Антропологией называется учение о человеке. Учение о человеке

План семинара

1. Философия о природе и сущности человека.

2. Человек как биосоциальное существо.

3. Проблема антропосоциогенеза.

4. Свобода и ответственность личности.

5. Проблема смысла жизни человека.

Отвечая на первый вопрос плана, необходимо уяснить, что вопрос о природе

человека – это вопрос о его отличии от всех других живых существ, а вопрос о его сущности – это вопрос о тех его глубинных качествах, которые определяют его специфику.

Природа человека глубоко противоречива. С одной стороны, человек – существо природное, обладающее природными силами, существование которого подчинено законам биологии и физиологии.

С другой стороны, человек существо общественное, живущее в собственно человеческом, общественном мире. Последний, с одной стороны, создается человеком, с другой – формирует человека, социализирует его.

В философии имеют место различные подходы к определению сущности человека. Так в рамках религиозной философии Нового времени основной характеристикой человека объявляется разум. В иррациональных течениях под сущностью человека понимают волю (Шопенгауэр, Ницше), сферу бессознательного (Фрейд, Юнг). В философии марксизма сущность человека усматривается в его трудовой деятельности. При этом человек не может трудиться, не вступая в отношения с другими людьми. Поэтому сущность человека, по Марксу, - это «совокупность всех общественных отношений».

При ответе на второй вопрос плана, необходимо отметить, что любая современная концепция человека исходит из наличия в нем двух составляющих: биологической и социальной.

По своей телесной организации и физиологическим функциям человек принадлежит к животному миру. Человек как биологическое существо наделен инстинктами, однако, он утратил их природную изначальность. Общество в противовес инстинктам диктует человеку определенные правила поведения.

Проблемой остается вопрос об соотношении в человеке биологического и социального, какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека.

При ответе на третий вопрос плана следует отметить, что проблема антропогенеза – это проблема происхождения и развития человека как определенного вида.

Возникновение человека до сих пор остается загадкой. Эволюционная теория Дарвина, согласно которой человек является непосредственным потомком одной из ветвей высших приматов, не дает удовлетворительного ответа на этот вопрос. Исследования антропологов показывают, что последовательное развитие человекообразных обезьян доходит только до неандертальца. Затем неандертальцы исчезают, а их место занимают кроманьонцы. При этом наиболее древние стоянки кроманьонцев обладают более высоким уровнем цивилизованности. Это делает совершенно неясным вопрос о времени и месте возникновения человека.


Обычно считается, что труд, язык и сознание возникают практически одновременно, однако вовсе неясно, какой из этих факторов играл ведущую роль в становлении человека.

Все эти трудности приводят к тому, что современная мысль начинает обращаться к другим версиям происхождения человека. К числу таких версий относятся: религиозная точка зрения; гипотеза о клонировании человека пришельцами; гипотеза о мутациях.

Ответ на четвертый вопрос плана следует начать с определения свободы. Свобода одна из основных – философских категорий, характеризующих сущность человека. Свобода заключается в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не по принуждению. Проблема свободы была одной из основных в философии Канта, Гегеля, Ницше, Сартра, Ясперса, Бердяева. В русской философской традиции понятие свободы зачастую рассматривалось как «свобода воли».

Реализация свободы немыслима без осознания ответственности. Ответственность как философская категория отражает взаимоотношения между личностью, обществом, с точки зрения осознанного осуществления, предъявляемых к ним взаимных требований. Ответственность человека формируется под влиянием тех требований, которые к нему предъявляет общество, класс, коллектив, семья.

При ответе на пятый вопрос плана, следует отметить, что проблеме смысла жизни человека всегда уделялось большое внимание в философии. На каждом этапе развития философской мысли имел место новый уровень философской рефлексии данной проблемы.

В философии под смыслом жизни понимается главная цель, предназначение, основная линия жизненного пути человека.

Христианская религия видит главный смысл жизни человека в служении Богу и к вечности.

Человек это существо, не только ориентированное на поиск смысла жизни, но знающее и переживающее свою смерть.

На протяжении многих веков проблема смертности являлась объектом философских размышлений. Философы античности (Сократ, Эпикур) стремились путем философского размышления преодолеть страх смерти. В эпоху Возрождения смерть стали рассматривать как важную часть человеческого бытия (М. Монтень). С зарождением в философии иррационалистических течений в XIX в., повышается внимание к проблеме смерти. Так, согласно Шопенгауэру, жизнь – это непрерывное умирание, вечная борьба со смертью.

Христианская религия подарила надежду на то, что смерть не уничтожает человека, а означает вхождение в новую, неземную жизнь. Посмертная судьба человека зависит от содержания его земной жизни и всецело определяется Богом.

1. Агацци Э. Человек как предмет философии / Э. Агацци. // Вопросы философии. – 1989, № 2.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – Л., 1968.

3. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества / И.Л. Андреев. - М., 1988.

4. Иванова Н.Я. Философский анализ проблемы смысла бытия человека / Н.Я. Иванова. - Киев, 1986.

5. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека / Л.Н. Коган. – М., 1984.

6. Мир философии: Книга для чтения / Сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – Ч.2. – М.: Политиздат, 1991.

7. Розин В.М. Новая концепция происхождения человека и сознания / В.М. Розин // Социально-политический журнал. – М.,1993. - № 5/6.

8. Спиркин А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. – М., 1998.

9. Станкевич Л.П. Проблемы целостности личности: гносеологический аспект / Л.П. Станкевич. – М., 1987.

10. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Дону, 1998.

11. Философия. Учебное пособие / Под ред. Л.П. Станкевича. – Липецк 2002.

12. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М., 1990.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему многие философы говорят о человеке как тайне?

2. Каковы основные характеристики человека в эпохи античности, средневековья и в Новое время?

3. В чем состоит сущность деятельностного подхода к пониманию человека?

4. Какие существуют основные подходы к пониманию сущности антропосоциогенеза?

5. Каково соотношение биологического и социального в человеке?

6. Что такое свобода?

7. Каково соотношение свободы и ответственности человека?

8. Что такое смысл жизни человека?

9. В чем смысл бессмертия личности?

Темы рефератов

1. Проблема происхождения и сущности человека.

2. Человек в античной философии.

3. Проблема человека в марксистской философии.

4. Человек в зеркале мировых религий.

5. Диалектика свободы и ответственности личности.

6. Понятие смысла жизни.

7. Проблема клонирования человека и его бессмертия.

8. Новые проблемы жизни и смерти в конце XX века и пути их решения.

Что значит быть человеком? - этот фундаметальный вопрос является постоянным вопрошанием человека к самому себе. Русский ученый, хирург, педагог Н. И. Пирогов (1810-1881) в качестве эпиграфа к своей статье «Вопросы жизни» приводит следующий диалог:

«К чему вы готовите вашего сына? - кто-то спросил меня.

Быть человеком, - отвечал я.

Разве вы не знаете, - сказал спросивший, - что людей собственно нет на свете; это одно отвлечение, вовсе не нужное для нашего общества. Нам необходимы негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди» . Действитель­но, и сегодня человек готовит себя больше к профессии, карь­ере и особо не задумывается над вопросом: что есть человек? Однако, вопрос о человеке, его природе, сущности и назначе­нии - фундаментальный вопрос как классической, так и сов­ременной философии, которая в изучении человека исходит из определенных онтологических предпосылок:

1) Природа и сущность человека предствляют собой проти­воречивое единство. Эта противоречивость выражается даже в своебразной пародоксальности. Человек - животное, но сущес­твует не в природе, а в обществе. У него есть инстинкты, но он руководствуется в первую очередь разумом. Человек рожден в природе, но пытается подчинить ее себе. Он обладает естес­твенными вожделениями, но ориентируется, прежде всего, на культурные стандарты. У человека есть разум, но есть и бес­сознательное. Человек одновременно «настроен» на несколько программ, каждая из них, словно некая сила, тащит его в свою сторону. Биологическая программа противоречит социальной, сознательное - бессознательному, инстинкты - культуре. Че­ловек - единственное в природе существо, преодолевшее свою генетическую программу инстинктов и создавшее особую со­циальную форму жизни. В то же время человек сам по своей воле может превратить свою жизнь в некий абсурд. Напри­мер, может быть захвачен страстью, которую умом отвергает, а его волевое решение иногда всего лишь голос влечения или инстинкта. Вот почему американский философ Эрих Фромм (1900-1980) назвал человека едва ли не самым эксцентричным (странным, необычайным) созданием на земле. Русский фило­соф Н. А. Бердяев утверждал, что «человек есть принципиаль­ная новизна в природе».

2) Философию интересует человек как целостное существо, как особый род сущего.

Конкретные характеристики и свойства человека изучают естественные и социогуманитарные науки (биология, медици­на, психология, социология и др.). Наука исследует человека предметно, выделяя тот или иной аспект в изучении человека. Философия, в отличие от конкретных наук, всегда стремилась к постижению человека как особой целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных наук о человеке не дает его искомой сущности. Она потому всегда пыталась выработать собственные средства познания человека и с их помощью выявить его место в мире. Основы философской программы постижения человека заложил еще Сократ, акцен­тируя внимание на требовании: «Познай себя самого».

Немец­кий философ И. Кант уже в Новое время пришел к выводу, что вопрос «Что такое человек?» выражает суть онтологических, гносеологических, этических, эстетических философских кон­цепций.

После Канта все более и более утверждалось мнение о том, что философия исследует не мир, как таковой, а смысл бытия человека в мире. Человек для нее не просто объект, вещь сре­ди вещей, но субъект, способный к изменению мира и самого себя. Именно поэтому философия рассматривает человека в мире и мир в человеке. Опираясь на конкретно-научное знание о человеке, она исследует его в более широком культурно-ис­торическом контексте, рассматривая уникальные особенности, которые присущи только человеку как особой реальности.

3) Человек как целостное существо представляет собой единство биологического, социального и духовного.

Философское учение о человеке, представленное множес­твом идей и концепций, называется философской антрополо­гией. Философская антропология - это раздел философии, в котором изучается человек как особый род сущего, осмыслива­ются проблемы природы человека и его происхождения, ана­лизируются модусы человеческого существования, выявляет­ся потенциал антропологической картины мира.

В современной антропологии излагаются три способа отве­та на вопрос о том, что такое человек и каковы его отличитель­ные особенности:

1) дескриптивный (тщательное выделение и описание всех морфологических, физиологических, поведенческих и других признаков, которые отличают человека от представителей всех других видов живых организмов). Этот подход реализуется в естественнонаучной антропологии;

2) атрибутивный (выход за рамки чистого описания при­знаков человека и выделение среди них такого, который был бы главным, определяющим и детерминировал бы все остальные). Наиболее известные в этом плане следующие атрибутивные определения человека в классической философии и в неклас­сической: общинное, политическое животное (Аристотель); животное, производящее орудия труда (Б. Франклин); Homo sapiens - «Человек разумный» (К. Линней); Homo ludens - «Человек играющий» (Й. Хейзинга); Homo symbolicum - «Че­ловек символический» (Э. Кассирер); Homo viator - «Человек- путник» (Г. Марсель); Homo insciens - «Человек неумелый» (Х. Ортега-и-Гассет) и др.

3) сущностный. Сущностное определение человека воз­можно в рамках философской концепции природы человека. Философия стремилась к постижению человека как особой це­лостности. Вся история философии в определенной степени и представляет собой процесс формирования такой концепции (философской антропологии). Но больших успехов на пути постижения сущностного определения человека достигла мар­ксистская философия и «новая философская антропология», представленная именами М. Шелера, Х. Плеснера, А. Гелена.

Философское учение о человеке называют «философской антропологией».

Современная философская антропология тесно связана с другими науками, изучающими человека: собственно антропологией, исследующей естественно-историческое происхождение человека и человеческих рас; социологией, рассматривающей социальные особенности человеческого существования; педагогикой – наукой о воспитании человека, а также психологией, изучающей особенности индивидуального поведения.

Специфика философского подхода к человеку заключается в том, что человек изучается как единое целое. Современная философская антропология включает в себя многообразные и противоречивые школы и направления, активно обсуждающие такие проблемы как сущность и существование человека, соотношение в его природе биологического и социального, происхождение человека (антропогенез), социализация личности, бытие человека в природе и др.

В истории философии существуют различные взгляды на человека. В античной философской мысли человек рассматривался преимущественно как часть космоса, как некий микрокосмос, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу – судьбе, поэтому можно говорить, что образ человека в античной философии космоцентричен.

Поворот к собственно антропологической проблематике связан с критической и просветительской деятельностью софистов и создателем философской этики Сократом. Для Сократа основной интерес представляет внутренний мир человека, его душа и добродетели. Задача человека и состоит в том, чтобы всегда стремиться к нравственному совершенству на основе познания истины. И, прежде всего, она сводится к познанию самого себя, своей нравственной сущности и ее реализации.

Платон стоит на позиции антропологического дуализма души и тела. Но именно душа является субстанцией, которая делает человека человеком, а тело рассматривается как враждебная ей материя. Поэтому от качества души зависит и общая характеристика человека, его предназначение и социальный статус.

Аристотель видит в природе человека единство душевных и телесных свойств. Душа связана с телом, как форма с материей. Он впервые вывел тезис, что «Человек – существо политическое».

Средневековый образ человека теоцентричен, а не космоцентричен, как в античности. В основе христианской антропологии лежит учение об образе Божием в человеке, согласно которому каждый человек несет в своей личности образ и подобие Божие. Образ Бога в человеке – это те качества его бытия, которые делают его «похожим» на Бога. К этим характеристикам относят разум, любовь, свободу, словесность, духовность. Образ Божий дан человеку изначально, он является онтологическим основанием бытия личности человека, его жизни и творчества. Православная антропология связывает личностное начало в человеке именно с наличием и проявлением образа Божия в нем. Подобие дано человеку только в возможности, оно есть тот идеал (Богочеловек Иисус Христос), к которому человек может приблизиться путем раскрытия богодарованных сил и способностей своей природы. Смысл нравственного самоопределения человека заключается в свободном преодолении греха и в обращении к добродетели. Подобие является мерой явленности образа, то есть того, насколько виден Бог в человеке.

Новый период в культурном развитии Западной и Центральной Европы получил название Возрождения или Ренессанса. Если христианская патристика внесла в антропологию понятие личности (идея о человека как самоценном, свободно действующем образе Божием развивалась со временем апостольских), то эпоха Возрождения выдвинула впервые понятие человеческой индивидуальности. Понятия личности и индивидуальности внешне похожи, поскольку оба подчеркивают в человеке нечто неповторимое и единственное, но в сущности они очень различны. Можно сказать, что переход Ренессанса и Нового времени от личности к индивидуальности есть переход от средневекового теоцентризма к антропоцентризму. Личность – это понятие с глубоким моральным наполнением. Добро и зло, отношение к Богу и ближнему, нормы этики, высшие духовные качества – все это включено в бытие личности. Индивидуальность же проявляется в непохожести вкуса, в оригинальности дарования, отличном от других образе жизни. Во всем этом нет ничего этического. Когда говорят о личности с большой буквы, то непременно имеют в виду человека незаурядного, возвышенного и благородного духа, с которым несовместимо ничто низкое и недостойное. Яркая же индивидуальность очень часто соседствует с безнравственностью, беспринципностью и самыми низкими страстями.

Идеалы эпохи Возрождения и Нового времени имеют естественный, секуляризованный характер. Процесс секуляризации обусловил смену духовных ориентиров, подменив духовное совершенствование человека стремлением к земным наслаждениям. Это привело к кардинальному изменению взгляда на природу человека, чему немало способствовали естественнонаучные подходы к его изучению.

В Новое время происходит второе – после античности – рождение рационализма, положившее начало экспериментальной науке. Главная сфера человеческой деятельности в этот период – познание. Главный метод познания – рефлексия. Миром управляют законы, соответствующие законам человеческого разума. Р. Декарт видел специфику и призвание человека в познании и мышлении; И. Кант – в трансцендентальных принципах, эстетическом суждении и следовании этике долга; К. Маркс – в общественной трудовой деятельности; Ф. Ницше – в воле к власти и способности стать сверхчеловеком. Правда, нужно отметить, что в сравнении с эйфорическим поклонением человеку эпохи Возрождения Новое время представляет человека более трезво и реально; как существо сложное, противоречивое, прекрасное и жалкое, великое и ничтожное, гениальное и безумное одновременно. Размышления о человеке Монтеня, Паскаля, Канта, Шопенгауэра, Фромма, несомненно составляют вершину антропологического анализа, рефлексии и самопознания.

История западной философской и антропологической мысли показывает, что устранение божественного начала, подмена его гуманистическим и естественнонаучным содержанием привела к упрощению представлений о назначении и содержании человеческой жизни. В конечном итоге, такое отношение к человеку определило характер не только теологической и философской мысли, но и западной духовной культуры вообще.

Проблема сущности человека находится в центре философского учения о человеке. Существуют различные точки зрения на проблему природы и сущности человека. В целом сама проблема человека – это проблема его сущности, его положения в современном мире, его будущего, его развития и индивидуальной судьбы как личности.

Человек – понятие родовое для обозначения представителя вида гомосапиенс, определяющее биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, мышлением, сознанием. Индивид (лат. – неделимый) – единичный. Индивидом называют единичного представителя человеческого рода. Индивид – это отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Личность – это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств. Личностью называют человека, обладающего социальными качествами. Личность есть результат социализации индивида. Поскольку социализация носит динамический характер, то личность – это всегда процесс, это постоянное становление.

В современную эпоху обострились проблемы смысла человеческой жизни, ответственности современного человека перед будущими поколениями людей планеты. Проблема смысла человеческой жизни немыслима без сознающего и разумного человека, планирующего свое перспективное экологическое и социальное будущее и здоровье. Понимание смысла человеческого существования в современную эпоху становится важным основанием гармонизации человека, окружающей его природы, рода человеческого в целостности во Вселенной, а следовательно, и самой жизни на планете.

«Смысл жизни» как антропологическое понятие поддается определению. Человек - единственное в мире существо, которое осознает собственную жизнь. Homo sapiens не предмет среди предметов, он одарен сознательным отношением к жизни. Отношение человека как сознательного существа к своей жизни и самому себе и выражается в смысле и цели его жизни. Смысл жизни - это осознаваемая ценность или ценности, которой или которым человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит или осуществляет жизненные цели.

И если понятие смысла жизни поддается определению, то вопрос «в чем состоит смысл жизни?» необходимо имеет разнообразные ответы. Это разнообразие трактовок смысла жизни определяется разнообразием целеполаганий бытия.

Разнообразие трактовок смысла жизни определяется разнообразием целеполаганий бытия в основных концепциях смысла жизни: гедонизме, эвдемонизме, утилитаризме, прагматизме, аскетизме, этике долга.

К важнейшим философским вопросам, находящимся в ведении философской антропологии, относятся также духовная жизнь человека и те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Та часть философского знания, которая занимается изучением ценностей, называется аксиологией (от греч. axios – ценность и logos – учение).

Ценность – это понятие, используемое в философиии социологии для указания на личностную, социальную и культурную значимость определенных объектов и явлений.

Ценности личности образуют систему её ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации и составляют основу сознания и деятельности личности.

Существуют различные критерии классификаций ценностей. В зависимости от социального значения и последствий реализации ценности делят на положительные и отрицательные, по виду удовлетворяемых потребностей – на материальные и духовные, по принципу иерархичности – на ценности – цели и ценности – средства (инструментальные), выступающие как промежуточные ценности, подчинённые высшим целям. Без ценностей – средствневозможна реализация ценностей – целей. Но далеко не всякие средства оправдываются целями. Благородные цели, достигнутые неоправданным насилием, будут опорочены, осквернены. Не случайно в современной философии и этике так остро встала проблема ненасилия. Основными нравственными ценностями философии и этики ненасилия являются: милосердие, терпимость, взаимопонимание, сочувствие, соучастие, противостоящие отрицательным ценностям – насилию, господству, подавлению, подчинению, деспотии.

В иерархии ценностных ориентаций, детерминирующих деятельность и поведение человека, одно из важных мест человек отводит свободе. Свобода личности – это её способность поступать в соответствии со своими желаниями и намерениями. Условием свободы личности является возможность выбирать ту или иную цель, тот или иной способ деятельности, то или иное отношение к ситуации и миру, при этом осознавая свою ответственность за сделанный выбор и его последствия.

Становление личности невозможно без соблюдения нравственных законов. Мораль, или нравственность, можно определить как совакупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни. Философы – этики различают «собственно мораль» как совакупность представлений о должном и те реальные нравы, которые господствуют в обществе, содержащие в себе не только добродетели, но и пороки. Человеческая мораль не едина в культурном и этническом отношении. В разное время, у разных народов, даже у разных социальных слоёв существовали свои представления о добре и зле.

Под этикой в обыденном языке часто понимается то же, что и под моралью. В специальном значении – это философское учение о морали (нравственности) и различных системах её обоснования.

Важнейшим условием моральности индивида является его свобода, возможность нравственного самоопределения. Без этого о моральности, как особом механизме регуляции человеческих отношений, не может быть и речи. Если мы ничего не выбираем по своей собственной воле - мы не свободны. Однако в полный рост тема свободы как выбора становится в христианстве, которое связывает со свободным решением человека его движение по пути добра или зла. Христианство исходит из того, что воля человека свободна, то есть она сама делает выбор, не являясь простым следствием неких детерминирующих ее причин.

Ответственность - оборотная сторона свободы, ее «alter ego» - второе «я». Ответственность неразрывно связана со свободой и всегда сопровождает ее. Тот, кто действует свободно, полностью отвечает за содеянное им.

Учение о человеке формирующаяся область знания, рассматривающая человека в целом. Включает ряд фундаментальных (физиология и анатомия человека, социальная , психология и т. п.) и прикладных (гигиена и разделы медицины, евгеника, экология города) научных направлений. В том числе и относимых к общественным наукам (такие, как археоэкология - экология древнего человека, учение об этносах - природно-культурных объединениях). (См. )

Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов. - Новосибирск: Сибирский ГУТИ . Е. Ю. Матвеева . 2007 .

Смотреть что такое "Учение о человеке" в других словарях:

    “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ” - “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ” докторская диссертация С. Н. Трубеи/сого, защищенная в Московском университете в 1900 и опубликованная в составе Собр. соч. (т. 4. M., 1906). Работа включает в себя, помимо введения и экскурсов, две части: ч. 1 … Философская энциклопедия

    «УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ» - – докторская диссертация С.Н.Трубецкого, защищенная в Московском университете в 1900 и опубликованная в составе Собр. соч. (т. 4. М., 1906). Работа включает в себя, помимо введения и экскурсов, две части: ч. 1 – «История идеи Логоса в древней… … Философская энциклопедия

    Учение о Логосе в его истории - докторская диссертация С. Н. Трубецкого, защищенная в Московском ун те в 1900 г. и опубликованная в составе Собр. соч. философа (М., 1906. Т. 4). Работа включает в себя, помимо введения и эксурсов, две части: ч. 1 История идеи Логоса в древней … Русская Философия. Энциклопедия

    Понятие философской антропологии. Человек особый род сущего. Человеческое в человеке - кратко Фил я антропология течение современной фил й мысли в центре внимания проблема человека, а основная идея создание синтетической концепции человека. Его главные представители М. Шелер, А. Гелен, Г. Плесснер. Принципиальной задачей фил й… … Малый тезаурус мировой философии

    бессмертие. учение о бессмертии - СЯНЬ СЮЭ Учение о бессмертии. Одна из важнейших доктрин даосизма. Основана на представлениях о человеке как психофизич. целом и о невозможности вечной жизни духа (шэнь (1)), отделенного от тела, а также на концепции духа шэнь (1) как предельного … Китайская философия. Энциклопедический словарь.

    НАУКИ о человеке - Психология: наблюдение индивида, его объективного поведения, физических реакций (бихевиоризм), его индивидуального «Я» (интроспекция), его образа действий (Жане) (образ действий = поведение значение), его отношений с другими (психоанализ);… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАНТА: УЧЕНИЕ О СПОСОБНОСТЯХ - (La philosophie critique de Kant: Doctrines des facultes , 1963) работа Делеза. Характеризуя во введении трансцендентальный метод, Делез фиксирует, что Кант понимает философию как науку об отношении всякого знания к существенным целям… … История Философии: Энциклопедия

    Педагогическое учение Л.Н. Толстого - Содержание 1 Религиозно нравственные основы воспитания 1.1 Условия нравственного воспитания … Википедия

    Социальное учение Русской Православной церкви - Религ. орг ции, как правило, имеют свои соц. учения (доктрины), при помощи к рых они объясняют широкий круг мирских проблем личности и об ва, свободы и справедливости, брака, семьи и нравственности, экономики, права, демографии,… … Религии народов современной России

    Антропология христианская - учение об отношениях Бога и человека, в к рые человек вступает как живая уникальная личность со своими молитвами, мольбами, переживаниями, всем своим существом. Развернутое учение о человеке и конкретной практике его жизни в соответствии с… … Педагогический словарь

Книги

  • Православное учение о человеке , . В настоящий сборник включены доклады ведущих богословов и ученых на конференции Русской Православной Церкви «Учение Церкви о человеке», которая проходила 5-8 ноября 2001 г. в Москве. В ее…

ДЕ 1. Что есть философия............................................................................................................................

1.1.Структура философии........................................................................................................................

1.2. Функции философии......................................................................................................................

1.3.Картины мира..................................................................................................................................

1.4. Предмет философии......................................................................................................................

ДЕ 2. История философии.........................................................................................................................

2.1.Античная философия.......................................................................................................................

2.2.Философия Средних веков и Возрождения..................................................................................

2.3.Философия Нового времени..........................................................................................................

2.4.Немецкая классическая философия..............................................................................................

2.5.Современная философия Запада...................................................................................................

2.6.Отечественная философия.............................................................................................................

ДЕ 3. Философия бытия.............................................................................................................................

3.1.Концепции бытия............................................................................................................................

3.2.Системность бытия..........................................................................................................................

3.3. Движение, пространство, время...................................................................................................

3.4. Диалектика бытия...........................................................................................................................

ДЕ 4. Философия познания.....................................................................................................................

4.1.Сущность и природа познания.....................................................................................................

4.2.Познавательные способности человека.....................................................................................

4.3. Проблема истины.........................................................................................................................

4.4.Сознание и познание....................................................................................................................

ДЕ 5. Научное познание..........................................................................................................................

5.1.Развитие науки..............................................................................................................................

5.2. Наука и техника.............................................................................................................................

5.3.Научное и ненаучное познание...................................................................................................

5.4. Методы и формы научного познания.........................................................................................

ДЕ 6. Философия человека.....................................................................................................................

6.1.Происхождение и сущность человека.........................................................................................

6.2. Человек, индивид, личность........................................................................................................

6.3.Человек и культура........................................................................................................................

6.4. Ценности и смысл человеческой жизни.....................................................................................

ДЕ 7. Социальная философия.................................................................................................................

ДЕ 1. Что есть философия

1.1.Структура философии

1. Философское учение, признающее в основе мира наличие двух независимых и равноправных начал, называется …

дуализмом

монизмом

догматизмом

плюрализмом

Философское учение, признающее в основе мира наличие двух независимых и равноправных начал, называется дуализмом. Ярким представителем дуализма является Р. Декарт, который признает существование двух независимых друг от друга субстанций – мыслящей и материальной (телесной). Дуализм противостоит монизму, то есть признанию единственности начала, и плюрализму, то есть признанию их множественности.

эстетике

диалектике

идеализму

позитивизму

Категории прекрасного, возвышенного, трагического, комического относятся к эстетике как науке о законах создания и освоения эстетических и художественных ценностей. Областью исследования эстетики является специфический опыт освоения действительности человека через духовночувственную эйфорию, восторг, блаженство, наслаждение.

3. Раздел философии, рассматривающий основные принципы бытия, определяющие устройство мира, называется …

онтологией

гносеологией

Онтология – учение о бытии (о существовании). Категория «бытие» – исходная в философском осмыслении окружающего нас мира. Сопоставление взаимоисключающих свойств действительности – преходящего и непреходящего – наводит на размышления о прошлом и будущем мира, о том, как долго он существует и как долго еще будет существовать, существует ли этот мир на самом деле или же он является плодом нашего воображения. Совокупность этих вопросов и представляет собой проблему бытия, которая с глубокой древности и до наших дней обсуждается в философии. Нередко понятие «бытие «отождествляют с такими понятиями, как действительность, существование или реальность.

4. Вопросы антропосоциогенеза, сущности и существования человека относятся к _____________ проблемам философии.

антропологическим

гносеологическим

праксеологическим

искусственным

Вопросы антропосоциогенеза, сущности и существования человека относятся к антропологическим проблемам философии. Антропология – философское учение о человеке, его «сущности» и «природе».

5. Область философского знания, стремящаяся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие, называется …

натурфилософией

экологией

идеологией

онтологией

Область философского знания, стремящаяся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие, называется натурфилософией. Виднейшим представителем натурфилософии является Ф. Шеллинг. Согласно Шеллингу, натурфилософия является прикладной теоретической философией, а природа есть абсолютное – первопричина всего сущего.

6. В марксистской философии наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления является …

диалектика

метафизика

онтология

гносеология

Диалектика в марксистской философии – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Выделяют три основных диалектических закона: 1) закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий причину самодвижения и развития; 2) закон перехода количества в качество, выражающий механизм развития; 3) закон отрицания отрицания, показывающий общий результат и направленность процесса развития.

7. Основателем объективного идеализма является …

Демокрит

Анаксимен

Первичность сознания может пониматься по-разному, поэтому существует два основных вида идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм.Объективный идеализм состоит в признании первичности сверхчеловеческого сознания. Создателем объективного идеализма былПлатон , считавший что «мир идей» предшествует «миру вещей». В качестве сверхчеловеческого духовного начала может приниматься также абсолютная идея, которая развивается в мировой дух (у Г. Гегеля), мировая воля (у А. Шопенгауэра), воля к власти (у Ф. Ницше). Христианское учение о сотворении мира богом из ничего получило название креационизма.

8. Вопросы – что первично? что есть бытие, субстанция, материя? – относятся к

Проблемам философии.

онтологическим

гносеологическим

эстетическим

аксиологическим

Вопросы – что первично? что есть бытие, субстанция, материя? – относятся к онтологическим проблемам философии. Онтология – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие законы и категории сущего.

9. Наукой о формах и приемах рационального мышления является …

идеология

философия

Наукой о формах и приемах рационального мышления является логика. Логика ставит условия правильного рассуждения. Основы логики как науки были заложены в IV в. до н. э. древнегреческим философом Аристотелем. Им была создана первая теория дедуктивных умозаключений – силлогистика. В дальнейшем логику разрабатывали Ф. Бекон, Г. Гегель, Б. Рассел и др.

10. Философское учение о ценностях, об их происхождении и сущности, об их месте в реальности, называется …

аксиологией

онтологией

гносеологией

антропологией

Философское учение о ценностях, об их происхождении и сущности, об их месте в реальности, называется аксиологией. Аксиология включает и изучение ценностных аспектов других философских, а также отдельных научных дисциплин, а в более широком смысле – всего спектра социальной, художественной и религиозной практики, человеческой цивилизации и культуры в целом. Термин «аксиология» был введен в 1902 г. французским философом П. Лани, а в 1904 г. представлен Э. фон Гартманом в качестве одной из основных составляющих в системе философских дисциплин.

11. Разделом философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях, является …

гносеология

скептицизм

праксиология

Разделом философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях, является гносеология. Теория познания исследует вопрос и о заблуждениях, источниках их возникновения и средствах их преодоления. Важной является проблема взаимосвязи знания с практикой, выступающей основой формирования знания. В настоящее время познание изучается не только философией, но и логикой, методологией научного познания, когнитивной психологией и т.п.

12. Философское учение о конечных судьбах мира и человека называется …

эсхатологией

онтологией

праксиологией

Философское учение о конечных судьбах мира и человека называется эсхатологией. Наиболее последовательно эсхатология выражена в религиозных учениях, например в христианстве, которое говорит о неизбежном пришествии страшного суда, наказании грешников и воскрешение праведников.

13. Философское учение, отрицающее роль разума в познании и выдвигающее на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, называется …

иррационализмом

материализмом

рационализмом

эмпиризмом

Философское учение, отрицающее роль разума в познании и выдвигающее на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, чувства, называется иррационализмом. Основным положением иррационализма является тезис о непознаваемости мира с помощью логики, понятийного мышления, науки. Ярким представителем иррационализма является А. Шопенгауэр.

14. Вопросы – познаваем ли мир, достижима ли истина? – относятся к

Проблемам философии.

гносеологическим

метафизическим

лженаучным

этическим

Вопросы – познаваем ли мир, достижима ли истина? – относятся к гносеологическим проблемам философии. Гносеология – учение о познании, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях.

15. Философское учение о нравственности и морали называется …

онтологией

аксиологией

эстетикой

Философское учение о нравственности и морали называется этикой. Аристотель создал этику как особую дисциплину в разделе практической философии, поскольку этика занимается на философском уровне жизненно важными для каждого нравственными вопросами, касающимися должного поведения человека по отношению к другим людям и к себе.

16. Направление в философии, теоретическим ядром которого является сведение сущего к материи, называется …

материализмом

идеализмом

конвенциализмом

Направление в философии, теоретическим ядром которого является сведение сущего к материи, называется материализмом. Материализм как философское направление признает первичность природы, материи и вторичность сознания. Термин «материализм» был введен Г. Лейбницем в 1702 г. Однако первые попытки объяснения мира в материалистическим духе были сделаны еще в древнегреческой философии Фалесом, Демокритом, Эпикуром. Классические образцы материалистических учений проявляются в XVI–XVIII вв. В трудах Ф. Бэкона, Т. Гоббса, П. Гольбаха, К. Гельвеция и др. сформированы основные положения метафизического и механистического материализма. В 1840-х гг.

К. Маркс и Ф. Энгельс сформулировали основные принципы диалектического материализма, который в XX в. становится лидирующим направлением.

17. Родиной термина «философия» является …

Древняя Греция Древний Рим Древняя Индия Древний Вавилон

18. Направление в философии, согласно которому вещи существуют только потому, что люди их ощущают, называется …

солипсизмом

материализмом

дуализмом

пантеизмом

Солипсизм является крайней формой субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признается только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида. В последовательном виде солипсизм встречается крайне редко. Так, Дж. Беркли, пытаясь избежать обвинений в солипсизме, заявлял, что все вещи существуют как «идеи» в божественном уме, который «внедряет» ощущение в сознание людей.

19. Противоположный диалектике метод познания бытия К. Маркс и Ф. Энгельс называли …

метафизическим материализмом диалектическим материализмом критическим рационализмом субъективный идеализм

20. Направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего, называется …

идеализмом

материализмом

нигилизмом

натурализмом

Направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего, называется идеализмом. В идеализме выделяют два самостоятельных направления: объективный идеализм (Платон, Гегель) и субъективный идеализм (Беркли, Юм). Идеализм является философским антиподом натурализма, материализма, реализма.

1.2. Функции философии

1. Функция философии, реализующаяся в предельно внимательном отношении к человеку, называется …

гуманистической

антропологической

абстрактной

политической

Функция философии, реализующаяся в предельно внимательном отношении к человеку, называется гуманистической. Она оказывает огромное влияние на формирование личности, мыслей, чувств, обеспечивает бытие человека в этом сложном мире.

2. Функция философии, связанная со способностью сомневаться, оценивать и обновлять основания своей собственной деятельности, называется …

критической

познавательной

прогностической

метафизической

Функция философии, связанная со способностью сомневаться, оценивать и обновлять основания своей собственной деятельности, называется критической. Философия критична по своему существу.

3. Функция философии, раскрывающая закономерности мыслительного процесса и познания мира, называется …

гносеологической

онтологической