В селах не хватает священников. В церкви эллады обостряется проблема дефицита духовенства

Ответы руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископа Марка на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела
14 марта 2013 г.

Руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк ответил на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела (публикуется в сокращении).

Ваше Высокопреосвященство, предполагается ли создание епархии Русской Православной Церкви в Италии? (Дмитрий Матыс, г. Новосибирск)

Ваше Высокопреосвященство, благословите. Каково актуальное состояние Богородской епархии? После ее создания в 2007 г. временное окормление было доверено преосвященному епископу Корсунскому, но потом в синодальных постановлениях говорилось только о «Патриарших приходах в Италии». Таким образом, немного сложно понять, что сейчас существует юридически. И предвидится ли здесь епархиальный архиерей или отдельный управляющий приходами, как в Канаде или США? Спасибо. (Мануил Пишкович, г. Рим)

Уважаемые Дмитрий и Мануил, создание централизованной структуры по управлению приходами в Итальянской Республике является одним из важных направлений деятельности Русской Православной Церкви в сфере попечения о зарубежных учреждениях.

Так, в 2007 г. была образована Администрация приходов Московского Патриархата в Италии, и в мае прошлого года ею был получен статус юридического лица, что является существенным достижением для дальнейшего развития.

По сути, такая структура представляет собой аналогию епархии. Управление италийскими приходами Московского Патриархата — а это более 50 общин — требует особого внимания. В настоящий момент временное попечение о них поручено Корсунскому епископу.

Что касается определения Священного Синода о назначении епископа с титулом «Богородский», которому будет поручено архипастырское попечение о приходах в Италии, то со временем, согласно принятому решению, оно будет претворено в жизнь.

Высокопреосвященнейший владыка, скажите, пожалуйста, почему архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своих письмах писал, что священнослужители, которые раньше увлекались рок-музыкой, не должны подходить к алтарю и рок-музыка вредна для православного христианина, а сейчас благословляются священством концерты рок-музыки, даже празднования в честь Крещения Руси. Ответьте, пожалуйста. Наверное, он не понимал святоотеческого православного учения? (Сергей, г. Москва)

Уважаемый Сергей, обращаясь к опыту и наследию подвижников XX века, мы должны всегда помнить, что их слова применимы как в общем контексте, так и к конкретному лицу, к его личной жизни. В своих письмах о. Иоанн Крестьянкин выражает сожаление, что многие поспешили с жизненным выбором в пользу священства, не разобравшись со своим прошлым. Рок-музыка — часть культурной эпохи 60-80 гг. XX в. — воспринимается как символ разнузданности, вседозволенности и развращенности. Многие окунувшиеся в эти безобразия так и не смогли полностью очиститься от их тлетворного влияния. Священство, предназначенное для людей чистых душой, налагает большую меру ответственности и не может быть принято неготовым или неподходящим человеком. В противном случае сан будет помехой и поводом к большему осуждению и падениям, о чем и упомянул старец в своих письмах.

Христианину не полезно слушать рок-музыку: смысл песен и характер их исполнения непременно накладывает отпечаток на понимание мира. Более того, на физическом уровне при прослушивании многих произведений рока поднимается давление и создается ложная эйфория.

Однако порой мы видим, как некоторые из священнослужителей беседуют с рокерами, в том числе на концертах. Сама по себе идея хорошая, поскольку таким образом появляется возможность обратиться к той аудитории, которая, как правило, редко посещает храм. Часто такие беседы приносят благие плоды.

В прошлом веке тьма народа со всей страны шла к святому праведному Иоанну Кронштадтскому, блаженной Матроне Московской, преподобному Амфилохию Почаевскому, отцу Александру Меню. А кто они — великие богословы, проповедники и целители нашего времени? (Олег, г. Самара)

Уважаемый Олег, признаться, трудно говорить о святых, используя терминологию из Вашего вопроса. С одной стороны, откройте Интернет, и Вы найдете много информации и по современным богословам и проповедникам. Однако к этому вопросу можно подойти и с другой стороны.

Во все времена человеческой истории были люди, которые при жизни считались великими, были известны своим современникам, были почитаемы. Но по прошествии какого-то времени, уже после смерти, далеко не все из них оставались в памяти людей, и имена многих из них были забыты. Христианским подвижникам свойственно чуждаться любой славы и известности. Есть множество примеров, когда даже великие святые во время земной жизни не имели ни признания, ни почитания в миру. Например, великий русский классик А.С. Пушкин ничего не знал о своем современнике преподобном Серафиме Саровском. Блаженная Матрона Московская при жизни не была так почитаема, как в наше время.

Видится немаловажным и тот факт, что в церковной среде существуют разные предпочтения. Кому-то нравятся проповеди одних пастырей, кому-то — других, кто-то любит ходить в этот храм, а кто-то — в соседний. Для кого-то из прихожан его приходской священник и является главным путеводителем ко Христу. Главное для каждого человека — не гоняться за громкими именами, а найти то, что нужно именно Вам, что оставит духовный след в Вашей душе.

В заключение замечу, что термин «целители нашего времени» вряд ли приложим к выдающимся пастырям. В наше время это словосочетание несет в себе некий оккультный характер. Христианские святые — не источники, а проводники Божией благодати, врачующие не своей личной силой, а исключительно силой Божией.

Ваше Высокопреосвященство! Есть ли в планах Русской Православной Церкви задачи по увеличению числа религиозных учреждений на территории Венской и Австрийской епархии Московского Патриархата? (С уважением, Александр Шавлейко, г. Москва)

Уважаемый Александр, в Венской и Австрийской епархии на сегодня существует три зарегистрированных прихода. Кроме этого, с прошлого года начались регулярные богослужения в Инсбруке, стали чаще проводится богослужения в Граце, а в скором времени богослужебная жизнь начнется и в Санкт-Пельтене. На приходе РПЦЗ в Зальцбурге также проводятся регулярные богослужения, но государственной регистрации община пока не получила. Мы оказываем ей содействие в урегулировании юридических вопросов.

В прошлом году Венская и Австрийская епархия отметила 50-летие со дня основания, в том же году удалость получить признание ее юридического статуса. Законы Австрии достаточно строги, и решения в отношении религиозных организаций принимаются медленно и с трудом.

Подскажите, пожалуйста, как должен быть подготовлен человек, желающий окреститься, есть ли какие-то критерии? Возможно ли креститься без особой подготовки? Что можно сказать священнику, который не хочет крестить? Имеет ли он на это право?.. Спасибо. (Александр, г. Тула)

Здравствуйте, Александр. Прежде всего, человек должен знать, во что он крестится. Знать о Боге, Церкви. Представлять, какие духовные дары он получает и какие обязательства при этом воспринимает.

В разных храмах бывает разная продолжительность оглашения (этим греческим словом называется подготовительный период перед принятием крещения). Точных критериев в этом вопросе нет.

Важно понимать, что для взрослого человека такая подготовка необходима. При крещении детей иначе: родители и восприемники крещаемого изъявляют готовность воспитать ребенка в вере, и подготовку в этом случае проходят именно они. В ряде случаев допускается крещение без подготовки: чаще всего, когда речь идет о тяжкой болезни или иных трудных обстоятельствах.

Что касается отказа священника крестить человека, тут сложно говорить о мотивах такого решения, не зная конкретную ситуацию. Отказ возможен, однако священник должен отдавать себе отчет и понятно объяснить человеку, почему тот не может принять таинство. Чаще всего отказ связан с тем, что человек несерьезно относится к этому важному шагу, хочет просто пройти традиционный и, как ему кажется, «модный» обряд, не понимает духовных основ и слабо представляет, зачем ему это вообще нужно. [...]

Ваше Высокопреосвященство, меня интересует такой вопрос. Многие епископские кафедры за пределами канонической территории Русской Церкви вдовствуют, причем довольно давно (например, Гаагская аж с 1988 года, Будапештская — с 2003 года, Венская — с 2009 года), а теперь к ним добавилась и Буэнос-Айресская (что особенно печально, учитывая острую нехватку там духовенства). Известно, что где епископ — там Церковь, отсутствие епископа отрицательно сказывается на епархиальной жизни. Скажите, пожалуйста, с чем связано такое отсутствие епископов в ряде зарубежных епархий и когда это будет преодолено. (Алексей Родионов, г. Москва)

Здравствуйте, Алексей. Хотел бы сразу поправить Вас: упомянутые Вами кафедры не являются вдовствующими. По благословению священноначалия временное попечение о епархиях в Австрии и в Венгрии поручено мне. Несмотря на то, что мое основное послушание проходит в Москве, я регулярно посещаю Вену и Будапешт, совершаю богослужения, общаюсь с духовенством и прихожанами, решаю вопросы епархиальной жизни. Конечно, масштабы этих епархий несравнимы с епархиями в России, как территориально, так и по количеству приходов. Поэтому назначение епископов в небольшие епархии на постоянную основу не всегда возможно по вполне объективным причинам. Также замечу, что иногда статус епархии дается «на вырост» или, так сказать, на перспективу.

По Аргентинской и Южноамериканской епархии: не так давно она осталась без правящего епископа. И, объективно говоря, существует нехватка духовенства в этой епархии. Но не стоит забывать о весьма непростых условиях, в которых священники проходят там свое служение. При этом все равно находятся добрые труженики на ниве Христовой, которые, несмотря на все сложности, готовы потрудиться в этом непростом регионе. С прошлого года в Аргентине несет послушание священник Сергий Юрин, еще один священник будет направлен в ближайшее время.

Владыка, давно интересует такой вопрос. Насколько знаю, священников назначают на приходы, а как же наши зарубежные учреждения? Каким образом Вы находите священников для наших зарубежных приходов? В каком порядке происходит такое назначение? Их специально отбирают? По каким критериям? Спаси Господи! (Анна, г. Рязань)

Здравствуйте, Анна. Начну с критериев подбора священнослужителей для служения в дальнем зарубежье.

Важно наличие у кандидата богословского образования, законченного семинарского и желательно академического, светское высшее образование также предпочтительно. Как правило, кандидат владеет хотя бы одним иностранным языком и может проявлять лидерские качества в церковной жизни. Очень важна ответственность, поскольку часто священник служит один в целом городе или даже во всей стране.

Однако главным критерием я назову веру и горячий пастырский дух, готовность к жертвенному служению ближнему. Немаловажным моментом является то, как человек относится к материальной стороне своего служения. У многих людей бытует мнение, что служение за границей в разы привлекательнее в финансовом плане, чем служение в России. Сразу скажу — это заблуждение. Большинство наших зарубежных клириков живет скромно. Как-то приводил в качестве примера Успенский приход в Пекине. Там священник получает вдвое меньше посольского дворника. Конечно, это не означает, что он и его семья голодают. Но важно понимать, что направление в заграничную командировку не влечет за собой автоматически улучшение благосостояния.

Конечно, не все желающие, пусть на первый взгляд и подходящие по критериям, могут нести служение за границей. Очень часто препятствием является сам человек: его заинтересованность в выгоде и романтическое представление о жизни за границей. В этом заблуждении заключается большая опасность: если его чаяния и представления не оправдаются, возможно наступление внутреннего кризиса. Для священника это видится особо опасным явлением.

Иногда священники, желающие потрудиться за границей, обращаются к нам, имея при этом рекомендацию от наших же зарубежных клириков. Иногда мы сами обращаемся в ту или иную епархию с просьбой подыскать кандидата. Отмечу необходимость хорошей рекомендации правящего архиерея. Как правило, я встречаюсь с кандидатом и, если результат собеседования устраивает, представляю этого клирика на рассмотрение Святейшему Патриарху. Кстати, в настоящий момент в Канаде есть вакансия священника с хорошим знанием английского языка. Может быть, и среди читателей портала найдутся пастыри, желающие потрудиться на этой ниве.

Ваше Преосвященство, пожалуйста, помолитесь о моей матушке — она сейчас в больнице в очень тяжелом состоянии и, по всей вероятности, все ближе к вечности. Мучается очень. Как человек верующий я знаю, что в Царствии Небесном ей будет лучше и прошу, чтобы Господь сжалился и быстрей закончил ее земные мучения. Не грех ли это?! Как жить, видя страдания самого дорогого человека? Что я могу для нее сделать? (Анна, г. Москва)

Уважаемая Анна, соглашусь с тем, что видеть страдания близких является тяжелым испытанием. Кажется, что легче самому пережить страдания, чем видеть как страдает дорогой и близкий человек.

Вы счастливый человек, потому что у Вас есть вера.

В целом же молитва о том, чтобы Господь облегчил участь родного человека, не является грехом. Вместе с тем, мы не знаем, почему Господь определил именно такой путь для него. Церковь учит, что страдания в этой жизни ниспосылаются для искупления грехов, поэтому самое лучшее было бы положиться на волю Божию и молиться согласно словам молитвы Господней, чтобы исполнилась Его святая воля.

Владыка, благословите! Я слышал, что в Русской духовной миссии в Иерусалиме не хватает священнослужителей. По какому признаку отбирают туда священников и может ли священник из провинциальной епархии попасть туда на служение? Что для этого нужно? (Игумен Серафим (Семилетов), г. Александров)

Здравствуйте, о. Серафим. В настоящее время в Русской духовной миссии в Иерусалиме священнослужителей достаточно. Но так как климатические условия на Святой Земле весьма непростые, нередко по прошествии какого-то срока священники там меняются. Не стоит забывать, что клирики на Святой Земле окормляют большое число паломников из России и со всего мира, ежегодно посещающих места евангельских событий. Это колоссальная нагрузка, поэтому священник должен обладать крепким здоровьем.

Критерии отбора кандидатов на служение за рубежом были перечислены мною в одном из предыдущих ответов. Принадлежность к провинциальной епархии не является препятствием для кандидата.

Здравствуйте, владыка! Вы носите титул «Егорьевский». Скажите, как часто Вы бываете в городе? Что для Вас значит этот город? Вы занимаетесь служением в Управлении по зарубежным учреждениям. В связи с этим Вы не присутствовали на Патриаршем богослужении в соборе Александра Невского? (Денис, г. Егорьевск)

Здравствуйте, Денис. Отрадно получить вопрос из Егорьевска. Я люблю этот подмосковный город и храм святого благоверного князя Александра Невского. Сердечно благодарю всех, кто возносит за меня молитвы за богослужениями в храмах города. С тех пор как я стал епископом Егорьевским, стараюсь ежегодно посещать Егорьевск, хотя канонически он, конечно, относится к Московской областной епархии и местные приходы подчиняются митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию.

Что касается минувшего Патриаршего богослужения в Егорьевске, то изначально я планировал эту поездку и был внесен в список служащих. Однако незадолго до праздника Святейший Патриарх благословил мне лететь в командировку на Святую Гору Афон, поскольку там в эти дни проходило очень важное совещание.

Ваше Высокопреосвященство, благословите. При Управлении Московской Патриархии по зарубежным учреждениям действует Паломническая служба Московской Патриархии. Служба организует паломничество на Святую Землю и на гору Синай с посещением монастыря святой Екатерины. А будут ли организовывать такие же паломнические поездки в Италию, в Бари к мощам святителя Николая? (Марина из г. Ярославль)

Паломническая служба Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям организует поездки в Святую Землю. Налажено сотрудничество с паломническими службами в Риме и Бари. Однако в настоящий момент паломничество в Италию на постоянной основе не осуществляется.

Дважды в год Управление организует паломнические чартеры на праздник святителя Николая Чудотворца в Бари.

Блаженнейший владыка! Меня интересует судьба воскресной школы св. Людмилы в Праге, куда ходят двое моих сыновей. Школа постоянно меняет место своего размещения. В данное время идет реконструкция духовно-культурного центра Русской Православной Церкви напротив Посольской школы. Могут ли рассчитывать наши дети после реконструкции на выделение части помещений для воскресной школы? (Заранее благодарен, Виктор Мелай, г. Прага)

Здравствуйте, Виктор. Действительно, в одном из помещений, переданном в пользование Русской Православной Церкви, создается духовно-культурный центр. В настоящее время частично отремонтирована только центральная часть здания, в которой начались богослужения.

К сожалению, мы не можем точно спрогнозировать время ввода в эксплуатацию всего здания, так как требуется создание проекта комплексной реконструкции, согласование с собственником здания — Российской Федерацией, и соответствующими органами Чешской Республики, а также подготовка финансирования реконструкции.

По договоренности, достигнутой нашими представителями в Чехии, занятия воскресной школы вот уже более года проводятся в помещениях представительства Россотрудничества. Для этого есть все условия. Вместе с тем, можем Вас заверить, что в дальнейшем в духовно-культурном центре обязательно будут проходить занятия детской воскресной школы на постоянной основе и без каких-либо существенных ограничений.

Здравствуйте, владыка! Не рассматривался ли в Русской Православной Церкви вопрос о создании зарубежной епархии для объединения всех приходов за канонической территорией? (Александр, г. Киев)

Здравствуйте, Александр. В настоящий момент у Русской Православной Церкви Московского Патриархата существует не одна, а целых 8 зарубежных епархий и 2 управления Патриаршими приходами в США и Канаде, приравненные по функциям к епархиям. Кроме того, 9 епархий имеет Русская Зарубежная Церковь.

В целом учреждения Русской Православной Церкви за канонической территорией России и сопредельных государств бывшего СССР насчитывают более 820 храмов, подворий, монастырей, приходов и общин. Основная их часть сосредоточена в странах Западной Европы и Северной Америки. Более подробную информацию о приходах и епархиях можно найти по адресу в Интернете: http://www.karta.patriarchia.ru/ .

В странах с большой территорией, где открыто много приходов и где церковная жизнь требует присутствия архипастыря, с течением времени учреждаются епархии. Такая система позволяет правящему архиерею оперативно управлять церковными учреждениями, быть ближе к пастве и вовремя реагировать на события в жизни Церкви.

Ваше Преосвященство, благословите! По каким направлениям осуществляется связь с приходами в Норвегии, в том числе в г. Осло? И каким Вы видите будущее Православия в этой стране? Есть ли у вашего учреждения возможность пересылать в другие страны подарки прихожанам к большим церковным праздникам? (С уважением р.Б. Галина, г. Москва)

Уважаемая Галина, существует прямая административная связь между приходами заграницей и Управлением Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

Так, настоятели общин направляют Святейшему Патриарху годовые отчеты о деятельности приходов, в которых приводится результаты и анализ приходской жизни за минувший год. Во многих вопросах пастырского служения требуется архипастырское суждение — тогда священнослужители обращаются к Патриарху или к руководителю Управления за советом и благословением.

Кадровый вопрос, в т.ч. назначение настоятелей, является приоритетным направлением в деятельности Управления. По итогам работы с кандидатами окончательное решение о направлении клирика на служение за рубеж принимается на заседании Священного Синода.

Количество приходов в Норвегии, как и во многих других странах, имеет тенденцию к росту. Во многом это обусловлено притоком новых граждан из России и других стран СНГ. Многие из них являются также чадами Русской Православной Церкви.

Присутствие Русской Православной Церкви в Норвегии, несомненно, становится все более и более ощутимым. Благодаря активным трудам клира и прихожан развивается приходская жизнь. Между тем, ощущается потребность в организации пастырского окормления отдаленных общин. Не исключено, что в ближайшие годы количество православных священнослужителей в Норвегии увеличится.

Что касается отправки подарков в другие страны, то тут следует сказать о некоторых сложностях доставки. К примеру, всегда требуется оформление груза при вывозе из России, а при ввозе в страну назначения, как правило, взымаются пошлины и налоги. Эта деятельность не всегда представляется возможной для Управления по зарубежным учреждениям.

В этой связи хорошим примером послужила инициатива прихода святой равноапостольной Ольги в Осло. В этом году приходской актив самостоятельно составил церковный календарь с душеполезным чтением на каждый день 2013 г., используя официальную календарную сетку Издательства Русской Православной Церкви. Усилиями прихода календарь был издан тиражом в 2500 экземпляров и бесплатно разослан почтой во все семьи прихожан. В итоге все чада Русской Православной Церкви в Норвегии получили новогодне-рождественский подарок, который будет полезным чтением в течение всего года.

Владыка Марк, есть ли у Вас любимая богословская тема? (р.Б. Ольга, г. Москва)

Уважаемая Ольга, не могу сказать, что у меня есть какая-то одна любимая богословская тема. Тем более, архиерейское служение подразумевает знание широкого спектра богословских тем.

Во время учебы в Московской духовной академии я серьезно интересовался патрологией, писал по ней кандидатскую работу, некоторое время преподавал в семинарии Новый Завет.

В последнее время я неоднократно писал о богословском аспекте паломничества.

Расскажите, пожалуйста, о проекте «Мир. Человек. Слово». Каков был замысел и насколько сделанное соответствует тому, что было задумано? Исчерпаны ли темы, формат? Каковы перспективы? О продолжении исторической части недавно было заявлено, а богословский, пастырский блоки? Может быть, какие-то другие направления? (Ольга, г. Москва)

Уважаемая Ольга, могу сказать, что данный проект получился удачным. C момента его создания прошло уже 8 лет, и он продолжает развиваться. Ведется работа над новыми темами.

В рамках проекта был осуществлен цикл аудио передач, как то: «Религиозная энциклопедия», «История христианской церкви», «Пастырские беседы», «Библия для детей», «Вечные глаголы», «Россия. История в лицах» и другие.

Проекты «История христианской церкви», «Библия для детей», «Россия. История в лицах» в настоящее время завершены. Это одни из самых востребованных и популярных наших проектов, интерес к которым стабильно высок по сей день. В большой степени их популярности способствовало издание на компакт-дисках. Их можно бесплатно получить в храме Живоначальной Троицы в Хорошеве г. Москвы, где я являюсь настоятелем.

В настоящее время на Радио России продолжаются проекты «Религиозная энциклопедия», «Пастырские беседы», «Паломник», «Учители. Мыслители. Пророки», начался проект «Европа. Великие имена».

Особо хочу отметить два последних проекта.

Проект «Учители. Мыслители. Пророки» рассказывает о выдающихся личностях прошлого, охватывает гигантский временной и географический пласт истории человечества. Первоначальное рабочее название — «Учители человечества». Начинали этот проект мы с античных философов, мыслителей и писателей. Затем настал черед Рима, следом — ветхозаветные персонажи, начиная с Авраама. Далее мы перешли к новозаветному периоду. Значительное внимание в проекте будет уделено мыслителям и философам христианства. Вместе с этим, планируется рассказать и о представителях других мировых религий — ислама, буддизма и иудаизма. Предполагается, что этот глобальный проект будет идти несколько лет и будет также востребован слушателями.

С декабря прошлого года вместо проекта «Россия. История в лицах» стал выходить новый проект: «Европа. Великие имена». Цель этого проекта — рассказать о выдающихся личностях Старого Света. В числе героев присутствуют как светские, так и духовные лица. Предполагается, что тематическое деление будет по странам.

Отдельно хочу обратить внимание читателей на сайт проекта: http://www.mir-slovo.ru/ . Ежедневно его посещает немало посетителей. Здесь многие файлы доступны как в звуковом, так и в текстовом формате.

Особой популярностью пользуются подкасты для iTunes, для устройств популярного ныне производителя гаджетов Apple. Наглядным подтверждением этого является число скачиваний некоторых из них в день:

«Вечные глаголы» — 1000, «Учители, мыслители, пророки» — 3500, «Россия. История в лицах» — 4000.

Вы 10 лет были главным редактором журнала «Православный паломник». Собираетесь ли создавать новый журнал? (Екатерина, г. Москва)

В настоящее время таких планов нет. Большую часть творческого времени занимает проект «Мир. Человек. Слово». Считаю, что этим ресурсом можно доступно и понятно нести людям знания о Боге, Церкви и ее истории.

МОСКВА, 23 июн — РИА Новости, Антон Скрипунов. Все больше россиян хотят стать священниками. Такая тенденция наметилась в экономически непростое для страны время. Только за минувший год число граждан, подавших документы на подготовительные курсы семинарий, выросло на четверть, а число поступивших в духовные учебные заведения — на 19%, приводит данные Учебный комитет Русской православной церкви.

Так сложилось, что в народе слова "батюшка" и "достаток" довольно часто употребляются вместе. И практически ни одна дискуссия о церковных деньгах не обходится без фразы про "попов на мерседесах". О том, как молодые люди выбирают духовный сан, сколько на самом деле зарабатывают священники, и почему Церковь в годы СССР была намного богаче — в материале РИА Новости.

"Каков приход — таков и поп"

В последнее время информационный фон вокруг духовенства РПЦ не самый благоприятный. Так, на днях патриарх Кирилл призвал священнослужителей РПЦ не ездить на дорогих машинах, даже если их подарили. Аргумент прост: общественное мнение. Когда у храмов "целые кавалькады дорогих лимузинов, это, конечно, вызывает у людей реакцию". Поводом для такого заявления стал скандал с участием епископа Ливенского и Малоархангельского Нектария. Тот якобы просил СМИ не публиковать информацию о подаренном ему дорогом внедорожнике.

У епископа на джипе нашлись как противники, так и защитники. Одни апеллировали к извечному "Христос учил нестяжательству". Другие обращались к многовековому наблюдению народа: "каков поп — таков приход". Мол, если прихожане приезжают на службу на мерседесах, а священник ходит в рваной рясе, то это "не есть правильно".

"Сейчас у нас содержателем священнослужителя является приход. И зарплата священника — то жалование, которое он имеет в результате служения на конкретном приходе. У нас нет какого-то распределения зарплат в епархиях. И тем более, как в каких-то странах, нет государственных зарплат для духовенства", — поясняет замглавы Учебного комитета РПЦ, настоятель храма Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов.

В 95% процентах случаев иного источника дохода у священника, отмечает Козлов, попросту нет. А прибыльность прихода зависит от многих факторов, в том числе и от общего экономического благополучия того или иного региона.

"Церковь — это часть народа. Если народ бедный, то и Церковь бедная. Если народ встает на ноги, то и Церковь встает. <…> Кроме того, материальное благополучие прихода зависит и от численности паствы", — отмечает, в свою очередь, настоятель московского храма Климента, папы Римского протоиерей Леонид Калинин.

В 2013 году Архиерейский собор Русской церкви принял положение о материальной и социальной поддержке духовенства, церковных работников, а также членов их семей. Документ, по сути, привел этот вопрос в полное соответствие со светским законодательством в области охраны труда. Зарплаты священников стали соответствовать среднему уровня заработка по региону.

Кроме того, РПЦ создала дополнительный механизм финансовой поддержки своего духовенства: "В структуре каждой епархии надлежит создать (без прав юридического лица) епархиальную комиссию по попечению о нуждающихся священнослужителях, церковнослужителях и работниках религиозных организаций Русской православной церкви, а также членах их семей", — говорится в положении.

"При СССР было лучше"

Тем не менее в РПЦ не отрицают, что некоторые священники на приходах склонны к корыстолюбию. Более того, эта проблема достаточно давняя и вряд ли полностью искоренима.

Известный православный святитель и врач Лука Крымский в 1948 году, когда страна восстанавливалась после войны, издал указ, обращавший внимание на "недостойное поведение священнослужителей".

"Некоторые из вас отлучают от Христа, от веры в Него и любви к Нему слабых верою овец стада Христова своим корыстолюбием. … Тяжкие испытания и страдания перенесла Церковь наша за время Великой революции, и конечно, не без вины. Давно, давно накоплялся гнев народный на священников корыстолюбивых, пьяных и развратных, которых, к стыду нашему, было немало. И с отчаянием видим мы, что многих, многих таких и революция ничему не научила. По-прежнему, и даже хуже прежнего являют они грязное лицо наемников — не пастырей, по-прежнему из-за них уходят люди в секты на погибель себе", — так архиепископ Лука изобличал духовенство Крымской епархии.

Тем не менее Церковь не осуждает материальное благополучие, особенно если оно приносит пользу обществу, замечает известный церковный миссионер, ведущий интернет-проекта "Вопросы батюшке" иеромонах Макарий (Маркиш). Но, как ни парадоксально это звучит, сейчас РПЦ испытывает нехватку как материальных, так и человеческих ресурсов.

"В советское время под давлением власти Церковь материально была богаче. Почему? Потому что люди приносили свои пожертвования, а возможности их тратить почти не было. Например, поставить новую крышу деньги есть, но надо изворачиваться с получением всевозможных разрешений", — обращает внимание Маркиш.

Сейчас же у каждого прихода полная свобода действий в материальном плане. Да вот только во многих случаях бывает так, что нет денег отремонтировать ту же крышу.

"Сегодня мы живем беднее, чем при советской власти", — утверждает иеромонах.

Это, по его словам, влияет на выбор православной молодежи. Зарплата многих священников неконкурентоспособна в сравнении с другими сферами деятельности.

Патриарх попросил настоятелей монастырей отказаться от дорогих посохов "Я не благословлял превращать игуменские жезлы в патриаршие. У вас должен быть простой монашеский жезл, без всяких украшений и побрякушек. Как приедете домой, закажите себе простые деревянные посохи", - заявил предстоятель Русской церкви на открытии собрания игуменов и игумений.

"Вот юноша заканчивает институт. И ему говорят: "Поступай работать к нам в храм катехизатором, а потом закончишь семинарию заочно и станешь священником. Тебе сейчас мы будем платить целых 10 тысяч рублей". В нашем областном центре (город Иваново. — Прим. ред.) это хорошая зарплата для катехизатора, кстати говоря. А другой ему говорит: "Поступай к нам в банк работать. Мы тебе для начала будем платить 50 тысяч рублей". А этот молодой человек женат, у него маленький ребенок. Вот что сказать этому молодому человеку?! Понимаете, о чем я говорю?", — намекает Маркиш.

Смена мировоззрения

Наверное, поэтому в намерении молодых людей пойти в священники деньги играют далеко не первую роль. Протоиерей Максим Козлов связывает увеличение числа семинаристов с тем, что все больше церковных учебных заведений получают государственную аккредитацию, тем самым улучшая качество духовного образования.

"Семинарии постепенно получают государственные аккредитации, их число незначительно, но увеличилось. Шесть из них имеют государственную аккредитацию. Параллельно идет процесс смены поколений духовенства и увеличения числа священнослужителей", — замечает представитель Учебного комитета.

В Русской церкви не скрывают, что развитию духовного образования способствует признание теологии наукой на светском уровне. В какой-то степени, утверждают церковные деятели, это также будет способствовать мировоззренческому выбору молодых людей. Более того, государство намерено вдвое увеличить число бюджетных мест по специальности "теология".

"Я бы не сказал, что профессия священника в целом экономически привлекательна … Сейчас происходит смена социальной базы прихожан Русской православной церкви. Если 25-30 лет назад это были в основном женщины старше 50-60 лет и не в крупных городах, то теперь чем крупнее город, чем больше количество молодежи, тем интенсивнее и живее жизнь приходов. Это ведет к тому, что те молодые люди, которые воспитаны в православных семьях в новой России, постепенно заполняют места абитуриентов в наших семинариях", — заключает протоиерей Максим Козлов.

— Как сегодня работают епархиальные отделы и как живет духовенство?

— Когда я сюда приехал, из Московской Патриархии вслед за мной приехала инспекционная комиссия. Они проехали по храмам, встретились с руководителями епархиальных отделов, благочинными и, мягко говоря, остались неудовлетворенными.

Но их приезд был для нас серьезной поддержкой. Часто проверка воспринимается с тревогой, но это неверно. Комиссия высказала конкретные замечания и сделала выводы, что нам нужно всячески помогать. Тем более что жизнь в условиях Крайнего Севера для священников сама по себе очень тяжелая.

Серьезная проблема и в том, что и средств на всё не хватает. Когда я приехал в епархию, то увидел просто катастрофическую материальную ситуацию в Ильинском кафедральном соборе. Денег не было даже на то, чтобы пономарю стихарь купить.

Настоятель отец Владимир Кузив труженик, он старается. Но помощников не было. В соборе ведь должен быть и ризничий, и эконом, и казначей. А когда всё на одном пожилом человеке — трудно! Я понял, что нужно помогать. А в других храмах, где крыши текут, где обветшавшие купола нужно менять. Священники по северным меркам получали просто мизерные зарплаты. Подходит один священник из Ильинского собора и говорит: «Владыка, переведите меня в другой храм, я в этом не могу с семьей выжить». Я тогда ему сказал: «Всё наладится — потерпи!» Надо было импульс жизни духовенству дать. Я поехал в Софрино, купил там новый престол, новый семисвечник, центральный аналой, паникадило и облачения и, когда с этим приехал в собор, отец Владимир говорит: «Владыка, где вы взяли?» Я: «Я в кредит взял. Это же февраль, до конца года, до декабря, мы как-нибудь рассчитаемся». «Чем вы будете рассчитываться?» «Вам, как духовнику, я честно признаюсь: я не знаю, чем будем рассчитываться». Но это стало большой поддержкой для нашего духовенства. Значительно повысили зарплаты, причем не только батюшкам, но и всем церковным работникам. Потом стали и другим храмам помогать, и Господь не оставил, ситуация стала выправляться.

У меня есть очень серьезные, замечательные священнослужители. Работа епархиальных отделов налаживается, выходит на новый уровень. Я увидел, что священники хотят работать, но им очень трудно. Нужна и методическая помощь, и порой личная поддержка архиерея. Вот, например, епархиальный совет — этот важный рабочий орган, на который всегда опираются архиереи. Мы обсуждаем все наши проблемы вместе. Епархиальный совет собирается теперь в расширенном составе. Сегодня одни приглашены к обсуждению, завтра — другие. Я вижу, когда священники чувствуют свою причастность к происходящему, у них вырастают крылья.

Или епархиальное собрание. Я задаю вопрос священнослужителям, у нас идет общее, порой бурное обсуждение. Каждый может высказаться. Один священнослужитель подходит ко мне после такого обсуждения и чуть ли не со слезами на глазах говорит: «Владыка, я три раза тянул руку, вставал, говорил. Вы завели новую традицию, у нас такого никогда не было!» Каждый священнослужитель чувствует свою причастность к событиям в епархии и к решениям, которые принимаются.

В ремонтные работы приходится мне самому постоянно вникать. Приходит священник Андрей Хрусталев из храма Мартина Исповедника в Архангельске: «Течет крыша, потолок уже прогнулся, страшно стало, но я не в состоянии ее починить». Вроде городской храм, достаточно благополучный по нашим меркам, а батюшка не имеет средств. Что делать? Я включаюсь, ищу средства, подрядчиков.

Эта работа отнимает много сил. А строительные компании быстро определили «финансовый рейтинг» епархии и задают вопросы: «Владыка, мы работаем на шести ваших храмах и вкладываем большие средства, а вы просите рассчитаться в конце года или даже через год. А не получится ли так, что вы вдруг скажете: «Простите, не могу»?» Приходится вести сложные переговоры. Как-то мне пришлось даже ездить в Москву и брать у знакомых своего рода поручительство. Но остается ощущение, что здесь нам приходится заниматься не своим делом. Ни священнослужителей, ни меня не учили в семинарии быть прорабами, строителями, бухгалтерами.

Или епархиальный склад. Не было его в Архангельской епархии, а я на Сахалине привык так: приходит священник, дали ему книг — он распространяет, порой и бесплатно. Кому-то рясу пошили, кому-то утварь заказали. Здесь же священник пришел, а я ничем не могу ему помочь, потому что ничего у меня в епархии нет. Епархиальный склад — это определенная независимость. Знаете, бывает продовольственная независимость: на складах держат необходимый запас продуктов. Также в жизни Церкви должно быть и лампадное масло, и свечи, и книги, и утварь.

Как требовать с благочинных, если у большинства из них огромные территории. Например, Северо-Западное благочиние объединяло Новую Землю, Ненецкий автономный округ и еще несколько районов. Территория нескольких европейских стран! Поэтому в 2011 года мы создали новые благочиния, и еще я поставил задачу определить границы приходов. Раньше этого не делали.

— Зачем вам границы приходов? Поясните.

— Границы приходов нужны, чтобы сами священнослужители четко понимали, какие деревни к какому приходу относятся. Пускай в деревне живет 30 человек, но хоть когда-то туда нужно приезжать! И чтоб никто не сказал: это не моя деревня. Чья же она? А она вообще выпала. Тот священник не признает своей, и этот не признает. Значит, отцы благочинные должны проконтролировать, определить эти границы приходов, чтобы действительно не были деревни брошены. У нас не хватает священнослужителей — где-то густо, где-то пусто.

— Владыка, сколько же сегодня не хватает священников?

— Святейший Патриарх Кирилл говорит, чтобы на 10 000 жителей должен быть хотя бы один храм. К этому нужно стремиться, но пока не везде получается. К примеру, у нас есть город Новодвинск, около 40 000 жителей и всего один приход. Понятно, что этого мало, нужно увеличивать. Еще по Сахалину я заметил, вот построили храм или приспособили, начались службы, и тут же появляются люди. Храм наполняется.

Принцип такой: все храмы должны быть доступны, в шаговой доступности. Есть много пожилых людей. В 1990-е годы на Сахалине старались строить храмы высоко на сопках. Это очень красиво, но оказалось не практично — бабушки не могут дойти. Пришлось посылать автобусы. Я вспоминаю храм в Невельске. Сейчас мы пришли к тому, выбили землю и поставили храм внизу, а первый стоит почти как памятник. Кроме того, у нас на Севере храмы должны быть небольшие — все-таки у нас холодно, и их нужно топить.

Был в наших краях замечательный, деятельный человек — архимандрит Трифон (Плотников), настоятель Антониево-Сийского монастыря. Он и молодежный отдел курировал, и отдел религиозного образования возглавлял. Но ушел за год до моего прихода, за год до смерти владыки Тихона. На этом батюшке столько держалось! Я это понял, когда мы устраивали конференцию и пригласили отца Трифона. Слава Богу, в монастыре он оставил своего преемника — игумена Варлаама (Дульского). Когда отец Трифон приехал, я поговорил с ним чуть-чуть и признался: «Знаешь, брат, сколько потеряла Архангельская земля от того, что ты уехал!» Он мне сказал, что не хотел уезжать, но так сложились обстоятельства. Я ему говорю: «Ты должен быть у меня викарным или хотя бы секретарем». Он даже своим приездом уже мне помогает.

Привлек я одного священника родом из Челябинска — иерея Артемия Ведерникова. Он хороший опытный педагог, сейчас учится в Московской академии. Его супруга — регент. Он поставил и отдел религиозного образования, и воскресную школу. Совершенно по-другому заработала эта структура. И православных педагогов стало больше, мы с ними встречаемся регулярно. Найдешь человека — и работа начинается, но найти непросто.

В Каргополе у меня появился молодой, деятельный священнослужитель из Москвы отец Михаил Бузынкин. Опытный переводчик, знает несколько языков, работал в русско-немецкой фирме с высокой зарплатой. Всё у него в жизни было хорошо — работа, квартира. И вот он оканчивает Свято-Тихоновский университет и переезжает жить к нам. Я его рукополагаю, но не оставляю в городе, посылаю в Каргополь. И он там служит то в деревне, то в городе. Некоторые из села, для большинства молодежи, для них счастье переехать в Москву, найти хорошую работу. Это счастье. А если ты нашел и квартиру, это полный шоколад! А если еще и работу в русско-немецкой фирме! А этот всё оставляет и переезжает сюда. Ну какой-то сумасшедший (улыбается)!

И в Северодвинске сейчас священник москвич, полковник в отставке отец Сергий Ермаков. Доверился нам, доверился Церкви, не за деньгами приехал. Вначале он у меня просился в деревню. Я ему говорю, знаешь, отец Сергий, для меня твой жизненный опыт (седьмой десяток человеку) бесценен. Я понимаю твое желание служить в деревне. Но мне нужны люди в городе. Я его благочинным в Северодвинске поставил.

— Когда вы говорили про обеспечение деятельности епархии, первое, что с этим ассоциируется, — это увеличение епархиальных взносов.

— Нет! С тех пор как я приехал, взносы не увеличились. Как было до меня, так и осталось.

— Вас священники просили не повышать взносы?

— Передо мной епархией временно управлял архиепископ Карельский и Петрозаводский Мануил. И священнослужители говорят, что он где-то что-то поднял. Я до конца не знаю, в какой пропорции. И когда я приехал, всё осталось как есть. Я, наоборот, стараюсь священникам и приходам помогать.

Я уже говорил, что даже при участии епархии еще не расплатились за эту крышу в храме святого Мартина Исповедника в Соломбале. Но сам приход в течение десяти лет не накопил бы таких денег. Снова и снова говорю: всё держится на людях. А где найти человека, который помогал бы, например, настоятелю Ильинского собора отцу Владимиру и мне? Нет пока такого человека. Из Троице-Сергиевой лавры приезжает мой знакомый инженер-строитель Анатолий Бутымов. Я его уже здесь рукополагаю. Он привозит сюда свою супругу, дочь — она живет здесь со своими детьми. Ему шестой десяток. Мы котельню переделывали в Ильинском соборе, но не было средств на замену старого котла, и только закончился отопительный сезон, котел лопнул. Отец Анатолий пришел и говорит: «Это же чудо, что не в сезон, а после его окончания!» Значит, нужно найти опять средства, специалистов, которые это сделают. То же и с куполом в Ильинском храме. Когда ревизию сделали, приехали специалисты из Волгодонска, купол посеченный, поржавевший, шатается, вода проникает. Они сказали, что срочно нужно демонтировать. Мы снимали этот купол и крышу, а там всё прогнило! А я в хороших отношениях с митрополитом Кубанским Исидором. Он был на Архангельской кафедре до владыки Пантелеимона. Я ему звоню (а этот храм — его детище) и говорю: «Владыка, мы меняем купол, помолитесь, там всё так прогнило!» А владыка Исидор проникся и говорит: «Я мечтал о ремонте еще в 1980-е годы, но советская власть ничего не давала мне сделать. Я вам еще и копеечку пришлю!» Вот такая солидарность очень поддерживает и укрепляет!

— Вы сами стали настоятелем в нескольких храмах. Зачем?

— Да, сегодня я настоятель в четырех храмах епархии. Здесь принцип такой: нельзя сразу взять и кого-то поставить, всегда нужно подобрать и проверить человека. Вот священник назначен служить в конкретный храм. И я присматриваюсь, и сам священник должен войти в курс дела и зарекомендовать себя с положительной стороны. Например, новый храм cвятителя Тихона, Патриарха Московского. Он строился очень трудно, на это ушло десять лет. Наконец с Божией помощью построили. Отец Афанасий там служил, но он отпросился, с сердцем плохо. Мы ему еще и пенсию платим. А кого туда поставить? Я временно был настоятелем, а потом нашел священника, сейчас поставил настоятелем. Приезжает отец Афанасий, и я его попросил: «Тебе сейчас полегче, приходи — помогай!» И он приходит, помогает, служит. То же в Северодвинске. Отец Константин ушел. Не мог туда никого найти! Нужно же поставить опытного. И пришлось всю финансовую сторону тащить на себе. Нашел потом из Москвы отца Сергия Ермакова.

Как местные священнослужители мне рассказывают, владыка Тихон, когда приехал в Архангельск, привез с собой «команду» из Петрозаводска. А у меня так не получилось. Уезжая с Сахалина, я сказал священнослужителям, которые хотели со мной ехать: «Друзья мои, мне стоило огромного труда привезти вас на Сахалин. Я не могу оголить фронт. Поэтому, не обижайтесь, ни одного из вас не возьму!» Из духовенства я взял только одного протодиакона. Приехал сюда — тяжело, нужны помощники. А приехал, и некоторые священнослужители в первый же день пришли у меня отпрашиваться.

И первый среди них — секретарь епархии. Он сразу сказал, что поедет к владыке Мануилу и уже с ним договорился. «Хорошо, — говорю ему. — Отпущу, только подожди. Помоги мне войти в курс дела». Полгода он был со мной, а потом уехал.

— Разделение Архангельской епархии и образование новых епархий — Котласской и Нарьян-Марской — произошло недавно. Как это отразилось на церковной жизни? Какие вы видите плюсы и минусы такого разделения?

— Минусов нет, есть одни плюсы! И эти плюсы вижу не только я (улыбается). Получилось так, что моя епархия была поделена одной из первых. И произошло это по некоторому, возможно случайному, стечению обстоятельств. Когда для Синода начали готовить первые предложения по созданию новых епархий, я еще не имел об этом ни малейшего представления. Но как раз в это время я приезжаю к Святейшему Патриарху и докладываю, что я оказался в сложной ситуации. Если обычно один губернатор — один епископ, то на меня одного приходится два губернатора —

Архангельской области и Ненецкого автономного округа. В Нарьян-Маре и свой губернатор, и свой мэр, но мне туда часто не добраться.

И я не в состоянии вникнуть глубоко в дела местных приходов. К примеру, звонит мне священник из Нарьян-Мара и жалуется, что у него конфликт с другим священником. Рапорт собирается писать, а я никак не могу сесть на самолет и к ним полететь — очень далеко, и времени совсем нет. На Сахалине такого не было! Там бы я сел на машину, приехал и разобрался в ситуации.

И вот я пришел к Святейшему Патриарху Кириллу и сказал: «Я один, и у меня целых два губернатора. С одной стороны, Ненецкий автономный округ — это регион-донор, и мне не выгодно от него отказываться. Он активно помогает в строительстве собора! Но, с другой стороны, мне не дает покоя простая мысль: «Явлюсь я перед Христом на Страшный суд, а Он скажет: для тебя строительство собора было важнее человеческих душ!» «Ваше Святейшество, — говорю, — я всего был два раза в Нарьян-Маре. Я считаю, что этого мало». Он говорит: «А юг?» — «Да, юг тоже очень трудно охватить. Сект очень много. Очень большие расстояния. И тем более наше время диктует новые условия».

С чем сравнить наши расстояния? Вот, например, между Москвой и Воронежем 500 километров. Едешь на машине: Московская область — это первая епархия. Затем Тульская область — это вторая епархия. Липецкая область — это третья епархия. И Воронеж — четвертая епархия. Я эти 500 км проехал легко, по замечательной дороге, проехал, не напрягаясь, сразу четыре епархии. А у меня дорога в Котлас — это 600 км, да еще не везде асфальт. И это всё одна епархия. Конечно, в конце 1980-х Архангельская епархия была еще больше. Тогда от нее Мурманск и Коми отделили. Да, для удобства. И в Коми сегодня приходов больше, чем в Архангельской области.

Приезжает ко мне благочинный из Онеги — «всего-то» 200 км от Архангельска — и настойчиво просит: «Владыка, обязательно нужно приехать! Я готовлю храм к освящению!» Но готовить храм, например, в Подмосковье и здесь — это разные вещи. В Подмосковье он может быть готов и через три — пять месяцев, а у нас его можно готовить и пять лет — никто не удивится. Прошу его прислать фотографии храма. Я смотрю, а там царские врата — фанерные, на них нет никаких икон. «Отец Александр, какое ж тут освящение?» А он опять: «Владыка, приезжайте к нам. У нас архиерей не был 12 лет!» То есть получается, что в епархии есть приходы, где большинство прихожан никогда не встречались с архиереем! И это Онега! Благочиние! Центр Онежского района. А если дальше, то там вообще никогда архиерея не видели. И я сказал: «Отец Александр, срочно едем служить! Как же это так, я раньше даже не мог себе такого представить». Мы сели и поехали служить.

Святейший Патриарх сказал следующее: на 100 приходов должен быть один епископ. У нас на Севере, так как не доехать, не проехать, мне кажется, должно быть по-другому — архиереев должно быть еще больше. Очень хорошая ситуация на Сахалине. На Сахалине тогда было около 50 приходов. И я, получается, мог их всех объехать и даже не по одному разу. Священнослужителей знал, и матушек знал, и детей, проблемы знал. Вот это настоящая семья. И как приехал сюда — этого нет. Встречаюсь с епископами, а у них 300, 400, 500 приходов — у одного! Я одному как-то говорю: владыка, ты же просто не в состоянии всё это охватить, во всё вникнуть! Потом смотрю, он обратился в Патриархию с прошением о создании новых епархий.

Встречаемся с архиереями, и они говорят, без этого мы стали захлебываться. Города, где были образованы новые кафедры, получили особенную значимость. Тот же Котлас. Живет там 60 тыс. человек примерно. Но там свой правящий архиерей! Целая епархия. Я встретился с владыкой из одной сибирской епархии. И он мне рассказывает про свой город, далекий-предалекий, куда раньше ссылали провинившихся священнослужителей. Натворил батюшка «чудес», на выпивку крепко сел, и посылают его в самую глухомань. А народ местный говорит, а мы-то чем виноваты, эти батюшки — «чудотворцы» еще те! А тут вдруг целого епископа прислали. А владыка приехал, посмотрел, да что ж это такое делается, надо всё исправлять. И понятно, с епископом, как правило, приезжают новые священнослужители. Духовная жизнь начинается развиваться.

Хочу сказать про Ненецкий автономный округ. Нарьян-Мар. Владыка Иаков в какой раз уже ездит на Землю Франца Иосифа, Новую Землю (даже на Северном полюсе побывал), везде служит, встречается с людьми, работает. Я беседую с мэром, губернатором, людьми. Они говорят: спасибо вам за такого епископа. Приехал человек, филолог по образованию. Он не искал никогда священства. Всегда отказывался. Он принял священство в зрелом возрасте, книги писал. Это единичный случай, когда Святейший иеромонаха благословил стать епископом. Это показательно. Он же не впал в Заполярье в уныние, а начал работать. И Ненецкий округ сейчас переживает настоящий духовный подъем.

Еще раз повторю: образование новых епархий - жизненно необходимо!

Беседовал Сергей Чапнин

Пресс-конференция нового митрополита Оренбургского и Саракташского Вениамина прошла в административном здании Никольского собора 4 декабря.

Митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин. Фото: АиФ/ Людмила Максимова

Главная задача - строительство храмов

Один из корреспондентов отметил, что ранее подобную встречу с церковными иерархами было трудно представить, и поблагодарил нового владыку за возможность вот так легко задать любой вопрос.

Журналисты спросили о планах в управление епархией. Митрополит Вениамин сообщил, что первостепенной задачей является продолжение строительства храмов. Около 100 церквей не хватает нашей епархии. Напомним, недавно был освящен огромнейший храм Казанской иконы Божьей матери в Степном. В дальнейшей перспективе, как поделился владыка, - строительство нового кафедрального собора.

Людмила Максимова

Однако в области не хватает более 150 священников, заявил митрополит. Поэтому так важно продолжение работы Оренбургской духовной семинарии. В семинарии уже несколько лет проводятся катехизаторские курсы с целью подготовки помощников священникам на приходах для миссионерской работы с прихожанами. Теперь собираются открывать курсы полубакалавриата по направлению «Теология». Катехизаторов, к сожалению, в церквях не хватает. Их заменяют просто работники храма, и некоторые из них, пошутил владыка, устанавливают собственные правила и порядки. Серьезна нехватка и профессиональных церковных певчих, отметил один из журналистов. Владыка сказал, что возможно, со временем ОренДС откроет регентское отделение.

В 2016 году здание, где находятя кадетский корпус и оренбургская семинария, вернется к ОренДС, как это было до революции. Журналисты обеспокоены: неужели кадетам придется искать новое место? Но митрополит убедил: подобного не произойдет. Да, кадетам придется немного «подвинуться», поскольку по определенным учебным стандартам семинарии должно отводиться большая площадь, чем она занимает сейчас. Но это будут несущественные изменения:

«Это ведь наши люди, будущие защитники Отечества, конечно же, мы их никуда не выгоняем», - уверил владыка Вениамин.

Митрополит отметил еще одно важное направление деятельности епархии: работа с молодежью. Он заметил, что следует больше уделять внимания молодым людям. Представитель пресс-службы ОГПУ задал вопрос о сотрудничестве епархии с вузами. Владыка сообщил, что собирается нанести визиты ректорам и директорам учебных заведений, продолжать соработничество.

«Нас слышат»

Одно из главнейших направлений работы епархии - социальная деятельность. Митрополит призвал каждого христианина подарить обездоленному, опечаленному человеку радость Рождества.

«Пусть это станет утешением для каждого. Пусть никто не останется обделенным. Это будет ваш дар Христу», - призвал владыка Вениамин.

Пресс-конференция нового митрополита Оренбургского и Саракташского Вениамина. Фото: АиФ/ Людмила Максимова

Спросили у митрополита о продолжении строительства детского православного комплекса «Форпост». Руководитель проекта отец Александр Азаренков, он же руководитель пресс-службы епархии, рассказал о трудностях в реализации проекта, связанных с изменениями в законодательстве. Попечители «Форпоста» в лице губернатора и представителей правительства области ищут выход из сложившейся проблемы.

Отец Александр, возглавляющий социальный отдел епархии, рассказал, что уже несколько лет более 2 тысячам детей и 600 семьям помогает Центр помощи материнства и детства «Колыбель».

Этот же епархиальный отдел совместно с Оренбургской областной филармонией готовит большой праздник для детишек из семей, находящихся в сложном материальном положении, и ребят из детдомов «Архиерейскую елку». Она пройдет 8 января.

Пресс-конференция нового митрополита Оренбургского и Саракташского Вениамина. Фото: АиФ/ Людмила Максимова

Журналисты спросили, что знал митрополит об Оренбургском крае и епархии до назначения. Оказалось, что новый владыка был дружен с бывшим митрополитом Валентином и не раз получал приглашение, однако побывать здесь не удавалось. Новое назначение, как и все предыдущие, пришло нежданно-негаданно - в разгар работы на прежнем месте в Рязани.

«Оренбург я вижу как осколок той древней святой Руси. Здесь очень много того, что мы считаем святой Русью. Здесь люди сохранили искреннюю веру. Здесь много хороших качеств у людей. Здесь очень много хорошего сделано. То, что я увидел, меня очень порадовало. Самое главное, люди. Также здесь очень доброе руководство области. Я наносил ему визит, уже несколько раз общались. Важно, что тебя слышат. А если услышали, значит, рано или поздно будет сделано. За новое место служения я благодарю Бога и великого угодника святителя Николая, в храме которого я постоянно совершаю богослужения. Удивительный факт, где бы я ни служил, кроме Пензы и Рязани, у меня все кафедральные соборы были никольские, либо придел в честь святого угодника», - поделился митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин.

Как относиться к ситуации, которая сложилась вокруг так называемой «погребальной земли»? Как решиться на уход в монастырь?.. На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Ваше Высокопреосвященство! Прошу Вас, ответьте: как Вы относитесь к ситуации, которая в настоящее время сложилась вокруг так называемой «погребальной земли»? Дело в том, что «земелька» воспринимается народом определенно как самое главное в отпевании. Я служу 3 года. Совершаю отпевания в среднем 2-3 раза в день. И на каждом стараюсь обстоятельно объяснять: молитва, милостыня, покаяние, Причащение Святых Христовых Таин - вот что самое важное. При этом с трудом припоминаю 3-4 случая, когда люди прислушались и пришли хотя бы на исповедь. А на самом отпевании вопросов об этом вообще никогда не задают. Как будто это и так всем известно и знакомо (как бы не так!). И про «земельку» стараюсь объяснять всякий раз - что это всего лишь символ и т.д. Однако, когда я (по свойственной мне забывчивости) пару раз не брал на отпевание «земельку» совсем, то реакция была такой, что оставалось только сетовать: эту энергию бы, да в мирных целях! И спросят, и переспросят, и еще раз спросят, затем на следующий день в храм заявятся к настоятелю с одним требованием: ДАЙТЕ ЗЕМЛЮ!

Не кажется ли Вам, что в советское время, когда и возникло заочное отпевание, эти манипуляции с землей, возможно, и имели смысл, но в дальнейшем это действие превратилось в самодостаточное, оторвалось от своего назидательного, педагогического символа, и стало бессмысленным и вредным: сама земля стала считаться главным моментом, заменяющим даже отпевание. А мы, священники, потакаем суевериям?

И вечный вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ? Заранее благодарен за ответ. Иерей Алексей

Дорогой отец Алексей! Действительно, так называемая «погребальная земля» — я бы сказал, отвратительная язва современной церковной жизни. Так сложилось, что мы сами, духовенство, в погоне за прибылью вынесли за пределы храма целый ряд богослужебных последований, которые в просторечии называются требами. И в первую очередь это относится к погребению. Я уж не буду говорить о том, во что превращается отпевание, совершенное в каких-нибудь ритуальных залах, на дому, в похоронных конторах, — что остается там от этого чинопоследования и вообще от самого замысла церковного погребения. Ничего не остается, кроме надругательства и над усопшим, и над церковным богослужением…

К сожалению, совершение треб подобным образом устраивает обе стороны. Для тех, кто их заказывает,— это некая непонятная формальность, которая совершается «на всякий случай» или потому, что «так принято». И у тех, кто их совершает, мысль только одна — получить деньги и побыстрее уйти на следующую требу… Такая ситуация порождает огромное количество околоцерковных суеверий. К сожалению, и во многих наших храмах тоже научились идти по пути наименьшего сопротивления.

Трудно сказать, чьей вины здесь больше. Тех людей, которые, придя в храм, говорят: «А можно, чтоб нам тут не стоять? Вот вам деньги, и сделайте, что нужно, побыстрее…»? Или тех, кто дает им кулечек с песком и говорит: «Подите, там, высыпьте на могилку», — и берет за это деньги, как за отпевание? Виноваты обе стороны. Конечно, совершается беззаконие — причем настолько уже узаконенное беззаконие, въевшееся в плоть и в кровь нашей церковной жизни, что нужны огромные усилия и настоящий подвиг для того, чтобы это беззаконие пресечь.

Мне приходилось неоднократно об этом говорить (см.: Нужно работать над своим сердцем). Настолько, насколько у меня хватает сил, я борюсь с этим в своей епархии. Но не могу сказать, что я эту ситуацию переломил, потому что, к сожалению, очень часто наше духовенство никаких уговоров не воспринимает, а реагирует только на какие-то жесткие меры вроде запретов, переводов и так далее. Все остальное остается гласом вопиющего в пустыне. Но, думаю, что хоть в какой-то степени, мне удалось снизить остроту этой проблемы.

Я хотел бы пожелать Вам, отец Алексей, чтобы Вы тоже не боялись идти против течения. В принципе, к этому призван каждый христианин в своей жизни. К сожалению, чтобы остаться верным Евангелию и своей присяге, иногда приходится идти против течения и в Церкви. Это печальная особенность нашего времени. Поэтому никогда не идите на поводу у таких людей и всегда старайтесь исполнять свои священнические обязанности, свой священнический долг достойно. Людей надо учить. И никогда не отчаивайтесь, если видите, что семя, которое мы сеем, падает в основном на каменистую почву. Какие-то семена все же принесут плод, пусть и небольшой.

Уважаемый Владыка! Я читаю книгу Данте «Божественная комедия». Хотелось бы узнать Ваше мнение о данном произведении . Андрей

Уважаемый Андрей! Это очень хорошая книга, один из шедевров мировой классики, и прочитать ее необходимо каждому культурному человеку. Только надо относиться к ней как к художественной литературе, а ни в коем случае не как к богословской.

Владыка, благословите! Подскажите, пожалуйста, как решиться на уход в монастырь? Мне кажется, что я уже определилась с выбором, понимаю, что монашество - это, так сказать, битва на передовой, но все же страшновато делать выбор на всю жизнь. Что посоветуете прочитать? Как развить в себе смирение и послушание? Что нужно обязательно знать перед приходом в монастырь? Спаси Господи. Анна

Уважаемая Анна! Первое: перед приходом в монастырь нужно быть абсолютно свободной от всякого рода пристрастий, привязанностей и житейских обязательств. Если на Вашем попечении находятся престарелые родители или у Вас есть несовершеннолетние дети, о монашестве думать нельзя.

Второе, о чем нужно знать: уходить в монастырь можно только при наличии большой любви к Богу и глубокого желания вести монашескую жизнь. Для того, чтобы это желание укрепилось, нужно правильно понимать, что такое монашество. А для этого нужно читать аскетическую литературу — авву Дорофея, «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, «Отечник» епископа Игнатия Брянчанинова. Хорошо бы прочитать его же «Приношение современному монашеству».

Что касается развития в себе смирения и послушания, — каждый христианин должен воспитывать в себе эти качества. Воспитание смирения заключается, прежде всего, в безропотном перенесении скорбей и обид от окружающих людей. У аввы Дорофея есть замечательные слова о том, что тот, кто просит себе смирения, должен понимать, что при этом он просит Бога послать человека, который бы его оскорбил.

Послушание для живущих в миру заключается в том, чтобы быть послушными тем людям, которые находятся выше нас, и с терпением и с покорностью воспринимать все то, что посылает нам в жизни Господь.

Уважаемый Владыка! Бог дает мне все, о чем я прошу, кроме одного - я не замужем. Я читала Ваш ответ девушке, которая замуж не хочет. Но я замуж хочу. Идут годы, и это мое желание не проходит и не исполняется. Детородный возраст не безграничен. 7 лет назад я с этой проблемой подошла к своему батюшке. Он не раздумывая сказал: «Зажатая очень и со стороны выглядишь сурово», благословил на чтение акафистов. Мне понятно, что я не такая, как должно. Мне не понятно, что делать? Ксения

Уважаемая Ксения! Бывают разные причины, почему человек не может создать семью. Вы в этом не одиноки, к сожалению, в наше время это очень часто встречается. Поскольку я Вас не знаю, я не могу более глубоко судить о причинах и давать Вам какие-то конкретные советы «на расстоянии». Единственное, что можно сказать: нужно как-то проявлять свой интерес к людям, но без навязчивости, относиться к ним с теплотой. Часто человек не замечает, что у него сложились навыки общения, которые отпугивают других людей. Надо последить за собой. В любом случае нужно прикладывать усилия, не нужно стесняться своего желания выйти замуж. Создать семью — это очень хорошее, доброе и правильное стремление.

Главное, что нужно делать — стараться исправлять себя и просить Бога об устроении своей судьбы. Это вроде бы обычные правила христианской жизни, но они самые действенные.

Здравствуйте, уважаемый Владыка. Хотелось бы узнать, когда в приходе во имя священномученика Константина Богородского Вольского района села Барановка появится собственный настоятель, так как у нашего настоятеля, кроме нашего прихода, еще один приход и храм. Хотелось бы, чтобы по праздникам совершались Божественные литургии, но у настоятеля таких возможностей нет, так как он не успевает везде провести службы в праздники. Все прихожане нашего прихода желают, чтобы в приходе был свой духовный отец. Людмила

Уважаемая Людмила! Я очень хорошо понимаю желание жителей села Багай-Барановка иметь собственного настоятеля на приходе. К сожалению, пока это невозможно. Во-первых, у нас в епархии до сих пор не хватает священников, а, во-вторых, священник должен на что-то жить. Приход в селе Багай-Барановка, к сожалению, не сможет содержать священника, ведь это, как правило, человек, обремененный семьей, с несколькими детьми. Поэтому пока Ваш приход окормляет по совместительству настоятель другого прихода.

Так происходит не только в Барановке: в значительной части сельских храмов нашей епархии настоятельствуют священники, которые служат еще в каком-то городе или селе. Поскольку, как я уже сказал, большинство сельских приходов содержать священника не в состоянии, батюшки получают зарплату от епархии. Но назначить в каждое село священника с зарплатой уже не в состоянии сама епархия.

Мы будем стараться, чтобы эти проблемы постепенно решались, но на это требуется время.

Уважаемый Владыка! История моя такая. Был женат, венчан. Потом был развод, потеря каких либо контактов с бывшей супругой. В настоящее время нахожусь в повторном браке, который зарегистрирован в ЗАГСе. На исповеди рассказал священнику без утайки о своем грехе. Он, выслушав меня, был опечален, сказав при этом: как же ты так? Но прочитал надо мной разрешительную молитву. В итоге я не понимаю, отпущен ли мне этот грех (развод с первой супругой)? Слишком поздно ко мне пришло осознание всей трагедии (мы не живем с первой супругой уже много лет), я был молод и не понимал всей ответственности, которую накладывает на меня венчание. Андрей

Уважаемый Андрей! Если священник прочитал над Вами разрешительную молитву, значит, он отпустил Вам все те грехи, которые Вы исповедовали. Думаю, что слова священника — в данном случае выражение сочувствия и печали о том, что с Вами произошло.