17 июля где служит владыко митрополит арсений. © краевед Николай Чулков. Из цикла "История края в лицах". С чем, на Ваш взгляд, это связано

Кукольная болезнь владыки Епифанова. Борьба за патриаршее наследие в разгаре .

Сергей Бычков

Как только стало известно, что Святейший патриарх Московский и Всея Руси Алексий II серьезно болен, в церковной среде начались склоки. Мечта о патриаршем куколе (в просторечии - кукольная болезнь) обуяла многих. Особого напряжения борьба за патриарший престол достигла в Чистом переулке, где находится резиденция патриарха. Там же размещается и викарий патриарха, архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), которого в дни болезни патриарха близкие стали любовно называть "патриаршиком". В Чистом находится и резиденция постоянного члена Священного синода, управляющего делами Московского патриархата митрополита Сергия.

25 декабря состоится очередное заседание Священного синода. Наши источники утверждают, что на нем будет решаться вопрос не только о замещении двух вакантных епископских кафедр - Тамбовской и Нижегородской. Говорят, уже развернулась нешуточная борьба и вокруг поста управляющего делами Московского патриархата. Это похоже на правду, поскольку это место является ключевым в Русской церкви. Поэтому патриарх 6 лет тому назад назначил туда митрополита Солнечногорского Сергия (Фомина). Митрополит Сергий известен как опытный церковный деятель, умеющий ладить и с собратьями, и с представителями власти. За годы демократического существования России он не запятнал себя участием ни в одном из многочисленных скандалов. Но, с точки зрения многих церковных деятелей, он обладает серьезным недостатком - он серьезный и последовательный противник церковных "голубых", влияние которых в Русской церкви сегодня как никогда сильно.

Среди постоянных членов Священного синода митрополиту Сергию противостоят "табачный" митрополит Кирилл (Гундяев), глава Отдела внешних церковных связей, и его старший друг и наставник, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков). Владыка Поярков, страстно мечтавший о патриаршем куколе, после сокрушительного провала на выборах патриарха в 1990 году смирился с тем, что патриархом ему уже не стать. Зато он видит патриархом своего младшего друга - владыку Гундяева. Хотя шансы владыки Гундяева после жуткого скандала на 7-м Всемирном русском соборе стали мизерными. Туда не пришли ни представители Администрации Президента, ни правительства. Более того, от участия уклонился и патриарх. Все надежды Гундяев возложил на Жириновского. И тот не подвел - с высокой трибуны в храме Христа Спасителя он обвинил православное духовенство в сотрудничестве с КГБ! Соборяне так разволновались, что раздался свист и крики: "Иуда!" Председатель соборика растерялся и не сумел овладеть ситуацией.

Поэтому сегодня "табачный" вынужден считаться с церковным научным центром "Православная энциклопедия". Он создан архиепископом Арсением, который до недавнего времени противостоял и митрополиту Сергию, и тандему Гундяев-Поярков. Наши информаторы в ОВЦС убеждены, что сравнительно недавно был достигнут компромисс между "табачным" и владыкой Епифановым. Они объединились против митрополита Сергия. Гундяев обещал поддержку владыке Арсению в его борьбе за место управляющего делами.

Митрополита Сергия решено отправить или в Тамбов, или в Нижний Новгород. В этой рокировке Епифанов мечтает занять место управляющего делами. Это будет последняя ступенька, по его мнению, перед тем, как сделать решительный шаг к патриаршему престолу. Что же представляет собою архиепископ Арсений и его окружение? Следует признать, что за последние годы он сделал немало и собрал мощную команду.
Осенью этого года отметил 10-летие своего существования Свято-Тихоновский богословский институт, созданный для укрепления и углубления богословского образования в Москве при МГУ. Он полностью подконтролен владыке Епифанову. Ректор - священник Владимир Воробьев - даже не кандидат богословия, зато безмерно предан владыке Арсению. Свято-Тихоновский институт, церковный научный центр "Православная энциклопедия", а также Центр изучения религий Института истории РАН (его возглавляет Ольга Васильева) тесно работают с владыкой Епифановым. В ЦНЦ формальный глава - некто Сергей Кравец. Когда-то выпускник философского факультета МГУ, прибившийся в конце 80-х к кружку Алексея Лосева. Этакий странный гибрид православия и марксизма. Впрочем, обнаруживший недюжинную деловую хватку - в начале 90-х возглавлял издательство Валаамского монастыря. До сих пор о нем вспоминают в разоренном монастыре с печалью. Затем сумел максимально приблизиться к архиепископу Арсению (Епифанову), под которым томятся все 410 московских приходов.
Их объединила не только "Православная энциклопедия", но и несколько общих увлечений. Владыка Епифанов славен в узких кругах как страстный коллекционер. Первая страсть - коллекционирование банкнот. Знающие люди утверждают, что ему, конечно, далеко до владыки Гундяева, но по количеству и разнообразию денежных купюр он явно на втором месте после "табачного". Раз в месяц в Чистый переулок направляются настоятели московских храмов с целлофановыми пакетами в руках. Зная страсть владыки, они несут ему банкноты... Вторая страсть владыки - томные и порочные юноши. Говорят, что у него едва ли не самая богатая коллекция в Русской церкви. И, наконец, последняя страсть владыки Епифанова - коллекционирование компромата на собратьев и писание доносов. Тут он, без сомнения, первенствует. Кравец деятельно помогает, умножая его коллекции. Говорят, иногда даже правит доносы. "Православная энциклопедия" благодаря его неуемной энергии стала гигантской "прачечной". Одни и те же тиражи энциклопедии они умудряются продавать по 5, а то по 6 раз. Одним словом, Кравец и владыка Епифанов теперь "энциклопедисты".

Чтобы понять "энциклопедистов" и их экспертов, стоит задуматься над личностями тех, кто консультирует их, готовя новые канонизации. К примеру, Григория Распутина. Петербургский историк Сергей Фирсов проявляет поразительную гибкость, описывая в толстом фолианте феномен царского Друга и готовя его канонизацию: "Проблема Распутина - это проблема олицетворения идеала, восприятия "живого символа". Известно, что Распутин был ближайшим другом и духовным наставником императорской семьи. Императрица Александра Федоровна именовала его в письмах к супругу не иначе как Другом. Причем с большой буквы. Оба - и Николай II, и Александра Федоровна теперь святые. Эксперты ЦНЦ считают, что не хватает третьего - Распутина...

Наши источники в ОВЦС напоминают, что владыка Епифанов, признанный лидер православных "голубых", уже сделал немало для грядущей кадровой революции на очередном заседании Синода. Уволенный несколько лет назад со скандалом с Екатеринбургской кафедры епископ Никон (Миронов) и отправленный на покаяние в Псково-Печорский монастырь, в августе появился в Москве и стал настоятелем храма в Вешняках. 25 декабря он вновь будет назначен на епископскую кафедру. Получит новую кафедру один из самых одиозных "голубых" епископов, также уволенный на покой, Савва Красногорский, возглавлявший отдел по взаимодействию с силовиками. Благодаря заступничеству владыки Арсения он также получил богатый приход в Москве.

Вроде бы все места распределены. И все же мы не склонны буквально во всем верить нашим друзьям из ОВЦС. Святейший патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, несмотря на перенесенную болезнь, еще полон сил и уверенно ведет церковный корабль. Опытный церковный политик, он известен своей системой сдержек и противовесов. Он опирается на здоровые силы в Церкви, прекрасно понимая опасность мощного "голубого лобби". Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий за последние годы значительно потеснил в столице позиции "табачного". Возглавляемый им Макарьевский фонд опирается на здоровые силы в исторической науке и вряд ли допустит канонизацию Григория Распутина или Ивана Грозного. В последние годы патриарх доверяет ему решение многих важных церковных проблем. Его влияние совершенно не учитывается аналитиками из ОВЦС. Удаление из Москвы митрополита Сергия вряд ли облегчит задачу владыке Епифанову или его союзникам - Пояркову-Гундяеву. Скорее всего, председательствуя на очередном заседании Священного синода, патриарх вновь разведет противоборствующие стороны по своим углам. Он прекрасно осведомлен о кукольных притязаниях владыки Епифанова. Может статься, что, как хороший хозяин, патриарх на Синоде выметет паучьи сети "союзников". А "патриаршик" хоть и не избавится от кукольной болезни, так и останется скандальным лидером православного "голубого" лобби.

"Московский комсомолец" 24 декабря 2002 г. credo.ru



Митрополи́т Арсе́ний (в миру Авксентий Георгиевич Стадни́цкий) - епископ Русской Православной Церкви, митрополит Ташкентский и Туркестанский (1933—1936), ранее в течение долгого времени был правящим епископом Новгородской епархии.

Родился в селе Комарово Хотинского уезда Кишиневской губернии в семье сельского священника. Родом был молдаванин.

В 1880 году окончил Кишиневскую духовную семинарию и был назначен учителем Единецкого духовного училища.

Высшее образование получил в Киевской духовной академии, которую окончил в 1885 году со степенью кандидата богословия и со званием магистранта.

В 1885 году дважды посетил Афон. Впечатления о своих поездках он изложил в «Дневнике студента - паломника на Афон», изданном в «Трудах Киевской духовной академии» (№ 6-8, 1886 г.). Впоследствии «Дневник» был издан отдельной книгой и удостоен Макарьевской премии.

По окончании академии назначен в Кишиневскую духовную семинарию преподавателем греческого языка, затем - церковного пения (он считался одним из лучших его знатоков) и (бесплатно) гражданской истории.

В 1887-1895 годах был редактором «Кишиневских епархиальных ведомостей». Проф. И. В. Корсунский впоследствии писал, что А. Стадницкий «был не только редактором епархиальной газеты, но и самым деятельным и плодовитым сотрудником ее».

В 1887 и 1891 годах участвовал в работе Всероссийских миссионерских съездов в Москве. Свои впечатления об этих съездах он изложил в статье «Деятельность первого и второго миссионерского съезда в Москве», которая опубликована им в «Кишиневских епархиальных ведомостях». В Кишиневской епархии являлся членом комитета по наблюдению за деятельностью миссионеров.

В 1895 году за свою диссертацию на тему: "Гавриил Бонуласк-Бодони, экзарх Молдовлахийский и митрополит Кишиневский", утвержден в степени магистра богословия.

В этом же 1895 году назначен инспектором Новгородской духовной семинарии и, по принятии монашества 30 декабря, рукоположен 31 декабря во иеродиакона.

1 января 1896 года рукоположен во иеромонаха и определен на должность инспектора Новгородской духовной семинарии, а затем определен ректором той же семинарии с возведением в сан архимандрита и настоятеля монастыря св. Антония Римлянина в Новгороде.

10 января 1897 года назначен инспектором Московской духовной академии и исправляющим должность ординарного профессора по кафедре Библейской истории.

28 февраля 1899 года хиротонисан во епископа Волоколамского, третьего викария Московской митрополии, с оставлением в должности ректора академии. Хиротония состоялась в Московском кафедральном соборе Христа Спасителя.

В 1900 году он в числе профессоров и студентов Московской духовной академии совершил паломничество в Святую Землю. Итогом путешествия стала книга "В стране священных воспоминаний", редактированная и изданная им самим. В книге 60 фотографий, большую часть которых сделал Арсений.

В феврале 1902 года присутствует при пострижении в монашество студента духовной академии Сергея Симанского, в иночестве Алексия - будущего патриарха. В пещерном храме Гефсиманского скита он произносит по этому случаю "Слово". Арсений всю жизнь был духовным руководителем Алексия.

В 1903 году переведен на самостоятельную кафедру во Псков. Почти 7 лет он управлял Псковской епархией, сделав для Пскова немало доброго и полезного. В числе главных дел: создание школы псаломщиков и церковного музея и при нем - историко-археологического комитета.

В 1904 году защитил диссертацию на степень доктора богословия на тему: "Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви". Часть 1-я. "История Молдавской епархии и их святителей со времени основания государства и до наших дней" и утвержден в степени доктора Церковной истории.

Обширная педагогическая опытность епископа Арсения и выдающиеся труды его в этой области, привлекли к нему внимание Святейшего Синода и он был приглашен в 1905 году на пост члена Учебного Комитета при Святейшем Синоде, где и проявил свои блестящие способности руководителя церковным просвещением в России.

В 1906 году назначен председателем Синодального Учебного Комитета. В этом же году был назначен членом Предсоборного Присутствия и состоял в нем председателем 5-го отдела о реформе церковно-учебных заведений.

В 1907 году возведен в сан архиепископа и в этом же году был избран членом Государственного Совета от монашествующего духовенства. Будучи архиепископом Псковским и Порховским, архиепископ Арсений в 1909-1910 годах был утвержден в звании почетного члена Казанской духовной академии во внимание к его ученым трудам и плодотворной архипастырской деятельности.

В 1912 году председательствовал на Московском противоалкогольном съезде.

В 1913 году в Новгороде открылось по инициативе архиепископа Арсения церковно-археологическое общество.

Осенью 1917 года на Всероссийском Поместном Соборе был один из трех кандидатов в патриархи, вместе с владыками святителем Тихоном Московским и Антонием Харьковским. В то время народная молва оценила его как "самого строгого" из архиереев Русской Церкви - в отличии от "самого умного" Антония и "самого доброго" Тихона. По свидетельству мит-рополита Евлогия (Георгиевского), архиепископ Арсений "возможности стать Патриархом ужасался и только и молил Бога, чтобы "чаша сия миновала его".

Был арестован в ноябре 1919 года в Москве. Затем арест последовал в Новгороде, где он находился под надзором власти, - в 1920 году. В 1922 году митрополит Арсений был привлечен к суду вместе с патриархом Тихоном по ложному обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Почти год находился в заключении. Владыке пришлось пережить убийства своего викария епископа Варсонофия (Лебедева) и многих священнослужителей, вскрытие мощей, изъятие церковного имущества и ценностей в Новгороде.

Выйдя из тюрьмы 10 января 1924 года, уже через 5 дней был вновь арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

В это время он был лишен возможности принимать активное участие в управлении Русской Православной , а также управлять своей Новгородской епархией. 11 августа 1933 года он был уже формально освобожден от управления Новгородской епархией и назначен митрополитом Ташкентским.

Некоторое время занимал двойственную позицию по отношению к административной деятельности митрополита Сергия, но в 1927 году стал постоянным членом временного патриаршего Синода (хотя участия в нем не принимал).

По оценке помещенной в жизнеописании составленном митрополитом Мануилом (Лемешевским), митрополит Арсений был человек тяжелого характера, но справедливый и прямой. Уставщик церковной службы и пения. Формалист. Священников, имевших камилавки, но приезжающих без камилавок, не допускал к себе на прием, пока они не привезут свою камилавку, хотя бы надо было обратно ехать за 150 км. Митрополит Арсений был известный духовный писатель и выдающийся оратор политический (в Государственном Совете) и блестящий проповедник. Неутомимый исследователь в области местной церковной старины и автор многочисленных богословских трудов. Его выступления в Святейшем Синоде, Государственном Совете и в общественных церковных собраниях считались блестящими, как образцы выдающейся импровизации. Владел сильным голосом - басом.

Святитель , чьим духовным наставником он был и на чьих руках умер в ташкетской больнице, так отозвался на Арсения: "Вы лучше меня знаете, как безмерна эта утрата для Церкви русской, и довольно мне сообщить только событие, низко опустить голову и снова лить слезы".

Первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Центральным и Южным викариатствами города Москвы, Председатель Комиссии по церковному имуществу и землевладениям при Епархиальном совете города Москвы возглавил Попечительский Совет Фонда имени преподобного Андрея Рублева.

Митрополит Истринский Арсений (в миру Епифанов Юрий Александрович)

Место рождения:
поселок Востряково Домодедовского района Московской области

Образование:
1976-1979 - Московская духовная семинария;
1979-1983- Московская духовная академия.

Краткая справка основной деятельности:

По окончании средней школы служил в Советской Армии, затем нёс послушание алтарника в Никольском храме в Бирюлеве (уже с начала 70-х был прихожанином этого храма);

В 1983-1989 годах являлся референтом и личным секретарём митрополита Таллинского и Эстонского а затем Ленинградского и Новгородского Алексия;

28 августа 1984 года рукоположен во диакона, 28 августа 1986 года - во иерея, с 1988 года служил в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры;

30 сентября того же года пострижен в монашество с именем в честь преподобного Арсения Коневского. 1 октября возведён в сан архимандрита;

5 октября 1989 года был хиротонисан во епископа Ладожского, викария Ленинградской епархии. Хиротонию в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры совершали: митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер); архиепископы Горьковский и Арзамасский Николай (Кутепов), Никон (Фомичев); епископы Алма-Атинский и Казахстанский Евсевий (Саввин), Тамбовский и Мичуринский Евгений (Ждан), Ульяновский и Мелекесский Прокл (Хазов), Ташкентский и Среднеазиатский Лев (Церпицкий);

20 июля 1990 года на первом заседании Священного Синода под председательством новоизбранного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен епископом Истринским, викарием Московской епархии;

Архиепископ Арсений (Епифанов)

Курировал приходы, духовенство и приходские советы Москвы. Участвовал в работе комиссий по освидетельствованию возвращаемых Церкви и вновь обретаемых святых мощей: св. блгв. кн. Александра Невского (1988), преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1990), прп. Серафима Саровского (1991), свт. Иоасафа Белгородского (1991), свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России (1991), блж. Матроны Никоновой (1998);

В 1994-1997 годах являлся Председателем Научно-редакционного совета по изданию «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова);

С 1998 года, со дня основания, возглавляет Научно-редакционный совет по изданию «Православной энциклопедии»;

В декабре 2010 года поручено окормление приходских храмов на территории Центрального (Центральное, Сретенское, Богоявленское, Покровское, Москворецкое благочиния) и Южного (Даниловское благочиние) административных округов города Москвы;

31 декабря 2011 года назначен управляющим Центральным и Южным викариатствами города Москвы и был включён в состав Епархиального совета города Москвы по должности;

1 февраля 2014 года возведён в сан митрополита в Московском Храме Христа Спасителя Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Церковные:

  • медаль прп. Сергия Радонежского II степени (1979)
  • орден св. равноап. кн. Владимира III степени (1989)
  • орден св. блгв. кн. Даниила Московского II степени (1995)
  • ордена и медали Поместных Православных Церквей
  • памятная панагия (2014)
  • орден преподобного Серафима Саровского II степени (2015)

Светские:

  • орден Дружбы
  • медаль «За заслуги перед Отечеством» II степени
  • медаль «В память 850-летия Москвы»

Викарий Патриарха Московского и всея Руси архиепископ Истринский Арсений выразил озабоченность небрежным отношением отдельных столичных клириков в несении священнической службы и призвал усилить по отношению к ним дисциплинарные меры, передает ИНТЕРФАКС.

"Некоторые молодые священники пренебрежительно обращаются с уставом, считая, что они сами себе устав. Они часто сокращают устав, забывая о его высоких целях", - сказал архиепископ Истринский Арсений в понедельник на ежегодном епархиальном собрании московского духовенства.

По словам владыки, торопливость при богослужении неблагоприятно воздействует на верующих и в целом негативно отражается на ходе приходской жизни.

"Церковь считает нынешний устав действующим, нельзя отдавать его на волю отдельных священников", - подчеркнул архиепископ Арсений.

Иерарх с сожалением отметил характерные для некоторых священников "искажения при совершении треб". Так, некоторые священники сегодня совершают таинство крещения простым обливанием водой вместо полного погружения, не читают во время крещения "Символ веры" и даже не освящают воду перед таинством.

"Отвечая на иногда раздающиеся упреки в наш адрес в "латинстве", скажем, что это не "латинство", а простая косность и лень священников", - отметил владыка.

Крещение богатых лиц, по его словам, зачастую недопустимым образом превращается в "шоу, театрализованное представление, сопровождающееся всеобщим смехом и фотовспышками, а священник при этом, к сожалению, не пытается призвать присутствующих к молитве".

Столь же недопустима, по его словам, практика поспешного отпевания (за 15 минут), а также внушение верующим некоторыми священниками, что таинство соборования может заменить исповедь и смывает с человека все грехи.

"Необходимо выявить лиц, пренебрегающих уставом, и ходатайствовать перед Святейшим Патриархом об освобождении их от непосильных обязанностей священнослужения", - считает архиепископ Арсений.

Он также сообщил, что в Московскую Патриархию по-прежнему поступают жалобы от простых верующих на очень высокие цены на таинства и свечи. Некоторые священники практикуют даже, по словам владыки Арсения, "платное покаяние за аборт". Такие действия, подчеркнул представитель Московской Патриархии, отталкивают верующих от Церкви.

Владыка Арсений также упрекнул ряд московских клириков в регулярных опозданиях к началу Литургии и призвал их "дорожить временем людей, приходящих на богослужение".

"У таких клириков присутствует общая отговорка: автомобильные заторы на дорогах. Но о них как правило всем известно, поэтому необходимо планировать собственное расписание", - заявил владыка Арсений.

Клириков, систематически пренебрегающих обязательными для всего духовенства исповедью, архиепископ призвал временно отстранять от совершения Божественной литургии. Отдельного порицания с его стороны удостоились священники, позволяющие себе громко разговаривать в алтаре во время богослужения, а также сидеть во время службы.

Владыка Арсений также попросил присутствующих московских клириков непременно установить в каждом храме факс для возможности оперативной связи, поскольку сегодня, по его словам, часто при звонках на приходы на другом конце провода оказываются люди, которые "не в состоянии принять информацию".

Сегодня, 24 ноября 2018 года, митрополит Истринский Арсений, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, совершил всенощное бдение в храме Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище. Служба проходила в приделе храма, освящённом в честь святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. Владыке сослужил настоятель и духовенство Прихода.










25 ноября православные христиане день памяти святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского

Апсидная уличная икона святителя Иоанна Милостивого, установленная на стене храма Воскресения Словущего на Ваганьково

СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН МИЛОСТИВЫЙ — СМИРЕННЫЙ ВЛАДЫКО

Будущий святой родился на острове Кипре, в городе Амафунте (нынешний Лимасол) в семье вельможи Епифания. «С юности он был воспитан в благочестии и страхе Божием, который был для него началом премудрости» [из жития святого по изложению святителя Димитрия Ростовского].

Когда Иоанн лишился детей и жены, он стал строгим аскетом и молитвенником. Его духовные подвиги стяжали ему известность, и, когда овдовела патриаршая кафедра в Александрии, император Ираклий, всё духовенство и народ упросили Иоанна занять патриарший престол.

Патриарх Александрийский Иоанн своим главным делом считал благотворительность и благодеяния всем нуждающимся. Он «всецело посвятил себя ревностному исполнению заповедей Божиих и делам благотворения. Ни один нуждающийся не уходил от него опечаленным и с пустыми руками; всем просящим Иоанн раздавал милостыню, всех утешал в скорбях, не словом только, но и делом; он насыщал алчущих, одевал нагих, выкупал пленников и имел попечение о странниках и больных. Щедрость его была подобна реке, непрестанно и изобильно текущей и напаяющей всех жаждущих» [из жития святого по изложению святителя Димитрия Ростовского].

Святитель никогда не отказывал просящим. Однажды по дороге в больницу он встретил нищего и велел дать ему 6 сребреников. Нищий, переменив одежду, обогнал патриарха и снова стал просить милостыню. Иоанн снова дал ему 6 сребреников. Когда же нищий в третий раз попросил подаяния и слуги стали гнать назойливого просителя, патриарх приказал дать ему 12 сребреников, сказав: «Не Христос ли искушает меня?».

Два раза святитель давал деньги купцу, терпевшему кораблекрушения, а на третий раз дал ему принадлежавший Патриархии корабль, наполненный пшеницей, на котором купец совершил благополучное путешествие и возвратил долг.

Святой Иоанн Милостивый был известен своим кротким отношением к людям. Однажды он вынужден был за какую-то провинность отлучить от Церкви одного клирика. Провинившийся озлобился на патриарха. Святитель хотел призвать его для беседы и забыл об этом. Во время совершения Божественной литургии святой вспомнил слова Евангелия: когда приносишь свой дар на алтарь и вспомнишь, что брат твой имеет что-либо против тебя, — оставь дар свой и прежде помирись с братом твоим (Мф. 5, 23 — 24). Святитель вышел из алтаря, призвал к себе провинившегося клирика и, пав перед ним на колени, всенародно просил прощения. Потрясенный клирик раскаялся в содеянном и впоследствии стал благочестивым священником.

Святой Иоанн, строгий аскет и молитвенник, всегда имел в душе память смертную. Он заказал для себя гроб, но не велел мастерам доделывать его до конца, указав каждый праздничный день приходить к нему и спрашивать, не пора ли завершить работу.

Незадолго до кончины святой Иоанн вынужден был по болезни оставить свою кафедру и удалиться на остров Кипр. Во время пути на корабле больному святителю было знамение: в сонном видении ему явился светозарный муж и сказал: «Царь царей зовет тебя к Себе». Это видение предвозвестило скорую кончину патриарха. Прибыв на Кипр, в родной город Амафунт, святитель с миром отошел ко Господу [по разным версиям между 616-620 годами].

24.11.2018