Жертвоприношения ацтеков. Кровавые тайны ацтеков: массовые убийства и пирамиды из костей

Какие силы он олицетворяет и в какой день проводится обряд. В жертву приносились как люди, так и животные. Жертвоприношение людей было более высоким и значимым, поскольку их устраивали преимущественно в праздники и во время военных и развлекательных игр, когда приношение в жертву животных могло быть процедурой ежедневной (например, каждодневное приношение в жертву птиц в честь восхода солнца или собак в честь зимнего солнцестояния).

История культа

В центре ацтекской мифологии лежали представления об абсолютной подчинённости судеб людей воле богов, которые в свою очередь требовали для поддержания собственной жизни человеческой крови . Смерть богов могла бы стать причиной гибели всего мира . Так, например, существование солнца, в представлении ацтеков, могло быть возможным только при подпитке его человеческой кровью. Это представление находит отражение в легенде, следуя которой первые боги были вынуждены пожертвовать собой, чтобы солнечный диск продолжал своё движение по небосводу. Таким образом, возникает культ крови, как источника энергии не только для жизни организма, но и для жизни светила.

Достоверных источников самих ацтеков о том, когда именно зародился культ жертвоприношения, не существует, что связывается с уничтожением письменных источников цивилизации ацтеков во времена Конкисты . Сохранившиеся источники в виде настенных надписей, предметов, используемых в ритуалах, и прочего не могут дать полной информации о культе. Тем не менее, возникновение человеческих жертвоприношений у ацтеков связывают с правлением тлатоани Тисока , который использовал их как способ ведения своей политики в государстве. Более ранние практики жертвоприношения, до прихода ацтеков в Анауак , не известны.

Жертвоприношения устраивались в какие-либо знаменательные дни, например, в праздники, посвящённые культу солнца или какому-либо событию. Жертвами могли быть как собственно добровольцы из народа, так и захваченные во время сезонных войн пленники. Наиболее известно жертвоприношение, производимое на вершине храма. Жертву окрашивали в синий цвет и вели на вершину пирамиды, где ee поджидал тлатоани или жрец с обсидиановым ножом. Следующим делом жертву клали на камень и рассекали грудную клетку , из которой вынимали сердце (сами жрецы называли его «драгоценным орлиным плодом кактуса» ) и «утоляли им жажду солнца». Нередко при этом жертве отрубали голову , а тело сбрасывали с пирамиды. Сами пленные, приносимые в жертву, как правило, не противились своей участи, поскольку такая смерть была для них лучшим способом попасть в иной мир, а бегство могло стать клеймом позора.

Чествование бога огня Уеуетеотля (Шиутекутли) происходило по следующему сценарию. Пленников одурманивали коноплёй (яутли ) и рассаживали вокруг костра, после чего каждый жрец хватал по одной жертве и взваливал её себе на плечи. Вместе с живым грузом жрец совершал ритуальный танец смерти, после чего бросал его в огонь. Ещё не испустивший дух обгорелый пленный вынимался из костра, жрецы вскрывали его грудь и доставали сердце. Не менее мучительным было жертвоприношение через расстрел , когда жрецы медленно убивали привязанного к столбу пленника, метая в него стрелы.

Помимо этих ритуалов, известных ещё майя , существовали и иные. Один из известных испанцам способов имел следующий вид. Прославившегося в бою, искусно владеющего оружием пленника привязывали к солнечному камню таким образом, чтобы он мог двигаться, но не мог уйти. Его одурманивали напитком пульке , смешанным с наркотиком, и давали в руки оружие. Четыре воина, два из Орлов и два из Ягуаров , которые могли двигаться свободно, должны были нанести жертве как можно больше ран, а жертва должна была защищаться. Известен случай, сохранившийся в виде устного рассказа ацтеков, о том, что взятый в плен во время тлатоани Монтесумы II тлашкальский вождь Тлауикол во время неравной битвы убил более двадцати противников, за что был помилован.

В главный ежегодный праздник ацтеков Токстатль, который, по сведениям Бернардино де Саагуна, происходил весной, в жертву приносили самого прекрасного юношу из пленных. Обряд начинался с того, что молодого человека всячески наряжали в золотые украшения, давали ему чистую и дорогую одежду и проявляли знаки внимания. Некоторое время его обучают игре на флейте, манерам, культуре еды и питья. Когда юноша выходил на прогулку, люди, его встречавшие, падали на колени и со слезами молились, почитая его как бога. Сам тлатоани следил за тем, чтобы у юноши было всё, но вместе с тем, чтобы роскошь не повлияла на его физическую привлекательность. Охраной «юного бога» занимался особый отряд, который отвечал головой за его сохранность. За двадцать дней до жертвоприношения юноше выделяли четырёх благородных девиц в жёны, а за пять дней устраивали пышные пиры в его честь. Наконец, на последний день жизни его отвозили на отдельный остров в сопровождении пажей. На том острове жрецы вскрывали его грудную клетку, доставали сердце, а тело сносили вниз на руках, после чего отрубали голову .

В жертву приносились также женщины и дети. Это было не таким частым явлением, как жертвоприношение мужчин, поскольку женщины и дети не принимали участия в войне, а значит не могли быть взяты в плен. Чаще всего это были рабы, которых использовали в религиозных культах. Так, торговцы, воздавая честь своему божеству, приносили в жертву купленную рабыню, которую убивали на вершине главного храма в Теночтитлане . Тело жертвы возвращалось хозяину, который, совершал обряд ритуального каннибализма . Детей часто приносили в жертву богам плодородия. Например, культ богини маиса Чикомекохуатль предполагал убийство тринадцатилетней девочки-рабыни .

Большую роль в традиции жертвоприношений ацтеков играли военные и спортивные ритуальные игры, проводимые с целью развития физических характеристик мужского населения, уровня военной подготовки, а также как способ демонстрации силы другим городам и племенам. Наряду с этим игры проводились для отбора жертв. Известные военные игры, называемые «цветочными войнами» , проводились в священных местах между городами ацтеков. Введение этих игр приписывается Тлакаелелю (при Монтесуме I Старшем). По правилам игры, команда, которая показала худшие результаты по итогам соревнований, целиком приносилась в жертву.

Другие виды жертвоприношений

Ритуальные жертвоприношения у ацтеков не ограничивались исключительно убиением жертвы, выбранной из пленных, рабов или даже из собственного племени. Частой формой жертвоприношений было самоистязание, которое доказывало способность каждого человека (прежде всего мужчины) переносить боль. Жрецы и простые люди обсидиановыми ножами наносили себе порезы на различных частях тела: ушах, языке , половом члене . Кровь, стекающая с ран, собиралась в ритуальный сосуд в качестве дара богам.

Жертвоприношение животных часто относят к культу Кетцалькоатля , который согласно легенде (см. Легенда о Кетцалькоатле-Кукулькане), не терпел человеческих жертвоприношений. В его честь убивали бабочек и колибри . Среди животных, приносимых в жертву, выделяют птиц (в частности перепелов), собак и прочих. В качестве специфичной формы жертвоприношений выделяют уничтожение материальных предметов.

Статистика жертв

Нельзя судить однозначно о том, сколько именно человек стало жертвами ритуальных убийств. По некоторым данным, за всю историю ацтеков было убито около 136 тысяч человек , но эта цифра часто оспаривается. Историки соглашаются в одном: размах жертвоприношений у ацтеков не знает себе равных во всей Америке .

Во время строительства главного храма в Теночтитлане, по данным , в течение четырёх дней было умерщвлено более 84 тысяч человек пленных, причём жертвоприношение проводилось лично Ауицотлем . Современные учёные оспаривают эту цифру, ссылаясь на то, что это невозможно физически, а такое колоссальное количество пленных в истории доколумбовой Мексики просто нереально, учитывая, что эта цифра равносильна населению одного крупного ацтекского города.

Крупные жертвоприношения совершались в честь бога войны, которому был посвящён один из восемнадцати праздников ацтеков. Согласно мифологии, Уицилопочтли постоянно нуждался в человеческой крови, чтобы поддерживать жизнь солнца. Количество жертв по приблизительным подсчётам составляло около 500 человек, однако американский антрополог Марвин Харрис увеличивает эту цифру, считая, что жертвоприношения устраивались не в одном месте, посвящённом самому Уицилопочтли, а во всех частях города.

Приносимый в жертву человек именовался шочимики (науатль xochimiqui, дословно цветочная смерть, от слов xochitl - цветок и miquiztli - смерть)
Жертвоприношения устраивались, в праздники, посвящённые культу солнца. Жертвами могли быть как собственно добровольцы из народа, так и захваченные во время сезонных войн пленники. Наиболее известно жертвоприношение, производимое на вершине храма. Жертву окрашивали в синий цвет и вели на вершину пирамиды, где ee поджидал тлатоани или жрец с обсидиановым ножом. Следующим делом жертву клали на камень и рассекали грудную клетку, из которой вынимали сердце (сами жрецы называли его и «утоляли им жажду солнца». Нередко при этом жертве отрубали голову, а тело сбрасывали с пирамиды. Сами пленные, приносимые в жертву, как правило, не противились своей участи, поскольку такая смерть была для них лучшим способом попасть в иной мир, а бегство могло стать клеймом позора.
Чествование бога огня Уеуетеотля (Шиутекутли) происходило по следующему сценарию. Пленников одурманивали коноплёй (яутли) и рассаживали вокруг костра, после чего каждый жрец хватал по одной жертве и взваливал её себе на плечи. Вместе с живым грузом жрец совершал ритуальный танец смерти, после чего бросал его в огонь. Ещё не испустивший дух обгорелый пленный вынимался из костра, жрецы вскрывали его грудь и доставали сердце.
Помимо этих ритуалов, известных ещё майя, существовали и иные. Один из известных испанцам способов имел следующий вид. Прославившегося в бою, искусно владеющего оружием пленника привязывали к солнечному камню таким образом, чтобы он мог двигаться, но не мог уйти. Его одурманивали напитком пульке, смешанным с наркотиком, и давали в руки оружие. Четыре воина, два из Орлов и два из Ягуаров, которые могли двигаться свободно, должны были нанести жертве как можно больше ран, а жертва должна была защищаться. Известен случай, сохранившийся в виде устного рассказа ацтеков, о том, что взятый в плен во время тлатоани Монтесумы II тлашкальский вождь Тлауикол во время неравной битвы убил более двадцати противников, за что был помилован.

В жертву приносились также женщины и дети. Это было не таким частым явлением, как жертвоприношение мужчин, поскольку женщины и дети не принимали участия в войне, а значит не могли быть взяты в плен. Чаще всего это были рабы, которых использовали в религиозных культах. Так, торговцы, воздавая честь своему божеству, приносили в жертву купленную рабыню, которую убивали на вершине главного храма в Теночтитлане. Тело жертвы возвращалось хозяину, который, совершал обряд ритуального каннибализма. Детей часто приносили в жертву богам плодородия. Например, культ богини маиса Чикомекохуатль

Ритуальные жертвоприношения у ацтеков не ограничивались исключительно убиением жертвы, выбранной из пленных, рабов или даже из собственного племени. Частой формой жертвоприношений было самоистязание, которое доказывало способность каждого человека (прежде всего мужчины) переносить боль. Жрецы и простые люди обсидиановыми ножами наносили себе порезы на различных частях тела: ушах, языке, половом члене. Кровь, стекающая с ран, собиралась в ритуальный сосуд в качестве дара богам.

Нельзя судить однозначно о том, сколько именно человек погибло жертвами ритуальных убийств. По некоторым данным, за всю историю ацтеков было убито около 136 тысяч человек.
Во время строительства главного храма в Теночтитлане, по данным ацтекских источников, в течение четырёх дней было умерщвлено более 84 тысяч человек пленных, причём жертвоприношение проводилось лично Ауицотлем.

Крупные жертвоприношения совершались в честь бога войны, которому был посвящён один из восемнадцати праздников ацтеков. Согласно мифологии, Уицилопочтли постоянно нуждался в человеческой крови, чтобы поддерживать жизнь солнца. Количество жертв по приблизительным подсчётам составляло около 500 человек.

В центре ацтекской мифологии лежали представления об абсолютной подчинённости судеб людей воле богов, которые в свою очередь требовали для поддержания собственной жизни человеческой крови. Смерть богов могла бы стать причиной гибели всего мира. Так, например, существование солнца, в представлении ацтеков, могло быть возможным только при подпитке его человеческой кровью. Это представление находит отражение в легенде, следуя которой первые боги были вынуждены пожертвовать собой, чтобы солнечный диск продолжал своё движение по небосводу. Таким образом, возникает культ крови, как источника энергии не только для жизни организма, но и для жизни светила.

Ацтекская цивилизация, которая процветала в Мезоамерике в период между 1345 и 1521 годами н.э., приобрела печально известную репутацию кровожадных человеческих жертвоприношений со страшными сказками о том, что избитое сердце разорвано от неподвижной жертвы, обезглавливания, снятия шкуры и расчленения. Все это произошло, но важно помнить, что для ацтеков акт жертвоприношения, частью которого человеческая жертва являлся лишь частью, был строго ритуализированным процессом, который воздал наивысшую честь богам и считался необходимостью чтобы обеспечить процветание человечества.

ПРОИСХОЖДЕНИЯ И НАЗНАЧЕНИЕ
Ацтеки не были первой цивилизацией в Мезоамерике, чтобы практиковать человеческие жертвоприношения, поскольку, вероятно, именно цивилизация ольмеков (1200-300 гг. До н. Э.) Впервые начала такие ритуалы на своих священных пирамидах. Другие цивилизации, такие как майя и тольтеки, продолжали практику. Однако ацтеки принесли жертву в беспрецедентные масштабы, хотя эта шкала, несомненно, была преувеличена ранними летописцами во время испанского завоевания, вероятно, чтобы оправдать испанцев жестоким обращением с коренными народами. Тем не менее, считается, что сотни тысяч, возможно, даже тысяч, жертв жертвовали каждый год на великих ацтекских религиозных объектах, и нельзя отрицать, что также было бы полезным вторичным эффектом запугивания посещенных послов и населения в целом.

В мезоамериканской культуре человеческие жертвы рассматривались как погашение за жертвы, которые сами боги совершали в создании мира и солнца. Эта идея погашения была особенно актуальна в отношении мифа о рептильном монстре Чипактли (или Тлальтекухтли). Великие боги Кецалькоатль и Тезкатлипока разорвали тварь на части, чтобы создать землю и небо, и все другие вещи, такие как горы, реки и источники, пришли из ее различных частей тела. Чтобы утешить дух Сипактли, боги обещали ее человеческие сердца и кровь в умиротворении. С другой точки зрения жертвы были компенсацией богам за преступление, породившее человечество в ацтекской мифологии. В рассказе Эхекатль-Кетцалькоатль украл кости из Подземного мира, и с ними сделали первых людей, чтобы жертвы были необходимым извинением богам.

Затем богов «кормили» и «питали» приносимую в жертву кровь и плоть, которые обеспечивали постоянный баланс и процветание ацтекского общества. В Nahuatl слово для жертвы - это vemana, который происходит от венли (приношения) и маны «распространяться», представляя веру в то, что жертвы помогали в цикле роста и смерти в еде, жизни и энергии. Соответственно, мясо было сожжено или кровь обливалась над статуями божеств, чтобы боги могли принять ее непосредственно. Вероятно, самым типичным примером «кормления» богов были церемонии, чтобы гарантировать, что Тезкатлипока, бог солнца, был хорошо питался, чтобы у него была сила поднимать солнце каждое утро.

НЕСЧАСТНАЯ ЖЕРТВА
Кровопускание и самоповреждение - например, из ушей и ног с использованием костяных или магических шипов - и сжигание пропитанных кровью бумажных полос было обычной формой жертвоприношения, равно как и сжигание табака и ладана. Другие жертвы включали приношение других живых существ, таких как олени, бабочки и змеи. В определенном смысле жертвоприношения были принесены в жертву, драгоценные предметы, которые охотно передавались богам. В этой категории были продукты питания и предметы из драгоценных металлов, нефрита и ракушек, которые могли быть погребены ритуально. Одним из самых интересных таких предложений были тестовые изображения богов (цоалли). Они были сделаны из земляного амаранта, смешанного с человеческой кровью и медом, при этом изображение было сожжено или съедено после ритуала.

ВЫБОР И ПОДГОТОВКА ЖЕРТВ
С жертвами человеческих жертв жертвы жертвы чаще всего выбирались из пленных воинов. Действительно, войны часто проводились с единственной целью - предоставить кандидатов на пожертвования. Это была так называемая «цветочная война» (xochiyaoyotl), где нерешительные обязательства были результатом того, что ацтеки были довольны взятием только достаточных пленников для жертвоприношения и где восточное государство Тласкала было любимым охотничьим угодьем. Те, кто сражался наиболее смело или были самыми красивыми, считались лучшими кандидатами на жертвоприношения и, скорее всего, угодили богам. Действительно, человеческие жертвы были особенно сдержанны для наиболее достойных жертв и считались высокой честью, прямым причастием с богом.

Другим источником жертвенных жертв были ритуальные бал-игры, в которых проигравший капитан или даже вся команда заплатили конечную цену за поражение. Кроме того, детей можно было принести в жертву, в частности, в честь бога дождя Тлалока на церемониях, проводимых на священных горах. Считалось, что самые слезы детей-жертв усугубят дождь. Рабы были еще одной социальной группой, из которой были выбраны жертвенные жертвы, они могли сопровождать своего правителя в смерти или быть предоставлены торговцами для обеспечения процветания в бизнесе.

Среди самых почитаемых жертвенных жертв были богами-имперсонаторами. Особо избранные люди были одеты как особый бог перед жертвоприношением. В случае с имитатором Тезкатлипока в ритуале во время Туксатля (шестой или пятый месяц ацтекского солнечного года) жертву рассматривали как роялти за один год до жертвенной церемонии. Упомянутый священниками, учитывая женский антураж и почитаемый танцами и цветами, жертва была проявлением бога на земле до этого окончательного жестокого момента, когда он встретил своего создателя. Возможно, еще хуже было имитатором Xipe Totec, который в кульминации фестиваля Tlacaxipehualiztli был скроен в честь бога, который сам был известен как «Flayed One».

ЦЕРЕМОНИИ И СМЕРТЬ
Проводимые в специально выделенных храмах на вершине крупных пирамид, таких как Теночтитлан, Тескоко и Тлакопан, жертвы чаще всего проводились путем растягивания жертвы по специальному камню, разрезая сундук и удаляя сердце с помощью обсидианового или кремневого ножа. Затем сердце было помещено в каменный сосуд (cuauhxicalli) или в чакмул (каменная фигура, вырезанная с получателем на их талии) и сожженная в жертву для жертвоприношения богу. В качестве альтернативы жертва может быть обезглавлена ​​и расчленена. M.D.Coe предполагает, что этот метод обычно был зарезервирован для женщин-жертв, которые олицетворяли богов, таких как Chalchiuhtlicue, но изображения, записанные испанцами в различных Кодексах, показывают, что обезглавленные тела отбрасываются по ступеням пирамид. Те, кто был принесен в жертву Xipe Totec, также были обкрашены, скорее всего, в имитации семян, проливающих их шелуху.

Жертвы также могут быть принесены в жертву в более сложном процессе, когда одна жертва была сделана, чтобы сражаться с гладиаторским состязанием против отряда рукотворных воинов. Естественно, жертва не имела возможности выжить в этом испытании или даже нанести какой-либо вред своим оппонентам, поскольку он не только привязал ее к каменной платформе (temalacatl), но его оружие обычно было пернатым клубом, в то время как у его оппонентов были злобные острые бритвенные обсидиановые мечи (macuauhuitl). В другом способе жертвы могли быть привязаны к раме и стреляли стрелами или дротиками и, пожалуй, самым худшим методом для всех, жертву неоднократно бросали в огонь, а затем удаляли его сердце.

После жертвоприношения головы жертв можно было отобразить в стойках (цомпантли), изображения которых сохранились в каменном архитектурном оформлении, особенно в Теночтитляне. Плоть тех, кто был принесен в жертву, также иногда употреблялся священниками, совершавшими жертвоприношения, а также членами правящей элиты или воинами, которые сами захватили жертв.

Цивилизация ацтеков была одной из самых развитых среди всех народов, населявших оба Американских континента до колонизации. История показывает, что среди их достижений была постройка сложных подвесных мостов, строительство дорог и развитая медицина, однако предположения о жестоком отношении к рабам и пленным, человеческие жертвоприношения и каннибализм в ацтекском обществе до сих пор являются предметом споров.

Приносили ли ацтеки людей в жертву?

Да, приносили. Человеческие жертвы в честь бога солнца и культ крови были важной частью религии почти всех индейских племен. Основным поверьем ацтеков было то, что великий племенной бог солнца Уицилопочтли нуждался в постоянном «питании», состоявшем из человеческой крови - священной жизненной энергии. Если бог не получит достаточно крови, солнце перестанет двигаться по своему пути. Поэтому ацтеки практиковали не только насильственное приношение в жертву рабов и пленных, но и самопожертвование, которое считалось благородным выбором.

Были ли ацтеки кровожадными?

Записки конквистадоров рисуют нам страшные картины и реки крови, называя ацтеков самым жестоким и нечеловечным племенем. Несмотря на то что жертвоприношение было неотъемлемой частью религии, нет непредвзятых источников, доказывающих неоправданную кровожадность племени. Согласно записям испанских завоевателей, около 20 тысяч людей были принесены в жертву во время ритуала в честь Уицилопочтли в ацтекской столице, городе Теночтитлан. Современные ученые подозревают конквистадоров в намеренном очернении ацтеков с целью оправдать завоевание Мезоамерики.


Середина XVI века.
Обычай приносить жертвы богам сыграл важную роль в становлении цивилизации. Но постепенно сами обряды жертвоприношения тоже развивались и усложнялись. Своего пика они достигают, когда жертвовать богам начинают не вещи, не животных, а живых людей. Самые массовые человеческие жертвоприношения характерны для ацтеков, но практиковались они и у других народов Америки.

КАКОВА РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ.
Для идеи жертвоприношения очень важна идея установления отношений дарения и одаривания между человеком и сверхъестественным существом. Человек, будучи самым ценным для самого человека, конечно, приобретает статус жертвы самого высокого масштаба. Интересно отметить, что для архаических людей существовали люди разных категорий, и не все люди одинаково ценны в смысле жертвоприношений. Вот, скажем, древние майя рассматривали царскую кровь как гораздо более ценную, чем кровь простого человека. Именно поэтому стремились принести в жертву знатных людей.
Здесь, безусловно, есть два аспекта. В Мезоамерике кровь – важная субстанция, которая содержит в себе силу. Можно приносить собственную кровь, знаменитые жертвенные кровопускания, которые осуществляются из гениталий, из языка – это один аспект. Другой аспект – это принесение в жертву крови врага. И как раз у ацтеков он приобрел, пожалуй, наивысший размах и связано это со складыванием имперской идеологии, которая была призвана скрепить новую зарождающуюся в первой половине 15 века ацтекскую державу.
В мифологии науа, к которым принадлежат ацтеки, присутствует идея о том, что миры существуют не вечно, а по окончании определенных циклов они разрушаются, происходят космические катастрофы, гибнут люди, гибнет земля. Боги борются с хаосом, чтобы мир не погиб до назначенного срока. И для того, чтобы они эту силу не теряли, им необходимо питаться, а питаются они человеческой кровью.
Такого рода идеи характерны для разных культур и в Старом Свете тоже. Иногда в качестве наиболее важной составляющей могут быть выбраны не кровь, а, например, кости или волосы.
Ацтеки вели войны и захватывали врагов специально для жертвоприношений?
Наиболее ценной для принесения в жертву, чтобы поддерживать богов, является кровь воинов. И это была идеология, которая оправдывала экспансию сначала в Центральной Мексике, потом за пределами, пока эта держава не захватила всю практически древнюю Мезоамерику.
В дальнейшем возникло такое очень любопытное явление, как «цветочные войны». Это войны по договоренности. Они происходили как между ацтеками и их противниками в эпоху мира, так и между союзными или вассальными городами в составе ацтекской державы. Определялось время, определялось место, воины сходились, соответственно, захватывались в этой войне пленники, которые приносились в жертву.
В действительности здесь, конечно, речь идет не только и не просто о жертвоприношении, но благодаря тому, что будущие цари и принцы участвовали в этих «цветочных войнах» , они становились настоящими людьми или настоящими мужчинами. Ацтеки считали, что если человек не прошел войну, то он не достоин звания знатного человека и, например, не может быть царем. Поэтому «цветочные войны» были очень важны для функционирования верховной власти у ацтеков.
По сообщению испанского хрониста, при освещении главного храма в столице ацтеков было принесено в жертву 80 тысяч пленников. И что они стояли несколькими колоннами, и воины, которые им отрывали головы, уставали, поскальзывались в крови. Есть очень много находок человеческих черепов. После принесения в жертву эти черепа выставлялись на обозрение - это так называемые стены из черепов.
Пожалуй, будет справедливо сказать, что и в архаических обществах Старого Света, находящихся примерно на таком же уровне развития, встречались очень масштабные жертвоприношения. Наверное, ацтеки лидеры, но не в принципиальном отношении. Жертвоприношения людей и очень масштабные были, например, в древнем Китае, в древнем Египте.

КАК ВОСПРИНИМАЛИ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ САМИ ЖЕРТВЫ.
Жертвы относились к этому весьма по-разному. Но как правило, существовал особый кодекс жертвы, который говорил, что человек должен считать за честь, что он приносится в жертву врагам. Некоторые люди действительно шли добровольно, считая что смерть на алтаре почетна.
Неслучайно в ацтекском раю находились именно воины, павшие в битве и женщины, умершие при родах. В то время как воины-победители должны были попасть в ад. Смерть на алтаре тоже считалась смертью в битве, потому что иногда непосредственно перед жертвоприношением еще раз воспроизводилась схватка, его пленяли еще раз символически, потом клали на алтарь и вырывали сердце.

КАК ОБОСНОВЫВАЛАСЬ ТРАДИЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ.
Во-первых, нужно помнить о том, что культура и любое культурное явление – это нечто самовоспроизводящееся. То, что люди повторяют друг за другом, даже не отдавая себе отчет. Так повелось испокон веков считать, что людей нужно приносить в жертву. Все нормальные люди приносят жертвы, а те, кто в жертву людей не приносят, те, конечно, не люди, а дикари.
Кроме того, в ацтекской мифологии существовали многочисленные прецеденты. В одном случае, когда предыдущая эпоха была уничтожена и все люди погибли, когда возник наш мир, перед богами стояла задача о сотворении людей нового человечества, то есть нас. И тогда один из самых главных богов ацтеков -Кетцалькоатль спустился в подземный мир для того, чтобы правдой или неправдой забрать кости людей предыдущего поколения.
Владыка подземного мира не хочет отдавать ему кости, но все-таки Кетцалькоатль их добывает, несет, пытается вынести во внешний мир для того, чтобы оживить и сделать людей нового поколения. Тут выпархивает посланная владыкой мертвых перепелка, Кетцалькоатль пугается, падает, кости рассыпаются, перепелка начинает их клевать. И когда Кетцалькоатль приходит в себя, он собирает только часть этих костей.
С этой трухой он возвращается во внешний мир и кается, что он не смог выполнить порученную ему задачу. Он кается, советуется с другими богами, молится, страдает. Проливает кровь из своего полового органа, на ней замешивает из костной трухи тесто и лепит людей сегодняшнего поколения. Если бы не эта жертва Кетцалькоатля, то и людей бы не было. Значит и мы должны принести себя в жертву.
Бог подарил нам жизнь, и теперь мы обязаны ему отдаривать. Причем он не просто отдал нечто, а он принес в жертву, то есть принес в дар самого себя.
Эта идея, столь характерная для ацтекской религии, о покаянии и о даре от божества человеку, конечно, созвучна христианству. Ведь на проповедях очень часто звучит мысль, что Иисус Христос отдал за нас жизнь. Идея самоистязания, самобичевания тоже имитирует страдания Христа.
Именно христианская религия прекратила во всем мире, в том числе в Мезоамерике, человеческие жертвоприношения.
Христианство было не единственной религией, которая боролась с человеческими жертвоприношениями. Очень многие языческие религиозные системы, например, в Египте религии жертвоприношение не приветствовали. В классическом Египте, а не архаическом, никакой речи о человеческих жертвоприношениях быть не могло.
Даже в Мезоамерике у майя, судя по иероглифическим надписям, человек - это настолько могущественное существо сильное, что его не получается просто так принести в жертву, его надо принизить до состояния животного. Поэтому на изображениях и в текстах говорится, что перед тем, как принести в жертву, его лишали всех признаков человеческого статуса, то есть снимали украшения, одежду, над ним издевались и в итоге, когда он таким образом терял статус, только тогда его можно было просто убить и таким образом принести в жертву.
Для древних майя, как и для многих других, например, культур в Старом Свете идея человека настолько высока, что с человеком нельзя сделать ничего. Его нельзя убить - это просто невозможно. Но когда нужно человека убить, естественно, вначале нужно его перевести в статус нечеловеческого.

КАК ЗАКОНЧИЛАСЬ ЭПОХА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ.
Это, конечно, связано с распространением мировых религий. В Мезоамерике христианская церковь в XVI веке в XVII веке очень жестко с этим боролась. Хотя существуют указания, что майя поначалу воспринимали Христа, его страсти как жертвоприношение, похожее на то, что было в их религиях. И то что у христиан тоже есть подобный образ было дополнительным стимулом для жертвоприношений. По церковным источникам видно, что у майя на Юкатане до XVII века практиковались человеческие жертвоприношения, и время от времени церковные власти предпринимали кампании по уничтожению языческих представлений. И уже, по-видимому, в Мексике XVII век, когда были завоеваны последние независимые майяские государства, человеческие жертвоприношения прекращаются.
В XIX веке по мере распространения европейского колониализма и,соответственно, христианской церкви эта практика исчезает.
Вполне можно сказать, что после XIX века человеческие жертвоприношения встречаются так редко, что они уже не являются составляющей частью культуры в любом случае, они уже не воспроизводятся - это что-то из ряда вон выходящее.