Урок по истории тема первая мировая война. Жан Жорес – убийство накануне всемирной бойни. Уроки Первой мировой войны и современность. Памятка – алгоритм к изучению материала о войнах

Начало XX в. характеризуется обострением борьбы между странами за рынки сырья и сбыта товаров, за доминирование на международной арене. В связи с расширением экспансии Германии Россия и Великобритания в 1907 г. подписали соглашение о разделе сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете. Вслед за «сердечным согласием» Франции и Англии в 1904 г. русско-английское соглашение привело к формированию русско-франко-английского союза, окончательно оформившегося в 1907 г. и получившего наименование Антанта . Европа раскололась на два враждебных лагеря - Тройственный союз (Германия, Италия, Австро-Венгрия) и Антанта (Франция, Англия, Россия). Началась Первая мировая война.

Причины первой мировой войны

  • Обострение противоречий между индустриальными державами из-за рынков сбыта источников сырья, сфер влияния.
  • Борьба за передел мира между Тройственным союзом и Антантой.
  • Стремление развитых стран к экспансии - территориальному, военно-политическому, финансово-экономическому, социокультурному расширению.

Цели России в войне

  • Укрепление позиций России на Балканам в ходе оказания помощи славянским народам.
  • Борьба за контроль над черноморским! проливами.
  • Противодействие агрессии Австро-Венгрии, в отношении Сербии.

Повод к войне

28 июня 1914 г . совершено убийство наследника австро-венгерского престола эре-герцога Франца Фердинанда в Сараево боснийским гимназистом Гаврилой Принципом сербом по национальности.

Первая мировая война.
ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

1914 год

23 июля Австро-Венгрия при поддержке Германии обвинила Сербию в произошедшем убийстве и выдвинула ей ультиматум.
28 июля Австро-Венгрия заявила о невыполнении ультиматума и объявила Сербии войну.
30-31 июля В России началась мобилизация.
1 августа Германия в ответ на начавшуюся мобилизацию объявила войну России.
3 августа Германия объявила войну Франции.
4 августа В войну вступила Англия.
6 августа Австро-Венгрия объявила войну России.
Осень Проведён ряд боевых операций, захват Львова русскими войсками, разгром 2-й русской армии.
Итоги: 1) сорван стратегический план Германии — молниеносный и поочередный разгром Франции и России, 2) ни одна из сторон не добилась решающих успехов.

1915 год

В течение года Основные боевые действия перенесены на Восточный фронт, цель - разгром русских войск.
Весна - лето Осуществлён прорыв германских войск: русские войска были вытеснены из Галиции, Польши, части Прибалтики, Украины и Белоруссии.
8 сентября Николай II принял на себя роль главнокомандующего.
К концу года Война на всех фронтах приняла позиционный характер, что было крайне невыгодно Германии. Немецкое командование решило вновь перенести свои усилия на Западный фронт, осуществив прорыв в районе французской крепости Верден.
Итоги: 1) сорван стратегический план Германии — вывести Россию из войны, 2) борьба приобрела позиционный характер на всех фронтах.

1916 год

13-16 февраля Русские войска заняли Эрзурум.
18-30 марта Проведена Нарочанская операция - наступление российских войск, не имевшее боевого успеха, но облегчившее положение союзников под Верденом.
22 мая - 7 сентября В ходе Брусиловского прорыва русских войск на Юго-Западном фронте армии Австро-Венгрии и Германии потерпели поражение.
В течение года Германия потеряла стратегическую инициативу.
Итоги: 1) наступление русских войск спасло французскую крепость Верден, 2) Германия утратила стратегическую инициативу, 3) Румыния выступила на стороне Антанты.

1917-1918 гг.

Зима 1917 г. Проведены Митавская и Трапезундская операции.
18 апреля 1917 г. Опубликована нота министра иностранных дел Временного правительства России П. Н. Милюкова о верности России союзным обязательствам. Документ адресован правительствам стран Антанты.
7 ноября 1917 г. Октябрьская революция в России. Пришедшие к власти большевики немедленно приняли Декрет о мире.
15 декабря 1917 г. Советская Россия подписала сепаратное перемирие с Германией и Турцией.
18 февраля 1918 г. Наступление австро-германских войск по всему Восточному фронту после отказа наркома иностранных дел советского правительства Л. Д. Троцкого согласиться на ультиматум немцев.
3 марта 1918 г. Заключён Брестский мир между Советской Россией и центрально-европейскими державами (Германией, Австро-Венгрией), Турцией.
Итоги: 1) русская армия полностью деморализована, народ требует мира, 2) 20 ноября (3 декабря) 1917 г. взявшие власть большевики начали переговоры о мире, а 3 марта 1918 года был подписан Брестский мир.

Итоги войны для России

  • Российская империя потеряла Польшу, Финляндию, Прибалтику, Украину и часть Белоруссии (территории отходили Германии, некоторые из них были формально провозглашены независимыми).
  • Россия уступала Турции Карс, Ардаган, Батум.
  • Германии выплачивалось 6 млрд марок контрибуции.

Влияние войны на российское общество

В начале военных действий страну захватила волна патриотизма. Но после первых поражений русской армии значительная часть общества осознала бесперспективность войны для России.

Первая мировая война сильно осложнила жизнь людей. Ориентация промышленности на военные заказы привела к нехватке товаров потребления, что вызвало значительный рост цен на них. Кроме того, загруженность железных дорог военными перевозками вела к перебоям в поставках продуктов в крупные города.

К 1916 г. вновь набрало силу забастовочное движение, причём наряду с экономическими требованиями звучат и политические. Из-за тяжёлого экономического положения крестьяне не хотели продавать продукцию сельского хозяйства, предпочитая дождаться лучших времён. К концу 1916 г. в 31 губернии правительство было вынуждено ввести продразвёрстку - принудительную сдачу хлеба по твёрдым ценам.

Одна из задач, которые ставят перед собой организаторы памятных мероприятий , посвященных столетию со дня начала Первой мировой войны - это вернуть нашему обществу знание о забытых страницах истории. Есть надежда, что вместе с таким знанием придет и осмысление уроков истории . Об одном из таких мероприятий рассказывает «Российская газета» .

Профессиональные дискуссии историков, усвоенные политиками, способны повлиять на разрешение многих современных конфликтов и споров, убежден спикер Госдумы Сергей Нарышкин . "Ведь из похожих конфликтов не раз разгорались большие "пожары" мировой истории. И корни их лежали не только в экономике, но в самом недопонимании народов, в незнании культуры друг друга", - заявил Нарышкин, открывая в понедельник дискуссию на международном круглом столе "Первая мировая война: культура и память", организованном ЮНЕСКО и Российским историческим обществом в Париже .

Далеко не все в нынешней ситуации верили в успех этого мероприятия. Но за круглым столом оказались авторитетные историки, парламентарии, деятели культуры не только из России и Франции, но и Сербии, Финляндии, Германии, Литвы, Латвии, Великобритании, Польши.

Многие страны мира переосмысливают уроки Первой мировой, отметил Нарышкин, выразив большое уважение тем, кто, "несмотря на все давление и оголтелую пропаганду, продолжают развивать международные контакты". Председатель Госдумы считает, что "в сегодняшних условиях на фоне известных событий в международной политике вокруг глубочайшего политического кризиса, который в настоящее время раздирает Украину ", такие встречи исключительно важны. "Только диалог, совместный, без конфронтации, осмысление как прошлого, так и настоящего откроют нам дорогу к действительно общему будущему, к созданию Европы без раздельных линий".

Спикер Госдумы рассказал, что делает Россия в преддверии знаменательной для всего мира даты: 1 августа стало Днем памяти воинов, погибших в 1914-1918 годах, завершается подготовка к установке памятника Неизвестному солдату Первой мировой , началась оцифровка картотеки потерь на фронтах этой войны, реализуется проект, целью которого является сбор материалов из семейных архивов, проводятся образовательные и научные конференции.

Директор Госархива России Сергей Мироненко сообщил о подготовке мультимедийной выставки , которая "с фотографической точностью" покажет историю войны. Руководитель Федерального архивного агентства Андрей Артизов сообщил новость - на сайте военного исторического архива выложены секретные документы той войны - все инвентарные описи - "это полный набор старой русской армии", доступный и в Москве, и в Варшаве - везде.

Участники дискуссии, среди которых были и потомки тех, кто воевал на фронтах Первой мировой, утверждали, что война нанесла неисполнимый духовный ущерб всей Европе. В 1914 году каждый из враждебных лагерей шел на Первую мировую войну "под флагом "защиты национальной", напомнил Сергей Нарышкин. Деятели искусства и науки разных стран, дружески сотрудничавшие до войны, разрывали связи, обвиняли друг друга, чужие государства и народы. "Нельзя забывать и то, что именно межвоенная Европа стала местом появления нацистской идеологии", - подчеркнул Нарышкин, заметив, что популярность таких взглядов не ограничивалась пределами одной страны - "в тот период движения фашистского толка не были редкостью".

"Хочется надеяться, что современный мир усвоил главные уроки прошлого. И задачей тех, кто в ответе за культуру, всегда будет сближение народов, а не противопоставление их друг другу", - заявил спикер, заметив, что, по крайней мере, об этом свидетельствует деятельность таких организаций, как ЮНЕСКО. Нарышкин считает, что эта организация заслуживает самой серьезной поддержки. Наша страна ее оказывала на протяжении шести десятилетий и будет делать это в дальнейшем.

  • Расскажите об этом своим друзьям!
ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЧИТАЕТ ВДУМЧИВО Наша история Судьбы людские Наша почта, наши споры Поэзия Проза Ежедневные притчи ПУБЛИКАЦИИ, ОСОБЕННО ПОПУЛЯРНЫЕ СРЕДИ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ

ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО СЛЕДИТ ЗА ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ Все новости про пенсии и деньги Пенсионные новости Военным пенсионерам Работающим пенсионерам

Цель урока:

  1. подвести учащихся к пониманию причин, целей, итогов участия России в Первой мировой войне.
  2. формировать навыки работы с алгоритмом;
  3. продолжить формирование умений работы с учебником, картой;
  4. воспитание негативного отношения к войне как методу решения международных вопросов.

Тип урока: интегрированный.

Средства обучения:

  • учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России. 20 век».
  • доска,
  • карта,
  • раздаточный материал, компьютер, проектор.
  • мультимедиа учебник «История России. 20 век. Ч. 1. «Клио Софт».

Ход урока

Вводное слово учителя.

Четыре года продолжалась Первая мировая война. Вот её основные характеристики (данные записаны на доске):

  • продолжительность – 1554 дня;
  • число стран-участниц – 38;
  • состав коалиций: Англия, Франция, Россия, США и ещё 30 стран: Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария;
  • число государств, на территории которого походили военные действия –14;
  • численность населения стран-участниц войны- 1050 млн. человек (62% населения планеты).

Война, по сути, начала новую эпоху в истории человечества и воспринималась как проявление кризиса европейской цивилизации, как великое бедствие, впервые поставившее вопрос о физическом уничтожении человечества. Её вели массовые армии, которые использовали разрушительно оружие, созданное индустриальным обществом. Война стала тяжёлой повседневной работой для миллионов. Начатая ради величия империй, она через 4 года разрушила сами эти империи. Сегодня мы узнаем, почему и как был разрушен относительно благополучный европейский мир.

Наша цель – работая с алгоритмом характеристики войн мы должны будем дать оценку Первой мировой войне, показать ее несправедливый характер (алгоритмы лежат на каждой парте ).

(Текст раздаточного материала)

Характеристика войн.

  1. Международная обстановка в регионе накануне войны.
  2. Причины войны. Повод к началу военных действий. Хронологические рамки.
  3. Воюющие страны или группировки стран.
  4. Цели сторон.
  5. Соотношение сил воюющих сторон.
  6. Ход военных действий (по этапам):


  7. Характер войны.
  8. Герои и полководцы.
  9. 9. Условия мирного договора (капитуляции).
  10. 10. Военные и политические итоги.

План объяснения нового материала.

I. Первый пункт алгоритма: "международная обстановка в регионе накануне войны"

Вопрос разбирается в форме беседы.

II. Причины войны. Повод победы к началу военных действий. Хронологические рамки.

Через проектор смотрим схему «Причины войны ». Далее заслушивается сообщение учащихся об убийстве в Сараево, включается СД-диск «повод к войне». (СД-диск пар. 9, альбом, схемы).

III. Воюющие страны или группировки стран.

Вопрос разбирается по схеме, проецируемой с СД - диска на экран.

IV. Цели сторон.

На экран проецируем «Цели воюющих государств».

V. Соотношение сил воюющих сторон.

Работа с таблицей, написанной на доске.

VI. Ход военных действий (по этапам):
а) планы сторон в начале каждого этапа;
б) основные сражения и события;
в) военные и политические итоги этапа.

Перед учащимися лежат карты-планы Генеральных штабов России, Англии, Франции и Германии. На основе этих карт учащиеся составляют рассказ о планах сторон, особое внимание уделить причинам планам Германии, плана Шлиффена.

Заслушивается сообщение о плане Шлиффена.

1914 г, накарте показывают основные направления военных действий. Через проектор показываю кадры кинохроники.

1915 г. по карте следим за ходом военных действий. Через проектор читаем воспоминания Д.И. Деникина. Отвечаем на вопрос об одной из причин поражения русской армии в 1915 г.

1916 г. события 1916 г. показываются на карте, показ сопровождается кадрами кинохроники «наступление немцев на Верден».

1917–1918 гг. События показываются на карте.

VII. Характер войны.

Вопрос рассматривается в ходе эвристической беседы. Освободительный для кого? Захватнический для кого?

VIII. Герои и полководцы,

Заслушиваются сообщения учащихся о героях войны.

IX. Условия мирного договора (капитуляции).

Работая с учебником с 79, с 81 учащиеся выписывают основные условия Брестского мира и Компьенского перемирия.

X. Итоги войны.

Учащиеся делают выводы об итогах войны.

По мнению современных историков, 3 фактора полностью изменили облик войны:

  • Использование новых видов оружия, которое увеличивает число убитых и раненых;
  • Храбрость солдат теперь ценится значительно меньше, чем огневая мощь;
  • Изменения в тылу, в силу того, что победа требует использования всех людских ресурсов не только на фронте и страдает от тягот войны все население; так война становится тотальной;
  • Пропаганда войны активно используется для укрепления воли к победе.

Первая мировая война повлияла на психологию и привычки людей, не случайно поколение участников войны было названо «потерянным». Она сделала людей более терпимыми к насилию. Потребности военного времени, необходимость регулирования экономики расширили функции государства, поставили его над обществом. Война не разрешила многие старые противоречия и посеяла зёрна будущих военных конфликтов.

«Я считаю, что 20 век начался именно в 1914 г. Эта война заложила основы современной цивилизации» (немецкий историк В. Дайест.)

Д/3 параграф 9, подготовиться к тесту.

Используемая литература:

  1. Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России 20 века. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
  2. Первая мировая в жизнеописаниях русских военачальников / Под ред. В.П.Маяцкого. – М.: «Элакос», 1994.
  3. Керсновский А.А. История русской армии. Т. 3. – М.: Голос, 1994.

Тема: Забытая война. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 г.г.

Цели : Оценить роль Российской империи в ходе первой мировой войны; выявить причины втягивания России в войну; проследить ход военных действий на восточном фронте; сформировать представление об итогах войны для России и вкладе нашей страны в победу Антанты.

Задачи:

а) образовательные:

выяснить цели воюющих сторон и определить характер войны

б) развивающие:

развивать умение, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формировать умение работать в группе

в) воспитательные

воспитывать интерес к истории, патриотизм, гордость за мужество, отвагу, стойкость русский солдат и офицеров, несгибаемую волю и жертвенность русского народа

Оборудование урока:

Мультипроектор, презентация, раздаточный материал

Оформление:

Выставка книг о Первой мировой войне, плакаты, газеты, выполненные студентами

План изучения материала:

1) Причины, повод, характер войны

2) Начало войны. Вступление государств в войну. Масштабы войны

3) Ход военных действий на Западном и Восточном фронтах 1914-1916 г.г., 1917-1918 г.г.

4) Завершающий этап войны. Выход России из войны. Компьенское перемирие

5) Герои Первой мировой войны

6) Подписание мирных договоров:

а) Парижская мирная конференция и её решения

б) Вашингтонская конференция. Складывание Версальско-Вашингтонской системы

7) Итоги войны. Последствия войны для России и других стран

8.Подведение итогов урока.Рефлексия

Вступительное слово преподавателя.

Дорогие друзья, гости, студенты родители. Тема сегодняшнего занятия Забытой война. Первую четверть XX в. опалило пламя войны. Современники её называли Великой, Второй Отечественной, Германской, Империалистической и Забытой. Большой войной.

В отечественной истории о ней не писали, о подвигах не вспоминали, имён героев не называли. Так что же это была за война? Война, в которой участвовало 38 государств 1.5 млрд человек (3/4населения Земного шара), охватило территорию в 4 млн км квадратных, военные действия велись в Европе, Азии, Африке, Ближнем Востоке, Китае, 4-х Мировых океанах.

Война, которая принесла в жертву 10 млн человек- это больше, чем за всю предыдущею 1000- летнюю историю человечества.

Это Первая мировая война!

Слайд 1. Забытая война. Россия в Первой мировой войне. 1914-1918 г.г.

Театр военных действий: Европа, Африка, Ближний Восток, Китай, Острова Тихого океана, 4 мировых океана.

Участвовало 38 государств, 1.5 млрд. человек, 4 млн. километров квадратных.

Любая война имеет причины: конфликты, противоречия, противостояния.

Слайд 2. Противоборствующие силы.

Поводом к этой войне стало убийство наследника Австро-Венгерского престола Франца Фердинанда и его жена София.

Слайд 3. Повод убийство наследника Австро-Венгерского престола Франц Фердинанд и его жены Софии

У каждой страны-участницы были свои причины и свои интересы. На столах перед вами лежат документы, характеризующие цели участников войны, проанализируйте и назовите причины (работа в группах экспертов). Эти причины можно объединить в общие причины.

Слайд 4. У каждой страны-участницы были свои причины. Которые можно объединить:

1.Стремление к ослаблению государств-конкурентов в экономическом и военном развитии (Англия, Германия)

2. Противоречия из-за колоний, сферы влияния, рынков сбыта

3. Стремление разрешить с помощью войны внутренние проблемы

4. Повсеместное усиление националистический настроений

Исходя из этих причин сделайте вывод какой по характеру. Студенты, работающие с тетрадями, ведут конспект урока.

Слайд 5-6. Хронология объявления войны странам:

Россия вступила в войну 19 июля 1914 г. не закончив мобилизацию. Звучит стихотворение Блока «Петроградское небо мутилось дождем»

Слайд 7. Ход военных действий

Компания 1914г.

Планы Германии (план Шлиффена –портрет, карта Германии с направлением военных действий)

Западный фронт.

Восточный фронт.

Планы - Германии- это план Шлиффена. Выступает студент с рассказом содержание планы. Компании 1914г.

Западный фронт:

4-9 сентября- битва на Марне. Участвовало с обеих сторон 2 млн. человек. Победа Антанты. Переход к позиционной войне (можно дать определение позиционной войны)

Задание студентам: начать заполнение хронологической таблице.

Восточный фронт:

23 августа 3 сентября- наступление в Галиции. Заняли Львов. Блокировали Перемышль. Австро-Венгрия потеряла 400 тыс. человек

Итоги кампании 1914 г.

1. План быстротечной войны провалился. Германия была втянута в тяжелую, изнуряющую, затратную войну на два фронта.

Слайд 8-9. Кампания 1915 г.

Планы Германии: переход к стратегической обороне на Западном фронте.

На Восточной вывод России из войны.

Западный фронт:

Позиционная война на всём фронте.

Беспощадная подводная война против Антанты (гибель пассажирских судов-лайнер Лузитания с 1200 пассажирами)

Химическая атака под Ипром(Бельгия): отправлена 15 тыс. человек, погибло 5 тыс. человек

Вступления в войну Италии на стороне Антанты

Восточный фронт.

Наступление немцев в Галиции и севере Восточного фронта. Подошли к Риге

Отступление русской армии, оставление Галиции, Польши, Литвы

Причины отступления:

1.Острая нехватка оружия, боеприпасов

2. Перевес сил Германии (60 % всех сил на Восточном фронте).

3. Пассивная позиция союзников на Западном фронте

Итоги кампании 1915 г.

1. Восточный фронт не ликвидирован

2. Россия сохранила способность воевать

Слайд 10. Кампания 1916 г.

Цели Германии: вывести Францию из войны

Западный фронт

21 февраля-17 декабря- осада крепости Верден. Антанта потеряла 750 тыс. человек, Германия 450 тыс. человек Студенты дают краткую справку об осаде крепости.

Восточный фронт

Студенты рассказывают об операции на Восточном фронте под командованием генерала Брусилова.

Итоги кампании 1916 г.

1. Вступление в войну Румынии на стороне Антанты

2. Стратегическая инициатива перешла к Антанте

Слайд 11-12. Кампания 1917-1918 г.г.

Цели Германии: решающий удар, подводная война против Англии

Антанты: переход в общее наступление

Западный фронт:

1. Вступление в войну США

2. Подводная война Германии против Англии за 3 месяца потоплено больше судов, чем за весь 1916 г.

3.Март 1918 г. Последнее наступление Германии под Аррасом и на Марне, перелом в пользу Антанты

Восточный фронт:

1. Революции в России в феврале и октябре 1917 г., падение монархии, приход большевиков к власти

3. Выход из войны Болгарии, Австро –Венгрии и Османской империи

Студенты даю краткую справку.

На войне русские солдаты совершали чудеса героизма и мужества и тем самым снискали уважения даже своих врагов- германцев

Слайд 13. Герои войны:

Первый Георгиевский кавалер донской казак Козьма Крючков

Медсестра Римма Иванова- единственная женщина, награжденная офицерским орденом Св. Георгия IV степени

Защитники крепости Осовец вошедшие в историю войны как «Атака мертвецов»

Идет рассказ о героях войны. В истории войны есть эпизод, который получил название «Атака мертвецов».

Студенты рассказывают о подвиге защитников крепости Осовец.

Преподаватель обобщает:

Герои Первой мировой войны-офицеры, прапорщики, генералы, солдаты и матросы, сестры милосердия, военные священники… Мужественные, самоотверженные, верные присяги и военному долгу. Об их героизме и подвигах, силе духа и воинской доблести свидетельствуют ордена, наградное оружие, Георгиевские кресты и медали «За храбрость» всех 4-х степеней.

Первый Георгиевский кавалер первого года войны- донской казак Козьма Крючков и единственная женщина, удостоенная офицерского ордена Св. Георгия IV степени- Римма Иванова и много других героев России.

Слайд 14. Итоги войны :

Подписание мирных договоров:

Создание Лиги Наций

Итоги войны.

18 января 1919 г. в Зеркальном зале Версальского дворца открывалось Парижская конференция в которой участвовало 27 государств, съехалось больше 10.000 тыс. делегатов. Главная задача выработать мирные договоры стран победительниц со странами потерпевшими поражение

Какие же договоры были подписаны и на каких условиях?

Идеей работало в группах с текстами договоров

Студенты их оценивают, делают выводы

12 ноября 1921- 6 февраля 1922 г. в Вашингтоне открылась конференция под предлогом морского разоружения, в ней участвовали (США, Англия, Франция, Италия, Япония, Бельгия, Китай, Нидерланды, Португалия)

Как вы думаете, кого на этой конференции не доставало, какой страны, чьи интересы на Тихом океане не учитывались? Да, России

Вашингтонская конференция

Были подписаны договоры:

«Договор четырех держав» (Англия, США, Франция, Япония)

«Договор пяти держав» (Англия, США, Франция, Япония, Италия)

«Договор девяти держав» (Англия, США, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Португалия, Китай)

Совокупность договоров четырех, пяти и девяти- составила Вашингтонскую систему. А в итоге все договоры определили систему устройства послевоенного мира-Версальско-Вашингтонскую систему, которая не долго сохраняла мир.

Как сказал Маршал Франции Фердинанд Фош «Версальский договор- это не мир, а перемирие лет на 20»

Прав ли он оказался?

Какое событие произойдет через 20 лет?

Слайд 16. Итоги:

1. Общие потери- 10 млн человек

2. Потери мирного населения неизвестны, но примерно 20 млн человек

3. Распад империй: Российской, Германской, Австро-Венгерской, Османской

4. Территориальные изменения в Европе

Слайд 17.«Даже победоносная война- это зло, которое должно быть предупреждено мудростью народов»

Отто фон Бисмарк

Подведение итогов. Рефлексия:На уроке я узнал….

Было интересно…….

Хотелось бы узнать……..

2014-07-31 Дмитрий Королёв Версия для печати

В эти дни весь мир отмечает 100-летие со дня начала Первой мировой войны. Поводом к ней послужило сараевское убийство 28 июня 1914 года - убийство очень странное, сильно смахивающее на преднамеренную провокацию. За ним последовал заведомо невыполнимый ультиматум со стороны Австро-Венгрии к властям Сербии, которую Вена без особых обоснований обвинила в подстрекательстве к теракту.

28 июля Австро-Венгрия развернула военные действия против сербов, на что Россия, которая пыталась проявлять сдержанность и уговаривала своих балканских союзников идти на уступки - насколько это было возможно, ответила объявлением мобилизации. И пошло-поехало: 1 августа Германия объявила войну Российской Империи, 3 августа в войну вступила Франция, 4 августа - Великобритания.

Так начиналась величайшая трагедия, страшным итогом которой стали 10 млн. убитых и скончавшихся от ран и 20 млн. раненых из числа 74 млн. мобилизованных в вооружённые силы, да плюс к этому 10 млн. человек, умерших от эпидемий (знаменитая «испанка») и голода. Государства понесли колоссальные материальные потери; достаточно сказать, что только в боевых действиях на море были потоплены около 500 боевых кораблей, более 1000 вспомогательных и 6000 торговых судов.

Жан Жорес - социалист и борец за мир

А своеобразной прелюдией ко всемирной бойне стало совершённое 31 июля в обстановке охватившего Европу шовинистического безумия убийство популярного в народных массах французского социалиста Жана Жореса. Кстати, его убийца по фамилии Виллен так и не понёс наказания: в 1919 году его оправдал суд.

Жан Жорес (1859-1914), видный историк, известный политический деятель, депутат парламента с 1885 года, блестящий оратор и гибкий тактик, являлся лидером правого крыла Французской социалистической партии. Был он фигурой сложной и неоднозначной: его неоднократно сурово критиковал В. И. Ленин, и в советской историографии Жореса заклеймили как оппортуниста и реформиста, отвергавшего революционный путь борьбы за социализм в пользу «мирного преобразования» капиталистического общества в социалистическое. Он совершил немало ошибок: в частности, в 1899 году приветствовал вхождение социалиста Александра Мильерана в правительство Франции (т.н. казус Мильерана), что, по сути, являлось откровенным предательством социалистического движения.

Однако в историю Жан Жорес вошёл, прежде всего, как пламенный борец за мир, против войн и колониального угнетения, и именно выступления против войны и милитаризма, с одной стороны, принесли Жоресу заслуженное уважение и любовь в народе, а с другой стороны, вызывали бешеную ненависть к нему шовинистов - поджигателей войны. Правда, и в вопросах войны и мира Жорес допускал ошибки: он считал Антанту, оформившуюся в 1907 году, силой, способной предотвратить войну, - считал, не поняв агрессивной природы всех военно-политических блоков того времени, прикрывавших свои истинные устремления миролюбивой демагогией.

Жорес, кроме того, был основателем (1904 год) и первым редактором газеты «Юманите» (L"Humanite), с 1920 года ставшей центральным печатным органом Французской коммунистической партии.

Год печальных юбилеев. И ужасных событий...

В этом году, на протяжении всего месяца, мы отмечаем сразу три печальных юбилея: 100 лет со дня начала Первой мировой войны, 75 лет со дня начала Второй мировой и 50 лет с начала полномасштабной войны США во Вьетнаме.

Обращает на себя внимание то, что эти три события разделяют ровно 25 лет. Что это - случайность? Мистика? А может, вовсе и нет - возможно, в этом есть своя закономерность. В социологии принято считать, что поколения людей сменяют друг друга как раз каждые 25 лет. Причём с началом XX столетия развитие общества настолько ускорилось, что каждое новое поколение - это вправду поколение совсем других людей. Других по своему миропониманию и мироощущению, по своим вкусам и предпочтениям, по своей культуре («поколение джаза», «поколение рок-н-ролла», «поколение диско», «поколение рэпа» и т.д.), так что «отцы и дети» всё хуже понимают друг друга. В «седом» прошлом человечества такого не было.

И у каждого поколения, получается, своя Большая война. Экстраполируем теперь обнаруженную нами закономерность в последовавший исторический период. Через примерно 25 лет после Вьетнама произошёл распад СССР, потянувший за собою целый шлейф кровавых конфликтов отнюдь не только на просторах бывшего Союза. Ещё через четверть века, после очередной смены поколений - сегодняшняя война на Украине, которая неизвестно чем ещё завершится.

Так что 100-летие со дня начала Первой мировой войны мы отмечаем в особой обстановке - в тревожной атмосфере предчувствия новой Большой войны, чреватой непредсказуемыми и самыми печальными последствиями. Отмечается сей юбилей в обстановке, когда борьба за мир снова становится самым актуальным делом для всех прогрессивно мыслящих людей. Снова - после эпохи позднесоветских показушных кампаний за мир, вызывавших и до сих пор вызывающих насмешки интеллигентствующих обывателей, до недавнего времени воспринимавших войну как какую-то исторически далёкую от них абстракцию, их не касающуюся. А вот теперь война реально коснулась и нас - хотя ещё год назад никто и предположить не мог, что ТАКОЕ у нас возможно. Общество наше оказалось совершенно не готовым к войне, и теперь оно разрывается между переживанием ужасов, обрушившихся на простого («маленького», «пересічного») человека, и воинственным порывом истребить всех оппонентов-супостатов под корень!

Фаталистически заявлять о том, что новая мировая война неизбежна, неминуема, разумеется, было бы ошибкой. Но приходится констатировать, что вероятность такой войны растёт буквально с каждым месяцем, что мир неуклонно скатывается к войне. Столкновение на Украине интересов Запада (прежде всего США) и России слишком сильно и серьёзно; оно действительно порождено антагонистическими, непримиримыми противоречиями. Ставки в этой игре велики, отчего столь же велика и опасность того, что мировые державы не сумеют-таки прийти ни к какому соглашению, ни к какому даже самому «плохому миру» на Украине и перейдут в итоге к открытому вмешательству в украинский конфликт.

А ведь на фоне украинских событий мы перестали обращать внимание на Ближний Восток, где тоже накопилась колоссальная взрывоопасная масса. Где вот-вот готова заполыхать целая широкая дуга от Туниса до Афганистана. Она включает Ливию, Египет, Сирию, Ирак, Курдистан; но на первое место нынче выдвинулся палестино-израильский конфликт. Его масштабы сравнимы с войной на Донбассе; нарастающие боевые действия в секторе Газа, где плотность населения превышает 1000 чел./кв. км при почти полном отсутствии каких-либо природных ресурсов, вызовут огромные жертвы и настоящую гуманитарную катастрофу, которая в свою очередь способна вызвать очень жёсткий ответ от немалой части исламского мира.

Но ведь и это ещё не всё! У нас под боком к гражданской войне движется ещё и Молдова, которую её нынешние власти в преддверии предстоящих в стране выборов тянут «в Европу» вопреки отсутствию решающей поддержки данного курса в народных массах, вопреки категорическому неприятию идей евроинтеграции и «румынизации» в Гагаузии и Приднестровье, ориентированных на Россию и ТС.

Причины, которые могут привести к мировой войне сегодня, в сущности своей те же, что и 100 лет назад, - конфликт экономических и геополитических интересов держав, которых в советское время было принято называть империалистическими. Это: пытающиеся удержать мировое господство Соединённые Штаты, подчинившие себе Европу и Японию; восстанавливающая экономическую и военно-политическую силу и стремящаяся вернуть себе свои былые геополитические позиции (в т.ч. и в Зап. Европе!) Россия; полусоциалистический-полукапиталистический стремительно растущий Китай, дальнейшей экономической экспансии которого, так или иначе, препятствуют США. Борьба их за сферы влияния, за источники энергоресурсов и сырья и проч. - борьба, обострившаяся в условиях жестокого и до сих пор не преодолённого экономического кризиса 2008-201? годов, чреватого «перетечь» в новый, ещё более разрушительный кризис (!), - и толкает эти «центры силы» (в особенности Запад как «старый» центр, идущий к упадку, к утрате своих позиций в конкуренции с «новыми», «молодыми» силами) к самым решительным действиям, к соблазну использовать войну в качестве радикального средства решения социально-экономических и политических проблем. Толкает их, короче говоря, к авантюрам.

Мы не можем знать, каково реальное финансовое положение США, и делать достоверные прогнозы насчёт судьбы доллара и т.п. Однако нельзя исключать того, что Америка уже стоит перед угрозой дефолта, финансового, более того - системного краха, и именно это обстоятельство обусловливает и объясняет растущую агрессивность Вашингтона, его явное желание спровоцировать, используя конфликт на Украине, войну с Россией, втянув в неё своих союзников. А здесь и заложен «корень» угрозы, устранить которую можно, только удалив оный «корень», т.е. кардинально изменив всё экономическое и политическое мироустройство.

Уроки мировых войн - пойдут ли они впрок?

Из мировых войн необходимо извлекать уроки, проецируя их в настоящее. На мой взгляд, таких основных, крайне актуальных на сегодняшний день уроков три.

Во-первых , мировые войны всегда приводят к результатам, полностью противоположным тому, на что рассчитывают люди, их инициирующие. Ф. Энгельс ещё в 1886 году предсказывал: « [общемировая] Война... будет вестись только с целью помешать революции» . Перед господствующими классами «встаёт призрак социальной революции, и они знают только одно средство спасения - войну» . Однако война, которую во многом двигало стремление правящих кругов отвлечь народ от острых социальных проблем, направив его энергию на истребление других народов, в итоге как раз и ускорила революцию, победившую в России и охватившую, кроме того, Германию, Венгрию, Финляндию.

Второй урок , в общем, связанный с первым, состоит в том, что нагнетаемые в связи с подготовкой к войне и её ведением ура-патриотические, шовинистические настроения со временем не только сходят на нет, но и оборачиваются в прямо противоположную сторону. Так, Россия вступала в войну именно на такой, ура-патриотической волне, вступала в войну, объявленную, подобно войне 1812 года, Великой Отечественной, - и, собственно, поначалу в глазах русского общества она и была именно такой! Но уже менее чем через 3 года вконец измученный народ мечтал только о МИРЕ, хотел ТОЛЬКО его и делал свой выбор в его пользу!

Ведь большевики потому и победили в октябре 17-го, что предложили народу программу Мира - в противоположность всем остальным партиям, призывавшим вести «войну до победного конца». А с Миром был тесно связан и вопрос о Земле, который тоже не желали решать остальные партии, оттягивавшие его решение до созыва Учредительного собрания. Эти вопросы были связаны - ибо подавляющее большинство солдатской массы в серых шинелях составляли, как это водится, крестьяне, надолго оторванные от дома, от земли, от хозяйства, которое было взвалено на плечи их едва сводивших концы с концами жён и детей.

Сейчас некоторые российские историки - очевидно, с подачи У. Черчилля (его бестселлер «Мировой кризис» 1923 года) - убеждают, что, дескать, Россия стояла в шаге от победы, но победы её лишили большевики и революция. Вот пусть эти «умники» поставят себя на место солдат, проведших 3 года в окопах, полуголодных, обмороженных, заеденных вшами и затравленных газами, истосковавшихся по нормальной жизни, - и подумают, нужны ли были громадному большинству нашего народа пресловутые «плоды победы» в виде черноморских проливов и прочего!

Кстати, в вышеуказанном вопросе Черчиллю верить совсем нельзя. Даже если бы «счастливо избежавшая революции и победившая» Россия таки приняла участие в версальском переделе мира, её «союзнички» наверняка обманули б её! Вряд ли Англия и Франция позволили бы России завладеть проливами, чтобы вырваться на просторы Средиземного моря и развивать далее экспансию на Ближнем Востоке - в зонах интересов Великобритании и Франции. Эти две державы не позволили России решить указанные задачи в середине XIX века (Крымская война) и в 1878 году, когда Россию путём угроз лишили победных результатов войны с Турцией. Всё это отлично понимали и многие представители российской военной элиты - известна горькая шутка одного русского генерала о том, что плохо иметь англосакса врагом, но ещё хуже иметь англосакса другом!

Да и последовавшее после завершения Первой мировой войны развитие событий показало тщетность мечтаний об овладении черноморскими проливами и возвращении Царьграда в лоно православного мира. Потому как попытка англо-французских союзников и их греческих вассалов расчленить Турцию и превратить её в полуколонию вызвала мощный отпор турецких патриотов во главе с М. Кемалем.

Если война в сути своей несправедлива, ведётся в интересах олигархии, то и «патриотический» угар, возбуждаемый в начале её, может поддерживаться только непродолжительное время, обернувшись в итоге против самой «партии войны». Однако в тот начальный период войны, когда она ещё популярна в народе и пользуется его поддержкой, отношение к войне тех или иных политиков становится той лакмусовой бумажкой, что показывает их суть, их истинные интересы и цели.

Большая война, если смотреть шире - всякий исключительно острый внутри- и внешнеполитический кризис, вскрывает всю гниль, всю мерзость, какая только имеется в обществе, показывает наглядно «кто есть кто», полностью разоблачая предателей, трусов и случайных попутчиков. В этом, можно сказать, - «польза войны», и в этом состоит третий урок , который следует извлечь из опыта Первой мировой войны, перенеся его в наше время.

Главным оппонентом Жореса в рядах соцпартии выступал Жюль Гед, который считался, в общем и целом, «правоверным марксистом». Но именно Гед с началом войны вошёл в правительство, встав на позиции поддержки войны, выдававшейся им за «справедливую». Встал, как тогда говорили, на позиции социал-шовинизма.

А борьба за мир во всём мире и в своей стране требует принципиальности, даже если для этого приходится упрямо «идти против течения», зачастую требует самопожертвования, на которое и пошёл великий борец за мир Жан Жорес. И ещё - вместо абстрактно-пацифистских слёзных призывов типа «Давайте жить дружно!» - борьба за мир требует беспощадного разоблачения причин войны, без устранения коих предотвратить войну невозможно. Борьба за мир - это война за мир .