Склонение количественных и порядковых числительных. Склонение порядковых числительных 7 как склоняются порядковые числительные

В русском языке при склонении количественных имён числительных изменяются все слова и все части сложных слов, а при склонении порядковых - только последнее слово: пятьсот шестнадцать - пятьюстами шестнадцатью - пятьсот шестнадцатый.

1. Числительное один согласуется с существительными во всех падежах, как прилагательное: один стул, одного стула, одному стулу и т.д.

2. У числительных один, оба, два, три, четыре винительный падеж сходен с именительным, если существительное обозначает неодушевленный предмет (н., вижу три дерева), и с родительным, если существительное обозначает одушевленный предмет (н., вижу трех учениц).

И. оба обе два, две три четыре

Р. обоих обеих двух трёх четырёх

Д. обоим обеим двум трём четырём

В. как И. или Р.

Т. обоими обеими двумя тремя четырьмя

П. обоих обеих двух трёх четырёх

3. Числительное четыре в творительном падеже имеет ь (четырьмя).

4. Склонение числительных от пяти до двадцати и тридцать

7. У числительных сорок, девяносто, сто формы винительного и именительного падежей совпадают, а во всех других падежах используется окончание (сорока´ , девяноста , ста ).

8. У числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот склоняются обе части.

от 500 до 900

пятьдесят

пятидесяти

пятидесяти

пятьдесят

пятьюдесятью

(о) пятидесяти

пятистам

пятьюстами

(о) пятистах

двумстам

двумястами

(о) двухстах

9. У составных количественных числительных склоняются все компоненты (пятьдесят два, пяти десяти двух , с пятью десятью двумя и т.д.). Исключение: дробные числительные типа два с четвертью, восемь с половиной, у которых последний компонент не изменяется (о восьм и с половиной, перед восьмь ю с половиной и т.д.).

При составных числительных, имеющих в конце один, одна, одно , существительное ставится в им. п., ед. ч.: сто один ученик, сто одна ученица .

При составных числительных, оканчивающихся на два (две), три, четыре , существительные употребляются в родительном падеже ед. ч.: сто четыре ученицы .

Если же в конце стоят числительные, начиная с пяти , то существительные ставятся в родительном падеже мн. ч.: тридцать семь тракторов .

10. Собирательные числительные в форме им. п. используют падежные окончания ед. ч. IIи III склонения (дво е , пятер о – ср.: лисье, отцово);в формах остальных падежей употребляются окончания мн. ч. (дво их , пятер ых (ср.: лисьих, отцовых); дво им , пятер ым (ср.: лисьим, отцовым)).

· При склонении составных порядковых числительных изменяется только их последняя часть. Именно эта часть имеет форму порядкового числительного, совпадающую с формой полных прилагательных: тысяча девятьсот сорок первый год - в тысяча девятьсот сорок пятом году;

· Остальные же части имеют форму количественных числительных, но не изменяются: две тысячи третий год - до две тысячи третьего года.

Собирательные числительные.

· Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро и т.д.) употребляются только в следующих случаях:

1. с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев );

2. с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят, трое зайчат);

3. с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот, семеро суток);

4. с личными местоимениям мы, вы, они : нас двое; их пятеро;

5. с субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц: вошли двое, трое дежурных.

· Можно сказать два ученика и двое учеников (оба варианта равноправны). Но нужно говорить две ученицы (двое учениц - неправильно).

· Собирательные числительные выражают только количество от двух до десяти. Поэтому при указании на число более десяти лиц мужского пола, детёнышей животных следует употреблять количественные числительные:двенадцать друзей, сорок пять медвежат.

4. Числительное оба, полтора, полтораста.

· Числительное оба имеет две родовые формы: оба - мужской и средний род,обе - женский род: в обоих государствах, в обеих странах .

полтора (полтора рубля, полторы тысячи ). Кроме того, в косвенных падежах данное числительное имеет форму полутора (около полутора тысяч рублей ).

· Аналогичную форму в косвенных падежах имеет числительное полтораста (около полутораста рублей ).

Дробные числительные.

· При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель как прилагательное во множественном числе: двух (каких?) третьих; трем (каким?) седьмым .

Словосочетания «числительное плюс существительное» в именительном и косвенных падежах.

· В именительном падеже числительное управляет родительным падежом существительного (отдать пятьдесят пять рублей ).

· В косвенных падежах главным словом становится существительное, а числительное согласуется с ним (о пятидесяти пяти рублях ).



· Числительные тысяча, миллион, миллиард во всех падежах сохраняют управление зависимым существительным в родительном падеже: миллион рублей, о миллионе рублей .

Число существительных, употребляемых при числительных.

· При числительных один, два, три, четыре употребляется форма единственного числа существительных (два дня, четыре яблока ), при числительных от пяти и далее существительное ставится в форму множественного числа (пять дней ).

· Числительное полтора в именительном и винительном падежах управляет существительным в единственном числе, а в остальных падежах существительное стоит в форме множественного числа (полтора часа - около полутора часов ).

· То же самое относится к числительному полтораста .

8. Обозначение количества более десяти при существительных, которые не имеют формы единственного числа .

· Сочетания составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре , с существительными, не имеющими формы единственного числа (22 суток - двадцать двое суток ), недопустимы в литературной речи. Возможны только сочетания типа двадцать одни сутки, двадцать пять суток .

· В случае необходимости указания на соответствующее число надо заменить существительное, не имеющее формы единственного числа, на синонимичное, которое имеет обе формы числа (двадцать два дня ).

· При существительных ножницы, щипцы и т.д. можно использовать слова типа штука и др. (двадцать три штуки ножниц ).

Обозначение даты.

В словосочетаниях, обозначающих даты, числительное всегда должно управлять родительным падежом существительного: Администрация обещает ликвидировать задолженность по зарплате к 15 декабр я (недекабрю ); Письмо датировано двадцать третьим декабр я 1943 года (не 23 декабрём ).

МЕСТОИМЕНИЕ



Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их: я, себя, ваш, столько и др.

Местоимения отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?), имён прилагательных (какой? чей?), имён числительных (сколько?): он смеется, мой брат, несколько карандашей.

Морфологические и синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они заменяют в тексте.

Склонение числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот

В количественных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части.

Склонение числительных тысяча, миллион, миллиард

Слово тысяча склоняется как существительное женского рода на -я (типа няня); слова миллион и миллиард склоняются как существительные мужского рода на согласный (типа дом).

Склонение составных количественных числительных

При склонении составных количественных числительных изменяются все слова, из которых они состоят:

Склонение дробных числительных

И. п. пять восьмых метра
Р. п. пяти восьмых метра
Д. п. пяти восьмым метра
В. п. пять восьмых метра
Т. п. пятью восьмыми метра
П. п. о пяти восьмых метра

Запомните: при смешанном числе дробь управляет существительным, которое всегда ставится в родительном падеже единственного числа (ср.: три пятых литра, но пять литров; две седьмых килограмма, но семь килограммов).

Склонение порядковых числительных

Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются по падежам, числам и родам: седьмой вагон (седьмого, седьмому и т. д.), третья остановка, пятое место, первые месяцы. В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово.

И. п.
Р. п. тысяча девятьсот двенадцатого года
Д. п. тысяча девятьсот двенадцатому году
В. п. тысяча девятьсот двенадцатый год
Т. п. тысяча девятьсот двенадцатым годом
П. п. (о) тысяча девятьсот двенадцатом годе

Запомните: двухтысячный год - две тысячи первый год (до) двухтысячного года - (до) две тысячи первого года (к) двухтысячному году - (к) две тысячи первому году При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к первому сентября, перед двенадцатым декабря.

Упр. 94. Просклоняйте.

37 учеников, 954 книги, полтора килограмма, полтораста километров, 3/4 часа, 735-я школа.

Упр. 95. Запишите предложения, заменяя цифры словами.

1) Поля, засеянные пшеницей, занимали площадь более 1250 га. 2) Вес третьего искусственного спутника Зем­ли был равен 1326 кг. 3) К 2/5 прибавить 3/5, получится 1. 4) Кедры живут до 800-850 лет. 5) Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс. 6) Через 10 лет после открытия Южной Америки, в 1502 году, Колумб добрался до побережья Центральной Америки. 7) Протяженность столичной подземной дороги достигла 173 километров, а автобусных и троллейбусных линий - 4300 километров. 8) Вместе с 1203 новыми словами учебник немецкого языка будет насчитывать свыше 4500 слов. 9) Разность между 87 и 54 составляет 33. 10) К 2010 г. население города составит не менее 1,5 миллионов человек. Запомните: сочетания составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре (т. е. 22, 23, 24, 32, 33, 34... 102, 103, 104 и т. д.), с существительными, употребляющимися только во множественном числе (сутки, ножницы, щипцы и т. п.), в литературной речи невозможны. В случае необходимости соответствующих обозначений следует использовать синонимические замены существительных или употреблять составное числительное не в име­нительном или винительном падежах. Например: Прошло двадцать два дня, купили тридцать три штуки ножниц, в течение двадцати двух суток и т. п.

Упр. 96. Исправьте ошибки, связанные с неправильным использованием сочетаний слов с количественными и порядковыми числительными.

1) К пятнадцатому апрелю двух тысяч девятому году намечено открытие дома-музея известного в нашем городе художника. 2) Самодеятельных школьных оркестров в нашем регионе более полуторасот. 3) Изумительный по красоте собор с три тысячи шестьсот восемьдесят пятью фресками, построенный в XVI в., является одной из самых ярких достопримечательностей Рима. 4) В двухтысячном десятом году потребление энергии предприятиями области возрастет в 1,3 раза. 5) В гонках собачьих упряжек участвовало двадцать четыре саней. Запомните: собирательные числительные употребляются только - с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот; - с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое ножниц, трое суток; - с существительными дети, ребята, люди, лицо (в значении «человек»): двое детей, трое незнакомых лиц; - с личными местоимениями мы, вы, они: нас двое; - с субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц: вошли трое опоздавших, бегут двое. Собирательные числительные не сочетаются с существительными, обозначающими лиц женского пола, а также с существительными мужского рода - названиями взрослых животных. Нежелательны сочетания собирательных числительных с существительными, обозначающими высокое общественное положение лица.

Упр. 97. Выберите правильную форму числительного и существительного.

Для (пяти - пятерых) женщин; (три - трое) красивых (коня - коней); (шесть - шестеро) работниц завода; (четыре - четверо) (ножницы - ножниц); (два - двое) знакомых (лица - лиц); (четыре - четверо) (студентки - студенток).

Упр. 98. Найдите, объясните и исправьте ошибки в употреблении собирательных числительных.

1) Трое спортсменок выступили очень удачно. 2) Олимпиада длилась трое дней. 3) Двое дней и ночей мы гото­вились к экзамену. 4) Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков. 5) Четверо учениц получили дополнительное задание. 6) С докладом выступили трое профессоров. 7) На учения прибыло семеро генералов.

Склонение количественных числительных

Склонение количественных числительных характеризуется многообразием форм и типов.

1.1.1.Числительное один склоняется как указательное местоимение

Падеж Мужской род Средний род Женский род Множественное число
Им. П. один одно Одна одни
Р.П. одного одного Одной одних
Д.П. одному одному Одной одним
В.П. один одно Одну одни
Т.П. одним одним Одной одними
П.П. (об) одном (об) одном (об) одной (об) одних

1.1.2. Числительные два, три, четыре образуют особое склонение

Им.П. два Три четыре
Р.П. двух Трёх четырёх
Д.П. двум Трём четырём
В.П. Два Три четыре
Тв.П. двумя Тремя четырьмя
П.П. (о) двух трёх четырёх

1.1.3. Числительные от пяти до двадцати и числительное тридцать склоняются как существительные третьего склонения

Им. П. семь пятнадцать тридцать
Р.П. семи пятнадцати тридцати
Д.П. семи пятнадцати тридцати
В.П. семь пятнадцать тридцать
Тв.П. семью пятнадцатью тридцатью
П.П. семи пятнадцати тридцати

1.1.4. Числительные сорок, девяносто, сто при склонении имеют лишь две формы

Им.П. Сорок Девяносто Сто
Р.П. Сорока Девяноста Ста
Д.П. Сорока Девяноста Ста
В.П. Сорок Девяносто Сто
Тв.П. Сорока Девяноста Ста
П.П. сорока Девяноста Ста

1.1.5. Числительные от пятидесяти до восьмидесяти при склонении изменяют обе части по образцу существительных третьего склонения.

Им.П. Пятьдесят Семьдесят
Р.П. Пятидесяти Семидесяти
Д.П. Пятидесяти Семидесяти
В.П. Пятьдесят Семьдесят
Тв.П. Пятьюдесятью Семьюдесятью
П.П. (о) пятидесяти (о) семидесяти

1.1.6. Числительные от двухсот до девятисот при склонении также изменяют обе части

Им.П. Двести Четыреста Девятьсот
Р.П. Двухсот Четырёхсот Девятисот
Д.П. Двумстам Четырёмстам Девятистам
В.П. Двести Четыреста Девятьсот
Тв.П. Двумястами Четырьмястами Девятьюстами
П.П. (о) двухстах (о) четырёхстах (о) девятистах


1.1.7. Числительные тысяча, миллион, миллиард склоняются как существительные соответствующего склонения

Порядковые числительные имеют падежные окончания относительных прилагательных

1.3.Склонение собирательных числительных

Собирательные числительные в косвенных падежах имеют окончания полных прилагательных множественного числа

2. Употребление падежных форм числительных

2.1.При склонении составных количественных числительных изменяются все слова, входящие в их состав, при склонении составных порядковых числительных – только последнее слово.

Например,

В окружности озеро составило около тысячи девятисот шестидесяти пяти метров.

Это было в тысяча девятьсот шестьдесят пятом году.

2.2. Различаются стилистической окраской формы восьмью (разговорная) и восемью (книжная). Разговорный оттенок имеет также числительное полтораста.

2.3. В сочетании с предлогом по в распределительном значении возможно вариантное употребление форм винительного и дательного падежей количественных числительных пять, десять, двадцать, сорок и т.п.: по пять рублей/по пяти рублей. Современной литературной норме соответствует использование в подобных срочетаниях форм винительного падежа. Традиционное употребление форм дательного падежа более характерно для письменной речи. Слова тысяча, миллион, миллиард употребляются в форме дательного падежа: по тысяче/по миллиону/по миллиарду рублей.

2.4. Параллельные формы творительного падежа тысячей и тысячью по-разному согласуются с существительными: с тысячей рублей/с тысячью рублями.

Можно практиковаться в склонении числительных (как, впрочем, и других слов) следующим образом:

Что у меня есть? (Им.п.)

Чего у меня нет? (Род. п.)

Чему я рад? (Дат.п.)

Что я отдал? (Вин.п.)

Чем я расплатился? (Тв.п.)

О чем я подумал? (Предл. П.)


Справка: компетентностный подход. http://wwwumo.ifmo.ruplenum_met_01.doc; http://ec.europa.eu/education/policies/2010/consultations_en.html; http://www.tuning.unideusto.org/tuningeu/index.php?option=com_frontpage&Itemed=1

Примерная программа дисциплины «Русский язык и культура речи» федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения/ Сидорова М. Ю., Кукушкина О. В., Григорьева О. Н., Литневская Е. И.Издание официальноеМ., 2000.

МОРФОЛОГИЯ

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

§ 37. СКЛОНЕНИЕ ПОРЯДКОВЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

Сравните, как склоняются простые и сложные количественные и порядковые числительные. Чем отличается их склонение?

Семь домов

Седьмой дом

Семи домов

Седьмого дома

Семи домам

Седьмому дому

Семь домов

Седьмой дом

Семью домами

Седьмым домом

(о) семи домах

(о) седьмом доме

Семьсот знаков

Семисотый

Семисот знаков

Семисотого

Семистам знакам

Семисотому

Семьсот знаков

Семисотого

Семьюстами знаками

Семисотым

(о) семистах знаках

(о) семисотом

Порядковые числительные склоняются, как прилагательные, и их окончания определяются по вопросу, например: вагону (какому?) седьмому.

У сложных порядковых числительных при склонении первая часть всегда имеет форму родительного падежа (кроме числительных девяносто, сто): шестидесятого, пятисотого.

При склонении составных порядковых числительных

Изменяется только последнее слово, например:

И. сто шестьдесят четвертый

Р. сто шестьдесят четвертого

Д. сто шестьдесят четвертому

В. сто шестьдесят четвертый

Тв. сто шестьдесят четвертым

Пр. (о) сто шестьдесят четвертом

234. I. Прочитайте текст.

Создание рукописных книг было делом сложным и долгим. На изготовление каждой из них уходил не 1 год, а иногда от 5 до 7 лет. Создателю книги – писцу – нужно было иметь четкий и красивый почерк.

II. Выпишите предложения с числительными, заменяя цифры словами. Сделайте морфологический разбор этих числительных.

235. I. Рассмотрите таблицу и сравните, как склоняются составные количественные и порядковые числительные. В чем различие в их склонении?

Количественные составные числительные

Порядковые составные числительные

И. тысяча девятьсот пятьдесят

Тысяча девятьсот пятидесятый

Р. тысячи девятисот пятидесяти

Тысяча девятьсот пятидесятого

Д. тысяче девятистам пятидесяти

Тысяча девятьсот пятидесятому

В. тысяча девятьсот пятьдесят

Тысяча девятьсот пятидесятый

Тв. тысячью девятьюстами пятьюдесятью

Тысяча девятьсот пятидесятым

Пр. (о) тысяче девятистах пятидесяти

(о) тысяча девятьсот пятидесятом

II. Используя таблицу, устно просклоняйте сочетание 2014 год.

– Если порядковые числительные входят в состав названий праздников, событий, знаменательных дат, то они пишутся с прописной буквы: Девятое мая, Восьмое марта.

Если порядковое числительное в этих названиях написано цифрой, то с прописной буквы пишется следующее за ним слово: 9 Мая, 8 Марта.

В словосочетаниях порядкового числительного и существительного, обозначающих число и месяц года, имя существительное ставится в родительном падеже: перед первым апреля.

236. Составьте три-четыре предложения, включающие названия любимых вами праздников. Сделайте морфологический разбор одного из употребленных числительных.

237. Раскройте скобки и запишите цифры словами.

238. Прочитайте вслух данное предложение. Выпишите из него количественные числительные словами, определите их разряд по составу, образуйте и запишите порядковые числительные.

Объясните постановку знаков препинания в предложении.

Знаете ли вы, что в японском языке сейчас используется 4000 – 6000 иероглифов, в китайском – 600, в русском – 33 буквы, в молдавском – 31, французском, английском – 26, в немецком – 23, в греческом – 22?

239. I. Прочитайте текст. Запишите данные в нем порядковые числительные с существительными, которые с ними согласуются. Определите их падеж.

Торжественная закладка храма Христа Спасителя в Москве состоялась 10 сентября 1849 года. Освящение храма прошло только на 44 год его существования и состоялось 26 мая 1883 года.

Работа шла непрерывно. Только кирпичные и каменные работы (уложено 30 миллионов кирпичей) продолжались 10 лет. В 1860 году завершили все отделочные работы, сняли строительные леса, и храм впервые явил всю свою грандиозность и величие. Его главное богатство – духовное, ведь храм – памятник. А что может быть ценнее человеческой памяти!

Москва. Храм Христа Спасителя (восстановлен в 1994-1997 гг.)

II. Объясните правописание прописных букв в словах текста.

240. Письменно переведите текст с украинского языка на русский, записывая числа словами. Сделайте морфологический разбор одного из числительных.

ЗАГЛЯНЕМ В СЛОВАРЬ

Потічок – ручеек.

Кордон – граница.

Витоки – истоки.

Упродовж – на протяжении.

Дніпро починається в Росії з невеликого потічка*. Однак ближче до кордону* з Україною це потужна ріка (третя за величиною в Європі), яка поповнює води притоками. їх на 2200-кілометровому шляху Дніпра від витоків* аж 15 380. Тут зосереджено 80 відсотків наших водних ресурсів. Річка судноплавна впродовж* 2000 кілометрів. Цьому сприяє каскад із 6 водоймищ, якими зарегульовано 44 кубічні кілометри води. Цією водою користуються майже 30 мільйонів українців.

(Из газеты)

ОБОБЩАЕМ ИЗУЧЕННОЕ

1. Ответьте на вопросы, выполните задания.

– Какова роль числительных в речи? Приведите примеры.

– Числительные употребляются преимущественно в сочетании с существительными. Почему? Проиллюстрируйте это примерами.

– Три друга – трое друзей. Чем отличаются числительные в этих словосочетаниях?

2. Составьте и запишите словосочетания “числительное + существительное”.

Четверо, четыре (подруги). Трое, три (ножницы). Пятеро, пять (апельсины). Семеро, семь (ребята). Двое, два (килограммы).

3. Выполните тестовые задания. Выберите правильный ответ из данных.

1. В каком ряду все числительные – простые?

А шестьсот, сорок, двадцать пять

Б три, сто, миллион

В пять тысяч, три седьмых, девять

Г двадцать два, одна третья, второй

2. Нужен ли ь в числительных девятисот у восемнадцать?

А нужен в первом слове, во втором – не нужен

Б в первом не нужен, во втором – нужен

В в обоих словах не нужен

Г в обоих словах нужен

4. Прочитайте, правильно произнося числительные.

К 1 4 прибавить 75 от 55 отнять 11

С 47 сложить 68 от 78 отнять 60

5. Запишите число 555 словами. Просклоняйте письменно это числительное. Подчеркните окончания. Расскажите о склонении составных числительных.

6. Прочитайте дроби. Запишите их словами.

7.1. Прочитайте текст. Запишите вы деленные чи ела словами. Расскажите об употреблении и правописании записанных числительных.

О кошачьих

В лесах, пустынях, приречных зарослях, горах живет около 36 видов хищников семейства, кошачьих. Самые маленькие представители диких кошек длиной до 46 сантиметров, весом чуть менее 3 килограммов, а самые крупные – около 4 метров и около 400 килограммов.

Когда-то в Закавказье обычным зверем считался лев, а. в Индии до сих пор сохранилось свыше 100 диких львов.

Раньше гепарды использовались как на охоте, так и на торжественных приемах. Эго одно из самых быстроногих животных. Гепард развивает скорость до 112 километров в час. Рядом с ним еще недавно обитал тигр. Эти животные живут дольше других кошек – до 50 лет.

Бок о бок с тигром живут леопард, рысь, дикий лесной кот.

II. Сделайте морфологический разбор одного из записанных числительных.

8. Запишите словами данные в тексте числа. Определите разряд записанных числительных. Перескажите текст,

Лесной кот

Киевский метрополитен был открыт б ноября 1960 года. Современное киевское метро (по данным на 2013 год) имеет 3 действующих линии и 52 станции, из которых б – наземные. Станция “Арсенальная” считается самой глубокой в Европе. Она находится на глубине 105,5 метра. В 201 2 году, по версии одной из авторитетных британских газет, станция “Золотые ворота” вошла в список 22 самых красивых станций метрополитена Европы.

(По свободной энциклопедии Википедии)

9. І. Прочитайте текст и озаглавьте его.

Иван Константинович Айвазовский родился в Феодосии в 1817 году. В детстве маленький Ваня любил музыку, сам научился играть на скрипке. Но самым большим увлечением было рисование. Главным “героем” его картин стало море. Художника манила к себе до конца не постижимая стихия, ее постоянная изменчивость.

За всю свою жизнь художник написал около 6000 картин.

“Девятый вал” – самая известная картина художника. У моряков есть понятие “девятый вал” – это самая сильная волна во время шторма, несущая гибель и разрушение. Мощные волны заполняют собой все пространство картины и, кажется, предвещают гибель людей, судорожно цепляющихся за обломки корабля.

Но лучи солнца, которые пронизывают воду, вселяют уверенность, что люди выйдут победителями из смертельной борьбы.

II. Определите синтаксическую роль числительных в тексте.

III. Рассмотрите репродукцию картины И. Айвазовского “Девятый вал” и опишите ее, используя и мена числительные.

И. Айвазовский. Девятый вал




Схожі записи:

    МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ §25 Степени сравнения качественных прилагательных и их образование 229 1. Какой разряд прилагательных имеет степени сравнения? (См. с. 94). Почему только этот...

    Урок 67 Дом и его оформление Узнаем больше о доме и его оформлении 472. Послушай стихотворение. О чем оно? На улице дождь непрерывный, А дома...

    ЯЗЫК МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ § 25. КАЧЕСТВЕННЫЕ, ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ И ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ I. Прочитайте текст молча. Выпишите прилагательные, распределив их в...

    4. ТЕКСТ ДЕЛЕНИЕ ТЕКСТА НА АБЗАЦЫ 11 1. Прочитай текст. Ответь на вопросы. Я иду по родному городу. Как же я люблю Москву! Мне даже...

    ПОВТОРЕНИЕ В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА § 62. ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО 375. I. Прочитайте текст. Определите его основную мысль. В какой части текста она выражена?...

    Урок 12. ТИПЫ ТЕКСТОВ Учимся различать типы текстов и их особенности 67. Прочитай отрывок из стихотворения. Каким настроением он проникнут? Осень тихо плачет за окошком,...

    Урок 35 Буква ъ Учимся правильно произносить и писать слова с ъ 249. Почитай вслед за учителем стихотворение-шутку. Правильно выговаривай звуки в выделенных словах. Мягкий...

    Урок 18 Сочетания же, ше, це Учимся правильно произносить и писать слова с буквосочетаниями же, ше, це 132. Прочитай пословицу вслед за учителем. Сравни произношение...

    Урок 40. ТВОРЧЕСКИЙ ПЕРЕСКАЗ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА Учимся пересказывать текст с дополнительным творческим заданием 242. Прочитай и выучи скороговорку. Постарайся как можно быстрее ее проговорить....

    4 класс Части речи Имя прилагательное Творительный падеж имен прилагательных ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать и прочитать сочетания слов. Поставить вопросы к прилагательным. Над ночным городом,...

    5. ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАЗЛИЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ 1 1. Из чего состоит текст? На какие части делится текст? Что такое предложение? С какой буквы пишется первое...

    Урок 16. ИЗЛОЖЕНИЕ Совершенствуем умение писать изложение 94. Прочитай стихотворение. О чем оно? Чтоб составить пересказ, Есть один совет для вас. Вы обдумайте рассказ, Не...

    60. Пословицы и поговорки (Прислів’я та приказки).Говорим: составляем высказывание по пословице. Читаем: составляем вопросы по тексту, отвечаем на них 474. Прочитайте. О чем этот текст?...

    3. ЗВУКИ И БУКВЫ ЗВУКИ РЕЧИ 1 1. Приводи примеры звуков в природе: как шумят деревья, как кричит петух, как завывает вьюга… 2. Сколько букв...

    20. Читаем: делим текст на части по содержанию. Учимся задавать вопросы по тексту. Пишем: составляем ответы на вопросы по тексту 161. Прочитайте молча. Какие вопросы...

    64. Слушаем: определяем тему текста. Читаем: делим текст на части по содержанию. Пишем: составляем высказывание на заданную тему 499. Послушайте текст, который прочитает учитель. Определите...

    7. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО BO ВТОРОМ КЛАССЕ СЛОВО Расскажи по схеме о разных группах слов. Приведи примеры. 10 Прочитай и отгадай стихотворение-загадку. Назови обращение в первом...

    50. Проверяем себя: выполняем задание по языковым темам. Читаем, обсуждаем прочитанное 400. Проверьте свои умения по пройденным темам: умеете ли вы использовать разные средства для...

    Урок 50 Сопоставляем высказывание с планом Учимся слушать высказывания с опорой на план 352. Послушай внимательно загадки и отгадай их. 1. Он зимою спит в...

    МОРФОЛОГИЯ МЕСТОИМЕНИЕ §40 Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Вопросительные местоимения 369 1. Назовите вопросы, на которые отвечают имена существительные, имена прилагательные, имена числительные. Названные вами вопросы...

    Урок 64. СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ ПРОСЛУШАННОГО ТЕКСТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ) Развиваем умение высказывать собственное мнение по поводу прослушанного текста 405. Послушай стихотворение. Перескажи его, выразив свое...

    ОТГАДКИ К ЗАГАДКАМ, ШАРАДАМ, РЕБУСАМ С. 21 – гость, знал. С. 32 – сумка. С. 43 – буквы. С. 48 – игрушки. С. 54 –...

    МОРФОЛОГИЯ МЕСТОИМЕНИЕ §41 Неопределенные местоимения. Не в неопределенных местоимениях 381 1. Прочитайте стихотворение. Предположите, о ком идет речь в этом стихотворении. Почему возможны разные предположения?...

    МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ §28 Написание н и нн в суффиксах прилагательных 262 1. Выпишите в один столбик имена прилагательные, в которых пишется две буквы н....

    2 класс Части речи Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? что делал? что будет делать? КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ 1. Записать слова. Поставить к ним...

    6. СЛОВО ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ 20 1. Прочитай текст. Ответь на вопросы. Здесь живут все, кто выступает в цирке. Это ученый гусь. А это дрессированный козел...

    5. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ, ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ И ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 10 1.Выучи стихотворение “Переплетчица” наизусть. Запиши его по памяти. Обозначь орфограммы. 2. Ответь на каждый вопрос одним словом...

    Урок 58. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ХРАНИТЕЛЬНИЦА МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Узнаем о художественной литературе кик хранительнице моральных (нравственных1) ценностей 372. Прочитай. Как ты понимаешь эти пословицы? 1....

    7. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО BO ВТОРОМ КЛАССЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 1. Расскажи по схеме, что ты знаешь о строении текста. 2. Что такое абзац? Что такое предложение? Из...

    ВСТРЕЧАЕМ ВЕСНУ УЧИМСЯ ДОБРОТЕ ИГРАЮЩИЕ СОБАКИ Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака Полкан. К Полкану подбежал маленький...

    2. ЯЗЫКИ РЕЧЬ. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СОСТАВЛЕНИЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ 14 1. Прочитай тексты-диалоги1. Какие вопросы в них задаются?...