21 июля по церковному. Чудотворные свойства иконы. Православные и Церковные праздники в июле

Какой церковный праздник будет 21 сентября 2019 года? В этот день, 8 сентября по старому стилю, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская православные церкви, а также Украинская грекокатолическая церковь, старообрядцы и некоторые другие христиане отмечают Рождество Пресвятой Богородицы.

В православии этот праздник относится к числу двунадесятых непреходящих церковных, то есть двенадцати наиболее важных после Пасхи.

Почему 21 сентября отмечается православный праздник?

Празднование имеет многовековую традицию: по официальным источникам, Рождество Пресвятой Богородицы стали отмечать еще в конце VI – начале VII столетий в Византийской империи, а затем и в Риме.

21 сентября в православный храмах проходят праздничные богослужения. В этот день мы вспоминаем о том, что Богородице отведена важная роль в божественном плане спасения человечества. Этот образ дорог каждому верующему. Божью Матерь называют Пречистой Девой, Всех Скорбящих Радостью, Заступницей, Милостивой, Благодатной…

Расскажем подробнее, как появился церковный праздник, который отмечают 21 сентября. Его предыстория такова. В апокрифическом «Протоевангелии Иакова» (II век) говорится о том, что отец Марии – Иоаким – имел царское происхождения, а мать – Анна, воспитывалась в семье священнослужителя и глубоко чтила все религиозные традиции.

Церковь называет их святыми Богоотцами, так как по плоти они являются предками Иисуса Христа.

У благочестивых супругов долгое время не было детей, что в те времена считалось грехом. Когда первосвященник отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву, так как тот «не создал потомства Израилю», Иоаким, опечалившись, удалился в пустыню, чтобы помолиться о даровании ему детей.

Его молитвы были настолько чистыми и сокровенными, что были услышаны. В это время ему и его супруге, которая осталась дома, явился Ангел, возвестивший, что них появится ребенок, о котором будут говорить во всем мире.

Иоаким и Анна дали обещание выполнить волю Творца и воспитать ребенка во всей строгости религиозных обрядов. После этого они встретились у Золотых Ворот Иерусалима.

«И вот Иоаким подошел со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме.» (Протоевангелие Иакова, 4:7-8).

Вскоре у Иоакима и Анны родилась дочь Мария, которую родители решили посвятить Богу, зная о ее миссии и предназначении на Земле – стать Матерью Спасителя человечества.

В день православного праздника, приходящегося на 21 сентября, который также называют Вторая Пречистая, верующие обращаются к Пречистой Деве, вознося молитвы перед иконой «Рождество Пресвятой Богородицы».

На ней изображены Анна, Иоаким, новорожденная Мария и другие персонажи. Христиане молят Пречистую Богородицу о спасении души, избавлении от соблазнов, исцелении от различных недугов. Икона также помогает бездетным семейным парам.

Для христиан этот день обладает особой духовной силой. Для наших предков с Рождества Пресвятой Богородицы начиналась новая жизнь; старую свечу в доме было принято гасить, а новую зажигать.

Женщины ставили Богородице в храмах свечки, которые обматывали листочками, написав на них свои просьбы. Полагали, что какие послания сгорят, те и будут исполнены.

В день православного праздника 21 сентября соблюдали и другие традиции. Женщины старались умыться до рассвета, чтобы сохранить красоту до старости. А если девушка умывалась до восхода солнца – быть ей в этом году просватанной.

Незамужние девушки читали молитвы о будущей счастливой семейной жизни, о рождении здоровых первенцев и прославляли Пресвятую Богородицу, которая покровительствует семьям и особенно матерям.

Как отмечали этот церковный праздник? В старину его отмечали на протяжении недели. Работы на земле были закончены, поэтому можно было позволить себе хорошо отдохнуть.

В день праздника верующие не соблюдают пост, так как им разрешается употреблять любую пищу. На это время приходится осенний мясоед – период между постами Успенским и Рождественским, когда разрешается есть мясо.

В старину, на 21 сентября, к этому православному празднику хозяйки готовили разнообразные кушанья. К столу подавали хлебцы, на которых выдавливали буквы «Р» и «Б», что означало «Рождество Богородицы».

Эти изделия также хранили за иконами. Если кто-то из домочадцев заболевал, кусочек такого хлебца толкли и добавляли в воду, которую давали больному. Или предлагали ему съесть хлебец, а затем выпить святой воды.

Церковные традиции тесно переплелись с народными, и за праздничным столом Богородицу благодарили за плоды этого года и просили хорошего урожая в будущем. Сам этот день связывали с приходом осени и праздником урожая.

С этого времени у крестьян начиналась луковая неделя – хозяйки убирали с грядок лук. А пасечники начинали готовить пчел к зимовке – убирать ульи.

Молодожены приглашали в гости своих родителей, которые давали им советы по ведению хозяйства. Молодая жена угощала гостей праздничным пирогом. Если он выходил удачно, то ей дарили красивый платок. А если подгорал, то ее мужу вручали кнут, чтобы он наказал жену за испорченное блюдо.

В свою очередь, молодой супруг демонстрировал гостям хозяйственные постройки во дворе, за которые он отвечал. В завершение праздника родственники вручали подарки молодым и благодарили за гостеприимство.

В этот день с детей снимали старую рваную одежду и обувь и сжигали. Считалось, что все невзгоды и неудачи должны были уйти вместе с огнем. Затем, когда дети переступали порог, их обливали водой с ног до головы.

Приметы и поверья, связанные с праздником 21 сентября

Согласно сложившейся традиции, 21 сентября в праздник Рождества Пресвятой Богородицы также нельзя заниматься работой по дому – уборкой и стиркой; шить, вязать, вышивать, трудиться в саду и огороде. Рекомендуется отказаться от просмотра развлекательных телепередач, посещения театров и кино.

Наш рассказ об этом церковном празднике, будет неполным, если не вспомнить о связанных с ним погодных приметах. По погоде на 21 сентября в этот православный праздник судили о том, какой будет осень и зима.

Крупные и яркие звезды предвещают холодные утренники, а тусклые – что тепло продержится еще долго. Утренний туман сулит дождливую погоду осенью. Если утром пошел дождь, то будет лить он еще 40 дней, а зима окажется студеной.

Если яркое солнце утром быстро сушит росу на траве, то не стоит ждать большого количества снега зимой. Если день выдался ясным, то такая погода сохранится до конца октября. Если в этот день птицы жмутся к земле, то зима будет холодной.



Среди огней и полумрака,
На рубеже веков и дней,
Лик Божией Матери Казанской
Дарует людям благодать.

Произнеся молитву пред иконой,
Свои колени преклонив,
Нам образ чудеса подарит
И силы новые вселит.

И сердце радостью наполнит,
И веру в чудо укрепит.
Нам небеса блага являют,
Любовью наполняя мир.

"Казанская" - одна из самых почитаемых в России. О ее появлении известно из описания очевидца - патриарха Гермогена, который в то время был священником казанской Гостинодвоской Никольской церкви. Вскоре после взятия Казанского ханства Иваном Грозным, в 1579 году после пожара, уничтожившего часть города, девятилетняя девочка Матрона увидела во сне Богородицу, велевшую откопать ее икону на пепелище. И 8 июля (21 по новому стилю) в указанном месте на глубине около метра действительно нашли икону. По одной из версий, ее еще при мусульманском правлении зарыл там кто-то из христиан, скрывавших свою веру.

Об этом мгновенно узнал весь город, сбежалось множество народа, архиепископ крестным ходом перенес образ в ближайшую Никольскую церковь, а оттуда - в Благовещенский собор. А на месте его обретения впоследствии по приказу царя построили Богородицкий девичий монастырь, и первой его монахиней стала та самая Матрона, принявшая постриг с именем Мавра.

Святитель Гермоген, став митрополитом Казанским, в 1594 году написал "Повесть и чудеса Пречистые Богородицы, честнаго и славного Ея явления образа, иже в Казани", а в 1579 году список с Казанской иконы отправили в Москву царю Ивану.

Но общенародное ее почитание началось лишь в Смутное время. В 1611 году, когда под стенами захваченной поляками Москвы стояло первое ополчение, собранное Ляпуновым, Заруцким и князем Трубецким, протопоп казанского собора привез туда список главной городской святыни. Но, хотя после этого ополченцы и отбили у "литвинов" Новодевичий монастырь, должного почитания чудотворного образа у них это не вызвало - слишком уж пестрая это была "ватага", далекая от христианского благочестия.

Лишь когда священник повез икону назад в Казань и встретил в Ярославле второе ополчение князя Пожарского, тот решил оставить образ в своем войске, а после победы поставил его в своей приходской церкви Введения на Лубянке и предложил установить в честь него в Москве местное празднование в память избавления от поляков. И по указу царя Михаила Феодоровича с благословения его отца, митрополита, впоследствии патриарха Филарета, было установлено ежегодно 22-го октября (4 ноября по новому стилю) совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом.

А общецерковное почитание иконы началось уже в конце 1620-х годов: когда князь Пожарский собирал войско для освобождения Смоленска, он на свои деньги велел построить на Красной площади в честь Казанской иконы новый храм и перенес в него образ с Лубянки (в 1936 году, когда Казанский собор сломали, этот почитаемый список перенесли в Богоявленский Елоховский собор). Казанскую икону стали почитать как покровительницу дома Романовых.

К XIX веку она стала в России любимой и почитаемой не меньше, чем древние Владимирская и Смоленская. Ей были посвящены сотни храмов и монастырей, в Казани императрица Екатерина II украсила оклад иконы своей бриллиантовой короной.

Список Казанской иконы Петр I привез из Москвы в новую столицу, где он стал одной главнейших святынь. В 1811 году в честь него был построен кафедральный Казанский собор. А в 1812 году перед ним, уезжая в войска, молился Кутузов, назначенный главнокомандующим русской армии. После победы над Наполионом он из отобранного у французов награбленного серебра заказал для Казанского собора серебряный иконостас. Там и похоронили полководца - рядом с почитаемым им образом Богоматери.

А вот следы оригинала - того, что был найден в XVI веке на казанском пепелище - затерялись еще век назад. Считалось, что он хранится в Казанском Богородицком монастыре. Но в 1904 году его вместе с другими иконами в ценных окладах и деньгами из свечных ящиков выкрали церковные воры. Одного потом поймали, но оклады он уже продал, а образа сжег в печке, уничтожая улики. Правда, на следствии он так часто менял показания, что появилось множество версий, как Казанская икона могла уцелеть. По одной из них, он продал ее старообрядцам, по другой, древнюю икону на ночь заменяли копией, которая и досталась вору, а подлинник и сегодня хранится храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.

21 июля по народному календарю — день Прокопия Жатвенника, зажинки (Фото: Sundari, Shutterstock)

(Зажынкі) - один из древнейших земледельческих праздников. По одним источникам он праздновался 21 июля в день Прокопия Жатвенника (Прокопа Жнеца). Считалось, что «Прокоп летний - жней и жатвенник, жатву начинает» . По другим - 29 июля в день памяти священномученика Афиногена, епископа Пидахвийского.

В народе считали, что на Афиногена (Финогена) пташки задумываются (замолкают). Лето перешагнуло знойный возраст. «Если этот день с теплом да со светом - уберешься загодя со жнитвом, а коли будет дождливым - хлеб в снопе прорастет» (погода будет сырой). Примерно с этого периода по народным приметам заканчиваются жаркие дни, ночи становятся холоднее.

Традиционно, начало и конец уборки урожая торжественно отмечались и сельской общиной, и в каждой семье. Считалось, что каков будет зажин, таковы и Зажинки.

Жатва подводила итог всему многодневному труду крестьянина. К началу жатвы готовились как к большому празднику. Хозяйка мыла дом, хозяин убирал двор, гумно. Стол застилали белой скатертью. Перед началом жатвы каждая хозяйка или хозяин ходили осматривать свои нивы: поспел ли колос, пора ли жать. В некоторых местах проводили обряд «пакрывания поля».

На Зажинки отправлялись или утром до восхода солнца, или в сумерках. Самую первую сжатую жменю колосьев жнея клала не в сноп, а отдельно на поле вместе с хлебом и сыром.

Потом начинали жать первый сноп - «гаспадарок». Он считался именинным. Обычно его зажинала старшая в семье женщина. Его украшали цветами, несли в дом с песнями и ставили в красный угол под иконы. С него же начинают осенью молотьбу, а соломой кормили больную скотину. Зерна первого снопа считались целебными для людей и птиц.

Вечером каждая семья устраивала праздничный ужин, на котором обязательно была еда, принесенная с поля. Пели специальные песни.

В современной Беларуси точной даты Зажинки не имеют и празднуются в день начала уборочной кампании.

21 июля отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 21 июля

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани

День памяти о явлении чудотворной иконы Божией Матери в г. Казани в 1579 году. На месте явления построен храм в честь иконы. Празднование в ее честь стало общероссийским, начиная с 1649 года. Это одна из наиболее почитаемых Русской православной церковью икон.

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это – знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.

Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга – главный водный путь страны – стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики – святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияла своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом (†1567; память 6 ноября).

Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.

Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.

28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. «Вера Христова, - говорит летописец, - сделалась притчею и поруганием». Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.

Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания.

Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близ расположенный храм во имя святителя Николая, откуда после молебна перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца – Иосиф и Никита.

Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, а также основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.

В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский (†1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись «Повести» – автограф Святейшего Патриарха Ермогена – целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912.

Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля) и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.

В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход «за Казань» (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского (†1584), увенчавшийся присоединением Сибири. Благодатной энергии, излученной чудотворным образом, было достаточно, чтобы за несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, «встречь солнца» многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.

Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и «воровских людей» старались затопить Русь в начале ХVII столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605-1612), который народ назвал «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия – священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и Службы ей.

В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание:

«Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите… везде говорите моим именем».

Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.

Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.

Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.

Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции тяжело больной от потрясений и переживаний архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал:

«Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».

Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня – Кремль.

В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.

По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.

В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.

В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.

В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода русских войск из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.

…Казанский собор в Петербурге строился с 1801 по 1811 год – как бы специально для того, чтобы стать храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы исполнен из ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году это серебро у французов. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 году. Вражеские знамена склонились у священной гробницы погребенного в соборе князя Михаила Кутузова-Смоленского, спасителя Отечества. Бронзовые изваяния Кутузова и Барклая де Толли стоят перед храмом у концов колоннады, полукругом обнявшей соборную площадь…

Мученика Прокопия

Приурочен святому Прокопию (настоящее имя – Неаний), пострадавшему в Кесарии за веру в Христа при императоре Диоклитиане.

К 303 году император Диоклетиан издал эдикты о преследовании христиан. Вскоре он отправился в Антиохию, где большинство жителей отвергли язычество и стали поклоняться Христу, единственному истинному Богу и Спасителю. Император совершил жертвоприношение в храме Аполлона Дафнийского, а затем возвратился в город на встречу с городской знатью. Знатная горожанка язычница Феодосия родом из Иерусалима, вдова христианина по имени Христофор, привела к императору своего сына Неания, передала в дар много золота и серебра и попросила правителя взять юношу к себе на службу. Неаний понравился Диоклетиану и вскоре был назначен дуксом Александрии с повелением преследовать городских христиан и казнить тех, кто не подчиняется императорским эдиктам.

Неаний отправился в Александрию во главе двух когорт воинов, которыми командовали трибуны Никострат и Антиох. Чтобы укрыться от палящих лучей солнца, они остановились в сирийском городе Апамее, а с наступлением ночи снова двинулись в путь. Они прошли значительную часть пути, как вдруг в небе блеснула яркая молния и раздался голос, вопросивший: «Неаний, куда ты идешь? И против кого ты отправляешься на войну?» Голос предупредил, что если он обрушит преследования на христиан, то поплатится за это жизнью и будет проклят навечно. Повинуясь благим предчувствиям сердца, Неаний в ответ произнес: «Господи!» Тогда в небе появился огромный сияющий крест и стали слышны слова: «Я – распятый Иисус, Сын Божий». Так блаженный познал во всей глубине тайну спасения, а Спаситель напутствовал его словами:

«Видевший Меня, ты станешь сосудом избранным. Этим ты победишь всех врагов своих. Да пребудет с тобой мир Мой».

Когда видение рассеялось, Неаний спешно отправился в Скифополь и там заказал одному еврейскому ювелиру изготовить серебряный крест по образу явленного. Как только работа была закончена, на кресте появились три образа с надписями на еврейском языке: вверху – «Эммануил», а по бокам – «Михаил» и «Гавриил». Неаний благоговейно припал устами ко кресту и нерукотворным образам. Затем он возвратился в Иерусалим.

Отряды бедуинов ежегодно совершали набеги на города той области, грабили жителей, похищали девушек из знатных семей себе в жены. В тот год новая угроза набега нависла над Иерусалимом, видные горожане пришли просить Неания и его воинов о защите. Святой взял крест, который до того времени скрывал, и с именем Христовым отправился на битву. Тогда пало больше 6 тысяч арабов, но ни один из воинов Неания даже не был ранен.

Вернувшись в город, Неаний рассказал о своей победе матери, убежденной язычнице. Но она приписала победу заступничеству идолов и предложила сыну принести им благодарственную жертву. Святой возразил, что одержал победу могуществом Христа, повел мать в зал, где был семейный жертвенник, и сокрушил идолов. Забыв материнские чувства, Феодосия разгневалась и донесла на сына императору. Диоклетиан повелел наместнику Кесарии Палестинской Иустию (Иусту) провести расследование.

Представ перед правителем, Неаний разорвал императорское письмо и заявил, что предпочитает пожертвовать собой во имя Христово, нежели приносить жертву ложным богам бессмысленного культа. Сорвав с себя пояс, он с презрением бросил его в лицо наместнику. Иустий приказал заковать его в цепи и отвести в Кесарию, столицу Палестины, и там прилюдно бичевать. При виде пыток многие из присутствовавших плакали, а славный воин Христов говорил им:

«Не меня оплакивайте, а свои души погибшие. Что обретаем мы, если тело наше упокоится в этой жизни, а душа будет осуждена на вечные мучения? Я же радуюсь теперь, как землепашец, бросающий в землю семя в ожидании будущего урожая».

Мученика истязали весь день, а потом, полумертвого и окровавленного, бросили в темницу. Здесь ему явился Спаситель во всей славе, окруженный сонмом ангелов. Он освободил его от уз и сказал: «Отныне имя твое Прокопий (что значит «преуспевающий»), ибо ты будешь преуспевать в благодетели и достигнешь совершенства мученичеством, приведя к Господу многие души». Христос исцелил его раны и придал силы и мужество перенести все испытания во имя торжества истины, уготованные ему служителями бесов.

Когда тюремщики привели святого из темницы к правителю, лицо мученика сияло как солнце, а тело было невредимым, словно только что сотканное полотно. Иустий приписал это чудо вмешательству языческих божеств. Тогда, к его великому удивлению, Прокопий сам вызвался отправиться в капище и принести достойную жертву. Обрадовавшись одержанной победе, язычники устелили путь к жертвеннику белыми одеждами, а глашатаи созвали все население города. Подойдя к языческому храму, святой пожелал войти в него один, якобы для молитвы. Закрыв за собой двери, Прокопий вознес горячую молитву ко Христу – как только он перекрестился, 36 статуй идолов обрушились, рассыпались на части и, что еще чудеснее, все вещество, из которого были сделаны идолы, повелением Божиим превратилось в воду, капище наполнилось водой и из дверей его хлынул поток.

При виде такого чуда оба трибуна, Никострат и Антиох, как и другие воины, сопровождавшие их, уверовали в истинного Бога. Опасаясь мятежа, прокуратор не решился тут же их покарать. Они в ту же ночь пришли к святому в тюрьму и попросили причислить их к воинству Царя Небесного. Прокопий поручил их тюремщику Тертию, своему другу, обещав тому поддержку в испытаниях, а тот отвел воинов к епископу Леонтию, который их и окрестил. Вскоре по приказу Иустия новообращенные были схвачены и обезглавлены на глазах у святого Прокопия. Их тела были похоронены уважаемым жителем города Евлалием.

12 жен сенаторов, видевших чудеса, сотворенные святым мучеником, уверовали во Христа, были схвачены и брошены в ту же темницу. Святой Прокопий всю ночь просвещал их в учении о спасении, призывая не бояться преходящих мучений, ибо, перенося их, они смогут избежать мук ада и обретут бессмертие. Наутро женщин привели на суд к тирану и стали принуждать совершить жертвоприношение. Феодосия, ставшая свидетельницей необычайной стойкости святых мучениц под пытками, была поражена этим – на нее снизошла благодать Божия, и она, отрекаясь от славы и суеты этого мира, воскликнула: «Я тоже слуга Распятого!» Ее вместе с другими христианами бросили в тюрьму, где она врачевала раны 12 мучениц, а сын готовил ее к святому крещению и призывал к мученичеству, говоря:

«Следуй за нами и увидишь бессмертными глазами невидимого Бога на Небесах».

Феодосия приняла крещение от епископа Леонтия и с радостью присоединилась к лику 12 мучениц. На новом допросе в суде Феодосия горячо исповедала истинную веру, после чего всех жен подвергли жестоким пыткам: им сломали челюсти, вырвали сосцы, жгли подмышки раскаленными свинцовыми шарами. Все они остались неколебимы, поэтому правитель велел сковать их одной цепью и обезглавить. Через несколько дней святой Прокопий вновь был приведен на допрос. Во время пыток он исцелил одержимую бесами девочку. При всех истязаниях мученик оставался неколебимым, словно скала, о которую разбиваются волны, а наместник Иустий, расстроенный до крайности своим полным поражением, впал в сильную горячку и испустил дух.

Вместо него новым наместником был назначен Флавиан, не менее жестокий по отношению к христианам. Он тотчас призвал к себе Прокопия. Тот произнес блестящую речь в защиту Христа, в которой сказал, что даже языческие мудрецы прозревали единственно истинного Бога. Разгневанный Флавиан приказал воину Архелаю обезглавить святого, но как только воин занес меч над головой Прокопия, его рука отсохла, а сам он испустил дух.

Праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца

В честь святого Прокопия родом из Любека. Часть жизни провел в Великом Устюге. Обладал даром предвидения. Праздник установлен в 1547 году.

Первым настоящим юродивым на Руси принято считать Христа ради юродивого святого Прокопия Устюжского.

Настоящее имя его навсегда утеряно в веках и вряд ли удастся установить его, по крайней мере до тех пор, пока мы не научимся путешествовать во времени, поскольку первое житие Прокопия было написано в XVI веке. В житии этом немало несоответствий: годом кончины Прокопия называется 1302 год, а описываемые события происходят то в XII, то в XV столетии. Впрочем, житие тем и отличается от обычного жизнеописания, что в нем каких только чудес не происходит.

Согласно житию, Прокопий был богатым купцом, по происхождению – немцем католического вероисповедания, «от западных стран, от латинска языка, от немецкой земли». Немцами же в те времена часто называли практически всех иностранцев, независимо от национальности. В молодости он жил и торговал не в Устюге, а в Новгороде, где со времен легендарного Садко поселялись богатые гости – иноземные купцы.

В Новгороде он пленился «церковным украшением»: красотой величественных храмов, звонами, торжественностью икон и православным богослужением. Очарованный этой величественной красотой, он принимает православие. Как и положено в таких случаях будущему святому, раздает все свое имущество бедным, в обители преподобного Варлаама Хутынского принимает крещение и становится иноком.

Вскоре Прокопий «приемлет юродственное Христа ради житие и в буйство преложися». То есть принимает на себя подвиг юродства Христа ради, притворившись безумным.

Подвиг юродства – тяжелейший из принимаемых на себя трудов во имя Господа, без благодатной помощи свыше этот подвиг вынести было невозможно. Это подвижничество требовало не только силы духа, но и незаурядных физических свойств человека, крепости не только духовной, но и телесной, поскольку юродивые проводили большинство времени на улице, ходили полунагие в любые, самые жуткие морозы.

Поскольку Прокопий на Руси был первым юродивым, новгородцы не знали о том, что это он «понарошку» чудит, и посчитали его действительно сумасшедшим. А поскольку впал неосмотрительный Прокопий не просто в блажь, а в «буйство преложися», то новгородцы, по их разумению, для его же блага несколько раз «успокаивали» не в меру буйного юродивого, задавая ему трепку.

Где же было явиться первому в России юродивому, как не в Новгороде? Город этот стал с тех пор родиной русского юродства. Все известные русские юродивые XIV и начала XV века или жили в Новгороде, или были выходцами из этого города.

Здесь «буйствовали» в XIV веке юродивые Николай (Кочанов) и Федор, неистовыми драками между собой вразумляя горожан, издеваясь над новгородской «демократией», при которой решения принимались в кулачных боях, стенка на стенку, на мосту через Волхов. Чья взяла – того и правда. Указывая на нелепость этого обычая, жившие на разных берегах Волхова юродивые – Никола на Софийской стороне, Федор на Торговой, – постоянно бранились через реку. Когда один из них пытался перейти Волхов по мосту, другой гнал его назад, крича:

– Не ходи на мою сторону, живи на своей!

Во время этих представлений юродивые порой так увлекались, что, награждая друг дружку тумаками, носились якобы по воде, как посуху. Но юродивые Никола и Федор жили много позже крещеного немчина Прокопия, которого жители не привечали и вместо того чтобы прислушаться к вразумлениям юродивого, сами старались его «образумить».

Отлежавшись после очередного «вразумления» скорых на руку новгородцев, Прокопий отпросился у Варлаама в «восточные страны» и покинул не понявший его Новгород. Однако путь его лежал в «великий и славный» Устюг, выбранный все за те же «церковные украшения».

Вы были в Великом Устюге?! Если не были, зря: насмотревшись на красоты северного древнерусского зодчества, легко понять изменившего католической вере немца, ставшего зваться Прокопием.

Идет он с тощей котомкой за плечами, едва прикрытый худой одежонкой, в руках – три посоха сразу. А что тут возразишь-скажешь – юродивый, имеет право. Идет он по тому, что называется у нас дорогами: по непролазной грязи, болотам, продирается сквозь лесные чащобы, отбивается посохами от зверей лютых. За вид свой дикий и поведение «непотребное» от людей православных терпит обиды многие, «досаду и укорение и биение и пхание». У нас, как известно, в ухо дать – не копеечку подать, всегда пожалуйста. А Прокопий терпит, не жалуется: взвалил на плечи тяжкий крест юродства – неси молча.

Идет упрямый немец, крещенный в православие, вместо копеечки оплеухами одариваемый, вместо ночлега теплого на паперти спящий, в лесу, как зверь дикий, в палую листву зарывшись, а то и вовсе на голой земле. От богатых милостыню не принимает, поскольку денег, неправдой нажитых, касаться не желает, а бедным и подать ему нечего, если только хлебца корочку. Да и то черствую. А ему и того достаточно.

Королевкий дворец в Брюсселе (Фото: Albo, Shutterstock)

(National Day) – главный праздник страны – отмечается ежегодно 21 июля, начиная с 1890 года, в честь знаменательной даты.

В этот день в 1831 году в результате выборов на королевский престол взошел Леопольд I (Leopold of Saxe-Coburg). Новый король Леопольд I принес присягу бельгийскому парламенту на верность Конституции страны.

В ноябре 1830 года состоялись выборы в Национальный конгресс. Результатом работы конгресса стали принятие Декларации о независимости Бельгии и Конституции страны. В феврале 1831 года Бельгия была объявлена конституционной монархией с двухпалатным парламентом.

Вопрос о том, кто будет королем Бельгии, стал предметом широкого международного обсуждения и дипломатических баталий (в Лондоне даже была созвана конференция послов). Национальный конгресс избрал королем сына французского короля Луи Филиппа. Последовавшие за этим решением громкие протесты англичан привели к тому, что королем стал Леопольд I.

В настоящее время праздничные и торжественные мероприятия в честь Национального дня проходят по всей стране. Этот день календаря бельгийцы очень чтят. Наиболее масштабные празднества, конечно же, разворачиваются в Брюсселе, среди которых наиболее яркое – это грандиозный военный парад (Гран-пляс), который проходит на Дворцовой площади после традиционного торжественного обращения к народу короля Бельгии. В своей речи монарх поздравляет подданных с памятной датой и призывает их объединиться для сохранения целостности и величия государства.

После парада улицы столицы наполняются толпами бельгийцев и туристов, повсюду звучит музыка и выступают музыкальные коллективы, танцевальные и театральные труппы. Также в этот день многие государственные музеи и исторические памятники можно посетить совершенно бесплатно, среди них — Королевский музей изящных искусств, Королевский музей истории и искусства, и даже – Королевский дворец и Парламент Бельгии. Завершается праздник, по традиции, грандиозным фейерверком.

Как известно на июль выпадает множество праздников, которые охотно отмечает все население России. Здесь встречаются, как и масштабные народные или же государственные праздники, так и узконаправленные, которые отмечаются отдельными людьми в узких кругах. Не обходится в летнее время и без церковных праздников. Как известно, на территории России нет запрета на религию, поэтому каждый человек может верить в то что хочет, и конечно никто не запрещает различным церквям почитать своих святых. На июль же припадает один из главных христианских праздников посвященный явлению Казанской иконы Божьей Матери.

Стоит отметить, что данный праздник испокон веков считался главным женским днем. Конечно никто не запрещал и мужчинам чтить память Богородицы, но в старину женщины считали, что именно им больше всего она помогает и оберегает. Именно Богородица может укрепить тело и дух, помочь обрести душевное спокойствие если попросить ее о помощи, поэтому среди женщин в этот день было принято проводить различные обряды, которые могут защитить их и их семьи.

История Казанской иконы Богородицы начинается в XVI веке. Именно тогда произошло ее явление 21 июля 1579 года.

На то время на землях Казани свирепствовал огромный пожар, который уничижал все на своем пути и стер с лица земли некоторые районы города. Когда пламя удалось потушить Богородица явилась во сне 9-летней Матроне, которая проживала на территории Казани и рассказала ей о своей иконе, которая якобы зарыта под пепелищем, оставшимся от сгоревшего дома девочки.

Когда Матрона рассказа об этом своим родителям, они ей не поверили и посчитали это просто детскими сказками, но Богородица не оставляла девочку и являлась к ней еще дважды, вновь указывая на то самое место и наказывала забрать святой лик.

В конечном итоге мать Матроны согласилась пойти на место бывшего дома и к ее превеликому удивлению они и правда обнаружили там зарытую под пеплом икону, которая практически осталась невредимой, несмотря на ужасный пожар.

Стоит отметить, что в православии есть два праздника, посвященных Божьей Матери, которые непосредственно связаны между собой. Первый отмечается 21 июля – явление самой иконы, а вот второй 4 ноября, когда икона показала всю свою чудотворную силу.

4 ноября в России отмечается День народного единства, который приурочен к победе над поляками в 1612 году, но не многие знают, что второе название этого праздника Казанская осення, ведь именно лик Богородицы помог изгнать поляков из Москвы. Поэтому святую чтят два раза в год.

Традиции праздника

Во-первых, так как это сугубо церковный праздник в этот день запрещается ругаться и заниматься работой по дому. Издавна люди верили, что в такие дни необходимо дать душе и телу отдохнуть и сходить в храм помолиться. Церковные служители же в этот праздник утраивают крестные ходы, но с течением времени они потерпели небольшие изменения.

Если раньше совершались великие обходы с иконами по всему поселению, то сейчас обход делается непосредственно вокруг храма.

Помимо этого, именно данный день считается самым благоприятным для свадеб. Люди верили, что брачующиеся в день явления иконы будут жить долго и не знать бед в совместной жизни. Мамочки же в этот день крестили своих детей.

Среди женщин же ходили обычаи совершать в этот день обряды, чтобы обрести небывалую красоту. Многие представительницы прекрасного пола с самого утра выходили в лес в поисках березы. Считалось, что если найти дерево, у которого листы будут покрыты инеем и посмотреть в один словно в зеркало, то пройдут все морщины.

Девушки же помладше делали заговоры, чтобы кожа была чистой. Для этого нужно было взять яблоко, очистить от кожуры и выкинуть ее с мыслями, словно вы выбрасываете все свои проблемы. После натереть яблоко, перемешав его с медом и нанести смесь на лицо, приговаривая:

«Яблочко очистилось, и лицо мое очистится. Медок мягок и сладок, и кожа моя станет мягка и сладка».

Считалось, что такая маска может избавить не только от мелких изъянов, а даже от шрамов на лице.

Хорошей приметой в этот день был дождь, который символизировал слезы Богородицы и мог смыть все грехи и проблемы.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

21 июля (8 июля по «старому стилю» - церковному юлианскому календарю). Сегодня в Русской Православной Церкви празднуется день одной из величайших святынь – Казанской иконы Пресвятой Богородицы, а также совершается память шести святых, праздник Знамения от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге и день множества чтимых списков Казанского образа Пресвятой Богородицы.

Казанская икона Божией Матери. Этот святой образ, явленный в Казани в июле 1579 года, более четырех столетий является символом нашего народного единства и славных побед русского воинства. Уже сама история обретения Казанской иконы десятилетней Матроной, дочерью простого стрельца, наглядно показывает, в чем заключается подлинное народное единство.

Великомученик Прокопий (до мученичества Неаний) Кесарийский (Палестинский). Этот святой страдалец за Христа и Его Церковь, уроженец святого града Иерусалима, жил и пострадал во времена правления жесточайшего гонителя христиан императора-язычника Диоклетиана (царствовавшего в 284-305 годах от Рождества Христова).

Неаний был молодым язычником, быстро продвинувшимся по службе и лично принимавшим участие в гонениях. Он был назначен проконсулом в Александрию и направился туда, собираясь уничтожить всех местных христиан. Но по пути в этот город Неанию, подобно Савлу по пути в Дамаск, явился Сам Господь, сказав: «Неаний, и ты идешь на Меня?». При этом в воздухе появился сияющий крест. После видения Неаний превратился из гонителя в ревностного христианина.

Но после этого случилось страшное – мать Неания, озлобленная против христиан язычница, донесла на сына. Император обратил к нему полное богохульств послание, которое проконсул разорвал. После этого будущего мученика арестовали и отправили в Кесарию Палестинскую. В тюремной камере Сам Господь крестил страдальца, дав ему имя Прокопий. Перед казнью святого многие язычники раскаялись и уверовали во Христа, в том числе и мать мученика. Все они были казнены вместе со святым Прокопием. Это произошло в 303 году от Рождества Христова.

Праведный Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец. Русский святой, почивший в 1303 году от Рождества Христова. Напомним, на Руси издревле к подобным христианским подвижникам относились с особым благоговением. Они брали на себя подвиг мнимого безумия, открыто обличая грехи современного им мира. При жизни получая за это не только почитание, но и оскорбления и даже побои. Именно Христа ради юродивые, как никто другой, учили нас верить не напоказ, а искренне и нелицемерно.

Праведный Прокопий Устьянский, Важский, Вологодский, Христа ради юродивый. Один из русских блаженных, совершавший свои подвиги в XVII столетии от Рождества Христова в Вологодских землях.

Священномученики Александр Попов,

Феодор Располов

и Николай Брянцев, пресвитеры. Священники, погибшие в начале богоборческого «красного террора» 21 июля 1918 года. Первые двое – на Урале, вскоре после того, как там были зверски убиты святые царственные страстотерпцы и Алапаевские мученики. А отец Николай бал убит большевиками в Ярославле за то, что во время подавления Ярославского антибольшевистского восстания не разрешал вкатить на церковную колокольню пушку для обстрела города.

Также 21 июля празднуется день чтимых списков с Казанской иконы Божией Матери, явленных в Москве (1612), Казани (1579) и Петербурге (1721): Ярославской (1588), Вязниковской (1624), Нижнеломовской (1643), Витебской (1655), Тобольской (1661), Каплуновской (1689), Тамбовской (1895), Пензенской (1717), Песчанской (1754), Чимеевской (1770), Высочиновской (XVIII век), Вышенской (1812) и Якобштадтской (XVII век) икон Божией Матери.

Поздравляем православных христиан с памятью этих великих святынь и всех сегодняшних святых!

Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!