Апостол матфей день памяти. Молитвы святому евангелисту матфею. Какое чудо произошло

Левий Матфей/Апостол МАТФЕЙ ЕВАНГЕЛИСТ

Родился апостол Матфей 27 февраля 13 года до нашей эры.

Матфей был красивым человеком с тёмно-русыми волосами, голубыми глазами, ростом 1 метр 82 см. он был на девять лет старше Иисуса. Имел очень хорошее образование, которое получил в своей семье. Его отец был священником, но Матфей своё истинное происхождение скрывал от всех, опасаясь гонений на семью и отца. Матфей знал несколько языков, в том числе один из индийских. Любил читать. Посетил Тибет и Индию, где впервые и услышал об Иисусе Христе. Услышанное привлекло его, и Матфей захотел познакомиться лично с этим удивительным человеком. Поэтому, когда наконец-то состоялось это долгожданное знакомство, Иисусу было достаточно только сделать приглашение, и Матфей тут же всё бросил и последовал за учителем.
У Матфея были жена и двое мальчиков. Свою семью будущий евангелист оставил по своему усмотрению, так как считал, что семья будет только мешать его духовному росту.

Караваджо, «Призвание Апостола Матфея»

Иисус увидел сборщика налогов Матфея, сидящего у места сбора пошлин возле города Капернаума, и сказал ему: «Следуй за мной!» И Матфей, который сильно верил в Иисуса, встал и, оставив всё, последовал за ним. Он сделал у себя в доме большое угощение для Иисуса и других учеников. Также на этом пиру присутствовали другие сборщики налогов и богатые люди. Книжники и фарисеи роптали и говорили Иисусу: «Зачем вы едите и пьёте с грешниками и со сборщиками налогов?»
Иисус ответил: «Здоровым врач не нужен, врач нужен больным. Я пришёл призывать к покаянию не праведников, а грешников».
Через полгода после воскрешения Иисуса Христа, оставив христианскую общину, им организованную, и сложив все полномочия на совет общины, Матфей, как и все остальные апостолы, покинул Иудею. Он отправился в Рим с караваном из Индии, знание индийского языка помогло ему свободно общаться с караванщиками. По дороге, где бы они ни останавливались, он рассказывал об Иисусе, его вере, мученической смерти и чудесном воскрешении.
Пробыв в Риме и его окрестностях около трёх лет, Матфей отправился в Египет, где познакомился с египетскими пирамидами и верованиями народов, заселявших эту страну. В Египте апостол прожил больше шести лет, и здесь ему пришла мысль написать всё об Иисусе Христе. У Матфея были записи Филиппа, которые тот вёл ещё при жизни Иисуса Христа.
Поэтому все изречения Иисуса были самые точные. Многочисленные ссылки были внесены намного позже римлянами. Записи были на греческом языке, так как Филипп не хотел, чтобы их читал кто-то посторонний. Но Матфею язык был известен.
Около года писал Матфей свое Евангелие, и спустя восемь лет после распятия Сына Божиего эта книга в 37 году впервые увидела свет.
После написания Евангелия Матфей вместе со своим учеником, молодым человеком из Рима, отправился в Палестину. Этот парень был беженец, его преследовали за совершенное им воровство. Матфею он во всём признался, и тот взял над ним шефство, всячески опекал его и оберегал.
Они пробыли два года в Персии, проповедуя и исцеляя, и четыре года в Мидии. Затем Матфей перебрался в Африку, много путешествовал, многое узнал, познакомился с африканскими шаманами, посетил многие племена, некоторые смог обратить в веру Христову.

Умер Матфей от малярии в Эфиопии в возрасте шестидесяти трех лет, 25 мая 50 года.
Своё Евангелие, с которым он никогда не расставался, Матфей передал ученику, который вернулся в Иудею и передал записи одной из христианских общин.

Дни памяти

В православном церковном календаре: 16 ноября/29 НОЯБРЯ и 30 июня/13 июля (Собор Двенадцати апостолов);
- в католическом: 21 сентября;
- евангелическом и англиканском: 21 сентября.

Считается покровителем города Салерно (Италия), где хранятся его останки (в базилике Сан-Маттео); по одной из версий они были перевезены в Италию в X веке.


Фрески верхней церкви Сан Франческо в Ассизи, роспись свода, сцена: св. Матфей, деталь.

Считается покровителем бухгалтеров, таможенников, всех финансовых служб .
Святое место - Россия, Магаданская обл., п. Ола (административное здание местного рыбзавода).
Покровительствует - всей территории, расположенной за Северным Полярным Кругом, Архангельской обл., Якутии, Камчатке, Чукотке, Магаданской обл., Аляске, провинции Юкон в Канада.
В молитвах апостола Матфея просято добрых отношениях в семье, о совете и любви между мужем и женой.

Молитвы

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов. Тропарь
глас 4

Апостолов первопрестольницы/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.
Тропарь апостола и евангелиста Матфея
глас 3

Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу,/ явльшуся на земли человеком за благость,/ Тому последовав, апостол избранный явился еси/ и благовестник Евангелия вселенней велегласен./ Сего ради чтим честную память твою, Матфее богоглаголиве,/ моли Милостиваго Бога,// да грехов оставление подаст душам нашим.
Кондак апостолам
глас 2

Камень Христос каменя веры прославляет светло,/ учеников преизрядна,/ и с Павлом весь дванадесяточисленный собор днесь,/ ихже память совершающе верно,// сих Прославльшаго прославляем.
Ин кондак славных и всехвальных 12-ти апостолов
глас 2

Петра, вернии, каменя веры, похвалим/ и Павла Богомудраго,/ созывают бо всех праздновати верою,/ соборне вкупе вся дванадесяте, яко проповедники вере,/ просяща грехов оставления.
Кондак апостола и евангелиста Матфея
глас 4

Мытарства иго отверг,/ правды игу притяглся еси/ и явился еси купец всеизряднейший,/ богатство принес юже с высоты премудрость./ Отонудуже проповедал еси истины слово/ и унылых воздвигл еси души,// написав час судный.

Молитва ко Святому апостолу и евангелисту Матфею

О, преславный апостоле Матфее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся.
О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся й конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков.
Аминь

Святой апостол и евангелист Матфей часто изображался на иконах и произведениях искусства. Три картины из жизни апостола кисти Караваджо принадлежат к выдающимся шедеврам живописи.


Ап. Матфей. Икона. Сербия. Конец XIII - начало XIV в. 105 х 56.5. Охрид. Македония.

Деисус со свв. Евангелистами (фрагмент). Миниатюра. Византия. XII в. Монастырь св. Екатерины на Синае.

). Был мытарем, то есть сборщником податей для Рима, ибо евреи находились под властью Римской империи. Он жил в галилейском городе Капернауме. Матфей, услышав глас Иисуса Христа: "Иди за Мной" (), оставил свою должность и пошел за Спасителем. Христос и Его ученики не отвергли приглашения Матфея и посетили его дом, где разделили трапезу с друзьями и знакомыми мытаря - такими же, как и хозяин, мытарями и грешниками. Это событие чрезвычайно поразило фарисеев и книжников. Мытари, собирая подати с соплеменников, делали это с большой выгодой для себя. Люди корыстолюбивые и жестокие, они считались у иудеев за предателей и изменников родины и религии. Слово "мытарь" звучало для иудеев так же как слова "грешник" и "идолопоклонник". Говорить с сборщиком податей считалось грехом, общаться с ним - осквернением. Но иудейские учители не могли понять, что Господь "пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию" ().

Матфей, осознав свои грехи, возместил вчетверо тем, кого прежде обирал, раздал остальное свое имение нищим и вместе с другими апостолами последовал за Христом. Святой Матфей внимал наставлениям Божественного Учителя, видел бесчисленные Его чудеса, ходил вместе с 12 апостолами с проповедью к "погибшим овцам дома Израилева" (), был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя и славного Его Вознесения на небо.

Восприняв благодатные дары Духа Святого, сошедшего на апостолов в день Пятидесятницы, апостол Матфей вначале 8 лет проповедовал в Палестине. Перед уходом на проповедь в далекие страны, по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, святой апостол Матфей запечатлел в Евангелии земную жизнь Спасителя мира - Богочеловека Иисуса Христа и Его Учение.

В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым. Местом написания Евангелия называют Палестину. Евангелие написано святым Матфеем в 42-м году (по Рождестве Христовом) на современном ему еврейском языке и переведено на греческий. Еврейский текст до нас не дошел, но о нем напоминают многие лингвистические и культурно-исторические особенности греческого перевода текста.

Апостол Матфей проповедовал среди народа, имевшего вполне определенные религиозные представления о Мессии. Его Евангелие является ярким доказательством того, что Иисус Христос - подлинный Мессия, предреченный пророками, и другого не будет (). Речи и деяния Спасителя евангелист излагает в трех разделах, соответствующих трем сторонам служения Мессии: как Пророка и Законодателя (), Царя над миром видимым и невидимым () и Первосвященника, приносящего Жертву за грехи всех людей (). Богословское содержание Евангелия, кроме христологической темы, включает также учение о Царствии Божием и о Церкви, которое Господь излагает в притчах о внутренней готовности к вхождению в Царство (), о достоинстве служителей Царства в мире (), о признаках Царства и его возрастании в душах человеческих (), о смирении и простоте наследников Царства ( ; 1 ; ; ; ), об эсхатологическом раскрытии Царства во Втором Пришествии Христовом и в повседневной духовной жизни Церкви (). Царство Небесное и Церковь тесно сопряжены в духовном опыте христианства: Церковь есть историческое воплощение Царства Небесного в мире, а Царство Небесное есть Церковь Христова в ее эсхатологической совершенности ( ; )

Святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Лидию, Персию, Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены и поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон.

Когда святой апостол усердно просил Бога об обращении ефиопов, во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, ефиопы изменят свой дикий нрав и станут добрыми и кроткими. Когда святой апостол нес жезл к храму, то встретил на пути жену и сына правителя этой страны Фулвиана , одержимых нечистым духом. Святой апостол Именем Иисуса Христа исцелил их. Это чудо обратило ко Господу еще множество язычников. Но властелин не хотел, чтобы его подданные стали христианами и перестали поклоняться языческим богам. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея положили лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Тогда Фулвиан приказал добавить хвороста в костер, облив его смолой, а вокруг костра поставить 12 идолов. Но пламя растопило идолов и опалило Фулвиана. Испуганный ефиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и, по молитве мученика, пламя улеглось. Тело святого апостола осталось невредимым, а он отошел ко Господу († 60).

Правитель Фулвиан горько раскаялся в содеянном, но сомнений своих еще не оставил. По его приказу, тело святого Матфея положили в железный гроб и бросили в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола в воде, как сохранил его в огне, то следует поклоняться Этому Единому, Истинному Богу.

В ту же ночь епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей, повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело. Вместе с епископом на берег моря пришел и правитель Фулвиан со своей свитой. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у святого апостола Матфея прощения, после чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему, повинуясь повелению Божию. Вскоре святой Фулвиан-Матфей отказался от власти и стал пресвитером. По смерти епископа Платона ему явился апостол Матфей и увещал возглавить Ефиопскую Церковь. Приняв епископство, святой Матфей-Фулвиан много потрудился в проповеди Слова Божия, продолжая дело своего небесного покровителя.

Иконописный подлинник

Сербия. XIII.

Ап. Матфей. Икона. Сербия. Конец XIII - начало XIV в. 105 х 56.5. Охрид. Македония.

Христианская религия - большое поприще для изучения. Согласно Библии, у Иисуса Христа было двенадцать учеников, последователей, апостолов. Каждый из них до встречи со Спасителем жил своей жизнью, выполнял обязанности, играл определенную роль в обществе. Истории жизней апостолов крайне интересны. В этой статье мы поговорим про житие апостола Матфея. Акафист апостолу Матфею читают во всех церквях в день памяти - 16 ноября.

Матфей до встречи со Спасителем

Во времена Римской империи люди часто имели два имени. Так вот, и апостол Матфей имел еще одно имя - Левий. Матфей Левий был сыном Алфея и братом Иакова - другого из Иисуса Христа. Жил Матфей в собственном доме в городе Капернауме, который располагался на берегу Иудеи, как и другие жители завоеванных Римской империей территорий, были обязаны платить подати в казну империи. Собирали подати мытари. Неудивительно, что люди недолюбливали тех, кто занимал такую должность, ведь очень часто мытари притесняли народ, злоупотребляя своими должностными обязанностями, проявляли жестокость и немилосердие. Одним из мытарей и был Матфей Левий. Благодаря своей должности, он нажил приличное состояние. Но Матфей, хоть и был мытарем, все же не потерял человеческого облика.

Как Матфей стал учеником Спасителя и апостолом

Матфей не раз слышал проповеди Христа, поселившегося в том же Капернауме, и видел чудеса, им творимые. Призвание апостола Матфея в ученики произошло по причине того, что Господь увидел, как Матфей относится к нему, его учению, узрел готовность уверовать и последовать за ним. Иисус в сопровождении людей однажды вышел из города и пошел к морю. Как раз к тому месту, где Матфей собирал подати с проходящих кораблей. Подойдя к будущему апостолу, Господь сказал, чтобы тот следовал за ним. Апостол Матфей, сердцем и душой стремившийся ко Христу, не задумываясь пошел следом за Учителем. Матфей Левий, сам себе не веря, что его, грешного, выбрал Иисус, приготовил угощение в своем доме. На праздник были приглашены все желающие. Среди народа, присутствовавшего в доме апостола, были мытари, а также все знакомые и родные. Иисус сел за один стол с мытарями и грешниками, дабы своим словом дать им шанс покаяться и спастись. Апостол Матфей сам подтвердил своим примером божественное предназначение Учителя, сказавшего, что пришел спасти грешников, но не праведников. Будущий апостол оставил все свое имущество и пошел вслед за Господом. Уже в скором времени Матфея приобщили к числу двенадцати апостолов.

Апостол и евангелист Матфей

Матфей был верным учеником. Вместе с остальными апостолами он видел все чудеса, творимые Иисусом, слушал все проповеди его, сопровождал всюду. Матфей и сам ходил к людям, пытаясь донести до них учение Христа, и тем самым давая возможность спастись.

Апостолы, в том числе Матфей, его брат Иаков Алфеев, а также апостол Андрей, с содроганием сердца лицезрели арест Учителя, Его мучения, смерть, а затем - вознесение. После того, как Господь вознесся на небеса, апостол вместе с остальными учениками проповедовал людям Галилеи и Иерусалима учение Христа - Евангелие. Когда настала пора апостолам разойтись по всему миру и донести учение Христа до всех народов, то иудеи, остальные ученики и апостол Андрей - самый первый из призванных учеников Иисуса, выразили Матфею свое желание в письменном виде нести учение дальше. Матфей Левий, следуя всеобщему желанию, написал свое Евангелие - Евангелие от Матфея.

Это было самое первое Евангелие Нового Завета. Направлена эта книга была в первую очередь на то, чтобы донести учение жителям Палестины, и написана на еврейском языке.

Обращение людей в веру апостолом Матфеем

После того как апостол покинул Иерусалим, он побывал проповедуя Евангелие в Сирии, Персии, Парфии, Мидии, Эфиопии или Индии. Здесь он пытался обратить в веру дикий народ людоедов (антропофагов) со звериными обычаями и нравами. (Акафист апостолу Матфею читают в день смерти его в Эфиопии 16 ноября.) В городе под названием Мирменах, в самом начале своего пребывания в Эфиопии, святой апостол Матфей обратил в христианскую веру несколько человек, назначил епископа и построил небольшой храм. Он все время молился, чтобы все племя обратилось в веру. И вот как-то раз Матфей находился на высокой горе в посте и молитве. К нему в образе юноши явился Бог и передал апостолу жезл, говоря, чтобы Матфей воткнул покрепче жезл у храма. Из посоха должно было вырасти дерево с сочными и вкусными плодами, а из основания дерева должен был появиться источник с прозрачной водой. Каждый, кто отведает плод, должен был стать кротким и добрым, а напившись из источника, обрести веру. Апостол Матфей стал спускаться с горы с жезлом, но одержимые бесами жена и сын владельца города Фульвиана стали препятствовать апостолу, крича, что апостол хочет их погубить. Матфей именем Христовым изгнал бесов. И жена и сын Фульвиана пошли за апостолом, став смиренными.

Чудо, сотворенное апостолом Матфеем

В городе, возле храма, апостол крепко воткнул жезл, и на глазах у всех произошло чудо.

Как и говорил Матфею Господь, выросло огромное дерево, на дереве появились невиданные плоды, а из подножья дерева стал течь ручей. Люди собирались со всего города, чтобы увидеть это чудо, попробовать плоды и попить воды из ручья. Апостол встал на возвышении и стал говорить проповедь. Все, кто был рядом, уверовали и приняли крещение в воде из источника. Крестились и жена с сыном Фульвиана. Фульвиан же, вначале с почтением и удивлением отнесшийся к сильно разгневался, когда понял, что новая вера отрешает народ от идолов. И задумал владелец города убить апостола Матфея.

Попытки схватить апостола Матфея

Ночью апостолу явился сам Иисус, ободрил его, сказав, что не оставит в мучениях, которые Матфею предстоит пройти. Когда Фульвиан отправил к храму своих воинов, чтобы те привели Матфея, их окружила тьма, да такая, что они еле-еле смогли найти обратную дорогу. Фульвиан разгневался еще больше и отправил за апостолом гораздо больше воинов. Но и те воины не смогли схватить Матфея, так как небесный свет, осветивший апостола, был настолько ярок, что воины побросав оружие, бежали в ужасе. Тогда Фульвиан сам с сопровождением пришел к храму. Но внезапно ослеп и стал просить Матфея смилостивиться и простить грехи. Апостол перекрестил злого властителя. Тот обрел способность видеть, но решил, что это лишь чародейство Матфея, а не сила Господа. Фульвиан принял решение сжечь апостола.

Конец жизни святого Матфея

Матфея схватили и прибили к земле за руки и за ноги большими гвоздями. По приказу жестокого Фульвиана сверху наложили ветки, хворост, серу, смолу, полагая, что апостол сгорит.

Вместо этого пламя угасло, а святой апостол Матфей, живой и невредимый, славил имя Господа. Присутствовавшие были в ужасе и тоже восхваляли Бога. Все, кроме Фульвиана. По его приказу принесли еще больше веток и хворосту, положили сверху апостола, полили смолой. Фульвиан расставил вокруг предполагаемого костра двенадцать золотых идолов, которым поклонялся. Он хотел с их помощью сжечь Матфея. Но Матфей под пылающим пламенем истово молился, дабы Господь явил свою силу и выставил на смех тех, кто все еще надеялся на идолов. Пламя повернулось к идолам и расплавило их, опалив стоящих поблизости. Затем вырвавшийся из пламени, направился к Фульвиану, который в страхе хотел убежать. Видя бесполезность попыток избежать змея, Фульвиан взмолился Матфею, прося избавить его от гибели. Апостол погасил пламя. Властитель хотел с почестями принять святого Матфея, но апостол в последний раз вознес ко Господу молитву и умер.

Как Фульвиан стал Матфеем

Фульвиан велел невредимое тело апостола одеть в дорогие одежды, внести во дворец, но сомнения в вере заставили его приказать сковать железный ковчег для останков и, запаяв его, опустить в море. Властитель решил, что если Бог, спасший от огня апостола, не даст утонуть телу, то тогда он уверует и откажется от идолов. Ночью епископ увидел Матфея, который дал указания, где найти его вынесенные морем на берег мощи. Фульвиан тоже пошел посмотреть на это чудо, и, окончательно убедившись в силе Господа, принял крещение с именем Матфей. Так призвание апостола Матфея Господом в ученики обратило в веру целый народ.

Подвиги апостолов неоценимы для становления христианства. Так и своей жизнью показал пример окружающим апостол Матфей. Икона с его изображением напомнит каждому христианину о стойкости и подвиге во имя Господа. Житие апостола Матфея - это поучительная история для всех.

Апостол Матфей помогает, когда его просят об укреплении веры и о защите от искушений.
До призвания в апостолы на службу Господу, Матфей был что сборщиком налогов.
Поэтому считается, что он стал покровителем тех, кто имеет отношение к финансам. Также апостол Матфей может помочь в восстановлении справедливости в случае, когда к вам несправедливо отнеслись проверяющие органы.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

АПОСТОЛ МАТФЕЙ — ЖИТИЕ СВЯТОГО

Апостол Матфей (называемый Левием) – это родственник апостола Иакова Алфеева и, до того времени, как сам стал апостолом, он был состоятельным человеком. В Галилее он служил сборщиком податей (был мытарем).

Когда Иисус Христос проповедовал веру в Капернауме, Он, в сопровождении людей, пошел к морю, где узрел мытаря Левия, которому просто сказал:

« Иди за Мной!»

Мытарь уже слышал о новом Человеке, который объяснял людям о Боге. Поэтому, когда он услышал такой призыв, то бросил все и, не раздумывая, последовал за Иисусом Христом. Всем своим сердцем Матфей принял учение Господа, поверил в него со всей искренностью, он был очень рад, что презираемый людьми мытарь удостоился такой высокой чести.
По такому случаю в своем доме Матфей устроил пир и пригласил к себе Господа. Из Евангелия известно, что на этот праздник было приглашено большое количество людей. Вместе, за одним столом, находились Иисус Христос со Своими учениками и друзья Матфеевские, мытари и грешники.
Были приглашены также некоторые фарисеи и книжники, которые захотели «ущипнуть» и унизить Господа, указав на то, что он возлежит рядом с теми людьми, которых не уважал никто- с мытарями.

«Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?»

— спрашивали книжники учеников Иисусовых.
Услышав такой вопрос, Господь ответил им:

Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»

После своего призвания, Матфей оставил свою благополучную жизнь и превратился в верного ученика Христа, больше не отлучаясь от Своего Учителя.
После своего соединения с другими апостолами, будущий евангелист Матфей всегда был с Господом. Он ходил с Ним в Галилею и Иудею, слушал проповеди и учился вере в Бога, он видел многие чудеса, совершаемые Иисусом Христом. Он был среди тех апостолов, кто своими глазами видел, как страдал на Кресте их любимый Учитель, Его Крестную смерть, Воскресение и Вознесение на небо.

После того, как на Пятидесятницу Святой Дух сошел на апостолов, один из них, евангелист Матфей проповедовал веру в Иерусалиме и близлежащих селениях. Через восемь лет после преславного Воскресения Иисуса Христа, по просьбам христиан и других апостолов, именно Матфей написал первое Евангелие, из которого люди могли узнать о земной жизни и учении Спасителя.

Апостол Матфей нес благую весть во многих странах: в Македонии, Сирии, Персии, Парфии и Мидии, был в Эфиопии.
По наставлению Святаго Духа, апостол оказался на территории жестокого чернокожего народа, в городе Мирмены. Здесь он устроил церковь, в которой стал епископом его спутник Платон и обратил несколько человек в веру.
Однажды, когда Матфей и прихожане молились Богу, неожиданно для всех Сам Господь Иисус Христос явился молящимся, дал апостолу жезл, чтобы тот водрузил его возле дверей храма.
Желая исполнить волю Бога, Матфей стал устанавливать жезл. И тут, вдруг, на виду у всех присутствующих, железная палица превратилась в дерево, на котором сразу появились ветки, листья и огромные сочные плоды. Жители этого города сразу прознали о таком чуде, стали приходить к дереву, пробовать вкусные плоды и пили чистую воду из колодца рядом с церковью. Кроме этого все удивились, когда апостол Матфей стал проповедовать им Евангелие на знакомом для них языке. После таких чудес многие сразу уверовали в Иисуса Христа, и после крещения апостола Матфея, они превратились в христиан.

Местный правитель Фульвиан, когда узнал о произшедших изменениях, сильно рассердился и приказал четырем стражникам схватить и доставить к нему возмутителя их спокойствия. Когда воины подошли к церкви, все неожиданно погрузилось во мрак, стало до такой степени темно, что ничего нельзя было разглядеть. На следующий день правитель послал другой отряд, но в этот раз воины оказались ослеплены необычайно ярким светом и опять приказ царя выполнен не был.

Но все-таки Фульфиану удалось обманом завлечь Матфея в свой дворец, где он обвинил апостола в колдовстве и приговорил к сожжению в огне. Костер разожгли, но когда стали приводить приговор в исполнение, он затух, нисколько не повредив Матфея. Палачи опять разожгли огонь и стали лить на него горючую смолу, которая зажглась, потом неожиданно разлилась и брызнула своим огнем на мучителей. При этом возникла угроза пожара. После того, как Фульфиан стал просить святого, которого и в этот раз сохранил Господь, пощадить его – огонь сразу же потух.
После увиденных чудес, Фульфиан вознамерился освободить апостола от мучений, но по воле Божией святой, помолясь, скончался.
Решив воздать Матфею особые почести, тело Апостола одели в дорогие одежды, положили на золотой одр и торжественно внесли его во дворец.
Князь еще не стал безоговорочным ревнителем Христовой веры и, видимо поэтому, решил устроить еще одну проверку. Он приказал поместить тело Матфея в металлический ковчег, который герметично залили оловом и бросили в море.
Фульфиан сказал всем придворным, что это последнее испытание должно показать истинную силу Господа. Этой же ночью, когда железный ковчег с мощами бросили в воду, святой апостол явился епископу Платону и открыл ему место, где ковчег был обнаружен следующим утром.
Теперь уже князь полностью уверовал во Христа и в Его веру, исповедовал Его Единым истинным Богом, который сотворил такие чудеса через Своего святого апостола — не дал тому сгореть в огне и утонуть в воде. После того, как ковчег был доставлен во дворец, правитель припал ко святым мощам Матфея, стал просить у него прощения, покаялся в грехах и захотел покреститься.
Видя искренность Фульвиана, епископ Платон объяснил ему истины святой веры, после чего, огласив, крестил правителя. Во время возложения руки на голову новокрещенного, свыше послышался голос, который велел:

«Назови его не Фульвианом, а Матфеем».

Так, по крещении, правитель принял имя святого апостола Матфея. В христианской жизни князь хотел быть похожим на святого: он тоже отказался от мирских благ, свою власть, богатство передал в другие руки, сам стал горячим молитвенником за людей и за эти заслуги даже был возведен в пресвитеры. Через три года епископ Платон скончался. В видении пресвитера Матфея, явился святой Апостол Матфей и уговорил его стать епископом после блаженного Платона.
Став епископом, Матфей положил многие силы в деле благовещения, много людей, благодаря его проповедям отошли от идолопоклонничества и обратились в христианскую веру.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, Апостоле Христов Матфее, и чтем болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благочестии Христове.

ВИДЕОФИЛЬМ

Память святого апостола и евангелиста Матфея совершается в Православной Церкви 29 ноября по новому стилю, а также 13 июля, в день Собора двенадцати апостолов.

Новый Завет об апостоле Матфее
Матфей входил в число двенадцати ближайших апостолов Иисуса Христа, которые следовали на Ним в последние три года Его земной жизни. Имя апостола упоминается в некоторых Новозаветных книгах: в Евангелии от Луки и Марка, в книге Деяний, а также в первом Евангелии, автором которого Церковь считает самого святого Матфея. Иногда в евангельской истории он упоминается под именем Левий Алфеев.
Из Евангелия известно, что Матфей был мытарем, то есть сборщиком податей и налогов в древней Иудее. Эта должность считалась весьма постыдной среди иудеев, поскольку мытари служили римскому императору и, таким образом, воспринимались как предатели еврейского народа. В своем евангелии Матфей неоднократно подчеркивает род своих занятий до призвания Христом, что, как полагают, он делал из особого смирения.
Предание не донесло до нас никаких сведений о дальнейшей жизни апостола Матфея. Предполагают, что он проповедовал после Вознесения Христова в Эфиопии, где принял мученическую кончину около 60 года.

Евангелие от Матфея
Автором первого Евангелия церковное Предание называет апостола Матфея. Время написания книги невозможно точно установить, но большинство исследователей склоняется к тому, что она была создана в 40-50 годах. Это Евангелие было написано изначально на древнееврейском языке, в отличие от всех остальных Новозаветных книг, созданных на греческом языке.
Апостол Матфей адресовал свою книгу еврейской общине, что ярко отразилось в богословских особенностях его Евангелия, основной темой которого стала мысль о том, что Иисус из Назарета был тем Мессией, о приходе Которого писали пророки. Матфей убеждает своих читателей, что Иисус был именно Тем, Кого ожидало еврейское общество на протяжении многих веков. Матфей часто использует цитаты из Священного Писания для подкрепления своей мысли о мессианском достоинстве Иисуса, а также о Его божественном происхождении.
Важнейшей частью евангельского повествования является Нагорная проповедь с заповедями блаженства, в которой Христос раскрывает основы Своего нравственного учения. Считается, что в Нагорной проповеди сосредоточены основные мысли христианства, поэтому эта часть Евангелия от Матфея является наиболее важной для верующих.
В состав Евангелия от Матфея также входит большое количество притч, посвященных учению Иисуса Христа о Церкви как пути человека к спасению, а также говорящих о конце света и Его Втором пришествии. Многие из притч, записанных Матфеем, сохранились только в его Евангелии.

Иконописные изображения апостола Матфея
Первые иконы апостола Матфея появились достаточно поздно, около VIII века, и на них святой изображался старцем с седыми волосами. Такой образ сохранялся долгое время в византийском искусстве. Как евангелист, святой апостол изображается с атрибутами, указывающими на его писательскую деятельность, которыми являются книга или свиток в его руках. На некоторых иконописных изображениях Матфей пишется сидящим за столом с книгой и пером в руке и записывающим слова стоящего перед ним Ангела, который диктует апостолу слова Евангелия.
Символом святого Матфея является Ангел, поскольку в своем Евангелии он особое внимание уделял Боговоплощению и исполнению пророчеств о мессианском служении Сына Божия, о котором говорили ветхозаветные пророки, вдохновленные посланниками Божиими, Ангелами.

Тропарь, глас 3:
Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу, явльшуся на земли человеком за благость, Тому последовав, апостол избранный явился еси и благовестник Евангелия вселенней велегласен. Сего ради чтим честную память твою, Матфее богоглаголиве, моли Милостиваго Бога, да грехов оставление подаст душам нашим.

Кондак, глас 4:
Мытарства иго отверг, правды игу притяглся еси и явился еси купец всеизряднейший, богатство принес юже с высоты премудрость. Отонудуже проповедал еси истины слово и унылых воздвигл еси души, написав час судный.

Величание:
Величаем тя Апостоле Христов Матфее / и чтим болезни и труды твоя, // имиже трудился еси во благовестии Христове.

Молитва:
О, преславный апостоле Матфее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.