Астрономия для детей. Конспект занятия-беседы «Детям о космосе

12 апреля – День космонавтики! Многие из нас любят этот праздник! Что и как рассказать ? Как интересно провести этот день с пользой для развития ребенка? Подготовку можно начинать уже сейчас.

Для родителей это возможность не только больше пообщаться с малышом, поведать ему интересные рассказы о космосе, почитать стихи, разгадать загадки, но и прекрасная возможность ненадолго вернуться в счастливое детство! Возможность посмотреть на окружающий мир глазами своего ребенка!

Сайт "Астрономия для детей " http://kosmokid.ru/ предназначен все любителей загадок космоса как для детей и взрослых. Он будет одинаково интересен всем возрастным категориям, т.к. информация о звездах, планетах и всей Вселенной здесь дается легко, увлекательно и просто. На сайте вы узнаете много нового о нашей планете, а тажке сонце, луне, созвездиях и звездах

Начать знакомство лучше с Солнца. Это самая важная звезда в нашей солнечной системе, жизнь нашей планеты зависит от нее. Малышу трудно представить себе размеры Солнца, звезд, солнечной системы, планет и Земли тоже. Старайтесь объяснить все сложное на простых вещах, используя подручные средства. Возьмите фонарик или лампу – это солнце, а большой мяч – это Земля, мячик немного меньше – это Луна. Если у вас есть глобус – замечательно, это облегчает задачу! Вместе с ребенком вы можете провести опыт с глобусом или с подручными предметами, рассматривая вопросы смены дня и ночи, почему луну мы иногда видим полной, а иногда - только полумесяц. Расскажите, что мы видим только освещенную сторону Луны, а вторая сторона находится в тени. Поговорите о размере космических объектов. Почему мы видим звезды маленькими? Продемонстрируйте на любом предмете, как он уменьшается при удалении от нас, удобно это сделать на улице, взять с собой тот же мячик и использовать его в роли звезды или планеты. По этой причине мы видим звезды маленькими точечками, а ведь они огромные, просто находятся очень далеко от нас! Расскажите, что звезды излучают свет, а планеты отражают. Для этого удобно использовать фосфорицирующие предметы, наклейки или светоотражающую ленту. Царским подарком для ребенка будет, конечно, телескоп. Они бывают разного размера и продаются по разным ценам. Ребенок будет в восторге! Это ведь приблизит его к звездам!

Сравнить размеры Солнца и Земли можно, используя тыкву и горошину. Если наша Земля – горошина, то Солнце – это тыква. Старайтесь все объяснить на конкретных простых примерах без неопределенности. В заключение вы можете посмотреть интересные видеоматериалы.

Постарайтесь ответить на все вопросы, которые возникнут у ребенка. Если вы чего-то не знаете, не отмахивайтесь, не уходите от ответа! Лучше вместе с ребенком поищите ответ в энциклопедии или в интернете. Ваш авторитет точно не пострадает, а наоборот, Вы покажете, что чего-то не знать – нормально, плохо – не стремиться знать больше.

Также предлагаем вам вместе с нами смастерить интересные космические поделки..

Детям о космосе. Рассказы о космосе в играх

Для малышей можно просто показывать картинки с планетами, перечисляя из названия, потом предложить выбирать планеты из двух, трех вариантов.

Если вы распечатаете два экземпляра карточек. Один из них нужно разрезать, а второй оставить целым. Предложите крохе разложить разрезанные картинки на такие же, находящиеся на одном листе, при этом говорите названия планет, чтобы малыш повторял и запоминал. А если разрезать оба комплекта картинок, то можно их перевернуть и находить одинаковые.

Эти карточки можно использовать для составления рассказа о планетах Солнечной системы, космических телах, космонавтах. Такое занятие прекрасно развивает речь, воображение, мышление, логику. А можно поиграть с такими карточками так, как и с предыдущими.

А эти карточки помогут в развитии внимательности и наблюдательности. В каждой строке необходимо найти лишнее.

Для развития логики отлично подойдут следующие карточки. Нужно продлить логический ряд.

Игра, которая хорошо помогает развить мелкую моторику пальцев, координацию движений и поможет подготовить руку к письму. Необходимо помочь ракетам добраться до планет, соединить их по пунктирной линии.

Небольшой космический пазл. Картинку нужно разрезать на несколько частей. Для детей постарше, частей может быть больше. Предложите малышу сложить картинку!

Интерес к космосу у нашей дочки возник в 3 года. Олеся заинтересовалась звездами, сияющими на небе и стала задавать вопросы про звезды, луну, солнце. Передо мной возник вопрос: «Как интересно рассказать ребенку о космосе? »

Дома у нас есть детский столик, на котором нарисованы планеты Солнечной системы.

Солнечная система на детском столике

Но на одном рисунке далеко не уедешь, нужно было искать дополнительную информацию о космосе.

В очередной раз, мне на помощь пришла книга из серии «Малышам о звездах и планетах». Эта книга очень понравилась дочке.

Олеся была в восторге от созвездий и знаков Зодиака. В середине книги находилась звездная карта, на которую нужно было наклеивать Знаки Зодиака — дочка быстро справилась с заданием, расспросив про знаки зодиаков всех родственников. Потом она удивляла бабушек-дедушек своими астрологическими познаниями.

Школа семи гномов 4 5

Еще нам очень понравилась книжка о космических путешествиях .

Дома у нас есть детский столик, на котором нарисованы планеты Солнечной системы

А еще у нас есть звездный глобус, на котором вместо привычных стран, нарисованы созвездия.

Глобус звездного неба

Изучив знаки Зодиака, Олеся с огромным удовольствием искала эти знаки на глобусе. А когда мы ездили отдыхать на море, то созвездия отыскивали на небе.

Дочка подросла и интерес к Космосу у нее увеличился. На сайте «Две ладошки» я увидела предложение космической коробки для детей. Не раздумывая, я заказала эту коробочку, поскольку у нас уже была коробка от «Двух ладошек» по теме « » и она нам очень понравилась.

Космическая коробочка помогла нам лучше узнать далекий и прекрасный космос.

В этой коробочке были:

  • набор для создания космической аппликации
  • шариковый пластилин
  • дидактические карточки
  • карта солнечной системы
  • книга «Необыкновенные приключения Пети в космосе»
  • сборная ракета
  • заготовки для шаров из ниток
  • набор для эксперимента «Воздушный шарик — ракета»

О космосе детям через творческие поделки

Аппликацию на космическую тему

Первым делом, Олеся сделала аппликацию звездного неба из самоклеющихся наклеек. Дочке аппликация понравилась, но на бумаге (небе) оставалось много пустого места и Олеся добавила космической пыли (из шарикового пластилина).

Космическая аппликация

Аппликация «Космос»

Когда аппликация была готова, мы начали делать свою Солнечную Систему из шарикового пластилина. С таким пластилином мы работали впервые и он нам очень понравился — мягкий такой и совсем не липнет к рукам. Единственный минус этого пластилина в том, что он самостоятельно не держит форму, нужно использовать дополнительный материал (бумажные салфетки, зубочистки и пр.).

Планеты и инопланетяне из шарикового пластилина

Планеты мы делали так.

Из бумажных салфеток скатали шарики и облепили их шариковым пластилином. Сначала Олеся сделала однотонные планеты, но это ей показалось скучным и она добавила на планеты яркости зернышками шарикового пластилина.

Раз появились планеты, то нужны и инопланетяне, которых мы быстренько слепили из шарикового пластилина. Первоначально мы лепили инопланетян похожими на человечков, но пластилин не удержал форму и человечки у нас округлились и стали настоящими инопланетянами.

Для инопланетян понадобилась летающая тарелка и космические ракеты, которые тут же были слеплены.

Вечером мы поигрались поделками, а утром с удовольствием обнаружили, что поделки затвердели и стали красивыми легкими игрушками.

Сделали мы с Олесей и планету из ниток. Правда, в основном, делать пришлось мне, так как Олеся боялась испачкаться клеем.

Но когда планета была готова, Олеся с гордостью демонстрировала ее папе «Папа, посмотри какую красивую планету я сделала».

Пиктограмма «Ракета»

Эта игрушка Олесе очень понравилась. Дочка сама сделала ракету и сама запустила ее.

Оказалось, что наша ракета отлично летает и удачно приземляется, примеркуривается и приуранивается 🙂

Космический эксперимент: воздушный шарик — ракета

В космической коробочке от «Двух ладошек» был описан интересный эксперимент «Как представить запуск ракеты?».

Для эксперимента нужны простейшие вещи:

  • воздушный шарик
  • трубочку для коктейля
  • прочные нитки
  • скотч

Ход эксперимента «Шарик — ракета».

1. Нитку нужно привязать где-нибудь повыше — мы зацепили за багет.

2. Второй конец нитки пропускаем через трубочку.

3. Надуваем шарик и закручиваем его не завязывая.

4. Прикрепляем шарик скотчем к трубочке.

5. Передаем шарик главному естествоиспытателю.

6. Когда ребенок отпускает шарик, то шарик летит вверх, как настоящая ракета. Это очень интересное зрелище.

Мы так запускали наш шарик-ракету на все знакомые и вновь открытые Олесей планеты.

Объяснение движения шарика вверх ребенку: «Шарик летит вверх по веревке за счет выталкивания воздуха. По такому же принципу ракета взлетает с Земли».

Для подростков ответ на вопрос «Почему взлетает ракета» будет другим — смотрите ответ Я. Перельмана .

Советы для удачного запуска шарика — ракеты:

1. Надувайте шарик, как можно сильнее.

2. Прикрепляйте шарик скотчем, направив хвостик шарика на себя (на фото размещение шарика неправильно).

3. Подготовьте, как можно больше шариков, чтобы эксперимент можно было повторять вновь и вновь.

А здесь Вы можете посмотреть небольшое видео нашего космического эксперимента с запуском шарика — ракеты:

Натрудившись над созданием планет, космических тел и устав от запусков ракет, пришла пора отдохнуть и «пошевелить» мозгами, отгадывая загадки.

Загадки о планетах

Не все загадки были отгаданы с первого раза, но зато они дали пищу для новых вопросов и ответов на космическую тему.

О космосе детям по дидактическим карточкам

Дидактические карточки стали нашим следующим шагом в познании космоса.

Олеся внимательно рассматривала картинки и читала названия, а я потом рассказывала Олесе более подробно о космических картинках. В своих рассказах я использовала информацию с дидактических карточек.

Мне понравилось в дидактических карточках этой серии то, что помимо сухой информации, на каждой карточке были стихи и (или) загадки по теме. Так информация усваивается ребенком (да и взрослым) гораздо лучше.

Дидактические карточки о космосе

О космосе детям по карте солнечной системы

Еще в наборе была карта солнечной системы. Эта карта сразу же заняла свое почетное место на стене комнаты, рядом с плакатами «Веселый счет» и «Говорящая азбука».

В звездной карте от «Двух ладошек» была одна неточность — там изобразили только 8 планет солнечной системы.

Солнечная система

Поскольку у нас есть еще одна карта солнечной системы из книги «Малышам о звездах и планетах», я предложила Олесе найти основное отличие между картами.

Сначала Олеся рассматривала цвет планет, потом сравнивала размеры. И, в конце концов, заметила, что на одной карте вокруг Солнца вращаются 8 планет, а на другой — 9.

Начался поиск пропавшей планеты. Олеся уже умеет читать, она внимательно читала названия планет на карте от Школы Семи Гномов и искала планеты с тем же названием на карте от «Двух ладошек». В конце-концов, пропавшая планета была найдена — это был Плутон.

Непорядок мы устранили, вырезав кружочек из цветной бумаги и приклеив его на карту звездного неба.

О космосе детям по книгам

Помимо книги «Малышам о звездах и планетах», о которой я говорила выше, мы читали с Олесей книгу «Необыкновенные приключения Пети в космосе».

В этой книге очень много картинок и совсем мало текста. Но основные космические темы охвачены:

  • есть фото и краткая информация о «прародителях» космических кораблей — Константине Циолковском и Сергее Королеве
  • упоминаются знаменитые собачки Белка и Стрелка, которые первыми слетали в космос
  • первые космонавты: Юрий Гагарин и Алексей Леонов (первый вышел в открытый космос)
  • фото и краткое описание ракеты, космической станции, спутниов
  • немного рассказывается о луне, звездах и созвездиях, кометах и астероидах
  • кратенько рассказывается о нескольких планетах
  • две странички посвящены Солнцу

Книжку мы полистали, но слушать ее Олеся не захотела. Зато с удовольствием послышала мои рассказы на космические темы.

Очень понравилась дочке тема невесомости — дочка подпрыгивала и старалась как можно дольше продержаться в воздухе, но сильное земное притяжение все-таки тянуло ее ножки к полу 🙂

О космосе детям в планетарии

В нашем городе недавно открылся планетарий и мы, конечно-же туда сходили.

О космосе детям в планетарии

В планетарии есть разные сеансы для детей разного возраста.

Для детей от 4 лет в нашем планетарии было 2 программы: «Секрет картонной ракеты» и «Зачарованный риф».

Планетарий сделан в форме шара, внутри очень удобные полулежачие кресла. Мы прилегли на кресла, мысленно пристегнули ремни и отправились исследовать космос.

Было очень интересно. Благодаря современным цифровым технологиям, создавался 3-D- эффект без всяких очков. И, периодически, казалось, что мы действительно летим в открытом космосе, а мимо нас проносятся планеты и звезды.

После всех наших занятий и разговоров о космосе , Олеся сказала: «Когда я вырасту — буду космонавтом».

Физическую подготовку мы уже начали — почти каждый день ходим в парк, где дочка кувыркается в огромном воздушном шаре, плавающем на воде.

Если вы не знаете, чем заинтересовать своего ребенка дошкольного возраста, попробуйте рассказать ему о космосе. Звезды, планеты, метеориты, кометы – все это, несомненно, сможет увлечь вашего малыша на некоторое время, и череда многочисленных вопросов вам гарантирована.

Тем не менее, говорить с детьми о космосе не так и просто. Астрономия – достаточно сложная наука, и придется приложить немало усилий, чтобы рассказать о ней максимально доступно для ребенка.

Для того чтобы наглядно продемонстрировать свой рассказ, попробуйте включить интересный и познавательный фильм про космос для детей, например, «Космос и человек». Кроме того, в изучении астрономии могут помочь книги с цветными иллюстрациями, презентации и специальные обучающие карточки.

В данной статье мы поговорим о том, как можно в игровой форме рассказать детям о космосе и познакомить их с первыми основами астрономической науки.

Сказка про космос для детей дошкольного возраста

Малыши дошкольного возраста отлично усваивают любую информацию, поданную в форме Для начала выберите забавных персонажей – пусть это будут два маленьких щеночка по кличке Белка и Стрелка.

Белка и Стрелка постоянно играли вместе и веселились. В один прекрасный день Белка предложила: «А давай махнем на Луну?». Нисколечко не сомневаясь, Стрелка ответила: «А полетели!». Тогда щеночки стали готовиться к полету в космическое пространство. Подготовка заняла у них не один день и даже не неделю, ведь им нужно было собрать все самое необходимое и ничего не забыть.

Наконец, приблизительно через месяц Белка и Стрелка оказались в ракете. Один, два, три, пуск! «Все, обратной дороги нет!» - подумали щеночки, оказавшись в космическом пространстве. Космос просто заворожил наших путешественниц. Вдруг они увидели в чистом небе маленькую яркую звездочку. Она так красиво мерцала, что Белка и Стрелка невольно засмотрелись на нее и не могли отвести глаз.

Пролетев еще немного, щеночки увидели, как прямо на ракету с огромной скоростью мчится метеорит. Они очень сильно испугались, но не растерялись и смогли изменить курс движения космического корабля и избежать столкновения. Стрелка хотела вернуться на Землю, однако Белка остановила ее и предложила все-таки добраться до Луны.

Вскоре ракета достигла поверхности Луны, и юные путешественницы вышли в открытое космическое пространство. Они были удивлены и расстроены, ведь на Луне было очень темно, не росло никаких растений, и их никто не встречал. Тогда Белка и Стрелка развернулись и полетели обратно, а путеводная звездочка освещала им путь.

Рассказывая детям о космосе, не забывайте обращать их внимание на разные интересные и необычные факты. Например, до 2006 года считалось, что Солнечная система состоит из 9 планет, однако сегодня их насчитывают всего лишь 8. Любознательный ребенок обязательно спросит, а почему Плутон больше не является планетой, такой же, как наша Земля?

При ответе на этот вопрос важно объяснить малышу, что Плутон все так же является планетой, однако теперь он относится к классу карликовых планет, включающему в себя 5 небесных тел. Статус Плутона как планеты обсуждался астрономами в течение 30 лет, ведь его диаметр меньше диаметра Земли в 170 раз. В 2006 году Плутон был «выведен» из класса планет из-за своих миниатюрных размеров.

Кроме того, вопреки общепринятому мнению Сатурн – не единственная планета с кольцами. Интересно, что Юпитер, Уран и Нептун также имеют кольца, однако их невозможно увидеть с Земли.

Методическая разработка занятия для детей шести лет по теме "Космос"

Космос – это интересно!

Дулина Наталья Александровна, заместитель директора, методист МКУ ДО – ДДТ «Мастер», Новосибирская область, Новосибирский район, р.п.Краснообск.
Описание: методическая разработка занятия по теме «Космос» для детей шести лет. Данный материал будет полезен для педагогов дополнительного образования и воспитателей дошкольных учреждений.
Занятие в игровой форме направлено на расширение представления детей о многообразии окружающего мира, космическом пространстве, об освоении космоса людьми.
Цель: расширение знания детей о космосе, о полёте первого космонавта Ю.А.Гагарина.
Задачи:
- закрепить знания детей о космосе, о первом космонавте Ю.Гагарине;
- воспитывать чувство гордости за великие достижения своей страны;
- воспитывать чувство коллективизма, умение взаимодействовать в группах;
- развивать мышление, восприятие, память;
- расширять словарный запас детей.
Оборудование: мультимедиа презентация, экран, проектор, ноутбук, записи музыкальных композиций по теме «Космос», раздаточный материал (картинка-мозаика, картинки предметов по теме «Космос»).
Словарная работа: космонавт, ракета, спутник, созвездие, комета, скафандр, герметизация, невесомость, луноход, телескоп, Солнечная система.
Предшествующая работа: разучивание стихов о космосе, знакомство с планетами Солнечной системы, чтение отрывков из книг В.Синицына «Первый космонавт», В. Горького, Ю. Авдеева «Космическая азбука».
Методы, приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, художественное слово.
Дети садятся за столы по группам. Можно придумать названия: ракета, звезда, космонавты и т.д.
Ход занятия
На экран проецируется картинка с названием занятия

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что 12 апреля 1961 года произошло событие, которое открыло людям дорогу в космос. С тех пор отмечается праздник. Какой? (ответы детей).
Верно, 12 апреля отмечают Всемирный день авиации и космонавтики. (Слайд№2)


Люди всегда мечтали о космосе, их манили дальние просторы, звезды, они хотели знать, есть ли жизнь на других планетах, побывать в космических далях. (Слайд №3)


Прежде чем отправить в космическое путешествие человека, наши ученые отправили в космос собак Белку и Стрелку. Это случилось 19 августа 1960 года. Они благополучно вернулись на землю. (Слайд №4)


Сегодня мы не удивляемся, что с земли стартуют космические корабли, в далеком космосе происходят стыковки космических аппаратов, месяцами на космических станциях живут и работают космонавты, проводят разные опыты, выходят в открытый космос.
А 55 лет назад 12 апреля 1961 года впервые с космодрома Байконур в небо поднялся космический корабль «Восток» с человеком на борту.
Ребята, а кто был первым космонавтом, покорившим космос?
(ответы детей - Ю.А.Гагарин) (Слайд №5)


Юрий Алексеевич Гагарин первым открыл дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и успешно совершил посадку.
Полёт Ю. Гагарина начался с его знаменитой фразы: «Поехали!» (Слайд №6)


Ребенок читает стихотворение
В. Степанов
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.

Ведущий: Когда Юрий Гагарин увидел из космоса нашу Землю, он воскликнул: «Красота-то какая!»
Рассказ ведущего, сопровождаемый слайдами (Слайд №7 -13)
В необъятных просторах Вселенной вращается наша Земля.

Она – одна из планет Солнечной системы.


Солнечная система – это объединение планет и их спутников – вращающихся вокруг самой яркой звезды – Солнца. Планет всего девять, все они разные.
Наша планета Земля – это огромный каменный шар, большая часть его поверхности покрыта водой.


Землю окружают слои воздуха, которые называются атмосферой.


Наша планеты находится в постоянном движении: она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.


С Земли мы можем увидеть миллионы звезд. Они кажутся нам маленькими яркими огоньками, потому что находятся очень далеко.


На самом деле каждая звезда – это гигантский газовый шар, как солнце, который излучает тепло и свет. Звезды образуют различные узоры, напоминающие фигуры. Это созвездия.

Мечта человека побывать в космосе сбылась благодаря советским ученым во главе с Королевым Сергеем Павловичем. (Слайд №14)


Он создал космический корабль, который смог подняться в малоизвестный и загадочный космос. Как же ракета смогла так высоко подняться? Я покажу вам простой пример, как летит ракета в космос.
(Ведущий надувает воздушный шарик и зажимает отверстие пальцами.А потом разжимает пальцы, и шарик резко вырвется вверх).
Ведущий: Это происходит потому, что воздух выходит из шара. Когда воздух закончится, шарик упадет. Наш шар летел, как ракета. Он двигался вперед, пока в нем был воздух.
Так и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем. Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.
Если в первой ступени заканчивается топливо - она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и мчит ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса долетает только третья ступень - самая маленькая и легкая.
Когда ракета поднимается на нужную высоту и отделяется последняя её ступень, космический корабль летит уже самостоятельно. Он становится искусственным спутником Земли. (Слайд №15-16)

Все мы знаем, что космонавты, совершая свои полеты, защищают тело скафандром. Как вы думаете, зачем нужен скафандр? (ответы детей)
Ведущий: Космонавту нужен скафандр даже тогда, когда он находится в космическом корабле. Перед полетом все тщательно проверяется. (Слайд №17)


Если вдруг произойдет разгерметизация на корабле или в него попадет метеорит, космонавту будет нечем дышать. А в скафандре есть большой запас воздуха. Также скафандр обогревается изнутри и просто незаменим для выполнения работы в открытом космосе. Кроме того в скафандре есть радиосвязь на случай, если космонавт сильно удалится от станции, проводя осмотр корабля.
На слайде рассматриваем скафандр. (Слайд №17)
Ведущий: Как вы думаете, ребята, каким должен быть космонавт? (ответы детей)
Космонавт должен быть смелым, решительным, собранным. И здоровье у него должно быть очень крепкое: ведь во время взлета и приземления он испытывает сильнейшие перегрузки.
Мы хотим быть здоровыми, как космонавты? Значит, будем делать космическую зарядку.
(Под ритмичную музыку)
Мы в ракету сели смело,
(сели на корточки)
Шлем на голову надели.
(сомкнули руки над головой)
Пуск! И в космос мы летим!
(встали, тянемся вверх)
В невесомости парим.
(руки в стороны, круговые движения тела)
Путь наметили к планете.
(вытянули руки вперед)
Помахали вслед комете.
(машем руками над головой)
Посмотрели в телескоп.
(сделали бинокль из кулачков и посмотрели в него)
Надавили кнопку стоп.
(хлопнули в ладоши)
Развернули мы ракету!
(повернуться в другую сторону)
И продолжили полет.
(руки в стороны, покачиваемся)
Космос нас с собой зовет!
(помахали руками).
Ведущий: Молодцы!
Ребенок читает стихотворение (Слайд №20)

Как космос велик и прекрасен,
Как много загадок таит,
Но только умеющий думать
Любые загадки решит.
Ведущий:
Ребята, сейчас я вам загадаю космические загадки (Слайд №21-28)
(за правильные ответы команды получают картинки с изображением предметов космоса).
Он черен, как ночь,
И звезд там не счесть.
Планет и созвездий
В нем множество есть.
Что же это за место,
Возникает вопрос.
И каждый ответит:
«Ведь это же… (космос) »


Он космос покоряет,
Ракетой управляет.
Отважный, смелый астронавт
Зовется просто… (космонавт)


Он вокруг Земли плывет
И сигналы подает.
Это вечный путник
Под названием... (спутник)


С Земли взлетает в облака,
Как серебристая стрела.
Летит к другим планетам
Стремительно… (ракета)


Когда ты в космосе мой друг,
Творятся чудеса вокруг.
Паришь ты - вот так новость,
Ведь это… (невесомость)


Бродит одиноко огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает… (солнце)


Спутница Земли, планета.
Круглолика и бледна.
Ярко светит нежным светом
С неба тёмного... (луна)


Что за чудная машина
Смело по луне идет?
Все ее узнали, дети?
Ну, конечно, ... (луноход)


Ведущий: Кто знает, что такое луноход? (ответы детей)
Для изучения поверхности Луны наши ученые придумали специальный аппарат, назвали его луноход. (Слайд №29)


Луноход – это машина. У нее 8 колес, чтобы можно было переезжать через кочки, ямки и камни. Управляли луноходом с Земли через мощные антенны с помощью пульта. Так же, как сейчас управляют машинками на радиоуправлении. Сверху у лунохода была большая крышка, которую открывали днем, когда Луна освещалась Солнцем. На этой крышке располагалась солнечная батарея. Эта батарея питала всю аппаратуру на луноходе.
На луноходе было 2 фотоаппарата, с помощью которых он фотографировал поверхность Луны, было сделано 25 000 фотографий!
Для чего нужен луноход? (ответы детей)
Ведущий: Правильно, луноход нужен для изучения поверхности Луны
Он изучал состав ее почвы, искал место для посадки космических ракет, делал фотографии лунных пейзажей. Он проехал более 10 км по Луне. Потом его внутренние батарейки сели, и связь с ним прекратилась.

Задание: Сложите картинку-мозаику «Луноход» (Слайд №30)


Каждая команда складывает картинку. Звучит музыка из мультфильма «Тайна третьей планеты».
Ведущий: Ребята, скажите, а как, находясь на земле, можно изучать космос?
(ответы детей).
При помощи телескопа. Что можно увидеть в телескоп? (ответы детей) .
Созвездия, кометы, луну, планеты. (Слайд №31)


Давайте вспомним названия планет Солнечной системы. (Слайд №32)


Ребенок читает стихотворение
А. Хайт
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идет по счету,
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Ведущий: Ребята, а знаете ли вы, какая планета самая горячая и почему? (Меркурий, потому что эта планета ближе всего находится к Солнцу). (Слайд №33)


Мы живем на Земле и называемся - земляне. Скажите, а если бы мы жили на Меркурии, как нас называли бы? (Ответы детей) .
А если бы – на самой дальней от Солнца планете – Плутоне? (Ответы детей) . (Слайд №34)


Игра «Найди лишнее» (Слайд №35-36)
На слайдах представлены картинки. Задача детей найти картинку, которая не относится к теме «Космос» и назвать предметы, соответствующие тематике.
На первом слайде представлены: планета,


ракета,


скафандр,


спутник,


книга.


На втором слайде - шлем танкиста,


шлем космонавта,



луноход,
созвездие

Метеорит

На третьем слайде - космонавт,

Луна,


комета,


телефон,

Космос... Далеко не каждый взрослый понимает всю суть этого сложного понятия. А как объяснить маленькому ребенку, дошкольнику, что такое космос? Для детей не существует ничего, кроме того, что их окружает. Поэтому понять, что где-то над нами есть планеты, что за голубым небом скрывается еще что-то, очень трудно. Но возможно, если делать все продуманно и правильно.

Подготовительные этапы

Вне зависимости от того, родитель вы маленького почемучки или воспитатель детского сада, вам необходимо быть готовым отвечать на все вопросы любознательных малышей. Поэтому стоит в первую очередь ознакомится с темой, чтобы самому иметь четкое представление, что такое космос. Для детей важно также, как вы подадите эту информацию. Ведь если объяснение будет сухим или невнятным, весь интерес может начисто исчезнуть.

Для того чтобы заинтересовать малышей, дать им новые знания, можно прочесть различную тематическую литературу. Астрономические энциклопедии, журналы и методические материалы можно найти в каждом книжном магазине. Вот только желательно, чтобы рассказ про космос для детей не был простым изложением фактов, а стал увлекательным, интересным повествованием.

Общие понятия

Первое, что необходимо объяснить маленькому человечку, - основы астрономии. Да, и не забудьте рассказать, что такое астрономия вообще. Не стоит начинать рассказ детям о космосе и космонавтах, не познакомив их с основами. Так, в первую очередь стоит рассказать, что космос изучает наука астрономия. И уже отталкиваясь от этого понятия, следует объяснить все, что с астрономией связано.

Конечно же, не надо углубляться в исследование этой темы. Между прочим, первые познания детей и любопытство могут зародиться при просмотре мультфильмов. Уже оттуда малыши черпают такие понятия, как НЛО, инопланетяне, звезды, планеты, Солнце, месяц. Достаточно будет рассказать о Солнечной системе и тех элементах, из которых она состоит: планеты, звезды, астероиды, кометы, галактики, черные дыры и туманности.

На основе изучения этих понятий космос для детей дошкольного возраста уже не будет представлять неизвестность. Малыши, идя в первый класс, уже будут понимать, что планета Земля - лишь малая часть огромной Вселенной. После этого можно приступать к практической части изучения космоса.

После того как малыши разобрались, что такое космос, для детей можно устроить целый ряд занятий на эту тематику. Ведь именно в процессе игры малыши намного лучше усваивают учебный материал, нежели при обычных разговорах. Далее предлагаем вашему вниманию несколько занятий, посвященных этой тематике.

Пример занятия №1

Для него необходимо подготовить несколько поделок с инопланетянами (или НЛО). Они могут быть из пластиковых тарелок или бутылок, пластилина. На основе приготовленных вещей стоит рассказать о пришельцах, марсианах и лунатиках. Только не стоит выбирать рассказы-"страшилки". Помните: мы вызываем интерес к необычным вещам, который подогревается еще и мультфильмами. Тема инопланетян и поднимается в мультиках "Смешарики", "Фиксики", "Все про казаков", "Лунтик" и прочих. На основе этих мультсериалов можно спланировать свое занятие.

Пример занятия №2

На этом уроке можно рассказать детям о космосе и космонавтах. Рассказ о том, что человек побывал за пределами нашей планеты, непременно понравится дошкольникам. Для занятия необходимо вооружиться бумажными моделями ракеты и изображением космонавта.

Пример занятия №3

Это занятие можно посвятить обзору планет. Очень хорошо подойдут для этого подручные материалы круглой формы разного размера. Их необходимо разместить вокруг "Солнца" по порядку и на этом примере рассказать, как они вращаются вокруг него и сколько всего планет есть во Вселенной. Отдельное внимание стоит обратить на их расположение. Сделать акцент на том, что из них (и не только) состоит космос. Планеты для детей следует сделать цветными, чтобы они поняли, что эти между собой различаются.

Пример занятия №4

Здесь можно подвести итоги того, что дети вынесли из ваших уроков. Наиболее оптимальным будет урок искусства "Космос глазами детей". На этом занятии можно использовать самые различные материалы, которые выберут дети. Ведь кому-то проще нарисовать рисунок, а кому-то - создать аппликацию или вылепить Выбор материала разнообразен, равно как и фантазия ребенка. Но стоит каждую выполненную работу оценить и указать на возможные ошибки. Мягко, ненавязчиво указать на погрешности, обязательно похвалить за старания. Ведь космос для детей дошкольного возраста - это некая загадка, разгадывать которую им предстоит в будущем.

Приборы для изучения космоса

Рассказывая детям о далеких галактиках и звездах, желательно подкрепить свои слова фактами. Оптимально, если у вас в наличии будет телескоп, через который они смогут увидеть далекую планету или яркие звезды. Но если такой возможности не будет, стоит подготовить для малышей своеобразное слайд-шоу с яркими картинками планет, комет и прочих

Если рассказы про космос для детей сопроводить яркими фотографиями или слайдами, да и сам рассказ будет увлекательным, то первые знания о внеземных галактиках и цивилизациях запомнятся малышами надолго.

Материалы для изучения космоса

Несомненно, без соответствующей наглядности любая тема станет скучной. А тем более изучение такой серьёзной темы, как космос. Поэтому для того чтобы маленьким деткам было все понятно и интересно, следует основательно подготовиться.

Для этих целей подойдет любой Наглядным пособием могут стать не только картинки и фотографии космоса, но и разные фигурки (из бумаги, конструктора, пластилина), которые будут обозначать какой-то предмет по этой тематике.

Отлично можно подать материал в виде ролевой игры или благодаря настольному Ведь любимые герои подадут познавательный материал гораздо интереснее, нежели родитель или воспитатель.

Также ответить на вопрос "что такое космос" для детей помогут загадки и стихотворения. Именно эти короткие формы придадут изучению необычайность, а также помогут развить воображение и логическое мышление.

Не забудем о космонавтах

В процессе изучения этой сложной темы не стоит забывать о тех, кто изучает и покоряет космос - космонавтах. Тем более что существует праздник - В этот день можно рассказать детям о работе космонавта, рассмотреть фотографию Юрия Гагарина, рассказать об этом человеке. Благодаря такому небольшому экскурсу дети научатся помнить и уважать свою историю и станут стремиться к чему-то значительному.

И напоследок...

Не стоит думать, что маленькие дети не готовы понять взрослые темы. Просто подойти к изучению этих тем необходимо с точки зрения детей. Персонификация, ролевые игры, слайд-презентация или воображаемое космическое путешествие - неважно, какую форму представления темы вы выберете. Главное - заинтересовать детей, не загубив в их душах огонек любознательности.