Урок по основам православной культуры «Добро и зло. Конспект занятия-беседы по православной культуре «Дорогою добра

Для 1-6 классов общеобразовательной школы

УРОК-БЕСЕДА №5

ТЕМА ЗАНЯТИЯ:

О ДОБРОМ СЕРДЦЕ.

ЦЕЛИ УРОКА-БЕСЕДЫ:

Уяснить с детьми назначение сердца, как вместилища доброго и злого, важность работы над собой, чтобы обрести способность очищать свое сердце для воспитания своей души.

ЗАДАЧИ УРОКА-БЕСЕДЫ:

Образовательные:

— рассмотрение христианского учения о добродетелях и грехах.

Развивающие:

— раскрыть значение понятия сердечности, милосердия на литературных или

Иных примерах;

— развить навыки рассуждения в исследовании пороков и добродетелей.

Нравственные задачи:

показать путь воспитания в себе нравственных ценностей, именуемых в

Российской религиозной традиции как добродетели.

Методическое содержание урока-беседы :

Общая продолжительность урока — 45 минут. Содержание:

— Рассказ-рассуждение с учениками о том, как воспитать свое доброе сердце, в

Ходе которого выходим на решение ключевой проблемы о потребности

Трудиться над собой, об отношении к чужому страданию – 8 минут;

— в 3 – 5 классах просим двух ребят на доске записывать то, что подскажут

Дети (в 1-2 классах раздаем ребятам карточки с названиями добрых и

Недобрых качеств человека и просим разложить их отдельно) — 10 мин;

— Рассказываем о том, какие условия воспитывают добродетели, а какие

Лишают их — 10 минут;

— Раскрываем тему о добродетелях и доброделании – 5 минут;

— Просим детей назвать известные им добродетели – 2 минуты;

— Называем и раскрываем главные добродетели: целомудрие, любовь,

Терпение, послушание, труд, смирение – 10 минут.

План и содержание урока-беседы:

4. Главные добродетели.

5. Как хранить чистое сердце.

1. Как воспитать в себе доброе сердце?

Дорогие ребята, попробуйте ответить, а как воспитать в себе доброе сердце? Разбираем варианты ответов.

Иногда мы совершаем плохой поступок, а потом, вспоминая о нем, думаем, что поступили бы совершенно иначе, потому что не понимали самого простого: мы можем сделать больно многим окружающим людям.

На прошлых занятиях мы с вами подробно говорили о великой пользе послушания, потому что часто только родительское послушание в силу нашей неопытности уберегает нас от плохих поступков. Мы также говорили о том, как совесть вместе со стыдом не дает нашей душе покоя после совершенных плохих поступков, требуя их исправления. И когда мы вспоминаем свои плохие дела, обиженных нами людей, мы должны помнить, что самый верный и проверенный нашими предками способ загладить свою вину, успокоить совесть, очистить свое сердце: раскаяться и исповедаться в храме у батюшки.

Множество людей сегодня, приходя на исповедь, не видят и не слышат Бога, хотя пришли в место, где Господь незримо всегда присутствует. Нам надо учиться с малых лет, каждый раз, готовясь к исповеди, заново проживать нашу жизнь, спрашивать себя: кто я такой или такая? Ведь я сын и внук, я дочь и внучка, я брат или сестра, я чей-то друг и или подруга. Могу ли я так называться после моих поступков? А вспоминая нехорошие поступки и дела, спрашивать себя, как же это стало возможным?

Чтобы мы не помнили о злых своих поступках, приходит нечисть, стирает из нашей памяти плохие дела, записывая, однако их для себя в большие списки, чтобы предъявить их нам потом в доказательство нашего недоброго сердца. Митрополит Антоний Сурожский называет один верный способ вспомнить все: перед тем как лечь спать, сделай пять земных поклонов перед иконками, встань перед Богом и от всего сердца попроси: «Господи, по молитвам тех, кто меня любит, — спаси и защити меня!» Вы заснете в обществе святых, а в вашем сердце будет происходить очень важная работа, пока вы спите.

Все люди со временем стареют. Есть только две вещи в человеке, которые в отличие от тела, не стареют никогда: это воля и сердце. Причем именно сердце наставляет волю, в потребности желать и делать. Серафим Саровский говорил, что именно решимость на добрые дела отличает святого от плохого человека. А решимость рождается из сильного порыва сердца. Значит главная задача человека – правильно воспитать свое сердце, настроить его как сложный музыкальный инструмент.

Но это очень сложно сделать, потому что сердце все время меняется. Еще час Оно назад обещало родителям вести себя хорошо, а потом вдруг обиделось на брата, он не так посмотрел, или увидело заманчивый фильм, или попросило вкусное мороженое, которое запретила мама из-за простуды.

Есть только одна сила, способная защитить сердце от плохих поступков и слов, помочь ему разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо. Она сильнее волшебного «меча-кладенца», «супероружия» и даже золотой рыбки. Эта сила — разговор с Богом, молитва , после которой Он может сделать все, что полезно нашей душе.

Но главное препятствие для воспитания сердца – это страх перед трудностями, перед тем, что надо терпеть и трудиться, а еще страх перед полезным для здоровья нашей души страданием. Это когда рядом другому человеку плохо, а тебе надо не закрыться, не делать вид, что это не твоя проблема, а впустить чужую болезнь, чужое горе в свое сердце, чтобы оно ожило.

Вот главный вопрос для всех нас, ребята, готовы ли мы впустить в свое сердце любое (а не только свое) страдание ?

Потому что гораздо легче оправдать себя (нет времени, если бы, да кабы), или просто поругать тех, кто по-нашему мнению, должен был бы помочь этому человеку. Но это нашему сердцу совсем не поможет, скорее, даже наоборот. Вспомните сказку про Снежную Королеву?

Почему сердце Кая стало ледяным и злым? Правильно, потому что осколки от разбитого зеркала злого Тролля попали в него.

А куда попали осколки? Правильно, один осколок в глаз, другой в сердце. Смотрите, какая точность. Сердце – главный орган в человеке, где живет душа, а глаза – зеркало души. Когда сердце Кая, замороженное злой волшебницей в ледышку, перестало слышать чужую боль и страдание, стало делать злое вместо доброго.

А почему стало возможным, что Кай хотел освободиться и не ехать за Снежной Королевой? Правильно, он не смог вспомнить такую простую молитву «Отче наш». Может быть, потому, что не имел привычки молиться, и в самую трудную минуту опасности самонадеянность, привычка непослушания его подвели.

А вы знаете эту молитву? Вы имеете привычку к молитвенному правилу? Готовы ли вы к таким трудностям?

И только подвиг ради своего брата сестры Герды смог растопить это лед и отогреть сердце Кая. Также и мы с вами с закрытым, замороженным сердцем не сумеем сделать самое простое: отличить добро от зла.

2. Добрые и недобрые качества человека.

Кроха сын к отцу пришел,

И спросила кроха,

Что такое хорошо,

И что такое плохо?

Сейчас я раздам карточки со словами, обозначающими добрые и недобрые качества человека. Ваша задача – определить: доброе или недоброе оказалось у вас в руках, и коротко пояснить свою точку зрения.

или Прошу двух добровольцев к доске. Они будут на доске писать, выбранное вами. Один пишет добрые качества, другой плохие качества человека.

Трудолюбие. Гордость. Кротость. Леность. Смирение. Уныние. Великодушие. Ненависть. Прилежание. Печаль. Милосердие. Гнев. Целомудрие. Зависть. Воздержание. Ложь. Доброта. Досада. Любовь. Злость. Кротость. Упрямство. Скупость. Щедрость. Честность. Нестяжание. Благодарность. Скука. Радость. Правдолюбие. Лукавство. Клевета.

С помощью ребят сортируем добрые и недобрые качества человека. Выслушиваем ответы-обоснования.

Что же у нас получилось? И почему над добрыми качествами человека нам хочется поставить слово «трудолюбие», а над нехорошими качествами мы вынуждены написать слово «удовольствие»?

Трудолюбие

Удовольствие

Любовь

Доброта

Смирение

Послушание

Сострадание

Соучастие

Сопереживание

Честность

Покладистость

Милосердие

Радость

Ненависть

Злость

Гордость

Прекословие

Бесчувственность

Безучастность

Равнодушие

Лживость

Упрямство

Бессердечность

Уныние

Душа человека призвана всегда трудиться, поэтому надо так много работать над важнейшими качествами души – волей и чувствами (или сердцем). Поэтому для воспитания добрых качеств трудолюбие является одним из главных условий. Я выучил урок и получил хорошую отметку, по этому поводу я испытываю счастье. Но счастье от слова сей час, оно не может быть долгим. Мне снова надо трудиться. Но если я вырастаю в своей семье одним или от силы вдвоем с братом или сестрой, то, скорее всего я стану эгоистом. Потому что меня будут баловать, и я быстро пойму, что в моей семье главный – я. Меня будут уберегать от забот, мне не привьют привычки к труду, я быстро привыкну получать радости и удовольствия от игрушек, подарков, телевизора и компьютера. А потом удовольствие станет для меня такой необходимостью, что я не остановлюсь ни перед чем, чтобы получить его. Вот тогда удовольствие станет пороком. Говорят, что удовольствие – мать греха.

Как же получается в нашей жизни, что очень часто мы делаем злые дела, которые делать не хотим, а добрые, которые хотим делать, не делаем. Вот как об этом говорит святой Ефрем Сирин, живший в четвертом веке по Рождеству Христову: «Ибо сам в себе ощущаю, как ежечасно меня обкрадывают, и, нехотя, делаю дела, которые ненавижу. Порабощен я слабостями и воле моего врага, усердно исполняя все им любимое». Ефрем Сирин говорит также, что у нас есть два рода чувств:

— пять органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус), которые служат телу;

— сердце как главный орган чувств души.

Если служащим телу чувствам дать полную свободу, не подчиняя их душе, то желанием удовольствий для глаз – телевизор или компьютер, для слуха – постоянные песни, для вкуса – разнообразная еда, обонянием и осязанием может повредиться и само сердце. И тогда непрошенные гости: зависть, лень, гордыня и другие, поселятся в сердце, превратят его в кусок льда, как у сказочного Кая. А затем и вся душа берется в плен страстями и пороками, выбраться из этого плена душе будет очень трудно. Потребуется особая баня для души, исповедь и причастие в храме.

Для того, чтобы этого не происходило, надо растить и развивать в своем сердце, в своей душе добродетели. Нам с вами надо выяснить – что же это такое?

3. Понятие добродетели, доброделания.

Попробуйте ответить: что же оно в себе содержит? Обсуждаем предполагаемые ответы.

Это понятие несет в себе какие-то добрые качества, обладая которыми, человек является добродетельным.

На доске пишем слово: Добродетели.

В итоге получаем понятие — доброе делание. Это значит, что добро не может просто лежать на полке: его надо активно делать, доброделание должно быть деятельным, сильным, созидающим. Но самое главное оно должно войти в привычку, стать частью характера доброго человека. К сожалению, сегодня очень многие взрослые путают добро со злом, потому что недостаточно быть добрым по естеству, важно быть добрым по Евангелию.

Кто и для кого эти добрые дела должен делать? В греческом языке слово добродетель заимствует корень у слова избирать. Вот так: добрые дела мы должны выбрать сами, свободно и добровольно. Ефрем Сирин: «Упражняйся в добродетели, не приходя в уныние от трудов; потому что без трудов не познается добродетель».

Но для того, чтобы их выбирать, надо: научиться отличать добрые дела от злых (и мы сегодня с вами смогли это сделать), а уже потом научиться главному – как собирать в своем сердце добродетели, и защищаться от того, чтобы страсти или пороки не смогли уживаться в нашем сердце.

4. Главные добродетели.

К наиболее важным добродетелям можно отнести любовь и доброту.

Доброта и любовь.

Постарайтесь ответить на вопрос: почему человеку лучше быть добрым?

Что это дает самому человеку? Так, уважение и благодарность окружающих, такой человек не будет жадным, он не будет страдать от жадности, такой человек любит окружающих.

Приведем как пример рассказ «Играющие собаки» из хрестоматии К.Д. Ушинского:

«Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелись на солнышке большая дворовая собака Полкан. К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке. «Погоди-ка, вот она тебе задаст! – сказал Володя, — Проучит она тебя». Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него благосклонно.

— Видишь ли, сказал Володе отец, — Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сестры, то непременно закончится тем, что ты их поколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых».

Попробуйте ответить, что мы можем понять из рассказа? То, что мы часто не замечаем в себе наших недостатков. Недостатков чего? Недостатков добродетелей, в данном случае отец объяснил Володе, что ему не хватает доброты, бережного отношения к младшим братьям и сестрам, и даже любви к ним. Оказывается, что у большой, угрюмой собаки Полкана доброты больше, чем у воспитанного Володи. А у нас самих, ребята, достаточно доброты и любви в сердце, соучастия и заботливости, чтобы не обидеть маленьких и слабых, чтобы словом или поступком не обидеть родителей или друзей? Всегда ли мы понимаем, что наши внимание и забота для дедушки и бабушки, и даже постороннего человека в трудных обстоятельствах дороже денег. Так как тепло нашего сердца не могут заменить никакие богатства. Вот почему Господь простит от нас не забыть навестить больного, утешить и накормить голодного и нуждающегося. В противном случае может оказаться, что когда мы окажемся в трудных обстоятельствах, нам никто не протянет руки: со злыми и бессердечными людьми такое бывает.

Святой Симеон Новый Богослов говорит, что доброта и любовь голова всем добродетелям. Они рождают столько добрых качеств: сострадание, соучастие, милосердие, сопереживание, сочувствие, великодушие, щедрость, нестяжание, благодарность,.

А что говорят об этом русские пословицы:

«Ум истиною просветляется, а сердце любовью согревается».

«Лихо помнится, а добро ввек не забудется».

«Добро и во сне хорошо».

«Торопись на доброе дело, а худое и само приспеет».

Смирение.

Но если уж Симеон Новый Богослов сказал о том, что доброта и любовь всем добродетелям голова, то ноги добрым делам – это смирение . А сколько сокровищ дает нам смирение, даже трудно представить: терпение, трудолюбие, простота, прилежание, кротость, долготерпение, послушание, покаяние, верность, чистота.

Давайте послушаем еще один рассказ из хрестоматии К.Д. Ушинского: Лошадь и осёл.

Прекрасная, сильная лошадь без всякой поклажи и тяжело нагруженный осёл шли по дороге за своим хозяином. «Любезная лошадь, — сказал осёл, — возьми на себя хоть маленькую часть своей ноши: я задыхаюсь под тяжестью!» Лошадь гордо отказалась. Вздохнул бедный осел и, опустив уши, побрел далее, но протащившись еще кое-как с версту, пошатнулся, упал и издох. Теперь только увидел хозяин, как он был несправедлив к бедному животному и что напрасно баловал он сильную, молодую лошадь. Погоревал хозяин, попенял на себя, но делать было нечего, надобно было ехать далее. И вот он навьючил всю ослиную ношу на гордую лошадь, да прибавил к ноше еще ослиную кожу, которую не захотел даром бросать на дороге.

— Поделом мне! – подумала лошадь. – Если бы я сжалилась над моим бедным спутником, то и он был бы жив, да и мне не пришлось бы теперь так тяжело.

Ребята, каким пороком страдала молодая и сильная лошадь? Правильно, гордостью. Она любила только себя, и поэтому ей не было дела до тяжести груза и страданий какого-то там замухрышки-ослика. Ни сострадания, ни соучастия, ни милосердия не было в ней. Только когда всю ношу с бедного погибшего ослик погрузили на ее гордую спину, она все поняла, да и то, из жалости к себе, ругая в конце рассказа свою глупость и недальновидность.

А теперь ответьте, какое доброе качество противоположно гордости? Конечно, смирение.

Это редкое и необычное слово смирение . Без него невозможно понять, как добром можно победить зло, как слабому возможно победить сильного. И тот, кто обладает смирением, тот обладает одним из самых дорогих сокровищ на свете. Святитель Феофан Затворник говорит: «Смирение – основа всего! Как отойдет смирение, сердце замкнется и все доброе в нем задохнется. Да будет всегда сердце сокрушенно и смиренно». И еще он говорит: «Смирение – корень всякого добра, ибо все доброе от Бога; он гордым противится, смиренным дает благодать». Вот так, дорогие мои, смиряться, когда тебя ругают, а особенно, когда ругают несправедливо, очень тяжело, но необходимо. Смирение – это доспехи, бронежилет для сердца, который защищает от плохих мыслей-помыслов и от страстей. Но это не только щит, но и оружие против всякого зла. Ученики Христа, апостолы, числом меньше ста человек, вооружившись любовью и смирением, шли через множество стран, голодали, были ругаемы, избивались, но добром побеждали зло, исцеляли, проповедовали, обращали в Христову веру десятки тысяч людей.

Как об этом говорит Ефрем Сирин: «Прекрасное оружие – смирение. И кто с ним выходит на брань, тот не бывает побежден. Смирение – высокая ограда; блажен, кто находит в нем убежище. Оно покоряет высокомерие гордых, оно посевает мир внутри тебя, славу окрест тебя, чистые помыслы в сердце твоем и делает чистым твое лицо. Смирение не дает места раздражительности, гонит прочь ненависть, зависть и злобу».

«Смирение – Богу угождение, уму просвещение, душе спасение, дому благословенье и людям утешение».

«Не ищи мудрости, ищи кротости!».

«Не хвались горох, не лучше бобов: размокнешь и сам лопнешь».

Терпение.

Но для того, чтобы заслужить и получить такое оружие и великую ценность как смирение, каждому из вас необходимы и другие качества, из множества которых выделим три: терпение, трудолюбие и послушание.

Евангельские слова: «претерпевший до конца спасется» продолжает Ефрем Сирин: «терпеливый легче достигает всякой добродетели. В скорбях он радуется, к постам готов, в молитвах терпелив, в делах безукоризнен, в жизни рачителен, в обращении привлекателен, в хождении за немощными предупредителен, первый помощник в затруднительном положении, в мыслях трезвен, во всяком деле добр».

Скажите, ребята, а можно ли прожить жизнь так, чтобы в ней с нами ничего не происходило, чтобы мы или наши родственники не болели? Ну, конечно же, нет. Все трудности и лишения, потери и невзгоды, и даже болезни даются нам не просто так. Это испытание Господь попускает нам только для того, чтобы мы научились терпеть, а через терпение смиряться. Для постижения этой науки так полезно сегодня заниматься в спортивной секции, в музыкальной или художественной школе, много трудиться, помогать родителям и старшим. С точки зрения православных христиан, каждый человек ради спасения своей души и обретения Царствия Небесного должен нести свой крест с величайшим терпением и мужеством. Помните старую поговорку: «Бог трепел, да и нам велел».

«Терпи горе неделю, а царствуй год. Терпение дает умение».

«Терпи казак, атаманом будешь».

«На хотенье есть терпение».

«За терпение бает Бог спасение».

«Терпение и труд все перетрут».

«Не гневи Бога ропотом, молись ем шепотом».

Трудолюбие.

Привычка к труду должна вырабатываться в каждом человеке с малых лет. Эта привычка укрепляет очень важную составляющую нашей души, ее мотор – волю. Именно волю поражают страсти и пороки. Именно воля поражается вредными привычками, а безвольный человек теряет самое дорогое – свободу, он становиться рабом, которому ничего не хочется. Когда почти четыре тысячи лет тому назад пророк Моисей выводил еврейский народ из египетского рабства, его собственный народ при первых же трудностях начинал роптать на своего вождя, мечтать о том, как хорошо им жилось в рабстве. Святой Никодим Святогорец говорит: «Для стяжания добродетелей требуется душа мужественная и великая, и воля не какая-нибудь слабая и вялая, но решительная и сильная, с верным презрением многих препятствий и тяжелых трудов и с готовностью все их поднять и перенести». «Труд терпеливый сам себе приносит награду».

Правильно, послушание, родительское послушание. Феофан Затворник говорит: труд телесный – хорошее дело; труд же сей по послушанию – святое дело». Почему же святое? Да потому что пятая Заповедь: «чти отца и мать своих да благо тебе будет, и долголетен будеши на земли» об этом говорит. Это значит, кто слушается папу и маму, исполняет Нравственный Закон, и обязательно будет под крепкой защитой.

Симеон Новый Богослов говорит: «Тому, кто прекословит отцу своему, сорадуются демоны; тому же, кто даже до смерти смиряется перед ним, удивляются ангелы».

Сегодня особенно важно не утратить в себе доброе дело родительского послушания. Когда дети не слушаются родителей, учителей и взрослых, когда подчиненные не слушаются своих начальников, в любой семье, в любом классе или другом коллективе или даже в государстве наступает разруха. Во всем важен порядок, это порядок установил, кто кого должен слушать: при его нарушении наступают беспорядки. Симеон Новый Богослов говорит: «Человек, научившийся противоречить, сам для себя есть обоюдоострый меч: он убивает душу свою, не сознавая того, и делает ее чуждой жизни вечной».

5. Как хранить в себе чистое сердце.

Жизнь каждого человека – есть непрестанная борьба между добром и злом. Самое удивительное, что бесплотные силы ангелы и бесы ведут эту борьбу руками и волей людей. Место этой борьбы, поле этой вечной битвы – человеческое сердце. Преподобный Никодим Святогорец сравнивает сердце человеческое с корабельным рулем: «Сдвинь направо или налево руль, тотчас изменится движение корабля, и он сойдет с того направления, которого держался прежде. Когда сердце приходит в смятение, все внутреннее наше приходит в движение», нарушается правильный ход нашей мысли и самой жизни.

Вот почему важно хранить свое сердце в чистоте, вот почему важно постом, молитвой и таинствами в Церкви лечить застарелые болячки сердца, наши страсти и пороки. У святых это называется подвигом сохранения внутреннего мира своего. «Мир сердца возмущают страсти, не допускай страстей до сердца, и оно всегда будет мирно».

Послушайте короткую притчу Георгия Юдина «Сердце».

«У одной доброй мудрой старушки спросили:

— Бабушка! Как ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет?

— есть, милые. Все хорошее, что мне сделали, я записываю в своем сердце, а все плохое на воде. Если бы я сделала наоборот. Сердце мое сейчас было бы в страшных рубцах, а так оно – рай благоуханный.

Бог дал нам две равно драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть его».

Поэтому очень важно, в каком состоянии находится наше сердце, прибрано ли в нем, не переполняют ли его недобрые чувства.

Вопросы для размышления

Урок по основам православной культуры

«Добро и зло»

Учитель: , МОУ СОШ №1 р. п. Пачелма

учебный год

Тема: Добро и зло в христианстве.

Цели :

Показать понимание добра и зла в христианстве.

Продолжить формирование своего отношения к понятиям « добро» и «зло»;

Уметь различать добро и зло.

Раздаточный материал : текст притчи «Добро и зло» (приложение №1), варианты кластеров (приложение №2), (В. Закруткин «Матерь Человеческая» №3), карточки с высказываниями (приложение №4), варианты выполненных работ (приложение №5).

Форма работы : групповая и индивидуальная.

задача для человека состоит в том, чтобы научиться различать истину и ложь, добро и зло и делать самостоятельный выбор.
« О духовной эволюции»

Ход урока .

I Стадия урока «Вызов ».

Цель: пробуждение интереса и мотивации к обсуждению предлагаемой темы.

Постановка проблемы :

Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:
”Что такое хорошо, и что такое плохо?”

Что такое хорошо, и что такое плохо? Сегодня на уроке мы попытаемся найти ответ на этот вопрос.

Задание №1.

Прочитайте притчу (притча даётся без заглавия), найдите ключевые слова, которые помогают определить основную мысль притчи, обозначьте её. Подберите заглавие.

(Приложение)

Ключевые слова : благо, вред, добром, лютым злом, темна природа зла, суть добра
душой непостижима и мудра, доступна только Богу, что в жизни зло, что благо - сам суди,

речь молодых беспечна, злато, слово старика, вековая мудрость, не в почете седина, грань тонка, мысль об их сплетенье нелегка, сродни измене пестованье зла.

Основная мысль :

Но как бы ни добра душа была,
Сродни измене пестованье Зла.

Заглави е « Добро и зло», « Что в жизни зло, что благо – сам суди».

Итак, тема нашего урока «Добро и зло в христианстве». Эпиграфом являются слова

Прочитайте их и определите цели нашего урока.

А можно ли взять в качестве эпиграфа строки из притчи? Обоснуйте свой выбор.

(Возможные варианты ответов).

Мне кажется, что эпиграфом могут служить слова:


Душой непостижима и мудра,
Доступна только Богу одному -
Не нашему короткому уму.

Если человек знает христианские заповеди, живёт в соответствии с ними, то это поможет ему избежать в своей жизни ошибок. А ещё я считаю, что если человек живет в ладу со своей совестью, главным судьёй, то и понять, нравственно ли поступает он или нет, ему не составит труда.

В качестве эпиграфа, по моему мнению, можно использовать слова:


Ребёнку можно объяснить что хорошо, что плохо, но когда он подрастёт и у него накопится свой, пусть небольшой жизненный опыт, то выбор зависит только от него. Если он примет ошибочное решение, то и исправить его должен сам. А если трудно ещё самостоятельно принять решение, то прислушаться нужно к советам старших.


Как мысль об их сплетенье нелегка!-

эти слова, я полагаю, можно использовать в качестве эпиграфа. Притча служит примером того, что не всегда благие намерения могут принести добро. Мне, кажется, чрезмерная опека старших может тоже привести к отрицательным результатам, потому что молодые люди не смогут принять самостоятельного решения в трудную минуту.

Стадия урока «Осмысление».

Цель на этой стадии: знакомство с новой информацией.

- Для успешной, плодотворной и правильной жизни очень важно знать и понимать что такое добро, а что зло. Многие люди старались дать чёткое определение этих понятий, но трудность заключается в том, что они многозначны.

(На доске и в тетрадь записать).

Добро - всё положительное; Зло-всё отрицательное. (В житейском смысле).

«ДОБРО И ЗЛО - наиболее общие понятия морального сознания, категории этики, характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности». (Большой энциклопедический словарь.)

Но никто так ясно, так глубоко и так истинно не определил что добро, а что зло как Христианство.

Самый главный представитель добра - или даже источник самого этого понятия -Бог . Объективный критерий добра (также как и блага )- соответствие его воле Божией . (Библия. )

Добро – это дела милосердия. Различают дела милости телесной – накормить голодного, напоить жаждущего, принять странника, одеть нагого, посетить больного или заключенного (Мф. 25:35-36 ). И милости духовной – обратить грешника от ложного пути его – спасти душу (Иак. 5:20 ).(Евангелие )

Также в христианстве утверждается, что никакое, даже самомалейшее добро, в конечном итоге не останется без награды от Бога (Мф. 10:42 , Мк. 9:41 .

Зло рассматриватся не как сущность, но как умаление добра. Источник зла - злая воля разумных и свободных существ, уклонившихся от пути добра и впавших в противление Бог у .

Первым это сделал верховный ангел, ставший в результате Сатаной или Диаволом . Увлеченные им в падение ангелы стали демонами . Они видят смысл своего существования во вражде с Богом, и уже не могут покаяться и снова начать творить добро . Первое настоящее испытание людей, обусловившее весь драматизм человеческой жизни, это, как мы знаем из Библии, древо познания добра и зла. Но люди примирены с Богом крестной жертвой Сына Божия - Иисуса Христа . И поэтому каждый человек имеет возможность покаяться и вернуться в послушание Богу . Критерием различения добра и зла является то, насколько человеческие и моральные качества содействуют или противодействуют цели спасения. Таким образом, добро и зло - антонимичные понятия.

Работа в группах.

Составление кластера «Добро» и « Зло». (Смотри приложение №2).

Обобщить ваши кластеры я предлагаю в таком виде:

Добро зло

Созидает разрушает

Любит ненавидит

Помогает топит

побеждает добром силой

радостно хмурится

красиво уродливо

мирно враждебно

спокойно раздражается

миролюбиво задирается

прощает злопамятно

свято гнусно

Какие слова, по вашему мнению, являются ключевыми? Обоснуйте своё мнение.

Выводы:

Отсюда становится ясно, что действительно в мире есть созидательная сила - добро, и разрушительная сила - зло. Добро порождает добро, а зло разрушает все и, в конце концов, и само себя. И это есть жизненный факт и истина, в которых каждый человек может сам убедиться, наблюдая за людьми и окружающим нас миром. И поэтому всегда нужно исходить из христианской любви и доброжелательства ко всему живому. Это должно быть основой нашего поведения и нашего мировоззрения. Любовь и добро есть ключ ко всей жизни, ко всему миру. Добрые отношения дают добрые, положительные результаты

Вывод в тетради:

Добро - понятие христианской нравственности , противоположное понятию зла .

Добро- намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, осуществляется только свободной волей .

Стадия урока «Рефлексия».

Цели: установление обратной связи с учениками на уровне понимания сути названной темы и выяснение их отношение к ней.

Творческая работа.

Прочитайте текст, взятый из произведения В. Закруткина « Матерь Человеческая» (приложение №3) и напишите сочинение, в котором выразите своё отношение к прочитанному, используйте материал урока. В качестве эпиграфа выберите одно из высказываний. (Приложения №4).

Стадия урока « Подведение итогов».

Подводя итог нашему уроку, я обращаюсь к вам со словами ёва: «Стремитесь ходить путями добра так же просто и безотчётно, как вы ходите вообще. Тропинки и дороги нашего прекрасного сада, который зовётся окружающим миром, так легки, так удобны, встречи на них так интересны, если только «исходные данные» выбраны вами правильно».

А в минуты сомнения вспомните строки:

Человек, в чьем сердце смута

Или боль рождает стон,

Поклоняется чему-то

И во что-то верит он.

Может, верит он, как в Бога,

В торжество добра для всех,

Только жаль его, тревога

Не стихает, как на грех.

А другой, быть может, верит,

Что людская суть темна,

И своею меркой мерит

Ближних в наши времена.

Зло, мол, людям неподвластно

И, как мир, оно старо.

Ну а я из тех, кто страстно,

Верит в Разум и Добро!

Н. Харлампьев.

Задание на дом:

Выберете одно из предложенных высказываний (приложение №4) и напишите

Аргументируйте свою точку зрения, используя материал урока и примеры из художественной литературы .

Приложение

Как часто в жизни дело иль предмет

Одним даруют благо, прочим – вред.

И шаг души, проникнутый Добром,

К нам может возвратиться лютым Злом.

Темна природа Зла, а суть Добра,

Душой непостижима и мудра,

Доступна только Богу одному, -

Не нашему короткому уму.

Дарован пламень каждому в груди,

Что в жизни Зло, что Благо - сам суди.

Охотник, застрелив волчицу-мать,

Решил к себе домой волчонка взять,

Чтоб дом щенок подросший сторожил,

И, словно пёс, защитою служил.

Как радовались дети! Но отец

Охотника разгневался вконец:

«Собакой волку в жизни не бывать,

Убей его, иль нам несдобровать!

Убей его, закончи дело, сын,

Ужель беду предвижу я один?!»

Речь молодых беспечна и легка,

Как злато, веско слово старика,

Но вековая мудрость не слышна,

Коль в доме не в почете седина.

Умолк старик, пустой предвидя спор,

И стал волчонок в доме жить с тех пор.

Как взрослый, мясо ел за четверых,

И стал крупнее сверстников своих,

Что мучились от голода в лесах,

И выли на морозе и ветрах.

Избалован кормежкой и теплом,

Волчонок подрастал, как снежный ком,

Но зверь есть зверь, и, сколько ни корми,

Он вскоре тяготиться стал людьми.

Наскучили и ласка, и игра,

Коль кровь пролить пришла ему пора.

Волчонок стал из дома убегать,

И взрослых псов соседских задирать,

Искать на теле слабые места -

Он что ни делал - делал неспроста!

А вечером, покусанный и злой,

Брёл нехотя к охотнику домой.

В его крови проснулась злая страсть,

Желание стащить, убить, напасть,

Сбежать в леса, где вольное житье,

Где ждёт единокровное зверьё...

Стремглав промчалось года полтора,

Его уже на цепь сажать пора!

О, если б людям знать, что не к добру

Сажать волков в собачью конуру,

Что им мила лишь дикая судьба

И хуже лютой смерти жизнь раба.

Что волку пёсья жизнь сулить могла?

Мешок костей с хозяйского стола?

Собачье счастье – серому беда,

Горька без воли лучшая еда.

Как сирота, ночами он взвывал,

А днём – скоту проходу не давал.

Побег был предрешён. И, выждав срок,

Сбежал на волю выкормленный волк.

А вскоре – не заставив себя ждать! -

Стал на коров отставших нападать.

Волк, знающий повадки местных псов,

Дурачил, как мальчишек, пастухов.

Он, с детства не боящийся огня,

Как ночью, драл овец и среди дня,

Затем исчез на время, чтобы вновь,

Уже со стаей, портить людям кровь.

Он, будучи сильней иных волков,

Пришло к селянам горе. Кто в те дни

Не ладил для бандитов западни?

Но разве от ловушек мог быть толк,

Коль выращен охотником был волк?

Ни травленое мясо, ни капкан,

От бедствий не избавили селян…

Лишь следующею снежною зимой

Наказан был грабитель за разбой.

Лощина та, где стая залегла,

Толпой людей в кольцо взята была.

Был каждый до зубов вооружён,

И злобно за патроном жёг патрон.

Убили всех – матёрых и щенков,

Чтоб впредь не видеть лиха от волков…

По мере вдохновения и сил

Насколько между ними грань тонка!

Как мысль об их сплетенье нелегка!

Но как бы ни добра душа была,

Сродни измене пестованье Зла!

Приложение

Сжимая в руке вилы, Мария откинула крышку лаза и отпрянула. На земляном полу погреба, прислонившись к низкой кадушке, сидел живой немецкий солдат. В какое – то неуловимое мгновение Мария заметила, что немец испугался её, и поняла, что он безоружен. Наклонившись над лазом, она молча смотрела на немца.

Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце, тошнотой прихлынули к горлу. Алый туман застил ей глаза. И в этом негустом тумане она увидела безмолвную толпу хуторян, и раскачивающегося на тополёвой ветке Ивана. И босые ноги повисшей на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки, и их, палачей – фашистов, одетых в серые мундиры с чёрной лентой на рукавах. Теперь здесь, в её, Мариином, погребе, лежал один из них, полураздавленный, недобитый гадёныш, одетый в такой же серый мундир, с такой же чёрной лентой на рукаве. На которой серебрились такие же чужие. Непонятные, крючковатые буквы…

Вот и последняя ступенька. Мария остановилась. Сделала ещё шаг вперёд, мальчишка - немец шевельнулся.

Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услышала тихий сдавленный крик, который показался ей громом:

Мама! Ма-а-ма!..

Слабый крик множеством раскалённых ножей впился в грудь Марии, пронзил её сердце, а короткое слово «мама» заставило содрогнуться от нестерпимой боли. Мария выронила вилы, ноги её подкосились. Она упала на колени и, прежде чем потерять сознание, близко-близко увидела светло-голубые, мокрые от слез мальчишеские глаза…

Очнулась она от прикосновения влажных рук раненого. Захлебываясь от рыданий, он гладил её ладонь и говорил что-то на своём языке, которого Мария не знала. Но по выражению его лица, по движению пальцев она поняла, что немец говорил о себе: о том, что он никогда не убивал, что его мать такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под городом Смоленском, что он сам, едва закончив школу, был мобилизован и отправлен на фронт, что ни в одном бою ни разу не был, только подвозил солдатам пищу.

Мария молча плакала. Смерть мужа и сына, угон хуторян и гибель хутора, мученические дни и ночи на кукурузном поле – всё, всё что она пережила в тяжком своём одиночестве, надломило её, и ей хотелось выплакать своё горе, рассказать о нём живому человеку, первому, которого она встретила за все последние дни. И хотя этот человек был одет в серую, ненавистную форму врага, но он был тяжело ранен, к тому же оказался совсем мальчишкой и – видно по всему – не мог быть убийцей. И Мария ужаснулась тому, что ещё несколько минут назад, держа в руках острые вилы и слепо подчиняясь охватившему её чувству злобы и мести, могла сама убить его. Ведь только святое слово «мама», та мольба, которую вложил этот несчастный мальчик в свой тихий, захлебывающийся крик, спасли его.

Осторожным прикосновением пальцев Мария расстегнула окровавленную сорочку немца, слегка надорвала её, обнажила узкую грудь. На спине была только одна рана, и Мария поняла, что второй осколок бомбы не вышел, засел где-то в груди.

Присела рядом с немцем на корточки и, поддерживая рукой его горячий затылок, напоила молоком. Не выпуская её руку, раненый всхлипнул.

И Мария поняла, не могла не понять, что она – последний человек, которого обреченный на смерть немец видит в своей жизни, что в эти горькие и торжественные часы его прощания с жизнью в ней, в Марии, заключено всё, что ещё связывает его с людьми, - мать, отец, небо, солнце, родная немецкая земля, деревья, цветы, весь огромный и прекрасный мир, который медленно уходит из сознания умирающего. И его протянутые к ней худые, грязные руки, и полный мольбы и отчаяния угасающий взгляд – Мария и это поняла – выражают надежду, что она в силах отстоять его уходящую жизнь, отогнать смерть…

Приложение

В человеке заложена вечная, возвышающаяся его потребность творить добро.

Сфера добра большая. Она прочная, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. Сфера добра ближе к вечности .

Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни…

.

Ни один злой человек не бывает счастлив .

Жизнь злых людей полна тревог .

Кто громоздит злодейство на злодейство, свой множит страх.

Если не хочешь знать страха, не чини зла.

Тот, кто сеет зло, пожинает раскаяние.

Приложение

Вариант сочинения (ученица11класса Ольга Г.

В человеке заложена вечная, возвышающая

его потребность творить добро.

Самая страшная беда человечества – война. Зло, которое она приносит людям,

неизмеримо. Невозможно смириться с потерей близких людей, забыть моральные и физические страдания. И как поступить в той ситуации, когда ненависть и горячая, слепая злоба захлёстывают тебя? Подчиниться жажде мщения или побороть это разрушительное желание?

В. Закруткин в повести «Матерь Человеческая» на примере Марии даёт своё представление о том, как может вести себя в подобной ситуации человек. «Алый туман застил ей глаза», когда она увидела одного из них, палачей-фашистов, полураздавленного, недобитого. Безмолвная толпа хуторян, раскачивающийся на тополевой ветке Иван, босые ноги повисшей на тополе Фени, чёрная удавка на детской шее Васятки - всё это мгновенно пронеслось в её воспалённом мозгу. И она поднимает вилы, слегка отворачивается, чтобы не видеть то страшное, что должна сделать, но слышит крик. Этот крик «впился в грудь Марии». Тихий, сдавленный крик «Мама!» множеством раскалённых ножей пронзил её сердце. Святое это слово оказалось сильнее злобы и мести. Спустя мгновение, мать ужасается тому, что подчинилась этому чувству: хотела убить беззащитного . И она уже не мстит, а защищает угасающую жизнь семнадцатилетнего мальчишки. Добро оказалось сильнее зла, потому что в человеке заложена изначально потребность делать добро.

Эссе «Добро и зло».

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях .

Утомили диспуты на темы морали и нравственности, особенно, на телевидении. Все о чем-то рассуждают, “формируют” мировоззрение, а понятия о существе основополагающих вещей не дают. Так как же разобраться в том, что такое хорошо, и что такое плохо. Ведь именно эти понятия позволяют, сохраняя достоинство в глазах окружающих, обрести самоуважение и уверенность в себе. С рождения каждому человеку и семья, и государство пытаются помочь разобраться в этом, чтобы он избежал конфликта с обществом. Но часто человек конфликтует с самим собой и в силу своих духовных и интеллектуальных задатков пытается во всем разобраться самостоятельно. Но оказывается: прописанной истины нет. Но может, ее и нет вовсе? Многие считают, что все вообще относительно. В каждом конкретном случае все зависит от обстоятельств. Получается, хорошее, плохое – в сущности, одно и то же. А может, действительно, нет ни хорошего, ни плохого? Ну, за исключением самих слов. Казалось бы все так. Но, думая о себе, человек осознает - может для кого и относительно, а для меня - вполне определенно. Вот это - плохо, а это - хорошо. А что для меня - хорошо, для другого - плохо? Или не всегда? Но некоторые вещи - всегда. А как же должно тогда быть, чтобы и для меня и для другого - хорошо? И - всегда? Может быть, совесть поможет прояснить ситуацию? Но тогда только человек судит себя. А как же общественное мнение? Очень все индивидуально, а, следовательно, неопределенно. Так что же может помочь задумавшемуся человеку? Прежде всего, понимание того, что, смысл простого житейского вопроса: “Что такое хорошо и что такое плохо?” заключается в желании познать Истину в определении различий между Добром и Злом . И как следствие - ясного представления об их существе и о несомненных ориентирах в самом процессе этого познания

Учебно - методическая разработка урока курса "Основы религиозных культур и светской этики". Урок содержит различные виды работы над текстом учебника А.Кураева. На уроке используются различные приёмы и методы организации детей, один из этапов содержит исследовательскую работу. Содержание урока можно использовать для проведения внеклассного мероприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок курса «Основы православной культуры»

Тема: Православие о Добре и Зле.

Цель: осмыслить понятия Добра и Зла; формировать убеждения о том, что человек может справляться с грехами, а, значит бороться со Злом, преумножать меру Добра в себе и в мире.

Задачи:

  1. Познакомить детей с закономерностями проявления Добра и Зла в личности человека и в окружающей жизни;
  2. Сформировать представление о грехе и его связи со Злом;
  3. Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому;
  4. Поднять проблему добротворчества;
  5. Установление правил жизни доброго человека;
  6. Воспитание нравственных качеств личности школьника;
  7. Обогащение словарного запаса;
  8. Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, терпимости, взаимопонимания, уважения к высказываниям одноклассников.

Виды деятельности: устный рассказ на тему; беседа, комментированное чтение, работа со справочной литературой, самостоятельная работа с источниками информации, поисковая деятельность.

Основные термины: Добро, Зло, грех, грехопадение, покаяние.

Оборудование: древо познания Добра и Зла, листья с Названиями «добрых дел»;

Карточки с заданиями;

Весы;

Компьютерная презентация.

Ход урока

  1. Организация деятельности учащихся. Психологический настрой на урок.

Дорогие друзья! Сегодня у нас с вами необычный урок. Давайте улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем успеха.

Пусть ваши улыбки согреют наши сердца, а тепло наших сердец согреет всех гостей, собравшихся в классе.

  1. Введение в тему урока.
  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проводим последний урок по предмету «Основы православной культуры».

Сосредоточьтесь и вспомните, какие основные понятия мы встретили на этих уроках? (ответы детей)

2. Определение темы урока.

А) Поэтическая минутка.

Тему нашего разговора на последнем уроке поможет определить стихотворение, которая подготовила ученица первого класса.

Баллада о Добре и Зле.

Однажды с Добром встретилось Зло

Кто встречался со Злом, тому не везло

С Добром кто встречался, тот вечно был счастлив,

Умён, остроумен и просто удачлив.

И думало Зло, что Добру точно также

Ходить по Земле унижаться и даже

Не делать добра никогда никому,

Но тут вдруг Добро прошептало ему:

«Ведь знаешь, что я не такое как ты,

Я жду веселья, а ты ждёшь беды.

Я процветаю от детского смеха,

А бить, убивать это разве потеха?

Откуда взялось ты вообще на Земле?»

А Зло, пошатнувшись, сказало: «А мне,

Михаил Реутов

Наплевать, что с другими случится,

Я буду от горя людей веселиться,

Я буду молиться, чтоб кого – то убили,

Потом посижу, посмеюсь на могиле.

А так, как нас больше – я буду плеваться

На всех, кто захочет с тобою остаться!»

Добро от такого шатнулось немного:

«Как можно быть злым и ссылаться на Бога,

Просить у Него чьей – то смерти, ведь Он

Творец этой жизни – Примите Поклон»

«А мне наплевать на Него, не боюсь я,

Его добрых чар, потому что мне грустно,

Когда кто - то делает только добро.

Пойду я» - «иди, но запомни одно –

Нас больше и этим всё решено!!!»

б) Беседа по содержанию стихотворения.

О чём шёл спор?

Какие вопросы возникли в ходе этого спора?

Что такое Добро и Зло? Как появилось Зло на Земле?

Чего больше на Земле: Добра или Зла?

Какова тема нашего разговора?

Работая над темой, нам предстоит ответить на определённые вами вопросы.

  1. Работа по теме урока.
  1. Размышляем сами.

Подумайте, как определить Добро и Зло (ответы детей)

Добро – благо, всё хорошее, положительное, то, что требует от нас долг человека, христианина.

Зло – противоположное добру, худое, лихое, отрицательное, противное всякому благу.

Так определяет эти понятия В.И.Даль. А как говорится об этом в православии?

2.Самостоятельная работа в группе.

Найдите нужные слова для определения основных понятий урока.

(У детей карточки для составления окончания фразы)

Добро – это то, ... (что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога)

Зло – это то, … (что удаляет человека от этих добрых целей, толкает к дурным поступкам, соблазняет к совершению греха, губит душу)

3.Проверка самостоятельного задания.

  1. Выбор материала для ответа на второй вопрос темы.

1.Размышляем сами.

- Как же появилось Зло на Земле? (ответы детей)

2. Прослушивание рассказа заранее подготовленным учеником.

(Демонстрация кадров презентации)

№1

Бог, создатель всего сущего создал сначала мир духов, которые жили в небесном мире. Он наделил их бессмертием, разумом и свободной волей. Такой мир называется в Священном Писании небесным или ангельским. Эти духи были разделены Богом на 9 чинов: первая тройка – престолы, херувимы и серафимы, вторая тройка – начала, господства и власти, третья – силы, архангелы и ангелы. Один из семи высших архангелов назван был Денницей, что означает утренняя звезда. Он не захотел идти путём, определённым Богом. Вместо того, чтобы созерцать своего Творца, он направил свои cилы на созерцание своей собственной красоты. Он сам захотел стать Богом для ангелов. И тогда он породил ложь. Рождая одну ложную мысль за другой, он изобрёл клевету и стал Дьяволом (что означает – клеветник ).

Через некоторое время, осознав свою неправоту, но, не признав её перед всеми, Дьявол пошёл уже осознанно против всех божественных слов и понятий, перестал слушать и слушаться Бога и стал Сатаною, что означает противник. Так появилось противостояние, началась Небесная война.

№2

Услышав мысли Сатаны, ангелы начали обсуждать то, что тот предлагал. Ангелы стали сомневаться в незыблемости своего Творца.

Заступником за истину и истинное божественное знание стал другой могущественный архангел, получивший имя Михаил за победу в богословском ангельском споре. Имя Михаил означает «Кто как Бог». Задав этот вопрос всем спорящим, Архангел Михаил подвёл черту спора, после чего мир разделился окончательно. Одна треть ангельских духов была соблазнена Сатаной, а две трети осталось с Архангелом Михаилом, ставшим заступником Бога. За свой подвиг Архангел Михаил удостоился стать Архистратигом всех ангелов, то есть главным воеводой святого ангельского воинства. Впоследствии Архангел Михаил на иконах стал изображаться в золотых воинских, княжеских доспехах, с пламенно, горящим (духовным) мечом в руке.

Так появилось в мире Добро и Зло.

Кто же олицетворяет Зло? Добро?

  1. Работа с материалом учебника.
  1. Размышляем сами.

Как же Зло пришло на Землю? (рассуждения детей)

2. Чтение эпизода учебника.

А.В.Кураев. Основы православной культуры. М.: Просвещение, 2010, с.92.

Какую библейскую историю имел в виду автор учебника?

3.Прослушивание выступление ученика.

Библейская история грехопадения.

Первозданные люди жили в райском саду. Это был уголок земли, где звери слушались людей и, где не было смерти. Люди наслаждались жизнью, беседами с Творцом. Им было разрешено всё. Только нельзя было «вкушать плоды древа познания добра и зла».

Однажды, Ева прогуливалась по саду и внезапно она увидела змея. «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Бог» в образе змея в саду к женщине обращался, искушая ее, сам сатана. Змей спросил Еву: «Говорил тебе Бог, если ты попробуешь плодов с дерева познания добра и зла, ты умрешь?"

Ева ответила ему: «Да, Господь действительно говорил нам не есть плодов с дерева, стоящего посредине сада, и не касаться его, иначе мы умрем ». «Нет, не умрете» - солгал сатана «Если вы вкусите плодов этого дерева, ваши глаза откроются, вы станете подобны Богу, который знает, что есть добро и зло». Попробовав запретный плод, Адам и Ева взяли на себя право решать, что для них благо, а что зло. Они отвергли духовный Закон Бога, преступив его. Они выбрали для себя сторону Сатаны в вопросе, что есть добро, а что зло, вместо того, чтобы прислушаться к тому, что говорил Бог Отец, который знал это лучше, чем любой. После того, как Адам и Ева вкусили запретного плода, они впервые ощутили неприятное чувство гнетущей вины. Они осознавали, что ослушались Бога, совершив нечто, противное Его воле. Адам и Ева совершили первый на земле грех, сделав то, что Господь повелел им не делать. Этот проступок в дальнейшем изменил жизнь всего человечества.

4. Беседа по содержанию.

Что послужило началом Зла среди людей?

Что они совершили? (ослушались, грех)

Что такое грех? (грех – непослушание человека перед Богом)

К чему привёл первый грех? (грехопадению)

Что такое грехопадение? (первое нарушение заповеди)

  1. Дискуссия о доле Добра и Зла на Земле.
  1. Примеры Зла. Иллюстрация с помощью весов Истины.

Какое Зло пришло в мир? Положим его на одну чашу весов.

(Дети называют поступки)

Война, алкоголизм, непослушание, жестокость, воровство, прелюбодеяние. убийства, преступления, издевательства, сквернословие, хамство, неуважение.

Где кроются корни этих явлений? (в человеке)

Совершенно верно, корни – в человеке, т.е. – в нас. Как не попасть в сети зла?

  1. Тренинг «Как не попасть в сети Зла?»

Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается Зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это второй пальчик. Постепенно Зло достигает вершины. А дальше сё быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти Зла (сжать пальцы кулак)

Покажите, где на каком этапе надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (на мизинце)

Какой надёжный щит мы можем поставить на пути зла? Выберите те качества, которые помогут не впустить Зло.

Добро, любовь, хамство, терпение, уважение, злоба, забота, бестактность, сострадание, неприязнь, добродетель, послушание, грубость, честность, непослушание, благодарность, милосердие, лживость, взаимопомощь, жестокость, прилежание, жадность, щедрость, трудолюбие, корысть, спокойствие, лень, скромность, развязность, тактичность.

Дети выбирают карточки и прикрепляют на доску.

  1. Проверка задания тренинга.

Ребята, посмотрите, какая получилась стена. Она не даст проникнуть в душу Злу.

4. Анализ нравственной ситуации.

Но может так случиться, что Зло проникло в душу. Так как у героя стихотворения.

Гнев опять ко мне пристал:

Спорить с бабушкой я стал,

Бросил вещи, не убрал,

И на кошку накричал.

Я старался, я пытался

С гневом я своим сражался:

Но гнев не унимался,

На дне души остался.

Ребята, помогите!

Что делать мне, скажите?

Что же делать герою?

Как избавиться от злого?

Каким словом можно этот определить? (покаяние)

Что это такое?

5. Работа над термином. Выбор информации из учебника для объяснения определения.

А.В.Кураев. Основы православной культуры. М.: Просвещение, 2010, с.38.

Покаяние (раскаяние) – это изменение той оценки, которую человек даёт своим поступкам.

Осмысление своей греховности - тяжёлый душевный подвиг. Чтобы принести покаяние в содеянных грехах и очистить свою совесть, православные приходят в храм на исповедь. Но прежде чем идти на исповедь в храм, человек должен примириться с ближними, научиться прощать других, смирив свою гордыню.

  1. Рефлексия.
  1. Продолжение дискуссии о доли Добра и Зла в мире.

Ребята, посмотрите на наши весы. Неужели Зло так и останется большей силой? Приведите примера Добра из нашей жизни.

(Дети называют примеры и кладут фишки на чаши весов)

Акции доброты, милосердие, миротворчество, отряды волонтёров, которые помогают нуждающимся, проекты помощи инвалидам, экологические акции, организация помощи животным, умение прощать, любовь к окружающим.

  1. Подведение итогов работы.

Каждый из нас вспомнил то добро, которое есть в мире, и оно, конечно же перевесит Зло.

Какой вывод можно сделать, глядя на наши символические весы Истины?

Чтобы прийти к добру, вам самим нужно нести в мир добро. Каким бы добрым ни был мир вокруг нас, мы не становимся добрыми без труда и работы над собой. Это большая работа нашей души.

3. Игра «Дерево Добра»

Зло пришло в жизнь человека с дерева познания Добра и Зла. Мне хочется, чтобы у нас в классе «выросло» дерево Добра, на котором – каждый листок – сделанное доброе дело. Украсьте свой листок добрым делом и поместите его на крону нашего дерева. Пусть и наши гости помогут нам. (Дети и гости украшают дерево).

Какое роскошное дерево получилось! О чём это говорит? (добрых дел может быть больше, чем злых)

От кого это зависит?

4.Итог урока.

Группа ребят работала над сводом правил Добра для нашей жизни. И вот что у них получилось:

1.Помогать людям;

2.Защищать слабого;

3.Делиться последним с другим;

4. Не завидовать

5. Прощать ошибки другим;

6. Найти общий язык с недругом.

Как можно всё это заменить одной фразой?

Выполнять заповеди Божьи.

Ребята, смогли ли мы ответить на вопросы, поставленные в начале урока?

В жизни много есть горя и зла,

Есть соблазна коварные сети

И раскаянья жгучего мгла.

Всё же вы не слабейте душою,

Как придёт испытаний пора –

Человечество живо одною

Круговою порукой добра!

(Все дети берутся за руки, встав в круг)


Наступает вечер, на город опускается темнота и детки укладываются в свои кроватки, чтобы заснуть сладким сном. Но перед тем, как насладиться приятными сновидениями, каждый ребенок любит послушать волшебные сказки, которые на всю жизнь остаются в сердце. Тогда почему бы не совместить приятное с полезным и не почитать ребенку на ночь полезные и поучительные притчи для детей .

Притча - это короткая история, в которой заключена мудрость наших предков. Зачастую притчи для детей являются поучительными рассказами на какую-либо нравственную тему. Раньше они использовались как один из способов воспитания детей, поскольку понятны каждому ребенку, легко запоминаются и максимально приближены к реальности. Тем самым притчи и отличаются от басен , которые весьма аллегоричны и не всегда понятны маленьким слушателям. Детские притчи рассказывают о дружбе, семье и семейных ценностях, о добре и зле, о Боге и многом другом.

Библейские и православные притчи для детей

На протяжении многих веков Библия является самой известной книгой во всём мире. Это не только священные тексты для христиан, но и величайший памятник культурного наследия человечества. Библейские притчи встречаются на страницах Старого и Нового Заветов. Конечно, маленьким детям будет сложно понять весь сакральный смысл, который спрятан в библейских текстах, но с помощью родителей ребенок сможет разобраться в них. Самыми известными православными притчами для детей можно назвать притчи «О блудном сыне », «О мытаре и фарисее », которые рассказывают детям о милосердии и прощении, притча «О Добром самаритянине », которая учит малышей доброте и состраданию, и многие другие. Иисус Христос очень часто общался со своими последователями притчами, поскольку именно они помогают понять смысл всего сокровенного.

Короткие притчи для детей

Некоторые детки, особенно совсем маленькие, не любят длинных историй, им гораздо проще понимать короткие тексты, с простыми выводами. В этом случае можно короткие притчи для детей читать ребенку каждый вечер. И каждый раз его будет ждать поучительная и интересная история, которая останется в памяти.

Особенно рекомендуем притчи о дружбе для детей - например, притчу о гвоздях . Очень часто дети говорят что-то злое и плохое своим друзьям и родным. Эта притча поможет им понять, как важно ценить близких людей и не обижать их неосторожными словами.

Детские притчи о добре и зле, наверное, самые полезные для нашего подрастающего поколения. Ведь ребёнок не имеет жизненного опыта, поэтому ему сложно отличать плохое от хорошего, добро от зла, белое от чёрного. Нужно научить малыша таким базовым понятиям, а притчи о добре и зле для детей будут наиболее полезны. Рекомендуем почитать: «Добрый лисёнок », «Дедушка и смерть ».

Всему могут научить притчи. Самые важные и полезные маленькие истории - притчи о семье и семейных ценностях, ведь ничего важнее в нашей жизни нет. Особенно полезно детям читать притчи о матери, о любви, о хорошем и плохом, о правде и лжи.

Учите и воспитывайте своего ребёнка с раннего детства, тогда в будущем он вырастет хорошим и добрым человеком, отзывчивым к чужому страданию, милосердным и честным. Только так наш мир станет добрее и чище!

СПбАППО

Кафедра социально-педагогического образования

Курсовая работа

Православие о добре и зле

Выполнила Брискина Наталья Леонидовна

ГОУ СОШ №412 Петродворцовый район

Научный консультант Берсенева Тамара Александровна

Тема: Православие о Добре и Зле.

Цель: осмыслить понятия Добра и Зла; формировать убеждения о том, что человек может справляться с грехами, а, значит бороться со Злом, преумножать меру Добра в себе и в мире.

Задачи:

Познакомить детей с закономерностями проявления Добра и Зла в личности человека и в окружающей жизни;

Сформировать представление о грехе и его связи со Злом;

Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому;

Поднять проблему добротворчества;

Установление правил жизни доброго человека;

Воспитание нравственных качеств личности школьника;

Обогащение словарного запаса;

Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, терпимости, взаимопонимания, уважения к высказываниям одноклассников.

Ход урока.

Учитель читает притчу о Добре и Зле.

Добро и Зло с далёких пор

Ведут свой древний, давний спор

Кто наяву а не во сне

Сильней и крепче на земле?

"Сильнее Я" сказало Зло

"Кто служит мне, тем повезло

Я щедро отблагодарю

Земные блага подарю

Машины, деньги, мощь и власть

Пусть насладятся жизнью всласть!"

Добро сказало: "Может быть,

Но только я могу любить

Хоть за душою ни гроша

Для всех людей важна душа

Я виллы, яхты не дарю

Зато я душу сохраню

Друзей, родных, детей и дом

И много счастья в доме том

Не знаю что ещё сказать..

Остаться с кем, самим решать

Добро и Зло с далёких пор

Не оставляют этот спор.

Определение темы урока.

Кто участники спора?

Какие вопросы возникли в ходе этого спора?

Сформулируйте тему нашего урока.

Какое определение вы можете дать добру? (ответы детей)

Какое определение можно дать злу? (ответы детей)

Выберите 2 цвета зла и 2 цвета добра (ответы детей почему именно эти цвета они выбрали)

Давайте посмотрим, какое определение этим словам даёт толковый словарь Даля.

Добро – благо, всё хорошее, положительное, то, что требует от нас долг человека, христианина.

Зло – противоположное добру, худое, лихое, отрицательное, противное всякому благу.

Православие нас учит: что добро, а что зло; что хорошо, а что плохо; что добродетель, а что грех; а потом воспитывает в нас эти качества.

Учитель читает о понятии добродетели из учебника «Добрые уроки-наставления»

Как вы думаете когда и почему возникло Зло? (ответы детей)

Что бы ответить на этот вопрос, давайте вспомним о грехо падении Адама и Евы, за что они были изгнаны из Рая? (ответы детей) Слайд №1

Учитель подводит итог: змей, искушая Еву, спросил ее, могут ли она и Адам есть все плоды в раю, - на что Ева ответила, что они могут вкушать плоды со всех деревьев, кроме дерева познания добра и зла, так как, если они его вкусят, то умрут. На это змей сказал - нет, вы не умрете, если вкусите этого плода, но станете сами как Бог. Ева, прельщенная красотой плодов дерева познания добра и зла и соблазненная словами змея, взяла плод, съела его, дала съесть и Адаму. Тогда, как повествует Библия, у них обоих открылись глаза, они устыдились своей наготы, а когда услышали голос Бога, то скрылись от Него. На вопрос Бога, отчего они скрылись и не ели ли они плодов от дерева добра и зла, Адам рассказал все... Нарушение заповеди Божией, данной людям для воспитания в них послушания, столь необходимого, чтобы дар свободы восполнялся всегда благодатью свыше, - привело к изгнанию Адама и Евы из рая. Грех прародителей изменил то высокое положение, какое Господь дал людям в мире, - и вместо царственного владычества над землей человек стал рабом природы, должен был подчиняться ее законам. Смерть вошла в мир... Сущность зла, по христианскому учению, заключается лишь в отходе от Бога, в разрыве с Ним. Конечно, и невежество, и тяжелые социальные условия толкают людей на злые дела, причиняющие страдания, но источник зла в самом человеке, в его воле, в свободном избрании им пути жизни, т. е. в выборе того, быть ли ему с Богом или без Него, или даже против Него.

Русское православие - это прежде всего добротолюбие. Любить добро - главное для истинного православного. Такое отношение к вере идет из глубины русского национального сознания, согласно которому человек по природе добр, а зло в мире - отклонение от нормы.

Давайте прочитаем в учебнике как подражают Христу и чему радуются святые.(чтение урока 21.Зачем творить добро)

А можем ли мы противостоять Злу? Рассмотрим слайд на экране (№2)

Расскажите о своих добрых поступках.

Послушайте одну притчу

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Как вы понимаете ответ Старика? (ответы детей)

Иногда большее значение имеет не делать добро, а не допустить совершения зла.

Физминутка.

Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Учитель называет сказочного героя.

Если добрый герой – вы поднимаете руки вверх, если злой – наклоняетесь вперёд. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас – Барабас, Красная Шапочка, гуси – лебеди, водяной, Баба – яга, Золушка, Морозко, Мальвина).

Народная мудрость воплощена во многих пословицах и поговорках.

Пословицы недаром появляются.

Без них прожить никак нельзя,

Они великие помощницы

И в жизни – верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то научают

И от беды нас берегут.

Задание Найди окончание пословицы(Вторая часть пословиц перепутана): Доброе слово лечит, (а злое калечит).

Доброе слово человеку, (что дождь в засуху).

Кто любит добрые дела, (тому и жизнь мила).

Худо тому,(кто добра не делает никому).

Добро помни,(а зло забывай).

Сейчас давайте разыграем стихотворение « Что такое хорошо, а что такое плохо»

(Подготовленные заранее дети разыгрывают пантомима, под чтение учителя)

Рефлексия:

Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, трудолюбивыми, добрыми. Ведь делать добро – это здорово.(слайд №3)

Стань добрым волшебником!

Ну – ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Принять и исполнить

Желанье другого –

Одно удовольствие,

Честное слово!

Домашнее задание:

Подготовить рисунок, разделённый на 2 половинки-добро, зло.