Слово на начало индикта церковное новолетие. Значение и смысл христианских праздников. Как праздновать новолетие

Церковное новолетие - это важный этап для христианского мира. Еще его называют началом нового церковного года, началом индикта. Такое событие открывает собой начало истории Нового Завета.

Это непереходящий праздник, если можно так сказать. Индикт имеет множество значений, но почти в каждом случае это слово означает начало какого-то периода. В православии индиктом называют начало церковного года и круга богослужений. Именно с 14 сентября начинается церковный календарь .

Смысл праздника

Каждый праздник в христианстве отсылает нас к каким-то событиям из Евангелия. Любое торжество или пост отображает какую-то историю из Нового Завета. Связаны праздники со святыми апостолами, Иисусом Христом и Девой Марией.

Новозаветная история Иисуса Христа начинается не с его рождения, а с рождества Богородицы . В православии Небесную Заступницу считают началом всех начал, ибо без нее не было бы Христа, не было бы Спасения. Новолетие как бы показывает нам, что всё повторяется снова и снова. Мы ежегодно должны вспоминать каждый этап этой истории, чтобы отдавать ему должное. Каждый праздник имеет свой смысл, изучая который, мы изучаем историю спасения наших душ.

Ни одно из событий в жизни Христа и Богородицы не было случайным. Именно это показывает нам новолетие. Церковь чтит этот праздник, поэтому 14 сентября всегда проходят особые службы в храмах. Это своего рода Новый год для церкви и всех христиан.

Как праздновать новолетие

Церковнослужители уверяют в том, что это один из самых лучших моментов для того, чтобы сходить в храм и причаститься. В этот день люди просят прощения у всех, кого обидели в течение церковного года, дарят подарки, связанные с верой и религией: иконы, календари и многое другое.

В народе всегда верили, что православный Новый год должен означать обновление духовного характера. Люди очень ответственно относились ко встрече новолетия. В этот день провожали лето и встречали осень. Даже в ранний период истории Руси примерно в это время люди встречали осень песнями и танцами. Начало индикта в христианстве не является праздником типично позитивным. Он, скорее, имеет знаковый характер. Он олицетворяет собой период духовного обновления.

Что касается молитв в новолетие, то тут ограничений и наставлений нет. В этот важный день можно читать любые молитвы, которые позволят вам укрепить свою веру и вступить в новый этап. Это может быть как «Отче наш», так и «Символ веры» или какая-то другая общая молитва. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

13.09.2017 04:34

Воздвижение является одним из великих церковных событий. Чтобы беды и неудачи обошли вас стороной, соблюдайте...

Рождество Пресвятой Богородицы, как и Рождество Христово, - один из важных православных праздников. С этим...

Митрополит Антоний, управляющий делами Украинской православной церкви рассказывает читателям “Вестей“ об истории и традициях неприметного, но определяющего будущее церковного праздника.

“Церковное новолетие отмечается 14 сентября, или 1 сентября по старому стилю. Именно этот день является первым днем нового церковного года, а первым праздником года, соответственно, – Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября). Как правильно провести этот день?

Для начала немного истории. Новолетие начали отмечать в сентябре 1363 г. в Византийской империи. На Руси Новолетие стало официальным церковно-государственным праздником с 1492 г.

Смыслом богослужения в праздник Новолетия было воспоминание о проповеди Спасителя в Назаретской синагоге: Христос сказал, что он пришел “исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное“.

Сегодня этот праздник не отмечается с бывалой торжественностью, так как еще во времена Петра І был издан указ о переносе начала нового года на 1 января. Но от этого значение Новолетия не стало меньшим для верующих людей. Песнопения праздника нам говорят о важных и определяющих вещах: благодарности Господу и вручении себя полностью воле Божией.

“Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниях на нас бывших…“, “Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея…“ – поется в тропарях праздника.

Мы просим Господа благословить нас на новый год, укрепить во всем добром и полезном, уберечь от всего злого и разрушительного, укрепить в истине. Что может быть важнее, нежели забота Творца о своих творениях.

Эти слова не должны стать формальностью, нам следует искренно молиться, испрашивать у Господа такое благословение. И по нашей смиренной просьбе, по Своему милосердию Он каждого просящего благословит.

Без Божиего благословения – все тщетно. Мы благодарим в этот день Творца за прошедшее благодатное лето – время небольшой передышки и отдыха, за красоту летней поры, сияющей всевозможными цветами и ароматами и всеми их тончайшими переливами.

Он подарил нам Своей волей непрерывную смену красок времен года, чтобы мы могли проникнуться их красотой. Каждый раз поражаешься удивительному мастерству Творца украшать природу в безошибочное соотношение красок и их совершенных переходов.

И вот осень уже дышит нам в лицо своей спасительной прохладой и чистотой. Осень – начало новых работ, это всегда новые этапы и новые испытания. И если с помощью Божией преодолеваешь их, они всегда будут во благо, всегда будут способствовать духовному развитию. Правильное начало года определяет его прохождение и, следовательно, наше будущее.

Желаю всем нам быть услышанными Богом в своих молитвах и просьбах. Пусть Господь благословит каждого на новый год, пусть все наши труды несут добро окружающим и будут спасительными для нас и радостными для Бога. Крепости, сил, терпения всем нам! Да благословит вас Господь!

14 сентября (1 сентября по юлианскому календарю) Православная Церковь празднует церковное новолетие (начало церковного года), в соответствии с византийской традицией называемое также Началом индикта.

Инди́кт — это порядковый номер года внутри регулярно повторяющегося 15-летнего промежутка времени (так называемого «индиктиона»), от одной индикции (переписи) к другой. Первоначально индиктион (от лат. indictio — «объявление») означал, введенный Диоклетианом, чрезвычайный налог на зерно, который определялся на основании переписи населения, производившейся один раз в 15 лет. Необходимость для населения знать налоговый год и привела к исчислению годов по индиктам.

В 312 году, при императоре Константине Великом, 15-летний индиктион стал использоваться и в летосчислении (взамен языческого 4-х летнего периода исчисления по олимпиадам), индиктом назывался номер года внутри такого цикла. Существует несколько видов индиктов в зависимости от того, с какого числа отсчитывается начало года. Наиболее древним является греческий индикт, с началом года 1 сентября. Цикл индиктов, совместно 28-летним солнечным циклом, лёг в основу юлианского периода.

Установление же Нового года (и церковного новолетия) именно 1 сентября имеет две версии. По одной - с 1 сентября начинался налоговый год в Византийской империи (он назывался индикт). Поэтому и церковный год начинался с этой даты.

По другой версии, именно 1 сентября святой равноапостольный император Константин Великий в 312 году одержал победу над римским правителем Максентием. Именно в этой битве святому Константину было явлено изображение Креста на небе. Данная битва открыла дорогу к подписанию в 313 году Миланского эдикта - знаменательного документа, который уравнял в правах христиан и язычников, узаконив Православную Церковь. Этот документ пресек гонения на христиан и позволил им свободно развиваться.

Отцы I Вселенского Собора в 325 году в память об этом великом событии постановили начинать Новый год с 1 сентября - с дня, ставшего началом «свободы христианской».

С принятием христианства Русь усвоила византийское летоисчисление от Сотворения мира (5508 г. до Р.Х.) и индиктионы. Но до XV века гражданский год на Руси начинался с 1 марта - так исчисляли начало года все древнерусские летописцы. Только в 1492 году (в 7000 г. от Сотворения мира) произошло слияние гражданского и церковного новолетия - началом года официально стало 1 сентября, которое на протяжении двух веков отмечалось как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное». Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля.

В 1699 году Петр I ввел в России европейское летоисчисление (от Рождества Христова) и перенес гражданское новолетие на 1 января. Однако в современном гражданском календаре сентябрьский новый год сохранился в сфере образования, поскольку в старину учебный год в церковноприходских школах всегда начинался с церковного Новолетия - 1 сентября, и эта традиция распространилась на все учебные заведения.

Богослужение на Церковное новолетие (начало индикта)

В Русской Православной Церкви слово «инди́кт» сохранилось в церковном Уставе и служит для обозначения годового круга богослужения . Начало индикта, или начало новолетия, приходится на 1 сентября юлианского календаря и является церковным праздником.

В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге Назарета пророчество Исаии (Ис 61:1-2) о наступлении лета Господня (Лк. 4:16-22). «Лето Господне» в русской Синодальной Библии (как в пророчестве Исайи, так и в цитате этого пророчества в Евангелии от Луки) - это оставленное без перевода славянское слово, буквально означающее «год». В библейском контексте речь идёт о времени, называемом «День Господень». Это время, когда «Бог посетит народ Свой», то есть пошлёт давно ожидаемого Мессию, и Он устроит на земле теократическое Мессианское царство. Когда же всем знакомый «сын Иосифа» (который ещё недавно здесь плотничал и выполнял их заказы!) даёт понять, что знаменитое пророчество относится к Нему, - то это воспринимается как богохульство и вызывает возмущение («все… исполнились ярости» ). Иисуса выгоняют из города и даже хотят столкнуть с горы.

В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник» .

Великий Индиктион

С понятием Инди́кта или простого Индиктио́на связано еще одно понятие - Пасхалии , Великого Индиктио́на или, как его называли на Руси, Миротворного Круга .


Миротворный круг (схема Зелинского)

Великий Индиктио́н , в отличие от простого, не является хозяйственной величиной. Это период времени продолжительностью в 532 года - такое число получится, если солнечный круг, состоящий из 28 лет, помножить на лунный круг, состоящий из 19 лет (28×19=532). Дело в том, что через 532 года все церковные праздники - неподвижные (например, Рождество Богородицы, дни памяти святых) и подвижные (Пасха и связанные с ней) возвращаются на те же числа месяца и дни недели . Это определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь. Так по византийскому счету от Сотворения мира (5508 год до Р.Х.) сейчас идет 15-й Великий индиктион, который начался в 1941 году .

Миротворный круг юлианского календаря представляет собой совершенное творение в области летоисчисления, гармонично сочетающее в себе систему религиозных, астрономических и гражданских аспектов измерения времени. А.Н. Зелинский наглядно представил Миротворный круг в виде круговых таблиц (см. рис.), по которым без сложных вычислений определяется дата Пасхи. Шкала Миротворного круга простирается в прошлое и будущее, отражая вечное круговое течение времени и циклическую повторяемость астрономических явлений по числам юлианского календаря.

Тропарь Индикту (церковное новолетие), глас 2:
Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны.

Кондакт, глас 2:
В Вышних живый, Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета, соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве.

* Индикт – пятнадцатилетний период времени, делившийся на три пятилетия, установленный римским императором для сбора налогов, когда год начинался 1 сентября.

В языческой Руси гражданский Новый год наступал в марте. И после Крещения Руси долгое время новолетие отмечали по дохристианскому календарю, то есть в марте. Церковное же новолетие праздновалось 1 сентября, как было принято в Византии в память победы 1 сентября 312 г. императора Константина Великого над враждебным к христианам Максентием и дарования свободы христианству.


В 1492 г. Московский Собор постановил перенести гражданский Новый год также на 1 сентября. Это изменение утвердил и Великий князь Иоанн III Васильевич. Таким образом, круг гражданского года соединился с церковным. В церковный устав ввели и чин «летопроводства», знаменующий окончание лета и сбор урожая: ровно в полночь 31 августа церковный колокол извещал о наступлении Нового года. А 1 сентября после утрени совершалось «Действо нового лета», на площади перед храмом при огромном стечении народа. В Москве оно проходило на Ивановской площади Кремля, с участием царя и предстоятеля Русской Церкви.


1 сентября Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге Назарета пророчество Исаии (Ис. 61, 1–2) о наступлении лета благоприятного (Лк. 4, 16–22). В этом чтении христиане видели указание Господа на празднование дня нового года; предание связывает само это событие с днем 1 сентября. И доныне в Церкви 1 сентября за Литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя.

«И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?» (Лк. 16–22)

Тропарь Индикту (церковное новолетие), глас 4:

Благодарни суще недостойнии раби, Твои, Господи, / о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, / славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, / и рабски любовию вопием Ти: / Благодетелю Спасе наш, слава Тебе. Слава: глас 3: Твоих благодеяний и даров туне, / яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, / к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, / и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: / слава Тебе, Боже Прещедрый.

Кондак Индикту глас 2:

Всея твари Содетелю, / времена и лета во Своей власти положивый, / благослови венец лета благости Твоея Господи, / сохраняя в мире люди и град Твой, / молитвами Богородицы, и спаси ны.

Ин кондак, глас тойже:

В вышних живый Христе Царю, /всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, / Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, /благослови ныне венец лета, / соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве.

В канун предстоящего праздника предлагаем вниманию читателей сайта главу из книги А. Трофимова «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», в которой объясняется причина установления даты празднования церковного новолетия.

ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ ХРИСТИАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ

«Праздник» – это слово обозначает особое радостное состояние человеческого сердца. Христианская Церковь установила и освятила праздники в честь основных событий в жизни Христа и Божией Матери, раскрывающих путь спасения человечества. Эти праздники утверждают радость духовного постижения истины, утверждают радость того, что падшему человеку открылся путь спасения, путь возврата в Отчий Дом через Великую Жертву Христа Спасителя.

Святая Церковь премудро устроила жизнь верующих: подготовка к праздникам, сами праздничные богослужения, обряды построены так, что каждый праздник может быть глубоко прежит как душой не готовой к познанию тайн Царства Небесного, так и теми, кому эти тайны доступны в меру раскрытия их духовного сознания.

Праздник в обычном понимании есть воспоминание, память о великом событии. Но если бы дни праздников являлись только памятью о событиях, то они не имели бы такого огромного значения в жизни Церкви. Каждое событие, празднуемое Церковью, это событие нынешнего дня, всегда живое и действенное. В эти дни каждая верующая душа реально приобщается к празднуемому событию, соучаствует в нем; благодать, идущая свыше, касается сердца человека, потому-то он и испытывает такую радость, ликование и любовь. В эти дни ликует не только человек: вся природа, мир небесный участвуют в общей радости. И человек преображается, чувствуя единство со всем миром и прежде всего – любовь Божию к себе, свою близость к Богу, а также любовь братьев своих. В этом единении всего мира, в чувстве реального соучастия в празднуемых событиях – тайна христианского богослужения.

Потому так важно для христианина участвовать в церковном праздновании, в праздничном богослужении – это приобщение к святости празднуемого события. Ведь спасение – это жизнь, это действие, вечно совершающееся и приобщающее нас к великому и вечному. Поэтому в праздники мы не только удивляемся со всем Горним миром великим делам Божиим, творимым на Земле («всякое естество ангельское удивися великому Твоего вочеловечения делу» – акафист Пресвятой Богородице; «Ангели вхождение Пречистыя зряше, удивишася» – служба празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы), не только радуемся празднуемому событию, но и сопереживаем, соучаствуем в нем, через это участие приближаясь к Самому Спасителю и Пречистой Матери нашей.

Необходимо сказать несколько слов и об этимологии самого слова «праздник». Око состоит из трех частей: ПРА-ЗД-НИК. Корень в слове – «зд», это славянское «зде» (здесь). «здъ» – в переводе со славянского имеет значения: «здесь, в этом месте» и «на земле, в земной жизни, на этом свете».

Как написано в житии святого Авраамия Смоленского XVI века: «Богородица ми есть помощница и поручница животу… зде и в будущий день». В другом тексте XVII века: «Жалея о невинной крестьянской крови разлитии и о душах ваших, еже бы вам здесь телом, а в будущем веце душею, не погибнути, сего нашею царскою грамотою вас в нашу царскую милость призываем».

Этот же корень видим в словах: со-зд-ание, зд-ание, миро-зд-ание. Происходят они от однокоренного слова «зъдати», «зъдатель», т.е. создавать, создатель. Этим словом в древнерусских текстах называют Бога – Творца мира: «Приими, Захарие… колесницу цареву лествицу, по ней же Зъдатель земным явится, одр святый… Приснодеву Отроковицу» (XVII век). «Рукоу Божьеу зъданъи члкъ» (XI век) И в то же время слово это означает «строить», «сооружать» на земле: «Владимир помысли создати црквь Престыя Бца, и послав приводе я мастеры и грекь. И наченшу же здати, и яко сконча зижа украси ю иконами» (Лаврская летопись XI-XII вв.).

«Пра» – это приставка, означающая прошедшее событие, т.е. перед тем, как быть «зд»(есь). Следовательно, праздник – это событие, которое происходит в Горнем мире, которое было в замысле Творца неба и земли еще до того, как явилось на земле – здесь. Таким образом, само слово, его корень и значение показывает, что отмечая праздники, установленные по Божественному промыслу, мы возвращаемся в Царство Небесное, восхищаем дух наш в Горний мир.

На примере этого прекрасного и радостного слова хочется показать, как слуги диавола пытаются исказить смысл слов, придавая им обратный смысл. Из слова «праздник» было сделано слово «праздный», «праздность», «празднословие». Эти слова означают ничегонеделание, что абсолютно несовместимо со значением слова «праздник». Недаром в церковнославянском языке «беременная» звучит как «непраздная». Те же попытки искажения мы видим и во многих других словах, например: благо – блажь и т.п.

В дни праздников мы отмечаем особые, значимые события в жизни. Но в чем важнейшее событие, совершившееся во всей вселенной? Конечно, в приходе Христа Спасителя. Вся история сотворенного мира делится на две части – до пришествия Христа и после него. Как велико и непостижимо это событие: Сам Бог, Сын Божий Единородный, Слово Божие, которым весь мир сотверен, воплотился, облекся человеческой плотью: «Всякое естество ангельское удивися великому Твоего вочеловечения делу», – поем мы в акафисте Пресвятой Богородице. Потому Сам Господь Иисус Христос называет Себя не только Сыном Божиим, но и Сыном Человеческим. Эту великую тайну воплощения и ее величайшее значение для судьбы мира подчеркивает святой апостол Иоанн Богослов в своем первом Послании: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (Ин. 4, 1–3).

Праздники христианской Церкви утверждают приход Христа во плоти и значение Его воплощения для спасения мира. Поэтому отрицание воплощения Христа есть один из показателей подчинения темным силам. Святой апостол Иоанн говорит, что антихрист «и теперь есть уже в мире» (1 Ин. 4, 3), так как основным способом воздействия темных и лукавых духов на сознание людей всегда было отрицание воплощения и Воскресения Христа. И одним из первых деяний антихриста было отрицание Воскресения Христова: когда стража, присутствовавшая при Воскресении, отошла от Гроба, то, по словам святого апостола Матфея, «некоторые из стражи, вошедши в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделавши совещание, довольно денег дали воинам и сказали: скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали. И если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взявши деньги, поступили, как научены были. И пронеслось слово сие между Иудеями до сего дня» (Мф. 28, 11–15).

Мы видим, что и до наших дней способ воздействия темных сил остается таким же, как и в описанном Евангельском событии. Отрицание воплощения и Воскресения Христова совершилось и совершается во-первых, через ложь, ибо сатана, по словам Христа, «лжец и отец лжи», и во-вторых – через деньги, которые до сего дня являются причиной величайших злодеяний, преступлений и искажений человеческого пути.

Во всех праздниках Христовой Церкви раскрывается и утверждается значимость Рождения Христа – Ипостаси Пресвятой Троицы – в человеческой плоти. Все праздники, раскрывающие значение Христа в деле спасения мира, разделяются на праздники, подготавливающие событие Рождества Христова через Деву Марию и посвящены Ей, и на праздники, утверждающие Рождение, жизнь Христа во плоти и Его Великую Жертву.

Установление и соблюдение праздников церковных необходимо для спасения человека. Посвященные величайшим событиям из истории Домостроительства нашего спасения, они научают нас истинам веры, возбуждают в сердцах любовь, благоговение и послушание Богу. Праздники напоминают нам о Небе, о жизни вечной – истинной цели нашей жизни на земле, укрепляют в нас решимость идти по пути спасения, подражая примеру жизни святых и праведников. Христианские праздники, благодаря общецерковной молитве, вводят человека в таинственное общение с Богом, низводят на нас Его благодать, просвещая и освящая наши души, укрепляя нас на путях жизни.

Праздники помогают отойти умом от земных помыслов, сердцем от забот, телом от повседневного труда, чтобы как можно меньше препятствий было у христианина для общения с Богом. Потому так важно в праздники бывать в храме, где все напоминает о нашем предстоянии Богу, где звучит Слово Божие, совершаются великие Таинства. По учению Церкви от освящения праздничного дня и посещения храма Божия особое благословение нисходит на человека, помогая ему во всех жизненных делах.

«…Торжества празднеств служат утешением для человеческой жизни: они печальную тяжесть жизни обращают в веселие», – говорит свт. Прокл, архиепископ Константинопольский (V век). В эти дни все говорит нам о великой любви и милосердии Божественном, и сердце невольно раскрывается для братской любви к ближнему. Радость праздника поддерживает в человеке бодрость духа, желание трудиться, уничтожает однообразие будничной жизни.

Но христианская праздничная радость не имеет ничего общего с ничегонеделанием, с суетными развлечениями. Радость духовная наполняет сердце человека, жажда внешних утешений и наслаждений отходит, и человек чувствует жажду к делам любви и милосердия, желание внести мир в обстановку дома, семьи, коллектива, в котором трудится.

Свт. Григорий Богослов говорит: «Праздновать – значит приобретать для души блага постоянные и вечно обладаемые; главное в праздник – памятование о Боге и Небесном Отечестве нашем». – И это первый признак истинного духовного празднования, а не внешнего, формального, в чем часто обличал Господь учителей еврейского народа. «Святая Церковь,– пишет свт. Димитрий Херсонский,– для того и учередила праздники, чтобы душа наша, отторгаясь от всех забот и попечении житейских, могла беспрепятственно возноситься в свое Небесное Отечество, дыша родным небесным воздухом; чтобы мысль наша, оттрясши прах земной, отрешившись от помышлений суетных, могла погрузиться всецело в созерцание тайн Божиих, почить в видении обителей небесных, уготованных любящим Господа; чтобы сердце наше, освободившись от тяготы страстей и похотей плотских, могло насладиться сокровищами любви и благодати Божественной и упиться, по выражению святого пророка, от тука дома Божия; чтобы, проводя торжества церковные во псалмах и пениях духовных, мы приготовляли себя к великому славному торжеству избранных Божиих, поющих Богу вечную и неумолкающую песнь хвалы и благодарения».

Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Праздники установлены для того, чтобы мы проводили их благочестиво, они – обнаружение добрых дел, благочестия души, благоустроения жизни».

Необходимым условием участия в благодатной жизни, открываемой праздничным богослужением, является покаяние, очищение души от греха, внутренняя решимость следовать за Господом на всех путях жизни. Для человека, с решимостью следующего за Христом, каждый праздник становится и новым явлением благодати Божественной, и новым событием в духовной жизни. Тогда начинается его подлинная духовная жизнь, и он становится способным увидеть то, что объективно явлено нам через совершаемое в храме богослужение. Для человека, который научится переживать каждый праздник как событие своей духовной жизни, вся жизнь становится богослужением, а само богослужение церковное – лишь наиболее ярким проявлением и вершиной его внутреннего делания. Когда душа человека действительно живет в богослужении, возвращаясь к одному и тому же духовному содержанию богослужебного круга, мы всякий раз восходим на новую ступень духовного опыта и постижения благодатной жизни, раскрывая новые и новые их стороны.

Как это ни печально, но и в среде духовенства сейчас редко встречается понимание того, почему празднование тех или иных великих событий христианской Церкви совершается в определенные дни. Духовный смысл самих праздников понимается многими и сознательно и интуитивно, тем более, что существует обширная святоотеческая литература, прекрасные проповеди и статьи, раскрывающие глубину Премудрости Божией и смысл праздников христианских. Но как только дело касается календаря, установления дат празднования, чего только ни услышишь: столько противоречащих точек зрения, часто полное неприятие взглядов друг друга; те, кто только что соглашались в главном, становятся непримиримыми врагами. Христианской любви как будто нет и в помине. А ведь это только на руку врагам Церкви Христовой. Антихристианская пропаганда использует эти разногласия, чтобы показать кажущуюся несостоятельность и выдуманность христианских праздников.

Христианство вобрало в себя все лучшее и светлое из древних языческих культов, в которых все же отражалась частица истины. И как раз в вопросах установления дня празднований христианство многое восприняло от раскрытий и духовного понимания бытия, существовавшего в ветхозаветное время. В атеистической литературе часто приводятся факты, что празднования многих знаменательных дней христианской Церкви совпадают с днями празднований, существовавших в языческих религиях. На этом основании утверждается, что христианство лишь воспользовалось старыми обычаями, чтобы привлечь народ в свою веру и тем самым обманывало народ. В действительности же христианство не «воспользовалось» языческими представлениями, а показало, что в этих представлениях было истинным, а что – ложным. Ведь дни празднований событий духовной жизни неразрывно связаны с жизнью природы земли, с космической жизнью. Древние это прекрасно понимали и потому выделяли особые дни, которые символизировали удивительную гармонию и связь явлений жизни – это дни равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния, определенного расположения планет и созвездий, солнца и луны. К этим особо значимым дням приурочивались многие празднества древних религий. Человек понимал, что должен жить в гармонии и едином ритме с природой, потому всегда духовно связывал свои праздники с жизнью природы, со сменой времен года, с красотой каждого из них. Это совершенно естественно, и люди разных стран и народов нередко устанавливали свои празднества в одинаковые дни. Все это – отражение объективных, Богом дарованных законов, ритмов жизни природы и всего мира.

Споры между христианами относительно установления дня празднования главных торжеств Церкви Христовой могут прекратиться только тогда, когда будут поняты принципы, по которым избирались эти дни.

Устанавливая дату празднований, Церковь нередко руководствовалась своими особыми, дидактическими и миссионерскими соображениями. Особо отмечая тот или иной день, Церковь имела в виду и преодоление каких-то местных традиций, пережитков прежних обычаев. Знаменитый историк, авторитет в вопросах истории календаря, праздников и летосчисления профессор Василий Васильевич Болотов говорит: «Язычество, с которым ведет борьбу Церковь, есть не только религия, но и сложившийся известным образом быт. Доказать язычнику несостоятельность его представлений о богах и убедить его веровать в Единого Христианского Бога значит сделать много, но еще не все. Порвать свои житейские отношения с соседями-язычниками новообращенный не имел возможности. Нужно было охранять его от рецидива, и праздники занимали едва не главное место между теми орудиями, которыми отвергнутое язычество могло вести партизанскую войну с побеждающим христианством… Учреждая во дни языческих праздников свои праздники, Церковь выбивала из рук политеизма одно из последних средств обороны. Установить христианский праздник в день праздника языческого значило созвать христиан в церковь и поставить их под влияние таких воспоминаний, что для многих становилось потом психологически невозможно».

Милостью Божией входим мы в новое лето Церковное…

Праздник церковного Новолетия установлен святыми отцами I Вселенского собора, которые определили начинать с 1 сентября (по новому стилю - 14 сентября) исчисление церковного года.

Император Константин Великий, одержав 1 сентября 312 года победу над Максентием, даровал христианам полную свободу исповедовать свою веру. Отцы Первого Вселенского Собора (в 325 году) в память об этом определили начинать Новый год с 1 сентября, как дня, который был началом “свободы христианской”.

На Руси в 1492 году Московский Собор принял считать летоисчисление с 1 сентября вместо 1 марта в честь этого великого события.

Первый день годичного богослужебного круга открывает собою «вход лета», и богослужение этого дня носит праздничный характер, вершиной которого является читаемое за литургией Евангелие, где рассказывается о начале проповеди Иисуса Христа после Его Крещения и искушений от диавола в пустыне. По преданию, это произошло в первый день иудейского праздника жатвы, который праздновали 1—8 сентября. В Евангелии мы слышим Спасителя, проповедующего и нам наступление благоприятного «лета Господня». В этот день Иисус Христос начал проповедь Царствия Божия и впервые засвидетельствовал исполнение ветхозаветных пророчеств о пришествии Мессии (Сына Божия) и тем самым о конце Ветхого и начале Нового Завета.

На Руси в XVII веке день новолетия царь Алексей Михайлович, а за ним бояре и весь народ московский посвящали делам милосердия. Ни один нищий не отходил от домов без утешения - их всех богато оделяли милостыней, одеждой и обувью, кормили сытным праздничным обедом. Простой народ наделяли гостинцами и подарками, посещали заключенных в темницах.

Новолетие праздновалось в день 1 сентября до прихода на трон Петра Великого, который в 1699 году указал перенести день новолетия на 1 января. Но в богослужебных книгах приход нового лета остается за 1 сентября.

Верующие благодарят Бога за прожитый год и испрашивают благословения и помощи на следующий.

Первым праздником в богослужебном церковном году являетсяРождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября.

Кондак Индикта (церковного новолетия) глас 2
В вышних живый, Христе Царю,/ всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю,/ Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый,/ благослови ныне венец лета,/ соблюди и сохрани в мире/ град и люди Твоя, Многомилостиве.

Тропарь Индикта (церковного новолетия) глас 2
Всея твари Содетелю,/ времена и лета во Своей власти положивый,/ благослови венец лета благости Твоея, Господи,/ сохраняя в мире люди и град Твой/ молитвами Богородицы и спаси ны.


С тех пор, как человек отпал от Бога и стал смертен, возникло время, которое отсчитывает нам дни, часы и годы. И все наше богослужение живет во времени. Сегодня заканчивается церковный год, завтрашний воскресный день совпал с новолетием. Весь круг церковных праздников начинается снова. И вот, как всегда, когда мы задумываемся о времени, мы невольно оборачиваемся назад. Мы живем в настоящем, но оно всегда миг, который невозможно уловить; будущее нам неведомо, и поэтому ум наш обращается на прошлое. Давайте оглянемся на прошедший церковный год и поразмыслим о том, что было нами упущено. Начнем с православного богослужения. Оно устроено так, что одна часть его все время остается неизменной, а другая меняется. Полностью, досконально богослужебный круг повторяется раз в пятьсот с лишним лет. Поэтому никто, даже если он всю свою жизнь ежедневно утром и вечером ходит в храм, не может дважды попасть на одну и ту же службу, каждая служба уникальна. И при внимательном созерцании эта разница видна, хотя на первый взгляд все вроде бы похоже. Вот как две березы - кажется, что они одинаковы: стволы белые, листики зеленые с зубчиками; а если приглядеться, то они разные: у одной такие сучки, у другой другие, и листики разные, и количество их не совпадает. У Бога в Церкви так же, как и в Его творении, полное разнообразие. В богослужении каждый участвует - а оно предполагает именно участие - в ту меру, в какую он способен. Одному служба навевает некие чувства, и он этим ограничивается; другой участвует в нем слухом; третий только зрением - смотрит, что происходит, а в слух ничего не входит. Кто-то участвует и умом - старается вникнуть в смысл происходящего и в смысл читаемого и певаемого. А иной еще в сердце все опускает, то есть не просто следит за службой, а молится духом, каждое произнесенное слово становится и его молитвой. Отцы называли богослужение жизнью во Святом Духе, потому что познание Бога совершается в молитве, а через богослужение мы учимся молитве и учимся вечной жизни, которая есть также познание Бога. Из этой временной жизни мы все перейдем в вечность, но она будет у каждого своя. Как жизнь здесь у всех разная, так и вечность нам предстоит разная. Но если в земной жизни наблюдаются некие изменения: мы стареем, умнеем или, наоборот, глупеем от времени, - то там такого изменения нет. Известно, что от того, насколько мы здесь духовно преуспеем, и зависит наша вечная участь. Что происходит с человеком, с его душой, когда он покидает этот временный мир? Если он сподобляется вечной жизни, то есть созерцания Бога, то непрестанно славословит Бога. Именно поэтому апостол Павел заповедал намочень долго работать. И тогда мы узнаем, что такое непрестанная молитва, чистое созерцание Бога, подлинное безмолвие. Можно себя приучить постоянно бормотать какое-то слово, выработать такой навык, но непрестанная молитва - это совсем другое. Она должна быть именно сердечной, в ней должно участвовать сердце. А участвовать оно может только в том случае, если оно очищено от страстей. Если же человек пытается достичь сердечной молитвы, не очистив свое сердце, он становится часто бесноватым. Многие люди, еретики или заблуждающиеся, пытаются с помощью Иисусовой молитвы войти в какие-то духовные состояния, но они, кроме сумасшедшего дома, в результате ничего не получают, потому что со свиным рылом лезут в калашный ряд. Поэтому даже некоторые чудаки говорят: нельзя Иисусову молитву читать, с ума сойдешь. Нет, не сойдешь, если будешь совместно с молитвой совершать очищение своего сердца от греха. Нужно прежде очистить сердце, а уже потом стремиться к высоте созерцания Божества. Это состояние очищенного сердца и неотступного предстояния Богу и есть святость, потому что в чистом сердце обычно поселяется Дух Святый. Человек тогда становится пророком, становится рабом Божиим, он, собственно, уже не живет для себя и, как апостол Павел, может сказать: "Не я живу, но живет во мне Христос". У него и мысли, и слова, и дела, и внешность - все Христово. Он как живой Христос, потому что является частью Тела Христова, целиком становится членом Церкви. И если Господь сразу не забирает его на Небеса, то только по одной причине, что, может быть, у него есть какие-нибудь особенные дарования, которыми он может послужить Богу на земле, то есть людям. У Бога только одна забота: как бы людей привести на Небо. И если кто-то имеет к этому способности, Господь, бывает, оставляет его в мире для того, чтобы он потрудился. Человек уже предпринял труд для очищения своего сердца, но может еще потрудиться для очищения сердец других. Серафим Саровский так говорил: "Стяжи мирный дух, и вокруг тебя спасутся тысячи". Если где-нибудь заводится святой человек, вокруг него сразу тысячи спасаются. И чем более свят человек, чем больше он облагодатствован Святым Духом, тем больше количество спасаемых людей вокруг нас. Бывают такие ослепительные святые, которые спасают сотни тысяч и даже миллионы людей. Например, Сергий Радонежский. Он обладал такой благодатью, что спас не только себя и монахов, своих учеников (десятки их стали святыми), - он всю Россию перевернул своей святостью, собрал ее воедино так, что она смогла выйти из того страшного тупика, в котором находилась во время татаро-монгольского пленения, попущенного россиянам за их грехи, за отступление от Бога, междоусобицу, нарушение закона любви. Господь попустил им побыть под татарами, чтобы они немножко, так сказать, очухались, а потом послал Сергия Радонежского, собравшего все духовные силы Руси воедино, - и создалось заново наше государство, в котором мы с вами, слава Богу, живем. Вот такой путь и нам всем предстоит, только каждому в свою меру. А начало его - посещение храма. Все мы ученики, все мы в начале этого пути, и от этого начала зависит дальнейшее. Дом всегда строится с фундамента. По милости Божией, все мы, каждый из нас вступает в новолетие, в новый церковный год. Пусть этот год не пройдет зря, пусть он пройдет так, чтобы мы хоть что-то усвоили. Господь через скорби, через болезни, через всякие жизненные обстоятельства будет нам помогать усваивать эту духовную науку, эти теоретические знания, которые мы приобретаем на богослужении. То, что мы недоделаем: недомолимся, недопостимся, недопоймем, как бы пропустим эти теоретические занятия, - мы будем усваивать уже на практических занятиях, живя обычной жизнью. Мы будем падать в грехи, расшибать себе нос, скатываться вниз, карабкаться наверх и все начинать сначала. Может быть, будем оставаться на второй год. А многие остаются не только на второй год, но и на третий, а часто и на сороковой. Потому что, к сожалению, некоторые нерадивые по сорок лет в храм ходят, но никакого развития в них не происходит, не прибывает в них любовь. А раз не прибывает, значит, они не стали Христовыми, еще не поняли самого главного закона христианства - закона любви. Раз это человеку не понятно, значит, до сих пор его хождение в храм бессмысленно. Потому что Церковь существует не для того, чтобы молебны и панихиды служить, поминать о здравии и за упокой. За здравие и за упокой молятся и у мусульман - пойди в мечеть да помолись. В чем отличие Православия? Православие есть жизнь во Святом Духе. Нам дано колоссальное сокровище: будучи людьми грешными, недостойными Царствия Божия, не имеющими на душе даже светлого пятна, тем не менее, по милости Божией, мы можем стоять на Небесах. И каждый раз, вступая в храм и участвуя в богослужении, мы стоим на Небе: "В храме стояще славы Твоея, на Небеси стояти мним". Это воистину так, с тех пор, как Христос пришел на землю и основал Церковь - это Небо, сошедшее на апостолов в Духе Святом. Господь основал Церковь, чтобы нам через нее восходить на Небо. Поэтому чем больше мы умом, сердцем, чувствами, всем нашим составом вникнем в эту жизнь церковную, в церковность, в ее благодатный закон, тем больше будем приобщаться Небесной жизни, тембольше будем приобщаться Христу, вечности, то есть тому, что для нас всех уготовано и, возможно, очень скоро нас ждет. И суд Божий, собственно, в этом и состоит. Не думайте, что там будут подсчитывать, сколько раз ты поругался или сколько раз ты кому-то яблочко подарил, - нет. Суд состоит вот в чем: стоит человек перед Отцом, и сердце его известно Богу, он Богу открыт. И Господь смотрит, может этот человек жить в Царствии Божием или нет. Если может, Господь его берет. Если не может, Он его отстраняет от Царствия Небесного "во тьму кромешную, где плач и скрежет зубовный". Можно сказать: ох, как ужасно! Нет, это не ужасно, это просто закономерно. Возьмем рыбу и птицу - рыба в воде плавает, ей там хорошо, а птица в небе летает, ей там хорошо. Но если их поменять местами, обе задохнутся. Вот так и человек: если грешника в Царствие Небесное поместить, он сгорит; и если праведника поместить в преисподнюю, он будет гореть. Поэтому каждому свое; на что способна душа человека, то он и приобретает. Если мы хотим достичь Небесной жизни, созерцания Пресвятой Троицы, надо свое сердце очистить, чтобы уже здесь, на земле, приобщиться к Небу. Если мы этого не достигнем, будем свою жизнь проводить во грехах, то такую же греховную наследуем и вечность. Пока мы еще здесь, на земле, у нас есть возможность покаяния, исправления, очищения, а при переходе за гроб этой возможности уже не будет. Как человеку, кончившему школу, если он там ничему не научился, уже поздно учиться, надо было раньше. Наша жизнь - это тоже школа, некий университет. Получим мы доступ в Царствие Небесное или не получим и нас выгонят оттуда со второго или с третьего курса? Господь все для нас сделал: Он дал нам прекрасный закон Божий, и Он нам Сам помогает эти духовные уроки учить, Сам нас исправляет, ведет, поддерживает, все о нас печется и заботится. Если у нас есть благодарность и любовь к Богу, то мы постепенно будем это чувство развивать, углублять до тех пор, пока в нашем сердце ничего не останется, только один Христос. Мы больше ничего не будем любить, ничто нам так не будет мило, только Он один. Мы к Нему одному прилепимся, Ему одному будем служить, а все множество всякой суеты, в которой мы живем, померкнет. Там, в вечности, не будет ничего из того, что составляет нашу теперешнюю жизнь. Там нас ждет либо вечное блаженство, либо вечное страдание. Блаженство от чистоты сердечной, потому что человек с чистым сердцем ни от чего не страдает, ничему не завидует, ни к чему мирскому не стремится, ему ничего земного не надо - он всем обладает, он обладает Самим Богом. Бывает такое состояние, полнота всяческого обладания, когда ничего не нужно - ни хлеба, ни сокровищ, ни каких-то развлечений. Все просто теряет смысл, когда человек приобрел Бога, потому что по сравнению с Богом все ничто. А если человек обладает страстями? То здесь хочется согрешить, то там - но как ни греши, не нагрешишься. И когда жизнь кончится, там уже греха не будет. Останется только одно желание, которое осуществить невозможно. Вот оно и страдание. Представьте человека, который сгорает от блуда - не год, не два, не миллион лет, не миллиард, а вечность. Как это страшно. А есть еще сребролюбие, объедение, многоспание, осуждение, гневливость, злопамятность - представляете, какой клубок? Что за жизнь мы там себе готовим, если не очистим свое сердце? Здесь мы на какие-то секунды можем ослабить огонь греха. Вот дико хочется выпить - ну выпил, и все, на душе легче. Здесь кто-то тебя обидел - взял наподдал (обычно детям, ни в чем не виноватым); злобу сорвал - и на душе легче. А там-то не сорвешь, там эта злоба так и будет в тебе кипеть, она будет тебя жечь - вот она, геенна огненная. Страсти греховные останутся, а возможности их удовлетворить не будет. А человек, у которого одна только страсть - Бог, эту страсть сможет удовлетворить; он будет непрестанно Бога созерцать и прославлять, непрестанно Богом любоваться; он будет жить с Ним одной жизнью. Вот это, собственно, и есть вечная жизнь, это есть спасение, это есть Царствие Небесное, это есть святость - как угодно можно называть. С завтрашнего дня мы вступаем в новый класс. Если за предыдущий год мы чему-то научились, слава Богу, пойдем дальше, не будем топтаться на месте, не будем зря время терять - оно очень коротко. Наша жизнь, к сожалению, ничтожно коротка. Будем же трудиться для Господа, чтобы достигнуть Царствия Небесного. Аминь.

Протоиерей Димитрий (Смирнов)

Источник - http://azbyka.ru/propovedi/read-offline/263/propovedi-dimitrij-smirnov.pdf