Виды икон. Боголюбская икона Божьей Матери. Типы православной иконографии Богоматери

Условно все многообразие типов икон Богоматери с Младенцем можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой раскрытие одной из граней образа Божьей Матери. Иконографическая схема является выражением богословской идеи.

Первая группа - тип иконографии "Знамение" (сокращенный и усеченный вариант - Оранта, от лат. orans — молящийся). Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип и связан он с темой Воплощения. В основе иконографической схемы лежат два текста: из Ветхого Завета - пророчество Исайи: "Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил" (Ис. 7.14) и из Нового Завета - слова Ангела в Благовещении: "Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк. 1.35). В этих словах открывается нам тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы, рождения Сына Божия от земной женщины.

Это находит свое выражение в иконографической схеме: Мария представлена в позе Оранты, то есть молящейся, с воздетыми к небу руками; на уровне Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила, находящегося в лоне Матери. Богородица может быть представлена в рост, как на иконе "Ярославская Оранта, Великая Панагия", или по пояс, как в "Курской Коренной" или в новгородской "Знамение", это не так существенно. Важнее другое - соединение фигур Богоматери и (полуфигуры) Христа, что передает одно из глубочайших откровений: рождение Бога во плоти, Мария становится Богородицей через воплощение Логоса. В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек. "Чрево Твое пространнее" - так величается Богородица в Акафисте. Мы Ее видим в момент предстояния Богу: "Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему" (Лк. 1.38). Ее руки подняты в молитвенном порыве (этот жест описан в Книге Исход. 17.11). В ярославской "Оранте" этот жест повторен и в фигуре Младенца, только Ее ладони раскрыты, а положение пальцев Эммануила иное - они сложены в благословение. В других вариантах Знамения Младенец в одной руке держит свиток - символ учения, другой благословляет. Одежды Богоматери традиционные - красный мафорий и синее нижнее одеяние. Таковы одежды Богоматери на всех иконах (за редким исключением), и, напомним, их цвета символизируют соединение в Ней Девства и Материнства, Ее земной природы и небесного Ее призвания. В ярославской "Оранте" одежды Богородицы заливает золотой свет (изображенный в виде крупного ассиста), что является выражением потоков благодати Святого Духа, излившегося на Пресвятую Деву в момент зачатия. По обе стороны от Марии изображаются силы небесные - либо архангелы с зерцалами в руках (ярославская "Оранта"), либо синий херувим и огненно-красный серафим. Присутствие в композиции ангельских и небесных сил означает то, что Богоматерь своим смиренным согласием участия в акте Боговоплощения поднимает человечество на ступень выше ангелов и архангелов, ибо и Бог, по словам св. отцов, не воспринял ангельский образ, но облекся в человеческую плоть. В песнопении, прославляющем Богородицу, так и поется: "Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим".

Иконографическая схема "Знамения" может быть очень простой, как в новгородском варианте, а может быть развитой и усложненной, как в случае ярославской "Оранты". В композицию последней, например, включена не часто встречающаяся деталь, которая раскрывает литургический аспект этого образа. Это орлец - коврик под ногами Марии, такие используют в архиерейском богослужении. В данном случае орлец символизирует космичность служения Богородицы, которая предстоит Богу за весь род человеческий. Богоматерь стоит на орлеце как на облаке среди золотого сияния Божьей славы - Богоматерь есть новая тварь, преображенное творение, новый человек. Схема иконы Курской Коренной дополнена изображением пророков, соединенных между собой подобием процветшей лозы. У пророков в руках свитки их пророчеств. Все это символизирует то, что Богоматерь и Божий Сын, от Нее родившийся, есть исполнение всех ветхозаветных пророчеств и чаяний. Так, в разных иконографических вариантах при наличии общего иконографического ядра раскрывается одна и та же тема Боговоплощения, поэтому иконографический тип "Знамение" иногда именуют "Воплощение".

Одним из вариантов иконографии "Знамение" является "Оранта". В данном случае Богоматерь представлена без Младенца в той же позе, с воздетыми руками. Примером такого варианта может служить образ "Богоматерь - Нерушимая стена" из Св. Софии Киевской (мозаика, Х в.). Здесь Богоматерь представлена как символ Церкви. Впервые Августин увидел в Богоматери - Церковь. Эта ассоциация получила в истории богословской мысли широкий диапазон толкований.

Второй иконографический тип получил наименование "Одигитрия ", что по-гречески значит "Путеводительница ". В том названии заложена концепция богородичных икон в целом, ибо Матерь Божья ведет нас ко Христу. Жизнь христианина представляет собой путь из тьмы - в чудный Божий свет, от греха - к спасению, от смерти - в жизнь. И на этом нелегком пути у нас есть помощница - Пресвятая Богородица. Она явилась мостом для прихода в мир Спасителя, теперь Она - мост для нас на пути к Нему.

Итак, иконографическая схема Одигитрии строится следующим образом: фигура Богоматери представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, другой рукой Богоматерь указывает на Него, тем самым, направляя внимание престоящих и молящихся. Младенец Христос одной рукой благословляет Мать, а в Ее лице и нас (нередко жест благословения направлен непосредственно на зрителя), в другой руке Он держит свернутый свиток (есть варианты, когда в руках у Младенца скипетр и держава, книга, развернутый свиток).


В жесте Богородицы, указующем на Христа ключ к этому образу - Матерь Божья ориентирует нас духовно, направляя нас ко Христу, ибо Он есть Путь, Истина и Жизнь. Она несет наши молитвы к Нему, Она ходатайствует за нас перед Ним, она сохраняет нас на пути к Нему. Ставшая Матерью Того, Кто усыновил нас Небесному Отцу, Богородица становится матерью каждого из нас. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России. Многие чтимые иконы этого типа не случайно приписывали кисти апостола Луки.

К наиболее известным вариантам Одигитрии относятся: "Смоленская", "Иверская" (Вратарница), "Тихвинская", "Грузинская", "Иерусалимская", "Троеручица", "Страстная", "Ченстоховская", "Кипрская", "Абалацкая", "Споручница грешных" и многие другие.

Небольшие иконографические различия в деталях связаны с подробностями истории происхождения каждого конкретного образа. Так третья рука у иконы "Троеручица" добавлена св. Иоанном Дамаскиным, когда по его олитве Богородица восстановила отрубленную его руку. Кровоточащая ранка на щеке "Иверской" возвращает нас во времена иконоборчества, когда этот образ был подвергнут нападению отвергающих иконы: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло свидетелей в неописуемый ужас. На иконе Богоматери "Страстная" обычно изображают двух ангелов, летящих к Младенцу с орудиями страстей, тем самым, предвозвещая Его страдания за нас. В результате этого сюжетного поворота несколько изменена поза Младенца Христа - Он изображен в полоборот, смотрящим на ангелов, Его руки держатся за руку Марии. Каждая из таких деталей достойна внимательного рассмотрения, но за неимением в данном случае такой возможности оставим это для уединенного созерцания.

Как правило, в "Одигитрии" Богоматерь представлена в поясном изображении, но встречаются и оплечные композиции богородичных икон; к таким относятся "Казанская", "Петровская", "Игоревская". Здесь разрабатывается та же тема, но в некотором сокращенном варианте.

Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование "Умиление ", что является не совсем точным переводом греческого слова "Елеуса " (έλεουσα), т.е. "Милостивая". Этим эпитетом в Византии величали саму Богородицу и многие из Ее икон, но со временем, в русской иконографии, наименование "Умиление" стали связывать с определенной иконографической схемой. В греческом варианте этот тип икон назывался "Гликофилуса" (γλυκυφιλουσα) - "Сладкое лобзание". Это наиболее лиричный из всех типов иконографий, открывающий интимную сторону общения Матери Божьей со Своим Сыном. Иконографическая схема включает две фигуры - Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг ко другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Взаимоотношение души с Богом - мистическая тема многих писаний св. отцов. Богоматерь Умиление - один из наиболее мистических типов богородичных икон.

Этот тип также был широко распространен в России. К иконам типа "Умиление" относятся: "Владимирская", "Волоколамская", "Донская", "Федоровская", "Жировицкая", "Гребневская", "Ахренская", "Ярославская", "Взыскание погибших", "Почаевская" и т.д. Во всех этих иконах Богоматерь представлена в поясной композиции, в редких случаях встречается оплечная композиция, как, например, в иконе "Корсунская".

Разновидностью иконографического типа "Умиление" является тип "Взыграние". Иконы подобного рода были распространены в основном на Балканах, но и в русском искусстве изредка встречаются такие образы. Иконографическая схема здесь очень близка к "Умилению", с той только разницей, что Младенец представлен в позе более свободной, как бы разыгравшимся. Примером такого типа икон может служить "Яхромская". В этой композиции всегда присутствует характерный жест - Младенец Христос ручкой касается лика Богородицы. В этой маленькой детали скрыта бездна нежности и доверия, которые открываются внимательному созерцающему взгляду.

Еще одна разновидность иконографии "Умиление" - "Млекопитательница". Из наименования ясно, что отличительной чертой этой иконографической схемы является изображение Божьей Матери, кормящей грудью Младенца Христа. Такая деталь - не только интимная подробность данного иконографического варианта, но она раскрывает новый мистический аспект в прочтении образа Богородицы. Мать вскармливает Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас "чистым словесным молоком" Слова Божьего (1 Петр. 2.2), дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой (Евр. 5.12).

Итак, три названных нами иконографических типа - "Знамение", "Одигитрия" и "Умиление" являются основными, ведущими в иконографии Богородицы, так как в их основе лежат целые направления в богословском осмыслении образа Богоматери. Каждый из них представляет нам какой-то один из аспектов Ее служения, Ее роли в спасительной миссии Христа, в истории нашего спасения.

Четвертый тип не имеет такого богословского наполнения, как первые три. Он скорее собирательный, к нему следует отнести все те иконографические варианты, которые по тем или иным причинам не вошли в первые три. Наименование четвертого типа условно - "Акафистный ", так как главным образом иконографические схемы здесь строятся не по принципу богословского текста, а по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богоматерь величается в Акафисте и других гимнографических произведениях. Основный смысл икон этого типа - прославление Матери Божьей. Сюда следует отнести уже упоминавшиеся изображения Богоматери с Младенцем на престоле. Основной акцент этих изображений - показать Матерь Божью как Царицу Небесную. В таком виде этот образ вошел в византийскую иконографию - особенно часто такие композиции помещали в конху апсиды. В этом варианте Богоматерь присутствует и в св. Софии Константинопольской. В русской иконографии примером такого образа может служить фреска Дионисия в апсиде церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

Но большая часть икон этого типа представляют собой соединение центральной схемы предыдущих типов с дополнительными элементами. Так, например, иконографическая схема "Неопалимой Купины" состоит из изображения Богоматери Одигитрии, окруженной символическими фигурами славы и сил небесных (аналогично тому, как образ небесной славы изображен в иконографии "Спас в силах"). Иконографическая схема иконы "Богоматерь - Живоносный Источник" включает в себя изображение Богородицы с Младенцем, восседающим на троне, который имеет вид некоего подобия купели внутри водоема, а вокруг предстоят ангелы и люди, пришедшие напиться от этого источника. Композиция иконы "Богоматерь - Гора Нерукосечная" также строится по принципу механического наложения символов - Богоматерь с Младенцем Христом (по типу Одигитрии) восседают на престоле, на фоне фигур и вокруг них изображаются различные символы, впрямую иллюстрирующие акафистные эпитеты: руно орошенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная и т.д. И, наконец, икона "Нечаянная радость" построена по принципу "икона в иконе", то есть сюжетного включения изображения иконы внутрь происходящего действия. Здесь обычно представлен коленопреклоненный человек, молящийся перед образом Богоматери Одигитрии, давшей ему нравственное прозрение и исцеление.

Вершиной акафистных иконографий следует признать образ "О Тебе радуется обрадованная вся тварь". Это по-своему интересная иконография, в основе ее лежит идея космического прославления Богоматери. В центре изображается Богородица с Младенцем Христом на престоле в сиянии славы и окружении сил небесных. Образ вселенной представлен в виде многоглавого храма, окруженного цветущими деревьями - это одновременно и образ Небесного Иерусалима. В нижней части иконы, у подножия престола изображаются люди - пророки, цари, святые разных рангов, просто народ Божий. Мы видим - на Иконе представлены новая земля и новое небо (Откр. 21.1), - образ преображенной твари, начало которой положено в тайне Боговоплощения (здесь центральное изображение отчасти напоминает схему Знамения).

Иконографические варианты, где изображается Богоматерь без Младенца Христа, немногочисленны, объединить их в особую группу не представляется возможным, так как иконографическая схема в каждой из них определена своей самостоятельной богословской идеей. Но в той или иной степени они примыкают к уже названным нами ранее четырем типам. Например, "Богоматерь Остробрамская-Виленская" представляет собой вариант, тяготеющий к типу "Знамение", так как образ Богоматери явлен здесь в момент принятия Ею Благой вести ("се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему". Лк. 1.38). Положение рук, скрещенных на груди (жест смиренного молитвенного поклонения) семантически близок жесту Оранты. Следовательно, этот иконографический вариант можно отнести к типу "Знамение". Кроме Остробрамской этому типу соответствует икона "Невеста Неневестная" (ошибочно ее называют "Умиление"), которая была келейной иконой преп. Серафима Саровского.

Известная древняя русская икона "Богоматерь Боголюбская" также изображает Богородицу без Младенца, но предстоящей пред Богом с ходатайством о молящихся Ей (группа молящихся иногда изображается у ног Богородицы). Поскольку здесь Матерь Божья изображена как ходатаица и как указующая путь молящимся, то условно можно отнести эту икону к типу "Одигитрия". В руке Богородица держит свиток с молитвой, а другой рукой указывает на образ Христа, написанный слева в сегменте неба. Таким образом, сохраняется тот же жест, что и в Одигитрии: Христос есть Путь, Истина и Жизнь.

Но по большей части богородичные иконы, в которых Богоматерь представлена без Младенца, относятся к четвертому типу - акафистных икон, так как написаны ради прославления Матери Божьей. Так, например, к этому типу можно отнести иконографию "Богородица Семистрельная" или "Симеоново проречение", известен этот иконографический вариант и под другим названием - "Умягчение злых сердец". Здесь изображена Богоматерь с семью мечами, пронзающими Ее сердце. Этот образ взят из пророчества Симеона, который во время Сретения произнес такие слова: "и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2.35). Подобные иконографии, как правило, позднего происхождения, по всей видимости, пришли из западноевропейской традиции и отличаются литературностью. Тем не менее, и в них заложен свой смысл, открывающий нам образ Богородицы, столь необходимый для возрастания православной души.

Иконографические варианты, семантически соответствующие третьему типу богородичных икон, известному под названием "Умиление", практически не встречаются, так как трудно представить, как возможно изобразить интимные отношения Богоматери и Ее Сына в образе одной только Богоматери. Тем не менее, и такой поворот в иконографии возможен. Это так называемый тип Скорбящей Богоматери ("Mater Dolorosa"), когда Божья Матерь представлена погруженной в молитвенную скорбь о распятом Христе. Обычно Богородица изображается со склоненной головой и молитвенно сложенными руками возле самого подбородка. Этот вариант получил большое распространение на Западе, но и в православной иконографии он также хорошо известен. Некоторые исследователи полагают, что он первоначально не был самостоятельным, входил частью в диптих, на второй половинке которого изображался страдающий Иисус Христос (в терновом венце, со знаками Страстей). Этот же сюжет мы можем видеть и в иконе "Не рыдай Мене Мати", хорошо известной в балканском искусстве и менее известной у нас, в России. На этой иконе обычно изображены Богородица и Христос (иногда стоящими во гробе), Мать оплакивает смерть Сына, обнимая Его мертвое тело. Практически это модификация сюжета "Оплакивание", но иконографическая схема построена по принципу "Умиления" - только на иконах типа "Не рыдай Мене Мати" Богородица прижимает к Себе не Маленького Иисуса, а взрослого после снятия со Креста. Трагизм сюжета достигает необыкновенного накала - горе Матери безутешно, но, как и во всякой иконе, здесь есть весть о воскресении, она в названии иконы, которое построено на тексте страстного песнопения: "Не рыдай Мене Мати во гробе зряща...". Обращение к Богородице идет от имени Христа, победившего смерть.

Традиционно принято изображать Богородицу в одеждах двух цветов: вишневом мафории (модификация красного цвета), синей тунике и голубом чепце. На мафории, как правило, изображаются три золотые звезды - как знак ее непорочности ("непорочно зачала, непорочно родила, непорочно умерла") и кайма как знак ее прославления. Сам плат - мафории - означает Ее Материнство, прикрытый им голубой (синий) цвет платья - Девство. Но изредка мы можем видеть Богоматерь, облаченную в синий мафории. Так Ее иногда изображали в Византии, на Балканах. Так Богоматерь написал Феофан Грек в деисусном чине Благовещенского собора Московского Кремля. По всей видимости, в этих случаях для иконописца важнее подчеркнуть Девство, непорочность Богоматери, выделить аспект Ее чистоты, сосредоточить наше внимание на этой грани образа Девы и Матери.

Православная традиция в исключительных случаях допускает изображение женщин с непокрытой головой. Обычно так пишут Марию Египетскую в знак ее аскетично-покаянного образа жизни, сменившего прежний ее распутный образ жизни. Во всех остальных случаях, будь то образ мучениц, цариц, святых и праведных жен, жен-мироносиц и других многочисленных персонажей, населяющих православный иконный мир, принято изображать женщин с покрытой головой. Так и апостол Павел пишет, что хорошо женщине покрывать голову свою, ибо это "знак власти над нею" (1 Кор. 11.5,10). Но в некоторых иконографических вариантах богородичных икон мы видим, весьма неожиданно, изображение Богоматери с непокрытой головой. Например, "Богоматерь Ахтырская" и некоторые другие. В некоторых случаях плат заменен венцом (короной). Обычай изображать Богоматерь с непокрытой головой западного происхождения, где он вошел в обиход с эпохи Возрождения, и в принципе неканоничен. Мафорий на голове Богородицы не просто дань восточно-христианской традиции, а глубокий символ - знак Ее Материнства и полной отданности Богу. Даже венец на Ее голове не может заменить мафория, ибо венец (корона) есть знак Царства, Богоматерь - Царица Небесная, но это царское достоинство основано исключительно на Ее Материнстве, на том, что Она стала Матерью Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому правильно изображать венец поверх плата, как это мы видим в таких иконографических изводах, как "Богоматерь Державная", "Новодворская", "Абалацкая", "Холмовская" и другие. Изображение венца (короны) на голове Богородицы также пришло в восточно-христианскую иконографическую традицию из Западной Европы. В Византии это не было принято вовсе. Даже когда изображали Богоматерь с предстоящими императорами (как это можно видеть в мозаиках св. Софии Константинопольской), что является выражением превосходства Царства Небесного над царством земным, на Ее главе мы не видим ничего, кроме плата-мафория. И это очень характерно, так как в развитии иконографии наблюдается со временем отход от лаконизма и чистой семантики (знаковой структуры) в сторону иллюстративности и внешнего символизма.

На протяжении тысячелетий икона сопровождала верующего человека на его жизненном пути. Сегодня некоторые иконы признаются уникальным культурным объектом. Но при этом абсолютно любой святой образ, независимо от вида и техники исполнения, глубоко почитаем религиозными людьми.

В доме христианина иконе обычно отводится особое место — молитвенный уголок, который обычно именуется «красный угол». Сегодня иконы можно расположить на красивых резных полках, в киоте или в иконостасе.

Что касается самих икон, то их существует огромное количество. Причем каждую можно классифицировать по тем или иным признакам и причислить к определенному виду.

По технике исполнения:

Различают: вышитые, резные, литые, типографские или печатные, живописные и сводчатые.

Живописные, в свою очередь, могут быть мозаическими, выполненными в технике масляной живописи, энкаустическими, темперными и т.п.

Резные - создаются из массива дерева при помощи специальных станков, вырезающих объемное 3д изображение. Могут быть расписанными (как на фото выше).

Типографские - печатаются на бумаге.

Сводчатый алтарь представляет собой складную икону. Это несколько досок, покрытых живописным изображением, которые скреплены шарнирами.

У каждого вида есть свои преимущества и недостатки.


По месту нахождения:

По расположению иконы бывают домашними, путными, храмовыми и нательными.

  • Домовые (или домашние) — это группа, к которой принадлежат образы, хранящиеся в доме. Это могут быть венчальные, именные, семейные, мерные, праздничные иконы. Подробнее о них будет рассказано ниже.
  • Нательные - миниатюрного размера, носятся вместо крестика на цепочке.
  • Путные (или дорожные) - сопровождают и оберегают человека в дороге. На самом деле это очень древняя традиция — упоминания о путевых иконах встречаются еще в святых писаниях. Путешественникам помогают иконы Святого Николая, Андрея Первозванного, а также любые другие иконы. На нашем сайте есть дорожные иконы небольшого формата, которые вы всегда можете взять с собой.
  • Храмовые иконы входят в церковное убранство. В зависимости от того, где они расположены, разделяются на: иконостасные, заамвонные и т.д.

Существуют также выносные иконы, которые обычно берут с собой в Крестный ход.

По размеру:

Размер икон отличается не случайно. В старину зачастую пользовались пропорциональным рядом, в котором было 12 размеров. Исключением оставались иконы в иконостасе храма. Их размер мог зависеть от архитектурного пространства церкви. Старые лики все сделаны согласно 12-размерному ряду.

Сегодня доступно изготовление икон в любом размере! На нашем сайте представлены как большие , так и малые варианты.

По значению:

Святые образа подразделяют на венчальные, семейные, именные, мерные и праздничные.

  • Венчальными благословляют молодоженов в обряде Венчания. Как правило, это лики Богородицы и Сына Божьего Иисуса Христа. Венчальная пара икон дарится обычно родителями или переходит из поколения в поколение.
  • Семейные иконы являются изображением небесных покровителей каждого члена семьи на одном образе: тезоименитые Святые супругов, детей, родителей, прародителей. В центре семейной иконы может изображаться Ангел-хранитель всего рода. Сверху, над семьей также помещают благословляющего Иисуса Христа, Святую Троицу, Богородицу.
  • Именные иконы являют собой образ Святого, именем которого назван человек при Крещении или особенно почитаемого семьей Святого с таким же именем. Этот образ является символом связи человека и Бога. Такая икона несет в себе особый смысл для владельца.
  • Мерные иконы схожи с именными, но их дарят на рождение в семье ребенка. Высота мерной иконы должна точно соответствовать росту младенца. Этот образ, как и крест нательный — это личная святыня верующего человека. На нем изображается лик Святого покровителя с таким же именем, как и у ребенка. Это очень ценный подарок с глубоким смыслом, который будет оберегать, хранить владельца всю его жизнь.
  • Праздничные иконы представляют собой изображения Святых праздников и важнейших событий в истории христианства. Количество главных церковных праздников православия — двенадцать, поэтому часто такие иконы называют двунадесятыми. Эти иконы являются посвящением для Спасителя Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы.

Купить эти и другие иконы из дерева вы можете на нашем сайте в интернет-магазине . Гарантированы высокое качество и безупречное исполнение. Доступно создание любого образа по вашим размерам и в соответствии с вашими пожеланиями. Звоните!

Если вы хотите приобрести икону для своего дома, тогда вы, наверняка, столкнулись с тем, что выбрать её непросто. Их так много, что разобраться, которая необходима вам, совсем непросто. Только лишь образов Спасителя и Богородицы великое множество, и это не говоря уже о невероятном количестве образов святых, которых насчитываются десятки. Чтобы вам проще было сделать выбор и разобраться в том многообразии, с которым придется столкнуться, стоит узнать о том, на какие виды их можно разделить.

Составить классификацию можно по различным признакам. Наиболее часто можно встретить разделение икон по значению: венчальные, именные, праздничные, семейные или мерные.

Венчальные – это изображение Спасителя и Богородицы, которыми благословляют жениха и невесту.

Именные – изображения святых покровителей.

Мерные – то же, что и именная, только дарится ребенку на крещение и её высота соответствует росту малыша.

Семейные – опять же, именные, но вместо одного святого изображены покровители всех членов семьи.

Праздничные – изображают историю того или иного христианского праздника.

Наиболее важными в иконописи являются изображения Спасителя и Богородицы. Не удивительно, что столь много икон носят в себе именно этот сюжет. И, конечно же, невозможно не заметить, как велико разнообразие таких работ. Поэтому для начала мы поговорим о том, какие можно встретить разновидности икон Господа нашего и Божией Матери.

Говоря об изображениях Христа, стоит начать с того, что любая из этих икон носит следующий смысл: отразить явление Господа на землю во плоти. Самым первым образом Христа был нерукотворный лик, «написанный» потом и кровью на платке. Так и называется оно - изображение «Спаса Нерукотворного». Сегодня это одна из разновидностей икон. Помимо нерукотворного образа различают также и другие виды изображений Спасителя.

Так многим известны образы Господь Вседержитель , эта икона является одной из наиболее распространенных. На ней изображен Иисус, одной рукой он благословляет, а в другой руке держит книгу.

Ещё один важный образ – Господь на престоле. Иисус на нем изображен сидящим на престоле, что является символом царственности и, в то же время, символ вселенной.

Кроме того часто в центр иконостаса выбирают икону «Спас в силах», которая также является одним из видов изображений Спасителя.

Помимо изображения взрослого лика Христа, частым является и образ младенца Иисуса на руках у Богородицы.

Пожалуй, именно виды икон Божьей Матери наиболее богаты в своем разнообразии. Великая Мать – любящая и всепрощающая, она всегда поможет и защитит. И вы сможете встретить не одну сотню разных её изображений. Однако большую их часть можно разделить в группы. Каждая из этих групп будет восходить к одному из образцов изображения, обладающего своими отличительными чертами. Какие же это типы икон, и каковы их особенности?

Один из вариантов изображения – это икона Умиление. Многие весьма известные иконы относятся к этому виду. Характеризуется это изображение тем, что Богоматерь и младенец прильнули друг к другу ликами своими, воплощая в себе бесконечную любовь. Наиболее известной иконой вида «Умиление» является Владимирская.

Другие два известных типа: Одигитрия и похожая на неё Казанская икона Божьей Матери. Одигитрию также называют Путеводительница, так как она символизирует дорогу, которую проходит человек к спасению своей души. На иконе данного типа изображена Богородица, на одной её руке младенец Иисус, а другая рука её указывает на Спасителя, как на путь к очищению души.

Другой тип икон Божьей Матери – Знамение. Это образ Богородицы, где воздевает она руки в молитве за всех людей. В районе груди её изображается круг, в котором видим мы младенца Иисуса.

Икона «заступница» изображает Богоматерь без младенца. Она пишется в полный рост, и фигура повернута вправо. Иногда в руках изображается свиток.

Целая серия икон относится к виду акафистные. Такое название они получили за счет того, что каждая из них отражает ту или иную способность Богоматери, которые были описаны в акафистах. Сюда относятся такие известные иконы, как «Неупиваемая чаша», «Неопалимая Купина» и другие. Им молятся в определенные минуты жизни, прося заступничество в той или иной непростой жизненной ситуации. Икона для молитвы выбирается согласно её свойствам.

Также, говоря про различные типы иконы, стоит упоминать не только об их содержании, но и о технике изображения. Различают канонические и академические стили написания, которые достаточно существенно отличаются друг от друга.

Наиболее древним является канонический стиль. Само его название говорит об этом. «Канон» - традиция, привычное устоявшееся изображение. Такой стиль характеризуется двухмерным изображением, символичным, где некоторые отдельные детали, такие как элементы одежды или цвета, играют наиболее важную роль. Это принятый и устоявшийся вариант для создания икон, который прошел к нам сквозь время.

Что касается академического изображения, то оно характеризуется реалистичностью. В подобных изображениях используется трехмерный вариант рисунка, используются мелкие детали для придания большей реалистичности, ведется работа со светом и тенью. Одно время подобный вариант иконописания был очень распространен.

Когда иконы поделены на определенные группы, гораздо проще становится ориентироваться в том многообразии, которое предстает взгляду. Остается только определиться с тем, какого типа икону вы хотели бы приобрести, и уже внутри этой группы непременно может быть найдена та, которая вам была необходима.

Издревле на Руси очень почитали Пресвятую Богородицу . К Божьей Матери мы возносим каждодневные молитвы, прося Ее о помощи и спасении. Церковь ставит Царицу Небесную превыше всех святых и всех ангелов, ведь ближе всех к Богу - Его Мать.

С принятием православной веры от Византии русский народ принял и веру в Матерь Божию и Ее скорое заступничество. Святой образ Богоматери у русского народа всегда был и, конечно же, остается на особом месте. Богоматерь является защитницей и покровительницей земли Русской.


Ю. П. Понтюхин. "Дмитрий Донской и Сергий Радонежский"

На богослужениях читается большое количество молитв, обращенных к Царице Небесной, Ей посвящаются храмы, распространено почитание многочисленных Её икон.

В календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же их можно насчитать более 860 . Для большинства икон установлены дни празднования, им написаны молитвы, акафисты.

История первых икон Божьей Матери

Есть предание о том, что самую первую икону написал апостол Лука . У историков в этом есть сомнения, но Предание возникло не на пустом месте. Из Нового Завета мы знаем, что апостол Лука был врачом и весьма образованным человеком своего времени, но то, что он был художником в Писании не сказано. Однако именно в Евангелии от Луки больше всего говорится о Божьей Матери и именно апостол Лука создал и описал для нас образ Богородицы. Евангелие порой называли словесной иконой, и апостола-евангелиста Луку мы можем назвать первым иконописцем, хотя, вероятнее всего, «писал» он не красками на холсте, а словом.


В.Л.Боровиковский. "Евангелист Лука"

Существует еще одно предание о первом образе: когда святые апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали в Лидде (недалеко от Иерусалима), там был сооружен для новообращенных храм. Апостолы просили Матерь Божию Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева ответила, что будет там с ними. Придя в храм, апостолы увидели на одном из опорных столбов храма нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Список с этого образа, называемый Лиддской иконой Божией Матери , почитается до сих пор.


Лиддская икона Божьей Матери

В научном сообществе самыми ранними изображениями Богородицы считаются жанровые сюжеты из живописи катакомб. Это сцены Благовещения (катакомбы Присцилы II в.) и сцены Рождества Христова (катакомбы св. Себестьяна III – IV вв.).


Катакомбы Присциллы в Риме

Но все это скорее протоиконы, первые же иконы в прямом смысле этого слова появляются только после Эфесского собора 431 года , где было утверждено почитание Девы Марии как Богородицы.


Третий Вселенский собор в Эфессе

Элементы иконографии Богородицы

Внешний вид Богородицы известен не только из древнейших изображений, но и по описаниям церковных историков (Никифора Каллиста, монаха Епифания).

Богородица традиционно изображается в мафории (традиционном для замужней иудейской женщины покрывале, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье). Мафорий обыкновенно пишется красным (символ царского происхождения, но также и страданий). Нижние одежды обыкновенно пишутся сине-голубыми (знак небесной чистоты).


Мафорий украшают три звезды - на голове и плечах (символ непорочности Приснодевы «до рождества, в рождестве и по рождестве», а также символ Святой Троицы). Надписание на иконе даётся по традиции в греческом сокращении ΜΡ ΘΥ (Матерь Божия).

Богоматерь на русских иконах всегда несколько печальна, печаль эта бывает то скорбной, то светлой. Однако всегда образ Богородицы исполнен мудрости и духовной силы. Пресвятая Дева может торжественно «являть» Младенца миру, может нежно прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его - Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы.

Типы православной иконографии Богоматери

Конечно, изначально никаких типов икон Божьей Матери не было, а уже потом, для классификации и подробного изучения их выделили, исходя из характера написания.

В православной иконографии принято выделять 5 типов изображения Пресвятой Богородицы:

1. «Оранта» (греч. «Молящаяся») и «Знамение»

2. «Одигитрия» (греч. «Путеводительница»)

3. «Елеуса» (греч. «Умиление»)

4. «Панахранта» (греч. «Всенепорочная»)

5.«Агиосоритисса» (греч.: от названия часовни «Агиа-Сорос» в Константинополе).

«Оранта» («Молящаяся»), «Знамение»

Это один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её в фас, с поднятыми на уровень головы руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. В православных храмах изображения этого типа иногда помещают в верхней части алтаря.

Первые изображение Богородицы «Оранты» (греч. «Молящаяся») без Младенца встречаются уже в римских катакомбах (II – IV вв.).

Иногда на лоне Богородицы, на фоне круглой сферы, изображается Спас Эммануил (евр. «с нами Бог»). Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Некоторые иконы этого типа называют «Панагия» (греч. «Всесвятая»).


В Софийском соборе в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаических изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемый данному изображению - «Нерушимая Стена» . В иконописи самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко.


Икона "Нерушимая Стена"

Поясное изображение Богородицы-Оранты получило на Русской земле именование «Знамение» , и вот как это случилось. 27 ноября 1169 года , во время штурма Великого Новгорода суздальцами, жители осажденного города вынесли на стену икону Божией Матери. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Воодушевленные этим ЗНАМЕНИЕМ новгородцы отразили суздальские полки...


Из икон этого типа самыми известными являются , .

«Одигитрия» («Путеводительница»)

На иконах этого типа мы видим Божию Матерь, Которая указывает на Богомладенца Христа, восседающего на Ее руке.

Богородица как бы говорит всему человеческому роду, что путь истинный - это путь ко Христу. На этих иконах Она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Здесь центром композиции является Христос, Который правой рукой благословляет, а в левой руке держит свернутый свиток - символ Евангелия. Христос сказал о себе: «Я путь, и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), а Богородица Та, кто помогает идти по этому пути, - она наша ходатаица. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы.


Из икон этого типа наиболее известны: , .

«Елеуса» («Умиление»)

На иконах типа «Умиление» мы видим Младенца Христа, припавшего щекой к щеке Богоматери. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. Образы передают исполненное нежности общение Матери и Сына. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: это соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.

В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении, в любви с Богом.

Божия Матерь задумалась, прижимая к Себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его.

Тип изображения Богоматери «Умиление» находил особый отклик в сердцах православных людей, идея жертвенного служения своему народу близка и понятна, и скорбь Богородицы, приносящей сына в мир жестокости и страданий, созвучны чувствам всех православных христиан. Поэтому икон этого типа очень много.


Из икон этого типа в России наиболее известны Державная и .

«Агиосоритисса» (как в Агиа-сорос), «Заступница»

«Агиа Сорос» (что значит «Святая Рака») - это название часовни в Константинополе, где находится икона обращенной ко Христу в молитве Богородицы. Название часовни дало имя данному иконографическому типу.

На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной к Спасителю, иногда со свитком в руке.


Подобные иконы входят в состав деисусного ряда иконостаса (то есть ряда икон, где в центре изображается Спаситель, а по правую и левую руку - иконы молящихся Богоматери и Иоанна Крестителя).


У нас в России этот тип икон получил еще название «Заступница» .

Почему так много икон Божьей Матери?

Как же могло возникнуть такое множество похожих, и все же очень разных икон? Ведь каждая, сохраняя все особенности своего типа, обладает индивидуальностью.

С первых икон делались списки, которые распространялись по всему миру и приобретали свои характерные особенности. По молитвам верующих перед этими иконами случались чудотворения и исцеления, что и старались запечатлеть следующие иконописцы, делая новые списки. Каждый создатель хотел сделать икону с привязкой к своей местности, а также рассказать реальную историю пребывания этой конкретной иконы именно на их земле.

Вот почему так много различных икон Богоматери. Каждая из них нашла отклик в сердцах и душах молящихся, и по всему православному миру к ним возносятся молитвы.

Икона (от гр. - изображение, образ) – принятое Церковью и освященное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых и разных событий из Священной и церковной истории. Иконы по строго определенным правилам (канонам) пишутся красками (обычно темперой) на деревянной (липовой или сосновой) доске, покрытой левкасом – особым грунтом.

Асист – состав, используемый в иконописи для наклейки листового золота и серебра. Имеет вид густой, клейкой массы темно-коричневого цвета, приготовляется из чеснока или отстоев пива путем томления в печи до нужного состояния. При употреблении разводится водой так, чтобы им можно было проводить кистью самые тонкие линии. На асисте золото держится очень хорошо и не теряет своего блеска.

Доска иконная – древесная основа под икону, обычно липовая, реже сосновая, еловая, дубовая или кипарисовая. Несколько досок плотно соединяют боковыми сторонами в единый щит нужного размера, склеивают животным клеем (например, казеиновым) и дополнительно скрепляют шпонками с тыльной стороны или с торцов (чтобы не коробилась). С лицевой стороны делают плоское углубление – ковчег.

Иконография (греч. – описание образа) – описание особенностей и канонов изображения определенного лица или сюжета на иконах.

Иконопись – специфический жанр живописи, история развития которого охватывает два тысячелетия. Появилась во времена процветания Римской империи вместе с возникновением христианства. Существуют предания, согласно которым первая икона (Богоматерь с Младенцем Христом на руках) написана апостолом Лукой. О первом изображении Иисуса Христа святой Иоанн Дамаскин писал так: ". царствовавший в Едесском городе Авгарь послал живописца, чтобы он нарисовал похожий образ Господа, и когда живописец был не в состоянии по причине сиявшего блеска Его Лица, то Господь Сам, приложив кусок материи к Своему Божественному Лицу, запечатлел на куске материи Свой образ". Так возникло изображение, известное под названием Спас Нерукотворный. На Руси иконы появляются с принятием христианства. Первым выдающимся русским иконописцем на рубеже XI-XII веков был преподобный Алипий. монах Киево-Печерского монастыря. В дальнейшем иконопись распространяется по всей стране, становясь главным жанром изобразительного искусства. В истории русской иконописи много славных имен, самым почитаемым из которых стало имя святого преподобного Андрея Рублева. Выдающимися иконописцами были также Феофан Грек. Дионисий. Даниил Черный.

Киот - украшенная рама для иконы или застекленный шкаф для нескольких икон.

Левкас (греч.) – белый грунт для иконной живописи. Состоит из толченого мела (или гипса) и клея. Наносится постепенно, многослойно на поверхность доски, предназначенной для написания иконы. Поверхность левкаса тщательно шлифуют.

Нимб – сияние вокруг головы: знак Божией благодати в виде диска или световых лучей, изображаемый на иконах как символ духовной славы.

Оклад – накладное украшение, прикрепленное к иконе поверх красочного слоя. Изготовлялось из цветных металлов, жемчуга, бисера, золотого шитья, резного золоченого дерева. Иногда украшалось драгоценными камнями. Оклады прикрывают отдельные части живописи или всю поверхность, кроме лика, рук и ног.

Складень – подобие малого иконостаса из нескольких, соединенных петлями, складывающихся створок с иконками. Предназначен для путешествующих.

Финифть - на иконных окладах и других изделиях декоративного искусства: металлические детали, украшенные эмалью. Финифтью называются и небольшого размера образки - иконки овальной и прямоугольной формы, написанные эмалевыми красками. Центром изготовления финифти с XVII до начала XX века был Ростов Великий.

Спас Нерукотворный – икона с изображением Иисуса Христа, оставленным Им Самим на полотенце, которое Он некогда приложил к Своему лицу (см. Иконопись).

"Благодатное небо" – чудотворная икона Божией Матери. Пресвятая Дева изображена стоящей на небе, в сиянии, со скипетром и в короне (празднование – 19 марта и в Неделю всех святых).

Боголюбская икона Божией Матери – первая русская икона, чудотворная, написана в память о чудесном явлении Пресвятой Богородицы святому благоверному князю Андрею Боголюбскому в 1155 году (празднование 1 июля).

"Взыскание погибших" - чудотворная икона Божией Матери. О происхождении образа "Взыскание погибших" достоверных сведений не сохранилось. Известно несколько чудотворных икон с таким названием, через которые Матерь Божия являла Свою милость людям, уже переступившим порог гибели. В середине XVII века в селе Бор Калужской губернии благочестивый крестьянин Федот Обухов на праздник Крещения Господня был застигнут в пути сильнейшей метелью. Лошади выбились из сил и остановились у непреодолимого оврага. Отчаявшись добраться до жилья и замерзая, Обухов стал засыпать в санях. В последние мгновения жизни он всем своим существом воззвал к Царице Небесной о помощи, и Она услышала: в соседнем селении крестьянину почудился под окном чей-то голос: "Возьмите". Он встревожился: вышел, начал искать и обнаружил неподалеку от околицы замерзающего Обухова. Выздоровев, спасенный в благодарность заказал икону, которая под названием "Взыскание погибших" прославилась впоследствии многими чудесами. Празднование 18 февраля.

Владимирская икона Божией Матери – великая святыня земли Русской. Согласно преданию, она была написана еще при жизни Богородицы святым апостолом и евангелистом Лукой. Привезена в Киев из Константинополя в XII веке. Святой Андрей Боголюбский перенес ее в Боголюбово, откуда она попала во Владимир. Много чудес истекало от этой иконы. В 1146 году она сопровождала князя Андрея Боголюбского в его победоносном походе против волжских булгар. В 1185 году, когда сгорел Владимирский собор, она сохранилась. Осталась невредимой и при разорении Владимира Батыем в 1237 году. В связи с нашествием Тамерлана икона в 1395 году была перенесена в Москву. В час встречи иконы в Москве Тамерлан увидел во сне Деву, которую окружали ангелы с огненными мечами. Устрашившись, Тамерлан бежал. На месте встречи иконы был затем построен Сретенский монастырь. а 8 сентября с тех пор отмечается праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Празднество 6 июля совершается в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году. Тогда хан Ахмат с громадными полчищами подошел к реке Угре. Целый день войска хана и Московского князя стояли друг против друга, не приступая к сражению - событие это вошло в историю под названием "Стояние на реке Угре". Вся Москва молилась Пресвятой Богородице о спасении православной столицы, и Матерь Божия заступилась за землю Русскую: враги бросились бежать, гонимые страхом. 3 июня установлено празднество в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. В это грозное время вся Москва снова молилась Пресвятой Богородице, и снова Она защитила нас: войско хана без видимых причин бежало.

"Воспитание" - икона Божией Матери, на ней Она изображается с Младенцем Иисусом, сидящим на левой руке Её. Список с сей иконы, прославившейся по всей России своими чудотворениями, находится в Казанском Московском соборе. Перед этой иконой Пресвятую Богородицу просят о помощи в воспитании детей. Празднование иконе - 18 марта.

"Всех скорбящих радость" – чудотворная икона Божией Матери, впервые прославилась в 1688 году в Москве, в Преображенской церкви на Ордынке, исцелением Евфимии, родной сестры Патриарха Иоакима. На иконе Богородица изображается во весь рост, окруженная бедствующими людьми: нищими, обидимыми, больными. Празднование 6 ноября.

"Державная" икона Божией Матери – явила себя русскому народу 15 марта 1917 года в день отречения Царя Николая II от престола. Эта икона явилась в двух сновидениях крестьянке Евдокии Андриановой и указала место, где ее искать. Придя по этому указанию в церковь села Коломенского, Евдокия рассказала обо всем настоятелю, и после долгих поисков в церковном подвале среди всякой рухляди была найдена старая черная икона. Когда ее промыли, всем присутствовавшим в храме открылось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красном царском одеянии, с короной на голове и знаками царского достоинства - скипетром и державой - в руках. По всей России быстро распространилась весть о том, что Сама Царица Небесная взяла на себя верховную власть над народом, отвергшим своего царя и вставшим на погибельный путь богоборчества. Празднование иконе совершается 15 марта.

Донская икона Божией Матери – чудотворная икона, много раз помогавшая русским воинам. Впервые – в битве на Куликовом поле, когда ее носили среди воинов, и когда перед ней молился князь Димитрий. Именно с тех пор она стала именоваться Донской. В другой раз перед ней молился царь Иоанн Грозный, отправляясь в поход на Казанское ханство, и поход оказался победным. В 1591 году к Москве подошли крымские татары, и царь Феодор Иоаннович приказал совершить вокруг стен Кремля крестный ход с Донскою иконой. Татары, устрашенные какой-то невидимой силой, покинули поле битвы. В благодарность Феодор Иоаннович основал монастырь, названный Донским-Богородицким. в котором поместили Донскую икону. Там она находится и поныне. Празднование иконе совершается 1 сентября.

"Живоносный источник" - чудотворная икона Божией Матери, явившаяся людям близ источника, находившегося в роще, неподалеку от города Константинополя. Так Сама Богородица указала источник, творивший чудеса исцелений. Над источником был построен храм. Празднование в пятницу Светлой (пасхальной) седмицы.

Знамения Божией Матери икона – представляет поясное изображение Богоматери с простертыми к небу руками и с младенцем Иисусом в круге. Иисус правой рукой благословляет мир, а в левой держит свиток как знак Своего спасительного учения. Впервые это название было дано Новгородской иконе. После выноса ее на городскую стену войска Андрея Боголюбского. осаждавшие город в 1170 году, обратились в бегство. Празднование этой иконе, как и всем иконам Знамения Божией Матери, 10 декабря. Курская икона Знамения Божией Матери была обретена в 1295 году на берегу реки Тускары, близ того места, где находился Курск, незадолго до того полностью уничтоженный татарами. При царе Феодоре Иоанновиче на этом месте был выстроен монастырь, известный под именем Коренной пустыни. Со временем и сама эта икона получила название Курской-Коренной. В годы гражданской войны она была вывезена из России и почитается с тех пор как хранительница всех русских, живущих в рассеянии по белу свету. Празднование этой иконе совершается 10 декабря, 21 марта, 21 сентября и в девятую пятницу по Пасхе.

Иверская икона Божией Матери – величайшая святыня Афона. В IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. Тогда в тех краях распространилось иконоборчество. Иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один из воинов ударил икону копьем. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Потрясенный этим чудом, воин с раскаянием пал на колени. Потом он оставил ересь и принял иночество. Чтобы спасти икону от поругания, женщина пустила ее в море. Спустя много лет эта икона явилась в "столпе огненном" на море близ Иверской обители, что на Афоне. В этом монастыре она находится и доныне. Точный список с иконы был привезен в 1648 году в Москву и помещен в Иверскую часовню Воскресенских ворот у въезда на Красную площадь. Празднование – 25 февраля, 26 октября и во вторник Светлой седмицы.

Иерусалимская икона Божией Матери – по преданию, написана в Гефсимании евангелистом Лукой через 15 лет после Вознесения Иисуса Христа. Празднование 25 октября.

Казанская икона Божией Матери – была найдена в Казани в подвале сгоревшего дома в 1579 году. Пресвятая Дева, трижды явившись во сне девятилетней девочке, указала, где искать икону. Икона была найдена и отнесена в ближайший храм. От нее стали совершаться чудеса. Подробное сказание о них было составлено Казанским митрополитом, впоследствии Патриархом Московским и всея Руси, Гермогеном. В 1612 году икона с казанским ополчением прибыла в Москву, находилась в стане князя Пожарского и стала предметом особого поклонения после освобождения Москвы от поляков, в котором православный народ видел несомненную помощь Пресвятой Богородицы. Казанская икона представляет собою поясное изображение Богоматери с Богомладенцем, сидящим на левой руке. Основные особенности изображения - прямое положение младенца Христа (в анфас) и такое положение рук Богородицы, при котором кисти рук не видны. Празднование 21 июля и 4 ноября.

"Млекопитательница" - икона Божией Матери, на которой Она изображается кормящей грудью Младенца Христа. Икона эта находится на Афоне. при Карейской келье, принадлежащей Хилендарскому монастырю, первоначально находилась в лавре Саввы Освященного. По сложившейся традиции перед этой иконой особенно усердно молятся матери о благополучном грудном вскармливании и здоровье младенцев. Празднование иконе - 25 января.

"Неопалимая купина" – в Ветхом Завете горящий и несгорающий куст, в котором Бог Отец явился Моисею. В христианских церковных песнопениях это Богородица, сохраняющая нетленность и девство по воплощении и по рождении Сына Божия, Иисуса Христа. Существует икона с таким названием, празднование – 17 сентября.

"Нечаянная радость" – чудотворная икона Божией Матери, на которой изображено чудо, описанное святым Димитрием Ростовским: один грешник молился Богородице и вдруг увидел на руках и ногах Богомладенца кровь, как на кресте у Спасителя. Он ужаснулся и спросил, кто это сделал, и Богоматерь ответила, что это сделали такие же грешники, как он. После видения человек раскаялся и стал жить праведно. Празднование 14 мая и 22 декабря.

"Одигитрия" (греч. – путеводительница) – икона Богоматери с Младенцем. На Руси изображение было всегда поясным, с Богомладенцем на левой руке. По месту своего создания или явления иконы получили названия: Смоленская. Тихвинская. Иверская. Иерусалимская. Грузинская, Костромская, Ярославская и другие. Сохраняя основной иконографический тип Одигитрии, они отличаются в деталях.

"Оранта" (лат. - молящаяся) - икона Богоматери. Богородица изображается одна, в полный рост, с молитвенно воздетыми вверх руками.

"Отрада" ("Утешение") – чудотворная икона, находящаяся на Афоне. Празднование 3 февраля.

"Помощница в родах" - икона Божией Матери, на ней Пресвятая Богородица изображена воздевающей руки к Небу, с младенцем при персях, как на иконе "Знамение". Перед этой иконой молятся о благополучных родах. Празднование иконе - 8 января.

Почаевская икона Божией Матери - чудотворная икона Божией Матери, которая находится в Свято-Успенском Почаевском монастыре. В 1559 году Константинопольский митрополит Неофит, проезжая через Волынь, посетил жившую в имении Орля, недалеко от Почаева, дворянку Анну Гойскую. В благословение он оставил Анне привезенную из Константинополя икону Богородицы. Стали замечать, что от иконы исходит сияние. Когда перед иконой исцелился брат Анны Филипп, она передала в 1597 г. чудотворный образ инокам, поселившимся на Почаевской горе. Святой образ был поставлен в храм, воздвигнутый в честь Успения Божией Матери. Позже там основан монастырь, на содержание которого Анна Гойская передала большие средства. Празднование Почаевской иконе совершается 5 августа, 21 сентября и в пятницу на Светлой седмице.

"Призри на смирение" - икона Божией Матери, именуемая "Призри на смирение", явилась в 1420 году в Псковской земле, на озере Каменном. 16 сентября того же года она была перенесена в Псков и поставлена в соборном храме. В память этого перенесения чудотворной иконы было установлено празднование.

Пюхтицкая икона Божией Матери - чудотворная икона, найденная в XVI веке на горе Пюхтице, на месте явления Богородицы. Чудеса совершаются и от источника, возле которого она была найдена. В 1891 году там был выстроен Пюхтицкий Успенский монастырь. Празднование иконе 28 августа.

"Скоропослушница" – чудотворная икона Божией Матери, названная так потому, что Сама Богородица дала обещание всем, обращающимся к Ней, оказывать скорую помощь и поддержку. Находится икона на Афоне. где и совершилось первое ее чудо: монах, небрежно обращавшийся с нею, ослеп, и вновь прозрел только после покаяния. Празднование 22 ноября.

Смоленская икона Божией Матери – чудотворная икона, которая, по преданию, является одной из икон, современных Самой Богородице. Она первой из византийских чудотворных икон прибыла на Русь. Один из исторических источников свидетельствует, что Византийский император Константин Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну, выдавая ее в 1046 году замуж за князя Всеволода Ярославича. Впоследствии перенесенная сыном Всеволода Ярославича Владимиром Мономахом из Чернигова в Смоленск, она прославилась на Руси как Смоленская (см. "Одигитрия").

"Спорительница хлебов" - икона Божией Матери, написана по благословению старца Оптиной пустыни преп. Амвросия. пламеневшего детской верою к Божией Матери. Иконой "Спорительница хлебов" он благословил основанную им в 12 верстах от Оптиной пустыни Казанскую Шамординскую женскую Обитель. На иконе Божия Матерь изображена сидящей на облаках. Ее руки распростерты на благословение. Внизу - сжатое поле, а на нем среди трав и цветов - снопы ржи. Старец Амвросий указывал этим празднованием, что Пресвятая Богородица - "Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного". Фотоснимки с этой иконы старец раздавал и рассылал своим духовным детям. Для пения акафиста перед святым образом старец составил припев: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!" От этой иконы неоднократно были засвидетельствованы различные чудеса. Особенно ей молятся об урожае во время голода и о прекращении засухи. Празднование 28 октября.

"Споручница грешных" – чудотворная икона Божией Матери. Божественный Младенец сидит на левой руке Пресвятой Богородицы и двумя ручками держится за Ее правую руку. Икона находится в Москве, в храме Святителя Николая в Хамовниках, в специально выстроенном для нее приделе. Празднование 20 марта и 11 июня.

Тихвинская икона Божией Матери – чудотворная икона, написанная, по преданию, евангелистом Лукой и отправленная им в Антиохию. Оттуда икона была перенесена в Иерусалим, потом - в Константинополь, где для нее был воздвигнут храм, известный под названием Влахернского. За 70 лет до падения Константинополя, в 1383 году, икона явилась над водами Ладожского озера и затем остановилась при реке Тихвинке. На этом месте был сооружен храм, а затем устроен мужской монастырь. В 1613 году, когда шведы овладели Новгородом и подступили к Тихвинскому монастырю, чудотворный образ с молитвами и песнопениями был обнесен вокруг монастыря: шведы пришли в смятение и отступили. Празднование 9 июля.

Толгская икона Божией Матери – чудотворная икона, явившаяся в 1314 году Ростовскому святителю Прохору. Празднование 21 августа.

"Троеручица" – чудотворная икона Божией Матери, история которой связана с жизнью святого Иоанна Дамаскина. Желая погубить Дамаскина как ревностного защитника иконопочитания, один из врагов православия оклеветал его перед дамасским халифом, доставив тому подложное письмо, в котором Иоанн Дамаскин будто бы предлагал сдать Дамаск. Халиф велел отрубить Иоанну правую руку: рука была отсечена и повешена в центре города на видном месте, но вечером, по просьбе Иоанна, возвращена ему. Чудесной помощью Пресвятой Богородицы, к которой обращался с молитвами Иоанн, отсеченная рука срослась со своим суставом. В благодарность Иоанн Дамаскин сделал из серебра изображение кисти руки и прикрепил ее к иконе Богородицы, отчего икона эта и получила впоследствии название "Троеручицы". В настоящее время находится на Афоне. Празднование 11 июля, 25 июля.

"Умиление" Псково-Печерская – чудотворная икона Божией Матери, прославившаяся исцелениями. Принесена в Псково-Печерскую обитель около 1521 года. Празднование 3 июня, 6 августа, 8 сентября, 20 октября.

"Умиление" Серафимо-Дивеевская – икона Божией Матери, принадлежавшая Серафиму Саровскому. Перед нею он и скончался на молитве. Празднование 10 августа.

"Утоли моя печали" – чудотворная икона Божией Матери, принесенная в Москву казаками в 1640 году. Богородица изображается на иконе с несколько склоненной набок главой, к которой она прилагает левую руку. Общий ее вид как бы говорит нам, что Царица Небесная прислушивается к слезам и молитвам всех верующих, обращающихся к Ней со своими скорбями, нуждами и печалями. Правой рукой Богоматерь придерживает стопы Богомладенца. Спаситель держит пред Собою в руках развернутый свиток, на котором начертаны слова Божественного увещания: "Суд праведен судите, милость и щедроты творите. " Празднование 7 февраля.

Феодоровская икона Божией Матери - чудотворная икона. По преданию, написана евангелистом Лукой. В России первоначально находилась в Феодоровском Городецком монастыре. При нашествии Батыя и Городец, и монастырь были опустошены, жители бежали, а икону взять с собой не успели. Спустя несколько десятилетий, 16 августа 1239 года, она явилась младшему брату Александра Невского Костромскому князю Василию Ярославичу в лесу, на древе, во время охоты. Накануне многие жители Костромы видели, как по улицам города прошёл какой-то воин, а в руках он держал икону. Лик этого воина напомнил жителям иконописное изображение святого великомученика Феодора Стратилата. Обретенная икона была поставлена в храме святого Феодора Стратилата в Костроме и получила название Феодоровской. На месте обретения иконы князь основал монастырь в честь Нерукотворного Образа Спасителя. В 1260 году чудотворный образ спас Кострому от татарских полчищ. В 1613 году Феодоровской иконой был благословлен на царствование юный Михаил Федорович Романов, первый государь из династии Романовых. В настоящее время икона находится в Успенском соборе Костромы. Перед этой иконой по традиции молятся о благополучных родах. Празднование иконе совершается 27 марта и 29 августа.

"Целительница" - икона, на которой Царица Небесная изображается стоящею у одра больного, на устах больного видно млеко. История этого изображения такова. Один благочестивый клирик тяжело заболел и обратился к Богоматери с молитвой, в ту же минуту он увидел у своей постели Ангела-Хранителя, просящего Богоматерь об исцелении болящего, и явившуюся Богородицу, которая источила на уста больного спасительную каплю млека из сосцов Своих и стала невидима. Больной почувствовал себя совершенно здоровым и поведал всем о произошедшем чуде. Перед этой иконой молятся об исцелении болящих. Празднование иконе - 1 октября.

Ченстоховская икона Божией Матери – чудотворная икона, почитаемая и православными, и католиками. Написана, по преданию, евангелистом Лукой. В 326 году святая царица Елена. получив эту икону в дар, привезла ее в Царьград, где она пробыла почти пять веков. Затем перенесена была в Россию, где и прославилась многими чудесами. Отнятая поляками, попала в руки татар, которые начали расстреливать ее из луков, но, когда из иконы потекла кровь, в испуге бежали. В настоящее время находится в Польше в монастыре близ города Ченстохова. Празднование 19 марта.