Социализм характеристика идеологии. Что такое социализм? Отличия общественных фракций

Политическая идеология. Либерализм, консерватизм и социализм как формы идеологии. Их эволюция в XIX-XX вв.

Политическая идеология (от греч. idea-понятие, logos-знание)– специфическая форма политического сознания, совокупность представлений той или иной общественной группы, призванных выразить и защитить ее интересы и цели в сфере политической власти.

Термин «идеология» ввел в философский оборот французский мыслитель Антуан Дестют де Траси в конце XVIII века. Он использовал это слово в значении «наука об идеях». Впоследствии термин приобрел более широкий смысл. В современной политологии нет общепринятого, однозначного подхода к оценке значения политической идеологии.

Идеология выполняет ряд функций в политической жизни общества:

Ø мировоззренческую,

Ø ценностную,

Ø мотивационную,

Ø легитимизирующую,

Ø интегрирующую.

Выделяют целый ряд разновидностей политической идеологии. С XIX века и по сей день ведущими формами идеологии являются: либеральная, консервативная и социалистическая.

Либерализм

Считается исторически первой формой идеологии, так как истоки формирования либеральных идей можно обнаружить еще в античной цивилизации. Значительная роль в формировании либерализма принадлежит эпохе Возрождения, когда на первый план была выдвинута проблема человека (идея гуманизма). Определенный отпечаток наложила и Реформация с ее идеей веротерпимости. И, наконец, развитие науки в XVII-XVIII вв. способствовало преобладанию рационалистических представлений, которые стали основой для либеральной политической мысли. Несомненное воздействие оказали и буржуазные революции XVII-XVIII вв., а также идеи Просвещения.

Термин «либерализм» вошел в широкое употребление только в первой четверти XIX в. Первоначально «либералами» называли группу депутатов – националистов в испанском парламенте. Впоследствии термин был заимствован для обозначения названий политических партий в странах Западной Европы. На сегодняшний день либерализм рассматривается как особая идеология. Слово «либерализм» происходит от латинского слова liberalis – свободный.



Современная концепция либерализма включает идеи Дж. Локка, А. Смита, А. Токвиля, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона и др. («классический либерализм»); Дж. Милля, Дж. Гобсона («государственный либерализм»).

Основные идеи либерализма:

Рационализм;

Абсолютная ценность человека;

Идея естественных, неотчуждаемых прав человека (право на жизнь, свободу и собственность);

Индивидуализм;

Стартовое равенство возможностей;

Приоритет частного над общественным;

Свобода человека в рамках закона;

Идея верховенства закона;

Договорное происхождение государства;

Народ – источник власти;

Идея правового государства;

Идея парламентаризма;

Идея разделения властей;

Политический плюрализм;

Терпимость;

Политический реформизм (за модернизацию социально-политических структур);

Свободная экономика: невмешательство или минимальное вмешательство государства в экономику, защита собственности, свобода торговли и предпринимательства (свободный рынок и свободная конкуренция).

В XX в. под влиянием мирового экономического кризиса 1929-33 гг., стали звучать мысли о том, что государство должно защищать людей от негативных сторон рынка. В 30-е годы XX в. сложился неолиберализм , который, в отличие от классической идеологии, предполагает расширение социальных функций государства, вмешательство государства в экономику.

Консерватизм

Наряду с либеральной идеологией в первой половине XIX в. оформилась консервативная идеология. Ее становление во многом связано с реакцией европейской общественности на Великую Французскую буржуазную революцию (1789-1794 гг.). Родиной консерватизма считается Великобритания. В 1790 г. была опубликована книга английского мыслителя Эдмунда Бёрка «Размышления о революции во Франции». В ней были изложены идеи, ставшие впоследствии основой консервативной идеологии. Эти мысли были развиты в трудах других авторов: Ж. де Местра, Т. Карлейля, Л. Бональда (в России пропагандировались К. Леонтьевым, Н. Данилевским, К. Победоносцевым, М. Катковым).

Термин «консерватизм» стал широко использоваться благодаря французскому писателю Ф. Шатобриану, начавшему издавать в 1815 г. журнал «Консерватор». Консерватизм от лат. сonservo – сохранять, охранять (conservator- охранитель). Название было выбрано не случайно: одним из основных принципов консерватизма является почитание традиций, поддержка и сохранение существующих общественных институтов. Эта идеология носит охранительную направленность. Сторонники консерватизма пессимистически оценивают возможности человека, считают, что человек не может постичь абсолютную истину, а значит, не может создать идеальной модели общественного устройства. Поэтому действовать нужно крайне осторожно, по крупицам накапливая положительный опыт, передавая его из поколения в поколение. Консерваторы предлагают отказаться от абстрактных теорий переустройства общества, в особенности их шокирует радикальный революционный вариант. На примере Франции конца XVIII века Бёрк и его последователи доказывали пагубность революций, разрушающих устои и не создающих новых. Вышесказанное не означает, что консерваторы вообще против любых изменений. Они выдвигают идею постепенного движения вперед. Критерием истинности считают опыт общественного развития. По мнению консерваторов, гарантами общественной стабильности служат ценностные устои (семейные, национальные, религиозные), передающиеся из поколения в поколение, одна из важнейших ценностей – частная собственность, которая является гарантом личной свободы. Власть можно предоставлять людям только на основе собственности, так как те, кому есть что терять, не склонны к авантюрам; человек, умело распоряжающийся своим капиталом, лучше позаботится и о государственном хозяйстве. Консерваторы считают утопией идею социального равенства. Отсюда вытекает критика идей парламентаризма. Государство и элита воплощают мудрость нации, участие широкой общественности в политической жизни наносит вред. В обществе должно быть строгое разделение функций.

Долгое время консерватизм по влиянию уступал либерализму. Во второй половине XX века консерваторы изменили свой курс, заимствовав ряд идей либерализма, появился так называемый «неоконсерватизм». Особенно популярен он был в 70-80е гг. в США, ФРГ, Великобритании («тетчеризм» в Великобритании, «рейганизм» в США). Неоконсерваторы отдают приоритет правам и свободам человека. По-прежнему считают, что равенство невозможно, кроме того, оно несовместимо со свободой, следовательно, предпочитают свободу. Главным правом личности считают право частной собственности.

Неоконсерваторы признают представительную демократию, но считают, что в чистом виде – это миф. Реально управляют обществом элиты, идеально сочетание демократии и элит. Неоконсерватизм выступает за «сильное государство», опирающееся на средний класс. В принципе признается необходимость государственного вмешательства в экономику, но значительная роль отводится рыночным механизмам регулирования.

Социалистическая идеология

Особое звучание социалистической идее придали марксисты. Они ввели в широкий философский оборот термин «коммунизм» (в 1840 г.) от лат. сommunis – общий. Социализм считали первой фазой коммунизма. Выступали против частной собственности, эксплуатации; за общественную собственность, всеобщий труд. Коммунизм связывали с изобилием, удовлетворением всех разумных потребностей человека. В будущем обществе, по мнению марксистов, отомрет государство, установится общественное самоуправление, на смену правовым придут нормы морали. Одной из ключевых в марксизме является эгалитарная идея: всеобщее тотальное равенство людей не только стартовых возможностей, как у либералов. Марксисты выдвинули идею классовой борьбы, в результате которой происходит закономерная смена общественно-исторических формаций. Коммунисты признавали радикальный (революционный) путь перехода к новому обществу. В этом смысле их предвестниками были Г. Бабёф и его сторонники.

Реальная попытка воплотить социалистическую (коммунистическую) идею на практике была предпринята в XX в. В большинстве стран, вставших на путь социалистического развития, это привело к формированию тоталитарных режимов и к их последующему краху. Некоторые государства (как, например, Китай) и по сей день остаются социалистическими. Наряду со всеми негативными сторонами социалистической модели, следует отметить, что она имеет несомненные положительные черты: социальные привилегии трудящимся (бесплатное образование, медицина), гарантия прав человека на труд, образование, пенсионное обеспечение и т.п.

Критика марксистской интерпретации социализма началась уже в XIX веке. В конце XIX в. в рядах социалистов произошел раскол, связанный с отделением социал-реформизма , идеологами которого считаются Э.Бернштейн, Р. Гильфердинг, П. Глотц, И. Вагнер. Основным отличием социал-реформизма от марксизма является то, что социал-реформисты выступают за реформаторский, эволюционный путь развития. Революционной идее они противопоставляют демократические средства достижения поставленных целей. Ключевым принципом считается «свобода, справедливость и солидарность» (лозунг Годесбергской программы СДПГ 1959г.).

Идеи социал-реформизма близки к государственному либерализму:

· парламентаризм;

· демократия;

· плюрализм;

· политический консенсус;

· свобода самоопределения каждого человека.

В то же время социал-реформизм унаследовал классические идеи социализма:

· равенство (в более мягкой форме, чем коммунистическая уравниловка);

· социальная защищенность трудящихся.

Представители этой идеологии выступают за общественный контроль в экономике, но без «огосударствления» (государственное регулирование при развитых рыночных механизмах).

Социалистическая идеология имеет длительную историю. Однако термин "социализм" впервые появился в общественной литературе только в 30-е годы XIX века. Литературное авторство приписывается французскому теоретику Пьеру Леру, который в 1834 году написал статью "Об индивидуализме и социализме".

Идеи, которые позже стали называть социалистическими, появились в XVI веке. Они отражали стихийный протест эксплуатируемых слоев периода первоначального накопления капитала. Эти теории об идеальном общественном строе, который соответствует природе человека, устраняет эксплуатацию, поднимает благосостояние низшего класса и ликвидирует частную собственность, стали называть утопическим социализмом. Его основоположниками являются англичанин Томас Мор (1478-1535 гг.), автор книги "Утопия" и итальянец Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.), написавший "Город Солнца". Они считали, что именно общественная собственность создает условия для справедливого распределения, равенства, благополучия и социального мира. Социальное равенство рассматривалось как высшее благо и для личности и для общества.

На протяжении XVII-XIX вв. много теоретиков пытались открыть формулу идеального общества, так как капитализм, создав мир, переполненный богатством, все-таки изобиловал и нищетой. Наибольший вклад в разработку социалистических концепций утопической направленности внесли французы А. Сен-Симон (1760-1825 гг.), Шарль Фурье (1772-1837 гг.) и англичанин Роберт Оуэн (1771-1858 гг.). Их воззрения формировались под воздействием Великой Французской революции и бурного развития промышленного капитала. Взгляды теоретиков утопического социализма весьма значительно расходились между собой по многим вопросам, но все они считали, что в обществе уже есть условия для немедленной реформы строя на справедливых условиях, чтобы покончить с неравенством, бедностью и пороками. Инициатива преобразований должна идти сверху от имущих, которые обязаны помочь бедным и сделать всех счастливее. Социалистическая идеология целеустремленно защищала интересы трудящихся, социальный прогресс и верила в прекрасное будущее человечества.

В этот период возникает и крайнее проявление социализма - коммунистическая идеология.

Коммунистическая идеология была более последовательной в стремлении преобразовать общество на основе равенства посредством установления общественной собственности на средства производства, а иногда и на предметы потребления.

Теоретики утопического социализма сформулировали основные принципы организации будущего справедливого общества: от каждого по его способностям, каждой способности по ее делам, всестороннего и гармонического развития личности, ликвидации различий между городом и деревней, разнообразия и смены физического и духовного труда, свободного развития каждого как условия свободного развития всех. Социалисты-утописты считали, что либо все люди должны быть счастливы, либо никто. Социалистический строй должен предоставлять реальную возможность быть счастливым каждому. Идеология социалистов начала XIX века была проникнута эмоционально-образным представлением о будущем и напоминала социальную поэзию.

Представители утопического социализма и коммунизма по-разному относились к методам реализации своих идей. Сен-Симон и Фурье считали, что главный путь - реформы, и святое дело бедных - это и дело богатых. Другие, например, Мабли, Мелье, Бабеф - призывали трудящихся к революции.

Марксизм как идеология пролетариата. В 40-е годы XIX века возникает марксизм как теоретическое выражение пролетарского движения. К.Маркс (1818-1883 гг.) и Ф.Энгельс (1820-1895 гг.) создали философскую, экономическую и социально-политическую теорию, которая оказала огромное влияние на историю человечества второй половины XIX и XX веков. Марксизм и коммунистическая идеология стали синонимами.

Коммунистическое общество в марксистском понимании - это не открытая идеальная модель счастливого строя, а закономерный результат прогресса цивилизации. Капитализм сам создает предпосылки для социальной революции, ликвидации частной собственности и перехода к социализму. Главное противоречие, которое взрывает капитализм изнутри - это противоречие между общественным характером труда, сформированным промышленностью и рынком, и частной собственностью на средства производства. Капитализм, как считали марксисты, создает и своего социального могильщика - пролетариат. Освобождение пролетариата - лейтмотив социальной революции. Но, освобождая себя, пролетариат освобождает и всех трудящихся от любых форм эксплуатации. Достижение социализма возможно лишь в результате исторического творчества пролетариата, совершения пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата. Лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" стал мобилизующим призывом в борьбе с эксплуататорами. Марксизм как идеология превратил социализм в борьбу миллионов, на многие десятилетия эта идеология стала духовным оружием эксплуатируемых и угнетенных.

Развитие коммунистической формации проходит, считали Маркс и Энгельс, ряд этапов: переходный период, первая фаза и высшая фаза. Это длительный процесс преобразования жизни общества на подлинно гуманистических началах, когда человек становится высшим существом для человека.

Коммунизм в своем высшем развитии - это общество свободных сознательных тружеников, где установится общественное самоуправление, а государство отомрет, где не будет классов, и социальное равенство достигнет воплощения в принципе "От каждого по способностям, каждому - по потребностям". В марксистской трактовке коммунизма есть движение к безграничному расцвету личности в условиях свободы от эксплуатации. Коммунизм - это начало подлинной истории человечества.

Революционный пафос марксизма нашел свое воплощение в теории и практике ленинизма, который стал теоретической основой пролетарской революции в России и социалистического строительства в СССР.

Несмотря на серьезные поражения, вызванные распадом Советского Союза, ликвидацией Восточного блока социалистических государств, ортодоксальный марксизм сохраняет значительное влияние на отдельные социальные группы в постсоветском обществе. Это обусловлено притягательностью идей социального равенства, справедливости и социальных гарантий со стороны государства на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, жилье.

Одновременно с революционным направлением в социалистической мысли формировалось и другое направление, которое тоже опиралось на марксизм, но пыталось приспособиться к новым историческим реалиям не путем форсированной революционности, а путем социальных реформ. В XX веке это направление стало называться социал-демократическим в противовес коммунистическому.

Демократический социализм. Идеология современной социал-демократии своими корнями восходит к реформистскому течению во II Интернационале (1889-1914 гг.), представленному Э.Бернштейном, Вандервельде, Фольмаром, Жоресом и др., к воззрениям теоретиков Рабочего Социалистического Интернационала, существовавшего в межвоенный период, концепциям либерального реформизма, среди которых особое место принадлежит кейнсианству.

Особенностью идеологии социал-демократов является реформизм, обоснование политики регулирования и перераспределения доходов в эффективно работающей рыночной экономике. Один из крупнейших теоретиков II Интернационала Э.Бернштейн отрицал неизбежность крушения капитализма и всякую связь наступления социализма с этим крушением. Социализм не сводится к замене частной собственности общественной, считал Бернштейн. Путь к социализму - это поиск новых "товарищеских форм производства" в условиях мирного развития капиталистической экономики и политической демократии. "Конечная цель - ничто, движение - все" - таким стал лозунг реформистского социализма.

Современная концепция "демократического социализма" в основных своих чертах была создана в 50-е годы в результате принятия Декларации принципов Социалистического Интернационала на международной конференции социалистических партий во Франкфурте-на-Майне в 1951 году. "

Демократический социализм ", согласно программным документам социал-демократии, - это путь, который отличается и от капитализма, и от "реального социализма". Капитализм, по мнению социал-демократов, развил огромные производительные силы, однако поставил права собственности над правами человека. Коммунисты же там, где они пришли к власти, уничтожили свободу, создали новое классовое общество и неэффективную экономику, основанную на принудительном труде.

Социал-демократы одинаковое значение придают как принципу личной свободы, так и принципам солидарности и справедливости. Традиционная формула: "Социализм = обобществление + плановая экономика", по мнению теоретиков социал-демократии, должна быть окончательно отброшена. Критерий различия между капитализмом и социализмом заключается не в принципах организации экономики, а в том положении, которое человек занимает в обществе, в его свободе, праве на участие в принятии решений, значимых для государства, возможности реализовать себя в различных сферах общественной жизни.

Составными частями концепции "демократического социализма" являются политическая, экономическая и социальная демократия.

Идея политической демократии основывается на принципах свободы и равенства. Социал-демократы признают возможность существования различных форм демократии, однако в любом случае основополагающими требованиями политической демократии должны быть: наличие свободных выборов, предоставление гражданам действительного выбора между различными политическими альтернативами, возможность смены правительства мирными средствами, гарантия прав личности и меньшинства, существование независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона. Демократия в интерпретации социал-демократов представляется в качестве абсолютной ценности, имеющей надклассовый характер. Выступая за "чистую" демократию, социал-демократы понимают государство как верховный социальный институт, в рамках которого регулируются и примиряются противостоящие социальные интересы. Государство выступает в качестве главного органа общественных изменений и прогрессивного развития.

Давая обоснование экономической демократии , социал-демократы подчеркивали в своих официальных документах, что выступают за общественную собственность, но в рамках смешанной экономики. Частная собственность доступна в определенных секторах экономики. Многообразие форм собственности должно работать на эффективность производства. Коллективная собственность не является просто самоцелью, а должна служить инструментом повышения благосостояния общества.

Приоритет в своей экономической стратегии социал-демократы отдают рыночным отношениям. Государство, в свою очередь, должно регулировать рынок: не допускать доминирования на нем только большого бизнеса, добиваться, чтобы технологии использовались на благо всего общества. Другими словами, международная социал-демократия признала принцип: "Конкуренция - насколько возможно, планирование - насколько необходимо".

Достижения экономической демократии увязываются и с развитием "соучастия" представителей трудящихся в управлении капиталистическими фирмами, а также с развитием "самоуправления". В целом экономическая сфера должна отличаться четко выраженной социальной направленностью и быть подконтрольна обществу, но без утраты эффективности, присущей рыночной экономике.

Термином "социальная демократия " обозначается качественная сторона образа жизни людей, которая комплексно характеризует степень социальной свободы человека, условия и содержание его трудовой деятельности, доступность системы образования и духовных ценностей, состояние окружающей среды, бытовые условия. Борьба за социальную демократию - это, прежде всего, борьба за более высокое качество жизни.

Социал-демократы в западных странах, находясь у власти или оказывая влияние на власть, во многом содействовали демократизации общества, расширению и закреплению прав и свобод трудящихся. Их реальная политика была близка практике либерального реформизма, но отличалась большей социальной направленностью и борьбой за социальную справедливость.

Укрепление позиций социал-демократов связано и с тем, что авторитарный коммунизм оказался путем, усеянным огромными жертвами и вымощенным экономическими и социальными неудачами. Социал-демократия продолжает искать равновесие между свободой и социальной справедливостью и стремится к социальному государству, в котором устранена опасность буйного расцвета бюрократии, перспективное планирование не связывает общество по рукам и ногам и личная ответственность всех членов общества ставится на первый план.

Социалистическая идеология и в революционной, и в реформистской модификации оказывала и оказывает серьезное влияние на людей труда, особенно тех, кто работает по найму. Влияние этой идеологии обусловлено тем, что она нацелена на справедливое общество, без эксплуатации, с равным социальным статусом граждан. Социализм впервые связал возможность осуществления высоких гуманистических идеалов с необходимостью отменить частную собственность и уничтожить эксплуататорское государство.

В идеологическом отношении главное противостояние XX века - борьба либеральных и социалистических идей. Крах Восточного блока социалистических государств заставил социалистическую идеологию перейти к обороне. Но социализм, понимаемый как гуманное, демократическое общество, по-прежнему остается "открытым вопросом", интеллектуальной и практической задачей, решения которой сторонники социалистической идеологии пока не имеют.

Общей тенденцией развития социалистической идеологии в конце XX столетия является либерализация социализма, хотя сохраняют влияние и радикальные формы - коммунизм и необольшевизм.

Консерватизм. Консерватизм возник в конце XVIII века как реакция на французское Просвещение и Великую французскую революцию. Консервативная идеология была ответом на вызов либерализма и радикализма. Поскольку консерватизм возникает именно как противопоставление либеральным воззрениям на природу человека, свободу, равенство и братство, то его не считают самостоятельной, "чистой" идеологией.

Консерватизм трактуется как эпифеномен либерализма, т.е. явление, сопутствующее либерализму, придаток либерализма. Подобное рождение консерватизма не помешало ему превратиться в достаточно стройную систему взглядов, которая претерпела значительную эволюцию, адаптируясь к современному миру.

Интеллектуальная консервативная традиция была разработана англичанином Э.Берком (1729-1797 гг.), французами

Ж. де Местром (1754-1821 гг.). Л. де Бональдом (1754-1840 гг.). Они стали основоположниками традиционного консервативного направления, которое отличалось неприятием нигилистического характера французской революции XVIII века, буржуазной демократии и индивидуальной свободы. "Отцы-основатели" политической идеологии консерватизма выражали интересы аристократии, тех слоев, которых капитализм лишал устойчивого социального состояния и сословных привилегий.

Оптимистическому взгляду либералов на природу человека, разум и воля которого в состоянии преобразовать общество на началах свободы, консерваторы противопоставили идею об изначальном несовершенстве человеческой природы, в силу чего прекрасные проекты радикального переустройства общества обречены на неудачу, поскольку нарушают веками установленный порядок. Подлинной "природе" человека, считали консерваторы, вообще чуждо понятие "свобода". Смысл имеют только конкретно-исторические свободы, добытые предками, проверенные традициями и принимаемые как историческое наследие.

Важнейшим принципом консервативной идеологии является нравственный абсолютизм , признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей. Эти нравственные идеалы и ценности личности должны формироваться всеми способами общественного и государственного воздействия и обуздывать "греховную" природу человека. Политика в этом смысле тоже не может быть свободной от морали.

Другим важнейшим принципом консерватизма является традиционализм . Традиционные начала - это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент любого здорового общества. Общественные реформы должны опираться на созданные всеми прежними поколениями духовные традиции и ценности. Э.Берк считал, что в любом обществе складывается солидарность поколений. Каждый политический деятель, принимающий решения, должен делать это ответственно не только перед своими современниками, но и предками, и потомками. Конструктивному рационализму либералов Э.Берк демонстративно противопоставлял апологию "предрассудков". Именно в "обычных предрассудках", в традиции аккумулируется мудрость, унаследованная от предков, отражается коллективный разум, в том числе и политический. Традиционализм консервативной идеологии теснейшим образом связан с политическим реализмом. Консерватизму чужд доктринерский подход. Политическая практика, как считают консерваторы, не должна опираться на голые теоретические схемы. Реформы, которые проводятся в обществе, должны быть рассчитаны не на абстрактного человека, а на реальных людей из плоти и крови, образ жизни которых, устоявшиеся привычки нельзя внезапно изменить без больших несчастий. Консерватизм возвращал политической мысли чувство историчности, отстаивал в бурное революционное время непрерывность исторического развития и сохранение полезных частей "старого общественного здания", вместо изобретения абстрактных конструкций на "чистом листе" революционной истории.

Консерватизм, особенно современный, позитивно относится к идее равенства людей перед богом. Равенство существует в области морали и добродетели, возможно даже политическое равенство. Но все формы консервативной идеологии не приемлют социального равенства, являются антиэгалитарными. Никакое общество немыслимо без иерархии и, следовательно, неравенства. Именно в этом основа порядка, соответствующего "природе". Эгалитаризм же разрушает социальную иерархию, на которой базируется социальная стабильность. В то же время антиэгалитаризм не означает, что консерваторы выступают за жесткую пирамидальную структуру социума. Социальная мобильность по вертикали и по горизонтали важна для общественного развития. Еще в конце XVIII века Э.Берк сформулировал принцип меритократии, в соответствии с которым власть должна находиться в руках достойных людей, выходцев из различных социальных групп. Приняв со временем политическую демократию, консерваторы стали сторонниками элитарной демократии, когда демократический механизм дает возможность формировать профессиональную политическую элиту и выдвигает к власти достойных. Достойное - достойным, - таков принцип консерваторов применительно к социальному статусу личности. Консервативная идеология негативно относится к тенденции политизации людей, которая особенно отчетливо проявилась в XX веке. Частные интересы более важны для человека, чем политика. Политика - это сфера деятельности политических элит. Участие масс в политической жизни должно быть ограничено и находиться под контролем.

Консерватизму свойственно ориентироваться на местные, региональные, национальные ценности. Общество не рассыпано на отдельные песчинки индивидуумов, а ориентировано на общее, целое, на "мы". Оно сосредоточено, прежде всего, на локальном уровне: в семье, общине, приходе, ремесленной корпорации, местных институтах власти. Социальное "мы" на местном уровне есть естественный источник стабильности, воспитания, сохранения традиций, формирования патриотизма.

Консерватизм в XIX веке постепенно превращается в модификацию идеологии, которая принимает некоторые ценности либерализма, в первую очередь - политические. Буржуазная, переболев революциями и завоевав политическую власть, также искала опору в новых социально-политических идеях. Особое внимание в консерватизме привлекали стремление к единству общества, к средствам укрепления авторитета власти, к иерархии, к подчеркиванию связующей роли духовных ценностей.

В XX веке консервативные теории развивались под значительным влиянием классического либерализма. В США возник так называемый рыночный консерватизм, который рассматривал тенденции к государственному регулированию экономики как опасный разрыв с либеральными традициями западной цивилизации, как "дорогу к рабству" и тоталитаризму.

До 70-х годов XX века консерватизм занимал периферийные позиции, находился в обороне по отношению к либеральному реформизму и социал-демократическим теориям. Подъем консерватизма начинается со второй половины 70-х годов и особенно с начала 80-х, когда во многих странах Запада к власти пришли политические силы, принявшие на вооружение идеологию консерватизма.

Неоконсерватизм. Объективной основой появления неоконсерватизма явился структурный кризис капиталистической экономики. Прежние средства, применявшиеся для выхода из кризисных ситуаций и обоснованные идеологией либерального реформизма, оказались недостаточными. Требовались более радикальные средства. Рухнула вера в то, что научно-технический прогресс в силу своего рационального механизма разрешит социальные проблемы. Оказалось, что для стабилизации общества необходимо прочное моральное подкрепление и дополнительные средства легитимации. Неоконсерватизм был ответом на "вызов" кризисного состояния научно-технической цивилизации и ослабление ее духовно-нравственных устоев. Он оказался более результативным, чем другие идеологии. Неоконсервативная идеология сильнее стимулировала индивидуальные достижения, а неоконсервативная политика нашла достаточно эффективные средства решения экономических и социальных проблем.

В мировоззренческом плане неоконсерватизм выступает за приоритетность принципа свободы над принципом равенства. Равенство возможно только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов. Социальный порядок реализуется, прежде всего, через общественную иерархию, которая возникает органически, естественным путем. Защищая идею свободы и прав человека, неоконсерватизм акцентирует внимание и на обязанностях человека перед самим собой и перед обществом. Права человека только в сочетании с осознанием обязанностей и развитым чувством долга облагораживают личность.

В экономической области неоконсерватизм выступает за ограничение вмешательства государства в рыночную экономику.

Государство обязано содействовать частной инициативе, а не душить ее. Это содействие возможно с помощью предоставления налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций и предложения на рынке. Будучи противниками патронажного регулирования экономики, неоконсерваторы делают ставку на личностный фактор: личная инициатива, личная заинтересованность, личные возможности и личная ответственность - вот важнейшие и незыблемые ценности эффективно функционирующей экономики.

Социальная политика неоконсерваторов тесно связана с экономической. Три основных принципа составляют суть неоконсервативной социальной доктрины: принцип солидарности, основанный на представлении о единстве труда и капитала, принцип справедливости, т.е. "справедливое распределение доходов и собственности", "справедливая заработная плата", "справедливая налоговая политика" и другие, принцип субсидиарности - помощь для содействия самопомощи и частной инициативе. В соответствии с этими принципами личности и небольшие сообщества должны сами решать свои социально-экономические проблемы, а государству передоверять только те вопросы, которые невозможно решить подобным образом. Суть социально-экономической политики неоконсерваторов заключается в создании условий, позволяющих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от государственного "социального попечительства".

Неоконсерваторы считают, что предоставлять социальные блага бесплатно следует действительно тем, кто в них нуждается, и сам не в состоянии себя обеспечить. Все остальные граждане должны платить за все услуги, в которых они имеют необходимость, и которыми они пользуются, но получать их в том виде и такого качества, которого они желают и которое позволяет их материальный достаток.

Социальное рыночное хозяйство - вот формула неоконсерваторов. Социальное рыночное хозяйство, с точки зрения современных консерваторов, не только наиболее удачная экономическая форма, укрепляющая и расширяющая класс собственников. Оно также лучше всего подходит людям: ставит перед гражданами задачи, но не распоряжается ими.

В политической сфере неоконсерваторы верны старой консервативной традиции - демократия должна быть вертикальной, элитарной. Политическая деятельность - не привилегия и не монополия одной социальной группы, а именно профессия, доступная каждому, но лишь при наличии у него соответствующих способностей, призвания и специального образования. Политикой могут и даже должны интересоваться все, поскольку она касается всех, и все так или иначе могут участвовать в политической жизни страны, но быть политиком, работать в политике должны только профессионалы, чтобы избавить политические решения от дилетантизма, а саму политику от охлократических тенденций.

Неоконсерватизм впитал в себя принципы классического либерализма, прежде всего принцип индивидуальной свободы, но сумел увязывать их с такими традиционными ценностями, как религия, семья, закон и порядок, децентрализация и самоуправление, этнокультурное многообразие.

Органическая концепция общества, которую сохранил неоконсерватизм, способствовала восприятию социума как целостности, где поведение индивидов с их страстями и эгоизмом подчинено сложившимся структурам, ценностям, традициям. Благодаря этому общество сохраняет устойчивость и обеспечивает преемственность развития, связь прошлого с будущим.

Все современные политические идеологии, отражая конфликты социального бытия, находятся в постоянном развитии. Идеологии приобретают новые исторические формы, заимствуя друг у друга ценностные ориентиры, которые лучше выполняют роль мобилизации, организации определенных социальных слоев, направляют их социальное действие. Так либерализм становится "социалистичнее", а социализм - "либеральнее". Консерватизм усваивает ценности либерализма. Современные идеологии как бы отступают от одностороннего видения мира, движутся по пути взаимопроникновения и взаимодополнения. Однако это пока не приводит к утрате их самоидентичности. В идеологиях отражается и социальный интерес и поиск более реалистичных и эффективных программ общественного развития. Конкуренция сил, претендующих на власть, как и конкуренция идеологий - элемент властеотношений, это мотор политического развития, одна из гарантий его демократических тенденций.

Идеи социализма известны в мире с древнейших времен. Теоретически они впервые оформляются в ХVII в., отражая стихийный протест масс против эксплуатации в период первоначального накопления капитала. Теории об идеальном общественном строе получили название утопического социализма (Т.Мор, Т.Кампанелла). Большой вклад в развитие социалистических идей внесли французы Сен-Симон, Ш.Фурье, англичанин Р.Оуэн.

Ценности социалистической идеологии – социальное равенство, справедливость, безграничный расцвет личности. Социалистическая идеология защищала интересы трудящихся, социальный прогресс и выражала веру в прекрасное будущее человечества.

В 40-е годы ХIХ в. социалистическая идеология нашла свое наиболее глубокое выражение в марксизме и стала называться коммунистической. Она отражала интересы пролетариата, утверждала необходимость революционным путем уничтожить капитализм, установить диктатуру пролетариата и в целом соответствовала реалиям своего времени.

На рубеже ХIХ – ХХ вв. в развитии капитализма произошли существенные изменения, связанные, с одной стороны, с развитием монополий, обострением борьбы за рынки сбыта и источники сырья, а с другой – с развитием буржуазной демократии, расширением избирательного права, участием рабочих партий в выборах и проведением в парламенты своих депутатов. Рабочие в упорной борьбе добились введения 8-часового рабочего дня, повышения заработной платы, улучшения условий труда и быта.

В этих условиях на базе марксизма возникает два основных направления – радикальное (революционное) и ревизионистское (реформистское), за которым впоследствии закрепилось название социал-демократического. Они по-разному определяли стратегию и тактику рабочих партий с учетом произошедших изменений. Революционное направление, представленное партией большевиков, отстаивало необходимость осуществления социалистической революции и установления диктатуры пролетариата.

Распад Советского Союза привел к существенному ослаблению коммунистического движения, которое в 80-е гг. ХХ в. насчитывало около 90 млн человек, но и сегодня коммунистические партии в ряде стран сохраняют свое влияние.

Основоположником современной социал-демократии стал Э.Бернштейн. Он обосновывал необходимость пересмотра (ревизии) марксизма, признав ряд его положений устаревшими. Главный вывод Бернштейна сводился к тому, что возможна постепенная эволюция буржуазного общества в направлении социализма. Реформирование общества социал-демократы связывали с развитием демократии, усилением социальной защищенности трудящихся.

Идеология современной социал-демократии нашла отражение в концепции демократического социализма, которая была сформулирована в Декларации принципов социалистического Интернационала в 1951 г. (образован в 1923 г. как приемник II Интернационала).

Социализм 19 века

Начало развитию социалистической мысли изучаемого периода положили Шарль Фурье (1772–1837 гг.), Клод Анри де Сен-Симон (1760–1825 гг.) и Роберт Оуэн (1771–1858 гг.), основные труды которых были изданы в 20–30-е гг. XIX в. Исторически сложившимся центром разработки и обсуждения коллективистских (социалистических) и коммунистических теорий в 20–40-е гг. стал Париж.Разное представление об идеалах и способах их достижения породило ряд школ и кружков. Прудон утверждал, что социализм становится научным только тогда, когда опирается на выводы политэкономии (все остальные виды социализма он считал утопическими). Стремление научно осмыслить промышленный переворот, разработать “новую теорию социальной и политической экономии”, основанную на понятии причинно обусловленной закономерности (Пеккёр), в каждой из влиятельных школ вело к неодинаковым теоретическим результатам (по-разному определялись факторы прогресса или регресса, а также содержание самой истории и ее этапов и др.), но общим выводом оставалось признание неизбежности общества, свободного от эксплуатации человека человеком, основанного на всеобщем труде, гарантированных правах и свободах, материальном достатке и высокой духовной культуре.

В то же время было немало сторонников социализма, видевших в нем осуществление не “науки”, а заповедей Христа или предписаний общечеловеческой морали либо здравого смысла. Высказывались также опасения в отношении доктринерского подхода к социализму.

Все социалисты XIX в. подчеркивали деление общества на классы, их противоречия и борьбу. Содержание предыдущей истории человечества обычно определялось ими как история эксплуатации человека человеком, угнетения и сопротивления, борьбы между антагонизмом и ассоциацией.

Социалисты отчетливо видели экономические основы классового деления общества и эксплуатации пролетариата буржуазией.

Уделяя главное внимание социальным проблемам, значительная часть теоретиков социализма относилась отрицательно или безразлично к политике, государству и праву.

Более распространены были среди социалистов надежды на помощь демократически преобразованного государства. Социалистическая мысль 30–40-х гг. испытала сильное влияние чартизма – широкого движения рабочего-класса Англии за всеобщее избирательное право (для мужчин).

Многие сторонники социализма и коммунизма тех лет были противниками новой революции, отвергали диктаторские и насильственные способы создания нового общества, утверждая, что такие способы не достигнут цели и только скомпрометируют идеи социализма и коммунизма. Еще сохранялась память о терроре времен Великой французской революции, а ее социально-политические последствия были наглядны и ощутимы: развитие капитализма, установление империи, а затем восстановление монархии. Многие социалисты полагали, что революции порождают лишь произвол и разрушение; за революциями неизбежно следуют реставрации и усиление реакции.


Похожая информация.


Социалистическая идеология (от лат. socialis – общественный) – это движение общественной мысли, направленное на создание общественного строя, основанного на началах социального равенства, солидарности и общности интересов. Основными чертами социализма являются общественный характер труда и общественная собственность на средства производства.

Социалистическая идеология впитала в себя вековые чаяния людей о справедливом общественном устройстве, однако как сформировавшееся течение она заявила о себе только в период утверждения капитализма. Социалистическая идеология выросла из критики буржуазного строя, когда стала очевидной ограниченность реализации в нем принципов свободы, равенства, братства, провозглашенных в качестве лозунга буржуазной революции.

Зачатки социалистических идей стали появляться в философских и религиозных учениях с древнейших времен – в период возникновения классового общества, т.е. общества социального неравенства. История общественной мысли содержит множество образов общества социальной справедливости, о котором издревле мечтают люди.

Непосредственным предшественником классической социалистической теории стал утопический социализм – учение о социальном строе, основанном на общественном производстве, общности имущества, обязательном характере труда, всестороннем и гармоничном развитии личности. Свое название он получил от названия вымышленного острова-государства Утопии, описанного в романе * английского гуманиста Томаса Мора (1478 – 1535). Утопия (от лат. u – нет и topos – место) в буквальном переводе означает «место, которого нет». Еще один известнейший утопический образ общества социальной справедливости, созданный на основе социальных идей Платона, Аристотеля, Августина, Фомы Аквинского, содержится в романе итальянского философа-монаха Томмазо Кампанеллы (1568 – 1639) «Город солнца».

В конце XVIII – первой половине XIX в. социалистическая теория приобретает характер сфор­мировавшейся идеологии. Ее носителями становятся все более широкие социальные слои, недовольные воплощением буржуазных принципов общественного устройства. От художественных образов социалистического общества европейская мысль переходит к созданию рациональных теорий социализма. Учения французских философов Анри Сен-Симона (1760 – 1825), Шарля Фурье (1772 – 1837), английского мыслителя и организатора трудовых коммун Роберта Оуэна (1771 – 1858) по традиции относят к утопическому социализму, т.к. в них утверждалось, что средством достижения социализма является развитие науки, просвещение, мирная пропаганда идей справедливости и равенства.

В отличие от утопистов, революционное крыло идеологов социализма считало средством перехода к новому обществу социалистическую революцию, так как, по их мнению, даже самая просвещенная буржуазия не расстанется со своей собственностью (капиталом) добровольно. Идеологами революционного социализма являлись французские мыслители Г.Б. Мабли (1709 – 1785), Г. Бабёф (1760 – 1797), Л.О. Бланки (1805 – 1881) и др.

Среди основополагающих принципов нового общества первыми идеологами социализма были выделены следующие. Социализм – это строй, основанный на общественной собственности на средства производства. Общественная собственность обусловливает общественный характер труда и распределения созданных благ. Труд осуществляется в интересах всего общества, распределение благ производится по труду, а не по количеству собственности. Каждый человек имеет столько благ, сколько заработал своим трудом: «От каждого по способностям, каждому – по труду».

При социализме управление происходит демократическим способом в интересах всего общества, а не в интересах отдельных классов, слоев, групп, фамилий и т.п. Социалистическое общество стремится к самоуправлению. Государство постепенно превращается из органа управления обществом в орган управления производством.

В социалистическом обществе осуществляется принцип солидарности (от лат. in solido – в целом) – общности интересов, взаимопомощи, согласия. Социалистический принцип коллективной солидарности противопоставляется либеральному принципу индивидуальной свободы, индивидуальной борьбы за выживание. Социалистическое общество заботится обо всех своих членах; неспособные к труду находятся под защитой общества.

Самой влиятельной из всех социалистических теорий стала коммунистическая теория, разработанная К. Марксом (1818 – 1883) и Ф. Энгельсом (1820 – 1895) и развитая в XX в. их последователями. Марксистская социалистическая теория получила название научного коммунизма , она противопоставлялась утопическому, а также мелкобуржуазному социализму.

По Марксу , социалистический строй устанавливается в результате классовой борьбы пролетариата с буржуазией, высшим проявлением которой является социалистическая революция. В основе эксплуатации лежит частная собственность на средства производства. Поэтому для установления справедливого, не знающего эксплуатации человека человеком строя, частная собственность как основа классовой эксплуатации должна быть ликвидирована. Ликвидация частной собственности является важнейшим актом социалистической революции.

По осуществлении социалистической революции освобожденный труд превращается в источник всенародного благосостояния. Распределение продуктов общественного труда при социализме должно производиться государственными органами до тех пор, пока труд не станет всеобщей потребностью. Всеобщая потребность в труде – черта высшей стадии развития социализма – коммунизма.

Коммунизм (от лат. communis – общий, всеобщий) – это бесклассовое, безгосударственное, самоуправляющееся общество, основанное на общественном характере труда, общественной собственности на средства производства, полном социальном равенстве всех его членов. Принцип коммунистического распределения выражен лозунгом: «От каждого – по способностям, каждому – по потребностям». Благосостояние общества при коммунизме обеспечивается высоким уровнем производительных сил на основе развития науки и техники.

Русским социализмом называют революционно-социалистическую (или революционно-демокра­тическую) идеологию, сложившуюся в русской общественной мысли в 1840-х – 1870-х гг. Представителями этого течения были революционеры-демократы В.Г. Белин­ский (1811 – 1848), А.И. Герцен (1812 – 1870), Н.П. Огарев (1813 – 1877), Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889), Н.А. Добро­любов (1836 – 1861), идеологи революционного народничества М.А. Бакунин (1814 – 1876), П.Л. Лавров (1823 – 1900), П.Н. Ткачев (1844 – 1886). В конце XIX – начале XX вв. революционно-социалистическая идеология лежала в основе деятельности партии социалистов-революционеров (эсеров).

Русская революционно-социалистическая идеология сложилась на основе критического отношения к буржуазному строю (западноевропейскому и нарождающемуся в России). Особенностью русского социализма являлось убеждение в том, что Россия должна миновать капиталистический путь развития и что именно Россия изо всех европейских стран наиболее приспособлена к социализму. Это утверждение базировалось на сохранении в России института крестьянской общины – готовой ячейки социалистического общества.

Русские революционеры-демократы, в отличие от западноевропейских социалистов и марксистов, делали ставку не на пролетариат, а на крестьянство. Социалистическая революция, по их мнению, должна быть не пролетарской, а крестьянской.

Идеологи русского социализма отрицательно относились к государству. Демократическое управление обществом, по их мнению, должно осуществляться не в виде деятельности пролетарского государства (диктатуры пролетариата), а на основе принципов общественного самоуправления (по подобию общинного самоуправления).

В экономической сфере социалисты-революционеры предлагали не национализировать (перевести в собственность государства), а социализировать (обобществить, перевести в собственность крестьянских общин или производственных коллективов) основные средства производства.

В XX в. большое влияние в западноевропейских странах приобрело реформистское направление социалистической идеологии, получившее название социал-демократи­ческой * , или социал-реформистской идеологии. Главная особенность социал-демократии – отказ от революционных средств борьбы за социализм и апология мелкобуржуазного уклада . Социал-демократы полагают, что социализм устанавливается в результате мирного перерастания капитализма в социализм.

Примерами такого перерастания современные социал-демократы считают увеличение доли государственной собственности в общественном фонде, рассредоточение крупной частной собственности путем акционирования, обобществление производства, уравнивание условий труда и размеров потребления между различными слоями общества.

Социал-демократы выступают за повышение уровня социальной защищенности населения, за перераспределение доходов в интересах наименее обеспеченных слоев.

В политической сфере социал-демократы ратуют за расширение процессов демократизации, расширение гражданских свобод, гласность, развитие гражданского самоуправления.

В целом, современная социал-демократическая идеология имеет много точек соприкосновения как с неолиберализмом, так и с неоконсерватизмом, что свидетельствует о формировании в современном общественном сознании интегративной идеологии, основанной на общечеловеческих ценностях.

Социализм является третьей наиболее влиятельной мировой идеологией, которая оказала огромное влияние на политический облик современного мира.

Идеология социализма (от лат. Socialis – общественный), в общем смысле, представляет собой совокупность идей и теорий о преобразовании основного на частной собственности, эксплуатации и классовом неравенстве капиталистического общества посредством установления рационального общественного устройства, которое должно базироваться на общественной собственности, социальном равенстве, справедливом распределении благ и социально обеспеченной свободе личности.

Идеи-мечты об уничтожении эксплуатации и социального неравенства, об обществе справедливости, где благополучие и счастье распространяется на всех людей в равной мере, существуют в человечестве тысячи лет. Имея своими истоками политические учения Платона и раннего христианства, идеология социализма более определенно оформилась в социальных утопиях Т. Мора (1478-1535), Т. Кампанеллы (1568-1639), А. Сен-Симона (1760-1825), Ш. Фурье (1772-1837), Р. Оуэна (1771-1858) и др. В середине ХІХ в. теоретическое обоснование социализма и путей к нему разработали К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Они обозначили социализм как первую фазу процесса становления более отдаленного общества – коммунизма, где "все источники общественного богатства польются полным потоком... ...и общество сможет написать на своем знамени: “Каждый по способностям, каждому по потребностям!” Социальной силой, способной привести все человечество к этому состоянию, согласно учению К. Маркса является пролетариат – последний угнетаемый класс, который революционным путем и своей диктатурой уничтожит частную собственность, установит господство общественной и освободит тем самым мир от мерзости классовой эксплуатации и неравенства.

В ХХ в. в развитии идеологии социализма и в соответствующем политическом движении выделились два основных течения: радикально-революционное, представленное коммунистическими партиями; эволюционно-реформистское, представленное социал-демократическоми партиями.

Первое из них связано в основном с деятельностью В.И. Ленина и его партии “нового типа” РСДРП (б), позже переименованную в КПСС.

Второе своими корнями восходит к идейно-теоретическому наследию Э. Бернштейна (1850-1932), К. Каутского (1854-1938) и в наше время представлено идеологией демократического социализма, которой руководствуются современные социал-демократические партии.

Революционная практика воплощения коммунистической идеологии на деле привела к построению “реального социализма”, основными чертами которого явились:

Огосударствление всех средств производства и, заодно, всех сфер жизни человека;

Уничтожение гражданского общества и его свобод системой «поголовного рабства» относительно партийно-государственного аппарата – «коллективного тирана» для всего общества;

Полный произвол государственной власти по отношению к народу;

Принудительные, административно-командные методы организации труда, вплоть до государственного террора;

Низкий жизненный уровень и постоянная дефицитность в сфере потребления;

Закрытость страны, автократия во всех сферах жизни;

Данные качества «реального социализма» предопределили низкую эффективность и конкретную неспособность экономик социалистических стран, что в конечном итоге и явилось главной причиной краха коммунистического варианта социализма в СССР и других странах Восточной Европы.

Что касается идеологии демократического социализма, то она обосновывает путь к социализму посредством постепенных реформ, осуществляемых сильным демократическим правовым государством. Теоретически демократический социализм представляет собой модель общественного устройства, согласно которой на базе парламентской демократии и правового государства постепенно, шаг за шагом, устраняются недостатки капитализма; гарантируется социальная защищенность; осуществляется демократия в государстве, экономике и обществе; обеспечивается правовая государственность, равно как и личная и духовная свобода. И тем самым завоевываются и охраняются основные ценности: свобода, справедливость и солидарность.