Сын беллы ахмадулиной. Белла ахмадулина - биография, информация, личная жизнь. Ее сложно не любить

Биография знаменитостей – Белла Ахмадулина

Изабелла Ахмадулина - знаменитая лирическая поэтесса и талантливая писательница. Она член Союза русских писателей и академии литературы в Америке. Ее творчество имеет особый стиль, отличающейся изысканностью, естественностью и эмоциональностью.

Детство

Появилась на свет Изабелла Ахмадулина в Москве 10 апреля 1937 года. Отец девочки был татарином, работал начальником на таможне, а мать, имевшая российско-итальянские корни, была переводчицей в Комитете госбезопасности. Из-за постоянной занятости на работе у родителей не было времени на воспитание дочери, поэтому маленькая Изабелла была на попечительстве бабушки. Она с детства научила будущую поэтессу любить литературу, читая ей произведения великих русских писателей.

Во время войны отца призвали на фронт. Беллу эвакуировали в Казань, где жила ее бабушка по линии отца. В Казане девочка сильно заболела. Лишь благодаря приезду матери она смогла выжить. Когда закончилась эвакуация, Ахмадулина пошла в школу. Адаптироваться ей было трудно, она часто прогуливала и не хотела учиться. Любила только урок литературы. Для того чтобы привыкнуть к школьному обучению, Белле потребовалось три года.


Начало творческого пути

Еще школьницей поэтесса посещала литературный кружок в Доме пионеров. В возрасте пятнадцати лет у нее уже прослеживался особенный, уникальный стиль. В 1955 году были напечатаны первые стихотворения юной Беллы. Они были трогательными, имели необычную рифму. Поэтесса посещала также занятия в Литобъединении. В этот период Ахмадулина твердо решает связать свою жизнь с литературным искусством. Она поступает в институт литературы. В 1959 году ее исключают из ВУЗа за то, что она отказалась поддержать обвинения против Пастернака. Поэтесса пошла работать корреспондентом в одну из газет Иркутска, в которой позже был напечатан ее рассказ "На сибирских дорогах". Главный редактор этого журнала поспособствовал тому, чтобы Беллу вернули в институт. В 1960 году она его закончила. Также поэтесса печатала стихи и статьи в журнале " Метростроивец".


В 1955 году в журнале «Октябрь» опубликованы первые стихи 18-летней поэтессы

Карьера

В возрасте двадцати двух лет Ахмадулина сочиняет стихотворение «По улице моей который год...», которое впоследствии становится очень популярным. В 1975 году на этот стих была написана музыка и готовый романс прозвучал в знаменитом кинофильме «Ирония судьбы или С легким паром!». Автором стихотворения «О, мой застенчивый герой», который прочитала героиня кинокартины «Служебный роман» также была Ахмадулина. Первый сборник стихов поэтессы появился в 1962 году. Он назывался «Струна».


Настоящая популярность к Ахмадулиной пришла после ее выступления в Москве в Политехническом музее. По словам поэтессы, ей тяжело давались публичные выступления, но она умело справлялась с волнением. Ее сочинения на творческих вечерах имели большой успех. Талант Беллы высоко оценили Рождественский, Евтушенко и другие мэтры. Ее произведения очаровывали особой изысканностью и лиризмом. В них переплетались традиции поэзии прошлых лет.



Второй сборник поэтессы, «Уроки музыки», выходит в 1969 году. За ним последовали и другие, ставшие впоследствии популярными («Метель», «Свеча» и прочие). Свои сочинения Белла писала с надрывом и в большом количестве. Отношение критиков к творчеству Ахмадулиной было разное. Одни упрекали ее за манерность, другие же были доброжелательны. Она приняла участие в съемках двух кинокартин: «Живет такой парень», где играла журналистку, а также «Спорт, спорт, спорт».


Белла Ахмадулина в кино - режиссёр Василий Шукшин "Живет такой парень"

Побывав в Грузии (1970 год), Ахмадулина была восхищена этой страной. Результатом этого стал сборник «Сны о Грузии». Она также занималась переводом стихов Чиковани, Бараташвили и других. Популярными стали и эссе поэтессы о творческих людях. Она писала о таких талантливых личностях как Анна Ахматова , Владимир Высоцкий, Марина Цветаева и многие другие.

Ахмадулина была участницей различных фестивалей поэзии.


Белла Ахатовна относится к так называемым поэтам "Шестидесятникам"

Ахмадулина с Булатом Окуджавой и Александром Солженицыным

Личная жизнь

Замуж поэтесса вышла в восемнадцать лет за Евгения Евтушенко, режиссера и поэта. Через три года они развелись. Следующим ее избранником был Юрий Нагибин, писатель. Этот брак тоже длился не долго (девять лет). В 1968 году поэтесса удочерила девочку из детского дома, Аню, и дала ей фамилию бывшего супруга - Нагибина. В гражданском союзе с Эльдаром Кулиевым, который тоже оказался непродолжительным, у пары родилась дочь Елизавета. Вскоре Белла вновь выходит замуж. Со своим супругом Борисом Мессерером она прожила почти тридцать лет.



Последние свои годы писательница провела в Переделкино. Она постоянно болела, плохо видела, поэтому перестала писать. В возрасте семидесяти четырех лет (29 ноября 2010 года) поэтесса умерла от сердечно-сосудистого криза. В Доме литераторов в столице прощались с легендарной Беллой Ахмадулиной.

В память о легендарной поэтессе открыты памятники в Москве и Тарусе. А также 2012 году была учреждена премия «Белла», награждают ею молодых поэтов в возрасте от 18 до 35 лет. Инициатором учреждения стал ее муж Борис Мессерер. Церемония награждения проводится дважды в год в Москве и Италии, учитывая, что у Беллы были итальянские корни. Призовой фонд составляет 3000 евро, и получить его могут талантливые поэты даже за одно стихотворение.


Белла Ахмадулина – советская, российская поэтесса, писательница и переводчица. Литературоведы справедливо называют ее крупнейшим лириком XX века. Произведения этой поэтессы резко отличались от творчества современников своей камерностью, вниманием к внутреннему миру человека. Белла Ахатовна всегда отличалась смелой гражданской позицией и принципиальностью.

Детство

Изабелла Ахмадулина родилась в Москве 10 апреля 1937 года. Ее родители были интеллигентными и состоятельными людьми. Отец будущей поэтессы, Ахат Валеевич, до войны был комсомольским, затем партийным работником. Он был фронтовиком, дослужился до майора, впоследствии работал в должности замминистра таможенного комитета. Мама девочки, Надежда Макарова Лазарева, была переводчицей в КГБ, ее звание – майор.

Большую роль в жизни девочки сыграла бабушка, Надежда Митрофановной. Именно она подобрала для своей внучки такое звучное, красивое, необычное имя. В 30-е годы прошлого века в Советском Союзе очень трепетно относились к Испании, наша страна помогала ей в борьбе с фашизмом. Все, что было связано с Испанией, в те годы было очень популярным, в том числе и имена. Мама девочки подыскивала красивое испанское имя для новорожденной дочки. Бабушка дала ценный совет, предложила назвать малышку Изабеллой. Когда девочка стала постарше, она вполне оценила бабушкины старания, но слегка подкорректировала имя, которое казалось ей слишком длинным.

В этой красивой черноглазой девочке была смешана кровь многих национальностей – татарской, русской, итальянской. Ее родители много работали, девочка оставалась с Надеждой Митрофановной. Бабушка учила внучку читать, привила ей любовь к русской классической литературе. Когда началась война, Ахат Валеевич отправился защищать родину. Оставаться в Москве было опасно, 4-летнюю Беллу отвезли в Казань, где жила ее вторая бабушка. В этом городе девочка сильно заболела, была на грани гибели, и только своевременно приехавшая мама смогла поставить ее на ноги.

После войны Белла с мамой возвращаются в Москву. Она стала ходить в школу, но большим прилежанием не отличалась, пропускала уроки. Из школьных предметов ее интересовала только литература. Она была очень начитанной по сравнению со своими сверстниками, с раннего возраста писала без грамматических ошибок.

Первые стихи юная поэтесса пишет уже в школьные годы. К 15-летнему ее стиль невозможно было не узнать. В 18 лет ее стихи опубликовали в журнале «Октябрь». Но произведения Ахмадулиной нравились далеко не всем. Уже через два года в газете «Комсомольская правда» появилась статья, где поэтессу упрекали за манерность, старомодность, которые не соответствовали оптимизму хрущевской оттепели.

Творчество

Еще во время учебы в школе Белла стала посещать занятия московского Литобъединения. Она хотела быть поэтессой, писательницей и упорно готовила себя к этому поприщу. Но родители отговаривали Беллу, они предложили ей альтернативный путь – журналистику. После долгих раздумий девушка согласилась с ними, и решила поступать в МГУ на факультет журналистики. Но вступительные экзамены она провалила. Нужно было устраиваться на работу. Так Белла, по желанию родителей, стала сотрудницей газеты «Метростроевец». Она публиковала в этой газете свои статьи и стихотворения.

Через год девушка поступила в Литературный институт. Радости не было предела, наконец-то сбылась ее заветная мечта. Однако учеба в этом ВУЗе закончилась довольно быстро.

В 1959 году в Советском Союзе разразился скандал, связанный с присуждением Нобелевской премии . Студентов в принудительном порядке заставляли подписывать петицию с осуждением «изменника». Принципиальная Ахмадулина, высоко ценившая творчество Пастернака, отказалась поставить свою подпись. За это ее исключили из института.

Белла уехала в Сибирь, где ей удалось устроиться внештатным корреспондентом иркутской «Литературной газеты». Главный редактор очень скоро понял, что к ним на работу пришла очень талантливая поэтесса. Он сделал все возможное, чтобы Ахмадулину восстановили в Литературном институте. Поэтесса окончила ВУЗ в 1960 году, здесь она училась отлично.

Творческая биография молодой поэтессы развивалась очень быстро. Через два года после окончания института выходит «Струна», ее первый сборник стихов. Ее талант сразу отметили признанные мэтры – , . На творческих вечерах этих поэтов стал появляться и Ахмадулина. Она читала свои стихи в особой, свойственной лишь ей манере.

Даже на фотографиях можно заметить, насколько поэтессу увлекает процесс работы с залом. Беллу охватывало настоящее вдохновение, ее легкие воздушные стихи, исполненные глубокого смысла, проникали в душу. Ее слушали, затаив дыхание. Критики у поэтессы тоже были, они упрекали Беллу за напыщенный, старомодный слог и камерность. Но она уже привыкла к подобным упрекам и не слишком обращала на них внимание.

Во Франкфурте, в 1968 году, выходит «Озноб», второй сборник стихов Ахмадулиной. Примерно через год появляется еще одна книга, под названием «Уроки музыки». Говорят, что рифмованные строчки поэтам диктуют высшие силы. Эти высшие силы очень старались для Беллы Ахмадулиной, она едва успевала записывать рифмы. Но все это не более, чем шутка, настоящий поэт – истинный трудоголик, не знающий покоя. Такой была и Белла Ахатовна, она работала много и с надрывом, ей важно было подобрать самые точные слова, выстроить их в стройные колонны.

Стихи Ахмадулиной кажутся такими легкими, невесомыми, но за каждой ее строчкой стоит огромный труд. Именно поэтому ее произведения читаются на одном дыхании. Ее следующие сборники «Метель», «Стихи», «Свеча» выходили один за другим. Огромное впечатление на поэтессу оказала поездка в Грузию. Беллу поразила эта древняя страна, ее великая культура, а Грузию удивила сама Ахмадулина, она покорила ее жителей своей восточной красотой и необычными стихами. Эта любовь стала обоюдной. Вскоре поэтесса публикует свой новый сборник «Сны о Грузии».

Белла Ахмадулина - Сны о Грузии Сны о Грузии - вот радость! И под утро так чиста виноградовая сладость, осенявшая уста. Ни о чем я не жалею, ничего я не хочу - в золотом Свети-Цховели ставлю бедную свечу. малым камушкам во Мцхета воздаю хвалу и честь. Господи, пусть будет это вечно так, как ныне есть. Пусть всегда мне будут в новость и колдуют надо мной милой родины суровость, неясность родины чужой.

Она стала заниматься переводами произведений грузинских поэтов на русский язык. Многие стихи Симона Чиковани, Галактиона Табидзе, Николая Бараташвили мы читали в переводе Ахмадулиной. Журнал «Литературная Грузия» публиковал произведения поэтессы даже в тот период, когда в СССР на них были идеологические запреты.


Литературный альмонах «Метрополь»

Белла Ахатовна всегда отличалась свободомыслием. В 1979 году она, вместе со своими единомышленниками, становится основательницей «Метрополя». Так назывался неподцензурный альманах. Поэтесса открыто поддерживала некоторых советских диссидентов – , Владимира Войновича, Льва Копелева. Заявления Ахмадулиной, направленные на защиту этих людей, были опубликованы в «Нью-Йорк-Таймс». Они были зачитаны по «Радио Свобода», «Голосу Америки».

Поэтесса подписала и «Письмо сорока двух» в 1993 году. Его авторы требовали от президента запрещения всех видов коммунистических и националистических партий. Под письмом в защиту канала НТВ (2001 год) тоже стоит подпись Ахмадулиной.

Фильмы

Белла Ахатовна проявила себя и как талантливая актриса. Она снималась в двух кинокартинах – «Живет такой парень», «Спорт, спорт, спорт». В первом фильме, сценаристом и режиссером которого стал легендарный Василий Шукшин, ей досталась роль журналистки. Все мы помним юную красавицу, которая берет интервью у водителя, совершившего героический поступок. Эта лента получила «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции. Во втором фильме Белле даже не пришлось играть роль, она была поэтессой, читающей свои стихи о спортсменах и спорте.


Зато стихи и песни на стихи этой поэтессы появляются в фильмах с завидной регулярностью. Стоит только вспомнить замечательные фильмы Эльдара Рязанова, который и сам был большим поэтом, и умел ценить настоящую поэзию. В его «Иронии судьбы…» Алла Пугачева проникновенно исполнила песню «По улице моей который год…». Героиня «Жестокого романса» спела «А напоследок я скажу…», в «Служебном романе» мы слышим стихотворение «О, мой застенчивый герой».

Ие Саввиной очень нравился стиль декламации Ахмадулиной. Она взяла его за образец при озвучивании Пятачка в мультике о Винни-Пухе. Поэтесса с тонким юмором поблагодарила актрису за «подложенную свинью».

Личная жизнь

В 18 лет поэтесса выходит замуж за Евгения Евтушенко, но через три года брак распался. В 22 года она стала женой знаменитого прозаика Юрия Нагибина. Через девять лет последовал развод, потому что Белла была неверна своему супругу.


Еще до развода с Юрием Ахмадулина удочерила девочку, взяв ее из детского дома. Аня получила отчество от Нагибина.

После этого был гражданский брак с Эльдаром Кулиевым, сыном известного писателя. У Беллы родилась дочь Лиза, но их союз распался. В 1974 году поэтесса выходит замуж в третий раз за театрального художника, сценографа Бориса Мессерера. Ее дочерей воспитывала мама и домработница.

Смерть

В последние годы у Беллы Ахатовны было очень плохое зрение, и оно продолжало падать. Женщина двигалась наощупь. В ноябре 2010 года она умерла от сердечного приступа.


Все это произошло в машине «Скорой помощи», врачи не успели довезти поэтессу до стационара. Прах великой поэтессы покоится на Новодевичьем кладбище.

Произведения

  • «Струна»
  • «Озноб»
  • «Уроки музыки»
  • «Свеча»
  • «Сны о Грузии»
  • «Метель»
  • «Тайна»
  • «Сад»
  • «Стихотворения»
  • «Избранное»
  • «Побережье»
  • «Ларец и ключ»
  • «Шум тишины»
  • «Гряда камней»
  • «Самые мои стихи»
  • «Звук указующий»
  • «Однажды в декабре»
  • «Созерцание стеклянного шарика»
  • «Миг бытия»
  • «Нечаяние»
  • «Возле ёлки»
  • «Влечет меня старинный слог»
  • «Друзей моих прекрасные черты»

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

П ервые стихотворения Беллы Ахмадулиной были опубликованы, когда поэтессе было восемнадцать. Спустя всего несколько лет ее творческие вечера уже проходили с аншлагом, а тексты становились шлягерами. Белла Ахмадулина выпустила 33 поэтических сборника, писала эссе и очерки, переводила стихотворения на русский со множества языков.

Юная поэтесса с гражданской позицией

Белла Ахмадулина родилась в Москве в 1937 году. Испанское имя Изабелла для нее выбрала бабушка. «Я рано спохватилась и сократила это имя до «Белла» , - рассказывала поэтесса.

Первые стихи Ахмадулиной напечатал в 1955 году журнал «Октябрь». Она тогда училась в десятом классе, занималась в литературном кружке Евгения Винокурова при заводе имени Лихачева.

После школы Белла Ахмадулина поступила в Литературный институт имени А.М. Горького. Приемной комиссии юная поэтесса читала собственные стихи. На первом курсе она была уже достаточно известным автором. В 22 года Ахмадулина написала стихотворение «По улице моей который год...», которое стало известным романсом.

Отрывок из кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Спустя еще три года поэтесса выпустила первую книгу стихотворений - «Струна», о которой Евгений Евтушенко писал: «Не случайно она назвала свою первую книгу «Струна»: в ее голосе вибрировал звук донельзя натянутой струны, становилось даже боязно, не оборвется ли. <...> Голос волшебно переливался и околдовывал не только при чтении стихов, но и в простеньком бытовом разговоре, придавая кружевную высокопарность даже прозаическим пустякам» .

Выступления Ахмадулиной собирали полные залы, площади, стадионы. Особенным был не только голос поэтессы, но и ее художественный стиль. Белла Ахмадулина использовала в текстах интересные метафоры, писала слогом золотого века.

«Лирическая моя героиня, она происхождения более раннего даже, чем двадцатый век».

Белла Ахмадулина

В 1958 году студентов Литинститута - в их числе была и Белла Ахмадулина - принуждали подписывать коллективное письмо с требованием выслать из страны Бориса Пастернака. В то время в разгаре была травля писателя, связанная с его Нобелевской премией. Поэтесса подписывать письмо отказалась. И вскоре ее отчислили, официально - за проваленный экзамен по марксизму-ленинизму. Однако позже Ахмадулину восстановили, и она окончила Литинститут с отличием.

«Если меня чему-то и научил Литературный институт, так это тому, как не надо писать и как не надо жить. Я поняла, что жизнь - это отчасти попытка отстоять суверенность души: не поддаться ни соблазнам, ни угрозам».

Белла Ахмадулина

Актриса, переводчица, защитница диссидентов

Белла Ахмадулина. Фотография: pinterest.com

Леонид Куравлёв, Василий Шукшин и Белла Ахмадулина на съёмках картины «Живёт такой парень». Фотография: prosodia.ru

Белла Ахмадулина. Фотография: art-notes.ru

В 1960-х годах Белла Ахмадулина снималась в кино. Фильм Василия Шукшина «Живет такой парень», где поэтесса сыграла журналистку, получил приз «Лев святого Марка» на Венецианском фестивале в 1964 году. В фильме «Спорт, спорт, спорт» за кадром Ахмадулина читала собственные стихи «Вот человек, который начал бег…» и «Ты человек! Ты баловень природы…».

Поэтесса не писала на острые социальные и политические темы, однако в политической жизни Советского Союза участвовала. Она поддерживала движение диссидентов, защищала опальных Андрея Сахарова, Льва Копелева, Александра Солженицына . Писала официальные обращения, бывала в местах ссылок, выступала в зарубежных газетах, на «Радио Свобода» и «Голос Америки».

Долгое время репрессии Беллы Ахмадулиной не касались: она была известна, авторитетна и любима публикой, ее стихи переводили на все европейские языки. Однако в 1969 году во Франкфурте вышел сборник Ахмадулиной «Озноб». Печататься за рубежом было очень рискованно. После этого поэтессу раскритиковали в советской прессе, а ее новые сборники подверглись жесткой цензуре. Выступления Ахмадулиной запрещали до самой перестройки.

В эти годы поэтесса занималась переводами. Она много путешествовала по Советскому Союзу и особенно любила Грузию. Ахмадулина переводила на русский язык грузинскую поэзию - стихи Николая Бараташвили, Галактиона Табидзе, Ираклия Абашидзе.

«Вероятно, у каждого человека есть на земле тайное и любимое пространство, которое он редко навещает, но помнит всегда и часто видит во сне. Так я думаю о Грузии, и по ночам мне снится грузинская речь».

Белла Ахмадулина

Кроме грузинских авторов Белла Ахмадулина переводила произведения поэтов Армении и Польши, Венгрии и Болгарии, Италии и Франции. В 1984 году ей вручили орден «Дружбы народов», Американская академия искусств и литературы избрала поэтессу своим почетным членом. Создавала Ахмадулина и очерки о поэтах-современниках, написанные, как говорил Евтушенко, «элегантной прозой».

Белла Ахмадулина и Борис Мессерер

Белла Ахмадулина и Евгений Евтушенко. Фотография: pravmir.ru

Борис Мессерер и Белла Ахмадулина. Фотография: nastroenie.tv

Борис Мессерер и Белла Ахмадулина. Фотография: alamy.com

Белла Ахмадулина была замужем четыре раза: за Евгением Евтушенко, Юрием Нагибиным и Эльдаром Кулиевым. В 1974 году поэтесса вышла замуж в последний раз - за скульптора Бориса Мессерера.

Об их знакомстве он позже вспоминал: «Белла в домашнем виде. В туфлях на низких каблуках. Темный свитер. Прическа случайная. От вида ее крошечной стройной фигурки начинает щемить сердце. Говорим о собаках. Вскоре она уходит. И вдруг я со всей ниоткуда возникшей ясностью понимаю, что если бы эта женщина захотела, то я, ни минуты не раздумывая, ушел бы с ней навсегда» .

Белла Ахмадулина «раздаривала» автографы и стихи, писала их на салфетках и клочках тетрадных листов. Мессерер делал копии и оставлял их себе. Разговоры с женой он записывал на диктофон. Так появились четыре тома ее произведений.

Борис Мессерер сопровождал супругу на творческих вечерах, Ахмадулина писала о нем: «О, поводырь моей повадки робкой!..» Еще в годы гонений Мессерер предложил ей переехать в Тарусу. Этому городу, который Белла Ахмадулина часто называла своей музой, она посвятила одноименный сборник с акварелями своего мужа.

Всего при жизни поэтессы вышли 33 сборника ее стихотворений. Последние годы Ахмадулина и Борис Мессерер жили в Переделкино. Она продолжала участвовать в творческих вечерах, однако писала мало: мешало заболевание глаз. В 2010 году Беллы Ахмадулиной не стало. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище. После смерти поэтессы Борис Мессерер написал книгу-воспоминание «Промельк Беллы», а в Тарусе установили памятник Ахмадулиной, который изготовили по его эскизам.

Изабелла Ахатовна Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве в семье Надежды Макаровны Лазаревой и Ахата Валеевича Ахмадулина. В поэме «Моя родословная» она, восстанавливая историю своей семьи, пишет: «Девичья фамилия моей бабушки по материнской линии – Стопани – была привнесена в Россию итальянским шарманщиком, который положил начало роду, ставшему впоследствии совершенно русским, но все же прочно, во многих поколениях украшенному яркой чернотой волос и глубокой, выпуклой теменью глаз». Несмотря на смешение итальянской, татарской и русской кровей, своей родиной Ахмадулина, безусловно, ощущала и осознавала только Россию: «Я русская – по чувству и устройству, по матери, по бабушке, по паспорту… <…> Мой отец – казанский татарин, ко времени моего рождения обрусевший под влиянием среды и отсутствия соплеменников и собеседников».
Выросла Ахмадулина под чутким присмотром русской бабушки – Надежды Митрофановны Барамовой, человека редкой душевной доброты и бескорыстия. Бабушка много читала, и именно с ее голоса, бормочущего «Буря мглою небо кроет…», начался для маленькой Беллы Пушкин.
Раннее, довоенное детство Ахмадулиной проходило в центре старой Москвы: Маросейка, Покровка, Чистые пруды. Ученические годы – в школах Колпачного, а потом Лялина переулков. Стихи она начала писать рано, уже в детстве сочиняла «поэмы и повести, романы, драмы, комедии и мемуары», – как вспоминала позже. Среди прочих творений было и собственное продолжение «Горя от ума», но все свои детские опыты она называла «жуткими» и «чудовищными». «Все дальнейшее, к чему я постоянно стремилась, так это страсть к сочинительству: в школе, во дворце пионеров, в литературных студиях и кружках. Здесь уместно сказать: несмотря на то, что сочиняла я просто ужасно, но уже оттуда, из дальней туманной поры, человечество я знаю с лучшей стороны – люди относились к моим занятиям милостиво и благосклонно».
Окончив школу, Ахмадулина, не поступившая на журфак МГУ, год работала внештатным корреспондентом многотиражной газеты «Метростроевец». Печататься начала в 1955 году, еще до поступления в Литературный институт. Она занималась в литературном объединении, под руководством Евгения Винокурова, при автозаводе им. Лихачева. В мае 1955 года в «Комсомольской правде» появилась подборка стихов участников Литобъединения, в которую вошло и стихотворение Ахмадулиной «Родина». Именно с этого момента начинается отсчет ее поэтических публикаций.
О своем первом поэтическом учителе она отзывалась с особой теплотой и нежностью: «Я стала руководима его легкой рукой, водима по началу жизни, которое из-за Винокурова, лишь по причине его поощрения – весьма счастливо сложилось. Не к моим достоинствам, но к таланту Винокурова отношу я его доброе и сильное участие к моим бедным детским стихотворениям, которые он – впервые и лишь собственным усилием – напечатал со своим предисловием, и других людей пригласил к интересу к моей фамилии».

В 1955 году Ахмадулина подала документы в Литературный институт им. А.М. Горького. Поступление ее было сопровождено восторженным отзывом И. Сельвинского, который рецензировал ее стихи и обратился к абитуриентке с личным письмом: «Я совершенно потрясен огромной чистотой Вашей души, которая объясняется не только Вашей юностью, могучим, совершенно мужским дарованием, пронизанным женственностью и даже детскостью, остротой ума и яркостью поэтического, да и просто человеческого чувства! … чтобы в Вашей жизни не произошло, помните, что у Вас дарование с чертами гениальности и не жертвуйте им никому и ничему!».
Вхождение Ахмадулиной в литературу совпало с годами «оттепели», когда поэзия пользовалась необыкновенной популярностью. Ахмадулина в эти годы печаталась в газетах и журналах, выступала на поэтических вечерах, участвовала в жарких спорах и дискуссиях в аудиториях и общежитии Литературного института. Ее стихи быстро сделали имя известным.

Вместе с Е. Евтушенко, А. Вознесенским, Р. Рождественским и Б. Окуджавой она оказалась на гребне поэтической волны в конце 1950-х – начале 60-х годов. Молодые поэты, «эстрадное поколение», как их назвали позже, обозначая таким образом не столько поэтический строй, сколько способ общения с читателем, были максималистами, не признавали полутонов, осуждали неискренность в литературе и жизни. Ахмадулина гордо провозглашала: «…мне не пришлось сказать ни слова, / ни слова маленького лжи». И она имела право на такие слова. Ее юная жизнь складывалась не только счастливо и беспечно. Причиной тому были и отрицательные, порой грубые оценки ее творчества, идеологическое одергивание и исключение из Литературного института в 1959 году, в связи с тем, что она отказалась участвовать в травле Б. Пастернака после присуждения ему Нобелевской премии. В тот трудный год Ахмадулиной помог главный редактор «Литературной газеты» С.С. Смирнов, предложивший ей стать внештатным корреспондентом «Литературной газеты» в Сибири.
Но все же это было время «оттепели» и вскоре Ахмадулина была восстановлена в институте, где защитила дипломную работу «Стихи и переводы». С тех пор она неоднократно обращалась к переводческой деятельности, сделав великолепные поэтические переводы с грузинского, армянского, абхазского, балкарского, чешского, польского, сербского, хорватского, французского, итальянского языков.

В 1962 году в издательстве «Советский писатель» вышел первый поэтический сборник Б. Ахмадулиной «Струна», редактором которого стал П. Антокольский, человек, сыгравший значительную роль в ее судьбе. Появились многочисленные персонально адресованные отклики и рецензии, большинство из которых было положительным. Тогда же, после выхода первого сборника, Ахмадулину приняли в Союз писателей.
Ахмадулина приняла участие в съемках фильма Марлена Хуциева «Застава Ильича» (1962), где читала свои стихи в сцене поэтического вечера в Большой аудитории Политехнического музея. В 1964 году снялась в роли журналистки в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень». Лента получила «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции. Кино впоследствии еще не раз всплывет в ее жизни, например, в виде песен на ее стихи («Достояние республики», «Ирония судьбы или с легким паром!», «Служебный роман», «Жестокий романс» и др.). Ахмадулина читала свои стихи за кадром в фильмах «Чистые пруды» (1965), «Спорт, спорт, спорт» (1970), «Венок сонетов» (1976).Высокое признание, которое снискала себе лирика Ахмадулиной в 1960-е годы, привело к включению нескольких ее стихотворений в самиздатовский журнал «Синтаксис» и к выходу ее сборника «Озноб» в эмигрантском издательстве «Посев» (1968). Контакт с «Посевом», естественно, не мог не остаться безнаказанным, и последующие книги Ахмадулиной, которые печатались на родине, привлекали особое внимание цензуры.
Второй отечественный сборник Ахмадулиной «Уроки музыки» появился в 1969 году и получил гораздо меньше откликов в прессе, чем первый, хотя явился значительным событием в ее творческой жизни и свидетельствовал о развитии поэтического дара.
В 1970-е годы вышло еще несколько книг Ахмадулиной: «Стихи» (1975), «Свеча» (1977) и «Метель» (1977). Это были годы окончательного становления, когда произошло то, что позволяет говорить об эволюции лирического «я» Ахмадулиной, о совершенствовании ее индивидуального стиля. Единственный большой однотомник ее стихов (до 1988 года, когда, наконец, вышло «Избранное») был издан в Грузии («Сны о Грузии», 1977, 2-е издание – 1979), горячо любимом ею крае, где у нее было много друзей и знакомых, поддерживавших ее в трудные годы. Она неоднократно бывала и Тбилиси, многие ее произведения посвящены Грузии и ее людям.

В 1976 году Белла Ахмадулина с мужем Борисом Мессерером по приглашению Марины Влади и Владимира Высоцкого выехала в Париж, путешествовала и выступала на юге Франции, в Италии, в Англии, затем в США. Во время этой поездки состоялось знакомство и общение со многими представителями русской культуры, эмигрировавшими из советской России, а также известными деятелями культуры и учеными-славистами посещаемых стран. Тогда же состоялась поездка в Швейцарию для встречи с В. Набоковым.
В Америке Ахмадулина была избрана почетным членом Американской академии искусств и литературы (18 мая 1977). Прошли ее поэтические выступления в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Вашингтоне и других городах.

В 1979 году Ахмадулина участвовала в создании неподцензурного литературного альманаха «Метрополь», в котором опубликовала сюрреалистическую прозу «Много собак и собака». Как и другие его участники (В. Аксенов, В. Ерофеев, Е. Попов, И. Лиснянская, С. Липкин и др.), подверглась резкой критике, запрету на публикации и другим ограничительным мерам.
В 1970 – 80-е годы имя Ахмадулиной мало упоминалось в критике. Усугубило ситуацию ее мужественное заявление-протест о незаконности ссылки А.Д. Сахарова. Она не раз высказывалась в поддержку советских диссидентов и людей, нуждающихся в помощи (письма в защиту Г. Владимова, Л. Копелева, С. Параджанова). Её заявления публиковались в «Нью-Йорк Таймс», неоднократно передавались по «Радио Свобода» и «Голосу Америки».
Годы замалчивания почти не сказались на литературной судьбе Ахмадулиной. Она никогда не изменяла главному в себе и не подстраивалась под господствующую идеологию, под вкусы обывателей.
1980-е годы были наиболее трудными в судьбе Ахмадулиной, они отягощены для нее многими трагическими обстоятельствами. Сборники «Тайна» (1983) и «Сад» (1987) свидетельствуют о сложных переживаниях, во многом изменивших ее творчество. Жесткая цензура, уменьшение тиражей её книг, а в некоторые годы и вообще отсутствие ее произведений в печати, потеря друзей, оказавшихся в эмиграции (В. Аксенов, В. Войнович, Г. Владимов). Самые трудные свои годы она провела в Тарусе и её окрестностях. В этот городок она впервые приехала в 1975 году и с тех пор много времени проводила в этом месте, посвятив ему ряд произведений.
Годы перестройки вызвали некоторые изменения и в поэтической судьбе Ахмадулиной. Появилась возможность опубликовать задержанные цензурой стихотворения, в том числе и христианского содержания, стали чаще выходить ее поэтические сборники. В 1997 году к юбилею Ахмадулиной вышел трехтомник ее сочинений, включивший кроме стихов прозу, переводы, воспоминания, статьи и выступления, поэтические посвящения.
В последующие годы неоднократно выходили сборники ее стихов: «Созерцание стеклянного шарика» (1997), «Друзей моих прекрасные черты» (1999), «Нечаяние. Стихи. Дневник» (2000), «Пуговица в китайской чашке» (2001), «С любовью и печалью» (2003).
Белла Ахмадулина удостоена многих престижных наград, она является почетным членом Американской академии искусств и литературы (1977), лауреатом Государственной премии СССР (1989) и Государственной премии России (2004), Президентской премии России (1998), независимой премии «Триумф» (1994), международной поэтической премии «Носсиде» (Италия, 1994), Пушкинской премии (Германия, 1994), международной поэтической премии «Брианца» (Италия, 1998). Награждена орденами Дружбы народов (1984) и «За заслуги перед Отечеством» III степени (1997) и II степени (2007).
Белла Ахмадулина умерла 29 ноября 2010 года, похоронена на Новодевичьем кладбище.

Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина - российский поэт, прозаик, переводчица, один из крупнейших русских лирических поэтов второй половины XX века.
Родилась 10 апреля 1937 в Москве. Школьницей работала внештатным корреспондентом газеты «Метростроевец». Стихи писала с детства, занималась в литобъединении при ЗИЛе у поэта Е. Винокурова. В 1955 в газете «Комсомольская правда» было опубликовано ее стихотворение «Родина».
По окончании школы поступила в Литературный институт им. А.М. Горького. Стихи, поданные на творческий конкурс при поступлении, удостоились высокой оценки И. Сельвинского: «поразительные по силе, свежести, чистоте души, глубине чувства».
Во время учебы в Литинституте Ахмадулина публиковала стихи в литературных журналах и в рукописном журнале «Синтаксис». Занималась журналистикой, писала очерки. В 1959 Белла Ахмадулина была исключена из института за отказ участвовать в травле Б.Л. Пастернака , но затем восстановлена. В 1960 окончила институт с отличной оценкой дипломной работы.
В 1962 стараниями П. Г. Антокольского была издана первая книга Беллы Ахмадулиной «Струна».
В 1969 г. в ФРГ в эмигрантском издательстве «Посев» вышел поэтический сборник «Озноб», в котором были собраны все стихи, написанные в течение 13 лет. Несмотря на это «крамольное» событие, книги Беллы Ахмадулиной, хотя и подвергались строгой цензуре, продолжали издаваться в СССР: «Уроки музыки» (1969), «Стихи» (1975), «Свеча» (1977), «Метель» (1977) и др. В 1977 она была избрана почетным членом Американской академии искусства и литературы. В 1988 вышла книга «Избранное», за ней последовали новые поэтические сборники.
Сюрреалистический рассказ Беллы Ахмадулиной «Много собак и собака» вошел в неофициальный альманах «Метрополь» (1979). К этому времени она по праву считалась одним из наиболее ярких поэтов, начинавших свой творческий путь во время «оттепели». Вместе с А. Вознесенским, Е. Евтушенко и Р. Рождественским ее называли «поэтом эстрады», обозначая таким образом не столько поэтический строй, сколько способ общения с читателем. Вообще же стихам Ахмадулиной никогда не была присуща публицистичность. Она не раз говорила о том, что без восторга вспоминает времена массового интереса к поэзии, из-за которого в поэтах воспитывалось желание угождать неприхотливым вкусам.
Одной из главных тем лирики Беллы Ахмадулиной является дружба. Дружбу - в том числе дружбу-любовь и дружбу-творчество - она считает одним из самых сильных человеческих чувств. Дружбе в равной мере присущи и страсть («Свирепей дружбы в мире нет любви», в сб. «Сны о Грузии», 1977), и горечь («По улице моей который год…»; там же).
Героями стихов Беллы Ахмадулиной становились русские поэты - от А. Пушкина и М. Цветаево й (сб. «Тайна», 1983) до друзей и современников А. Вознесенского и Б. Окуджавы, а также простые люди - «кривая Нинка» (сб. «Побережье», 1991), «электрик Василий» (сб. «Стихотворения», 1988) и др.
Ахмадулина много переводила грузинских поэтов Н. Бараташвили, Г. Табидзе, С. Чиковани и др. Журнал «Литературная Грузия» публиковал ее стихи в годы, когда из-за идеологических запретов это было невозможно в России.
Белла Ахмадулина - автор многочисленных эссе - о В. Набокове,