Абсолютизм и деспотизм сравнение. Деспотизма. Гогенцоллерны в Пруссии

Вопрос № 24 – понятие русского абсолютизма

План ответа:

    Понятие абсолютизма

    Сравнение с деспотией

    Теория равновесия Н. Макиавелли

    Другие причины становления абсолютизма

    Причины возникновения абсолютизма в России

    Абсолютизм в России

Понятие абсолютизма

Абсолютизм – уникальная форма политического правления, когда все три (законодательная/исполнительная/судебная) ветви власти сосредоточены в руках монарха, не ограниченного в осуществлении государственно-властных полномочий никакими легальными органами или должностными лицами. Абсолютный монарх является единоличным законодателем, возглавляет исполнительную власть и вооруженные силы, а так же судебную систему (административные органы и суды действуют от его имени), распространяет свое управление на церковь.

Традиционно правовое определение абсолютизма – монархия с неограниченной властью.

Абсолютизм и деспотия

Абсолютизм как тип политического властвования присущ западноевропейской практики, управления. Стоит отметить, что абсолютизм и деспотизм – разные вещь. Деспот имеет власть над каждым человеком, но он бессилен в изменении социальных порядков, а абсолютный монарх может это сделать, так как его власть абсолютна и неограниченна. Сущность абсолютизма – власть одного человека, ничем не ограниченная.

Теория «равновесия»

Рождается вопрос – как рождается такая власть? Абсолютизм в Западной Европе возникает в 15 веке, в 16 – окончательно оформляется в систему особых правительственных учреждений и определение ему было дано во Флоренции Николой Макиавелли в книге «El pancipe» или «Государь». Макиавелли показывает, как нужно управлять людьми и даёт понятие абсолютистского типа владычества.

Единовластие учреждается тогда, когда аристократы, помня о былом величестве, пытаются получить былую власть, а простой народ (зарождающая буржуазия), видя поползновения аристократов к власти, делает всё возможное, чтобы ограничить доступ аристократов к власти. В результате складывается баланс и в этой среде выдвигается 1 человек, которому вручают право решать споры между теми и другими.

В результате – равновесие между противоборствующими социально полярными сторонами, и государь становится "арбитром". Арбитр не зависит ни от одной стороны, следовательно, обладает полнотой власти.

Именно в эпоху абсолютизма кстати возникает новый тип государства - "машина для производства счастья народов". Появляется "современная фикция государственного всемогущества: государь должен заботиться обо всем: строить и поддерживать общественные здания, содержать уличную полицию, осушать болота, смотреть за полями, распределять подати, помогать бедным и больными и т.д."

Другие причины становления абсолютизма

Общесоциальная база абсолютизма не так проста, так как на практике равновесие не достигается. Эта самая "теория равновесия" действенна лишь в качестве наиболее абстрактной, она не может быть применена в качестве всеобщего масштаба.

Оказалось, что формула равновесия не совсем применима даже для таких классических образцов абсолютизма, как Франция и Италия. Зарождение буржуазии сменяется там глубоким упадком.

В литературе отмечалось странное явление, что пик расцвета сословного и абсолютистского государства приходится на два противоположных показателя населения Западной Европы. В первом случае мы наблюдаем абсолютное снижение численности в результате чумы, а возникновение абсолютизма, наоборот, с увеличением численности. Собственно возникновение того или иного виды политического властвования можно объяснить из технических условий выполнения такой задачи как полицейский контроль за населением.

На практике многих стран абсолютизм зарождался в результате военной необходимости. Яркий пример тому – правление Карла XII в Швеции (расцвет абсолютизма).

Под абсолютизмом приходится понимать одинаковые историко-политические Формы, но обусловленные совершенно разными обстоятельствами.

Форма абсолютистского правления - форма политического властвования в ее чистом, идеальном виде. Этот идеальный характер абсолютной власти способен объединить в сравнительном исследовании правовые факты разных времен и цивилизаций.

Абсолютизм в России

«Деспотизм ограниченный удавкой» - А.С. Пушкин.

Абсолютизм в общей форме присущ только Западной Европе, нигде больше подобного равновесия по теории Макиавелли нет. Маркс и Энгельс были адептами теории равновесия, поэтому в СССР – пытались доказать, что абсолютизм родился в противостоянии боярства и дворянства, но как показывает практика Петра, пытавшегося упразднить бояр, заставив всех служить «до полного абшида», введя Табель о Рангах, показав, что и подлый человек из низов может получить дворянство. Было проведено социальное исследование высшей Петербургской элиты – 60% выходцы из крестьян. Это было введение социальной мобильности в РИ, поэтому ни о каком противостоянии не может идти речи.

Некоторые советские историки пытались вести дискуссии. Родилась концепция у историков, что во время Петра появился капитализм и здесь уже купцы (буржуазия) противостоят дворянству, но он начался развиваться после 1861г. (т.к. не было техники и рабочей силы.

Абсолютизм в России сложился в ходе Северной войны, когда госбюджет на 90% был военным, необходима концентрация усилий, чтобы победить. К тому же, по данным П.Н. Милюкова, война сократила на 25% население страны, поэтому удержать страну в равновесии можно было только чрезвычайными, абсолютистскими мерами.

Как было сказано выше абсолютизм формируется при Петре, однако с какой даты и где мы находим этому юридическое закрепление?

Она закрепляется ст. 20 Воинского устава 1716г. :"ИБО ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ЕСТЬ САМОВЛАСТНЫХ МОНАРХ, КОТОРЫЙ НИКОМУ НА СВЕТЕ О СВОИХ ДЕЛАХ ОТВЕТУ ДАТЬ НЕ ДОЛЖЕН. НО СИЛУ И ВЛАСТЬ ИМЕЕТ СВОИ ГОСУДАРСТВА И ЗЕМЛИ, ЯКО ХРИСТИАНСКИЙ ЦАРЬ, ПО СВОЕЙ ВОЛЕ И БЛАГОМНЕНИЮ УПРАВЛЯТЬ"

Вплоть до 1906 года она служила с некоторыми изменениями источником ст.1 Основных государственных законов. Стоит отметить, что помимо Воинского устава абсолютисткая власть подчеркивалась и определелялась в таких документах, как например, Духовный регламент, (1721 г.), ("Монархов власть есть власть самодержавная, которой повиноваться сам Бог за совесть повелевает")),В программных документах русских самодержцев, ("Наказ" Екатерины II, "Наказ" Павла Петровича), осн.гос.законах РИ с 1832г. и др.

Источники заимствования Петром этой юридической формулы своего единодержавия в общем смысле – Западная Европа ("Комбинированный вид Голландии и Австрии").

Если быть более точным, то формула позаимствована из шведского источника – Декларации суверенитета шведских сословий 1693г., образцом для которой послужила аналогичная, но Датских сословий 1663г. Однако между ними есть существенная разница. Если датский документ делал короля безответственным за свои действия, то шведский документ определял власть своего монарха как неограниченную.

Абсолютизм закончился в 1906 году (1716-1906). Власть императора не признавалась неограниченной, как это было ранее. Закон гласил, что «государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой» (ст. 7 23 апреля 1906 г. Основные Государственные Законы РИ).

Символ абсолютизма

«Государство – это я», — сказал Людовик XIV. Впрочем, эти слова приписывают и другим монархам. И в сущности, неважно, кто автор этого высказывания, главное – оно точно характеризует суть абсолютизма.

А если мы посмотрим в энциклопедический словарь, то найдем следующее более подробное определение абсолютизма: «Абсолютизм (от латинского absolutus - независимый, неограниченный), абсолютная монархия. Абсолютизм характеризуется тем, что глава государства, монарх, рассматривается как главный источник законодательной и исполнительной власти , которая осуществляется зависимым от него аппаратом; он устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами. При абсолютизме достигается наибольшая степень государственной централизации, создаётся разветвлённый бюрократический аппарат (судебный, налоговый и т. д.), большая постоянная армия и полиция; деятельность типичных для сословной монархии органов сословного представительства или прекращается или теряет прежнее значение. Социальную опору абсолютизма составляет дворянство».

Абсолютизм как общее явление для стран Европы

Символы абсолютной монархии

При абсолютизме вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.

Абсолютная монархия характерна практически для всех стран Европы до XVIII века, кроме Сан-Марино и некоторых кантонов Швейцарии, всегда бывших республиками. Некоторые историки рассматривают абсолютизм даже как естественную фазу исторического развития.

В эпоху Просвещения такая форма правления впервые идеологически оправдывается и подкрепляется: вспоминают римских юристов, которые признавали за государями абсолютную власть древних римских императоров, и принимают богословскую идею о божественном происхождении верховной власти.

После Великой Французской Революции происходит процесс постепенной демократизации и ограничения власти монарха. Но этот процесс проходил неравномерно: например, расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на XVII-XVIII вв., а в России абсолютная монархия просуществовала вплоть до XX века.

При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, продолжается.

Социальной опорой абсолютизма является дворянство . Возвеличиванию персоны государя служил пышный и изощренный дворцовый этикет. На первом этапе абсолютизм носил прогрессивный характер: он объединял государство едиными законами и устранял феодальную раздробленность. Для абсолютной монархии характерна политика протекционизма и меркантилизма, содействовавшая развитию национальной экономики, торговли и промышленности. Военная мощь государства укрепляется для возможности ведения завоевательных войн. Это общие для всех стран черты абсолютной монархии.

Но в каждой стране особенности абсолютизма определялись соотношением сил дворянства и буржуазии.

Абсолютизм в России

В России систему власти, созданную Петром I, принято называть абсолютизмом. Об абсолютизме Петра I вы можете прочитать на нашем сайте: . И хотя расцвет абсолютизма как типа государственной власти в России происходил в ХVIII в., предпосылки его образования проявились в царствование Ивана Грозного (вторая половина ХVI в), а падение - в 1917 г.

П. Деларош «Портрет Петра I»

Иван Грозный проявлял черты самовластия. Он писал Андрею Курбскому: «Государь повелевает хотение свое творити от Бога повинным рабам своим»,»жаловать своих холопей мы вольны, а казнити вольны же». Российская государственность во времена Грозного имела многие особенности системы восточной деспотии. Деспотия - возможность произвола высшего носителя власти, не ограниченного никакими законами и опирающегося непосредственно на силу. Место человека в обществе определялось не знатностью и богатством, а близостью к монарху. Социальный статус и богатство исходили от власти. Все были равны перед монархом, фактически находясь в рабском состоянии.

Но существовали и объективные предпосылки этого: историко-географические условия страны, короткий сельскохозяйственный цикл, рискованность земледелия, низкий прибавочный продукт. В этих условиях создавался жесткий механизм принудительного изъятия той доли совокупного прибавочного продукта, которая шла на потребности самого государства — это один из определяющих факторов традиции деспотической власти.

Монета Банка России «Историческая серия»: «Окно в Европу. Деяния Петра I»

Другой фактор — наличие коллективной земельной собственности общины. Восточная окраска государственной власти стимулировалась не объективными, а субъективными причинами, главной из которых было ордынское иго. Власть оставалась слабой и беспредельно жестокой.

Формирование абсолютизма в России началось уже с середины XVII в., в правление царя Алексея Михайловича:

  • реже созывались Земские соборы;
  • снижалась роль боярской Думы и возрастало значение Ближней думы и приказной бюрократии (дьяки и подьячие);
  • изживал себя основной принцип феодальной службы (местничество); увеличивалось число солдатских и рейтарских полков иноземного строя, предвестников регулярной армии;
  • возрастала роль светской культуры;
  • присоединившись к антитурецкой коалиции, Россия попыталась войти в систему европейских государств.

В Европе классические формы абсолютной монархии возникли в период относительного «равновесия» сил буржуазии и дворянства. В России было не так: капитализм и буржуазия еще не сформировались. Именно поэтому российский абсолютизм был отличен от западного. Имея опору прежде всего в дворянстве, как и европейский, в социальном плане он представлял диктатуру крепостнического дворянства . Охрана феодально-крепостнического строя была важной задачей государства на данном этапе, хотя наряду с этим решались и жизненно важные общенациональные задачи: преодоление отсталости и создания безопасности государства. Для этого потребовалась мобилизация всех материальных и духовных ресурсов, тотальный контроль за подданными. Поэтому в России абсолютистский режим как бы стоял над обществом и заставлял служить себе все сословия, мелочно регламентировал все проявления общественной жизни. Реформы Петра проводились масштабно и жестко. Объясняют это исключительно особенностью характера императора, но часто не принимают во внимание тот факт, что по-другому провести их в данной стране и в данное время было невозможно. Сопротивление петровским реформам наблюдалось в самых различных кругах общества, в том числе и среди части духовенства и боярства, сплотившихся вокруг сына Петра от первой жены (Е. Лопухиной) царевича Алексея. Истинные планы царевича до сих не прояснены. Существует мнение, что он не был противником реформ вообще, но намеревался осуществлять их более эволюционно, без ломки старых традиций. Из-за разногласий с отцом он вынужден был бежать за границу, но в 1717 г. был возвращен в Россию и после следствия казнен.

В связи с делом царевича Алексея в 1722 г. Петр объявил указ о наследии престола, давший право царю назначать себе преемника по своему усмотрению.

Насильственное бритье бород. Лубок XVIII века

Но почему существовало такое сопротивление? Все новое насаждалось жесткими методами: выросли повинности крестьянства и посадского населения, введены многочисленные чрезвычайные налоги и сборы, десятки тысяч людей гибли на строительстве дорог, каналов, крепостей, городов. Преследовались беглые, старообрядцы, противники преобразований. Государство силами регулярной армии подавляло волнения и восстания народа, происходившие в основном в первой половине царствования Петра 1 (1698-1715 гг.)

Одним из проявлений российского абсолютизма было стремление к полной регламентации всех проявлений деятельности общества.

К тому же особенности российского абсолютизма формировались под влиянием личностных качеств правителей. Огромное значение имела личность Петра I. Царь не только осознавал кризис, но и полностью отрицал старомосковский, традиционный образ жизни. С детских и юношеских лет, видя стрелецкие бунты, Петр вынес заряд ненависти к боярам, стрельцам, старому укладу жизни, что стало важным психологическим стимулом в его деятельности. Поездка за границу укрепила отвращение Петра к русской традиционной жизни. Он считал «старину» не только опасной и враждебной ему лично, но и тупиком для России. Западная модель жизни во всем ее многообразии стала для него образцом, по которому он переделывал свою страну. Петр не получил традиционного для русских царей православного образования, был совершенно безграмотным, до конца жизни не знал правил орфографии и писал многие слова по фонетическому принципу. Главное - Петр не усвоил совокупной системы ценностей, присущей традиционной русской культуре. Петра привлекала типично протестантская модель существования в реальном прагматическом мире конкуренции и личного успеха. Этой модели Петр во многом и следовал в своей деятельности. Он обратился к опыту Франции, Дании, особенно Швеции. Но иностранные образцы не всегда было можно приспособить к русской действительности и русскому обычаю.

После петровских преобразований Россия стала той Российской империей, которая, с некоторыми изменениями, просуществовала почти 200 лет.

После Петра I

Абсолютизм продолжал укрепляться, находя широкую поддержку дворянства. 60-80 годы ХVIII в. прошли под знаком «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. При ней становится популярным «географический аргумент», обосновывающий самодержавие как единственно приемлемую форму правления для страны таких масштабов, как Россия. Ей удалось приспособить к условиям России идеи просветителей. Она создала «Наказ Комиссии о сочинении нового Уложения». Он был написан самой императрицей в 1764-1766 гг., но представлял собой талантливую компиляцию трудов правоведов и философов ХVIII в. Благодаря Наказу, в России осуществилась правовая регламентация самодержавия.

Д. Левицкий «Екатерина II - законодательница в храме Правосудия»

Главной задачей Екатерины II стала разработка комплекса правовых норм, обосновавших то, что монарх является «источником всякой государственной власти». Идея просвещения людей вообще, идея прогресса как движения от дикости к цивилизации превратилась в идею воспитания «новой породы людей», просвещения общества, подданных просвещенного монарха.

Екатерина считала, что закон пишется не для монарха. Единственным ограничением его власти могут служить его же высокие моральные качества, образованность. Просвещенный монарх не может поступать как неотесанный тиран или капризный деспот.

Екатерина II стремилась сочетать идею самодержавия с идеей сословности. Ко времени правления Екатерины шел процесс образования сословий. Создать сословный строй в России, связать его с самодержавием - такую задачу поставила перед собой Екатерина в начале своего царствования. Реализовать эти идеи предполагалось с помощью единственного рычага - государства.

Наказ Екатерины II

Но в екатерининское время по мере расширения империи на запад и юг эта политика становилась имперской: отражала устойчивый комплекс имперских идей властвования над другими народами. Речь идет не о политике, обращенной во внешний мир, а о политике внутри многонациональной империи. Сутью ее становятся три принципа: русификация, централизация и унификация, а также насильственное распространение православия.

Вся Россия получила единую систему местного управления, построенную на основе строгого централизма и бюрократизации. При большой веротерпимости православие являлось государственной религией.

В первой половине ХIХ в. российский абсолютизм отличался частой сменой внутриполитических курсов, параллельности в проведении консервативных и либеральных мероприятий, частых реорганизациях разных звеньев государственного аппарата, юридическом обосновании крепостного строя. К середине 40 годов XIX в. выяснилась безрезультативность этих попыток. Царизм, проведя реформы 60-70 гг. XIX в. продлил и свое существование. В пореформенное время абсолютизм сохранил многие черты организации и деятельности государственного аппарата крепостнической эпохи. Изменения коснулись главным образом состава бюрократии.

Абсолютизм в России был ликвидирован 2 марта 1918 г. в результате Февральской революции и отречения от престола Николая II.

Кстати…

В настоящее время в мире осталось только пять государств, форму правления в которых можно назвать абсолютной монархией: Ватикан, Бруней, Саудовская Аравия, Оман, Катар. В них власть безраздельно принадлежит монарху.

Объединенные Арабские Эмираты - федеративное государство, состоящее из семи эмиратов - абсолютных монархий.

Становление абсолютизма в Европе.

В первой половине XVI в. в Европе завершается формирование централизованных государств - Франции, Англии, Испании. В этих странах образуется новая форма политического устройства - абсолютизм. Его характерными признаками были: неограниченная власть государя, отказывавшегося от созыва сословно-представительных учреждений и опиравшегося на разветвленный бюрократический аппарат и мощную армию. Церковь полностью интегрируется в государственную систему. В качестве идейного обоснования абсолютизма выступала теория божественной природы королевской власти. Под воздействием различных факторов на рубеже XV-XVI столетий традиционные сословия деформировались, оказываясь в большей мере заинтересованными в усилении королевской власти. Дворянство видело в ней источник финансовой поддержки, а также стремилось получить придворные должности, посты в армии и государственном управлении. Происходившая реформация существенно ослабила позиции духовенства, которое утрачивает прежнюю автономию от светских властей. Третье же сословие, в особенности предпринимательские элементы, традиционно поддерживали сильную королевскую власть, видя в ней залог своей стабильности и процветания. Используя заинтересованность ряда сословий, монархии удается возвыситься до положения «надсословной» силы и завоевать абсолютную власть. В таких условиях огромное значение приобрели личность монарха, его способности и склонности. Основой политической стратегии глав абсолютистских государств стало лавирование между старым дворянством, сохранявшим значительный политический вес, и буржуазными элементами, обладавшими крупными финансовыми средствами. При абсолютизме утверждается новый принцип управления: государство уже не рассматривается как феодальная вотчина короля, управление страной приобретает публично-правовой, общенациональный характер. Возникновение абсолютизма стало важным шагом в развитии более совершенного в институциональном отношении, суверенного государства.

Абсолютизм формируется в XVI-XVII вв., прежде всего, в таких странах, как Франция, Англия, Испания, стремившихся к установлению своей гегемонии в Европе. Однако в Европе на данном этапе развития существовала и так называемая «региональная» модель абсолютизма (характерна для итальянских и германских земель с их полицентризмом). Здесь, хотя и в рамках небольших государств, также шел процесс укрепления монархической власти, формирование бюрократического аппарата и регулярной армии. Безусловно, становление абсолютизма не всегда проходило гладко: сохранялся провинциальный сепаратизм, центробежные стремления крупной аристократии; непрерывные войны затрудняли государственное развитие. Тем не менее, Испания при Филиппе II (1556-1598 гг.), Англия при Елизавете I (1558-1603 гг.), Франция при Людовике XIV (1661- 1715 гг.) достигают пика развития абсолютистской системы.

Вопросы о времени и условиях появления абсолютной монархии на Западе, об отношении абсолютной монархии к отдельным общественным классам и в особенности к буржуазии, о различных этапах в развитии абсолютной монархии на Западе в связи с ее различными конкретными формами, о сходстве и различиях западного абсолютизма и российского самодержавия, наконец, об объективно-историческом значении абсолютной монархии в ходе всемирно-исторического развития являются предметом длительной исторической дискуссии.

Не вызывает сомнений то, что абсолютизм (от латинского absolutus - независимый, неограниченный) или абсолютная монархия – это последняя форма феодального государства, возникающая в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. С формально-юридической точки зрения абсолютизм характеризуется тем, что глава государства - монарх рассматривается как главный источник законодательной и исполнительной власти (последняя осуществляется зависимым от него аппаратом). Абсолютный монарх устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами. При абсолютизме достигается наибольшая (в условиях феодализма) степень государственной централизации, создаётся разветвлённый бюрократический аппарат (судебный, налоговый и т. д.), большая постоянная армия и полиция. В условиях абсолютизма деятельность типичных для сословной монархии органов сословного представительства или прекращается или теряет прежнее значение.

Спорным является вопрос о социальной опоре абсолютистской власти. В противовес крупным феодальным землевладельцам абсолютные монархи опирались на служилое дворянство. Но для обеспечения своей независимости от дворянского сословия в целом абсолютные монархи не пренебрегали и поддержкой со стороны нарождавшейся буржуазии, которая ещё не претендовала на власть, но была экономически достаточно сильна, чтобы противопоставлять свои интересы интересам феодалов.

Не просто оценить историческую роль абсолютизма. На определенном историческом этапе сильные короли боролись с сепаратизмом феодальной знати, подчиняли церковь государству, уничтожали остатки политической раздробленности и объективно содействовали экономическому единству страны, успешному развитию новых, капиталистических отношений и процессу формирования наций и национальных государств. В абсолютных монархиях проводилась политика меркантилизма, велись торговые войны, прямо или косвенно содействовавшие процессу т. н. первоначального накопления, поддерживалась нарождавшаяся буржуазия.

Однако, как считают некоторые специалисты, абсолютизм действовал на пользу буржуазии лишь постольку, поскольку это было в интересах дворянства. Последнее получало от успешного экономического развития страны дополнительные доходы. Как в форме налоговых поступлений (централизованная феодальная рента), колоссально возросших, так и непосредственно от оживления экономической жизни. Но возросшие экономические возможности и ресурсы в наибольшей степени использовались абсолютными монархами для укрепления военной мощи феодального государства. Во-первых, для подавления народных движений, которые приобрели в этот период большой размах. Во-вторых, для осуществления внешней военной экспансии.

Считается, что все черты, характерные (с различными модификациями) для абсолютизма в большинстве европейских стран, нашли наиболее законченное воплощение во Франции. Здесь первые элементы абсолютизма появились в конце XV – начале XVI вв. Расцвета абсолютная форма монархии достигла во времена Ришелье (первого министра Людовика XIII в 1624-42) и особенно Людовика XIV (1643-1715). Суть абсолютизма Людовик XIV выразил предельно простой формулой – «Государство – это я!». Спецификой английского абсолютизма (классический период - правление Елизаветы Тюдор, 1558-1603) было сохранение парламента, слабость бюрократического аппарата на местах, отсутствие постоянной армии. В Испании, где в XVI в. элементы буржуазных отношений не смогли развиться, абсолютизм фактически выродился в деспотию. В раздробленной Германии абсолютизм складывался не в общегосударственном масштабе, а в пределах отдельных территорий княжеств (т. н. княжеский абсолютизм). Во 2-й половине XVIII в. характерной формой абсолютизма в ряде стран Европы был т. н. просвещённый абсолютизм. Особенности абсолютизма в разных странах зависели во многом от соотношения сил дворянства и буржуазии, от степени влияния буржуазных элементов на политику абсолютизма. В Германии, Австрийской монархии, России это влияние было значительно меньше, чем во Франции и особенно в Англии.

Судьба абсолютизма была разной. Поскольку его основной задачей было сохранение устоев феодального строя, постольку абсолютизм утрачивал свои прогрессивные черты и становился тормозом для дальнейшего развития капитализма.

В Англии и Франции абсолютизм был сметен в ходе ранних буржуазных революций XVII-XVIII вв. В странах более замедленного капиталистического развития происходила постепенная трансформация феодально-абсолютистской монархии в монархию буржуазно-помещичью. В Германии полуабсолютистская монархия просуществовала вплоть до буржуазно-демократической Ноябрьской революции 1918 года. В России абсолютизм был ликвидирован Февральской буржуазно-демократической революцией 1917.

Тема абсолютизма для России имеет особое значение. Некоторые авторы считают, что Конституция России 1993 года наделила российского президента полномочиями, сравнимыми с объемом власти абсолютного монарха и называют форму политического правления в России демократическим самодержавием.

Абсолютизм и восточная деспотия.

Развитие форм феодального государства в период позднего феодализма в странах Востока изучено недостаточно. В некоторых странах (Япония) эти формы были близки к европейскому абсолютизму. В ряде стран происходила, по-видимому, постепенная эволюция деспотии в сторону абсолютизма, но ввиду замедленности здесь развития элементов капиталистических отношений этот процесс происходил уже в новую историческую эпоху, что наложило существенный отпечаток на государственное развитие этих стран.

Деспотия (по-гречески неограниченная власть) – форма государства, при которой вся полнота власти, не ограниченной законом, принадлежит одному властителю, наследственному монарху, правящему при посредстве сложного военно-бюрократического аппарата. Деспотии были характерны для большинства древневосточных государств (Египет, Ассирия, Вавилония, Персия, Индия, Китай и др.). При деспотии воля деспота считалась законом. Его личность нередко обожествлялась при жизни и после смерти (примером может служить обожествление древнеегипетских фараонов). Власть деспота признавалась неограниченной, хотя фактически он принимал решения, нередко учитывая интересы представителей окружавшей его знати.

В эпоху средневековья классической восточной деспотией была Османская империя – многонациональное государство под управлением султанов, просуществовавшее с 1299 по 1923 год. В Европе Османскую империю часто называли Оттоманской империей, Высокой (блистательной) Портой или просто Портой. В период расцвета в XVI-XVII веках в Османскую империю входили Малая Азия (Анатолия), Ближний Восток, Северная Африка, Балканский полуостров и прилегающие к нему с севера земли Европы. В правление Сулеймана Великолепного (1520-1566) империя простиралась от ворот Вены до Персидского залива, от Крыма до Марокко.

В Анатолию (Малую Азию) предки современных турок пришли из Средней Азии. Арабские халифы приглашали тюркские племена на военную службу для борьбы с Византией. Тюрки-огузы первоначально селились на границах Ирана. По имени их вождя Сельджука, получившего землю для поселения и организовавшего успешные военные походы в XI в., одну из ветвей тюрок-огузов называли турками-сельджуками. Из их среды вышел основатель новой могучей мусульманской империи Осман I (1299-1324). При нем небольшое тюркское княжество (бейлик) в Северо-Западной Анатолии превратилось в султанат, а Турция – в лидера всего мусульманского мира в борьбе с христианской Европой.

Турки-оттоманы (имя Осман произносилось и как Оттоман) в своих завоеваниях превзошли арабов. Они разгромили Византию, утвердились на Балканах, подчинили себе Крым и Причерноморье. К середине XVI в. государство Османов простиралось на 8 млн. квадратных километров с населением в 20-25 млн. человек.

Осуществлению агрессивной внешней политики и сохранению своего господства на занятых территориях была подчинена вся организация жизни турецкого общества. Султан Сулейман II (1520-1566) вошел в историю Турции как Кануни-Законодатель, провел реформы, укрепившие милитаристское теократическое государство. В административном отношении страна была разделена на 21 вилайет и 250 санджаков. Армия состояла из трех частей. Костяк составляла пехота из янычар, пленных юношей в основном христианского происхождения, воспитанных в духе слепой преданности султану и находившихся в привилегированном положении. Наместники провинций, князья, правители отдельных территорий формировали феодальное ополчение. Значительную по численности и важную по роли часть войска составляли кочевники. За феодалами в Турции, как и в Европе, закреплялись участки земли (тимар, зиамет, хас). Военные несли службу, получая доходы с закрепленных владений. Военное сословие (аскери) выполняло военно-административные функции. Райя (пасомые, стадо), т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, платили государственные налоги, налоги на недвижимость, скот, воду и т. д. Султан считался халифом – главой ислама. Он советовался с диваном – совещательным органом из высших сановников. Он назначал визиря и шейх-ул-ислама, возглавлявшего улему – корпорацию высшего духовенства. Большую роль в жизни турецкого общества играли муфтии (законоведы), кадии (судьи) и имамы (духовные руководители). Все они заканчивали медресе (от арабского изучать), учебные заведения при мечетях (от арабского – место поклонения).

Правление Ивана Грозного.

Правление Ивана Грозного имело огромное значение для русской истории, для дальнейшего укрепления Русского государства и самодержавной власти. Политика Ивана IV прошла как бы два этапа: реформы 50-х годов усилили самодержавную власть, ограниченную сословно-представительными учреждениями в центре и на местах; затем опричнина стала попыткой установить абсолютную монархию.

Детство Ивана IV прошло в период "боярского правления" - заговоров в верхах, городских восстаний, что расшатывало государственную власть. Надежды на разрешение противоречий связывались с началом самостоятельного правления Ивана IV, принявшего в 1547 г. титул царя. При царе сложилась "Избранная рада" (князь Курбский, Алексей Адашев, митрополит Макарий, духовник Ивана IV Сильвестр), с помощью которой Иван IV попытался осуществить в России идеи европейского абсолютизма, представить свою власть как выразительницу общественных интересов.

В 1549 г. Иван IV собирает первый в истории нашей страны Земской собор, собрание представителей от всех сословий, кроме помещичьих крестьян и холопов, на котором он выступил с программой реформ. Правительство начинает разработку нового Судебника, так как прежний 1497 г. уже устарел. Новый Судебник был принят в 1550 г. Боярской Думой. Судебник усиливал централизацию управления государства за счет повышения роли центральных органов - приказов и резкого ограничения власти наместников, определял порядок прохождения административных, судебных и имущественных дел в структурах государственной власти. Предоставлялось право выборным от народа: старостам, сотским участвовать в суде, вершимом боярами-наместниками и волостелями, чем был нанесен сильный удар по судебному всевластию, боярства. Ограничивались и податные привилегии крупных светских и духовных феодалов. Судебник регламентировал положение крестьян. Увеличивая плату за уход от господина в Юрьев день ("пожилое"), Судебник значительно усиливал крепостничество. В июле 1550 г. было отменено местничество (занятие военных должностей в зависимости от знатности рода)между детьми боярскими и дворянами.

Принятие Судебника положило начало ряду реформ. В 1556 г. была ликвидирована система кормлений, бояре стали получать от государства денежное жалование за свою службу, то есть она стала главным источником средств для существования. В этом же году было объявлено "Уложение о службе", уравнявшее в обязанности несения военной службы бояр и дворян. Каждому землевладельцу предписывалось выставить одного конного воина от каждых ста четвертей своей земли и пешего ратника от каждых неполных ста четвертей земли. Согласно "Уложения", вотчины в военном отношении приравнивались к поместьям.

Завершает формирование русской армии. В начале 50-х годов ХVI в. было создано стрелецкое войско, первоначально насчитывавшее три тысячи человек, а к концу ХVI в. - 20 тысяч стрельцов. Артиллерия была выделена в отдельный род войск и быстро начала расти количественно. К концу царствования Ивана Грозного русская артиллерия имела на вооружении 2 тысячи орудий. Принципом комплектования полков стрельцов стало добровольное желание любого свободного человека. Повысилась роль артиллерии.

Приказная реформа была проведена во второй половине 50-х гг. ХVI столетия. В ходе ее было завершено создание стройной системы исполнительной власти и государственного управления, состоящей из 22 приказов. Приказная реформа имела следствием увеличение численности бюрократии, охватывающей своим тотальным влиянием все сферы жизни общества.

В середине XVI в. возникает высший государственный орган - земской собор, созываемый для решения самых важных вопросов. Участие в них бояр, дворян, духовенства и купечества свидетельствовало о превращении государства в сословно-представительную монархию. Это отразилось и в развитии на местах земского самоуправления. В 1555-1556 гг. ликвидируется система кормлений. Вместо наместников появляются земские старосты, выбираемые из зажиточных посадских людей и крестьян.

В те же годы проведена церковная реформа. На церковных соборах проведена общерусская канонизация святых, которая должна символизировать объединение русского народа в единое государство. В 1551 г. Царь вышел на "Стоглавый собор" с требованием секуляризации церковных земель (отчуждения их в пользу государства). Провести его не удалось, но царь вынудил Собор принять следующие решения:

    на царя отписывались земли, захваченные церковью у дворян и крестьян в малолетство царя, а также вотчины, данные боярами в монастыри на помин души;

    церкви было запрещено увеличивать свои земельные владения без разрешения царя;

    установлены единообразие в религиозных обрядах, ответственность за их нарушение, выборность архимандритов и игуменов.

Реформа ослабила независимость церкви от государства и усилила ее корпоративную организацию.

Неудачи во внешней политике начала 60-х гг. XVI в. создали у Ивана IV иллюзию тотальных боярских измен и саботажа его мероприятий. Это побуждает Грозного ввести в стране новый порядок управления государством, который был направлен на полное уничтожение любой оппозиции самодержавию.

Иван Грозный ввел опричнину, совершив 3 декабря 1564 г. своего рода государственный переворот. По новому порядку центральное управление разделялось на опричный и земский дворы. Земли страны также делились на опричнину и земщину. На земщине оставалось прежнее управление, а опричниной полностью распоряжался царь. Бояре и дворяне, не записанные в опричнину, переселялись в земщину, получая там новые поместья. На отобранных у них землях помещались "опричные служилые люди". Опальные бояре лишались родовых вотчин. Подобные меры нанесли сильный удар по экономической и политической мощи "великих" боярских родов. Главной мерой стало создание опричного войска (1 тыс.человек) - личной охраны царя. Опричникам, которыми становились среднепоместные дворяне, придавались чрезвычайные к карательные функции: "грызть" изменников и "выметать" из государства измену (знак опричника - голова собаки и метла у седла лошади) - то есть проводить слежку и расправы по всей стране. Тайный сыск, пытки, массовые казни, уничтожение усадеб, разграбление имущества опальных бояр, карательные экспедиции против городов и уездов стали обычным делом.

Вершиной опричнины стал поход на Новгород, который почему-то был заподозрен в мятеже. По дороге были разорены Тверь, Торжок, другие города и деревни. Сам Новгород был подвергнут невиданному 40-дневному разграблению опричным войском. Подвергнуты пыткам и казнены до 10 тыс.человек.

Введение опричнины не способствовало военным успехам и в 1572 г. она была отменена. Однако некоторые элементы опричнины продолжали существовать до смерти Ивана Грозного. За период его правления, сопровождавшегося обострением борьбы в обществе, предприняты серьезные шаги к укреплению русского государства и самодержавия.

Итогом опричнины стали огромные человеческие жертвы, разрушение сословной монархии. Боярская оппозиция была уже сломлена и большей частью физически истреблена. Класс собственников был уничтожен. Установлены отношения подданства. Опричнина истощила экономику и вызвала хозяйственный кризис 70-80 гг., нарушение экономических связей, запустение деревень и городов, голод и нищету. Были нарушены организация и комплектование поместного войска. В обществе же назрело всеобщее недовольство.

10 класс Тема «Государство на Западе и Востоке»

Педагогические цели:

    способствовать ознакомлению с особенностями образования единых централизованных государств в Европе;

    содействовать формированию представлений о западноевропейском абсолютизме;

    создать условия для развития УУД:

ориентироваться в особенностях взаимоотношений общества и государства при абсолютизме и деспотизме, понимать правовые различия этих форм правления;

    давать определение понятиям «абсолютизм» и «просвещённый абсолютизм», выделять их характерные признаки; структурировать текст учебника, выявлять изменения, произошедшие в отношениях власти и знати в XVI-XVII вв.,

    оформлять результаты работы в виде схемы;

    участвовать в коллективном обсуждении соотношения понятий «абсолютизм» и «деспотизм», формулировать собственное мнение и аргументировать его;

    работать в группе, сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие в процессе изучения абсолютистских государств в Европе, использовать адекватные языковые средства в процессе выступления перед одноклассниками; осуществлять расширенный поиск информации, используя ресурсы Интернета, по проблемам абсолютизма и просвещённого абсолютизма;

    самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели в процессе практической работы по изучению абсолютной монархии в Европе.

Основное содержание темы . Образование единых централизованных государств в Европе. Западноевропейский абсолютизм. Просвещенный абсолютизм. Реформы в Пруссии, монархии Габсбургов, Испании и Франции. Прусский король Фридрих П. Соправители монархии Габсбургов Мария Терезия и император Иосиф II. Французский король Людовик XVI.

Основные понятия: абсолютизм, просвещенный абсолютизм

Тип и вид урока: комбинированный

Образовательные ресурсы: 1) учебник «История Всеобщая. Новейшая история» авторы: Уколова В.И., Ревякин А.В. под ред. Чубарьяна А.О., Просвещение 2014 г.

2) Несмелова М.Л. История. Всеобщая история. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / М.Л.Несмелова, В.И. Уколова, А.В. Ревякин. -М.: Просвещение, 2014.

План

    Орг. момент.

    Актуализация знаний учащихся.

    Изучение нового материала

3) Просвещённый абсолютизм.

4) Абсолютизм и деспотизм.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

Анализ проверочной работы.

Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

1) Образование в Европе единых централизованных государств. Монархия и дворянство.

Работа с картой . 1. Выполните задание 1 второго уровня к § 22 учебника (с. 266). 2. Сделайте вывод о масштабах империи Карла V относительно территории всей Западной Европы. 3. Найдите на карте все государства, названные в таблице (в тексте учебника). Определите крупные города, находившиеся на их территориях. Можно ли по карте 1 на цветной вклейке учебника определить столицы этих государств? А можно ли это сделать по карте 2? Объясните почему.

Изменение отношений монарха и знати в Новое время



Задания к схеме. 1. На основе раздела «Монархия и дворянство» (с. 257 учебника) составьте схему, отражающую изменения отношений между монархом и знатью в период от Средневековья к Новому времени. 2. Объясните, чем были недовольны представители каждого слоя общества, указанного в схеме.

2) Абсолютизм. Абсолютные монархии Европы

Работа с понятием. На основе пункта «Абсолютизм» (с. 258 учебника) дайте определение понятию «абсолютизм» и выделите его характерные признаки как формы правления.

Групповая работа. Класс делится на три группы соответственно трём изучаемым государствам: Франция, владения Габсбургов и Пруссия. Каждая группа изучает материал в учебнике (с. 258-262) и в случае необходимости в Интернете, выполняет следующие задания: а) кратко охарактеризовать политическое положение изучаемой страны; б) выполнить задание из рубрики «Проекты, исследования и творческие работы» (с. 266); в) доказать наличие (отсутствие) признаков абсолютизма в данной стране.

По итогам работы каждая группа выступает с сообщением. В процессе обсуждения полученных результатов можно использовать дополнительные вопросы: в каком государстве абсолютизм сложился в классической форме, т. е. наблюдаются проявления его важнейших признаков? Какому королю приписывают слова: «Государство - это я!»? Почему эта фраза стала отражать суть абсолютизма? В каких государствах абсолютизм формировался в условиях слабой центральной власти? Не противоречат ли друг другу эти явления

3) Просвещённый абсолютизм.

Просвещённый абсолютизм в Западной Европе

Государство

Имена правителей

Реформы в духе Просвещения

Пруссия

Фридрих II Великий

Запрещение продажи крепостных крестьян без надельной земли; создание независимого от власти суда (право на защиту); запрещение пыток; распространение образования (сеть

школ и университетов)

Монархия

Габсбургов

Мария Терезия и Иосиф II

Проведение административной реформы (государственный совет и единая система местного управления); освобождение крестьян от личной зависимости в ряде регионов (Чехия, Моравия, Венгрия); закрытие большей части католических монастырей (доходы от использования церковного имущества были направлены на развитие образования); введение свободы религиозных культов

Франция

Людовик XVI

Проведение реформ Ж. Тюрго (упразднение цеховой организации ремесла и торговли, введение свободных цен на хлеб)

Вопросы и задания к таблице. 1 . Дополните таблицу информацией о просвещённом абсолютизме в России. 2. Все ли европейские страны пошли по пути просвещённого абсолютизма? Подумайте почему.

Задание для учащихся . Изучите в учебнике мнение учёного-историка Н. Н. Кареева (с. 262) и ответьте на вопросы к нему.

4) Абсолютизм и деспотизм.

Вопросы и задания для беседы с учащимися. 1. Вспомните устройство древневосточной деспотии. Какова была власть правителя? Какие отношения складывались между правителем и подданными? 2. Что вообще мы понимаем под деспотизмом? 3. Ответьте на вопрос 3 второго уровня вопросов и заданий к § 22 (с. 266 учебника). 4. Можно ли поставить знак равенства между абсолютной монархией и деспотической властью? Свой ответ обоснуйте. 5. Какие черты деспотизма прослеживаются в управлении Османской империей, описанном в учебнике? 6. Какие черты деспотизма можно увидеть в правлении маньчжурской династии Цин?

IV. Закрепление

Готовимся к ЕГЭ по обществознанию

Понятие

Исторические примеры

Форма правления

В Новое время в Европе стала складываться абсолютная монархия (абсолютизм), характеризующаяся соединением в руках монарха всех основных функций и ветвей государственной власти. Французский абсолютизм достиг расцвета в XVII- XVIII вв., в правление династии Бурбонов.

Вопрос по истории. Чем абсолютизм отличается от деспотизма? и получил лучший ответ

Ответ от Наська Филимоненко[новичек]
Прочла в википедии значения этих слов и, на мой взгляд, они синонимичны разница только в одном: в деспотии самодержавный монарх не только единоличный правитель своего государства но и господин своих подданных. Под деспотией также часто подразумевается тоталитарное правление, сопровождающееся репрессиями, подавлением гражданских свобод, контролем и слежкой за подданными государства.

Ответ от Ђ С [гуру]
АБСОЛЮҘИЗМ (абсолютная монархия) , форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается. Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на 17-18 века. В России абсолютизм существовал в 18 - начале 20 веков. (см. Самодержавие) .
ДЕСПОҘИЗМ,
1) см. Деспотия. .
2) Произвол; жестокое подавление прав, свобод, самостоятельности.
ДЕСПОҘИЯ (греч. despoteia - неограниченная власть) , форма самодержавной неограниченной власти. Классическая деспотия - государства Др. Востока (Ассирия, Вавилон и др.) .


Ответ от Анюта [гуру]
понятия «абсолютизм» и «самодержавие» являются тождественными, и означает особую форму правления, при которой власть монарха юридически неограниченна. Абсолютные монархии в Европе возникают в XVI–XVII вв. на стадии разложения феодальных отношений и формирования буржуазных. Исходя из этого, западноевропейские абсолютные монархи опирались на поддержку дворянства и формирующейся городской буржуазии с тенденцией к определенной самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики.
Абсолютные монархии имели ярко выраженные региональные особенности, выражавшиеся в специфике социальной опоры, разном соотношении правовых и неправовых методов управления, степени применения прямого принуждения и личного произвола монарха, степени развитости бюрократического аппарата и т. д.
Российский абсолютизм (самодержавие) начал формироваться во второй половине XVII в. (хотя отдельные элементы возникали еще в XVI в. во время правления Ивана Грозного и Бориса Годунова) и окончательно оформился при Петре I. При этом он существенно отличался от западноевропейского классического абсолютизма. Во-первых, у него была иная социальная опора (одно служилое дворянство, а не союз дворянства с городской буржуазией) , что объясняется иными историческими условиями его формирования. В России XVII - первой пол. XVIII вв. , буржуазия в силу ряда причин была крайне немногочисленной и не сформировалась в отдельный класс населения с четко очерченной социальной психологией, мировоззрением и т. д. Во-вторых, соотношение правовых и неправовых методов управления было явно смещено в сторону последних. Личный произвол, деспотизм монарха был в России более ярко выражен, чем в странах Запада. Во многом это объясняется общими особенностями российского исторического процесса (преобладание деспотических тенденций в период ига Золотой Орды; изменение в связи с этим ценностных ориентаций у основной массы населения, выразившееся в постепенном формировании подданнических отношений; установление крепостного права, приведшее к формированию рабской психологии у большинства населения; состояние постоянной внешней угрозы, серьезно повлиявшее на выбор методов управления и способствовавшее милитаризации всех сторон общественной жизни, превращению чрезвычайных методов военного времени в постоянные и т. д.) . Хотя нельзя не отметить и реальную возможность развития России по иному альтернативному пути, связанному с демократическими традициями в период существования Древнерусского государства, Новгородской республики и др. Однако, после Смутного времени, когда неудачные попытки реализации принципа выборности монарха чуть было не привели к потере национальной независимости, цивилизационный выбор был сделан однозначно в пользу формирования сильной неограниченной власти монарха с максимальной централизацией и деспотическими чертами в управлении.