Социальное и гуманитарное знание общества. Разница между социальными и гуманитарными знаниями. Философия как смысл жизни

Существуют два основных вида наук - естественные, которые изучают природу, и общественные, которые изучают общество и человека. Основными, фундаментальными естественными науками являются физика, химия, биология. Главные общественные (их также называют социальными и гуманитарными) науки изучают основные сферы общественной жизни: экономическая наука исследует экономическую сферу жизни людей; социология - различные социальные общности и типы взаимосвязей людей; теория государства и права, а также политология - политическую и правовую организацию общества; культурология - духовную сферу общества. Важнейшее место в системе социально-гуманитарных наук занимает историческая наука, поскольку все стороны общественной жизни имеют богатое прошлое и непрерывно изменяются во времени.

Особое место в человеческом знании занимает философия: она стремится уяснить наиболее общие - мировоззренческие - вопросы отношения человека к природе, обществу, истории и культуре.

Основная цель любой науки состоит в обнаружении закономерностей в изучаемой ей сфере реальности. Такие закономерности существуют и в природе, и в обществе. Однако наряду с этой общей чертой всех наук у естественных и социальных наук есть и отличия, которые обусловлены различиями закономерностей природы и общества.

В самом общем виде закон - это определенная повторяемость или регулярность, которая обнаруживается в некоторой сфере реальности. Такие регулярности мы постоянно наблюдаем вокруг себя. Например, за днем всегда следует ночь, камни падают, когда мы выпускаем их из рук, и т.п. Ученые устанавливают более сложные и тонкие регулярности и выражают их в виде законов науки настолько точно, насколько это возможно. Изучая различные науки в школе, вы познакомились со многими такими законами.

В чем социальные законы сходны с законами природы, и чем они отличаются от них? Некоторые мыслители говорили о том, что социальные законы более сложны и их труднее обнаруживать, чем законы природы. Например, родоначальник социологии Огюст Конт сравнивал социальные закономерности с законами метеорологии. На социальные явления, как и на атмосферные процессы, воздействует очень большое количество факторов, которые переплетаются и накладываются друг на друга. Поэтому регулярности поведения людей в обществе трудно обнаружить из-за множества деталей и сил, которые действуют на них.

Однако нужно отметить, что это не может служить принципиальным отличием социальных закономерностей от законов природы. Нельзя считать, что в природе все процессы протекают по строгим и точным законам, которые можно выразить в виде математических формул. Такое представление было характерным для классической механики XVII-XVIII вв., которая рассматривала природу как гигантский механизм, подобный часам и управляемый точными и простыми законами. Но лишь немногие природные системы похожи на часы или другие механизмы. Действительно, наша солнечная система представляет собой такую систему, в ней планеты движутся «подобно часам». Но, например, ураганы или извержения вулканов, также подчиняющиеся физическим законам, мало напоминают работу механизмов. Мир природы управляется не только строгими законами механики, но и вероятностными закономерностями. С другой стороны, многие социальные процессы более закономерны, чем движение облаков или капризы природы.

Например, в экономике действуют достаточно строгие закономерности, которые, как и законы природы, можно выразить в математическом виде.

Нельзя считать, что жизнь человека в обществе произвольна и хаотична. На жизнедеятельность людей оказывают воздействие достаточно устойчивые факторы: базисные жизненные потребности людей, социальные обычаи и нормы, правовые законы и т.п. Помимо этого на социальную жизнь влияют биологические факторы и природная среда. В результате этого действия людей и социальных групп становятся в значительной степени упорядоченными, повторяемыми. И это служит источником существования устойчивых социальных закономерностей.

В этих закономерностях отражаются систематически воспроизводимые отношения между индивидами и различными социальными группами. Существуют также закономерности развития обществ, например, их переход от традиционного типа общества к индустриальному типу. Весьма строгие законы, как уже говорилось, действуют в экономической сфере.

Важными и весьма распространенными формами выражения социальных закономерностей являются типологии и классификации. Ниже вы познакомитесь с многочисленными примерами таких типологий. В социальных науках устанавливаются типы социальных групп и социальных действий, типы власти и государственных режимов, типы экономических систем и цивилизаций и т.п. Типологии и классификации позволяют упорядочить и в сжатом виде выразить многочисленные и разнообразные социальные явления. Это также говорит о том, что в социальном мире царит не хаос, а определенный порядок. Социальные типологии выражают этот закономерный порядок подобно тому, как биологические классификации или таблица Менделеева выражают порядок в мире живого или в многообразии химических элементов.

Итак, и в природе, и в обществе явления и процессы протекают более или менее закономерно. Однако у социальных законов есть черты, которые отличают их от законов природы. Основные отличия состоят в следующем:

  • ? социальные законы описывают и объясняют деятельность людей как существ, обладающих сознанием. В одной и той же ситуации разные люди могут совершать разные поступки в зависимости от своего понимания этой ситуации, от волевых, нравственных решений и т.п. Законы природы не имеют дела с сознанием;
  • ? социальные законы историчны. Общества изменяются, а вместе с ними изменяются законы. Например, законы современной экономической жизни не годятся для описания хозяйственной жизни древних обществ и наоборот;
  • ? социальные законы в силу сложности и многообразия социальных факторов выступают, скорее, как закономерности, тенденции.

Они не могут быть такими точными, как закон всемирного тяготения. Поэтому эти законы редко можно выразить в математической форме;

Социальные законы не дают возможности однозначно предсказывать будущие явления. Астрономы, например, могут предсказывать солнечные затмения на сотни лет вперед. Но общество развивается так, что могут быть неожиданные изменения, которые направляют его развитие по трудно предсказуемым путям. Например, сто лет назад никто не мог предсказать, что появятся компьютеры, которые столь широко войдут в производство и другие сферы жизни людей, что это превратит современное общество в информационное, постиндустриальное общество.

Несмотря на все эти отличия, социальные законы, как и законы природы, являются объективными. Они не создаются сознательно людьми или социальными группами, как, например, юридические законы. Как правило, люди поступают в соответствии с социальными законами, не осознавая этого. Вот почему требуются специальные общественные науки, которые позволяют открывать социальные закономерности.

Знание законов общества столь же необходимо, как и знание законов природы. Это позволяет нам лучше понимать общество, в котором мы живем, позволяет в определенной мере предвидеть и управлять социальными процессами, а также лучше понимать ход развития истории.

Таким образом, можно сказать, что и в природе, и в обществе действуют устойчивые тенденции, закономерности. Но законы общества имеют заметные отличия от законов природы,

Контрольные вопросы

  • 1. Мы многое узнаем уже на уровне нашего обычного здравого смысла. Чем наука как специализированный вид познавательной деятельности отличается от повседневного опыта?
  • 2. Почему передовые современные общества называют «обществами знания»?
  • 3. Эксперимент - это специально сконструированная ученым, «искусственная» ситуация, в которой наблюдаются и измеряются определенные явления. В чем состоят трудности экспериментов с людьми или с животными?
  • 4. Индукция - это метод вывода закономерностей на основе обобщения многих отдельных фактов. Приведите примеры индуктивных выводов.
  • 5. В какой из изучаемых в школе наук наиболее широко применяется дедуктивный метод?
  • 6. Чтобы объяснить какие-то явления, ученые выдвигают гипотезы. Но гипотез можно придумать много. Как выбирают из них наиболее подходящую? Как гипотеза превращается в обоснованную закономерность?
  • 7. В чем социальные законы сходны с законами природы?
  • 8. Мы считаем, что законы движения материальных тел действовали во все времена и действуют во всех уголках Вселенной. Почему действие социальных законов может быть ограничено во времени и пространстве, почему современные законы могут быть неприменимы для иных исторических эпох и цивилизаций?
  • 9. Государственная Дума России занимается законодательной деятельностью, в результате которой принимается много различных законов. С другой стороны, ученые - экономисты и социологи - пытаются обнаружить законы, по которым функционирует и развивается социально-экономическая система. Чем различаются эти два вида законов?

Гуманитарная отрасль всегда была привлекательной для многих людей. Она и сейчас популярна. На сегодняшний день профессии гуманитарного направления все больше конкурируют с точными науками. Ведь они разрешают человеку вникать в социальное развитие государства и общества, познавать человеческую природу и законы организационных процессов жизни общества.

Социально-гуманитарные профессии позволяют пролить свет на эти обширные темы. Людям, имеющим соответствующее мышление, особо привлекательны в жизни занятия, посвященные этим вопросам. Но гуманитарная сфера имеет разные направления. Так какую профессию выбрать? Перед тем как ответить на этот вопрос, следует изучить самые распространенные гуманитарные специальности, востребованные в нашей стране.

Гуманитарные профессии: список

Свой обзор мы начнем с одного из популярных направлений деятельности человека - психологии. Очень увлекательная, но и тяжелая профессия. Работать в этой сфере могут люди, которые любят оказывать помощь другим, умеют терпеливо выслушать ближнего и оказать мудрую поддержку своим советом (не путать с наставлением!).

В наш технологический век все больше людей, попадая в тяжелые эмоциональные ситуации, оказываются в депрессивном состоянии. Вывести их из него может высококвалифицированный специалист, а потому психологи будут всегда востребованы на трудовом рынке.

В этом направлении можно выбрать такие гуманитарные профессии, как детский психолог, психотерапевт, семейный психолог и так далее. Однако следует иметь в виду, что на этом поприще придется не только выслушивать различные неприятные истории, но и пытаться помочь человеку, который хочет поменять окружающий мир и людей, не меняя себя. К таким клиентам нужен определенный подход. Но если есть большое желание познать себя, окружающий мир и ближнего, то можно смело приступать к изучению психологии.

Философия как смысл жизни

Следующим направлением гуманитарной деятельности является работа философа. Казалось бы, что общего может быть с нашим современным миром и этой древней профессией? Но точки соприкосновения есть, ведь философы работают не с конкретными вещами или образами, не с эмоциональным состоянием, а с идеями. Люди, способные к такому образу жизнедеятельности, часто становятся работниками в области культуры, политики и религии. Некоторые, имеющие философский склад ума, предпочитают такие гуманитарные специальности и профессии, как психологический анализ или политтехнология.

Историческая наука

Профессия историка всегда была востребованной, ведь прошлое человечества так же интересно, как и его будущее. Люди, нашедшие себя в этой деятельности, обладают большими познаниями в области отечественной и зарубежной истории, международных отношений, юриспруденции. Они могут работать в архивах, музеях, преподавать историю в школах и вузах, быть журналистами в СМИ и так далее. Однако для этой профессии следует иметь хорошо развитую память и усидчивость.

Филолог

Существуют профессии социально-гуманитарного профиля, сфера деятельности которых приходится на изучение иностранных и древних языков. Некоторые специалисты изучают древние наречия родного языка. Речь ведется о профессии филолога. Чтобы стать профессионалом в этой области, необходимо изучить огромные пласты знаний и обладать талантом и усердием.

Те, кто изучает филологию, могут освоить такие гуманитарные профессии, как переводчик и преподаватель. А некоторые целиком и полностью посвящают себя науке изучения языков, становятся специалистами по мировой литературе и благодаря этому могут заняться научной или преподавательской деятельностью в школах или высших учебных заведениях. Многие люди, имеющие филологическое образование, становятся писателями.

Политик

В числе престижных профессий гуманитарного направления ‒ деятельность политика. Это направление привлекает к себе много молодежи, так как оно связано с деньгами и властью. Работа политика основывается на умении общаться с людьми, проводить разнообразные комплексные мероприятия, организовывать партии, участвовать в избирательных кампаниях, а также выступать на трибунах. Помимо этого политик должен быть хорошим дипломатом и управленцем.

Журналистика

Существуют востребованные гуманитарные профессии, относящиеся к сфере масс-медиа. Список таких профессий довольно-таки обширный. Человек может работать журналистом на телевидении, в печатных и интернет-изданиях или стать папарацци. Можно устроиться обозревателем какого-нибудь журнала.

Вся эта деятельность связана с творческим потенциалом конкретного человека и дает большие возможности для самовыражения.

Тем людям, которым не хочется мотаться по командировкам, могут быть корректора, верстальщика или редактора.

Рекламное дело

Если человек активный и имеет широкий взгляд на, казалось бы, непривлекательные вещи, он может найти себя в рекламе. Гуманитарные профессии этого направления позволяют создавать имидж различных компаний и фирм, успешно рекламировать практически любую продукцию или услугу, делая акцент на полезные качества рекламируемого товара.

Каждая компания с радостью примет в свой штат сотрудника по рекламе, который хорошо умеет проводить PR-акции.

Юрист

Рассказывая о гуманитарных науках, нельзя не обратить внимания на юридическое дело. Есть много людей, которые любят изучать законы и нормативные акты и применять их в своей работе. Человек, обучившийся на юриста, может работать юридическим консультантом, адвокатом, судьей, нотариусом или прокурором. Каждая из этих профессий призывает своего обладателя к внимательному и ответственному выполнению законов, не позволяя при этом забыть свои обязательства перед обществом. Однако в наше время на каждом шагу можно встретить юриста или нотариуса, поэтому данная профессия на сегодняшний момент наименее востребована на рынке труда.

Высокооплачиваемые гуманитарные профессии

Говоря о профессиональной деятельности в гуманитарной сфере, большинство людей хотят знать о самых престижных и хорошо оплачиваемых работах. Для примера мы выделили несколько видов профессий человека в этом направлении.

Туристический оператор

С повышением уровня благосостояния, люди все чаще обращаются в турагенства, желая отправиться для путешествия и отдыха в разные точки нашего земного шара. Для того чтобы помочь клиенту выбрать страну и место, нужны менеджеры по туризму. Они же помогают подобрать маршрут тура, оформить визу, забронировать билеты и номера в отелях. Поэтому с расцветом туристического бизнеса люди, имеющие тягу к такой работе, всегда будут востребованы. И доходы их тоже будут немаленькие.

Дизайнер

Этот вид деятельности куда шире, чем думают многие люди. Общество не стоит на месте, оно постоянно развивается и расширяется. Поэтому работа современного дизайнера состоит не только в том, как расставить мебель в квартире или подсказать, какой ремонт сделать. Сейчас таких специалистов привлекают к обустройству офисов, земельных приусадебных участков (ландшафтный дизайн), проектированию различных работ через интернет, дизайну одежды и так далее. Для того чтобы успешно работать в этой сфере гуманитарной деятельности, необходимо иметь хорошо развитую фантазию и уметь общаться с людьми.

Менеджер брендовых продукций

Многие люди удивляются тому, что, заходя в любой магазин или супермаркет, они покупают именно ту продукцию, которую часто видят на экранах своих телевизоров, слышат о ней по радио или читают в газетах. Все это дело рук бренд-менеджеров, задача которых ‒ так распиарить тот или иной товар, чтобы люди его выбирали чаще при покупках. Здесь, в принципе, нет ничего сложного, обыкновенное знание человеческой психологии, но люди, умеющие подносить правильно информацию о продукции, неизменно в цене. Такой специалист всегда имеет хорошие доходы, а компании дорожат таким сотрудником.

Итог

Существуют и другие гуманитарные профессии, список которых можно продолжать долго. Все они важны и необходимы для развития нашего общества. Если человек хочет посвятить себя гуманитарным наукам, то он должен рассмотреть все существующие варианты, представить себя в роли того или иного работника, а затем выбрать деятельность, подходящую по личным качествам, и к которой «лежит душа».

Ведь технические и гуманитарные профессии позволяют людям максимально реализовать себя в этом мире, раскрыть свой потенциал и работать на благо общества, достойно обеспечивая себя и свою семью. Нет лучших или худших профессий, есть только спрос на те или иные виды деятельности. Поэтому перед выбором профессии следует тщательно просмотреть рынок труда, какие вакансии востребованы в настоящее время. Но в любом случае работу желательно искать по душе, тогда она будет приносить удовольствие и радость, а потом и деньги.

На сегодня классификация социально-гуманитарных наук проработана слабо ввиду обширности и разнородности области их применения, а также тесной взаимосвязи сфер общественной жизни. Например, история может быть классифицирована и как наука, и как социальная.

Все три метода классификации разделяют эти науки на социальные и гуманитарные.

Классификация по предмету изучения:

В гуманитарных – культурцентристская программа. В этой программе культура рассматривается как реальность, отделенная от природы. Исследователь сам может одновременно являться субъектом и объектом изучения, изучать анализировать и описывать предмет, спускаясь до отдельного индивидуума, до его мировосприятия, ценностей, в отличии от натуралистической программы, где описываются понятия в общем.

Изучение человека в целом и общества в частном, которое подразумевает философская наука, предполагает дробление социальных систем на сферы жизни общества и человека. Социальная является одной из четырех таких сфер и имеет одно из важнейших значений для философии.

Что включает в себя социальная сфера

Наряду с экономической, политической и духовной сферами социальная сфера подразумевает:
- характерный вид человеческой деятельности (это может быть образовательная деятельность, политическая и т.д.);
- существование системы социальных институтов (рабочий коллектив, школа, семья, церковь, политическая партия);
- отношения, сложившиеся в результате взаимодействия между людьми (к примеру, отношения между родителями и детьми, между друзьями, между врагами, между учителем и учеником).

Следует отметить, что человек существует и взаимодействует во всех сферах одновременно, не только в социальной. К примеру, если вы продаете телевизор своему родственнику, вы одновременно находитесь как минимум в двух сферах – социальной и экономической. А если при этом вы являетесь политическим деятелем, а ваш родственник религиозен, то и во всех четырех сразу.

Каким образом через социальную сферу трактуется существование человека

Философия называет социальной ту сферу жизни общества, в которой возникают всевозможные общности, взаимодействующие между собой на уровне социальных отношений. Таким образом, человек в обществе может выполнять ряд социальных ролей: начальник или подчиненный, горожанин или крестьянин, отец семейства, сын, брат. Собственно, даже такой факт, как половая принадлежность, накладывает на человека определенные социальные права и обязанности – поведение мужчин и женщин в любом обществе отличается. Исходя из социальных общностей, в которые входит человек, и социальных ролей, которые ему приходится выполнять, возможно выстроить философский портрет как отдельно взятого человека, так и «среднего» члена общества, а также всего общества в целом. Исследования социальной сферы проводятся как правило в форме . Наиболее важные моменты, которые нужно учитывать при составлении социологической картины, следующие:

Демографическая структура (сюда могут входить мужчины и женщины, холостые и женатые, пожилые люди );
- этническая структура (определяется национальной принадлежностью);
- профессиональная структура (продавцы, экономисты, врачи, учителя, дворники и т.д.);
- образовательная структура (люди с высшим образованием, студенты, школьники);
- поселенческая структура (городской или деревенский житель);
- сословная структура (здесь значение имеет социальное положение, происхождение индивида, а также всевозможные касты, классы и сословия, если они приняты в данном обществе).

Желание проникнуть в суть мыслей других людей незаметным для них образом будоражит умы миллионов людей. В свое время известный психолог Вольф Мессинг даже выступал на публике с номерами, где отгадывал задания, написанные кем-то на листочке бумаги и спрятанные от него. Умение читать мысли нередко опутано тайной, причисляется к оккультным наукам или парапсихологии. Это ошибочное мнение, так как психологи «читают мысли» при помощи наблюдений за видимыми поведенческими реакциями.

Вам понадобится

  • Для развития в себе способности видеть людей насквозь вам понадобятся наблюдательность и терпение, а также немного знаний относительно того, как интерпретировать различные жесты и поведенческие реакции.

Инструкция

Развивайте наблюдательность, анализируйте увиденное. Не зря существует поговорка «Психологи развлекаются, наблюдая». Скучные конференции, неинтересные мероприятия и вечеринки, неторопливые прогулки в парке, кинофильмы… Жизнь дает так много возможностей развивать наблюдательность! Смотрите , попытайтесь понять их реакции, попробуйте разгадать их жизненный и образ

Вопрос об уникальности социальных знаний является в истории философской мысли предметом дискуссий.

Социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности. В их познании можно использовать точные методы социального исследования. Социология кик наука должна быть свободна oт параллелей с идеологией, что требует отделения в ходе конкретного исследования реальных фактов от субъективных оценок

Социальные явления следует осмысливать в соотнесении с целями, идеями и мотивами реально действующих людей. Поэтому в центре изучения оказывается сам человек и его восприятие мира

Общественные науки

Изучение фактов, законов, зависимостей общественно-исторического процесса

Изучение целей и мотивов деятельности человека, его духовных ценностей, личностного восприятия мира

Результат исследования

Социальное знание – это анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, повторяющихся явлений.

Гуманитарное знание – это анализ целей, мотивов, ориентации человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений.

Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества.

Особенности гуманитарного знания: понимание; обращение к текстам писем и публичных выступлений, дневников и программных заявлений, художественных произведений и критических рецензий и т. д.; невозможность сведения знания к однозначным, всем признанным определениям.

Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию его человеческих качеств.

Социальное и гуманитарное знания - результат социального познания.

Социальное познание - процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.

Познание общества, протекающих в нем процессов имеет, наряду с общими для всей познавательной деятельности чертами, также и существенные отличия от познания природы.

Особенности социального познания

1. Субъект и объект познания совпадают. Общественная жизнь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект-объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием).

2. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания. Социальное познание задевает непосредственно интересы людей.

3. Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание. Естествознание насквозь инструментально, в то время как обществознание - это служение истине как ценности, как правде; естествознание - «истины разума», обществознание - «истины сердца».

4. Сложность объекта познания - общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных закономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. В отличие от естествознания в обществознании невозможны (или очень ограничены) предсказания.

5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент. Наиболее распространенном методом социального исследования является научная абстракция, в социальном познании исключительно велика роль мышления.

Описать и понять социальные явления позволяет правильный подход к ним. Это означает, что социальное познание должно опираться на следующие принципы:
- рассматривать социальную действительность в развитии;
- изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости;
- выявлять общее (исторические закономерности) и особенное в общественных явлениях.

Всякое познание общества человеком начинается с восприятия реальных фактов экономической, социальной, политической, духовной жизни - основы знаний об обществе, деятельности людей.

Наука различает следующие виды социальных фактов:
1) действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп;
2) продукты человеческой деятельности (материальные и духовные);
3) словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки.

Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать (лат. interpretatio - истолкование, разъяснение). Прежде всего факт подводится под какое-либо научное понятие. Далее изучаются все существенные факты, из которых складывается событие, а также ситуация (обстановка), в которой оно происходило, прослеживаются многообразные связи изучаемого факта с другими фактами.

Таким образом, интерпретация социального факта - это сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения. Только интерпретированный факт является действительно научным фактом. Факт, представленный только в описании его признаков, - всего лишь сырье для научных выводов.

С научным объяснением факта связана и его оценка, которая зависит от следующих факторов:
- свойства изучаемого объекта (события, факта);
- соотнесение изучаемого объекта с другими, однопорядковыми, или идеалом;
- познавательные задачи, которые поставил исследователь;
- личная позиция исследователя (или просто человека);
- интересы той социальной группы, к которой исследователь принадлежит.

Надежда ИЛЬИНОВА

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ общества нового типа

В статье автор дает краткую характеристику социально-гуманитарного знания, рассматривает специфику социальногуманитарного познания, обосновывает необходимость переоценки отношения к социально-гуманитарным дисциплинам в условиях формирования российского общества нового типа.

The author of the article presents his own brief characteristic of social and humanitarian knowledge. Specificity of social and humanitarian cognition is considered; necessity of revaluation the relation to social and human sciences in conditions of forming a new type of Russian society is substantiated.

Ключевые слова:

социально-гуманитарное знание, познание, истина, ценности, социум, наука; social and humanitarian knowledge, cognition, truth, values, society, science.

Господствующая техногенная цивилизация переживает глубо -кий духовно - интеллектуальный кризис. Конец XX - начало XXI в. характеризовались серьезной переоценкой всех воз -можностей человека активно преобразовывать как природу, так и общество. В контексте смены научных парадигм, обслуживающих запросы современного техногенно - инновационного рынка, про -блемы социально - гуманитарного знания приобретают особый интерес. Новое общество требует поиска новых методов познания общества.

Без учета иерархии ценностей сегодня невозможна деятельность ни в одной научной сфере. Изменяется в новых условиях и само понимание истины, что обеспечивает правомерность существова -ния альтернативных моделей истинного знания в научном мире1.

Ценности выполняют регулятивную и нормативную функции, определяя ориентиры поведения и деятельности человека. В сфере познания социального бытия чаще всего выделяют объекты, имею -щие жизненную, практическую ценность и по этой причине представляющие познавательный интерес. В этом смысле можно гово -рить о единстве и взаимодополняемости трех основных ориентаций социально -гуманитарного познания: 1) на достижение объективно -истинного знания (когнитивная ориентация); 2) на получение прак -тически значимого результата (праксеологическая ориентация); 3) на получение знания, которое соответствует принятой в обще -стве системе социокультурных ценностей и норм (аксиологическая ориентация).

Влияние ценностей на социогуманитарное познание различа -ется в зависимости от типа познавательной деятельности. Особую роль социокультурные ценности играют во вненаучном социогу-манитарном познании, которое, в отличие от научного (теорети -ческого), иногда характеризуют как духовно - практическое позна -ние, подчеркивая его служебную роль по отношению к сферам практической жизни общества. Среди основных форм вненауч -ного знания - мифологическая и религиозная, художественная и моральная, правовая и экономико - практическая и др. формы зна -ния. Этот тип знания соотносится с соответствующими формами общественного сознания и определяется потребностями решения

1 Новолодская Т.А., Садовников В.Н. Философские проблемы социальногуманитарного знания: учебное пособие. - СПб., 2008, с. 4.

ИЛЬИНОВА Надежда Александровна - к.соц.н., доцент; и.о. заведующего кафедрой философии и социологии Адыгейского государственного университета [email protected]

задач в конкретных сферах обществен -ной жизни. В экономической или поли -тической практике при всей значимости научно-теоретических разработок все -таки предпочитают опираться на функ -циональное экономическое и полити -ческое знание, учитывающее принятую в данном обществе систему ценностей, традиции и т.д.

Для научного познания основной цен -ностной ориентацией является достиже ние истины, а его результаты обладают самоценностью. Вненаучное и обыден -ное социогуманитарное познание непо средственно включены в решение задач практической деятельности и, имея в этом смысле служебную роль, прямо соотносятся с ценностями бытия и социальными идеалами, признаваемыми обществом1.

Всю совокупность научного знания тра -диционно разделяют на две группы:

1) науки, изучающие неорганические природные процессы и живые организмы,

Естественные науки, естествознание;

2) науки, рассматривающие условия жизни людей, общественные отношения, правовые и государственные формы орга низации деятельности людей. Данный блок объединяет гуманитарные и соци -альные науки, их содержанием выступает знание о человеке и его деятельности.

Полное разделение социальных и гума -нитарных наук представить достаточно сложно, т.к. одним из объектов этих наук выступает индивид, являющийся членом общества и в определенной степени зави сящий от него. Общество, в свою очередь, состоит из индивидов, и изучение обще -ства без учета индивидуальной специфики не приведет к построению объективной социальной картины.

Приведем специфические особенности, характеризующие социально гуманитарное познание:

Феномены, исследуемые гуманитар -ными науками, уникальны в их историко культурной неповторимости, поэтому естественнонаучные методы к ним непри менимы либо должны быть видоизме нены;

Общество, любая его подсистема, человек как член общества не являются статичными, неизменными объектами;

1 Зеленков А.И. и др. Философия и методология науки: учебное пособие для аспирантов / под ред. А.И. Зеленкова. - Минск, 2007.

Социально- гуманитарное знание всегда ценностно нагружено; очевидно влияние этого знания на решение мораль -ных, политических и идеологических про -блем;

На результатах познания социума и человека так или иначе сказываются целевые и мировоззренческие установки исследователя;

Исследователь проблем общества и человека сам является частью или предста -вителем исследуемого объекта; субъект и объект исследования совпадают или могут состоять в коммуникативном процессе;

В гуманитарном познании находят широкое применение герменевтические методы исследования, т.к. одним из веду -щих приемов приращения знания явля -ется интерпретация текстов в широком (семиотическом) смысле;

Исследование объектов, связанных с обществом и человеком, осложняется их принципиальной ненаблюдаемостью2.

В социально - гуманитарном познании в полученное знание исследователь при -вносит свое «я», оставляет свой «мировоз -зренческий портрет»3 в виде социальных ориентиров и ценностных установок. Это объясняется социокультурной детермини -рованностью социально - гуманитарного познания и тесной связью между наукой и культурой как формами человеческой дея -тельности. В широком смысле социальное и культурное совпадают по содержанию4, т.к. обозначают одну и ту же область явле -ний - общество.

Следует обозначить некоторые способы влияния социума на науку:

Прямое, открытое, непосредственное, которое выражается в социальном заказе, в определенной организации научной дея -тельности;

Имплицитное, скрытое, неявное, про -являющееся через ряд опосредующих эле -ментов: категориальный аппарат, картину мира, научный язык, стиль мышления и т.д.

Социокультурная обусловленность социально гуманитарного познания воз

2 Макарихина О.А. Анализ и моделирование понятийной структуры терминов социальногуманитарных наук: на примере термина «этнос»: дис. ... к.филос.н. - Н. Новгород, 2007, с. 39-41.

3 Филатов В.П. Научное познание и мир чело -века. - М., 1989, с. 8-9.

4 Зинченко В.П. Наука - неотъемлемая часть культуры // Вопросы философии, 1990, № 1, с. 34.

никает в связи с тем, что уровень разви -тия науки обусловлен уровнем развития общества, т.е. речь идет об экономиче -ской базе, культуре, накопленных зна -ниях, опыте, используемых технологиях и т.д. Истории известны факты неприятия обществом определенного вида знания в связи с «незрелостью», низким уров -нем развития общества, забвением этого знания и возвращением к нему через определенный временной промежуток на новом, более высоком уровне разви тия социума. Генезис всех форм социо -гуманитарного знания предполагает пре емственность, связь предшествующих и последующих этапов его развития. Социально - гуманитарное знание, подчи -няясь критериям научности, истинности, рациональности, характерным для подоб -ных форм науки, в той мере, в какой оно способно адекватно реконструировать социальную и духовную составляющие жизнедеятельности человечества, не может не зависеть от социальной среды и времени. Мировоззренческой интерпретации социально гуманитарных кон струкций способствует социокультурный опыт человечества, включение созданных в прошлом социальных представлений в ценностные и смысловые характеристики современной культуры.

Социокультурная обусловленность понимается как сложная взаимосвязь внешних социальных и внутренних ког нитивных факторов формирования зна ния как системы познавательных и миро воззренческих утверждений и принципов. В социально- гуманитарном познании в большей мере, чем в других отрас лях науки, обнаруживается социально организационное воздействие на научную деятельность. Последнее вызывает ком -плекс противоречий:

Между сегодняшними потребностями общества в социальных исследованиях, выводах и прогнозах общественных наук и сложившейся системой организа -ции науки, которая удовлетворить их не может;

Между формой организации обще -ствознания, механизмом управления наукой и содержанием, задачами социальных исследований.

Еще одной специфической чертой со -циокультурной обусловленности социально гуманитарного знания явля ется неустранимая связь с обыденными,

ненаучными формами знания. Социальное познание осуществляется не только в научной форме, не только при помощи рационально - понятийных средств иссле -дования.

Ученые, приступающие к исследова -нию, уже обладают набором каких-либо знаний об обществе, его истории, куль туре, политической и экономической жизни. Социальный объект - будь то социальное событие или духовный фено мен - вызывает всевозможные эмоции и чувства исследователя, который не может быть безучастным к наполненной драма тическими фактами человеческой дея -тельности. Поэтому процесс ее познания в немалой степени несет на себе отпеча ток жизненного мира и жизненной пози ции ученого, зависит от его воспитания, образования и даже эмоциональности. К обыденному знанию обычно относят всю совокупность несистематизирован ных, фрагментарных, частичных знаний, включающих представления о праве, морали, идеологические установки, убеждения, стихийное общественное сознание и т.д.

Социальное познание в ненаучных фор мах осуществляется посредством опреде ленных оценочных норм, принципов, идеологических стереотипов, правил или посредством художественных образов. Познавательный момент присутствует во всех формах общественного сознания, в содержании обыденного ненаучного зна ния и тем самым подчеркивает человече ский и мировоззренческий контексты, в рамках которых реализуется познаватель -ная деятельность исследователя. Изучение взаимодействия научно теоретического и ненаучного, обыденного знания в про -цессе познания требует учитывать их раз личия по характеру отражения в них объ екта, способам его функционирования в общественной среде.

В настоящее время наблюдается воз -растающий интерес к проблематике социально - гуманитарного знания. Это явление объясняется различными при чинами теоретического, философского и социального характера. «Современная наука - на переднем крае своего поиска

Поставила в центр исследований уни -кальные, исторически развивающиеся системы, в которые в качестве особого компонента включен сам человек... Техногенная цивилизация ныне вступает

в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегий науч ного поиска»1. Результаты социальногуманитарного знания все в большей мере оказывают воздействие на цивилизацион ные процессы.

Однако в сфере образования отноше ние к рассматриваемой области знания сегодня неоднозначно. В начале XXI в. речь шла о гуманитаризации образова ния: «Центральной идеей философии образования является усиление гумани -тарной подготовки специалиста любого профиля... Гуманитарные науки при -общают к богатствам мировой и отече -ственной культуры, содействуют уста новлению взаимопонимания и согласия между народами. Гуманитаризация образования оберегает человека от тех нократической близорукости и прими тивного прагматизма, помогает снимать психологическое напряжение, повышает творческий потенциал и жизнестойкость

1 Рузавин Г.И. Философия науки: учебное пособие. - М., 2011.

личности»2. Сегодня в связи с переходом на двухуровневую систему образования бакалавры «недополучают» социально гуманитарную составляющую знания. Бакалавр в значительной степени дол -жен быть ориентирован на практическую деятельность. А это возможно только за счет уменьшения или гуманитарно социального, или естественнонаучного блока. Связано это, в первую очередь, с оптимизацией российского образования, результаты которой, на наш взгляд, будут неоднозначными. Цикл социально гуманитарных дисциплин формирует человека данного общества и для этого общества. Поэтому политика сокраще ния гуманитарного блока приводит к общему снижению профессионализма и профессиональной ответственности. Сбалансированное же присутствие обще ственных наук и оптимизация методов их преподавания в системе профессиональ ного обучения в вузе - залог подготовки высококлассных, конкурентоспособных, компетентных специалистов и ответ ственных членов общества.

2 Иконникова С.Н. История культурологических теорий. - СПб., 2003, с. 10-11.