Арабско израильский конфликт кратко. Арабо-израильский конфликт: причины, механизмы и основные события. Арабо-израильский конфликт - не равно арабо-палестинский

Манзура Калиекова
Арабо-израильский конфликт: история и современность

Международные конфликты являются разновидностью международных отношений, в которые вступают различные государства на почве противоречий интересов. Это особое, а не рутинное политическое отношение, поскольку оно означает и объективно, и субъективно разрешение разнородных конкретных противоречий и порождаемых ими проблем в конфликтной форме, и в ходе своего развития может порождать международные кризисы и вооруженную борьбу государств.

Сегодня система международных отношений находится в переходном состоянии, в ней переплетаются и взаимодействуют традиционные многовековые силы и закономерности и новые, проявляющиеся на наших глазах, факторы и тенденции.

Со времени Вестфальского мира, зафиксировавшего почти на 350 лет международную систему, основанную на силовом взаимодействии, «столкновении» национальных государств, балансе сил, противоборстве союзов и др., в мировой политике появились новые действующие лица и новые тенденции глобального масштаба. ТНК и международные организации, система глобальной коммуникации, мировая экономическая взаимозависимость, изменение роли военного фактора, распространение во многом единой массовой культуры, переплетение внутриполитических и международных проблем, волны глобальной демократизации и т.д. Все это сегодня определяет новый облик международных отношений.

Современные международные отношения отличает не только беспрецедентная динамика, но и сложность и многомерность. Биполярный мир холодной войны канул в Лету, и на смену ему пришла не монополярность, а динамично развивающаяся - причем в разных векторах и измерениях - новая сложная мировая система, по сути своей многополярная и многомерная.

Образно говоря, время «евклидовой геометрии» в мировой политике закончилось. Пришла пора куда более сложных и многомерных политических уравнений, причем многие их переменные и по сей день окончательно не определены.

Становление современной системы международных отношений, несмотря на новые глобальные тенденции, преодоление поляризующих конфликтов и формирование элементов единого мирового сообщества, отнюдь не равнозначно окончательному приходу в мировую политику стабильности и гармонии, порядка и прогресса. Появились новые дестабилизирующие силы и тенденции, «проснулись» старые, часто архаичные в своей основе конфликты, родились конфликты «нового поколения». Новые локальные, прежде всего этнополитические конфликты, напряжения по линии Север - Юг, многообразие не всегда сочетающихся друг с другом международных режимов, новые миграционные потоки, ведущие, в частности, к появлению не интегрированного в развитые общества низшего класса, политическая и иная дестабилизация в результате глобальных режимных изменений (так называемые «волны демократизации») и т.д., все это должно учитываться при анализе и попытках концептуализации современных международных отношений.

Особый вопрос - это политико-правовой режим современных международных отношений. Качественные изменения, происходящие в мировой политике, не могут не оказывать влияния на казалось бы устоявшиеся правила, которые призваны регулировать поведение участников международного взаимодействия. Как известно, попытки переосмысления ряда базовых принципов публичного международного права предпринимаются не только учеными. Некоторые страны и блоковые союзы по-новому, нетрадиционно толкуют ряд фундаментальных положений международного права, а то и вовсе закрывают на них глаза.

Словом, проблематика современных международных исследований значительно усложнилась, к тому же и современные международные отношения еще не представляют собой окончательно сформировавшуюся систему, продолжают находиться в процессе динамичного становления .

Арабо-израильский, или как его часто называют, Ближневосточный конфликт, является самым длительным из всех неурегулированных конфликтов в мире. Его начало относится к 40 м годам XX века и связано с проблемой создания в Палестине еврейского и арабского государств.

Вопрос о Палестине стал международной проблемой к концу первой мировой войны в результате распада турецкой Оттоманской империи. Палестина была одной из ee прежних арабских территорий, переданных под управление Великобритании в рамках установленной Лигой Наций системой мандатов, принятой в соответствии с Пактом Лиги (Статья 22).

Все подмандатные территории, кроме одной, стали, как и предполагалось, полностью независимыми государствами. Исключением явилась Палестина, где мандат, помимо «предоставления помощи и оказания советов», преследовал в качестве важнейшей цели осуществление Декларации Бальфура, опубликованной правительством Великобритании в 1917 году, где выражалась поддержка «созданию в Палестине национального очага для еврейского народа».

В течение срока действия мандата на Палестину с 1922 по 1947 гг. происходила интенсивная иммиграция евреев, главным образом из Восточной Европы. В 30-е годы в результате известного преследования еврейского населения нацистами приток иммигрантов резко возрос. Требования палестинцев в отношении предоставления независимости и их сопротивление еврейской иммиграции послужили причиной мятежа в 1937 г., за которым последовала волна непрерывного террора и насилия с обеих сторон, продолжавшаяся в ходе второй мировой войны и сразу после ее окончания. Великобритания пыталась использовать различные формы предоставления независимости территории, где царило насилие, и в 1947 г. она передала решение этой проблемы на рассмотрение Организации Объединенных Наций.

В период 1947-1977 гг. после изучения различных альтернатив ООН предложила разделить Палестину на два независимых государства: одно — палестинское арабское и другое — еврейское, с приданием Иерусалиму международного статуса (резолюция 181 (II) от 29 ноября 1947 г.). Одно из двух государств, предусмотренных планом раздела, объявило о своей независимости как Израиль и в результате экспансионистских действий в войне 1948 г. оккупировало 77 процентов территории Палестины. Израиль также оккупировал большую часть Иерусалима. Более половины коренных палестинцев бежали или были изгнаны. Иордания и Египет оккупировали другие части территории, предназначенной в соответствии с резолюцией о разделе для так и не созданного палестинского арабского государства.

В результате войны 1967 г. Израиль оккупировал оставшуюся территорию Палестины, находившуюся в то время под контролем Иордании и Египта (Западный берег и сектор Газа). Впоследствии Израиль аннексировал и оставшуюся часть Иерусалима. Война привела ко второму исходу палестинцев, который коснулся около 500 000 человек. Совет Безопасности в своей резолюции 242 (1967) от 22 ноября 1967 г. призвал Израиль вывести свои войска с территорий, оккупированных в ходе конфликта 1967 г.

В 1974 г. Генеральная Ассамблея вновь подтвердила неотъемлемые права палестинского народа на самоопределение, национальную независимость и суверенитет, а также право на возвращение. В следующем году Генеральная Ассамблея учредила Комитет по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа. Генеральная Ассамблея предоставила Организации освобождения Палестины статус наблюдателя в Ассамблее и других международных конференциях, проводимых под эгидой Организации Объединенных Наций.

В период с 1977 по1990 гг. положение в этом регионе продолжало ухудшаться. В июне 1982 г. Израиль вторгся в Ливан, заявив, что его целью является уничтожение ООП. За этим последовало заключение соглашения о прекращении огня. Остававшиеся в Ливане силы ООП были выведены из Бейрута и размещены в соседних странах после того, как были даны соответствующие гарантии безопасности для тысяч палестинских беженцев. Вскоре после этого произошло массовое убийство беженцев в лагерях Сабра и Шатила (Бейрут, Ливан).

В сентябре 1983 г. представительная Международная конференция по вопросу о Палестине приняла среди прочего Женевскую декларацию, содержащую следующие принципы: необходимость противодействовать и отвергать такую политику и практику Израиля на оккупированных территориях, которая направлена на создание поселений, а также изменение статуса Иерусалима; право всех государств региона на существование в безопасных и международно признанных границах, при обеспечении справедливости и безопасности для всех людей, а также осуществление законных и неотъемлемых прав палестинского народа.

В декабре 1987 г. на оккупированной Израилем палестинской территории вспыхнуло массовое восстание («интифада»). Методы, используемые израильскими силами в ходе восстания, привели к значительным жертвам и большому числу раненых среди гражданского палестинского населения.

В октябре 1991 г. в Мадриде была созвана Мирная конференция по Ближнему Востоку. Ее целью было достижение справедливого, прочного и всеобъемлющего мирного урегулирования через прямые переговоры по двум каналам: между Израилем и арабскими государствами, а также между Израилем и палестинцами. В основу переговоров легли резолюции Совета Безопасности 242 (1967) и 338 (1973) (формула «земля в обмен на мир»). Ряд последующих переговоров позволил достигнуть взаимного признания между правительством государства Израиль и Организацией освобождения Палестины как представителем палестинского народа, а также подписания обеими сторонами в Вашингтоне 13 сентября 1993 г. Декларации принципов о временных мерах по самоуправлению. Кроме этого, осуществление последующих соглашений привело к ряду таких позитивных изменений, как частичный вывод израильских сил, выборы в палестинский Совет и учреждение института президентского правления Палестинской автономии, частичное освобождение заключенных и создание действенных административных органов в районах палестинского самоуправления. Организация Объединенных Наций принимала активное участие в мирном процессе как в роли гаранта международной законности, так и в части мобилизации и предоставления международной помощи. В 2000 и 2001 гг., израильтяне и палестинцы вели переговоры по соглашению об окончательном статусе, которое осталось нереализованным.

В 2000 г. противоречивый визит в священный двор Харам-аш-Шариф в Иерусалиме Ариэля Шарона, бывшего в то время лидером «Ликуда», привел к вспышке второй «интифады». Следствием этих действий стал рост числа жертв, повторная оккупация территорий под палестинским самоуправлением, вооруженные вторжения, внесудебные казни подозреваемых палестинских бойцов, совершаемые самоубийцами взрывы, ракетные и минометные обстрелы, а также разрушение зданий. На Западном берегу Израиль начал строительство разделительной стены, проходящей по оккупированной палестинской территории, что в 2004 г. было признано Международным Судом незаконным. В 2002 г. Совет Безопасности принял резолюцию 1397, подтверждающую видение региона как места, где два государства, Израиль и Палестина, живут бок о бок в пределах безопасных и признанных границ. В 2003 г. ближневосточная «четверка» (США, ЕС, Россия и ООН), одобрили детальную «дорожную карту», направленную на реализацию идеи о двух государствах, закрепленную в резолюции 1515 Совета Безопасности. В 2005 г. Израиль в рамках «Плана размежевания» вывел своих поселенцев и войска из сектора Газа, сохранив при этом эффективный контроль над его границами, побережьем и воздушным пространством. После выборов в палестинский законодательный Совет в 2006 г. «четверка» пришла к выводу о том, что будущая помощь Палестинской автономии будет пересмотрена донорами в свете обязательства нового правительства по отказу от насилия, признания Израиля и принятия предыдущих соглашений.

Новая, хотя и неофициальная, работа по мирному урегулированию началась в декабре 2003 г. Представители Израиля и палестинского гражданского общества под руководством двух бывших министров Израиля и Палестинской администрации, Йосси Бейлина и Ясира Абеда Раббо, выступили с так называемой «Женевской инициативой» - подробным проектом мирного соглашения, затрагивающим вопросы окончательного статуса. Несмотря на отсутствие официального статуса, данный проект урегулирования получил значительную общественную поддержку как в Израиле, так и в Палестине. После встречи создателей инициативы, состоявшейся 5 декабря 2003 г. в Нью- Йорке, Генеральный секретарь Кофи Аннан заявил, что «дорожная карта» остается «ключевым механизмом» для движения вперед и что импульс, необходимый для решения ближневосточного конфликта, должен исходить от людей, совместно работающих во имя перемен.

В 2004 г. имела место дальнейшая эскалация насилия, принявшего различные формы. В результате отдельных ракетных обстрелов города Газа в марте и апреле Силы обороны Израиля ликвидировали двух высокопоставленных лидеров исламистского движения Хамас — Шейха Ахмада Ясина и Абдул-Азиза Рантиси.

В ноябре 2004 г. палестинский лидер Ясир Арафат, болезнь которого прогрессировала на протяжении 11 предыдущих месяцев, во время лечения во Франции скончался в возрасте 75 лет.

В августе 2005 г., несмотря на некоторое противостояние в самом Израиле, премьер-министр А. Шарон провел хорошо организованную и своевременную эвакуацию всех гражданских населенных пунктов в секторе Газа и четырех населенных пунктов, расположенных в северной части Западного берега. В сентябре последний израильский солдат покинул сектор Газа, и населенные пункты Израиля, размещенные на данной территории, были переданы палестинцам. Это ознаменовало первый вывод вооруженных сил Израиля из оккупированной палестинской территории с 4 июня 1967 г., несмотря на то, что Израиль сохранил контроль над границами сектора Газа, его воздушным пространством и территориальными водами. В обращении к Генеральной Ассамблее премьер-министр Шарон заявил, что палестинцы «имеют право на свободу и на национальное и суверенное существование в собственном государстве», при этом он подтвердил требование Израиля в отношении «единого и неделимого» Иерусалима.

В 2006 г. произошло два события, которые оказали существенное влияние на динамику развития палестино-израильского конфликта. У премьер-министра Израиля Ариеля Шарона случился тяжелый инсульт, а в результате выборов в новый Палестинский законодательный совет большинство мест получило движение Хамас, которое не признает Израиля, не принимает предыдущие соглашения и не отрицает насилие. Президент Махмуд Аббас призвал лидера Хамас Исмаила Хание сформировать новое правительство Палестины; практически в то же время премьер-министром Израиля был избран Эхуд Ольмерт.

В ответ на победу Хамас на выборах Израиль прекратил перевод палестинцам доходов от сбора налогов, а основные внешние источники средств, включая США и Евросоюз, прекратили оказание финансовой и экономической помощи Палестинской администрации.

В условиях нарастающего гуманитарного кризиса в секторе Газа, без согласования с палестинским правительством, «четверка» одобрила предложение Европейского союза о «Временном международном механизме», направленное на содействие «оказанию прямой помощи палестинскому народу, основанной на конкретных потребностях» (в 2006 г. ЕС для данных целей израсходовал около 865 млн. долл. США).

В то время как оказывалась помощь, направленная на облегчение страданий жителей палестинской территории, а палестинские лидеры вели переговоры, направленные на примирение группировок ФАТХ и ХАМАС, по Израилю из сектора Газа продолжали наноситься ракетные удары с применением ракет «Кассам», а Израиль продолжал проводить «целенаправленные убийства» предполагаемых палестинских боевиков.

К сентябрю 2006 г. президент Аббас со стороны ФАТХ и премьер-министр Хание со стороны ХАМАС пришли к соглашению о создании правительства Палестинского единства. Однако в секторе Газа начались ожесточенные сражения между вооруженными палестинскими группировками, в которых погибло множество участников, в результате чего переговоры о единстве были сорваны.

Попытки реанимировать переговорный процесс после организованной в 2007 г. администрацией Дж. Буша конференции в Аннаполисе (штат Мэриленд, США) фактически не дали никаких результатов.

Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху, лидер правой партии Ликуд, пришедший к власти в результате внеочередных выборов 10 февраля 2009 г., выразил намерение продолжить мирные переговоры, но при этом избегает какой-либо предварительной ангажированности относительно создания палестинского государства.

Завершение «эры Дж. Буша» в США и демонстративно повышенное внимание к ближневосточным делам новой администрации президента Б. Обамы с первых дней ее существования обеспечивает активизацию посреднической роли Вашингтона в урегулировании палестино-израильского конфликта. Причем новый американский президент неоднократно заявлял о своем видении решения конфликта на основе принципа двух государств. Этот принцип поддерживается и «международным квартетом» (США, ЕС, ООН, Россия), выступающим сегодня в качестве важного посредника в мирном процессе.

Последний Диалог о параметрах окончательного урегулирования между Израилем и палестинцами был прерван в сентябре 2010 г. из-за разногласий в подходах сторон к проблеме поселенческого строительства.

После неоднократных попыток примирения ФАТХ и ХАМАС 5 мая 2011 г. в Каире было подписано соглашение о межпалестинском примирении, тем самым, положив конец противостоянию палестинских движений ФАТХ, которое контролирует Западный берег реки Иордан, и ХАМАС, закрепившегося в секторе Газа. Соглашение было критически воспринято властями Израиля, которые призвали палестинского лидера Махмуда Аббаса аннулировать его.

Выступая 19 мая 2011 г. с речью о политике США на Ближнем Востоке, американский президент Б.Обама заявил, что базисом урегулирования израильско-палестинского конфликта должно стать восстановление пределов Израиля по состоянию границ на 1967 г.

Это заявление Обамы вызвало резкую критику со стороны Израиля. Израильский премьер Биньямин Нетаньяху заявил, что был готов пойти на компромисс в урегулировании конфликта до объявления Обамой новых принципов, однако сейчас Израиль не принимает предложение американской администрации, так как возвращение к прежним границам сделает государство беззащитным.

Сегодня палестинцы надеются, что по окончании мирных переговоров с Израилем он выведет свои войска с оккупированных в результате войны 1967 г. территорий - Западного берега реки Иордан, сектора Газа и Восточного Иерусалима. Палестинцы намерены построить свое независимое государство со столицей в Восточном Иерусалиме. Однако Израиль отказывается вернуться к линиям 1967 г., а также делить Иерусалим с палестинцами, объявив его вечной неделимой столицей еврейского государства.

Россия, ЕС, а также участники «ближневосточного квартета» поддержали инициативу американского лидера.

Однако на фоне бурного обсуждения его высказываний в СМИ президент США решил прояснить свою позицию в выступлении на ежегодной конференции Американо-израильского комитета по общественным связям (AIPAC), крупной лоббистской организации. В своей речи он указал, что возврат к границам 1967 г. является основой для переговоров Израиля и ПНА, а не целью.

В свою очередь, Казахстан выступает как за реализацию законных прав палестинского народа, так и за право Израиля жить в мире и безопасности.

Позиция Казахстана основана на требованиях выполнения резолюций 242, 338 и 425 СБ ООН, принципа «земля в обмен на мир».

Казахстан будет поддерживать любые соглашения и договоренности, достигнутые между сторонами, вовлеченными в конфликт.

28 сентября с.г. Совет Безопасности ООН единогласно одобрил заявку Палестинской национальной администрации на получение постоянного членства в организации и передал ее на рассмотрение специальной комиссии, состоящей из всех 15 членов Совбеза. Ожидается, что рассмотрение палестинской заявки займет несколько недель. 1 октября с.г. Конгресс США заблокировал предоставление ПНА пакета помощи в объеме 200 млн. долларов в ответ на подачу палестинцами заявки на вступление в ООН. Помощь будет заблокирована «до тех пор, пока этот вопрос не будет разрешен». Со своей стороны, премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху заявил 27 сентября с.г., что его страна не станет больше замораживать строительство еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан, т. к. это «ни к чему не привело». Израильское решение вызвало негативную реакцию не только у палестинцев, но и у США и Евросоюза. 2 октября с.г. Израиль принял решение поддержать план, предло-женный «квартетом» посредников (РФ, США, ЕС, ООН) по возобновлению переговоров с палестинцами в течение месяца без предварительных условий.

Правительство Израиля в ночь на 12 октября с.г. утвердило соглашение об условиях освобождения капрала Г. Шалита, захваченного в плен боевиками движения ХАМАС летом 2006 г. В обмен Шалита израильтяне освободят 1027 заключенных палестинцев. Соглашение не предполагает выхода на свободу наиболее известных палестинских экстремистов и террористов, около 400 из которых отбывают пожизненные сроки наказания за проведение или организацию кровавых террористических актов.

8 октября израильский военнослужащий Г. Шалит был освобожден из плена в секторе Газа и передан представителям Израиля. Взамен на первом этапе реализации сделки из тюрем освобождены 477 палестинских заключенных, из которых 287 были приговорены израильским судом к пожизненных срокам за убийства.

Основной задачей, стоящей сегодня перед мировым сообществом, является продолжение прямых палестино-израильских переговоров. Все препятствия на пути переговорного процесса должны быть сняты. Необходимо найти взаимоприемлемую формулу выхода из кризисной ситуации.

Палестинский вопрос, то есть проблема существования и сосуществования еврейского и арабского государств на территории Палестины, находится в центре многолетнего арабо-израильского противостояния.

Начало ближневосточного конфликта относится к 1940-м годам. 29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН проголосовала за создание двух государств — еврейского и арабского — на Западном берегу реки Иордан, а также интернациональной зоны Иерусалима. За раздел Палестины проголосовали 33 государства (в том числе Франция, США и Советский Союз), против — 13, воздержались — 10 (в их числе была Великобритания). Данное решение изначально было отвергнуто как соседними арабскими государствами, так и арабским населением самой Палестины. Арабы единогласно не хотели признавать идею возвращения евреев в Палестину, считая эту территорию своей. С этого момента и начались открытые столкновения между еврейскими и арабскими вооруженными формированиями.

Одновременно с провозглашением в 1948 году государства Израиль началась арабо-израильская война (1948-1949), в ходе которой израильтяне захватили примерно половину территорий, выделенных под арабское государство. Остальные земли — Западный берег реки Иордан и сектор Газа (всего — 22% исторической Палестины) были оккупированы Иорданией и Египтом соответственно. Еще одним следствием конфликта стал исход с захваченных Израилем территорий около 700 тысяч палестинских беженцев.

В ходе арабо-израильских войн 1967 и 1973 годов Израилем были захвачены оставшиеся части палестинских территорий, включая Восточный Иерусалим, а также сирийские Голанские высоты и египетский Синайский полуостров. В ходе военных операций 1978 и 1982 годов израильтяне оккупировали территории на юге Ливана.

© AP Photo / Khalil Hamra


© AP Photo / Khalil Hamra

Остальные палестинские земли, а также все воздушное пространство, территориальные воды и сухопутные границы ЗБРИ и сектора Газа находятся под полным израильским контролем. В этих условиях Израиль вел строительство еврейских поселений, возводил так называемую "разделительную стену", создавал закрытые военные зоны, проводил регулярные вторжения и аресты.

В 2000 году началась вторая "интифада", поводом к которой послужило посещение лидером израильских правых Ариэлем Шароном с группой своих сторонников Храмовой горы. В ходе ее представители экстремистских палестинских группировок стали в массовом порядке осуществлять на территории Израиля взрывы бомб, направленные против гражданского населения. Израиль отвечал ракетными и бомбовыми ударами, убийствами палестинских военных лидеров, а также военными операциями. Израильские войска блокировали резиденцию Арафата в Рамаллахе. В результате непрекращавшегося насилия погибли сотни людей.

© Fotobank.ru/Getty Images


© Fotobank.ru/Getty Images

В 2002 году США, Европейский Союз, Россия и ООН предложили новый план урегулирования палестинского конфликта, получивший название "Дорожной карты". Он предусматривал возобновление переговоров и поэтапное разрешение проблемы вплоть до создания независимого палестинского арабского государства рядом с израильским.

Несмотря на то, что план был формально принят как израильской, так и палестинской стороной, уже в момент его провозглашения ряд аналитиков успели расценить его как "невыполнимый".

После смерти Ясира Арафата, в январе 2005 года президентом ПНА был избран Махмуд Аббас. Аббас сумел договориться с Израилем о прекращении насилия. В марте 2005 года Израиль официально передал палестинской администрации контроль над Иерихоном, за ним последовали Тулькарм, Рамаллах, Калькийя и Вифлеем.

Премьер-министр Израиля Шарон еще в 2004 году добился, несмотря на протесты в рядах его собственной правящей коалиции, принятия плана об "одностороннем отделении" от палестинцев . В августе 2005 года Израиль эвакуировал поселения из полосы Газа и несколько поселений на Западном берегу, а в сентябре 2005 года вывел войска из Газы, положив конец ее 38-летней оккупации.

Периоды относительного спокойствия в зоне палестино-израильского конфликта чередуются со всплесками напряженности, в т.ч. вооруженного противостояния. Конфронтация усилилась после прихода к власти в секторе Газа радикальной группировки ХАМАС в январе 2006 года. Израильтяне установили блокаду Газы, а после захвата рядом палестинских группировок израильского военнослужащего Гилада Шалита в июле 2006 года, начали проводить в секторе военные операции . Наиболее значительные из них — операции "Летние дожди" 2006 года и "Литой свинец" зимой 2008-2009 годов .

Обстановка в зоне палестино-израильского конфликта вновь . За полгода жертвами практически ежедневных арабских атак стали более 30 человек, свыше 300 ранены. С палестинской стороны погибли порядка 200 человек, большинство из них — когда пытались атаковать израильтян с применением огнестрельного, холодного оружия или тактики автомобильных таранов. В Израиле признают эти нападения делом рук одиночек, но обвиняют палестинские власти, группировки и подконтрольные им СМИ в разжигании радикальных настроений, в первую очередь среди молодежи.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

(Дополнительный

Под «арабо-израильским конфликтом» понимается противостояние между рядом арабских стран и арабскими военизированными радикальными группировками, поддерживаемыми частью коренного арабского населения оккупированных Израилем палестинских территорий, с одной стороны, и сионистским движением, а затем и Государством Израиль - с другой. Хотя это государство было образовано в 1948 году, фактически история конфликта охватывает более 110 лет – с 1897 года, когда в ходе проведенного в г. Базель учредительного конгресса было оформлено политическое сионистское движение, положившее начало борьбе еврейского народа за собственное государство.

В рамках этого крупномасштабного явления принято выделять региональный «палестино-израильский конфликт», обусловленный столкновением интересов Израиля и палестинских арабов, усугубляемый религиозной, культурной и межнациональной рознью.

Одна из главных спорных проблем касается принадлежности Палестины и Иерусалима, которые каждая из сторон считает своей исторической родиной и религиозной святыней. Ситуация осложнялась столкновением интересов ведущих мировых держав в регионе Ближнего Востока, ставшем для них ареной политического, а иногда и военного противостояния. О серьезности внимания Соединенных Штатов Америки к арабо-израильскому конфликту свидетельствует тот факт, что за годы существования Организации Объединенных Наций (ООН) Вашингтон использовал право вето в Совете Безопасности 20 раз, из которых 16 – в поддержку Израиля.

На ход арабо-израильского конфликта и возможности его урегулирования определяющее воздействие оказывает позиция непосредственных участников – США, европейских государств, а также ведущих стран арабского и мусульманского мира. Для понимания данной проблематики в целом и причин, которые приводили к трансформации точек зрения сторон кризиса, целесообразно привести хронологию его развития.

ЗАРОЖДЕНИЕ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА. АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЕ ВОЙНЫ

Официальной датой зарождения арабо-израильского конфликта принято считать 29 ноября 1947 года, когда Генассамблея ООН приняла резолюцию 181 о разделе Палестины (в тот период находилась под мандатным управлением и об образовании на ее территории двух государств – арабского и еврейского. При этом предусматривалось выделение Иерусалима в самостоятельную административную единицу с особым международным статусом.

Арабские страны, не признав резолюцию 181, провозгласили лозунг о «защите национальных прав палестинских арабов». Весной 1948 года семь арабских государств ввели контингенты своих вооруженных сил на бывшие подмандатные территории и начали против евреев масштабные боевые действия. Резкое обострение ситуации в результате арабо-израильской вооруженной конфронтации вынудило около 400 тыс. палестинцев стать беженцами и покинуть места своего постоянного проживания. Арабо-израильский конфликт тем самым приобрел качественно новый характер, его рамки существенно расширились. Арабские войска так и не смогли добиться поставленных перед ними целей, а война завершилась в 1949 году заключением соглашений о перемирии.

Итогом этих событий стало появление на карте Государства Израиль, в то время как арабское государство создано не было. 40% предназначавшейся для палестинцев территории в соответствии с резолюцией 181 отошли к Израилю, остальные 60% - к Египту (Сектор Газа - СГ) и Иордании (Западный берег р. Иордан - ЗБРИ). Иерусалим был поделен между израильтянами (западная часть, составлявшая 73% городской площади) и иорданцами (восточная часть – 27%). В ходе войны еще 340 тыс. палестинцев стали беженцами.

В октябре 1956 года арабо-израильский конфликт разгорелся с новой силой. Великобритания, Франция и Израиль предприняли совместную военную акцию против Египта в качестве реакции на национализацию президентом Г. Насером Суэцкого канала. Под международным давлением коалиция была вынуждена вывести свои войска с захваченного Синайского п-ова.

В июне 1967 года Израиль, мотивируя свои шаги военными приготовлениями в ряде арабских государств, начал боевые действия против Египта, Сирии и Иордании («шестидневная война»). Им были оккупированы в общей сложности 68 тыс. кв. км арабских земель (что почти в 5 раз превышало размеры его собственной территории) – Синайский п-ов, СГ, ЗБРИ, Восточный Иерусалим и Голанские высоты.

По итогам «шестидневной войны» Совет Безопасности ООН 22 ноября 1967 года принял резолюцию 242, в которой подчеркивалась «недопустимость приобретения территории путем войны», содержалось требование вывода израильских вооруженных сил с земель, оккупированных во время «шестидневной войны» (1967), и достижения справедливого урегулирования проблемы беженцев, указывалось на необходимость уважения и признания суверенитета, территориальной целостности и политической независимости каждого государства на Ближнем Востоке, их права жить в мире. Фактически эта резолюция стала отправной точкой формулы «территории в обмен на мир», которая легла в основу дальнейшего мирного процесса по урегулированию арабо-израильского конфликта.

В октябре 1973 года Египет и Сирия предприняли попытку вернуть потерянные в ходе «шестидневной войны» территории, добились некоторых успехов на первом этапе боевых действий (египтяне, в частности, форсировали Суэцкий канал), однако не смогли закрепить их и не достигли поставленных целей, потеряв в конечном итоге еще ряд районов. Данный конфликт получил название «октябрьская война». Принятая 22 октября того же года СБ ООН резолюция 338 способствовала прекращению боевых действий и призвала все заинтересованные стороны начать практическое выполнение резолюции 242 путем вступления в переговоры.

Зоной военных действий неоднократно становилась также территория Ливана. Израиль проводил военные операции на территории этой страны, ссылаясь на «необходимость борьбы с терроризмом, исходящим от находящихся там палестинцев, и обеспечения безопасности своих северных территорий». Особенно масштабными были военные кампании 1978 и 1982 годов.

Проблема беженцев является одним из основных противоречий палестино-израильского конфликта. К настоящему времени общее число палестинских беженцев (включая лиц, родившихся в изгнании) составляет, по разным оценкам, 3,6-3,9 млн. человек. С 1967 года на оккупированных территориях было создано в общей сложности более 230 израильских поселений с числом жителей около 370 тыс. человек (учитывая население израильских поселений в районе Восточного Иерусалима).

ПОПЫТКИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА

Среди международно-правовых документов, внесших вклад в ближневосточное урегулирование, следует выделить резолюцию 3236 Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1974 года. Она подтвердила неотъемлемые права арабского народа Палестины (в том числе на национальную независимость и суверенитет, на возвращение к своим очагам и своему имуществу) и признавшую Организацию освобождения Палестины (ООП, создана в мае 1964 года) в качестве его единственного законного представителя. Кроме того, в резолюции 425 СБ ООН от 19 марта 1978 года содержалось требование безоговорочного вывода израильских войск из Южного Ливана.

Взгляды руководства разных арабских стран на пути урегулирования арабо-израильского конфликта сильно отличались, а в 70-е годы приобрели антагонистический характер. В частности, президент Египта А. Садат совершил в 1977 году официальный визит в Иерусалим. В сентябре 1978 года он заключил с Израилем соглашения в Кэмп-Дэвиде (США), а в марте 1979-го подписал мирный договор. Египтянам удалось вернуть контроль над Синайским п-овом и выйти из общеарабской конфронтации с Израилем. Подавляющее большинство арабских государств и палестинцы негативно восприняли шаг Каира. Египет оказался в фактической изоляции в арабском мире. После покушения на А. Садата и его гибели в октябре 1981 года отношения этой страны с другими государствами постепенно нормализовались. Каир вновь стал играть важную роль в продвижении мирного процесса на Ближнем Востоке.

После Кэмп-Дэвида подходы арабской и израильской сторон конфликта к ближневосточному урегулированию стали более реалистичными. Арабы отказались от категорического непризнания права Израиля на существование. В свою очередь, в израильском обществе созрело понимание необходимости прекращения ближневосточного противостояния и урегулирования палестинской проблемы на условиях взаимоприемлемого компромисса.

Принципиально новый этап в урегулировании арабо-израильского конфликта начался в 1991 году, когда 30 октября – 1 ноября удалось созвать Мадридскую мирную конференцию, значительную роль в которой сыграли СССР и США. Формат конференции предусматривал начало переговоров между Израилем и отдельными арабскими сторонами, а также проведение многосторонних переговоров, призванных рассмотреть некоторые общерегиональные проблемы: контроль над вооружениями и региональная безопасность, беженцы, экономическое развитие, водные ресурсы, экология и ряд других. Согласие на участие в работе конференции дали Сирия, Ливан, Израиль, и Иордания. Наряду с ними на это мероприятие были приглашены представители двух региональных организаций – Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива и Союза арабского Магриба, а также европейских стран. Роль ООН из-за возражений Израиля ограничилась участием представителя ее генерального секретаря.

Вслед за Мадридской конференцией начались двусторонние арабо-израильские (по палестинскому, иорданскому, сирийскому и ливанскому направлениям) и многосторонние (по общерегиональной проблематике) переговоры.

В октябре 1994 года был заключен мирный договор между Израилем и Иорданией. В качестве границы между двумя государствами была определена линия, установленная в свое время английскими мандатными властями.

После закрытых палестино-израильских контактов при норвежском посредничестве Израиль и ООП, признав друг друга, подписали 13 сентября 1993 года в Вашингтоне Декларацию о принципах организации временного палестинского самоуправления («Осло-1»). В ней была зафиксирована договоренность о пятилетнем переходном периоде, который должен был начаться с передислокации израильских войск из СГ и Иерихона (район на западном берегу Иордана) и закончиться определением окончательного статуса палестинских территорий. Россия и США подписали эту Декларацию в качестве свидетелей.

4 мая 1994 года в Каире палестинская и израильская стороны заключили соглашение «Газа-Иерихон» (свидетели - Россия, США, Египет), в соответствии с которым Израиль осуществил вывод войск из этих районов к концу мая 1994 года. Подразделения израильской армии остались только для охраны еврейских поселений в Секторе Газа. Эта договоренность одновременно положила начало пятилетнему переходному периоду.

28 сентября 1995 года в Вашингтоне было заключено Временное соглашение между ООП и Израилем по Западному берегу реки Иордан и Сектору Газа («Осло-2»). Свидетельские подписи под этим документом поставили представители России, США, Египта, Иордании, Норвегии и ЕС. Временное соглашение предусматривало расширение сферы палестинского самоуправления на Западном берегу реки Иордан и избрание Палестинского совета в составе 82 человек на пятилетний переходный период (начиная с даты подписания соглашения «Газа-Иерихон»). Переговоры по окончательному палестино-израильскому урегулированию, включая проблемы Иерусалима, беженцев, поселений, границ, меры безопасности, отношения с соседними странами и ряд других, должны были начаться не позднее 4 мая 1996 года и привести к выполнению резолюций 242 и 338 СБ ООН.

Вся территория Западного берега реки Иордан была поделена на три зоны:

  • зону А (около 3% территории), где вводился полный контроль Палестинской национальной администрации (ПНА) в гражданской сфере и по вопросам безопасности (шесть городов: Дженин, Калькилия, Тулькарм, Вифлеем, Рамалла и Наблус, а также Иерихон, где передислокация уже была осуществлена);
  • зону В (районы с самой высокой плотностью населения, около 27% территории), где ПНА контролирует гражданскую сферу, а Израиль – безопасность;
  • зону С (территории Западного берега р. Иордан вне зон А и В; незаселенные земли; районы, имеющие стратегическое значение для Израиля; еврейские поселения, около 70% территории, кроме территорий, вопрос о которых будет обсуждаться на переговорах об окончательном статусе), где израильский контроль должен постепенно, по мере передачи, переходить к палестинцам.

Выполняя Временное соглашение, подразделения израильской армии к концу декабря 1995 года ушли из зоны А и с большей части зоны В. 17 января 1997 года, сразу после подписания специального Протокола по Хеврону, израильские силы были выведены из этого города (зона А). В соответствии с протоколом израильтяне сохранили военный и гражданский контроль над районом проживания еврейской общины в этом городе (около 450 человек), включая священную для иудеев «Гробницу патриархов».

23 октября 1998 года ПНА и Израиль под давлением США подписали Уай-Меморандум, регламентирующий пошаговое осуществление дальнейшей передислокации. Предполагалась передача палестинцам 13% зоны С (1% в зону А и 12% в зону В). Кроме того, 14,2% зоны В предполагалось перевести в зону А. Израильтяне осуществили только первый этап передислокации, в результате которого 2% зоны С было передано в зону В, а 7,1% зоны В - в зону А. После этого Израиль заморозил реализацию меморандума, аргументировав такой шаг тем, что палестинцы, по его мнению, не выполнили ряд договоренностей, и прежде всего в сфере безопасности.

После победы на выборах в Израиле Партии труда Э. Барака появились перспективы для активизации переговоров. 4 сентября 1999 года в египетском городе Шарм аль-Шейх Э. Барак и Я. Арафат подписали меморандум, в котором были согласованы новые сроки осуществления предусмотренных прежними соглашениями промежуточных мер, намечено проведение переговоров о постоянном статусе палестинских территорий с достижением рамочного соглашения в феврале и окончательного - в сентябре 2000 года. Многие положения этого документа были претворены в жизнь. В частности, был завершен второй этап передислокации израильской армии на Западный берег р. Иордан. В результате Палестинская национальная администрация (ПНА) стала осуществлять управление на большей части Сектора Газа (кроме приграничных зон и израильских поселений) и 39,7% территории Западного берега (в том числе под полным контролем ПНА находилось 18% территории, под частичным - 21,7%). В 1999 году израильские власти освободили в общей сложности более 400 палестинских заключенных. Был открыт южный маршрут безопасного коридора между Западным берегом и Сектором Газа. Кроме того, были приняты меры для начала строительства морского порта в Газе, а также для решения ряда экономических и финансовых вопросов.

Тем не менее ситуация на палестино-израильском направлении оставалась сложной. На фоне серьезных разногласий сторон по ключевым проблемам урегулирования (возвращение территорий и беженцев) переходный процесс был заморожен. Не удалось достичь к намеченным срокам (февраль 2000 года) рамочного соглашения о статусе палестинских территорий и соответствующего окончательного соглашения (сентябрь 2000-го). Руководство ПНА заявило, что при таком развитии событий оно пойдет на одностороннее провозглашение независимого палестинского государства в сентябре – ноябре 2000 года. В свою очередь, Израиль выступил с угрозой предпринять жесткие «ответные меры». В итоге к установленным срокам ПНА воздержалась от самопровозглашения.

В середине мая 2000 года арабо-израильский конфликт вспыхнул с новой силой: на оккупированных территориях произошли массовые выступления палестинского населения, вылившиеся в столкновения с израильскими силами безопасности. Поводом к ним послужил отказ Тель-Авива освободить очередную группу палестинских заключенных.

Эти события вновь осложнили обстановку в регионе. В создавшихся условиях израильское правительство отложило выполнение принятого накануне кнессетом (израильский парламент) решения о передаче под полный палестинский контроль трех населенных пунктов в пригородах Иерусалима.

В январе 2000 года в г. Шепардстауне (США, штат Мэриленд) были возобновлены сирийско-израильские переговоры. Делегации возглавляли министр иностранных дел Сирии Ф. Шараа и премьер-министр Э. Барак. Однако переговоры были прерваны из-за отсутствия между сторонами взаимопонимания. Сирийцы настаивали на том, чтобы Израиль взял на себя обязательство отвести войска на линию 4 июня 1967 года. Тот же отказался принимать такой посыл, настаивая на решении вопроса о судьбе сирийских Голанских высот в ходе прямых переговоров. Сирийско-израильское направление урегулирования ближневосточного конфликта продолжало находиться в «замороженном» состоянии.

5 марта 2000 года Израиль в соответствии с резолюциями 425 и 426 СБ ООН принял решение о завершении к июлю того же года вывода своих войск из Южного Ливана независимо от того, будут ли достигнуты соответствующие договоренности с ливанцами и сирийцами. Дамаск и Бейрут настороженно восприняли это решение. 24 мая израильские власти досрочно завершили эвакуацию национального воинского контингента с ливанской территории. В освобожденных районах были дислоцированы части Временных сил ООН в Ливане. Рубежи, на которые Израиль отвел свои войска, были определены экспертами ООН и получили условное название «голубая линия» (по географическим параметрам она близка к признанной международным правом границе).

Вместе с тем сохраняются проблемы, периодически вызывающие обострение арабо-израильского конфликта в Ливане и вокруг него. Бейрут оспаривает правильность прохождения «голубой линии» на отдельных участках, в частности в районе Шебаа, расположенном у подножия горы Хермон на стыке ливано-сирийско-израильских линий перемирия. Ливанская сторона настаивает на уходе израильтян из этого района и заявляет, что в противном случае она не может рассматривать вывод израильских войск как выполнение резолюции 425 СБ ООН. Дамаск разделяет позицию Бейрута в этом вопросе. В свою очередь, Тель-Авив утверждает, что полностью вывел свои войска с территории Ливана, а район Шебаа рассматривает как часть сирийских Голанских высот. Согласно решениям ООН спорный район также считается частью оккупированных сирийских Голан и подпадает под действие резолюции 242 СБ ООН. Другим пунктом разногласий между этими двумя странами является вопрос о разделе водных ресурсов пограничных рек. Ливан тоже настойчиво добивается решения проблемы палестинских беженцев на основе реализации их права на возвращение.

В сентябре 2000 года на фоне стагнации в палестино-израильских переговорах ситуация на палестинских территориях серьезно обострилась. После посещения лидером оппозиционной партии «Ликуд» А. Шароном мечети «Аль-Акса» (одна из главных исламских святынь) массовые волнения палестинцев вылились в ожесточенные столкновения с израильской полицией и армией, которые получили впоследствии название «Интифада Аль-Акса». В ответ израильтяне ввели блокаду территорий ПНА, нанесли удары по палестинским объектам с применением полевой артиллерии, танков и авиации. В ходе вооруженного противостояния погибли более 3,7 тыс. человек (около 2,8 тыс. палестинцев и почти 1 тыс. израильтян).

В январе 2001 года в египетском городе Таба прошли закрытые палестино-израильские переговоры по проблемам окончательного статуса. В отличие от всех предыдущих переговоров в ходе обсуждений сторонам удалось приблизиться к наиболее продвинутым вариантам решений по трем позициям:

  • территориальный вопрос – израильтяне впервые проявили готовность вести переговоры с учетом принципа возвращения к границам 1967 года на основе резолюции 242 СБ ООН, палестинцы дали согласие на определение окончательных границ;
  • проблема Иерусалима – город провозглашался «общей и открытой столицей» двух государств;
  • беженцы – справедливое решение этой проблемы в соответствии с резолюцией 242 могло бы привести к выполнению резолюции 194 Генеральной Ассамблеи ООН.

В марте 2002 года в Бейруте прошел XIV саммит ЛАГ, на котором была утверждена мирная инициатива саудовского наследного принца Абдаллы («арабская мирная инициатива»). В принятой по итогам совещания декларации предусматривается установление нормальных отношений между арабскими странами и Израилем в рамках всеобъемлющего мира в обмен на его уход со всех оккупированных в 1967 году территорий.

В течение 2002 года Совет Безопасности ООН принял четыре резолюции по ситуации на Ближнем Востоке - 1397, 1402,1403 и 1405. В них к сторонам арабо-израильского конфликта обращен призыв прекратить насилие, сотрудничать с представителями России, США, ЕС и ООН («ближневосточный квартет»), приветствуются усилия этих международных посредников «по установлению всеобъемлющего, справедливого и прочного мира в регионе». Ключевое значение для современного этапа урегулирования арабо-израильского конфликта имеет резолюция 1397, где впервые СБ ООН подтвердил необходимость достижения в перспективе мирного сосуществования суверенных Израиля и Палестины в рамках безопасных и признанных границ.

Летом 2002 года Израиль приступил к строительству «разделительной стены» на палестинских территориях. К настоящему времени возведено более 200 км заграждений. Сооружение «стены» происходит со значительными изъятиями палестинских земель и охватом ряда израильских поселений. 21 октября 2003 года на чрезвычайной спецсессии ГА ООН подавляющим большинством голосов была принята резолюция ES-10/13 с требованием к Израилю прекратить строительство «разделительной стены», которое противоречит международному праву.

С целью возобновления мирных усилий «квартет» международных посредников 30 апреля 2003 года разработал свой мирный план «дорожная карта» о поэтапном урегулировании палестино-израильского конфликта в течение трехлетнего периода и графике создания палестинского независимого государства к 2005 году. 19 ноября 2004 года СБ ООН резолюцией 1515 одобрил этот план, придав ему международно-правовой статус. Палестинская сторона так же утвердила план, а израильское правительство одобрило его в целом, оговорив свое право в ходе будущих переговоров придерживаться и отстаивать внесенные им поправки (всего 14 поправок). Однако полностью «дорожная карта» так и не была реализована.

26 октября 2004 года израильский кнессет утвердил план А. Шарона об одностороннем размежевании с палестинцами, впервые законодательно закрепив ликвидацию поселений и вывод своих войск с палестинских территорий, оккупированных во время «шестидневной войны». Это создало прецедент для возобновления движения к миру на основе «дорожной карты» ближневосточного урегулирования. В результате осуществления упомянутого плана в течение месяца были эвакуированы 8,5 тыс. израильтян из 21 поселения в СГ и четырех - в северной части ЗБРИ. Из Сектора Газа были также выведены все израильские военнослужащие. Так завершилась его 38-летняя оккупация.

27 ноября 2007 года в г. Аннаполис (США, штат Мэриленд) прошла Международная конференция по Ближнему Востоку с участием представителей 50 государств и международных организаций. В ходе двусторонней встречи глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас и премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт достигли договоренности начать переговоры о создании к концу 2008 года независимого палестинского государства. Переговорный процесс был прерван в связи с проведением Израилем военной операции в Секторе Газа «Литой свинец» в декабре 2008 – январе 2009 года в ответ на возобновление ракетных обстрелов израильской территории палестинскими боевиками. В ходе нее были убиты более 1,4 тыс. палестинцев.

В сентябре 2010 года в Вашингтоне прошел первый раунд прямых палестино-израильских переговоров, возобновившихся после почти двухлетнего перерыва. Делегации конфликтующих сторон возглавляли премьер-министр Израиля Биньямин Нстаньяху и глава ПНА Махмуд Аббас. Израильский и палестинский лидеры договорились начать выработку рамочного соглашения по проблеме окончательного статуса и впредь регулярно проводить двусторонние встречи.

В начале декабря 2010 года прямые переговоры по урегулированию арабо-израильского конфликта зашли в тупик, после того как Израиль отказался возобновить мораторий на строительство еврейских поселений на оккупированных и спорных территориях. США не смогли убедить Тель-Авив возобновить мораторий. Более того, израильское руководство во время визита в страну вице-президента США Д. Байдена демонстративно объявило об утверждении плана застройки Восточного Иерусалима (палестинская часть города) и приступило к практическим работам.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА

В феврале 2011 года по инициативе группы арабских стран СБ ООН предпринял попытку принять специальную резолюцию, осуждающую политику Израиля по строительству новых поселений на оккупированных территориях. Маневры Вашингтона, направленные на то, чтобы М. Аббас отозвал проект резолюции, провалились. Европейские союзники США при голосовании отказались высказаться против или хотя бы воздержаться. В сложившихся условиях Соединенные Штаты остались в одиночестве, а их посол при ООН С. Райе получила указание воспользоваться правом вето.

Тем не менее в настоящее время статут независимого палестинского государства (полностью или частично) признают более 100 стран. Если в период с 2005 по 2009 год его признали только Парагвай, Черногория, Коста-Рика и Кот-д"Ивуар, то в 2010-м - начале 2011-го к ним присоединились Бразилия, Аргентина, Эквадор, Боливия, Чили, Гайана и Перу, а Уругвай и Суринам заявили о готовности принять аналогичное решение. Из европейских государств палестинцев признал пока только Кипр, но Ирландия уже повысила статус своей дипломатической миссии в г. Рамалла до уровня посольства. Кроме того, руководство Норвегии объявило о планах стать первой страной ЕС, которая признает Палестину в границах 1967 года. Однозначно против такого положения выступают США, Япония, Великобритания и большинство стран Евросоюза. Администрация М. Аббаса рассчитывает до сентября 2011 года заручиться признанием не менее 150 субъектов международных отношений, что позволит им провозгласить собственное независимое государство.

В плане прогноза относительно дальнейших перспектив развития ближневосточного урегулирования необходимо учитывать позиции ключевых участников конфликта и других заинтересованных сторон, в том числе основных посредников мирного процесса. Наибольший интерес представляют подходы к урегулированию арабских стран, Израиля, США и Российской Федерации.

Арабские государства придерживаются согласованной позиции, сформулированной в одобренной в марте 2002 года на саммите ЛАГ в Бейруте «Арабской мирной инициативе». Их подход базируется на понимании того, что ни одна из сторон не способна добиться для себя мира и безопасности военным путем, а также на необходимости выполнения норм международного права, к которым относятся резолюции 242 и 338 СБ ООН и выработанный Мадридской международной мирной конференцией принцип «мир в обмен на территории».

В связи с этим арабские страны обращаются к Израилю с предложением пересмотреть внешнюю политику и провозгласить достижение справедливого мира своей стратегической целью. Для этого евреям необходимо отступить с оккупированных территорий до границ 4 июня 1967 года (исходные позиции перед началом «шестидневной войны»), обеспечить выполнение резолюции 194 СБ ООН по возвращению палестинских беженцев и согласиться с созданием независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме.

Выполнение Израилем перечисленных требований арабские страны будут расценивать как окончание конфликта и достижение состояния мира. В этом случае они берут на себя заботу о мирном сосуществовании в регионе и установят нормальные отношения с этим государством в рамках всеобъемлющего мира. Кроме того, даются гарантии, что палестинцы не выдвинут никаких дополнительных требований, выходящих за рамки данной мирной инициативы.

По мнению руководства Израиля, выполнение любого из предъявляемых арабским сообществом требований, особенно касающихся вопроса границ и беженцев, грозит фактически утратой независимости. Возвращение почти 4 млн палестинцев для шестимиллионной страны, где еврейское население составляет 83 %, означает тотальное изменение этнического состава населения, что неизбежно повлечет за собой политические и экономические катаклизмы.

Другой болевой точкой арабо-израильских отношений является статус Иерусалима. Свое нежелание передать палестинцам восточную часть города израильские власти объясняют принципом неделимости столицы еврейского государства (в Иерусалиме находятся резиденция президента, кнессет, правительственные учреждения и т. д.), опасением того, что эти районы могут превратиться в центр террористической деятельности палестинских экстремистских организаций, а также тем, что там сосредоточены религиозные реликвии иудаизма.

Израильское правительство отказывается от возвращения Голанских высот Сирии по соображениям безопасности. Тель-Авив связывает отвод своих войск оттуда с прекращением сирийской поддержки организации «Хезболлах» и радикальных палестинских группировок, в то время как Дамаск настаивает на передаче оккупированных территорий без каких-либо предварительных условий. Израильтяне опасаются, что сирийцы могут позволить Ирану развернуть на этом стратегически важном плацдарме свои вооруженные силы.

Палестинское направление воспринимается в Тель-Авиве как часть и результат общего арабо-израильского противостояния. Поэтому все переговоры по созданию независимого палестинского государства израильтяне жестко обставляют тремя предварительными условиями:

  • во-первых, демилитаризация будущего палестинского государства, включая отказ от собственной военной авиации и фактический контроль Израиля над его воздушным пространством (что означает ограничение палестинского суверенитета);
  • во-вторых, признание палестинцами «еврейского характера государства Израиль»;
  • в-третьих, отказ от Восточного Иерусалима, рассматриваемого в качестве «единой столицы государства Израиль», а также от возвращения палестинских беженцев на израильские территории.

Для администрации США очень важным является сам регион, к которому принадлежит Государство Израиль. Это объясняется тем, что Соединенные Штаты зависят от импорта нефти с Ближнего Востока, где сосредоточена значительная часть мировых запасов «черного золота». Белый дом поддерживает финансовую заинтересованность арабских государств в поставках нефти на Запад, что исключает возможность их отказа от сотрудничества с США и другими странами. Кроме того, в Вашингтоне полагают, что Израиль, являясь единственной страной на Ближнем Востоке с политической системой, аналогичной западной демократической модели, должен и впредь оставаться форпостом и проводником американских идей и ценностей в регионе. Необходимо также отметить чрезвычайно важную роль, которую играет произраильское лобби в США. Будучи одним из самых эффективных на политической карте Соединенных Штатов, оно оказывает сильное влияние на принятие решений, связанных с Израилем. Это обусловлено высокой концентрацией евреев среди электората важнейших штатов и тем, что произраильскому лобби удается мобилизовывать граждан, по каким-либо причинам поддерживающих израильское направление внешней политики американской администрации. По этим причинам Израиль продолжает оставаться единственным стратегическим партнером США в Ближневосточном регионе.

По проблеме арабо-израильского конфликта Российская Федерация занимает взвешенную позицию, исходя из необходимости скорейшего разблокирования палестино-израильского конфликта и возобновления политических переговоров. При этом считается, что в основу мирного процесса должны быть положены мадридские принципы, резолюции 242, 338, 1397 и 1515 СБ ООН, формула «территории в обмен на мир», имеющиеся соглашения и договоренности, а также арабская мирная инициатива, принятая на саммите ЛАГ в 2002 году.

Трагедия в Иерусалиме, которая произошла вчера, взволновала весь мир. Гражданские лица без оружия молились в синагоге, в это время двое палестинцев из Восточного Иерусалима вошли в святыню с оружием и устроили кровавое побоище, убив четверых человек. Ответственность за нападение на себя взяла военизированная группировка «Народный фронт за освобождение Палестины». В очередной раз два непримиримых соперника напомнили миру о своем кровавом конфликте.

История существования на политической карте мира Израиля – это история войн. За свое недолгое существование границы страны менялись несколько раз. Еврейский народ на протяжении долгого времени оттеснялся арабскими соседями, не находя мирного выхода из сложившейся ситуации.

Вот уже более 20 лет Палестина и Израиль пытаются найти мирный способ разрешения векового конфликта.

Первая война: кровавая независимость

Война на территории государства Израиль начинается на следующий же день после объявления независимости. Провозглашение независимости Израиля произошло 14 мая 1948 года, а уже 15 мая пять арабских стран объявляют войну новой стране и отправляют свои войска к ее границам.

В ходе первой войны Израиль одерживает победу и значительно расширяет свои территории. Столицей провозгласили Иерусалим, но не весь город оказался под властью еврейского народа, а только часть.

Война официально закончилась в 1949 году. Египет, Иордания, Сирия, Ливан и Израиль подписали мирный договор. Итогом войны арабского мира и Израиля стало большое количество палестинских беженцев, которые покинули мятежный регион. На сегодняшний день ООН заявляет о 5 миллионах переселенных лицах, которые обратились за помощью в другие страны.

Вторая война: возвращение земель

Следующий виток арабо-израильской войны произошел в 1967 году. Первым удары нанес Израиль. Боевые действия продолжались на протяжении 6-ти дней. С одной стороны был Израиль, с другой – союз Египта, Сирии, Иордании, Ирака и Алжира.

Причиной агрессии Израиля стали действия его арабских соседей. За несколько недель до начала войны арабские соседи начали стягивать к границам государства военную технику. Правительство в Иерусалиме приняло решение атаковать первыми.

И в этой военной компании фактическая победа оказалась за Израилем. Оккупированные территории превысили собственные территории страны в 3,5 раза. Израиль вернул себе под контроль Восточный Иерусалим, который по мирному договору 1949 года отходил Иордании, а также аннексировал Сектор Газы.

Правительство принимает решение незамедлительно начать интеграцию оккупированных территорий в израильское общество и начинается строительство еврейских поселений. Мировая общественность не приняла результаты войны, Совбез ООН выступил с резкой критикой действий Израиля.

Резолюция 242 (1967 год), Совет Безопасности ООН: "22 ноября 1967 года после длительных переговоров Совет Безопасности единогласно принял резолюцию 242 (1967), в которой излагались принципы мирного урегулирования на Ближнем Востоке. В резолюции утверждалось, что для установления справедливого и прочного мира необходимо применение двух принципов: вывод израильских сил с территорий, оккупированных во время недавнего конфликта, и прекращение всех претензий или состояний войны и уважение и признание суверенитета, территориальной целостности и политической независимости каждого государства в данном районе и их права жить в мире в безопасных и признанных границах, не подвергаясь угрозам силой или ее применению".

Третья война: удар исподтишка

Последнюю официальную войну начали Египет и Сирия. Война Судного дня началась 6 октября 1973 года. Продолжалась она 18 дней.

Египет и Сирия напали на Израиль неожиданно, в момент празднования иудейского праздника Йом Кипур. Эффект неожиданности и неготовность к боевым действиям дали свои результаты. На первой фазе боевых действий чаша весов перевешивала в сторону арабских военных.

Но вторая половина конфликта была благосклонна к Израилю, и евреи в очередной раз выгнали за свои границы нападающих. Война была окончена очередной резолюцией ООН, текст которой был схож с предыдущей.

Мадридские переговоры: страна-призрак Палестина

Первые мирные переговоры и заключение договора было осуществлено в 1978 году между Израилем и Египтом. Но решение палестинского вопроса не решалось до 90-х годов. Первая официальная встреча еврейского и арабского руководства состоялась в 1991 году в Мадриде. На этой встрече было выделено несколько пунктов, которые должны были урегулировать обстановку повисшей в воздухе полномасштабной войны.

1. Выполнение резолюции СБ ООН 242 и 338 (338 - вторая резолюция после Войны Судного дня);

2. Соблюдение принципа «земля в обмен на мир»;

3. Обеспечение законных прав палестинского народа;

4. Достижение безопасности и мира для израильтян;

Мадридские переговоры не подразумевали создания отдельного государства палестинским народом. Этот вопрос не поднимался вплоть до 2003 года. Мирный план «дорожной карты» был совместной разработкой России, США, ООН и Евросоюза. По тексту разработанного документа за два года необходимо было поэтапно снизить уровень напряженности конфликта и создать новое государство – Палестина.

Но этот план не реализован и ныне. Причина этого разногласия внутри и израильской, и палестинской политической элиты.

Последние события в Израиле показали, что Ближний Восток стоит на пороге очередной войны. В этом году израильская армия уже проводила бомбардировку Сектора Газы и палестинских территорий. В ответ на агрессию Иерусалима палестинцы устраивают теракты в границах Израиля.

Мало отыщется на планете более непримиримых друг к другу стран, чем Палестина и Израиль. История конфликта имеет глубокие корни и продолжается по сей день. Войну между арабами и евреями можно назвать хронической. Конца и края этому противостоянию не видно…

Предпосылки конфликта

Примерно в середине второго тысячелетия до нашей эры территория, о которой идет речь, была завоевана и заселена еврейскими племенами. В древних летописях можно отыскать такие ее названия как Ханаан, Келесирия и Палестина. Первое упоминание о Землях Израиля датируется 1030-м годом до рождения Христа.

В 6 столетии до нашей эры евреев изгнали вавилоняне, но уже примерно спустя 60 лет коренные жители вернулись и восстановили свое господство. В 4 веке нашей эры территория современных Израиля и Палестины стала частью империи римлян, а спустя 3 столетия сюда пришли арабы. Евреи были изгнаны. Их земли вошли в состав Османской империи и оставались в ней вплоть до окончания Первой Мировой войны.

Арабское государство оказалось в числе проигравших, и Великобритания, получившая мандат на курирование дел на Ближнем Востоке, запустила процесс возвращения евреев на их историческую родину. Основой для этого послужила Декларация Бальфура, которая оправдывала претензии сионистов на территории Палестины, заселенной арабами. Данный документ, обнародованный в 1917 году, можно считать отправной точкой современного конфликта.

Первая половина 20 века

Конец второго десятилетия 20 века ознаменовался массовым переселением евреев из Европы на берега Иордана. В большинстве своем, это были мирные люди. Воду же «баламутили» идейные сионисты. Они призывали евреев изгнать арабов из палестины, но к радикальным действиям пока не переходили. Хотя уже было создано военное объединение «Хагана».

В 1932 году на территории Палестины проживало более 200 тысяч евреев, к 1938-му эта цифра удвоилась, а после окончания Второй мировой достигла 620 тысяч. Уже имелись все предпосылки для создания соответствующего государства, и этот процесс поддержали страны-победители.

Евреи выражали желание занять всю территорию Палестины, полностью изгнав арабов. Но Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1947 года было принято решение о создании двух независимых государств: Израиля (14 тыс. кв. м) и Палестины (11 тыс. кв. км). В первом должны были проживать евреи, а во втором арабы. Между странами предполагалась нейтральная (интернациональная зона) – Иерусалим.

Данное решение одобрили мировые лидеры – СССР и США, не были против и главные фигуранты процесса – евреи и арабы. В 1948 году на карте появилось новое государство – Израиль. Казалось, что конфликт подошел к своему счастливому завершению.

Вторая половина 20 века и наши дни

Но надежды на лучшее не сбылись, и у всех на слуху продолжала оставаться фраза «Израиль против Палестины». История конфликта не окончилась. Радикальные сионисты не хотели признавать независимость арабской державы на территории Палестины, претендуя на эту часть. Они вели воинственную риторику и организовывали террористические акты. Со своей стороны, арабский мир (Ливан, Египет, Саудовская Аравия, Йемен) не признал независимость Израиля и объявил ему «джихад».

Количество евреев увеличивалось с каждым годом, и им удалось создать 30-тысячную армию. Но у арабов было 40 тысяч солдат. Руководил армией мусульман король Иордании, и первое время ей сопутствовала удача. Но в 1948-м евреи пошли в наступление и заняли почти всю территорию Палестины, вынудив эмигрировать около миллиона арабов.

ООН неоднократно призывала обе стороны к миру, но конфликт длится по сей день. Он то стихает, то разгорается сильнее. На данный момент существует государство Израиль с населением более 8 миллиона человек и территорией 22 тысячи квадратных километров.

Палестина же, хоть и была провозглашена государством еще в 1988-м, до сих пор не получила признания со стороны множества стран. Поэтому о ее суверенитете говорить нельзя. Она занимает территорию Западного берега реки Иордан, а так же Сектор Газа, на которую продолжает посягать Израиль. Более 4,5 миллионов арабов ожидают того момента, когда их родина станет полноправным государством, и война, наконец прекратится. Но даже ориентировочную дату завершения конфликта называть пока не берется никто.