Значение глаголов совершенного и несовершенного вида. Вид глагола в русском языке: образование и правильное употребление. Видовые пары глаголов

Вид глагола. Вид- постоянный морфологический признак глагола, обобщенно указывающий на характер протекания действия или распределение действия во времени.

Все глаголы имеют видовую характеристику- относятся к совершенному виду СВ или несовершенному виду НСВ. Глаголы СВ отвечают на вопрос что сделать? и обозначают законченное действие прочитать или действие, достигшее определенного предела похудеть. Эти глаголы описывают действие как факт Наступила осень, листья пожелтели и опали Очень редко, преимущественно в разговорной речи, глаголы СВ могут обозначать факт как пример повторяющегося действия С ним так бывает остановится и задумается. Глаголы НСВ отвечают на вопрос что делать? и не обозначают законченного действия читать действия, достигшего определенного предела худеть. Большинство непроизводных глаголов русского языка имеют характеристику НСВ читать, менять, кричать. Для образования от них глаголов СВ необходимо прибавить приставку читать пере-читать, приставку и суффикс менять с-мен-и-ть или суффикс -ну- со значением однократности кричать крик-ну-ть. Не происходит изменения видовой характеристики только у 17 глаголов разнонаправленного движения при прибавлении к ним приставки с пространственным значением, например летать у-летать. Два глагола, различающиеся только видовым значением завершенность действия, достижение действием предела, составляют видовую пару делать- сделать, читать- прочитать.

Некоторые глаголы имеют супплетивные образованные от другой основы видовые пары говорить- сказать.

В некоторых случаях глаголы в видовой паре внешне различаются только местом ударения разрйзать- разрезбть. В русском языке есть двувидовые глаголы значение вида они приобретают в контексте. Это глаголы казнить, женить, крестить, обещать Вчера он наконец женился- СВ Он женился несколько раз- НСВ, глаголы на -ировать телеграфировать, оперировать Ему еженедельно телеграфировали об успехах предприятия- НСВ- Он решил телеграфировать о своем приезде- СВ. В русском языке есть глаголы, не участвующие в видообразовании, поскольку их значение чуждо описанию протекания действия они обозначают не действие, а факт стоить, иметь- НСВ или моментальный переход из одного состояния в другое вскрикнуть, очнуться- СВ. Время В современном русском языке у глаголов различают три формы времени настоящее, прошедшее и будущее.

Глаголы в форме прошедшего времени обозначают действие, которое происходило до момента речи, например Пушкин перешагнул через хребет столетия Р. Гамзатов. Для образования прошедшего времени обычно служит суффикс -л например петь - пел, работать - работал.

Но в некоторых случаях форма мужского рода прошедшего времени образуется без суффикса -л- нести - нес, а в форме женского и среднего рода и в форме множественного числа этот суффикс появляется несла, несло, несли. У глаголов на -чь при образовании формы прошедшего времени происходит чередование ч г или ч к, например стере-чь - стерег, пе-чь - пек. Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе - по родам.

Глаголы в форме настоящего времени обозначают действие, которое происходит в момент речи, например Я ищу встречи со всем, что было связано с Блоком К. Паустовский. Формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида. Эти формы образуются с помощью личных окончаний ид-у, ид-ешь, ид-ет, ид-ем, ид-ете, ид-ут. Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.

Глаголы в форме будущего времени обозначают действие, которое произойдет после момента речи, например Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад С. Есенин. Будущее время имеет две формы простую и сложную.

От глаголов совершенного вида при помощи личных окончаний образуется будущее простое восстановлю, а от глаголов несовершенного вида - будущее сложное буду восстанавливать. Форма будущего сложного состоит из двух слов из форм будущего простого от глагола быть и инфинитива глагола несовершенного вида. Наклонение Наклонение- непостоянный морфологический признак глагола, представленный у спрягаемых форм глагола и выражающий противопоставлением форм изъявительного, повелительного и сослагательного наклонения отношение действия к реальности.

Изъявительное наклонение выражает реальное действие в прошлом, настоящем или будущем.

Глагол в изъявительном наклонении изменяется по временам.

Средством выражения изъявительного наклонения являются показатели времени суффиксы -л- и -Ш- в прошедшем времени нес-л-а, нес-Ш личные окончания в настоящем и будущем времени нес-у, буд-у нести, принес-у. Повелительное наклонение императив выражает побуждение к действию в форме просьбы или приказа.

Глагол в повелительном наклонении не изменяется по временам. Повелительное наклонение имеет следующие средства выражения в 1 лице представлена так называемая форма совместного действия пойд-ем-те, давайте пойдем, в форме 2 лица повелительное наклонение выражается формообразующими суффиксами -и- пиш-и- или -Ш- сядь-Ш в 3 лице представлены составные формы с вспомогательными элементами пусть, пускай, да пусть идет идут, да здравствует. Условное сослагательное наклонение обозначает действие, возможное при определенных условиях, а также само это условие.

Условное наклонение образуется присоединением к совпадающей с прошедшим временем форме частицы бы Если бы он пришел, мы пошли бы в кино. Форма наклонения может иметь переносное употребление.

Изъявительное наклонение может употребляться в значении условного Чего тебе было надо? Взял да и ушел Взял бы и ушел бы или в значении повелительного наклонения Ну, пошли Ну, пойдемте. Повелительное наклонение может употребляться в значении изъявительного А он возьми да и скажи А он взял и сказал или в значении условного Приди он вовремя, ничего бы не случилось Если бы он пришел вовремя, ничего бы не случилось. Условное наклонение может употребляться в значении изъявительного Я хотел бы вам сказать Я хочу вам сказать или в значении повелительного Сходил бы ты за хлебом Сходи за хлебом. Наречие Наречие- это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко- предмета.

Наречия неизменяемы за исключение качественных наречий на -о -е и примыкают к глаголу, прилагательному, другому наречию быстро бежать, очень быстрый, очень быстро. В предложении наречие обычно бывает обстоятельством. В редких случаях наречие может примыкать к существительному бег наперегонки существительное имеет значение действия, яйцо всмятку, кофе по-варшавски.

В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение.

Классификация наречий осуществляется по двум основаниям- по функции и по значению.

По функции выделяют два разряда местоимений- знаменательные и местоименные. Знаменательные наречия называют признаки действий или других признаков, местоименные- указывают на них, ср. справа- где, налево- куда, сдуру- почему, назло- затем, вчера- тогда. Местоименные наречия могут быть подразделены на классы в соответствии с классификацией местоимений, например там, туда, тогда- указательные, где, куда, зачем- вопросительно-относительные, везде, всюду- определительные ит.д. Выделяют два разряда наречий по значению- определительные и обстоятельственные.

Определительные наречия характеризуют само действие, сам признак- его качество, количество, способ совершения очень, красиво, весело, по-моему, пешком и подразделяются на следующие разряды качественные, или образа действия как? каким образом? быстро, так, вдвоем количественные, или меры и степени в какой мере? насколько? очень, нисколько, втрое.

Обстоятельственные наречия называют внешние по отношению к действию обстоятельства и подразделяются на следующие разряды места где? куда? откуда? справа, там, наверху времени когда? как долго? вчера, тогда, весной, когда причины почему? сгоряча, почему, потому цели зачем? для чего? назло, зачем, затем. Главным морфологическим свойством наречий является их неизменяемость- это их постоянный морфологический признак. Однако качественные наречия на -о -е, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения - сравнительную и превосходную, например прыгнуть далеко - дальше - более далеко - дальше всех. Сравнительная степень наречия является обстоятельством, относится к глаголу и отвечает на вопрос как? Она имеет две формы - простую и составную. Простая форма образуется при помощи суффиксов -ее- -ей -е -ше- от исходной формы наречий, от которой отбрасываются конечные -о- -е -ко например легко - легче, тонко - тоньше, жарко - жарче, близко - ближе.

Составная форма образуется с помощью слов более и менее, например более легко, более тонко, менее близко.

Превосходная степень наречий обозначает, что какой-то признак проявляется в наибольшей степени, и имеет, как правило, составную форму, которая представляет собой сочетание двух слов - сравнительной степени наречия и местоимения всех всего или исходной формы наречия и слова наиболее, например прыгнул дальше всех, написал грамотнее всех, осветить наиболее полно.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Современный русский язык

Не менее важно и то, что язык является также орудием мышления. Человеческое мышление опирается на языковые средства, а результаты.. Язык - форма существования национальной культуры, проявление самого духа нации. В дошедших до наших дней пословицах и..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Вид это морфологическая категория глагола, которая указывает на отношение действия, обозначаемого глаголом, к внутреннему пределу этого действия: решить решать.

Все глаголы в любой форме имеют значение вида, следовательно, эта категория универсальная. Категория вида бинарна: её составляют глаголы двух видов: совершенного (отвечают на вопрос что сделать?) и несовершенного (отвечают на вопрос что делать?).

Вид это специфическая категория русского и других славянских языков, одна из сложных категорий грамматики, которую изучает специальный раздел грамматики аспектология . Частные значения глаголов обоих видов разнообразны: значение завершенности (сказать), значение однократного действия (крикнуть), значение неопределённой длительности действия (кричать) и др.

Все эти частные значения могут быть сведены к более общим: действие без указания на его внутренний предел (глаголы несовершенного вида) и действие с указанием на его внутренний предел (глаголы совершенного вида).

Глаголы совершенного и несовершенного вида различаются не только категориальным значением, а и словоизменением и грамматической сочетаемостью. Глаголы несовершенного вида в изъявительном наклонении обладают возможностью образовывать все временные формы (делать делал делаю буду делать) , они имеют полный набор временных форм причастий. У глаголов совершенного вида в изъявительном наклонении нет формы настоящего времени (сделать сделал сделаю) и причастий настоящего времени. Глаголы совершенного вида никогда не сочетаются с глаголами, обозначающими какую-либо фазу действия (начать, закончить, продолжить и др.) , и со словами и оборотами типа долго, часами, ежедневно и др.

Глаголы русского языка в своем большинстве противопоставлены друг другу по виду: они составляют видовые пары. Два глагола тождественные по своему лексическому значению, но различающиеся грамматическим значением совершенного и несовершенного вида объединяются видовую пару : писать написать, делать сделать.

Наиболее распространённым способом видообразования является суффиксальный.

Глаголы несовершенного видаобразуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов: -ива-, -ыва- (подклеить подклеивать, расспросить расспрашивать ), -ва-, -а-(-я) (дать давать, запеть запевать, решить решать, спасти спасать).

Глаголы совершенного видаобразуются отглаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -ну- и -ану- : (толкать толкнуть, колоть кольнуть, сыпать сыпануть) , приставок за-, на-, из-, с-, про-, о-, вы-, по-, раз- и др. (конспектировать законспектировать, писать написать, печь испечь, делать сделать, читать прочитать, слабеть ослабеть, лечить вылечить, стро­ить построить и т. д.).

Но чаще всего приставки не только изменяют грамматическое значение вида, но и придают глаголу новое лексическое значение, такие глаголы не образуют видовой пары: чи­тать перечитать, отчитать, зачитать и т. д.

Глаголы, составляющие видовую пару, могут различаться только местом ударения: вырезАть вЫрезать, насыпАть насЫпать.

В некоторых случаях члены видовой пары могут выражаться глаголами с разными основами: брать взять, искать найти, говорить сказать.

Далеко не все глаголы в русском языке могут образовывать видовые пары. Различия между глаголами, составляющими видовую пару должны сводиться лишь к разнице на указание внутреннего предела

Глаголы, которым свойственны значения только совершенного или только несовершенного вида, называются одновидовыми. Чаще всего это глаголы с ярко выраженным способом глагольного действия: быть, существовать, являться (несовершенный вид), сказануть, крикнуть, встрепенуться, поспать (совершенный вид)

Двувидовые глаголы посредством одной и той же формы выражают значения совершенного и несовершенного вида. Эти глаголы занимают особое место в видовой системе русского языка. Обратим внимание, важно не путать двувидовые глаголы с глаголами, имеющими видовые пары.

К двувидовым глаголам относятся: глаголы с суффиксами -ова(ть), -ирова(ть): адресовать, организовать, конфисковать и др.; некоторые глаголы с суффиксами -а(ть), -е(ть), -и(ть): бежать, обещать, венчать, обещать, даровать, ранил и др.

Чаще всего двувидовость глаголов проявляется в формах прошедшего времени и инфинитива, но иногда не различаются и формы настоящего и будущего времени (казню, женю) . Значение того или другого вида выявляется в контексте. Например: Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят (что делают?) (А. Пушкин); Не прикажете ли, я велю (что сделаю?) подать коврик? (Н. Гоголь).

Остались вопросы? Не знаете, как определить вид глагола?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

а) в его течении, в процессе совершения, а тем самым в длительности или повторяемости, напр.: жить, петь, работать, ходить, читать;

как ограниченное, сосредоточенное в каком-либо пределе совершения, будет ли то момент возникновения, начала действия или же момент его завершения, его результат, например: запеть, кончить, побежать, пропеть, прийти, узнать, уйти » [Грамматика–1960].

«Категория вида – это система противопоставленных друг другу рядов форм глаголов: ряда форм глаголов, обозначающих ограниченное пределом целостное действие (глаголы совершенного вида), и ряда форм глаголов, не обладающих признаком ограниченного пределом целостного действия (глаголы несовершенного вида). Категорией вида охватываются все глаголы. Ограничение действия пределом означает ограничение действия абстрактным, внутренним пределом, представляющим действие как целостный акт, в отличие от представления действия как процесса в его длительности или повторяемости» [Русская грамматика–1980].

Понятие об аспектуальности. Раздел грамматики, который занимается изучением видов и способов действия глагола, называется аспектологией. Следует разграничивать аспектологию как раздел науки о языке и аспектуальность как функционально-семантическую категорию.

Аспектуальностькатегория, содержанием которой является характер протекания действия. В нее включаются глагольный вид, способы действия, а также дополнительные, вспомогательные элементы, переданные лексическими неглагольными и синтаксическими средствами выражения характера протекания действия. К ним относятся, например, наречия и словосочетания со значением длительности, непрерывности, мгновенности и т. п. (долго, весь день, изредка, часто, непрестанно и др.).

Категория вида характерна для всех глагольных форм. Она связана и с морфологией, и с синтаксисом. Традиционно категория вида квалифицируется как грамматическая и включается в качестве морфологического ядра в более широкую семантико-функциональную категорию аспектуальности.

Способы действия – это лексические группы, лексическая аспектуальность.

Понятие о виде.

Общепризнанное определение вида в современной лингвистиче­ской литературе отсутствует. Причиной этого является, прежде всего, отсутствие единства в вопросе о содержании категории вида. Одни лингвисты называют до 4 видов (традици­онно выделяют 2), другие считают, что эта категория не существует вообще.

Историки языка считают, что категория вида является славянским новообразованием; поэтому она, естественно, отсутствует в немецком, английском, французском и др. языках. Деление на виды произошло в доисторический период, в современном состоянии виды оформились в XVI–XVII вв. и продолжают совершенствоваться в настоящее время. Становление видовой системы русского глагола происходило параллельно с формированием системы времен.

Виды глагола имеют отличия в семантике, в количественном и качественном составе грамматических форм.

Семантика видов.

В течение длительного времени лингвисты пытаются определить инвариантное значение каждого вида, но сделать это не удаётся. Рассмотрим, какие значения назывались в качестве объединяющих, общевидовых.

В роли инвариантного значения совершенного вида (СВ) предлагались: предель­ность, законченность, результативность, точечность и целостность.

Определение СВ, основанное на понятие законченности, завершенности действия, восходит к Ф. Миклошичу, затем используется в работах В.А. Богородицкого, Л.А. Быковой и другие. Под законченностью понимается доведение действия до конца.

Противники этой точки зрения (А.М. Пешковский, В.В. Виноградов, И.П. Мучник и другие) обращают внимание на то, что под это определение не подходят: 1) глаголы со значением начала действия: запеть, побежать; 2) глаголы так называемого мгновенного действия: вздрогнуть, стукнуть и другие.

Основным значением СВ часто признается результативность (А.А. Шахматов, С.О. Карцевский, И.П. Мучник и другие). Другими словами, глаголы СВ должны обозначать действие, достигшее результата. Но, во-первых, результативность является значением способа действия (точнее – нескольких способов действия). Во-вторых, это значение способны передавать и глаголы НСВ (несовершенного вида): Ежедневно его коллега прочитывал не менее сотни документов. В-третьих, сами понятия «результативность» и «результат» обозначают не совпадающие полностью явления. Для доказательства этого положения М.Я. Гловинская с опорой на авторов модели «Смысл – Текст» дает следующие примеры:

вставать – встать стоять,

садиться – сесть – сидеть,

ложиться – лечь лежать и т. д.

Второй элемент каждой тройки обозначает конечный момент этого процесса (конец, предел его), который в то же время называется результативностью, но глагол обозначает не только и не столько результат действия, сколько конец процесса и начало состояния, которое выражено в третьем элементе и представляет собой результат действия [Гловинская М.Я. Семантические типы видовых противопоставлений русского глагола. – 1982.].

В качестве семантического инварианта СВ предлагалась целостность действия (Л.П. Размусен, Ф. де Соссюр, А. Достал, Р. Ружичка, Ю.С. Маслов, А.В. Бондарко и другие). Понятие это от Л.П. Размусена до А.В. Бондарко изменялось по содержанию и в работе последнего трактуется следующим образом: «Целостность – это в известном смысле противоположность процессности… В действии как целом начало, середина и конец не выделяются, здесь все фазы слиты воедино» [Бондарко А.В. Вид и время русского глагола (значение и употребление). – М.: Просвещение, 1971.]. В последних работах целостность рассматривается как свойство глаголов СВ, которое не позволяет им сочетаться с фазовыми глаголами типа начать, продолжать, заканчивать и т. д.; другими словами, раскрытие содержания термина подменяется показом сочетаемостного проявления. А.М. Пешковский этот же факт рассматривал как точечность. Но у большинства глаголов СВ значение конца не совпадает с концом. Это подтверждается, в частности, и возможностью многих глаголов СВ сочетаться с наречиями постепенно, медленно и т. д.: постепенно замедлился, расширился и т. д.

Наиболее распространенной в современной лингвистике является точка зрения, согласно которой инвариантным значением глаголов СВ является предельность (Р. Якобсон, В.В. Виноградов, Н.С. Авилова, Е.А. Земская, М.В. Панов, А.Н. Тихонов и другие).

В Русской грамматике–80 эта идея выражена в следующем предложении: «Значение ограничения действия пределом свойственно всем глаголам совершенного вида» [Русская грамматика–80, ч. 1.]. Внутренний предел чаще всего представляется как некая критическая точка, по достижении которой действие, исчерпав себя, прекращается или превращается в новое состояние, ср.: переписывать – переписать, белить – побелить.

Понятие внутреннего пределаблизко к понятию законченного действияи характеризуется теми же недочетами, что и предшествующее.

Во-первых, существуют группы глаголов СВ, действие в которых не может быть доведено до предела (до конца). Это прежде всего глаголы, обозначающие изменения свойства или положения в пространстве: расшириться, побелеть, углубиться, ослабеть, охладиться, окрепнуть и под. В отличие от остальных предельных глаголов СВ они могут обозначать действие, совершающееся и после каких-либо событий, ср.: Цены повысились и повышаются.

Во-вторых, не подходят под это определение глаголы со значением начала действия (зацвёл, побрёл) и глаголы со значением мгновенного действия (вздрогнуть, стукнуть и под.). В Русской грамматике–80 о таких глаголах говорится следующее: «Глаголы совершенного вида могут выражать и такой предел, который ограничивает действие во времени, фиксирует его начало (запеть, заговорить) , окончание (но не исчерпанность) (отговорить, отшуметь, отобедать), некоторый временной отрезок (полежать, постоять) , ограничение действия одним актом его совершения (прыгнуть, крикнуть) » [Русская грамматика–80, ч. 1.]. Нетрудно заметить искусственность подгонки значения перечисленных глаголов под значение предельности. Недостатком этой теории является то, что понятия граница, предел сложны и во многом субъективны, не имеют формальных показателей.

Таким образом, общего (инвариантного) значения, объединяющего все глаголы СВ, не выделено. Логично, по нашему мнению, говорить о комбинации разных значений в каждом глаголе; например, глагол прочитать содержит в себе значения предельности, законченности, результативности и целостности; глагол толкнуть – значение мгновенного действия, целостности, законченности и т. д.

Грамматические особенности видов.

Глаголы НСВ и СВ различаются составом форм, сочетаемостными свойствами, субституционными возможностями.

Глаголы НСВ имеют три формы времени: настоящее (читаю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ют ), прошедшее (читал, -а, -о, -и ), будущее аналитическое (буду, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут читать) .

Причастия, образованные от них, имеют две формы времени: настоящего и прошедшего; примеры: читающий, читавший; читаемый, читанный.

Глаголы СВ имеют две формы времени: прошедшее и будущее простое (прочитал, -а, -о, -и; прочитаю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ют) .

Причастия, образованные от них, имеют одну форму времени – прошедшее (прочитавший, -ая, -ее, -ие) .

Таким образом, СВ и НСВ не совпадают по составу парадигм.

Различаются виды и сочетаемостными возможностями: глаголы НСВ сочетаются с фазисными глаголами начать, продолжать, кончать и под. (начинаю заниматься ), а также с наречиями типа долго, продолжительно и предложными сочетаниями имен существительных по вечерам, по утрам и под.: долго думать, отдыхать по воскресеньям у моря.

По отношению к глаголам НСВ используют учебно-исследовательский вопрос что делать?, к глаголам СВ – вопрос что сделать?, что свидетельствует об их разных субституционных возможностях.

Отличаются виды и средствами видообразования; следовательно, в некоторых случаях – и морфемной структурой.

По отношению к виду используют понятие «маркированный член оппозиции» и «немаркированный член». Эти понятия были введены в лингвистический обиход Н.С. Трубецким и Р. Якобсоном. Применительно к видовому противопоставлению совершенный вид характеризуется как маркированный, признаковый, обладающий определенным значением некоторого признака; несовершенный вид – как немаркированный член видового противопоставления, выступающий в позиции нейтрализации.

Средства видообразования.

Основными средствами образования видов являются имперфективация и перфективация .

Имперфективация (от имперфективный, то есть несовершенный) – это образование глаголов НСВ от глаголов СВ путем суффиксации: переписать – переписывать, одолеть – одолевать.

Имперфективация осуществляется при помощи суффиксов - ыва- /- ива- :

вписать – вписывать,

обмазать – обмазывать,

усвоить – усваивать,

заходить – захаживать,

выздороветь – выздоравливать;

одолеть – одолевать

сдуть – сдувать,

смыть – смывать;

замести – заметать,

вылезти – вылезать,

привыкнуть – привыкать.

Суффиксация сопровождается чередованием гласных, перемещением ударения:

опустить – опускать,

зажечь – зажигать,

отсыпать – отсыпать.

В последнем примере суффиксы -а - омонимичны. Чтобы убедиться в этом, сравним парадигмы:

Суффикс - а - сохраняется в парадигме глагола НСВ, он лишь по звучанию совпадает с суффиксом инфинитива глагола СВ.

При имперфективации совершенный вид выступает в качестве маркированного члена видовой оппозиции. Глагол совершенного вида «определяет лексическое и грамматическое поведение производного члена корреляции, который является зависимым от производящего и по смыслу, и по форме» [Тихонов А.Н. Глагол. - 1998].

Перфективация (от перфективный – совершенный ) – это образование глаголов СВ от глаголов НСВ путем префиксации: писать – написать, переписать, дописать и так далее.

В исключительных случаях у беспрефиксных глаголов перфективация осуществляется с помощью суффикса - ну- (-н-); ср.: колоть – кольнуть (кольнет), мелькать – мелькнуть и другие, а также префиксально-суффиксальным способом: глотать – проглотить, кланяться поклониться.

Форма несовершенного вида программирует лексическое и грамматическое поведение формы совершенного вида, зависимой от производящей и по смыслу, и по форме. Поэтому при перфективации маркированным членом видовой оппозиции является несовершенный вид.

Возможен супплетивный способ образования видов: ложиться – лечь, брать – взять, класть – положить, возвращать – вернуть, ловить – поймать, говорить – сказать и др. В некоторых работах супплетивизм видовых пар трактуется расширительно: к супплетивным парам относят: 1) лечь – ложиться, сесть – садиться, стать – становиться, лопнуть – лопаться ; 2) вернуть – возвращать (СВ также возвратить) .

Понятие видовой цепи. Видовая цепь отражает историю образования русских слов и максимально насчитывает четыре звена. Схематически ее можно изобразить следующим образом:

бесприставочный

приставочный

глагол НСВ,

глагол СВ,

глагол НСВ,

глагол СВ,

суффиксация,

префиксация,

первичный

имперфектив

первичный

перфектив

вторичная

имперфективация

вторичная

перфективация

Играть выиграть выигрывать повыигрывать

Видовые пары (система видовых оппозиций).

Категория вида в русском языке охватывает все глаголы, но не все они образуют видовые пары. «Видовую пару образуют две соотносительные формы одного и того же глагола, совпадающие лексически и имеющие разные видовые значения: одна несовершенного вида, другая совершенного вида. Члены видовых корреляций обозначают один и тот же факт действительности, называют две стороны одного и того же действия, одного и того же процесса – отношение действия к внутреннему пределу (совершенный вид) или длительность его, продолжительность (несовершенный вид)» [Тихонов А.Н. Глагол. – 1998.]. Видовые пары составляют глаголы противопоставленных видов, тождественные по лексическому значению. Такие отношения, когда видовые различия не сопровождаются изменениями в семантике, называются коррелятивными. В образовании видовых пар участвуют только предельные глаголы: одни (НСВ) передают стремление к пределу, другие (СВ) выражают значение предела. Таким образом, способность объединяться в видовые пары зависит от лексического значения глаголов: если у глаголов несовершенного и совершенного вида лексическое значение не изменяется, сохраняется, то такие глаголы образуют видовую пару. Если глаголы не способны выражать достижение предела или стремление к нему, они относятся к непредельным глаголам и не входят в видовые пары. Видовая пара – это глаголы противопоставленных видов, тождественные по значению. Примеры: глаголы измерять – измерить, пахать – вспахать не различаются семантикой. Их различие только в виде, поэтому они образуют видовые пары. Приставки до- и пере- в глаголах дописать и перепахать вносят дополнительное лексическое значение префиксального глагола в сравнении с глаголом несовершенного вида, поэтому глаголы писать – дописать, пахать – перепахать не образуют видовые пары. Это однокоренные некоррелятивные глаголы совершенного и несовершенного вида.

Видовые пары образуются теми же способами, что и все глаголы, – они являются результатом имперфективации и перфективации; при этом рассматриваются только те глаголы, которые сохраняют семантику. При имперфективации наиболее продуктивным является суффикс - ива-(ыва-): выиграть – выигрывать.

При перфективации актуальным является вопрос о чистовидовых приставках. При изменении вида они не должны менять лексическое значение глагола. Выявление коррелятивности значения у глаголов совершенного и несовершенного вида вызывает большие затруднения, так как префиксы должны обозначать лишь внутренний предел процесса и указывать «на естественный исход процесса» (В.В. Виноградов). Примеры: проектировать – спроектировать, писать – написать, строить – построить (подробное описание префиксальных видовых корреляций дано в монографии А.Н. Тихонова «Глагол». –1998.).

По наблюдениям А.Н. Тихонова, в многозначных глаголах члены видовых пар обычно совпадают во всех значениях, имеют полную семантическую соотносительность (см. глаголы открыть – открывать, делать – сделать и под.). Иногда члены видовых корреляций имеют неполную семантическую соотносительность, совпадают в части своих значений (см. глаголы выступать – выступить и под.).

А.А. Зализняк и А.Д. Шмелев к видовым парам относят следующие: благодарить – поблагодарить, пробовать – попробовать, нравиться – понравиться, хвалить – похвалить, чувствовать – почувствовать, радоваться – обрадоваться, врать – соврать, петь – спеть и др. [Анна А. Зализняк, Шмелев А.Д. Введение в русскую аспектологию. - Языки русской культуры, 2000.].

Все глаголы с точки зрения вхождения их в видовые пары делятся на парные по виду и непарные по виду. Парными по виду являются глаголы совершенного и несовершенного вида с коррелятивными отношениями, в которых выражены различия при сохранении лексического значения (то есть глаголы, входящие в видовые пары). Парные по виду глаголы, таким образом, – это предельные глаголы: одни из них (глаголы совершенного вида) выражают значение предела, другие (глаголы несовершенного вида) – стремление к нему.

Непарными по виду являются непредельные глаголы. Они не образуют видовых пар, относятся только к одному виду (совершенному и несовершенному), за счет чего и получили название одновидовых глаголов.

Одновидовые глаголы несовершенного вида включают в себя следующие семантические группы:

    глаголы со значением интеллектуального состояния: верить, знать, полагать, помнить и под.;

    глаголы, обозначающие природные физические процессы: жечь, печь, греть и другие;

    глаголы со значением физических и психических состояний: болеть, беспокоиться, стесняться и под.;

    глаголы неоднонаправленного движения: бегать, бродить и т.п.;

    глаголы со значением активного звучания: стучать, звонить, греметь и другие;

    глаголы со значением восприятия органами чувств: смотреть, созерцать и так далее;

    модальные глаголы: хотеть, мочь, желать и другие;

    связочные и полусвязочные глаголы, означающие различные отношения между кем-н. и чем-н.: быть, являться, доводиться, состоять, числиться и т.п.

Одновидовые глаголы совершенного вида включают следующие разряды:

    глаголы с суффиксом - ну -, имеющие однократное значение: крикнуть, стукнуть и под.;

    глаголы со значением начала действия: заговорить, закрывать и под.;

    глаголы с ограничительным значением: поболтать, поговорить.

Двувидовые глаголы.

Парные по виду глаголы составляют около 75% всей глагольной лексики, непарные (одновидовые) – около 20%. 5–6 оставшихся процентов падает на долю так называемых двувидовых глаголов [Тихонов А.Н. Глагол. –1998.]. К двувидовым относят примерно 600–700 глаголов (из них 50–60 древних), у которых под одним звуковым комплексом скрываются глаголы совершенного и несовершенного вида, значения которых реализуются в определенных контекстах (то есть видовая корреляция не имеет выраженных формальных отличий). Ср.: В курсовой работе я обычно использую до 50 источников. В последующих работах я использую представленные Вами материалы. В составе двувидовых глаголов выделяют две группы. Первую, малочисленную, составляют глаголы русского и старославянского происхождения: велеть, женить(ся), заимствовать, исповедовать(ся), исследовать, казнить, крестить(ся), миновать, напутствовать, оборудовать, ранить, расследовать, содействовать и другие.

Во вторую, более многочисленную группу входят глаголы, заимствованные из западноевропейских языков: арендовать, ассигновать, рапортовать, рекомендовать, салютовать, аккредитовать, организовать, централизовать, газифицировать, абонировать, авансировать, гарантировать, иллюстрировать, эмигрировать, активизировать, механизировать, систематизировать, стабилизировать(ся) и другие.

Несмотря на определенную специфику, двувидовые глаголы являются частью системы глагольной лексики. От них могут быть образованы глаголы совершенного и несовершенного вида. Ср.: молвить – вымолвить, иллюстрировать – проиллюстрировать, переформировать – переформировывать.

Некоторые ученые двувидовость считают морфологической аномалией русского языка (шире – славянских языков): А.В. Исаченко, Б.П. Шуба и др. Анализируя эту проблему, А.Н. Тихонов рассматривает разные точки зрения и активно поддерживает противоположную точку зрения [Тихонов А.Н. Глагол. – 1998.].

Видовая характеристика глаголов движения.

Глаголы движения в русском языке часто представлены парными глаголами несовершенного вида:

идти ходить

ехать ездить

бежать бегать

лететь летать

плыть плавать

нести носить

везти возить

лезть лазить

тащить таскать

гнать гонять

брести бродить

ползти ползать

катить катать и т. д.

Глаголы левой колонки обозначают движение в определенном направлении и называются однонаправленными, происходящими в конкретный момент. Глаголы правой колонки называют движение в разных направлениях (разнонаправленные), многократно повторяющиеся или те случаи, когда речь идет о действиях вообще и направление не указывается. Они называются разнонаправленными или многократными.

Таким образом, русские глаголы движения противостоят друг другу по одно- и разнонаправленности, а также по кратности–некратности. Однонаправленные однократные глаголы бежать, брести, везти, гнать, ехать, вести, плыть, лезть, нести и под. обозначают движение, перемещение каким-либо способом чего-либо в одном направлении в определенный момент. В предложении с данными глаголами могут использоваться слова и словосочетания типа сегодня, сейчас, в этот раз и под. Глаголы бегать, бродить, возить, гонять, ездить, водить, плавать, лазить, носить и под. обозначают движение, специально никуда не направленное (По вечерам он бегал), многократное (Мы ездим в лес по выходным) , как постоянное свойство (Птицы летают) .

При обозначении многократного повторяющегося движения могут употребляться не только глаголы разнонаправленного движения, но и глаголы однонаправленного движения (Ср.: После занятий я хожу в библиотеку и работаю там до вечера. После обеда я иду в библиотеку и работаю там до вечера).

Глаголы движения своеобразны с точки зрения видовых отношений: бесприставочные глаголы неоднонаправленного движения никогда не образуют видовых пар. У приставочных глаголов неоднонаправленного движения видовые пары могут быть образованы путём вторичной имперфективации: перевезти – перевозить. Не образуют видовых пар глаголы со значением ограниченности во времени (поносить), окончания действия (отбегать), интенсивности (разбегался) и некоторые другие.

От глаголов однонаправленного движения очень легко образуются приставочные глаголы совершенного вида, но они не образуют видовых пар с бесприставочными, так как различаются семантикой. Однако от этих приставочных глаголов легко образуются видовые пары путем вторичной имперфективации: ср.: нести – перенести – переносить; плыть – заплыть – заплывать.


Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что д е л а т ь?, а глаголы совершенного вида - что сделать?
Глаголы несовершенного вида не указывают на завершённость действия, на его конец или результат. Глаголы совершенного вида указывают на завершённость действия, на его конец или результат.
Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с одним и тем же лексическим значением. Такие глаголы образуют видовую пару:
При образовании глаголов одного вида от глаголов другого вида используются приставки (ехать - уехать, мчаться - примчаться), суффиксы (толкать - толкнуть, наводнять - наводнить).
Образование видов глагола может сопровождаться чередованием гласных и согласных в корне:
Чередующиеся звуки (гласные и согласные) Совершенный вид Несовершенный ВИД
о//а опоздать опаздывать
1/и стереть стирать.
о//ы вздохнуть вздыхать
я//им понять понимать
а//ин начать начинать
д//ж проводить провожать
дЦясд победить побеждать
ж//г изложить излагать
т//ч ответить отвечать
зЦж снизить снижать
ж//мл утомить утомлять
етЦщ простить прощать
тЦщ защитить защищать
е//ш упросить упрашивать
пЦпя укрепить укреплять

Некоторые видовые пары представляют собою разные слова, имеют разные основы:

Отдельные видовые пары могут различаться ударением:
Совершенный внд Несовершенный вид
разрезать разрезamp;ть
засamp;пать засыпamp;ть
отрёзать отрезать

Добрый день, уважаемый студент! Сегодня мы рассмотрим виды глаголов. Очень часто мои студенты задаются вопросом, почему в русском языке так много разных глаголов, как определить их время и почему некоторые глаголы употребляются с приставками, а некоторые без. Чтобы разобраться во всех этих вопросах, давайте разберем глаголы совершенного и несовершенного вида.

Форму глаголов несовершенного вида вы обнаружите в словаре, глагол в данном случае обозначает действие, а уже от этой формы образуются глаголы совершенного вида. При этом надо отметить,что способов этих достаточно много, вот некоторые из них:

При помощи приставок , сравните:

Несовершенный вид Совершенный вид
Читать To read Прочитать Has red
Писать To write Написать Has written
Готовить Приготовить Has cooked
Покупать To buy Купить Has bought

Обратите, пожалуйста, внимание, что у нас есть слово-исключение, которое образуется в совершенном виде без приставки - это глагол "Купить". В несовершенном же виде этот глагол употребляется с приставкой -по.

При помощи разных суффиксов :

Итак, если мы хотим сказать,что действие происходит регулярно, нам нужен глагол несовершенного вида. Если действие произошло 1 раз в какой-то момент или день/час и т.д. и мы знаем о его результате, то мы имеем дело с глаголом совершенного вида. Такие глаголы отвечают на вопрос "что сделать ?"

Если же мы говорим о повторяющихся действиях, то мы не только используем глаголы несовершенного вида, которые отвечают на вопрос "что делать ?", но и используем различную дополнительную информацию в лице наречий, которые как раз-таки и показывают эту повторяемость. Например,

Анастасия не может готовить (что делать ?), она готовит редко . Anastasiya cannot cooking, she cooks rare.

Я купила (что сделала ?) красивое платье, оно мне очень идёт ! (виден результат) I bought a new dress, it suits me much.

Чтобы правильно определить вид у глагола можно запомнить некоторые наречия, которые помогут правильно решить, точно ли тот или иной глагол относится к определенному виду:

Несовершенный вид
Что делают? Когда? Как часто?

  1. Никита смотрит фильм Каждое утро/вечер/день, регулярно, часто, редко, иногда, обычно.
  2. Виталий покупает газеты
  3. Мы играем в волейбол
Совершенный вид
Что они сделали? Когда?
  1. Никита посмотрел фильм "Титаник" Вчера, вечером, утром, сегодня, один раз, в пятницу, 2 дня назад, уже, еще не.
  2. Виталий купил газету "Известия"
  3. Мы сыграли в волейбол очень хорошо
Из этих примеров видно, что слова-наречия могут значительно облегчить определение того или иного вида глагола, главное, выучить вопросы и запомнить данные слова. Чтобы попрактиковаться, исправьте данные предложения, задавая глаголам правильные глаголы. Предложения написаны с ошибками:

Я доел кашу и шел гулять.
Студенты задерживались в университете, но все-таки освоили материал.
Она очень долго переделала доклад.
Таня сильно плакала и никак не успокоилась.
Дети много смеялись и учитель решала поиграть с ними еще.

Запомните , пожалуйста, что глаголы несовершенного вида имеют 3 формы: прошедшую, настоящую и будущую:

Глаголы совершенного вида имеют только 2 временные формы: прошедшую и будущую

Посмотрели и посмотрим (Что сделали и что сделают?) Watched and will watch

Форма прошедшего времени изменяется по числам:

Бежал (единственное число) и бежали (множественное число) He ran and they ran.