Благие намерения и дорога в ад. Происхождение фразеологизма «благими намерениями вымощена дорога в ад. Использование выражения в литературе

Я много раз при проведении чтений слышал фразу «оттуда», что не все добрые намерения и дела могут на самом деле таковыми являться. Я подумал, что назрел момент прояснить это в отдельном сеансе. Ниже я привожу чтение по этому вопросу, который мы провели 25 сентября 2013 года:

В. Как можно расшифровать фразу «Благими намерениями вымощена дорога в ад»?

О. Именно не благими делами, а благими намерениями, то есть намерение это желание и определенный посыл «я хочу, но не делаю, хочу, но не выполняю». Есть намерение, но нет конкретного действия.

В. А если ты все таки совершаешь определенное действие, для тебя благое, а для другого может быть не благое.

О. Тут еще можно перефразировать - «Не твори добра, не получишь зла». Речь идет о том, что у каждого человека своя задача, своя судьба и опыт, который он должен приобрести. Благие дела основываются в помощи другим. Но нужно понимать, кому помогать и как.

В. Как научиться это понимать?

О. Самое дорогое - это принять непосредственное участие. Чтобы помочь кому-то, лучше приложить физическую энергию. Самый простой, легкий способ - это дать денег тому, кто просит, но большое значение имеет непосредственное участие, желание помочь, оказать конкретную и реальную помощь, которая требует физических и эмоциональных усилий и приложение энергий. Такая помощь всегда ценится больше.

В. В чтениях много раз говорилось, что не надо оказывать помощь. Повторяли эту пословицу «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Ты думаешь, что несешь помощь, а на самом деле это далеко не помощь. Как это все таки понять?

О. За человека решают проблемы, и он не понимает сути, почему в его жизни случилась такая проблема и какие уроки он должен из этого извлечь. Когда есть вмешательство со стороны, человек не успевает понять то, что ему было необходимо понять. Такое вмешательство является не благом, а препятствием для понимания. То есть ты не дал человеку получить опыт, ты не дал ему такой возможности. Сделал хуже ему, и сделал хуже, в итоге, себе.

В. Как отличить где эта грань? Все-таки помощь оказывать нужно или нет?

О. Благо нужно творить. Это благотворительность . И это нужно чувствовать, кто действительно в этом нуждается: беззащитные, беспомощные дети, больные люди, которые не могут себе помочь самостоятельно. За любым намерением должно быть действие. Задача: отделить зерна от плевел, что есть благо, что есть зло. И это задача каждого - самостоятельно понять, и самостоятельно принять решение. В этом и заключается задача - научиться определять.

В. Как человек должен научиться? Какой критерий должен быть?

О. Помочь больному ребенку, которому нужна срочно медицинская помощь, перечисляя или передавая деньги - это благо, это помощь. Спасая своего друга в очередной раз от какой-то проблемы, в которую он систематически попадает - это уже вмешательство, это не помощь, это помеха. Каждый должен для себя решать. Не нужно думать, что на каждый вопрос, всегда есть ответ. В том и заключается развитие человека, чтобы он сам до этого дошел, чтобы он сам осмыслил и понял. В этом и заключается опыт.

В. В интернете есть просьбы о помощи тысячей детей, ждущие помощь. Помогая им, ты можешь просто надорваться.

О. Любой вклад и лепта могут быть помощью. Нужно быть избирательным и последовательным.

В. По мере своих возможностей?

В. Не снимая и не отдавая последнюю рубашку?

В. Чтобы не совершить преступление против своей сущности?

В. Но должено быть внутреннее понимание, внутренний позыв?

В. А если по другому мыслить, например, ребенок, который заболел, если взять кармически, он тоже проходит определенный урок. И если ему помочь в этой ситуации, он не поймет опыт, который должен был приобрести. Как к этому относиться? Правильно ли я понимаю?

О. Смысл глубинный в этом есть, но это жестоко по отношению к ребенку. Родители и ребенок связаны одной кармической задачей. И это в любом случае проблема, которую надо решать. Обычно такие дети очень быстро взрослеют и понимание к ним приходит рано, и родители вынуждены искать знания, тем самым расширяя свое сознание. Они ищут пути, заставляя себя быть более активными и сильными, у них более глубокое понимание. Поставлена задача и ее нужно решать.

В. Поставлена задача сущности, ее надо решать и приходит кто-то со стороны и оплачивает операцию, и сущность задачу не решила.

О. Почему не решила? Это задача решена. Потому что каждый извлек определенный урок из этого, и получил собственное понимание сути вещей.

В. То есть добро нужно творить?

О. Да. Почему называется благотворительность? Тот, кто создает благо, делает доброе, он творец. Он создает, он творит. Просто хотеть и думать об этом, и не прикладывать к этому усилие - это и есть дорога в никуда. Создал намерение - попытайся его выполнить. И не просто пустая болтовня как, например, в большинстве случаев есть желание быть известным, богатым, успешным человеком, но почему нет никаких действий? Человек задал и ждет. Нужно намерение, нужна задача и нужно начинать делать шаги, чтобы выполнить это. Нужно что-то изменить в своей жизни, исключить то, что мешает и не нужно ждать, надо включаться в реализацию. Много знать, но не применять это все равно, что нести за печами рюкзак с едой, но умереть с голода, просто потому что лень скинуть этот рюкзак и достать из него что-то. Если есть намерение, желание и возможность, нужно предпринять действие, чтобы это взять. Иначе это ни к чему так и не приведет.

Живет себе человек, старается не делать в жизни ничего предосудительного, за что стыдно было бы. Зато добрых дел, по-возможности, стремится сделать больше. И не за то, чтобы галочку себе поставить, чтоб на том свете (если он действительно есть) «зачет» получить, а по чистосердечному стремлению своему. Проходит время, но добро его почему-то боком выходит. И тут он начинает осознавать: действительно, благими намерениями вымощена дорога в ад...

И дело тут вовсе не в людской неблагодарности и не в том, что справедливости не существует, просто мир несовершенен. Причина в самом человеке, который наивно полагает, что добрые дела совершает.

Жалость - хорошее чувство или плохое? Казалось бы, сострадание помогает человечеству выжить. Но не зря говорят, что благими намерениями вымощена дорога в ад. А может, гуманизм помогает роду людскому еще и деградировать?

Знакома ли вам ситуация, когда баловень родительский вырастает неприспособленным к жизни человеком? Он будто не замечает, что «праздник детства» давно закончился и пора заняться делом. Чтобы «продолжение банкета» длилось, ему нужны легкие деньги... Кто в этом виноват? Неужели любовь родительская может привести к тюремному заключению их ненаглядное чадо? Может! Говорят же, благими намерениями дорога в ад вымощена.

А что делать жене алкоголика? Он житья не дает, пропивает все деньги, еще и вещи стал из дому выносить. А растущим детям одежда нужна приличная, не в послевоенное же время живем… Но ведь жалко его, совсем пропадет… Вот и снова получается: в ад благими намерениями вымощена дорога - всей семьей по ней идут!

Что происходит, когда в глухой подворотне гопники избивают подростка-музыканта? Плохо это? Несомненно. Но мальчик, несмотря на занятость, еще и в спортивную секцию записался. Вырос сильным и уверенным в себе человеком. Тот жестокий урок он всю жизнь помнить будет, правда, без особого гнева, ведь тот случай ему даже в чем-то помог.

Можно ли сказать, что благими намерениями вымощена дорога в ад, а неблаговидными - в рай? Ишь, какой вывод сам напрашивается, но это ошибка! Такое суждение издевательства и жестокость оправдает, руки нелюдям развяжет... Причем, масштабы заблуждений могут быть глобальными. Вспомните недалекое прошлое: хотели обогатить культурой народы земли, а пришли к фашизму. Кстати, Гитлер в детстве неплохие картины писал, и если бы его все-таки приняли в художественную школу, может, и не было бы гиперамбициозного политика, и тиран по-другому реализовался бы?

Где же справедливость? Как понять простому маленькому человеку, что делать? А истина, она как раз посередине находится. Ни одна из крайностей до добра не доводит. В жизни человека всего должно быть, но в меру. Как любви, так и строгости. Тогда только гармония возможна. Безоглядная любовь вовсе не добро приумножает, а порождает праздность и зло. Чрезмерная строгость приведет к жестокости и насилию.

Чтобы благими намерениями вымощена дорога в ад не была, нужно правильно воспитывать детей. Какая взаимосвязь? Давайте разберемся.

Все мы родом из детства. Плохой ли человек, которого мы видим или о ком думаем, хороший ли, - его сформировали окружение и события давно забытых дней. Будущее детей, конечно, в руках родителей. Оно зависит от их мировоззрения и объективного понимания жизни. А еще от того, понимают ли те, что невозможно жить автономно в человеческом обществе. Если сейчас закрывать глаза на чужую беду, дети наши, став взрослыми, столкнутся с этой нерешенной проблемой, проявленной как жестокость внешнего мира.

Между одним лишь намерением и непосредственным исполнением существует определенная пропасть, и тем более, если говорить о правильном подходе к выполнению того или иного дела. Люди порой вроде и движимы благими намерениями, но им часто не достает либо сил, либо знания, чтобы вести себя правильно, в результате чего их благие намерения — дороге в ад.

Люди часто советуют своим родным, друзьям, и просто знакомым, как поступать в той или иной сложившейся ситуации, не редко осуждая их поведение, повторяя раз за разом, как те должны были себя вести. Но оказываясь в аналогичной ситуации, эти же самые люди, которые неоднократно давали советы, как поступать, к сожалению, часто сами неспособны следовать имеющемуся знанию, так как им недостает внутренних сил.

Одно из проявлений нехватки сил — это слабохарактерность, вследствие чего человек неспособен вести себя правильно по отношению к себе и окружающим людям. Таким людям трудно говорить слово «Нет», они бывают очень податливыми, не проявляя должной строгости, когда того требует затруднительная ситуация.

Ярким примером слабохарактерности является податливость родителей, которые неспособны , у которых они идут на поводу. Допустим, что ребенок поступил неправильно, за что был наказан своей матерью, к примеру, его отлучили от компьютера на пару дней. Но в этот же день после некоторого времени он начал выпрашивать отца отменить данное наказание, и, недолго сопротивляясь уговорам, отец дает свое согласие. В результате такого поведения отца, ребенок может так и не осознать своей вины, и в следующий раз поступить аналогичным образом, а также мать для него может стать не авторитетом, слово которой с легкостью может перечеркнуть отец.

Или когда человек пытается изменить характер окружающих людей, в особенности близких людей, напоминая из раза в раз, кто как ведет себя неправильно. Вроде бы намерения такого человека чисты — меняется поведение человека и его характер, и всем от этого становится лучше. Когда как на самом деле, глубинные, можно сказать истинные намерения таких людей — если и сделать кого жизнь счастливой, так это свою, подобные благие намерения — дорога в ад . Да, люди нередко прикрываются благими намерениями, что действия направлены на благо других людей, хотя часто за этим кроется лишь корыстное желание по улучшению собственной жизни. Именно близким людям хочется делать больше всего замечаний, и особенно возникает желание начать цикл нравоучений тогда, когда тот или иной человек ведет себя неправильно, когда он начинает выводить нас из себя. Продолжая из раза в раз указывать другим на неправильное поведение, при чем чаще всего не замечая, что люди вокруг лишь все больше ухудшаются в своем характере — это прямая дорога в ад.

Отсутствие правильного знания также является большой , множество источников, куча советчиков, где же истина. Порой имеются силы поступать согласно знанию, но возникает другой вопрос, а тому ли знанию мы следуем, правильно ли мы поступаем в данной ситуации.

Разберем пример с пожертвованием. Идем по улице и замечаем нищего человека, по внешнему виду вероятнее всего бездомного, просящего милостыню, недолго думая достаем пару монет и даем их ему. Мало кто из людей усомнился бы в правильности данного поступка, но данный бездомный, как и многие другие, может быть алкоголиком, и поэтому вероятнее всего ваши деньги пойдут на спиртное, которое ему пойдет во вред. Вроде бы благие намерения — хотели помочь бездомному человеку, но от недостатка знания обернулось это в итоге во зло. Но незнание не освобождает от ответственности.

Этим примером я хотел показать, к чему может привести незнание, а не то, что не нужно совершать пожертвования деньгами или в любом другом виде. Просто нужно знать, как это делать правильно — в данном случае, к примеру, можно было бы пожертвовать еду. У вас же возникло желание помочь человеку, тогда сделайте все по уму, потратьте свое время, сходите в магазин и купите что-нибудь поесть, если нет ничего при себе.

Благие намерения — дорога в ад тогда, когда у нас отсутствует истинное знание и внутренние силы следовать этому знанию, в этом случае действительно можно причинить самому себе и окружающим людям немало бед. Но не следует винить окружающих после собственных неправильных действий, и уж тем более, благие намерения приравнивать к благим деяниям, которые, в конечном счете, надеюсь, приведут нас не в ад, а в рай.

P.S. Это была моя самая первая статья по психологии, которая была написана 11 августа 2012 года.

Беседы с доктором медицинских наук священником Григорием Григорьевым.

- Объясните, пожалуйста, почему благими намерениями вымощена дорога в ад?

Очень хороший и важный вопрос. Сразу обращает на себя внимание, что дорога в ад вымощена не грехами, не злыми делами, а добрыми намерениями. Вспомним иудеев, которые неоднократно искушали Иисуса Христа при Его земной жизни: ведь они всегда подходили к Нему с благочестивой целью. Однажды подошли и сказали: «Скажи, какой силой Ты творишь чудеса?» Если бы Христос сказал, что Он Господь и творит их силой Божией, Его можно было бы побить камнями. А если бы сказал - силой человеческой, тогда Его можно было обвинить, что, будучи человеком, Он присваивает себе прерогативу Господа Бога. То есть иудеи задавали лукавый вопрос таким образом, что, как ни ответь на него, все окажешься в неловком положении. И что же им отвечает Господь? Видя их лукавство, Он говорит: «А крещение Иоанново от Кого было? От Бога или человеков ?» Тут уже иудеи оказались в такой же ситуации и сами себе сказали: «Если мы скажем, что это было от человеков , то народ побьет нас камнями, потому что все почитают Иоанна за пророка, а если мы скажем, что от Бога, то тогда Христос нам скажет: «Почему же вы ему не поверили?» И они ответили: «Не знаем». Господь тогда ответил им: «И Я вам не скажу, какой силой творю». Потому что иудеи и так прекрасно понимали, что Господь наш Иисус Христос силою Божией творит все Свои чудеса.

Или другой евангельский пример, когда иудеи, желая искусить Христа, подают Ему динарий и говорят: «Позволительно ли давать подать кесарю?» Если бы Господь ответил «позволительно», это было бы оскорблением и величайшим унижением для всего еврейского народа, а если бы сказал «непозволительно», значит можно было взять Его под стражу. И опять, видя их лукавство, Господь говорит: «Покажите мне динарий. Чье на нем изображение?» Они ответили: «Кесарево». Тогда Иисус сказал: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». То есть это можно назвать искушением благочестием: «благочестивые» иудеи искушали Господа нашего Иисуса Христа.

Основная цель православного человека - стяжание благодати Святого Духа, встреча с Богом, поиск Царствия Небесного, а лукавый очень любит манипулировать этим благочестием и, вместо поиска дороги благодати, погружает человека в мир греха. Человек начинает изучать свои грехи и немощи, проводить параллели и связи: мол, по моим грехам и болезни, и всякие разные обстоятельства. В конечном счете он не замечает, что превращает Бога в Кого-то, наказывающего за деяния. А ведь Бог - любящий Отец, Он никого не наказывает! В притче о блудном сыне Отец не наказывает сына - Он ждет, когда сын придет к Нему. Так человек начинает совершать грех, который называется безблагодатное подвижничество. Он действительно становится подвижником, но - безблагодатным!

Человек начинает изучать свои грехи и входит в состояние уныния, состояние депрессии. Потому что человек не может изучить грехи своею волею. Воля человеческая крайне важна в видимом, земном, мире, но в невидимом мире, мире духовном, воля человека - это ноль без палочки! Преподобный Серафим Саровский говорил: «Самый малый бес одним когтем землю проткнуть может». Невидимый лукавый мир постоянно стремится вытолкнуть человека с его волей в мир духовный, и бесы приходят под видом ангелов и начинают уводить человека от Бога.

Ви́дение грехов - это благодатный дар Божий. Господь, как любящий Отец, скрыл от нас, до поры до времени наши грехи, и для того чтобы их увидеть, надо получить особую Божию благодать. С человеком должно произойти то же, что и с разбойником. Помните песню: «Вдруг у разбойника лютого совесть Господь пробудил»? Совесть пробудил Господь! Или вспомним распятого на кресте разбойника, который, обращаясь ко Спасителю, сказал: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». И Иисус ответил: «Нынче же будешь со Мною в раю». Разбойник первым вошел в Царствие Небесное, прежде всех праведников!

Грех - это огромный спрут, который находится под океанской поверхностью, а на поверхности идет рябь от его щупалец. Видя только эту рябь, люди пытаются преодолеть свои грехи, а главную, коренную причину они не видят. Это состояние можно сравнить с тем, какое бывает у человека, когда у него болит в брюшной полости. Для снятия боли человек принимает обезболивающее средство, и боль на время уходит. Но для того чтобы боль прошла полностью, нужно установить диагноз. Ведь это могут быть самые разные заболевания: гастрит, язва, функциональные расстройства или даже онкология. В зависимости от установленного диагноза будет назначено и соответствующее лечение. Если сразу начать лечить патогенетическую (основную, коренную) причину болезни, то пройдут и симптомы. То же самое и с грехом.

На покаяние мы приходим с симптомами многих грехов, но коренных грехов мы при этом не видим. А увидеть их можно только с Божией помощью. Только тогда, когда мы будем часто причащаться, когда благодать Святого Духа придет в нашу душу, когда Сам Господь осветит все темные стороны нашего естества. По мере своего духовного развития, мы сможем увидеть многие свои грехи (конечно, если Богу это будет угодно).

Но может быть и другой вариант: когда мы простим тех людей, которые нас незаслуженно обидели, по примеру Господа нашего Иисуса Христа, памятуя Его слова: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». То есть, когда мы умрем и предстанем перед Христом, Он скажет нам: «Все твои грехи прощены. Ты по Моему примеру простил тех, кто тебя обидел». Если встретились нам обидевшие нас люди, значит были у нас грехи, нуждающиеся в таком прощении. И грехи могут уйти по милости Божией, мы их даже не осознаем.

Когда человек пытается сам разобраться в грехах, то нередко проявляет рвение не по разуму и занимается безблагодатным подвижничеством. Судите сами. Если человек увидит грех и покается, он встретится с Богом и обретет благодать Святого Духа, а если он изучит многие свои грехи, то впадет в уныние, депрессию и удалится от Бога. Помните, главный критерий приближения к Богу - состояние радости: «С души, как бремя скатится, сомненье далеко, и верится, и плачется, и так легко, легко», как писал Михаил Юрьевич Лермонтов.

Потому и повторяются наши грехи, что коренную их причину мы не вскрываем. А коренная причина - оскудение любви в наших душах. Оскудение любви происходит потому, что мы не живем по заповедям Божиим. Ведь когда иудеи перестали жить по заповедям, у них появилось более шестисот талмудических правил, то есть на каждую заповедь по шестьдесят! И дух любви заменился духом обрядоверия. А Господь сказал: «Милости хочу, а не жертвы». И еще сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Нам с вами очень важно не превратиться в иудеев, полностью в них превратиться мы, конечно, не сможем, потому что они были очень хорошие законники, не нам чета. Они действительно были великие духовные подвижники в исполнении многих правил, но - формально и внешне. У них не было главного - духа любви. Начали они с искушения Господа нашего Иисуса Христа, пытаясь поставить Его в неловкое положение, а закончили Его распятием.

Попытка разобраться умом, с помощью логики и жизненного опыта в своем духовном состоянии - это и есть безблагодатное подвижничество или, другими словами, благими намерениями вымощена дорога в ад. Потому что только через таинства святой Исповеди и Причастия, через стяжание благодати Святого Духа, можно изменить свое духовное естество. Поэтому всякий православный человек должен быть самым красивым, самым счастливым, самым радостным! Тогда про него можно будет сказать: «Да, это подлинно ученик Христов! Хотели бы мы жить так же, как и он». И тогда сбудутся слова Спасителя: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою»!

Расшифровка: Наталья Коваль

Раньше я никак не мог понять, что значит фраза - «благими намерениями выложена дорога в ад» , мне было не понятно, если тебе желают всего только самого лучшего, как это может повредить. Однако несколько жизненных ситуаций помогли мне понять больше, что это значит.

Мне давно не нравился первый этаж дома, в котором я раньше жил - много надписей, ободранная краска, какие-то плохо пахнущие углы. Раз за разом я проходил мимо всего этого непотребства и в душе поднимались чувства: «Ну когда же всё это кончится?»

В определённый момент, до меня дошло, что это может ещё долго продолжаться, пока я сам что-то с этим не сделаю. Тогда я пошёл, купил краску и кисточки, вдохновил жену и друзей, и мы принялись за чистку, помывку и покраску. Естественно в процессе, нашей работы, мимо нас проходили жильцы и довольно часто, так как дом многоэтажный. Я думал, что реакция будет примерно такая: «Ну молодцы! Чем вам помочь? Ну, наконец-то, кто-то взялся за это дело!» Однако, всё оказалось с точностью наоборот, люди расстраивались из-за того что пахнет краской, из-за того, что можно испачкаться, что цвет который мы выбрали, подходит только под туалет, а так же от того, что мы не собираемся красить весь подъезд. Под конец работы, одна женщина сказала: «Наглецы! Вечно вы сделаете формально что-то, получите за это деньги, а на моём этаже даже не покрасили ничего». Мне было не понятно, почему я по личной инициативе что-то делаю, и явно становится лучше, но вместо поддержки и элементарного уважения, встречаю равнодушие и осуждение? Почему мои благие намерения не помогают людям, а наоборот раздражают их? С одной стороны, конечно люди думали, что мы нанятые работники от ЖЭКа и поэтому предъявляли повышенные требования к нашей работе, но с другой стороны должно же быть элементарное уважение. После того, как я успокоился, я понял, что угодить всем сложно, так как сколько людей, столько и мнений. Я думаю, что самое главное, что я не сделал, а что должен был - я не спросил, нужно ли то, что я хочу сделать другим людям. Даже если мне кажется что для них это благо, они могут думать совсем иначе.

Иногда нам кажется, что у нас благие намерения и людям будет хорошо от нашей инициативы и заботы, а если они её не принимают, то нам начинает казаться, что они просто не благодарные люди. Но часто оказывается, что другим людям просто не нужно то благо, которое мы им несём и они расстраиваются от того, что мы решаем что-то за них и не даём им шанса самим решать свою судьбу.

В Хабаровске мы с друзьями как-то решили восстановить поломанные и разбитые лавочки, находившиеся за нашим домом и думали, что будет классно и людям будет, где сидеть. Сказано - сделано: купили доски, взяли инструмент, привлекли волонтёров, всё рассчитали, как нужно отпилили, что нужно вкопали, что нужно привинтили и потом покрасили. Но оказалось, что жильцы были крайне недовольны нашим поступком и более того, кто-то даже специально эти лавочки ломал. Дело было в том, что на этих лавочках по ночам собиралась молодёжь, под окнами у жильцов, они пили и ругались, и горланили песни полночи, не давая спать спокойно. Наше благое намерение оказалось никому не нужно и даже больше походило на «медвежью услугу».

Часто благие намерения ведут в ад, просто потому что в своём желании помочь, мы стараемся всё сделать за другого человека, а это ему и не нравиться, и совершенно не полезно. Или часто руководствуясь золотым правилом нравственности, мы стараемся дать человеку то, что хотели бы получать сами. Но так как все люди разные и все уникальные, иногда другим людям нужно совсем не то же самое, что и нам. Чтобы благие намерения не приводили в ад, нужно, прежде всего, настолько любить людей, чтобы понять а что нужно им, а во-вторых важно спрашивать людей, насколько они сами готовы к переменам и к этому их мнению прислушиваться.