Апостол фома почему называется близнец. Святой Апостол Фома (†72). Жизнь после смерти
Христос – потерянный и обретенный Брат его, брат Фомы, вернувшийся из мертвых, принесший Себя в жертву за жизнь Фомы, за жизнь мира, где Фоме – удел – священнодействовать Тайну Христову, которую он увидел и осязал, и знает, чему поклонился (Ин. 4:22), сказав: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28).
Фома пойдет и умрет с Ним по своему давнему желанию, по своему юношескому бесстрашному порыву – когда все боялись идти к умершему Лазарю вслед за Иисусом. «Пойдем и мы – умрем с Ним!» (Ин.11:16) – сказал Фома, готовый к жертве. Но не ему было эту жертву приносить – до тех пор, пока Иисус не прославлен (Ин.7:39) никто не может участвовать в Его Жертве за мир.
…На иконе Дионисия Христос стоит на фоне дверей – врат, затворенных до самого верха. Но что нам до затворенных врат, когда Он – Дверь (Ин. Ин. 10:9) отверз Свои ребра ради нас? Разве с Собой Он не подарит нам всего (Рим. 8:32), что не придет на сердце человеку (1 Кор. 2:9)?
«Что мне до неба», – восклицал святитель Иоанн Златоуст, чье имя носит чин Литургии, чаще всего совершающейся в наших храмах, – «что мне до неба, когда я сам становлюсь небом?»
И поток воды живой, повторенный очертаниями руки Фомы и голубым цветом рукавов его хитона, льется от ребра Христа, открытого, под Его прободенным сердцем, что образуют контуры Его багряного хитона и руки Его… Плоть Христа, грудь Христова обнажена– воскресший воистину Он, в сиянии божественном, в неземных голубых развевающихся легких ризах, в Его гиматии – и в преображенной человеческой Плоти, окровавленной и закланной за жизнь мира (Ин.6:51), в багряном хитоне Его…
Двери закрыты Его учениками – из страха перед иудеями (Ин.20:19). Войти можно только знакомым, только по условному сигналу. Но Он не знает и не хочет знать условных сигналов.
Он, Воскресший Спаситель – вне стен, вне врат. Он был распят и отторгнут от земли живых (Ис.53:8) – и это навсегда. Он никогда более не станет таким, как во время странствий по земле Палестины. Он – навсегда – вне врат. Он воскрес, и врата Его не удерживают. Он – вне мира злобы, Он – настолько сильнее этого мира, что Ему даже не надо вступать с ним в противоборство. Он просто приходит, когда все двери надежно закрыты и на них повешены тяжеленные замки. Он – Человек, для Которого нет стен.
И одновременно – Он скрыт от очей. Он волен являть Себя, Воскресшего, а волен пребывать неузнанным. Он не принадлежит этой земле. Он – вне врат. И поэтому – Он свободен. И поэтому – Он может освобождать.
И поэтому – Он влечет людские сердца, Спаситель, входящий тогда, когда двери закрыты надежно и навсегда. Входящий, когда войти невозможно, когда вход – только по условному сигналу или стуку. Для него нет условных сигналов.
Он решил войти – и вошел, принося радость, невозможную до ужаса. Страшна Жертва Его, приносит она радость великую, и Он возвещает ее (Лк. 2: 10) – не бойтесь! О, Господь мой и Бог мой… Ты всё совершил, Сам, Один, Одинокий, вне врат, вне стен, Покинутый, приносящий в жертву Себя Самого – просто и без упреков (Иак. 1:5) – мудрость Божия, осмеянная и униженная людьми.
И вокруг стоят апостолы, и у всех обуты ноги в сандалии – как прекрасны ноги благовествующих (Ис. 52:7; Рим.10:15) ! Ученики Христовы скоро пойдут по дорогам, свидетельствуя о Тайне Его, совершая Тайну Его…
* * *
О, светлый ливень мой!
О, светлая долина!
Сплетает длань с Фомой
Бесстрашье Бога-Сына.
О, тайны новой боль –
Песнь воробья и крина!
Навек сплетенье воль
В схожденье Бога-Сына.
Биография апостола Фомы не очень насыщена, но несколько фактов о его жизни все же известны. Святой апостол Фома родился в галилейском городе Панеада. Фома близнец был избран Иисусом Христом одним из своих двенадцати учеников.
Считается, что святой Фома стал основателем христианских храмов в Индии, Месопотамии, Палестине, Парфии и Эфиопии. Житие апостола Фомы окончилось в муках. Он был похоронен в Индии.
Происхождение фразы «Фома неверующий»
В Священном Писании указан эпизод, согласно которому, Фома не присутствовал при первом воскресении Христа. А потому не верил остальным одиннадцати апостолам, что Иисус воскрес. Тогда Христос обратился к нему через восемь дней после воскресения и показал свои раны от гвоздей и Фома уверовал.
С тех пор, выражение «Фома неверующий» стало именем нарицательным и по сей день употребляется в речи. Сюжет прихода Иисуса к неверующему можно часто встретить в иконографии Евангелия.
Почему Фому называли «Близнец»
Имя Фомы с еврейского толкуется, как «делиться надвое, пополам». Поэтому, Фому часто называли Близнец. На греческом его имя звучит как Дидим. Такое толкование имени указано в Евангелии.
Проповедничество Фомы
Когда Фома прибыл в Индию, там уже была сформирована система каст. А это значило, что без одобрения царя, никакой деятельности, а уж тем более проповеди не разрешалось. Однако, были и те цари, которые спокойно относились к проповедничеству новой веры.
Поэтому, по прибытии в Индию, Фома оказался во дворце царя Гундофара, который дал добро на проповедничество. Взамен на это, Гундофар нанял Фому плотником, чтобы тот построил ему дворец. Однако, Фома совершил поступок авантюру.
Апостол раздал все деньги бедствующим
Когда были выделены средства на возведение дворца, апостол поделил все между бедствующими и ни монеты не вложил в дворец. Царь, увидев, что ничего не построено, хотел казнить Фому.
Однако, во сне к нему явился его усопший брат и сказал, что самый замечательный дворец из тех, что он видел на небесах, был возведен апостолом. Гундофар удивился и не уверовал, но казнь отменил.
Стоит отметить, что Фома добирался до Индии по Великому шелковому пути. Пройдя через Месопотамию, Эфиопию, Парфию и Палестину, он образовал там христианские общины.
Проповедничество в Индии
Индийскую проповедь христианства среди принято связывать с именем Фомы. Ученые считают, что христианство в Индию принес именно апостол. Хотя, некоторые историки с этим не согласны и причисляют эту роль Фоме Канскому.
Сами индийцы именно Фому считают основателем христианского движения в Индии. Если обратиться к истории, то упоминания о проповеднической деятельности святого апостола в Индии мы найдем в записках Григория Богослова, Иеронима Стридонского, Амвросия Медиоланского и других.
в этом году после посещения гробницы святого апостола Фомы, Марко Поло признал жителей Индии христианами от Фомы
В 1293 году Марко Поло после посещения гробницы святого апостола признал жителей Индии христианами от Фомы.
Казнь Фомы
Свои последние годы святой проповедник провел в Индии, в городе Мелипур. Здесь он обратил в христианство жену и наследника царя Маздея. Однако, крещение он совершить не успел.
Царь, узнав о принятии христианства своими родными, стал гневаться, ведь это случилось без его ведома. Фома был заключен в темницу. Крещение супруги и сына царя, Фома совершил в темнице.
Проведя крещение, апостол покинул комнату заключения сквозь закрытые двери, чтобы совершить Литургию над новообращенными. Стража, заметив исчезновение Фомы, незамедлительно сообщила об этом царю. Когда святой вернулся, выполнив свой долг, был отправлен на допрос.
В этом разговоре проповедник заявил Маздею, что он не имеет никакой власти над ним. И тогда Маздей спросил о том, кто же его господин. И тогда последовал ответ:
«Господь мой и Бог, господин небес и земли».
Царь не захотел принять такой ответ и приговорил святого проповедника к казни. Фома достойно принял свою смерть и единственное, что его беспокоило, это то, что он не успел до конца посеять христианское верование.
Поэтому, по пути к месту смерти, он обратил человека с именем Сифор в пресвиттеры, а наследника царя стал диаконом. Святой Фома умер мученической смертью от проколов копьями.
Жизнь после смерти
После казни Фомы, с царем Маздеем случилась исторически важная ситуация. В сына царя вселилась нечистая сила. На Маздея снизошло озарение, и он понял, что это наказание за казнь святого.
Тогда Маздей решил взять горсть мощей святого и приложить их к телу сына. Тогда, считал царь, наступит исцеление.
После смерти, Фома помог царю
Когда Маздей собирался совершить задуманное, к нему явился Фома и спросил, что раз он не поверил ему живому, то почему же поверит мертвому.
Когда царь пришел на место захоронения Фомы, его останков он там не обнаружил. Тогда он решил взять горсть песка, что находилась рядом с захоронением. По приходу обратно, он воззвал к Господу, отрекся от нечистой силы и приложил песок к сыну. В результате, сын получил исцеление.
Икона с изображением образа святого Фомы помогает при молитвах на укрепление веры. При необходимости защититься от нечистых сил, дьявольских искушений. Поможет образ Фомы и в избавлении от болезней.
Если речь идет о приобретении иконы, то стоит к ней обратиться, если человек находится в начале пути к православной вере. В домашнем иконостасе, образ Фомы обеспечит избежание жизненных неурядиц, убережет от искушений и поможет поддерживать веру.
На территории России икону святого апостола можно встретить во множестве храмов. Среди них: Покровская церковь, церкви Варвары в Москве.
Мощи Фомы
Мощи святого апостола были перемещены в Эдессу. В «Хрониках града Эдессы» есть упоминание о нахождении мощей апостола там. В ХI веке после нападения турков на Эдессу, святые мощи перенесены и спрятаны. Их местонахождение долгое время было неизвестно.
Самый горячий из Апостолов… Это о Фоме? Да. Но разве может быть назван самым горячим тот, кто сомневался в Воскресении Христовом и в истории даже получил прозвище «Фома неверующий»? И, тем не менее, это так.
Перенесемся на две тысячи лет назад, на берег Галилейского озера. Один из рыбаков городка Пансады слышит об Иисусе и приходит посмотреть на Него. Этот человек так поражен проповедью Христа, что неотступно ходит вслед за Ним и Его учениками. Христос, видя ревность молодого человека, призывает того следовать за Ним. Так рыбак становится Апостолом.
Юноше, которого зовут Иуда (да, именно так его и звали), дают прозвище «Фома», что в переводе с арамейского значит «Близнец».
На кого он был похож как две капли воды? На Иисуса, на кого-то из Апостолов, а, может, на какого-то известного политика или деятеля того времени? Нам это неизвестно, но зато нам известен характер Фомы. Порывистый, решительный, смелый… Однажды Иисус сказал, что собирается идти в Иудею, где, как известно, Его искали схватить враги. Апостолы стали отговаривать Учителя от рискованного путешествия. «Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним» (Ин. 11, 16). Это не «Фома неверующий», это, несомненно, Фома верующий!
… Но не безрассудный, а трезвый и осмотрительный.
Незадолго до смерти Иисус беседовал с учениками. «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте… И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я…» Слушая эти слова, Фома воскликнул: «Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 1-5).
И вот мы опять видим Фому в его искреннем порыве сопровождать Учителя, куда бы Тот ни пошел.
Евангелия не сообщают нам о том, где был Фома во время Страстей Христовых. Мы не знаем, что было у него на сердце, что он думал и чувствовал, когда весь смысл жизни и все надежды его, казалось, рухнули со смертью Учителя.
Но вот к нему прибегают другие Апостолы. И, перебивая друг друга, рассказывают: «Мы видели Господа!» Но этот трезвый галилеянин не склонен доверять товарищам: мало ли что им пригрезилось… «Он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».
И Господь, зная характер Фомы, этого искреннего и верного ученика, приходит к нему.
«После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!»
Важное уточнение: Фома отказался вкладывать пальцы в раны Христа. В ужасе от своей дерзости и в изумлении, он лишь восклицает: Господь мой и Бог мой! И отныне этот Апостол становится вечным символом того, что есть в жизни вещи, которые нельзя пощупать и проверить, а которым нужно только верить.
Пока не коснусь - не уверую!..
После Вознесения Христова Апостолы бросили жребий о том, кому в какие земли идти проповедовать. Фоме выпало проповедовать в Индии. Много злоключений выпало на долю Апостола; об этом сохранились древние предания, ни подтвердить, ни опровергнуть которые сейчас уже невозможно. Так, среди прочего, рассказывают о ловушке, которую придумал один языческий жрец, желая остановить проповедь Ап. Фомы. Жрец убил своего сына и обвинял в этом святого Фому, говоря:
- Фома убил моего сына.
В народе поднялось волнение, и собравшаяся толпа схватила святого Фому как убийцу и требовала, чтобы суд вынес ему приговор. Когда же не находилось никого, кто мог бы засвидетельствовать, что Фома непричастен к тому убийству, то Апостол Христов стал просить судью и людей:
- Отпустите меня, и я, во имя Бога моего, попрошу убитого, чтобы он сам сказал, кто убил его.
Пораженные такой просьбой люди повели Фому к телу убитого юноши. Возведя очи к небесам, Фома помолился Богу и потом сказал мертвецу:
- Во имя Господа моего Иисуса Христа повелеваю тебе, юноша, - скажи нам, кто убил тебя?
И тотчас мертвец сказал:
- Мой отец убил меня.
Тогда все воскликнули:
- Велик Бог, Коего проповедует Фома!
В индийском городе Мелипура проповедь Фомы все же окончилась. Апостол был пронзен копьями.
Индийская икона Ап. Фомы
Воспоминая жизнь и сомнения Фомы, Церковь определила праздновать день его памяти во второе воскресенье после Пасхи. И сегодня многие колеблются: А есть ли Бог? А верно ли, что Иисус воскрес? А правда ли, что Церковь приобщает нас к Живому Господу?.. На все эти и на другие вопросы Церковь отвечает словами Христа, обращенными некогда к Фоме: Вложи руки в раны…
Прикосновенье к жизни Церкви, к ее жизнодательным благодатным дарам - есть самый истинный ответ на этот вопрос.
Сад, в котором, по преданию, Ап. Фоме явилась Божия Матерь, возносящаяся на Небеса. (Сад Гефсиманской обители - Монастыря св. Марии Магдалины.)
Богоматерь отдала ему часть Своей одежды - Святой Пояс, который и доныне хранится в Православной Церкви как святыня. Вот то самое место, на котором Ап. Фоме был передан Пояс. Об этом повествует
мозаика, которую мы видим на снимке.
Приблизим фотографию...
Если же обратиться к другим источникам, не вошедшим в канон Священного Писания, то роль Фомы сразу же заметно возрастает. По свидетельству Евсевия Кесарийского, церковного историка IV в., Фома отправился с проповедью Евангелия на северо-восток, к парфянам - «варварскому» народу, занимавшему территории от Междуречья Тигра и Евфрата до земель современного Ирана. Согласно апокрифическому тексту, датируемому III в. н. э., миссионерский путь Фомы пролегал еще дальше. По преданию, он принял смерть в Индии - это кличка, означающая по-еврейски просто «близнец».
В версии Евангелия от Якова, входящей в состав Библии короля Иакова, на первый взгляд, можно найти некоторое разъяснение этого вопроса. Интересующий нас персонаж именуется в ней «Фома Дидим», или «Фома, называемый Дидим». Но на самом деле это прочтение лишь еще более затемняет вопрос, ибо слово «дидим» также означает «близнец». Переведя «Фома Дидим», получаем откровенно нелепый плеоназм - «Близнец Близнец». Фраза «Фома, называемый Дидим» звучит еще более гротескно: «Близнец, называемый Близнец». Не проясняют существо вопроса и более поздние переводы, в которых читаем: «Фома, названный Близнец». В них мы видим все тот же логический абсурд - «Близнец, названный Близнец».
Какая же тайна здесь скрыта? Как звучало настоящее имя Фомы? Кому он приходился близнецом?
Ответы на эти вопросы, по крайней мере - на большинство их можно найти в апокрифическом Евангелии Фомы, весьма раннем тексте, условно датируемом концом I в. н. э. В нем Фома именуется «Иуда Фома», что можно перевести как «Иуда Близнец». В другом, чуть более позднем, апокрифическом памятнике, так называемых Деяниях Фомы, вопрос проясняется еще больше. Здесь Фома тоже именуется «Иуда Фома»
Апостол Фома был, как известно, одним из двенадцати учеников Иисуса Христа. Согласно евангельским текстам этот апостол отличался крайне скептическим умом и ничего не принимал на веру...
К огда соратники Христа рассказали Фоме, что распятый на кресте Иисус воскрес, он отказался этому верить.
Услышав от учеников про воскресшего Учителя, он разразился следующей тирадой: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Иными словами, апостол показал себя человеком здравомыслящим, что крайне не понравилось остальным. В отличие от Фомы ученики видели чудеса даже там, где их, как он твердо знал, не было. Но Евангелия сообщают, что Иисус все же явился недоверчивому апостолу и даже позволил ему вложить пальцы в свои раны. Убедившись, что Учитель вовсе не бесплотен, а раны самые что ни есть настоящие, Фома поверил и в возможность воскрешения, и в то, что это и на самом деле Иисус. Но с тех пор за ним закрепилось прозвище «неверующий», или «неверный», которое преследует Фому почти что две тысячи лет. Однако неверующим и неверным апостол был назван, скорее всего, по иной причине.
Странная биография
Церковь с удовольствием бы вымарала имя апостола Фомы из
евангельских текстов, если бы это было возможно. Этот нечестивец не только пихал пальцы в раны Иисуса, но и утверждал, что он Дидим, то есть близнец самого Христа! Даже в выпотрошенных богословами четвертого века Евангелиях сохранилось упоминание, насколько Фома был похож на Иисуса - их легко можно было перепутать.
К четвертому веку, события времен Христа давным-давно стали историей. Почти все они благополучно забылись. И если первые христиане именовали Фому Дидимом, то христиане четвертого века знали его только как Фому - в греческой транскрипции имени, или Томаса - в латинской. Хотя и греческий Фома, и латинский Томас на древнееврейском обозначают Т"ома
То же самое, что и Дидим
Близнец. Но ведь полное имя апостола звучало как Иуда Фома, иными словами, нашего Фому звали на самом деле Иудой-близнецом, то есть Дидимом. Чьим Дидимом? Страшно выговорить...
Прозвища Дидим старались избегать, и если оно всплывало случайно, то и объяснялось просто - якобы апостол родился под астрологическим знаком Близнецов. Его имя, Иуда, данное в честь отца как старшему из близнецов, исчезло. Он стал просто Фомой. Ему даже определили место рождения - город Панеада в Галилее - и профессию - рыбак. Там, в Галилее, по Евангелиям, Фома впервые услышал проповеди Иисуса, сразу присоединился к Учителю и не покидал его до самой смерти. Вместе с Учителем он ходил в дом Лазаря, присутствовал на Тайной Вечере, потом случилась эта история с воскрешением Христа и сомнениями Фомы. Больше о нем в Евангелиях нет ни строчки.
Бегство из семьи
По Житиям Фома был ровесником Иисуса, присоединился к нему в возрасте 29 лет, имел жену и четверых детей. Жена попалась Фоме вредная и сварливая, из- за этого он был постоянно мрачным и думал о смерти. Покинув семью, Фома сразу же полюбил Учителя. С другими учениками отношения были у него сложные - Фома был пессимистом и все подвергал сомнению. Объединяла их только любовь к Иисусу. Иисус выделял Фому среди прочих апостолов, хотя понимал, что тот проверяет логикой.
Житийная литература превратила Фому в мученика за веру. В «Деяниях Фомы» ему приписывается основание в Индии семи церквей.
После смерти Учителя Фома как верный ученик отправился проповедовать его идеи в далекую Индию. Причем он выдал себя за архитектора, который якобы мог возвести для индийского царя великолепный дворец. Но в Индии, вместо того, чтобы строить палаты, Фома стал раздавать выделенные на строительство деньги всем нуждающимся. Не забывал он и проповедовать. Разумеется, Фома так ничего и не построил, кроме «небесных палат», то есть здания веры. К этому времени у Фомы было уже немало последователей. Даже сам царь Гондофар проникся христианским духом и крестился вместе со своим братом. Но появились и враги, не желавшие отказываться от язычества. Фома был обвинен в убийстве какого-то юноши и несоблюдении местных обычаев, его заточили в темнице и затем закололи копьями на горе в Ченнаи. Апостол показал необычайную твердость веры: он не поклонился языческим богам даже под угрозой смерти. Гора, где погиб апостол в семидесятые годы первого века, называется с тех пор горой Святого Фомы.
Неканоническое Евангелие
Когда церковные власти отбирали тексты для включения в Новый Завет, они оставили только четыре Евангелия - от Марка, от Матфея, от Луки и от Иоанна. Их назвали каноническими, то есть - соответствующими догматам. Житийные тексты, конечно, среди канонических не числятся. Но не числятся среди узаконенных «правильных» текстов и Евангелия, которые принято называть гностическими. Одно из этих Евангелий приписывается Фоме, а точнее (как указано в первой же его строке), Дидиму Иуде Фоме - таково его настоящее имя.
Широкой публике содержание этого любопытного текста стало известно только в наши дни. Евангелие от Фомы записано в виде диалога Иисуса с учениками. Апостолы спрашивают его о сущности ученичества, веры, жизни после смерти, о Царстве Небесном. Иисус отвечает притчами и афоризмами. Эти ответы совершенно не вяжутся с церковной догматикой. На вопрос, попадут ли ученики в Царствие Небесное, Иисус пообещал, что попадут, когда двое станут одним, наружное - внешним, внешнее - наружным, мужчина - женщиной, а женщина - мужчиной, то есть по сути - никогда. А точнее, Небесного Царствия достигнут только те, кто преодолеет препоны материального мира.
Так что не удивительно, что вскоре Евангелие от Фомы было запрещено.
Вести из детства
Но кроме сугубо философского текста Фоме приписывался еще один опус, совсем уж неудобный и неприятный - так называемое Евангелие детства. В этом сочинении Фома Израильтянин (скорее всего, и не наш апостол, но тоже Фома) рассказывал о выпавшем из канонических Евангелий периоде жизни Иисуса. И, исходя из текста, в детские годы Иисус был злым и жестоким ребенком, он совершенно не различал добра и зла. На одного сверстника, случайно разлившего воду, пятилетний Иисус наслал проклятие, от которого тот усох и умер. А когда в дом Иисуса пришли родители другого убитого им мальчика, он их ослепил. Иосиф отодрал Иисуса за ухо, а потом был вынужден определить его в учение. Учитель отказался от мальчика, но признал, что тот наделен нечеловеческой мудростью и магическим даром. В шесть лет Иисуса отдали другому учителю, который не знал, что мальчика следует опасаться. Отвесив ему оплеуху, учитель упал бездыханным в ту же минуту. Все стали бояться Иисуса - то, что вызывало у него гнев, становилось причиной смерти. Вскоре соседи перестали Иисусу перечить, тогда он начал их защищать и исцелять. Он воскресил мальчика, упавшего с крыши, исцелил больного младенца, спас от змеиного укуса своего брата Иакова... Гнев, который временами на него накатывал, он старался обращать на неживую природу.
Но такой образ Иисуса, вызывающего страх, наделенного к тому же колдовскими способностями, меньше всего был нужен отцам церкви!
Николай КОТОМКИН
P.S. Неслучайная подмена
Отцов церкви не устраивали ни записанные в Евангелиях от Фомы слова Христа, ни сам Фома. Его требовалось запретить, а лучше - заменить. Первым этапом замены стало превращение скептика в обычного малообразованного и темного ученика. Вторым этапом стало уничтожение текстов, которые могли заронить сомнение в недавно еще языческие умы. Третьим этапом стал поиск лица, которым можно было бы подменить евангельского Фому. И такой человек, к большой радости фальсификаторов, нашелся - Фома Канский. С этим Фомой все было в полном порядке. Эдесский купец Кнай Томман, или Фома Канский, был верным сыном церкви. В 345 году он с благословения антиохийского патриарха снарядил три больших корабля с запасами продовольствия для семидесяти двух христианских семей из Сирии и отплыл к индийским берегам. Это христианское посольство высадилось на юго-западе Индостана и основало поселение в Кодунгаллуре. Отсюда и распространилось христианство в Индии. Апостолу Фоме приписывалось то же деяние, но за триста лет до путешествия Кная Томмана. К тому же апостола тоже можно было называть Канским, поскольку он был свидетелем чуда, совершенного Иисусом в Кане Галилейской. Легенда и реальность наконец-то благополучно соединились.