Биография льюиса кэрролла, творчество писателя, интересные факты. Льюис Кэрролл: любопытные факты Основная специальность льюиса кэрролла

Чарльз Лютвидж (Латуидж) Доджсон , замечательный английский детский писатель, отменный математик, логик, блестящий фотограф и неистощимый выдумщик. Родился 27 января 1832 в Дейрсбери близ Уоррингтона, графство Чешир, в семье священника. В роду Доджсонов мужчины были, как правило, либо армейскими офицерами, либо священнослужителями (один из его прадедов, Чарльз, дослужился до епископа, дед, опять-таки Чарльз, был армейским капитаном, а его старший сын, и тоже Чарльз, был отцом писателя). Чарльз Лютвидж был третьим ребенком и старшим сыном в семье среди четверых мальчиков и семи девочек.
Образованием юного Доджсона до двенадцати лет занимался отец, блестящий математик, которому прочили замечательную академическую карьеру, но он предпочел стать сельским пастором. Сохранились составленные вместе с отцом «списки для чтения» Чарльза, поведавшие нам о солидном интеллекте мальчика. После переезда семьи в 1843 в деревню Крофт-на-Тисе, на севере графства Йоркшир, мальчика определили в грамматическую школу Ричмонда. С детских лет он развлекал семью магическими фокусами, кукольными представлениями и стихами, написанными им для самодельных домашних газет («Полезная и назидательная поэзия», 1845). Полтора года спустя Чарльз поступил в Регби-Скул (Rugby School), где он проучился четыре года (с 1846 по 1850 годы), проявив выдающиеся способности к математике и богословию.
В мае 1850 Чарльз Доджсон был зачислен в Крайст-Чёрч-колледж (Christ Church College) Оксфордского университета и в январе следующего года переехал в Оксфорд. Однако в Оксфорде, всего лишь по истечении двух дней, он получает неблагоприятное известие из дома – умирает его мать от воспаления мозга (возможно, менингита или удара).
Учился Чарльз хорошо. Победив в конкурсе на стипендию Боултера в 1851 и удостоившись отличия первого класса по математике и второго по классическим языкам и античным литературам в 1852, юноша был допущен к научной работе, а также получил право читал лекции в христианской церкви, коим пользовался впоследствии 26 лет. В 1854 году он окончил со степенью бакалавра Оксфорд, где впоследствии, после получения магистерской степени (1857) он работал, занимал в том числе должность профессора математики (1855-1881).
Доктор Доджсон жил в небольшом доме с башенками и был одной из достопримечательностей Оксфорда. Внешность и манера речи его были примечательны: легкая асимметрия лица, неважный слух (он был глух на одно ухо), сильное заикание. Лекции Чарльз читал отрывистым, ровным, безжизненным тоном. Знакомств избегал, часами бродил по окрестностям. У него было несколько любимых занятий, которым он посвящал все свободное время. Доджсон очень много работал - поднимался на рассвете и садился за письменный стол. Чтобы не прерывать работы, он почти ничего не ел днем. Стакан хереса, несколько печений - и снова за письменный стол.
Льюис Кэрролл Ещё в молодом возрасте, Доджсон много рисовал, пробовал своё перо в поэзии, писал рассказы, отсылая свои труды в различные журналы. Между 1854 и 1856 гг. его работы, в основном юмористического и сатирического плана, появились в национальных изданиях (“Comic Times”, “The Train”, “Whitby Gazette” и “Oxford Critic”). В 1856 году в «Поезде» появилась небольшая романтичная поэма «Одиночество» под псевдонимом «Льюис Кэрролл».
Свой псевдоним он изобрел следующим образом: «перевел» на латынь имя Чарльз Лютвидж (получилось Каролус Людовикус), а затем вернул латинскому варианту «истинно английский» вид. Все свои литературные («несерьезные») опыты Кэрролл подписывал именно псевдонимом, настоящее же имя ставил только в заглавиях математических работ («Конспекты по плоской алгебраической геометрии», 1860, «Сведения из теории детерминантов», 1866). Среди ряда математических работ Доджсона выделяют труд «Евклид и его современные соперники» (последнее авторское издание - 1879).
В 1861 году Кэрролл принял духовный сан и стал диаконом англиканской церкви; это событие, равно как и устав оксфордского колледжа Крайст-Черч, согласно которому профессора не имели права жениться, заставили Кэрролла отказаться от имевшихся у него смутных матримониальных планов. В Оксфорде он познакомился с Генри Лидделлом, деканом колледжа Крайст-Черч, и со временем стал другом семейства Лидделлов. Проще всего ему было находить общий язык с дочерьми декана - Алисой, Лориной и Эдит; вообще с детьми Кэрролл сходился куда быстрее и легче, нежели со взрослыми, - так было и с детьми Джорджа Макдональда, и с отпрысками Альфреда Теннисона.
Молодой Чарльз Доджсон был приблизительно шести футов высотой, строен и красив, со вьющимися каштановыми волосами и синими глазами, но есть мнение, что по причине заикания ему тяжело было общаться со взрослыми, зато с детьми он раскрепощался, становился свободен и быстр в речи.
Именно знакомство и дружба с сестрами Лидделл и привели к появлению на свет сказочной повести «Алиса в Стране Чудес» (1865), мгновенно сделавшей Кэрролла знаменитым. Первое издание «Алисы» проиллюстрировал художник Джон Тенниэл, чьи иллюстрации сегодня считаются классическими.
Льюис Кэрролл Невероятный коммерческий успех первой книги «Алисы» изменил жизнь Доджсона, поскольку Льюис Кэрролл стал достаточно известным во всем мире, его почтовый ящик был наводнен письмами почитателей, он начал зарабатывать весьма существенные денежные суммы. Однако Доджсон так и не отказался от скромного быта и церковных постов.
В 1867 Чарльз в первый и последний раз покидает Англию и совершает весьма необычное по тем временам путешествие в Россию. Посещает по дороге Кале, Брюссель, Потсдам, Данциг, Кенигсберг, проводит в России месяц, возвращается в Англию через Вильно, Варшаву, Эмс, Париж. В России Доджсон посещает в Санкт-Петербург и его окрестности, Москву, Сергиев Посад, ярмарку в Нижнем Новгороде.
За первой сказочной повестью последовала вторая книга - «Алиса в Зазеркалье» (1871), на мрачноватом содержании которой отразилась смерть отца Кэрролла (1868) и последовавшая за ней многолетняя депрессия.
Чем же примечательны приключения Алисы в Стране Чудес и в Зазеркалье, ставшие самыми известными детскими книгами? С одной стороны, это увлекательное повествование для детей с описаниями путешествий в фантастические миры с причудливыми героями, навсегда ставшими кумирами детворы - кто же не знает Мартовского Зайца или Красную Королеву, Черепаху Квази или Чеширского Кота, Шалтая-Болтая? Сочетание воображения и абсурда делает авторский стиль неподражаемым, гениальное воображение и игра слов автора приносит нам находки, в которых обыгрывались расхожие поговорки и присловья, сюрреалистические ситуации ломают привычные стереотипы. Вместе с тем, известные физики и математики (М.Гарднер в том числе) с удивлением обнаружили в детских книгах массу научных парадоксов, и нередко эпизоды приключений Алисы рассматривались в научных статьях.
Пять лет спустя вышла в свет «Охота на Снарка» (1876), фантастическая поэма с описанием приключений причудливой команды по-разному неадекватных существ и одного бобра, она явилась последней широко известной работой Кэрролла. Интересно, что живописец Данте Габриэль Россетти был убежден, что поэма написана о нем.
Интересы Кэрролла многогранны. Конец 70-х и 1880-е годы характерны тем, что Кэрролл издает сборники загадок и игр («Дублеты», 1879; «Логическая игра», 1886; «Математические курьезы», 1888-1893), пишет стихи (сборник «Стихи? Смысл?», 1883). Кэрролл вошел в историю литературы как сочинитель «бессмыслиц», в том числе стишков для детей, в которых было «запечено» их имя, акростихов.
Кроме математики и литературы, Кэрролл много времени уделял фотографии. Хотя он был фотографом-любителем, ряд его снимков вошел, если можно так выразиться, в анналы мировой фотохроники: это фотографии Альфреда Теннисона, Данте Габриэля Россетти, актрисы Эллен Терри и многих других. Особенно Кэрроллу удавались снимки детей. Однако в начале 80-ч годов он забросил занятия фотографией, объявив, что это увлечение ему «надоело». Кэрролл считается одним из самых известных фотографов второй половины XIX века.
Кэрролл продолжает писать - 12 декабря 1889 года выходит в свет первая часть романа «Сильви и Бруно», а в конце 1893 года и вторая, но литературные критики отнеслись к произведению с прохладцей.
Скончался Льюис Кэрролл в Гилдфорде, графство Сарри, 14 января 1898, в доме своих семи сестер, от вспыхнувшей после гриппа пневмонии. Ему было неполных шестьдесят шесть лет. В январе 1898 года большую часть рукописного наследия Кэрролла сожгли его братья - Уилфред и Скеффингтон, не знавшие, что им делать с кипами бумаг, которые оставил после себя их «ученый братец» в комнатах при Крайст-Чёрч-колледже. В том костре исчезли не только рукописи, но и часть негативов, рисунков, манускриптов, страницы многотомного дневника, мешки писем, написанных странному доктору Доджсону друзьями, знакомыми, обычными людьми, детьми. Дошла очередь и до библиотеки из трех тысяч книг (в буквальном смысле слова фантастической литературы) - книги были проданы на аукционе и разошлись по частным библиотекам, но каталог той библиотеки сохранился.
Книга «Алиса в Стране Чудес» Кэрролла вошла в список двенадцати «самых английских» предметов и явлений, составленный министерством культуры, спорта и СМИ Великобритании. По этому культовому произведению снимают фильмы и мультфильмы, проводят игры, музыкальные инсценировки. Книга переведена на десятки языков (более 130) и оказала большое влияние на многих авторов.

Которого по сегодняшний день оставляет много пикантных вопросов, выдает многопланового и талантливого человека. Это и способный математик, и талантливый писатель. По произведениям автора снято более 100 фильмов в разных жанрах.

Место рождения Англия

19 век славится многими гениями, одного из них знают все - Льюис Кэрролл. Биография его начинается в живописной деревне Дарсбери, что входила в графство Чешир. В доме священника Чарльза Доджсона всего было 11 детей. Будущего писателя назвали в честь отца, он родился 27 января 1832 года и до 12 лет получал домашнее образование. Затем был отправлен в школу частного порядка, где обучался до 1845 года включительно. Следующие 4 года провел в Рагби. В этом учреждении он был менее счастлив, но показывал блестящие успехи по дисциплинам математики и божьего слова. В 1950 году поступил в Крайст-Черт, в 1851 перевелся в Оксфорд.

Дома со всеми детьми занимался сам глава семейства, и занятия походили на веселые игры. Чтобы лучше объяснить маленьким детям азы счета и письма, отец использовал такие предметы, как шахматы и счеты. Уроки правил поведения походили на веселые застолья, где путем «чаепития наоборот» в детские головы укладывались знания. Когда молодой Чарльз учился в грамматической школе, то наука давалась легко, его хвалили, и обучение доставляло удовольствие. Но в последующем изучении наук удовольствие пропало, и успехов было меньше. К Оксфорду он считался средним учеником с хорошими, но неиспользуемыми способностями.

Новое имя

Первые рассказы и стихи начал писать еще в колледже под псевдонимом Льюис Кэрролл. Биография рождения нового имени проста. Его друг и издатель Йетс посоветовал просто поменять первые буквы, для лучшего звучания. Было несколько предложений, но Чарльз остановился на этом коротком варианте, а главное, удобным для произношения детей. Свои работы по математике он публиковал под настоящим именем: Чарльз Лютвидж Доджсон.

Математик и логик

Учеба в колледже была для писателя скучна. Но степень бакалавра он получил легко, а на конкурсе по чтению лекций математического уклона выиграл возможность преподавать курс в Крайст-Черт. 26 лет Чарльз Доджсон посвятил евклидовой геометрии, алгебре и мат. анализу, всерьез увлекся теорией вероятности и математическими головоломками. Почти случайно разработал метод вычисления определителей (конденсация Доджсона).

Есть два взгляда на его научную деятельность. Одни считается, что внушительного вклада он не принес, но преподавание приносило постоянный доход и возможность заниматься любимым делом. Но есть мнение, что достижения Ч. Л. Доджсона в области логики просто опередили математическую науку того времени. Разработки более простых решений соритов изложены в «Символической логике», а второй том был уже адаптирован для детского восприятия и носил название «Логическая игра».

Духовный сан и путешествие в Россию

В колледже Чарльз Доджсон принял духовный сан диакона. Благодаря этому он мог читать проповеди, но не работать в приходе. В это время шло развитие контактов английской церкви и русского православия. К празднику, посвященному 50-тилетию пребывания митрополита Филарета на московской кафедре, писатель и диакон Чарльз с богословом Генри Лиддоном были приглашены в Россию. Доджсон по-настоящему наслаждался путешествием. Исполнив свои обязанности на официальных встречах и мероприятиях, он посещал музеи, записывал впечатления от городов и людей. Некоторые фразы на русском внесены им в «Дневник путешествия». Это была книга не для публикации, а для личного пользования, которую издали только после смерти автора.

Встречи русских и англичан, беседы через переводчиков и неофициальные прогулки по городу оставили яркое впечатление у молодого диакона. До этого (и после) он больше никуда не выезжал, кроме редких посещений Лондона и Бата.

Льюис Кэрролл. Биография писателя


В 1856 году Чарльз знакомится с семьей нового декана колледжа Генри Лиддела (не путать с разные люди). Между ними завязываются крепкие приятельские отношения. Частые посещения сближают Доджсона со всеми членами семьи, но особенно с младшей дочерью Алисой, которой исполнилось всего 4 года. Непосредственность, обаяние и веселый нрав девочки очаровывают автора. Льюис Кэрролл, произведения которого уже печатаются в таких серьезных журналах, как «Комические времена» и «Поезд», обретает новую Музу.

В 1864 году выходит первое произведение про сказочную Алису. После поездки в Россию Кэрролл создает вторую повесть приключений главной героини, вышедшую в 1871 году. Стиль писателя вошел в историю как «своеобразный кэррелловский». Сказка «Алиса в стране чудес» написана для детей, но пользуется устойчивым успехом у всех любителей жанра фэнтези. Автор использовал философские и математические шутки в сюжете. Произведение стало классикой и лучшим образцом абсурда, структура повествования и действия оказали сильное влияние на развитие искусства того времени. Льюис Кэрролл создал новое направление в литературе.

Две книги

Сказка «Алиса в стране чудес» - это первая часть приключений. Сюжет рассказывает о девочке, которая пытается догнать смешного Кролика в шляпе и с карманными часами. Через нору она попадает в зал, где много маленьких дверей. Чтобы войти в сад с цветами, Алиса с помощью веера уменьшает свой рост. В волшебном мире она встречает неторопливую Гусеницу, забавного мудрого а также вредную Герцогиню, которая любит рубить головы. Алиса присутствует на безумном чаепитие с Мартовским Зайцем и Болванщиком. В саду Героиня знакомится с карточными стражами, которые перекрашивают белые розы в красный цвет. После игры в крокет с Королевой, Алиса попадает на суд, где выступает в качестве свидетельницы. Но вдруг девочка начинает расти, все персонажи превращаются в карты и сон заканчивается.

Через несколько лет автор издает вторую часть под псевдонимом Льюис Кэрролл. «Алиса в зазеркалье» - это путешествие через зеркало в другой мир, который представляет собой шахматную доску. Здесь героиня знакомится с Белым Королем, говорящими цветами, Черной Королевой, с Шалтаем-Болтаем и другими сказочными персонажами, прототипами шахмат.

Краткий анализ книг про Алису

Льюис Кэрролл, книги которого можно разложить по математическим и философским задачам, в своих произведениях пытается задавать сложные вопросы. Полет через в своей медлительности напоминает теорию с убывающим ускорением к центру Земли. Когда Алиса вспоминает таблицу умножения, используется при которой 4Х5 действительно равно 12. А в уменьшениях и увеличениях девочки и в ее опасении (как бы совсем не исчезнуть) можно узнать исследования Э. Уиттекера об изменениях Вселенной.

Запах перца в доме Герцогини - на строгость и жесткость характера хозяйки. А также напоминание привычки бедняков перчить еду, чтобы скрыть вкус дешевого мяса. Конфликт науки и этики явно прослеживается в реплике Чеширского Кота: «Если долго идти, то обязательно куда-нибудь придешь». В процессе чаепития Кэрролл отдает фразу о том, что нужно подстричь длинные волосы Алисы, персонажу Болванщику. Современник писателя утверждает, что это личная шпилька всем тем, кто был недоволен прической Чарльза в жизни, так как он носил волосы длиннее, чем позволяла мода того времени.

И это только общеизвестные примеры. На самом деле любую ситуацию в приключениях Алисы можно разложить на логическую загадку или философскую задачу понятия мира.

Цитаты Кэрролла

Льюис Кэрролл, цитаты которого используются сегодня так же часто, как и Шекспировские, был скрытым бунтарем своего времени. «Скрытым», значит, выражал свое несогласие с правилами поведения в обществе завуалированными колкостями. Например, слишком длинные волосы.

  • Вот бы для разнообразия встретить разумного человека!
  • Жизнь, это конечно серьезно, но не очень…
  • Время нельзя провести!
  • Правильно что-то объяснить другому - сделать все самому.
  • Мораль есть везде - нужно искать!
  • Все такое разное, вот это нормально.
  • Если поспешить, то пропустишь чудо.
  • Почему кому-то так нужна мораль?!
  • Развлечения интеллекта нужны для здоровья духа.

Пикантные сплетни 19 века

Льюис Кэрролл, книги которого не теряют популярности от Английской королевы до русского школьника, был одиноким и нелюдимым членом общества. Талантливый человек занимался фотографией и (с разрешения матерей) снимал юных красавиц обнаженными для своей коллекции. В жизни и в колледже, Чарльз Доджсон был замкнутым, заикался и не слышал одним ухом. Духовный сан не позволял ему жениться.

Существует несколько опровержений слухам, рожденным еще при жизни писателя. Да, он чувствовал себя ущербным и именно поэтому избегал женщин своего возраста. Все девочки, с которыми он общался, были старше 14 лет. Для того времени, это уже молодые леди в поисках жениха. В воспоминаниях девушек нет никакого намека на сексуальное домогательство. А многие из них специально уменьшали свой возраст, чтобы не быть скомпрометированными. Ребенку можно свободно общаться с мужчиной, а приличной леди нельзя.

27 января 1832 года родился английский математик, логик, фотограф, изобретатель Чарльз Лютвидж Доджсон . О человеке, стремившемся сделать математику увлекательной, о логике, любившем нарушать логику, и о любителе писать по ночам рассказываем в сегодняшнем выпуске «Истории науки».

Чарльз Доджсон был как минимум четвертым Чарльзом в роду - вместе с отцом, дедом и прадедом. У его отца, кстати, были неплохие математические способности: он учился в Оксфорде и мог бы построить академическую карьеру, но вместо этого женился и стал приходским священником.

Самый младший из этих Чарльзов пошел по стопам отца: учился в Оксфорде, в том же колледже, что и отец. Он показал себя способным студентом, учеба ему легко давалась, даже несмотря на не самое ответственное к ней отношение.

Особенно отличился он в математике, окончив курс лучшим по этому предмету. После учебы он остался в том же колледже преподавателем. На тех или иных должностях наш герой будет числиться в Оксфорде до конца жизни.

В колледже Чарльз начал свою писательскую карьеру и там же придумал себе псевдоним, под которым мы все его и знаем. С этим Доджсону помог его издатель Эдмунд Йейтс. Идея состояла в том, чтобы найти латинские аналоги имен писателя, Чарльз и Лютвидж, немного их изменить и взять себе как псевдоним.

Наш герой последовал совету: аналог имени Чарльз - Карл - он изменил до Кэрролла , а Лютвидж через Людовика превратился в Льюиса. Ну и, вдобавок, он поменял их местами.

Было еще несколько вариантов псевдонима, например Эдгар Катвеллис (Edgar Cuthwellis), который можно было получить перестановкой букв в тех же Чарльзе и Лютвидже (Charles Lutwidge).

Как говорится в одной из его биографий, «Если бы Доджсон не написал „Алису“, его могли бы запомнить как „пионера“ фотографии, одного из первых, кто воспринимал фотографию как искусство, а не просто средство фиксирования изображения… Если бы Доджсон не написал „Алису“ и не был бы фотографом, его бы помнили как математика, к этой карьере он стремился, будучи лектором Крайст-Черч, крупнейшего колледжа Оксфорда».

Вот об этом фотографе, математике, логике и изобретателе и пойдет сегодня речь. О писателе мы больше не скажем ни слова.

Фотоаппарат появился у Доджсона в 1856 году, он был желанной (и недешевой в то время) покупкой. Фотография сразу увлекла Чарльза. Многие годы он снимал своих друзей и знакомых, взрослых и детей.

Его известность как писателя и навыки фотографа позволили ему заполучить в качестве моделей известных людей того времени: художника и поэта Данте Габриэля Россетти , живописца Джона Милле, писателя и художника Джона Рескина, дарвиниста Томаса Гексли и физика Майкла Фарадея. Да и себя в качестве модели он тоже с охотой привлекал.

Увлечение фотографией в середине XIX века требовало немало терпения и ловкости. Вот как Доджсон описывал в одном из своих рассказов фотографию с выдержкой в минуту и сорок секунд: «Весь дрожа от нетерпения, я спрятал голову под чехол и начал проявлять снимок.

Деревья довольно нечеткие… ладно! Ветер раскачивал ветви, но это не будет очень заметно. А фермер? М-да… он прошел несколько ярдов, и прискорбно видеть, как много рук и ног у него появилось. Бог с ним! Назовем его пауком, сороконожкой, чем угодно… а корова? С большой неохотой я был вынужден признать, что у коровы три головы, и, хотя такое животное имеет курьезный вид, его не назовешь живописным».

Доджсон-математик и логик занимался как «серьезной» наукой, так и составлением математических игр и головоломок. Он предложил графический способ логических задач и способ вычисления определителей матриц, называемый конденсацией Доджсона. Он написал довольно необычную по форме (в виде диалогов) работу о Евклиде, учения которого уже начали ставить под сомнение современники Чарльза.

Помимо этого Чарльз составил множество логических и математических задач для детей, геометрические головоломки, задачки на последовательности. Был среди его книг и «почти серьезный» учебник «Символическая логика». Также широко известны его «Полуночные задачи» (Pillow Problems) - сборник из 72 задач, предназначенных для решения в уме.

Значительная их часть относится к геометрии и теории вероятностей. Вот одна из них: «Урна содержит один шар, о котором известно, что он либо белый, либо черный. В урну кладут белый шар, после чего его содержимое перемешивают и вытаскивают наудачу один шар, который оказывается белым. Какова после этого вероятность вытащить белый шар?»

Доджсон предложил множество маленьких усовершенствований, в разной степени полезных: способ проверки делимости чисел на 17 и 19, два шифра, шкалу для определения количества налитого ликера, мнемонические правила для запоминания цифр, условия исключения из теннисных турниров и шахматы для путешественников.

Также известно его изобретение, позволяющее записывать что-либо в темноте, - никтограф (или тифлограф). Устройство несложное - кусок плотного картона с 16 квадратными вырезами. К нему прилагался шифр, вписывающий каждую букву в квадратик никтографа. Используя эту систему, Доджсон мог записывать пришедшие в часы бессонницы мысли (или те же «Полуночные задачи»), не утруждая себя поисками свечи.

Еще одна его выдумка - игра в слова, или дуплеты. Суть ее состоит в выстраивании цепочки слов между двумя данными в условии, чтобы каждое последующее отличалось от предыдущего лишь одной замененной буквой.

Само собой, все слова будут существительными, а количество и порядок букв менять нельзя. Примером таких дуплетов (пар первое/последнее слово) могут служить «волк и нора», «море и суша» или «four и five».

Льюис Кэрролл является одной из самых загадочных личностей в истории мировой литературы. Широко известный как сказочник, автор знаменитой «Алисы в стране чудес», он еще являлся и замечательным, а по свидетельствам знатоков – лучшим фотографом своего времени. Некоторую скандальность его личности придавал тот факт, что слабостью его было снимать обнаженными маленьких девочек. «Я обожаю всех детей», — сказал однажды Кэрролл, — «за исключением мальчиков». При этом нашлись исследователи, которые утверждали, будто он испытывал болезненный сексуальный интерес к своим моделям и даже проводили аналогию между ним и маньяком-убийцей Джеком-потрошителем. В то же время известно, что его коллеги по учебе в Оксфорде, священнослужители, художники безгранично ему доверяли, иначе как можно объяснить, что позировали чаще всего художнику дети знакомых?

Однако, обо всем по-порядку…

Родился Чарльз Лютвидж Доджсон (это потом он возьмет псевдоним Льюис Кэрролл) 27 января 1832 года в графстве Чешир в Англии в многодетной семье приходского священника. Он был третьим ребенком и старшим сыном в семье, где родилось четверо мальчиков и семь девочек. Образование Чарльз начал получать дома и уже в детстве отличался исключительной сообразительностью. Маленьким он был левшой, которого очень старательно пытались переучить, запрещая писать левой рукой, что в дальнейшем привело к заиканию. Сначала образованием мальчика занимался отец, но в 12 лет ребенок поступил в грамматическую частную школу недалеко от Ричмонда, где ему очень нравилось, но через 2 года родители отдали ребенка в привилегированное учебное заведение закрытого типа Рагби-Скул, где ему нравилось значительно меньше, однако именно в этой школе проявились его выдающиеся способности к математике и классическим языкам. Получив отличное образование и обладая целым рядом талантов, молодой человек поступил в Оксфорд, где был допущен к научной работе и чтению лекций, которые, впрочем, были ему довольно скучны. Примерно в это же время он страстно увлекся фотографией. В 1855 году Доджсону предложили должность профессора в его колледже, что в те времена означало принятие духовного сана и обета безбрачия. Впрочем, последнее ему далось легко, поговаривали, что Кэрролл испытывал абсолютное безразличие к сексуальной жизни и умер девственником. Больше всего в этих переменах самого Доджсона беспокоило то, что данное обстоятельство может стать серьезным препятствием для дальнейших занятий фотографией и столь любимых им посещений театра. Тем не менее, в 1861 году Доджсон принял сан диакона, что было первым промежуточным шагом к принятию сана священника. Однако изменения университетского статуса в дальнейшем избавили его от необходимости дальнейших шагов в этом направлении.

Для более полного понимания личности писателя и тех фактов из его жизни, которые дошли до настоящего времени, следует отметить, что он с детства был очень застенчивым и, как мы знаем, заметно заикался. Он вел упорядоченный образ жизни: читал лекции, совершал обязательные прогулки пешком, ел только в определенные часы и слыл патологическим педантом. Но что поражало окружающих: его застенчивость и заикание тотчас же исчезали, едва он оказывался в обществе маленьких девочек. Это обстоятельство отмечали все его знакомые, а о его дружбе с маленькими девочками основательно заговорили в 1856 году, когда в колледже, где работал Льюис, появился новый декан Генри Лиделл. Он приехал на новое место работы в сопровождении своей жены и четырех маленьких детей: Гарри (Harry), Лорины (Lorina), Алисы (Alicia) и Эдит (Edith). Доджсон, который очень любил маленьких детей, очень скоро подружился с девочками и стал частым гостем в доме Лидделлов. Вызывает крайнее изумление та сдержанность, с которой Кэрролл описывал свои встречи с Алисой, и все же 25 апреля 1856 года появилась запись о том, что писатель вышел на прогулку вместе с тремя сестрами. К тому времени Кэрролл был уже знаком со старшей из сестер Лидделл, младшей же на тот момент было лишь два года, и потому логично предположить, что писатель был поражен именно встречей с четырехлетней Алисой, которую он ни разу не видел прежде. Но имя этой девочки в дневниковых записях Кэрролла не появлялось вплоть до мая 1857 года, когда писатель преподнес Алисе небольшой презент на ее пятый день рождения. Часто Кэрролл заходил в дом декана играть с Алисой и двумя ее сестрами (разумеется, получив предварительно приглашение от миссис Лидделл); девочки приходили к нему в гости (конечно, с позволения матушки); они вместе гуляли, катались на лодке, ездили за город (само собой, в присутствии гувернантки мисс Прикетт, — и получалось, что чаще всего впятером). Кэрролл так много времени проводил в доме Лиделлов, что по колледжу, в котором он преподавал, поползли слухи о его связи с гувернанткой детей Лидделлов, после чего писатель отметил в своем дневнике, что «впредь, находясь в обществе, я буду избегать любого упоминания о девочках, за исключением лишь тех случаев, когда это не вызовет никаких подозрений».

Начиная с ноября 1856 года, Кэрролл начал ощущать неприязненное отношение к себе со стороны миссис Лидделл. Из дневника писателя, судя по всему, навсегда исчезли записи, посвященные периоду с 18 апреля 1858 года по 8 мая 1862 года, а именно он лег в основу созданного несколько позднее шедевра — «Алисы в Стране Чудес». А знаменитая летняя прогулка на лодке состоялась 4 июля 1862 года. В этот день Льюис со своим приятелем-священником и тремя дочками декана поднялись на лодке по одному из притоков Темзы. День выдался очень жаркий, и утомленные девочки попросили старшего друга рассказать им сказку. И Кэрролл стал на ходу придумывать замысловатый сюжет о приключениях Алисы под землей, где девочка заснула на лугу. И ей снится необыкновенный сон, как она падает в кроличью нору, встречает странных персонажей и участвует в удивительных приключениях. Необычным в этой сказке было то, что в ней семилетняя Алиса пытается рассуждать, участвовать в различных дискуссиях с фантастическими героями, но ее мысли и выводы не поддаются обычной логике.

Впоследствии Кэрролл записал эту сказку (по просьбе девочки), которая была издана 2 года спустя под названием «Приключениями Алисы под Землей», а после триумфального шествия по миру ее стали называть «Приключениями Алисы в Стране Чудес». Свой же рукописный экземпляр он подарил «заказчице», вклеив в конце рукописи сделанную лично им фотографию главной героини.

В 1928 г. миссис Р.Г.Харгривз (Алиса Лиддел) сдала рукопись на книжный аукцион Сотби и получила за нее 15400 фунтов стерлингов, затем она была передана в дар Великобритании. В настоящее время рукопись находится в Британском музее в Лондоне.

Недовольство миссис Лидделл, которое вызывали отношения между Кэрроллом и ее дочерьми, росло все больше. В 1864 году она полностью запретила любые прогулки и встречи между писателем и девочками и уничтожила все письма, полученные Алисой от Кэрролла. И сам писатель, судя по всему, вырвал из своих, дошедших до нас дневников, страницы, в которых упоминается именно этот период разрыва отношений с Лидделлами.

Несмотря на то, что Льюис Кэрролл является автором выдающихся научных книг, статей по математике и логике, именно его сказки принесли ему всемирную известность и были наиболее обсуждаемы критикой и читателями. Более того, предметом исследования явилась также личная жизнь писателя-ученого, которая также «не укладывалась ни в какие рамки».

Особенно много споров и обсуждений возникло вокруг его странной многолетней дружбы с Алисой Лидделл, ради которой он написал свою сказку, которую постоянно фотографировал и рисовал, в том числе и обнаженной.

Алиса часто присутствует на его снимках, на одном из самых знаменитых она изображает попрошайку. С этого фото на нас смотрит семилетняя особа. В свободной позе, с оголенным плечом, она выглядит вызывающе сексапильно.

Не только юная Алиса занимала внимание Кэрролла. Он подходил к девочкам, завидев их в магазинах, на пляжах. И даже специально носил с собой игрушки-головоломки, чтобы завлекать малолеток. А подружившись, писал им нежные письма, напоминая, что «мы помним друг о друге и испытываем друг к другу трепетную привязанность».

Подобных свидетельств о столь странном поведении писателя сохранилось немало. Действительно, он дал основания заподозрить его в скрытой педофилии. Ведь доказательств, что Кэрролл имел со своими малолетними подружками сексуальные отношения (а исследователи насчитали, что он дружил едва ли не с сотней девочек), так и не было обнаружено.

Но, как считает ученый-биограф Н. М. Демурова, эта всем известная версия о «педофилизме» Кэрролла — сильное преувеличение. Она убеждена, что родственники специально сфабриковали множество свидетельств о якобы великой чистой любви Кэрролла к детям, так как хотели скрыть его излишне активную светскую жизнь, непростительную ни для дьякона (он имел священный сан), ни для профессора. По этим свидетельствам Кэрролл вовсе не был скромнягой: любил ходить в театр, ценил живопись, обедал с молодыми девицами в кафе, оставался ночевать в домах вдов и замужних женщин – в общем, был жизнелюбом. И такой образ жизни никоим образом не соответствовал его священному сану. Такая правда о родственнике племянницам казалась убийственной, больше всего они боялись, чтобы об их дядюшке говорили как о прелюбодее. И тогда они решили акцентировать внимание на его безумной любви к маленьким мисс. Заботясь о репутации Льюися Кэрролла после его смерти, родственники явно перестарались и уничтожили большую часть его дневников, рисунки маленьких девочек, фотографии и негативы «а’натюрель», его эскизы причудливых платьев, пытаясь создать сильно «припудренную» биографию. Большинство сделанных Кэрроллом фотографий были уничтожены, а фотографий с обнаженной натурой не сохранилось совсем. В действительности же, Кэрролл постепенно разоблачал своих моделей, и только в 1879 году стал делать снимки девочек «в костюме Евы», как он сам написал об этом в дневнике: «обнаженные девочки совершенно чисты и восхитительны, — пишет он одной из своих подруг, — но нагота мальчиков обязательно должна быть прикрыта». Между тем он писал в дневнике: «Если бы я нашел для своих фотографий прелестнейшую девочку в мире и обнаружил, что ее смущает мысль позировать обнаженной, я бы почел своим священным пред Господом долгом, как бы мимолетна ни была ее робость и как бы ни легко было ее преодолеть, тут же раз и навсегда отказаться от этой затеи…» – писал в своих дневниках автор «Алисы в Стране чудес».

Таким образом, родственники и друзья писателя сознательно хотели представить его как человека, который «очень, ну очень любил детей». Это с точки зрения современного человека, внимание к девочкам воспринимается как нездоровое. В эпоху, когда жил автор «Алисы», на это смотрели совсем иначе. Викторианцы по-другому относились к нагому телу и отличали половое влечение от эстетического. На открытках той эпохи голые дети в виде ангелов – это норма. В викторианской Англии фотографирование и рисование маленьких девочек, в том числе и в обнажённом виде, было в моде и символизировало чистоту и непорочность), а дети до 12 лет вообще считались асексуальными, неспособными вызывать мысли о блуде. Кроме того, Кэрролл делал портреты известных людей, а не только девочек. Впрочем, как только подозрительные обыватели стали шептаться за его спиной, он сразу же прекратил рисовать и фотографировать детей.

С точки зрения той морали племянницы писателя, выпячивая его отношения с детьми, не предполагали, что, оберегая викторианские добродетели, обрекут своего знаменитого родственника на более серьезные обвинения в склонности к педофилии и прочих «странностях». Появилось даже целое направление, анализирующее патологическую склонность Кэролла через изучение его творчества. Согласно одной из «фрейдистских» версий, в образе Алисы Кэрролл вывел свой собственный детородный орган. Были «критики», которые обнаружили «элементы садизма», «оральной агрессии» писателя. Доказательство: в «Стране Чудес» Алиса, чтобы изменить рост, все время что-то выпивает или съедает, а вот Червонная Королева вопит что было сил: «Отрубить голову!».

Завершая эту тему, необходимо отметить, что при внимательном чтении переписки Кэрролла с девочками обнаружилось, что многие из них давно уже вышли из детского возраста. Некоторым особам было даже за 30, хотя писатель и относился к ним, как к малюткам, но в то же время одной он оплачивал уроки музыки, другой – визиты к дантисту.

Вместе с тем нельзя отрицать, что Кэрролл был действительно очень, очень необычным человеком, который прятал под маской викторианской респектабельности свои разносторонние стремления. Например, он питался исключительно в столовой колледжа, но несколько полок его книжных шкафов занимали поваренные книги. Он почти не пил алкоголь, но книги — «Смертельный алкоголь» и «Бесконтрольное пьянство» стояли в его библиотеке на видном месте. Он не имел детей, но почетное место в его библиотеке занимали труды о воспитании, питании, обучении детей с пеленок до вхождения в «полный разум».

Интересны отношения писателя с уже повзрослевшей Алисой, которые со временем стали крайне редки и неестественны. После одной из них, в апреле 1865 года, он запишет: «Алиса сильно изменилась, хотя я сильно сомневаюсь, что в лучшую сторону. Возможно, она входит в пубертатный период». Девочке на тот момент было двенадцать лет. В 1870 году Кэрролл сделал последнюю фотографию Алисы, — тогда уже молодой женщины — которая пришла на встречу с писателем в сопровождении матери.

Две скупых записи, сделанных Кэрроллом уже в старости, рассказывают о грустных встречах писателя с той, что некогда была его музой.
Одна из них состоялась в 1888 году, и Алису сопровождал ее муж — мистер Харгривс (Hargreaves), бывший когда-то учеником самого Доджсона. Кэрролл делает следующую запись: «Было не просто собрать в одно целое в голове ее новое лицо и мои старые воспоминания о ней: ее сегодняшний странный облик с той, которая некогда была столь близкой и любимой «Алисой».

Еще один отрывок повествует о встрече почти что уже семидесятилетнего Кэрролла, который не мог ходить из-за проблем с суставами, с Алисой Лидделл: «Как и миссис Харгривс, настоящая «Алиса» сидела сейчас в деканате, я пригласил ее на чай. Она не смогла принять мое приглашение, но была настолько любезна, что зашла ко мне вечером на несколько минут вместе со своей сестрой Родой (Rhoda)».[В воспоминаниях Кэрролла эти две сцены представлены в виде своеобразного треугольника изображений — неловкое присутствие мужа, отпечаток времени на лице женщины и идеальная девочка из воспоминаний. Набоков в своей «Лолите» собирает эти две сцены в одну, когда отчаявшийся Гумберт в последний раз встречается с повзрослевшей Лолитой, живущей с каким-то вульгарным типом].

Рода была самой младшей из дочерей Лидделлов; Кэрролл вывел ее в роли Розы в саду живых цветов в «Алисе в Зазеркалье».

Одно из последних писем относится к периоду, когда Алиса приехала в Оксфорд в связи с уходом на пенсию своего отца.
Пригласительное письмо Кэрролла своей старой знакомой содержит профессиональное упоминание лингвистического понятия о двойственном значении слов:
«Возможно, Вы предпочтете прийти в сопровождении кого-нибудь; решение оставляю за Вами, лишь заметив, что, если с Вами будет Ваш супруг, я приму его с большим (зачеркнуто) великим удовольствием (я зачеркнул слово «большим», потому как оно двойственно, опасаюсь, что, как и большинство слов). Я не так давно познакомился с ним в нашей комнате отдыха. Мне было тяжело смириться с тем, что он муж той, которую я по-прежнему, даже сейчас, представляю себе семилетней девочкой».

Доджсон страдал бессонницей: он проводил ночи напролет в попытках найти решение сложных математических задач. Он переживал, что никто не помнит его научных трудов, и в конце дней своих, устав от славы Кэрролла, он даже сказал, что «не имеет никакого отношения к какому бы то ни было псевдониму или книге, опубликованной не под моим настоящим именем».

Роман Набокова дал имена этому сорту эротизма. Только здесь можно, наверное, говорить об эротизме, что ли, платоническом. Видимо, Чарльз Лютвидж Доджсон мог обладать женщиной — а еще точнее, маленькой девочкой — только в воображении. Да и то только в те мгновения, пока длилась фотосъемка (слова «сорок две секунды» навязчивым мотивом проходят через книжку об Алисе в Оксфорде). Как писал в Дневнике молодой Чуковский, старые девы и старые девственники — это самые несчастные люди на свете.

Удивительно, что многое из времен Алисы дожило до наших дней. Вяз, посаженный Алисой в день бракосочетания принца Уэльского, дожил до 1977 года (потом он, как и многие его соседи по аллее, заболел болезнью грибковых вязов, и деревья пришлось срубить). Знаменитый журнал «Панч» (в нем работал Тениел, первый иллюстратор «Алисы») закрылся совсем недавно. Но черти, кролики и горгульи, украшающие окна оксфордского Университетского музея, остались там навсегда.
В книге Льюиса Кэрролла «Логическая игра», где он обучает искусству рассуждать логически, делая правильные заключения из — не то чтобы неверных, но необычных посылок, — есть такая задачка: «Ни одно ископаемое животное не может быть несчастно в любви. Устрица несчастна в любви». Ответ — он же заключение: «Устрица — не ископаемое животное».

Льюис Кэрролл, профессор математики в Оксфорде, дьякон, фотограф-любитель, художник-любитель, писатель-любитель умер в 1898 году. Многие из его окружения даже не подозревали, что этот застенчивый, страдающий заиканием человек живет таким причудливым тайным бытием. Некоторые психиатры утверждали, что у Кэрролла были шизоидные расстройства, а его литературное творчество — этому подтверждение.

Впрочем, если такие расстройства и были, то они привели к тому, что «больным» были написаны научные труды, внесшие вклад в науку, созданы бессмертные художественные произведения, издаваемые по всему миру. Он мечтал вернуться в детство, повернув время вспять и, действительно, стал бессмертным благодаря своим потрясающим сказкам!

Кэрролл прожил 66 лет и до конца жизни выглядел очень моложаво, но не отличался хорошим здоровьем, так как страдал от жестоких мигреней. Многие считали, что он принимал лауданум (опий), но в те времена так делали многие даже при легких недомоганиях, так как это считалось простым лекарством. Наркотик помогал Кэрроллу справиться с заиканием — после приема опия он чувствовал себя более уверенным. Вполне вероятно, что «лечение» оказало влияние на его творческие фантазии, ведь, например, в «Алисе в стране чудес» происходят невероятные события и потрясающие превращения.

Неординарность писателя проявилась в том, что ему удалось органично вплести в свои фантазии не только реальных персонажей таких как Алиса Лидделл, но и будничные страдания, связанные со своим заболеванием, которое впоследствии получило название в честь произведения, в котором упоминалось – синдром Алисы в Стране Чудес.

Синдром Алисы в Стране Чудес - это одна из редких форм ауры мигрени , комплекса кратких (не более часа) неврологических нарушений, которые предшествуют началу мигренозного приступа. Аура сопровождает головную боль не всегда, и врачи ставят в таких случаях отдельный диагноз – мигрень с аурой. Обычно аура представляет собой набор зрительных или чувствительных нарушений, проявляется как яркие или радужные пятна, выпадение части зрительного поля или же онемение, ощущение ползания мурашек в кисти, руке или лице. Иногда аура может присутствовать в форме двигательных нарушений или обонятельных феноменов. Самое, пожалуй, известное литературное описание ауры в виде нарушения обоняния, находится в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»:

«Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета…» Да, нет сомнений! Это она, опять она, непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От нее нет средств, нет никакого спасения. Попробую не двигать головой».

Синдром Алисы в Стране Чудес относится к редким формам мигренозной ауры и встречается преимущественно у детей. Проявления синдрома могут быть разными: от извращения запаха или вкуса до сложных детализированных расстройств восприятия, напоминающих галлюцинации. Зрительные феномены предстают обычно образами людей или животных, которые проплывают из одной стороны зрительного поля и исчезают в другой или же материализуются из потоков воздуха, наподобие того самого Чеширского кота.

«Хорошо, - сказал Кот и исчез – на этот раз очень медленно. Первым исчез кончик его хвоста, а последней – улыбка. Она долго парила в воздухе, когда все остальное уже пропало».

Страдающие синдромом Алисы в Стране Чудес осознают, что эти образы – всего лишь видения, поскольку изображения обычно стереотипны и находятся в конкретной точке пространства.

Существуют исследования, которые доказывают, что головные боли многих представителей искусства находили отражение в их трудах. Факт можно проследить, изучив, к примеру, работы выдающихся художников: к примеру, элементы, по всем признакам напоминающие проявления зрительной ауры мигрени, можно найти в картинах Пикассо и Матисса.

Другой фрагмент книги, описывающий, как Алиса уменьшалась и увеличивалась после того, как выпила из пузырька и съела кусочек гриба – также имеет вполне реальное происхождение. Так эффектно Льюис Кэрролл описал проявления макропсии и микропсии, которые тоже считаются особенностями синдрома Алисы в Стране Чудес. Это временные изменения восприятия, при которых окружающие предметы кажутся больше в размерах, чем на самом деле, или, соответственно, меньше.

Кроме перечисленного, те, кто страдает синдромом Алисы в Стране Чудес, могут испытывать ощущение искажения схемы тела. Возникают дереализация (ощущение нереальности происходящего), деперсонализация (ощущение «я не я»), deja vue, нарушается чувство течения времени или проявляется палинопсия (нарушение зрительного восприятия, при котором предмет, уже не находящийся в поле зрения, сохраняется в нем или возникает вновь). Если внимательнее перечитать «Алису в Стране Чудес», описания многих из этих явлений можно найти без труда.

По всей видимости, Кэрролл, страдавший мигренью, перенес свои переживания ауры приступа на героев своих произведений. Кстати, автор испытывал и обычную зрительную ауру мигрени, что видно на его рисунках. Например, знаменитый писатель правильно и четко отразил все мельчайшие детали, однако в фигуре карлика пропустил часть лица, плеча и кисти левой руки. Это весьма напоминает скотому (выпадение участка зрения), которая является частым элементом зрительной ауры при мигрени.

К счастью, столкнуться с синдромом Алисы в Стране Чудес за пределами книги шансов мало: синдром встречается очень редко, возникает обычно в детском возрасте, поддается терапии и с возрастом, как правило, его проявления уменьшаются.

PS: 1996 году вышла книга Ричарда Уоллиса «Джек Потрошитель, ветреный друг». В ней автор утверждал, будто таинственным убийцей, который в 1888 году зверски убивал лондонских проституток, был… Льюис Кэрролл. Сделал он свои выводы, обнаружив в книгах Кэрролла… анаграммы. Он брал несколько предложений из творений сказочника и составлял из имеющихся в них букв новые предложения, которые повествовали о злодеяниях Доджсона в качестве Джека Потрошителя. Правда, предложения Уоллис выбирал длинные. В них было так много букв, что из них при желании каждый мог составить текст с любым смыслом.

180 лет назад родился математик Льюис Кэрролл, он же Чарльз Лютвидж Доджсон, самым гениальным трудом которого оказалась сказка про девочку Алису

Изменить размер текста: A A

Между прочим, в этом же году – но в июле – 150 лет со дня той самой лодочной прогулки, в которую 30-летний преподаватель Доджсон отправился с коллегой Дакуортом и детьми декана колледжа Генри Лидделла . Прогулка осталась в истории потому, что именно тогда – по просьбе 7-летней Алисы - Доджсон начал сочинять сказку о ее приключениях.

НО СНАЧАЛА ТРИ ВОПРОСА НА ЗАСЫПКУ

Многие – едва на них начнут сыпаться буковки текста – сразу начинают засыпать. Так что этих сонь – лучше спросить сразу: пока другие будут дочитывать, они успеют все обдумать во сне. Алисе у Кэрролла приснилось, что она на этих вопросах засыпалась. Но читателям проще - ответы они найдут в самом конце текста.

1 .Чем день нерождения лучше дня рождения?

2 . Как по-французски “фу ты, ну ты”?

3 . Что останется, если отнять у собаки кость?

ТЕПЕРЬ О ТОМ, КТО НЕ В СВОЕМ УМЕ

Чеширский кот растолковал Алисе внятно: будь она в своем уме, она бы не оказалась ни в Зазеркалье, ни в Стране чудес. Конечно, героиня – в уме у автора, Льюиса Кэрролла. Но дальше начинается такая круговерть: Кэрролл, как псевдоним, тоже – в уме у придумавшего его Чарльза Лютвиджа Доджсона . Но и у Доджсона, если так разбираться, совсем никому непонятно, сколько всего было на уме. И в своем ли он уме – или в умах своих чудесных героев и вполне реальных читателей?

Авторитетные умы (наверняка они были вполне в себе) написали о нем тонны трудов, но так и замерли в недоумении: “Он шел по жизни таким легким шагом, что не оставил следов”. Проницательную Вирджинию Вулф , листавшую его биографию, это ставило просто в тупик: “у достопочтенного Ч.Л.Доджсона не было жизни”. Почему? Вот штрихи к портрету “невидимки”.

* Застенчивость и заикание всерьез осложняли ему жизнь: в любую среду он вписывался с трудом. 40 лет он прожил в Оксфорде , преподавал в элитном колледже Крайст Черч (в котором за всю историю отучились 13 британских премьеров). “Он принял все условности: он был педантичен, обидчив, благочестив и склонен к шуткам. Если у оксфордской профессуры XIX в., была некая суть, этой сутью был он”. Лекции его при этом отличались “сухостью” (занудством?). Но заикание пригодилось - он часто запинался на своем имени До-До-Доджсон: зато в “Алисе” появилась Птица Додо.

* Изредка он бывал в Лондоне . И лишь раз выбрался из Англии – в 1867 году, причем, в Россию . В целом ему понравилось – но самое яркое впечатление: когда наконец вернулся домой.

* После “Алисы” королева Виктория попросила его следующую книгу посвятить ей. Говоря теперешним языком, тут случился “облом”. Она же не думала, что следующим трудом этого странного джентльмена окажется “Элементарное руководство по теории математических детерминантов”.

* 37 последних лет жизни он вел строгий учет всех своих писем: за это время им написано 98 721 письмо. Письма взрослым адресатам – сухие и скрипучие, как все у взрослых. Зато письма детям – он переписывался со многими – необыкновенны. То размером с почтовую марку (мелкими-мелкими буковками); то написано шиворот-навыворот, чтобы прочесть лишь с помощью зеркала.

* Можно сравнить стиль. Близкой своей взрослой подруге, актрисе Эллен Терри, он пишет пафосно о “сокровенной тайне жизни”: “то, что по-настоящему стоит делать, - это то, что мы делаем для других людей”.

Письмо знакомой девочке (про только что написанную поэму “Охота на Снарка”) написано будто совсем другим человеком: “Ты умная девочка и, безусловно, знаешь, кто это такой – Снарк (а вернее, что это такое). Если знаешь, то очень прошу тебя, просвети и меня об этом, ибо я не имею ни малейшего представления, что это такое”.

* Кэрролл никогда не носил пальто, зато всегда ходил в серых перчатках.

* Умер от бронхита, не дожив немного до 66 лет, – в гостях у сестер в городке Гилфорде. Что поразило доктора: “До чего же молодым выглядит ваш брат!”

* Воспоминания о нем оставили лишь племянник и кое-кто из детей, которым он уделял столько внимания. “Он отличался такой добротой, что сестры его боготворили; такой чистотой и безупречностью, что его племяннику решительно нечего о нем сказать”.

* Льюис Кэрролл напомнил писателю Гилберту Киту Честертону героя некоего романа, написанного одним из художников сатирического журнала “Панч ” (просуществовавшего почти полтора века): солидный англичанин-викторианец в параллельной жизни во сне… “летел, оторвавшись от земли; его цилиндр плыл высоко над трубами домов; зонт надувался, словно воздушный шар, или взмывал в небо, словно помело; а бакенбарды взметались, словно крылья птицы”.

* И Вирджиния Вулф остается в своем недоумении: “Он скользил по миру взрослых, словно тень и материализовался лишь на пляже в Истберне , когда подкалывал английскими булавками платья маленьким девочкам. Так как детство хранилось в нем целиком, он… сумел вернуться в этот мир… Вот почему обе книги об Алисе – книги не детские, это единственные книги, в которых мы становимся детьми…”

Но потом - “мы пробуждаемся – и находим – кого же? Достопочтенного Ч.Л.Доджсона? Льюиса Кэрролла? Или и того, и другого вместе? Этот странный субъект-конгломерат намеревается издать для юных английских девственниц сверхскромного Шекспира , умоляет их задуматься о смерти в тот миг, когда они бегут поиграть, и всегда, всегда помнить о том, что “истинная цель жизни состоит в выработке характера”… Как увязать одно с другим?

СТОП! ТУТ У НАС КОРОТКАЯ ПЕРЕДЫШКА!

С передышками главное не переборщить: в атмосфере всякое носится, некоторые передышат так, что у них щеки надуваются, а у окружающих мозги пудрятся. Впрочем, случись такое с вами – заучите два полезных изречения от Кэрролла. Работают безотказно, держат любую аудиторию в изумлении:

“Никогда не думай, что ты иная, чем могла бы быть иначе, чем будучи иной в тех случаях, когда иначе нельзя не быть” (Герцогиня – Алисе)“Если бы это было так, это бы еще ничего, а если бы ничего, оно бы так и было, но так как это не так, так оно и не этак! Такова логика вещей!” (Траляля – Алисе)

ГЛАВА ПРО ОТЧАЯНИЕ С ВАРЕНЬЕМ И БУЛОЧКОЙ

От Кэрролла в какую сторону ни пойди – куда -нибудь обязательно придешь. В прошлое пойдешь, параллели из Шекспира и Эдварда Лира всплывут. В будущее вернешься – тут и Гарри Поттеры с шахматными партиями померещатся, а уж Бармаглотов всяких и не сосчитать. Главная его сказка напичкана страхами страшными, героиня подвергнута нечеловеческим испытаниям – не хуже строительства узкоколейки! - но она спокойно тискает котенка и лихо делится с сестрами, что видела такоооооое!

Пару лет один из российских журналов классифицировал страхи, перекочевавшие из «Алисы» в современную среду обитания. Как и в четверг, и в пятницу, да во все другие дни недели нынешнего мира. Что это за страхи социальные?

Тут и странности с пространством и временем, радующие своей относительностью ценителей Эйнштейна и бозонов Хиггса. Кисельные барышни рисуют просто «множество». Чтобы встретить Черную Королеву, Алисе надо бежать не навстречу, а наоборот. Или просто бежать, чтобы остаться на месте. А жить надо в обратную сторону, потому что завтра никогда не будет сегодня. Зато при этом хорошо помнишь то, что случится потом.

Тут все виртуальней, чем в кэмероновском “Аватаре”, - в зеркало шагнешь, и понеслось, даже не сядешь на Минутку, потому что она летает быстрей Брандашмыга, поди поймай еще. И можно увидеть Никого = да еще на большом расстоянии! Каждое слово тут ловко материализуется – и того, кто с прутиком, зовут Спрутиком. И Тигровые Лилии болтают, и Маргаритку можно запугать. Не говоря про баобабочек с бегемошками, про превращения Королевы в Овцу, спиц в весла, а лавки в озеро.

Дальше встает вопрос об актуальных для нас маргиналах и мутантах – и побежали, естественно, косяком Кролик с часами, Мартовский Заяц, Шалтай -Болтай. А все эти пузырьки “Выпей меня”, грибы и гусеницы с кальянами. Жуть и вред наркомании налицо.

Разумеется, политкорректность тут же. К счастью, негры Алисе не встретились, - но Мыши она, забываясь, упорно твердила про свою хорошую кошку: ой, нехорошо как-то вышло. Мышь явно глупа, да здесь все по сути идиоты – но поди назови их своими именами.

А следом в полушаге и потеря самоидентификации: Алиса-то еще не знает, что это вырастет в проблему больного общества, в котором принесенные блага цивилизации непременно обернутся злом. Просто она не понимает: если ей снится Черный Король, которому снится она, то кому же все происходящее снится?

Двуличная политика – а какая она еще бывает? – Алисе это странно. Ну она же еще маленькая. Морж и Плотник выводят Устриц на прогулку, чтобы всех их тут же слопать – так это ж обычная работа с электоратом.

Наконец, вопрос о педофилии. Тень его вечно витает над всеми фрейдистскими (а какими еще?) толкованиями истории непонятных отношений Кэрролла с детьми. Правда, отношения эти всегда оставались в рамках приличий того времени – а те приличия нынешним не чета. Да и понятие само – педофилия - появилось лишь через 15 лет после выхода «Алисы» в свет (его ввел австрийский психиатр Рихард Крафт-Эбинг в 1886 г.).

В общем, полтора столетия про «Алису» пишут умные слова. Пугают страшилками из взрослого мира, прикладывая их к детской книжке и так, и сяк. А самой Алисе тут не страшно, а удивительно. В один момент “ей показалось скучно и глупо, что жизнь опять пошла по-обычному», - ну какого взрослого это смутит?! Нормальный взрослый только мечтает об этом – обычном, спокойном – течении жизни. Ч.Л.Доджсон так вот и жил. Правильно.

Но Алиса находит этот мир вполне забавным и привлекательным – даже если он такой, какой есть. Неправильный. Что с нее взять: дитя. И Кэрролл, в отличие от Доджсона, знает вместе с ней: все чепуха, а все секреты в сдобе – чем больше ее есть, тем добрее люди. А чего в этом мире не хватает больше, чем простой доброты? Наивный такой вывод и прозрачный, но в сказках так бывает.

Просто Кэрролл верил в сказки, как и Алиса, - но признаться боялся. Засмеют же, дураки противные.

ЕЩЕ 10 ФРАЗ ОТ КЭРРОЛЛА

“Если бы он немного подрос… из него бы вышел весьма неприятный ребенок. А как поросенок он очень мил!” (Алиса)

"Палач говорил, что нельзя отрубить голову, если кроме головы ничего больше нет… Король говорил, что, раз есть голова, то ее можно отрубить".

"Начни с начала… и продолжай, пока не дойдешь до конца. Как дойдешь – кончай!” (Король)

“Ты разве горяча, душечка?” – “Ну что ты, я необычайно сдержанна”, - ответила Королева и швырнула чернильницу...

“Пока думаешь, что сказать, - делай реверанс! Это экономит время”. (Или у той же Королевы: “Если не знаешь, что сказать, говори по-французски”)

“Вообще-то я очень храбрый… Только сегодня у меня голова болит!” (Труляля )

“Нельзя поверить в невозможное!” – “Просто у тебя мало опыта… В твоем возрасте я уделяла этому полчаса каждый день!” (Королева – Алисе)

“Как мне… надоели… все, кто не может отличить пояса от галстука!” (Шалтай-Болтай)

“Неважно, где находится мое тело… Мой ум работает, не переставая. Чем ниже моя голова, тем глубже мои мысли! Да-да! Чем ниже – тем глубже!” (Белый Рыцарь)

“Со временем привыкнешь”, - возразила Гусеница, сунула кальян в рот и выпустила дым в воздух.

ОБЕЩАННЫЕ ОТВЕТЫ НА ТРИ ВОПРОСА АЛИСЕ

1 . “Триста шестьдесят четыре дня в году ты можешь получать подарки на день нерожденья… и только один раз на день рожденья!”

2 . “Если вы мне скажете, что это значит, я вам тут же переведу на французский”.

3 . Останется собачье терпение. Кость не останется, потому что ее отняли, Алиса не останется, потому что убежит от собаки, собака – побежит следом. Но “собака потеряет терпение, верно?.. Если она убежит, ее терпение останется, верно?”