Битва суздальцев с новгородцами икона история создания. Сказание о битве новгородцев с суздальцами. Мир в это время

Исторический сюжет

В начале 1170 года соединённые силы удельных русских князей - владимирского , смоленского , рязанского , муромского , полоцкого , переяславского и ростовского , - возглавляемые суздальским князем Мстиславом Андреевичем, сыном Андрея Боголюбского , подошли к стенам Новгорода и осадили город.

Когда новгородцы услыхали об этой силе великой, идущей на них, то охватила их печаль и скорбь великая. И, сетуя горько, молились они милостивому Богу и Пречистой Его Матери, Святой Госпоже Богородице. И соорудили они острог вокруг всего Новгорода, а сами укрылись за острогом. И пришли к Новгороду суздальцы со всеми князьями земли Русской, и стояли под городом три дня. Во вторую же ночь осады, когда святой архиепископ Иоанн стоял на молитве пред образом Господа нашего Иисуса Христа, молясь о спасении города этого, в ужасе услышал он голос, говоривший так: «Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицу , и возьми икону Святой Богородицы , и вынеси её на острог, воздвигнутый против супостатов». И святейший архиепископ Иоанн, услышав это, пребывал без сна всю ночь, молясь Святой Богородице, Матери Божьей. <…> И понесли икону на острог, туда, где ныне монастырь Святой Богородицы на Десятине. А все новгородцы были внутри острога, не осмеливаясь выступить против врагов; лишь скорбел каждый о судьбе своей, видя погибель свою, ибо ведь суздальцы и улицы поделили - какая какому городу достанется. И вот, когда наступил шестой час, начали наступать на город все русские полки. И полетели на город стрелы, словно дождь проливной. Тогда икона по Божьему соизволению обратилась ликом к городу, и увидал архиепископ текущие слёзы от иконы, и подставил он под них фелонь свою. <…> Тогда Господь Бог наш умилосердился над городом нашим по молитвам Святой Богородицы: обрушил гнев Свой на все полки русские, и покрыла их тьма, как было при Моисее , когда провел Бог израильтян сквозь Красное море , а фараона потопил. Так и на сих напал трепет и ужас, и ослепли все, и начали биться меж собой. Увидев это, новгородцы вышли в поле и одних перебили, а других захватили в плен.

Память о чудесном избавлении Новгорода от вражеского войска долго сохранялась в форме устных преданий. Архиепископ Иоанн тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь 10 декабря (27 ноября). В XIV веке написано «Слово о знамении святой Богородицы» (сказание о битве новгородцев с суздальцами) . В XV веке рассказ об этом чуде вошёл в новгородский летописный свод , и афонский иеромонах Пахомий Логофет написал «Слово похвальное Знамению».

Икона

Предполагается, что в XV веке (в эпоху расцвета новгородской иконописи) были написаны первые иконы на этот сюжет. Одна из них в настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее . Две аналогичные известные иконы, созданные приблизительно в тот же период, находятся в Новгородском музее и Государственном Русском музее . Иконы «Чудо от иконы Знамение» имеются также и в других местах, в частности, в церквях в селах Курицко и Гостинополье Новгородской области.

Композиционно икона «Чудо от иконы Знамение (Битва новгородцев с суздальцами)» состоит из трёх расположенных одна под другой частей (регистров). В верхней части изображение новгородцев, молящихся перед образом «Богоматерь Знамение» у церкви Спаса Преображения и затем переносящих его. В средней части послы новгородцев и суздальцев, съехавшиеся перед битвой, ведут переговоры о мире и затем начинаются боевые действия, суздальцы мечут стрелы в икону «Богоматерь Знамение». В нижней, заключительной части изображено выступающее из крепостных ворот новгородское войско (слева) и разбитое смятенное войско суздальцев (справа).

Формат иконы точно соответствует золотому квадрату. Композиция произведения напоминает воинский штандарт, состоящий из трёх горизонтальных прикреплённых к древку полос. Вместо древка через два нижних регистра иконы проходит вертикаль крепостной стены. Высь устремлены и главы храмов, и звонницы, фигуры людей, размещённых в верхнем поясе.

Примечания

Ссылки

  • Икона Божией Матери, именуемая "Знамение". Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году // Православие.Ru

Wikimedia Foundation . 2010 .

СКАЗАНИЕ О БИТВЕ НОВГОРОДЦЕВ С СУЗДАЛЬЦАМИ

СЛОВО О ЗНАМЕНИИ СВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ГОД 6677 (1169)

Свершилось это знамение великое и преславное чудо от иконы святой Богородицы в Новгороде.

Так ведь жили новгородцы: землями, которые им бог даровал, владели по своей воле, и князя у себя держали по своему выбору. Был же у них тогда князь Роман Мстиславич, внук Изяслава.

И вот в это время не захотели двиняне давать дань Новгороду, а перешли под власть князя Андрея Суздальского. Новгородцы же послали на Двину сборщиком дани Даньслава Лазутинича, а с ним от каждого конца по сто мужей. И, услышав об этом, князь Андрей послал против них своих мужей - рать в тысячу пятьсот человек. И перехватила эта рать новгородцев на Белоозере, и началась битва. И помог бог мужам новгородским, и убили они из полка Андреева восемьсот воинов, а остальные разбежались. А у новгородцев пало пятнадцать мужей.

И из-за этого князь Андрей разгневался на Новгород и начал рать готовить. Сам же он тогда разболелся и послал сына своего Романа на Новгород со всем войском суздальским, а с ним пошли князь Мстислав со смолянами, а со своими князьями торопчане, муромцы, рязанцы, переславцы, и со всеми князьями вся земля Русская. И было всех князей семьдесят два. Когда новгородцы услыхали об этой силе великой, идущей на них, то охватила их печаль и скорбь великая. И, сетуя горько, молились они милостивому богу и пречистой его матери, святой госпоже богородице. И соорудили они острог вокруг всего Новгорода, а сами укрылись за острогом. И пришли к Новгороду суздальцы со всеми князьями земли Русской, и стояли под городом три дня.

Во вторую же ночь осады, когда святой архиепископ Иоанн стоял на молитве пред образом господа нашего Иисуса Христа, молясь о спасении города этого, в ужасе услышал он голос, говоривший так: «Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону святой Богородицы, и вынеси ее на острог, воздвигнутый против супостатов». И святейший архиепископ Иоанн, услышав это, пребывал без сна всю ночь, молясь святой богородице, матери божьей.

Когда же наступило утро, повелел Иоанн быть собору духовенства и поведал всем о том видении. Они же, слышавше обэтом, прославили бога. И послал архиепископ дьякона своего со всем клиром, чтобы принесли икону на собор. И пошелдьякон в церковь святого Спаса, и поклонился иконе святой Богородицы, хотя ее взять; и не стронулась икона с места своего. Тогда дьякон возвратился и поведал архиепископу о случившемся.

Блаженный же архиепископ Иоанн, слышав это от дьякона своего, поспешно встал с места своего и пошел со всем святым собором, и с ним множество народа. Вошел он в церковь господа нашего, спасителя Иисуса Христа, и, подойдя к иконе госпожи нашей, пречистой богородицы, и преклонив колени, начал молиться, так говоря: «О премилостивая дева, госпожа богородица, владычица, пресвятая дева пречистая! Ты - упование наше, и надежда наша, и заступница града нашего, стена, и покров, и прибежище всем христианам. На тебя ведь надеемся мы, грешные. Молись, госпожа, сыну своему, богу нашему, за город наш, не предай нас врагам нашим ради грехов наших, но услышь, госпожа, плач людей своих и прими молитву рабов своих, избавь, госпожа, город наш от всякого зла и от супостатов наших».

И когда сказал он это, начали петь канон молебный, а после шестой песни канона начали кондак петь «Заступница христиан безупречная». И в это время икона сама сдвинулась с места своего. Люди же, увидев это, со слезами воскликнули: «Господи, помилуй!» Архиепископ же взял ее своими руками, и передал двум дьяконам, и повелел нести ее перед собой, а сам пошел вослед со всем святым собором, свершая канон. Люди же толпились, идуще вослед. И понесли икону на острог, туда, где ныне монастырь святой Богородицы на Десятине.

А все новгородцы были внутри острога, не осмеливаясь выступить против врагов; лишь скорбел каждый о судьбе своей, видя погибель свою, ибо ведь суздальцы и улицы поделили - какая какому городу достанется.

И вот, когда наступил шестой час, начали наступать на город все русские полки. И полетели на город стрелы, словно дождь проливной. Тогда икона по божьему соизволению обратилась ликом к городу, и увидал архиепископ текущие слезы от иконы, и подставил он под них фелонь свою. О великое, внушаюшее трепет чудо! Как это может произойти от сухого дерева? Не слезы ведь это, но проявила она тем знак своей милости: так ведь молилась святая богородица сыну своему и богу нашему за город наш, чтоб не отдал он его в поругание неприятеля.

Тогда господь бог наш умилосердился над городом нашим по молитвам святой богородицы: обрушил гнев свой на все полки русские, и покрыла их тьма, как было при Моисее, когда провел бог израильтян сквозь Красное море, а фараона потопил. Так и на сих напал трепет и ужас, и ослепли все, и начали биться меж собой. Увидев это, новгородцы вышли в поле и одних перебили, а других захватили в плен.

Так минула слава суздальская и честь, Новгород же избавлен был от беды молитвами святой богородицы. Святой же архиепископ Иоанн учредил праздник светлый, и начали праздновать всем Новгородом,- все новгородцы, мужчины, женщины и дети,- праздник Честного Знамения святой богородицы.

Князь Новгородский, великий князь киевский, великий князь Владимирский, полководец времён Киевской Руси, святой Русской православной церкви.

Князь Новгородский (1236-1251), великий князь Владимирский (с 1252). Сын князь Ярослава Всеволодовича.

В 4-летнем возрасте мальчик прошел в Спасо-Преображенском соборе обряд посвящения в воины и стал княжичем. В 1230 году отец посадил Александра вместе со старшим братом на княжение в Новгороде. Но через 3 года Федор умирает, а Александр остается единственным правопреемником княжества. В 1236 году Ярослав уезжает в Киев, затем во Владимир, а 15-летний княжич остается самостоятельно править Новгородом.

Великий князь Александр Невский. Фреска XVI в. Уже в 1280-х гг. во Владимире начинается почитание Александра Невского как святого.

15 июля 1240 нанес шведским войскам сокрушительное поражение в Невской битве, за что получил наименование “Невский”.

Но новгородские бояре испугались возросшего влияния Александра. Представители знати с помощью различных каверз и подстрекательств добились того, что полководец уехал во Владимир к отцу. В это время немецкое войско совершило поход на Русь, захватывая псковские, изборские, вожские земли, рыцари взяли город Копорье. Армия противника вплотную приблизилась к Новгороду. Тогда новгородцы сами стали упрашивать князя вернуться.

Осенью 1241 изгнал ненцев из Копорья, а весной 1242 освободил Псков. 5 апреля 1242 разгромил немецких рыцарей в Ледовом побоище.

Сражение проходило на замерзшем озере. Князь Александр применил тактическую хитрость, заманив рыцарей, облаченных в тяжелые доспехи, на тонкий пласт льда. Атаковавшая с флангов русская конница завершила разгром захватчиков. После этой битвы рыцарский орден отказался от всех недавних завоеваний, также новгородцам отошла и часть Латгалии.

Через 3 года Александр освободил Торжок, Торопец и Бежецк, захваченные войском Великого Княжества Литовского. Затем исключительно силами своего войска, без поддержки новгородцев и владимирцев, догнал и уничтожил остатки литовской армии, а на обратном пути разбил еще одно литовское военное соединение под Усвятом.

Отверг предложение Римского папы принять католичество. Умелой политикой ослабил тяготы монголо-татарского ига, добился освобождения русских от обязанностей выступать войском на стороне татар в их войнах с др. народами (1262).

Б орьба Руси с немецкой и шведской агрессией в XIII в.

На протяжении XI-XII вв. Великий Новгород и Псков имели разносторонние связи с прибалтийскими землями, вели активную торговлю. В XIII в. они вплотную столкнулись с немецкой колонизацией в Прибалтике и Финляндии, а к 1230-м гг. псковские и новгородские земли сами стали “яблоком раздора” в захватнических планах шведов и немецких рыцарей. Русские земли, ослабленные монгольским нашествием, казались легкой и богатой добычей.

В 1240 г. шведы под командованием ярла Швеции Биргера, зять короля Эрика XI Эриксона, на 150 судах вошли в устье р. Невы с целью овладеть Невой и захватить город Ладога, чтобы потом предпринять поход на Великий Новгород. Войско Биргера насчитывало около 5000 человек. Новгородский князь Александр Ярославович с малой дружиной выступил навстречу шведскому войску и сходу ударил по передовым полкам шведов. Благодаря стремительному нападению, которого не ожидал Биргер, смелости и решительности русского князя и его дружины, шведы потерпели сокрушительное поражение. За эту блестящую победу Александр Ярославович получил почетное прозвание Невский.

Созданный в 1198 г. во время Крестовых походов Тевтонский (Немецкий) орден в середине XIII в. основал на прибалтийских землях государство Тевтонского ордена, объединившее покоренные племена пруссов, литовцев и поляков. К 1237 г. он объединился с Орденом меченосцев, получившим название Ливонского ордена. Расширяя свои владения на территории пруссов и прибалтийских племен, немецкие рыцари неоднократно пытались завоевать богатые русские города Псков и Новгород. В 1240 г. силы Ливонского ордена, объединенные с несколькими отрядами, присланными датским королем, захватили русский город Изборск на границе псковской земли.Укрепившись там, рыцари в 1241 г. выступили в поход на Псков. Благодаря предательству псковского боярина, крестоносцы взяли Псков, и псковичи признали власть Ливанского ордена.

Создалась непосредственная угроза Новгороду. Город начал готовиться к обороне, но в этот период в Новгороде не было князя. Князь Александр Ярославович в 1228 г. был поставлен на княжение в Новгород своим отцом, великим князем Владимирским Ярославом Всеволодовичем (1191-1246 гг.), но не смог удержать власть, и был изгнан; в 1236 г. он вернулся в город и утвердился на новгородском столе. После победы в Невской битве 1240 г. политическое влияние Александра Невского настолько возросло, что привело к конфликту с новгородским боярством. Разгневанный князь уехал из города, отправившись в свое родное гнездо – город Переславль-Залеский. Перед лицом военной угрозы со стороны германских рыцарей новгородские бояре смирили гордость, просили князя вернуться и защитить город. В 1241 г. он вернулся в Новгород, собрал войско и отвоевал у крестоносцев крепость Копорье, затем, усилив новгородское войско владимиро-суздальскими полками, освободил Псков.

Г. И. Семирадский. Прием Александром Невским папских послом в Новгороде в 1251 г. Настенная роспись, украшавшая храм Христа Спасителя в Москве

5 апреля 1242 г. стало известно о приближении к Новгороду крупных сил Ливанского ордена. Александр Невский вывел свои войска и владимиро-суздальские полки, пришедшие ему на помощь, на лед Чудского озера, где и состоялось битва. Войско ордена выстроилось клином т.н. “свиньей” (впереди в качестве ударной силы располагались конные рыцари, а внутри строя за ними – пешие войны) и нанесло первый удар, глубоко вклинившись в ряды русских войск. В результате это привело к тому, что крестоносцы оказались в окружении и были почти полностью уничтожены. Русские дружины преследовали противника на протяжении почти 10 км, рыцари потеряли убитыми и пленными 2/3 своего войска, что, учитывая небольшие военные силы немцев в Прибалтике, было ощутимым ударом для ордена.

Ледовое побоище. Художник В.Назарук. 1982 г.

В 1242 г. был заключен мирный договор с Ливонским орденом, который отказывался от претензий на псковские и новгородские земли.

Канонизирован Русской православной церковью. В 1724 нетленные мощи А. Н. перенесены из Владимира в Петербург и покоятся в Александро-Невской лавре.

О РДЕН АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

Орден Александра Невского – один из самых красивых орденов времен Советского Союза. он был учрежден в июле 1942 года и, за годы Великой Отечественной Войны, стал одним из наиболее почитаемых в Советской Армии.Орден Александра Невского «младший» из орденов, которыми награждали полководцев. У него, в отличие от других, отсутствуют степени. При утверждении предполагалось награждение командиров подразделений от взвода до полка.

Но затем круг награждаемых расширился до командиров дивизий и бригад. Награждение производилось Указом Президиума ВС СССР за отвагу и личное мужество, проявленную в боях, соответствующую боевому заданию, инициативу выбора подходящего момента для атаки неприятеля и нанесения ему крупного поражения с минимальными потерями для своих войск. А также за отличное выполнение поставленной боевой задачи, правильную организацию взаимодействия с другими частями для полного или частичного, уничтожения превосходящих сил противника. Большое внимание при награждении уделялось именно умелому и грамотному командованию, результатом которого становилось максимально возможное сохранение техники и личного состава своих частей и подразделений.

История рождения ордена началась в марте 1942 года. Технический комитет Главного интендантского управления Красной Армии получил указание Сталина подготовить проекты орденов Александра Невского, Суворова и Кутузова для награждения полководцев Красной Армии. Проекты были разработаны всего за сутки. Из всех эскизов Ордена Александра Невского Сталин выбрал работу молодого архитектора Телятникова И. С. . Сложность работы заключалась в том, что прижизненных портретов князя Александра Невского не было, и Телятников использовал для профиля князя на ордене профиль артиста Николая Черкасова, сыгравшего роль князя Александра в фильме «Александр Невский».

При рассмотрении эскиза предполагалось изготовление ордена изначально цельноштампованным, что удешевляло его производство. Однако Телятников настоял на том, чтобы орден был сборным, потому, что в таком виде выглядел более красивым и оригинальным. Он был поддержан Сталиным и, в итоге, первый экземпляр был изготовлен именно состоящим из несколько частей. Позднее, с 1943 года, знак стали изготавливать цельноштампованным.Первое награждение орденом Александра Невского состоялись 5 ноября 1942 года. в тот день кавалерами ордена Александра Невского стали помощник командира 1-го отдельного стрелкового батальона 154-й отдельной стрелковой бригады старший лейтенант Рубан И.Н. и командир стрелкового батальона 124-й отдельной стрелковой бригады капитан Цыбулин Степан Петрович.

Источник – интернет и Большая Энциклопедия

ВНИМАНИЕ:
По благословению Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского в 21:00 по
Киевскому времени - общее чтение Акафиста Казанской иконе Божией Матери о
спасении Украины! Это 23:00 по Московскому времени.
Подымемся на молитву! Просите друзей присоединиться и молиться!
Пресвятая Богородица, Царица Небесная, Заступница Усердная рода христианского, спаси нас!

Чудо от иконы Знамение (Битва новгородцев с суздальцами) - популярный в России XV-XVII вв. иконописный сюжет, в основе которого лежит историческое событие: осада Новгорода войском под предводительством суздальского князя Мстислава Андреевича.

В начале 1170 года соединённые силы русских князей: владимирского, смоленского, рязанского, муромского и полоцкого, - возглавляемые суздальским князем Мстиславом Андреевичем, сыном Андрея Боголюбского, подошли к стенам Новгорода и осадили город.
Когда новгородцы услыхали об этой силе великой, идущей на них, то охватила их печаль и скорбь великая. И, сетуя горько, молились они милостивому Богу и Пречистой Его Матери, Святой Госпоже Богородице. И соорудили они острог вокруг всего Новгорода, а сами укрылись за острогом. И пришли к Новгороду суздальцы со всеми князьями земли Русской, и стояли под городом три дня. Во вторую же ночь осады, когда святой архиепископ Иоанн стоял на молитве пред образом Господа нашего Иисуса Христа, молясь о спасении города этого, в ужасе услышал он голос, говоривший так: «Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону Святой Богородицы, и вынеси её на острог, воздвигнутый против супостатов». И святейший архиепископ Иоанн, услышав это, пребывал без сна всю ночь, молясь Святой Богородице, Матери Божьей. <…> И понесли икону на острог, туда, где ныне монастырь Святой Богородицы на Десятине. А все новгородцы были внутри острога, не осмеливаясь выступить против врагов; лишь скорбел каждый о судьбе своей, видя погибель свою, ибо ведь суздальцы и улицы поделили - какая какому городу достанется. И вот, когда наступил шестой час, начали наступать на город все русские полки. И полетели на город стрелы, словно дождь проливной. Тогда икона по Божьему соизволению обратилась ликом к городу, и увидал архиепископ текущие слёзы от иконы, и подставил он под них фелонь свою. <…> Тогда Господь Бог наш умилосердился над городом нашим по молитвам Святой Богородицы: обрушил гнев Свой на все полки русские, и покрыла их тьма, как было при Моисее, когда провел Бог израильтян сквозь Красное море, а фараона потопил. Так и на сих напал трепет и ужас, и ослепли все, и начали биться меж собой. Увидев это, новгородцы вышли в поле и одних перебили, а других захватили в плен.
Чудотворная икона Божией Матери «Знамение» 186 лет после этого события находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году икона из церкви Спаса Преображения была с торжеством перенесена в воздвигнутый в 1354 году особый храм «Знамения Пресвятой Богородицы», впоследствии ставший Знаменским собором. Многочисленные списки с этой иконы известны по всей России. Многие из них являются чудотворными и наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Абалацкая, Дионисиево-Глушицкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.
Память о чудесном избавлении Новгорода от вражеского войска долго сохранялась в форме устных преданий. Архиепископ Иоанн тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь 10 декабря (27 ноября). В XIV веке написано «Слово о знамении святой Богородицы» (сказание о битве новгородцев с суздальцами). В XV веке рассказ об этом чуде вошёл в новгородский летописный свод, и афонский иеромонах Пахомий Логофет написал «Слово похвальное Знамению».
Композиционно икона «Чудо от иконы Знамение (Битва новгородцев с суздальцами)» состоит из трёх расположенных одна под другой частей (регистров). В верхней части изображение новгородцев, молящихся перед образом «Богоматерь Знамение» у церкви Спаса Преображения и затем переносящих его. В средней части послы новгородцев и суздальцев, съехавшиеся перед битвой, ведут переговоры о мире и затем начинаются боевые действия, суздальцы мечут стрелы в икону «Богоматерь Знамение». В нижней, заключительной части изображено выступающее из крепостных ворот новгородское войско (слева) и разбитое смятенное войско суздальцев (справа).
Формат иконы точно соответствует золотому квадрату. Композиция произведения напоминает воинский штандарт, состоящий из трёх горизонтальных прикреплённых к древку полос. Вместо древка через два нижних регистра иконы проходит вертикаль крепостной стены. Высь устремлены и главы храмов, и звонницы, фигуры людей, размещённых в верхнем поясе.

Богоматерь Знамение с изображением битвы новгородцев с суздальцами.
Средняя Русь.
Первая половина XVIII века.

Сказание о битве новгородцев с суздальцами - новгородский памятник сер. XIV в. В феврале 1170 г. объединенные силы нескольких русских княжеств под предводительством Мстислава, сына владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского , пошли походом на Новгород. После трехдневной осады города, 25 февраля, произошло сражение, окончившееся полным поражением суздальских войск. Это событие нашло широкое отражение в древнерусской литературе: кроме летописных повестей ему посвящено новгородское по происхождению С., которое дошло до нас в нескольких редакциях и вариантах.

Летописные повести о событиях 1170 г. делятся на две основные версии: проновгородскую и антиновгородскую. Обе возникли в близкое к событию время. Летописная повесть новгородской ориентации дошла в Летописях Новгородских I , IV и V , в Летописи Авраамки , в 1-й редакции Летописи Софийской I , в Летописце Рогожском , в Летописях Псковской I , Вологодско-Пермской и Никаноровской . Самый ранний текст этого вида летописной повести читается в НIЛ старшего извода, Легенда о чудесной помощи Новгороду иконы Знамения богородицы в этом тексте не отразилась. Уже на раннем этапе литературной истории летописной повести о битве новгородцев с суздальцами из-за неверно понятого текста источника (того вида летописной повести, который читается в HIЛ старшего извода) предводитель суздальцев был ошибочно назван не Мстиславом, а Романом Андреевичем. Рассказу о битве под стенами Новгорода предшествует рассказ о сражении новгородцев с суздальцами на Двине, во время которого небольшая дружина новгородцев, возглавляемая Даньславом Лазутиничем, наголову разбила многочисленную рать суздальцев. В последующих вариантах новгородской летописной повести (после НIЛ старшего извода) перечисленные сюжетные компоненты ее были дополнены рассказом о чудесной помощи Новгороду иконы Знамения богородицы.

Летописная антиновгородская повесть входит в состав Летописей Лаврентъевской , Ипатьевской , Воскресенской , 2-й редакции Софийской I и Летописного свода Московского великокняжеского кон. XV в. Здесь предводитель суздальских войск назван исторически верно - Мстислав Андреевич; события похода и сражения излагаются с точки зрения противников Новгорода. С летописной повестью новгородской версии летописная повесть антиновгородской версии ничем не связана. В Летописи Никоновской рассказ о битве новгородцев с суздальцами представляет собой переработку обеих версий летописной повести - новгородской и антиновгородской.

Содержание С. в его первоначальном виде таково. В 6677 (1170) г. в Новгороде произошло «знамение великое и преславное». В это время у новгородцев, державших у себя князя «по своей воле», княжил Роман Мстиславич, внук Изяслава. Двиняне, земли которых подчинялись Новгороду, не захотели давать Новгороду дань и предались суздальскому князю Андрею. Новгородцы отправили на Двину даныцика Даньслава Лазутинича и с ним «ис концов по сту мужь», т. е. рать в 500 человек. Суздальский князь послал против отряда Лазутинича рать в 1500 человек. На Белоозере произошло сражение, окончившееся победой новгородцев, при этом новгородцы потеряли убитыми 15 воинов, а суздальцы - 800. Разгневанный князь Андрей посылает на Новгород большое войско, во главе которого идет его сын, названный в С. Романом. К суздальцам присоединяются войска других князей. Новгородцы, узнав, о начавшемся против них походе, «поставиша острог около всего Новагорода». На третью ночь после начала осады Новгорода суздальцами молящемуся о спасении города новгородскому архиепископу Иоанну слышится «глас, глаголющ»: «Иди в церковь святаго Спаса на Ильину улицю, и возьми икону святую богородицю, и вынеси на острог противу супостат». Торжественным крестным ходом икону выносят на острог, «иде же ныне манастырь святыа богородица на Десятине». Суздальцы начали наступление на город и «спустиша стрелы, яко дождь умножен». Икона обратилась ликом к городу, и из глаз богородицы потекли слезы: «сим бо образом», - говорит рассказчик, - богородица молится богу за спасение города. Бог обратил свой гнев на суздальцев: их покрыла тьма, на них напал «трепет и ужасть», и они стали избивать друг друга. Новгородцы, увидев это, вышли из острога, стали разить и пленять врагов. Пленных было так много, что новгородцы продавали их за бесценок. В ознаменование чуда Иоанн «сотвори праздник светел», который стали праздновать в Новгороде 27 ноября.

Таково содержание С. в его первоначальной редакции - «Слове о знамении» («Слово о знамении святыя богородица в лето 6777-е»; «В ть же день (месяца ноября в 27 день). Слово о знамении святыя (пресвятыа) богородица, иже в Великом Новеграде. Благослови отче»). Следующая редакция - «Воспоминание знамения» («Месяца ноября, в 27 день. Воспоминание знамения, бывшаго иконою пречистые владичици нашеи богородици в Великом Новеграде») - представлена двумя вариантами - полным и кратким. Полный близок к «Слову» и по содержанию, и текстуально. Но если основа сюжета осталась та же, то характер его раскрытия в «Воспоминании» иной: здесь в значительной степени усиливается религиозно-назидательная функция произведения. Краткий вариант «Воспоминания» текстуально близок к полному, но в нем некоторые части текста либо опущены совсем, либо пересказаны обобщенно. Сопоставление текстов «Слова» и «Воспоминания» с летописными повестями о битве новгородцев с суздальцами свидетельствует о том, что С. связано с летописной повестью не только сюжетно, но и текстуально. Летописным источником С. была летописная запись с изменениями, восходящая к первоначальной летописной записи и послужившая источником летописной повести типа летописи Авраамки и Рогожского летописца.

Первоначальный текст С. возник в 40-50-е гг. XIV в. «Воспоминание о знамении» было составлено Пахомием Сербом во время его первого приезда в Новгород в 30-е гг.XV в. Одновременно с этим Пахомий написал церковную «Службу знамению» и «Слово похвальное знамению». Следующей редакцией С. был текст, включенный в состав Жития Иоанна Новгородского . В житийной редакции почти дословно повторяется текст «Воспоминания», но имеются некоторые дополнения и частичные изменения текста. В житийной редакции снимается новгородская направленность произведения, центр тяжести сюжета переместился в план общехристианской морали: осуждается вражда единоверных, богородица помогает тем, кто уповал на ее милость, и карает тех, кто возгордился и пренебрег ее святым образом. Автор житийной редакции подчеркивает общерусский, а не местный характер (как было в С.) праздника в честь чуда: «Подобает убо всем нам, сыновом рускым, честный и светлый си праздник... обще праздновати с верою и любовию». Вместе с этими изменениями в житийной редакции ярче выступает образ архиепископа Иоанна, сильнее подчеркивается его роль в свершившемся чуде. Единственным списком (ГПБ, Q.I.1153, XVII .) представлена Сводная редакция С., в которой взятый за основу текст «Слова о знамении» сконтаминирован с текстами «Воспоминания о знамении» и житийной редакции С. Редакция С. Степенной книги, вероятнее всего, составлена ее автором протопопом Андреем, будущим митрополитом Афанасием в 60-х г. XVI в. Эта редакция С. включена в Лаптевский том Летописного свода Лицевого , встречается отдельно в составе сборников. В основе редакции лежит «Слово о знамении» с обширными добавлениями автора редакции, пользовавшегося летописями и летописными повестями о битве новгородцев с суздальцами проновгородской и антиновгородской версий. В 30-х г. XVII в. свою редакцию С. составил думный дьяк, печатник Иван Тарасьевич Грамотин («Месяца ноемврия в 27 день. Воспоминание чюдесе преславнаго, бывшаго от иконы пресвятыя владычицы нашея богородицы и присно девы Марии в Великом Новеграде. Сия повесть слогу печатника Иоанна Тарасевича Грамотина»), Редакция Грамотина отличается риторичностью, усилено церковно-религиозное звучание произведения. С. у Грамотина начинается обширным риторическим вступлением и заканчивается похвалой богородице. (См. подробнее в статье о нем). В кон. 60-х гг. XVII в. была составлена Церковная редакция С. при Новгородском Знаменском соборе. К тексту «Слова о знамении» здесь были присоединены: копия записи «во олтари по обе страны горняго места» - о постройке церкви в 1352 г., копия записи о росписи храма в 1363 г. и рассказы о 8 чудесах от иконы Знамения, самое позднее из которых датируется 1666 г. В 1687 г. в Косином монастыре, в Старой Руссе, был составлен большой сборник житий новгородских святых (ГПБ, F.I.729), представляющий собой оригинальные переработки новгородских текстов. Автор Косинской редакции С. свой текст составляет на основе редакции Степенной книги, редакции Грамотина, Церковной редакции и «Слова похвального знамению». По ходу развития сюжета он пользуется то одним, то другим источником, вкрапливая в рассказ свои собственные незначительные вставки.

С. пользовалось огромной популярностью у древнерусских книжников. Различные редакции его дошли до нас в многочисленных списках в составе сборников разнообразного характера. О популярности С. свидетельствует и то, что его редакции включались в летописи вместо летописной повести о битве новгородцев с суздальцами. В Летописях Тверской и Псковской II читается «Слово о знамении» с некоторыми особенностями, присущими только этим текстам. В двух списках Летописи Новгородской хронографической (Погодинском и Академическом) помещена житийная редакция С. В Мазуринском летописце - пересказ краткого варианта «Воспоминания». Изобразительная яркость и конкретность С. нашли отражение в новгородском изобразительном искусстве. Новгородская икона «Битва новгородцев с суздальцами», датируемая искусствоведами 60-80-ми гг. XV в., считается одним из шедевров древнерусской живописи. Эта первоначальная икона (находится в Новгородском музее-заповеднике) была несколько раз повторена новгородскими иконописцами (две, наиболее близкие к первоначальной, реплики этой иконы находятся в Русском музее и в Третьяковской галерее). Исходя из содержания иконы можно утверждать, что иконописец, знал и С., и летописную повесть новгородской версии, но создал свое собственное, оригинальное произведение, а не иллюстрацию какого-либо из текстов. К XVI в. относится новгородская икона архиепископа Иоанна в деяниях и чудесах. Девять клейм из двадцати девяти этой иконы посвящены битве новгородцев с суздальцами. Содержание этих клейм восходит к житийной редакции С. В рукописи ГПБ, F.I.730 (XVII в.) перед текстом С. в редакции Грамотина на отдельных листах нарисовано одиннадцать миниатюр, иллюстрирующих битву новгородцев с суздальцами, с подробными подписями. По существу это самостоятельная повесть в картинках. В миниатюрах передано содержание всего С., подписи же - не цитаты из какого-либо текста С., а самостоятельный текст.

Изд. : ПЛ. 1860. Вып. 1. С. 241-242; ПСРЛ. СПб., 1863. Т. 15. С. 244-247; СПб., 1908, Т. 21, 1-я пол. С. 235-239; Пг., 1917. Т. 4, ч. 2, вып. 1. С. 162-166; М., 1968. Т. 31. С. 63-64; Псковские летописи. М., 1965. Вып. 2. С. 19-21; ПЛДР. XIV - середина XV века. М., 1981. С. 448-453.

Лит. : Ключевский . Древнерусские жития. С. 126-128; Xрущов И. П . О древнерусских исторических повестях и сказаниях XI-XII столетия. Киев, 1878. С. 129-130; Гусев П. Л . Новгородская икона св. Иоанна. (Илии) архиепископа в деяниях и чудесах. СПб., 1903; Яблонский В . Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. С. 120-123, 151-154; Труды 15-го археологического съезда в Новгороде. 1911. М., 1914. Т. 1. Протоколы. С. 78; Лихачев Д. С. Литература Новгорода XIV-XV вв. // История русской литературы. М.; Л., 1945. Т. 2, ч. 1. С. 263-264; Порфиридов Н. Г . Древний Новгород. М.; Л., 1947. С. 239-240, 296; Frolow A. Le Znamenie de Novgorod: évolution de la légende // Revue des études slaves. Paris, 1948. T. 24. P. 67-81: T. 25. P. 45-72; Лазарев В. Н . Новгородская иконопись. М., 1969. С. 35-36, табл. 51-53, 60-63; Дмитриев Я. А . Житийные повести русского Севера как памятник литературы XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 95-148, 281-284; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982. с. 83-86, 98-101, 150-154, 217-220, 229-230, 423.