Апостол первомученик и архидиакон стефан. Архидиакон Стефан. Первый мученик

Первомученик Стефан

Дни памяти: Январь 4 (70 ап.), Август 2 (Перенесение мощей), Сентябрь 15 (Обретение мощей), Декабрь 27

Святой Стефан происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались эллинистами, так как в них чувствовалось влияние греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших крещение. Апостолы предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Посвятив этих семь человек в диаконы (что значит помощники, служители), апостолы сделали их своими ближайшими помощниками. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т. е. первым диаконом. В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях.

Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами. Успех его был очень большой, и это возбудило против него ненависть ревнителей закона Моисея - фарисеев. Они схватили его и повлекли в синедрион - высшее судилище у евреев. Здесь фарисеи представили ложных свидетелей, которые утверждали, что он в своих проповедях оскорбляет Бога и пророка Моисея. В свое оправдание святой Стефан изложил перед синедрионом историю еврейского народа, показывая на ярких примерах, как евреи всегда противились Богу и убивали посланных Им пророков. Члены синедриона слушая его, все более разгорались гневом.

В это время Стефан увидел, как над ним раскрылось Небо, и он воскликнул: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7, 56). Услышав это, члены синедриона пришли в великую ярость. Затыкая свои уши, они бросились на Стефана и повлекли его за город. Здесь, как закон повелевал, свидетели, первые обвинившие Стефана, первыми стали побивать его камнями. При этом присутствовал юноша, именем Савл, которому было поручено стеречь одежды побивающих камнями. Он одобрял убиение Стефана. Падая под градом камней, Стефан воскликнул: «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой». Событие это и речь Стефана в синедрионе описал Евангелист Лука в книге Деяний Апостолов, главы 6-8.

Так архидиакон Стефан стал первым мучеником за Христа в 34 году после Р. X. После этого началось в Иерусалиме преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом - одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян. 22).

Апостол, первомученик и архидиакон Стефан
(ок. 34 г.).
Святой Стефан.
Первомученик Стефан.
Архидиакон Стефан.
День святого Стефана
Обретение мощей святого первомученика и архидиакона Стефана (415)


*
(память его 2/15 августа, 15 /28 сентября и 27 декабря/9 января).

архидиакон Стефан
Святой первомученик архидиакон Стефан

==========
Обретение мощей первомученика Стефана

28 сентября церковь празднует обретение мощей
первомученика архидиакона Стефана

http://www.abc-people.com/shop/stephen_archdeacon.htm#003
*
==========================

==========
Молитва первомученику архидиакону Стефану

О святый первомучениче, апостоле архидиаконе Стефане!

Преклоньше колена души и сердца нашего, тя молим: воздежи руце твои ко Господу и сподвижи всему роду человеческому Предстательницу и Ходатаицу к Сыну Своему, Пресвятую Матерь Деву, и о нас (имена), присно прогневляющих грехом и леностию, моли Благаго Спаса нашего, да подаст нам благодать во благовременную помощь к покаянию, и твоим предстательством и заступлением Пресвятыя Матере Своея, в день он страшный и праведный, да не поставит пред нами грехи наша, но по щедротам Своим, тобою умолен быв, да речет душе нашей: спасение ваше есмь Аз во веки веков.
*
====

Икона Святого Первомученника Стефана

=====
Тропарь первомученику и архидиакону Стефану

Тропарь, глас 4:
Подвигом добрым подвизался еси первомучениче Христов и апостоле, и мучителей обличил еси нечестие: камением бо побиен от рук беззаконных, венец от яже свыше десницы приял еси, и к Богу взывал еси вопия: Господи, не постави им греха сего.
Ин тропарь, глас 4:
Царским венцем венчася твой верх от страданий, яже претерпел еси по Христе Бозе, мучеников первострадельче Стефане: ты бо иудейское обличивый неистовство, видел еси твоего Cпаca одесную Отца, Того убо моли о душах наших.
Ин тропарь, глас 3:
Апостолом совсельник и страстотерпцем первострадалец, Христов служитель, прехвальне Стефане, первее бо совершив мучения течение, безчисленныя роды человек равно Подвигоположнику Христу приведе. Темже, яко апостола и страдальца верховнаго чтуще тя, молим: моли Христа Бога даровати нам велию милость.
Кондак, глас 6:
Первый сеялся еси на земли Небесным Делателем, всехвальне Стефане, первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне, первый от Него победы венцем увязлся еси на небесех, страдальцев начало, венечниче мучеников, первострадальне.
Ин кондак, глас 3:
Владыка вчера нам плотию прихождаше, и раб днесь от плоти исхождаше; вчера Царствуяй плотию родися, днесь раб камением побивается: Того ради и скончавается первомученик и Божественный Стефан.
Величание
Величаем тя, страстотерпче святый первомучениче архидиаконе Стефане, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.
*
=====================

=====================================
Народные приметы и поговорки на Стефанов день

«Дождись Степана - станешь паном»,- говорили когда-то люди сердобольные тем, кто не имел своего хозяйства или оно по какой-то причине в упадок приходило. Дело в том, что день святого апостола первомученика и архидиакона Стефана считался одним из основных годовых сроков для найма батраков.

А на севере России в это время проходили выборы пастухов, с которыми принято было заключать договоры, в том числе и об оплате, которая крестьянам порой «в копеечку выливалась».

Хороший пастух в те времена «в цене был», слывя человеком солидным и уважаемым. Поэтому деревенские хозяйки с удовольствием отдавали в подпаски своих подрастающих сыновей, говоря им при этом: «В пастухи наймешься - вся деревня в долгу».

Во все времена любящие матери, заботясь о будущем своих детей, желали им здоровья, счастья и благополучия. Но, к сожалению, жизнь не всегда складывается так, как того бы хотелось. Недаром говорят: «Человек предполагает, а Господь располагает». И, видно, не только на земле судьбы людские решаются.

Этот день считается одним из основных годовых сроков для найма батраков. «На святой Степан каждый себе пан» - работник «припомнит все обиды от хозяина, выскажет свое неудовольствие, сведет расчеты и волен или заключить снова договор или нарушить прежний».

На севере России в это время обычно происходили «выборы пастуха и заключение с ним ряды», что закреплялось общей трапезой с хмельными напитками за счет пастуха (еду приносили наниматели).

Наем пастуха был делом очень важным, поэтому происходил он на общем собрании всего общества. При выборе учитывался опыт пастуха, его репутация, а также особые профессиональные знания. Наибольшим уважением пользовались пастухи-колдуны, обладающие тайными знаниями, благодаря которым, по уверению крестьян, пастух мог договориться с лешим - хозяином леса или с его детьми.

В Тихвинском уезде Новгородской губернии на рубеже XX века рассказывали без тени сомнения, что «лесовой в особенной дружбе живет с пастухами, которые знают заговор и нанимают лесовых на службу пасти стадо и охранять его от всяких случайностей и нападений зверей. Обыкновенно весной колдун отправляется в лес, садится на осиновый пень и, прочитав заговор, договаривается с лесовым, который немедленно является на зов; его можно узнать, во-первых, по огромному росту, а кроме того, он всегда без бровей, никогда не подпоясывается и левую ногу закидывает на правую».

Выбрав пастуха, крестьяне старались не ссориться с ним, опасаясь, что пастух отдаст корову обидчика в жертву лешему.

Во многих лесных районах ценилось не столько устное знание пастухом заговоров, сколько наличие у него рукописного «отпуска» - тетрадки, листа бумаги с записанными текстами пастушеских заговоров:

«И емлю я, раб божий (имярек), тридесять булатныя за-мыки, замыкаю ворота тридевятью булатными замками от чернаго зверя широколапа, и от насыльнаго, и от опракидня, и перехожего, и от пакосника, волка рыскучага, и от волчицы, и от всякия змии скорбии, и от всякаго злаго и лихаго человека, чтобы не ходил бы в мою поскотину черной звер широколапой, насылнои и опрокидень, и перехожей пакосник волк рыскучей, и волчица, и всякая змия и скорбия, и всякой злой и лихо человек в день и в нош и по всякой час, в утре рано и ввечере в поздо, отныне и во веки веков. Аминь. И сколь жарко и ярко горят огни горяшия, тол бы жарко и ярко горело у скота сердце и печень, у всякой скотины по поскотине, о дружка по дружке и по мне, рабу божий (имярек). Где меня, раба божия (имярек), увидят, и голос и трубу трубами в рог играючи, в поля или за полем, в лугах и за лугами, в горах и за горами, или в ручиях и верь-тепах, или в мелких проточинах, или в темных лесах, и шли бы ко мне, рабу божию (имяреку), со всех четырех сторон безотворотно и безотпятно, на мой голос и на мою трубу, и в рог играючи, по всякой день, по всякой час, по утру рано, вечеру поздно, отныне и во веки веков. Аминь...»

В приведенном фрагменте из северного рукописного «отпуска» не случайно несколько раз упоминается рог, труба. Каждый уважающий себя пастух должен был сам изготавливать себе музыкальный инструмент. Делалось это обычно ранней весной, как только начиналось движение сока в деревьях. Рожка хватало на один сезон, так что всякую весну приходилось делать инструменты заново. Пастушья труба, рожок были прежде всего сигнальными инструментами, на которых исполнялось несколько «выигрышей» - выгон стада, сбор, перекличка пастухов между собой и т. д., однако помимо такой чисто утилитарной функции им приписывалась и магическая сила, с чем были связаны некоторые запреты, например, никому не разрешалось трогать пастуший инструмент.

Считалось, что звуки рожка, трубы, рога способны «заигрывать» пасть зверя, а «отпуск», положенный в раструб инструмента, усиливает его магические свойства, способствует передаче скоту текста заговора и тем самым достижению нужного результата.

Огромной магической силой обладал, по мнению пастухов, и батожок, особенно если он был заговорен колдуном. «Батожок изготовляли из рябины, на нем делали зарубки по количеству ног скота в стаде», от него зависел удой. В день первого выгона скота «пастух всегда держал батожок под мышкой, затем им же прогонял стадо на пастбище и втайне от всех закапывал его в сыром месте. По окончании пастьбы пастух откапывал батожок и сжигал, после чего сам считался свободным от запретов».

Пастух рад лету, а сир привету.

Разживемся - в пастухи наймемся, все село - в долгу.

В пастухи наймешься - вся деревня в долгу.

Энциклопедия людей и идей
http://www.abc-people.com/

*
==================



Εὕρεσις Τιμίων Λειψάνων Ἁγίου Πρωτομάρτυρα Στεφάνου
Первомученик Стефан. Икона. Византия. XIII век. 96,8 х 63,8. Монастырь св. Екатерины на Синае (Египет).
Первомученик Стефан. Икона. Москва. Середина XVI в.

Архидиакон Стефан. XVI в.

9 января Православная Церковь вспоминает архидиакона Стефана - первого мученика за Христа . Святой Стефан происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались эллинистами, так как в них чувствовалось влияние греческой культуры, доминировавшей в Римской империи…

Когда Господь наш Иисус Христос, по совершении таинства спасения нашего, вознесся на небо и от Отца ниспослал на апостолов Духа Святого в виде огненных языков (Деян. 2:1-4), и первенствующая церковь (Иерусалимская) начала умножаться, возникло в ней вскоре неудовольствие между христианами из еллинов 1 и евреев.

Здесь разумеются не те еллины, которые поклонялись идолам и которых Священное Писание обыкновенно называло язычниками. Язычникам в то время еще не был открыт доступ к вере во Христа и не проповедовалось им слово спасения, даже по убиении архидиакона Стефана, еще не скоро стали допускать язычников в собрание верных.

Первым из язычников христианином был Корнилий сотник (Деян. 10), но едва крестил его св. Петр, вознегодовали христиане из обрезанных иудеев на то, что Петр ходил к необрезанным, и роптали на него до тех пор, пока он не рассказал им о видении, бывшем ему — о плащанице спущенной с неба (Деян. 11:5-18). Тогда они успокоились и прославили Бога, говоря: «Видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь.»

Итак, при жизни святого Стефана роптали на евреев еллины — не из числа язычников, а бывшие также из евреев и хранившие тот же закон, данный Моисеем, но рассеявшиеся по разным странам (как и святой апостол Иаков в своем послании пишет: «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии — радоваться» (Иак. 1:1), и усвоившие еллинский язык (но не веру и нравы), посему их и называли еллинами те, которые жили в Иерусалиме.
Подобным образом и Златоуст выражается: «Еллинами, о коих говорится в книге Деяний Апостольских, я полагаю, назывались говорящие по-еллински, потому только, что они по-гречески говорили, будучи евреями». Между такими-то еллинами-христианами и возник ропот на христиан из евреев иерусалимских, ропот за то, что вдовы еллинов были пренебрегаемы при ежедневном назначении служений: или им назначалась низшая работа, или им давалась меньшая и худшая доля пищи и одежды.

При таком положении дел, святые двенадцать апостолов созвали всех бывших тогда верующих и сказали им: «Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек, исполненных Святого Духа и мудрости, их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова (Деян. 6:2-4).»

Это предложение святых апостолов было одобрено всем собранием верных, которые немедленно избрали: Стефана, мужа исполненного веры и Духа Святого, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, уроженца антиохийского. Самые имена сих избранников показывают, что они были родом не из тех евреев, которые жили в Иерусалиме, но из тех, которые проживали в еллинских странах, ибо имена их — не еврейские, а еллинские.

Из них Стефан приходился родственником Савлу, впоследствии призванному Господом с именем Павла к вере и апостольскому служению, Павел же был родом из города Тарса, в Киликии 2 . Эти семь мужей потому избраны были из еллинов для служения бедным вдовам, чтобы еллины, доселе скорбевшие о пренебрежении своих вдовиц, успокоились наконец и перестали жаловаться и роптать. Все сии избранники были приведены к апостолам, и те помолились, возложили на них руки и посвятили их в диаконы (служители).

После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших крещение. Апостолы предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Посвятив этих семь человек в диаконы (что значит помощники, служители), апостолы сделали их своими ближайшими помощниками.

Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т. е. первым диаконом. В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях.

По благодати Божией, Стефан творил много знамений и чудес среди верных: а если о чудесах его не упоминается в Священном Писании, это нисколько неудивительно, ибо и о делах Самого Христа Господа сказано: «Если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21:25). Впрочем, с полным основанием можно сказать, что святой Стефан, подобно старейшим апостолам, возлагал руки на больных, и они становились здоровыми.

Кроме сего, он был муж сильный словом и делом, верных утверждал в вере, неверных же иудеев обличал, доказывая им от Закона и Пророков, что они несправедливо, по зависти, убили Сына Божия, Мессию, ожидаемого столько веков.

И когда между иудеями, и фарисеями, и саддукеями, и греческими евреями разгорелся однажды спор о Господе нашем Иисусе Христе, и одни говорили, что Он — пророк, другие же — что Он льстец, а иные — что Он — Сын Божий, святой Стефан, взойдя на возвышение, стал благовествовать всем о Христе Господе, говоря:
— Мужие братие! Зачем усиливается между вами раздражение, и весь Иерусалим разделяется на партии? Блажен тот из вас, кто уверовал в Господа нашего Иисуса Христа, ибо Он, для того, чтобы освободить нас от грехов наших, сошел с небес и родился от Пресвятыя и Пречистыя Девы, избранной прежде создания мира, Он принял на Себя и понес наши немощи и недуги, слепым даровал зрение, прокаженных очищал, бесов изгонял.

Они же, услышав слова его, стали спорить с ним, усиливались опровергать его и хулить проповедуемого им Господа, как написано об этом в книге Деяний Апостольских: «Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев, Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном» (Деян. 9:9). Ибо евреи, жившие между греками в разных отдаленных странах, имели особые свои синагоги в Иерусалиме. И таким образом, кроме первенствующей архисинагоги еврейской, в Иерусалиме много было синагог разных пришельцев, или евреев, живших в различных странах, и от каждой страны евреи исключительно в свою синагогу в Иерусалиме посылали детей учиться Закону Божию.

Да и сами они, ежегодно приходя на поклонение ко храму Соломонову, проживали при своих синагогах, и собирались в них, и учились в них, как это видно из второй главы книги Деяний Апостольских: «В Иерусалиме находились иудеи, люди набожные из всякого народа под небесами, парфяне, мидяне и еламиты» и прочие (Деян.2:5-9), т.е. евреи, жившие в Парфии, в Мидии, в Еламе 3 , и в прочих там указанных странах, пришедшие теперь на праздник в Иерусалим. Соответственно сему, были в Иерусалиме синагоги Киликийская, Александрийская, Киринейская 4 .

О Либертинской 5 же рассказывают, что в ней было особенное племя евреев, ведущее свой род от тех, которые некогда были пленены Помпеем римским 6 , потом отпущены на свободу, и поэтому назывались «либеры», что значит — свободные.

Точно также и св. Златоуст говорит: «Либертинами назывались те, коим была дарована свобода римлянами. И так как в Иерусалиме жили пришельцы из разных стран, то они и синагоги свои в нем имели, где слушали чтение закона и молились». Сии-то собрания в синагогах — Либертинской, Киринейской и других, споря со Стефаном, не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил, и святой Стефан в то время словом истины одолел три части света — Европу, Азию и Африку, одолел Европу в лице либертин, пришедших из Рима, находящегося в Европе, одолел Азию в лице киликиян, уроженцев Азии, одолел Африку в лице киринейцев и александрийцев, происходивших из Африки.

Они же, не имея силы сказать что-либо против проповедуемой Стефаном истины, светлейшей солнца, воспламенились на него гневом и, полные зависти, подучили некоторых из своих единомышленников, привыкших говорить ложь, объявить главной архисинагоге еврейской, будто они слышали, как Стефан говорил хульные речи против Моисея и Бога.

Возмутив, таким образом, народ, и старейшин, и книжников, они напали на святого Стефана, схватили и привели его в синагогу к первосвященникам и великому множеству законоучителей; тут же представили и ложных свидетелей, которые утверждали:
— Сей человек не перестает говорить хульные речи на святое место сие и на закон, и мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые установил нам Моисей.

Святой же Стефан стоял невозмутимо среди этого убийственного собрания, как ангел Божий, сияя светом божественной благодати, как некогда Моисей: ибо преобразился внешний вид лица его, и все, бывшие в собрании, смотря на него, видели лицо его, как лицо ангела.

Стефан в то время много проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами. Успех его был очень большой, и это возбудило против него ненависть ревнителей закона Моисея - фарисеев. Они схватили его и повлекли в синедрион - высшее судилище у евреев. Здесь фарисеи представили ложных свидетелей, которые утверждали, что он в своих проповедях оскорбляет Бога и пророка Моисея. В свое оправдание святой Стефан изложил перед синедрионом историю еврейского народа, показывая на ярких примерах, как евреи всегда противились Богу и убивали посланных Им пророков. Члены синедриона слушая его, все более разгорались гневом.

И так, первосвященник спросил его:
— Справедливо ли то, что говорят о тебе свидетели?
Святой, раскрыв уста свои, произнёс длинную речь. Он начал от Авраама, который первый получил обетование о пришествии Мессии, и затем рассказал всю историю до Моисея, вспоминая о нём с полным благоговением и уважением, и этим ясно показывал и возражал против лжесвидетелей, что сам он вовсе не хулитель ни Моисея, ни Закона Божия, данного через Моисея, и еще яснее доказывал, что именно отцы их были хулителями.

— Не восхотели, — говорил он, — отцы наши быть послушными ему, но отринули Его и обратились сердцами своими к Египту (Деян. 7:39). Потом возражая на другую клевету, будто бы он произносил хулу на место святое, сказал:
— Соломон построил Ему храм (Деян. 7:47).
Этими словами он как бы хотел сказать: «Я чту место святое, по Божиему благоволению мудро устроенное царем Соломоном и освященное славою Господнею, явленною облаком, я почитаю храм, во славу Божию созданный людьми, но при сем и то исповедую, что Бог более любит пребывать в невещественных, нерукотворенных храмах, т.е. в душах человеческих чистых.
— Всевышний не в рукотворенных храмах живет, — говорил он, — как говорит Бог чрез пророка: «небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, говорит Господь: и где место покоя Моего; ибо все это сделала рука Моя» (Ис. 66:1-2).

Наконец, исполнившись божественной ревности, как некогда Илия, святой Стефан обратился с обличительной речью против всего собрания:
— Жестоковыйные люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому: как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника (обетованного Мессии), которого предателями и убийцами сделались ныне и вы (Деян. 7:51).

Сии слова святого возбудили в первосвященнике и книжниках невыразимую ярость, и все они, слушая сие, рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами своими. Но Стефан не обращал внимание на их гнев, ибо был исполнен Духа Святого, Который и делал его мужественным и боговдохновенным.

Взглянув на небо, он увидел славу Божию. Доселе он проникнут был лишь желанием узреть её, и с полной верою твердо надеялся достигнуть сего, а теперь, еще до кончины своей, стал созерцать её и, как близкий к смерти, встречал её, как начало блаженства; он увидел и Самого Христа Иисуса, Владыку и Господа своего, стоящего в небе и как бы ожидающего к Себе прихода его, когда, наконец, разрешившись от тела, скорее дойдет к Нему, и там, где Он, Сам Господь, там и слуга Его будет 7 . И то, что он видел, то объявил всем, воскликнув громким голосом:
Вот, я вижу небеса отверзтые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. 7:56).

Он не скрыл сего видения, как обыкновенно делали святые мужи, которые, конечно, по смирению своему, не открывали явлений, посылаемых им от Бога, но всем объявил преславное откровение для того, чтобы верные утвердились в вере, а неверные были посрамлены. И для того ещё он сделал сие, чтобы и будущих после его мучеников уверить, что страдающим за Христа нет препятствия к восхождению на небо и какого-либо испытания, но открыт прямой, свободный путь, небо отверзто, воздаяние готово. Сам Подвигоположник, стоя, ждет; Господня слава сама сретает мученика во вратах небесных. И посему святой первомученик поведал в слух всех, что он видит, как бы призывая этим и других после себя к тому же венцу мученическому.

Но завистливые иудеи, привыкшие убивать пророков и восставшие на Самого Господа, Исполнителя Закона и Пророков, не стерпели слов истины, будучи сами лживы, и не захотели слушать откровения святого Стефана, но подняли громкий крик, стали затыкать свои уши и, единодушно устремясь к нему, возложили на него свои убийственные руки, вывели из города, как прежде Господа Иисуса, благоизволившего пострадать вне стен, и камением побивали благого и верного раба Господня.

А чтобы легче было бросать камни на святого, лжесвидетели и убийцы сняли с себя верхние одежды и сложили их при ногах одного юноши, по имени Савла, который хотя был единоплеменником и родственником убиваемого, но более других раздражен был против него, из слепой ревности к Ветхому Закону. Савл — говорится в Деяниях — одобрял убиение его (Деян. 8:1). И св. Иоанн Златоуст говорит о сем так: «Скорбел Савл, что у него не было много рук, чтобы всеми ими можно было поражать Стефана, и доволен был лишь тем, что мученика побивали многие руки лжесвидетелей, которых одежды он сторожил».

В то самое время, когда святого Стефана убивали в долине Иссафатовой (которая лежит между Иерусалимом и Елеоном, при Кедрском потоке, имевшем множество камней по берегам), вдали, на некотором возвышении, взирая с горы, стояла Пречистая Дева со святым Иоанном Богословом и прилежно молилась о Стефане ко Господу и Сыну Своему, да укрепит его в терпении и примет душу его в руки Свои. О, как сладостна, хотя и от жестоких ударов камнями, была смерть святого первомученика, когда с высоты небесной Сладчайший Иисус, а с горы земной Сладчайшая Матерь с возлюбленным учеником взирали на его подвиг!

И святой Стефан, под частым каменным дождем, падающим на него, весь обагряясь кровью, ослабевая силами, и разрешаясь от уз плоти, скорбел сердцем не о себе, а о тех, которые убивали его, и прилежнее о них, чем о себе, молился перед смертью: ибо о себе, стоя прямо, говорил:
— Господи Иисусе, приими дух мой (Деян. 7:59). Потом, преклонив колена, молился о своих убийцах, восклицая:
— Господи, не вмени им греха сего (Деян. 7:60). С этими словами святой предал Христу свою чистую душу.

Так скончался добрый подвижник, так увенчался, как бы багряными цветами, окровавленными камнями первый мученик и вошел в отверстое, виденное им, небо к Господу и Царю славы, соцарствовать с Ним в бесконечном царстве.

Архидиаконом он рукоположен был святыми апостолами вскоре после Пятидесятницы, и пострадал в том же, по Вознесении Господнем году, 27 декабря, имея от роду немного более 30-ти лет. Лицом он был прекрасен, но еще прекраснее душою.

Тело же его святое было повержено на съедение зверям и птицам, и лежало день и ночь непогребенным. И только на другую ночь Гамалиил 8 , известный в Иерусалиме еврейский законоучитель (который и сам потом уверовал во Христа с сыном своим Авивом), послал честных и верных людей и, тайно взяв тело святого, отнес в свое имение, отстоявшее от Иерусалима на 20 стадии 9 , называемое Кафаргамала, и с честью похоронил там, сотворив над ним плач великий.

«И кто бы не плакал, — говорит Златоуст, — смотря на того кроткого агнца, побиенного камнями и лежащего мертвым!».

Так архидиакон Стефан стал первым мучеником за Христа в 34 году после Р. X. После этого началось в Иерусалиме преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом - одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян. 22).

Через много лет после того, благочестивая царица греческая Евдокия, супруга Феодосия Младшего 10 , прибыв в Иерусалим, на том месте, где святой первомученик Стефан был убит и земля обагрилась его честною кровью, создала прекрасную церковь во имя его 11 , в честь же Христу Богу, Ему же слава вовеки. Аминь.

Тропарь, глас 4:

Подвигом добрым подвизался еси первомучениче Христов и Апостоле,
и мучителей обличил еси нечестие: камением бо побиен от рук беззаконных,
венец от яже свыше десницы приял еси, и к Богу взывал еси вопия:
Господи, не постави им греха сего.

Кондак, глас 3:

Владыка вчера нам плотию прихождаше,
и раб днесь от плоти исхождаше: вчера царствуяй плотию родися,
днесь раб камением побивается.
Того ради и сканчавается первомученик и божественный Стефан.

1 Еллинами назывались иудеи, жившие в разных странах языческого мира и говорившие на очень распространенном еллинском (греческом) языке, на праздник они приходили в Иерусалим и подолгу жили в нем.
2 Киликия — приморская область на юго-востоке Малой Азии. Тарс — главный город Киликии, и поныне цветущий город.
3 Все это — провинции прежних могущественных царств, впоследствии подчиненных Римской империи; они лежали между Каспийским морем и Персидским заливом. Парфия — большая страна к юго-востоку от Каспийского моря. Мидия — западная часть Ирана, к югу от Каспийского моря. Елам — страна, лежавшая за Месопотамию, по ту сторону Тифа и вдоль этой реки к югу до Персидского залива.
4 Киринея — область верхней Ливии, по северному берегу Африки, к западу от Египта.
5 Либертинцы (с латинского — свободные, или вольноотпущенники) — иудеи, побежденные римлянами во время войн их с ними, особенно при Помпее, лет за 60 до Р.Х.
6 Помпей — знаменитый римский полководец и завоеватель, впоследствии, по уничтожении в Риме республики, в качестве одного из триумвиров, самовластно управлявший третью частью государства.
7 По слову Спасителя. См. Ин 12:26.
8 Гамалиил — знаменитый законоучитель еврейский, занимавший высокое место в Иерусалимском синедрионе, уважаемый всем народом, так что его называли «славою закона». Предание говорит, что он, вместе с сыном Авивом, крещен был Апостолами Петром и Иоанном.

Сам Стефан, носивший греческое имя (др.-греч. Στέφανος , «венок»), скорее всего, также происходил из диаспоры.

Не совсем ясно, был ли Стефану вынесен смертный приговор, или его побила камнями разгневанная толпа, не ставшая даже дожидаться окончания суда. Сцена убийства столь отличается от процедуры казни каменованием (лапидации), описанной в Мишне (Санхедрин 6:1-4), что производит скорее впечатление линчевания толпой, несмотря на упоминание свидетелей, сложивших свои одежды у ног юноши Савла, будущего апостола Павла . Кроме того, даже если смертный приговор Стефану был вынесен, нельзя было, по свидетельству Евангелия от Иоанна , приводить его в исполнение без санкции римской власти.

Побиваемый камнями Стефан просит Иисуса принять его дух, молится об убийцах и умирает . В говорится о погребении и «великом плаче» над Стефаном.

Параллели со Страстями Христовыми

Параллели между рассказами Луки о Страстях Христовых и мученичестве Стефана
Евангелие от Луки Деяния Апостолов

Синедрион прекращает судебное заседание после слов Иисуса (22:69-71): Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией . И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я. Они же сказали: какое ещё нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его .

Заседание Синедриона прерывается после слов Стефана (7:56-58): вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога . Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями .

Молитва о прощении (23:34): Отче! прости им, ибо не знают, что делают .

(7:60): И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего .

Последние слова перед смертью (23:46): Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой . И, сие сказав, испустил дух .

(7:59): и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой .

Важной параллелью к истории Стефана является также Евангелие от Марка :

И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворённый, и через три дня воздвигну другой, нерукотворённый .

Здесь по отношению к Храму употреблено то же слово «рукотворённый» (др.-греч. χειροποίητος ), что и в речи Стефана. Эти слова представлены как лжесвидетельсто, но у Иоанна () речение, говорящее о разрушении Храма (хотя и трактуемое Иоанном в иносказательном смысле ()), принадлежит уже самому Иисусу. Обвинение, предъявленное Стефану, также приписывает ему слова о будущем разрушении Храма Иисусом (). Вполне возможно, что Стефан в своей критике Храма действительно опирался на слова о Храме, приписываемые или принадлежащие Иисусу и понимаемые как суд над Храмом .

Интерпретации

Конфликт «евреев» и «эллинистов»

Согласно широко распространённой среди библеистов и историков христианства точке зрения, то, что в представлено как временный конфликт из-за непорядка в управлении общиной, могло быть симптомом «первого конфессионального раскола в церковной истории» . Многие исследователи видят в семи служителях вождей «эллинистов», не столько подчинённых, сколько противостоящих Двенадцати . Исходя из особенностей речи Стефана, можно предположить, что при её написании Лука опирался на источник, довольно точно передававший взгляды «эллинистов». В то же время, христиане из «евреев» (то есть, говорившей по-арамейски коренной иерусалимской общины) оставались, по всей видимости, строгими приверженцами храмового культа. На это может указывать тот факт что, по сообщению Луки (), во время гонений «все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии». Под «апостолами» здесь, возможно, следует понимать консервативную («иудеохристианскую») общину христиан из «евреев». Иначе трудно представить, что гонения затронули всех, кроме вождей движения, которых должны были схватить в первую очередь. Впоследствии, руководимая братом Господним Иаковом иерусалимская община оставалась оплотом консервативного иудейского христианства . Впрочем, некоторые исследователи ставят под сомнение общепринятую теорию о разделении ранней церкви на «эллинистов» и «евреев». Историчность рассказа Луки о самом Стефане также подвергается сомнению. По словам одного из исследователей, «мы почти ничего не знаем о Стефане за исключением самого факта мученичества» .

Самарянское влияние

Церковное почитание св. Стефана

День памяти

Первые упоминания о церковном празднике, посвящённом памяти св. Стефана, содержатся в Надгробном Слове в память Василия Великого , написанном его братом Григорием Нисским (381 г.) , «Апостольских установлениях » (называют не только день памяти святого Стефана, но и включают его имя в молитву на поставление диакона ) и сирийском месяцеслове конца IV в. , указывающем дату 26 декабря , следующий день после Рождества Христова : «Мы, один праздник совершаем вслед за другим. Вчера Владыка Мира призывал нас на свой пир, а сегодня последователь Господа - Стефан. Вчера Христос облёкся в человеческую плоть ради нас людей, а сегодня Стефан оставил землю ради Христа ». Эта же дата упоминается в ранних армянских и латинских источниках. Позднее, в Византии 26 декабря стало днём празднования Собора Пресвятой Богородицы , и в VII веке почтение памяти св. Стефана было перенесено на третий день праздников, 27 декабря . Византийская традиция сохранилась в православии, в то время как западные церкви по-прежнему придерживаются исконной даты 26 декабря .

Отдельные празднования установлены по случаю обретения и перенесения мощей св. Стефана:

Почитание мощей

Обретение мощей

Распространение культа мощей св. Стефана

Из «Послания ко всем Церквам» епископа Менорки Севера известно, что в начале февраля или г. Орозий высадился на этом острове, но не сумел перебраться в Испанию и был вынужден отправиться в Северную Африку, оставив реликвии в одном из меноркских храмов . Как следует из послания Севера, прибытие мощей на остров спровоцировало серьёзный конфликт между христианской и иудейской общинами, приведший, в частности, к сожжению местной синагоги. Результатом этих событий и обретённого патроната св. Стефана стало массовое обращение более чем пятисот иудеев. Независимо от того, насколько рассказ Севера соответствует действительности , в нём можно видеть свидетельство развития внутри культа св. Стефана (убитого, в отличие от большинства христианских мучеников, не римлянами, а иудеями) антисемитской составляющей .

Часть привезённых реликвий оказалась в 418 г. в североафриканском Узалисе, епископом которого был друг св. Августина Эводий. Прибытие мощей в город и последовавшие за этим многочисленные чудесные исцеления описаны в составленной по указанию Эводия книге «О Чудесах св. Стефана Первомученика» . Раки с частичками мощей святого (memoriae ) были со временем установлены и в соседних городах, в том числе в Карфагене и Гиппоне (425 г.). Августин, епископ гиппонский, когда-то настороженно относившийся к поклонению останкам мучеников , приветствовал и укреплял культ св. Стефана. По его настоянию записывались и делались общественным достоянием рассказы о чудесных исцелениях от мощей (т. н. libelli miraculorum ; пример такого отчёта сохранён в одной из проповедей Августина ). Августин посвятил ряд проповедей самому́ святому (Sermones 314-319) и чудесным исцелениям (Sermones 320-324); о чудесах от мощей святого рассказывается также в последней книге трактата «О Граде Божием» . Археологические находки подтверждают широкое распространение культа первомученика в Северной Африке. Та небольшая часть мощей Стефана, которую Орозий увёз на запад, прославилась своей чудодейственностью больше, чем мощи, перенесённые в Сионскую церковь в Иерусалиме.

Часть остававшихся в Сионской церкви мощей св. Стефана была перевезена в 439 г. в Константинополь императрицей Евдокией , супругой Феодосия II , и помещена, возможно позднее, в церкви Св. Лаврентия , построенной сестрой императора Пульхерией . В самом Иерусалиме, на предполагаемом месте мученичества (за северными воротами города), Евдокией была построена базилика Св. Стефана , в которую также была перенесена часть реликвий. «Житие св. Мелании младшей» также сообщает о принадлежавших этой святой мощах Стефана, которые она поместила в 438 г. в построенном ей мартирии на Масличной горе (см. ниже).

Многочисленные источники подтверждают быстрое и широкое распространение культа мощей св. Стефана . Среди мест поклонения мощам святого, упоминаемых в раннесредневековых источниках:

Гробница святых Стефана и Лаврентия в крипте базилики Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура (Рим)

Помимо собственно мощей почитались и т. н. контактные реликвии , связанные со св. Стефаном. В разное время, в Сионской церкви в Иерусалиме , Арле , Флоренции , Соборе Парижской Богоматери и других местах демонстрировались камни, которыми был побит Стефан. Чудесные явления святого также приводили к возникновению новых реликвий. Одна из таких святынь - платок, освящённый явлением святого в Бордо - использовалась епископом этого города Бертрамом (ум. 585 г.) как источник контактных реликвий для новых церквей . Наконец, уже упомянутая книга «О Чудесах св. Стефана Первомученика» рассказывает о нерукотворном образе Стефана, изображающем победу святого над демоном.

Известно о нахождении мощей св. Стефана в следующих православных монастырях:

Некоторые храмы, посвящённые св. Стефану

В списке приведены как действующие, так и известные из письменных или археологических источников храмы

Св. Стефан в христианской литературе

Основным источником сведений о Стефане является книга Деяний Апостолов. В других книгах Нового Завета Стефан не упоминается. Многим исследователям представляется особенно удивительным, что имя Стефана не встречается у апостола Павла, чьё присутствие при убийстве святого упоминается у Луки, и чьи послания во многом близки в своём богословии отдельным положениям речи Стефана на суде. Отсутствует имя Стефана и в писаниях апостольских мужей и ранних христианских апокрифах . В литературе II-III вв. имя первомученика встречается чрезвычайно редко. Среди немногочисленных авторов, упоминающих о Стефане: Евсевий Кесарийский в описании секты николаитов , получившей своё название по имени одного из шестерых товарищей Стефана («Церковная история», 3.29.1), и в сохранённом Евсевием рассказе о мучениках Лиона и Вены , бравших за образец поведение первомученика перед лицом насильственой смерти («Церковная история», 5.2.5); Ириней Лионский («Опровержение ересей», 3.12.10 , 3.12.13 , 4.15.1), чей рассказ целиком основан на книге Деяний; Тертуллиан , приводящий Стефана как образец терпения («О терпении», 14.1) .

Начиная с IV века упоминания о Стефане в трудах отцов церкви становятся более частыми. В частности, имя первомученика встречается у Афраата , сирийского писателя первой половины IV в., и его младшего современника Ефрема Сирина , составившего комментарий на книгу Деяний. Этот комментарий, сохранившийся в армянском переводе и в целом опирающийся на новозаветный текст, содержит однако два утверждения, свидетельствующие о знакомстве Ефрема с преданием о Стефане, не вошедшим в канонический библейский текст. Ефрем пишет, что Стефана опасались из-за его знаний, а также упоминает о тесной дружбе первомученика с Гамалиилом. Позднее, это предание найдёт отражение во многих текстах, сближающих Стефана с Гамалиилом.

Другой комментарий на книгу Деяний, дошедший до нас в отрывках, был составлен александрийским богословом IV века Дидимом Слепцом. Примерно в то же время Григорий Нисский написал две проповеди-энкомия , посвящённые св. Стефану. Началом V века датируются «Беседы на книгу Деяний апостолов» Иоанна Златоуста . Златоуст так объясняет причину, побудившую его заняться толкованием именно этой книги Священного Писания:

Многие не знают даже и того, что эта книга существует, - (не знают) ни самой книги, ни того, кто её написал и составил. Поэтому-то в особенности я и решился за­няться этим произведением, чтобы и научить незнающих, и не допустить, чтоб такое сокровище таилось и остава­лось в неизвестности (Беседа I, 1).

Это свидетельство Златоуста о малоизвестности книги Деяний может быть напрямую связано с тем фактом, что св. Стефан столь редко упоминается в литературе первых веков христианства.

Рассказы из книги «О Граде Божием» о чудесах от мощей св. Стефана вошли позднее в средневековые жития святых, в частности, в «Золотую легенду » Якова Ворагинского .

Св. Стефан в искусстве

Иллюстрация к Библии в картинах Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда

Стефан обычно изображается молодым, безбородым, с тонкими чертами лица, облачённым в диаконский далматик , стихарь и орарь . На самых ранних изображениях, таких как мозаика церкви Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура в Риме (VI в.), Стефан одет только в диаконское облачение поздней античности : тунику с белым верхом. На ранних изображениях Стефан держит в руках пальмовую ветвь мученика и Евангелие. Позже к этим атрибутам прибавляются камни, лежащие на голове, плечах, в складках одежды, в руках, на книге или у ног святого. Иногда камни обагрены кровью. На некоторых изображениях Стефан держит кадило . Существуют также изображения Стефана в группе семерых служителей. На западе, прежде всего в Риме, Стефана часто изображали вместе с другим диаконом и мучеником: св. Лаврентием (например, на фресках церкви Сан-Винченцо-аль-Вольтурно, IX в., фрески в капелла Никколина в Ватикане) .

См. также

  • Санту-Эштеван (порт. Santo Estêvão - Стефан Первомученик) - название районов (фрегезий) в Португалии.

Примечания

  1. Последние два именования не имеют оснований в Новом Завете и закрепились за Стефаном в позднем церковном предании.
  2. В тексте книги Деяний слово «диакон» не употребляется. Сказано лишь, что семеро были поставлены «пещись (др.-греч. διακονεῖν , диаконэйн ) о столах», в то время как апостолы оставили за собой «служение (διακονία , диакониа ) слова». Из Посланий апостола Павла к Филиппийцам () и 1-го к Тимофею () известно, что в церкви апостольских времён уже существовали диаконы, но в тексте Деяний нет никаких указаний на то, что семеро были диаконами в том же смысле этого слова, в каком его употребляет апостол Павел (Еп. Кассиан, стр. 185).
  3. Лука представляет эти слова как лжесвидетельство, но, возможно, обвинители не прибегали к услугам лжесвидетелей. Из речи Стефана видно, что его проповедь действительно могла восприниматься ортодоксальными иудеями как богохульство.
  4. Подробный разбор основных положений речи Стефана дан в Moessner, D. "The Christ Must Suffer: New Light on the Jesus-Peter, Stephen, Paul Parallels in Luke-Acts", Novum Testamentum, , 28, 1986, pp. 220-256. Там же рассматриваются параллели между повествованиями Луки об Иисусе, Стефане, Петре и Павле.
  5. Левинская, стр. 242: «Похоже, это был один из самых ранних титулов Иисуса, которыми пользовались христиане в Иерусалиме». Ср. Деян , ; Иак ; 1 Ин ; Лк ; Мф , . По-видимому, Стефан видел в Иисусе «пророка, подобного Моисею» () и восстановителя истинного Моисеева Закона.
  6. За исключением этих слов Стефана, словосочетание „сын человеческий“ (имеющее сильные эсхатологические и апокалиптические коннотации) употребляется в Новом Завете лишь самим Иисусом.
  7. Согласно Мишне, записанной позже, но, вероятно, отражающей судебную практику времён Стефана, одежду должен был снять осуждённый, а не свидетели. Первый свидетель сбрасывал осуждённого на камни с высоты, вдвое превышающей человеческий рост. Если тот оставался жив, второй свидетель ударял его камнем в область сердца, и только после этого, если осуждённый ещё подавал признаки жизни, его забрасывали камнями (Левинская, стр. 247-248). См. трактат Санхедрин , : правила и установления, касающиеся казни каменованием (Jewish Virtual Library , на английском языке).
  8. «И, сказав сие, почил» (). Для описания насильственной смерти Лука использует неожиданный глагол, переводимый как «упокоиться», «почить», «уснуть».
  9. По существующей конвенции автора Евангелия от Луки и Деяний называют Лукой, хотя традиционное отождествление со спутником апостола Павла остаётся спорным (Левинская, стр. 13-19).
  10. Стих отсутствует в ряде важнейших рукописей и, по мнению большинства текстологов , является вставкой, внесённой в текст Евангелия на ранней стадии его передачи. Тем не менее, эти слова вполне могут восходить к ранней устной традиции. Таким образом, этой параллели с рассказом о Стефане в оригинальном тексте Луки скорее всего не было (Metzger, B. M. A Textual Commentary on the Greek New Testament , Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 1994, p. 154).
  11. См. также Мк ; Мф , .
  12. Данн, стр. 113, 137, 298.
  13. Haenchen, E. The Book of Acts as Source Material for the History of Early Christianity , In: Keck, L. E., Martyn, J. L. (eds) Studies in Luke-Acts , Nashville: Abingdon, 1966, p. 264.
  14. См., в частности, Hengel, M. Between Jesus and Paul: Studies in the Earliest Christianity , Philadelphia: Fortress Press, 1983.
  15. Данн, стр. 295-301.
  16. Hill, C. G. Hellenists and Hebrews: Reappraising Division within the Earliest Church , Minneapolis: Fortress, 1992.
  17. In Basilium Fratrem : Григорий Нисский, Надгробное слово Василию Великому (английский перевод, с комментарием).
  18. Апостольские постановления
  19. Григорий Нисский Похвальное слово св. Стефану
  20. Bovon, pp. 285-286.
  21. См. св. Димитрия Ростовского . См. также рассказ Димитрия Ростовского о .
  22. Epistola ad omnem ecclesiam, de revelatione corporis Stephani martyris ("Revelatio Sancti Stephani", Revue des Etudes Byzantines , 4, 1946, pp. 178-217).
  23. Некоторые исследователи видят в том факте, что мощи были найдены именно в разгар пелагианских споров на проходящем неподалёку в Диосполе (Лидда, современный Лод) соборе, нечто большее, чем простое совпадение. Обладание святыми мощами уже стало к этому времени эффективным способом повышения социального и духовного статуса и авторитета, так что иерусалимский епископ Иоанн вполне мог рассчитывать на помощь обретённых реликвий в решении конкретных насущных задач (Hunt, E. D. Holy Land Pilgrimage in the Later Roman Empire A.D. 312-460 , Oxford: Clarendon Press, 1982).
  24. Clark, pp. 141-142; Bovon, p. 287.
  25. Epistola Severi ad omnem ecclesiam, de virtutibus ad judaeorum conversionem in Minoricensi insula factis in praesentia reliquiarum Sancti Stephani , Patrologia Latina, vol. 41, pp. 821-834. В течение многих лет это письмо, самая ранняя рукопись которого датируется X в. , считалось подделкой VII в. , написанной в поддержку антииудейской политики вестготских королей. Однако недавнее исследование Скота Брэдбери (Severus of Minorca: Letter on the Conversion of the Jews , ed. and trans. Scott Bradbury, Oxford: Clarendon Press, 1996) доказывает подлинность письма.
  26. Орозий не назван в письме по имени, но из других источников следует, что речь идёт именно о нём.
  27. Сомнения в этом выражены, в частности, в рецензии на упомянутую книгу Скота Брэдбери (Speculum , 73, 1998, pp. 1167-1169). Автор рецензии B. Bachrach видит в послании скорее инструкцию по массовому обращению, чем рассказ о реальном историческом событии. По его мнению, епископ Север вряд ли имел возможность применить силу по отношению к богатой и процветающей еврейской общине острова.
  28. Hunt, E. D. "St. Stephen in Minorca: an Episode in Jewish-Christian Relations in the Early 5th Century A.D.", The Journal of Theological Studies , 33, 1982, pp. 106-123. См. также Браун, стр. 118-119.
  29. De miraculis Sancti Stephani Protomartyris , Patrologia Latina, vol. 41, pp. 833-854.
  30. Epistola 29 . В обычае пировать у memoriae мучеников Августин видел возрождение языческих обрядов. О развитии взглядов Августина на культ мучеников см. Браун, стр. 38-50, 91-92.
  31. Sermo CCCXXII , Patrologia Latina, vol. 38, pp. 1443-1445.
  32. De civitate Dei XXII (английский перевод).
  33. Марцеллин, «Хроникон», г. 439. Византийский историк IX века Феофан Исповедник упоминает в Хронографии , что ещё в 428 г. (вариант датировки: 421 г.) иерусалимский епископ передал в Константинополь десницу св. Стефана в благодарность за щедрость императора Феодосия II и Пульхерии. Это сообщение Феофана не находит подтверждения в ранних источниках. Сообщение Анастасия Библиотекаря о переносе мощей св. Стефана, состоявшемся в правление Константина, малодостоверно (Clark, p. 143).
  34. В книге болландиста Ипполита Делеэ «Истоки культа мучеников» (Hippolyte Delehaye, Les origines du culte des martyrs , Brussels: Societe de Bollandistes, 1933) св. Стефан упоминается чаще других святых. Сколь либо полное перечисление мест поклонения мощам Стефана, от поздней античности до наших дней, в рамках этой статьи невозможно.
  35. Одна из серий фресок базилики Св. Лаврентия изображает легендарную историю о несостоявшемся обмене мощей Стефана на мощи Лаврентия (см. Augustus J. C. Hare, Walks in Rome , pp. - .).
  36. «История франков», кн. 2:6 . Важным источником сведений о культе св. Стефана является также книга Григория Турского «О славе мучеников» (De gloria martyrum , Patrologia Latina, vol. 71, pp. 734-737.). Из этой и других книг Григория известно о поклонении мощам Стефана в

Основной источник сведений о служении и мученичестве Стефана - книга Деяний святых Апостолов.

Святой Стефан почитается христианской церковью как первомученик, архидиакон и апостол от 70-ти.

Служение и мученичество

Согласно книге Деяний, Стефан вместе с ещё шестью единоверцами был избран апостолами диаконом (служителем) для поддержания порядка и справедливости при «ежедневном раздаянии потребностей» (Деян 6:1).

anonimous , Public Domain

Избрание диаконов произошло после возмущений несправедливыми раздачами, возникших в среде христиан из «эллинистов», то есть, как обычно трактуется это слово, евреев, приехавших в Иерусалим из диаспоры и говоривших на греческом языке.

Сам Стефан, носивший греческое имя (др. -греч. Στέφανος, «венок»), скорее всего, также происходил из диаспоры.

Как видно из Деян 6:8, деятельность Стефана не ограничивалась возложенным на него апостолами служением. Он, как и сами апостолы, проповедовал в Иерусалиме слово Божие и был привлечён к суду вступившими с ним в спор представителями синагоги (или синагог) евреев диаспоры (Деян 6:9). Приводимая в книге Деяний речь Стефана на суде Синедриона (Деян 7:2-53) позволяет сделать предположение о том, что именно в проповеди Стефана было расценено как «хульные слова на святое место сие и на закон» (Деян 6:13).


unnown , Public Domain

Речь Стефана - самая длинная из многочисленных речей, приводимых в книге Деяний - представляет собой своеобразный пересказ истории Израиля. Стефан начинает рассказ с выхода из Месопотамии и, через историю Иосифа и , доходит до строительства .

Gunnar Bach Pedersen , Public Domain

Исследователи видят в речи Стефана ряд параллельных противопоставлений:

  • истинный пророк и законодатель Моисей - , сделавший (Деян 7:39-41);
  • , которому было запрещено строить Храм (2 Цар 7) - Соломон, построивший Храм;
  • Скиния - .

Говоря о Храме, Стефан приводит слова пророка Исайи (Ис 66:1-2, Деян 7:49-50), чтобы доказать, что «Всевышний не в рукотворённых храмах живёт» (Деян 7:48). Эпитет «рукотворённый» употреблялся по отношению к языческим идолам, и применить его к Храму было неслыханным богохульством. По мнению большинства исследователей, именно критика храмового культа, возникшая в среде христиан из «эллинистов», и стала причиной «великого гонения на церковь в Иерусалиме» (Деян 8:1), начавшегося с ареста Стефана.

По-видимому, еврейская сосредоточенность на Иерусалиме и Храме казалась Стефану и его единомышленникам плохо совместимой с вселенским характером христианского благовестия.

В конце речи, обвинив своих судей в убийстве пришедшего, согласно предсказаниям Моисея (Деян 7:37) и пророков (Деян 7:52), Праведника, Стефан, по рассказу книги Деяний, испытал теофанию:

«вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». Эти слова были восприняты как предельное богохульство, так что слушавшие затыкали уши и заглушали речь Стефана криком, после чего «устремились на него, и, выведши за город, стали побивать камнями» (Деян 7:55-57).


ajnj% Sailko , Public Domain

Не совсем ясно, был ли Стефану вынесен смертный приговор, или его побила камнями разгневанная толпа, не ставшая даже дожидаться окончания суда. Сцена убийства столь отличается от процедуры казни каменованием (лапидации), описанной в Мишне (Санхедрин 6:1-4), что производит скорее впечатление линчевания толпой, несмотря на упоминание свидетелей, сложивших свои одежды у ног юноши Савла, будущего апостола Павла.


Julius Schnorr von Carolsfeld (1794–1872) , Public Domain

Кроме того, даже если смертный приговор Стефану был вынесен, нельзя было, по свидетельству Евангелия от Иоанна 18:31, приводить его в исполнение без санкции римской власти.

Побиваемый камнями Стефан просит Иисуса принять его дух, молится об убийцах и умирает. В Деян 8:2 говорится о погребении и «великом плаче» над Стефаном.

Параллели со Страстями Христовыми

Параллели между рассказами Луки о Страстях Христовых и мученичестве Стефана

Евангелие от Луки Деяния Апостолов

Синедрион прекращает судебное заседание после слов Иисуса (22:69-71): Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией . И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я. Они же сказали: какое ещё нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его .

Заседание Синедриона прерывается после слов Стефана (7:56-58): вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога . Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями .

Молитва о прощении (23:34): Отче! прости им, ибо не знают, что делают .

(7:60): И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего .

Последние слова перед смертью (23:46): Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой . И, сие сказав, испустил дух .

(7:59): и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой .

Важной параллелью к истории Стефана является также Евангелие от Марка 14:57-58:

«И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворённый, и через три дня воздвигну другой, нерукотворённый».

Здесь по отношению к Храму употреблено то же слово «рукотворённый» (др. -греч. χειροποίητος), что и в речи Стефана. Эти слова представлены как лжесвидетельсто, но у Иоанна (Ин 2:19) речение, говорящее о разрушении Храма (хотя и трактуемое Иоанном в иносказательном смысле (Ин 2:21)), принадлежит уже самому Иисусу. Обвинение, предъявленное Стефану, также приписывает ему слова о будущем разрушении Храма Иисусом (Деян 6:14).

Вполне возможно, что Стефан в своей критике Храма действительно опирался на слова о Храме, приписываемые или принадлежащие Иисусу и понимаемые как суд над Храмом.

Почитание мощей

Обретение мощей

Мощи св. Стефана были обретены почти через четыре века после его смерти, в 415 г. История их нахождения описана палестинским священником Лукианом в «Послании ко всем Церквам об открытии мощей мученика Стефана». Лукиан сообщает, что место погребения ему указал в ночных видениях Гамалиил, похоронивший Стефана на собственном земельном участке неподалёку от Иерусалима, в Кафар-Гамале («веси Гамалиила»).


Карло Сарачени (1579–1620) , Public Domain

По рассказу Лукиана, при открытии могилы воздух наполнился благоуханием, словно в раю, и в округе исцелилось от болезней и одержимости 73 человека.

Мощи были перенесены в Сионскую церковь в Иерусалиме, однако часть праха и несколько костей Лукиан передал находившемуся тогда в Палестине испанскому священнику Авиту, который отправил их, вместе с латинским переводом письма Лукиана, бражскому епископу Балхонию.

Вёз реликвии Павел Орозий, возвращавшийся на запад после Диоспольского Собора 415 г., на котором рассматривались обвинения против Пелагия. Однако до Браги Орозий не добрался из-за шедшей тогда в Испании войны.

В результате, часть привезённых Орозием реликвий оказалась на Менорке, часть - в североафриканском городе Узалисе, а впоследствии и в нескольких соседних городах.

Распространение культа мощей св. Стефана

Из «Послания ко всем Церквам» епископа Менорки Севера известно, что в начале февраля 417 или 418 г. Орозий высадился на этом острове, но не сумел перебраться в Испанию и был вынужден отправиться в Северную Африку, оставив реликвии в одном из меноркских храмов.

Как следует из послания Севера, прибытие мощей на остров спровоцировало серьёзный конфликт между христианской и иудейской общинами, приведший, в частности, к сожжению местной синагоги. Результатом этих событий и обретённого патроната св. Стефана стало массовое обращение более чем 500 иудеев.

Независимо от того, насколько рассказ Севера соответствует действительности, в нём можно видеть свидетельство развития внутри культа св. Стефана (убитого, в отличие от большинства христианских мучеников, не римлянами, а иудеями) антисемитской составляющей.

Часть привезённых реликвий оказалась в 418 г. в североафриканском Узалисе, епископом которого был друг св. Августина Эводий. Прибытие мощей в город и последовавшие за этим многочисленные чудесные исцеления описаны в составленной по указанию Эводия книге «О Чудесах св. Стефана Первомученика». Раки с частичками мощей святого (memoriae) были со временем установлены и в соседних городах, в том числе в Карфагене и Гиппоне (425 г.). Августин, епископ гиппонский, когда-то настороженно относившийся к поклонению останкам мучеников, приветствовал и укреплял культ св. Стефана. По его настоянию записывались и делались общественным достоянием рассказы о чудесных исцелениях от мощей (т. н. libelli miraculorum; пример такого отчёта сохранён в одной из проповедей Августина). Августин посвятил ряд проповедей самому́ святому (Sermones 314-319) и чудесным исцелениям (Sermones 320-324); о чудесах от мощей святого рассказывается также в последней книге трактата «О Граде Божием». Археологические находки подтверждают широкое распространение культа первомученика в Северной Африке. Та небольшая часть мощей Стефана, которую Орозий увёз на запад, прославилась своей чудодейственностью больше, чем мощи, перенесённые в Сионскую церковь в Иерусалиме.

Часть остававшихся в Сионской церкви мощей св. Стефана была перевезена в 439 г. в Константинополь императрицей Евдокией, супругой Феодосия II, и помещена, возможно позднее, в церкви Св. Лаврентия, построенной сестрой императора Пульхерией. В самом Иерусалиме, на предполагаемом месте мученичества (за северными воротами города), Евдокией была построена базилика Св. Стефана, в которую также была перенесена часть реликвий. «Житие св. Мелании младшей» также сообщает о принадлежавших этой святой мощах Стефана, которые она поместила в 438 г. в построенном ей мартирии на Масличной горе (см. ниже).

Многочисленные источники подтверждают быстрое и широкое распространение культа мощей св. Стефана. Среди мест поклонения мощам святого, упоминаемых в раннесредневековых источниках:

  • Базилика Св. Лаврентия в Риме (Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура). Останки св. Стефана, лежащие вместе с мощами св. Лаврентия под алтарём этой церкви, были привезены из Константинополя папой Пелагием II в конце VI века.
  • Анкона, где, согласно Августину, хранился локоть святого.
  • Часовня Св. Стефана в Меце. Как сообщает Григорий Турский, в разрушенном гуннами в 451 г. городе лишь эта часовня осталась нетронутой благодаря заступничеству святого.
  • В Испании: город Оссет рядом с Севильей; епископат Медина Сидония.

Помимо собственно мощей почитались и т. н. контактные реликвии, связанные со св. Стефаном. В разное время, в Сионской церкви в Иерусалиме, Арле, Флоренции, Соборе Парижской Богоматери и других местах демонстрировались камни, которыми был побит Стефан. Чудесные явления святого также приводили к возникновению новых реликвий. Одна из таких святынь - платок, освящённый явлением святого в Бордо - использовалась епископом этого города Бертрамом (ум. 585 г.) как источник контактных реликвий для новых церквей. Наконец, уже упомянутая книга «О Чудесах св. Стефана Первомученика» рассказывает о нерукотворном образе Стефана, изображающем победу святого над демоном.

Известно о нахождении мощей св. Стефана в следующих православных монастырях:

  • в Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах Киево-Печерской лавры (Украина) хранится большой палец правой руки святого Стефана. Он был привезён в монастырь в 1717 году из Нямецкого монастыря (Румыния) и первоначально хранился в Успенском соборе лавры. В XIX веке для него была изготовлена серебряная рака весом в 150 кг. На её крышке было изображение святого Стефана в полный рост, а на месте руки была помещена реликвия. Раку установили в Стефаниевском пределе Успенского собора. Сейчас эта рака находится в коллекции Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. В 1990-е годы с неё сделана копия из кипариса, в которой и хранится теперь перст святого.
  • в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры хранится десница первомученика (до локтя);
  • в афонских монастырях Зограф, Ставроникита, Кастамонит хранятся небольшие частицы мощей.