Выборы в государственную думу прогноз лдпр. Выборы в Госдуму: прогнозы россиян. Сейчас в государственной думе представлены четыре партии: «единая россия», кпрф, лдпр и «справедливая россия». как вы считаете, что будет лучше: если после выборов все эти пар

31% россиян, по их словам, не участвовали в прошлых думских выборах, 16% не могут вспомнит, голосовали или нет. В целом, электораты ЕР и КПРФ чаще собираются повторить свой выбор 2011 года, а больше всего не испытывающих желание поддерживать партию, за которую голосовали раньше, в электорате СР.

скачать данные

ФОМнибус – репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше. В опросе участвовали 1500 респондентов – жителей 104 городских и сельских населенных пунктов в 53 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Вы знаете, слышали или слышите сейчас впервые, что в сентябре этого года состоятся выборы в Государственную думу?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ

Вы ходили на выборы Государственной думы в 2011 году? И если да, то как, за какую партию вы тогда проголосовали?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП

Карточка, один ответ

Население в целом «Единая Россия» КПРФ ЛДПР «Справедливая Россия»
Голосовал(-а) за «Единую Россию» 36 57 15 17 24
Голосовал(-а) за КПРФ 9 2 51 2 6
Голосовал(-а) за ЛДПР 5 <1 2 36 4
Голосовал(-а) за «Справедливую Россию» 2 1 2 0 20
Голосовал(-а) за «Яблоко» <1 0 0 0 1
Голосовал(-а) за «Патриотов России» <1 0 0 0 0
Голосовал(-а) за «Правое дело» <1 0 0 0 0
Испортил(-а) бюллетень <1 <1 0 0 0
Не ходил(-а) на выборы 31 27 18 29 29
Затрудняюсь ответить, не помню 16 13 11 17 16

Как вы думаете, на выборах Государственной думы в сентябре 2016 года вы проголосуете так же, как в 2011 году, или иначе?

ДАННЫЕ В % ОТ ГРУПП

Вопрос задавался тем, кто ходил на выборы Госдумы РФ в 2011 году и проголосовал за одну из перечисленных партий, – отвечали 52% респондентов

Почему вы проголосуете так же, как в 2011 году?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ

Открытый вопрос. Задавался тем, кто на выборах в Госдуму проголосует так же, как в 2011 году, – отвечали 35% респондентов

Почему вы проголосуете иначе, чем в 2011 году?

ДАННЫЕ В % ОТ ОПРОШЕННЫХ

Открытый вопрос. Задавался тем, кто на выборах в Госдуму проголосует иначе, чем в 2011 году, – отвечали 6% респондентов

Источник данных: – опрос граждан РФ от 18 лет и старше. 15 мая 2016. 53 субъекта РФ, 104 населенных пункта, 1500 респондентов. Интервью по месту жительства. Статпогрешность не превышает 3,6%.

По данным исследований ООО «инФОМ» в рамках заказа Фонда «Общественное мнение» (проект ФОМ-ОМ)

Предсказывать настроения и выбор граждан – дело трудное. Фото Владимира Смирнова/ТАСС

«Единая Россия» усилит свои позиции в следующей Госдуме, а «Родина» может рассчитывать на создание одномандатной фракции. К такому выводу приходят авторы экспертного опроса проекта «Депутат-клуб». По их мнению, шанс на прохождение в парламент по партсписку есть только у думской четверки. Появление большого числа докладов с теми же выводами, возможно, связано со стремлением Кремля подготовить избирателей к неизбежности победы партии власти.

В принципе уже одно это вызывает вопросы о репрезентативности: можно ли обобщить эти данные и претендовать на объективность прогноза? На самом деле - вряд ли, однако данная исследовательская работа примечательна еще несколькими моментами.

В числе трендов текущей избирательной кампании названы смещение градуса борьбы в одномандатные округа, непредсказуемость результатов, конкурентность. Что касается последнего пункта, то, как подчеркивают эксперты, соревноваться будут «не партийные бренды, а личности». Ожидания партийных штабов между тем значительно превышают число депутатских мандатов. Политологи прогнозируют острую конкуренцию в 67 одномандатных округах – правда, без пояснений, что это за территории.

Любопытно, как именно распределяется разница между ожиданиями и прогнозами. Например, «Единая Россия» планирует набрать по одномандатным округам 171 депутата. Прогноз экспертов – 159. КПРФ рассчитывает на 42 победы, в то время как политологи дают им только 24. И далее: «Справедливая Россия» – 28 (против 15), ЛДПР – 14 (7), «Родина» – 6 (5), Партия роста» – 4 (4), «Яблоко» – 3 (3). То есть погрешность в прогнозах у партии власти незначительна, в то время как у парламентской оппозиции она составляет где-то 50%. Еще хуже у самовыдвиженцев – 15 против 4. Однако примечателен сам факт того, что эксперты признают возможность попадания в Думу независимых кандидатов, ведь раньше они им не давали ни малейшего шанса.

В целом прогноз по выборам, согласно докладу, такой, какой кампанию хотели бы видеть в Кремле. Большой отрыв ЕР, в перспективе – присоединение к фракции партии власти большинства самовыдвиженцев, полный спектр политструктур в будущей Думе. Как результат, «прямое представительство избирателей и территорий в Думе повысит качество работы парламента». По совокупной оценке – включающей одномандатников и списочников – следующий созыв будет выглядеть следующим образом: у ЕР 279 мандатов, у КПРФ 69, у ЛДПР и СР по 41, «Родина» возьмет 5, все остальные – 15.

Таким образом, новая Госдума, согласно мнению экспертов, пополнится одной более или менее крупной «одномандатной фракцией», то есть партией «Родина». Шансов на прохождение пятипроцентного барьера у непарламентских структур нет: те наберут по округам 15 депутатов, а дальше либо примкнут к действующим думским фракциям, либо образуют собственные, но крайне малочисленные: у «Патриотов России» и «Гражданской платформы», согласно прогнозу, по два места в парламенте. Партия власти в то же время за счет одномандатных округов улучшит свои позиции. Напомним, расклад в уходящей Думе такой: ЕР – 238 депутатов, КПРФ – 92, СР – 64, ЛДПР – 56.

Нужно сказать, что в последнее время наблюдается самый настоящий вал экспертных докладов на тему прогнозов по выборам. Кто-то считает, что это конкуренция провластных политологов, кто-то – что речь идет о подстраховке Кремля: дескать, в регионах есть свои риски и свои проблемы, а потому в администрации президента через политтехнологов пытаются подготовить к ним общественность. Другими словами, исследования на эту тему сами стали трендом, в котором прослеживается ряд общих мест.

Никто, например, не говорит о преждевременности прогнозов: одномандатные округа продолжают пополняться новыми участниками выборов, и пока не сформировался весь состав, пока ЦИК не проверил все данные, не просеял кандидатов, судить о будущем столь уверенно – не совсем правильно. Помимо этого, эксперты, несмотря на то что прогнозы сделаны досрочно, упорно не дают ни малейшего шанса кому-либо из непарламентской оппозиции, формируя таким образом новый тренд – никто, кроме нынешних думских партий, не преодолеет пятипроцентный барьер. Но на чем основывается уверенность в условной слабости «Яблока» или не менее условной силе «Родины» – не совсем понятно. Медийная патриотическая риторика или предположения об общественной консолидации вокруг патерналистских фигур лидеров, к которым, как правило, взывают эксперты, – все это скорее идеи, существующие в виртуальной плоскости.

Реальность же формируется на местном уровне, а ситуация в российских регионах изменчива. Граждане пережили ряд болезненных финансовых и социальных ударов, предсказать их настроение сложно. Председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко и руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского Центра Карнеги Андрей Колесников в своем докладе «Выборы-2016: рутина или перемены?» не исключают возможности консолидации недовольных избирателей вокруг «Яблока». Хотя и они признают, что вероятность такого варианта крайне мала.

Что касается прогноза по итогам выборов, то эксперты из «Международного института новейших государств», казалось бы, сами направляют ЕР в избирательную ловушку. Сегодня много говорится о том, что для сплочения несистемной оппозиции и возрождения «рассерженного горожанина» не хватает катализатора. Гипотетически – улучшенный через одномандатные округа результат партии власти как раз и может стать искрой для пламени протеста. Если же ЕР возьмет меньше мандатов, чем ожидается, – то какова цена таким прогнозам политологов?

Видимо, рассматривать экспертные доклады нужно в совокупности, но сместив акценты на анализ причин их возникновения. Вполне возможно, что это не подготовка к каким-либо возможным проблемам и не конкуренция, а информационная артподготовка перед массированным заходом единороссов в Госдуму. Все исследования сосредоточены на одномандатных округах, через которые ЕР и обеспечит себе большинство. Оспорить там победу того или иного кандидата куда сложнее, чем по партсписку, ведь борются не партии, а личности. А значит, шансы на политический протест тех, кто будет недоволен итогами выборов, минимизируются.

Поствыборная конфликтность при таком раскладе существенно снижается. Напомним, что реформа избирательной системы с переходом на смешанный тип выборов была последствием уличных выступлений 2011–2012 годов. К нынешнему избирательному циклу власть создала витрину демократии. Но за ней, если продолжать эту мысль, по-прежнему прячется цель улучшить позиции самой власти.

Политологи, электоральные юристы и другие эксперты в области выборов дали прогнозы на предстоящие думские выборы и рекомендации их участникам. Главная интрига - кто из партий сможет воспользоваться недовольством в связи с кризисом. И здесь эксперты предсказывают "бонусы" для КПРФ. Однако есть вариант, что "Единая Россия" даже укрепит свои позиции.

"Основные развилки" выборов-2016 обсуждались на конференции профессиональных организаторов избирательных кампаний на площадке Фонда развития гражданского общества (ФоРГО).

С каким электоратом предстоит работать, рассказал гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров. Согласно последним соцопросам, число россиян, считающих себя жертвами кризиса, с января увеличилось с 47 до 60%. Интересно, что уровень поддержки федерального центра из-за этого пострадал меньше, чем общий рейтинг региональных властей. А уровень поддержки президента оставался неизменным на протяжении всего года - около 80%. Что касается региональных властей, то они за год потеряли 11% - их общий уровень поддержки просел до 48%, "федералы" лишились 7% (до 60%).

Не возникло и существенного запроса на "политическую альтернативу". Граждан устраивают нынешние партии - на несколько процентов еще до начала кампании подросли рейтинги КПРФ и "Справедливой России".

Что касается страхов населения, то здесь ВЦИОМ отметил интересный тренд. На первом плане внешняя угроза и политическая нестабильность, а не внутренняя экономическая.

"Люди боятся протеста психологически, вспоминая Майдан, - рассуждал президент "Центра политтехнологий" Игорь Бунин. - Они рассуждают: "Не дай Бог, у нас такое будет". И подогревать протестные настроения практически некому".

Однако есть все же шанс воспользоваться недовольством в связи экономическими ухудшениями. На этом в разной степени попытаются сыграть все представители парламентской оппозиции. Однако эксперты назвали в качестве основного "выгодоприобретателя" КПРФ. Думская оппозиция попытается "бить правительство и поддерживать президента", рассуждал глава консалтинговой компании "Бакстер Групп" Дмитрий Гусев. Целью станет и политическая "эрозия" на нижних региональных уровнях. У "эсеров", по его оценке, есть шанс подняться с 5-6 до 10-12%, немного может "подзаработать" и ЛДПР.

Гендиректор Агентства политических и экономический коммуникаций Дмитрий Орлов согласился, что КПРФ, а также "эсэры" попытаются оседлать протестные настроения, однако шансы, что это у них получится, невелики. Шанс у КПРФ - 30%, у "справороссов" - всего 15%. "Родина" попытается сыграть на левом фланге, но шанс успеха, по Орлову, всего 10%. Такой же шанс будет, если опереться на националистов. Барьер в пять процентов все равно не преодолеть без сильных лидеров, рассуждал эксперт.

Первенство Орлов отдал партии власти, которая соберет более 60%, даже укрепив позиции по сравнению с выборами-2011. Главная "поляна" для маневров - одномандатные округа.

"Уровень легитимности системы достаточно велик, а протестные настроения если и будут наблюдаться, то на региональном уровне", - резюмировал Орлов.

Однако "Единой России" для реализации хорошего для себя сценария надо потрудиться. Среди условий - опора на реальных лидеров общественного мнения, упор на антикоррупционную повестку, легитимность кампании, сказал политолог.

Глава ФоРГО Константин Костин считает, что "ЕР" удастся заработать абсолютное большинство (более 50%). Он согласен, что в одномандатных округах результат будет лучше. "Эсэрам", по его прогнозу, не удастся сыграть на социальном недовольстве - любые лозунги на эту тему будут работать на КПРФ. Что касается непарламентских партий, то они появятся в Думе только в качестве одномандатников (кандидаты от "Родины" и "Патриотов").

"В любом случае стандартных решений и слоганов не будет, - резюмировал Костин. - Для того, чтобы тебя услышали, ты должен отличаться".

До сентябрьских выборов в нижнюю палату российского парламента остается все меньше времени. Однако, это не значит, что лидеры гонок за кресла в Государственной Думе смогут удержать свои «места», занятые ими за все время споров, баталий и предвыборных дискуссий. Уже «традиционно правящая» Единая Россия слегка ослабила свои позиции: слишком много избирателей разочаровалось в политике проводимой этой партией под руководством Д. Медведева. Анонимные соцопросы, проводимые в социальных сетях и на форумах, показывают высокий процент поддержки коммунистов (партии КПРФ, руководимой Г.Зюгановым и ЛДПР (лидер – В. Жириновский). «Яблоко», традиционно «левая» партия, также в фаворе, однако, ее сторонников несравненно меньше. Сегодня большинство активных сторонников ЕР и скептиков не сомневаются, кто победит на выборах в Госдуму в 2016 году. Ставки сделаны на Единую Россию, и проиграть ей и, по мнению экспертов, и по прогнозам политических аналитиков, просто нереально. Для проигрыша ЕР КПРФ или ЛДПР должна набрать еще, как минимум, 25-30% голосов.

Кто победит на выборах в Госдуму в 2016 году - мнение экспертов

По мнению большинства экспертов, на выборах в Госдуму в 2016 году победит партия Единая Россия. Учитывая, что возглавляет ее «второй рулевой» страны Дмитрий Медведев, а также принимая во внимание мощнейшее финансирование ЕР, именно единороссам суждено получить больший процент кресел в Государственной Думе РФ. Западные аналитики пророчат массовые недовольства россиян по поводу результатов голосования 18 сентября. По их мнению, причиной беспорядков и даже акций протеста может стать фальсификация выборов. При этом западники утверждают, что в регионах подтасовать результаты голосования избирателей будет проще, чем в московских и питерских избирательных округах. Американские эксперты вообще говорят о «новой революции в России». Как полагают политологи США, после начала работы новоизбранной Госдумы россиянам сразу же «не понравятся» ее решения. Российские эксперты, напротив, не сомневаются в прозрачности выборов в целом, допуская расхождения между истинными цифрами итогов голосования и окончательными объявленными. Поживем – увидим. Нынешний, шестой созыв российского парламента, отработал свой срок. Каникулы в Думе начинаются после последнего заседания всех депутатов 24 июня. После этого в сентябре 2016 года, 18 числа, будет определен список новых избранников народа. Состав Думы, избранной в 2016 году, станет седьмым по счету. Действующий шестой состав Думы получит компенсацию за досрочное прекращение работы. Депутаты, лишенные мандатов голосованием, будут лишены этих выплат.

Кто победит на выборах в Госдуму в 2016 году - прогноз

Поскольку на сегодняшний день пока лидирует Единая Россия, а в тройке главных претендентов на места в нижней палате парламента есть и КПРФ, и ЛДПР, можно говорить не об одном, а о трех победителях. Еще более полугода назад прогнозы о том, кто же победит на выборах в 2016 году говорили об одном: ЕР, КПРФ и ЛДПР (в такой последовательности). Вслед за тройкой лидеров идет Справедливая Россия, не сумевшая достичь такого рейтинга ранее, на выборах 2011 года. Тогда половина голосов избирателей была отдана ЕР, чуть более 19% - коммунистам, и почти 12% - либерал-демократам. Эта последовательность и, соответственно места и количество кресел в Думе сейчас может поменяться. В. Жириновский активно поддерживает политику президента и демонстрирует свой благодушный настрой по отношению к ЕР. Даже перепалки между коммунистами и либеральными демократами уже не так часты и не настолько пугающе экстравагантны. Такой «либерально», мягкой политикой лидер ЛДПР может добрать для своей партии большее количество голосов и, возможно, перегнать коммунистов. По регионам России средний процент поддержки Единой России составляет около 50%. При наличии четырнадцати партий, борющихся за места в Думе это, безусловно, явное лидерство и один шаг до победы 18 сентября 2016 года.

Кто победит на выборах в Госдуму в 2016 году - соцопрос

Сегодня соцопросы касающиеся того, кто победит на выборах в Госдуму 2016, проводят не только специалисты социологических центров. ВКонтакте, в частности, зарегистрирована группа, участники которой заняты активными обсуждениями предстоящих выборов 18 сентября, прогнозами, опросами. В частности, на главной странице все зарегистрированные пользователи ВК могут принять участие в мини-соцопросе. На сегодняшний день большой процент участников опроса поддерживает ЛДПР. Многие «болеют» за КПРФ, ЕР и Парнас. Интересно, что выбор анонимных респондентов (не только в ВК), немного отличается от мнения экспертов и политологов. Если бы сейчас проходили выборы, в Думу бы точно прошли (последовательность результатов соцопросов соблюдена) ЛДПР, ЕР, Парнас и КПРФ.

Относительное небольшое количество развернутых прогнозов исхода сентябрьских выборов в Госдуму оптимисты спишут на непредсказуемость предстоящей кампании, а пессимисты, напротив, проворчат что-то в духе “чего прогнозировать – и так всё ясно!” Каждый выбирает свою сторону, но только не “Нижний сейчас”! Мы постараемся знакомить своих читателей со всеми заметными высказываниями на эту тему – как нижегородскими, так и федеральными.

В авангарде (что, наверное, логично) выступает близкий к Кремлю Фонд развития гражданского общества и его руководитель Константин Костин. В сегодняшнем объемном интервью он громит “несистемщиков”, успокаивает сторонников действующей власти и льет бальзам на душу романтикам, которые ждут честной конкуренции. Мы не можем отказать себе в удовольствии опубликовать полный текст интервью.

– Каковы прогнозы на выборы в Госдуму, насколько сильно они будут отличаться от выборов 2011 года, и как может отразиться на составе Думы смешанная система?

– Все прогнозы говорят о том, что по списку точно преодолеет пятипроцентный барьер четвёрка парламентских партий.

Первое место, скорее всего, займёт «Единая Россия». И здесь ничего не меняется.

Если говорить о других партиях, многие считают, что, кроме уже представленных в парламенте, преодолеть 5% барьер есть шансы у «Яблока», но я в это не очень верю. Если посмотреть текущие опросы, пока рейтинг этой партии не дает поводов для оптимизма, но могут неплохо выступить яблочники-одномандатники. Скажем, неплохие шансы в Барнауле имеет Владимир Рыжков, есть еще ряд сильных кандидатов, но давайте сначала дождёмся их выдвижения.

Если мы говорим о конкуренции списков, думаю, что основная борьба развернётся именно между думскими партиями. Там, кстати, есть свои интриги. Это вопрос второго места: КПРФ или ЛДПР. На мой взгляд, ситуация здесь крайне неустойчивая, так как в последнее время ЛДПР коммунистов поджимает. Хотя, конечно, многое будет зависеть от того, с какими программами и лозунгами эти партии выйдут на кампании.

Безусловно, если мы говорим о численности фракций, то на втором месте в любом случае будет КПРФ. Потому что, если даже они не очень убедительно выступят по списку, то за счёт сильных одномандатников (это и Леонид Калашников, Владимир Бортко, Вадим Соловьёв и другие) они свой статус-кво восстановят.

– А насколько эта компания будет более конкурентной, чем в 2011 году? Какова будет цена мандата в голосах?

– Думаю, конкуренция будет значительно выше. Прежде всего, это связано с тем, что в выборах в Госдуму этого созыва примут участие не 7, а 14 партий, ну и, конечно, с возвращением выборов в одномандатных округах. Поэтому, безусловно, чем больше претендентов на один мандат, чем больше кампаний, тем выше конкуренция. Победить будет непросто даже сильным политикам, которые имеют хороший уровень известности и которые в межвыборный период активно работали в своём субъекте.

Плюс ко всему, важное отличие от 2011 года, одновременно с выборами в Госдуму пройдут 38 кампаний по выборам в законодательные органы власти субъектов. То есть, это наложение региональной повестки на федеральную и, как следствие, более высокая конкуренция региональных элит и партий внутри регионов.

– Как отразится на новом составе Думы возвращенная мажоритарная система выборов, когда 50% кандидатов будет избрана по спискам, 50 по одномандатным округам? Отразится ли она вообще?

– Сильно. Это, кстати, ещё одна из интриг этой кампании – наличие у партий политиков, которые способны эффективно работать в одномандатных округах. Мне кажется, крайне важно, что региональные элиты и жители субъектов получат своих представителей в федеральном парламенте. Это сбалансирует систему в целом – партийную и политическую. Кроме того, это даст хорошие возможности для расширения политического представительства в следующей Думе.

Когда мы говорили о конкуренции списков, то, как я уже сказал, тут вряд ли изменится состав партий, которые преодолеют 5%.

Но если мы говорим о кампаниях в одномандатных округах, то мы видим, что достаточно много партий имеют сильных политиков, которые смогут победить в одномандатных округах, у которых есть стартовые возможности для того, чтобы получить мандат. И такие кандидаты есть у большого количества партий. Например, у «Родины», «Патриотов России», «Партии Роста».

Так что, мне кажется, возвращение выборов по одномандатным округам, безусловно, будет способствовать расширению политического представительства, а, как следствие, и повышению его качества. То есть больше взглядов, подходов, идей, мировоззренческих позиций будет представлено в Госдуме 7-го созыва.

– А если сравнить политическую ситуацию 2011 года, то, на ваш взгляд, насколько протестная активность и уровень поддержки власти отличаются?

– Исходные условия кампании 2016 года определяют несколько факторов: высокий рейтинг президента и политических институтов, а также совсем другая политическая конкурентная среда. В этом смысле исходные условия 2011 года были не хуже и не лучше, они были другие. Да, тогда не было кризиса, а сейчас он есть. Но основные электоральные последствия любого экономического кризиса имеют отложенный эффект, они обязательно дадут о себе знать через несколько лет на выборах различного уровня. Несмотря на то, что люди говорят, что чувствуют кризис на себе, что их жизнь ухудшилась в каких-то аспектах, тем не менее, на политические предпочтения и социальное самочувствие это пока решающего влияния не оказало.


– Удастся ли «Единой России» в этот раз повторить свой результат – 49 %? На ваш взгляд, он может быть выше, ниже, и от каких факторов это будет зависеть
?

– Любые выборы это период серьезных колебаний рейтингов, тем более для правящей партии, которая находится в зоне критики, прежде всего со стороны оппонентов, которые кратно наращивают свою информационную активность, а, следовательно, и объем упреков к власти. Впрочем, это нормально.

В начале электорального цикла рейтинг партии власти всегда снижается, причем, не только у нас в стране, а по мере приближения ко дню голосования – растет, в том числе, и в результате информационной и агитационной работы. Поэтому называть процентовки сейчас – это, сродни, гаданию на хрустальном шаре. Для корректных прогнозов результата выборов в целом нужен социологический срез, сделанный в условиях близких к самому дню голосования. Но границы, в которых будет находиться результат ЕР по списку, сегодня уже очевидны – это 40-50%. На мой взгляд, нижняя «точка сопротивления» где-то на уровне 43-45%.

Кроме того, кандидаты ЕР выглядят фаворитами более чем в 70% одномандатных округов. Вот и считайте, что получается. Оговорюсь, что избирательная кампания – это процесс многофакторный, и итоговый результат всех участников гонки будет зависеть и от их работы, собственно, в рамках кампании – информационной и агитационной, от просчетов оппонентов, и от экономики, и от внешних факторов, и, даже если хотите, от погоды. В любом случае, думаю, что выборы будут интересными и непростыми для всех партий.

– Почему?

– Во-первых, потому что, как я уже говорил, увеличилась конкуренция. Во-вторых, мы всё-таки находимся в сложной экономической ситуации. Сейчас в выборах будут участвовать 14 партий самых разных идеологий. Мне кажется, любой гражданин найдёт для себя за кого проголосовать. При этом давайте не будем забывать, что четыре парламентские партии плюс «Яблоко» по результатам многолетних опросов и данных электоральной статистики выражают политические предпочтения примерно 85-90% граждан России. Так что у новичков не очень широкая потенциальная электоральная база.

– Им остаётся всего 10%?

Речь скорее идет о «переделе сфер влияния». У новичков свободная ниша – 10-15 % и плюс им надо каким-то образом отвоёвывать сложившийся базовый электорат у этих тяжеловесов.

– А у этих непарламентских партий не пропадёт желание участвовать в избирательных кампаниях? Они же тоже должны просчитывать, это же затратно.

Для новичков (непарламентских партий) эти выборы – в известной степени момент истины. Чтобы после нынешнего электорального цикла остаться в политике, им необходимо в ходе кампании в идеале достичь двух целевых показателей: набрать более 3 %, чтобы претендовать на госфинансирование, или получить за счёт одномандатников представительство в федеральном парламенте. А лучше и то и другое.

Это совершенно необходимые условия для того, чтобы в течение следующих 5 лет развивать партию. Тем, кто этого не сможет, будет в разы тяжелее. Многие из них потихоньку перестанут существовать де-факто, перейдут в спящий режим или в разряд общественных организаций. Это тоже нормально.

– В начале года «Единая Россия» громко заявила о том, что откажется от практики «паровозов». Но недавно мы узнали, что они всё-таки будут, в ряде регионов списки вновь возглавят губернаторы. С чем вы это связываете? Это нехватка кадров или чего-то ещё?

– Считаю, что тут «Единую Россию» неправильно поняли. Она отказалась от номенклатурного принципа формирования списков. То есть от того, что региональный список априори должен возглавлять губернатор. Это неправильно. Но в тех регионах, где губернатор активно участвует в жизни партии, имеет высокий уровень поддержки среди населения это оправдано, тем более, если это позволяет структура избирательного списка.

Любой губернатор должен стремиться быть не только эффективным госуправленцем, но и политическим лидером в субъекте.

Поэтому здесь как раз обоюдный интерес. Вполне естественно, что главы регионов занимаются политической работой, в том числе участвуют в федеральных выборах.

– Как вы оцениваете шансы оппозиционных либеральных партий? Какова будет их роль?

– Про «Яблоко» мы уже сказали. Думаю, что у «Парнаса» вообще нет никаких шансов получить какой-то заметный результат по списку. Он будет в районе статпогрешности – менее 1 %. Тут для определения рейтинга потребуется, пожалуй, микроскоп. Последний актив, который остался у «Парнаса» – выдвинуть сильных, более-менее узнаваемых кандидатов в тех округах, в которых они имеют шансы победить. Но глядя на то, что у них происходит с праймериз в демкоалиции, на их внутренние дрязги, на то, как там принимаются решения, сильно сомневаюсь, что они и это сделают. К сожалению, прагматизм и здравомыслие, уступают необоснованным амбициям и азартной борьбе друг с другом. Просто какое-то постоянное головокружение от недостигнутых успехов.

– Что касается протестной повестки. Насколько она будет востребована?

– Она в первую очередь будет востребована думской оппозицией. И на этом построят свои кампании все партии. В большей степени КПРФ. Но также это будет присутствовать в риторике и ЛДПР, и «Справедливой России».

Но, на мой взгляд, совершенно очевиден запрос общества не только на критику, но и на конкретные предложения, на понятный образ будущего, подкрепляемый реальными делами. Потому что мало говорить, что всё плохо, нужно что-то предлагать.

Здесь как раз вопрос программ, вопрос серьёзных предложений по развитию страны. Я часто спорю с коммунистами на различных ток-шоу, где они очень хорошо все критикуют. Я их спрашиваю, ну, допустим, вы получили большинство, что вы дальше сделаете? И тут звучат какие-то фрагментарные предложения или набившие оскомину цитаты, которые очень напоминают идеи, приведшие к распаду великой страны. Думаю, что если люди всё это внимательно послушают, то вместо дополнительных голосов коммунисты многое потеряют.

– Каков будет запрос у самих избирателей? За что они будут готовы проголосовать?

– Мне кажется, есть несколько совершенно очевидных общественных запросов. Во-первых, это повышение уровня профессиональных компетенций. Причем, не надо быть специалистом во всем. Можно быть специалистом в какой-то одной-двух областях, потому что люди понимают, что один человек не может разбираться во всей проблематике, которая существует у нас: и в юриспруденции, и в экономике, и в политике, и в общественной сфере. Но хотят, чтобы их представители интересов в парламенте были экспертами и контролерами различных органов власти. Это совершенно четкий запрос, он виден во всех исследованиях.

Во-вторых, безусловно, это локализация повестки, особенно, если мы говорим о выборах в одномандатных округах.

Там, по сути, заключается контракт с избирателями. И наибольший успех будут иметь те кандидаты, которые будут абсолютно четко говорить, что именно они сделают за 5 лет будущего созыва, как и что они собираются решить.

В третьих – это запрос на обновление. Избиратель хочет видеть в новой Думе новые лица. И нужно отдать должное «Единой России», которая, в отличие от других участников избирательной гонки, как через процедуру предварительного голосования, так и через другие внутрипартийные механизмы предлагает избирателям в значительной степени обновленный состав кандидатов в депутаты, который сильно отличается от действующего депутатского корпуса.

– На ваш взгляд, на какой процент представительства в новом составе Думы может рассчитывать ОНФ как политическая сила?

– Я бы не стал говорить о процентах. Представители ОНФ, которые по итогам предварительного голосования ЕР станут кандидатами, имеют очень хорошие возможности для избрания.

– Может произойти удвоение количества кандидатов ОНФ по сравнению с этим созывом?

– Думаю, что у ОНФ есть реальная перспектива расширить свое представительство в Госдуме. Анализ прошедших праймериз «Единой России» показал, что около ста «фронтовиков» имеют хорошие шансы сначала для включения в списки и выдвижения в одномандатных округах, а затем и для избрания. Также не стоит забывать, что в ОНФ входят и представители других партий, не только единороссов. У них тоже есть реальный шанс быть избранными в новый состав парламента.

– А вообще, ОНФ стоит воспринимать как самостоятельную политическую силу?

– ОНФ, безусловно, состоялся как общенациональное самостоятельное общественно-политическое движение сторонников В.В.Путина. Это дает возможность для участия в нем представителей самых различных партий. Сегодня это и «Родина», и «Патриоты России», и «Справедливая Россия». Но главным политическим интерфейсом ОНФ, безусловно, является «Единая Россия».

– Какие регионы на этих выборах в Госдуму могут оказаться самыми конкурентными?

– Давать серьезные прогнозы можно будет только после того, как завершится выдвижение кандидатов. Такая возможность сегодня есть более, чем у семи десятков партий, также давайте не забывать о возможных самовыдвиженцах. Но конечно на 99% этот вопрос закроют представители 14 партий, имеющие «федеральную лицензию». Пока есть понимание только у «Единой России», которая сделала процесс отбора открытым и привлекла граждан к определению своих кандидатов через процедуру предварительного голосования. Все остальные партии, так сказать, по-прежнему в кулуарах перешептываются. Хотя, есть определённые положительные подвижки. Вот недавно В.Жириновский заявил, что и ЛДПР начнет применять в своей работе процедуру праймериз со следующего электорального цикла. Все это говорит, что публичные и открытые процедуры определения кандидатов – правильный и востребованный путь развития партийной системы.

Очевидно, что высокая конкуренция будет везде, где сойдутся сильные кандидаты. Конечно, есть соглашение о размене между парламентскими партиями, но оно будет включать максимум 40 округов. В значительной же части из оставшихся 185 одномандатных округов мы, наверняка, увидим серьезную конкуренцию.

Традиционно особым интересом пользуются выборы в столицах– в Москве и Санкт-Петербурге, а также высокий накал борьбы возможен в Сибири – в Иркутской, Новосибирской и Омской областях, на Дальнем Востоке.

– В 2011 году одними из самых плохих результатов у «Единой России» были в Красноярском крае, в Ненецком автономном округе, в Смоленской области, в Пермском крае. На ваш взгляд, в этих регионах ситуация изменилась?

– Во Владивостоке, кстати, тоже был один из худших результатов, в Кировской и Ярославской областях. «Единая Россия» за 5 лет проделала серьезную работу над ошибками и не просто восстановила свои позиции, но и серьезно их улучшила.

– Но не политические и элитные расклады внутри регионов?

– В том числе поменялись и они. Потому что политическая конфигурация в значительной степени определяется в результате выборов местных и региональных. Ведь на них решается вопрос о власти. И везде, в течение последних лет, эти выборы прошли. Их было даже больше, чем раньше, потому что добавились выборы губернаторов. Так что лучше ориентироваться на их результаты, чем на итоги думской кампании 2011 года.

– Выборы 2011 года привели к значительным массовым волнениям в России. Тогда мы помним, какие были «болотные» и все остальное. Некоторые считают, что Нацгвардия в России появилась потому, что в стране политическая нестабильность. Стоит ли ожидать каких-то выступлений или недовольства по итогам этой кампании?

– Оснований для серьезной протестной активности нет. За последние несколько лет многое сделано для того, чтобы избежать кризисов – доверия и представительства, которые проявились по итогам выборов 2011 года. Если говорить о кризисе представительства, то накануне выборов оформились значимые социальные группы, которые не получили своего представительства в парламенте. Хотя, сами эти группы были достаточно инертны и, как правило, не ходили на выборы или голосовали по принципу только не за «Единую Россию», они оказались недовольны отсутствием своих представителей в ГД.

Сегодня, как мы говорили, выдвинуть своих кандидатов без сбора подписей могут 14 партий, предлагающих самые разные подходы, идеологии и программы. Не говоря уже об одномандатниках. Избирателям предлагается очень обширное политическое меню.

Что касается кризиса доверия, то тогда предпринимались достаточно серьёзные усилия по дискредитации российской избирательной системы как внутри страны, так и различными зарубежными организациями, которыми артикулировались и масштабировались мыслимые и немыслимые нарушения. Конечно выборы – это всегда столкновение позиций, интересов и амбиций, поэтому какие-то конфликтные ситуации возможны. Но для масштабных волнений нужны серьезные основания, а их на сегодняшний день нет. Основная задача организаторов выборов сегодня – обеспечить их проведение открыто, честно и прозрачно. В этом смысле уместно вспомнить слова куратора внутренней политики В.В.Володина, что нужно не гнаться за процентами, а думать о том, чтобы результаты выборов были легитимными и вызывали доверие избирателей. Да и в любом случае, вести речь о Нацгвартии в контексте выборов, на мой взгляд, некорректно и неуместно.

– Сейчас некоторые политики, говорят, что в России постоянно есть силы, заинтересованные в перевороте, в Майдане. На ваш взгляд, это соответствует действительности или не соответствует? Смогут ли они воспользоваться ситуацией?

– Это отчасти соответствует действительности. Силы существуют, но возможности у них нет. Есть персонажи от политики, которые не имеют серьезной поддержки в обществе, но очень хотят оказаться во власти. Многие из них находятся за границей и, в общем-то, прекрасно понимают, что в рамках предусмотренного конституцией и законодательством избирательного процесса никаких шансов у них нет: за них никто никогда в России не проголосует. А власти очень уж хочется, и тогда единственный возможный вариант – это нелегитимный сценарий.

Ходорковский заявляет о своем желании возглавить временное правительство. Михаил Борисович, видимо, решил стать новым Керенским. Он желает получить власть, минуя конституционные процедуры. По сути, речь идет об узурпации власти, которая принадлежит народу.

Основная задача временного правительства, по версии Ходорковского, – создание условий для новых «настоящих» выборов. Это и есть сценарий цветной революции. Обратите внимание, речь идет о «настоящих» выборах, а не о честных. А настоящие выборы, по версии олигархов, это те выборы, на которых смогут победить их ставленники. А те выборы, на которых они не побеждают, ненастоящие и нечестные. Такая сложная, запутанная логика господина Ходорковского. Да и вообще, честные выборы как результат неконституционных действий – это оксюморон.

Каспаров – тот вообще считает, что вся страна должна сначала покаяться: все, кто голосовали за «Единую Россию», за Владимира Путина должны пережить процедуру покаяния. Непонятно, правда, как и, главное, за что. За свои взгляды и предпочтения, за свободу выбора, о которой так любят судачить либералы? Наверное, нужно прийти лично к Гарри Кимовичу и попросить прощения. И, видимо только тем, кого простят, разрешат участвовать в голосовании. Это посильнее имущественного ценза будет. Такие у нас либералы. В рамках легитимного избирательного процесса шансов выиграть выборы у них никаких. Поэтому они и делают столь странные заявления.

– То есть они хотят выиграть выборы в России, по сути, при нулевых рейтингах …

– Они не выборы хотят выиграть, они хотят власть получить. Выборы хороши для них только в том случае, если бы они могли получить на них заметный результат. Но поскольку рейтинги близки к нулю, они вынуждены бредить о временных правительствах, крушении режима и прочих нелегитимных сценариях. Касьянов может победить на выборах? Нет. Ходорковский может? Нет. Каспаров может? Нет. Даже за рубежом все прекрасно понимают, что невозможно нашей стране навязать ту власть, которую наши граждане видеть не хотят. Но дровишек в протестный костер подкинут уж точно. Другое дело, что этот костер вряд ли будет разгораться. Потому что нет реальной электоральной базы, нет больших социальных групп, готовых это поддерживать.


– Как бы вы оценили влияние санкции на внутреннюю политику в России? На ваш взгляд, какую все-таки роль на самом деле сыграл Запад?

– Я неоднократно говорил, что Запад не понимает российского менталитета. В России ничего невозможно добиться, используя внешнее давление, тем более изменить настроение людей. Вот сплотить можно. Не мешало бы просто открыть и почитать историю. Даже в той версии, как пишут американские историки.

Более того, известный факт, что любое давление автоматически вызывает консолидацию вокруг лидера. Это абсолютно нормально. Это такая реакция – раз на нас давят, значит, надо объединяться и этому противостоять. Это нормально для национального самосознания любой страны, даже очень небольшой. Что уж тут говорить о России? С ее потенциалом – и экономическим, и научным, и человеческим, и военным. С ее историей, с ее традициями. Нереально!

Есть еще одно важное проявление санкций в нашей общественной и политической жизни. Они, по сути, перечеркнули все прозападные либеральные партийные проекты. Потому что как раз лидеры нашей несистемной оппозиции поддержали санкции. То есть, они солидаризировались с теми, кто против страны. Это очень простая матрица.

– То есть, всем плохо, а я поддержу экономические давление и снижение доходов…

– Да это, старый такой большевистский принцип: чем хуже, тем лучше. Пусть стране и людям будет еще хуже, тогда мне, оппозиционеру, может быть станет лучше.

Санкции привели к росту рейтинга власти. Во-первых, президента, поскольку в нем видят лидера, который способен противостоять внешнему давлению и, соответственно, развивать страну. Во-вторых, «Единой России» и, кстати, и других парламентских партий, в том числе оппозиционных, потому что они консолидировано поддержали все внешнеполитические инициативы президента. И это два основных последствия санкций – рост рейтинга президента и институтов власти в целом, а также подведение финальной черты под прозападными либеральными проектами.