
Красной нитью сквозь все Писание

Книга Исход 20:3-4.Библия.
-Да не будет у тебя иных богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения…

Исаия 42:8 Библия
- Я Господь, это–Моё имя, и не дам славы
Моей иному, и хвалы Моей истуканам

Исаия43:7 Библия
-Каждого, кто называется Моим именем,
кого Я сотворил для славы Моей
образовал и устроил.

Римлянам1:22-25 Библия
-Называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку,…
Они заменили истину Божью ложью и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.

Иоанна12:43 Библия
-ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.

Пророк Софония1:4-12 Библия
-Истреблю с места сего…и тех, кто поклоняется воинству небесному, и тех, кто отступили от Господа, не искали Господа и не вопрошали о Нём

Пророк Исаия8:19-20 Библия
-тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? Спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света

Исаия 28:10-13 Библия
-И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило

(Втор.4:15,16)
- Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину
-проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте! Весь народ возгласит и скажет: аминь.
(Втор.27:15)
Может быть мы друг друга не поняли? Пусть Господь нам поможет встать в одном Духе ибо как написано в Писаниях "Един наш Бог, един и посредник между Богом и человеком - Человек Иисус Христос" А нам дан Дух Святой для утешения и наставления в Истине.Извинения принимаю. Не обижаюсь. Это нормально когда вдруг появляется кто то, кто видит иначе.И все же принимаю свидетельством и обвинителем в богохульстве только Священное Писание. Хранит вас Бог и благословляет. С любовью Христа к вам И.Н.

К сожалению, Ваш ответ, Ирина, только еще более выказал отсутствие базового богословского образования, а без него практически все, что ни скажи, будет ересью. Видимо, нам нет здесь смысла продолжать полемику, но обратить Ваше внимание на следующее хотел бы:
1) Вы не различаете для себя, судя по ссылкам, да и самому названию стиха, Ветхий и Новый Заветы, а это принципиально;
2) не признаете единства Св.Писания и Предания, говоря только о Писании, надо полагать, об Евангелии. Но к чему тогда ссылки на тексты Ветхого Завета? Или он для Вас есть единый с Евангелием? Хоть Вы и не любительница, как признаете, чего-либо читать, все-таки рекомендовал бы Вам посмотреть, как Церковь понимает отношения Св.Писания и Предания;
3) в словах:
"Я смотрю на народ Богом званный,
Что других словом,секта" клеймят...

Много лет нас не правдой кормили,
Будто, Истина только у нас,
А иные все в секту попали:
Получается - Бог лишь за нас?!"
звучит откровенная ересь экуменизма, отрицание того, что истин не может быть много, но она лишь одна, и как сказал Спаситель в Евангелии от Иоанна (14,6): "Исус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня". И к этому же, как бы в детализацию: "Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне..." (Мф.7,24). Всякий же, кто не слушает и не исполняет есть еретик и раскольник, и таких, к сожалению, много, и они находятся вне благодати Св.Духа. Как писал ап.Павел: "«Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1,8). Видите: "если бы даже я или Ангел с неба...". А люди позволяют.
Что-то мне кажется дискуссия наша безперспективной, и я готов ее прекратить. Советую сделать такое же и Вам. Помогай Вам Бог.

Так как дьявол согрешил теперь уже против Бога Отца, называя вселенную, которая принадлежит Ему, своей, и осмелился выдавать себя за Бога, как будто бы он был зиждителем мира, то Христос, наконец, запретил ему, но и тут не с гневом, а просто: «отойди, сатана» . Да и это было скорее повеление, нежели запрещение, потому, что лишь только Христос сказал ему: «отойди », дьявол, - он тотчас убежал и не смел уже более искушать Его.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Иларий Пиктавийский

Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи

Вот уже третье ухищрение дьявола пришло в действие - искушение властью. Итак, поставив Господа на высокой горе , он предложил Ему все царства земли, если только Он ему поклонится. Однако двойной ответ Господа развеял все надежды дьявола. Дьявол соблазнил Адама пищей, от райской славы увел к месту греха, то есть в область, где находилось запретное древо, и обольстил жаждой обладания божественным именем, посулив, что он будет подобен богам. Таким образом, дьявол ополчается против Господа всей властью мира и предлагает своему Создателю обладание всей вселенной, чтобы, сохраняя порядок древнего обмана, теперь искусить жаждой власти Того, Кого он не соблазнил пищей и не сдвинул с места. Однако Господь Своим ответом перевел речь к достойному Его [разговору] о высшем, ибо сказал: Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи . Это был подобающий ответ на безрассудство дьявола, когда он услышал имя «сатана», обличающее его преступления, и узнал в человеке своего Господа Бога, Которому подобает поклонение. Действием этого ответа Господь преподал нам великолепный пример того, чтобы мы, презрев славу земной власти и отбросив жажду обладания мирскими [благами], помнили, что следует поклоняться одному только Богу и Господу, особенно когда почитание дьявола стало обычным делом всякого века. Итак, после этого бегства дьявола Христу служили ангелы , показывая, что после того, как дьявол побежден и обезглавлен нами, нам будут помогать и служить ангелы и небесные силы.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Свт. Хроматий Аквилейский

Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи

Это показывает и Давид, когда говорит о Господе так: И язва не приблизится к жилищу твоему (Пс 90:10) , потому что никакой грех дьявольской язвы не смог приблизиться к телу Господа. Итак, Господь выдержал искушение врага, чтобы человеку доставить победу, а дьявола посрамить, как Давид прежде предсказывал, говоря: Этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем (Пс 103:26) . И еще: И смирит притеснителя (Пс 71:4) . И еще: Ты сокрушил голову левиафана в воде (Пс 73:13-14) . Господь прежде, в Книге Иова, говорил, что этот левиафан в искушении будет посрамлен и обманут: Можешь ли ты удою вытащить левиафана? (Иов 40:20) .

Трактат на Евангелие от Матфея.

Блж. Иероним Стридонский

Тогда говорит ему Иисус: Иди , сатана, ибо написано

Вопреки мнению многих, сатана и апостол Петр осуждаются не одним и тем же выражением. Действительно, Петру говорится: «Иди за Мной , сатана» , то есть ты, противящийся Моей воле, следуй за Мной; а дьявол слышит: иди, сатана , но ему не говорится: за Мной , чтобы подразумевалось - «Иди в огонь вечный, который уготован тебе и ангелам твоим».

Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи (Втор 6:13)

Дьявол, говорящий Спасителю: Если, пав, поклонишься Мне , в ответ себе от Него слышит, что он сам должен больше поклоняться Ему, своему Господу и Богу.

Блж. Феофилакт Болгарский

Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи

Господь разгневался на него, когда увидел, что он присваивает себе Божие, и говорит: «все это дам Тебе» , якобы свое собственное. Узнай отсюда, какую пользу приносит Писание, ибо Господь им заставил врага замолчать.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Тогда глагола ему Иисус: иди за Мною сатано: писано бо есть: Господу Богу твоему поклонишися и Тому единому послужиши

И это написано во Второзаконии (6, 13) . Обрати внимание на то, что в первых искушениях Он терпеливо отвечал; но когда заметил, что тот бесстыдно ищет себе божеского поклонения и требует божеской чести, тогда упрекнул его, говоря: отойди, сатано , – т.е. удались, противник. Лука написал: иди за Мною, сатано (4, 8) , т.е. удались от Моих взоров, потому что находящийся сзади кого-нибудь бывает для того невидим. И не удержался Христос от изобличения во лжи того, который говорит, что ему передан весь мир, но отразил его Писанием. И бичом для лукавого стал Его упрек, потому что больше он уже не перенес (ελαρτερησε). Почему Матфей последним записал искушение любостяжания, а Лука – тщеславия? Потому что Матфей заботился о порядке искушений, а Лука только о повествовании. Чему же нас поучают искушения Спасителя? Никогда не верить врагу, даже в том случае, если он советует полезное что-нибудь и необходимое, потому что он льстит полезным, а оканчивает злым; ни ради голода, ни ради другой подобной нужды не исполнять воли демона, но прибегать к Богу; не искушать Бога и не обращать внимания на дьявола, ищущего знамений, потому что он ищет их, скрыв под ними свое коварство. Некоторые говорят, что дьявол показал Христу все царства мира и славу их не посредством восприятия внешних чувств – местно, а в представлении – описательно. Говорят это потому, что написано, что он показал это во мгновении времени .

Толкование Евангелия от Матфея.

Анонимный комментарий

Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи

Господь положил конец дьявольскому соблазнению, сказав: Отойди от Меня, сатана , чтобы он не шел дальше в своем соблазнении. Дьявол же (что вполне понятно, то есть как это можно осмыслить разумом) отступил не потому, что послушно внял повелению, но дьявола прогнала либо сама Божественность Христа, либо бывший в Нем Святой Дух. И это особенно подает нам утешение, ибо дьявол искушает Божиих людей не столько, сколько хочет, а лишь пока ему дозволяет это Христос или Дух Святой, Который в них.

Лопухин А.П.

Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи

(Лк. 4:8) . Несмотря на краткость, слова Христа (особенно на греческом) дышат здесь энергией и силой. Ύπάγε на греч. сильнее, чем “отойди ,” и значит: “прочь с Моих глаз”. Сила искушения вызвала окончательное и гневное удаление сатаны. Прибавка ὀπὶσω μου, что значит отойди назад от Меня, т.е. почти “следуй за Мною”, имеющаяся в некоторых, сравнительно неважных, кодексах и подтвержденная Иустином Мучеником (Dial. 103), Афанасием Александрийским, Златоустом, Феофилактом и другими, хотя, след., и очень древняя, считается, однако, вставкой из Матфея 16:20 ; Мк. 8:33. Ориген прямо говорит, что ее не следует присоединять (χωρὶς τῆς ὀπίσω μου προσθήκης). Игнатий, Ириней, Иероним, Евсевий и др. ее выпускают. Ее нет в важнейших кодексах, Синайском и Ватиканском. Вероятнее всего, слова эти были опущены в первоначальном тексте. Это предположение подкрепляется тем, что подобные же слова Петру (с прибавкой ὀπίσω μου) не означают повеления ему отходить от Христа, а только - не становиться на Его пути и не препятствовать Его намерениям. Отсюда, если бы такое же повеление дано было и диаволу, то он не был бы отогнан, а или мог, или должен был следовать за Христом. Диавол отступил от Христа только до времени; но весьма невероятно, чтобы Христос мог дать повеление, чтобы диавол постоянно следовал за Ним. Текст в ответе Христа взят из Втор. 6:13 . У LXX это место читается: “Господа Бога твоего будешь бояться и Ему одному служить”. Букв. с еврейского: “Господа Бога твоего бойся и Ему служи (будь рабом)”. Ввиду такой разности одни думают, что текст переведен в вольном переводе с еврейского, другие - взят у LXX с небольшими изменениями. Откуда действительно был заимствован текст, решить трудно. Вероятно из LXX.

В Библии рассматриваемый текст приведен почти рядом с другим, указанным Христом во втором искушении, и имеет тот смысл, что Господу Богу должен был служить Израиль и Ему одному поклоняться. Следовательно, и в рассматриваемом месте Евангелия речь идет не об Иисусе Христе, а о Боге Отце, и смысл тот, что, вместо поклонения диаволу, Иисус Христос должен поклоняться Богу и служить Ему. Но в переносном и отраженном смысле слова эти могли иметь отношение и к диаволу. Спаситель говорит ему как бы так: ты искушаешь Меня поклониться тебе и служить; но ты сам должен поклоняться Богу и служить Ему. А так как перед диаволом был Бог, равный Отцу и Духу по существу, то слова Христа могут иметь и такой смысл: вместо того, чтобы Мне поклоняться и служить тебе, ты сам должен поклоняться и служить Мне. Блаж. Иероним, в своем толковании, кратко и ясно выражает эту мысль: “диавол, говорящий Спасителю: если, падши, поклонишься мне, слышит противоположное, что ему самому должно более поклоняться Ему, как своему Господу и Богу”.

Троицкие листки

Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи

Но не знал он, всегубитель, с Кем имел теперь дело, не знал, что перед лицом Сына Божия он хулит Бога Отца. И Господь Иисус более не потерпел такого ужасного богохульства: Тогда Иисус говорит ему , говорит все тем же спокойным, но в то же время и Божественно властным словом Своим: отойди от Меня , отойди прочь от Меня, сатана , противник Божий! И Свое Божественное повеление подтвердил словом Писания: ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Втор. 6:13). Вострепетал диавол от этих слов Господа и поспешил со стыдом удалиться.

Троицкие листки. №801-1050.

Иисус повторил эту мысль: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( , ), цитируя Ветхий Завет (см. , ).

Со стороны некоторых представителей православия можно услышать объяснение: «У нас нет идолопоклонства. Мы Единому Богу поклоняемся, а не идолам других богов. А к святыням обращаемся для «приближения» к Творцу».

Однако вторая заповедь дает запрет не просто на идолопоклонство, как на поклонение идолам, символизирующим иных богов, а на почитание всего живого и неживого, что не является Самим Богом. Посмотрите, поклонение иным богам Создатель уже запретил первой заповедью Декалога: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (). Значит, вторая заповедь, не повторяя первую, возвещает не только о других богах. Посмотрите, она и говорит конкретно об ином: кумирах и изображениях . Так что, во второй заповеди речь идет не только об идолах, являющихся чужеземными богами. Второй заповедью Бог возвещает, что внимание, направленное Ему, должно все принадлежать только Ему , а не кому-либо или чему-либо. Здесь и в иных местах Писания, говоря о Своих взаимоотношениях с человеком, Творец называет Себя ревнителем (см. , ) - мужем, где Его женой является избранный Им народ: «Творец есть супруг твой» ( , см. также , ). Из текстов Библии четко видно к чему (кому) ревнует Бог-ревнитель . Какому мужу понравится, если его жена часть любви будет отдавать кому-либо или чему-либо? Каждый супруг будет в гневе, даже если прелюбодеяние не дойдет до интимной близости, а ограничится лишь поцелуями, знаками внимания или ласками. Я думаю, мало кто будет спорить с тем, что обращаясь к Богу через икону, мощи или святого, верующий этому «посреднику» передает часть своей любви. В отношения между двумя супругами вступает третий, четвертый, пятый… лишние . Все «святые посредники» не являются для людей безликими «проводниками» к небесному Супругу, а приобретают черты, присущие живым личностям : каждая из мощей воспринимается частью земного тела ныне живущего на небесах заступника; знаменитые иконы имеют имена собственные, люди выбирают между двумя иконами дома и пятью в храме - одна всегда милее остальных, и именно ей приятнее молиться, а если какая-то икона не помогает, верующий идет к другой; если святой не защищает, проситель обращается к следующему и т.д. Но ведь Бог Один. Верующие, целуя иконы и мощи, предметы внутри которых нет Бога, знают, что Бог Живой, но продолжают прелюбодеяние. Именно это и вызывает ревность Творца.

Как мы увидели в предыдущих главах, только Бог отвечает на молитвы. Молитва втайне (см. ) иллюстрирует интимность отношений между Творцом и каждым человеком. Только Создатель - вторая сторона взаимоотношений. Поэтому понятна категоричность Бога в вопросе любого из разновидностей идолопоклонства. Господь муж-ревнитель через Библию не раз грозно предупреждает о грядущем наказании за неверность:

«За все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо… Иудея … явным блудодейством …осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом» ( , см. также , .

Бог через Священное Писание поясняет бессмысленность и опасность идолопоклонства - почитания людьми любых изделий рук человеческих:

«Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литаго лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на свое произведение? Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нем нет. А Господь - во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!» ().

«Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы … Они не видят и не разумеют … Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами из людей же… Кузнец делает из железа топор и работает на угольях, молотами обделывает его и трудится над ним сильною рукою своею до того, что становится голоден и бессилен, не пьет воды и изнемогает. Плотник … рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его. И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним … и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой». И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: «половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева ?» Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: «не обман ли в правой руке моей?» ( , см. также , ).

Как мы уже заметили, Творец в Библии, говоря об идолопоклонстве, запрещает почитать все кумиры и изображения, даже связанные с Ним. Господь знает, что идолом может стать все, что отдаляет от Него Живого, даже то, что Ему посвящено . Ведь любой предмет, служащий сначала лишь символом Бога, со временем начинает обретать в глазах людей творческую силу , присущую только Создателю. Поэтому именно во 2-й заповеди Господь сказал, что Он ревнитель .

Посмотрите, сразу после получения заповедей и заключения завета с Богом народ израильский, не дождавшись Моисея, взошедшего на гору за скрижалями завета, впал в идолопоклонство - сделал себе скульптуру бога Израилева :

«И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! » ().

Здесь люди не нарушили 1-ю заповедь Декалога, ведь они не нашли себе другого бога. Израильтяне не говорили: «Теперь наш бог телец». Они лишь изобразили Бога, который вывел их из земли Египетской , каким они представляли Его себе - в виде сильного тельца. Однако, Творцу это было не угодно, так как народом была нарушена 2-я заповедь об идолопоклонстве:

«Развратился народ … скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему» ().

В Писании также есть пример, когда народ израильский начал служить медному змею, через которого Бог спасал их в пустыне (см. ). Яд змей символизировал убивающий грех. А взгляд на змея, вознесенного Моисеем на знамени по указанию Бога, исцелял людей, будучи актом веры (без целования и прикасания) в небесного Спасителя. Однако впоследствии израильтяне сделали из медного змея кумира, что тоже является разновидностью идолопоклонства. Несмотря на то, что этот предмет являлся прообразом Христа (см. ), такое почитание не было угодно Творцу:

«И делал он (царь Езекия. - Прим. авт.) угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его; он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан » ().

Посмотрите, люди здесь обличаются в том, что они начали служить змею - кадить перед ним и даже дали ему имя собственное Нехуштан. К сожалению, сегодня многие не внимательно читают Слово Божие. А ведь во второй заповеди об идолопоклонстве запрещено не только поклонение, но и служение кумирам и изображениям «не поклоняйся им и не служи им » (). Поэтому заявление некоторых представителей исторических церквей: «Мы не поклоняемся, а только почитаем», не является аргументом. Ведь в любом случае, если православные христиане не поклоняются, то уж определенно служат иконам, мощам и святым, что имеет признаки идолопоклонства и также является прямым нарушением второй заповеди Декалога. Служение - это действие для кого-то или чего-то. Очевидно, что иконам и мощам устраиваются именно служения : посвященные им крестные ходы, молитвословия, песнопения, праздники, свечи, каждения, служения в храме и т.д.

Библейская история о Гедеоне также ярко демонстрирует запрет поклонения предметам, посвященным Богу. Чтобы слава победы не была приписана людям, Гедеон по повелению Господа распустил свое войско и всего тремястами человек одолел армию Мадианитян. Спасенные израильтяне из трофеев отдали ему каждый по серьге. В память о великой победе, дарованной Богом, Гедеон из собранных украшений сделал ефод, который затем превратился в предмет поклонения для народа, что было не угодно Творцу:

«Из этого сделал Гедеон ефод и положил его в своем городе, в Офре, и стали все Израильтяне блудно ходить туда за ним, и был он сетью Гедеону и всему дому его» ().

А в 17 и 18 главах книги Судей Библии высмеивается некий Миха, живущий на горе Ефрем, который поставил в своем доме посвященные Богу Израилеву истукан, литой кумир, ефод и терафим. Для служения в домашней скинии он нанял левита. Впоследствии израильтянами из колена Дана у него были украдены предметы домашней скинии и перекуплен священник. Идолы, понятно, не сопротивлялись краже. Но Миха, владелец «личного храма», погнался за грабителями. Слово Божие обличает Миху: он жалок, в отчаянии, разрушен весь его мир, он канючит перед обидчиками: «Вы взяли богов моих, которых я сделал, и священника, и ушли». Хотя Живой Бог, как был, так и оставался с ним рядом. Затем сыны Дана неподалеку поставили город, истребив живших на том месте людей. Там они служили украденным у Михи идолам, хотя настоящая Божия скиния была в то время в Силоме (см. , ).

Согласно тексту Писания, не поклонялись иудеи ни ковчегу, ни храмовой утвари. В скинию, затем в храм Соломона, а потом и во второй храм, построенный после Вавилонского пленения, вообще никто из простых людей не имел права входить. В соответствии с законом Моисея, в святилище совершали служение (жертвоприношения, возложение хлебов предложения, каждение фимиамом на жертвеннике курений перед завесой, поддержание огня в семисвечнике) только священники из рода Аарона - каждая семья определенное время в году (см. , ). А в святая-святых входил лишь Первосвященник и только один раз в году в День Искупления - Йом Киппур (см. ). Вспомогательные функции ааронидам в служении при храме помогали осуществлять израильтяне из колена Левина:

То есть ни ковчег, ни храмовую утварь простые верующие и даже левиты, не входящие в семью Аарона, никогда не видели. При перемещении святилища все находящиеся в нем предметы предварительно заворачивались представителями рода Аарона, чтобы их никто не видел, в том числе левиты из рода Каафа, которые носили скинию и ее внутреннее наполнение:

«Когда стану надобно подняться в путь, Аарон и сыны его войдут, и снимут завесу закрывающую, и покроют ею ковчег откровения; и положат на нее покров из кож синего цвета, и сверх его накинут покрывало все из голубой шерсти, и вложат шесты его; и стол хлебов предложения накроют одеждою из голубой шерсти, и поставят на нем блюда, тарелки, чаши и кружки для возлияния … и возложат на них одежду багряную … и покроют светильник и лампады его… Когда … Аарон и сыны его покроют все святилище и все вещи святилища, тогда сыны Каафа подойдут, чтобы нести … не погубите колена племен Каафовых из среды левитов … сами они не должны подходить смотреть святыню , когда покрывают ее, чтобы не умереть » ().

Вышеприведенные библейские тексты доказывают, что в ветхозаветные времена не было, да и не могло быть, поклонения и служения верующих святым вещам святилища (см. ), ведь никто, кроме священников ааронидов, их никогда даже не видел. Объясняется это просто: Бог запретил верующим лицезреть утварь храма, чтобы исключить возможность идолопоклонства - обожествлять вещи святилища и поклоняться им, ведь важны были не сами эти предметы, а их функции в служении «очищения» людей от грехов, о чем мы уже размышляли в главе .

Сделаем вывод: Библия не только не поощряет почитание посвященных Богу предметов и служение им, но, наоборот, запрещает подобные действия верующим.