В каком году погиб чкалов. Валерий чкалов - биография, информация, личная жизнь. В одном комиссии были единодушны - самолет был недоработан

На прошлой неделе, начиная с понедельника, Первый канал ежедневно по будням показывал в прайм-тайм сразу по две серии восьмисерийного телефильма «Чкалов»
— Я до сих пор не могу оправиться от потрясения, мне хочется рыдать в голос всякий раз, как только я вспоминаю об этом фильме. Если честно, мне не хватает сил отнестись к ситуации с юмором, как советуют все близкие и друзья.

— Я до сих пор не могу оправиться от потрясения, мне хочется рыдать в голос всякий раз, как только я вспоминаю об этом фильме, — говорит мне Ольга Валерьевна Чкалова, младшая дочь легендарного советского летчика-аса . — Если честно, мне не хватает сил отнестись к ситуации с юмором, как советуют все близкие и друзья.

— Художественное осмысление образа талантливыми людьми, даже если бы оно радикально противоречило моим представлениям, меня бы не оскорбило. Если люди знакомились с героем своего произведения, вникали в его слова и поступки, читали все, что было сказано о нем, мыслили и честно выстроили образ, это значит, он им уже близок. С ними можно вступить в полемику… Но в уже показанном телесериале «Чкалов» я вижу другое — холодное, бездушное, злонамеренное, ходульное выстраивание сюжета по законам плохого, абсолютно бездарного вестерна, в котором нет ничего общего с правдой… Взяты факты биографии известного, заслуженного человека: да, Валерий Чкалов жил именно в довоенной эпохе. Да, он женился на девушке по имени Ольга. Да, он был летчиком, да его отстраняли от полетов, выгоняли из армии, да он был осужден, да, позднее стал Героем Советского Союза. То есть какие-то реперные точки сохранены, но тем больнее и обиднее, что речь идет именно о моем отце, именно его безжалостно оболгали. Не знаю только, на потребу чему? И самое непереносимое для нас с сестрой заключается в том, что создатели фильма всюду утверждают, что работа шла в союзе с дочерьми летчика Чкалова. То есть мы эту лживую, грязную историю, которую они предъявили публике, якобы одобрили! Я хочу, чтобы все знали: мы к этому не имеем никакого отношения!

— А создатели фильма к вам вообще не обращались за консультациями?

— В 2007 году сценарист Алексей Поярков позвонил моей сестре Валерии и попросил ее посмотреть наброски сценария фильма об отце. Сестра сделала там немало поправок. А потом он пропал и не подавал с тех пор ни звука. А полгода назад мы прочитали, что скоро на экран выходит сериал, приуроченный, цитирую: «…к 75-летию беспосадочного перелета Валерия Чкалова из Щелкова в США через Северный полюс. Перелет был совершен летом 1937 года на борту Ант-25: 9 тысяч км за 63 часа 16 минут». До сценариста не дозвонились. Нашли режиссера Игоря Зайцева, сказали, что хотели бы ознакомиться с фильмом, прежде чем он будет предъявлен широкой публике. Он ответил: «Мы открыты для общения», но добавил, что ему нужно переговорить с продюсером и он перезвонит. Не дождавшись обещанного, я перезвонила сама. Он извинился, сказал, что потерял наш номер. И что теперь непременно все выяснит и перезвонит… И снова — тишина. Такое, знаете ли, вежливое хамство. Лето прошло, к дате события они не успели, и мы перестали дергаться. И вот — октябрь. На экране якобы папа. Который без конца только и делает, что пьет, дебоширит, крутит романы то с какой-то Марго, то с цыганкой чуть ли не на глазах у жены и детей. Он, ко всему прочему, всех предает, ну ни дать ни взять — подонок… Этого всего не было никогда!

— Каким вы помните отца?

— Я родилась на седьмой месяц после смерти папы. Он погиб в декабре 1938 года, и тогда моему старшему брату Игорю, которого сегодня уже нет с нами, было 11 лет, сестре Валерии — 4 года. Но благодаря маме у нас у всех было полное ощущение, что мы растем рядом с папой. Его кабинет был всегда открыт, его слова, шутки, его поступки — это все незримо присутствовало. Мы все детство и юность общались с его друзьями, которые очень многое, вплоть до деталей, мельчайших подробностей, рассказывали нам о папе. Когда повзрослели, стали читать и прочитали все архивные документы, все воспоминания людей, которые были с ним знакомы. Я полагаю, что иногда, при живых отцах, дети знают о них и чувствуют их меньше, чем это было и есть у нас. Папа безумно любил маму, уже опубликована его переписка с ней, в его письмах очень видно, как он безумно тосковал по ней и детям, когда оказывался в разлуке с семьей. Я помню наизусть, вот к примеру: «…Получил сегодня сразу три письма от тебя, и у меня сегодня день радости. Твои письма для меня так же ценны и нужны, как заблудившемуся в пустыне вода. Они меня приводят в то хорошее состояние, которое я называю отдыхом души и успокоением нервов».

Папа был умным, образованным, интеллигентным человеком. Если зритель, посмотревший фильм, прочитает дневник настоящего Валерия Чкалова, который он начал вести в брянской тюрьме, то просто не поверит, что так мог излагать свои мысли туповатый, хамоватый, хулиганистый негодяй, облик которого ему навязали… На протяжении восьми серий у отца в фильме простецкая, нелепая речь… А папа писал в дневнике: «Когда человек попадает в каменный мешок, он перестает быть человеком — это живое существо, лишенное своего «я». Человек, имея свободу, не ценит ее, но стоит ее лишиться, как он сознает, что потерял все дорогое…»

Между героем сериала и автором этого письма, согласитесь, — пропасть. Герой сериала и двух слов связать не может, он — в лучшем случае просто лихач, презирающий и людей, и все опасности. А он был в своем деле новатором, испытателем, великим тружеником, высококлассным профессионалом. Он был смелым, рисковым, открытым человеком, и его действительно называли «воздушным хулиганом». А он объяснял, что без риска — нельзя, что «летчик-истребитель, готовясь к будущим боям, должен стать таким, чтобы только самому сбивать неприятеля, а не быть сбитым». Он разрабатывал новые фигуры высшего пилотажа не ради куража или ухарства, он отрабатывал технику пилотирования, чтобы понять, на что способна машина и он сам. У него был полет под Троицким мостом — тоже тренировка. Там случилась авария, самолет задел провода, трибунал его осудил. Сослуживец отца по эскадрилье в Ленинграде рассказывал: «Однажды я увидел, что Валерий Павлович с карандашом и бумагой в руках трудится над какими-то схемами и чертежами. На вопрос, чем он занимается, Чкалов ответил, что вот все думает, как обратную петлю сделать. Но ничего не выходит — плоскость отвалится. …На ненужный риск он не шел». И война Великая Отечественная началась именно на тех самолетах, которые испытывал отец.

— Правильно ли я понимаю ваши ощущения — создатели фильма не изучали жизнь своего героя, а ворвались в нее, как воры-грабители, все раскидали, побросали важное, потоптались, схватили то, что плохо лежит…

— Абсолютно правильно, и пользуясь вашей аналогией, я еще добавлю, что они действовали в перчатках — ничего не потрогали собственными руками, не почувствовали ни духа эпохи, ни личности. Что «плохо лежало»? У отца был близкий друг, бывший однокурсник Александр Анисимов, они с ним действительно соперничали, так как оба были высококлассными летчиками. Но соперничали именно в профессиональном плане. Никогда Александр не был влюблен в мою маму, не могло быть у них из-за нее никакой дуэли. Но на потребу чему-то авторы фильма не только здесь закручивают сюжет любовного треугольника, но еще и добавляют эту роковую Марго, которая тоже становится общей для них любовницей. То есть у них есть какая-то ткань, и они шьют все, что им заблагорассудится… Такую чушь несусветную.

— Ну да, шьют, как вьетнамцы под брендом известных итальянских фирм, и выбрасывают на рынок.

— Выбрасывают на барахолку омерзительную дешевку, подделку, которая просто даже в элементарную какую-то логику характеров не вписывается. Ну вот они же сами показали в фильме венчание отца с мамой в церкви. Это — 1927-й, просто очевидно, как это опасно было для карьеры отца. А почему он это сделал? Да потому, что наш дедушка, Павел Григорьевич, был церковным старостой в родном селе Василева Слобода. Он был всю жизнь глубоко верующим человеком. Папа венчался из уважения к его чувствам. А в фильме дед приезжает из деревни, проделав долгий путь, а Валерий Чкалов до такой степени увлечен роковой любовью к страстной Марго, что уходит из дома к ней. И дедушка, его отец, обидевшись, уезжает на следующее же утро. Не мог Валерий Чкалов, который готов был из-за отца бросить на карту все, уйти в первый же вечер его приезда! Это — невозможно. Что еще интересно: мама в фильме тем временем музицирует на фортепьяно. Она на этом инструменте, кстати, никогда не играла, она хорошо пела, но не это важно. А то, что она на недоуменный вопрос деда: «Куда это сын на ночь глядя?» — с покорностью в голосе объясняет, что муж в последнее время берет уроки танго. То есть она знает про эту преподавательницу танцев, Марго, знает, что муж изменяет, но принимает ситуацию. Мама никогда бы не смогла такого потерпеть! Она была удивительно гордой женщиной, с прямой спиной, с характером. Питерская интеллигентка, филолог, всю жизнь преподавала в школе русский язык и литературу, издавала с детьми газету. Мне рассказывала мама, что незадолго до гибели отец говорил ей: «Ты даже сама не представляешь, что ты для меня сделала». Мама в самых трудных ситуациях была для отца лучшим советчиком и другом. А в фильме она — бессловесная, в полном смысле слова деревенская дурочка. Вот якобы 1935 год, и мои родители на приеме у Сталина. Я оставлю за скобками то, что в этом фильме вообще все даты перепутаны и что в указанный год Чкалова еще в Кремль не приглашали. Оставлю и то, что банкет напоминает обед в какой-то столовке, — тут уже вопрос бюджета и хоть какого-то желания показать реалии минувшей эпохи. Но вот Сталин якобы приглашает маму на танец, а она только что после родов, чуть ли не падает. Но идет танцевать, вся такая обмякшая, с придыханием. Я думаю, содрогнулись все, кто помнит маму, — это безобразная попытка спроецировать собственные представления о поведении людей в предлагаемых обстоятельствах…

— Вы сами заговорили о Сталине, в кадрах с ним актеру Дятлову совсем уже невозможно, он очевидно беспомощен, неестественен. Чкалов вместе с «отцом народов» лезет под стол, обращается к нему исключительно на «ты». Выглядит это все карикатурно.

— У меня, кстати, актер, игравший роль Чкалова, отторжения не вызывал, он просто делал то, что велено. Весь фильм — карикатура и бездарный гротеск. Взято действительно тяжелое, мрачное время и показано как сплошная несуразица. Там как будто бы и не было личностей — все идиоты; походя в этом фильме ернически пнули многих порядочных, известных людей. И про Сталина… У отца никогда не было с ним панибратских отношений, они общались на официальных приемах или по делу — в кабинете. Друг отца, Георгий Байдуков, рассказывал мне, что только однажды отец, когда его чествовали за только что совершенный подвиг, от переполнявших его чувств предложил Сталину выпить на брудершафт. Переполошилась охрана, все напряглись. Отец выпил полный стакан водки, Сталин свой только пригубил… Такая ситуация была один раз, под влиянием момента. А в жизни отец субординацию всегда соблюдал — он не был безумцем и не мог хлопать по плечу «вождя всех народов» со словами: «Послушай, Иосиф…»

Отец был популярным, он много общался и дружил с известными актерами, писателями, они могли выпить, поговорить. Об этом есть опубликованные воспоминания. Но кутить с цыганами, беспробудно пить, хамить, предавать друзей и семью — так представить жизнь человека, чья жизнь оборвалась на пике славы, в 34 года, и который так много успел сделать, — это, я считаю, позорище прежде всего для создателей фильма. У меня ощущение, что историю нашей семьи закопали в безобразную яму…

— Вы не собираетесь подать в суд на создателей фильма? Я помню, что родственники Есенина также были возмущены пошлым духом сериала о поэте, который, кстати, снял тот же режиссер Зайцев.

— Судиться с Первым каналом бессмысленно, мы только поднимем им рейтинг. Мы уже видели подобную ситуацию, когда шло обсуждение по поводу столь же бездарного фильма об ученом-физике Льве Ландау. Все, чего хочу я сегодня, это сказать людям: вы сегодня видите, что на экранах появляются пометки 16+, 18 +.

А на этот сериал нужно ставить просто жирный крест. Нет такого возраста, в котором можно было бы смотреть посмертную грязную клевету на конкретных людей, которые до сих пор остаются легендами своей страны.

А вместо сердца - пламенный мотор

Дочери легендарного летчика Валерия ЧКАЛОВА Валерия и Ольга: «Во время кремлевского приема отец, обратившись к Сталину на ты, преподнес ему полный бокал водки и предложил выпить на брудершафт. Это была роковая ошибка...»

Ровно 70 лет назад, 15 декабря 1938 года, Валерий Чкалов погиб во время рядовых испытаний нового самолета. Позже выяснилось, что в самолете было 48 различных дефектов

Имя Валерия Чкалова в советские времена носили станции метро и пионерские дружины, пароходы и военные эскадрильи. Даже остров в Охотском море и планета Солнечной системы под номером 2692 были названы в его честь. В числе дорогих реликвий его фотография отправилась на борт Международной космической станции. Улица Чкалова есть во многих городах бывшего СССР и в американском Ванкувере. Бронзовый бюст летчика установлен перед входом в офис фирмы «Боинг» в Сиэтле. Трудно поверить, что этот человек прожил всего 34 года... Так много он успел. Чкалов окончил несколько летных школ, дважды был приговорен к тюремному заключению, трижды уволен из рядов РККА. Он совершил беспосадочный трансполярный перелет по маршруту Москва — Северный полюс — Ванкувер, был чествован Рузвельтом в Белом доме, удостоен звания Героя Советского Союза, избран депутатом Верховного Совета. По нему, мужественному красавцу, который виртуозно управлял самолетом, вздыхали все женщины СССР. О нем шептались в кулуарах: Чкалов — любовник жены Ежова, у него роман с Марлен Дитрих... Летчик, успешно совершавший длительные беспосадочные перелеты, погиб при рядовых испытаниях самолета, в котором оказалось 48 различных дефектов. Но перед последним полетом его заверили, что самолет исправен и к испытаниям готов. До сих пор идут споры о причинах его гибели. О своей версии рассказывают его дочери Валерия и Ольга.

«САМОЛЕТ, НА КОТОРОМ РАЗБИЛСЯ ОТЕЦ, БЫЛ «СЫРОЙ». ПАПА ОБ ЭТОМ ЗНАЛ, НО БЫЛ АБСОЛЮТНО УВЕРЕН В СЕБЕ»

— Ольга Валерьевна, вы родились уже после гибели Валерия Павловича. Наверняка спрашивали у мамы: где папа, почему его нет?

— Как-то так получилось, что отец в нашей жизни всегда присутствовал. Это заслуга мамы — Ольги Эразмовны. Она была очень умной и мужественной. Она никогда не говорила нам: «Вы должны быть хорошими, потому что ваш отец — Валерий Чкалов». Просто поддерживала в доме атмосферу его присутствия. Рабочий кабинет отца в нашей квартире на Земляном валу был всегда открыт для всех желающих. Мама вообще вела большую просветительскую работу. К 70-летию ее даже наградили за это орденом Трудового Красного Знамени.

— А вы, Валерия Валерьевна, хоть немного помните отца?

Валерия: — Нет, мне было лишь три с половиной года, когда он погиб. Нашему брату Игорю — 10 лет. Вот кому повезло! В отличие от других детей Игорь не ходил, а летал с отцом на прогулки. У папы был личный самолет «По-2» — подарок от правительства. Ему как депутату приходилось часто встречаться с избирателями в Приволжском округе, а дороги там были плохие. Ныне эта машина стоит в Музее Чкалова на родине отца.

— В 1936-м за беспосадочный перелет Москва — Петропавловск-Камчатский — остров Удд, который длился больше 56 часов, Валерий Чкалов одним из первых в СССР был удостоен звания Героя Советского Союза. Через год состоялся беспосадочный перелет через Северный полюс в США, длившийся уже 63 часа. Даже сегодня, когда летать на самолете так же привычно, как ездить трамваем, понимаешь, насколько это было опасно. Ваша мама, наверное, очень переживала?

Валерия: — Точной даты перелета через Северный полюс она не знала. Женам вообще запретили появляться близ аэродрома. Правда, мама не смогла справиться с волнением и вечером 17 июля 37-го года отправилась в Щелково. Там она узнала, что на рассвете отец улетает, но с ним не виделась — почти до рассвета просидела неподалеку от аэродрома...

По ее словам, жены летчиков не спали до тех пор, пока не узнали, что 20 июня самолет приземлился в Ванкувере. В том полете случалось всякое — около люка навигационного прицела обнаружили масло, которое стекало внутрь фюзеляжа, самолет не раз попадал в зону циклонов, что привело к значительному перерасходу горючего. Но все обошлось: путь длиной 8582 километра экипаж успешно преодолел.

Начальник Ванкуверского военного округа генерал Маршалл любезно предоставил летчикам свой трехэтажный особняк. Дом его напоминал филиал универмага — повсюду лежали пакеты с костюмами, рубашками, носками, ботинками. Все это было привезено летчикам в подарок из Портленда. Взамен американцы просили на несколько дней их летные костюмы, чтобы поместить в витринах своих магазинов, — это была для них лучшая реклама.

— А через год с небольшим в СССР хоронили Валерия Чкалова, и Сталин лично нес на плече гроб с телом летчика-героя. Как узнала семья о гибели Валерия Павловича?

Ольга: — Кажется, с утра мама была в поликлинике. Она ведь ждала ребенка, то есть меня. Около двух часов дня стала разбирать почту и готовить ответы на многочисленные письма избирателей на имя депутата Верховного Совета Чкалова. Часто звонил телефон. Спрашивали Валерия Павловича. Она потом вспоминала, что неизменно отвечала: «Его нет. Придет сегодня поздно»... Иногда ей казалось, что без причин спрашивают о самочувствии. По-видимому, многие уже знали о трагедии...

Пришел летчик, сын Василия Ивановича Чапаева (мы жили в одном доме). Разговор с ним маму насторожил: но мужества довести разговор до конца ему, видимо, не хватило. И снова зазвонил телефон... Сотрудница аэродрома, которую вся семья хорошо знала, сказала коротко: «Здравствуйте, я к вам сейчас приеду». Когда она вошла, мысль моментально созрела. Мама бросилась к ней: «Разбился?». Та опустила голову....

Валерия: — Ольга появилась на свет через семь месяцев после гибели отца. Перенеся тяжелейшее потрясение, мама никак не могла родить. Несколько раз ее отвозили в роддом и опять привозили на дачу. Маму окружили любовью и заботой все друзья нашей семьи: Тарасова и Москвин из МХАТа, писатели Галкин и Гладков, вдова Орджоникидзе Зинаида Гавриловна. Поддержать ее старались и соседи по дому: пианист Нейгауз, Кукрыниксы, летчики Юмашев, Данилин и Громов...

— Ваша мама понимала, что гибель мужа была не случайной?

Ольга: — Думаю, да, но мы с ней никогда не обсуждали эту тему. А вот своя версия у меня есть. Моя работа была связана с техникой — я всю жизнь занималась полупроводниковыми приборами и хорошо знаю, как торопит начальство, чтобы сдать работу в срок, как закрывает глаза на многочисленные недоделки. Самолет, на котором разбился отец, был «сырой». Папа об этом, скорее всего, знал, но был абсолютно уверен в себе. Моя сестра Валерия поднимала архивные документы... Оказывается, в плане Наркомата авиационной промышленности самолет И-180 не стоял вообще. В декабре 38-го его решили испытать, чтобы включить в план следующего года. Отца даже специально отозвали из отпуска...

Валерия: — Мама умерла в 97-м, ей было 96 лет. В том же году я написала заявление на рассекречивание архивных материалов. Благодаря тому, что по роду работы я имела так называемую «вторую форму допуска», мне удалось узнать многое. Теперь я не сомневаюсь, что смерть отца не была случайностью. Когда читала документы, меня пробивала дрожь. Сотрудница архива спросила: «Вам холодно?». Я ответила: «Мне страшно».

Надо учесть, что на 38-й год приходится пик репрессий в авиационной промышленности и в целом по стране. Испытания самолета И-180, на котором отец разбился, изначально были намечены на 12 декабря. Накануне вечером сотрудник НКВД в телефонном разговоре сообщил об этом директору авиазавода Усачеву. Следующим утром тот энкавэдист явился к Усачеву домой лично и снова предупредил: по их данным, у опытного образца самолета много дефектов. Но полет не был отменен!

Восемь руководящих чиновников различного ранга знали о неготовности И-180 к первому полету! Тем не менее они проводят совместное совещание за закрытой дверью: как осуществить испытание?! Думаю, что так выполнялось указание НКВД обеспечить выполнение полета, но «мягкими действиями», не при молчаливом согласии, а «в бурных дебатах».

Мне удалось прочитать секретное письмо Берии, только что назначенного наркомом внутренних дел, Сталину. Он ставил вождя в известность, что 12 декабря в 12 часов дня летчик-испытатель, Герой Советского Союза, комбриг Чкалов отправится в первый полет на самолете И-180, и подтверждал, что, по данным источника, возможна катастрофа в воздухе. Аналогичные письма были направлены Молотову и Ворошилову.

Для предотвращения этого полета вождь никаких мер не принял и своим молчанием, по сути, дал добро на убийство, как тогда писали, «сталинского сокола». Но катастрофа, запланированная на 12 декабря, сорвалась: из-за невыявленного дефекта отказала тяга нормального газа в начальной фазе первого полета — самолет вернулся в ангар. Коварный замысел был осуществлен чуть позже — 15 декабря.

Ольга: — После гибели Валерия Павловича начались разбирательства. Причину назвали сразу — отказ мотора, с которого накануне почему-то были сняты детали, предохраняющие его от переохлаждения. Представителя Запорожского завода, где мотор был изготовлен, спасло от расправы лишь то, что за день до трагедии он обнаружил отсутствие деталей и категорически запретил полет. А вообще по факту гибели Чкалова арестовали множество людей, среди них были 29-летний директор авиазавода № 156 Усачев, заместитель главного конструктора Томашевич. Их освободили через несколько лет досрочно и со снятием судимости — такое нечасто случалось в те годы.

«ПРОКУРОР ВЫШИНСКИЙ СКАЗАЛ ОТЦУ: «БЫЛ БЫ ЧЕЛОВЕК, А СТАТЬЯ НАЙДЕТСЯ»

Ольга: — Конечно, гибель отца могла стать следствием рокового стечения обстоятельств. Но вспомните, какое это было время, — Сталин уничтожил героев гражданской войны, которые долго оставались символами государства. Значит, на смену старым героям должны были прийти новые.

Не случайно после эпопеи спасения челюскинцев возникло восторженное отношение к летчикам. Это на самом деле были самоотверженные, бескорыстные люди, честно делавшие свое дело. Правительство умело пользовалось их профессионализмом для собственного возвеличивания, для сокрытия своих темных дел. Обстановка в стране была настолько ужасная, что, быть может, именно подвиги летчиков, гордость за них давали силы людям жить в этом ужасе. Но так как у нашего вождя был иезуитский мозг, он каждому из героев отвел свой шесток.

Отец был неординарным человеком, очень обаятельным, прекрасным оратором. Когда после знаменитого беспосадочного перелета через Северный полюс в Америку его экипаж приземлился в Ванкувере, папа сразу наладил контакт с американцами, хоть и не знал ни слова на английском. Когда его выдвинули в депутаты Верховного Совета СССР, он ездил по Приволжскому округу, встречался с людьми и, видимо, приобрел известность гораздо большую, чем позволял тот шесток, на который он был посажен.

Валерия: — Совершив беспосадочный трансполярный перелет через Северный полюс в США, отец увидел, что в этой стране люди живут совсем иначе. Он другими глазами посмотрел на жизнь в СССР, где уже были арестованы главный конструктор Туполев, потом начальник ВВС Алкснис, товарищи отца по летному делу. Марк Галлай, Герой Советского Союза, вспоминал, как после аварии одного из самолетов НКВД арестовал несколько человек, причастных к его испытаниям, а позже комиссия разобралась, что они невиновны. Чкалов поехал в НКВД и стал хлопотать об их срочном освобождении. Этих людей выпустили, и Валерий Павлович лично развозил их по домам.

В марте 38-го отца пригласили на суд над Бухариным и Рыковым. Понятно, какое впечатление на него мог произвести этот откровенный фарс. В перерыве отец подошел к Вышинскому и прямо заявил: не верит он в то, будто соратники Ленина вдруг стали врагами народа. Вышинский снисходительно усмехнулся ему в лицо и совершенно спокойно ответил: «Какой вы все-таки человек, Валерий Павлович. Да разве же в этом дело? Был бы человек, а статья найдется!».

— Это правда, что со Сталиным Валерий Павлович был на ты?

Ольга: — Георгий Филиппович Байдуков, папин друг и второй пилот его экипажа, рассказывал маме, что во время кремлевского приема отец, обратившись к Сталину на ты, преподнес ему полный бокал водки и предложил выпить на брудершафт. Все присутствующие затаили дыхание, Чкалов осушил свой бокал до дна, а Сталин — лишь пригубил. Думаю, это была роковая ошибка отца. Отношение Сталина к Чкалову очень точно передает один анекдот.

Сталин читает Пушкина: «Орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит одиноко со мной наравне...», потом звонит Берии и говорит: «Лаврентий, убрать орла!». Вот орла и убрали. Хотя какие у них могли быть счеты? Один всемогущий вождь, второй — просто летчик, на какое-то время ставший известным.

Почему посадили Туполева? Наверное, в его глазах появилось самоуважение, ведь именно на его самолетах совершены столь успешные перелеты. А Сталину было на это наплевать. Он ставил галочки, кого убрать, а кого оставить, по принципу, понятному только ему самому.

— А может, вождь не простил летчику его отказа возглавить НКВД? Я читала, что Чкалов сослался на необходимость закончить важные испытания, а потом, мол, будет видно...

Ольга: — В архивных документах никакого подтверждения тому, что отцу предлагали возглавить НКВД, найти не удалось. И мама об этом никогда не говорила, от нее мы слышали лишь то, что отца звали на государственную службу. Но если попытки слепить из летчика-профессионала с отличной репутацией некое подобие Ягоды, Ежова или Берии все-таки предпринимались, это лишний раз говорит о подлости Сталина. Только у мерзавца мог родиться такой дьявольский план.

— Если не ошибаюсь, на жизнь Чкалова покушались неоднократно.

Ольга: — Да. Мама рассказывала, что перед поездкой на родину, в отпуск, отцу — заядлому охотнику! — подарили патроны, но воспользоваться презентом он не успел. Мама передала патроны кому-то из родственников, и когда тот попытался пустить их в ход, выяснилось, что они с самовзрывателем. Иными словами, когда охотник переламывал ружье, патроны стреляли сами. Наш родственник тогда выжил чудом. Кстати, мама рассказывала, что в последнее время перед сном отец под подушку клал револьвер. Значит, знал, что ему грозит опасность.

«КОГДА ЦВЕТЫ ПРЕПОДНЕСЛИ ЧКАЛОВУ, МАРЛЕН ДИТРИХ ОПЕШИЛА. ОТЕЦ ГАЛАНТНО ВЫТАЩИЛ РОЗУ ИЗ БУКЕТА И ВРУЧИЛ ЕЙ»

— Как вы думаете, если бы он не разбился во время испытаний, его бы репрессировали?

Ольга: — Скорее всего, так и случилось бы. Отец был справедливым человеком, говорил то, что думал. Когда посадили его товарищей по Горьковскому авиационному заводу, он ездил туда, просил за них, но услышал в ответ: «Вы летаете, вот и летайте. А мы тут сами разберемся». Не удалось ему спасти и своего друга журналиста Ефима Бабушкина...

— Любопытную версию о причинах гибели Чкалова выдвинул Юлиан Семенов в романе «Отчаяние». Дескать, Сталин был увлечен женой Ежова Евгенией, она же «стала ежедневно встречаться с Валерием Чкаловым, который, словно магнит, притягивал окружающих, дружили они открыто, на людях появлялись вместе. Через неделю после того, как это дошло до Сталина, знаменитый летчик разбился при загадочных обстоятельствах». У Валерия Павловича действительно был такой роман?

Ольга: — Не знаю, откуда это известно Семенову, но лично я ничего подобного не слышала. По словам мамы, ему часто звонили незнакомые женщины, и однажды какая-то из них заявила, будто у нее от Чкалова ребенок. Отец ответил: «Вот и отлично. Я очень люблю детей. Везите его скорее!».

Валерия: — Отец был достаточно умным человеком, чтобы не вести себя легкомысленно.

— А роман с Марлен Дитрих — это тоже выдумка, легенда?

Валерия: — Я знаю, что после беспосадочного перелета через Северный полюс Чкалов, Байдуков и Беляков возвращались из США на теплоходе «Нормандия». На его борту была и Марлен Дитрих. Наверняка они раскланивались на палубе, сидели вместе за капитанским столом. Когда теплоход пришвартовался во французском порту, пассажиры пересели в поезд, доставивший их в Париж. Там на перроне собралось множество людей. Марлен решила, что встречают ее. Когда цветы преподнесли Чкалову, она опешила. Отец же галантно вытащил розу из букета и вручил ей.

А что касается романа, все это чепуха. Никто из летчиков не знал английского, как же они могли бы общаться? И потом... отец очень любил маму. Он писал ей такие красивые письма! Когда я повзрослела и прочла их, была просто поражена его слогом, способностью точно выражать свои чувства. Он вообще был одаренным человеком — перемножал в уме трехзначные цифры, сам писал для себя тексты выступлений, которыми всегда покорял аудиторию.

— Ваши родители венчались, хотя Валерий Павлович был членом партии. Он не опасался, что это может стоить ему карьеры?

Валерия: — Венчание состоялось в 27-м, когда у него еще не было партбилета. Он и заявления-то не подавал, но сразу же после первого перелета сверху поступило распоряжение принять в партию весь экипаж: Чкалова, Белякова и даже Байдукова, у которого был арестован отец. А ведь чуть раньше ему, кандидату в члены РКП(б), на этом основании отказали. Думаю, папа решил венчаться из уважения к своему отцу, нашему деду Павлу Григорьевичу, который был церковным старостой в родном селе Василева Слобода. Кстати, церковь, где состоялось таинство, до сих пор стоит в Санкт-Петербурге.

— У вас очень редкая фамилия. Вы знаете, откуда она в вашем роду?

Ольга: — «Чка» — это значит «плавучая льдина». Говорят, наш прадед на льдине и родился. Летом Чкаловы работали бурлаками на Волге, а зимой занимались извозом. Дед наш, Павел Григорьевич, стал молотобойцем, чинил суда, заходившие на ремонт.

Валерия: — Рассказывали, что дед раскусывал зубами орехи, а однажды на спор поднял зубами на стуле приятеля. И жену взял себе под стать — сильную, широкоплечую и, говорят, очень добрую... Валерий был у них десятым. Роды были трудные, и на свет младенец появился без сознания. Кто-то предложил зажечь крашеную тряпку, чтобы пошел едкий дым, и дали ему понюхать. Ребенок начал чихать, закричал и больше уже не останавливался.

Ольга: — В 31-м дедушка умер, а его вдову Наталью Георгиевну раскулачили, отобрали часть имущества. Потом Нижегородский крайисполком постановил изъятые вещи вернуть, но возвращать уже было нечего. Теперь в Музее Чкалова нет подлинных домашних вещей, принадлежавших его семье. Стол, стулья и другие вещи появились в доме уже в 36-м году — они сделаны по его заказу. Из-за этого были неприятности и у Валерия Павловича.

Валерия: — В то время он испытывал в НИИ ВВС сконструированный Вахмистровым самолет-этажерку: на крылья истребителя устанавливались два бомбардировщика, и вся эта конструкция поднималась в воздух. Смысл в том, что бомбардировщики, изначально не рассчитанные на дальние полеты, могли находиться в воздухе столько же, сколько и истребитель, который их и прикрывал.

Отец написал маме, что по результатам испытаний представлен к ордену, а еще в награду получает мотоцикл с коляской. В это время кто-то из односельчан написал донос: дескать, нэпман не имеет права находиться в рядах Красной Армии. «Нэпманом» он оказался потому, что мачеха переписала на него все наследство: дом, подсобные помещения и яблоневый сад — красноармейцам полагались какие-то льготы. Донос ушел наверх, в ВВС РККА, но отец о нем не узнал — эти документы рассекретили гораздо позже. А обещанных наград он так и не получил.

— Не по этой ли причине его увольняли из рядов РККА?

— Нет, все летчики-истребители были отчаянными ребятами. Когда отец прибыл на первое место службы — в 1-ю Краснознаменную истребительскую эскадрилью, его сразу спросили, получил ли он жалованье. Оказалось, что на первую получку новички покупали только фуражку за три с полтиной, на остальные же деньги — 140 рублей — фуражку обмывали.

За Чкаловым сразу закрепилась репутация хорошего, но исключительно недисциплинированного летчика. То он начал делать очень резкие фигуры на стареньком самолете, что могло привести к разрушению машины, то вышел на дежурство в состоянии опьянения. Он загремел на 20 суток на гауптвахту, а в день освобождения снова напился и был осужден на год. Но через несколько месяцев его освободили досрочно и направили в ту же часть.

Позже, за самовольное пике в свободном полете, была еще одна гауптвахта, потом — еще одно заключение. Перегоняя самолеты из Гомеля в Брянск, Чкалов вел группу бреющим полетом, врезался в телеграфные провода и сломал машину. Это было квалифицировано как воздушное хулиганство. В тюремном дневнике отца есть такие слова: «Я, если не подхожу по своим взглядам, то меня просто нужно убрать, и все, а не переделывать того, что уже глубоко в крови. Я своих убеждений и взглядов менять не буду».

Этим принципом он оставался верен до конца жизни и умел убедить в своей правоте других. Например, в военную коллегию в своей кассационной жалобе отец писал: «Летчик-истребитель должен быть смелым, с безусловным отсутствием боязни и осторожности в полетах»... Из заключения его освободили через 16 дней.

«НА ТОРЖЕСТВЕННОМ ПРИЕМЕ СТАЛИН СКАЗАЛ МАМЕ: «МОЛОДЕЦ, ПОМНИШЬ МУЖА». ПОТОМ ПОВЕРНУЛСЯ К АКТРИСЕ ВАЛЕНТИНЕ СЕРОВОЙ: «А ВЫ НАЧИНАЕТЕ ЗАБЫВАТЬ...»

— Валерий Павлович был самодостаточным и, наверное, упрямым. Жена имела на него влияние?

Валерия: — Она разделяла взгляды мужа на людей. Но если бы в числе его товарищей оказался человек недостойный, мама смогла бы его убедить. Одно время отец увлекся посещением ипподрома, где проигрывал приличные суммы. Она решила вмешаться в это дело и пошла на ипподром вместе с ним. Общими усилиями они проиграли все деньги и вернулись домой ни с чем. Насколько я знаю, больше на ипподром отец не ходил.

— Ваша мама овдовела в 36 лет. Ольга Эразмовна больше не выходила замуж?

Ольга: — Мама была очень красивой. К ней кто-то сватался, но услышал в ответ: «Я вам нужна, а вот мои дети?». Никаких мужчин в нашем доме не было. Она потом говорила, что не встретила подобных отцу.

Валерия: — Однажды мама была приглашена на торжественный прием в Кремль. Там же оказалась и актриса Валентина Серова — ее муж Анатолий Серов, тоже летчик, погиб во время войны. Сталин взял обеих вдов под руки. Повернул голову к маме и сказал: «Молодец, помнишь мужа». Потом посмотрел на Серову: «А вы начинаете забывать». Вождь знал все, даже если это касалось таких интимных вещей, как супружеская верность.

— Государство поддерживало осиротевшую семью легендарного летчика?

Ольга: — Помню, в 50-х годах к какой-то дате из Министерства авиации маме прислали передачу. А так... Правда, постановлением правительства за нами закрепили машину с шофером и дачу в Серебряном Бору. Маме была назначена пожизненная пенсия — 120 рублей, дети тоже до окончания учебы получали какие-то деньги за отца. Откровенно говоря, жилось нелегко, но маме как-то удавалось сводить концы с концами, вести хозяйство. У нее была помощница тетя Маруся, которая прожила с нами почти полвека.

— При жизни Валерия Павловича у вас в доме часто собирались гости. А после его гибели у Ольги Эразмовны не было чувства, что вашу семью забыли?

Ольга: — Друзья отца остались с нами на всю жизнь. Они собирались у нас в дни его рождения и смерти. Очень часто у нас бывали певец Иван Семенович Козловский, артист Белокуров, исполнивший главную роль в фильме «Чкалов», скульптор Менделевич (он автор памятников отцу в Нижнем Новгороде и в Оренбурге), летчики Беляков и Байдуков — мы, когда повзрослели, и сами поддерживали отношения с их детьми.

— К могиле Чкалова у кремлевской стены кладут цветы лишь по официальным поводам или, случается, кто-нибудь из прохожих?..

Валерия: — К кремлевской стене не так-то просто подойти. Да и постоять, пообщаться, как на обычной могиле, не получается — там ведь охрана.

— Вас согревает мысль, что улица Чкалова существует не только в каждом городе бывшего СССР, но и в далеком Ванкувере? А в 75-м американцы открыли монумент в память о первом трансполярном перелете.

Валерия: — Конечно, это приятно сознавать. Они решили установить его еще тогда, в 37-м, но помешала Вторая мировая война. Они очень чтят свою историю и тех, кто ее делает.

На открытие памятника был приглашен экипаж: Байдуков, Беляков и Чкалов. Только вместо отца полетел наш брат — Игорь Валерьевич Чкалов. Как и в 37-м, Америка встретила летчиков с восторгом. Кто-то из местных жителей даже вернул им сувениры, полученные почти 40 лет назад: галеты, мешок из-под продуктов, даже папиросы «Элита» московской фабрики «Дукат». На приеме в Белом доме президент США Форд сказал, что этот перелет американцы считают событием века. На открытии монумента раздавали буклеты. Игорь Валерьевич прочел в нем: «Валерий Чкалов. Советский летчик-испытатель. Убит в 1938-м».

В. П. Чкалов - знаменитый летчик-испытатель, автор нескольких фигур высшего пилотажа, совершивший два беспосадочных перелета на очень дальние расстояния.

Молодость. Путь к мечте

Родился Чкалов 02.02.1904 в волжском селе Василёво Нижегородской губернии (ныне это г. Чкаловск). Его отец работал котельщиком, обслуживал суда речного пароходства. Он решил, что и сын должен получить профессию, связанную с речными судами, поэтому он отправил 12-летнего Валерия в речное училище г. Череповца.

Но мальчик, только один год проучившись там, вернулся домой и два года работал кочегаром. Затем стал учиться на слесаря аэропланов в военном авиационном парке, где вступил в Красную армию. Здесь он и заинтересовался самолетами.

Учился самозабвенно и упорно, и вскоре его, как лучшего ученика, направили учиться в школу авиации, где юноша осваивал теорию вождения самолетов.

Затем была еще Борисоглебская школа летчиков, и, наконец, наградой за блестящие успехи в обучении явилось направление в Московскую Авиационную школу высшего пилотажа, после окончания которой Чкалов получил назначение в Первую авиационно-истребительную эскадрилью. Валерию тогда было всего 20 лет, а детская мечта о полетах уже сбылась.

Опасный эксперимент

В феврале 1929 г. Чкалов на спор совершил безрассудный поступок: пролетел под Троицким мостом, задел провода и повредил самолет. За этот «подвиг» он очутился в тюрьме, где отсидел 16 суток. Перефразируя пушкинского , «судьба Валерия хранила», потому что молодой авиатор очень легко отделался.

За него перед Калининым похлопотал Петр Ионович Баранов, служивший в ту пору начальником ВВС, а Калинин, как председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК), обратился с ходатайством к самому Сталину. Так, несмотря на жестокие времена, Чкалов умудрился избежать серьезного наказания.

Первый беспосадочный перелет

Мало того, бедовый летчик-лихач каким-то чудодейственным образом попал в претенденты на первый беспосадочный перелет на рекордно дальнее расстояние. Но предварительно, тоже, как говорят, по рекомендации а, он прошел курс летчика испытателя в Авиапроме (1933). За его успехами внимательно следили. И вот когда в верхах созрела мысль о рекорде, выбор пал на Валерия Чкалова. Сталин предложил назначить его командиром полета по маршруту «Москва - Петропавловск-Камчатский».

Перелет был совершен 21-22 июля 1939 г. В экипаже было три человека: В.П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А.В. Беляков (штурман). Расстояние в 9374 км команда преодолела за 56 часов на самолете АН-25. Остров Удд, на котором они совершили посадку, впоследствии переименовали в о. Чкалов. Этот беспосадочный перелет стал триумфальным событием не только в стране, но и во всем мире. Дети стали играть в Чкалова и мечтали стать авиаторами.

Второй беспосадочный перелет

А через год тот же экипаж совершает второй беспосадочный перелет, на этот раз, из Москвы в Америку. Расстояние - 11340 км., время полета - 63 часа 16 минут. Это было еще большим потрясением, потому что команда Чкалова превысила свой же предыдущий рекорд. Имя Чкалова было овеяно небывалой славой.

Страна отметила своего любимчика званием Героя Советского Союза. С ним мечтают познакомиться, сфотографироваться, взять автограф или хотя бы взглянуть издалека даже мировые знаменитости, такие, как, например, американская звезда Марлен Дитрих. Она познакомилась с Чкаловым на борту парохода «Нормандия», когда его команда возвращалась из Америки в Советский Союз. Она восторгалась его подвигом и тоже взяла у него автограф.

Гибель героя


Но в декабре 1938 г. Валерий Чкалов погиб при до сих пор невыясненных обстоятельствах. По официальной версии, новый, испытуемый самолет И - 180 имел недоработки, но его очень спешили сдать до конца года и получить премии за досрочное выполнение плана.

Чкалов не совладал с управлением при посадке неисправного самолета да еще, учитывая страшную метель, не заметил фонарный столб и заснеженные кучи досок и металлолома и врезался в них. Летчика выбросило из кабины прямо на острие какой-то железяки, торчащей из сугроба, которая насквозь пробила ему грудь.

К нему никто не подходил, все ждали какую-то спецкомиссию из Москвы. А Чкалов тем временем умирал около двух часов, истекая кровью. По другой версии, Чкалов должен был погибнуть на охоте, на которую собирался с друзьями после испытательного полета.

Есть и третья версия: в архивах были найдены записи о том, что в Авиапроме, как и во всей стране, происходили массовые аресты, перемежавшиеся загадочными самоубийствами и несчастными случаями. В частности, нашлась бумага, где зафиксирована запись об аресте некоего заведующего отделом Авиапрома В. Чкалова, впоследствии расстрелянного.

И последняя версия, тоже вполне вероятная по тем временам: Герой Советского Союза, любимец народа и кумир мальчишек вовсе и не совершал тот злополучный экспериментальный полет, а его элементарно застрелили на этом аэродроме, а заодно и его механика, чтобы потом более-менее правдоподобно сфабриковать дело о гибели героя. Может быть, слава Чкалова стала затмевать славу генералиссимуса?

Советский летчик, Герой Советского Союза (1936), комбриг ВВС СССР (1938).

Валерий Павлович Чкалов родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василево Балахнинского уезда Нижегородской губернии (ныне город , райцентр ) в семье рабочего-котельщика Василевских казенных мастерских Павла Григорьевича Чкалова (ум. 1931).

В 1911-1915 годах В. П. Чкалов учился в начальной школе, затем в училище в селе Василево. В 1915-1918 годах он обучался в Череповецком техническом училище. После его закрытия вернулся в Василево, работал молотобойцем в кузнице, затем кочегаром на землечерпалке, позднее на пароходе «Баян».

В 1919 году В. П. Чкалов добровольно вступил в РККА, работал слесарем-сборщиком самолетов в 4-м Канавинском авиационном парке в .

В 1921-1922 годах В. П. Чкалов учился в Егорьевской военно-теоретической школе ВВС, в 1922-1923 годах - в Борисоглебской военной авиационной школе летчиков. В 1923-1924 годах он продолжал обучение в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа и Серпуховской высшей авиационной школе воздушной стрельбы, бомбометания и воздушного боя.

В 1924-1928 годах военный летчик-истребитель В. П. Чкалов служил в Ленинградской Краснознаменной истребительной эскадрилье им. П. Н. Нестерова. За время службы в эскадрилье прославился как искусный летчик. Совершал рискованные полеты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полетов. В ноябре 1925 года был осужден военным трибуналом за драку в пьяном виде, в течение 6 месяцев отбывал срок заключения.

С марта 1928 года В. П. Чкалов служил в 15-й Брянской авиационной эскадрилье. В совершил аварию, был обвинен в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. В октябре 1928 года военным трибуналом Белорусского военного округа был приговорен к 1 году лишения свободы и уволен из РККА. По ходатайству Я. И. Алксниса и менее чем через месяц наказание было заменено на условное. Летчик был освобожден из Брянской тюрьмы и вернулся в .

В 1929-1930 годах В. П. Чкалов работал в ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был летчиком-инструктором.

В ноябре 1930 года В. П. Чкалов был восстановлен в воинском звании и направлен на работу в Московский научно-исследовательский институт ВВС РККА. За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полетов, освоив технику пилотирования 30 типов самолетов.

С января 1933 года В. П. Чкалов вновь был уволен в запас запасе и переведен летчиком-испытателем на Московский авиационный завод № 39 им. В. Р. Менжинского. Он испытывал новейшие самолеты-истребители 1930-х годов И-15 и И-16 конструкции Н. Поликарпова. Он также принимал участие в испытаниях истребителей танков ВИТ-1, ВИТ-2, а также тяжелых бомбардировщиков ТБ-1, ТБ-3, большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Н. Н. Поликарпова. В. П. Чкалов разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную «бочку». Обладал исключительным мужеством, настойчивостью и выдержкой.

В мае 1935 года авиаконструктор Н. Н. Поликарпов и летчик-испытатель В. П. Чкалов были награждены орденами за работу над созданием самолетов-истребителей. По случаю награждения В. П. Чкалов лично познакомился с . В 1936 году он вступил в ВКП (б).

20-22 июля 1936 года В. П. Чкалов совместно с Г. Ф. Байдуковым и А. В. Беляковым на самолете АНТ-25 совершил беспосадочный перелет из до через Северный Ледовитый океан и далее на остров Удд /ныне остров Чкалова/ (9374 км за 56 часов 20 минут). За это достижение был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом . В. П. Чкалов приобрел всенародную известность, стал подлинным народным героем СССР.

18-20 июня 1937 года с тем же экипажем и на самолете той же модели В. П. Чкалов совершил перелет из в Ванкувер (США) через Северный полюс (8504 км за 63 часа 16 минут), установив мировой рекорд беспосадочного полета. За этот перелет был награжден орденом Красного Знамени.

В 1937 году В. П. Чкалов был избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва от Горьковской области и Чувашской АССР.

В. П. Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при испытании нового истребителя И-180 конструкции Н. Н. Поликарпова. Его прах захоронен в Кремлевской стене за Мавзолеем на Красной площади в .

Во время беспосадочных перелетов: Москва — о. Удд (Дальний Восток) и Москва — Северный полюс — Ванкувер (США).

Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля (20 января по ст. ст.) 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск), в семье котельщика Василёвских казённых мастерских — Павла Григорьевича Чкалова. Мать умерла рано, когда Валерию было 6 лет.
В семь лет Валерий пошёл учиться в василёвскую начальную школу, затем — в училище.
В 1916 году по окончании школы отец направляет его на учёбу в Череповецкое техническое училище.
В 1918 году училище было закрыто и Валерию пришлось вернуться домой. Он стал работать подручным у отца, молотобойцем в кузнице, а с началом навигации поступил на работу кочегаром на землечерпалку.
В навигацию 1919 года Валерий Чкалов работал кочегаром на пароходе «Баян» на Волге и тогда впервые увидел самолёт. После этого он принял решение и, уволившись с парохода, в том же году ушёл служить в Красную Армию. Его направили слесарем-сборщиком самолётов в 4-й Канавинский авиационный парк в Нижнем Новгороде.
В 1921 году Чкалов добился направления на учёбу в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, после её окончания в 1922 году направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, окончил её в 1923 году.
В 1923-1924 годах в соответствии со сложившейся в то время практикой подготовки военных лётчиков он также проходил обучение и в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа, а затем в Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя.

В июне 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П.Н.Нестерова . За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов.
В 1927 году Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой. В марте 1928 года переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью, жена с сыном Игорем остались в Ленинграде.

Курсант В.П.Чкалов, крайний справа, у учебного самолета У-1 .

В.П.Чкалов с женой и сыном.

В Брянске Чкалов совершил аварию, был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осуждён по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР к 1 году лишению свободы, а также был уволен из Красной Армии. Отбывал наказание недолго, по ходатайству Я.И.Алксниса и К.Е.Ворошилова менее чем через месяц наказание было заменено на условное и Чкалов был освобождён из Брянской тюрьмы.

Будучи в запасе, в начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и по ноябрь 1930 года работал в Ленинградском ОСОАВИАХИМе, где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором.

В ноябре 1930 года Чкалов был восстановлен в воинском звании и направлен на работу в Московский Научно-исследовательский институт ВВС РККА.

За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. 3 декабря 1931 года Чкалов участвовал в испытаниях «Звена» (воздушного авианосца), которая представляла собой тяжёлый бомбардировщик, нёсший на своих крыльях и фюзеляже до пяти самолётов-истребителей.

С января 1933 года Валерий Чкалов вновь в запасе и переведён на работу лётчиком-испытателем Московского авиационного завода № 39. Он испытывал новейшие самолёты-истребители 30-х годов И-15 и И-16 конструкции Поликарпова . Он также принимал участие в испытаниях истребителей танков ВИТ-1 , ВИТ-2 , а также тяжёлых бомбардировщиков ТБ-1 , ТБ-3 , большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Поликарпова. Автор новых фигур высшего пилотажа — восходящий штопор и замедленная бочка.

5 мая 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолётов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой — орденом Ленина.

В.П.Чкалов с сыном Игорем. 1936 г.

Об исключительной важности этого перелёта для того времени говорит тот факт, что возвращающийся в Москву самолёт приехал лично встречать на аэродром И.В.Сталин. С этого момента Чкалов приобрёл всенародную известность в СССР.

В.П.Чкалов и И.В.Сталин.

Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США и в мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий (отсутствие видимости, обледенение и т.д.), но 20 июня самолёт совершил благополучную посадку в американском городе Ванкувер (штат Вашингтон, США). Протяжённость перелёта составила 8504 километра.

А.В.Беляков, Г.Ф.Байдуков, В.П.Чкалов после посадки в Северной Америке.

А.В.Беляков, В.П.Чкалов, Г.Ф.Байдуков после посадки в Северной Америке.

За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени.

12 декабря 1937 года Валерий Чкалов был избран депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск.

Чкалову предлагали занять государственную должность, но он продолжал заниматься испытательской работой. 1 декабря 1938 года он был срочно вызван из отпуска для проведения испытаний нового истребителя И-180 .

Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого вылета на самолёте И-180 на Центральном аэродроме. Это был первый полёт нового истребителя конструкции Поликарпова.

Камень установленный на месте гибели В.П.Чкалова.

Награды:
-звание Героя СССР (24.07.1936 г.);
-2 ордена Ленина (5.05.1935 г., 24.07.1936 г.);
-Орден Красного Знамени (июль 1937 г.);
-Медаль «XX лет РККА» (февраль 1938 г.).

С именем Чкалова связаны:

Населённые пункты:
-город Чкаловск в Нижегородской области,
-город Чкаловск в Согдийской области Таджикистана.
-село Чкалово в Северо-Казахстанской области Казахстана,
-посёлок городского типа Чкаловское в Харьковской области,
-с 1938 г. по 1957 г. имя «Чкалов» носил г.Оренбург.
-Остров в Сахалинском заливе Охотского моря. На этом острове, ранее называвшемся Удд, приземлился экипаж Чкалова 22 июля 1936 года.
-Пик Чкалова (4150 м) — Богосский хребет, Большой Кавказ (Дагестан).
Улицы во многих городах, в частности:
-Чкаловский проспект в Санкт-Петербурге,
-улица Чкалова в Ишимбае,
а также улицы в ряде других городов:

в России — в Азове, Борисоглебске, Брянске, Владивостоке, Воронеже, Гатчине, Горно-Алтайске, Екатеринбурге, Жуковском, Иркутске, Кемерово, Коломне, Миассе, Канавинском районе Нижнего Новгорода, Новосибирске, Омске, Оренбурге, Петрозаводске, Перми, Рыбинске, Самаре, Томске, Харькове, Химках, Череповце, Ярославле;
за рубежом — в Ванкувере (США)), в Минске (Беларусь), в Николаеве и Херсоне (украина).
-Имя Чкалова ранее носила московская улица Земляной Вал (часть Садового кольца), где стоит дом, в котором жил Чкалов. На этом доме есть мемориальная доска со словами «В этом доме жил великий лётчик нашего времени, Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов».

Учебные заведения:
-Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П.Чкалова.
-Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков в г. Борисоглебске Воронежской обл. (Постановление СНК Союза ССР от 28 декабря 1938 г.). Там же установлен бронзовый бюст героя.
-Егорьевский авиационный технический колледж гражданской авиации им. В.П.Чкалова.
-Школа № 1397 имени В.П.Чкалова, г. Москва.
-Школа № 3 имени В.П.Чкалова, г. Арзамаса Нижегородской области.
-Средняя общеобразовательная школа им. Чкалова в рабочем поселке Шугурово (Татарстан).
-Средняя общеобразовательная школа им. Чкалова в г. Нарын (Кыргызстан).
-Станции метро «Чкаловская»: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ташкенте и в Екатеринбурге.
-Район города — Чкаловский административный район в Екатеринбурге.

Микрорайоны городов:
-Посёлок им. Чкалова в г. Каменске-Уральском Свердловской области;
-посёлок Чкаловск в составе Калининграда;
-Чкаловский микрорайон в Омске.
-Посёлок Чкаловский в составе города Ростов-на-Дону.

Предприятия:
-Аэропорт «Чкаловский».
-Авиационный завод в Новосибирске. (НАПО им. В.П.Чкалова).
-Авиационный завод в Ташкенте. (Ташкентское авиационное производственное объединение имени В.П.Чкалова).
-Мемориальный музей В.П.Чкалова в г. Чкаловске Нижегородской области.
-Дворец культуры имени В.П.Чкалова в Новосибирске.

Во многих населённых пунктах установлены памятники:
-В Днепропетровске, Киеве, Кстово, Санкт-Петербурге (два бюста на Чкаловском проспекте и мемориальная доска на доме, где жил Чкалов), Новосибирске, Химках.
-Мемориальная доска в Гатчине, на доме № 4 по Красноармейскому проспекту, в котором Чкалов жил в 1926-1928 годах.
-Памятный камень на месте гибели Чкалова — Москва, пересечение Хорошёвского шоссе и Хорошёвского тупика, метро «Полежаевская».
-Несколько памятников установлены в Нижнем Новгороде: памятник на Волжском откосе возле Нижегородского кремля и на ул. Землячки, где жили предки лётчика.
-Бюст в парке «Крылья Советов» Авиастроительного района Казани.
-Бронзовый бюст у входа в Боинговский авиамузей в Сиэтле.
-Бронзовая скульптура в шесть метров на семиметровом пьедестале стоит на набережной реки Урал в г. Оренбурге.
-20 мая 1974 года в Ванкувере (штат Вашингтон, США) был создан Чкаловский комитет трансполярного перелета — общественная некоммерческая организация, в которую вошли представители деловых кругов и местной элиты. 20 июня 1975 года в этом городе «в знак уважения к великому русскому народу» был открыт памятник, названный Чкаловским монументом.
-Борис Гребенщиков написал песню «Под мостом, как Чкалов».
-Известная нижегородская рок-группа носит имя «Чкалов».
-Валерий Павлович Чкалов — единственный реальный персонаж мюзикла «Норд-Ост». Создатели спектакля изобразили великого летчика сильным и отзывчивым человеком, согласившимся помочь главному герою — Сане Григорьеву в осуществлении экспедиции по поиску корабля «Святая Мария».
-Банк России выпустил памятные монеты: в 1995 году — «Трансарктический перелёт В.П.Чкалова»; в 2004 году — «100-летие со дня рождения В.П.Чкалова».
-Почтой России в 2004 году выпущена марка «Лётчик-испытатель В.П.Чкалов».
-Имя Чкалова носит волжский трёхпалубный теплоход.
-Имя «В.Чкалов» носит один из самолётов Ил-96-300 (RA-96005) авиакомпании «Аэрофлот — Российские Авиалинии».
-Именем В.П.Чкалова назван астероид (2692) Чкалов.

Ил-96-300 названный именем Валерия Чкалова.

Список источников:
Чкалов, Валерий Павлович. Cайт «Герои Страны».
М.В.Водопьянов. Летчик Валерий Чкалов.