Владыка Зосима: «Я поразился: три пирога, чаша… Можно сказать, литургия

В интервью «15-му Региону» архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима рассказал о том, что его больше всего удивило в Осетии и о конфликте полуторагодовалой давности.

Создание Аланской епархии называют исторически событием. Можете ли сказать, насколько это было нужно и как отразилось на церковной жизни?

Воссоздание Аланской епархии - событие поистине историческое для всей Осетии.

Не так давно Северная Осетия была частью огромной Ставропольской епархии, которая простиралась от Карачаево-Черкесии до Каспия. Но управлять такой огромной епархией невозможно просто физически. В результате Осетия неизбежно оказывалась на заднем плане, архиерей приезжал сюда лишь время от времени.

Конечно, владыка Феофан потрудился очень много, но епархия таких размеров, по сути, трудноуправляема, ибо епископ должен быть рядом с народом, помогать священникам, а в огромной епархии это практически невозможно.

Чем меньше епархия, тем легче она управляется, что дает больше возможностей просвещать народ; а от уменьшения епархии никто ничего не теряет - мы остаемся в лоне единой Православной Церкви.

С созданием Владикавказской и Махачкалинской епархии, мы начали активно поддерживать труды по переводу богослужебных текстов на осетинский язык, внимательнее и бережнее относиться к нашей осетинской культуре и традициям.

Управляя вновь созданной Владикавказской и Махачкалинской епархией, я понимал, что Осетия нуждается в возобновлении Аланской епархиальной традиции. Поэтому 8 октября прошлого года я попросил Святейшего Патриарха Кирилла рассмотреть вопрос о воссоздании Аланской епархии и об образовании Махачкалинской.

И я рад тому, что проводимое в Осетии церковное строительство получило столь яркое и совершенно необходимое обществу одобрение Святейшего Патриарха и священного синода.

Как верно отметил профессор Руслан Бзаров, возрождение Аланской епархии имеет глубокое символическое значение, восстанавливая прерванную традицию, врачуя раны, нанесенные духовной памяти народа.

Сегодня в многовековой истории Аланской епархии наступил новый этап, и то, каким он будет, зависит, в том числе от молитв и трудов каждого из нас.

Есть информация, что руководство Аланской епархии предложило разделить ее на две части, выделив отдельную епархию в Моздокском районе. Возможно ли такое разделение?

Нет, о разделении Владикавказской епархии речь не идет.

Столкнулись ли вы здесь с какими-то сложностями, связанными с тем, что, помимо традиционных православия и ислама, в Северной Осетии присутствуют и так называемые традиционалисты?

Я человек очень мирный и спокойный, и добрые отношения сложились у меня со всеми конфессиями. Я встречался и с духовным главой буддистов, и с Папой Римским Бенедиктом XVI. Недавно меня познакомили с новым главой Католической Церкви Франциском I. Мое сердце открыто для всех. Мы всегда приходим на помощь, если у кого-то случается беда. Вот недавно мы собрали деньги и помогли семье убитого Ибрагима Дударова, заместителя муфтия Северной Осетии. Мы всегда разделяем с другими скорби и радости, и ждем, чтобы и все остальные религии точно так же относились к нам.

Но в то же время известны и случаи актов вандализма в святилище, расположенном недалеко от мужского монастыря…

Это не ново - воевать с беззащитными иконами. Мы это уже проходили и знаем, что подобные деяния не останутся без наказания Божия. К сожалению, часовня в Куртатинском ущелье, получив статус памятника регионального значения, пока не передана тем, кто в состоянии ее сохранить для будущих поколений. Конечно, это не могут быть вандалы, которые выбрасывают иконы и разбивают памятные плиты.

Мы уже дали оценку случившемуся - это варварство и вандализм; и совершенно неважно, в отношении какой религии подобное совершается. Вот если бы кто-то принес и оставил в православном храме Коран - разве мы бы его выбросили? Конечно, нет! Мы пришли бы к мусульманам и сказали: «братья, заберите - это наше православное место». Итак, мы настаиваем на необходимости поддерживать мир, потому что если в епархии начнется передел, то последствия могут быть самые серьезные, а этого допустить никак нельзя.

- Что вы подразумеваете под переделом?

То, что произошло, - попытку захвата святыни одной религии представителями другой религии. Вот если бы это место было священным для мусульман, то, очевидно, мог последовать гораздо более жесткий ответ. Мы же намерены рассмотреть юридическую сторону вопроса и вместе с тем достучаться до сердец людей и объяснить, что так поступать в любом случае нельзя.

- Можно ли говорить о каких-то особенностях православия в Осетии?

Осетинское христианство какими-то своими гранями не похоже на то, что мы наблюдаем в других местах. В том, что касается христианской веры и учения, православные осетины полностью вписываются в их рамки. Но, как и у любого народа, вступившего в христианскую семью, здесь есть свои особенности. Признаться, когда я ехал сюда, я мало знал об этих особенностях. Знал только, что есть такой народ на Кавказе. И все. Но теперь я хорошо понимаю, что осетинское православие имеет глубочайшие, гораздо более древние корни, чем русское.

Обычно в храме, когда священник выходит на проповедь, часть прихожан его слушает, а остальные занимаются своими делами. Но здесь, как только священник начинает проповедовать, все моментально направляются к амвону и внимательно слушают. Такого я нигде больше не видел - ни в Москве, ни в Ставрополе…

Приятная особенность и в том, что здесь в церковь приходит много мужчин, особенно молодых парней. А сколько детей приводят в храм! Вера наших прихожан - не формальная, она в душе; и люди хотят понимать свою веру.

А осетинское застолье меня и вовсе поразило. Все не так, как обычно для других народов. Я поразился - эти три пирога, эта чаша… Можно сказать, литургия! И главное, застолье проходит не с песнями и плясками, а начинается, продолжается и заканчивается молитвами. Разумеется, ввиду трагичной истории этого края многое было забыто, многое утеряно, но корень-то остался! И как бы кто ни пытался это замылить, связь с христианством очевидная.

- Сейчас многие утверждают, что застольная традиция осетин превращается в обычную формальность…

Не думаю. И мне бы очень хотелось, чтобы сюда приезжало больше людей из разных концов России, чтобы они могли своими глазами увидеть эту замечательную традицию… Хотя, конечно, любое, даже самое доброе и светлое дело можно превратить в формальность.

И не надо говорить, что христианство что-то навязывает. Напротив, оно впитывает культуру и традиции каждого народа, к которому приходит; и в каждой стране христианство имеет свое лицо. Не понимаю, когда говорят, что русские принесли свою веру и навязывают ее в Осетии. Здесь этого не чувствуется. Напротив, христианство появилось здесь гораздо раньше, чем на Руси. Просто посмотрите на древние храмы, которые здесь сохранились, - к ним нужно организовывать паломничество на всероссийском, а может, и на международном уровне.

Сейчас стало заметно, что растет число молодежи, которая переходит в ислам. По меркам Осетии, в которой основная религия - христианство, это очень много, хотя, если смотреть в общем, цифры небольшие.

В этом вопросе присутствует не только религиозный момент. Есть социальная неустроенность, коррупция, и находятся люди, которые заявляют, что наведут порядок. Ведется массированная промывка мозгов, и представители радикального ислама заявляют, будто кругом все заблудились и только они могут повести в правильном направлении.

Не укорененная в вере молодежь, не имеющая подлинных знаний, уподобляется тростинке, колеблемой ветром. Многие выезжают за рубеж, чтобы учиться в исламских университетах, а ведь в той же Саудовской Аравии ваххабизм - государственная идеология. Поэтому правильно сказал Рамазан Абдулатипов, что нужно воспитывать наших людей на нашей земле. Об этом говорил и мой друг Талгат Таджуддин (верховный муфтий России - прим. «15»). А настоящий ислам не делит людей, а призывает делиться кровом и едой со всеми, как, например, поступали в том же Казахстане, где я вырос, местные мусульмане. Они не смотрели, немец ты, ингуш или калмык, а делились последним. Поэтому тогда и выживали репрессированные народы.

В то же время отмечу, что люди не только уходят из православия в ислам - очень многие приходят и оттуда к нам.

Несколько лет уже идут разговоры о праздновании 1100-летия крещения Алании. Но в последнее время кажется, что они сошли на нет. Празднование отменено?

Нет. Но праздник надо сделать общецерковным, с участием Святейшего Патриарха Кирилла, а для этого нужно еще подготовиться. Так, у нас еще не расписан собор святого Георгия; запланировано строительство огромного храма Александра Невского и целый ряд других важнейших задач. Думаю, когда эти задачи будут выполнены, тогда и можно будет приглашать Святейшего Патриарха Кирилла.

- Собор Александра Невского все еще не заложен.

Не все так быстро делается. Нужны средства, нужна документация, нужны согласования. Это очень хлопотное дело. Храм будет самым большим на Кавказе; по всей России только четыре таких - на севере, востоке, западе и у нас, на юге.

- Финансирует строительство УГМК?

Да, в основном.

Раз уж мы заговорили об этой структуре, то как вы относитесь к противостоянию женского монастыря с холдингом? Монахини борются против строительства в Алагире цементного завода и карьера, который по плану будет расположен в 300 м от обители.

Я на стороне прогресса и на стороне экологии. А монахи - это особые люди, тем более осетинские монахини, которые любят свою землю как мать родную. Мы все видели, какая там природа, какие леса. Если будет строиться завод, то есть опасность, что все это придет в плачевное состояние, а ведь рядом еще и детский реабилитационный центр…

Конечно, прогресс требует жертв, в пещеры возвращаться никто не хочет, и поэтому конфликт с «зелеными» неизбежен. Но нужно делать так, чтобы прогресс не вредил экологии. Завод нужен, это рабочие места, но надо думать и о том, чтобы не нарушать экологию, ведь Бог создал человека хозяином земли, соработником Себе. Матушка Нонна и монахини, исходя из заботы о родной земле, проявили ревность - может быть, излишнюю. Но они там живут и видят, что происходит.

- То есть конфликта с монастырем у вас нет?

У меня конфликта нет ни с кем. Нужно искать пути, которые устраивали бы всех. Если же предприятия придут туда как хищники, то матушка Нонна со своей ревностью будет совершенно права.

Вопрос с сектами сейчас стоит очень остро, и наиболее выпукло его можно наблюдать в южной части Осетии. С учетом того, что епархия называется Аланской, как вы относитесь к этой проблеме?

Церковная ситуация на юге была запущена, вот сектанты туда и слетелись. Формально Южная Осетия не входит в границы нашей епархии, но, при поддержке российского руководства, в Цхинвале начинается строительство храма, а Святейший Патриарх Кирилл направляет отца Савву (Гаглоева - прим. «15»), чтобы он курировал эту работу. Отец Савва и отец Тимофей (Остаев - прим. «15») регулярно бывают на юге, и народ уже почувствовал, что со стороны севера Церковь проявляет заботу.

- А что с сектантами на севере Осетии?

За 2000 лет Православная Церковь накопила огромный потенциал. Достаточно вспомнить великих отцов: Василий Великий, Григорий Богослов - всех и не перечислишь. У них можно найти ответы на все вопросы, волнующие человека.

У сектантов всё гораздо проще - то, что им не нужно или не вписывается в их идеологию, просто отметается. И если Православная Церковь восходит к Самому Христу, то секты начинают появляться в основном с XVI века, и процесс этот продолжается вплоть до нашего времени. Вот, к примеру, «свидетели Иеговы». О чем они могут свидетельствовать?..

Сейчас самое главное, чем должна заниматься Церковь, - это просвещение. Православие дает ответы на все вопросы, в этом нет никакого сомнения.

А как обстоят дела с колыбелью аланского православия - Зругским храмом, который находится в крайне плачевном состоянии?

Зругский храм, как и другие древние храмы, не забыт. Мы делаем все возможное, чтобы сохранить все дошедшие до нас храмы на территории Осетии. Например, благодаря главе Владикавказа Сергею Дзантиеву восстановлен храм святого Георгия в Наре.

Капитальная реконструкция Зругского храма стоит больших денег, и мы надеемся на помощь со стороны. Это ведь не только свидетель аланского православия, но и памятник культуры уровня Всемирного наследия ЮНЕСКО. Мы рассматриваем сейчас все источники финансирования. Мы будем просить предпринимателей о помощи в этом деле.

Давайте вернемся к событиям полуторагодовой давности - истории вокруг отца Антония. Вы тогда говорили, что это было для вас испытанием…

Ужасным…

- Сейчас вы что-нибудь изменили бы?

Нет, ничего не изменил бы. Отца Антония я знаю очень давно, когда он еще был мальчиком и служил при владыке Ставропольском Антонии. Когда я приехал сюда, мы с ним беседовали и сошлись на том, что нам предстоит большая работа. И у меня до сих пор остается вопрос: по какому праву, за что и почему со мной так поступили? Я никому не хотел зла. Отец Антоний и сейчас стремится стать епископом. Теперь епископская кафедра есть в Махачкале.

Никого снимать или убирать я не собирался. Отец Антоний хотел быть епископом, но во время тех событий он заявил, что возлюбил паству и никуда не поедет. Ну ради Бога, любовь - это святое. Ты любишь паству, паства тебя любит - живи, люби, неси послушание. Но через какое-то время он пишет прошение о том, что не может служить по болезни, что ему назначена операция и он хочет уйти на покой, затем еще одно. А потом вдруг появляется исцеленный в Архызе…

Я до сих пор желаю ему самого лучшего и самого доброго и благодарю за многолетнее служение. Я все простил.

Есть мнение, что выкрики в ваш адрес раздались после того, как люди встали на колени, а вы прошли мимо них. Более того, назвали нелицеприятными словами.

Неправда. Я постоял с ними, послушал, сказал, что выдвигаю отца Антония на епископское служение и пожелал доброй ночи. Более того, я даже сам хотел встать перед ними на колени. Это было бы правильно, но, наверное, похоже на спектакль. Но никаких дурных слов в их адрес я не говорил. Я никогда никого не оскорбляю.

- Можно ли сказать, что тот конфликт сейчас уже никак не отражается на взаимоотношениях с паствой?

В моем сердце нет никакого зла. Я простил всех. Все, кто пришел к нам, - все наши, а за тех, кто ушел, я молюсь.

- То есть раскола нет?


Примерно месяц назад в Северной Осетии разразился церковный скандал. Указом Епископа Владикавказского и Махачкалинского Зосимы (Остапенко) наместник Аланского Свято-Успенского мужского монастыря архимандрит Антоний (Данилов) буквально в одночасье был лишен должности наместника монастыря и направлен для прохождения дальнейшего послушания в Дагестан.
Стандартное и, казалось бы, исключительно внутрицерковное решение стало причиной серьезного церковного и общественно-политического кризиса, разделившего единственную православную республику на Северном Кавказе на сторонников и противников архиерея.
Тысячи верующих встали в буквальном смысле этого слова на колени, умоляя епископа Зосиму отменить свое решение. Светская власть, отдавая себе отчет в том, какие последствия повлечет за собой раскол православного большинства, позволила себе напомнить священноначалию РПЦ о том, что было бы неплохо при принятии кадровых решений учитывать специфику региона, настроения граждан, а также назначать на должности людей, имеющих адекватное представление об окружающей их действительности.

Спустя неделю после протестов, просьб и увещеваний, при непосредственном участии Московской Патриархии конфликт вроде бы удалось разрешить. Или так тогда казалось. Архимандрит Антоний был оставлен в Осетии, а власти республики согласились на дальнейшее присутствие епископа Зосимы в качестве главы церковно-административной единицы. При этом главной задачей к всестороннему удовольствию было названо установление мира. Однако уже следующая неделя показала, что надежды властей и общества, выступивших с консолидированной позицией, оказались преждевременны. По своему возвращению из Москвы епископ Зосима не только не отменил свой указ, но предпринял все шаги для того, чтобы вновь максимально обострить ситуацию. Более того, у многих сложилось впечатление, что епископ и его окружение специально пытаются спровоцировать угрозами и клеветой часть верующих на ошибочные действия, которые потом можно было бы назвать хулиганскими. И делают они это сознательно и целенаправленно оскорбляя национальные и религиозные чувства, публично унижая людей. Такого в Северной Осетии не было еще никогда.
Все это заставляет попытаться еще раз разобраться в истинных причинах и мотивах, побудивших епископа издать свой печально известный указ, попытаться понять, что или кто движет человеком, сумевшим за пару месяцев сделать практически невозможное – создать на Северном Кавказе очаг христианской нестабильности.

В далеком 2001 г. году настоятель Свято-Успенского мужского монастыря архимандрит Антоний (Данилов) вынужден был обратиться в Епархиальный совет с просьбой рассмотреть непристойное поведение иеромонаха Гаийа (Битиева) и иеромонаха Иоанна (Дзускаева), которые игнорируя Устав монастыря, распоряжения правящего архиерея – митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона, попытались захватить в монастыре власть.
После рассмотрения дела на Епархиальном совете было принято решение о переводе иеромонаха Гаийа (Битиева) в другой монастырь и о запрете в служении Иоанна (Дзускаева). Последний, восприняв решение митрополита Гедеона как личное оскорбление, ушел из монастыря и женился. Однако, обида и желание отомстить своему настоятелю не оставляла их все эти годы.

И вот такой случай представился в 2011 г., когда в процессе создания новой Владикавказской-Махачкалинской Епархии новому архиерею, стараниями Общественного совета (!!!), т.е. общественной организации, которая по определению не имеет права вмешиваться в дела, касающиеся церковной кадровой политики, было предложено вернуть на Родину бунтаря Гаийа и расстригу Вадима. И вот епископ, несмотря на предостережения своего предшественника архиепископа Феофана, считавшего, что возвращение Гаийа повлечет за собой серьезный конфликт, пошел на поводу своего окружения.
Более того, возвращенные на Родину иеромонах Гаий (Битиев) и неожиданно восстановленный в сане иерея монах-растрига Иоанн (Дзускаев), оказались допущенными еще и к церковно-административному ресурсу. Час мести, которого они ждали десять лет, настал.
Северная Осетия - маленькая республика. Здесь все друг друга знают. Поэтому информация о том, что Гаий и Иоанн задумали отомстить архимандриту Антонию быстро стала достоянием православных. Однако, никто не мог поверить, что степень влияния этих одиозных фигур на епископа Зосиму окажется такой фатальной и безальтернативной.

Но факт остается фактом - результатом их интриг стало внезапное решение о высылке архимандрита Антония из Осетии. Говорят, что был уже подписан и другой указ о назначении иеромонаха Гаийа (Битиева) наместником мужского Свято-Успенского монастыря в Фиагдоне. Напомним, что настоятелем монастыря на последнем Синоде был утверждён сам Архиепископ Зосима, Антоний же не был упомянут даже в качестве наместника.
Здесь сторонний наблюдатель вправе задать вопрос: «Ну, даже если это и так, то разве Церковь не имеет права самостоятельно решать свои вопросы и проблемы» . Конечно же, имеет. Но только Церковь, особенно на Кавказе, существует не в безвоздушном пространстве. Она вплетена в тугой клубок непростых политических, социальных и экономических отношений. Полем ее деятельности очень часто становится конфликт интересов и ценностей различных элитных и социальных групп. В этой связи Церковь должна действовать предельно мудро и осторожно, руководствуясь простым правилом «не навреди».

В этой ситуации изначальная бескомпромиссность решения и категоричность высказываний привели не только к открытому конфликту верующих и архиерея, но нанесли огромный вред Православию в целом, серьезно подорвали имидж Церкви на Северном Кавказе. Объективно – руками группы «мстителей» была проведена беспрецедентная дискредитация Православия, осуществлен подрыв доверия к священнослужителям. В XIX веке существовал обычай изгнания из осетинских сел священников, совершавших в ходе своей повседневной деятельности поступки, прямо противоречащие проповедуемой ими системе ценностей. Не исключено, что для разрешения тлеющего конфликта именно он и будет избран уставшим от ожидания североосетинским обществом. Что дальше?

Архиерей Русской Православной старообрядческой Церкви. С 2004 года — управляющий Донской епархией c титулом епископ Донской и Кавказский (с января 2016 года — архиепископ).

Зотик Еремеев родился в большой семье потомственных старообрядцев Белокриницкого согласия в селении Сы́рково (Се́рково) Рези́нского района (Молдавия). Обладая природным острым умом и трудолюбием, с 5 лет научился церковной грамоте — чтению, а затем и церковному знаменному пению. Воспитывался в строгости, в трудностях, в ревности к Богу. Любил церковную службу, стояние на молитве в домашних условиях.

После окончания неполной средней школы закончил профтехучилище (январь 1965 — июнь 1967 гг.) с одновременным окончанием курса вечерней школы рабочей молодежи. По окончании училища работал 1 год электриком на хлебокомбинате. Затем был принят в то же училище на должность мастера производственного обучения, где проработал 3 года и сделал 3 выпуска электромонтеров. Далее Комитет профтехобразования направил Зотика в Орехово-Зуевский индустриально-педагогический техникум (на дневное отделение) для получения специального образования по этой специальности. Окончив техникум в 1973 году с отличием (поступил в 1970 году) получил свободное распределение на работу, но на работу не пошел, а поступил в 1973 году в Московскую духовную семинарию (окончил ее в 1977 году). Поступить в семинарию Зотика подвигла жажда духовных знаний, так как в Молдавии таких учебных заведений не было. По окончании духовной семинарии был направлен на работу в Кишиневскую епархию РПЦ, где был устроен в качестве помощника секретаря и по совместительству должен был участвовать в хоре кафедрального собора Кишинёва . Как указывается в «Обращении прихожан РПСЦ к местоблюстителю престола Митрополита Московского и всея Руси архиепископу (Витушкину) и Собору », «Принял эти предложения с целью последующего совершенствования знаний в духовной академии ».

Нужно отметить, что Зотику, как грамотному и отличному выпускнику духовной семинарии, много раз предлагалось принять священный сан в РПЦ, однако он всякий раз от него отказывался, твердо зная цель своего временного пребывания в учреждениях РПЦ. За время обучения Зотик воочию увидел еретичность новообрядческой церкви в её учении и практической деятельности и глубже утвердился в истинности древлеправославия. Благодаря знанию молдавского языка он многим помог обрести истинную веру и обратить к старообрядчеству. В новообрядческой Церкви узнали о такой деятельности работника Кишиневской Епархии Зотика, после чего он был вынужден уволиться и расстаться с желанием о поступлении в духовную академию.

Начало своего служения Христовой Церкви будущий епископ положил в селении Губино Орехово-Зуевского района Московской области, куда он был направлен уставщиком (прослужил 8 лет). В 1991 году его рукоположили священником РПСЦ, а в 1992 г. Освященный Собор Русской Православной старообрядческой Церкви избрал отца Зотика Еремеева во епископа Кишиневского и всея Молдавии . В то время духовным отцом семьи о. Зотика был священноинок Севастиан (Озерский). Он убедил и благословил о. Зотика согласиться на определение Собора. Также и супругу его Тамару убедил мирно расстаться и принять иночество, что и было в скором времени исполнено. О. Зотик стал священноиноком Зосимой, а бывшая супруга — инокиней Таисией (позднее она стала игуменией монастыря в с. Белая Криница, Украина). В мае 1993 г. священноинока Зосиму митрополит (Гусев) в сослужении с епископом (Килиным) и епископом (Витушкиным) рукоположил во епископа Кишиневского и всея Молдавии.

Став управляющим Кишиневской епархией в 1993 г., епископ Зосима всецело и активно включился в пастырскую деятельность, направленную на укрепление древнего православного благочестия и соблюдения церковного Предания в старообрядческих общинах Молдавии. Владыка Зосима начал свою деятельность с установления в храмах епархии канонической дисциплины и единообразия в церковном пении и чтении, для чего им были изданы книги: Обедница, Обиход, Ирмосы, Праздничная певчая, Служба Пресвятой Богородице «Неопалимая Купина», Служба на святую Пятидесятницу, правда, малым тиражом — для удовлетворения нужд приходов епархии. Также им была издана брошюра «Правила благочестивого поведения в доме Божиим » (Кишинев, 2001 г.), а с 2000 г. — епархиальный Церковный календарь с материалами на актуальные темы.

Параллельно с этой деятельностью им велась работа по ремонту, восстановлению и новому строительству. Благодаря его неустанному попечению и поддержке в приходах Кишиневской епархии сделано много полезного. Практически все приходы были оснащены необходимой утварью. В приходе г. Оргеев произведен ремонт крыши храма, заменены купола и кресты. В приходе г. Теленешты осуществлен ремонт здания церкви, произведены земляные работы по отводу грунтовых вод. В селе Покровка построено каменное ограждение, заменены купола и кресты храма. В селе Егоровка начато строительство нового большого здания церкви, на что Епархия выделила значительные средства. Последствия землетрясения 1987 г. для Кишиневского старообрядческого храма были весьма печальны. Произведён сложный и дорогостоящий наружный капитальный ремонт здания, позже построено два притвора, заменены купола и кресты. В начале текущего тысячелетия построено здание Духовного Центра, в котором размещены воскресная школа, библиотека, трапезная, иконописная мастерская, архиерейские покои и другое. Здесь же было организовано и обучение крюковому пению. С 2000 года в Епархии было налажено производство свечей, в том числе из чистого воска, и приходы, нуждающиеся в свечах, обеспечивались Епархией. Информация в церковной прессе, устные воззвания о помощи на восстановление когда-то прекрасной архитектуры храма в городе Кагуле возымели свое действие — здание этого храма отреставрировано, был восстановлен иконостас, написано 20 новых икон, и совершено великое освящение храма.

Значительным достижением в духовной жизни старообрядцев Молдавии является восстановление женского монастыря в селе Кунича. Сегодня он является единственным местом в Епархии, где совершается ежедневная полная служба. Думается, что нет особой необходимости объяснять, какое значение для духовной жизни, для сохранения и распространения веры имели и имеют монастыри. Епископ Зосима проявлял серьезное внимание к подрастающему поколению, то есть к будущему Церкви: в летний период при монастыре была организована воскресная школа, где обучали церковному чтению и пению, молодежь приобщалась к духовным ценностям и традициям предков. Здесь же было организовано обучение церковному уставу и пению приходских уставщиков. О высокой компетенции епископа Зосимы можно судить и по тому, что он немало времени уделяет приходящим извне Церкви Христовой для увещания и разъяснения истин христианской веры.

Возникшие в Русской Православной старообрядческой Церкви проблемы, повлекшие за собой резкое ухудшение с руководством Церкви, вынудили написать обращение к Белокриницкой Митрополии (21 октября 2003 года) с просьбой принять в клир. За это был запрещен в священнослужении единолично (что является неканоничным действием) указом митрополита Алимпия (Гусева) от 23 октября 2003 года.

27 октября 2003 года Освященный Собор РПСЦ в Румынии, состоявшийся в старообрядческой митрополии в городе Браила, заслушав «устное и письменное от 21 октября 2003 года обращение епископа Зосимы », постановил:

  1. Принять в церковное общение епископа Зосиму (Еремеева) с 21 октября 2003 года (нов. ст.).

Это дело епископа Зосимы было детально рассмотрено на Освященном Соборе РПСЦ в Москве, состоявшемся 9-11 февраля 2004 года. Указ митрополита Алимпия о единоличном запрещении епископа Зосимы был отменён «как противоречащий канонам Церкви ». 11 февраля 2004 года Освященный Собор постановил:

  • 2.1. Принять к сведению прошение епископа Зосимы о возвращении в юрисдикцию Московской митрополии РПСЦ, поступившее 11 февраля 2004 года.
  • 2.3. Суждение о месте временного служения епископа Зосимы предоставить митрополиту (Четвергову) после предоставления епископом Зосимой отпускной грамоты от Митрополита Белокриницкого Леонтия.
  • 2.4. Суждение об определении места постоянного служения епископа Зосимы иметь на очередном Освященном Соборе.
  • Избрать епископа Зосиму правящим архиереем Донской и Кавказской епархии.

С 22 октября 2004 года и по сегодняшний день епископ Зосима (с января 2016 года — архиепископ) находится на кафедре Донской и Кавказской епархии.

После смерти митрополита Андриана (Четвергова) рассматривался как его возможный преемник. Пресс-секретарь Московской митрополии РПСЦ Сергей Вургафт в связи с этим отметил, что епископ Зосима «фундаменталистскими взглядами, авторитарностью, видит Церковь гораздо более закрытой и строгой к своим членам структурой », «На мой взгляд, епископ Зосима менее, чем все другие архиереи, будет склонен к продолжению политики открытости ».

В октябре 2005 года участвовал в выборах предстоятеля РПсЦ, набрав в первом туре 23 из 245 голосов и заняв третье место.

12 января 2016 года в г. Ростова-на-Дону во время Божественной литургии в память священномученика Зотика и в честь 70-летнего юбилея Владыки Зосимы, митрополит (Титов) возвел владыку Зосиму в сан архиепископа .

Поздравления с 70-летним юбилеем

Иерей Иоанн Севастьянов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Ростове-на-Дону

«Владыка Зосима служит в нашей епархии уже 13-й год. Для нашей Общины и всей епархии это целая эпоха. Никакой Донской и Кавказский епископ не служил так долго на нашей кафедре. Никогда в истории Покровского Собора не совершалась так часто архиерейская служба. Господь прислал нам епископа Зосиму в очень важный, переломный момент истории нашей Общины, в момент смены поколений. И владыка смог безболезненно провести нашу общину через этот опасный период. За это время мы все к нему очень привыкли. Чтим его как епископа и отца. Мы чтим и уважаем владыку за то, что он, несмотря на все перипетии своей земной жизни, по-прежнему тверд в своих убеждениях. И хотя ему приходилось страдать за свои взгляды, он неукоснительно держится их. Мы научились понимать владыку с полуслова, полувзгляда, а он научился терпеть наши несовершенства. Дай Бог, чтобы наше совместное служение и дальше продолжалось во славу Исуса Христа и Его Святой Церкви».

Дмитрий Латышев, прихожанин общины г. Краснодара

«12 сентября 2016 г. епископ Зосима освящал в нашем городе строительство будущего древлеправославного храма. И я имел честь впервые в жизни беседовать с епископом Зосимой, хотя знаю его с 90-х годов. С его именем тесно связано мое родное русское старообрядческое село Покровка, что в Молдавии. Владыка Зосима восемь лет окормлял Покровку, будучи епископом Кишиневским и всея Молдавии. В те не столь далекие годы, после смерти о. Тимофея Щербакова, Община осталась без священника. Владыка большую часть времени отдавал службе именно в Покровской церкви. Служба, работа и офицерские погоны не позволяли мне часто бывать на моей маленькой родине, но все же посещение сельской церкви, рассказы моего отца Латышева Ивана Xаритоновича (в ту пору он в течение 10-ти лет был Председателем ревизионной комиссии Общины), моего дяди Латышева Павла Родионовича (в то время Председатель Общины) позволяют мне хотя бы немного на примере одной Общины (1300 человек) показать, насколько разнообразной и полезной была деятельность владыки.

Как бывший офицер скажу: епископ Зосима был и есть настоящий полководец нашей Церкви. Строг и требователен не только к прихожанам, но и к себе. В те трудные, «демократические» годы, когда в обществе был разброд и шатание, смятение в умах и душах людей, он начал с наведения в епархии порядка и дисциплины. Прихожанки начали единообразно надевать платки, у мужчин появились более окладистые бороды, на кладбище был наведен идеальный порядок. Начал обустраиваться келейно-трапезный комплекс на 200 человек, благоустраиваться прилегающая территория. И важно, что служба стала вестись строго по канонам Церкви и была духовно насыщена.

К концу 90-х годов в храме остались одни старики. Владыка все поменял. Ручеек молодежи начал возрастать. По благословению епископа Зосимы при Общине начала действовать воскресная школа, которую возглавила инокиня Таисия (ныне игумения Белокриницкого монастыря). Из нее вышли хорошие чтецы, хористы клиросов. Среди них духовный воспитанник владыки Зосимы Настоятель Кишиневского храма о. Андрей Вознюк, матушка Татиана, дьяк Покровской церкви Никола Захаров и другие.

Благодаря преемственности, заботе о знаменном пении, в Покровке удивительным образом сохраняется и сейчас старинная форма пения. В этом немалая заслуга епископа. Надо отметить, что владыка был очень требователен ко всем, не взирая на чины и ранги. Помню один из храмовых праздников села Покрова Пресвятой Богородицы. На храм в церковь пришли руководители района, директора хозяйств. Они немало помогли приходу в подготовке торжества. Как правило, их пропустили в первый ряд, вместе с ними и я принял посильное участие в организации праздника, поэтому был рядом. В конце службы владыка поблагодарил нас за помощь, но подверг хорошей критике за редкое посещение службы. Таким он был во многом. Да и сейчас, во время нашей последней встречи, он не преминул покритиковать меня за недостатки в книге «Вера и жизнь», за щетину. «Хоронить тебя должны во-от с такой длинной бородой», — его пожелание для меня. Как тут обижаться? Пусть жестко, но он направляет на праведный путь. Не лучше же ласково, но в яму.

Так же твердо он отстаивал позиции нашей Церкви от разного рода политиков и покусителей на ее устои в начале 2000-х годов. Он и сегодня строг, справедлив и требователен — не поменялся, разве, чуть поседел. А в душе он очень чувствителен и раним. Как он переживает, когда спрашивает о тех стариках и старушках, с которыми когда-то служил или которых просто знал.

Это моя маленькая толика воспоминаний о нашем владыке. Но дела Церкви, служба, заботы о вере не дают ему времени и права расслабляться. У него впереди еще немало творческих дел: строительство новых храмов, их открытие и окормление, подготовка и обучение молодых прихожан, выпуск богословской литературы, просто руководство всей большой епархией.

Здравия, терпения, долголетия и Божией благодати ти, Владыко!

От редакции. При составлении биографии использованы открытые источники, а также вестник Ростовской н/д общины «Издревле» № 1. Достоверность биографических данных лично утвердил архиепископ Зосима.

В Северной Осетии разгорелся беспрецедентный конфликт между представителями церковной и светской властей, спровоцированный решением архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосимы о переводе настоятеля Аланского Свято-Успенского мужского монастыря Антония (Данилова) в Дагестан. Два дня у стен кафедрального собора во Владикавказе и монастыря в Куртатинском ущелье митингуют миряне, а глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров пригрозил разрывом отношений с епархиальным руководством.

Конфликт начался во вторник, когда архиепископ Зосима объявил о создании нового благочиния (группы приходов) в Республике Дагестан и переводе туда архимандрита Антония (Данилова). Настоятелем Свято-Успенской обители архиепископ назначил эконома монастыря Стефана (Дзугкаева). Это решение буквально взорвало общество. Уже к вечеру у кафедрального собора Георгия Победоносца во Владикавказе собралось около 1 тыс. протестующих. К храму стянули полицию и ОМОН, но эта мера не подействовала - протестующие требовали встречи с митрополитом Зосимой и грозили блокировать въезд в Куртатинское ущелье, где находится Аланский Свято-Успенский мужской монастырь. Пикетчики называли отца Антония «великим молитвенником» и самым авторитетным священником в Осетии. Член оргкомитета по сопротивлению указу владыки Зосимы Лора Цкаева заявила, что отец Антоний «начал строить Фиагдонский монастырь (так в народе называют Аланский Свято-Успенский мужской монастырь.- «Ъ») в горах на пустом месте и сумел привлечь верующих со всей республики», а потом монастырь стал «центром православия Осетии и местом паломничества со всего Кавказа».

В переговоры с архиепископом Зосимой вступили представители власти во главе со спикером парламента Северной Осетии Ларисой Хабицовой. Правда, успехом эта миссия не увенчалась. Госпожа Хабицова сообщила, что «отменить указ владыки Зосимы не в силах никто, кроме патриарха» и что «до патриархии доведена информация о происходящем».

Пикетчики блокировали у кафедрального собора машину владыки Зосимы с криками «Иуда!» и «Возвращайся в Калмыкию!» (архиепископ Зосима 27 лет провел в Калмыкии и был переведен в Северную Осетию в этом году). Только после вмешательства полиции, которая оттеснила толпу, архиепископ покинул территорию собора.

В это же время начался круглосуточный пикет и у стен Фиагдонского монастыря, подъезды к которому заблокировали автомобили прихожан. Даже президенту Южной Осетии Эдуарду Кокойты пришлось подниматься к монастырю пешком. Пикетчики заявили, что не выпустят отца Антония с территории монастыря. При этом сам он призвал прихожан «не устраивать никаких протестов». «Ъ» удалось дозвониться до одного из насельников монастыря, который сообщил, что архимандрит Антоний «готов был выехать в Дагестан, но сейчас сделать это невозможно из-за блокады».

Протестующие приняли обращение к главе Северной Осетии Таймуразу Мамсурову с просьбой «спасти православную Осетию». Господин Мамсуров ответил словами патриарха Кирилла: «У нас церковь действительно отделена от государства, но не отделена от общества. Не учитывать общественное мнение - большая ошибка, по моему мнению». И добавил, что власть республики прервет любые отношения с епархиальным руководством, если мнение православных верующих не будет услышано. Демонстрируя свою решительность, господин Мамсуров вчера отказал в аудиенции архиепископу Зосиме.

В среду днем митинг возобновился, начался сбор подписей под обращением к патриарху Кириллу с просьбой об отставке архиепископа Зосимы, который «рушит православный мир Осетии-Алании». Сам архиепископ в официальном обращении заявил, что «разнузданные молодчики, которые, пытаясь прикрыться якобы любовью к отцу Антонию, перешли к прямому насилию», позорят «не только имя этого пастыря, но и саму церковь Христову». И призвал власть республики остановить тех, кто «пытается взорвать хрупкий гражданский мир».

«Решение о назначении наместников монастырей принимает Священный синод,- пояснил «Ъ» руководитель синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин,- но по Свято-Успенской обители такого решения не было. Однако кадровые вопросы церковь решает самостоятельно, и давление со стороны светских властей или неформальных общественных групп неуместно. Я надеюсь, что сложившаяся ситуация решится мирно и спокойно. Это даст возможность патриарху и Священному синоду принять достойное решение».

Ольга Алленова, Заур Фарниев, Владикавказ; Павел Коробов

Кроме того, стало известно о том, что глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров отказал в приеме архиепископу Владикавказскому и Махачкалинскому Зосиме . «Жесткая реакция главы республики объясняется тем, что накануне без каких-либо предварительных консультаций, без учета мнения православных жителей республики и позиции руководства Северной Осетии епископом было принято единоличное кадровое решение, вызвавшее негативный общественный резонанс», - говорится на официальном сайте. «Я, как и все жители республики, которые ко мне обращаются за помощью и защитой в эти дни, считаю это оскорблением. Нам ясно дали понять, что советоваться с нами, прислушиваться к мнению людей никто не хочет и не будет. О чем нам теперь говорить?» - вопрошает Таймураз Мамсуров. Глава Северной Осетии убежден, что расшатывать общественно-политическую ситуацию в республике непозволительно никому, тем более представителям духовенства, призванного нести людям свет добра и веры. В настоящее время Таймуразом Мамсуровым предпринимаются определенные шаги, чтобы мнение православной общественности республики было доведено до сведения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Со своей стороны архиепископ Зосима встретился со спикером парламента Северной Осетии Ларисой Хабицовой, которая от имени жителей республики просила оставить в республике архимандрита Антония (Данилова), сообщает РИА Новости . Однако владыка, выйдя после встречи к людям, которые, увидев его, встали на колени, сказал, что он действует в соответствии с законами Русской Православной Церкви и отправляет архимандрита Антония на епископское служение в Дагестан.

В тот же день владыка Зосима разместил на сайте епархии специальное обращение. «С великой скорбью взираю я на нестроения, внезапно начавшиеся после сугубо внутрицерковного решения Епархиального совета о новом и весьма ответственном назначении архимандрита Антония (Данилова), - пишет владыка. - Понимаю печаль его многочисленных духовных чад и вместе с тем напоминаю, что каждый монах дает при постриге обет послушания и должен следовать ему всю жизнь. Так и мне совсем недавно Священноначалие благословило оставить привычное место служения - ставшую мне родной Калмыкию, где я провел 27 лет, и направиться на вновь созданную Владикавказскую кафедру. И как подобает монаху я исполнил благословение Святейшего Патриарха и Священного Синода. Верю, что и архимандрит Антоний, опытный пастырь, имеющий многолетний опыт монашеского делания, исполнит данное ему благословение и достойно потрудится на новом месте служения».

«Но что же двигает теми разнузданными молодчиками, которые, пытаясь прикрыться якобы любовью к отцу Антонию, перешли к прямому насилию, позоря не только имя этого пастыря, но и саму Церковь Христову? Если те, кто сейчас пытается спровоцировать эскалацию насилия, считают себя христианами, то пусть вспомнят грозные слова апостола Павла: «ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников». Опомнитесь! И остановите тех прямых врагов Церкви, которые сейчас радостно потирают руки, ожидая едва ли не кровопролития», - призывает архиерей.

«Мое слово и к власть предержащим. Многое сейчас зависит и от вашей мудрости и выдержки. Церковь отделена от государства, и никто не вправе диктовать правящему архиерею его решения. Но если кто-то пытается использовать - повторяю - сугубо внутрицерковное дело как повод для гражданских нестроений, то именно власть должна остановить тех, кто прямо угрожает взорвать хрупкий гражданский мир. Наконец, до меня доходят сообщения североосетинских СМИ о якобы готовящемся решении о переводе из республики игумении Нонны (Багаевой). Как правящий архиерей заявляю: это ложь, намеренно распускаемая провокаторами! С самого начала моего архипастырского служения на Кавказе я стремился быть открытым народу и не творить чего-либо втайне - так будет и впредь. Призываю всех сохранить дух мирен, без которого никому невозможно спастись», - говорится в обращении архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосимы.

Согласно последним данным, архимандрита Антония (Данилова) прихожане монастырского храма не выпускают из Аланского Свято-Успенского мужского монастыря, сообщает Северо-Осетинский информационный портал «15-й регион» . Ночью в храме прошла служба, которую отслужил архимандрит Антоний, после чего православные разделились на группы по сто человек, которые будут дежурить у стен монастыря круглосуточно. Сам отец Антоний просил не устраивать никаких протестов и сказал, что он выполнит решение архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосимы. Тем не менее, православные, возмущенные решением архиепископа Зосимы, решили добиваться своего. «Мы не быдло, как вчера нас назвали представители Епархии, у нас есть свое мнение, оно консолидировано и Владыка должен его учитывать, - сказала Лора Цкаева, член оргкомитета по сопротивлению. - Владыка говорит, что это его Епархия, но Епархия это мы, люди, которые молятся и строят храмы». Она выразила мнение всех прихожан монастырского храма словами: «Отец Антоний нужен Осетии». Цкаева отметила, что несмотря на многочисленные пикеты у стен монастыря, большая часть прихожан не согласны с решением епископа, собираются сегодня у собора святого Георгия, чтобы вновь просить владыку отменить решение о переводе архимандрита Антония (Данилова) в Дагестан.

Как пишут СМИ, руководитель пресс-службы главы Северной Осетии К.Гокоева передала собравшимся слова президента Республики Северная Осетия - Алания Таймураза Мамсурова о том, что в случае, если голос верующих не будет услышан, «может прекратиться всякое сотрудничество с епархией». Письмо с этим заявлением было также направлено на имя Патриарха Московского и вся Руси Кирилла. Она также сообщила, что вопрос будет решаться на уровне Патриарха Кирилла, но если отцу Антонию все же придется уехать, то говорить с владыкой Зосимой будем на другом языке». Для координации действий верующих создана инициативная группа, которая решит, как реагировать на действия руководства епархии. В частности, уже ставится вопрос о замещении должности настоятеля собора Георгия Победоносца отца Тимофея Остаева, а архимандрита Антония потребовали назначить архиепископом Владикавказским и Махачкалинским.

В 1964 году осиротел. В 1968 году окончил среднюю школу-интернат.

В 1968-1970 годах служил в Советской армии в Брянске.

В 1970-1974 годах учился в Московской Духовной Семинарии. В годы учёбы служил внештатным псаломщиком в храме селе Дмитровское Одинцовского района Московской области.

По благословению Ставропольского и Бакинского епископа Антония (Завгороднего) назначен штатным псаломщиком в храм во имя Успения Пресвятой Богородицы в Махачкале.

13 декабря 1981 года епископ Антонием рукоположен во диакона, а 27 декабря в иерея. Назначен служить в церковь Архангела Михаила в Грозный.

В 1984 года переведён в Крестовоздвиженский храм в селе Приютное (Калмыкия). На тот момент он являлся единственным священником в единственном православном храме во всей Калмыкии.

В феврале 1985 года назначен настоятелем Крестовоздвиженского храма в Элисте.

21 августа 1987 года архиепископом Ставропольским и Бакинским Антонием (Завгородним) пострижен в монашество с именем Зосима в честь преподобного Зосимы Соловецкого. В этот же день возведён в сан игумена и назначен благочинным православных приходов в Калмыкии.

По благословению Патриарха Алексия II награждён палицей.

Состоял членом Епархиального совета Ставропольской епархии.

В 1990 году открыл 1-ю в епархии воскресную школу.

В 1990-х года начал строительство Казанского собора в Элисте, заложил фундаменты для строительство других церквей в епархии.

В 1993 году был депутатом Верховного совета республики Калмыкия.

6 октября 1995 года определён быть епископом новообразованной Элистинской и Калмыцкой епархии.

7 октября в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры патриархом Московским и всея Руси Алексием II возведён в сан архимандрита.

24 декабря 1995 года хиротонисан во епископа Элистинского и Калмыцкого. Хиротонию возглавил Святейший Патриарх Московский Алексий II в Богоявления соборе в Елохове.

В июне 1997 года во время своего визита в Калмыкию Святейший Патриарх Алексием II освятил Казанский храм, который стал кафедральным собором епархии. Также открыты: храм-часовня Георгия Победоносца (1998), храм-часовня в честь преподобного Сергия Радонежского (2005).

16 июля 2005 года решением Священного Синода включён в синодальную рабочую группу по разработке «концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений».

22 марта 2011 года решением Священного Синода архиепископ Зосима освобождён от управления Элистинской и Калмыцкой епархией и назначен управляющим Владикавказской и Махачкалинской епархией.

26 декабря 2012 в связи с образованием Махачкалинской епархии титул изменён на Преосвященный Владикавказский и Аланский